Ведение протокола судебного заседания по административному делу

Полезное по теме: "Ведение протокола судебного заседания по административному делу" от специалистов простым языком. Если необходимо уточнить актуальность на 2020 год, а также задать вопрос, то обращайтесь к дежурному юристу.

Ведение протокола судебного заседания по административному делу

Автострахование

  • Жилищные споры

  • Земельные споры

  • Административное право

  • Участие в долевом строительстве

  • Семейные споры

  • Гражданское право, ГК РФ

  • Защита прав потребителей

  • Трудовые споры, пенсии

    • Главная
    • Статья 204 КАС РФ. Обязательность ведения протокола

    Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации от 08.03.2015 N 21-ФЗ:

    Статья 204 КАС РФ. Обязательность ведения протокола

    В ходе каждого судебного заседания судов первой и апелляционной инстанций (включая предварительное судебное заседание), а также при совершении вне судебного заседания отдельного процессуального действия ведется аудиопротоколирование и составляется протокол в письменной форме.

    Комментарии к статье 204 КАС РФ, судебная практика применения:

    Протокол и аудиопротоколирование

    По смыслу статьи 204 КАС РФ, в целях наиболее полной фиксации устной информации в ходе каждого судебного заседания судов первой и апелляционной инстанций (включая предварительное судебное заседание), а также при совершении вне судебного заседания отдельного процессуального действия ведется аудиопротоколирование.

    Аудиопротоколирование не осуществляется при неявке в судебное заседание или в место совершения процессуального действия участников судебного процесса, а также при совершении процессуального действия, рассмотрении административного дела (заявления, ходатайства) без извещения лиц, участвующих в деле (без проведения судебного заседания), так как в данных случаях информация суду участниками судебного процесса в устной форме не представляется.

    При проведении судебного заседания в каждом случае составляется письменный протокол.

    Как следует из части 4 статьи 205 КАС РФ, при ведении аудио- и (или) видеопротоколирования судебного заседания в протоколе судебного заседания должны быть указаны сведения, предусмотренные пунктами 1 — 5, 7 — 9, 12, 18 и 19 части 3 статьи 205 Кодекса.

    Подробнее см. п.п. 65-68 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27.09.2016г. № 36 «О некоторых вопросах применения судами кодекса административного судопроизводства РФ».

    КОНСУЛЬТАЦИЯ ЮРИСТА


    УЗНАЙТЕ, КАК РЕШИТЬ ИМЕННО ВАШУ ПРОБЛЕМУ — ПОЗВОНИТЕ ПРЯМО СЕЙЧАС

    8 800 350 84 37

    Статья 29.8. Протокол о рассмотрении дела об административном правонарушении

    Статья 29.8. Протокол о рассмотрении дела об административном правонарушении

    1. Применяя правила ч. 1 и 3 ст. 29.8, нужно учесть следующее:

    1) протокол о рассмотрении дела составляется только в том случае, если его слушает коллегиальный орган (например, комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав, см. коммент. к ст. 23.2);

    2) во всех иных случаях (за исключением указанных в ст. 28.5, 28.6, см. коммент. к ним) составляется протокол об административном правонарушении;

    3) протокол о рассмотрении дела подписывается председательствующим и секретарем заседания коллегиального органа. Отсутствие этих подписей — грубое нарушение процессуальных норм;

    4) сведения, перечисленные в ст. 29.8, должны быть указаны в протоколе (отсутствие хотя бы одного из них обесценивает протокол).

    2. Анализ правил ч. 2 ст. 29.8 показывает, что в протоколе о рассмотрении дела об административном правонарушении указываются:

    1) сведения о дате (например, «26 апреля 2003 г.») и месте рассмотрения дела (например, «зал заседаний комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав г. Можайска по адресу: Московская обл., г. Можайск, ул. Лесная, дом 217»);

    2) наименование (в нашем примере «комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав г. Можайска») и состав коллегиального органа, рассматривающего дело об административном правонарушении (например, «председатель Петров Н.И., секретарь Зосимова Н.А., члены комиссии: Рысева Н.Н., Пащевский В.К., Бутримов Н.К.»);

    3) событие рассматриваемого административного правонарушения (например, «появление несовершеннолетнего в возрасте 17 лет в парке в состоянии наркотического опьянения»);

    4) сведения о явке (о причинах неявки) лиц, участвующих в рассмотрении дела, об извещении отсутствующих лиц в установленном порядке;

    5) отводы (если они были заявлены), ходатайства (см. о них коммент. к ст. 24.4) и результаты их рассмотрения (например, отказ в удовлетворении ходатайства);

    6) объяснения (например, лица, в отношении которого ведется дело об административном правонарушении); показания (например, потерпевшего, свидетеля), пояснения (например, специалиста), заключения лиц, участвующих в рассмотрении дела (например, эксперта);

    7) документы (см. о них коммент. к ст. 26.7), исследованные при рассмотрении дела.

