Уровни оценки загрязнения окружающей среды

Полезное по теме: "Уровни оценки загрязнения окружающей среды" от специалистов простым языком. Если необходимо уточнить актуальность на 2020 год, а также задать вопрос, то обращайтесь к дежурному юристу.

РАЗЛИЧНЫЕ УРОВНИ ОЦЕНКИ ЗАГРЯЗНЕНИЯ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ. ТРЕБОВАНИЯ К ЛАБОРАТОРНОЙ ТЕХНИКЕ.

Полевые исследования загрязненных районов или отдельных объектов разделены на ряд разных по уровню анализов, начиная с предварительных контролей при помощи ручных портативных анализаторов и кончая полномасштабными анализами, которые осуществляются с помощью самой сложной и передовой лабораторной аппаратурой в больших лабораторных центрах.

С целью упорядочения структуры ЭАК она подразделена на 5 уровней.

В 1ЬШ уровень входят общий контроль, проводимый на объекте при помощи ручных тест-приборов. Цель его — определить уровень суммарного загрязнения органическими и неорганическими веществами. Для выяснения этих проблем используются приборы самого разного назначения.

1) Для выявления загрязнения радионуклеидами используются дозиметры;

2) Для выявления загрязнения тяжелыми металлами предназначены терратесты (для почвы), аква-тесты (для воды), аэро-тесты (для воздуха);

3) Для выявления загрязнения органическими и неорганическими соединениями в различных странах выпускаются наборы тестов для самых разных веществ (анионы, ароматические углеводороды, меркаптаны, ртуть и др.)

Принцип действия этих тестов прост — на тест (бумажку, трубочку и т.п.) наносится исследуемая Среда (вода, почва, воздух), и сравнение окрашивания теста с прикладываемой к прибору цветной шкалой позволяет примерно оценить степень загрязнения.

Использование тестов, как правило, не требует никаких реактивов, источников питания, не требует специально обученного персонала. Тестовые наборы и приборы-индикаторы используют при аварийных и ЧС. Ими должны быть снабжены отряды ГО, МЧС, газоспасатели, участвующие в спасательных и ликвидационных мероприятиях.

Самая общая интегральная химическая нагрузка на живую природу оценивается с помощью биотестов. Но это требует более подготовленных специалистов и специальных приборов.

2ой уровень предусматривает анализ, осуществляемый с помощью более развитых портативных приборов — газовых хроматографов, флуориметров, спектрофотометров и т.д. Эти приборы предназначены для определения содержания конкретных соединений в полевых условиях непосредственно на изучаемом объекте.

3ми уровень предусматривает лабораторные исследования не на объекте, а в помещении специализированной лаборатории. Такая лаборатория должна строго соблюдать предписанные процедуры, в т.ч. в части проверок контроля качества измерений. На этом уровне так же, как и

на 2 , проводится определение содержании загрязнителей в объектах окружающей среды по строго определенным методикам анализа соединений или групп соединений. Работу этого уровня проводят территориальные лаборатории.

Необходимым условием этих лабораторий является единая для всех методическая база. Госкомэкологии России утверждает перечень допущенных к использованию методик для оценки загрязненности всех объектов окружающей среды. Лаборатория имеет право выбирать методики только из этого перечня. Все методики аттестованы Госстандартом, т.е. имеет определенную погрешность измерения. Это значит, что любая лаборатория, использующая данную методику, обязана выполнять требования этого норматива.

Аналитическое оборудование, используемое лабораторией при выполнении анализов по этим методикам, должно быть зарегистрировано в Госстандарте, иметь аттестованное значение погрешности измерения выходного сигнала и проходить регулярную проверку этого параметра.

4ЫИ уровень загрязнения окружающей среды предназначен для обработки информации, полученной 3 — уровнем исследований. То есть все приборы в лаборатории завязаны в общую информационную сеть, позволяющую накапливать и оперировать полученными данными в нужном направлении: составлять карты загрязнений на основе суммирования показателей, составлять прогнозы загрязнений на основе выявляемых тенденций. Понятно, что для этих целей используется сложное и современное оборудование. Но следует подчеркнуть, что используемые методы анализа для этого уровня — это также строго предписанные процедуры.

