Юридический состав административного правонарушения

Полезное по теме: "Юридический состав административного правонарушения" от специалистов простым языком. Если необходимо уточнить актуальность на 2020 год, а также задать вопрос, то обращайтесь к дежурному юристу.

Юридический состав административного правонарушения

Автострахование

  • Жилищные споры

  • Земельные споры

  • Административное право

  • Участие в долевом строительстве

  • Семейные споры

  • Гражданское право, ГК РФ

  • Защита прав потребителей

  • Трудовые споры, пенсии

    • Главная
    • Статьи и комментарии ПЦ «Логос»
    • Административное правонарушение. Понятие, состав, признаки

    Административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность (статья 2.1 КоАП РФ).

    Признаки административного правонарушения

    Из определения административного правонарушения, данного в статье 2.1 КоАП РФ, можно выделить следующие его признаки.

    1. Противоправность действия (бездействия). Противоправное – не основанное на законе (незаконное) действие или бездействие, нарушение нормы законодательства, регулирующей те или иные отношения;

    2. Виновное действие (бездействие). Вина в совершении правонарушения характеризуется умыслом или неосторожностью (формой вины).

    Определение понятий умысла и неосторожности содержится в статье 2.2 КоАП РФ:

    Административное правонарушение признается совершенным умышленно, если лицо, его совершившее, сознавало противоправный характер своего действия (бездействия), предвидело его вредные последствия и желало наступления таких последствий или сознательно их допускало либо относилось к ним безразлично.

    Административное правонарушение признается совершенным по неосторожности, если лицо, его совершившее, предвидело возможность наступления вредных последствий своего действия (бездействия), но без достаточных к тому оснований самонадеянно рассчитывало на предотвращение таких последствий либо не предвидело возможности наступления таких последствий, хотя должно было и могло их предвидеть.

    3. Субъект правонарушения. К административной ответственности может быть привлечено как физическое, так и юридическое лицо.

    Возраст. Административной ответственности подлежит лицо, достигшее к моменту совершения административного правонарушения возраста шестнадцати лет (статья 2.3 КоАП РФ).

    Иностранные граждане. Иностранные граждане, лица без гражданства и иностранные юридические лица, совершившие на территории Российской Федерации административные правонарушения, подлежат административной ответственности на общих основаниях (статья 2.6 КоАП РФ).

    4. Наказуемость деяния: за совершенное деяние КоАП РФ или законом субъекта РФ установлена административная ответственность.

    Для привлечения лица к административной ответственности необходимо не только наличие признака, указанного в п. 1 (противоправность – не основанное на законе (незаконное) действие или бездействие), но и наличия соответствующей нормы закона, предусматривающей административное наказание.

    Из указанного следует, что недопустимо привлечение к административной ответственности за противоправное (незаконное) деяние, за которое не предусмотрена административная ответственность ни кодексом РФ об административных правонарушениях, ни законами субъектов Федерации.

    Состав административного правонарушения

    Составом административного правонарушения является совокупность закрепленных в нормативно-правовых актах признаков, наличие которых может повлечь административную ответственность. Признаки состава административного правонарушения:

    Объект

    Первую группу объектов административных правонарушений составляют общественные отношения, которые непосредственно урегулированы нормами различных отраслей права, в частности, земельного, финансового, экологического, трудового, гражданского и иных. Данные общественные отношения образуют только общий объект административного правонарушения.

    Второй разновидностью объекта административного правонарушения выступает родовой объект. В качестве родового объекта действующее административное законодательство предусматривает административную ответственность за совершение конкретного посягательства в рамках какой -либо конкретной главы КоАП РФ.

    Примером родового объекта административного правонарушения может служить

    • правонарушения в сфере реализации прав граждан;
    • правонарушения в сфере охраны окружающей среды;
    • правонарушения в сфере предпринимательской деятельности ;
    • иные.

    Видовые объекты есть третья разновидность объектов административных посягательств.

    Видовые объекты стоит признавать в качестве специфичных групп общественных отношений, которые располагаются в рамках конкретной главы административного законодательства. Например, глава 8 КоАП РФ предусматривает наступление административной ответственности за правонарушения в сфере охраны окружающей среды и природопользования. Именно с помощью видового объекта административного правонарушения возможно разграничить и детализировать общественные отношения между собой.