    В протоколе отражается и факт принятия постановления (определения) по делу об административном правонарушении, см. коммент. к ст. 29.9, а также факт внесения в соответствующие организации и должностным лицам представления о принятии мер по устранению причин и условий, способствующих совершению административного правонарушения.

    ВС полагает, что только в случае рассмотрения дела об АП коллегиальным органом обязательны ведение протокола и участие секретаря. В остальных случаях КоАП не требует обязательного ведения протокола. Вместе с тем и запрета на ведение протокола нет. Поэтому судьей или секретарем может вестись протокол. При этом протокол подписывается только судьей, замечания на протокол не приносятся, а возражения могут быть указаны в жалобе на постановление (решение) по делу (п. 19 Обзора от 07.03.07).

    3. Верховный Суд РФ разъяснил (в п. 8-10 Пост. N 5) следующие особенности применения ст. 29.8 и ряда норм главы 25 КоАП):

    1) при рассмотрении дела об административном правонарушении коллегиальным органом ведется протокол, в котором закрепляются проведенные процессуальные действия, объяснения, показания и заключения лиц, участвующих в деле и учитываются исследованные документы;

    2) при рассмотрении дела судьей, при необходимости, возможность ведения протокола не исключается;

    3) органы и должностные лица, составившие протокол об административном правонарушении (см. об этом коммент. к ст. 28.3) не вправе заявлять ходатайства, отводы, а также обжаловать постановления и определения судьи.

    Глава 29. Рассмотрение дела об административном правонарушении (ст.ст. 29.1 — 29.14)

    Глава 29. Рассмотрение дела об административном правонарушении

    >
    Подготовка к рассмотрению дела об административном правонарушении
    Содержание
    Кодекс об административных правонарушениях (КоАП РФ)
    Читайте так же:  Приказ о запрете курения в организации

    © ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 2020. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания «Гарант» и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.

    Ведение протокола судебного заседания по административному делу

    Автострахование

  • Жилищные споры

  • Земельные споры

  • Административное право

  • Участие в долевом строительстве

  • Семейные споры

  • Гражданское право, ГК РФ

  • Защита прав потребителей

  • Трудовые споры, пенсии

    • Главная
    • Статья 205 КАС РФ. Содержание протокола

    Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации от 08.03.2015 N 21-ФЗ:

    Статья 205 КАС РФ. Содержание протокола

    1. Протокол судебного заседания или совершенного вне судебного заседания отдельного процессуального действия должен отражать все существенные сведения о разбирательстве административного дела или совершении отдельного процессуального действия.

    2. Лица, участвующие в деле, их представители вправе ходатайствовать о внесении в соответствующий протокол сведений об обстоятельствах, которые они считают существенными для разрешения административного дела.

    3. В протоколе судебного заседания указываются:

    1) дата и место проведения судебного заседания;

    2) время начала и окончания судебного заседания;

    3) наименование суда, рассматривающего административное дело, состав суда и сведения о помощнике судьи, секретаре судебного заседания;

    4) наименование и номер административного дела;

    5) сведения о явке лиц, участвующих в деле, их представителей, свидетелей, экспертов, специалистов, переводчиков;

    6) сведения о разъяснении лицам, участвующим в деле, их представителям, свидетелям, экспертам, специалистам, переводчикам их процессуальных прав и обязанностей;

    7) сведения о предупреждении об уголовной ответственности переводчика за заведомо неправильный перевод, свидетелей за дачу заведомо ложных показаний и отказ от дачи показаний, эксперта за дачу заведомо ложного заключения;

    8) распоряжения председательствующего в судебном заседании и определения, вынесенные судом в зале судебного заседания без удаления в совещательную комнату;

    9) устные заявления, ходатайства и объяснения лиц, участвующих в деле, их представителей;

    10) соглашения сторон по фактическим обстоятельствам административного дела и заявленным требованиям и возражениям;

    11) показания свидетелей, разъяснения экспертами своих заключений;

    12) консультации и пояснения специалистов;

    13) сведения об оглашении письменных доказательств, данные осмотра вещественных доказательств, прослушивания аудиозаписей, просмотра видеозаписей;

    14) содержание заключений прокурора, Центральной избирательной комиссии Российской Федерации;

    15) содержание судебных прений;

    16) сведения об оглашении и о разъяснении содержания решения суда и определений суда, о разъяснении порядка и срока их обжалования;

    17) сведения о разъяснении лицам, участвующим в деле, их представителям прав на ознакомление с протоколом и аудиозаписью судебного заседания и подачу на них замечаний;

    18) сведения об использовании судом в ходе судебного заседания стенографирования, средств аудио- и (или) видеопротоколирования, систем видеоконференц-связи и (или) иных технических средств, а также о проведении трансляции судебного заседания по радио, телевидению и в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет». При проведении трансляции судебного заседания указывается наименование средства массовой информации или сайта в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», посредством которых осуществлялась трансляция;

    19) дата составления протокола.

