Взыскаемость административных штрафов

Полезное по теме: "Взыскаемость административных штрафов" от специалистов простым языком. Если необходимо уточнить актуальность на 2020 год, а также задать вопрос, то обращайтесь к дежурному юристу.

Межрайонный отдел судебных приставов по взысканию административных штрафов Сахалинской области

Адрес: 693020, Россия, г. Южно-Сахалинск, ул. имени Ф.Э.Дзержинского,

Время работы: Вт с 9.00 до 13.00, Чт с 13.00 до 18.00

Телефон для справок: +7(4242)42-44-63

Начальство МОСП по взысканию административных штрафов

Ерохина Елена Викторовна

В настоящее время в межрайнном отделе судебных приставов по взысканию административных штрафов работают 5 сотрудников. Актуальный список должностных лиц с адресом и контактными номерами телефонов предоставлен ниже. Для получения юридической консультации или более подробной информации рекомендуем Вам зайти на страницу интересующего Вас судебного пристава.

Проблемы исполнительного производства, связанные с принудительным взысканием административных штрафов

Данная статья была скопирована с сайта https://www.sovremennoepravo.ru

А.М. БОРИСОВ,

кандидат исторических наук, доцент кафедры конституционного и административного права Курского государственного университета

С.А. МИРЗАЕВ,

магистрант факультета права Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики»

Общая для всех обязанность соблюдать Конституцию РФ и законы Российской Федерации (ч. 2 ст. 15 Конституции РФ) в целом обеспечена механизмом правового регулирования, предусматривающим, что неисполнение требований закона является фактическим основанием приведения в действие механизмов привлечения нарушителя к юридической ответственности и принудительного исполнения юрисдикционных решений. Одна из соответствующих нормативно-правовых конструкций включает положения ст. 20.25 «Уклонение от исполнения административного наказания» КоАП РФ и предполагает участие Федеральной службы судебных приставов в правоприменительной практике.

В своей правоприменительной деятельности ФССП России руководствуется также положениями Конституции РФ, федеральных законов от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» [4] (далее — Закон об исполнительном производстве), от 21.07.1997 № 118-ФЗ «О судебных приставах» [10] и других нормативных актов.

Субъекты административной юрисдикции в качестве меры административной ответственности за правонарушения, предусмотренные ст. 20.25 КоАП РФ, широко применяют административный штраф, добровольная уплата и взыскание которого составляют серьезнейшую проблему правоохранительной системы Российской Федерации.

А.А. Гараев, изучив динамику взыскания административных штрафов в период с 2004 по 2012 год, отмечает, что по делам об административных правонарушениях, рассмотренным федеральными судами общей юрисдикции и мировыми судьями в 2004 году, доля административного штрафа, взысканная добровольно или принудительно судебными приставами, составила 42,3% от всей суммы штрафов, в 2005 году — 37,6%, в 2006 году — 36,4%.

В 2010 году было взыскано лишь 5% от общей суммы административных штрафов, но уже в 2011 году эта доля возросла до 12%, что в сумме составило около 19,6 млрд руб. [1].

Анализируя ведомственную статистическую отчетность, А.А. Гараев вполне справедливо называет катастрофой ситуацию 2010—2011 гг., когда показатель реального принудительного взыскания административных штрафов снизился до 2—4% от суммы штрафа, подлежащей взысканию.

В 2012 году остались невзысканными административные штрафы на сумму около 7 млрд руб., из них около 2 млрд руб. приходилось на столицу России. По итогам 2013 года сумма невзысканных штрафов составила более 17 млрд руб. (взыскано около 4% от всей суммы наложенных штрафов). В 2014 и 2015 годах показатели взыскания были идентичны (около 44 млрд руб. штрафов не было взыскано, взыскано — 3,5%)[9].

Отметим, что неуплата административных штрафов в основном приходится на решения по правонарушениям, посягающим на общественный порядок и безопасность (глава 20 КоАП РФ), а среди них — решения, вынесенные по основаниям, предусмотренным ч. 1 ст. 20.25 КоАП РФ. Тенденция очевидна: в целом объемы невзысканной денежной массы административных штрафов растут, обнуляясь с истечением сроков давности взыскания.

Сложившаяся ситуация обусловила растущее внимание правоведов к данному направлению правоохранительной деятельности, за которым последовала соответствующая работа федерального законодателя. В результате внесения изменений в законодательство были увеличены сроки давности привлечения к административной ответственности (ст. 4.5 КоАП РФ), сроки давности исполнения постановлений о назначении административного наказания (в 2011 году — с 1 года до 2 лет) [5], срок, в течение которого лицо, привлеченное к административной ответственности, обязано уплатить административный штраф (в 2013 году — с 30 до 60 дней)[7]; созданы более благоприятные по времени условия для добровольного исполнения юрисдикционно-карательного решения; в 2012 году перечень административных наказаний пополнен новой мерой административной ответственности — обязательными работами [6], обеспечившей альтернативу денежной санкции; в 2014 году принята новая редакция Закона об исполнительном производстве, расширившая полномочия судебных приставов, и др.