    Непосредственный объект – это четвертая группа общественных отношений. Непосредственным объектом выступают общественные отношения, которым причиняется ущерб. Например, право пользования, владения и распоряжения каким-либо имуществом. Кроме того, в качестве непосредственного объекта выступают правила, запреты, требования, предписания.

    Объективная сторона

    Объективной стороной административного правонарушения является система установленных нормами права признаков, которые характеризуют внешнее проявление этого правонарушения.

    Объективная сторона состава характеризует правонарушение как акт внешнего поведения правонарушителей и включает, в частности, такие признаки состава административного правонарушения, как противоправное действие или бездействие и наступившие вредные последствия.

    Нарушение водителем транспортного средства ПДД выражается в различных противоправных действиях: превышении установленной скорости движения, несоблюдении требований дорожных знаков, проезде на запрещающий сигнал светофора, пересечении сплошной линии разметки и других. Вредными последствиями данных действий могут быть: формирование опасности в дорожном движении, помехи иным участникам движения, аварийной ситуации, осуществлении ДТП.

    Кроме противоправного деяния и причиненных вредных последствий 3-й составной частью объективной стороны правонарушения является и такой признак, как причинно-следственная связь между таким деянием и наступившими в итоге него вредными последствиями.

    Установить данную причинно-следственную связь — значит выявить обстоятельства возникновения вредных последствий, определить, наступили они в итоге противоправного деяния или по иным причинам, как это деяние повлияло на величину таких последствий и другое

    Субъект

    Субъектом административного правонарушения является лицо, которое совершило общественно опасное деяние и способно нести административную ответственность (обладает административной деликтоспособностью). Согласно действующего законодательства, субъектами административных правонарушений являются индивидуальные субъекты и юрлица.

    Читайте так же:  Что входит в нарушение общественного порядка

    Индивидуальными субъектами являются физлица, которые достигли 16-летнего возраста и обладают вменяемостью.

    Вменяемостью является способность физлица, которое достигло 16-летнего возраста, осознавать фактический характер своего деяния, его общественную опасность и руководить им.

    Индивидуальные субъекты административных правонарушений делятся на общие (которые достигли 16-летнего возраста, вменяемые) и специальные (которые отражают особенности трудового, служебного положения; прошлое противоправное поведение, другие особенности правового статуса граждан).

    Одним из специальных субъектов являются должностные лица.

    Субъективная сторона

    Вина выступает в качестве главного признака субъективной стороны. Вина может выражаться в двух формах, в виде умысла и в виде неосторожности.

    Умышленная форма вины подразделяется на две разновидности, а именно, прямой умысел и косвенный умысел. При совершении правонарушения с прямым умыслом лицо сознает общественно опасный характер своего деяния, предвидит неизбежность или реальную возможность наступления общественно опасных последствий и желает их наступления.

    При косвенном умысле лицо, совершая правонарушение, осознает общественно опасный характер совершенного деяния, предвидит возможность (вероятность) наступления его общественно опасных последствий хотя и не желает, но сознательно допускает их наступление.

    Второй формой вины в совершении административного правонарушения признается неосторожность, при которым лицо, совершившее правонарушение, предвидело возможность наступления общественных последствий, но сознательно рассчитывало на предотвращение таких последствий, либо не предвидело возможности наступления таких последствий.

    Юридический состав административного правонарушения.

    Юридический состав – это совокупность условий, необходимых и достаточных для привлечения лица к административной ответственности.

    Существует 4 элемента состава административного правонарушения:

    1. объект административного правонарушения;

    2. объективная сторона;

    4. субъективная сторона административного правонарушения.

    Существуют правонарушения с формальными составами и материальными составами.

    I. Объект административного правонарушения – это те общественные отношения, на которые посягает административное правонарушение.

    Объект состоит из нескольких уровней:

    1. общий объект – все охраняемые государством общественные отношения;

    2. родовой объект – это определённая однородная группа общественных отношений;

    3. видовой объект – часть общественных отношений, которые имеют качественное сходство;

    4. непосредственный объект – это конкретные общественные отношения, на которые посягает конкретное административное правонарушения.

    II. Объективная сторона – это внешнее выражение административного правонарушения; признаки правонарушения.

    Объективная сторона состоит из двух групп элементов: обязательные элементы и факультативные элементы.

    2) негативные последствия;

    3) причинно-следственная связь между деянием и негативными последствиями.