    4. Если проводится стенографическая запись, аудио- и (или) видеопротоколирование судебного заседания, в протоколе судебного заседания должны быть указаны сведения, предусмотренные пунктами 1 — 5, 7 — 9, 12, 18 и 19 части 3 настоящей статьи. Носители информации, полученной с использованием судом стенографирования и (или) иных технических средств, приобщаются к протоколу.

    Протокол о рассмотрении дела об административном правонарушении (казина т.в.)

    Отсутствие в деле протокола лишает возможности вышестоящие суды осуществлять контроль за законностью деятельности судов первой инстанции, а привлекаемое к административной ответственности лицо защищать свои права и законные интересы.

    Действующее законодательство об административных правонарушениях обеспечивает ведение протокола судебного заседания только при рассмотрении дел арбитражными судами. В Постановлении Пленума ВАС РФ № 3 О некоторых вопросах, связанных с введением в действие Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях разъяснено, что судам при рассмотрении дел, отнесенных КоАП РФ к их подведомственности, необходимо учитывать, что в тех случаях, когда положения главы 25 и иные нормы АПК РФ прямо устанавливают конкретные правила осуществления судопроизводства, именно они должны применяться судами.

    Статья 207. замечания на протокол

    Практикующим юристам известны случаи, когда в постановлениях по делу об административном правонарушении судом не приводились показания свидетелей и понятых, а также не оценивались письменные доказательства по делу.

    Надо отметить, что в настоящее время стало известно, что Европейский суд по правам человека готов рассмотреть вопрос о том, не являются ли все дела об административных правонарушениях, предусмотренных КоАП РФ, уголовными в смысле необходимости обеспечения лицам, в отношении которых ведется производство по таким делам, прав, гарантированных статьей 6 Конвенции о защите прав человека и основных свобод тем, кому предъявлено уголовное обвинение.

    Составляется ли протокол судебного заседания по административному делу?

    Законодатель устанавливает четкие требования, которые определяют возможность осуществления процедуры ведения протокола при рассмотрении административных дел, которые рассматриваются в арбитражном процессе. В данном случае, ведение протокола считается обязательным мероприятием. В тоже время, устанавливается, что при стандартном рассмотрении административных правонарушений мировым судом протокол не ведется. Если же дело рассматривается коллегиально, то ведение протокола также считается обязательным. Таким образом, становится понятно, что ведение протокола в основном не осуществляется.

    Обратим ваше внимание на то, что основное количество дел по административным правонарушениям рассматриваются именно мировым судом. В данном случае, суды характеризуются тем, что судопроизводство осуществляется судьей единолично, к тому же, позволяется не осуществлять ведение протокола по определенным делам.

    Именно такая позиция сегодня многими юристами рассматривается как негативная. Так как фактически, отсутствие ведения протокола и отсутствие продуманной системы контроля по отправке повесток в суд, приводит к фактическому нарушению законных интересов граждан. Тем не менее, позиция по данному вопросу пока остается такой.

    Зачем нужен протокол судебного разбирательства?

    1. В протоколе фиксируются все данные, которые получаются в суде в процессе проведения всех следственных действий;
    2. Фактически, протокол является неопровержимым доказательством по подаче ходатайств и пр.;
    3. Протокол может иметь существенное значение в процессе вторичного изучения всех материалов дела.

    То есть, сама суть протокола – отразить все данные, которые в действительности могут иметь серьезное значение в процессе последующего принятия решения. Фактически, протокол в своем составе содержит информацию, которая касается опрошенных свидетелей, полученных данных по изучению каких-то обстоятельств и пр. Взяв такой протокол, можно восстановить весь ход судебного следствия. Именно по этой причине, практически повсеместно протоколы составляются. Хотя законодатель считает, что по административным правонарушениям составлять протокол вовсе не обязательно. Вполне очевидно, что если дело по административному правонарушению впоследствии рассматривается вышестоящим судом на основании жалобы, формируется необходимость составления протокола.

    Читайте так же:  Привлечение к административной ответственности депутата муниципального образования

    Как потребовать ведения протокола в суде по административному делу?

    https://www.youtube.com/watch?v=ytcreatorsru

    КоАП РФ протокол о рассмотрении дела об административном правонарушении ведется при рассмотрении дела коллегиальным органом. Указаний о том, что данный протокол должен вестись при рассмотрении дела об административном правонарушении единоличным органом, в КоАП РФ нет.

    Однако согласно разъяснениям Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 N 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» в необходимых случаях возможность ведения такого протокола не исключается, поскольку КоАП РФ не содержит запрета на ведение протокола при рассмотрении дела единолично судьей (п. 9 названного Постановления) lt;1.

    При этом материалы, полученные в результате фиксации хода судебного разбирательства иными участниками процесса или лицами, не являющимися участниками процесса, журналистами, могут быть приобщены к делу только при наличии их согласия предоставить указанные материалы.Суды должны осуществлять фиксацию хода судебного разбирательства с использованием средств аудиозаписи и иных технических средств при наличии технической возможности. Если вместимости зала судебного заседания, в котором проводится слушание дела, недостаточно, суд должен осуществлять трансляцию хода судебного слушания в режиме реального времени при помощи соответствующих технических средств.Посетителям, журналистам с аудио-, фото-, кино- и видеоаппаратурой должен быть обеспечен свободный вход в здание суда.

