В случаях совершения административных правонарушений

Полезное по теме: "В случаях совершения административных правонарушений" от специалистов простым языком. Если необходимо уточнить актуальность на 2020 год, а также задать вопрос, то обращайтесь к дежурному юристу.

Глава 2. Административное правонарушение и административная ответственность (ст.ст. 2.1 — 2.10)

Глава 2. Административное правонарушение и административная ответственность

>
Административное правонарушение
Содержание
Кодекс об административных правонарушениях (КоАП РФ)

© ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 2020. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания «Гарант» и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.

Понятие и признаки административного правонарушения. Состав административного правонарушения

Основание административной ответственности ‑ совершение административного правонарушения (административного проступка). При этом административная ответственность за правонарушение наступает, если это нарушение по своему характеру не влечет за собой уголовной ответственности.

Административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП РФ или законами субъектов РФ об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Противоправное действие и противоправное бездействие являются двумя возможными вариантами противоправного деяния, т.е. противоправного поведения физического или юридического лица. Действие ‑ это активное невыполнение обязанности, законного требования, нарушение установленного запрета. Бездействие ‑ это пассивное невыполнение обязанности, возложенной на физическое или юридическое лицо. Так, например, открытие банком или иной кредитной организацией счета организации или индивидуальному предпринимателю без предъявления ими свидетельства о постановке на учет в налоговом органе (ст. 15.7 КоАП РФ) ‑ противоправное действие должностного лица банка, иной кредитной организации. Невыполнение должностным лицом учреждения банка обязанностей по контролю за выполнением организациями или их объединениями правил ведения кассовых операций (ст. 15.2 КоАП РФ) – это уже противоправное бездействие должностного лица.

Анализ понятия административного правонарушения позволяет выделить свойственные ему три признака: противоправность, виновность, наказуемость деяния.

Противоправность означает, что совершением данного деяния (действия или бездействия) обязательно нарушены нормы права. Никакое деяние не может быть признано административным правонарушением и за его совершение не может наступить административная ответственность, если при этом не были нарушены нормы права.

Виновность деяния подразумевает, что оно совершено при наличии вины. Отсутствие вины ни в коем случае не позволяет считать данное деяние (пусть даже и противоправное) административным правонарушением. Вина физического лица бывает в двух формах: в форме умысла и в форме неосторожности. Виновность деяния свидетельствует, что оно совершено либо умышлено, либо по неосторожности.

КОНСУЛЬТАЦИЯ ЮРИСТА


УЗНАЙТЕ, КАК РЕШИТЬ ИМЕННО ВАШУ ПРОБЛЕМУ — ПОЗВОНИТЕ ПРЯМО СЕЙЧАС

8 800 350 84 37

Административное правонарушение совершается умышленно, если лицо сознает противоправный характер своего действия (бездействия), предвидит его вредные последствия и желает наступления таких последствий или сознательно их допускает либо относится к ним безразлично. В первом случае умысел является прямым ‑ лицо желает наступления вредных последствий. Во втором и третьим случаях умысел ‑ косвенный, так как лицо прямо не желает наступления вредных последствий, но сознательно допускает их наступление либо относится к этим последствиям безразлично.

Умышленным правонарушением, совершенным с прямым умыслом, признается, например, проезд водителя на запрещающий сигнал светофора (ст. 12.12 КоАП РФ), когда он видел этот сигнал, но очень торопился и транспортное средство не стал останавливать. Примером умышленного правонарушения, совершенного с косвенным умыслом, служит случай, когда водитель не разобрался какой сигнал светофора горит (положим, из-за яркого солнца, светившего в глаза), и, сознательно допуская, что едет на запрещающий сигнал светофора или вообще относясь к этому факту безразлично, проехал на красный свет, хотя прямо наступления подобных вредных последствий не желал.

Характерным правонарушением с прямым умыслом является нецелевое использование бюджетных средств (ст. 15.14 КоАП РФ). Осуществление дисквалифицированным лицом в течение срока дисквалификации деятельности по управлению юридическим лицом (ч. 1 ст. 14.23 КоАП РФ) – также правонарушение, совершаемое с прямым умыслом. А вот деяния, предусмотренные ч. 2 ст. 14.23 КоАП РФ, выражающиеся в заключении с дисквалифицированным лицом договора (контракта) на управление юридическим лицом или в неприменении последствий прекращения действия договора (контракта) могут иметь как прямой, так и косвенный умысел. Причем, как показывает изучение дел, возбужденных по ч.2 этой статьи, подобные правонарушения в основном совершаются с косвенным умыслом.