Исполнительное производство предусматривает работу ФССП России по исполнению различных юрисдикционных правовых актов. Складывающаяся законотворческая практика, с одной стороны, оказывает растущее административно-карательное давление на участников правоотношений, а с другой — вызывает необходимость поиска и выбора законодателем способов инициации добровольного исполнения юрисдикционных решений. При этом одновременно с усилением административного контроля и надзора за исполнением юрисдикционных решений вполне предсказуемо возникает ответная социально-психологическая реакция общества, развивающегося в непростых социально-экономических условиях.

Все это свидетельствует о необходимости усиления внимания законодателя к первой стадии исполнения санкционного акта в контексте сопряжения потенциалов административно-правовых методов убеждения и принуждения, что должно служить повышению эффективности административно-исполнительного механизма.

А.С. Дугенец и М.Я. Масленников отмечают особое процессуально-правовое значение исполнения санкционных актов: неисполнение этих актов ведет к отрицанию социальной важности правоохранительной деятельности, подрывает веру в силу и авторитет закона, способствует игнорированию достаточно трудоемкой и довольно длительной работы органов административной юрисдикции, в том числе службы судебных приставов, снижает эффективность правоохраны общественных отношений [2].

На преодоление этой проблемы направлена введенная в 2003 году в КоАП РФ ст. 20.25 «Неуплата административного штрафа либо самовольное оставление места отбывания административного ареста», получившая в 2011 году иное название: «Уклонение от исполнения административного наказания». В сложившихся условиях производства по делам об административных правонарушениях, характеризующихся нигилистическим отношением административно наказанных лиц к исполнению юрисдикционных актов о наложении санкций, такое решение отвечало целям превенции подобных деликтов, а также усилению правового механизма защиты общественных отношений, основным элементом которого является институт исполнения отдельных видов административных наказаний: административного штрафа, административного ареста, административного выдворения за пределы Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства, обязательных работ, административного запрета на посещение мест проведения официальных спортивных соревнований в дни их проведения.

Читайте так же:  Отмена постановления о привлечении к административной ответственности

Однако рассматриваемые меры направлены на защиту не первично защищаемых, а последующих отношений добровольно-принудительного исполнения административных наказаний.

Комплекс принятых мер по развитию правового института принудительного исполнения юрисдикционно-карательного решения необходим, но в современных условиях недостаточен.

Понимание критического состояния дел в сфере исполнительного производства сподвигло законодателя к смягчению административно-санкционного режима за счет включения в механизм исполнения решений о назначении административного штрафа (ч. 1.3 ст. 32.2 «Исполнение постановления о наложении административного штрафа» КоАП РФ) за совершение ряда административных правонарушений, предусмотренных главой 12 «Административные правонарушения в области дорожного движения» КоАП РФ, дополнительного нормативного условия, ключевым признаком которого является своевременность исполнения юрисдикционного решения (не позднее 20 дней со дня вынесения постановления о наложении административного штрафа административный штраф может быть уплачен в размере половины суммы наложенного административного штрафа)[8].

Особенность данного порядка в том, что законодатель фактически допускает гражданина к решению вопроса юрисдикционного значения на этапе добровольного исполнения акта об административном правонарушении, наделяя нарушителя правом оплатить штраф в уменьшенном размере. Фактически гражданин сам становится субъектом административной юрисдикции на стадии исполнения правоприменительного акта в рамках производства по делу об административном правонарушении.

Одной из причин неудовлетворительного состояния дел по взысканию административных штрафов является высокая степень загруженности судебных приставов-исполнителей. Действительно, исходя из Норм нагрузки судебных приставов [3], на принудительное взыскание штрафа по одному исполнительному производству необходимо 8,03 часа (раздел 2.3 «Нормы времени на работы, выполняемые судебными приставами-исполнителями») без учета времени на выполнение машинописных, стенографических, копировально-множительных и других работ. В 2012 году средняя нагрузка одного судебного пристава-исполнителя составляла 2108 исполнительных производств [9], т. е. почти в 8 раз больше рекомендованной нормативной нагрузки (норма нагрузки судебного пристава-исполнителя в месяц составляет 22,2 исполнительных производства (п. 2.4.2 Норм нагрузки судебных приставов).

Указанные проблемы исполнительного производства, как мы полагаем, требуют расширения возможности применения смягчающих административную ответственность условий, для чего в ст. 4.2 «Обстоятельства, смягчающие административную ответственность» КоАП РФ необходимо добавить еще одно условие: доход на члена семьи ниже прожиточного минимума по региону.

