Восстановление прав потерпевшего

Полезное по теме: "Восстановление прав потерпевшего" от специалистов простым языком. Если необходимо уточнить актуальность на 2020 год, а также задать вопрос, то обращайтесь к дежурному юристу.

Механизм судебной защиты прав потерпевшего в уголовном судопроизводстве РФ: проблемы функционирования

Кукель Владислав Валентинович — аспирант ИЗиСП.

Само понятие механизма судебной защиты можно определить как:

а) систему средств, при помощи которых осуществляется реализация права заинтересованного лица на судебную защиту своих законных интересов в случае их ущемления;

б) порядок действий органов судебной власти по осуществлению правосудия.

В Российской Федерации исторически сформировался такой порядок осуществления правосудия, при котором инициатива по осуществлению уголовного преследования и защите потерпевшего принадлежит исключительно государственным органам, а активность самого пострадавшего минимизирована . Лицо, заинтересованное в защите (потерпевший), является инициатором только начала работы механизма правосудия, однако дальнейшее его функционирование поддерживают и контролируют органы, ответственные за производство по уголовному делу. В.А. Лазарева не без основания пишет, что судебная защита потерпевшего заключается лишь в праве на рассмотрение его жалобы . Правоприменительная практика свидетельствует о незащищенности процессуальной фигуры потерпевшего, причем его процессуальная пассивность является, на наш взгляд, основным блокирующим фактором функционирования механизма судебной защиты. Поэтому процессуальную активность потерпевшего необходимо расширить путем:

См.: Коленцова В.В. Реализация принципа обеспечения законных интересов личности в досудебном производстве. М., 2002. С. 19.
См.: Лазарева В.А. Судебная власть и ее реализация в уголовном процессе. Самара, 1999. С. 34.

  • обеспечения потерпевшему знания и понимания своих процессуальных прав посредством не только оглашения ему их под расписку, но и путем подробного разъяснения следователем (дознавателем) механизма их использования;
  • расширения круга дел частного обвинения, где потерпевший, преследуя частный интерес, имеет возможность наиболее полно реализовать его, обладая правами частного обвинителя в полном объеме;
  • создания института посредничества для примирения сторон по делам частного обвинения до поступления дела в суд, используя при его создании позитивный опыт ФРГ, Австрии, Великобритании .

См.: Бойков А.Д. Защита прав потерпевшего в уголовном процессе. М., 1993. С. 44.

Вместе с тем расширение активности процессуальной фигуры потерпевшего разрешит лишь материально-правовой аспект проблемы судебной защиты, поскольку закрепление в законодательстве дополнительных возможностей потерпевшего по участию в процессе защиты еще не гарантирует успешную реализацию его субъективного интереса в процессе производства по уголовному делу. Без создания реально действующего механизма применения права на судебную защиту нельзя говорить об эффективности этого института.

Механизм реализации права потерпевшего на судебную защиту заключается в создании условий для потерпевшего и предоставлении ему специальных средств, используя которые, он получит реальную возможность осуществлять свое право на судебную защиту. Теоретический смысл такого механизма состоит в создании определенного вида правоотношений между потерпевшим, с одной стороны, и дознавателем, следователем, прокурором и судом — с другой. В этих отношениях потерпевший представлял и отстаивал бы свой субъективный интерес, а государственные органы и должностные лица кроме реализации своих публичных интересов обеспечивали бы эффективность деятельности потерпевшего по защите своих прав. Задачами функционирования механизма судебной защиты являются:

  • предупреждение нарушения прав потерпевшего;
  • восстановление нарушенных прав лица;
  • возмещение причиненного нарушением вреда заинтересованному лицу;
  • привлечение к ответственности правонарушителей.

Успешное выполнение этих задач, на наш взгляд, напрямую зависит от обеспечения условий для наиболее быстрого, глубокого и квалифицированного рассмотрения обращения потерпевшего за судебной защитой; повышения ответственности лиц, виновных в нарушении его прав.

При рассмотрении вопроса об обеспечении условий для своевременного и эффективного рассмотрения заявления или жалобы потерпевшего, обратившегося в суд за защитой своих прав, мы сталкиваемся с проблемой предельной нагрузки на судебные органы. Постоянно возрастающий объем рассматриваемых дел и максимальная занятость судей не позволяют уделять рассмотрению жалоб и заявлений участников уголовного судопроизводства достаточно времени. Естественно, что в таких условиях рассмотреть дело по существу, руководствуясь внутренним убеждением и законом, и вынести справедливое решение представляется весьма затруднительным. Кроме того, своевременное рассмотрение и разрешение жалоб и заявлений граждан в суде затруднено субъективными причинами, такими как: волокита, зависимость судей, корыстный интерес и судейский произвол.

Ранее для соблюдения своевременности рассмотрения обращений граждан предлагалось создавать дежурные камеры районного суда, основной функцией которых являлось бы своевременное принятие и рассмотрение жалоб. Причем, на наш взгляд, было бы целесообразно использовать позитивный опыт функционирования дежурных судов, урегулированный УПК РСФСР 1923 г. При создании таких специализированных судов потерпевший мог бы получить дополнительную гарантию своей защиты и твердую уверенность в эффективности деятельности органов правосудия, что в целом послужило бы постепенному увеличению правовой культуры общества в целом.