    Ведение протокола судебного заседания по административному делу

    Автострахование

  • Жилищные споры

  • Земельные споры

  • Административное право

  • Участие в долевом строительстве

  • Семейные споры

  • Гражданское право, ГК РФ

  • Защита прав потребителей

  • Трудовые споры, пенсии

    • Главная
    • Статья 29.8 КоАП РФ. Протокол о рассмотрении дела об административном правонарушении

    Кодекс РФ об административных правонарушениях:

    Статья 29.8 КоАП РФ. Протокол о рассмотрении дела об административном правонарушении

    1. Протокол о рассмотрении дела об административном правонарушении составляется при рассмотрении дела коллегиальным органом.

    2. В протоколе о рассмотрении дела об административном правонарушении указываются:

    1) дата и место рассмотрения дела;

    2) наименование и состав коллегиального органа, рассматривающего дело;

    3) событие рассматриваемого административного правонарушения;

    4) сведения о явке лиц, участвующих в рассмотрении дела, об извещении отсутствующих лиц в установленном порядке;

    5) отводы, ходатайства и результаты их рассмотрения;

    6) объяснения, показания, пояснения и заключения соответствующих лиц, участвующих в рассмотрении дела;

    Видео (кликните для воспроизведения).

    7) документы, исследованные при рассмотрении дела.

    3. Протокол о рассмотрении дела об административном правонарушении подписывается председательствующим в заседании коллегиального органа и секретарем заседания коллегиального органа.

    Вернуться к оглавлению документа: Кодекс РФ об административных правонарушениях (КоАП РФ) в действующей редакции

    Комментарии к статье 205 КАС РФ, судебная практика применения:

    Сведения о ведении аудио- и видеопротоколирования заносятся в протокол

    При проведении судебного заседания в каждом случае составляется письменный протокол.

    Как следует из части 4 статьи 205 КАС РФ, при ведении аудио- и (или) видеопротоколирования судебного заседания в протоколе судебного заседания должны быть указаны сведения, предусмотренные пунктами 1 — 5, 7 — 9, 12, 18 и 19 части 3 статьи 205 Кодекса.

    Протоколирование судебного заседания с использованием средств аудиозаписи ведется непрерывно в ходе судебного заседания (часть 1 статьи 206 КАС РФ). Если выявлено, что аудиопротоколирование не осуществляется (не осуществлялось), в судебном заседании объявляется перерыв (часть 4 статьи 2 КАС РФ, статья 163 АПК РФ). После окончания перерыва судебное заседание продолжается с момента, когда произошел сбой аудиопротоколирования.

    Подробнее см. п.п. 65-68 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27.09.2016г. № 36 «О некоторых вопросах применения судами кодекса административного судопроизводства РФ».

    Ведение протокола судебного заседания по административному делу

    Коап рф протокол судебного заседания по административному делу

    Напомним, что в соответствии с установленным прецедентным правом, которое отражает принцип надлежащего отправления правосудия, в решении судов и органов правосудия должны быть надлежащим образом указаны основания, по которым они были вынесены.

    И хотя национальные суды пользуются ограниченным правом принятия решения в вопросе выбора доводов по конкретному делу и приобщения доказательств достоверности утверждений сторон, эти органы обязаны указать основания для своих действий, изложив мотивировку этих решений.

    Еще одна роль мотивированного решения состоит в том, что оно доказывает сторонам, что их позиции были выслушаны. Кроме того, мотивированное решение дает возможность какой-либо стороне обжаловать его, а апелляционной инстанции − возможность пересмотреть его.

    В противном случае может иметь место игнорирование судом точки зрения стороны по делу в целом, что нарушает гарантии справедливого судебного разбирательства (постановлении ЕСПЧ по делу Пронина против Украины (жалоба № 63566/00).

    Практикующим юристам известны случаи, когда в постановлениях по делу об административном правонарушении судом не приводились показания свидетелей и понятых, а также не оценивались письменные доказательства по делу.

    Надо отметить, что в настоящее время стало известно, что Европейский суд по правам человека готов рассмотреть вопрос о том, не являются ли все дела об административных правонарушениях, предусмотренных КоАП РФ, уголовными в смысле необходимости обеспечения лицам, в отношении которых ведется производство по таким делам, прав, гарантированных статьей 6 Конвенции о защите прав человека и основных свобод тем, кому предъявлено уголовное обвинение.

    Таким образом, дискреция судьи на долгое время стала определяющей.Многочисленные обращения граждан на факт необходимости решения вопроса о необходимости и важности протокола о рассмотрении дела заставили правоприменителей по-иному подойти к решению возникшей правовой ситуации.

    «Лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, вправе заявить ходатайство о ведении протокола, которое подлежит обязательному рассмотрению на основании части 1 статьи 24.4 КоАП РФ.

