Виды составов административных правонарушений

Полезное по теме: "Виды составов административных правонарушений" от специалистов простым языком. Если необходимо уточнить актуальность на 2020 год, а также задать вопрос, то обращайтесь к дежурному юристу.

Административные правонарушения — что это такое, каковы их признаки, состав, виды, срок давности и примеры

Здравствуйте, уважаемые читатели блога KtoNaNovenkogo.ru. Самоё распространённое правонарушение в России – неуплата штрафа. Его совершение влечёт… наложение штрафа, но уже в двукратном размере.

Этот проступок занесён в Кодекс об административных правонарушениях. Но по каким основаниям? Как законодатель определяет, относить деяние к административному правонарушению, преступлению или правомерному действию?

В этой статье вы найдёте ответы.

5 признаков административного правонарушения (с примерами)

Нарушитель законов должен нести ответственность, чтобы другие члены общества воздерживались от совершения деструктивных поступков. Тогда в государстве будет спокойная и мирная обстановка, которая называется общественным порядком.

Чтобы достигнуть этой светлой цели, для наказания нарушителей законодатель вводит признаки административного правонарушения.

  1. Действие/бездействие.
    Действие – это любая активность. Бездействие – нежелание исполнять свои обязательства. Хотя это требуется по закону. Например, отказ платить налоги, несоблюдение экологических норм по выбросам отходов.
  2. Противоправность.
    Деяние человека нарушает правовую норму, которая регулирует отношения в области административного права. Вот примеры последних:
  1. ПДД;
  2. общественный правопорядок;
  3. медицинское обслуживание населения, охрана здоровья;
  4. налогообложение;
  5. обращение ценных бумаг, финансов, банковская деятельность.

Полный перечень отношений, которые охраняются нормами административного права, перечислен во втором разделе Кодекса РФ об административных правонарушениях. Этот документ описывает, в чём конкретно выражается каждое нарушение.

  • Вредно для общества.
  • Административные правонарушения – это деяния, которые нарушают нормальный порядок вещей в обществе, приводят к наступлению отрицательных последствий. При этом вред не всегда очевиден.

    Например, человек переходит дорогу на красный свет светофора, хотя поблизости нет машин. В чём тут вред для общества? А в том, что другие граждане наблюдают за таким поведением. У некоторых людей в голове может сформироваться установка: «Переход на красный – это нормально». Чем больше граждан будут так думать, тем выше риски увеличения числа ДТП.

    Однако административные проступки, в отличие от преступлений, не представляют реальной общественной опасности. Их последствия проще предотвратить и исправить.

    Таблица 1 «Разные проявления вины нарушителя»

    Форма вины Что означает Примеры административных правонарушений
    Прямой умысел Человек хочет, чтобы отрицательные последствия наступили Мелкое хулиганство
    Косвенный умысел Человек допускает вероятность наступления вреда для общества, или ему всё равно Родители не исполняют обязанности по воспитанию и содержанию ребёнка
    Легкомыслие Человек надеется предотвратить отрицательные последствия своего проступка, действует «на авось» Руководитель игнорирует правила пожарной безопасности, что приводит к возникновению пожара
    Небрежность Человек не предвидит отрицательных последствий деяния, хотя может и обязан Медик не соблюдает некоторые требования безопасности к донорской крови из-за своей халатности

    Наказуемость.
    За нарушение административно-правовых норм в КоАП установлена ответственность: «пойманный» правонарушитель получает наказание.

    Самая часто применяемая мера – штраф. Хотя человеку могут быть назначены арест, исправительные работы и другие наказания.

    Заключение

    Таким образом, административные правонарушения – это наказуемые по КоАП виновные и вредные для общества проступки, нарушающие нормы права. Они не так опасны, как преступления, но могут служить предпосылкой к криминализации общества.

    Например, сегодня подросток пристаёт к мирным гражданам (хулиганит), а спустя 5 лет совершает избиение. Поэтому государство принимает меры к тому, чтобы административные правонарушители не оставались незамеченными.