См.: Советский уголовный процесс / Под ред. Л.М. Карнеевой, Л.А. Лупинской, И.В. Тыричева. М., 1980. С. 78.

См.: Кашепов В.П. Институт судебной защиты прав и свобод граждан и средства ее реализации // Государство и право. 1998. N 2.
См.: Шалумов М. Судебный контроль и прокурорский надзор: не междоусобица, а взаимодействие // Российская юстиция. 2001. N 4.

Представляется, что прокуратура, осуществляя функцию прокурорского надзора, является основным, но нижестоящим по сравнению с судом органом контроля за законностью. Однако, будучи инициативным органом, прокурор имеет право обращения в суд с представлениями о нарушениях, дополняя тем самым надзорную работу суда по осуществлению режима законности. В связи с этим считаем, что образование специализированных судебных органов, функцией которых станет судебный контроль и разумное взаимодействие их с органами прокуратуры, будет способствовать оптимизации и дифференциации всего процесса соблюдения режима законности, что, в свою очередь, повысит эффективность функционирования механизма судебной защиты потерпевшего.

При рассмотрении проблемы ответственности виновных лиц за нарушение прав и ущемление интересов потерпевшего возможно выделить две группы лиц, чьи действия (бездействие) послужили основанием обращения за защитой в суд:

а) собственно подозреваемые (обвиняемые);

б) представители правоохранительных органов, ответственные за производство по уголовному делу (дознаватель, следователь, прокурор, суд).

Если в первом случае интерес уголовного преследования и функционирование механизма защиты потерпевшего поддерживают и потерпевший, и государственные органы, и должностные лица, поскольку частный и публичный интересы здесь по смыслу самого уголовного преследования максимально совпадают, то при рассмотрении второго варианта, где права и интересы потерпевшего ущемлены должностным лицом (например, при производстве следственного действия), мы сталкиваемся с противоречием между частным интересом потерпевшего и нежеланием дознавателей, следователей, прокуроров и судей признавать свою вину в ущемлении прав потерпевшего. Должностное лицо, с одной стороны, обязано гарантировать потерпевшему полную реализацию его прав, с другой стороны, привлекать к ответственности виновное лицо, которым в ряде случаев является оно само. Вышестоящие органы и лица, ответственные за контроль над законностью при производстве по уголовному делу и способные привлечь к ответственности нарушителя в подобной ситуации, как показывает практика, делают это не слишком активно, назначая символическое наказание другому должностному лицу.

Читайте так же:  Заявлении о возмещении судебных расходов арбитраж

Практика свидетельствует, что наиболее часто встречающимися нарушениями со стороны должностных лиц являются: нарушение дознавателем, следователем, прокурором срока по принятию и проверке сообщения о совершенном или готовящемся преступлении; нарушение судьей срока рассмотрения жалоб на законность, обоснованность действий (бездействия) дознавателя, следователя и прокурора; нарушение дознавателем или следователем срока направления копии постановления об отказе в возбуждении уголовного дела; неуказание в повестке о вызове потерпевшего места, времени, качества вызываемого лица и др. Чаще всего такие нарушения служат поводом для обжалования потерпевшим действий (бездействия) и решений должностных лиц.

Так, например, количество жалоб, поданных на действия (бездействие) следователей, дознавателей, в 2004 году по Бежицкому району г. Брянска составило 215, из них было удовлетворено всего 69. В целом по Брянской области было подано 3198 жалоб на действия и бездействие вышеуказанных лиц, ответственных за производство по уголовным делам, удовлетворено — 1114. Прокурорских представлений по факту выявления нарушений уголовно-процессуального законодательства было заявлено 786 по Брянской области, по Бежицкому району г. Брянска — 52. Дисциплинарному взысканию были подвергнуты 574 следователя и дознавателя, причем в большинстве случаев (около 76%) основным видом применяемого взыскания являлся выговор. В 43% случаев заявителями жалоб были потерпевшие. В целом существенные нарушения прав потерпевшего, гражданского истца и их представителей составляют 20,3% от общего ежегодного числа нарушений уголовно-процессуального закона .

См.: Ширванов А.А. Нарушения закона в уголовном судопроизводстве России. М., 2004. С. 111.

Из приведенных данных очевидно, что потерпевший в этом случае находится не в лучшем положении, поскольку не происходит возмещения ему вреда, «ограждения» его прав и интересов от нарушения. Зачастую потерпевший может реально надеяться только на восстановление своих процессуальных прав. Стоит отметить, что привлечение дознавателей, следователей и других должностных лиц к «символической» ответственности не удерживает этих лиц от совершения новых нарушений. Поэтому о предупреждении подобных правонарушений не может быть и речи. Считаем возможным ужесточить ответственность должностных лиц путем введения в УК РФ такого состава преступления, как «Грубое нарушение прав и законных интересов участников уголовного судопроизводства должностным лицом, ответственным за производство по уголовному делу». Кроме того, внести изменения в ст. 20 УПК РФ, отнеся этот состав преступления к делам частно-публичного обвинения, поскольку, нарушая права отдельного участника судопроизводства, виновное лицо ущемляет не только частный интерес конкретного лица, но и приносит вред другим участникам правоотношений путем снижения темпа и эффективности осуществления правосудия.

