Виды субъектов административного правонарушения

Полезное по теме: "Виды субъектов административного правонарушения" от специалистов простым языком. Если необходимо уточнить актуальность на 2020 год, а также задать вопрос, то обращайтесь к дежурному юристу.

Виды субъектов административного правонарушения

Автострахование

  • Жилищные споры

  • Земельные споры

  • Административное право

  • Участие в долевом строительстве

  • Семейные споры

  • Гражданское право, ГК РФ

  • Защита прав потребителей

  • Трудовые споры, пенсии

    • Главная
    • Статьи и комментарии ПЦ «Логос»
    • Административное правонарушение. Понятие, состав, признаки

    Административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность (статья 2.1 КоАП РФ).

    Признаки административного правонарушения

    Из определения административного правонарушения, данного в статье 2.1 КоАП РФ, можно выделить следующие его признаки.

    1. Противоправность действия (бездействия). Противоправное – не основанное на законе (незаконное) действие или бездействие, нарушение нормы законодательства, регулирующей те или иные отношения;

    2. Виновное действие (бездействие). Вина в совершении правонарушения характеризуется умыслом или неосторожностью (формой вины).

    Определение понятий умысла и неосторожности содержится в статье 2.2 КоАП РФ:

    Административное правонарушение признается совершенным умышленно, если лицо, его совершившее, сознавало противоправный характер своего действия (бездействия), предвидело его вредные последствия и желало наступления таких последствий или сознательно их допускало либо относилось к ним безразлично.

    Административное правонарушение признается совершенным по неосторожности, если лицо, его совершившее, предвидело возможность наступления вредных последствий своего действия (бездействия), но без достаточных к тому оснований самонадеянно рассчитывало на предотвращение таких последствий либо не предвидело возможности наступления таких последствий, хотя должно было и могло их предвидеть.

    3. Субъект правонарушения. К административной ответственности может быть привлечено как физическое, так и юридическое лицо.

    Возраст. Административной ответственности подлежит лицо, достигшее к моменту совершения административного правонарушения возраста шестнадцати лет (статья 2.3 КоАП РФ).

    Иностранные граждане. Иностранные граждане, лица без гражданства и иностранные юридические лица, совершившие на территории Российской Федерации административные правонарушения, подлежат административной ответственности на общих основаниях (статья 2.6 КоАП РФ).

    4. Наказуемость деяния: за совершенное деяние КоАП РФ или законом субъекта РФ установлена административная ответственность.

    Для привлечения лица к административной ответственности необходимо не только наличие признака, указанного в п. 1 (противоправность – не основанное на законе (незаконное) действие или бездействие), но и наличия соответствующей нормы закона, предусматривающей административное наказание.

    Из указанного следует, что недопустимо привлечение к административной ответственности за противоправное (незаконное) деяние, за которое не предусмотрена административная ответственность ни кодексом РФ об административных правонарушениях, ни законами субъектов Федерации.

    Специальный субъект

    Частное лицо выступает как общий субъект административного проступка по КоАП РФ. Также граждане, обладающие определенным статусом или званием, будут рассматриваться как специальный субъект – должностные лица. В этой группе также существует внутреннее разграничение:

    • должностные лица, отнесенные к сотрудникам руководящего звена юридических лиц (директор, главный бухгалтер);
    • лица, наделенные полномочиями в силу своей службы – военнослужащие МО РФ, сотрудники МВД, судебные приставы, сотрудники ФТС, УФСИН, МЧС и иных уполномоченных ведомств.

    Указанное разграничение необходимо учитывать для привлечения к ответственности за отдельные группы проступков. Например, в КоАП РФ есть группа составов, по которым нарушителем может признаваться только военнослужащий . В такой ситуации, лицо, проходящее службу в ВС РФ, не наделено полномочиями должностного лица, оно не подлежит наказанию.

    Еще одним специальным субъектом будет гражданин, обладающий определенным разрешительным документом, допуском и т.д. Например, санкция в виде лишения права управления транспортом может применяться только к лицу, обладающему таким правом.

    Что такое административное нарушение?

    Административное нарушение – это противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое административным законодательством России или нормативными актами субъектов РФ об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

    У этого понятия существует ряд свойств.

