Закон о запрете курения на рабочем месте

Полезное по теме: "Закон о запрете курения на рабочем месте" от специалистов простым языком. Если необходимо уточнить актуальность на 2020 год, а также задать вопрос, то обращайтесь к дежурному юристу.

Закон «О запрете курения»

Федеральный закон от 23 февраля 2013 г. N 15-ФЗ
«Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака»

С изменениями и дополнениями от:

14 октября, 31 декабря 2014 г., 30 декабря 2015 г., 26 апреля, 28 декабря 2016 г., 29 июля 2018 г., 27 декабря 2019 г.

Принят Государственной Думой 12 февраля 2013 года

Одобрен Советом Федерации 20 февраля 2013 года

ГАРАНТ:

См. комментарии к настоящему Федеральному закону

Президент Российской Федерации

Москва, Кремль
23 февраля 2013 г.
N 15-ФЗ

Закон направлен на защиту здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака.

Постепенно запретят курение на рабочих местах в помещениях и большинстве общественных мест. С 1 июня 2013 г. такой запрет вводится на территориях и в помещениях спортивных, образовательных, культурных, медицинских и оздоровительных организаций; на детских площадках, пляжах; в пассажирских самолетах; в городском и пригородном транспорте; на вокзалах, в портах, на станциях метро и рядом со входом в них. Также нельзя будет курить в помещениях органов власти и местного самоуправления, на автозаправках, в лифтах, на лестничных клетках и в иных местах общего пользования в многоквартирных домах. С 1 июня 2014 г. запретят курить в поездах дальнего следования, на судах дальнего плавания, в общежитиях, гостиницах, магазинах, кафе, ресторанах, на крытых рынках, пассажирских платформах у электричек. Исключение составят специально выделенные открытые места или изолированные помещения, оборудованные системами вентиляции. Причем организовать их разрешено далеко не везде.

Предусмотрены ценовые и налоговые меры по снижению спроса на табачные изделия (увеличение акцизов на данную продукцию; установление минимальных розничных цен на нее).

Запрещаются реклама и стимулирование продажи табачных изделий (например, проведение лотерей, конкурсов и иных мероприятий, где призом являются сигареты). Также табачным компаниям нельзя будет выступать спонсорами любых акций и мероприятий в сфере образования, физкультуры, спорта, здравоохранения и культуры.

Вводится запрет на потребление табака несовершеннолетними. При этом граждане обязаны заботиться о формировании у детей отрицательного отношения к курению, а также о недопустимости их вовлечения в этот процесс.

КОНСУЛЬТАЦИЯ ЮРИСТА


УЗНАЙТЕ, КАК РЕШИТЬ ИМЕННО ВАШУ ПРОБЛЕМУ — ПОЗВОНИТЕ ПРЯМО СЕЙЧАС

8 800 350 84 37

Ограничивается демонстрация курения с телеэкрана. Запрещается показывать табачные изделия и процесс их потребления во всех новых аудиовизуальных произведениях: как детских, так и взрослых (в отношении последних предусмотрено лишь 1 исключение, когда такое действие является неотъемлемой частью художественного замысла).

Закон содержит меры по ограничению торговли табачными изделиями. В частности, с 1 июня 2014 г. продавать их в розницу можно будет только в магазинах и павильонах, имеющих торговый зал. При отсутствии таковых в населенном пункте будет разрешена продажа в других объектах или развозная торговля. При этом выкладывать табачные изделия на витрину запретят. В торговом зале можно будет разместить лишь перечень продаваемой табачной продукции. Если у продавца возникнут сомнения в совершеннолетии покупателя, он сможет потребовать у него удостоверение личности.

Расширяется перечень мест, где торговать табаком запрещено. В него, в частности, включаются вокзалы (кроме магазинов «дьюти фри»), станции метро.

Для пресечения незаконной торговли табачной продукцией будут учитывать ее производство, импорт, экспорт, оптовую и розничную продажу, а также отслеживать производственное оборудование, движение и распределение табачных изделий.

Федеральный закон вступает в силу с 1 июня 2013 г., за исключением отдельных положений, для которых предусмотрены иные сроки введения в действие.

Федеральный закон от 23 февраля 2013 г. N 15-ФЗ «Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака»

Настоящий Федеральный закон вступает в силу с 1 июня 2013 г.

Статья 13 настоящего Федерального закона вступает в силу с 1 января 2014 г.

Пункты 1 и 2 части 1 статьи 18 настоящего Федерального закона вступают в силу с 1 января 2017 г.