Кроме того, в ч. 1.3 ст. 32.2 «Исполнение постановления о наложении административного штрафа» КоАП РФ следует включить условие уплаты штрафа в сокращенные сроки. Полагаем, что применение этого механизма привлечения к административной ответственности и в других случаях административно-деликтного поведения гуманизирует административно-правоохранительную деятельность. Например, когда субъективную сторону административного правонарушения характеризует легкомысленное отношение гражданина к совершенному деянию при отсутствии или незначительности его общественной опасности и наступивших вредных последствий или когда правомерному поведению нарушителя препятствуют обстоятельства непреодолимой силы. Данный административно-правовой механизм также подпадает под признаки обстоятельств, смягчающих административную ответственность, но имеет самостоятельное квазиюрисдикционное содержание, отличительной особенностью которого является включение лица, уплачивающего штраф, в систему отношений, определяющих фактическую меру административной ответственности, уменьшаемую самим этим лицом при добровольной уплате штрафа в оговоренные законом сокращенные сроки.

Неопределенность в вопросе оценки смягчающих обстоятельств преодолевается юрисдикционной практикой, но конкретизация и расширение ряда смягчающих обстоятельств, несомненно, послужат гуманизации законодательства об административных правонарушениях. С другой стороны, минимизация размеров административных штрафов может способствовать решению проблем их добровольной уплаты, а также снижению нагрузки судебных приставов-исполнителей.

Дополнение особенностей исполнения административного наказания в виде административного штрафа условием совершения платежа в сокращенные сроки при совершении отдельных видов административных правонарушений, кроме предусмотренных главой 12 КоАП РФ, потребует внесения соответствующих дополнений в главу 29 «Рассмотрение дела об административном правонарушении» КоАП РФ. В частности, ч. 1 ст. 29.10 «Постановление по делу об административном правонарушении» КоАП РФ может быть дополнена пунктом следующего содержания: «возможность уплаты административного штрафа в уменьшенном размере при совершении платежа в сокращенные сроки на основании части 1.3 статьи 32.2 настоящего Кодекса».

Указанные законотворческие инициативы могут способствовать снижению нагрузки судебных приставов-исполнителей посредством обращения к правосознанию лиц, привлеченных к административной ответственности в виде административного штрафа, и их экономического стимулирования предоставлением предусмотренной законодательством возможности понести меньшие расходы при уплате административного штрафа.

1. Гараев А.А. Анализ взыскиваемости административного штрафа // Административное право и процесс. 2013. № 2. С. 39—45.

2. Дугенец А.С., Масленников М.Я. Исполнение постановления по делу об административном правонарушении: содержание и социально-правовое значение стадии // Административное право и процесс. 2012. № 9. С. 2—11.

3. Нормы нагрузки судебных приставов: утв. постановлением Минтруда России и Минюста России от 15.08.2002 № 60/1 // Бюллетень Минтруда России. 2002. № 9.

4. Об исполнительном производстве: федеральный закон от 02.10.2007 № 229-ФЗ // СЗ РФ. 2007. № 41. Ст. 4849.

5. О внесении изменений в статьи 17.15 и 31.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и статью 21 Федерального закона «Об исполнительном производстве»: федеральный закон от 01.04.2011 № 71-ФЗ // СЗ РФ. 2011. № 17. Ст. 2312.

6. О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях и Федеральный закон «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях»: федеральный закон от 08.06.2012 № 65-ФЗ. URL: http://docs.cntd.ru/document/902351472

7. О внесении изменений в Федеральный закон «Об исполнительном производстве» и отдельные законодательные акты Российской Федерации: федеральный закон от 05.04.2013 № 49-ФЗ // Российская газета. 2013. 10 апр.

Порядок принудительного взыскания административных штрафов

Одной из возможных санкций по административному делу может быть штраф в денежной форме. Размер штрафа определяется судом, иным уполномоченным органом или должностным лицом в постановлении, исходя из условий статьи КоАП РФ, характера проступка, смягчающих и отягчающих факторов. В этой статье разберем все нюансы оплаты административных штрафов, в том числе добровольный и принудительный порядок исполнения.

Правила добровольной оплаты штрафов

Положения о порядке выплаты административных штрафов регламентированы в ст. 32.2 КоАП РФ. В зависимости от категории дела, виновному лицу нужно оплатить взысканную сумму в следующие сроки:

  • в течение 60 дней после вступления в силу постановления;
  • если нарушителем является иностранец или лицо без гражданства, а кроме штрафа было применено принудительное выдворение за пределы РФ, оплатить санкцию нужно не позднее 1 дня после вступления в силу постановления;
  • специальный срок оплаты установлен для статьи 19.28 КоАП РФ (незаконное вознаграждение от имени юрлица) – не позднее 7 дней после вступления в силу постановления.
Читайте так же:  Вызвали свидетелем по административному делу

Таким образом, за большинство нарушений для оплаты штрафа дается 60 дней. В течение этого периода к нарушителю не будут применяться меры принудительного воздействия или какие-либо ограничения. Контролировать исполнение сроков оплаты будет орган, выносивший постановление. Если по истечении 60 дней, либо иного регламентированного срока, деньги не будут перечислены, постановление направляется приставам для принудительного удержания.

