Виды плат за загрязнение окружающей среды

Полезное по теме: "Виды плат за загрязнение окружающей среды" от специалистов простым языком. Если необходимо уточнить актуальность на 2020 год, а также задать вопрос, то обращайтесь к дежурному юристу.

Статья 16. Плата за негативное воздействие на окружающую среду

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 29 декабря 2015 г. N 404-ФЗ статья 16 настоящего Федерального закона изложена в новой редакции, вступающей в силу с 1 января 2016 г.

Статья 16. Плата за негативное воздействие на окружающую среду

ГАРАНТ:

См. комментарии к статье 16 настоящего Федерального закона

1. Плата за негативное воздействие на окружающую среду взимается за следующие его виды:

выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными источниками (далее — выбросы загрязняющих веществ);

сбросы загрязняющих веществ в водные объекты (далее — сбросы загрязняющих веществ);

хранение, захоронение отходов производства и потребления (размещение отходов).

2. Плата за негативное воздействие на окружающую среду подлежит зачислению в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации.

>
Лица, обязанные вносить плату за негативное воздействие на окружающую среду
Содержание
Федеральный закон «Об охране окружающей среды»

© ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 2020. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания «Гарант» и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.

Разъяснено, кто должен вносить плату за загрязнение окружающей среды

Плата взимается с собственника

Отходы производства образуются в результате использования сырья, материалов, полуфабрикатов. Поэтому плата взимается именно с собственника данных ресурсов. Основание – статья 210 Гражданского кодекса РФ. При этом платежи должны вносить как сельхозпредприятия, так и хозяйства, зарегистрированные на своих глав – индивидуальных предпринимателей. Это следует из статьи 23 Федерального закона от 24 июня 1998 г. № 89ФЗ «Об отходах производства и потребления».

Кого освободят от платы за негативное воздействие

Организации и предприниматели не перечисляют плату за загрязнение окружающей среды, если ведут деятельность только на объектах IV категории опасности. Это объекты, на которых:

  • есть стационарные источники выбросов загрязняющих веществ, но количество выбросов не превышает 10 тонн в год;

За что нужно платить

Статьей 16 Закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ предусмотрено, что плату надо перечислять за следующие виды негативного воздействия на окружающую среду:

  • атмосферные выбросы стационарными объектами;
  • сбросы загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты;

Плата за атмосферные выбросы

Вносить плату за выбросы в атмосферный воздух организации должны независимо от вида деятельности (производственная, непроизводственная или иная сфера). Если они оказывают негативное воздействие на окружающую среду в виде выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, то обязанность есть. Это следует из статей 16, 16.1 Закона от 10 января 2002 № 7-ФЗ.

КОНСУЛЬТАЦИЯ ЮРИСТА


УЗНАЙТЕ, КАК РЕШИТЬ ИМЕННО ВАШУ ПРОБЛЕМУ — ПОЗВОНИТЕ ПРЯМО СЕЙЧАС

8 800 350 84 37

Плата за загрязнение водных объектов

Обязанность вносить плату за сбросы загрязняющих веществ в водные объекты возникает в процессе деятельности организаций, у которых образуются сточные воды. Ведь их сбрасывают в поверхностные и подземные водные объекты, в том числе через централизованные системы водоотведения (постановление Правительства от 13.09.2016 № 913).

Платеж за размещение отходов

Если в процессе работы у организации образуются отходы, то она обязана перечислять за загрязнение окружающей среды особый платеж.

Нужно ли платить за выбросы от передвижных источников?

Принятый в середине прошлого года Федеральный закон от 21.07.2014 № 219-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об охране окружающей среды» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее — Федеральный закон № 219-ФЗ) отменяет обязанность природопользователей по расчету и внесению платы за выбросы вредных (загрязняющих) веществ от передвижных источников в атмосферный воздух, однако вступление в силу отдельных положений указанного документа отложено. Так нужно ли в текущем году вносить плату за выбросы от передвижных источников или от этой обязанности мы будем избавлены только с 1 января 2016 г.? Давайте попробуем разобраться.

Ключевые слова: плата за НВОС, передвижные источники, выбросы

В соответствии с п. 1 ст. 16 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (в ред. от 24.11.2014) негативное воздействие на окружающую среду (далее — НВОС) является платным. Пунктом 2 данной статьи установлены виды НВОС, за которые взимается плата, а именно:

  • выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ и иных веществ;
  • сбросы загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов в поверхностные водные объекты, подземные водные объекты и на водосборные площади;
  • загрязнение недр, почв;
  • размещение отходов производства и потребления;
  • загрязнение окружающей среды шумом, теплом, электромагнитными, ионизирующими и другими видами физических воздействий;
  • иные виды НВОС.

