Закон номер 15 о запрете курения

Полезное по теме: "Закон номер 15 о запрете курения" от специалистов простым языком. Если необходимо уточнить актуальность на 2020 год, а также задать вопрос, то обращайтесь к дежурному юристу.

Сигарета в подъезде или лифте стоит от 500 до 1500 рублей

У каж­до­го чело­ве­ка есть пра­во, соглас­но Кон­сти­ту­ции, на охра­ну сво­е­го здо­ро­вья. Это не толь­ко воз­мож­ность лече­ния и обсле­до­ва­ния, но и пра­во потреб­ле­ния здо­ро­вых про­дук­тов, пре­бы­ва­ния в эко­ло­ги­че­ски чистой сре­де, сво­бод­ной от вред­ных выбро­сов про­из­вод­ства, транс­пор­та и т.д. Все зна­ют, насколь­ко вред­но куре­ние. Потреб­ле­ние алко­го­ля или таба­ка — это дело лич­но­го выбо­ра. Но такой про­цесс пере­ста­ет быть лич­ным, когда от него начи­на­ют стра­дать дру­гие люди. При­ме­ра­ми недо­пу­сти­мо­го потреб­ле­ния вред­ных веществ явля­ет­ся, напри­мер, пьян­ство за рулем или на рабо­чем месте, раз­нуз­дан­ное пове­де­ние алко­го­ли­ка в пуб­лич­ных местах и т.д. Еще одним бичом явля­ет­ся пас­сив­ное куре­ние, когда неку­ря­щий чело­век вынуж­ден вды­хать табач­ный дым, рас­про­стра­ня­е­мый куриль­щи­ка­ми. Для того, что­бы защи­тить неку­ря­щих от навя­зы­ва­е­мо­го им пас­сив­но­го потреб­ле­ния таба­ка, и был утвер­жден 23 фев­ра­ля 2012 г. Феде­раль­ный закон о запре­те куре­ния.

ФЗ № 15 о запрете курения: положения, ограничения и наказание

Зачем был нужен закон, запре­ща­ю­щий куре­ние, опре­де­ля­ет ст. 4 ФЗ:

  • раз­ра­бот­ка ком­плекс­ных мер в обла­сти граж­дан­ских прав, свя­зан­ных с охра­ной здо­ро­вья;
  • пре­ду­пре­жде­ние рака лег­ких и дру­гих болез­ней, кото­рые вызы­ва­ет куре­ние;
  • воз­ло­же­ние ответ­ствен­но­сти на орга­ны гос. вла­сти, ОСМУ, ИП, юри­ди­че­ских лиц за защи­ту прав граж­дан на охра­ну сво­е­го здо­ро­вья от того вре­да, кото­рый при­но­сит табач­ный дым для окру­жа­ю­щих;
  • инфор­ма­ция граж­дан о вре­де куре­ния;
  • запрет ком­мер­че­ской рекла­мы табач­ных изде­лий;
  • обя­за­тель­ство пре­ду­пре­ждать о вре­де куре­ния для здо­ро­вья во всех инфор­ма­ци­он­ных про­дук­тах, содер­жа­щих скры­тую рекла­му (напри­мер, кад­ры с изоб­ра­же­ни­ем куря­щих);
  • при­ня­тие меди­цин­ских мер по ока­за­нию помо­щи насе­ле­нию в избав­ле­нии от вред­ной при­выч­ки курить;
  • под­держ­ка свя­зей с меж­ду­на­род­ны­ми орга­ни­за­ци­я­ми в борь­бе с потреб­ле­ни­ем табач­ной про­дук­ции*;
  • под­ня­тие цен на табач­ную про­дук­цию путем удо­ро­жа­ния акци­зов и дру­гих мер.

* К табач­ной про­дук­ции отно­сят­ся сига­ре­ты, папи­ро­сы, сига­ры, махор­ка, тру­боч­ный табак, табак для калья­на, жева­тель­ные и нюха­тель­ные про­дук­ты из таба­ка и др. виды това­ров.

Полномочия органов власти

КОНСУЛЬТАЦИЯ ЮРИСТА


УЗНАЙТЕ, КАК РЕШИТЬ ИМЕННО ВАШУ ПРОБЛЕМУ — ПОЗВОНИТЕ ПРЯМО СЕЙЧАС

8 800 350 84 37

Феде­раль­ные, муни­ци­паль­ные и госу­дар­ствен­ные струк­ту­ры долж­ны:

  • коор­ди­ни­ро­вать свои дей­ствия в при­ня­тии мер в соот­вет­ствии с при­ня­тым зако­ном о куре­нии;
  • осу­ществ­лять мони­то­ринг за его выпол­не­ни­ем путем гос­над­зо­ра со сто­ро­ны упол­но­мо­чен­ных лиц;
  • реаль­но вопло­щать в жизнь все прин­ци­пы ФЗ 15;
  • осве­щать путем пуб­лич­ной инфор­ма­ци­ей свое вза­и­мо­дей­ствие с про­из­во­ди­те­ля­ми таба­ка.

Права и обязанности граждан в защите здоровья от вреда курения

В соот­вет­ствии со ст. 9 ФЗ № 15, граж­дане име­ют пра­во:

  • пре­бы­вать в здо­ро­вой окру­жа­ю­щей сре­де (без назой­ли­во­го запа­ха табач­но­го дыма);
  • полу­чать в пол­ном объ­е­ме меди­цин­скую помощь, поз­во­ля­ю­щую умень­шить табач­ную зави­си­мость;
  • тре­бо­вать испол­не­ния реше­ний, при­ня­тых дан­ным зако­ном, осу­ществ­лять обще­ствен­ный над­зор, вно­сить пред­ло­же­ния в орга­ны вла­сти, осу­ществ­ля­ю­щие кон­троль за выпол­не­ни­ем зако­на;
  • полу­чать воз­ме­ще­ние за ущерб, при­чи­нен­ный здо­ро­вью от пас­сив­но­го куре­ния.

.