Закон предоставляет льготу для добросовестных нарушителей, оплачивающих штраф в течение первых 20 дней. В этом случае размер санкции уменьшается в 2 раза, т.е. должник сэкономит половину взысканной суммы. Льгота не распространяется на отдельные виды нарушений, перечисленных в ч. 1.3 ст. 32.2 КоАП РФ (как правило, это связано с повторностью проступка или повышенной опасностью деяния). Также нельзя рассчитывать на скидку по штрафу, если виновник воспользовался отсрочкой или рассрочкой по исполнению. Если нарушитель не принимал участие в рассмотрении дела и получил постановление по истечении 20 дней, этот срок может быть восстановлен по его заявлению.

Для добровольной оплаты штрафа можно воспользоваться способами, перечисленными в ст. 32.2 КоАП РФ:

  • через банковские и кредитные организации;
  • через отделения почтовой связи;
  • через иных платежных агентов, имеющих соответствующую лицензию или другой разрешительный документ.

Закон запрещает оплачивать штраф в наличной форме, даже если решение о наказание может приниматься должностным лицом или уполномоченным органов на месте нарушения. Например, попытка передать деньги сотруднику ГИБДД при наложении штрафа за превышение скорости, может рассматриваться как взятка со всеми вытекающими последствиями.

При оплате нужно внимательно проверить реквизиты, по которым будет переводиться сумма штрафа. Как правило, реквизиты для зачисления средств в бюджет указываются прямо в постановлении суда или иного ведомства. Учтите, что обязанность считается исполненной только после фактического зачисления средств в бюджет. Поэтому, при ошибочных реквизитах или нарушении сроков перевода, можно столкнуться с принудительным удержанием или утратой права на льготу 50%.

В зависимости от выбранного способа оплаты, подтверждающими документами могут являться:

  • квитанция о почтовом переводе со штемпелем отделения и датой внесения средств;
  • платежное поручение, квитанция, чек или иной документ, выданный банком или кредитной организацией;
  • электронная копия платежного документа, если штраф погашался через онлайн-сервисы, кошельки и иные системы.

Квитанцию или иной платежный документ нужно сохранить. Дело в том, что при отсутствии доказательств оплаты, можно столкнуться с предъявлением претензий и наложением дополнительных санкций. При возникновении таких проблем, доказывать свою правоту предстоит должнику. При отсутствии подтверждающего документа, можно стать фигурантом нового административного дела и получить дополнительное наказание (об этом расскажем ниже).

Перечислить штраф может сам нарушитель, либо любое иное лицо по его поручению. Если штраф взыскан с несовершеннолетнего ребенка, не имеющего место работы и источников дохода, вся сумма будет взыскана с его родителей или иных законных представителей (опекунов, попечителей и т.д.). При заполнении и проверке реквизитов нужно убедиться, что правильно указан номер постановления, КБК получателя, сведения о плательщике.

Общие условия для назначения штрафа

В КоАП РФ содержится почти 100 статей, предусматривающих наказание за совершение противоправных действий и нарушение закона. Практически по каждому составу административных проступков может быть назначена санкция в виде штрафа. Применение такого вида наказания происходит по следующим правилам:

  • в зависимости от вида проступка и условий статьи КоАП РФ, дело будет рассматриваться судом, либо иным ведомством или должностным лицом;
  • при подтверждении вины нарушителя, уполномоченный орган назначает наказание;
  • штраф может быть назначен, если указан в перечне санкций статьи КоАП РФ;
  • по отдельным видам проступков, связанных с ведением частного предпринимательства, штраф может заменяться предупреждением (при первом нарушении);
  • возможен вариант, когда штраф будет назначен лицу, к которому нельзя применить другие административные санкции (например, если нарушителем является несовершеннолетний или беременная женщина, им нельзя назначить арест).

Постановление о наложении штрафа может быть обжаловано нарушителем. На это дается 10 дней, а подавать жалобу нужно в вышестоящий суд или иное ведомство (в зависимости от того, кто назначал наказание). Обязанность по выплате штрафа возникает по истечении 10 дней с момента вручения копии постановления нарушителю или получения документа по почте. Если же нарушитель подал жалобу, постановление вступит в силу сразу после рассмотрения дела в вышестоящей инстанции.

Отсрочка и рассрочка

Видео (кликните для воспроизведения).

Если нарушитель понимает, что выплата штрафа для него будет затруднительной, он может сразу подать ходатайство о предоставлении рассрочки или отсрочки. При отсрочке, нарушителю будет предоставлено дополнительное время для добровольной выплаты штрафа. Соответственно, пока период отсрочки не истечет, принудительные меры взыскания не будут применяться.

Рассрочка заключается в распределении общей суммы штрафа на равные периодические платежи. Например, при наложении штрафа в 30 тыс. руб., суд или иной орган может дать рассрочку на 6 месяцев. В этом случае нарушитель обязан платить ежемесячно по 5 тыс. руб. Пока такой график будет соблюдаться, принудительное исполнение не проводится.

Для предоставления отсрочки или рассрочки нужно доказать наличие уважительных обстоятельств, тяжелое материальное состояние, факт длительной болезни или нетрудоспособности, иные факторы. Суд будет самостоятельно оценивать представленные доказательства, поэтому гарантировать предоставление рассрочки или отсрочки по штрафу невозможно.