Восстановление прав потерпевшего

Несправедливость по отношении к одному представляет угрозу для всех.
Шарль Монтескье

Если верить Уголовному Кодексу России, у уголовного наказания три цели — предупреждение совершения новых преступлений, исправление преступника и ВОССТАНОВЛЕНИЕ СОЦИАЛЬНОЙ СПРАВЕДЛИВОСТИ. Восстановлением нарушенной преступлением социальной справедливости является, в первую очередь восстановление прав потерпевшего.

4.1. Из-за совершенного в отношении Вас преступления Вами утрачен паспорт. Как его можно восстановить?

4.2. А как быть, если Вы гость города и у Вас похитили свидетельство о регистрации?

В соответствии с Приказом МВД N 600 от 1997 года «О внесении изменений и дополнений в Инструкцию о регистрационном учете граждан, утвержд. Приказом МВД РФ от 23.10.95 N393»

  • при обращении граждан в связи с утратой свидетельства по форме N 1 о регистрации по месту пребывания им выдается дубликат с прежним регистрационным номером, в журнале делается запись выдан дубликат, а в форме N 3 надпись «дубликат» делается в верхнем углу.

4.3. А если жертва преступления — милиционер.

Нередко жертвами преступления становятся сами сотрудники милиции. Какими правами обладает милиционер, если преступление в отношении него совершенно при исполнении им своих служебных обязанностей?

1)Приказ Об обязательном государственном личном страховании в системе МВД РФ N 234 от 17.05.93 предусматривает, что

  • При наступлении страхового случая страховая выплата производится филиалом страховой фирмой по месту жительства или прописки; выплата страховых сумм производится в 7-дневный срок, в случае отказа выплата филиал сообщает об этом в 7-дневный срок с указанием причин отказа; в течении 3 лет застрахованные члены семьи могут подать заявление в филиал фирмы со дня страхового события;
  • заявление о выплате регистрируется в Журнале регистрации заявлений и выплат страховых сумм и проверить правильность оформления документов

3) Приказом МВД РФ N 483 от 20.12.95 О мерах по реализации федерального закона «О государственной защите судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов» предусмотрено, что

  • В отношении охраняемых лиц могут применяться следующие меры безопасности — личная охрана, охрана жилища и имущества, выдача оружия, специальных средств защиты и оповещения об опасности, временное по-мещение в безопасное место, обеспечение конфиденциальности сведений, перевод на другую работу (службу), изменение места работы, переселе-ние на другое место жительства, замена документов, изменение внешности
  • при поступлении материалов, являющихся поводом для применения мер безопасности руководитель органа внутренних дел обеспечивает их регистрацию, проверку, принятие решения в срок не более 3 суток, а в случае не терпящих отлагательств — немедленно
  • защищаемое лицо предупреждается об уголовной ответственности за разглашение сведений о мерах по обеспечению его безопасности (п. 3.3); защищаемое лицо обязано сообщать о каждом случае угрозы или противоправных действий в отношении него;

В органах внутренних дел ведется журнал учета заявлений, сообщений и информации об обеспечении защиты судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов.

4.4. А если преступление совершено милиционером или иным представителем власти. Кто возмещает жертве причиненный ей вред?

В соответствии с п. 11 Декларации, если вред жертве причинен официальными или полуофициальными лицами, жертва получает реституцию (возмещение ущерба) от государства.

4.5. А как быть, если компенсацию невозможно получить от преступника?

Статья 12 Декларации предусматривает, что в этом случае, государство должно предпринимать меры к предоставлению финансовой компенсации:

  • жертвам, получившим значительные телесные повреждения или существенно подорвали свое физическое или психическое здоровье;
  • семьям, особенно иждивенцам, лиц, которые погибли или стали недееспособны в результате преступления.
  • Конечно понятие «принимать меры» достаточно растяжимо, а Декларация не является Конвенцией или законом, то есть носит рекомендательный, а не обязательный характер. Тем не менее, обращаясь к государству за помощью, можно ссылаться на ст. 11 Декларации.
Читайте так же:  Обжалование предписаний и постановлений

4.6. Представим себе, что Вы стали жертвой таких действий должностного лица или органа власти, которое не является уголовно наказуемым деянием, но являются нарушением международно признанных норм , касающихся прав человека. Каков в этой ситуации Ваш статус?

В соответствии со ст. 18 Декларации Вы называетесь «жертвы злоупотреблений властью». Декларация рекомендует государствам предусмотреть для таких жертв, как и для жертв преступлений, право на реституцию и необходимую материальную, медицинскую, психологическую, социальную помощь и поддержку. Увы, Россия пока что не может похвастать тем, что она обеспечила защиту жертвам злоупотреблений властью, но, чем черт не шутит, — вполне можно попробовать потребовать компенсации причиненного чиновником вреда в судебном порядке.

4.7. Каким образом производится восстановление прав жертв политических репрессий?