В свою оче­редь граж­дане обя­за­ны:

  • соблю­дать тре­бо­ва­ния зако­на о куре­нии и не курить там, где это запре­ще­но;
  • инфор­ми­ро­вать сво­их детей с дет­ства о вре­де таба­ка, при­ви­вать здо­ро­вые при­выч­ки и пра­виль­ное отно­ше­ние к сво­е­му и чужо­му здо­ро­вью.

Что делать юридическим лицам и ИП

Юрли­ца и инд. пред­при­ни­ма­тель име­ют пра­во:

  • содей­ство­вать испол­не­нию зако­на;
  • полу­чать инфор­ма­цию от орга­нов над­зо­ра в про­ве­де­нии необ­хо­ди­мых меро­при­я­тий в рам­ках борь­бы с куре­ни­ем;
  • запре­щать куре­ние на тер­ри­то­рии сво­их пред­при­я­тий и поме­ще­ний, где про­во­дит­ся дея­тель­ность предприятия/организации.

Обя­зан­но­сти юри­ди­че­ских лиц и ИП:

  • стро­гое выпол­не­ние всех зако­но­да­тель­ных норм, при­ня­тых в здра­во­охра­ни­тель­ных целях в обла­сти куре­ния в обще­ствен­ных местах, и их кон­троль;
  • созда­ние бла­го­при­ят­ной сре­ды для пер­со­на­ла;
  • про­ве­де­ние меро­при­я­тий по борь­бе с куре­ни­ем и предо­став­ле­ние инфор­ма­ции о них граж­да­нам (ст. 10 ФЗ 15).

Меры противодействия курению

При­ня­тый зако­но­про­ект о запре­те куре­ния в ст. 11 уста­нав­ли­ва­ет такие спо­со­бы борь­бы с куре­ни­ем в Рос­сии:

  • запрет на куре­ние на отдель­ных ука­зан­ных тер­ри­то­ри­ях, объ­ек­тах и поме­ще­ни­ях (на дан­ных тер­ри­то­ри­ях долж­ны быть уста­нов­ле­ны пре­ду­пре­жда­ю­щие зна­ки);
  • повы­ше­ние цен и нало­гов на табач­ную про­дук­цию;
  • запрет рекла­мы и спон­сор­ства про­из­вод­ства табач­ных изде­лий;
  • кон­троль за соста­вом табач­ных изде­лий, необ­хо­ди­мость ука­за­ния на упа­ков­ке всех вхо­дя­щих ингре­ди­ен­тов;
  • огра­ни­че­ние тор­го­во­го обо­ро­та табач­ной про­дук­ции, предот­вра­ще­нии кон­тра­бан­ды и неза­кон­ной тор­гов­ли;
  • запрет про­да­жи табач­ных изде­лий несо­вер­шен­но­лет­ним (про­да­вец обя­зан тре­бо­вать пас­порт при подо­зре­ние на несо­вер­шен­но­лет­ний воз­раст поку­па­те­ля; несо­вер­шен­но­лет­ним запре­ще­ны не толь­ко покуп­ка сига­рет, но и само куре­ние);
  • инфор­ми­ро­ва­ние насе­ле­ния о вре­де куре­ния;
  • ока­за­ние спе­ци­а­ли­зи­ро­ван­ной помо­щи лицам, жела­ю­щим изба­вить­ся от зави­си­мо­сти и от вред­ных послед­ствий куре­ния.

Где нельзя курить по новому закону

Запре­ще­но курить во всех пуб­лич­ных местах:

  • обра­зо­ва­тель­ных, куль­тур­ных и меди­цин­ских учре­жде­ни­ях;
  • в поме­ще­ни­ях по орга­ни­за­ции досу­га и отды­ха, заня­тий туриз­мом и спор­том;
  • в поме­ще­ни­ях, свя­зан­ных с жилищ­ной сфе­рой и обес­пе­че­ни­ем вре­мен­но­го про­жи­ва­ния (гости­ни­цы, обще­жи­тия);
  • в обще­ствен­ном транс­пор­те (поез­да, само­ле­ты, вод­ные суда, город­ской транс­порт);
  • на вок­за­лах, в пор­тах, на стан­ци­ях мет­ро, пас­са­жир­ских плат­фор­мах;
  • на рас­сто­я­нии менее 15 м от вхо­да в вок­заль­ные, пор­то­вые поме­ще­ния, стан­ции мет­ро;
  • в тор­го­вых и быто­вых объ­ек­тах (мага­зи­ны, поме­ще­ния обще­пи­та и ока­за­ния услуг насе­ле­нию, рын­ки и т.д.);
  • на АЗС;
  • в поме­ще­ни­ях соци­аль­ной служ­бы;
  • в рабо­чей зоне пред­при­я­тий и орга­ни­за­ций;
  • на дет­ских пло­щад­ках, пля­жах;
  • местах обще­го поль­зо­ва­ния (МОП) в МКД и др. объ­ек­тах.

Можно ли курить в подъезде

Нет, нель­зя: осно­ва­ние — п. 10 ст. 12, в кото­ром отдель­но отме­че­ны лиф­ты и МОП в мно­го­квар­тир­ных поме­ще­ни­ях, где запре­ще­но куре­ние. А подъ­ез­ды, лест­нич­ные пло­щад­ки и кори­до­ры в МКД явля­ют­ся МОП. Поэто­му, при­выч­ка не тушить сига­ре­ту, вхо­дя с нею в лифт, либо давить “бычок” в подъ­ез­де сви­де­тель­ству­ет не толь­ко о неува­же­нии к сосе­дям и общем пите­кан­тро­п­ском уровне раз­ви­тия. Это и нару­ше­ние ст. 12 ФЗ № 16, за кото­рое поло­жен штраф, соглас­но КоАп РФ (кодек­су об адми­ни­стра­тив­ных нару­ше­ни­ях Рос­сий­ской Феде­ра­ции).

Надо­ел запах дыма и быч­ки в подъ­ез­де? Все что нуж­но — уста­но­вить скры­тую каме­ру и зафик­си­ро­вать нару­ши­те­ля (либо собрать пока­за­ния сви­де­те­лей-сосе­дей), после чего напи­сать жало­бу в упол­но­мо­чен­ные орга­ны гос­над­зо­ра.
Штраф за куре­ние в подъ­ез­де ана­ло­ги­чен штра­фу за подоб­ное пра­во­на­ру­ше­ние в обще­ствен­ных мест. Каков его раз­мер, об этом будет рас­ска­за­но ниже.