    Автор статьи: Белоусова Наталья

    Понятие и виды составов административных правонарушений

    Понятие административного правонарушения содержит общие социально-правовые признаки, присущие всем без исключения административным правонарушениям. Всем им присущи такие признаки как общественная опасность, противоправность, наказуемость и виновность деяния.

    Однако каждый вид административного правонарушения имеет свои специфические признаки, характеризующие деяние, его последствия и личность правонарушителя. Их совокупность в юриспруденции получила название состава административного правонарушения. Именно в составах административных правонарушений конкретизируются общие признаки понятия административного правонарушения. Описание признаков состава того или иного административного правонарушения содержится в диспозициях статей Особенной части КоАП РФ и в соответствующих главах Законов субъектов РФ об административных правонарушениях.

    Указания на иные признаки состава правонарушения – общие для всех административных правонарушений, содержатся в нормах Общей части КоАП. Поэтому правильное понимание содержания той или иной статьи Особенной части кодекса невозможно при ее изолированном рассмотрении, вне связи с другими нормами. Так, при отсутствии в тексте ст. 20.1 КоАП РФ указания на то, что изложенные в ней действия могут быть признаны правонарушением, если они совершены виновно, вменяемым лицом, достигшим шестнадцатилетнего возраста, подразумевается, что эти признаки органически входят в состав данного правонарушения, как и в состав любого другого правонарушения.

    Однако не все признаки совершенного административного правонарушения имеют юридическое значение. К их числу относятся лишь те, которые в соответствии с законом определяют правовые последствия совершенного деяния. Наиболее важные из них, отражающие специфические свойства общественно опасных деяний, используются законодателем для конструирования составов тех или иных административных правонарушений. Закрепленные в норме права, эти признаки становятся обязательными. Отсутствие одного из указанных в правовой норме признаков состава означает, что лицо не совершило правонарушения, предусмотренного данной нормой.

    Читайте так же:  Закон о привлечении к административной ответственности

    Признаки, находящиеся за пределами состава, имеют важное значение для индивидуализации административного наказания, но не определяют наличие или отсутствие самого состава административного правонарушения.

    Итак, состав административного правонарушения – это закрепленная в нормах права система признаков, при наличии которых общественно опасное деяние считается административным правонарушением.

    В составе административного правонарушения выделяют объективные и субъективные признаки (элементы).

    К объективным признакам состава относятся объект и объективная сторона. К субъективным признакам субъект и субъективная сторона.

    В свою очередь среди объективных и субъективных признаков состава административного правонарушения имеются как обязательные, так и факультативные признаки.

    Обязательные (конструктивные) признаки присущи всем без исключения составам (например, деяние, вина и др.).

    Факультативными называют признаки, которые характерны лишь для некоторых составов административных правонарушений и, следовательно, не имеют юридического значения для правовой оценки (квалификации) других правонарушений (например, место, время, способ совершения правонарушения и др.).

    Общественная опасность и противоправность не входят ни в одну из его сторон. Общественная опасность и противоправность – вторичные, производные свойства состава, на существование которых особым образом влияет каждый первичный признак любой его стороны.

    Все вышеназванные признаки можно использовать при делении составов на виды.

    Начиная группировку составов по их конструктивным признакам, следует отметить, что законодатель группирует составы по признаку родового объекта, который указан в названии глав Особенной части КоАП РФ. По наличию признака материального ущерба составы принято делить на материальные и формальные.

    При группировке составов можно использовать и другие признаки объективной стороны. Например, по месту совершения правонарушения (общественное место и т.д.), по средствам совершения правонарушения (наркотические, транспортные и др.), по форме деяния (действие или бездействие), по количеству противоправный деяний перечисленных в составе на однозначные и альтернативные.

    Большое значение имеет разграничение правонарушений по признакам субъекта (гражданин, должностное лицо, юридическое лицо), формам вины и др.

    По признакам юридической техники нужно различать составы общие (общая нормы) и специальные (специальная норма). Если одно и тоже деяние подпадает под признаки общей и специальной нормы (например, ст. 14.1 и 20.16), то действует специальная норма.