    Противоправное деяние – это некий внешне выраженный волевой акт, направленный на нарушение норм права (нарушение запретов, неисполнение обязанностей, превышение прав). по характеру проявления противоправное деяние может образовываться в форме действия (активное волевое поведение) или бездействия (пассивное волевое поведение). Бездействие только тогда будет противоправным, когда обязанность действовать прямо предусмотрена законом.

    Негативные последствия могут быть личного, имущественного, либо организационного характера.

    Факультативные элементы объективной стороны: время, место, способ совершения правонарушения, повторность, систематичность, группа лиц и другие факторы. Факультативные элементы могут являться отягчающими обстоятельствами.

    III. Субъект административного правонарушения – это лицо, совершившее административное правонарушение.

    Субъекты делятся на 2 группы: индивидуальный субъект и коллективный субъект. Индивидуальные субъекты – это физические лица. Коллективные субъект – это юридические лица.

    Индивидуальные субъекты делятся на 3 группы:

    Чтобы быть субъектом необходимо достижение определённого возраста и вменяемость. КоАП РФ установил минимальный порог возраста административной ответственности в 16 лет. В отношении отдельных видов правонарушений минимальный порог составляет 18 лет (напр., воинские правонарушения). Вменяемость – это не правовая категория, а медицинская. В законе дано понятие только невменяемости. Невменяемость – это неспособность лица осознавать противоправный или фактический характер своих действий, либо неспособность руководить такими действиями.

    Общим индивидуальным субъектом является гражданин РФ, достигший 16-летнего возраста и являющийся вменяем.

    Индивидуальный специальный субъект – это те лица, которые обладают некими особенностями при привлечении к ответственности:

    3. несовершеннолетние граждане;

    4. иностранные граждане и лица без гражданства;

    5. депутаты, судьи, прокуроры и др.

    Особый индивидуальный субъект (см. примеч. к ст. 2.4. КоАП РФ) – это должностные лица.

    Под должностным лицом следует понимать лицо, постоянно, временно или в соответствии со специальными полномочиями осуществляющее функции представителя власти, т.е. наделенное в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся в служебной зависимости от него, а равно лицо, выполняющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных организациях, а также в Вооруженных Силах РФ, других войсках воинских формированиях РФ.

    Совершившие административные правонарушения в связи с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций руководители и другие работники иных организаций, лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, а также совершившие административные правонарушения, предусмотренные ст.ст. 13.25, 14.24, 15.17-15.22, 15.23.1, 15.24.1, 15.29-15.31, ч.9 ст.19.5, ст. 19.7.3 настоящего Кодекса, члены советов директоров (наблюдательных советов), коллегиальных исполнительных органов (правлений, дирекций), счетных комиссий, ревизионных комиссий (ревизоры), ликвидационных комиссий юридических лиц и руководители организаций, осуществляющих полномочия единоличных исполнительных органов других организаций, несут административную ответственность как должностные лица.

    Значительная группа субъектов представлена юридическими лицами.

    IV. Субъективная сторона административного правонарушения – это та совокупность элементов, которая характеризует определенную психическую составляющую административного правонарушения.

    Субъективная сторона состоит из 3х элементов: вины, мотива и цели. Вина – определяющий элемент, мотив и цель – факультативные элементы.

    Читайте так же:  Санкции административного правонарушения

    Вина – это психическое отношение лица к своему противоправному деянию и его отрицат. Последствиям. Выделяют 2 формы вины – умысел (прямой и косвенной) и неосторожность (небрежность и самонадеянность (легкомыслие)).

    При прямом умысле лицо осознаёт противоправный характер своего поведения, предвидит наступление последствий и хочет их наступления. При косвенном умысле лицо осознаёт противоправный характер своего поведения, предвидит наступление последствий, может не желать их наступления.

    Небрежность – лицо не осознает характер своего поведения.

    Легкомыслие – лицо осознает противоправный характер своего поведения, предвидит наступление вредных последствий, но рассчитывает самонадеянно на их предотвращение.

    Понятие вины юридического лица (ч.2 ст.1 КоАПа), отличается от понятия физ. лица.

    Юридическое лицо считается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у юридического лица имелась возможность для соблюдения норм законодательства, но данным лицом не были предприняты все меры по их соблюдению.

    Мотив – это определённая характеристика поведения, которая указывает на причины совершения правонарушения. Выяснение мотива позволяет предотвращать последующие аналогичные правонарушения.

    Видео (кликните для воспроизведения).

    Цель – это то, к чему стремится лицо, совершая правонарушение.