Читайте так же:  Форма жалобы на бездействие судебного пристава исполнителя

А где же тогда можно курить

Вто­рая часть ста­тьи 12 раз­ре­ша­ет куре­ние с согла­сия соб­ствен­ни­ка объ­ек­та:

  • в спе­ци­аль­но отве­ден­ных для это­го местах вне поме­ще­ния (каса­ет­ся любо­го объ­ек­та, в т.ч. и МКД);
  • в изо­ли­ро­ван­ном поме­ще­нии обще­го поль­зо­ва­ния, если оно обо­ру­до­ва­но систе­мой вен­ти­ля­ции, в т.ч в МКД и на пас­са­жир­ском судне, нахо­дя­щем­ся в даль­нем пла­ва­нии.

Куре­ние на откры­том воз­ду­хе в спе­ци­аль­но отве­ден­ных местах не долж­но при­во­дить к ухуд­ше­нию сани­тар­ных норм по содер­жа­нию вред­ных веществ в атмо­сфе­ре. (Инте­рес­ное место в законе: по-мое­му резон­ней заме­рять уров­ни выхлоп­ных газов от авто­мо­би­лей).

О куре­нии в пени­тен­ци­ар­ных учре­жде­ни­ях Фз 15 гово­рит рас­плыв­ча­то: защи­та заклю­чен­ных от куре­ния уста­нав­ли­ва­ет­ся по поста­нов­ле­ни­ям феде­раль­ных испол­ни­тель­ных орга­нов на раз­ных инстан­ци­ях в соот­вет­ствии с нор­ма­ми здра­во­охра­не­ния. А мож­но ли курить в тюрь­мах и изо­ля­то­рах, так и неяс­но.

Цены и налоги на табачную продукцию

Соглас­но ст. 13 ФЗ № 15, для умень­ше­ние спро­са на табач­ные изде­лия при­ме­ня­ют­ся такие меры:

  • повы­ше­ние акциз­ных нало­гов;
  • запре­ще­ние уста­нав­ли­вать про­даж­ную цену ниже мини­маль­ной.

Мини­маль­ная цена на табач­ные изде­лия уста­нов­ле­на на уровне 75 % от мак­си­маль­ной роз­нич­ной цены, кото­рая опре­де­ля­ет­ся по пра­ви­лам нало­го­во­го кодек­са.

Ограничение оборота торговли

  • Табач­ную про­дук­цию раз­ре­ше­но про­да­вать в роз­ни­цу толь­ко в мага­зи­нах (спе­ци­аль­но обо­ру­до­ван­ном для тор­гов­ли зда­нии) или пави­льо­нах.
  • В дру­гих тор­го­вых точ­ках для роз­нич­ной про­да­жи раз­ре­ше­на про­да­жа сига­рет толь­ко в тех насе­лен­ных пунк­тах, где отсут­ству­ют мага­зи­ны (пави­льо­ны).
  • Выкла­ды­вать на при­ла­вок, рекла­ми­ро­вать табач­ный товар, при­вле­кая вни­ма­ние поку­па­те­лей нель­зя: раз­ре­ша­ют­ся скром­ные алфа­вит­ные спис­ки с переч­нем про­дук­ции.
  • Поштуч­ная про­да­жа сига­рет без упа­ков­ки или в упа­ков­ке с дру­гим това­ром запре­ще­на.
  • Запре­ща­ет­ся про­да­жа табач­но­го ассор­ти­мен­та во всех обще­ствен­ных пуб­лич­ных местах, транс­пор­те, вок­заль­ных поме­ще­ни­ях, на рас­сто­я­нии менее 100 м от школ и дру­гих обра­зо­ва­тель­ных учре­жде­ний.

Штрафы за нарушение закона ФЗ № 15

За куре­ние в непо­ло­жен­ном месте преду­смат­ри­ва­ет­ся адми­ни­стра­тив­ное нака­за­ние — штраф от 500 до 1500 руб. (таким же будет штраф за куре­ние в подъ­ез­де, лиф­те, ином МОП МКД).

  • Куре­ние на дет­ской пло­щад­ке обой­дет­ся куря­ще­му от 2 до 3.5 тыс. руб. (ст. 6.24 КоАп РФ).
  • Вовле­че­ние несо­вер­шен­но­лет­не­го в упо­треб­ле­ние таба­ка вле­чет нака­за­ние в виде штра­фа от 1 до 2 тыс. руб.
  • То же пра­во­на­ру­ше­ние со сто­ро­ны роди­те­лей — от 2 до 3 тыс. руб. (ст. 6.23 КоАп РФ).

Штрафы для юридических и должностных лиц

  • Неуста­нов­лен­ный или невер­но уста­нов­лен­ный знак, запре­ща­ю­щий куре­ние, обер­нет­ся:
    • долж­ност­но­му лиц (д. л.) — штра­фом от 10 до 20 тыс. руб.;
    • юри­ди­че­ско­му лицу (ю. л) — от 30 до 60 тыс. руб.
  • Невы­пол­не­ние зако­но­да­тель­ных нор­ма­тив­ных тре­бо­ва­ний к спе­ци­аль­но отве­ден­ным местам для куре­ния на воз­ду­хе и в поме­ще­ни­ях:
    • штраф для д. л — от 20 до 30 тыс. руб.;
    • штраф для ю. л — от 50 до 80 тыс. руб.
  • Неис­пол­не­ние обя­зан­но­стей по кон­тро­лю за выпол­не­ни­ем зако­на о запре­те куре­ния, воз­ло­жен­ных на инд. пред­при­ни­ма­те­лей (ИП) или ю. л.:
    • штраф для ИП — от 30 до 40 тыс. руб.;
    • для ю. л. — от 60 до 90 тыс. руб. (ст. 6.25 КоАп РФ).