Об этом говорится в Письме МВД РФ N 34/5-91 от 31.01.94 «О некоторых вопросах реабилитации жертв политических репрессий», согласно которому:

  • заявления о реабилитации , направленных на спецпоселения, как служивших в немецкой армии (власовцы, легионеры, полицейские) рассматриваются по месту жительства заявителя, а отозванных из рядов Красной Армии по нац признаку с направлением на спецпоселения — по месту жительства до призыва на военную службу;
  • заявления наследников о подтверждении факта конфискации, изъятия, утраты имущества направляются в Комиссии по восстановлению жертв политрепрессий по месту вынесения решения о применения репрессий;
  • заявления от репрессированных по Указу от 1948 г. направляются на рассмотрения в органы прокуратуры по месту вынесения решения суда или внесудебного органа, а при отсутствии сведений — в органы прокуратуры по месту освобождения

4.8. Как производится возмещение морального вреда?

Об этом говорится в ст.ст.150,152,1099,1101 Гражданского Кодекса РФ (ГК РФ) и Постановлении Пленума Верховного Суда РФ N 10 от 20.12.94 (изменено 25.10.96) «Некоторые вопросы применения законодательства о компенсации морального вреда». При рассмотрении вопросов возмещения морального вреда суду необходимо:

  • выяснить, какими доказательствами подтверждается причинение потерпевшему нравственных и физических страданий;
  • при каких обстоятельствах и какими действиями (бездействиями) они причинены;
  • степень вины причинителя;
  • какие конкретно нравственные или физические страдания понес потерпевший;
  • в какой сумме или иной форме он оценивает их компенсацию (п. 1 Постановления Пленума).

(п. 2) Перечисляет некоторые обстоятельства в связи с которыми возникает право на возмещение морального вреда:

  • посягательство на жизнь, здоровье;
  • посягательство на достоинство и деловую репутацию личности;
  • посягательство на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну.

4.9. Кто освобождается от уплаты госпошлины при обращении в суд?

В соответствии со ст. 5 Законом «О государственной пошлине» (от 31.12.95), от уплаты гос. пошлины освобождается 27 категория заявителей, в том числе не платят госпошлину

  • истцы по искам о возмещении вреда, причиненного увечьем, иным повреждением здоровья, смертью кормильца;
  • истцы по искам о возмещении материального ущерба, причиненного преступлением;
  • граждане и юр лица в связи с выдачей им документов в связи с уголовными делами и делами о взыскании алиментов; истцы об истребовании имущества, имеющего художественную или иную ценность из незаконного владения;
  • граждане и юр лица при подаче в суд заявлений об отсрочке (рассрочке) исполнения решений, восстановлении пропущенных сроков, пересмотре решении или определения суда по вновь открывшимся обстоятельствам, частных жалоб на определение суда, жалоб на действия судебного исполнителя, о прекращении или приостановлении дела;
  • граждане с кассационных жалоб, в которых оспаривается правильность взыскания материального ущерба, причиненного преступлением
  • граждане по искам о невозвращении в сроки имущества и вкладов в банки, акционерные общества и другие коммерческие организации.

4.10. Как получить исполнительный лист и добиться выполнения судебного решения.

Исполнительный лист выдается после вступления в силу решения (приговора) суда, кроме случаев немедленного исполнения судебного решения. Однако при взыскании ущерба, причиненного увечьем, вредом здоровью или утратой кормильца суд направляет исполнительный лист для взыскания по своей инициативе, о чем сообщается взыскателю (ст. 340 ГПК РСФСР).

Если исполнительный лист утрачен он восстанавливается путем рассмотрения в судебном заседании заявления о выдаче дубликата исполнительного листа. Если он утрачен по вине должностного лица, то на это должностное лицо может быть наложен штраф в размере до 100 минимальных размеров оплаты труда (если действия этого должностного лица не влекут уголовную ответственность) — ст. Ст.343 и 344 ГПК РСФСР.

Срок предъявления исполнительного листа, одной из сторон по которому является гражданин — 3 года (ст. 345 ГПК РСФСР)

Судебное решение исполняется по одному из 3-х мест — месту жительства должника, месту его работы, месту нахождения его имущества (ст. 351 ГПК РСФСР). Исполнение решения может производится в исключительных случаях с разрешения судьи или суда в выходные и праздничные дни, но не могут производиться в ночное время (с 22.00 до 6.00).

Для исполнения судебного решения судебный пристав- исполнитель вправе не только арестовывать и продавать имущество должника, обращать взыскание на его зарплату, стипендию или иные доходы, но и обращать взыскание на имущество должника, находящееся у других лиц (ст. 358 ГПК РСФСР). Узнав о том, что имущество должника находится у других лиц, судебный пристав-исполнитель налагает на него арест (ст. 391 ГПК РСФСР).

Следственный комитет Российской Федерации

Проект

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН

О потерпевших от преступлений

В целях обеспечения государственной поддержки потерпевших от преступлений, а также их близких настоящий Федеральный закон определяет принципы защиты и восстановления нарушенных прав, свобод и законных интересов потерпевших от преступлений (далее – потерпевшие), а также основы государственной политики в области их правовой, социальной защиты и порядок производства государством компенсационных выплат указанным лицам.

Основы правового статуса потерпевших

Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе

1. Понятия, используемые в настоящем Федеральном законе, применяются в том смысле, в каком они определяются в Уголовно-процессуальном кодексе Российской Федерации, если иное не установлено настоящим Федеральным законом.