Принудительное взыскание

Чтобы подтвердить оплату штрафа, нарушитель должен представить соответствующий платежный документ в суд, либо иное ведомство, выносившее постановление. Также сведения о поступивших платежах будут проверяться через единую федеральную информационную систему. Если сведения об оплате отсутствуют, а платежный документ не представлен, наступают следующие последствия:

  • по истечении срока для добровольной оплаты, изготавливается второй экземпляр постановления;
  • в течение 10 дней документ направляется в службу ФССП по адресу должника;
  • приставы возбуждают исполнительное производство, направляют копию постановления должнику, дают срок до 5 дней для погашения штрафа;
  • по истечении 5 дней, сотрудник ФССП вправе использовать меры принудительного взыскания, а также обязан удержать с должника исполнительский сбор.
Читайте так же:  Ответ на протокол об административном правонарушении образец

Естественно, если нарушителю была предоставлена отсрочка или рассрочка, постановление не будет направлено приставам.

Порядок проведения производства в ФССП будет зависеть от суммы штрафа. Если она не превышает 10 тыс. руб., пристав не может ввести ограничение на выезд за пределы РФ, либо временно лишить должника права управления транспортом. При сумме долга менее 10 тыс. руб., документы будут направлены для удержания на работу, по месту учебы или в иное учреждение, где должник получает постоянный доход. Допускается удерживать штрафы за счет стипендий, пенсий и иных выплат, за исключением случаев, прямо указанных в законе.

Если должником является предприятие, для взыскания штрафа будут направлены документы на арест банковских счетов. При отсутствии средств на счетах и операций, может накладываться арест на имущество для последующей реализации. Взыскание штрафов, взысканных с руководителя или иных должностных лиц предприятия, происходит в общем порядке, т.е. за счет их зарплаты или имущества, путем списания со счетов.

Если сумма штрафа превышает 10 тыс. руб., пристав сможет использовать все меры принудительного удержания и ограничения, предусмотренные Законом № 229-ФЗ:

  • выявление, розыск, арест и реализация имущественных активов;
  • арест и списание со счетов в банковских и кредитных учреждениях;
  • ограничительные меры по запрету на выезд за границу и временному лишению права управления транспортом;
  • направление документов на удержание с зарплаты, если у должника отсутствует имущество и деньги на счетах.

Если должник скрывает свое место жительство, уклоняется от получения документов из ФССП, может объявляться исполнительный розыск.

Исполнительное производство будет прекращено только после полной оплаты штрафа. Если же нарушитель не погасил долг в течение 5 дней, предоставленных приставом, ему придется платить и исполнительский сбор. Размер такого сбора для частных лиц или ИП составит 7% от суммы штрафа, но не менее 1 тыс. руб. Для предприятий размер сбора составляет 10 тыс. руб.

Что грозит на неоплату административного штрафа

Помимо мер принудительного взыскания и удержания исполнительского сбора, неоплата штрафа может привести к дополнительным административным санкциям. Для этого применяется ст. 20.25 КоАП РФ, которая предусматривает следующие правила:

  • при нарушении срока на добровольную оплату без уважительных причин, будет составлен протокол по ст. 20.25 КоАП РФ;
  • наказанием за указанный проступок может быть штраф в двойном размере от суммы первоначальной санкции (но не менее 1 тыс. руб.), административный арест или работы обязательного характера;
  • вновь назначенный штраф будет взыскиваться по общим правилам, и независимо от первого наказания;
  • новое наказание не освобождает от обязанности оплатить первый штраф.

Например, если гражданин получил штраф за нарушение ПДД в сумме 30 тыс. руб., за факт просрочки по оплате свыше 60 дней, он будет наказан на сумму 60 тыс. руб. Если же штраф за незначительный проступок составил всего 500 руб., новое наказание не может быть менее 1 тыс. руб.

Избежать наложения нового штрафа можно, если доказать уважительность причин для несвоевременной оплаты. Например, можно указать на неполучение копии постановления, на длительный отъезд на пределы страны, на нахождение долгое время в больнице, на потерю работы. Оценивать эти факторы будет суд, который и примет окончательное решение.

Указанная дополнительная санкция является не единственной мерой ответственности для должника. При попытке воспрепятствовать работе приставов, при продаже или передаче арестованного имущества, либо при выявлении иных нарушений со стороны должника, могут возбуждаться административные и уголовные дела по иным статьям КоАП РФ и УК РФ.

Практикующий юрист:

Шарапов Дмитрий Васильевич

Публикации

Примерно половину от общего количества исполнительных производств составляют дела о взыскании административных штрафов. Госавтоинспекция (ГИБДД) направляет больше всего исполнительных документов органам Федеральной службы судебных приставов (ФССП) РФ, однако в пересчете на подлежащие взысканию средства штрафы участникам дорожного движения составляют всего около 1% от суммы долга по всем категориям производств.