Административное правонарушение признается совершенным по неосторожности, если лицо, его совершившее, предвидело возможность наступления вредных последствий своего действия (бездействия), но без достаточных к тому оснований самонадеянно рассчитывало на предотвращение таких последствий либо не предвидело возможности наступления таких последствий, хотя должно было и могло их предвидеть. В первом случае неосторожность проявляется в форме легкомыслия (самонадеянности), так как лицо предвидело возможность наступления вредных последствий, но самонадеянно рассчитывало их предотвратить. Во втором случае ‑ в форме небрежности.

Случай, когда водитель подъехал к перекрестку на большой скорости, рассчитывая успеть остановить автомобиль при сигнале, запрещающем движение, но не сумел этого сделать и выехал на перекресток на красный свет, ‑ типичный пример неосторожного правонарушения, совершенного по легкомыслию (самонадеянности). Если же, отвлекшись от дороги, водитель проехал на красный свет (хотя не предвидел возможности такой ситуации, ибо не знал участка дороги, не знал, что там установлен светофор), то мы имеем дело с неосторожным правонарушением в форме небрежности. Водитель должен был и мог предвидеть вредные последствия своей невнимательности и не имел права ослаблять внимание.

Кстати, рассмотренное выше правонарушение, предусмотренное ч.2 ст. 14.23 КоАП РФ (заключение с дисквалифицированным лицом договора на управление юридическим лицом), в ряде случаев совершается по неосторожности: по небрежности не проверяется, было ли лицо, с которым заключается договор на управление юридическим лицом, дисквалифицировано.

Читайте так же:  Сроки обжалования административного решения районного суда

Правонарушение, связанное с причаливанием к находящимся под таможенным контролем судну или другим плавучим средствам (ст. 16.8 КоАП РФ), может быть совершено как умышленно, так и по неосторожности. Неосторожная форма вины в форме небрежности имеет место в том случае, когда лицо, осуществившее причаливание, не предвидело, что судно или плавучее средство, стоящее на рейде или в акватории порта, находится под таможенным контролем (хотя должно было и могло это предвидеть).

Среди административных правонарушений, в том числе правонарушений юридических лиц и их должностных лиц, еще очень много таких, которые могут быть совершены как умышленно, так и по неосторожности. Например, нарушение установленных сроков представления налоговой декларации в налоговый орган по месту учета (ст. 15.5 КоАП РФ) может быть умышленным (либо с прямым, либо с косвенным умыслом) или неосторожным (небрежностью). Как умышленной формой вины, так и неосторожностью может характеризоваться нарушение правил безопасности при строительстве, эксплуатации или ремонте магистральных трубопроводов (ст. 11.20 КоАП РФ). Подобных примеров можно привести немало.

Неосторожную вину необходимо отличать от невиновного причинения вреда, т.е. казуса ‑ случая, при котором административная ответственность лица не наступает. В таких случаях лицо либо не должно было или не могло предвидеть общественно опасные, вредные последствия своего действия или бездействия, либо не было способно управлять своим поведением в силу чрезвычайных обстоятельств.

Так, из практики выяснения причин проезда водителей на красный сигнал светофора, совершения ими соответствующих дорожно-транспортных происшествий известны случаи, когда у водителей, ранее не подозревавших о своем заболевании, перед перекрестком внезапно происходил инфаркт, появлялись судороги ног, они теряли сознание и др., и водители не были способны управлять транспортным средством. Могут быть и другие форс-мажорные обстоятельства, при которых лицо без наличия умысла или неосторожности нарушает правовую норму. Во всех этих случаях в силу отсутствия вины деяние не может быть признано административным правонарушением, и ответственность лица не наступает.

Юридическое лицо, согласно ст. 2.1 КоАП РФ, признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых этим Кодексом или законами субъектов РФ предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Наказуемость деяния означает что за совершение данного действия (бездействия) физического или юридического лица либо КоАП РФ, либо законами субъектов РФ об административных правонарушениях обязательно должна быть установлена именно административная ответственность.

Дело в том, что за очень многие умышленные или неосторожные противоправные деяния предусмотрена не административная, а иная ответственность, например, дисциплинарная. К сожалению, имеется также достаточно примеров, когда за совершение противоправного деяния законодательством не предусмотрена никакая ответственность. В подобных случаях деяние, несмотря на его противоправность и виновность, не может быть признано административным правонарушением.