    Отказ в удовлетворении такого ходатайства в силу части 2 статьи 24.4 и статьи 29.12 КоАП РФ оформляется мотивированным определением».

    В остальных случаях Кодекс не требует обязательного ведения протокола об административном правонарушении. Вместе с тем и запрета на ведение протокола нет. Поэтому судьей или секретарем может вестись протокол.

    Указание на это содержится в Постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 г. N 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях».

    Читайте так же:  Подсудность обжалования постановления судебного пристава исполнителя

    Комментарии к статье 29.8 КоАП РФ, судебная практика применения

    В п. 19 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 N 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» содержатся следующие разъяснения:

    Протокол ведется при рассмотрении дела коллегиальным органом

    В соответствии со статьей 29.8 КоАП РФ при рассмотрении дела об административном правонарушении коллегиальным органом ведется протокол, в котором закрепляются проведенные процессуальные действия, объяснения, показания и заключения участвующих в деле лиц и указываются исследованные документы.

    Ведение протокола при рассмотрении дела судьей

    Учитывая, что КоАП РФ не содержит запрета на ведение протокола при рассмотрении дела судьей, в необходимых случаях возможность ведения такого протокола не исключается.

    Ходатайство о ведении протокола

    Лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, вправе заявить ходатайство о ведении протокола, которое подлежит обязательному рассмотрению на основании части 1 статьи 24.4 КоАП РФ. Отказ в удовлетворении такого ходатайства в силу части 2 статьи 24.4 и статьи 29.12 КоАП РФ оформляется мотивированным определением.

    Право на ознакомление с протоколом судебного заседания

    Участники производства по делу об административном правонарушении вправе знакомиться с протоколом судебного заседания (в случае его ведения). При несогласии с содержанием протокола указанные лица вправе изложить свои замечания в жалобе на принятое по делу постановление.

    В Обзоре законодательства и судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за четвертый квартал 2006 года, утвержденном Постановлением Президиума Верховного Суда РФ от 07.03.2007 года (в ред. от 04.07.2012) содержатся следующие разъяснения:

    «Вопрос 19: Обязательно ли при рассмотрении дела об административном правонарушении участие секретаря и составление протокола?

    Ответ: Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрен только один случай, когда ведение протокола и участие секретаря при рассмотрении дела об административном правонарушении обязательно: при рассмотрении дела коллегиальным органом (ст. 29.8 Кодекса).

    В остальных случаях Кодекс не требует обязательного ведения протокола об административном правонарушении.

    Вместе с тем и запрета на ведение протокола нет. Поэтому судьей или секретарем может вестись протокол. Указание на это содержится в Постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 г. N 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях».

    При этом протокол подписывается только судьей, замечания на протокол не приносятся, а возражения могут быть указаны в жалобе на постановление (решение) по делу».

    Статья 29.8. Протокол о рассмотрении дела об административном правонарушении

    СТ 29.8 КоАП РФ

    1. Протокол о рассмотрении дела об административном правонарушении составляется при рассмотрении дела коллегиальным органом.

    2. В протоколе о рассмотрении дела об административном правонарушении указываются:

    1) дата и место рассмотрения дела;

    2) наименование и состав коллегиального органа, рассматривающего дело;

    3) событие рассматриваемого административного правонарушения;

    4) сведения о явке лиц, участвующих в рассмотрении дела, об извещении отсутствующих лиц в установленном порядке;

    5) отводы, ходатайства и результаты их рассмотрения;

    6) объяснения, показания, пояснения и заключения соответствующих лиц, участвующих в рассмотрении дела;

    7) документы, исследованные при рассмотрении дела.

    3. Протокол о рассмотрении дела об административном правонарушении подписывается председательствующим в заседании коллегиального органа и секретарем заседания коллегиального органа.

    Комментарий к Ст. 29.8 Кодекса об Административных Правонарушениях РФ

    1. Часть 1 ст. 29.8 КоАП РФ закрепляет обязательное ведение протокола о рассмотрении дела только при рассмотрении дела коллегиальным органом (в частности, административной комиссией, комиссией по делам несовершеннолетних и защите их прав). Обязанность ведения такого протокола возлагается на секретаря органа.

    2. В соответствии с п. 9 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 N 5 в необходимых случаях существует возможность ведения протокола при рассмотрении дела судьей, так как соответствующего запрета в КоАП РФ не содержится.

    Следует отметить, что лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, вправе заявить ходатайство о ведении протокола, которое подлежит обязательному рассмотрению на основании ч. 1 ст. 24.4 КоАП РФ. Отказ в удовлетворении такого ходатайства в силу ч. 2 ст. 24.4 и ст. 29.12 КоАП РФ оформляется мотивированным определением.

    В случае удовлетворения ходатайства протокол ведется и оформляется по правилам, установленным ст. 29.8 КоАП РФ, подписывается судьей и секретарем судебного заседания.