Обязанность исчисления платы за НВОС в части выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух была закреплена также в ст. 28 Федерального закона от 04.05.1999 № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» (далее — Федеральный закон № 96-ФЗ):

Извлечение
из Федерального закона № 96-ФЗ

(в редакции, которая утратила силу с 01.01.2015)

Статья 28. Плата за загрязнение окружающей природной среды выбросами вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и другие виды воздействия на него
За загрязнение окружающей природной среды выбросами вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух[1] и другие виды воздействия на него с физических и юридических лиц взимается плата в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Федеральный закон № 219-ФЗ внес свои коррективы в сложившуюся ситуацию. В частности, в измененной редакции ст. 16 Федерального закона № 7-ФЗ к видам НВОС, за которые будет взиматься плата, отнесены только выбросы от стационарных источников, но эта норма вступает в силу лишь с 01.01.2016:

До 1 января 2016 г.
(п. 2 ст. 16 Федерального закона № 7-ФЗ)

С 1 января 2016 г.
(п. 1 ст. 16 Федерального закона № 7-ФЗ в новой редакции)

К видам негативного воздействия на окружающую среду относятся:

выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ и иных веществ;

сбросы загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов в поверхностные водные объекты, подземные водные объекты и на водосборные площади;

загрязнение недр, почв;

размещение отходов производства и потребления;

загрязнение окружающей среды шумом, теплом, электромагнитными, ионизирующими и другими видами физических воздействий;

иные виды негативного воздействия на окружающую среду.

Плата за негативное воздействие на окружающую среду взимается за следующие его виды:

выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными источниками[2] […];

сбросы загрязняющих веществ в составе сточных вод в водные объекты […];

размещение отходов производства и потребления.

Федеральным законом № 219-ФЗ также были внесены изменения и в Федеральный закон № 96-ФЗ. Так, в ст. 1 введены понятия стационарного и передвижного источников:

  • стационарный источник — источник выброса, местоположение которого определено с применением единой государственной системы координат или который может быть перемещен посредством передвижного источника;
  • передвижной источник — транспортное средство, двигатель которого при его работе является источником выброса.
Читайте так же:  Обжалование постановления суда об административном правонарушении образец

Интересующая же нас ст. 28 Федерального закона № 96-ФЗ в новой редакции, которая действует с 01.01.2015, выглядит следующим образом:

Извлечение
из Федерального закона № 96-ФЗ

Статья 28. Плата за выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух
(в ред. от 21.07.2014)
За выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух стационарными источниками[3] с юридических лиц и индивидуальных предпринимателей взимается плата в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Получается, что Федеральный закон № 219-ФЗ вносит аналогичные изменения в разные федеральные законы — № 7-ФЗ и № 96-ФЗ, но данные изменения вступают в силу в разное время. В связи с этим в апреле текущего года перед природопользователями возник вопрос о необходимости внесения платы за НВОС в части выбросов от передвижных источников: часть природопользователей за I квартал 2015 г. внесли плату за выбросы от передвижных источников, а некоторые посчитали, что положение, избавляющее их от этой обязанности, уже вступило в силу и, следовательно, платить за выбросы от транспорта не нужно.

Напомним, что приоритетность нормативно-правовых актов закреплена ст. 76 Конституции Российской Федерации. Так, ни один федеральный закон не обладает по отношению к другому федеральному закону большей юридической силой. Однако отметим, что прецеденты признания иерархии федеральных нормативно-правовых актов имели место.

Например, в Постановлении Конституционного Суда РФ от 29.06.2004 № 13-П «По делу о проверке конституционности отдельных положений статей 7, 15, 107, 234 и 450 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации в связи с запросом группы депутатов Государственной Думы» изложена следующая правовая позиция: «Конституционный Суд Российской Федерации в своих решениях уже подчеркивал необходимость учета особенностей предмета регулирования тех или иных законодательных актов при разрешении возникающих между ними коллизий[4] (Постановления от 27 марта 1996 года по делу о проверке конституционности статей 1 и 21 Закона Российской Федерации «О государственной тайне» и от 24 апреля 2004 года по делу о проверке конституционности отдельных положений Федеральных законов «О федеральном бюджете на 2002 год», «О федеральном бюджете на 2003 год», «О федеральном бюджете на 2004 год» и приложений к ним)».

Таким образом, в соответствии с выводами Конституционного суда Российской Федерации предметные законы имеют приоритет над общими.

Федеральный закон № 7-ФЗ затрагивает общие вопросы охраны окружающей среды, а вопросы охраны конкретных компонентов природной среды[5] регулируются следующими федеральными законами:

  • Федеральный закон от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления»;
  • Федеральный закон № 96-ФЗ;
  • Федеральный закон от 24.04.1995 № 52-ФЗ «О животном мире»;
  • Водный кодекс Российской Федерации;
  • Земельный кодекс Российской Федерации;
  • Лесной кодекс Российской Федерации и др.

Несомненно, в части выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух предметным является Федеральный закон № 96-ФЗ, а в части платы за НВОС к таковым можно отнести Федеральный закон от 01.12.2014 № 384-ФЗ «О федеральном бюджете на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов» и Бюджетный кодекс Российской Федерации. Но в данных нормативно-правовых актах рассматривается плата за НВОС в целом без разделения НВОС на виды.

Подытоживая вышесказанное, можно сделать вывод, что с 01.01.2015 природопользователи имеют право не вносить плату за НВОС в части выбросов от передвижных источников, что также подтверждается письмом Минприроды России от 10.03.2015 № 12-47/5413 «О плате за негативное воздействие от передвижных источников»:

Извлечение
из письма Минприроды России от 10.03.2015 № 12-47/5413
«
О плате за негативное воздействие от передвижных источников»

[…]
Со вступлением в силу с 1 января 2015 года Федерального закона от 21 июля 2014 г. № 219-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об охране окружающей среды» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» 28 статья Федерального закона от 4 мая 1999 г. № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» излагается в новой редакции, согласно которой с юридических лиц и индивидуальных предпринимателей взимается плата за выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух стационарными источниками.
Таким образом, с 1 января 2015 года взимание платы за выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух от передвижных источников с юридических лиц и индивидуальных предпринимателей законодательством Российской Федерации не предусмотрено[6].
В настоящее время Минприроды России готовятся нормативные правовые акты, конкретизирующие правила исчисления, взимания и корректировки платы за негативное воздействие на окружающую среду.