    Панова И.В//Ещё раз о двух тенденциях, разрушающих ценность административного права. Вестник ВАС.

    Диссертация Морозова Н.А. Административная ответственность юридических лиц. Г.Красноярск.

    Окраина

    Понятие и виды юридического состава административного правонарушения

    Состав административного правонарушения – совокупность объективных и субъективных признаков, характеризующих то или иное деяние как административное правонарушение.

    Состав административного правонарушения

    Деяние, содержащее такие признаки административного правонарушения как противоправность, виновность, наказуемость, не всегда может являться административным правонарушением, поскольку в конкретном деянии может отсутствовать состав административного правонарушения.

    Признаки административного правонарушения как понятия следует отличать от элементов и признаков состава конкретного административного правонарушения.

    Состав административного правонарушения — это совокупность признаков, при наличии которых конкретное деяние становится административным правонарушением.
    Состав административного правонарушения представляет собой совокупность нескольких элементов, заключающих в себе однотипную совокупность признаков: субъект, субъективная сторона, объект, объективная сторона.

    1) Объект административного правонарушения — это общественные отношения, охраняемые мерами административной ответственности, которым противоправным деянием наносится вред.

    Общим объектом для всех административных правонарушений является совокупность общественных отношений, урегулированных нормами административного и некоторых других отраслей российского права, которая охраняется мерами административной ответственности.

    Выделяют родовой объект административного правонарушения, который соответствует каждой из глав Особенной части КоАП РФ). Например, объектом правонарушений, сгруппированных в главе 5 КоАП РФ будут являться права граждан, в главе 7 КоАП РФ – отношения в области охраны собственности, в главе 12 КоАП РФ – отношения в области дорожного движения, и т.д.

    Выделяют непосредственный объект административного правонарушения, который определяется в каждой главе Особенной части КоАП РФ конкретным составом административного правонарушения.

    Например, непосредственным объектом посягательства, согласно статье 5.61 КоАП РФ будет являться честь и достоинство лица, родовой же объект, как указывалось выше – права граждан.

    2) Объективная сторона административного правонарушения — это совокупность признаков, характеризующих внешнее проявление данного правонарушения.

    Административное правонарушение – это, прежде всего противоправное деяние (действие или бездействие), а также наступившие вредные последствия и причинно-следственная связь между ними.

    Устанавливать причинно-следственную связь необходимо для определения обстоятельств наступления негативных последствий, т.е. для определения действительности наступления таких последствий в результате противоправного деяния, а не по иным причинам. Например, для привлечения к административной ответственности по статье 12.24 КоАП РФ («Нарушение Правил дорожного движения или правил эксплуатации транспортного средства, повлекшее причинение легкого или средней тяжести вреда здоровью потерпевшего») не достаточна констатация того обстоятельства, что после ДТП потерпевший месяц провел в больнице. Следует установить, мог ли водитель, соблюдая правила дорожного движения, избежать столкновения с пешеходом, или причинения вреда здоровью стало следствием неправомерных действий самого потерпевшего. Кроме того, необходимо установить, что кратковременное или длительное расстройство здоровья в указанный период стало последствием именно действий лица, нарушившего правила дорожного движения, а не иных событий, произошедших ранее. Указанные обстоятельства могут устанавливаться на основании заключений экспертов, медицинских заключений.

    Материальный состав правонарушения

    Вышеприведенный пример описывает материальный состав правонарушения, в объективную сторону которого всегда включается наступление негативных материальных последствий. Как в примере, указанном выше – вред здоровью лица. Последствием может быть возникновение пожара, причинение ущерба и проч. Материальный состав правонарушения предполагает, что если указанные соответствующей статье КоАП РФ последствия не наступили, то лицо к административной ответственности не привлекается.

    Формальный состав правонарушения

    Однако большинство составов правонарушений является формальным. Это означает, что для наступления административной ответственности лица не требуется наступления какого-либо вредного материального последствия. Поэтому нет нужды устанавливать и причинно-следственные связи. Вредные последствия административного правонарушения с материальным составом состоят, по мнению законодателя, по сути, в общественной опасности самого деяния. Например, в главе 12 КоАП РФ:

