Виды административных наказаний за таможенные правонарушения

Полезное по теме: "Виды административных наказаний за таможенные правонарушения" от специалистов простым языком. Если необходимо уточнить актуальность на 2020 год, а также задать вопрос, то обращайтесь к дежурному юристу.

Какова ответственность за нарушение таможенных правил

Нарушение таможенных правил – это действие или бездействие, приведшее к нарушению перемещения продукции, которая перевозится через границу. В качестве наказания обычно используются административные меры воздействия. Рассмотрим все возможные формы ответственности.

Принципы наложения ответственности

Административные меры применяются тогда, когда виновника нельзя привлечь к уголовному наказанию. Иностранные лица, а также лица без гражданства несут ответственность на равных условиях с российскими гражданами.

Особым образом следует рассмотреть наложение наказания на юридический субъект. В частности, здесь нужно разделить ответственность юридического лица и его сотрудников. Если на саму фирму наложено наказание, это не освобождает ее сотрудников от ответственности. Аналогично: если к ответственности привлекается специалист, это не освобождает от наказания ЮЛ.

Нарушение правил предполагает неизбежность наступления наказания. ЮЛ подлежат ответственности вне зависимости от их адреса, организационной формы (ООО, АО) и прочих характеристик. Соответствующее правило приведено в части 1 статьи 1.4 КоАП РФ. Кроме того, наказание не избежит и субъект, находящийся в процессе реорганизации. В этом случае ответственность накладывается на основании этих принципов:

  • Если выполняется слияние ЮЛ, наказание накладывается на вновь образованный субъект.
  • Если выполняется присоединение, ответственным признается присоединяющее лицо.
  • Если выполняется разделение или выделение, наказание накладывается на то лицо, которому перешли все права и обязанности.

Еще один важный принцип – принцип невиновности. То есть наказание накладывается только на лицо, виновность которого доказана. Подозреваемый не должен доказывать свою невиновность, это обязанность суда. Все сомнения толкуются в пользу подозреваемого на основании статьи 1.5 КоАП РФ.

Наказание устанавливается с учетом всех обстоятельств конкретного дела. В частности, во внимание принимаются все нюансы конкретного дела, личность нарушителя, его имущественное положение. Однако верхний и нижний пороги наказания установлены КоАП РФ. Накладываемая ответственность должна находиться в рамках, оговоренных в законе.

Разновидности административных наказаний

Ключевая функция наложения наказания – предупреждение возникновения новых нарушений. Ответственность устанавливается на основании положений главы 16 КоАП РФ. Этой главой предусматриваются эти меры воздействия:

КОНСУЛЬТАЦИЯ ЮРИСТА


УЗНАЙТЕ, КАК РЕШИТЬ ИМЕННО ВАШУ ПРОБЛЕМУ — ПОЗВОНИТЕ ПРЯМО СЕЙЧАС

8 800 350 84 37

  • Предупреждение.
  • Наложение штрафа.
  • Отзыв лицензии, необходимой для ведения какой-либо специфической деятельности.
  • Конфискация продукции, которая является объектом проступка, связанного с таможенными нормами.
  • Взыскание стоимости продукции, которая незаконно перевозилась через границу.
  • Конфискация ТС, посредством которых незаконно перевозилась продукция.

Все меры административной ответственности перечислены в статье 3.2 КоАП РФ.

Предупреждение

Понятие предупреждения содержится в статье 3.4 КоАП РФ. В частности, это порицание действий ФЛ или ЮЛ. Оно выносится в письменном виде. Предупреждение и устное замечание – это разные формы наказания.

Административный штраф

Штраф накладывается на основании статьи 3.5 КоАП РФ. Предполагает следующие размеры:

  • Для ФЛ – не более 5 000 рублей.
  • Для должностных лиц – не более 50 000 рублей.
  • Для ЮЛ – 1 000 000 рублей.

Также штраф может выражаться в этих размерах:

  • Стоимость объекта нарушения правил (к примеру, стоимость незаконно транспортируемого товара).
  • Сумма долгов виновника по налогам, сборам, пошлинам.
  • Выручка от продажи товара, являющегося объектом правонарушения.

В части 2 статьи 3.5 КоАП РФ указано, что если назначается штраф фиксированного размера, то минимальный его размер составляет 100 рублей. Если же штраф назначается на основании суммы неуплаченных налогов, размер этого штрафа не может превышать стоимость объекта правонарушения. Весь штраф, уплачиваемый нарушителем, направляется в бюджет страны на основании части 5 статьи 3.5 КоАП РФ.