Такие боль­шие штра­фы сти­му­ли­ру­ют долж­ност­ных, юри­ди­че­ских лиц и инди­ви­ду­аль­ных пред­при­ни­ма­те­лей вопло­щать в жизнь закон о запре­те куре­ния в обще­ствен­ных местах.

http://moezhile.ru/zakony/fz-15-o-zaprete-kurenia.html

Административная ответственность по федеральному закону №15 от 13 февраля 2013 года

Согласно Федеральному Закону №15, в России действует абсолютный запрет на курение в закрытых общественных местах (в кафе, ресторанах, аэропортах и т. д.). Принят этот закон в соответствии с постановлением Всемирной организации здравоохранения, направленной на борьбу с никотиновой зависимостью.

Административные штрафы

За нарушение закона предполагается наказание в виде административного штрафа в размере от 500 до 3 тысяч рублей. Протокол о штрафе составляется сотрудниками полиции.

Важно! На законодательном уровне не закреплено понятие «общественное место», поэтому вопрос о том, что считать таковым, сотрудники полиции решают самостоятельно. Обычно в категорию общественных мест попадают территории, открытые для доступа неограниченным количеством граждан.

Ограничение мест на курение

С июня 2013 года курить в общественных мечтах запрещено. Отныне нельзя курить в кафе (даже на открытых площадках), в пабах, барах и других заведениях общепита. Нельзя употреблять табак и в местах общественного пользования многоквартирных домов. Запрет распространяется на курение табака в лифтах, на лестничных площадках.

Запрещено курить в поездах (как пригородных, так и дальнего следования), а также в самолетах, аэропортах и на железнодорожных вокзалах. Пассажиры поездов дальнего следования могут курить только на длительных стоянках, продолжительность которых превышает 5 минут.

Важно! Некоторые аэропорты оборудованы специальными местами для курения. Узнать расположение таких зон можно у сотрудников аэропорта.

Запрет рекламы

С 2013 года нельзя рекламировать сигареты, стимулировать их продажи и даже демонстрировать сцены курения в фильмах, которые рассчитаны на подростковую аудиторию и детей. Также если в фильме имеются сцены курения, перед их прокатом в кинотеатре обязательно должно быть предъявлено соответствующее предупреждение.

Реализация закона

Закон предполагает штрафы как для курящих людей, так и для лиц, которые нарушают правила реализации сигарет и других табачных изделий. Закрыто множество торговых точек, которые предлагали покупателям табачные изделия. Также последствием введения новых ограничений стало ограничение выхода новых марок табачных изделий на российский рынок.

С 2013 по 2017 годы оштрафованы были 58 тысяч нарушителей.

Ограничения торговли табачными изделиями

Запрещается и продажа сигарет и других табачных изделий около школ, университетов и детских садов. Нельзя продавать табачные изделия лицам, не достигшим совершеннолетия: теперь продавцы обязаны потребовать у покупателя паспорт или другой документ, подтверждающий его возраст.

В торговых точках нельзя открыто выкладывать табачные изделия: пачки должны быть прикрыты специальными ширмами.

Влияние на рынок сигарет

С тех пор, как был принят ФЗ об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного, затруднился выход изделий новых марок на российских рынок. Влияет на это и повышение акцизов. Уже в 2014 году рынок табачной промышленности в России сократился на 8%.

Читайте так же:  Срок давности исковых заявлений по кредитам

Согласно закону, запрещено продавать пачки, в которым меньше 20 сигарет. По этой причине многие производители выпустили пачки, содержащие 25-30 сигарет.

Наконец, закрыты сотни киосков, которые реализовывали табачную продукцию.

Для чего был создан законопроект

Закон был принят для того, чтобы оградить некурящих людей от воздействия табачного дыма. Согласно закону, с 2013 года нельзя купить в образовательных учреждениях, в учреждениях культуры, на территории лечебно-профилактических учреждений, в помещениях автовокзалов и аэропортов и т. д.

Пассивное курение — огромная угроза здоровью. Даже если человек не курит сам, а находится рядом с курящим и вдыхает табачный дым, он получает дозу токсичных веществ, которые в будущем могут негативно отразиться на состоянии его здоровья. С принятием закона граждане защищены от пассивного курения.

Прочие меры

Закон включает в себя дополнительные меры:

  • всем желающим должны оказываться медицинские услуги, направленные на отказ от никотиновой зависимости;
  • торговля сигаретами ограничивается с целью снижения спроса на нее. Например, сигареты запрещено продавать в торговых точках, располагающихся на территориях метрополитена;
  • проводятся меры по информированию населения о вреде никотиновой зависимости;
  • осуществляется контроль в области охраны здоровья граждан от воздействия табачного дыма.

История законопроекта

Разработка законопроекта началась в 2011 году под руководством Татьяны Голиковой. Одновременно закон широко обсуждался общественностью. Курящие люди заявляли, что нарушаются их права, в то время как некурящие находили закон логичным и правильным.

В 2012 году законопроект был доработан Министерством Здравоохранения и был ратифицирован. 18 октября 2012 года закон был принят Правительством без возражений, после чего отправился на рассмотрение в Госдуму.

Депутаты отнеслись к новой инициативе однозначно: он был принят в первом же чтении. Против закона выступило только несколько депутатов, в числе которых был Алексей Митрофанов, который предлагал смягчить предложенные ограничения, в частности, разрешить курение в некоторых заведениях общепита.

В процессе второго чтения запрет комнат для курения на производствах был отменен. Также был отклонен ряд смягчающих поправок, которые активно «продвигались» лоббистами.

Во время третьего чтения закон был принят окончательно.

В 2013 году закон рассматривался в Совете Федерации. Сенаторы поддержали его практически единогласно. Против выступил только Вячеслав Новиков: он высказывался о том, что новое постановление вызовет стресс у курящих людей, которых в России 40%.

В феврале 2013 года В.В. Путин подписал закон. Летом ограничения вступили в силу.

Важно! Из-за повышения цен на табачную продукцию, вызванного введением нового закона, в продаже стали проявляться поддельные сигареты. Людям, зависимым от никотина, не следует пытаться сэкономить: если сигареты продаются по подозрительно низкой цене, скорее всего, они являются подделкой и могут причинить здоровью огромный вред.