    Признаки административного правонарушения

    Для признания действия или бездействия нарушением требуется чтобы:

    1. Были нарушены запретительные нормы, имеющиеся в КоАП РФ. Например, работодатель несвоевременно выплачивает заработную плату. За это он понесет административное наказание по ст. 5.27 КоАП РФ «Нарушение законодательства о труде».
    2. Лицо осознавало (т.е. действовало умышленно) или обязано было осознавать, но к последствиям относилось безразлично (т.е. действовало по неосторожности или небрежности), что нарушает запретительную норму.

    К административным проступкам, имевшим место по неосторожности, можно отнести невыполнение правил пожарной безопасности ст.20.4 КоАП, повлекшее пожар, когда ответственное лицо осознает, что невыполнение предписаний о противопожарной безопасности может вызвать пожар, но по небрежности полагает, что каких-либо тяжких последствий не наступит.

    Состав административного правонарушения

    Деяние, содержащее такие признаки административного правонарушения как противоправность, виновность, наказуемость, не всегда может являться административным правонарушением, поскольку в конкретном деянии может отсутствовать состав административного правонарушения.

    Признаки административного правонарушения как понятия следует отличать от элементов и признаков состава конкретного административного правонарушения.

    Состав административного правонарушения — это совокупность признаков, при наличии которых конкретное деяние становится административным правонарушением.
    Состав административного правонарушения представляет собой совокупность нескольких элементов, заключающих в себе однотипную совокупность признаков: субъект, субъективная сторона, объект, объективная сторона.

    1) Объект административного правонарушения — это общественные отношения, охраняемые мерами административной ответственности, которым противоправным деянием наносится вред.

    Общим объектом для всех административных правонарушений является совокупность общественных отношений, урегулированных нормами административного и некоторых других отраслей российского права, которая охраняется мерами административной ответственности.

    Читайте так же:  Надзорная инстанция по административным делам

    Выделяют родовой объект административного правонарушения, который соответствует каждой из глав Особенной части КоАП РФ). Например, объектом правонарушений, сгруппированных в главе 5 КоАП РФ будут являться права граждан, в главе 7 КоАП РФ – отношения в области охраны собственности, в главе 12 КоАП РФ – отношения в области дорожного движения, и т.д.

    Выделяют непосредственный объект административного правонарушения, который определяется в каждой главе Особенной части КоАП РФ конкретным составом административного правонарушения.

    Например, непосредственным объектом посягательства, согласно статье 5.61 КоАП РФ будет являться честь и достоинство лица, родовой же объект, как указывалось выше – права граждан.

    2) Объективная сторона административного правонарушения — это совокупность признаков, характеризующих внешнее проявление данного правонарушения.

    Административное правонарушение – это, прежде всего противоправное деяние (действие или бездействие), а также наступившие вредные последствия и причинно-следственная связь между ними.

    Устанавливать причинно-следственную связь необходимо для определения обстоятельств наступления негативных последствий, т.е. для определения действительности наступления таких последствий в результате противоправного деяния, а не по иным причинам. Например, для привлечения к административной ответственности по статье 12.24 КоАП РФ («Нарушение Правил дорожного движения или правил эксплуатации транспортного средства, повлекшее причинение легкого или средней тяжести вреда здоровью потерпевшего») не достаточна констатация того обстоятельства, что после ДТП потерпевший месяц провел в больнице. Следует установить, мог ли водитель, соблюдая правила дорожного движения, избежать столкновения с пешеходом, или причинения вреда здоровью стало следствием неправомерных действий самого потерпевшего. Кроме того, необходимо установить, что кратковременное или длительное расстройство здоровья в указанный период стало последствием именно действий лица, нарушившего правила дорожного движения, а не иных событий, произошедших ранее. Указанные обстоятельства могут устанавливаться на основании заключений экспертов, медицинских заключений.

    Материальный состав правонарушения

    Вышеприведенный пример описывает материальный состав правонарушения, в объективную сторону которого всегда включается наступление негативных материальных последствий. Как в примере, указанном выше – вред здоровью лица. Последствием может быть возникновение пожара, причинение ущерба и проч. Материальный состав правонарушения предполагает, что если указанные соответствующей статье КоАП РФ последствия не наступили, то лицо к административной ответственности не привлекается.