2. Для целей настоящего Федерального закона:

1) потерпевший – это физическое лицо, которому преступлением причинен физический, имущественный или моральный вред;

2) иждивенец – лицо, которое имеет право на трудовую пенсию по случаю потери кормильца.

Читайте так же:  Постановление об отмене протокола об административном правонарушении

Правовые основы законодательства о потерпевших

Законодательство о потерпевших основывается на Конституции Российской Федерации, общепризнанных нормах международного права и состоит из настоящего Федерального закона, других федеральных законов и принимаемых в соответствии с федеральными законами нормативных правовых актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации.

Основные принципы защиты и восстановления нарушенных прав, свобод и законных интересов потерпевших

Защита и восстановление прав, свобод и законных интересов потерпевших основывается на следующих основных принципах:

1) уважения прав и свобод человека и гражданина;

2) равенства прав и свобод потерпевших независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств;

4) неотвратимости уголовной ответственности за совершение преступления;

5) доступности правосудия;

6) доступности разумного и справедливого возмещения вреда, причиненного преступлением;

7) доступности государственной компенсации в связи с причинением потерпевшему вреда преступлением;

8) доступности социальной и иной помощи;

9) социального партнерства.

1. Потерпевший имеет право на:

1) информацию о своем правовом статусе, о ходе уголовного судопроизводства, о порядке возмещения вреда, причиненного преступлением, а также иную информацию, затрагивающую его права, свободы и законные интересы;

2) доведение до сведения дознавателя, следователя, руководителей органов дознания и следствия, прокурора, суда своей позиции по вопросам уголовного судопроизводства, в части касающейся его прав, свобод и законных интересов;

3) правовую и социальную помощь;

4) получение справедливого и разумного возмещения вреда, причиненного преступлением и (или) государственной компенсации;

5) обеспечение безопасности своей, а также близких родственников, родственников и близких лиц.

2. Потерпевший реализует права в порядке, установленном Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, Федеральным законом «О государственной защите потерпевших, свидетелей и других участников уголовного судопроизводства» и Федеральным законом «О государственной социальной помощи».

Порядок возмещения потерпевшему вреда, причиненного преступлением, и предоставления государственной компенсации

Пределы ответственности за вред, причиненный преступлением Лицо, признанное вступившим в законную силу приговором суда виновным в совершении преступления, или в предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях лицо, на которое законом возложена материальная ответственность за действия виновного лица, обязано возместить потерпевшему вред, причиненный преступлением, в размере, установленном вступившим в законную силу приговором суда или решением суда, вынесенным в порядке гражданского судопроизводства.

Цели государственной компенсационной деятельности

Государство, выплачивая потерпевшему компенсацию, преследует следующие цели:

1) восстановления социальной справедливости;

Видео (кликните для воспроизведения).

2) доступности и справедливости компенсации потерпевшему, в том числе в случаях, когда виновное в совершении преступления лицо не установлено, скрылось, не может быть подвергнуто судебному преследованию или наказано;

3) оперативности в решении вопроса о предоставлении компенсации потерпевшему.

Условия предоставления государством компенсации потерпевшему

1. Государство гарантирует предоставление установленных настоящим Федеральным законом денежных компенсаций:

1) потерпевшему, который в результате совершения в отношении его преступления:а) получил тяжкий вред здоровью или заразился ВИЧ-инфекцией;б) получил вред здоровью любой степени тяжести, если преступление было совершено близким родственником потерпевшего, от которого он находится в материальной зависимости;в) стал жертвой сексуального насилия;г) находится в затруднительном материальном положении, в связи с совершением в отношении него кражи, мошенничества, вымогательства, причинения имущественного ущерба путем обмана или злоупотребления доверием, умышленного уничтожения или повреждения имущества, при условии, что его ежемесячный доход ниже двукратного размера прожиточного минимума;

2) иждивенцам потерпевшего, который умер в результате совершения преступления или в связи с полученным от преступления вредом здоровью.

2. Право на получение компенсации возникает с момента признания лица потерпевшим или с момента перехода прав потерпевшего в порядке, установленном уголовно-процессуальным законодательством, при соблюдении следующих условий:

1) заявление на компенсацию подано в течение трех лет с момента признания лица потерпевшим или наделения его правами потерпевшего;

2) преступление совершено в отношении гражданина Российской Федерации либо на территории Российской Федерации, при этом в отношении иностранных граждан действует принцип взаимности;

3) у потерпевшего в связи с причинением ему вреда преступлением не возникает право в соответствии с законодательством Российской Федерации или гражданско-правовым договором на получение социальных, страховых и иных денежных выплат, в противном случае он имеет право на компенсацию в размере разницы между выплатами, производимыми в соответствии с настоящим Федеральным законом и получаемыми по другим основаниям;

4) потерпевший сотрудничает со следствием и не совершал противоправных или общественноопасных деяний, которые стали обстоятельством, способствующим совершению преступления.

Правовые основы деятельности Федерального фонда помощи потерпевшим

1. В целях реализации обязанности государства выплачивать компенсацию потерпевшим создается государственный внебюджетный Федеральный фонд помощи потерпевшим, деятельность которого регулируется настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и постановлениями Правительства Российской Федерации. Положение о Федеральном фонде помощи потерпевшим утверждается постановлением Правительства Российской Федерации.