Допустим, в нарушение требований приказа директора должностное лицо организации вело переговоры с клиентами в верхней одежде. Это противоправное деяние (нарушение нормы приказа директора, содержащей соответствующее требование) имеет, как правило, косвенный умысел. Сотрудник либо сознательно допускает наступление вредных последствий своего действия – потерю имиджа организации (явно этого не желая), либо относится к этим вредным последствиям безразлично. Хотя иногда может иметь место и прямой умысел (сотрудник хотел нанести вред имиджу организации) или неосторожная форма вины (сотрудник по небрежности просто забыл раздеться).

Однако административная ответственность за такое деяние ни КоАП РФ, ни законами субъектов РФ об административных правонарушениях не предусмотрена. Значит, данный проступок не является административным правонарушением, это дисциплинарный проступок. За него должностное лицо может нести лишь дисциплинарную ответственность.

В соответствии с КоАП РФ к административным правонарушениям относятся правонарушения: посягающие на права граждан; здоровье, санитарно-эпидемиологическое благополучие населения и общественную нравственность; в области охраны собственности; охраны окружающей природной среды и природопользования; в промышленности, строительстве, энергетике; сельском хозяйстве, ветеринарии и мелиорации земель; на транспорте и в области дорожного движения; в области связи и информации; в предпринимательской деятельности, в области финансов, налогов и сборов, рынка ценных бумаг, таможенного дела; посягающие на институты государственной власти; в области защиты Государственной границы РФ и обеспечения режима пребывания иностранных граждан или лиц без гражданства на территории Российской Федерации; против порядка управления; посягающие на общественный порядок и общественную безопасность; в области воинского учета.

Кодексами и законами субъектов РФ предусматриваются административные правонарушения и в иных сферах. В частности, это правонарушения: в области благоустройства городов и других населенных пунктов[27] в сфере потребительского рынка и услуг[28], в области пользования библиотеками[29], в области обращения с животными[30], в сфере торговли товарами в неустановленных местах,[31] в области градостроительства и эксплуатации объектов городской инфраструктуры[32] в сфере благоустройства и эксплуатации жилищного фонда[33], многие другие правонарушения.

Не является административным правонарушением причинение лицом вреда в состоянии крайней необходимости, т.е. для устранения опасности, непосредственно угрожающей личности и правам данного лица или других лиц, а также интересам общества или государства, если эта опасность не могла быть устранена иными средствами и если причиненный вред менее значительный, чем предотвращенный вред.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Административное правонарушение и административная ответственность

Административные наказания являются наиболее частыми мерами пресечения, назначаемыми судебными инстанциями. Однако далеко не все граждане чётко различают понятия — административное правонарушение и административная ответственность, подвергая себя опасности. Наказание часто настигает тех, кто своевременно не был ознакомлен с законодательными документами.

Читайте так же:  Как выписывается административный штраф

Что такое административное правонарушение

Под данным понятием подразумевается неправомерное действие или бездействие юридического, или физического лица, за которые установлена ответственность согласно действующему законодательству или Кодексу об административных правонарушениях (КоАП).

Основные признаки такого рода проступков приведены в таблице ниже.

Признак Описание
Опасность для общества Выявляется степень посягания на нормальные общественные отношения, а также права и свободы других граждан. Как пример: административными нарушениями общественного порядка являются хулиганство, возникновение угрозы для здоровья и жизни других людей при нарушении правил ПДД и вождении транспорта в нетрезвом состоянии и т. д. Противоправность Определяется в том, что содеянный проступок является действием, которое запрещается действующими федеральными или региональными нормативно-правовыми документами. Как пример, таковыми являются: нарушение правил реализации продовольственных и непродовольственных товаров, пренебрежение правилами охоты и другие противозаконные деяния. Виновность Наступление правовой административной виновности состоит в том, что ответственность возникает, только если имеется прямая вина нарушителя, то есть умышленный или неумышленный проступок (бездействие). Отдельные правонарушения совершаются с умыслом, когда гражданин производит противоправное деяние (бездействие) с осознанием происходящего и дальнейших последствий. К таковым нарушениям относятся: неподчинение сотруднику правоохранительных органов, умышленное невыполнение прокурорских требований, умышленное создание помех дорожному движению и т. д. А некоторые нарушения порядка происходят по неосторожности, когда гражданин не предвидел возможности наступления негативных последствий, возникающих по причине своего действия или бездействия. Такими проступками являются: управление транспортным средством лицом, которое не имеет права на вождение, и надеется самостоятельно предотвратить ДТП, полагаясь на свой опыт и малый трафик. Наказуемость Означает, что привлечение к ответственности возможно только, если наказание предусмотрено федеральными законодательными документами либо кодексом об административных правонарушениях (КоАП).