    Формальный состав правонарушения

    Однако большинство составов правонарушений является формальным. Это означает, что для наступления административной ответственности лица не требуется наступления какого-либо вредного материального последствия. Поэтому нет нужды устанавливать и причинно-следственные связи. Вредные последствия административного правонарушения с материальным составом состоят, по мнению законодателя, по сути, в общественной опасности самого деяния. Например, в главе 12 КоАП РФ:

    • Управление транспортным средством, не зарегистрированным в установленном порядке (статья 12.1 КоАП РФ);
    • Управление транспортным средством водителем, не имеющим при себе документов на право управления им, регистрационных документов на транспортное средство (статья 12.3 КоАП);
    • Управление транспортным средством при наличии неисправностей или условий, при которых эксплуатация транспортных средств запрещена (статья 12.5 КоАП РФ);
    • Управление транспортным средством водителем, не имеющим права управления транспортным средством (статья 12.7 КоАП РФ);
    • Управление транспортным средством водителем, находящимся в состоянии опьянения (статья 12.8 КоАП РФ);
    • Превышение установленной скорости движения (статья 12.9 КоАП РФ)
    • и т.д.

    Факультативные признаки объективной стороны состава административного правонарушения

    К факультативным признакам традиционно относятся время, способ, место, повторность, систематичность, злостность, неоднократность деяния, характер его совершения.
    Например, состав мелкого хулиганства образуют действия, именно выражающее явное неуважение к обществу (признак «характер совершения«), и именно в общественных местах (признак «место«).

    3) Субъект административного правонарушения — физическое или юридическое лицо. Физическое лицо может быть привлечено к административной ответственности, если оно достигло 16-летнего возраста на момент совершения административного правонарушения и отвечает признаку вменяемости, т.е. отсутствием признаков психического нездоровья в момент совершения правонарушения.

    Общие субъекты правонарушения — любые вменяемые лица, достигшие 16 лет.

    Специальные субъекты правонарушения — должностные лица, несовершеннолетние, водители транспортных средств и проч.

    Особые субъекты правонарушения — военнослужащие, лица, имеющие специальные звания, и иные лица.

    4) Субъективная сторона административного правонарушения — это психическое отношение субъекта к противоправному действию или бездействию и его последствиям.

    Субъективная сторона административного правонарушения характеризуется прежде всего виной, т.е. особым осознанно-волевым отношением субъекта правонарушения к совершаемому деянию и его последствиям в форме умысла или неосторожности, о чем указывалось выше.

    Факультативными признаками субъективной стороны могут являться цель совершения правонарушения (представление правонарушителя о желаемом результате, к которому он стремится) и мотив (побуждение, которое толкает его на совершение правонарушения).

    • Например, статьей 5.22 КоАП РФ предусмотрено наказание за получение в избирательной комиссии, комиссии референдума избирательного бюллетеня, бюллетеня для голосования на референдуме с целью проголосовать вместо избирателя..;
    • Статьей 7.12 КоАП РФ предусмотрено наказание за ввоз, продажу, сдачу в прокат или иное незаконное использование экземпляров произведений или фонограмм в целях извлечения дохода в случаях, если экземпляры произведений или фонограмм являются контрафактными…;
    • Статья 17.2 КоАП РФ содержит санкцию за вмешательство в деятельность Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации с целью повлиять на его решения.
    • Статья 20.3 КоАП РФ предусматривает ответственность за пропаганду и публичное демонстрирование нацистской атрибутики или символики либо публичное демонстрирование атрибутики или символики экстремистских организаций. Мотивы действий следует учитывать при оценке вины правонарушителя. Такие мотивы должны быть обусловлены именно экстремистскими направленностями в понимании Федерального закона «О противодействии экстремистской деятельности».
    Читайте так же:  Исполнение наказания в административном праве

    Виды административных наказаний по КоАП РФ

    Статья 3.2 КоАП содержит исчерпывающий перечень наказаний за совершение административных правонарушений. Самым распространенным наказанием является штраф, размеры которого разняться в зависимости от объекта посягательства и совершившего правонарушение субъекта. Самым мягким видом наказания является предупреждение, наиболее суровым – административный арест. Неприятным для бизнеса видом наказания остается административное приостановление деятельности, а для автолюбителей — лишение специального права, предоставленного физическому лицу (т.е. лишение прав управления транспортным средством).

    Ответственность физического и юридического лица за одно и то же правонарушение

    Назначение административного наказания юридическому лицу не освобождает от административной ответственности за данное правонарушение виновное физическое лицо, равно как и привлечение к административной или уголовной ответственности физического лица не освобождает от административной ответственности за данное правонарушение юридическое лицо (см. статью 2.1 КоАП РФ с комментариями).