Данная форма административной ответственности является основной. Назначить ее может представитель таможенной структуры или судья.

Конфискация

Конфискация объекта, который непосредственно участвовал в правонарушении, выполняется на основании части 1 статьи 3.7 КоАП. Данная мера наказания может назначаться только судьей.

В каких случаях лицо освобождается от ответственности

Лицо могут освободить от наказания при наличии этих обстоятельств:

  • Нарушение произошло в ситуации крайней необходимости. То есть не нарушить правила было невозможно.
  • Нарушитель признан невменяемым.
  • Нарушение признано несущественным, а потому представителем контролирующего органа было принято решение просто вынести устное замечание. Возможность признания правонарушения несущественным установлена статьей 2.9 КоАП РФ.
  • Истечение срока давности (статья 4.5 КоАП РФ).
  • Смерть ФЛ (статья 24.5 КоАП РФ).

Производство по делу не может быть начало при отсутствии события или состава правонарушения.

К СВЕДЕНИЮ! Административное наказание может быть основным или дополнительным. Основной формой воздействия считается штраф, дополнительной – конфискация.

ВАЖНО!
Срок давности привлечения к наказанию составляет 12 месяцев (основание – часть 1 статьи 4.5 КоАП РФ). Если нарушение было продолжительным по времени, то отсчет срока ведется с даты обнаружения недочетов.

Что может повлиять на тяжесть наказания

Как уже говорилось, наказание назначается на основании совокупности всех обстоятельств. То есть могут присутствовать смягчающие и отягчающие обстоятельства. Первые уменьшают тяжесть наказания, вторые, напротив, ужесточают его.

Смягчающие

Эти обстоятельства могут смягчить ответственность виновного лица:

  • Виновник активно помогает в расследовании дела, участвует в работе контролирующих органов.
  • Он добровольно ликвидирует негативные последствия своих действий.
  • Причиной нарушения таможенных правил стали тяжелые личные или семейные условия.
  • Проступок совершен вследствие угрозы или принуждения к действию. Принуждение может подразумевать использование материальной зависимости своих подчиненных.
  • Проступок совершен несовершеннолетним, беременной или мамой с ребенком, которому не исполнился год.
Читайте так же:  Административная ответственность за земельные правонарушения

Также смягчающими могут быть иные обстоятельства. К примеру, это может быть совершение проступка под влиянием стихийных обстоятельств.

Отягчающие

Наказание будет ужесточено в том случае, если обнаружатся эти обстоятельства:

  • Виновник не внял требованиям и продолжил свою противоправную деятельность.
  • Лицо неоднократно нарушало правила в течение года.
  • Виновник ранее был привлечен к ответственности за контрабанду.
  • В правонарушение было вовлечено лицо, не достигшее 18-ти лет.
  • Проступок совершался при участии группы лиц.
  • Виновник был в пьяном состоянии.

В процессе привлечения виновника к ответственности изучаются все обстоятельства. Если проступок был несущественным, присутствует много смягчающих обстоятельств, то наказание может быть вовсе отменено.

Нарушение таможенных правил

Любая деятельность в области таможенного дела связана с различными видами рисков. Самыми распространенными из них, на наш взгляд, являются риски нарушения таможенных правил, ответственность за которые предусмотрена Кодексом об административных правонарушениях Российской Федерации (КоАП РФ).

Указанные риски могут нести за собой разные последствия, от административного наказания в виде предупреждения до уголовного преследования.

Именно поэтому и, учитывая тот факт, что российское законодательство не предусматривает освобождение от ответственности за незнание закона, мы предлагаем для Вашего обзора краткую статью о том, что же такое нарушение таможенных правил, виды административных правонарушений в области таможенного дела и последствия возникающие вследствие нарушения таможенных правил.

Определения

НАРУШЕНИЕ ТАМОЖЕННЫХ ПРАВИЛ — это противоправное действие или бездействие, посягающее на установленный таможенным законодательством РФ и международными договорами РФ порядок перемещения, таможенного контроля и таможенного оформления товаров и транспортных средств, перемещаемых через таможенную границу РФ, обложения таможенными платежами и их уплаты, предоставления таможенных льгот и пользования ими, за которое КоАП РФ предусмотрена административная ответственность.

Конкретные виды административных правонарушений и ответственность за них определены главой 16 Кодекса об административных правонарушениях РФ.

НТП – нарушение таможенных правил.

КоАП РФ – Кодекс об административных правонарушениях Российской Федерации.