Какие инстанции следят за соблюдением

За реализацию закона отвечают органы государственной власти субъектов РФ, а также органы местного самоуправления.

Органы государственной власти обязаны:

  • защищать права граждан в сфере ограничения воздействия на их здоровье табачного дыма;
  • разрабатывать мероприятия, которые направлены на ограничение употребления табака на территории страны;
  • осуществлять регулярный мониторинг и оценку эффективности проводимых мероприятий;
  • принимать дополнительные меры, которые направлены на защиту граждан от вредного воздействия табакокурения.

Органы местного самоуправления должны:

  • реализовывать мероприятия, разработанные для охраны граждан от воздействия табачного дыма;
  • обеспечивать гражданам, желающим бросить курить, всю необходимую помощь (в том числе и медицинскую);
  • регулярно информировать граждан о последствиях табакокурения.

Дополнительные региональные запреты

В ряде регионов введены дополнительные меры для защиты граждан от воздействия табачного дыма.

Например, в Белгородской области курение запрещается:

  • на расстоянии ближе 15 метров от зданий местного управления;
  • на расстоянии менее 15 метров от входов в ТЦ, заведений общественного питания;
  • на остановках общественного транспорта;
  • на территории подземных гаражей.

В Воронежской области во время общественных мероприятий курить запрещено даже в специально отведенных местах. Также нельзя курить в подземных переходах и на остановках общественного транспорта.

И Ивановской области курение запрещается в парках, скверах и на набережных.

Важно! Вейпы и электронные сигареты попадают под влияние закона от защиты граждан от воздействия табачного дыма.

ФЗ 15 об охране здоровья граждан от воздействия табачного дыма был принят население неоднозначно. Однако нельзя оспорить, что многих людей он действительно заставил отказаться от курения или курить реже, чем раньше. А значит, он заслуживает положительной оценки.

Для решения вашей проблемы ПРЯМО СЕЙЧАС
получите БЕСПЛАТНУЮ консультацию:

Лесколовское сельское поселение

С 1 июня 2014 года вступают в силу отдельные статьи закона №15-ФЗ от 23.02.2013 года «Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака».

Статья 12. Запрет курения табака на отдельных территориях, в помещениях и на объектах:

— в поездах дальнего следования, на судах, находящихся в дальнем плавании, при оказании услуг по перевозкам пассажиров;

— на воздушных судах, на всех видах общественного транспорта (транспорта общего пользования) городского и пригородного сообщения (в том числе на судах при перевозках пассажиров по внутригородским и пригородным маршрутам), в местах на открытом воздухе на расстоянии менее чем пятнадцать метров от входов в помещения железнодорожных вокзалов, автовокзалов, аэропортов, морских портов, речных портов, станций метрополитенов, а также на станциях метрополитенов, в помещениях железнодорожных вокзалов, автовокзалов, аэропортов, морских портов, речных портов, предназначенных для оказания услуг по перевозкам пассажиров;

— в помещениях, предназначенных для предоставления жилищных услуг, гостиничных услуг, услуг по временному размещению и (или) обеспечению временного проживания;

в помещениях, предназначенных для предоставления бытовых услуг, услуг торговли, общественного питания, помещениях рынков, в нестационарных торговых объектах;

— в помещениях социальных служб;

— в помещениях, занятых органами государственной власти, органами местного самоуправления;

— на рабочих местах и в рабочих зонах, организованных в помещениях;

— в лифтах и помещениях общего пользования многоквартирных домов;

— на детских площадках и в границах территорий, занятых пляжами;

— на пассажирских платформах, используемых исключительно для посадки в поезда, высадки из поездов пассажиров при их перевозках в пригородном сообщении;

— на автозаправочных станциях.

2. На основании решения собственника имущества или иного лица, уполномоченного на то собственником имущества, допускается курение табака:

1. в специально выделенных местах на открытом воздухе или в изолированных помещениях, которые оборудованы системами вентиляции и организованы на судах, находящихся в дальнем плавании, при оказании услуг по перевозкам пассажиров;

Читайте так же:  Срок исковой давности по задолженности жкх

2. в специально выделенных местах на открытом воздухе или в изолированных помещениях общего пользования многоквартирных домов, которые оборудованы системами вентиляции.

3. Требования к выделению и оснащению специальных мест на открытом воздухе для курения табака, к выделению и оборудованию изолированных помещений для курения табака устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере строительства, архитектуры, градостроительства и жилищно-коммунального хозяйства, совместно с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения, и должны обеспечивать соблюдение установленных в соответствии с санитарным законодательством Российской Федерации гигиенических нормативов содержания в атмосферном воздухе веществ, выделяемых в процессе потребления табачных изделий.

4. Для лиц, находящихся в следственных изоляторах, иных местах принудительного содержания или отбывающих наказание в исправительных учреждениях, обеспечивается защита от воздействия окружающего табачного дыма в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения.

5. Для обозначения территорий, зданий и объектов, где курение табака запрещено, соответственно размещается знак о запрете курения, требования к которому и к порядку размещения которого устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

6. Органы государственной власти субъектов Российской Федерации вправе устанавливать дополнительные ограничения курения табака в отдельных общественных местах и в помещениях.

Закон N 15-ФЗ устанавливает более обширный перечень запретов, призванных оградить несовершеннолетних от табакокурения (запрещена продажа табачной продукции несовершеннолетним и несовершеннолетними, а также вовлечение детей в процесс потребления табака. Также не допускается покупка для них либо передача им табачных изделий или табачной продукции, предложение им табачных изделий или табачной продукции, требование употребить табачные изделия или табачную продукцию любым способом).

В настоящее время установлен запрет на розничную продажу табачной продукции лицам, не достигшим возраста 18 лет. Если у продавца табачной продукции возникнут сомнения относительно совершеннолетия покупателя, то продавец обязан потребовать у покупателя документ, удостоверяющий его личность и позволяющий установить возраст покупателя (ч. 2 ст. 20 Закона N 15-ФЗ). Если такой документ не будет представлен, то продавец обязан отказать покупателю в продаже табачной продукции.