5ЫИ уровень — обеспечивать проведение оценки состояния объектов окружающей среды с помощью поисковых исследований с привлечением современных сложных аналитических комплексов — в этом случае разрешается использовать модифицированные методики, неаттестованные по процедуре измерения погрешности. Но исследования должны проводить лаборатории, аккредитованные в органах Госстандарта. В рамках этого уровня оценки загрязненности проводятся, в основном, экологические обследования заповедных территорий, бассейнов рек, протекающих через несколько областей или государств, в сильной степени загрязненных территорий неизученными отходами (выбросами, сбросами) различных промышленных предприятий. Для работ данного уровня используются весьма сложные приборы и, требуются специалисты самой высокой квалификации.

Становится понятным, что соответственно уровню исследований и складывается их стоимость

Работу 4 и 5 уровня проводят большие региональные и федеральные центры.

Автоматические приборы для ЭАК.

Для непрерывных наблюдений за концентрацией наиболее распространенных примесей в воздухе используются газоанализаторы.

http://ekologyprom.ru/pribory-i-oborudovanie-dlya-ekologicheskogo-monitoringa/256-razlichnye_urovni_ocenki_zagryazneniya_okruzhayuschej_sredy_trebovaniya_k_laboratornoj_tehnike.html

Назовите критерии количественной оценки уровня загрязнения окружающей среды

Качество окружающей среды — это степень соответствия ее характеристик потребностям людей и технологическим требованиям. Качество окружающей природной среды контролируется с помощью различных индексов загрязнения. Индекс загрязнения (лат. index — указатель, список, опись) – это показатель, качественно и количественно отражающий присутствие загрязнителя вокружающей среде истепень его воздействия на неё и живые организмы.

Для оценки уровня химического загрязнения используют определенные показатели.

Предельно допустимая концентрация (ПДК) — это экологический норматив, максимальная концентрация вредного вещества вокружающей среде, которая за определённое время не влияет на здоровье человека и его потомства, не снижает работоспособности человека, не ухудшает его самочувствия и санитарно-бытовых условий жизни. Определяют ПДК врачи-гигиенисты на основании экспериментальных исследований над подопытными растениями, животными и находящимися под воздействием вредных веществ людей и в соответствии с рекомендациями ВОЗ. Соответственно существуют ПДК для растений, животных ичеловека. В разных странах ПДК могут несколько различаться. В России, как правило, действуют наиболее жесткие ПДК, соответствующие рекомендациям ВОЗ. Разработанные ПДК после их утверждения становятся общегосударственным нормативом, имеющим силу закона. В настоящее время установлено ПДК нескольких тысяч индивидуальных веществ. Для веществ, по которым ПДК не определены, руководствуются ориентировочными безопасными уровнями воздействия (ОБУВ) загрязняющих веществ, которые утверждаются на три года (с возможностью продления). ПДК широко используется для контроля качества воздуха и водной среды.

Читайте так же:  Срок давности госпошлины

Для атмосферного воздуха, с целью учёта особенностей обстановки и продолжительности воздействий вредных веществ, введено раздельное нормирование содержания вредных веществ в рабочей зоне и в населенных пунктах. В рабочей зоне, где воздействие ограничено продолжительностьюрабочего дня, предельно допустимая концентрация в воздухе рабочей зоны (ПДК р. з.) — это такая концентрация вредного вещества в воздухе, которая при ежедневной восьмичасовой работе (кроме выходных) или при другой продолжительности рабочего дня, но не более 40 часа в неделю, в течение всего трудового стажа не должна вызывать заболеваний или отклонений в состоянии здоровья, которые могут быть обнаружены современными методами исследований.