    • Управление транспортным средством, не зарегистрированным в установленном порядке (статья 12.1 КоАП РФ);
    • Управление транспортным средством водителем, не имеющим при себе документов на право управления им, регистрационных документов на транспортное средство (статья 12.3 КоАП);
    • Управление транспортным средством при наличии неисправностей или условий, при которых эксплуатация транспортных средств запрещена (статья 12.5 КоАП РФ);
    • Управление транспортным средством водителем, не имеющим права управления транспортным средством (статья 12.7 КоАП РФ);
    • Управление транспортным средством водителем, находящимся в состоянии опьянения (статья 12.8 КоАП РФ);
    • Превышение установленной скорости движения (статья 12.9 КоАП РФ)
    • и т.д.
    Читайте так же:  Административное задержание судебная практика

    Факультативные признаки объективной стороны состава административного правонарушения

    К факультативным признакам традиционно относятся время, способ, место, повторность, систематичность, злостность, неоднократность деяния, характер его совершения.
    Например, состав мелкого хулиганства образуют действия, именно выражающее явное неуважение к обществу (признак «характер совершения«), и именно в общественных местах (признак «место«).

    3) Субъект административного правонарушения — физическое или юридическое лицо. Физическое лицо может быть привлечено к административной ответственности, если оно достигло 16-летнего возраста на момент совершения административного правонарушения и отвечает признаку вменяемости, т.е. отсутствием признаков психического нездоровья в момент совершения правонарушения.

    Общие субъекты правонарушения — любые вменяемые лица, достигшие 16 лет.

    Специальные субъекты правонарушения — должностные лица, несовершеннолетние, водители транспортных средств и проч.

    Особые субъекты правонарушения — военнослужащие, лица, имеющие специальные звания, и иные лица.

    4) Субъективная сторона административного правонарушения — это психическое отношение субъекта к противоправному действию или бездействию и его последствиям.

    Субъективная сторона административного правонарушения характеризуется прежде всего виной, т.е. особым осознанно-волевым отношением субъекта правонарушения к совершаемому деянию и его последствиям в форме умысла или неосторожности, о чем указывалось выше.

    Факультативными признаками субъективной стороны могут являться цель совершения правонарушения (представление правонарушителя о желаемом результате, к которому он стремится) и мотив (побуждение, которое толкает его на совершение правонарушения).

    • Например, статьей 5.22 КоАП РФ предусмотрено наказание за получение в избирательной комиссии, комиссии референдума избирательного бюллетеня, бюллетеня для голосования на референдуме с целью проголосовать вместо избирателя..;
    • Статьей 7.12 КоАП РФ предусмотрено наказание за ввоз, продажу, сдачу в прокат или иное незаконное использование экземпляров произведений или фонограмм в целях извлечения дохода в случаях, если экземпляры произведений или фонограмм являются контрафактными…;
    • Статья 17.2 КоАП РФ содержит санкцию за вмешательство в деятельность Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации с целью повлиять на его решения.
    • Статья 20.3 КоАП РФ предусматривает ответственность за пропаганду и публичное демонстрирование нацистской атрибутики или символики либо публичное демонстрирование атрибутики или символики экстремистских организаций. Мотивы действий следует учитывать при оценке вины правонарушителя. Такие мотивы должны быть обусловлены именно экстремистскими направленностями в понимании Федерального закона «О противодействии экстремистской деятельности».

    Виды административных наказаний по КоАП РФ

    Статья 3.2 КоАП содержит исчерпывающий перечень наказаний за совершение административных правонарушений. Самым распространенным наказанием является штраф, размеры которого разняться в зависимости от объекта посягательства и совершившего правонарушение субъекта. Самым мягким видом наказания является предупреждение, наиболее суровым – административный арест. Неприятным для бизнеса видом наказания остается административное приостановление деятельности, а для автолюбителей — лишение специального права, предоставленного физическому лицу (т.е. лишение прав управления транспортным средством).

    Ответственность физического и юридического лица за одно и то же правонарушение

    Назначение административного наказания юридическому лицу не освобождает от административной ответственности за данное правонарушение виновное физическое лицо, равно как и привлечение к административной или уголовной ответственности физического лица не освобождает от административной ответственности за данное правонарушение юридическое лицо (см. статью 2.1 КоАП РФ с комментариями).

    Рекомендуем по теме:

    Александр Отрохов, Правовой центр «Логос», 12.04.2015г.

    Административное правонарушение: юридический состав

    Как основание административной ответственности административное правонарушение содержит юридический состав, т.е. определенные элементы, только при наличии которых возможно наступление административной ответственности и применение административного наказания.