ПРОТОКОЛ ОБ АДМИНИСТРАТИВНОМ ПРАВОНАРУШЕНИИ — административно-процессуальный документ, фиксирующий факт совершения административного правонарушения.

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПО ДЕЛУ ОБ АДМИНИСТРАТИВНОМ ПРАВОНАРУШЕНИИ – административно-процессуальный документ, выносимый по результатам рассмотрения дела об административном правонарушении.

САНКЦИЯ – часть нормы, которая указывает на меры государственного принуждения в случае ее неисполнения.

ВЭД – внешнеэкономическая деятельность.

Виды административных правонарушений и санкции за их совершение

Ответственность за нарушения таможенных правил предусмотрена главой 16 КоАП РФ.

Участники ВЭД, таможенные представители (брокеры), владельцы складов временного хранения, таможенные перевозчики в своей профессиональной деятельности зачастую сталкиваются с нарушением таможенных правил.

  • Незаконное перемещение товаров через таможенную границу ТС;
  • Недекларирование либо недостоверное декларирование товаров
  • Несоблюдение запретов и ограничений на ввоз или вывоз товаров
  • Представление недействительных документов при таможенном оформлении
  • Несоблюдение внутреннего таможенного транзита
  • Несоблюдение сроков подачи таможенной декларации
  • Проведение грузовых операций без разрешения таможенного органа
  • Нарушение сроков временного хранения
  • Непредставление в таможенный орган отчетности
  • Несоблюдение таможенного режима

Санкции за административные правонарушения в области таможенного дела могут быть такими как:

  • наказание в виде предупреждения;
  • фиксированные штрафы от и до определенной суммы;
  • штраф в виде процентного соотношения от суммы неуплаченных таможенных платежей;
  • штраф в виде процентного соотношения от стоимости товаров, явившихся предметом административного правонарушения;
  • конфискации товаров, явившихся предметом административного правонарушения.

Последствия нарушения таможенных правил

Для участников ВЭД нарушение таможенных правил безусловно влечет финансовые затраты, задержки в таможенном оформлении, а как следствие, возможно, нарушение условий внешнеторговых контрактов и другие негативные последствия для третьих лиц, незадействованных в процессе таможенного оформления.

Таможенные представители (брокеры), владельцы складов временного хранения, таможенные перевозчики осуществляют свою деятельность на основании соответствующих Свидетельств (лицензий), выданных Федеральной таможенной службой. Поэтому при нарушении таможенных правил указанные лица подвергаются не только финансовым рискам, но и рискам, связанным с приостановлением их профессиональной деятельности.

Права лица, в отношении которых ведется производство по делу об административном правонарушении, регламентированы ст. 24.2, 25.1 КоАП РФ.

При этом необходимо помнить о некоторых важных моментах: субъектом нарушения таможенных правил может быть только то лицо, на которое возложена обязанность по выполнению тех или иных таможенных правил.

Должностное лицо таможенного органа, рассматривающее дело об административном правонарушении, вправе признать смягчающим вину ответственность и другие обстоятельства в зависимости от тех или иных объективных факторов и условий, при которых было совершено нарушение таможенных правил.

Перечень смягчающих и отягчающих обстоятельств установлен КоАП РФ. Срок обжалования решения таможенного органа – 10 дней с момента получения оригинала Постановления.

В случае, если решение таможенного органа обжаловано не будет, необходимо помнить о сроке оплаты административного штрафа. За нарушение срока оплаты административного штрафа предусмотрена ответственность КоАП РФ.

Административный процесс и процедура обжалования решений таможенных органов достаточно сложное и трудоемкое занятие. Но Вы всегда имеете право обжаловать законность и обоснованность вынесенного решения таможенного органа.

Нуждаетесь в консультации?

Общие правила назначение административных наказаний в области таможенного дела

Обеспечение законности при применении мер административного принуждения в связи с административным правонарушением означает, что лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу о нарушении таможенных правил иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.

Применение уполномоченными на то должностными лицами таможенных органов или судами административного наказания и мер обеспечения производства по делу в связи с административным правонарушением осуществляется в пределах компетенции указанных органа или должностного лица в соответствии с законом.

Читайте так же:  Мерой административного наказания является тест

Следует также отметить, что Кодекс РФ об административных правонарушениях закрепляет не только систему административных наказаний, которые назначаются за нарушение таможенных правил, но и указывает конкретную меру таких наказаний. Регламентируется также порядок применения административных санкций за совершение правонарушения посредством закрепления объема полномочий должностных лиц таможенных органов и судей по их применению.

Кодекс РФ об административных правонарушениях содержит также правило о недопущении применения мер административного принуждения, решений и действий (бездействие), унижающих человеческое достоинство.