При этом необходимо отметить, что Росприроднадзор в настоящее время придерживается иной позиции и, отвечая на письменные запросы природопользователей, указывает на необходимость внесения платы за выбросы от передвижных источников в 2015 г.

Например, Департамент Росприроднадзора по СЗФО приводит на своем официальном сайте[7] следующие разъяснения:

Разъяснения Департамента Росприроднадзора по СЗФО о внесении платы за НВОС в части выбросов от передвижных источников

В соответствии с п. 3 ст. 16 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» порядок исчисления и взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду устанавливается Правительством Российской Федерации.

Порядок определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия утвержден Постановлением Правительства РФ от 28.08.1992 № 632. Данный Порядок распространяется на предприятия, учреждения, организации, иностранных юридических и физических лиц, осуществляющих любые виды деятельности на территории Российской Федерации, связанные с природопользованием (в дальнейшем именуются природопользователи), и предусматривает взимание платы за следующие виды вредного воздействия на окружающую природную среду:

выброс в атмосферу загрязняющих веществ от стационарных и передвижных источников;

сброс загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты, в том числе через централизованные системы водоотведения;

другие виды вредного воздействия (шум, вибрация, электромагнитные и радиационные воздействия и т.п.).

Постановлением Правительства РФ от 12.06.2003 № 344 «О нормативах платы за выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ стационарными и передвижными источниками, сбросы загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты, в том числе через централизованные системы водоотведения, размещение отходов производства и потребления» установлены в том числе и нормативы платы за выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ передвижными источниками (для различных видов топлива).

В свою очередь Федеральный закон от 04.05.1999 № 96-ФЗ (ред. от 29.12.2014) «Об охране атмосферного воздуха» устанавливает правовые основы охраны атмосферного воздуха, направлен на реализацию конституционных прав граждан на благоприятную окружающую среду и достоверную информацию о ее состоянии и не содержит норм запрещающего характера в части взимания платы за выбросы вредных веществ в атмосферный воздух передвижными источниками.

Кроме того, Постановлением Правительства РФ от 29.12.2007 № 995 (ред. от 15.10.2014) «О порядке осуществления федеральными органами государственной власти (государственными органами), органами управления государственными внебюджетными фондами Российской Федерации и (или) находящимися в их ведении казенными учреждениями, а также Центральным банком Российской Федерации бюджетных полномочий главных администраторов доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации» полномочия по администрированию платы за НВОС делегированы Росприроднадзору. Плата за НВОС является одним из источников формирования неналоговых доходов бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов. Приказом Минфина России от 01.07.2013 № 65н (ред. от 29.12.2014) «Об утверждении Указаний о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2015) утвержден код бюджетной классификации для платы за выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух передвижными объектами, по которому проводятся операции по перечислению сумм платежей.

Читайте так же:  Административные наказания проверить

При этом следует учитывать, что письма государственных органов не являются нормативно-правовыми актами[8]. В то же время необходимо отметить, что Росприроднадзор как администратор платы за НВОС заинтересован в наполняемости бюджета Российской Федерации, тогда как Минприроды России является нормотворческим органом, поэтому именно разъяснения Министерства в рассматриваемой ситуации будут более весомыми.

[5] В соответствии со ст. 1 Федерального закона № 7-ФЗ компоненты природной среды — это земля, недра, почвы, поверхностные и подземные воды, атмосферный воздух, растительный, животный мир и иные организмы, а также озоновый слой атмосферы и околоземное космическое пространство, обеспечивающие в совокупности благоприятные условия для существования жизни на Земле.

[8] В соответствии с п. 2 Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13.08.1997 № 1009 (в ред. от 11.12.2014), издание нормативных правовых актов в виде писем и телеграмм не допускается.

Ю. Карасева, инженер по охране окружающей среды ДТФ «Мостоотряд-90»

2) Плата за загрязнение окружающей среды

Плата за загрязнениеможет выступать в двух формах:

налоговой(сборы в рамках государственной налоговой системы);

неналоговой(сборы поступают во внебюджетные фонды).

Введение платежей за загрязнение подразумевает:

экологическую паспортизацию предприятий;

экологическую инвентаризацию оборудования и технологических процессов;

экономические экспертизы вновь стоящихся, расширяющихся и проектируемых предприятий.

В настоящее время определились следующие виды и структура платы за загрязнение окружающей среды.

Виды платыза загрязнение окружающей среды:

плата за выбросы загрязняющих веществ в атмосферу;

плата за сбросы загрязняющих веществ в водные объекты;

плата за размещение отходов;

плата за шумовые загрязнения окружающей среды;

плата за другие виды вредного воздействия (вибрация, электромагнитные и радиационные воздействия, тепловое загрязнение).