Части 2 и 4 статьи 18 настоящего Федерального закона вступают в силу с 1 июля 2018 г.

Текст Федерального закона опубликован на «Официальном интернет-портале правовой информации» (www.pravo.gov.ru) 25 февраля 2013 г., в «Российской газете» от 26 февраля 2013 г. N 41, в Собрании законодательства Российской Федерации от 25 февраля 2013 г. N 8 ст. 721, в «Парламентской газете» от 1-7 марта 2013 г. N 7

В настоящий документ внесены изменения следующими документами:

Федеральный закон от 27 декабря 2019 г. N 512-ФЗ

Изменения вступают в силу с 8 января 2020 г.

Федеральный закон от 29 июля 2018 г. N 272-ФЗ

Изменения вступают в силу с 30 июля 2018 г., за исключением подпунктов «в», «г» и «е» пункта 2 статьи 24 названного Федерального закона, вступающих в силу с 1 марта 2019 г.

Федеральный закон от 28 декабря 2016 г. N 471-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2017 г.

Федеральный закон от 26 апреля 2016 г. N 115-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 июля 2016 г.

Федеральный закон от 30 декабря 2015 г. N 456-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 31 декабря 2014 г. N 530-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 14 октября 2014 г. N 307-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении тридцати дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

© ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 2020. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания «Гарант» и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.

Читайте так же:  Штраф за отсутствие декларации пожарной безопасности

http://base.garant.ru/70321478/

Статья 12. Запрет курения табака на отдельных территориях, в помещениях и на объектах

Статья 12. Запрет курения табака на отдельных территориях, в помещениях и на объектах

1. Для предотвращения воздействия окружающего табачного дыма на здоровье человека запрещается курение табака (за исключением случаев, установленных частью 2 настоящей статьи):

1) на территориях и в помещениях, предназначенных для оказания образовательных услуг, услуг учреждениями культуры и учреждениями органов по делам молодежи, услуг в области физической культуры и спорта;

2) на территориях и в помещениях, предназначенных для оказания медицинских, реабилитационных и санаторно-курортных услуг;

ГАРАНТ:

Пункт 3 части 1 статьи 12 вступает в силу с 1 июня 2014 г.

3) в поездах дальнего следования, на судах, находящихся в дальнем плавании, при оказании услуг по перевозкам пассажиров;

4) на воздушных судах, на всех видах общественного транспорта (транспорта общего пользования) городского и пригородного сообщения (в том числе на судах при перевозках пассажиров по внутригородским и пригородным маршрутам), в местах на открытом воздухе на расстоянии менее чем пятнадцать метров от входов в помещения железнодорожных вокзалов, автовокзалов, аэропортов, морских портов, речных портов, станций метрополитенов, а также на станциях метрополитенов, в помещениях железнодорожных вокзалов, автовокзалов, аэропортов, морских портов, речных портов, предназначенных для оказания услуг по перевозкам пассажиров;

ГАРАНТ:

Пункт 5 части 1 статьи 12 вступает в силу с 1 июня 2014 г.

5) в помещениях, предназначенных для предоставления жилищных услуг, гостиничных услуг, услуг по временному размещению и (или) обеспечению временного проживания;

ГАРАНТ:

Пункт 6 части 1 статьи 12 вступает в силу с 1 июня 2014 г.

6) в помещениях, предназначенных для предоставления бытовых услуг, услуг торговли, общественного питания, помещениях рынков, в нестационарных торговых объектах;

7) в помещениях социальных служб;

8) в помещениях, занятых органами государственной власти, органами местного самоуправления;

9) на рабочих местах и в рабочих зонах, организованных в помещениях;

10) в лифтах и помещениях общего пользования многоквартирных домов;

11) на детских площадках и в границах территорий, занятых пляжами;

ГАРАНТ:

Пункт 12 части 1 статьи 12 вступает в силу с 1 июня 2014 г.

12) на пассажирских платформах, используемых исключительно для посадки в поезда, высадки из поездов пассажиров при их перевозках в пригородном сообщении;

13) на автозаправочных станциях.