    Рекомендуем по теме:

    Александр Отрохов, Правовой центр «Логос», 12.04.2015г.

    Кто является субъектом административного правонарушения?

    Субъект административного правонарушения — это лицо, совершившее административный проступок и признанное виновным в совершении этого нарушения.

    Понятие субъект административного правонарушения является одним из основных и неотъемлемых признаков состава нарушения. При отсутствии субъекта отсутствует само правонарушение.

    Чтобы понять смысл этого термина требуется дать определение административному нарушению и указать его свойства.

    Признаки субъекта административного правонарушения

    Административной ответственности подлежат индивидуальные субъекты и юридические лица.

    Индивидуальные субъекты – это физические лица, обладающие вменяемостью, т.е. способностью осознавать характер своих действий и руководить ими.

    Индивидуальные субъекты административного правонарушения делятся на общие и специальные.

    Общими субъектами являются лица, достигшие 16-ти летнего возраста.

    Для некоторых видов административного наказания субъект обязан занимать определенную должность, быть военнослужащим или иметь специальное звание, иметь в собственности (владении) автотранспорт или объект недвижимости. Эти лица называются специальными субъектами.

    К административной ответственности за нарушения привлекаются следующие категории лиц:

    Возможно, вас заинтересует ментальная карта «Действия при утрате паспорта».

    Или ознакомьтесь ЗДЕСЬ с видами административных правонарушений.

    А в ЭТОЙ СТАТЬЕ вы узнаете об административных взысканиях.

    Кто освобождается от административной ответственности?

    Освобождаются от ответственности лица совершившие нарушение в состоянии крайней необходимости или невменяемости.

    Крайняя необходимость это действия, включающие признаки административного нарушения, но предпринятые для пресечения возможности нанесения ущерба этому или другим лицам, а также государству. Нанесенный ущерб должен быть меньшим, чем тот, который мог быть причинен.

    Невменяемость, это когда нарушитель не способен осознавать характер своих действий или руководить ими при наличии психического заболевания или слабоумия, например, при болезни шизофрения. Если у нарушителя определена невменяемость, то административная ответственность исключается.

    Для признания виновным нарушитель должен иметь определенный возраст.

    По административному законодательству ответственность за нарушения наступает с 16 лет. Если нарушитель моложе, то к ответственности его привлечь нельзя, ст.2.3 КоАП РФ.

    Видео (кликните для воспроизведения).

    Но в некоторых проступках, исходя из имеющихся обстоятельств дела и характеристики нарушителя в возрасте от 16 до 18 лет, комиссией по делам несовершеннолетних и защите их прав нарушитель может быть освобожден от ответственности.

    В этом случае законодательством о защите прав несовершеннолетних для него предусмотрены иные меры воздействия, ч.2 ст.2.3 КоАП РФ.

    Субъекты административного правонарушения

    Состав административного правонарушения

    Правонарушение как основание административной ответственности. Виды административных правонарушений

    Административным правонарушением считается противоправное и виновное деяние, за которое предусмотрена административная ответственность (ст.2.1 КоАП РФ). Такая формулировка закона порождает споры относительно наличия в административном правонарушении такого признака, как общественная опасность.

    Характеристика объективной стороны состава административного правонарушения позволяет утверждать, что хотя составы административных проступков зачастую носят формальный характер, установление административной ответственности возможно только за те деяния, которые по своему характеру могут причинить ущерб общественным отношениям, могут представлять угрозу правам и законным интересам других граждан либо государственным интересам. Таким образом, хотя общественная опасность административного правонарушения в силу, например, характера и тяжести наступивших последствий, носит не столь существенный характер, как уголовного преступления, среди признаков проступка она все же присутствует.

    Противоправность предполагается не только как непосредственно установление ответственности за административное правонарушение. Ответственность, предусмотренная составом правонарушения, должна наступать за нарушение другой, регулятивной нормы.

    Вина как признак административного правонарушения носит принципиально разный характер в случае совершения административного правонарушения физическим и юридическим лицом (см. след. §).

    Состав административного правонарушения образуют те же элементы, которые характерны для составов уголовных преступлений – субъект, субъективная сторона, объект и объективная сторона.