Структура платыза загрязнение окружающей среды:

за выбросы (сбросы) вредных веществ в окружающую среду в границах предельно допустимых нормативов (ПДВ, ПДС);

за выбросы (сбросы) загрязняющих веществ и размещение отходов в границах временно установленных лимитов (ВСВ, ВСС);

за превышение лимитных выбросов (сбросов) загрязняющих веществ и размещение отходов (ПДВ, ПДС, ВСВ и ВСС).

В основу исчисления платы за загрязнение положена система базовых нормативов платы.

Источником платежей за загрязнение в пределах ПДВ и ПДС, является себестоимость продукции. За загрязнение в пределах ВСВ и ВСС, а также их превышающее, платежи взыскиваются из прибыли, остающейся в распоряжении предприятий.

В себестоимость продукции (работ и услуг) включаются также текущие затраты, связанные с содержанием и эксплуатацией фондов природоохранного назначения, очистных сооружений, золоуловителей, фильтров и других природоохранных объектов, расходы по захоронению экологически опасных отходов, оплате услуг сторонних организацией за прием, хранение и уничтожение экологически опасных отходов, сточных вод, другие виды текущих природоохранных затрат.

В счет платежей за загрязнение ОС может засчитываться также часть собственных средств природопользователей направленных на реконструкцию и новые технологии, непосредственно дающие снижение объемов вредных выбросов, сбросов и образующихся отходов.

Внесение платы за выбросы, сбросы, размещение отходов не освобождает природопользователей от выполнения планов и мероприятий по охране окружающей среды, рациональному использованию природных ресурсов и от соблюдения природоохранного законодательства.

Как контролируют платежи за загрязнение

За тем, как организации рассчитывают плату и перечисляют ее в бюджет, следит Федеральная служба по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор).

Организация, которая эксплуатирует объекты негативного воздействия на окружающую среду с категорией опасности I–IV, обязана встать на учет в территориальном отделении Росприроднадзора. Для этого она должна подать туда заявку по форме, утвержденной приказом Минприроды от 23.12. 2015 № 554.

Кто платит за загрязнение окружающей среды

Если организация использует в работе объекты, негативно влияющие на окружающую среду, она должна перечислять государству специальную плату. О каких объектах идет речь? Это могут быть здания, сооружения или иное имущество – источники выбросов в атмосферу и сбросов в водные объекты.

Предприниматели и иностранные организации, занимающиеся бизнесом в России, исключением не являются: они тоже должны перечислять плату за загрязнение окружающей среды.

Льготы не предусмотрены

Как следует из пунктов 1, 2 приказа Ростехнадзора от 8 июня 2006 г. № 557, перечисление необходимо сделать до 20-го числа месяца, следующего за отчетным периодом. А им является календарный квартал. Если хозяйство не внесет плату, то его могут оштрафовать. Размер санкций составляет от 3000 до 6000 руб. для должностных лиц и от 50 000 до 100 000 руб. для организаций (ст. 8.41 Кодекса РФ об административных правонарушениях).

Плата за загрязнение окружающей среды и экологический сбор: в чем разница и кто должен платить

Светлана Губанова референт отдела экономики природопользования Минприроды России

В этом решении:

  • Кто и когда платит экологический сбор
  • Кто платит за загрязнение окружающей среды
  • Кого освободят от платы за негативное воздействие
  • Какие условия платежа для офисов и строительных компаний
  • Как контролируют платежи за загрязнение
  • За что нужно платить
  • – выбросы в атмосферу
  • – загрязнение водных объектов
  • – размещение отходов

Есть два вида платежей в бюджет, цель которых – компенсировать негативное воздействие на окружающую среду. Это плата за загрязнение окружающей среды и экологический сбор. Их часто путают, но это два разных платежа.

Кто и когда платит экологический сбор

Экологический сбор – это самостоятельный неналоговый платеж, который установлен статьей 24.5 Закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ (письмо Минфина от 13.04.2015 № 03-02-07/1/20823). Какого-либо отношения к плате за загрязнение окружающей среды экологический сбор не имеет.

К расчету приложите копии платежек по сбору.

Какие условия платежа для офисов и строительных компаний

Видео (кликните для воспроизведения).

Часто сомнения, надо ли платить за негативное воздействие, возникает у организаций, где образуется только офисный и бытовой мусор.

3) Плата за природные ресурсы

Плата за природные ресурсы взимается в налоговой форме.

Плата за природные ресурсы состоит из следующих видов:

воспроизводство и охрана природных ресурсов, право пользования природными ресурсами;

нерациональное использование природных ресурсов.

Плата за пользование природными ресурсами взимается с предприятий, объединений, организаций, которые используют природные ресурсы или оказывают воздействие на окружающую среду, независимо от форм собственности.

Читайте так же:  Срок давности по расписке физического лица

Плата за нерациональное использование природных ресурсов – это форма экономической ответственности предприятий за ущерб, причиненный собственниками природных ресурсов в результате несоблюдения норм и правил охраны природных ресурсов и их рационального использования.

На рис. 4 представлена система платы за природные ресурсы.

В РФ (РБ) осуществляется стимулирование рационального природопользования и охраны ОПС с помощью:

Обзор изменений законодательства в области расчета и взимания платы за НВОС

В соответствии с п. 1 ст. 16 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (в ред. от 24.11.2014; далее — Федеральный закон № 7-ФЗ) негативное воздействие на окружающую среду (далее — НВОС) является платным. В статье вы найдете информацию о последних изменениях в области расчета и взимания платы за НВОС, которые вступят в силу в 2016–2020 гг.