2. На основании решения собственника имущества или иного лица, уполномоченного на то собственником имущества, допускается курение табака:

1) в специально выделенных местах на открытом воздухе или в изолированных помещениях, которые оборудованы системами вентиляции и организованы на судах, находящихся в дальнем плавании, при оказании услуг по перевозкам пассажиров;

2) в специально выделенных местах на открытом воздухе или в изолированных помещениях общего пользования многоквартирных домов, которые оборудованы системами вентиляции;

Информация об изменениях:

Часть 2 дополнена пунктом 3 с 8 января 2020 г. — Федеральный закон от 27 декабря 2019 г. N 512-ФЗ

3) в специально выделенных изолированных помещениях, которые оборудованы системами вентиляции и организованы в аэропортах в зонах, предназначенных для нахождения зарегистрированных на рейс пассажиров после проведения предполетного досмотра, и зонах, предназначенных для пассажиров, следующих транзитом, таким образом, чтобы была исключена возможность наблюдения за курением табака из других помещений.

3. Требования к выделению и оснащению специальных мест на открытом воздухе для курения табака, к выделению и оборудованию изолированных помещений для курения табака устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере строительства, архитектуры, градостроительства и жилищно-коммунального хозяйства, совместно с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения, и должны обеспечивать соблюдение установленных в соответствии с санитарным законодательством Российской Федерации гигиенических нормативов содержания в атмосферном воздухе веществ, выделяемых в процессе потребления табачных изделий.

4. Для лиц, находящихся в следственных изоляторах, иных местах принудительного содержания или отбывающих наказание в исправительных учреждениях, обеспечивается защита от воздействия окружающего табачного дыма в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения.

5. Для обозначения территорий, зданий и объектов, где курение табака запрещено, соответственно размещается знак о запрете курения, требования к которому и к порядку размещения которого устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

6. Органы государственной власти субъектов Российской Федерации вправе устанавливать дополнительные ограничения курения табака в отдельных общественных местах и в помещениях.

ГАРАНТ:

См. комментарии к статье 12 настоящего Федерального закона

http://base.garant.ru/70321478/b6e02e45ca70d110df0019b9fe339c70/

Работодатель вправе запретить курение в рабочее время вне зависимости от места нахождения работника

isaravut / Shutterstock.com

К такому выводу пришли эксперты службы Правового консалтинга компании «Гарант». Специалисты пояснили, что, юрлица вправе устанавливать запрет курения табака на территориях и в помещениях, используемых для осуществления своей деятельности, а также с соблюдением трудового законодательства применять меры стимулирующего характера, направленные на прекращение потребления табака работниками (п. 3 ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 23 февраля 2013 г. № 15-ФЗ «Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака», далее – закон о запрете курения).

При этом, как отмечают эксперты, работодатель, вправе установить в локальном нормативном акте запрет на курение в рабочее время при исполнении трудовых обязанностей вне зависимости от места нахождения работника. Это имеет принципиальное значение для работников с разъездным характером работы, за которыми конкретное рабочее место не закреплено.

Таким образом, устанавливая в локальном нормативном акте организации запрет на курение только на ее территории, работника нельзя будет привлечь к дисциплинарной ответственности за курение за пределами организации. Даже если это произойдет в рабочее время при исполнении трудовых обязанностей. Исключением станет нарушение им правил техники безопасности при выполнении работ по обслуживанию объектов газового хозяйства и т. д.

Читайте так же:  Истек срок исковой давности кредиторской задолженности

В частности, в рассмотренном экспертами случае работодателю стало известно, что работник с разъездным характером работы курил в ходе выполнения трудовых обязанностей на лоджии квартиры клиента, в то время как курение было запрещено только на территории организации. Специалисты пояснили, что в данном случае работодатель не вправе привлечь сотрудника к дисциплинарной ответственности.

Переносится ли дата увольнения, если срок действия трудового договора истекает в день сдачи работником крови и ее компонентов? Узнайте в «Энциклопедия решений. Трудовые отношения, кадры» интернет-версии системы ГАРАНТ. Получите полный доступ на 3 дня бесплатно!

Напомним, что порядок привлечения к дисциплинарной ответственности устанавливается ст. 192 Трудового кодекса, а запрет на курение на отдельных территориях, в помещениях и на объектах регламентируется ст. 12 закона о запрете курения).

http://www.garant.ru/news/1122253/

Роспотребнадзор (стенд)

Роспотребнадзор (стенд)

За отсутствие знака о запрете курения и несоблюдение требований к нему штраф до 60 000 рублей — RSS

За отсутствие знака о запрете курения и несоблюдение требований к нему штраф до 60 000 рублей

За отсутствие знака о запрете курения и несоблюдение требований к нему штраф до 60 000 рублей

В соответствии со ст. 12 Федерального зако­на от 23.03.2013 № 15-ФЗ «Об охране здоро­вья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака» для предотвращения воздействия окру­жающего табачного дыма на здоровье человека запрещается курение табака (за исключением случаев, установленных ч. 2 ст. 15 данного зако­на) в следующих местах:

Для обозначения территорий, зданий и объектов, где курение табака запрещено, размещается знак о запрете курения, требования к которому и к порядку размещения которого устанавливает уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнитель­ной власти. Органы государственной власти субъектов Российской Федерации вправе устанавливать дополни­тельные ограничения курения табака в отдельных общест­венных местах и помещениях. Приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 12.05.2014 № 214н утверждены требования к знаку о запрете курения и порядку его размещения.