В населённых пунктах, где воздействие не ограниченно временными рамками, для каждого загрязняющего вещества установлено два норматива:

— максимально разовая величина ПДК (ПДК м.р.) – это такая концентрация загрязнителя в воздухе населенных мест, которая не должна вызывать рефлекторных реакций у человека (ощущение запаха,насморк, першения в горле, слезоточение глаз, изменение биоэлектрической активности головного мозга и др.) в течение 20-30 минут;

— среднесуточная величина ПДК (ПДК с.с.) — это концентрация атмосферного загрязнителя, не оказывающая общетоксического, канцерогенного, мутагенного и другого негативного влияния на человека при 24- часовом воздействии.

Показатели, используемые для оценки качества водных ресурсов, зависят от вида водопользования. Если водный объект используется для купания, занятий спортом и отдыха, то это культурно-бытовое водопользование. Водоемы рыбохозяйственного назначения – это места расположения нерестилищ, водные объекты для сохранения и воспроизводства ценных видов рыб. Хозяйственно-питьевое водопользование – это использование водных объектов в качестве хозяйственно-питьевого водоснабжения, а также для водоснабжения предприятий пищевой промышленности. Существуют и другие виды водопользования – промышленное водоснабжение, сельскохозяйственное орошение, гидроэнергетика и т.д.

ПДК природной воды – это такая концентрация вредного вещества в воде, превышение которой делает воду непригодной для установленного вида водопользования.

ПДК воды устанавливается по общесанитарному признаку вредности, если вредные химические вещества снижают процессы самоочищения водоемов, что приводит к значительному сокращению растворенного в воде кислорода и появлению сероводорода, метана и т.д.

ПДК, установленные по органолептическому признаку, являются самыми жесткими, так как данные концентрации не должны восприниматься органами чувств человека. Вредные вещества промышленных стоков не должны изменять органолептические свойства воды (мутность, запах, температуру и т.д.).

Если вредные вещества оказывают токсическое действие на живой организм, то ПДК устанавливается по токсикологическому признаку вредности.

Следовательно, для одного и того же вещества могут быть установлены разные предельные концентрации по перечисленным признакам. Однако, при нормировании качества воды водоемов ПДК устанавливается по лимитирующему признаку вредности – ЛПВ. ЛПВ – признак вредного действия вещества, который определяется наименьшей пороговой концентрацией.

Предельно допустимая концентрация загрязняющих веществ в воде водоемов, используемых для рыбохозяйственных целей, является более жесткой, нежели для водных объектов хозяйственно-бытового назначения. Это связано с тем, что гидробионты способны аккумулировать вредные вещества в опасных для жизни количествах.

Отсчёт ПДК загрязнителя ведётся от фоновой концентрации. Фоновая концентрация — это содержание вещества в окружающей среде, определяемое глобальными приходными процессами.

В крупных промышленных центрах, где сосредоточено много предприятий, соблюдение лишь нормативов ПДК недостаточно для сохранения качества окружающей среды. Если каждое предприятие будет выбрасывать в атмосферу и в водоемы загрязняющие вещества в количествах, близких к верхним пределам ПДК, то суммарный эффект загрязнения окажется значительно выше допустимого. Поэтому на основании величин ПДК устанавливают еще два норматива: нормативно допустимый выброс НДВ и нормативно допустимый сброс НДС.

Нормативно допустимый выброс НДВ — это масса вредного вещества в газовых выбросах, максимально допустимая к поступлению в атмосферу в единицу времени от данного источника, которая не создаёт приземную концентрацию его, опасную для людей и биоты. Другими словами, НДВ устанавливают при условии, что приземная концентрация вредного вещества не будет превышать ПДК.

При расчёте НДВ учитываются фоновые концентрации вредных веществ в воздухе и остальных источников загрязнения для населенного пункта с учетом перспективы развития промышленных предприятий и рассеивания вредных веществ в атмосфере, сумма которых должна быть меньше или равна ПДК для данных веществ. Для регулирования выбросов вредных веществ используются индивидуальные для каждого вещества и предприятия нормы НДВ, которые учитывают количество источников, высоту расположения их, распределение предельных выбросов во времени и пространстве, а также размер санитарно-защитной зоны. Ширина санитарно-защитной зоны зависит от класса опасности выбрасываемых веществ и может достигать 1000, 500, 300, 100 и 50 м. При наложении ареалов воздействия нескольких предприятий размер ее увеличивается в три раза. Санитарно-защитные зоны отделяют предприятие от селитебной зоны (жилой зоны), в пределах которой размещены только жилые дома. Обычно в таких зонах запрещено строительство, в них высаживают зелёные насаждения, исходя из климатических условий района, характера производства, а также устойчивости их к загрязнению. Защитная зона способствует разбавлению вредных примесей до допустимого предела (зеленые насаждения очищают и освежают воздух).