Согласно действующему законодательству, данное понятие формируется при участии 4 основных элементов, которые подробно разобраны в таблице ниже.

Видеорегистрация нарушителей ПДД

Состав и признаки административного правонарушения

Состав административного правонарушения — это сочетание прямых и косвенных признаков, полученных в ходе следствия для установки степени вины нарушителя и доказательства совершения противоправного деяния.

Административка по формальным характеристикам и ходу определения виновного в процессе следствия сильно схожа с уголовным делопроизводством. Разница заключается в двух основных факторах. Первый фактор — тяжесть совершённого деяния, несмотря на возможность переквалификации многих уголовных статей в административные и наоборот, а также если деяние не представляет собой повышенной угрозы для общества, когда виновного необходимо изолировать от общества на определённый срок для исправления личности.

Второй фактор — отсутствие в составе административных нарушений прав смягчающих обстоятельств, то есть правонарушения могут быть общими или квалифицированными, или с отягчающими факторами. Но привилегированных признаков, как в уголовных делах, они включать в себя не могут. Административная ответственность же не может быть смягчена при наличии каких-то факторов, так как предписывается согласно конкретным описаниям и чаще всего выявляется при наличии неоспоримых доказательств, например, факт уклонения от неуплаты налогов, факт управления ТС в состоянии алкогольного опьянения или факт складирования мусора в неположенном месте, в то время, как уголовное преступление, по большей части, является скрытым от посторонних глаз деяниям и по большей части состав преступления определяется, исходя из косвенных признаков и случайно собранных доказательств.

Наказание за безбилетный проезд в автобусе.

Но, равно, как и обвиняемый по уголовному делу субъект имеет шанс на оправдание, подозреваемый в нарушении КоАП также может быть освобождён от наказания за отсутствием состава правонарушения, в том случае, если у следствия не сложились воедино все 4 фактора, упомянутые ниже.

В юридической практике существует понятие состава правонарушения, которое можно охарактеризовать как состав признаков совершённого противоправного действия, полностью определяющих вину нарушителя и дающих основание для вынесения постановления о привлечении лица, совершившего это деяние, к ответственности.

Для удобства разбирательства и установления степени вины административное правонарушение состоит из нескольких характерных этапов, каждый из которых подвергается анализу для принятия окончательного решения:

  • Объект правонарушения — сочетание ценностей и благ, охраняемых законом, по отношению к которым и происходит незаконное деяние. Данные ценности могут подразумевать собой, кроме законов и сводов правил, также жизнь, здоровье, безопасность и комфорт людей, а также материальные ценности, имеющие конечную стоимость в денежном эквиваленте. Необходимость установления объекта правонарушения является первостепенной задачей в ходе расследования.

Для правильного определения объекта необходимо квалифицировать деяние под родовой объект, то есть принадлежность к одному из главных разделов КоАП, например, ГИБДД чаще всего рассматривает дела в отношении главы 12-й, то есть нарушения в области ПДД. Однако объект правонарушения регулируется также другими сводами законов – налоговым, земельным, имущественным, экологическим, таможенным, и другими сводами законов и правил, за нарушение которых наступает административная ответственность в соответствии с тем или иным разделом КоАП. Данное понятие в краткой интерпретации называется родовым объектом.

Каждый родовой объект имеет подразделение внутри конкретного обобщённого понятия на видовые объекты, из чего следует квалификация правонарушения под конкретную статью КоАП. То есть, для примера, в той же главе 12-й КоАП имеются 37 статей, описывающих конкретное правонарушение в области общей безопасности, в части исправности транспортного средства, юридического права водителя на управление ТС или совершения деяний, разнящихся с правилами дорожного движения. Данное понятие носит название видового объекта.

Правонарушение — пьяная езда.