КАК ВЫГЛЯДИТ ЗНАК?

Знак о запрете курения выполняется в виде изобра­жения определенной геометрической формы с использованием различных цветов, графических символов (цвето­графическое изображение) и представляет собой круг с каймой красного цвета (за исключением дополнительного знака о запрете курения, размещаемого в соответствии с п. 6 указанных требований, изображение которого может отличаться и быть в ином цвете), ширина которой должна быть не менее 13,7 мм (приложение к приказу Минздрава России от 12.05.2014 №214н). Диаметр круга — не менее 200 мм, включая кайму. В центре круга горизонтально размещается графическое изображение сигареты, представляющее собой три прямоугольника черного цвета.

Размер первого прямоугольника должен быть не менее 120х25 мм, второго и третьего – не менее 6,2х25 мм. Прямоугольники размещаются слева направо. Расстояние между первым и вторым прямоугольником должно состав­лять не менее 5 мм, между вторым и третьим — не менее 6,2 мм. Сверху второго и третьего прямоугольников раз­мещаются волнистые линии шириной не менее 5 мм, изо­бражающие дым. Сигарету пересекает красная поперечная полоса шириной не менее 17,5 мм. Красная поперечная по­лоса выполняется под углом 45° к горизонтали с наклоном слева сверху от каймы направо вниз к кайме и не должна прерываться графическим символом знака (сигаретой).

Видео (кликните для воспроизведения).

Знак о запрете курения, размещаемый в транспортных средствах, дополнительный знак о запрете курения раз­мещается по решению собственника имущества или иного лица, уполномоченного на то собственником имущества, на территориях и в помещениях, используемых для осуществ­ления деятельности, в том числе на двери номера или в но­мере (для помещений, предназначенных для предоставле­ния гостиничных услуг, услуг по временному размещению и (или) обеспечению временного проживания), возле барной стойки, в залах, включая банкетные залы, кабины и кабинеты (для помещений, предназначенных для предоставления ус­луг торговли, общественного питания, помещений рынков), в тамбуре (для поездов), в салоне (для воздушных судов). Этот знак может быть меньше размеров, названных выше.

Цветографическое изображение знака о запрете куре­ния наносится с использованием различных технологий на поверхность материала-носителя, в том числе металла, пластика, силикатного или органического стекла, самоклеющейся полимерной пленки, самоклеющейся и пе чатной бумаги, картона. Допускается сопровождать знак о запре­те курения надписями «Не курить», «Курить запрещено» и (или) информацией о размере штрафов за курение.

ГДЕ РАЗМЕЩАЕТСЯ ЗНАК?

Знак о запрете курения размещается у каждого входа на территории, в здания и на объекты, где курение табака запрещено (у транспортных средств — на двери с внешней стороны), а также в местах общего пользования, в том чис­ле туалетах. В помещениях,предназначенных для предо­ставления гостиничных услуг, услуг по временному раз­мещению и (или) обеспечению временного проживания, знак о запрете курения дополнительно размещается возле места регистрации (службы приема).

ШТРАФЫ ЗА ОТСУТСТВИЕ ЗНАКА

В соответствии со ст. 6.25 КоАП РФ несоблюдение требований к знаку о запрете курения, обозначающему территории, здания и объекты, где курение запрещено, и к порядку его размещения влечет за собой наложение административного штрафа на должностных лиц в раз­мере от 10 000 до 20 000 рублей, на юридических лиц – от 30 000 до 60 000 рублей.

Неисполнение индивидуальным предпринимателем или юридическим лицом обязанностей по контролю за соблюдением норм законодательства в сфере охраны здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака на территориях и в помещениях, используемых для осуществления своей деятельности, влечет за собой наложение административного штрафа на индивидуальных п редпринимателей в размере от 30 000 до 40 000 рублей, на юридических лиц – от 60 000 до 90 000 рублей.