2. Средства государственного внебюджетного Федерального фонда помощи потерпевшим образуются за счет:штрафов, назначаемых в качестве уголовного наказания;государственных средств, полученных от конфискации имущества в порядке, установленном уголовным законодательством Российской Федерации;государственных средств, полученных от реализации вещественных доказательств по уголовному делу;сумм залогов, внесенных в порядке, установленном уголовно-процессуальным законодательством, и обращенных в доход государства;доходов от инвестирования части временно свободных средств Фонда в ликвидные государственные ценные бумаги и банковские вклады. Помещение этих средств Фонда в банковские вклады производится в пределах средств, предусмотренных в бюджете Фонда на соответствующий период;добровольных взносов граждан и юридических лиц;поступления иных финансовых средств, не запрещенных законодательством.

Виды и размеры государственной компенсации

1. Размер компенсации определяется судом в порядке гражданского судопроизводства или в рамках гражданского иска в уголовном процессе. Размер компенсации, во всяком случае, должен покрывать расходы:

1) по потере заработка (исходя из размера, который бы покрывал разницу между размером среднего заработка (дохода, денежного довольствия) потерпевшего по месту работы (службы) за последние 12 календарных месяцев, предшествовавших месяцу обращения за компенсацией, и размером заработка (дохода, денежного довольствия) потерпевшего по месту работы (службы) в месяц обращения за компенсацией. При этом минимальный размер компенсации должен быть таким, чтобы сумма ежемесячного среднего заработка и компенсации составляла не менее пяти минимальных размеров оплаты труда, а максимальный – не более пятнадцати минимальных размеров оплаты труда. Компенсация выплачивается ежемесячно до восстановления трудоспособности. В случае стойкой утраты трудоспособности размер компенсации определяется в соответствии с размером среднего заработка (дохода, денежного довольствия) потерпевшего по месту работы (службы) за последние 12 календарных месяцев, предшествовавших месяцу обращения за компенсацией, которая выплачивается до приобретения потерпевшим права на пенсионное обеспечение;

Читайте так же:  Ответственность за нарушение тишины коап рф

2) на медицинскую, социальную и профессиональную реабилитацию потерпевшего, а также медицинскую и социальную реабилитацию близких родственников несовершеннолетнего потерпевшего при наличии прямых последствий преступления в объеме и размере не ниже установленных для застрахованных лиц, получивших повреждение здоровья вследствие несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний. Порядок оплаты дополнительных расходов, предусмотренных настоящим пунктом, определяется Правительством Российской Федерации;

3) на погребение (в части превышающей установленный законодательством Российской Федерации о погребении и похоронном деле предельный размер социального пособия на погребение, исходя из стоимости услуг, предоставляемых согласно гарантированному перечню услуг по погребению). Компенсация на погребение выплачивается лицу, за счет средств которого осуществлялось погребение потерпевшего;

4) на содержание иждивенцев (ежемесячно на каждого иждивенца до назначения пенсии по случаю потери кормильца и в течение года после назначения выплачивается компенсация в размере минимального размера оплаты труда).

2. Потерпевшим, предусмотренным подпунктом «г» пункта 1 части первой статьи 7 настоящего Федерального закона выплачивается единовременная компенсация в размере пяти минимальных размеров оплаты труда.

3. При исчислении размера компенсаций, предусмотренных частью первой настоящей статьи, в отношении потерпевшего, не имеющего постоянного источника дохода, за основу берется сумма в размере пяти минимальных размеров оплаты труда.

4. В районах и местностях, где установлен районный коэффициент к заработной плате, размер компенсации определяется с применением районного коэффициента.

5. Суммы выплаченных компенсаций подлежат последующему взысканию с лица, признанного вступившим в законную силу приговором суда виновным в совершении преступления, или в предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях с лица, на которое законом возложена материальная ответственность за действия виновного лица, в пределах размера подлежащего возмещению вреда, установленного вступившим в законную силу приговором суда или решением суда, вынесенным в порядке гражданского судопроизводства. Если суммы выплаченных компенсаций не покрывают размер вреда, причиненного преступлением, то они подлежат взысканию только после возмещения вреда в полном объеме.

Особенности реализации права на получение компенсации несовершеннолетним потерпевшим

Если преступлением причинен вред несовершеннолетнему, который не занимается трудовой деятельностью, компенсация, предусмотренная пунктом первым части первой статьи 7 настоящего Федерального закона должна быть назначена одному из его родителей, усыновителей, опекунов, которые уволились с работы, перешли на другое место работы либо изменили существенные условия труда в целях осуществления ухода за несовершеннолетним потерпевшим, в связи с чем их доход сократился. Если несовершеннолетний вел трудовую деятельность, то размер указанной компенсации может определяться на усмотрение его законного представителя с учетом мнения самого несовершеннолетнего либо исходя из размера среднего заработка (дохода, денежного довольствия) несовершеннолетнего либо исходя из размера среднего заработка (дохода, денежного довольствия) его законного представителя по месту работы (службы) за последние 12 календарных месяцев, предшествовавших месяцу обращения за компенсацией.

Право на срочную компенсацию

Надзор за исполнением законов о защите прав потерпевших осуществляют Генеральный прокурор Российской Федерации и подчиненные ему прокуроры в соответствии с Федеральным законом «О прокуратуре Российской Федерации».