    Можно выделить составы с определенными и неопределенными признаками. Неопределенные признаки делятся на бланкетные и оценочные. Из бланкетных можно назвать такие как: нарушение санитарных правил,

    законодательства о рекламе, нарушение сроков. Оценочные признаки предполагают их выведение правоприменителем из конкретной ситуации (например, ненадлежащее управление, грубое нарушение, оскорбительное приставание, злостное неповиновение, преднамеренное банкротство).

    Дата добавления: 2015-05-08 ; просмотров: 1478 | Нарушение авторских прав

    Состав административного правонарушения, его юр. Квалификация. Виды административных правонарушений;

    Состав административного правонарушения — совокупность объективных и субъективных признаков, описанных в правовой норме, необходимых и достаточных для признания совершенного деяния в качестве конкретного административного правонарушения.

    Элементы состава административного правонарушения:

    1. объект административного правонарушения;
    2. объективная сторона административного правонарушения;
    3. субъект административного правонарушения;
    4. субъективная сторона административного правонарушения.

    Значение состава административного правонарушения состоит в том, что он является основанием для административной ответственности. При отсутствии в деянии состава административного правонарушения дело об административном правонарушении не может быть начато, а начатое подлежит прекращению.

    По степени общественной опасности состав административного правонарушения может быть основным, с отягчающими обстоятельствами (квалифицированный), с особо отягчающими обстоятельствами (особо квалифицированный).

    По способу описания признаков состава он бывает простым (состоит из одного деяния, одного последствия, имеет один объект и одну форму вины) или сложным (содержит описание некоторых правонарушений, нескольких объектов, нескольких форм вины).

    В зависимости от особенной законодательной конституции, связанной с определением момента окончания правонарушения, состав делится на материальный (считается оконченным с момента наступления установленных в законе последствий) и формальный (считается оконченным с момента совершения деяния и не требует наступления конкретных последствий).

    Виды. В зависимости от сферы совершения: совершенные в экономической сфере, совершенные в административно-политической сфере, совершенные в социально-культурной сфере.

    В зависимости от родового объекта посягательства: посягающие на государственный порядок, на общественный порядок, на общественную безопасность, на права граждан и здоровье населения, на собственность, на установленный порядок управления, на другие объекты.

    В зависимости от характера деяния: совершенные в форме действия и совершенные в форме бездействия.

    В зависимости от субъекта правонарушения: совершаемые индивидуальным субъектом, юридическими лицами, как индивидуальным субъектом, так и юридическими лицами.

    В зависимости от формы вины: совершенные умышленно и по неосторожности.

    В зависимости от состояния физического лица, совершившего правонарушение: в состоянии опьянения, с психическими отклонениями.

    Административное правонарушение: понятие, признаки, состав

    Административное правонарушение является фактическим основанием административной ответственности. Определение административное правонарушение дано в ст. 2.1 КоАП РФ. — Это противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое Кодексом РФ об административных правонарушениях или законами субъектов РФ об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

    Признаки (черты) административного правонарушения – антиобщественная направленность, противоправность, виновность и наказуемость деяния.

    Читайте так же:  Нарушение общественного порядка соседями

    1. Деяние это акт волевого поведения, проявляющийся в форме действия либо бездействия.

    2. Действие это активное невыполнение правового предписания в виде обязанности или законного требования, нарушение установленного запрета, правила, нормы, стандарта.

    3. Бездействие — это пассивное поведение, выражающееся в несовершении лицом тех действий, которые оно должно было и могло совершить в силу лежащих на нем обязанностей.

    4. Противоправность. Противоправность деяния заключается в том, что оно нарушает конкретную норму права

    5. Виновность. Противоправное деяние для признания его административным правонарушением должно быть совершено виновно, т.е. в форме умысла или неосторожности (ст. 2.2 КоАП РФ) как к самому совершаемому деянию, так и к его последствиям.

    6. Наказуемость. Любая ответственность бессмысленна без реакции со стороны государства на противоправное поведение. Административное наказание представляет собой публично-правовую, государственную оценку деяния в качестве административного правонарушения, а лица, его совершившего, как обязанного претерпеть возлагаемые на него ограничения. Наказуемость служит средством, обеспечивающим реализацию административно-правового запрета.