  • Объективная сторона правонарушения — выявление каких-нибудь реальных факторов, имеющих в своём составе факт деятельности или её отсутствия, которые дают зацепку следствию для сбора доказательной базы и установления вины нарушителя по совершённому деянию, что служит поводом для заполнения протокола об административке.
  • Субъект правонарушения — физлицо или юрлицо, подозревающееся в совершении незаконного действия, в отношении которого ведутся процессуальные действия по выявлению степени вины, результатом которых будет назначение наказания. В случае, если субъектом правонарушения служит физлицо, оно должно быть признано дееспособным и достигшим совершеннолетия без явных признаков душевных расстройств или при наличии документов, подтверждающих психическое здоровье в случае образовавшегося у следствия сомнения. В случае, если субъект правонарушения является лицом недееспособным или не достигшим совершеннолетия, то вся ответственность за действия, им совершённые, в полном объёме ложится на плечи официального опекуна данного лица. А также оно может быть отдельно привлечено к ответственности за нарушение КоАП, как проявившее бездействие и допустившее наступление противоправного поступка.
  • Субъективная сторона правонарушения должна быть прокомментирована, как совокупность внутренних признаков субъекта, объясняющих причину совершения правонарушения — важнейший этап в административном делопроизводстве. На основании анализа субъективной стороны выявляется степень вины нарушителя, что дает возможность определить степень дисциплинарной или административной меры ответственности за совершённый поступок.
Читайте так же:  Куда обжаловать протокол об административном правонарушении

Схема состава правонарушения.

По результату анализа приведённых выше четырёх факторов определяется состав административного правонарушения, после чего должностное лицо — представитель правоохранительных органов или судья определяет событие, при котором возможна наказуемость совершённого деяния. Это означает, что лицо, совершившее правонарушение, должно быть квалифицировано под какую-либо статью КоАП, предусматривающую тот или иной вид наказания. Именно после определения наказуемости уполномоченное лицо даёт решение по административному процессу, результатом которого является постановление о назначении взыскания.

Важно! Отсутствие в совершённом правонарушении какого-то признака из приведённой выше схемы полностью отменяют ответственность за него, то есть указывают на отсутствие незаконного действия, что способствует рушению всего делопроизводства.

Наказуемость также зависит от степени общественной вредности совершённого деяния, определяющей качественное выражение принесённого морального и материального ущерба или потенциального риска для его возникновения, что порождает два основных типа состава правонарушений, описанных ниже.

Какие виды административного правонарушения существуют?

Действующими законодательными документами установлено несколько видов административных нарушений, зависимо от объекта. Разновидности такого рода правонарушений приведены в таблице ниже.

Вид АП Описание
Гражданские Нарушение трудового законодательства и условий на рабочем месте, а также пренебрежение правилами гигиены и санитарно-эпидемиологических норм и т. д. Имущественные Кражи в мелких размерах, нарушение прав госсобственности на земельный, лесной и водный фонды, и т. д. Экологические, культурные и исторические Загрязнение окружающей среды, нарушение пожарной безопасности в лесах, незаконная охота или вырубка деревьев и т. д. Промышленные Неправильное использование газа, повреждение электросетей, надругательство над памятниками культуры и истории, и т. д. Сельскохозяйственные, транспортные и сферы ЖКХ Нарушение безопасности авиаперевозок, повреждение телефонных автоматов, неправильное использование жилых помещений и т. д. Финансовые и торговые Неправомерная реализация товаров и услуг, уклонение от подачи декларации о доходах в Налоговую службу и т. д. Сфера управления Неподчинение сотрудникам правоохранительных органов, мелкое хулиганство, нарушение правил таможни, употребление спиртного в общественных местах и т. д.

Что такое административная ответственность

Под данным правовым понятием принимается применение административных взысканий. Она проявляется в применении госорганами и их должностными лицами мер воздействия к гражданам или организациям, которые в разной степени нарушают действующее законодательство.

Назначение административной ответственности (АО) имеет характерные особенности, которые заключаются в следующем:

  • вердикт о назначении АО может быть выдан только законодательными и исполнительными органами власти, которые имеют на это компетенцию;
  • установить АО могут только на основании совершенного административного правонарушения, которое перечит действующему законодательству;
  • основное отличие такой ответственности от дисциплинарной в том, что вторая применяется, если наказание назначается начальником для своего сотрудника, тогда как административная может наступить только после назначения исполнительными органами власти;
  • нести ответственность придётся вне зависимости от того, возникли ли какие-либо последствия или нет. Назначение административного взыскания происходит по факту нарушения закона.

Действующими законодательными документами определены разновидности административной ответственности, которые прописаны в таблице ниже.