В настоящее время расчет и взимание платы за НВОС осуществляются на основании следующих нормативных правовых актов:

  • Федеральный закон № 7-ФЗ;
  • Порядок определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия, утвержденный Постановлением Правительства РФ от 28.08.1992 № 632 (в ред. от 26.12.2013);
  • Приказ Ростехнадзора от 05.04.2007 № 204 «Об утверждении формы Расчета платы за негативное воздействие на окружающую среду и порядка заполнения и представления формы Расчета платы за негативное воздействие на окружающую среду» (в ред. от 27.03.2008);
  • Приказ Ростехнадзора от 08.06.2006 № 557 «Об установлении сроков уплаты платы за негативное воздействие на окружающую среду».

1 января 2016 г. вступят в силу изменения, предусмотренные Федеральным законом от 21.07.2014 № 219-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об охране окружающей среды» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее — Федеральный закон № 219-ФЗ). Проанализируем, каким образом изменится порядок расчета и внесения платы за НВОС.

Итак, с 1 января 2016 г. ст. 16 Федерального закона № 7-ФЗ будет изложена в новой редакции:

Кроме того, с 1 января 2016 г. Федеральный закон № 7-ФЗ будет дополнен новыми статьями:

  • ст. 16.1 «Лица, обязанные вносить плату за негативное воздействие на окружающую среду»;
  • ст. 16.2 «Порядок определения платежной базы для исчисления платы за негативное воздействие на окружающую среду»;
  • ст. 16.3 «Порядок исчисления платы за негативное воздействие на окружающую среду» (пп. 6 и 7 вступят в силу 1 января 2019 г., пп. 5 и 8 — 1 января 2020 г.);
  • ст. 16.4 «Порядок и сроки внесения платы за негативное воздействие на окружающую среду»;
  • ст. 16.5 «Контроль за правильностью исчисления платы за негативное воздействие на окружающую среду, полнотой и своевременностью ее внесения».

ЗА КАКИЕ ВИДЫ НВОС БУДЕТ ВЗИМАТЬСЯ ПЛАТА?

В соответствии с изменениями, внесенными в ст. 16 Федерального закона № 7-ФЗ, был сокращен перечень видов НВОС, за которые будет взиматься плата с 1 января 2016 г.:

До 1 января 2016 г.
(п. 2 ст. 16 Федерального закона № 7-ФЗ)

С 1 января 2016 г.
(п. 1 ст. 16 Федерального закона № 7-ФЗ в новой редакции)

К видам негативного воздействия на окружающую среду относятся:

выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ и иных веществ;

сбросы загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов в поверхностные водные объекты, подземные водные объекты и на водосборные площади;

загрязнение недр, почв;

размещение отходов производства и потребления;

загрязнение окружающей среды шумом, теплом, электромагнитными, ионизирующими и другими видами физических воздействий;

иные виды негативного воздействия на окружающую среду.

Плата за негативное воздействие на окружающую среду взимается за следующие его виды:

выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными источниками […];

сбросы загрязняющих веществ в составе сточных вод в водные объекты […];

размещение отходов производства и потребления.

Таким образом, из числа видов НВОС, за которые хозяйствующие субъекты должны будут вносить плату, исключены:

  • выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух передвижными источниками;
  • сбросы загрязняющих веществ на водосборные площади;
  • загрязнение недр, почв;
  • загрязнение окружающей среды шумом, теплом, электромагнитными, ионизирующими и другими видами физических воздействий.

Отметим, что перечень видов НВОС будет закрытым.

КТО БУДЕТ ОБЯЗАН ВНОСИТЬ ПЛАТУ ЗА НВОС?

Данный вопрос с 1 января 2016 г. будет регулироваться ст. 16.1 Федерального закона № 7-ФЗ (в новой редакции).

Плату за НВОС будут обязаны вносить юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие на территории Российской Федерации, континентальном шельфе Российской Федерации и в исключительной экономической зоне Российской Федерации хозяйственную и (или) иную деятельность, оказывающую НВОС.

Также установлено, что в части размещения отходов производства и потребления к лицам, обязанным вносить плату за НВОС, будут относиться юридические лица и индивидуальные предприниматели, при осуществлении которыми хозяйственной и (или) иной деятельности образовались отходы производства и потребления.

Из числа плательщиков за НВОС будут исключены юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность исключительно на объектах IV категории[1].

Учет лиц, обязанных вносить плату за НВОС, будет осуществляться при ведении государственного учета объектов, оказывающих НВОС. На сегодняшний день порядок ведения такого учета не утвержден.

КАКОВА БУДЕТ ПЛАТЕЖНАЯ БАЗА ПРИ ИСЧИСЛЕНИИ ПЛАТЫ ЗА НВОС?

Порядок определения платежной базы для исчисления платы за НВОС с 1 января 2016 г. будет регламентироваться ст. 16.2 Федерального закона № 7-ФЗ (в новой редакции).

Платежной базой для исчисления платы за НВОС будут являться объем или масса выбросов загрязняющих веществ, сбросов загрязняющих веществ либо объем или масса размещенных в отчетном периоде отходов производства и потребления.

Платежная база будет определяться лицами, обязанными вносить плату, самостоятельно на основе данных производственного экологического контроля, для каждого стационарного источника, фактически использовавшегося в отчетный период, в отношении каждого загрязняющего вещества, включенного в перечень загрязняющих веществ, класса опасности отходов производства и потребления.