    7. Общественная вредность. Безусловно, что каждое административное правонарушение причиняет вред конкретному объекту или создает угрозу причинения такого вреда. Подавляющее большинство юристов именно в этом видят общественную вредность или опасность правонарушения.

    Административные правонарушения могут наносить вред тем интересам и объектам, которые закреплены в ст. 1.2 КоАП РФ, т.е. личности, правам и свободам человека и гражданина, здоровью граждан, санитарно-эпидемиологическому благополучию населения, общественной нравственности, окружающей среде, установленному порядку осуществления государственной власти, общественному порядку и общественной безопасности, собственности, законным экономическим интересам физических и юридических лиц, общества и государства.

    Под составом административного правонарушения — это установленная правом совокупность признаков, при наличии которых антиобщественное деяние считается административным правонарушением.

    Состав административного правонарушения:

    — объект правонарушения (общественные отношения, урегулированные нормами права, охраняемые и защищаемые мерами административной ответственности);

    — объективная сторона (конкретные действия или бездействие, выразившиеся в нарушении установленных нормами права правил, обладающие антиобщественной направленностью, противоправностью, а также их последствия и причинная связь между совершенным деянием и наступившим результатом);

    — субъект правонарушения (физические и юридические лица, способные нести ответственность за совершенные деяния, т.е. обладающие административной деликтоспособностью);

    — субъективная сторона (психическое отношение субъекта, являющегося физическим лицом, или субъективное отношение субъекта, являющегося юридическим лицом, к противоправному деянию и его последствиям, то есть вина субъекта.

    Только наличие в совокупности всех указанных элементов, закрепленных правовыми нормами, может повлечь административную ответственность.

    Составы административных правонарушений могут быть классифицированы по любому из признаков, входящих в них, а также в зависимости от особенностей юридических средств, использованных при их конструировании (составы описательные и бланкетные, однозначные и альтернативные, казуистические и обобщенные).

    По особенностям конструкции различаются:

    1. Материальные составы административных правонарушений, в которых содержится признак наступления вредных материальных последствий противоправного деяния (например, ст. 12.24 КоАП РФ) или описывается действие, обязательно влекущее вредные последствия, хотя последние законом четко не обозначаются (например, ст. 8.6 КоАП РФ);

    2. Формальные составы административных правонарушений, в которых нет признака наступления вредных материальных последствий (например, ст. 19.3, 20.4 КоАП РФ); для правонарушений с формальным составом наступление имущественного ущерба не является конструктивным признаком, но учитывается при назначении административного наказания.

    В зависимости от степени обобщенияпризнаков административных правонарушений их составы подразделяются следующим образом: казуистичные — как правило, охватывают сравнительно узкую группу деяний (например, ст. 9.7 КоАП РФ); обобщенные — охватывают широкую группу деяний (например, ст. 6.3, ст. 20.1 КоАП РФ).

    По признаку субъективной стороны административные правонарушения могут быть поделены на умышленные и неосторожные, а по признаку мотива поведения — на корыстные, совершаемые с целью извлечения доходов, и некорыстные.

    Срок давности

    Весь процесс с момента обнаружения проступка до исполнения наказания называется производством по делам об административных правонарушениях. Он регулируется главой 4 и разделом IV КоАП.

    Привлечь нарушителя к ответственности можно только в пределах срока давности по административным правонарушениям. Он начинает исчисляться с момента совершения деяния и длится 2 месяца. Но это общее правило, из которого есть исключения.

    Так, если дело рассматривает суд, то срок длится 3 месяца. Коррупционерам грозит ответственность в течение 6 лет. Если проступок длящийся (например, незаконная предпринимательская деятельность), то сроки отсчитываются с момента обнаружения.

    Протокол, производство по делам и право на обжалование постановления по административному правонарушению

    В большинстве случаев сотрудник госучреждения после выявления нарушителя составляет протокол об административном правонарушении.

    Это важный документ, в котором фиксируются обстоятельства совершённого проступка:

    1. место и время;
    2. что происходило;
    3. объяснения самого лица и показания очевидцев.