    3. В протоколе о рассмотрении дела указываются:

    — дата и место рассмотрения дела. Запись о времени рассмотрения дела служит важным подтверждением соблюдения процессуальных сроков, предусмотренных ст. 29.6 КоАП РФ. Место рассмотрения служит подтверждением соблюдения правил территориальной подведомственности (подсудности), установленных ст. 29.5 КоАП РФ. В протоколе также указываются перерывы в рассмотрении дела при его отложении, что должно соответствовать требованиям ч. 2 ст. 29.6 КоАП РФ;

    — наименование и состав коллегиального органа, рассматривающего дело, которые должны соответствовать тому, что было объявлено участникам производства при рассмотрении дела. Указание в протоколе состава коллегиального органа позволит установить наличие компетенции всех членов коллегиального органа и наличие кворума при рассмотрении дела;

    — событие рассматриваемого административного правонарушения. В протоколе кратко излагается фабула дела, которая может быть взята из протокола об административном правонарушении. Указание в протоколе на событие административного правонарушения позволяет исследовать обстоятельства дела в строгом соответствии с инкриминируемым деянием;

    — сведения о явке лиц, участвующих в рассмотрении дела, об извещении отсутствующих лиц в установленном порядке. Это позволяет установить фактическую явку при рассмотрении дела. При этом в протоколе может быть отмечено мнение участников производства по делу о возможности рассмотрения дела в отсутствие кого-либо из участников производства;

    — отводы, ходатайства и результаты их рассмотрения. Отводы и ходатайства могут заявляться как в устной, так и в письменной формах. Если ходатайство заявляется в устной форме, оно подлежит занесению в полном объеме в протокол, если же в письменной — об этом делается отметка в протоколе. Определения о разрешении отводов и ходатайств могут также выноситься в письменной и в устной формах. При этом устное определение должно быть полностью зафиксировано в протоколе (например, определение о допуске защитника по делу);

    Читайте так же:  Ознакомление с протоколом об административном правонарушении

    — объяснения, показания, пояснения и заключения соответствующих лиц, участвующих в рассмотрении дела. Фиксация в протоколе показаний (пояснений, объяснений, заключений) всех участников производства является важной гарантией лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, законного представителя юридического лица и потерпевшего на правильное, объективное и законное разрешение дела. Тем самым выполнение данного условия заставляет лиц, рассматривающих дело, следить за соответствием содержания вынесенного постановления или определения по делу сведениям, имеющимся в протоколе рассмотрения дела;

    — документы, исследованные при рассмотрении дела. В протокол обычно заносится название документа. Если этот документ приобщен кем-либо из участников производства при рассмотрении дела, то указывается это лицо. Если документы уже находятся в деле, то в протоколе обязательно указываются листы дела, которые соответствуют данному документу.

    4. Часть 3 ст. 29.8 КоАП РФ устанавливает, что протокол о рассмотрении дела подписывается председательствующим в заседании коллегиального органа и секретарем заседания этого коллегиального органа. В случае если кто-то из указанных лиц не подписал протокол, он утрачивает юридическую силу.

    5. Следует отметить, что участники производства по делу об административном правонарушении вправе знакомиться с протоколом рассмотрения дела об административном правонарушении (в случае его ведения). При несогласии с содержанием протокола указанные лица вправе изложить свои замечания в жалобе на принятое по делу постановление.

    Единоличное рассмотрение дела об административном правонарушении не требует ведения протокола?

    Действительно, в статье 29.8 КоАП РФ прямо указывается о составлении протокола о рассмотрении дела об АП при коллегиальном рассмотрении (ч. 1).

    В частности, в нем должно быть указаны объяснения, показания, пояснения и заключения соответствующих лиц, участвующих в рассмотрении дела (п. б ч. 2).

    Верховный Суд в постановлении Пленума от 24.03.2005 № 5 разъясняет следующее:

    «9. В соответствии со статьей 29.8 КоАП РФ при рассмотрении дела об административном правонарушении коллегиальным органом ведется протокол, в котором закрепляются проведенные процессуальные действия, объяснения, показания и заключения участвующих в деле лиц и указываются исследованные документы.

    Учитывая, что КоАП РФ не содержит запрета на ведение протокола при рассмотрении дела судьей, в необходимых случаях возможность ведения такого протокола не исключается.

    Лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, вправе заявить ходатайство о ведении протокола, которое подлежит обязательному рассмотрению на основании части 1 статьи 24.4 КоАП РФ. Отказ в удовлетворении такого ходатайства в силу части 2 статьи 24.4 и статьи 29.12 КоАП РФ оформляется мотивированным определением.

    Участники производства по делу об административном правонарушении вправе знакомиться с протоколом судебного заседания (в случае его ведения). При несогласии с содержанием протокола указанные лица вправе изложить свои замечания в жалобе на принятое по делу постановление.»

    Но как же тогда выполнение требований ст. 26.3 КоАП РФ?

    «1. Объяснения лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показания потерпевшего и свидетелей представляют собой сведения, имеющие отношение к делу и сообщенные указанными лицами в устной или письменной форме.