При определении платежной базы будут учитываться объем и (или) масса выбросов загрязняющих веществ, сбросов загрязняющих веществ в пределах нормативов допустимых выбросов, нормативов допустимых сбросов, временно разрешенных выбросов, временно разрешенных сбросов, превышающие такие нормативы, выбросы и сбросы (включая аварийные), а также будут учитываться лимиты на размещение отходов производства и потребления и их превышение.

Таким образом, с 1 января 2016 г. платежная база будет определяться для каждого стационарного источника, фактически использовавшегося в отчетный период, для каждого загрязняющего вещества, включенного в перечень загрязняющих веществ, класса опасности отходов производства и потребления.

КАКОВ БУДЕТ ПОРЯДОК ИСЧИСЛЕНИЯ ПЛАТЫ ЗА НВОС?

Ответ на данный вопрос отражен в ст. 16.3 Федерального закона № 7-ФЗ (в новой редакции).

Плата за НВОС с 1 января 2016 г. будет исчисляться лицами, обязанными вносить плату, самостоятельно путем умножения величины платежной базы по каждому загрязняющему веществу, включенному в перечень загрязняющих веществ, по классу опасности отходов производства и потребления на соответствующие ставки указанной платы с применением коэффициентов, и суммирования полученных величин.

Ставки платы за НВОС будут устанавливаться за выбросы загрязняющих веществ, сбросы загрязняющих веществ в отношении каждого загрязняющего вещества, включенного в перечень загрязняющих веществ, а также за размещение отходов производства и потребления по классу их опасности.

Читайте так же:  Федеральный закон о курении в подъезде

В целях стимулирования юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих хозяйственную и (или) иную деятельность, к проведению мероприятий по снижению НВОС и НДТ при исчислении платы к ставкам такой платы с 1 января 2020 г. будут применяться следующие коэффициенты:

  • коэффициент 0 — за объем или массу выбросов загрязняющих веществ, сбросов загрязняющих веществ в пределах технологических нормативов после внедрения НДТ на объекте, оказывающем НВОС;

С 1 января 2016 г. у лиц, обязанных вносить плату за НВОС, появится возможность самостоятельно осуществлять корректировку размеров платы в порядке, установленном Правительством Российской Федерации[3].

Из суммы платы за НВОС будут вычитаться затраты на реализацию мероприятий по снижению НВОС, фактически произведенные лицами, обязанными вносить плату, в пределах исчисленной платы за НВОС.

Затратами на реализацию мероприятий по снижению НВОС будут признаваться документально подтвержденные расходы лиц, обязанных вносить плату, на финансирование мероприятий, включенных в план мероприятий по охране окружающей среды или программу повышения экологической эффективности.

Правила исчисления и взимания платы за НВОС будут устанавливаться Правительством Российской Федерации.

КАКОВЫ БУДУТ СРОКИ ВНЕСЕНИЯ ПЛАТЫ ЗА НВОС?

Порядок и сроки внесения платы за НВОС с 1 января 2016 г. будут регулироваться ст. 16.4 Федерального закона № 7-ФЗ (в новой редакции).

Плата за выбросы загрязняющих веществ, сбросы загрязняющих веществ будет вноситься лицами, обязанными вносить плату, в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации по месту нахождения стационарного источника. Плата за размещение отходов производства и потребления будет вноситься лицами, обязанными вносить плату, по месту нахождения объекта размещения отходов производства и потребления.

Отчетным периодом в отношении внесения платы за НВОС будет признан календарный год. Плата, исчисленная по итогам отчетного периода, с учетом корректировки ее размера должна будет вноситься не позднее 1-го марта года, следующего за отчетным периодом.

Несвоевременное или неполное внесение платы за НВОС лицами, обязанными вносить плату, повлечет за собой уплату пеней в размере одной трехсотой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день уплаты пеней, но не более чем в размере двух десятых процента за каждый день просрочки. Пени будут начисляться за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по внесению платы за НВОС, начиная со следующего дня после дня окончания срока внесения платы.

До 1 марта лица, обязанные вносить плату, должны будут представлять в уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти по месту нахождения объекта, оказывающего НВОС, декларацию о плате за НВОС. Порядок представления декларации о плате за НВОС и ее форма будут устанавливаться уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

КОНТРОЛЬ ЗА ПРАВИЛЬНОСТЬЮ ИСЧИСЛЕНИЯ, ПОЛНОТОЙ И СВОЕВРЕМЕННОСТЬЮ ВНЕСЕНИЯ ПЛАТЫ ЗА НВОС

С 1 января 2016 г. Федеральным законом № 219-ФЗ будет введено новое требование — контроль за правильностью исчисления платы за НВОС, полнотой и своевременностью ее внесения. Так, ст. 16.5 Федерального закона № 7-ФЗ (в новой редакции) установлено, что такой контроль будет осуществляться уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Излишне уплаченные суммы платы за НВОС будут подлежать возврату по заявлению лиц, обязанных вносить плату, или зачету в счет будущего отчетного периода. Недоимки по плате за НВОС за отчетный период будут подлежать уплате лицами, обязанными вносить плату.