    Меры административной ответственности распространяются преимущественно на граждан (физических лиц) и должностных лиц. Действующим КоАП РФ конкретизировано понятие административной ответственности и юридических лиц, ранее достаточно редко применявшееся в законодательстве, и мало исследованное в теории административного права. Таким образом, в действующем законодательстве этот вид юридической ответственности распространяется как на индивидуальных, так и на коллективных субъектов административного права.

    Как уже отмечалось, до принятия действующего КоАП РФ проблема привлечения к административной ответственности коллективных субъектов административного права не получила приемлемого разрешения ни в законодательстве, ни в юридической литературе. Исследуя историю вопроса, можно отметить, что в правовых актах советского времени термин «административная ответственность» в отношении организаций почти не применялся. Чаще всего использовался термин «ответственность в административном порядке», что очевидно не одно и то же. Лишь впервые в Земельном кодексе РСФСР 1991 года, а затем в Законе РСФСР «Об административной ответственности предприятий, учреждений, организаций и объединений за административные правонарушения в области строительства» 1992 года прямо указывается на административную ответственность коллективных образований.

    Читайте так же:  Загрязнение окружающей среды строительством

    Хотя нельзя сказать, что коллективные субъекты административной ответственности вообще не были известны советскому административному праву. Так, Указом Президиума Верховного Совета СССР от 21 июля 1961 г. «О дальнейшем ограничении штрафов, налагаемых в административном порядке» было отменено наложение штрафов в административном порядке на предприятия, учреждения и организации и предписано их наложение на должностных лиц. Эта мера была призвана усилить личную ответственность должностных лиц за укрепление правопорядка на порученных им участках работы и устранить ее обезличенное возложение на предприятия, учреждения и организации. Однако практика выявила, скорее, малоэффективность принятых мер, поскольку ответственностью руководителей порой покрывалась безответственность конкретных виновников, штрафы не затрагивали материального положения ни их, ни членов трудовых коллективов.

    При этом к юридическим лицам продолжали применяться административные штрафы за отдельные правонарушения (например, за уклонение от участия в дорожном строительстве). Кроме того, поскольку понятие административной ответственности не сводится только к применению административных взысканий (штрафов), издание упомянутого Указа не дает нам основания утверждать, что в системе советского административного права вообще отсутствовал коллективный субъект административной ответственности.

    Экономические преобразования постсоветского периода, приведшие к появлению хозяйствующих субъектов различных организационно-правовых форм, закономерно возродили вопрос о привлечении юридических лиц к административной ответственности. Однако на тот период законодательство об административной ответственности юридических лиц не имело четкой концепции, главным образом, из-за неоднозначного отношения к субъективной стороне вопроса. В самом деле, возможно ли говорить о вине коллективного субъекта, и в чьем лице можно было бы ее персонифицировать? Ведь до сих пор, говоря о вине лица, подразумевалось его психическое отношение к совершенному деянию – категория, очевидно неприменимая к коллективному субъекту.

    Следует отметить, что в КоАП нашло отражение правило о возможности привлечения виновного физического лица к административной ответственности за правонарушение, по которому назначено административное наказание юридическому лицу, а также о возможности привлечения к административной ответственности юридического лица за правонарушение, за которое привлечено к административной или уголовной ответственности физическое лицо. Это правило обусловлено принципом справедливости, согласно которому каждое лицо несет ответственность за деяние в соответствии со степенью его вины, и освобождение виновного лица от ответственности в связи с привлечением к ответственности за это деяние другого лица (в том числе и юридического) недопустимо.

    Применительно к юридическим лицам нормы КоАП РФ можно условно разделить на две группы: а) нормы, имеющие общее значение для физических и юридических лиц; б) нормы, относящиеся только к юридическим лицам как субъектам административных правонарушений. Это, например; касается вины юридического лица, системы мер административного наказания, которые могут быть назначены юридическому лицу, ответственности юридических лиц в случаях их реорганизации и т. д. Административная ответственность юридических лиц имеет целью повышение их ответственности за нарушения общеобязательных правил, посягающие на установленный правопорядок. Они могут причинять вред имуществу, природным ресурсам, нормальному регулированию общественных отношений в различных сферах.

    При реорганизации юридических лиц административная ответственность устанавливается по общим принципам, в зависимости от ее организационных форм и связанного с этим правопреемства. Следует отметить, что административная ответственность при реорганизации юридических лиц наступает независимо от того, было ли известно привлекаемому к ответственности юридическому лицу о факте административного правонарушения до завершения реорганизации.