Нормативно допустимый сброс НДС — это масса вредного вещества в сточных водах, максимально допустима к сбросу в данном месте водоёма отдельными источниками эмиссии за единицу времени. НДС устанавливают при условии, что концентрация вредного вещества в месте водопользования не превысит ПДК.

Читайте так же:  Привлечение к административной ответственности физических лиц

Для загрязняющих агентов, имеющих физическую, биологическую или информационную природу существуют свои индексы загрязнения.

Предельно допустимый уровень ПДУ — это максимально допустимый уровень вредного физического воздействия, обеспечивающий экологическую безопасность для здоровья человека и его генетического фонда.

Устанавливается для шумового, электромагнитного, радиационного и других видов физического загрязнения. Так, например, в жилых районах уровень шума не должен превышать в дневные часы 40–50 дБ (децибел), а в ночное – 30 дБ. Небольшой шум (около 35 дБ) в ночное время может вызвать нарушение сна. Уровень шума в 55–75 дБ влияет на нервную систему. Шум более 90 дБ вызывает постепенное ослабление слуха, угнетающе действует на нервную систему, может привести к гипертонии и язвенной болезни. Шум силой 110 дБ и более приводит к так называемому шумовому опьянению. Болевой порог шума – 140 дБ, что соответствует шуму самолета при взлёте (с расстояния 7,5 м). Тиканье часов — это 10 дБ, шепот – 25 дБ, нормальная речь – 50 дБ, шум от оживленной магистрали – 80 дБ.

Биологически допустимый выброс БДВ — это загрязнение природной среды, не приводящее к изменению в видовом составе живых организмов и их численности.

Для осуществления экологического контроля окружающей среды созданы специальные службы на государственном, производственном, муниципальном уровнях.

Государственный экологический контроль осуществляется от имени государства. Государственные инспектора могут предъявлять требования и выдать предписания юридическим и физическим лицам об устранении выявленных нарушений, приостанавливать хозяйственную и иную деятельность нарушителей, привлекать нарушителей к административной ответственности (предупреждение или штраф).

Производственный экологический контроль проводится самим предприятием. Содержание такого контроля зависит от специфики деятельности предприятия. Для выполнения данного вида контроля должна создаваться экологическая служба, но достаточно часто предприятия экономят на содержании собственной службы и привлекают специализированные организации, что снижает эффективность данного вида контроля.

Муниципальный экологический контроль осуществляется органами местного самоуправления или уполномоченными ими организациями. Это новый вид экологического контроля, который осуществляется по законодательству с 2002 года.

По результатам экологического контроля принимаются решения о проведении стабилизирующих или восстановительных работ и устанавливаются экономические и административные санкции за сверхнормативные эмиссии. В качестве методов экологического контроля используются химические, физические, биологические (биоиндикаторы) и комплексные методы анализа веществ.

http://ekologyprom.ru/otvety-na-voprosy-po-ekologii/28-voprosy-k-zachetu-po-jekologii/853-nazovite-kriterii-kolichestvennoj-ocenki-urovnja.html

Приложение 2. Критерии экстремально высокого загрязнения окружающей природной среды

к Временному положению о порядке взаимодействия

федеральных органов исполнительной власти

при аварийных выбросах и сбросах

и экстремально высоком загрязнении

окружающей природной среды

Критерии
экстремально высокого загрязнения окружающей природной среды

Под экстремально высоким загрязнением окружающей природной среды понимается:

1. Для атмосферного воздуха:

содержание одного или нескольких веществ, превышающее предельно допустимую концентрацию (ПДК)*):