Центр стратегических разработок (ЦСР) подготовил доклад «Исполнение судебных решений и организация работы судебных приставов» о состоянии дел в сфере исполнительного производства, в котором обозначил ряд проблем и предложил пути их решения.

Триллионы рублей долгов

Сотрудники ФССП в 2016 году работали более чем с 80 миллионами исполнительных производств, из которых 54 миллиона – новые дела, открытые в том же году, сообщается в докладе ЦСР. В 2016 году общая сумма, подлежащая взысканию по всем исполнительным производствам, составляла 2,21 триллиона рублей (в ценах 2012 года). При этом было фактически взыскано лишь 13% от этой суммы. За последние пять лет процент взысканных средств снизился, а суммы долгов возросли. Без пересчета на цены 2012 года сумма долгов по имущественным исполнительным производствам превышает отметку в 4 триллиона рублей, из которых большую часть составляют долги перед кредитными организациями – 2,25 триллиона рублей у физических лиц и 950 миллиардов рублей у юридических лиц.

Общая численность сотрудников ФССП составляет около 71 тысячи человек, из которых 22 тысячи работают судебными приставами-исполнителями. Фактически именно на них ложится огромная нагрузка, связанная с исполнением судебных решений, а также производством по иным документам. По оценке ЦСР, интенсивность работы среднего пристава предполагает закрытие 9 исполнительных производств в день. В текущем производстве одного пристава может одновременно находиться от 500 до 4 тысяч дел. Данное количество зависит от категории дел: штрафы по постановлениям ГИБДД можно взыскивать в доход государства удаленно, с помощью автоматизированных систем, и сотрудники могут одновременно работать с тысячами производств. Взыскание алиментов требует от пристава больших усилий, в связи с чем количество находящихся в работе дел ниже и обычно ограничено отметкой в 300-400 исполнительных производств.

ЦСР в своем докладе подчеркивает, что эффективность работы судебных приставов невысока, а при взыскании денег приоритет отдается требованиям государства – штрафам, налогам и иным платежам публичного характера. Физическим лицам и частным организациям сложнее вернуть долги и получить причитающееся. «Если же переходить к категориям дел, где средняя сумма более крупная и взыскателем является не государство, то мы увидим, что ФССП довольно плохо умеет работать с ними», – подчеркивают эксперты.

Читайте так же:  Об административном правонарушении в соответствующей

Что мешает эффективному взысканию

ЦСР особо подчеркивает, что приставы даже по производствам, где в основном используются автоматизированные информационные системы, вынуждены выполнять большой объем бумажной работы. Жалобы и обращения граждан, запросы от прокуратуры и вызовы в суд также отвлекают приставов непосредственно от процесса исполнения. Работа сотрудников ФССП дополнительно осложнена несовершенством системы обмена информацией между ведомствами и организациями. Одним из последствий недостатков в организации деятельности ведомства является почти повсеместное введение ненормированного рабочего дня. С учетом среднего размера оклада в 15 тысяч рублей в месяц закономерно возникает высокая текучесть кадров. Требование к судебным приставам-исполнителям об обязательном наличии юридического или экономического образования не поможет повысить уровень квалификации кадров, а лишь затруднит поиск новых сотрудников, убеждены в ЦСР.

Как помочь приставам и взыскателям

В целях решения проблем эксперты в первую очередь предлагают изменить подход к оценке эффективности работы судебных приставов-исполнителей, поставив во главу угла сумму взысканий, а не процент успешно оконченных производств. Также предлагается ввести ряд дополнительных критериев: сложность дел, специфика региона и другие.

Судебные приставы-исполнители должны сосредоточиться на взыскании, для этого объем бумажной работы необходимо свести к минимуму. Кроме того, сотрудников нужно по возможности освободить от личных приемов взыскателей, рассмотрения обращений и походов в суды. Как считают в ЦСР, здесь должно помочь размещение большего объема интересующей взыскателя информации в открытом доступе. Работу с обращениями и выходы в суд следует выделить в отдельную специализацию и передать сотрудникам с профильным юридическим образованием. Для большей части судебных приставов-исполнителей наличие юридического образования необязательно, подчеркивают эксперты. Дела о взыскании административных штрафов должны быть выведены из компетенции ФССП. В настоящее время на рассмотрении в Государственной думе находится законопроект Министерства юстиции РФ о возможности направления ряда исполнительных документов напрямую работодателю должника. ЦСР поддерживает данную инициативу, отмечая, что документы, в том числе по штрафам, должны сначала поступать в банки, и лишь при отсутствии средств на счетах, перенаправляться работодателям.

Еще одно важное направление – налаживание межведомственных взаимодействий и электронных систем обмена информацией. ЦСР приводит примеры, когда нарушители вынуждены дважды платить штрафы из-за недостатков процесса обмена данными между ГИБДД и ФССП. Два пристава, специализирующихся на разных видах исполнительных производств, могут отдельно друг от друга работать с одним лицом, например, по взысканию кредита и алиментов. В таком случае важно, чтобы действия в рамках исполнительных производств могли быть полезны для обоих приставов. По мнению экспертов, особого внимания заслуживают мероприятия, призванные повысить качество взаимодействия приставов с банками при направлении запросов о счетах должников. Судам следует помогать приставам-исполнителям, чаще принимая обеспечительные меры, говорится в докладе.