    Если человек не согласен с тем, что написал в протоколе госслужащий, то может не ставить подпись. Далее начинается расследование.

    Дела могут рассматривать судьи, служащие исполкомов, полиция, налоговики, другие органы и лица (зависит от конкретного вида правонарушения).

    По результатам разбирательства выносится итоговый документ – постановление. Или определение, если дело рассматривалось в суде. В документе указывается конкретное наказание, которое назначено нарушителю.

    Если человек не согласен с вынесенным решением, то имеет право на обжалование постановления об административном правонарушении вышестоящему чиновнику. Срок – 10 дней с момента получения копии документа.

    Читайте так же:  Реестр административных дел

    Состав и виды административного правонарушения

    Каждая статья второго раздела Кодекса описывает 4 элемента деяния: объект, объективную сторону, субъект и субъективную сторону. В совокупности они образуют состав административного правонарушения.

    Если хоть один из элементов выпадает, человека или организацию не получится наказать.

    Объекты – это те отношения и ценности, которым нарушители причиняют вред. Они перечислены в главах 5-21 Кодекса. В зависимости от объекта юристы выделяют, в частности, такие виды административных правонарушений:

    1. против прав граждан;
    2. против здоровья населения;
    3. против собственности;
    4. против общественной нравственности;
    5. нарушающие ПДД и другие.

    Объективная сторона административного правонарушения включает конкретный проступок, отрицательные последствия (при их наличии) и причинно-следственную связь.

    В зависимости от этого элемента выделяют два вида нарушений:

    1. с материальным составом – для привлечения к ответственности необходимо установить факт наступления отрицательных последствий (пример – статья 7.26 КоАП: небрежное хранение материалов картографо-геодезического фонда РФ, повлекшее их утрату);
    2. с формальным составом – достаточно лишь факта нарушения (пример – статья 6.2 КоАП – занятие народной медициной без разрешения).

    Субъектами (кто это?) могут быть только вменяемые люди не младше 16 лет или юридические лица. Нельзя наказывать по КоАП маленьких детей, животных, душевнобольных.

    Субъективная сторона административного правонарушения – это наличие в деянии вины, о которой писалось выше.

    Административная ответственность в РФ: понятие, признаки, принципы

    Понятие. Административная ответственность — это вид юридической ответственности, который выражается в назначении органом или должностным лицом, наделенным соответствующими полномочиями, административного наказания лицу, совершившему правонарушение.

    Признаки:

    1. Административная ответственность в большинстве случаев является внесудебной ответственностью. Административные наказания назначаются должностными лицами значительного числа государственных органов системы исполнительной власти или определенными коллегиальными органами во внесудебном порядке, хотя и судьи рассматривают значительное количество таких правонарушений. Все эти органы являются субъектами административной юрисдикции;

    2. Административные наказания назначаются должностными лицами правонарушителям, не подчиненным им по службе. По этому признаку административная ответственность отличается от дисциплинарной ответственности, при которой меры взыскания применяются в основном в порядке подчиненности вышестоящим органом или должностным лицом;

    3. Поскольку административная ответственность наступает за деяния, менее опасные, чем преступления, то и административные наказания, как правило, менее суровы, чем уголовные наказания;

    4. Применение административной ответственности не влечет судимости лица, совершившего правонарушение. Это лицо считается подвергнутым административному наказанию в течение одного года со дня окончания исполнения наказания;

    5. Существенной особенностью административной ответственности является то обстоятельство, что субъектом ответственности могут быть не только физические, но и юридические лица. Юридические лица подлежат административной ответственности независимо от места нахождения, организационно-правовых форм, подчиненности, а также других обстоятельств;

    6. В отличие от уголовной ответственности, которая устанавливается только федеральным законом (УК РФ), административная ответственность устанавливается КоАП РФ и принимаемыми в соответствии с ним законами субъектов РФ об административных правонарушениях.

    Принципы:

    1. Принцип законности (лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом. Применение уполномоченными на то органом или должностным лицом административного наказания и мер обеспечения производства по делу об административном правонарушении в связи с административным правонарушением осуществляется в пределах компетенции указанных органа или должностного лица в соответствии с законом);

    Видео (кликните для воспроизведения).