— в 20 — 29 раз при сохранении этого уровня более 2 суток;

— в 30 — 49 раз при сохранении этого уровня от 8 часов и более;

— в 50 и более раз;

визуальные и органолептические признаки:

— появление устойчивого, не свойственного данной местности (сезону) запаха;

— обнаружение влияния воздуха на органы чувств человека;

— резь в глазах, слезотечение, привкус во рту, затрудненное дыхание, покраснение или другие изменения кожи, рвота и др. (одновременно у нескольких десятков человек);

— выпадение окрашенных дождей и других атмосферных осадков, появление у осадков специфического запаха или несвойственного привкуса.

2. Для поверхностных вод суши, морских вод:

максимальное разовое содержание для нормируемых веществ 1 — 2 класса опасности в концентрациях, превышающих ПДК в 5 и более раз, для веществ 3 — 4 класса опасности в 50 и более раз*);

появление запаха, не свойственного воде ранее, интенсивностью более 4 баллов;

покрытие пленкой (нефтяной, масляной или другого происхождения) более 1/3 поверхности водного объекта при его обозримой площади до 6 кв.км;

снижение содержания растворенного в воде кислорода до 2 и менее мг/л;

увеличение биохимического потребления кислорода (БПК) свыше 40 мг/л;

массовая гибель рыбы, моллюсков, раков, лягушек, водорослей, других водных организмов и водной растительности.

3. Для почв и земель:

содержание пестицидов в концентрациях 50 и более ПДК по санитарно-токсикологическим критериям или 10 и более ПДК по фитотоксическим критериям;

содержание загрязняющих веществ технологического происхождения в концентрациях 50 и более ПДК**);

наличие резких изменений (не связанных с гидрометеоусловиями), выражающихся в изреженности или повреждении посевов на площади более 50 проц. отдельного поля;

наличие несанкционированных свалок токсичных отходов.

4. Для радиоактивного загрязнения окружающей природной среды:

мощность экспозиционной дозы гамма-излучения на местности, измеренная на высоте 1 м от поверхности земли, составила 60 и более мкР/ч;

концентрация радионуклидов в пробах объектов окружающей природной среды (атмосфера, поверхностные воды суши, почва, морская среда) превысила значение ДКб (допустимая концентрация радионуклидов для населения группы Б), приведенные в Нормах радиационной безопасности (НРБ-76/87), а при отсутствии данных о радионуклидном составе пробы — концентрация суммарной бета-активности в атмосферном воздухе по данным первых измерений (через одни сутки после окончания отбора проб) превысила 3700*10 Бк/мэ (беккерель на один кв.м);

суммарная бета-активность выпадений по результатам первых измерений (через одни сутки после отбора проб) превысила 110 Бк/мэ в сутки;

концентрация радионуклидов в пробах сельскохозяйственной и лесной продукции превысила принятые ВДУ (временные допустимые уровни).

5. При негативном воздействии на флору и фауну:

массовая гибель (заболевание) рыбы и/или других водных организмов и растений, отклонение от нормального развития икры, личинок и молоди рыбы, сокращение и потеря мест нагула, нереста и зимовальных ям рыбы, нарушение путей миграции рыбы и других водных организмов, приобретение посторонних запахов и привкусов, не свойственных им ранее;

Читайте так же:  Разрешение на торговлю пивом для ооо

массовая гибель (заболевание) животных, в том числе диких, при которых уровень смертности (заболеваемости) превышает среднестатистический в три и более раз;

наличие изменений в состоянии лесных экосистем (не связанных с гидрометеоусловиями), выражающихся в изменении окраски хвои (листвы), не свойственной древесным и кустарниковым породам в данной местности (сезоне), опадении (дефолиации) или усыхании (десикации) 30 — 50 проц. хвои (листвы) и других признаков природного и техногенного воздействия на лесную среду.

* Содержание веществ в поверхностных водах суши и морских водах сопоставляется с наиболее «жесткими» ПДК в ряду одноименных показателей. Для веществ, на которые нормативными документами предусмотрено полное отсутствие их в воде водных объектов, в качестве ПДК условно принимается содержание 0,01 мкг/л.