ДЛЯ СПРАВКИ

Обращаем внимание, что в ГОСТ Р 12.4.026-2001 «Государственный стандарт Российской Федерации. Система стандартов безопасности труда. Цвета сигнальные, знаки безопасности и разметка сигнальная. Назначение и правила применения. Общие технические требования и характеристики. Методы испытаний» приведено цветографическое изображение знака «Запрещается курить» (код знака Р 01) и оно отличается от цветографического изображения знака в соответствии с приказом Минздрава России от 12.05.2014 № 214н.

Читайте так же:  По административному делу защитник или представитель

http://05.rospotrebnadzor.ru/rss_all/-/asset_publisher/Kq6J/content/id/296378

Курение на работе: права и обязанности работника и работодателя

Курение является весьма распространенной вредной привычкой: люди курят как во время отдыха, так и на работе. Для ограничения негативного воздействия табачного дыма на некурящих работников, а также для устранения других негативных последствий курения во время рабочего дня законодательно были установлены специальные правила.

Какие нормы регулируют курение в рабочее время? Какова ответственность за их нарушение?

Право курить на работе

Федеральный закон от 10.07.2001 №87‑ФЗ «Об ограничении курения табака» (далее – Федеральный закон №87‑ФЗ) определяет правовые основы ограничения курения табака в целях снижения заболеваемости населения. Непосредственно под курением табака понимается вдыхание дыма тлеющих табачных изделий. Окружающий табачный дым определяется как табачный дым, содержащийся в атмосферном воздухе закрытых помещений, в которых осуществляется курение табака.

К сведению:

Табачные изделия – это изделия для курения, жевания или нюхания, упакованные в потребительскую тару, в том числе сигареты с фильтром, сигареты без фильтра, папиросы, сигары, сигариллы, табак трубочный, табак курительный, махорка (крупка курительная).

В соответствии со ст. 6 Федерального закона №87‑ФЗв целях снижения вредного воздействия табачного дыма запрещаетсякурение табака на рабочих местах, в городском и пригородном транспорте, на воздушном транспорте при продолжительности полета менее трех часов, закрытых спортивных сооружениях, организациях здравоохранения, организациях культуры, на территориях и в помещениях образовательных организаций, в помещениях, занимаемых органами государственной власти, за исключением курения табака в специально отведенных для этого местах.

К сведению:

В соответствии со ст. 209 ТК РФ под рабочим местом понимается место, где работник должен находиться или куда ему необходимо прибыть в связи с его работой и которое прямо или косвенно находится под контролем работодателя.

При этом в п. 2 ст. 6 Федерального закона №87‑ФЗ на работодателя возлагается обязанность по оснащению специально отведенных мест для курения табака.

Спорным является вопрос относительно возможности работодателя вообще запретить курение на работе. Некоторые специалисты отмечают, что такой запрет, установленный в локальном правовом акте, будет правомочен. Однако, на наш взгляд, из закона прямо следует право работника курить в специально отведенных для этого местах, а на работодателя прямо возлагается обязанность создать такие места. Кроме того, в рассматриваемых ниже актах предусматривается обязательное создание мест для курения, что подтверждает нашу точку зрения.

Что же касается времени для курения, это могут быть специально установленные работодателем для этого перерывы или любые другие перерывы для отдыха. Напомним, что в силу ст. 91 ТК РФ рабочее время – это время, в течение которого работник в соответствии с правилами внутреннего трудового распорядка и условиями трудового договора должен исполнять трудовые обязанности, а также иные периоды времени, которые согласно ТК РФ, другим федеральным законам и нормативным правовым актам РФ относятся к рабочему времени. Под временем отдыха понимается время, в течение которого работник свободен от исполнения трудовых обязанностей и которое он может использовать по своему усмотрению. В соответствии со ст. 107 ТК РФ видами времени отдыха являются перерывы в течение рабочего дня (смены), ежедневный (междусменный) отдых, выходные дни (еженедельный непрерывный отдых), нерабочие праздничные дни, отпуска. Специально перерывы для курения не предусмотрены.

Места для курения

К сведению:

Правила пожарной безопасности устанавливают требования пожарной безопасности, обязательные для применения и исполнения в том числе организациями независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, их должностными лицами, предпринимателями без образования юридического лица в целях защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества, охраны окружающей среды.

Также положения о местах для курения содержатся и в Санитарно-эпидемиологических правилах СП 2.2.1.1312‑03, утвержденных Главным государственным санитарным врачом РФ 22.04.2003 № 88. Среди требований к административным и бытовым зданиям и помещениям есть такое: места для курения проектируются при работах всех групп производственных процессов и во избежание контакта некурящих с табачным дымом изолируются от всех санитарно-бытовых помещений.