Вступление настоящего Федерального закона в силу

Настоящий Федеральный закон вступает в силу по истечении после учреждения государственного внебюджетного Федерального фонда помощи потерпевшим.

Приведение нормативных правовых актов в соответствие с настоящим Федеральным законом

Нормативные правовые акты Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, ведомственные нормативные правовые акты приводятся в соответствие с настоящим Федеральным законом в течение шести месяцев со дня его вступления в силу.Правительство Российской Федерации в трехмесячный срок вносит в установленном порядке в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации предложения о приведении федерального законодательства в соответствие с настоящим Федеральным законом.

Права потерпевшего в гражданском процессе: все, что нужно знать!

Права, которыми наделяется потерпевший в гражданском процессе, предусматриваются Гражданским и Гражданско-процессуальным кодексом. Лицо может защищать свои интересы посредством способов, закрепленных законодателем.

Скачать для просмотра и печати:

Гражданско-правовые правонарушения — что это

Для определения характера и сущности гражданского правонарушения требуется установить признаки, которыми оно обладает. Для характеристики правонарушений с теории используется понятие состава.

Состав понимается как совокупность обязательных признаков, устанавливаемых нормативными актами и характеризующих деяние как конкретное правонарушение.

Понятие

Гражданское правонарушение — это противоправное, виновное действие либо бездействие, результатом которого становится причинение вреда или убытков. По общему правилу необходимыми условиями для всех видов ответственности выступают вина и противоправное поведение.

В состав правонарушения включается:

  • противоправность совершенного нарушителем деяния;
  • наличие вреда или убытков;
  • причинная связь между противоправным деянием и причинением вреда или убытков;
  • вина правонарушителя.

Под противоправным понимается такое поведение, которое нарушает установленные требования права. В данном случае значения не имеет, знал ли виновный о том, что его поведение носит неправомерный характер или нет. В соответствии со статьей 1064 ГК РФ противоправным признается поведение лица, причиняющее вред личности или имуществу гражданина либо имуществу юридического лица.

Вред понимается как умаление личных или имущественных благ лица. Вред может подразделяться на имущественный и неимущественный. Последний имеет разновидности: моральный и физический.

Случаи компенсации морального вреда:

  • вред причинен действиями, нарушающими личные неимущественные права лица;
  • совершено посягательство на другие принадлежащие гражданину нематериальные блага;
  • иные случаи, прямо предусмотренные законом.

Важно! Убытки являются денежной оценкой причиненного имущественного вреда. В их состав включены расходы, а также доходы, которые не получены лицом.

Обязательным признаком является причинная связь это значит, что возмещены будут убытки, которые причиняются противоправным поведением должника.

Субъективным условием выступает вина. Это психологическое отношение лица к тому деянию, что им совершено.

Скачать для просмотра и печати:

Если основанием деления выступает субъект, то выделяют совершенные:
  • физическим лицом;
  • юридическим лицом.

Если рассматривать с точки зрения наступивших последствий:

  • с материальным составом (их характеризуют материальные последствия);
  • с формальным составом (для них достаточно установить факт совершения правонарушения).

Ответственность

Меры ответственности за совершение рассматриваемых правонарушений предусматриваются на законодательном уровне.

Понятие

Гражданско-правовая ответственность понимается как предусмотренная нормами права либо договорами мера государственного принуждения. Носит она имущественный характер. целью применения выступает восстановления прав потерпевшего.

Ответственность подразделяется в зависимости от оснований, согласно которым возникли обязательства:

Основанием выступает воплощение ответственности:

Выделяется разновидность ответственности — регрессная. Под ней понимаются случаи, когда лица изначально возмещают ущерб, причиненный третьим лицом, после чего предъявляют требования к нему в порядке регресса.

Читайте так же:  Жалоба главному судебному приставу на бездействие

Наказание

Санкции гражданско-правового характера носят карательный и имущественный ущерб.

Их можно поделить на несколько групп:

  • штрафные, например, когда лицо уплачивает неустойку;
  • компенсационные, посредством которых восстанавливается имущественная и неимущественная сферы лица, чьи права нарушены;
  • конфискационные.

Также выделяют в качестве способа защиты — восстановление нарушенных прав. Данный способ осуществляется различными способами, в том числе с помощью признания нарушенного права, восстановления положения, существовавшего до нарушения, акт признается недействительным и прочее.

Скачать для просмотра и печати:

Процессуальные документы

Процессуальные документы — это акты, которые составляются в процессе разрешения гражданско-правового спора.

Потерпевший в гражданском процессе имеет права составить:
  • жалобу;
  • претензию;
  • исковое заявление.

Скачать для просмотра и печати:

Как правильно составлять

На практике не разработан образец, согласно которому осуществляется написание жалобы или претензии. Это значит, что строгих требований к его содержанию не предъявляется, составить акт можно в произвольной форме. Составителю рекомендуется соблюдать следующие правила:
  • документ составляется в двух экземплярах, один передается лицу или органу, которому предназначен, на втором делается отметка о принятии и остается у составителя;
  • обязательно нужно указать, кому направляется документ, если органу — то вписывают полное наименование, данные директора;
  • вписываются данные заявителя, в том числе фамилия, имя, отчество, адрес проживания;
  • описывается суть конфликта;
  • позиция составителя обосновывается;
  • указываются требования, которые заявляет лицо;
  • если имеются приложения, то они оформляются отдельным списком;
  • в конце ставят дату и подпись.