** Для веществ, на которые не установлены ПДК для почв и земель,- превышение 100-кратной величины среднего регионального фона.

http://base.garant.ru/2108666/f7ee959fd36b5699076b35abf4f52c5c/

Система оценки загрязнений окружающей среды

Критерии экологической составляющей Уровень загрязнения, балл
низкий средний высокий опасный критический
Загрязнение атмосферы (ИЗА) 0 – 5 5 – 7 7 – 14 14 – 21 > 21
Загрязнение почвы (Zc) 0 – 16 16 – 32 32 – 64 64 – 128 > 128
Загрязнение питьевой воды (по отклонению количества показателей от норм, %) * 10 80 – 100
Загрязнение твердыми отхода-ми (Коп. свалки, балл) 0 – 4 4 – 8 8 – 12 12 – 16 16 – 20
Радиационное загрязнение (эффективная эквивалентная доза излучения, мЗв/г.) 0 – 1 1 – 5 5 – 20 20 – 50 > 50
Акустическое загрязнение (эквивалентный уровень шма, превышение нормы, дБА) на 2 на 4 на 6 на 8 на 10

* если при анализе воды бактериологические показатели или общая минерализация отклоняется от нормы, то оценка загрязнения питьевой воды принимается за 5 баллов.

Коэффициент рекреационной ценности характеризует принадлежность заданного участка к рекреационным зонам.

Экологическая составляющая при кадастровой оценке урбанизированных территорий зависит от типа инфраструктуры заданного участка, так как, например, на территории сельскохозяйственных предприятий загрязнение почвы является наиболее весомым, чем акустическое загрязнение, а на территории многоэтажной жилой застройки акустическое загрязнение превалирует над загрязнением почвы. По-видимому, целесообразно ранжировать загрязняющие вещества по степени их опасности в различных типах городской инфраструктуры. Пример такого ранжирования приводится в табл. 7.3.

Таблица 7.3

Видео (кликните для воспроизведения).

Приоритетность загрязнений на различных типах зон инфраструктуры

Типы зон инфрастуктуры Приоритетность загрязнений (по убыванию)
Промышленные предприятия
Многоэтажная жилая застройка
Парки, скверы
Сельскохозяйственные предприятия
Социально-бытовой сектор
Частный сектор
Гаражи
Садовые участки
Транспортные магистрали
Образовательные учреждения
Дошкольные учреждения
Медицинские учреждения
Водные объекты (с водоохранной зоной)
Свободные территории

Примечание: цифрами обозначены загрязнения:

1 – атмосферы 3 – питьевой воды 5 – твердыми отходами 7 – акустическое

2 – почвы 4 – водных объектов 6 – радиоактивное

Конечно, такая приоритетность загрязнений может являться одним из вариантов, однако в любом случае необходимо выражать весомость того или иного вида загрязнения над другим.

Коэффициент загрязненности окружающей среды, Кзагр., рассчиты-вается по следующей формуле:

где Б1, Б2, Б3, Б4, Б5, Б6, Б7 – балл того или иного вида загрязнения в соответствии с приоритетностью загрязнений по различным типам зон инфраструктуры.

Для некоторых типов зон инфраструктуры (парки, скверы, садовые участки, транспортные магистрали и др.) не существует загрязнения питьевой воды из-за отсутствия самой среды загрязнения, поэтому для данных зон формула корректируется:

Коэффициент рекреационной ценности территории (Крекр.) оценивается по наличию рекреационных зон и рассчитывается по формуле:

где К1 = 0,4, если на заданной территории расположена природно-заповедная зона; К2 = 0,2, если расположена рекреационно-природная зона; К3 = 0,2, если расположена заповедная или защитная лесная зона; К4 = 0,2, если расположена санитарно-защитная природная территория.

Оба коэффициента численно менее 1 и выражают загрязненность территории и ее рекреационную ценность. Чем больше коэффициент загрязнения, тем более загрязнена окружающая среда. С другой стороны, высокий коэффициент рекреационной ценности свидетельствует о способности территории обеспечивать населению психофизический комфорт для отдыха и оздоровления.