Обеспечивать соблюдение принципа законности в административном производстве по делу о нарушении таможенных правил, а также в процессе применения мер административного принуждения призваны такие меры, как: ведомственный контроль со стороны вышестоящих должностных лиц и таможенных органов; прокурорский надзор.

Административное законодательство предусматривает также право обжалования действий таможенных органов и их должностных лиц в административном и судебном порядке. Принцип законности толкуется достаточно широко и предполагает не только проведение все>і процессуальных действий в соответствии с законом и на его основании, но и неразглашение информации, ставшей известной во время производства по делу.

Индивидуализация наказания состоит в назначении наказания с учетом оценки всех обстоятельств дела, личности правонарушителя, степени вины, имущественного положения, состояния здоровья и т.п. Должностные лица таможенных органов или судья, рассматривающие дело о правонарушении, выбирают санкцию, предусмбтренную статьей Особенной части Кодекса РФ об административных правонарушениях, при этом они не вправе как превысить, так и снизить установленные в ней верхний или нижний пределы наказания соответственно.

Важную роль при назначении административных наказаний за нарушение таможенных правил играют смягчающие и отягчающие обстоя* телъства. Обстоятельства, смягчающие административную ответственность, закреплены в ст. 4.2 КоАП. К ним относятся: раскаяние лица, совершившего административное правонарушение; добровольное сообщение лицом о совершенном им административном правонарушении; предотвращение лицом, совершившим правонарушение, его вредных последствий, добровольное возмещение причиненного ущерба или устранение причиненного вреда; совершение административного правонарушения в состоянии сильного душевного волнения (аффекта) либо при стечении тяжелых личных или семейных обстоятельств; совершение административного правонарушения несовершеннолетним; совершение административного правонарушения беременной женщиной или женщиной, имеющей малолетнего ребенка.

Перечень смягчающих обстоятельств не является исчерпывающим: судья, должностное лицо таможенного органа, рассматривающие дело, могут признать смягчающими обстоятельства, не указанные в КоАП.

Напротив, перечень обстоятельств, отягчающих административную ответственность, является исчерпывающим. К таким обстоятельствам относятся (ст. 4.3 КоАП): продолжение противоправного поведения, несмотря на требование уполномоченных на то лиц прекратить его; повторное совершение однородного правонарушения в течение года, если за совершение первого нарушения таможенных правил лицо уже подвергалось административному наказанию; вовлечение несовершеннолетнего в совершение административного правонарушения; совершение административного правонарушения группой лиц; совершение административного правонарушения в условиях стихийного бедствия или при других чрезвычайных обстоятельствах; совершение административного правонарушения в состоянии опьянения.

Должностное лицо таможенного органа, судья, назначающие административное наказание, в зависимости от характера правонарушения могут не признать данное обстоятельство отягчающим. Обстоятельства, предусмотренные в ст. 4.3 КоАП, не могут учитываться как отягчающие в случае, если они предусмотрены в качестве квалифицирующего признака нарушения таможенных правил в Особенной части КоАП.

. Согласно ч. 1 ст. 4.4 КоАП при совершении лицом двух и более НТП административное наказание назначается за каждое совершенное административное правонарушение.

При совершении лицом одного действия (бездействия), содержащего составы административных правонарушений, ответственность за которые предусмотрена двумя и более статьями (частями статей) КоАП и рассмотрение дел о которых подведомственно одному и тому Же судье, органу, должностному лицу, административное наказание назначается в пределах санкции, предусматривающей назначение лицу, совершившему указанное действие (бездействие), более строгого административного наказания (ч.

2 ст. 4.4 КоАП ). В таком случае административное наказание назначается в пределах санкции: 1)

не предусматривающей назначение административного наказания в виде предупреждения, если одной из указанных санкций пред усматривается назначение административного наказания в виде предупреждения; 2)

при применении которой может быть назначен наибольший административный штраф в денежном выражении, если указанными санкциями предусматривается назначение административного наказания в виде административного штрафа.

В перечисленных выше случаях могут быть назначены дополнительные административные наказания, предусмотренные каждой из соответствующих санкций (ч. 4 ст. 4.4 КоАП).

В случае совершения лицом двух и более нарушений таможенных правил за каждое из них в силу ч. I ст. 4.4 КоАП назначается наказание, предусмотренное санкцией соответствующей статьи Кодекса, даже если дела об этих правонарушениях рассматриваются судьей одновременно.