    Административные наказания в виде административного штрафа, возмездного изъятия, конфискации, назначенные юридическому лицу до завершения его реорганизации, применяются с учетом изложенных выше положений о формах реорганизации.

    Такой субъект административной ответственности, как должностные лица, был выделен в административном праве и до принятия действующего КоАП РФ. Так, статьей 15 КоАП РСФСР предусматривалась ответственность должностных лиц за административные правонарушения, связанные с несоблюдением установленных правил в сфере охраны порядка управления, государственного и общественного порядка, природы, здоровья населения и других правил, обеспечение выполнения которых входит в их служебные обязанности. При этом в связи с отсутствием определения самого понятия должностного лица правоприменитель при решении вопроса об ответственности должностных лиц вынужден был обращаться к другим отраслям законодательства (например, к ст. 285 УК), что не всегда обеспечивало однообразность применения закона.

    Новеллой действующего КоАП РФ явилось введение в примечании к ст. 2.4 определения понятия должностного лица. Особенностью этого определения является приравнивание к должностным лицам по ответственности всех лиц, выполняющих управленческие функции как в государственных и муниципальных организациях, так и в организациях других форм собственности, а также индивидуальных предпринимателей.

    Прежде всего, к категории должностных лиц отнесены лица, наделенные правом осуществлять соответствующие властные полномочия от лица государства, или представители власти. Кроме того, с точки зрения субъекта административной ответственности законодателем отнесены к категории должностных лиц и другие лица, содержание деятельности которых заключается в исполнении ими организационно-распорядительных и/или административно-хозяйственных функций в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных организациях, а также в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках и воинских формированиях Российской Федерации.

    Читайте так же:  Привлечение к административной ответственности за нарушение компартментализации

    Кроме того, с точки зрения субъекта административной ответственности законодателем приравнены к должностным лицам государственных и муниципальных организаций, предприятий и учреждений руководители и работники иных организаций, выполняющие организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в организациях негосударственных (немуниципальных) форм собственности.

    Также административной ответственности как должностные лица подлежат лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, т.е. те, которые занимаются самостоятельной производственной деятельностью, осуществляемой на свой риск и направленной на систематическое получение прибыли, и зарегистрированы в качестве индивидуальных предпринимателей.

    Лица, указанные в примечании к ст. 2.4 КоАП, являются специальными субъектами административной ответственности. Ряд составов административных правонарушений предполагает, что совершение данного деяния возможно только должностным лицом, которое и будет нести за него административную ответственность (например, нарушение правил гражданской обороны — ст. 20.7 КоАП). Как правило, административная ответственность должностных лиц в сравнении с ответственностью граждан отличается более жестким наказанием (например, для граждан максимальный размер штрафа составляет 25 минимальных размеров оплаты труда, а для должностных лиц – 50). Должностные лица несут ответственность не только за бездействие, т.е. за неисполнение своих служебных (должностных) обязанностей (например, за непредоставление на безвозмездной основе услуг по погребению, невыплату социального пособия на погребение — ст. 5.41), но и за ненадлежащее исполнение их (например, за необоснованный отказ в регистрации инвалида в качестве безработного — ч. 2 ст. 5.42). При отсутствии этого обстоятельства должностное лицо, виновное в совершении административного правонарушения, несет ответственность на общих основаниях, т.е. как физическое лицо.

    Дата добавления: 2015-05-31 ; Просмотров: 349 ; Нарушение авторских прав? ;

    Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

    Понятие субъекта административного правонарушения. Виды субъектов административных правонарушений.

    Субъектомсостава административного правонарушения является лицо, обладающее административной деликтоспособностью, т.е. лицо, которое в соответствии с административным деликтным законодательством может быть привлечено за правонарушение к административной ответственности.

    Субъектомсостава административного правонарушения являются вменяемые физические лица, достигшее ко времени совершения правонарушения шестнадцатилетнего возраста, за исключением случаев, предусмотренных КоАП (ст. 4.3. КоАП).