Статья 13 вступает в силу с 1 января 2014 года Ценовые и налоговые меры, направленные на сокращение спроса на табачные изделия.

Статья 19. Ограничения торговли табачной продукцией и табачными изделиями с 1 июня 2014 года

Видео (кликните для воспроизведения).

1. Розничная торговля табачной продукцией осуществляется в магазинах и павильонах. В целях настоящей статьи под магазином понимается здание или его часть, специально оборудованные, предназначенные для продажи товаров и оказания услуг покупателям и обеспеченные торговыми, подсобными, административно-бытовыми помещениями, а также помещениями для приема, хранения товаров и подготовки их к продаже, под павильоном понимается строение, имеющее торговый зал и рассчитанное на одно рабочее место или несколько рабочих мест.

2. В случае отсутствия в населенном пункте магазинов и павильонов допускается торговля табачной продукцией в других торговых объектах или развозная торговля табачной продукцией.

3. Запрещается розничная торговля табачной продукцией в торговых объектах, не предусмотренных частями 1 и 2 настоящей статьи, на ярмарках, выставках, путем развозной и разносной торговли, дистанционным способом продажи, с использованием автоматов и иными способами, за исключением развозной торговли в случае, предусмотренном частью 2 настоящей статьи.

4. Запрещается розничная торговля табачной продукцией с выкладкой и демонстрацией табачной продукции в торговом объекте, за исключением случая, предусмотренного частью 5 настоящей статьи.

5. Информация о табачной продукции, предлагаемой для розничной торговли, доводится продавцом в соответствии с законодательством Российской Федерации о защите прав потребителей до сведения покупателей посредством размещения в торговом зале перечня продаваемой табачной продукции, текст которого выполнен буквами одинакового размера черного цвета на белом фоне и который составлен в алфавитном порядке, с указанием цены продаваемой табачной продукции без использования каких-либо графических изображений и рисунков. Демонстрация табачной продукции покупателю в торговом объекте может осуществляться по его требованию после ознакомления с перечнем продаваемой табачной продукции с учетом требований статьи 20 настоящего Федерального закона.

6. Не допускаются розничная торговля сигаретами, содержащимися в количестве менее чем двадцать штук в единице потребительской упаковки (пачке), розничная торговля сигаретами и папиросами поштучно, табачными изделиями без потребительской тары, табачными изделиями, упакованными в одну потребительскую тару с товарами, не являющимися табачными изделиями.

7. Запрещается розничная торговля табачной продукцией в следующих местах:

1) на территориях и в помещениях, предназначенных для оказания образовательных услуг, услуг учреждениями культуры, учреждениями органов по делам молодежи, услуг в области физической культуры и спорта, медицинских, реабилитационных и санаторно-курортных услуг, на всех видах общественного транспорта (транспорта общего пользования) городского и пригородного сообщения (в том числе на судах при перевозках пассажиров по внутригородским и пригородным маршрутам), в помещениях, занятых органами государственной власти, органами местного самоуправления;

2) на расстоянии менее чем сто метров по прямой линии без учета искусственных и естественных преград от ближайшей точки, граничащей с территорией, предназначенной для оказания образовательных услуг;

3) на территориях и в помещениях (за исключением магазинов беспошлинной торговли) железнодорожных вокзалов, автовокзалов, аэропортов, морских портов, речных портов, на станциях метрополитенов, предназначенных для оказания услуг по перевозкам пассажиров, в помещениях, предназначенных для предоставления жилищных услуг, гостиничных услуг, услуг по временному размещению и (или) обеспечению временного проживания, бытовых услуг.

8. Запрещается оптовая и розничная торговля насваем (курительные смеси).

14 мая 2013 года Госдума приняла в первом чтении законопроект о штрафах за нарушение «антитабачного» закона (полное название — проект Федерального закона «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях и Федеральный закон «О рекламе» в связи с принятием Федерального закона «Об охране здоровья населения от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака», № 222563-6, далее — Законопроект)

В законопроекте предусмотрены следующие административные штрафы (таблица):

Таблица. Административная ответственность за нарушение установленных запретов (ст. 1 Законопроекта)

«Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака» // Федеральный закон

1. Курение табака

Читайте так же:  Срок обжалования апелляционного определения по административному делу

2. Торговля табачной продукцией

А. Запрет на продажу табачной продукции несовершеннолетним

Б. Ограничение продажи табачной продукции

3. Запрет рекламы и стимулирования продажи табака

Рассматриваемый Федеральный закон (далее — Закон N 15-ФЗ) направлен на предотвращение воздействия окружающего табачного дыма и снижение потребления табака. Данный Закон принят в целях совершенствования законодательства в сфере охраны здоровья населения от воздействия указанных факторов с учетом положений Рамочной конвенции Всемирной организации здравоохранения по борьбе против табака (заключена в г. Женеве 21.05.2003). Конвенция вступила в силу для России 1 сентября 2008 г.

Закон N 15-ФЗ, за исключением отдельных положений, вступит в силу с 1 июня 2013 г. (ст. 25 Закона N 15-ФЗ).

В настоящее время в этой сфере действует Федеральный закон от 10.07.2001 N 87-ФЗ «Об ограничении курения табака» (далее — Закон N 87-ФЗ), который утратит силу 1 июня 2013 г. (ст. 24 Закона N 15-ФЗ).

1. Курение табака

В Законе N 15-ФЗ определены термины «курение табака», «окружающий табачный дым», «последствия потребления табака», «спонсорство табака», «потребление табака» и т.д. Так, под курением табака в рассматриваемом Законе понимается использование табачных изделий в целях вдыхания дыма, возникающего от их тления, а потребление табака — это курение табака, сосание, жевание, нюханье табачных изделий (ч. 1 ст. 2).