Мы уже касались частично сроков давности привлечения к административной ответственности (ст. 4.5 КоАП). Напомним, что постановление по делу о нарушении таможенных правил не может быть вынесено по истечении одного года со дня, следующего за днем совершения административного правонарушения.

При длящемся нарушении таможенных правил этот срок начинает исчисляться со дня, следующего за днем обнаружения административного правонарушения. В случае правонарушения, выразившегося в форме бездействия, срок привлечения к административной ответственности исчисляется со дня, следующего за последним днем периода, предоставленного для исполнения соответствующей обязанности233.

В случае отказа в возбуждении уголовного дела или прекращения уголовного дела, но при наличии в действиях лица признаков административного правонарушения этот срок исчисляется со дня принятия решения об отказе в возбуждении уголовного дела или о его прекращении (ч. 4 ст. 4.5 КоАП).

Законодательство предусматривает единственный случай приостановления срока давности привлечения к административной ответственности. Так, согласно ч. 5 ст. 4.5 КоАП в случае удовлетворения ходатайства лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, о рассмотрении дела по месту жительства данного лица, срок давности привлечения к административной ответственности приостанавливается с момента удовлетворения данного ходатайства до момента поступления материалов дела судье, в орган, должностному лицу, уполномоченным рассматривать дело, по месту жительства лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении.

Читайте так же:  Как научиться отвечать на оскорбления остроумно

Статья 4.6 КоАП устанавливает срок, в течение которого лицо считается подвергнутым административному наказанию. Так, лицо, которому назначено административное наказание за совершение административного правонарушения, считается подвергнутым данному наказанию в течение одного года со дня окончания исполнения постановления о назначении административного наказания.

Важная роль при назначении административного наказания отводится порядку возмещения имущественного ущерба и морального вреда, причиненных административным правонарушением (ст. 4.7 КоАП). В случае отсутствия спора о возмещении имущественного ущерба одновременно с рассмотрением дела и назначением административного наказания судья вправе решить вопрос о возмещении имущественного ущерба. Споры о возмещении имущественного ущерба разрешаются судом в порядке гражданского судопроизводства. В случае рассмотрения дела о нарушении таможенных правил в административном порядке спор о возмещении имущественного ущерба разрешается судом. Споры о возмещении морального вреда, причиненного административным правонарушением, разрешаются только в суде. В последних двух случаях суд руководствуется нормами Гражданского процессуального кодекса РФ.

Виды административных наказаний, применяемых за административные правонарушения в области таможенного дела (нарушения таможенных правил)

Наказание — это мера ответственности, установленная государством, применяемая в целях предупреждения совершения новых правонарушений. В таможенном деле применяются 3 наказания: предупреждение, штраф, конфискация.

Видео (кликните для воспроизведения).

Предупреждение — это официальное порицание в письменной форме, накладывается за незначительные правонарушения, как правило, на месте обнаружения.

Административный штраф исчисляется:

2) кратно стоимости предмета АП

3) кратно сумме неуплаченных таможенных платежей.

Штраф не может быть меньше 0,1 МРОТ. Максимальный штраф составляет для граждан 25 МРОТ, для должностных лиц 200 МРОТ, для юр. лиц 3000 МРОТ (если штрафы кратны МРОТ).

Конфискация всегда назначается только судом общей юрисдикции, которому было передано на рассмотрение административное дело. Конфискацией является безвозмездное принудительное обращение в федеральную собственность. Различают конфискацию предмета АП и орудия АП.

Предмет — товары и транспортные средства, в отношении которых были нарушены правила. Орудие — товары и транспортные средства, иные предметы, с помощью которых было совершено правонарушение.

Наказание может быть основное и дополнительное.

Конфискацией не является обращение в федеральную собственность предметов и товаров, изымаемых из оборота (наркотики, оружие, этиловый спирт, культурные ценности).

Последнее изменение этой страницы: 2016-04-23; Нарушение авторского права страницы

Понятие и основные признаки административной ответственности в области таможенного дела

Глава 6. Производство по делам об административных правонарушениях в области таможенного дела

Понятие и основные признаки административной ответственности в области таможенного дела

Правоохранительная деятельность таможенных органов по обеспечению соблюдения лицами норм таможенного законодательства играет особую роль в деле защиты экономического суверенитета государства и достижения целей таможенной политики.

Согласно содержанию ст. 18 Федерального закона от 27.11.2010 № 311-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации», одним из критериев оценки качества работы таможенных органов РФ является эффективность противодействия преступлениям и административным правонарушениям.