    К юридическому составу административного правонарушения относятся:

    Объект — это то, на что посягает правонарушение. В качестве объекта административного правонарушения выступают общественные отношения в сфере государственного управления, урегулированные нормами административного и других отраслей права и охраняемые мерами административной ответственности. Такими объектами могут быть общественный и государственный порядок, собственность, права и свободы граждан, установленный порядок управления. Конкретные объекты административных правонарушений предусмотрены соответствующими статьями Особенной части КоАП. Например, ст. 158 предусматривает ответственность за мелкое хулиганство, т. е. нецензурную брань, приставание к гражданам и другие подобные действия, нарушающие общественный порядок и спокойствие граждан.

    Объективная сторона проступка заключается во внешних проявлениях деяния, запрещенного нормами права. Конкретные его признаки излагаются в соответствующей правовой норме. К ним относятся: способ, характер, условия совершения (или несовершения) деяния; наступившие вредные последствия; причинная связь между деянием и последствиями; неоднократность и иные обстоятельства, характеризующие деяние.

    Субъектомпроступка является лицо, его совершившее: граждане (в том числе иностранные); несовершеннолетние и их родители (замещающие их лица); должностные лица; военнослужащие и иные лица, отвечающие в соответствии с дисциплинарными уставами; юридические лица (организации).

    Согласно КоАП, ответственности подлежат лица, достигшие к моменту совершения административного правонарушения 16-летнего возраста. Случаи, когда несовершеннолетние (от 16 до 18 лет) отвечают на общих основаниях, определены в ст. 14 КоАП.

    Что касается должностных лиц, работающих в государственных органах, то они, согласно ст. 15 КоАП, несут ответственность не только за прямое нарушение общеобязательных правил, но и за некоторые правонарушения, считающиеся упущениями по службе.

    В ст. 16 КоАП определен порядок привлечения к административной ответственности военнослужащих, призванных на сборы военнообязанных, а также лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел.

    Читайте так же:  Справка является ли лицо подвергнутым административному наказанию

    Субъективная сторона состава административного правонарушения — это вина, т. е. психическое отношение лица к совершенному им противоправному деянию и возможным его последствиям. Вина может проявляться в форме умысла или неосторожности.

    Административное правонарушение признается умышленным, если лицо, его совершившее, сознавало противоправный характер своего действия или бездействия, предвидело его вредные последствия и желало их или сознательно допускало их наступление (ст. 11 КоАП).

    Административное правонарушение признается совершенным по неосторожности, если лицо, его совершившее, предвидело возможность наступления вредных последствий своего действия или бездействия, но легкомысленно рассчитывало их предотвратить либо не предвидело возможности наступления этих последствий, хотя должно было и могло их предвидеть (ст. 12 КоАП)

    Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

    Административное правонарушение: понятие, признаки, юридический состав

    Понятие, сущность и признаки административного правонарушения

    В юридической науке правонарушения зависимо от степени вреда, который наносится лицу, социуму и стране, и особенностей отношений, которым они вредят, подразделяют на преступления и проступки. Проступки – это административные правонарушения, гражданские и дисциплинарные проступки. Традиционно самыми социально опасными из них считают административные правонарушения.

    В правоведении правонарушение рассматривают как основание юридической ответственности. Значит, основание административной ответственности — нарушение правовой нормы либо административное правонарушение.

    Из определения можно сделать вывод, что административному правонарушению, в основном присущи такие характерные черты:

    • Определенное деяние физического или юрлица (выражающееся в действии или бездействии)

    Административное правонарушение заключается в конкретном деянии, то есть противоправном поведении физического или юрлица. Это можно объяснить тем, что правонарушение может составить только акт поведения, который внешне выражен в определенной объективной форме.

    Административное правонарушение в виде действия или бездействия является, прежде всего, нарушением запрета или невыполнением обязанности.

    Правонарушение в виде действия заключается в нарушении запрета или активного неисполнения обязанностей. Нарушения норм права, которые выражаются в бездействии, проявляется в невыполнении законного требования или пассивном невыполнении обязанностей, то есть человек должен был осуществить определенные действия, которые предусмотрены нормой права, но не осуществил их.

    Так, управление машиной с заведомо подложными государственными регистрационными знаками (ст. 12.2 КоАП РФ) — является действием, а неисполнение требований ПДД уступить дорогу транспортному средству, которое пользуется преимущественным правом проезда перекрестка (ст. 12.2 КоАП РФ) — бездействием.