Предписывающие знаки и знаки пожарной безопасности определены ГОСТ Р 12.4.026‑2001, принятым и введенным в действие Постановлением Госстандарта РФ от 19.09.2001 №387‑ст. В местах курения на производственных объектах должен быть предписывающий знак М 15 «Курить здесь». В местах же, где курение может стать причиной пожара, на дверях и стенах помещений, участках, где имеются горючие и легковоспламеняющиеся вещества, или в помещениях, где курить запрещается, размещается знак Р 01 «Курить запрещается».

Вопросы ответственности, связанные с курением на рабочем месте

Пунктом 3 ст. 6 Федерального закона №87‑ФЗ устанавливается, что нарушение положений о запрете курения табака на рабочем месте, а также неисполнение работодателем обязанности по созданию специальных мест для курения влечет за собой административную ответственность в соответствии с законодательством. Однако в КоАП РФ специальных мер ответственности за указанные деяния не предусмотрено.

Некоторые специалисты полагают, что работодателя в случае нарушения им правил о специальных местах для курения можно привлечь к ответственности по ст. 5.27 «Нарушение законодательства о труде и об охране труда» КоАП РФ, согласно которой нарушение законодательства о труде и об охране труда влечет наложение административного штрафа в размере:

– на должностных лиц – от 1 000 до 5 000 руб.;

– на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, – от 1000 до 5000руб. или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток;

– на юридических лиц – от 30 000 до 50 000 руб. или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток.

Нарушение же законодательства о труде и охране труда должностным лицом, ранее подвергнутым административному наказанию за аналогичное административное правонарушение, влечет дисквалификацию на срок от одного года до трех лет.

Читайте так же:  Оплата постановления по делу об административном правонарушении

Неисполнение же требований относительно мест для курения, предусмотренных правилами пожарной безопасности, может повлечь ответственность по ст. 20.4 «Нарушение требований пожарной безопасности» КоАП РФ. Так, за нарушение требований пожарной безопасности устанавливается предупреждение или наложение административного штрафа в размере:

– на граждан – от 1 000 до 1 500 руб.;

– на должностных лиц – от 6 000 до 15 000 руб.;

– на юридических лиц – от 150 000 до 200 000 руб.

В соответствии со ст. 6.3 «Нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения и законодательства о техническом регулировании» КоАП РФ нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выразившееся в нарушении действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, требований технических регламентов, невыполнении санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий, влечет предупреждение или наложение административного штрафа в размере:

– на граждан – от 100 до 500 руб.;

– на должностных лиц – от 500 до 1 000 руб.;

– на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, – от 500 до 1000руб. или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток;

– на юридических лиц – от 10 000 до 20 000 руб. или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток.

В заключение отметим, что курение на рабочем месте запрещается законом. При этом на работодателя возлагается обязанность по созданию специальных мест для курения в соответствии с установленными требованиями. Непроработанными в действующем законодательстве являются вопросы ответственности за нарушение данных положений. Так, специальные меры административной ответственности отсутствуют, могут применяться только нормы ответственности за нарушение противопожарного, санитарно-эпидемиологического и другого законодательства. За нарушение правил о курении работник может быть привлечен только к дисциплинарной ответственности в соответствии с нормами ТК РФ.


http://www.klerk.ru/law/articles/265979/

Законодательство прямо запрещает курение на рабочем месте

Вопрос: Работодатель разделил коллектив работников на две части – курящих и некурящих, причем данные группы работников находятся в разных помещениях, принадлежащего работодателю здания, помещения изолированы друг от друга. Работники против разделения на группы не возражали. Для оптимизации потери рабочего времени курящими членами коллектива, работодатель разрешил курение на рабочих местах, что отражено в локальном нормативном акте, установив в кабинете систему кондиционирования и очистки воздуха, а также огнетушители. Правомерны ли действия работодателя?

Ответ: Действия работодателя неправомерны, так как законодательство прямо запрещает курение табака на рабочем месте, при этом, не имеется норм, которое бы устанавливали какие-либо ограничения на этот счет. Работодатель может быть привлечен к ответственности по статье 20.4 КоАП за нарушение правил пожарной безопасности.

Обоснование: В силу части 2 статьи 3 Трудового кодекса никто не может быть ограничен в трудовых правах и свободах или получать какие-либо преимущества независимо от пола, расы, цвета кожи, национальности, языка, происхождения, имущественного, семейного, социального и должностного положения, возраста, места жительства, отношения к религии, политических убеждений, принадлежности или непринадлежности к общественным объединениям, а также от других обстоятельств, не связанных с деловыми качествами работника.