Вид АО Краткое описание
Предупреждение Разновидность взыскания, которая заключается только в моральном осуждении нарушителя закона. Право на предупреждение чаще всего предоставляется для граждан, которые совершили незначительный проступок впервые. Взыскание производится в письменной форме, которая выдается правонарушителю Административный штраф Единоразовое денежное взыскание, насчитываемое в фиксированной сумме. Размер штрафа может рассчитываться на основании следующих факторов: в сумме МРОТ; в размере оценочной стоимости украденного, потерянного или поврежденного имущества; в фиксированной сумме.

Терминал для оплаты административных взысканий

Видео (кликните для воспроизведения).

Каждому гражданину, пребывающему на территории Российской Федерации, требуется знать КоАП. Понимание того, за какие правонарушения наступает административная ответственность, необходимо во избежание правонарушений и возникновения проблем с законом. Действующее законодательство строго определяет перечень действий, которые являются нарушениями и разновидности административной ответственности, которая за ними последует.

Cостав административного правонарушения

Основные типы состава административного правонарушения

При определении состава правонарушения следствие разделяет его на два основных типа:

  • Материальный состав правонарушения включает в себя объём полученного на основании противоправного деяния материального ущерба собственности или здоровью и жизни человека. Примером данному составу может служить внезапно начавшийся пожар, повлекший полное или частичное уничтожение чужого имущества, а также причинение физического вреда объекту правонарушения — травм, дефекты на кузове транспортного средства в результате ДТП, случившегося по вине нарушителя, или иных последствий, вредных для объекта. Материальный состав правонарушения определяет сумму материальной ответственности, которую обязан будет выплатить нарушитель пострадавшему лицу в качестве компенсации в случае признания его виновным. Чаще всего введённое в 2003 году обязательное страхование автомобилей полностью или частично освобождает участников ДТП от ответственности по материальному составу правонарушения.
Читайте так же:  Административная ответственность юридических лиц в сфере

Определение размера материального ущерба.

  • Формальный состав правонарушения — один из наиболее часто употребляемых в юриспруденции терминов, когда для определения и закрепления степени вины и назначения наказания нарушителю отсутствует материальный ущерб пострадавшим лицам. В этом случае решение о степени вины определяется по косвенным признакам и имеющимся у следствия доказательствам на имевший злой умысел антиобщественный поступок, который мог бы, но не повлиял на материальное состояние окружающих, так как был вовремя пресечён. К данному составу правонарушения относятся все статьи КоАП, относящиеся к соблюдению ПДД без случаев дорожно-транспортных происшествий как вовлечения третьей стороны.

При определении обоих составов правонарушения виновнику предъявляется постановление об уплате штрафа согласно формальному составу и претензия или гражданский иск от пострадавшего от его действий лица по материальному составу.

Обратите внимание! По обоим искам нарушитель несёт полную административную ответственность в соответствии с законом.

Дополнительные признаки, определяющие состав административного правонарушения

При сложном процессе административного производства российское следствие пользуется двумя дополнительными признаками:

  • Обязательные признаки, которые анализируют само незаконное действие и общественно-вредные его последствия, установление результатов деятельности нарушителя в обход ограничивающих данные действия законов и доказательства этих фактов.
  • Факультативные признаки — вспомогательные критерии, помогающие более достоверно выбрать факты и определить состав правонарушения. К данным признакам относится локация, временной промежуток, погодные условия и прочие обстоятельства, так или иначе повлиявшие на умысел совершения деяния.

Сбор доказательств — допрос свидетелей.

Таким образом, можно сделать вывод, что определение состава административного правонарушения — это невероятно долгий, сложный и кропотливый процесс правового поля, имеющий сложную структуру и требующий непосредственного участия большого количества должностных лиц и повышенной ответственности для принятия справедливого решения по делу, когда все виновные должны быть наказаны, а невиновные оправданы и реабилитированы.

Административное правонарушение: понятие, признаки, состав

Административное правонарушение является фактическим основанием административной ответственности. Определение административное правонарушение дано в ст. 2.1 КоАП РФ. — Это противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое Кодексом РФ об административных правонарушениях или законами субъектов РФ об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Признаки (черты) административного правонарушения – антиобщественная направленность, противоправность, виновность и наказуемость деяния.

1. Деяние это акт волевого поведения, проявляющийся в форме действия либо бездействия.

2. Действие это активное невыполнение правового предписания в виде обязанности или законного требования, нарушение установленного запрета, правила, нормы, стандарта.