    2. Индивидуализация ответственности (в процессе привлечения к административной ответственности необходимо исследовать весь комплекс факторов, определенных законодательством, избегая шаблонов и стереотипов);

    3. Ответственность субъекта права лишь за свои проступки (к административной ответственности привлекается субъект, совершивший административное правонарушение);

    4. Ответственность только за виновные деяния (субъект подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, по которым будет доказана его вина, ответственность без вины недопустима);

    5. Принцип справедливости (состоит в том, что наказание должно быть соразмерно содеянному);

    6. Принцип целесообразности (предполагает соответствие избираемой меры административно-правового воздействия целям административной ответственности);

    7. Принцип гуманизма (применение мер ответственности не должно унижать человеческое достоинство, честь и другие естественные права и свободы граждан);

    8. Принцип презумпции невиновности (лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, считается невиновным, пока его вина не будет доказана в порядке, предусмотренном КоАП, и установлена вступившим в законную силу постановлением судьи, органа, должностного лица, рассмотревших дело. Лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица;

    9. Принцип своевременности (состоит в том, что ответственность за административное правонарушение должна наступать максимально быстро).

    Вернуться на главную страницу. или ЗАКАЗАТЬ РАБОТУ

    185.189.13.12 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.

    Отключите adBlock!
    и обновите страницу (F5)

    очень нужно

    Читайте так же:  Административное задержание иностранного гражданина

    Административное правонарушение: понятие, признаки, виды, состав

    Административное правонарушение (проступок) – это противоправное виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП РФ или закон субъекта РФ об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

    Признаки административного правонарушения:

    – действие или бездействие, направленное против государственного или общественного порядка;

    – антиобщественность деяния – негативно сказывается на жизни общества, посягает на общественные и государственные интересы;

    – противоправность: характеризуется нарушением запретов, неисполнением обязанностей, установленных правом;

    – виновность: как умысел, так и неосторожность;

    – наказуемость в форме административной, а не уголовной ответственности, т. е. проступок несет в себе меньшую степень общественной опасности.

    Состав административного правонарушения–этосовокупность установленных КоАП РФ объективных и субъективных признаков, характеризующих конкретное общественно-опасное деяние, как административный проступок.

    Элементы состава административного правонарушения

    Объект– общественные отношения, охраняемые административным правом и нарушаемые в результате совершения правонарушения.

    Объективная сторона – внешние признаки проступка, характеризующие его наличием определенных черт:

    – деяние (действие или бездействие);

    – последствия деяния (результат);

    – причинная связь между деянием и наступившими последствиями;

    – обстоятельства места, времени, обстановки, способ, орудия и средства административного правонарушения.

    а) физические лица – граждане Российской Федерации, иностранные граждане, лица без гражданства, достигшие 16 лет, вменяемые.

    б) юридические лица – государственные и негосударственные организации.

    а) вина – психическое отношение правонарушителя к совершенному деянию, осознание общественной опасности своего деяния, психическое отношение к ожидающим результатам и последствиям.

    б) мотив – то, что является побудителем действий правонарушителя (месть, корысть);

    в) цели – то, к чему стремиться правонарушитель (некий результат).

    Виды административных правонарушений, предусмотрены в Особенной части КоАП РФ и в законах субъектов РФ об административных правонарушениях. К ним можно отнести следующие:

    – посягающие на права граждан (гл. 5 КоАП РФ);

    – посягающие на здоровье, санитарно-эпидемиологическое здоровье населения и общественную нравственность (гл. 6 КоАП РФ);

    – в области охраны собственности (гл. 7 КоАП РФ);

    – в области охраны окружающей среды и природопользования (гл. 8 КоАП РФ);

    – в промышленности, строительстве и энергетике (гл. 9 КоАП РФ);

    – в сельском хозяйстве, ветеринарии и мелиорации земель (гл. 10 КоАП РФ);

    – на транспорте (гл. 11 КоАП РФ);