В заключение отметим, что до 1 января 2016 г. Правительством Российской Федерации должны быть разработаны и приняты постановления по следующим вопросам:

  • ставки платы за НВОС и коэффициенты к ним;
  • правила исчисления и взимания платы за НВОС;
  • порядок корректировки платы за НВОС;
  • правила осуществления контроля за правильностью исчисления платы за НВОС, полнотой и своевременностью ее внесения.

[1] На момент подписания номера в печать критерии отнесения объектов, оказывающих НВОС, к категориям в зависимости от уровня такого воздействия (см. ст. 4.2 Федерального закона № 7-ФЗ) не были определены.

[2] См. ст. 31.2 «Декларация о воздействии на окружающую среду» Федерального закона № 7-ФЗ (вступит в силу 1 января 2019 г.).

[3] О корректировке платы за НВОС в настоящее время см.: Кривоносова В.А. Корректировка платы за НВОС // Справочник эколога. 2014. № 12. С. 50–57.

В.В. Севрюгина, эколог-эксперт систем линейки «Техэксперт: Экология» Группы компаний «Браво Софт»

Плата за загрязнение окружающей природной среды

«Налоговый вестник», 2006, N 12

Отношения в сфере взаимодействия общества и природы, возникающие при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, связанной с воздействием на природную среду как важнейшую составляющую окружающей среды, являющуюся основой жизни на земле, в пределах территории Российской Федерации, а также на континентальном шельфе и исключительной экономической зоне Российской Федерации регулируются Федеральным законом от 10.01.2002 N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее — Закон N 7-ФЗ).

Объектами охраны окружающей среды от негативного воздействия являются:

  • земли, недра, почвы;
  • поверхностные и подземные воды;
  • леса и иная растительность;
  • животные и другие организмы и их генетический фонд.

Видами негативного воздействия являются загрязнение, истощение, деградация, порча, уничтожение и иное вредное воздействие хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду.

Порядок определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия утвержден Постановлением Правительства РФ от 28.08.1992 N 632 (далее — Постановление N 632).

В соответствии с Постановлением N 632 Минприроды России были разработаны и утверждены 27.11.1992 Базовые нормативы платы за выбросы, сбросы загрязняющих веществ в окружающую природную среду и размещение отходов, а также коэффициенты, учитывающие экологические факторы, 26.01.1993 — Инструктивно-методические указания по взиманию платы за загрязнение окружающей природной среды.

Вопрос о правомерности взимания экологических платежей рассматривался Верховным Судом Российской Федерации и Конституционным Судом Российской Федерации. В процессе рассмотрения было определено, что вышеуказанные платежи лишены одного из основных признаков налоговых платежей — признака индивидуальной безвозмездности, и эти платежи были признаны неналоговыми.

В целях приведения п. 2 Постановления N 632 в соответствие со ст. 16 Закона N 7-ФЗ Постановлением Правительства РФ от 12.06.2003 N 344 (далее — Постановление N 344) были утверждены нормативы платы за выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ стационарными и передвижными источниками, сбросы загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты, размещение отходов производства и потребления.

Нормативы платы установлены за единицу объема размещаемых отходов (за тонну или кубический метр) по классам опасности отходов для окружающей среды: чрезвычайно опасные — I класс, высокоопасные — II класс, умеренно опасные — III класс, малоопасные — IV класс и практически неопасные — V класс.

Принятие Постановления N 344 придало легитимность Постановлению N 632, признанному Решением Верховного Суда Российской Федерации от 12.02.2003 N ГКПИ03-49 недействующим в части делегирования Минприроды России права установления базовых нормативов платы за выбросы, сбросы загрязняющих веществ в окружающую природную среду, размещение отходов и другие виды вредного воздействия, а также коэффициентов, учитывающих экологические факторы.

Читайте так же:  Области административных правонарушений является

В Приложении N 1 к Постановлению N 344 приведены нормативы платы (ставки) отдельно по видам загрязнения, видам загрязняющих веществ:

  • за выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ стационарными источниками;
  • за выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ передвижными источниками (для различных видов топлива);
  • за сбросы загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты;
  • за размещение отходов производства и потребления.

По выбросам загрязняющих веществ в атмосферу и в водные объекты раздельно установлены ставки за загрязнение в пределах допустимых нормативов (ПДВ и ПДС) и в пределах временно согласованных лимитов (ВСВ и ВСС).

Нормативы платы за выбросы и сбросы загрязняющих веществ установлены в рублях за 1 тонну этих веществ, за размещение отходов — в рублях за 1 тонну или 1 кубический метр отходов.

Постановление N 344 предусматривает применение к нормативам платы коэффициентов, учитывающих степень экологической опасности объектов либо экологические факторы (состояние атмосферного воздуха, почвы, водных объектов).

Коэффициенты, учитывающие экологические факторы (состояние атмосферного воздуха и почвы), по территориям экономических районов и коэффициенты, учитывающие экологические факторы (состояние водных объектов), по бассейнам морей и рек приведены в Приложении N 2 к Постановлению N 344.

При выбросе загрязняющих веществ в атмосферный воздух городов применяется дополнительный коэффициент 1,2.

Нормативы платы за размещение отходов производства и потребления применяются с коэффициентами экологической ситуации, которые учитывают загрязнение почв, — от 1,1 в Дальневосточном и Восточно-Сибирском экономических районах до 2,0 в Центрально-Черноземном экономическом районе. При загрязнении водных объектов коэффициенты экологической ситуации составляют от 1,0 по прочим рекам бассейнов морей Северного Ледовитого и Тихого океанов до 2,2 по бассейну реки Кубань в Краснодарском крае.