3. Бездействие — это пассивное поведение, выражающееся в несовершении лицом тех действий, которые оно должно было и могло совершить в силу лежащих на нем обязанностей.

4. Противоправность. Противоправность деяния заключается в том, что оно нарушает конкретную норму права

5. Виновность. Противоправное деяние для признания его административным правонарушением должно быть совершено виновно, т.е. в форме умысла или неосторожности (ст. 2.2 КоАП РФ) как к самому совершаемому деянию, так и к его последствиям.

6. Наказуемость. Любая ответственность бессмысленна без реакции со стороны государства на противоправное поведение. Административное наказание представляет собой публично-правовую, государственную оценку деяния в качестве административного правонарушения, а лица, его совершившего, как обязанного претерпеть возлагаемые на него ограничения. Наказуемость служит средством, обеспечивающим реализацию административно-правового запрета.

7. Общественная вредность. Безусловно, что каждое административное правонарушение причиняет вред конкретному объекту или создает угрозу причинения такого вреда. Подавляющее большинство юристов именно в этом видят общественную вредность или опасность правонарушения.

Административные правонарушения могут наносить вред тем интересам и объектам, которые закреплены в ст. 1.2 КоАП РФ, т.е. личности, правам и свободам человека и гражданина, здоровью граждан, санитарно-эпидемиологическому благополучию населения, общественной нравственности, окружающей среде, установленному порядку осуществления государственной власти, общественному порядку и общественной безопасности, собственности, законным экономическим интересам физических и юридических лиц, общества и государства.

Под составом административного правонарушения — это установленная правом совокупность признаков, при наличии которых антиобщественное деяние считается административным правонарушением.

Состав административного правонарушения:

— объект правонарушения (общественные отношения, урегулированные нормами права, охраняемые и защищаемые мерами административной ответственности);

— объективная сторона (конкретные действия или бездействие, выразившиеся в нарушении установленных нормами права правил, обладающие антиобщественной направленностью, противоправностью, а также их последствия и причинная связь между совершенным деянием и наступившим результатом);

— субъект правонарушения (физические и юридические лица, способные нести ответственность за совершенные деяния, т.е. обладающие административной деликтоспособностью);

— субъективная сторона (психическое отношение субъекта, являющегося физическим лицом, или субъективное отношение субъекта, являющегося юридическим лицом, к противоправному деянию и его последствиям, то есть вина субъекта.

Только наличие в совокупности всех указанных элементов, закрепленных правовыми нормами, может повлечь административную ответственность.

Составы административных правонарушений могут быть классифицированы по любому из признаков, входящих в них, а также в зависимости от особенностей юридических средств, использованных при их конструировании (составы описательные и бланкетные, однозначные и альтернативные, казуистические и обобщенные).

По особенностям конструкции различаются:

1. Материальные составы административных правонарушений, в которых содержится признак наступления вредных материальных последствий противоправного деяния (например, ст. 12.24 КоАП РФ) или описывается действие, обязательно влекущее вредные последствия, хотя последние законом четко не обозначаются (например, ст. 8.6 КоАП РФ);

2. Формальные составы административных правонарушений, в которых нет признака наступления вредных материальных последствий (например, ст. 19.3, 20.4 КоАП РФ); для правонарушений с формальным составом наступление имущественного ущерба не является конструктивным признаком, но учитывается при назначении административного наказания.

В зависимости от степени обобщенияпризнаков административных правонарушений их составы подразделяются следующим образом: казуистичные — как правило, охватывают сравнительно узкую группу деяний (например, ст. 9.7 КоАП РФ); обобщенные — охватывают широкую группу деяний (например, ст. 6.3, ст. 20.1 КоАП РФ).

Читайте так же:  Обжалование ненормативного правового акта госпошлина

По признаку субъективной стороны административные правонарушения могут быть поделены на умышленные и неосторожные, а по признаку мотива поведения — на корыстные, совершаемые с целью извлечения доходов, и некорыстные.

Административные правонарушения

Административное правонарушение представляет собой любую противоправную деятельность, попадающую хоть под одну статью КоАП Российской Федерации. В случае возникновения экстренных ситуаций бездействующее должностное лицо также может попасть под административку в том случае, если закон предписывал ему выполнение определённых функций, обеспечивающих безопасность, здоровье или поддержание жизнедеятельности гражданина или сохранность чужого личного или государственного имущества. Правонарушения подразделяются на две основных группы — виновные или противоправные деяния.