    • Противоправность

    Также административное правонарушение всегда является противоправным, то есть нарушает нормы существующего административного законодательства (к примеру, нормы II раздела («Особенной части») КоАП РФ или нормы законов субъектов федерации об административных правонарушениях). Если деяние не противоправно, то оно не может быть административным правонарушением и, значит, повлечь административную ответственность.

    Административное правонарушение может быть осуществлено только виновно. Виновность как признак административного правонарушения заключается в том, что это деяние — результат свободного волеизъявления правонарушителя, его виновного поведения. Виной является психическое отношение правонарушителя к осуществленному деянию.

    Административная наказуемость как признак административного правонарушения заключается в том, что за осуществление противоправного деяния установлена возможность применения и реально применяется административное наказание.

    Каждому виду правонарушения соответствует определенный вид санкции. Административным правонарушением признается согласно закона не любое антиобщественное, противоправное деяние, а только то, за которое предусматривается мера административной ответственности.

    Субъективная сторона

    Субъективная сторона – характеризует правонарушение с точки зрения его субъекта.

    • Вина – психическое отношения лица, к совершенному правонарушению;а) Умышленная – лицо осознавало противоправный характер своих действий (бездействия), предвидело вредные последствия и желало их наступления, сознательно допускало их либо относилось к ним безразлично;б) Неосторожная – лицо предвидело возможность наступления вредных последствий своих действий (бездействия), но самонадеянно рассчитывало на предотвращение таких последствий, либо не предвидело последствия, хотя могло и должно было их предвидеть.

    Объективная сторона

    Объективная сторона – характеризует внешнюю сторону общественно-опасного деяния.

    • Деяние – действие (бездействие), направленное на совершение правонарушения;а) Действие – активное нарушение установленных законом запретов;б) Бездействие – пассивное поведение лица, связанное с не совершением тех или иных действий, которые оно обязано совершать;
    • Последствие – последствия, возникшие в результате совершение административного правонарушения;
    • Причинно-следственная связь между деянием и последствием;
    • Время – время совершение административного правонарушения, независимо от наступления последствий;
    • Место – место совершения административного правонарушения;
    • Способ – совокупность приемов, с помощью которых совершается административное правонарушение;
    • Средства – предметы и приспособления, посредством которых лицо совершает административное правонарушение;
    • Характер – злостный, повторный, неоднократный и систематичный;а) злостный характер – продолжение противоправного деяния несмотря на требование уполномоченного лица или органа прекратить такое деяние;б) повторный характер – означает совершение одним и тем же лицом нового правонарушения в течении 1 года со дня назначения наказания за совершение предыдущего правонарушения;в) неоднократный характер – означает совершение 2 правонарушение, ни за одно из которых лицо еще не было наказано;г) систематичный характер – правонарушение совершенно несколько раз в течении года в одной и той же сфере.

    Объект

    Объект – то, на что направлено совершение правонарушения. Объектом всегда являются общественные отношения, охраняемые нормами административного права.

    • Общий объект – все общественные отношения, регулируемые нормами административного права;
    • Родовой объект – общественные отношения, возникающие в определенной сфере. В КоАП они сгруппированы по главам;
    • Непосредственный объект – объект посягательства отдельного правонарушения.
    Читайте так же:  Кто рассматривает нарушение тишины

    Субъект

    Субъект – лицо, совершившее административное правонарушение. При этом различают общий субъект и специальный субъект (должностные лица, водители и т.п.).

    Понятие и признаки административного правонарушения, его юридический состав

    1. В соответствии со ст. 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое Кодексом об административных правонарушениях или законами субъектов РФ об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

    2. В характеристике признаков административного правонарушения ключевыми являются понятия «действие» и «бездействие», которые образуют такое правовое понятие, как «деяние».

    Действие (применительно к административному правонарушению) — активная форма поведения правонарушителя, непосредственно связанная с невыполнением обязанностей и законных требований, нарушением запрета (например, нарушение водителями транспортных средств правил дорожного движения).

    Бездействие (применительно к административному правонарушению) — пассивная форма поведения правонарушителя, непосредственно связанная с невыполнением обязанностей и законных требований (например, руководитель торгового предприятия не обеспечил наличие сертификатов на реализуемые товары).