Постановление N 344 предусматривает необходимость применения еще дополнительного коэффициента — 2,0, который используется в отношении загрязнения особо охраняемых природных территорий, в том числе лечебно-оздоровительных местностей и курортов, территорий, которые находятся в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, Байкальской природной территории, а также зон экологического бедствия.

В соответствии со ст. 19 Федерального закона от 26.12.2005 N 189-ФЗ «О федеральном бюджете на 2006 год» нормативы платы за негативное воздействие на окружающую природную среду, установленные в 2003 г., применяются в 2006 г. с коэффициентом 1,3, а нормативы, установленные в 2005 г., — с коэффициентом 1,08.

Приказом МПР России от 02.12.2002 N 786 утвержден Федеральный классификационный каталог отходов.

Отходы сгруппированы по совокупности приоритетных признаков (по происхождению, агрегатному и физическому состоянию, по опасным свойствам, по степени вредного воздействия на окружающую природную среду). Код конкретного вида отходов позволяет определить его принадлежность к той или иной группе для правильного выбора норматива платы.

Согласно Постановлению Правительства РФ от 30.07.2004 N 401 «О Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору» нормативно-правовое регулирование по вопросам взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду осуществляет Ростехнадзор.

Постановлением Правительства РФ от 24.03.2000 N 251 утвержден Перечень вредных веществ, сброс которых в исключительной экономической зоне Российской Федерации с судов, других плавучих средств, летательных аппаратов, искусственных островов, установок и сооружений запрещен.

С 1 января 2005 г. Бюджетным кодексом Российской Федерации установлены нормативы распределения платы за негативное воздействие на окружающую среду в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации, а именно 20% — в федеральный бюджет, 40% — в бюджеты субъектов Российской Федерации и 40% — в бюджеты муниципальных районов и городских округов, а в бюджеты городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга — 80%.

Расчет платежей представляется по месту учета в налоговых органах (месту нахождения организации и каждого ее обособленного подразделения).

Согласно ст. 254 Налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ) к материальным расходам относятся расходы, связанные с содержанием и эксплуатацией основных средств и иного имущества природоохранного назначения [в том числе расходы, связанные с содержанием и эксплуатацией очистных сооружений, золоуловителей, фильтров и других природоохранных объектов, расходы на захоронение экологически опасных отходов, расходы на приобретение услуг сторонних организаций по приему, хранению и уничтожению экологически опасных отходов, очистке сточных вод, формированием санитарно-защитных зон в соответствии с действующими государственными санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами, платежи за предельно допустимые выбросы (сбросы) загрязняющих веществ в природную среду и другие аналогичные расходы]. В соответствии со ст. 270 НК РФ расходы в виде суммы платежей за сверхнормативные выбросы загрязняющих веществ в окружающую среду при налогообложении не принимаются.

Статьей 23 Закона N 7-ФЗ установлено, что лимиты на выбросы и сбросы на основе разрешений, действующих только в период проведения мероприятий по охране окружающей среды, внедрения наилучших существующих технологий и (или) реализации других природоохранных проектов, с учетом поэтапного достижения установленных нормативов допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов, могут устанавливаться при невозможности соблюдения нормативов допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов.

Установление лимитов на выбросы и сбросы допускается при наличии планов снижения выбросов и сбросов, согласованных с органами исполнительной власти, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды.

При отсутствии разрешения на выбросы, сбросы загрязняющих веществ и размещение отходов организация должна вносить плату за негативное воздействие в повышенном размере.

Плата за загрязнение окружающей природной среды не освобождает природопользователей от выполнения мероприятий по охране окружающей природной среды и от возмещения вреда, причиненного экологическим правонарушением.

Суммы по искам о возмещении вреда, причиненного окружающей природной среде (если природный объект, которому причинен вред, находится в общем пользовании), подлежат зачислению в бюджеты городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга, городских округов, в бюджеты городов и бюджеты муниципальных районов по месту нахождения природного объекта.

В соответствии с Федеральными законами от 23.12.2004 N 173-ФЗ «О федеральном бюджете на 2005 год» и от 23.12.2004 N 174-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О бюджетной классификации Российской Федерации» и Бюджетный кодекс Российской Федерации» плата за негативное воздействие на окружающую природную среду, ранее администрировавшаяся налоговыми органами, закреплена за новым администратором, а именно за Ростехнадзором:

  • плата за негативное воздействие на окружающую среду (код бюджетной классификации — 498 1 12 01000 01 0000 120).

За правонарушения в области охраны окружающей среды установлены меры административной ответственности в виде штрафов согласно гл. 8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Видео (кликните для воспроизведения).

В настоящее время МПР России совместно с заинтересованными министерствами и ведомствами разрабатывает проект федерального закона «О плате за негативное воздействие на окружающую природную среду». Законопроект устанавливает основные элементы платы: плательщиков, платежную базу, порядок установления нормативов платы, порядок ее исчисления и уплаты, ответственность плательщиков за нарушения законодательства, а также механизм корректировки платы. Принятие проекта федерального закона позволит создать прочный механизм исчисления, уплаты и администрирования экологических платежей.

Источники

Виды плат за загрязнение окружающей среды
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here