    2. Объяснения лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показания потерпевшего и свидетелей отражаются в протоколе об административном правонарушении, протоколе о применении меры обеспечения производства по делу об административном правонарушении, протоколе рассмотрения дела об административном правонарушении, а в случае необходимости записываются и приобщаются к делу

    Кроме того, как будет зафиксировано разъяснение привлекаемому к ответственности лицу и лицам, допрашиваемым в качестве свидетелей, их прав и обязанностей, в т.ч. ст. 51 Конституции РФ, в отношении свидетелей, специалистов, экспертов – дополнительно предупреждение об ответственности? (п. 5 ч. 1 ст. 29.7 и п. 5 ч. 2 ст. 30.6 КоАП, п. 18 Постановления Пленума ВС РФ от 24.03.2005 № 5).

    Или как свидетель реализует свое право делать замечания по поводу правильности занесения его показаний в протокол (п. 4 ч. 3 ст. 25.6 КоАП РФ)?

    Поэтому нельзя «ограничиться» изложением объяснений (показаний) в постановлении по делу об АП или решении по жалобе на постановление об АП.

    Учитывая также, что КоАП не устанавливает такого требования к содержанию постановления и решения (ч. 1 ст. 29.10 и ч. 2 ст. 30.7 КоАП РФ).

    Таким образом, если при рассмотрении дела об АП привлекаемое к ответственности лицо и (или) свидетели дают устные объяснения (показания) суд ОБЯЗАН ИХ ПИСЬМЕННО ЗАФИКСИРОВАТЬ — при этом, не «тезисно», не кратко, а полностью.

    А в случае фиксации свидетельских показаний – суд обязан еще их и огласить.

    (Отсутствие письменной фиксации является существенным нарушением процессуальных требований КоАП РФ).

    Единоличное рассмотрение дела об административном правонарушении не требует ведения протокола?

    Действительно, в статье 29.8 КоАП РФ прямо указывается о составлении протокола о рассмотрении дела об АП при коллегиальном рассмотрении (ч. 1).

    В частности, в нем должно быть указаны объяснения, показания, пояснения и заключения соответствующих лиц, участвующих в рассмотрении дела (п. б ч. 2).

    Верховный Суд в постановлении Пленума от 24.03.2005 № 5 разъясняет следующее:

    «9. В соответствии со статьей 29.8 КоАП РФ при рассмотрении дела об административном правонарушении коллегиальным органом ведется протокол, в котором закрепляются проведенные процессуальные действия, объяснения, показания и заключения участвующих в деле лиц и указываются исследованные документы.

    Учитывая, что КоАП РФ не содержит запрета на ведение протокола при рассмотрении дела судьей, в необходимых случаях возможность ведения такого протокола не исключается.

    Лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, вправе заявить ходатайство о ведении протокола, которое подлежит обязательному рассмотрению на основании части 1 статьи 24.4 КоАП РФ. Отказ в удовлетворении такого ходатайства в силу части 2 статьи 24.4 и статьи 29.12 КоАП РФ оформляется мотивированным определением.

    Участники производства по делу об административном правонарушении вправе знакомиться с протоколом судебного заседания (в случае его ведения). При несогласии с содержанием протокола указанные лица вправе изложить свои замечания в жалобе на принятое по делу постановление.»

    Но как же тогда выполнение требований ст. 26.3 КоАП РФ?

    «1. Объяснения лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показания потерпевшего и свидетелей представляют собой сведения, имеющие отношение к делу и сообщенные указанными лицами в устной или письменной форме.

    2. Объяснения лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показания потерпевшего и свидетелей отражаются в протоколе об административном правонарушении, протоколе о применении меры обеспечения производства по делу об административном правонарушении, протоколе рассмотрения дела об административном правонарушении, а в случае необходимости записываются и приобщаются к делу

    Кроме того, как будет зафиксировано разъяснение привлекаемому к ответственности лицу и лицам, допрашиваемым в качестве свидетелей, их прав и обязанностей, в т.ч. ст. 51 Конституции РФ, в отношении свидетелей, специалистов, экспертов – дополнительно предупреждение об ответственности? (п. 5 ч. 1 ст. 29.7 и п. 5 ч. 2 ст. 30.6 КоАП, п. 18 Постановления Пленума ВС РФ от 24.03.2005 № 5).

    Читайте так же:  Нарушение порядка рассмотрения административного дела

    Или как свидетель реализует свое право делать замечания по поводу правильности занесения его показаний в протокол (п. 4 ч. 3 ст. 25.6 КоАП РФ)?

    Поэтому нельзя «ограничиться» изложением объяснений (показаний) в постановлении по делу об АП или решении по жалобе на постановление об АП.

    Учитывая также, что КоАП не устанавливает такого требования к содержанию постановления и решения (ч. 1 ст. 29.10 и ч. 2 ст. 30.7 КоАП РФ).