Специальная таможенная статистика административных правонарушений в РФ имеет устойчиво-стабильный характер и указывает на широкие масштабы и систематичность нарушения таможенных правил физическими и юридическими лицами.

Деятельность государства по установлению пределов административной ответственности за нарушение правил таможенного регулирования находится в его исключительной юрисдикции и является важнейшим средством защиты государственной экономики.

Законодательство России не содержит легальное определение административной ответственности за нарушение таможенных правил. Руководствуясь научными подходами к понятию юридической ответственности, административную ответственность в области таможенного дела можно определить следующим образом:

Административная ответственность в области таможенного делапредусмотренная законодательством правовая ответственность за совершение правонарушений в сфере таможенного регулирования (нарушения таможенных правил), связанная с применением к виновным лицам административных наказаний (санкций).

Административная ответственность в таможенной сфере обладает общими признаками юридической ответственности в целом, но имеет отличительные и особые признаки:

1) Является формой административного принуждения, как специфического метода защиты действующего в стране правопорядка в области таможенного регулирования;

2) Является правовым последствием виновного антиобщественного поведения. Юридическим фактом для ее применения являются публично-правовые деликты, посягающие на порядок таможенного регулирования и нормальную деятельность таможенных органов;

3) Является элементом реализации государственной власти, применяется судами, таможенными органами и их должностными лицами на основании материальных и процессуальных норм, установленных административным законодательством;

4) Находится за пределами компетенции органов власти субъектов РФ и органов местного самоуправления;

5) Реализуется в процессуальных формах, нормативно определенных КоАП РФ (раздел III-V) и международными соглашениями по вопросам сотрудничества и административной помощи таможенных служб государств;

6) Сопровождается публичным государственным и общественным осуждением поведения правонарушителя и выражается в претерпевании правонарушителем отрицательных для него последствий материального и морального характера;

7) Состоит в применении к правонарушителям узкого круга административных наказаний, в виде предупреждения, административного штрафа и конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения;

8) Нацелена на восстановление публичных интересов государства: выполнение фискальных функций, защиту экономики, защиту правопорядка и безопасности населения при перемещении товаров и средств международной перевозки через таможенную границу;

9) В целях формирования единого таможенного пространства в рамках Таможенного союза, административный процесс по привлечению виновных лиц к ответственности за нарушение таможенных правил строится на принципах сотрудничества таможенных служб государств, взаимной помощи в таможенной сфере, сближения и унификации административного законодательства в рамках Таможенного союза.

Читайте так же:  Сроки давности по кредиторской задолженности физических лиц

Целиприменения мер административной ответственности за нарушение таможенных правил:

ü превентивная(воспитательная) — направлена на предупреждение совершения новых правонарушений, как самим правонарушителем, так и другими лицами (ст. 3.1 КоАП РФ)

ü карательная— связана с претерпеванием виновным лицом негативных последствий морального или материального плана в пределах меры ответственности, установленной государством;

ü правовосстановительная (компенсационная), направленная на восстановление нарушенных противоправным поведением общественных отношений. Так, согласно ст.4.1 КоАП РФ назначение административного наказания не освобождает лицо от исполнения обязанности, за неисполнение которой административное наказание было назначено, а ст. 4.7 Кодекса предусматривает возможность возмещения имущественного ущерба и морального вреда, причиненного административным правонарушением;

ü охранительная – направлена на вытеснение вредных и опасных для экономики и общества вариантов поведения лиц в сфере таможенного регулирования, охрану и защиту интересов государства, и достижение целей таможенной политики.

Целью установления и применения мер административной ответственности не является унижение человеческого достоинства, причинение физических страданий или нанесение вреда деловой репутации юридического лица (ст.3.1.КоАп РФ).

Необходимо разграничивать понятия «установление» и «применение» административной ответственности в сфере таможенного дела:

ü Установление административной ответственности – издание государством законов, предусматривающих применение административных наказаний за соответствующие деяния. Формой установления административной ответственности в сфере таможенного дела является Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ, глава 16 которого содержит 23 статьи, закрепляющие составы конкретных правонарушений в области таможенного дела и наказания за их совершения;

ü Применение административной ответственности – процесс привлечения виновных лиц к административной ответственности за нарушение таможенных правил и применения к ним наказаний судами, таможенными органами и их должностными лицами. Формами применения административной ответственности являются индивидуальные акты применения наказаний к конкретным физическим и юридическим лицам, совершившим таможенное правонарушение. Процесс правоприменительной деятельности по привлечению лиц к административной ответственности за нарушение таможенных правил регулируется КоАП РФ (разделы III-V) и принимаемыми в соответствии с ними нормативными актами ФТС. Важную роль в области применения административной ответственности играют постановления Конституционного суда РФ, постановления Пленумов ВАС РФ, ВС РФ по таможенным спорам, постановления ЕСПЧ и международные соглашения по вопросам административного сотрудничества и взаимопомощи в области борьбы с таможенными правонарушениями.