ЦСР предлагает защитить интересы частных взыскателей, разрешив деятельность негосударственных исполнителей, деятельность которых мог бы контролировать Минюст. Согласно планам экспертов, частные приставы смогут работать на коммерческих началах за гонорар 3 до 25% от суммы долга. По данным доклада, деятельность частных приставов-исполнителей наряду с государственными организована в Казахстане и в ряде европейских стран, и такой подход дает положительные результаты.

07.11.2014 РАЗЪЯСНЕНИЕ О ВЗЫСКАНИИ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ШТРАФОВ ЗА НАРУШЕНИЕ ПРАВИЛ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ

В случае несвоевременной оплаты в 60-дневный срок административного штрафа ГИБДД, вынесенного на основе материалов, полученных с применением специальных технических средств, имеющих функции фото и видеосъемки, постановление по делу об административном правонарушении направляется в службу судебных приставов для принудительного исполнения.

В рамках исполнительного производства должнику направляется постановление о возбуждении исполнительного производства с установлением 5-дневного срока для добровольного исполнения требований исполнительного документа.

Исполнить требования исполнительного документа и оплатить задолженность можно ЛЮБЫМ УДОБНЫМ СПОСОБОМ :

1. Наличными денежными средствами на приеме у судебного пристава-исполнителя. В подтверждение факта оплаты суммы штрафа судебный пристав-исполнитель выдает должнику пронумерованную квитанцию, в которой прописывается сумма, подлежащая к оплате, номер дела об административном правонарушении, номер исполнительного производства, фамилия судебного пристава-исполнителя. Квитанция подписывается судебным приставом-исполнителем (о том, что последний принял от должника денежные средства) и должником, в подтверждение того, что последний уплатил данные денежные средства судебному приставу-исполнителю. Второй экземпляр квитанции остается у судебного пристава-исполнителя.

2. В любом кредитном учреждении либо в отделениях почтовой связи, указав реквизиты из постановления о возбуждении исполнительного производства, либо распечатав квитанцию с заполненными реквизитами, воспользовавшись информационным ресурсом «Банк данных исполнительных производств» официального сайта УФССП России по Хабаровскому краю. В случае оплаты суммы штрафа данным образом, должнику необходимо представить судебному приставу-исполнителю копию квитанции об оплате штрафа. Это необходимо для того, чтобы судебный пристав-исполнитель мог снять все наложенные в рамках возбужденного исполнительного производства ограничения на денежные средства и имущество, принадлежащее должнику на праве собственности и вынести постановление об окончании исполнительного производства.

3. Посредством оплаты через системы электронных платежей КИВИ.

В случае неисполнения требований исполнительного документа в установленный законом 5-дневный срок для добровольного исполнения с должника взыскивается исполнительский сбор, равный 7 % от суммы, подлежащей к взысканию, но не менее 1000 рублей для граждан и 10000 рублей для должников – организаций.

В отношении должника применяются такие меры принудительного характера, как наложение ареста на денежные средства, а также на иное имущество должника, ограничение права выезда за пределы Российской Федерации, запрет регистрационных действий в отношении автотранспортных средств.

В случае нарушения законодательства об исполнительном производстве виновное лицо подвергается к административной ответственности по ст. 17.14 КоАП РФ.

Кроме того, в соответствии со ст. 20.25 КоАП РФ неуплата административного штрафа по истечении 60 дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу влечет наложение административного штрафа в двукратном размере суммы неоплаченного административного штрафа, но не менее одной тысячи рублей, либо обязательные работы на срок до пятидесяти часов , либо административный арест на срок до 15 суток.

Вместе с тем, в соответствии с Федеральным законом от 14 октября 2014 г. № 307-ФЗ «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях и отдельные законодательные акты Российской Федерации и о признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации в связи с уточнением полномочий государственных органов и муниципальных органов в части осуществления государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» внесены изменения в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях в части установления случаев, когда исключается назначение административного ареста за неуплату административного штрафа в срок.

Читайте так же:  Нарушение общественного порядка куда звонить

Статья 20.25 КоАП РФ дополнена примечанием 3, согласно которому теперь административный арест не может применяться к лицу, которое не уплатило в срок административный штраф за нарушение Правил дорожного движения, зафиксированное с применением работающих в автоматическом режиме специальных технических средств, имеющих функции фото- и киносъемки, видеозаписи, или средств фото- и киносъемки, видеозаписи (данные поправки вступают в силу по истечении 30 дней со дня официального опубликования Федерального закона, а именно 15 ноября 2014 года).