Данная норма указывает не недопустимость дискриминации по каким-либо признакам, однако следует иметь в виду, что разделение коллектива на курящих и некурящих, не является дискриминацией, так как права некурящих в данном случае никак не ущемляются, а курящие фактически получают для себя более комфортные условия, так как отпадает необходимость отлучаться с рабочего места в места, предназначенные для курения.

Как следует из норм абзаца 14 статьи 22 Трудового кодекса, работодатель обязан обеспечивать бытовые нужды работников, связанные с исполнением ими трудовых обязанностей.

Данная норма указывает на обязанность работодателя обеспечить осуществление нужд бытового характера, возникающих у работников при исполнении трудовых обязанностей.

Нормами части 1 статьи 8 Трудового кодекса установлено, что работодатели, за исключением работодателей — физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями, принимают локальные нормативные акты, содержащие нормы трудового права (далее — локальные нормативные акты), в пределах своей компетенции в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективными договорами, соглашениями.

Таким образом, работодатели могут издать локальные нормативные акты, регламентирующие определенные особенности осуществления трудовых отношений в конкретной организации.

Как установлено частью 3 статьи 11.17 КоАП, курение в вагонах (в том числе в тамбурах) пригородного поезда, в не установленных для курения местах в поезде местного или дальнего сообщения, либо на судне морского или внутреннего водного транспорта, либо на воздушном судне при продолжительности полета менее трех часов -влечет предупреждение или наложение административного штрафа в размере ста рублей.

Данная норма не содержит запрет на курение на рабочем месте.

Необходимо отметить, что нормы статьи 20.4 КоАП устанавливают ответственность за нарушение правил пожарной безопасности.

Исходя из норм части 1 статьи 6 Федерального закона от 10.07.2001 N 87-ФЗ «Об ограничении курения табака» (далее – закон N 87-ФЗ) в целях снижения вредного воздействия табачного дыма запрещается курение табака на рабочих местах, в городском и пригородном транспорте, на воздушном транспорте при продолжительности полета менее трех часов, в закрытых спортивных сооружениях, организациях здравоохранения, организациях культуры, на территориях и в помещениях образовательных организаций, в помещениях, занимаемых органами государственной власти, за исключением курения табака в специально отведенных местах для курения табака.

Данная норма устанавливает, что курение табака на рабочих местах не допускается, однако в данной норме указан запрет на курение на рабочем месте вне специально отведенных мест. В указанной норме не толкуется понятие «рабочее место», однако исходя из норм части 6 статьи 209 Трудового кодекса, следует, что рабочее место — место, где работник должен находиться или куда ему необходимо прибыть в связи с его работой и которое прямо или косвенно находится под контролем работодателя. В нормах СанПиН 2.2.4.548-96. 2.2.4. указано, что рабочее место — участок помещения, на котором в течение рабочей смены или части ее осуществляется трудовая деятельность. Рабочим местом может являться несколько участков производственного помещения. Если эти участки расположены по всему помещению, то рабочим местом считается вся площадь помещения. Кроме того, приведенная норма не указывает конкретных требований к месту для курения табака. По смыслу данной нормы также следует, что приведенная норма не устанавливает запрет на установления специального места для курения на территории рабочего места.

Читайте так же:  Как проверить протокол гибдд об административном правонарушении

В силу пункта 2 статьи 6 Закона N 87-ФЗ, на работодателя возлагается обязанность по оснащению специально отведенных мест для курения табака.

Следовательно, работодатель обязан предоставить места для курения табака, а также оборудовать их. Конкретные требования к оборудованию и нахождению данных мест не указаны.

Как следует из норм пункта 15 Правил пожарной безопасности в РФ (ППБ 01-03), утвержденных Приказом МЧС РФ от 18.06.2003 N 313 «Об утверждении правил пожарной безопасности (ППБ 01-03)» (далее – ППБ 01-03) в каждой организации распорядительным документом должен быть установлен соответствующий их пожарной опасности противопожарный режим, в том числе определены и оборудованы места для курения.

Нормы ППБ 01-03 предписывают организовывать места для курения в соответствии с их пожарной опасностью, что оформляется локальным нормативным актом.