    Таким образом, если при рассмотрении дела об АП привлекаемое к ответственности лицо и (или) свидетели дают устные объяснения (показания) суд ОБЯЗАН ИХ ПИСЬМЕННО ЗАФИКСИРОВАТЬ — при этом, не «тезисно», не кратко, а полностью.

    А в случае фиксации свидетельских показаний – суд обязан еще их и огласить.

    (Отсутствие письменной фиксации является существенным нарушением процессуальных требований КоАП РФ).

    Всем, кого судят по административным делам .

    Пункт 1.
    В начале рассмотрения дела обязательно(!) заявите ходатайство, желательно письменно, о ведении протокола судебного заседания.

    В ______________ суд г. _____
    от ______________,
    проживающего по адресу: _______

    ХОДАТАЙСТВО
    о ведении протокола судебного заседания в отношении П. П. Петрова

    « __ » ______ 200__ г. я (описываете обстоятельства) был остановлен сотрудником полиции (инспектором ОБ ДПС) ___________, нагрудный знак __________ по адресу: ___________ . В отношении меня был составлен протокол № __________ о нарушении мною ст. _____ КоАП РФ у меня было произведено изъятие (указать предметы) или (водительское удостоверение на моё имя). С настоящим протоколом (постановлением) я полностью не согласен.
    При рассмотрении дела об административном правонарушении п.9 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24 марта 2005 года №5 разъясняется следующее: «Учитывая, что КоАП РФ не содержит запрета на ведение протокола при рассмотрении дела судьей, в необходимых случаях возможность ведения такого протокола не исключается». Учитывая, что в своей жалобе я излагаю свои аргументы незаконности составления протокола (вынесения постановления), без учета мнения оппонентов и свидетелей, которые будут допрошены в ходе судебного заседания, у меня могут возникнуть дополнительные аргументы в подтверждение моей жалобы и опровержения доводов оппонентов, которые, я считаю, должны получить своё отражение в протоколе судебного заседания.

    nbsp; Кроме того, протокол судебного заседания является единственным документом, который отражает весь ход судебного разбирательства, заявляемые ходатайства участников разбирательства, а также процесс исследования каждого доказательства, которые судом кладутся в основу принятия решения в соответствии с законом.

    nbsp; Также, протокол судебного заседания может быть использован как источник доказательств в случае повторного рассмотрения дела в суде. Протокол судебного заседания способствует принятию судом решения в соответствии с материалами, рассмотренными в судебном заседании, и обеспечивает возможность контроля за выполнением судом первой инстанции требований закона при последующем обжаловании решения суда. Отсутствие в деле протокола лишает возможности вышестоящие суды осуществлять контроль, а меня — защищать свои права и законные интересы. Также, после ознакомление мною с протоколом судебного заседания я имею возможность, сверив его с диктофонной записью, которую я намерен осуществлять в судебном заседании, принести замечания, если в протоколе будут допущены неточности в целях их исправления. Учитывая неоднозначность и сложность настоящего дела, а также всё сказанное мною выше,

    В процессе судебного разбирательства обеспечить ведение протокола судебного заседания.

    С уважением: ___________ _ Дата: ____________

    Запрета на ведение протокола судебного заседания по административным делам нет. Поэтому судьей или секретарем может вестись протокол. Указание на это содержится в постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 г. № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса РФ об административных правонарушениях».
    При этом протокол подписывается только судьей, замечания на протокол не приносятся, а возражения могут быть указаны в жалобе на постановление (решение) по делу.

    Пункт 2.
    Вне зависимости от результата рассмотрения вашего ходатайства о ведении протокола судебного заседания, дальше делаете следующее.
    Сразу после заявления первого ходатайства обязательно(!) заявите о недоверии составу суда. Не об отводе судьи, а именно о недоверии(!) составу суда. Обязательно сообщите причину вашего недоверия. Скажите, что у вас нет оснований считать, что этот состав суда способен принять справедливое(!) судебное решение. Не законное, а именно справедливое судебное решение.

    И сразу же, на основании ч.2 ст.230 ГПК попросите судью огласить часть протокола в котором он должен был записать это ваше заявление о недоверии составу суда. Если конечно суд удовлетворил ваше первое ходатайство о ведении протокола.

    Судья рассмотрит ваше ходатайство и откажет в отводе самой себя.
    После того как она огласит своё определение, сразу заявите второе ходатайство об отводе судьи по причине умышленного искажения заявленных вами ходатайств и искажении фактических обстоятельств.
    Можете также заявить, что по вашему мнению судья заинтересован рассмотреть данное дело в пользу противоположной стороны и что такая предвзятость недопустима.

    Видео (кликните для воспроизведения).

    Этот процессуальный метод хорошо зарекомендовал себя на практике не только при рассмотрении административных дел. Поэтому в указанных рекомендациях желательно не менять порядок действий, а также фразы на которых я сделал акцент(!)

    Источники

    Ведение протокола судебного заседания по административному делу
    Оценка 5 проголосовавших: 1

    ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

    Please enter your comment!
    Please enter your name here