Задачи законодательства об административных правонарушениях (ст. 1.2 КоАП РФ): защита личности, охрана прав и свобод человека и гражданина, охрана здоровья граждан, санитарно-эпидемиологического благополучия населения, защита общественной нравственности, охрана окружающей среды, установленного порядка осуществления государственной власти, общественного порядка и общественной безопасности, собственности, защита законных экономических интересов физических и юридических лиц, общества и государства от административных правонарушений, а также предупреждение административных правонарушений.

В статьях Кодекса об административных правонарушениях частично закреплены основные принципы привлечения к административной ответственности: принцип равенства всех перед законом (ст. 1.4.); презумпция невиновности (ст. 1.5.); обеспечение законности при применении мер административного принуждения (ст. 1.6.). Иные принципы вытекают из смысла норм Кодекса об административных правонарушениях и являются общими принципами привлечения лиц к юридической ответственности:

· принцип неотвратимости наказания, является важнейшим правовым принципом и нацелен на то, что ни одно административное правонарушение не должно оставаться безнаказанным;

· принцип ответственности за противоправное деяние, а не за противоправные мысли, то есть, зародившись в сознании лица, противоправные мысли должны быть реализованы и внешне выражены;

· ответственность только за виновное деяние. При отсутствии вины невозможна постановка вопроса о привлечении лица к ответственности (ст.ст. 2.1; 2.2. КоАП РФ);

· никто не может нести административную ответственность дважды за одно и то же административное правонарушение (ст.4.1 КоАП РФ);

· принцип двухсубъектной ответственности, закреплен в п.3 ст. 2.1 КоАП РФ и гласит, что назначение административного наказания юридическому лицу не освобождает от административной ответственности за данное правонарушение виновное физическое лицо;

· принцип справедливости привлечения к ответственности, указывает на то, что размер применяемого наказания должен соответствовать размеру общественного вреда, причиненного правонарушением;

· принцип оперативности и своевременности привлечения к административной ответственности связан с тем, что законом предусмотрены сроки давности привлечения к административной ответственности (ст.4.5 КоАП РФ)

Правовая теория конструирует понятие структуры административной ответственности, состоящей из следующих элементов:

ü основание юридической ответственности (юридическое, фактическое, процессуальное);

ü правовые условия привлечения к административной ответственности и исключающие ее;

ü субъекты административной ответственности;

ü административные наказания (санкции);

Юридическим основанием административной ответственности является наличие ее нормативного закрепления за совершение конкретных правонарушений. Фактическим основанием юридической ответственности является событие совершения конкретного правонарушения лицом. Процессуальным основанием административной ответственности в таможенной сфере является официальная фиксация правонарушения путем составления уполномоченным должностным лицом таможенного органа протокола об административном правонарушении. Эти основания юридической ответственности тесно взаимосвязаны, и отсутствие любого из них исключает возможность постановки вопроса о привлечении субъекта к административной ответственности.

Список литературы и нормативно-правовых актов рекомендуемых к изучению

Дата добавления: 2015-05-08 ; просмотров: 1573 | Нарушение авторских прав

Административные наказания, налагаемые за совершение административных правонарушений в области таможенного дела (нарушений таможенных правил)

Административное наказание за нарушение таможенных правил — это установленная государством санкция, применяемая уполномоченными должностными лицами таможенных органов или судами к лицу, совершившему административное правонарушение в сфере таможенного дела.

Читайте так же:  Химическое загрязнение окружающей среды созданная

Учитывая особенности и экономическую природу нарушений в сфере таможенного управления, законодатель в санкциях статей гл. 16 КоАП ограничивается применением только трех видов административных наказаний, таких, как:

• конфискация орудия совершения или предмета правонарушения.

При этом предупреждение и административный штраф являются основными видами наказаний, тогда как конфискация орудия совершения или предмета правонарушения — дополнительным, т.е. может выступать в качестве как основного, так и дополнительного наказания. Смысл данного деления состоит в возможной комбинации назначения различных наказаний за совершение одного правонарушения с целью достижения максимального соответствия мер ответственности степени общественного вреда совершенного правонарушения. Согласно ст. 3.3 КоАП за одно административное правонарушение может быть назначено основное либо основное и дополнительное административное наказание. Рассмотрим характеристики административных наказаний, предусмотренных в области нарушения таможенных правил.