Нормы Концепции осуществления государственной политики противодействию потребления табака на 2010-2015 годы, утвержденной Распоряжением Правительства РФ от 23.09.2010 N 1563-р «О концепции осуществления государственной политики противодействию потребления табака на 2010-2015 годы» установлено, что основными мерами по защите от воздействия табачного дыма являются запрет курение на рабочих местах и в зонах, организованных в закрытых помещениях.

Приведенная выше норма указывает на недопустимость курения табака, как на рабочем месте, так и в закрытом помещении вообще, однако, следует учитывать, что данная концепция не носит обязательный характер, а лишь определяет направление государственной политики, в сфере ограничения употребления табака.

Резюмируя все вышеизложенное, можно сделать вывод, что действия работодателя неправомерны, так как законодательство прямо запрещает курение табака на рабочем месте, при этом, не имеется норм, которое бы устанавливали какие-либо ограничения на этот счет. Кроме того, работодатель может быть привлечен к административной ответственности по статье 20.4 КоАП за нарушение правил пожарной безопасности, так как курение разрешено только в специально установленных для этого местах, а курение на рабочем месте недопустимо.

http://www.klerk.ru/law/articles/295250/

Федеральный закон № 15-ФЗ «Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака»

15 ноября 2013 года вступил в силу Федеральный закон от 21 октября 2013 г. № 274-ФЗ «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях и Федеральный закон «О рекламе» в связи с принятием Федерального закона «Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака», который дополняет Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (далее — КоАП) статьями, предусматривающими ответственность за нарушение требований, запретов и ограничений, установленных Федеральным законом от 23 февраля 2013 г. № 15-ФЗ «Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака».

Понятие «общественное место» законодательством не закреплено. Однако правоприменительная практика полиции и судебная практика свидетельствуют о том, что при определении критериев общественного места необходимо оперировать такими категориями как пространство или территория (в том числе транспорт), выделенная для общественного пользования; места, открытые для свободного доступа неограниченного круга лиц; места предполагающие возможность нахождения в них неопределенного круга лиц.

Статьей 12 Федерального закона «Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака», определены территории, помещения и объекты, где запрещено курения табака:

1) на территориях и в помещениях, предназначенных для оказания образовательных услуг, услуг учреждениями культуры и учреждениями органов по делам молодежи, услуг в области физической культуры и спорта;

2) на территориях и в помещениях, предназначенных для оказания медицинских, реабилитационных и санаторно-курортных услуг;

3) в поездах дальнего следования, на судах, находящихся в дальнем плавании, при оказании услуг по перевозкам пассажиров;

4) на воздушных судах, на всех видах общественного транспорта городского и пригородного сообщения, в местах на открытом воздухе на расстоянии менее чем пятнадцать метров от входов в помещения железнодорожных вокзалов, автовокзалов, аэропортов, морских портов, речных портов, станций метрополитенов, а также на станциях метрополитенов, в помещениях железнодорожных вокзалов, автовокзалов, аэропортов, морских портов, речных портов, предназначенных для оказания услуг по перевозкам пассажиров;

5) в помещениях, предназначенных для предоставления жилищных услуг, гостиничных услуг, услуг по временному размещению и (или) обеспечению временного проживания;

6) в помещениях, предназначенных для предоставления бытовых услуг, услуг торговли, общественного питания, помещениях рынков, в нестационарных торговых объектах;

7) в помещениях социальных служб;

8) в помещениях, занятых органами государственной власти, органами местного самоуправления;

9) на рабочих местах и в рабочих зонах, организованных в помещениях;

10) в лифтах и помещениях общего пользования многоквартирных домов;

11) на детских площадках и в границах территорий, занятых пляжами;

12) на пассажирских платформах, используемых исключительно для
посадки в поезда, высадки из поездов пассажиров при их перевозках в
пригородном сообщении;

13) на автозаправочных станциях.

Кроме того, частью 6 данной статьи предусмотрено, что органы государственной власти субъектов Российской Федерации вправе устанавливать дополнительные ограничения курения табака в отдельных общественных местах.

За нарушение указанных запретов наступает административная ответственность в соответствии со ст. 6.24 КоАП РФ «Нарушение установленного федеральным законом запрета курения табака на отдельных территориях, в помещениях и на объектах», которая по ч. 1 влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от пятисот до одной тысячи пятисот рублей, а по ч. 2 — наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до трех тысяч рублей. Протоколы по данным административным правонарушениям вправе составлять должностные лица органов внутренних дел (полиции).

Видео (кликните для воспроизведения).

http://62.xn--b1aew.xn--p1ai/document/2071013

Закон о запрете курения на рабочем месте
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here