    Признаки административного правонарушения:

    антиобщественность. По социальной значимости деяние, причиняющее вред законным интересам граждан, общества и государства, является антиобщественным;

    * противоправность — заключается в совершении деяния, нарушающего нормы административного и иных отраслей права (трудового, земельного, финансового и т. д.), которые охраняются мерами административной ответственности;

    виновность. Законодательство рассматривает противоправное деяние, совершенное лицом, в качестве административного правонарушения только в том случае, если имеет место вина данного лица, т. е. содеянное было осуществлено умышленно или по неосторожности.

    наказуемость деяния. Административным правонарушением признается только то деяние, за которое законодательством предусмотрена административная ответственность.

    1. Состав административного правонарушения понимается установленная правом совокупность признаков (элементов), при наличии которых антиобщественное деяние может повлечь административную ответственность.

    Элементами состава административного правонарушения являются: объект, субъект, объективная сторона, субъективная сторона.

    2. Объект административного правонарушения — общественные отношения, возникающие в сфере государственного управления, регулируемые нормами права и охраняемые мерами административной ответственности (общий объект). В качестве критериев деления общего объекта выступают:

    *отрасли общественной деятельности, в которых складываются общественные отношения. В соответствии с данным критерием различают такие родовые объекты, как отношения в сельском хозяйстве, в промышленности, на транспорте;

    *содержание охраняемых общественных отношений. По этому критерию различают такие родовые объекты, как государственный и общественный порядок, *установленный порядок управления, права и свободы граждан, государственная и иные формы собственности.

    Каждый административный проступок имеет видовой, непосредственный объект посягательства, которым является специфическая группа общественных отношений, общих для ряда проступков одного рода (например, видовым объектом административного правонарушения, предусмотренного ст. 12.14 КоАП «Нарушение правил маневрирования», является безопасность дорожного движения).

    3. Объективная сторона заключается в деянии (действии или бездействии), которое выражается в нарушении установленных административно-правовыми нормами правил.

    Наличие объективной стороны во многих случаях зависит от времени, места, способа, характера совершения деяния, наступивших вредных последствий, совершения противоправного деяния в прошлом, систематичность противоправного деяния. Содержание объективной стороны может включать характер деяния.

    повторность. В соответствии с законодательством под повторностью подразумевается совершение одним и тем же лицом в течение года однородного правонарушения, за которое оно уже подвергалось административному наказанию;

    длящееся правонарушение. Длящимся является действие или бездействие, сопряженное с последующим длительным невыполнением обязанностей, возложенных на виновного законом под угрозой административной ответственности. Длящееся административное правонарушение является единым независимо от продолжительности действия или бездействия.

    4. Субъектом является лицо, совершившее административное правонарушение. По действующему законодательству субъектами административных правонарушений признаются коллективные и индивидуальные субъекты.

    Коллективные субъекты — юридические лица и иные коллективные образования. В настоящее время организации признаются субъектами административных правонарушений нормами таких отраслей права, как земельное, финансовое, налоговое, лесное, водное, природоохранительное и др.

    Индивидуальные субъекты — граждане и другие категории лиц, обладающие административно-правовым статусом с учетом их правового положения, выполняемых профессиональных и социальных функций.

    Признаки индивидуального субъекта подразделяются на две группы:

    • общие — такие признаки, которыми должно обладать любое лицо, привлекаемое к административной ответственности (достижение 16-летнего возраста и вменяемость);

    • специальные — признаки, отражающие: особенности труда, служебного положения (должностное лицо, водитель, работник предприятия торговли); прошлое противоправное поведение (лицо, находящееся под надзором, ранее привлекавшееся к административной ответственности); иные особенности правового статуса (иностранные граждане, военнослужащие).

    5. Субъективная сторона — психическое отношение субъекта к совершаемому противоправному действию или бездействию и его последствиям. Оно может быть выражено в форме:

    умысла. Умышленное действие или бездействие означает, что лицо, совершившее его, сознавало противоправный характер своего действия или бездействия, предвидело его вредные последствия и желало их или сознательно допускало наступление этих последствий либо относилось к ним безразлично;

    Видео (кликните для воспроизведения).

    неосторожности. Административное правонарушение признается совершенным по неосторожности, если лицо, его совершившее, предвидело возможность наступления вредных последствий своего действия (бездействия), но без достаточных к тому оснований самонадеянно рассчитывало на предотвращение таких последствий либо не предвидело возможности наступления таких последствий, хотя должно было и могло их предвидеть.

    Источники

    Юридический состав административного правонарушения
    Оценка 5 проголосовавших: 1

    ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

    Please enter your comment!
    Please enter your name here