    – в области дорожного движения (гл. 12 КоАП РФ);

    – в области связи и информации (гл. 13 КоАП РФ);

    – в области предпринимательской деятельности (гл. 14 КоАП РФ);

    – в области финансов, налогов и сборов, рынка ценных бумаг (гл. 15 КоАП РФ);

    – в области таможенного дела – нарушения таможенных правил (гл. 16 КоАП РФ);

    – посягающие на институты государственной власти (гл. 17 КоАП РФ);

    – в области защиты Государственной границы РФ и обеспечения режима;

    – пребывания иностранных граждан или лиц без гражданства на территории РФ (гл. 18 КоАП РФ);

    – против порядка управления (гл. 19 КоАП РФ);

    – посягающие на общественный порядок и общественную безопасность (гл. 20 КоАП РФ;

    – в области воинского учета (гл. 21 КоАП РФ).

    Вернуться на главную страницу. или ЗАКАЗАТЬ РАБОТУ

    185.189.13.12 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.

    Отключите adBlock!
    и обновите страницу (F5)

    очень нужно

    16. Административное правонарушение: понятие, признаки, состав.

    Административное правонарушение — противоправное, виновное действие или бездействие физического или юридического лица, за которое КоАПом РФ или законами субъектов РФ об административных правонарушениях установлена административная ответственность. (ст.2.1 КоАП РФ)

    Антиобщественность предполагает наличие законодательно установленного перечня социальных ценностей, которые охраняются КоАПом (в ст.1.2. КоАП перечислены).

    Противоправность — вторичный признак. В объективном смысле прямой законодательный запрет под угрозой административного наказания. Противоправность означает, что совершением данного деяния обязательно нарушены нормы права.

    Виновность деяния подразумевает, что оно совершено при наличии вины. Недопустимость привлечения к административной ответственности пока не доказана вина лица, совершившего административное правонарушение.

    Формы вины – умысел и неосторожность (ст.2.2 КоАП).

    Вина физического лица. Формы вины:

    1.Умысел — лицо, совершившее административное правонарушение, сознавало противоправный характер своего действия (бездействия), предвидело его вредные последствия и желало наступления таких последствий или сознательно их допускало либо относилось к ним безразлично.

    2.Неосторожность — лицо, совершившее административное правонарушение, предвидело возможность наступления вредных последствий своего действия (бездействия), но без достаточных к тому оснований самонадеянно рассчитывало на предотвращение таких последствий либо не предвидело возможности наступления таких последствий, хотя должно было и могло их предвидеть.

    Вина юридического лица. Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАПом или законами субъекта РФ предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

    Наказуемость если лицо совершило деяние, обладающее ранее названными признаками, оно должно понести наказание. За совершение административного правонарушения должна быть установлена административная ответственность.

    Состав административного правонарушения совокупность юридически значимых признаков, необходимых и достаточных для квалификации содеянного по соответствующей статье или части статьи КоАПа РФ или закона субъекта РФ об административных правонарушениях.

    Читайте так же:  Порядок привлечения к административной ответственности сроки

    Состав административного правонарушения является основанием административной ответственности.

    Факультативные: цель (но бывают и обязательными в конструкции какого-либо состава)

    2) объективная сторона

    4) субъективная сторона.

    Только при наличии всех признаков состава административного правонарушения лицо, его совершившее, может быть привлечено к административной ответсвенности.

    Объект это общественные отношения, урегулированные нормами права и охраняемые мерами административной ответственности.

    Виды объектов административного правонарушения: 1) общий объект (совокупность всех общественных отношений, возникающих в сфере государственного управления, регулируемых нормами административного права и охраняемых нормами административной ответственности); 2) родовой объект (определенный круг односторонних общественных отношений (благ, ценностей), охраняемых единым комплексом административно-правовых мер, составляющих неотъемлемую и самостоятельную часть общего объекта); 3) видовой объект (определенная группа общественных отношений, которые охраняются административно-правовыми нормами, общих для ряда правонарушений одного рода); 4) непосредственный объект (конкретные общественные отношения, охраняемые административно-правовыми нормами, которым причиняется ущерб данным правонарушением); 5) дополнительный объект (общественные отношения, которым причиняется ущерб правонарушением, но они не выступают в качестве основного объекта правоохраны, а дополняют его); 6) факультативный объект (общественные отношения, которым в зависимости от складывающихся условий может быть причинен ущерб, а может быть и не причинен). Объективная сторона – система предусмотренных нормами права признаков, характеризующих внешнее проявление административного правонарушения.