В случае если вы не проживаете по месту регистрации и не получали по становление по делу об административном правонарушении, а также постановление о возбуждении исполнительного производства, узнать о наличии возбужденных исполнительных производствах возможно с помощью сервиса «Банк данных исполнительных производств» на официальном сайте УФССП России по Хабаровскому краю по адресу http :// r 27. fssprus . ru / iss / ip / . В разделе «Информационные системы» действует банк данных исполнительных производств, который позволяет узнать информацию о должниках: как физических лицах, так и юридических лицах.

Пресс-служба УФССП России по Хабаровскому краю

Время создания/изменения документа: 07 ноября 2014 08:35 / 05 июля 2016 04:19

ONF-65 › Блог › Каковы сроки уплаты и сроки давности взыскания штрафов ГИБДД?

Сроки уплаты административного штрафа
По законодательству лицо, привлеченное к административной ответственности в виде штрафа, обязано его уплатить в течение 60 дней с даты вступления в законную силу постановления о наложении такого штрафа (ч. 1 ст. 32.2 КоАП РФ).

Если постановление не обжалуется, то вступает в законную силу по истечении 10 суток со дня вручения или получения копии постановления лицом, привлеченным к административной ответственности (п. 1 ст. 31.1, ч. 1 ст. 30.3 КоАП РФ).
Постановление вступает в силу по истечении такого же срока и в том же порядке, если оно было обжаловано в суде, а суд вынес решение по жалобе на постановление, оставившее его в силе, и такое решение не было обжаловано (п. 2 ст. 31.1, ч. 1 ст.30.3, ч. 3 ст. 30.9 КоАП РФ).
Если и решение по жалобе на постановление было обжаловано в вышестоящий суд и решением этого суда постановление было оставлено в силе, то такое решение вступает в силу немедленно после вынесения решения последним судом (п. 3 ст. 31.1 КоАП РФ).

Если водитель в установленный срок не уплатил штраф, то начиная со следующего дня после окончания срока уплаты и в течение последующих двух месяцев его могут привлечь к ответственности в виде наложения административного штрафа в двукратном размере суммы неуплаченного штрафа, но не менее 1000 руб., либо административного ареста на срок до 15 суток, либо обязательных работ на срок до 50 часов (ч. 1 ст. 4.5, ч. 1 ст. 20.25 КоАП РФ).

Обратите внимание!
Административный арест на срок до 15 суток не может применяться к лицу, которое не уплатило административный штраф за совершение административного правонарушения в области дорожного движения, зафиксированного с применением работающих в автоматическом режиме специальных технических средств, имеющих функции фото­ и киносъемки, видеозаписи, или средств фото­ и киносъемки, видеозаписи (п. 3 Примечания к ст. 20.25 КоАП РФ).

При отсутствии информации об уплате штрафа в Государственной информационной системе о государственных и муниципальных платежах должностное лицо или судья, вынесшие постановление, изготавливают второй экземпляр постановления и в течение десяти суток направляют его судебному приставу-­исполнителю (ч. 5 ст. 32.2 КоАП РФ).

Последний, в свою очередь, выносит постановление о возбуждении в отношении должника исполнительного производства о принудительном взыскании штрафа за счет имущества должника и направляет его копию должнику по почте.

Примечание.
Получить информацию о неуплаченных штрафах за нарушение ПДД можно на официальном сайте Госавтоинспекции МВД России, используя следующие сведения о транспортном средстве: данные государственного регистрационного знака, серию и номер свидетельства о регистрации.
Кроме этого, орган, должностное лицо, вынесшие постановление, составляют протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 20.25 КоАП РФ. Протокол по делу об административном правонарушении, рассмотренному судьей, составляет судебный пристав­исполнитель (ч. 5 ст. 32.2 КоАП РФ).

Обратите внимание!
Факт наличия у водителя неоплаченных штрафов может быть установлен сотрудником ГИБДД по базе данных.

Сроки давности по взысканию штрафов
Срок давности для взыскания штрафа составляет два года с даты вступления постановления в
законную силу
(ч. 1 ст. 31.9 КоАП РФ). В течение указанного срока судебный пристав­исполнитель может обратить взыскание на имущество должника ­ на его денежные средства, находящиеся на счетах в банках РФ, на периодические выплаты должнику (например, на заработную плату), на имеющиеся у должника ценные бумаги.

Если сумма задолженности превышает 10 000 руб., судебный пристав­исполнитель может вынести постановление о временном ограничении на выезд должника из РФ. Копия такого постановления направляется должнику по почте (ч. 1, 3 ст. 67 Закона от 02.10.2007 N 229).

Видео (кликните для воспроизведения).

Кроме того, если после возбуждения исполнительного производства водитель добровольно не уплатит штраф, с него будет взыскан исполнительский сбор в размере семи процентов от суммы взыскиваемого штрафа, но не менее 1000 руб. (ч. 3 ст. 112 Закона от 02.10.2007 N 229).
Примечание. Срок для добровольной уплаты задолженности указывается в постановлении о возбуждении исполнительного производства и составляет пять дней со дня получения должником постановления (ч. 12 ст. 30 Закона от 02.10.2007 N 229).

Источники

Взыскаемость административных штрафов
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here