    Физическое лицо, совершившее запрещенное КоАП деяние в возрасте от четырнадцати до шестнадцати лет, подлежит административной ответственности лишь:

    1) за умышленное причинение телесного повреждения (статья 9.1);

    2) за мелкое хищение (статья 10.5);

    3) за умышленные уничтожение либо повреждение имущества (статья 10.9);

    4) за нарушение требований пожарной безопасности в лесах или на торфяниках (статья 15.29);

    5) за жестокое обращение с животными (статья 15.45);

    6) за разжигание костров в запрещенных местах (статья 15.58);

    7) за мелкое хулиганство (статья 17.1);

    8) за нарушение правил, обеспечивающих безопасность движения на железнодорожном или городском электрическом транспорте (части первая-третья, пятая статьи 18.3);

    9) за нарушение правил пользования средствами железнодорожного транспорта (статья 18.4);

    10) за нарушение правил пользования транспортным средством (статья 18.9);

    11) за нарушение правил пользования метрополитеном (статья 18.10);

    12) за нарушение требований по обеспечению сохранности грузов на транспорте (статья 18.34);

    13) за повреждение историко-культурных ценностей (статья 19.4);

    14) за нарушение порядка вскрытия воинских захоронений и проведения поисковых работ (статья 19.7);

    15) за незаконные действия в отношении газового, пневматического или метательного оружия (статья 23.46);

    16) за незаконные действия в отношении холодного оружия (статья 23.47).

    Не подлежит административной ответственности физическое лицо, достигшее возраста, предусмотренного частями первой или второй ст. 4.3. КоАП если будет установлено, что вследствие отставания в умственном развитии, не связанного с психическим расстройством (заболеванием), оно во время совершения деяния было не способно сознавать его фактический характер или противоправность.

    Не подлежит административной ответственности физическое лицо, которое во время совершения деяния находилось в состоянии невменяемости, то есть не могло сознавать фактический характер и противоправность своего действия (бездействия) или руководить им вследствие хронического или временного психического расстройства, слабоумия или иного психического заболевания.

    Административная ответственность несовершеннолетних в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет, совершивших административные правонарушения, наступает в соответствии с Кодексом Республики Беларусь об административных правонарушениях.

    На несовершеннолетних в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет не может налагаться административное взыскание в виде административного ареста, а на несовершеннолетних в возрасте от четырнадцати до шестнадцати лет не могут налагаться также административные взыскания в виде штрафа (за исключением случаев, когда они имеют свои заработок, стипендию и (или) иной собственный доход) или исправительных работ.

    На несовершеннолетних в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет может налагаться административное взыскание в виде предупреждения независимо от того, предусмотрено ли оно в санкции статьи Особенной части Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях.

    К специальным субъектам состава административного правонарушения относятся военнослужащие и иные лица, на которых распространяется действие дисциплинарных уставов или специальных положений о дисциплине (ст. 4.7. КоАП), индивидуальные предприниматели и юридические лица (ст. 4.8. КоАП).

    Военнослужащие, проходящие военную службу в Вооруженных Силах Республики Беларусь, других войсках и воинских формированиях, военнообязанные во время прохождения сборов, а также лица начальствующего и рядового состава органов внутренних дел, органов финансовых расследований, органов и подразделений по чрезвычайным ситуациям несут ответственность за совершение административных правонарушений на общих основаниях. К указанным лицам не могут быть применены административные взыскания в виде исправительных работ или административного ареста, а к военнослужащим срочной службы — и штраф.

    Читайте так же:  Как обжаловать привлечение к административной ответственности

    Физические лица, кроме вышеуказанных (ч. 1 ст. 4.7. КоАП), на которых распространяется действие дисциплинарных уставов или специальных положений о дисциплине, за совершение административных правонарушений несут административную ответственность на общих основаниях.

    Физическое лицо подлежит административной ответственности как индивидуальный предприниматель, если совершенное административное правонарушение связано с осуществляемой им предпринимательской деятельностью и прямо предусмотрено статьей Особенной части Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях. В этом случае привлечение индивидуального предпринимателя к административной ответственности исключает наложение на него административного взыскания, предусмотренного той же статьей Особенной части Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях для физического лица.

    Юридическое лицо может нести ответственность только за административные правонарушения, прямо предусмотренные статьями Особенной части Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях.

    При слиянии нескольких юридических лиц к административной ответственности за совершение административного правонарушения привлекается вновь возникшее юридическое лицо.

    При присоединении юридического лица к другому юридическому лицу к административной ответственности за совершение административного правонарушения привлекается присоединившее юридическое лицо.