Предупреждение — мера административною наказания, выраженная в официальном порицании физического или юридического лица.

Предупреждение выносится в письменной форме (ст. 3.4 КоАП).

Устное предупреждение, замечание или порицание правонарушителя не могут рассматриваться как административное наказание. Данное наказание играет профилактическую роль. Оно относится к наказаниям морального характера, состоит в том, что уполномоченные должностные лица таможенных органов официально разъясняют лицу противоправный характер его действий, требуя их прекратить, устранить допущенные нарушения, и предостерегают о возможности применения более строгих мер принуждения. Предупреждение устанавливается за впервые совершенные административные правонарушения при отсутствии причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при отсутствии имущественного ущерба.

Наказание в виде предупреждения содержится в административном законодательстве всех государств — членов Таможенного союза (ст. 45 КоАП Республики Казахстан и ст. 6.2 КоАП Республики Беларусь). Очевидно, что данное наказание назначается за административные правонарушения, обладающие минимальной степенью общественной опасности. В гл. 16 российского КоАП санкции в виде предупреждения содержатся только в четырех статьях, которые связаны с нарушением режима нахождения лиц в зоне таможенного контроля (ст. 16.5), несоблюдением порядка таможенного транзита (ст. 16.10), нарушением правил предоставления отчетности о товарах в таможенный орган (ст. 16.15) и нарушением правил предоставления в таможенный орган информации об изменении сведений, указанных в заявлении о включении в реестры лиц, осуществляющих деятельность в области таможенного дела (ст. 16.23).

Предупреждение применяется как в отношении физических лиц, так и в отношении юридических лиц — участников ВЭД.

Порядок исполнения административных наказаний регламентирован в гл. 32 КоАП. Статья 32.1 определяет, что постановление о назначении административного наказания в виде предупреждения исполняется судьей, органом, должностным лицом, вынесшими постановление, путем вручения или направления копии постановления в установленном законом порядке.

Административный штраф — относится к наказаниям имущественного характера и является денежным взысканием в доход государства в пределах, установленных законом. Административный штраф является наиболее часто применяемым видом наказания в области таможенного дела, предусмотрен санкциями всех статей гл. 16 КоАП, применяется к юридическим, физическим и должностным лицам. Административный штраф не может применяться к сержантам, старшинам, солдатам и матросам, проходящим военную службу по призыву, а также к курсантам военных образовательных учреждений профессионального образования до заключения с ними контракта о прохождении военной службы.

Величина административного штрафа устанавливается:

• в фиксированном размере;

• в величине, кратной стоимости товаров и (или) транспортных средств, явившихся предметом административного правонарушения, и не может превышать трехкратный размер указанной стоимости (п. 3 ст. 3.5 КоАП);

• в величине, кратной сумме неуплаченных и подлежащих уплате на момент окончания или пресечения административного правонарушения таможенных пошлин и налогов, сборов, и не может превышать се трехкратный размер.

На основании п. 3 ст. 3.5 КоАП размер административного штрафа не может быть менее 100 руб.

Сумма административного штрафа подлежит зачислению в бюджет государства в полном объеме в соответствии с законодательством РФ. Правила исполнения наказания в виде административного штрафа описаны в ст. 32.2 КоАП и предусматривают уплату штрафа непосредственно лицом, привлеченным к административной ответственности, и не позднее 30 дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу.

Конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения, как и административный штраф, относится к имущественному наказанию (п. 1 ст. 3.7 КоАП) и является принудительным безвозмездным обращением в государственную собственность не изъятых из оборота вещей. Анализ норм гл. 16 КоАП указывает на то, что в ее пределах данный вид наказания используется широко и предусмотрен санкциями 11 статей из 24.

Конфискация назначается только судьей. Не является конфискацией изъятие товаров, изъятых из оборота либо находящихся в противоправном владении лица, совершившего административное правонарушение.

Предметом конфискации являются товары и (или) транспортные средства, явившиеся предметом административного правонарушения.

Данный вид наказания применяется в отношении физических и юридических лиц, не применяется в отношении должностных лиц.

Видео (кликните для воспроизведения).

Постановление судьи о конфискации товара, явившегося предметом административного правонарушения, исполняется судебным приставом-исполнителем в порядке, предусмотренном федеральным законодательством, постановление о возмездном изъятии или о конфискации оружия и боевых припасов — органами внутренних дел.

Источники

Виды административных наказаний за таможенные правонарушения
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here