В настоящее время согласно ст. 6 Закона N 87-ФЗ установлен запрет на курение табака:

— на рабочих местах;

— в городском и пригородном транспорте;

— на воздушном транспорте при продолжительности полета менее трех часов;

— в закрытых спортивных сооружениях;

— на территориях и в помещениях организаций здравоохранения;

— на территориях и в помещениях организаций культуры;

— на территориях и в помещениях образовательных организаций;

— в помещениях, занимаемых органами государственной власти.

Указанные ограничения не действуют для специально отведенных мест для курения табака на указанных территориях.

Закон N 15-ФЗ вводит более строгие правила, ограничивающие курение табака на отдельных территориях, в помещениях и на объектах. Частью 1 ст. 12 рассматриваемого Закона дополнительно вводится запрет на курение табака на территориях (в помещениях, на объектах), в том числе:

1) с 1 июня 2013 г. —

— на воздушных судах без ограничения продолжительности полета;

— на всех видах общественного транспорта;

— в местах на открытом воздухе на расстоянии менее чем 15 метров от входов в помещения железнодорожных вокзалов, автовокзалов, аэропортов, морских портов, речных портов, станций метрополитена, а также на станциях метрополитена, в помещениях железнодорожных вокзалов, автовокзалов, аэропортов, морских портов, речных портов, предназначенных для оказания услуг по перевозкам пассажиров;

— в лифтах и помещениях общего пользования многоквартирных домов;

— на детских площадках;

— в границах территорий, занятых пляжами;

— в помещениях социальных служб;

— на автозаправочных станциях;

2) с 1 июня 2014 г. —

— в поездах дальнего следования, на судах, находящихся в дальнем плавании, при оказании услуг по перевозкам пассажиров;

— на пассажирских платформах, используемых исключительно для посадки в поезда, высадки из поездов пассажиров при их перевозках в пригородном сообщении;

— в магазинах и торговых центрах, в нестационарных торговых объектах;

— в местах общественного питания (например, в барах, кафе, ресторанах).

Напоминаем, что согласно п. 14 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 25.04.2012 N 390 «О противопожарном режиме», курение также запрещено на территории и в помещениях складов и баз, хлебоприемных пунктов, в злаковых массивах и на сенокосных угодьях, на объектах торговли, добычи, переработки и хранения легковоспламеняющихся и горючих жидкостей и горючих газов, на объектах производства всех видов взрывчатых веществ, на пожаровзрывоопасных и пожароопасных участках.

В ч. 5 ст. 12 Закона N 15-ФЗ предусмотрено, что для обозначения территорий, зданий и объектов, где курение табака запрещено, необходимо размещать знак о запрете курения. Требования к такому знаку и к порядку его размещения будут разработаны впоследствии в подзаконных актах.

Исключения из общего правила о запрете курения на пассажирских судах, находящихся в дальнем плавании, в многоквартирных домах могут быть предусмотрены для специально отведенных для этого мест. Такие места выделяются на основании решения собственника имущества или иного лица, уполномоченного собственником имущества. Указанные места должны находиться на открытом воздухе или в изолированных помещениях, которые оборудованы системами вентиляции. Примечательно, что это правило также касается помещений общего пользования в многоквартирных домах. Таким образом, с 1 июня 2013 г. в многоквартирных домах курение может осуществляться только в изолированных помещениях общего пользования, которые оборудованы системами вентиляции.

2. Торговля табачной продукцией

В ст. 13 Закона N 15-ФЗ предусматривается, что в целях ограничения потребления табачной продукции могут применяться специальные ценовые и налоговые меры. Среди этих мер в рассматриваемом Законе предусмотрены следующие:

— повышение акцизов на табачную продукцию;

— установление минимальных розничных цен на табачную продукцию.

Эта норма вступит в силу с 1 января 2014 г. (ч. 2 ст. 25 Закона N 15-ФЗ).

А. Запрет на продажу табачной продукции несовершеннолетним

В настоящее время ст. 4 Закона N 87-ФЗ установлен запрет на розничную продажу табачной продукции лицам, не достигшим возраста 18 лет. За нарушение этого запрета продавец (организация или индивидуальный предприниматель) может быть привлечен к административной ответственности (ст. ст. 14.2 и 14.15 КоАП РФ).

Закон N 15-ФЗ устанавливает более обширный перечень запретов, призванных оградить несовершеннолетних от табакокурения. Частью 1 ст. 20 рассматриваемого Закона запрещена продажа табачной продукции несовершеннолетним и несовершеннолетними, а также вовлечение детей в процесс потребления табака. Также не допускается покупка для них либо передача им табачных изделий или табачной продукции, предложение им табачных изделий или табачной продукции, требование употребить табачные изделия или табачную продукцию любым способом.

Если у продавца табачной продукции возникнут сомнения относительно совершеннолетия покупателя, то продавец обязан потребовать у покупателя документ, удостоверяющий его личность и позволяющий установить возраст покупателя (ч. 2 ст. 20 Закона N 15-ФЗ). Если такой документ не будет представлен, то продавец обязан отказать покупателю в продаже табачной продукции (ч. 3 ст. 20 Закона N 15-ФЗ).

В настоящее время арбитражные суды указывают, что законодатель, запретивший продажу табачных изделий несовершеннолетним, не обязал продавца в любом случае выяснять у покупателей возраст, требовать предъявления документов, удостоверяющих их возраст. Предполагается, что такая обязанность возникает в случае, если у продавца (посредством визуального восприятия) возникнут сомнения относительно возраста покупателя (см., к примеру, Постановления ФАС Волго-Вятского округа от 02.06.2010 по делу N А29-12560/2009, ФАС Поволжского округа от 30.11.2010 по делу N А49-3225/2010, Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.06.2012 по делу N А14-7724-2012, Решение Арбитражного суда Свердловской области от 07.04.2011 по делу N А60-1024/2011).