Скачать пример составления жалобы

Важно! Жалоба или претензия не могут носить анонимный характер, иначе не будут приняты.

Когда составляется иск, следует иметь в виду:

  • необходимо решить в какой судебный орган подается обращение;
  • указываются данные сторон конфликта;
  • описывается случившееся;
  • указывается какие права были нарушены;
  • делаются ссылки на законодательные положения;
  • рассчитывается и указывается цена иска;
  • вписывается доказательная база;
  • прикладываются документы;
  • если обязательно соблюдение досудебного порядка — указывают на соблюдение;
  • ставится подпись и дата.

Куда и в какие сроки подавать

Претензия подается лицу или организации, которые нарушили права человека. Жалоба — руководству компании, в вышестоящую организацию или в надзорный орган. Исковое заявление подлежит подаче в судебный орган.

Жалоба или претензия должны быть поданы после того, как лицу стало известно о том, что его права нарушены.

Срок для подачи искового устанавливается равным трем годам, что связано с закреплением в законодательных актах срока исковой давности в три года. Однако стоит иметь в виду, что в некоторых ситуациях срок изменяется, что отражено в законах.

Сроки

Срок на рассмотрение претензий, жалоб устанавливается по общему правилу — 1 месяц. В некоторых ситуациях срок может меняться.

Суды рассматривают иск в течение 2 месяцев.

Результаты рассмотрения

Жалоба или претензия удовлетворяется/признается полностью или частично, а также может быть отклонена. По исковому заявлению выносится постановление суда.

Если нарушили ваши права

В ситуации, когда гражданские права человека были нарушены, первое, что нужно сделать — изучить законодательные положения и понять, в какой орган можно обратиться для защиты своих интересов.

Как себя вести и куда обратиться

Пострадавшей стороне необходимо вести себя спокойно и не паниковать, не стоит пытаться ответить обидчику, так как можно самому нарушить права другого человека, за что также наступает ответственность.

Внимание! Обращаться для защиты прав потерпевшего нужно в тот орган, который обладает компетенцией на решение таких вопросов.

Например, когда нарушаются права в сфере коммунального хозяйства, то пострадавший может обратиться в органы жилищного надзора (государственную жилищную инспекцию, органы муниципального жилищного контроля), Роспотребнадзор, в органы местного самоуправления, по вопросам соблюдения трудовых прав — в Гострудинспекцию и т. д.

Когда органы, на которые возложены функции по контролю, не приняли соответствующих мер — обращение направляется в прокуратуру. Можно обойдя все инстанции подать жалобу прокурору, но в таком случае нужно иметь в виду, что документ может быть отправлен по подведомственности.

Способы защиты/восстановления нарушенных прав

Защита гражданских прав понимается, как механизм, посредством которого реализуются меры по защите гражданских прав и интересов человека.

Можно выделить две формы: неюрисдикционная и юрисдикционная.

Неюрисдикционная понимается как защита своих прав гражданином самостоятельно, тогда как юрисдикционная предполагает обращение во властные органы. В этом случае спор решается в административном или судебном порядке.

Формы для защиты прав могут быть административными, судебными, а также выделяют самозащиту. Если лицо выбирает самозащиту, то стоит иметь в виду, что требуется соблюдать правила соразмерности и не выходить за пределы, установленные для пресечения.

Судебный и досудебный/внесудебный варианты решения

На внесудебной стадии вопрос решается мирным путем, и стороны не обращаются в компетентные органы для оказания содействия в решении данного вопроса. Если стадия носит досудебный характер, значит, обращение имело место быть. Согласно законодательству выделяют ситуации, когда стадия, носящая досудебный характер, обязательна. Такие случаи обозначены в законе.

Как решить вопрос мирным путем

Стоит сказать, что каждый конфликт может быть решен без обращения в суд и прочие инстанции. В этом случае стороны заключают соответствующее соглашение.

И даже на стадии судебного рассмотрения спора стороны могут заключить мировое соглашение или обратиться к процедуре медиации.

Если виновный не согласен на решение вопроса миром

В этом случае пострадавшей стороне не остается ничего иного, как составить и подать обращение в компетентный орган.

В каких случаях судебный процесс неизбежен

Производство в судебной инстанции производится в случаях, когда стороны не могут прийти к компромиссу. Для вынесения справедливого решения обращаются в суд.

Что нужно для решения вопроса в вашу пользу

Позиция пострадавшей стороны должна иметь веские обоснования. Также для вынесения положительного решения следует собрать необходимые доказательства, к примеру, найти свидетелей противоправного поведения виновного и прочее.

Что необходимо сделать, чтобы ответчик не избежал наказания

На начальном этапе следует обратиться к грамотному юристу, который поможет разобраться в произошедшем, направит пострадавшего в правильное русло.
Видео (кликните для воспроизведения).

Также юрист поможет составить претензию или иск, с указанием всех необходимых элементов.

Источники

Восстановление прав потерпевшего
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here