    Объективная сторона включает следующие обязательные признаки:

    1.противоправное деяние (в форме действия или бездействия)

    2.наступившие вредные последствия

    3.причинно-следственная связь между деянием и наступившими последствиями.

    Противоправное деяние — это сознательное, волевое действие или бездействие, причинившее вред охраняемым общественным отношениям.

    Противоправное действие — это общественно опасное, активное, осознанное, волевое поведение субъекта, причинившее вред охраняемым общественным отношениям.

    Противоправное бездействие — противоправное пассивное поведение субъекта, обязанного действовать определенным образом.

    Общественно вредные последствия — негативные изменения, происходящие (наступившие) в общественных отношениях в результате противоправного деяния.

    Состав :1. формальный 2.материальный

    Формальный состав не предусматривает наступления вредных последствий, ответственность наступает лишь за совершение противоправного деяния вне зависимости от наступления вредных последствий. Встречается наиболее чаще.

    Материальный состав включает обязательное наступление вредных последствий.

    Причинно-следственная связь — это объективная связь между общественно опасным деянием и наступившими вредными последствиями, при которой данное деяние определяет появление данного последствия.

    Объективная сторона включает следующие факультативные признаки (присуще не всем составам административных правонарушений): время, место, способ, характер совершения деяния, его повторность, злостность и др.

    Субъект физическое или юридическое лицо, совершившие административное правонарушение. Административной ответственности подлежит лицо, достигшее к моменту совершения административного правонарушения возраста 16 лет. Не подлежит административной ответственности физическое лицо, которое во время совершения противоправных действий (бездействия) находилось в состоянии невменяемости, то есть не могло осознавать фактический характер и противоправность своих действий (бездействия) либо руководить ими вследствие хронического психического расстройства, временного психического расстройства, слабоумия или иного болезненного состояния психики. Субъекты, совершившие административное правонарушение делятся на:

    1.общие – любые вменяемые лица, достигшие возраста 16 дет

    2.специальные – субъекты, обладающие специальными признаками (должностные лица, несовершеннолетние, иностранные граждане и др.

    3.особые – военнослужащие, лица, имеющие специальные звания, и иные лица, на которых распространяется действие дисциплинарных уставов или специальных положений о службе.

    Юридическим лицом признается организация, которая имеет в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество и отвечает по своим обязательствам этим имуществом, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде. Субъективная сторона — это психическое отношение субъекта (физического лица), совершившего административное правонарушение, к противоправному деянию и его последствиям.

    Обязательный признак субъективной стороны – вина. Вина — это сознательное, волевое отношение субъекта к совершенному им общественно опасному деянию и к наступившим последствиям, выраженное в форме умысла или неосторожности.

    Факультативные признаки субъективной стороны – цель, мотив (могут быть и обязательными в конструкции какого-либо состава).

    Цель — предполагаемый результат, к которому стремится правонарушитель; желаемые последствия, которые должны наступить в результате совершения административного правонарушения. Мотив — то побуждение, которое толкает правонарушителя к совершению правонарушения.

    Не является административным правонарушением причинение лицом вреда охраняемым законом интересам в состоянии крайней необходимости, то есть для устранения опасности, непосредственно угрожающей личности и правам данного лица или других лиц, а также охраняемым законом интересам общества или государства, если эта опасность не могла быть устранена иными средствами и если причиненный вред является менее значительным, чем предотвращенный вред.

    Возможность освобождения от административной ответственности при малозначительности административного правонарушения

    Видео (кликните для воспроизведения).

    При малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.

    Источники

    Виды составов административных правонарушений
    Оценка 5 проголосовавших: 1

    ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

    Please enter your comment!
    Please enter your name here