    При разделении юридического лица или при выделении из состава юридического лица одного или нескольких юридических лиц к административной ответственности за совершение административного правонарушения привлекается то юридическое лицо, к которому в соответствии с разделительным балансом перешли права и обязанности по заключенным сделкам или имуществу, в связи с которыми было совершено административное правонарушение.

    При преобразовании юридического лица одного вида в юридическое лицо другого вида к административной ответственности за совершение административного правонарушения привлекается вновь возникшее юридическое лицо.

    Последнее изменение этой страницы: 2017-02-05; Нарушение авторского права страницы

    Субъект административного правонарушения: понятие и виды

    Чтобы рассмотреть материалы дела о проступках в рамках КоАП РФ и назначить наказание, необходимо установить виновное лицо. Субъект административного правонарушения определяется по правилам, указанным в главе 2 КоАП РФ. В этой статье рассмотрим, при каких условиях граждане, должностные лица или предприятия будут признаны субъектом правонарушения.

    Особенности привлечения к административной ответственности юридических лиц

    В некоторых ситуациях, связанных с реорганизацией для привлечения юридических лиц к ответственности в административном законодательстве существуют определенные условия:

    • при слиянии за административный проступок преследуется новое юридическое лицо;
    • при разделении или при выделении из состава предприятия одного или нескольких предприятий административному наказанию привлекается правопреемник по заключенным сделкам или имуществу, в связи с которыми имело место нарушение;
    • при преобразовании организационно-правовой формы виновным за совершение административного проступка отвечает новое предприятие;
    • предприятие привлекается к ответственности за административный проступок вне зависимости от информированности новой организации о имевшем месте правонарушении до завершения реорганизации.

    Виды субъектов и их признаки

    При рассмотрении административных дел суд, либо иное уполномоченное ведомство, должны установить все обязательные признаки проступка, в том числе его субъект. В отличие от норм уголовного права, в КоАП РФ содержится следующее разграничение по юридическому статусу нарушителя:

    • физические лица;
    • должностное лицо, т.е. руководители, служащие и иные категории специалистов, наделенные организационно-распорядительными функциями;
    • юридическое лицо – предприятие любой организационно-правовой формы, официально зарегистрированное в ИФНС.

    Для назначения санкций по КоАП РФ, к юридическим лицам могут приравниваться индивидуальные предприниматели.

    Указанные виды субъектов также могут подразделяться на дополнительные категории, которые повлияют на привлечение к административной ответственности. Физические лица, как общий субъект, могут выступать в административном процессе как:

    • граждане РФ;
    • иностранные граждане, т.е. лица. имеющие действующее гражданство одной из стран мира;
    • лица без гражданства.

    Принадлежность к определенному гражданству может являться основанием для привлечения к ответственности по КоАП РФ.

    Для предприятий такое разграничение по принадлежности к юрисдикции РФ или иностранного государства не установлено. За выявленное и доказанное нарушение, совершенное на территории РФ, отечественная или зарубежная фирма будут отвечать на равных условиях.

    Обязательными признаками субъекта-гражданина является возраст, с которого допускается привлечение ответственности, а также вменяемость.

    Для должностных лиц таким признаком будет являться официальное наделение полномочиями – в силу приказа, контракта, решения учредителей и т.д. Признаком правомочности юридического лица будет являться регистрация в ИФНС. Как только сведения о предприятии будут исключены из ЕГРЮЛ, его невозможно привлечь к ответственности.

    Как влияет субъект на перечень санкций

    В отношении граждан и юридических лиц в КоАП РФ предусмотрен разный состав возможных санкций. Для физических лиц их перечень будет существенно шире:

    В одной статье КоАП РФ могут содержаться сразу несколько мер воздействия, между которых суд, либо иное уполномоченное ведомство, вправе сделать свой выбор. Однако нужно учитывать ограничения и запреты, зафиксированные в КоАП РФ. Например, арест нельзя применить к несовершеннолетнему ребенку или беременной женщине, поэтому им может быть назначен только штраф.

    Видео (кликните для воспроизведения).

    Для юридических лиц не могут применяться такие виды санкций как арест, лишение специального права или дисквалификация, выдворение или обязательные работы. Основными мерами воздействия для предприятий будут являться штраф или предупреждение. Однако для этого субъекта в КоАП РФ предусмотрена специальная санкция – административное приостановление деятельности.

    Источники

    Виды субъектов административного правонарушения
    Оценка 5 проголосовавших: 1

    ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

    Please enter your comment!
    Please enter your name here