Читайте так же:  Виды административных наказаний кратко шпаргалка

Б. Ограничение продажи табачной продукции

Кроме запрета на продажу табачной продукции несовершеннолетним, ст. 19 Закона N 15-ФЗ установлены многочисленные ограничения на торговлю табачной продукцией и табачными изделиями. В ч. 1 данной нормы указано, что торговля табачной продукцией осуществляется в магазинах и павильонах. Под магазином в Законе N 15-ФЗ понимается здание (его часть), специально оборудованное помещениями, предназначенными для продажи товаров и оказания услуг покупателям, а также обеспеченное торговыми, подсобными, административно-бытовыми помещениями, помещениями для приема, хранения товаров и подготовки их к продаже. Под павильоном — строение, имеющее торговый зал и рассчитанное на одно или несколько рабочих мест (ч. 1 ст. 19 Закона N 15-ФЗ).

В иных точках розничной торговли (к примеру, в ларьках, на рынке и т.п.) торговля табачной продукцией допускается только в том случае, если в соответствующем населенном пункте нет магазинов и павильонов (ч. 2 и 3 ст. 19 Закона N 15-ФЗ).

Рассматриваемым Законом запрещена торговля табачной продукцией с выкладкой и демонстрацией товара в торговом объекте (ч. 4 и 5 ст. 19). Информация о реализуемой табачной продукции должна доводиться до сведения покупателей посредством размещения в торговом зале перечня продаваемой табачной продукции (в алфавитном порядке), текст которого выполнен буквами одинакового размера черного цвета на белом фоне с указанием цены продаваемой табачной продукции без использования каких-либо графических изображений и рисунков. Демонстрация табачной продукции покупателю в торговом объекте может осуществляться по его требованию после ознакомления с перечнем продаваемой табачной продукции.

Указанные нормы об ограничении торговли табачной продукцией вступят в силу с 1 июня 2014 г. (ч. 3 ст. 25 Закона N 15-ФЗ).

В настоящее время ограничения на торговлю табачной продукцией установлены в ст. 3 Закона N 87-ФЗ. К примеру, в п. 4 указанной статьи установлен запрет на поштучную торговлю сигаретами и папиросами. Этот запрет сохранится в ч. 6 ст. 19 Закона N 15-ФЗ.

Также ч. 7 ст. 19 Закона N 15-ФЗ запрещается розничная торговля табачной продукцией в следующих местах:

— на территориях и в помещениях, предназначенных для оказания образовательных услуг, услуг, оказываемых учреждениями культуры, учреждениями органов по делам молодежи, услуг в области физической культуры и спорта, медицинских, реабилитационных и санаторно-курортных услуг, на всех видах общественного транспорта городского и пригородного сообщения, в помещениях, занятых органами государственной власти, органами местного самоуправления;

— на расстоянии менее чем 100 метров по прямой линии без учета искусственных и естественных преград от ближайшей точки, граничащей с территорией, предназначенной для оказания образовательных услуг;

— на территориях и в помещениях (за исключением магазинов беспошлинной торговли) железнодорожных вокзалов, автовокзалов, аэропортов, морских портов, речных портов, на станциях метрополитена, предназначенных для оказания услуг по перевозкам пассажиров, в помещениях, предназначенных для предоставления жилищных услуг, гостиничных услуг, услуг по временному размещению и (или) обеспечению временного проживания, бытовых услуг.

Следует обратить внимание, что за нарушение правил продажи отдельных видов товаров предусмотрена административная ответственность (ст. 14.15 КоАП РФ). В этом случае на организации может быть наложен штраф в размере от 10 до 30 тыс. руб.

Необходимо также отметить, что подп. «г» п. 1 ч. 1 ст. 16 Закона N 15-ФЗ также запрещается «использование и имитация табачного изделия при производстве других видов товаров, не являющихся табачными изделиями, при оптовой и розничной торговле такими товарами».

Ограничения на оборот табачной продукции, предусмотренные рассматриваемым Законом, во многом схожи с действующими ограничениями на оборот алкогольной продукции, установленными ст. 16 Федерального закона от 22.11.1995 N 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции».

3. Запрет рекламы и стимулирования продажи табака

Многочисленные меры по дестимулированию приобретения табачной продукции предусмотрены ст. 16 Закона N 15-ФЗ. Так, ч. 1 указанной статьи полностью запрещается реклама табака, а также спонсорство табака. Согласно ч. 1 ст. 2 рассматриваемого Закона под спонсорством табака следует понимать любой вид вклада в любое событие, мероприятие или отдельное лицо, целью, результатом или вероятным результатом которого является стимулирование продажи табачного изделия или употребления табака прямо или косвенно.

Также наложен запрет на демонстрацию табачных изделий и процесса потребления табака во вновь созданных и предназначенных для взрослых аудиовизуальных произведениях, то есть для видеофильмов, телепрограмм и т.п. (ч. 2 ст. 16 Закона N 15-ФЗ). Исключения предусмотрены для случаев, когда такое действие является неотъемлемой частью художественного замысла.

Для аудиовизуальных произведений, созданных ранее вступления в силу рассматриваемого Закона, также предусматриваются специальные меры по дестимулированию приобретения табачной продукции. В ч. 3 ст. 16 Закона N 15-ФЗ указано, что демонстрация табачных изделий и процесса потребления табака в таких кинофильмах и телепрограммах должна сопровождаться трансляцией социальной рекламы о вреде потребления табака непосредственно перед началом или во время демонстрации такого аудиовизуального произведения. Эта норма вступит в силу с 1 июня 2014 г.

Без каких-либо дополнительных ограничений демонстрация табачных изделий и процесса потребления табака может осуществляться лишь при информировании населения о вреде потребления табака и вредном воздействии окружающего табачного дыма в средствах массовой информации при проведении информационных кампаний (ч. 4 ст. 16 Закона N 15-ФЗ).

Напоминаем, что в настоящее время законодательство о рекламе предусматривает более мягкие ограничения на рекламу табака и табачной продукции (ст. 5 Закона N 87-ФЗ, ст. 23 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ «О рекламе»).

Видео (кликните для воспроизведения).

За нарушение законодательства о рекламе для рекламодателя, рекламопроизводителя и рекламораспространителя установлена административная ответственность (ч. 1 ст. 14.3 КоАП РФ) в виде штрафа, размер которого для юридических лиц может составить от 100 до 500 тыс. руб., а для предпринимателей — от 4 до 20 тыс. руб.

Источники

Закон номер 15 о запрете курения
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here