Из года в год множество дел об административных правонарушениях рассматриваются уполномоченными лицами и выносятся постановления о наложении материальных взысканий на виновных лиц.

Наказание за административное правонарушение — чрезмерную тонировку авто.

Тяжесть виновного административного правонарушения зависит от того, было ли оно совершено специально или по случайности:

  • Умышленное нарушение характеризуется как деяние, противоправный исход которого изначально запланирован человеком, его совершившим, с осознанием степени своей вины и характера ответственности в случае её выявления. Умысел в составе правонарушения бывает прямой и косвенный. Прямой умысел заключается в откровенном желании нарушителя получить противозаконный результат своих действий, в то время как при косвенном умысле то же лицо просто допускает наступления того же результата, не стремясь к нему.
  • Проступок, совершённый по неосторожности, касается таких действий, когда лицо, совершившее их, не ожидало наступления последствий, идущих вразрез с КоАП. А наступили они вследствие пренебрежения нарушителем определённых норм поведения или правилами, предписывающими надлежащее поведение в помещении, на улице, на дороге и т. д.

Независимо от тяжести вины при акте административного правонарушения выявленные нарушители виновны и подвергаются наказанию в соответствии со статьёй кодекса.

Административная ответственность в РФ: понятие, признаки, принципы

Понятие. Административная ответственность — это вид юридической ответственности, который выражается в назначении органом или должностным лицом, наделенным соответствующими полномочиями, административного наказания лицу, совершившему правонарушение.

Признаки:

1. Административная ответственность в большинстве случаев является внесудебной ответственностью. Административные наказания назначаются должностными лицами значительного числа государственных органов системы исполнительной власти или определенными коллегиальными органами во внесудебном порядке, хотя и судьи рассматривают значительное количество таких правонарушений. Все эти органы являются субъектами административной юрисдикции;

2. Административные наказания назначаются должностными лицами правонарушителям, не подчиненным им по службе. По этому признаку административная ответственность отличается от дисциплинарной ответственности, при которой меры взыскания применяются в основном в порядке подчиненности вышестоящим органом или должностным лицом;

3. Поскольку административная ответственность наступает за деяния, менее опасные, чем преступления, то и административные наказания, как правило, менее суровы, чем уголовные наказания;

4. Применение административной ответственности не влечет судимости лица, совершившего правонарушение. Это лицо считается подвергнутым административному наказанию в течение одного года со дня окончания исполнения наказания;

5. Существенной особенностью административной ответственности является то обстоятельство, что субъектом ответственности могут быть не только физические, но и юридические лица. Юридические лица подлежат административной ответственности независимо от места нахождения, организационно-правовых форм, подчиненности, а также других обстоятельств;

6. В отличие от уголовной ответственности, которая устанавливается только федеральным законом (УК РФ), административная ответственность устанавливается КоАП РФ и принимаемыми в соответствии с ним законами субъектов РФ об административных правонарушениях.

Принципы:

1. Принцип законности (лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом. Применение уполномоченными на то органом или должностным лицом административного наказания и мер обеспечения производства по делу об административном правонарушении в связи с административным правонарушением осуществляется в пределах компетенции указанных органа или должностного лица в соответствии с законом);

2. Индивидуализация ответственности (в процессе привлечения к административной ответственности необходимо исследовать весь комплекс факторов, определенных законодательством, избегая шаблонов и стереотипов);

3. Ответственность субъекта права лишь за свои проступки (к административной ответственности привлекается субъект, совершивший административное правонарушение);

4. Ответственность только за виновные деяния (субъект подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, по которым будет доказана его вина, ответственность без вины недопустима);

5. Принцип справедливости (состоит в том, что наказание должно быть соразмерно содеянному);

6. Принцип целесообразности (предполагает соответствие избираемой меры административно-правового воздействия целям административной ответственности);

7. Принцип гуманизма (применение мер ответственности не должно унижать человеческое достоинство, честь и другие естественные права и свободы граждан);

8. Принцип презумпции невиновности (лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, считается невиновным, пока его вина не будет доказана в порядке, предусмотренном КоАП, и установлена вступившим в законную силу постановлением судьи, органа, должностного лица, рассмотревших дело. Лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица;

9. Принцип своевременности (состоит в том, что ответственность за административное правонарушение должна наступать максимально быстро).

Видео (кликните для воспроизведения).

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Источники

В случаях совершения административных правонарушений
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here