Охрана и мониторинг земель. Экологическое нормирование

Как указывалось выше, качество земель, плодородие почв может снижаться вследствие различных причин как природообусловленных, так и в результате нерационального антропогенного воздействия.

Охрана земель – это система правовых, экономических, организационно-технических и других мероприятий, направленных на рациональное использование, сохранение плодородия и экологических функций почв, защиту от вредных воздействий, ведущих к деградации качественного состояния угодий, а также восстановление нарушенных земель.

С целью охраны земель предполагается проведение следующих мероприятий:

— предотвращение вывода из оборота продуктивных земель в связи с ухудшением их качественного состояния. Земли сельскохозяйственного назначения имеют наибольшую значимость и ценность, поэтому для них установлен особый правовой режим использования и охраны для недопущения их деградации;

— выявление и устранение причин, вызывающих снижение качества земли;

— рациональное использование земель путем применения научно-обоснованных методов и технологий;

— защита земель от эрозии, селей, подтоплений, засоления, уплотнения, загрязнения различными отходами и т.п.;

— рекультивация нарушенных земель и вовлечение их в хозяйственный оборот.

Здесь уместно вспомнить закон Российской Федерации «О недрах», а также Постановление Правительства РФ от 23.02.94 г. № 140 «О рекультивации земель, снятии, сохранении и рациональном использовании плодородного слоя почвы». Рекультивации подлежат земли, нарушенные:

Читайте так же:  Административном правонарушении составляется в течении какого времени

— при разработке месторождений полезных ископаемых;

— прокладке трубопроводов, проведении строительных, мелиоративных, лесозаготовительных, проектно-изыскательных, геолого-разведочных и др. работ, связанных с нарушением почвенного покрова;

— ликвидации промышленных, военных, гражданских и иных объектов и сооружений;

— складировании и захоронении промышленных, бытовых и др. отходов;

— строительстве, эксплуатации и консервации подземных объектов и коммуникаций;

— ликвидации последствий загрязнения земель, если по условиям их восстановления требуется снятие верхнего плодородного слоя почвы;

— проведении войсковых учений за пределами специальных полигонов.

При невозможности проведения на данный момент рекультивационных работ законодательством допускается консервация земель – перевод их в особый правовой режим с прекращением их хозяйственного использования для восстановления их производительных свойств.

Мониторинг земель – система наблюдений за состоянием земельного фонда, предназначенная для оперативного выявления негативных изменений в пределах различных угодий с целью предупреждения и устранения нежелательных последствий. Мониторинг – это государственное мероприятие по управлению земельным фондом, предусмотренное ст. 109 Земельного кадастра РФ и «Положением о мониторинге земель в Российской Федерации», утвержденное постановлением Правительства РФ № 491 от 15.07.92 г. В зависимости от масштаба и полноты охвата, а также целевого назначения различают глобальный, региональный и локальный мониторинг.

В мониторинг входит целый комплекс наблюдений, изысканий, съемок, в результате чего выявляются такие процессы, как:

— изменение границ разлитых угодий;

— наличие водной или ветровой эрозии;

— развитие процессов гидроморфизма и засоления;

— изменение запасов гумуса и др.

Объектом мониторинга являются все земли, все угодья независимо от их правового режима и формы собственности.

Мониторинг земель входит в единую государственную информационную систему о состоянии окружающей среды и природных ресурсов и является неотъемлемой частью глобального планетарного мониторинга.

Экологическое нормирование

Состояние окружающей природной среды должно соответствовать условиям нормального (физиологически комфортного) существования всех экосистем, включая человека. С целью сохранения физико-географической основы и оптимального режима функционирования природно-антропогенных комплексов необходимо введение в практику природопользования системы экологического нормирования.

Экологическое нормирование предполагает разработку предельных или градационных значений показателя окружающей природной среды или технологического процесса, установленных по критерию соответствия нормальному экологическому состоянию среды [28].

Система экологического нормирования направлена на:

— правовое регулирование отношений в области природопользования и охраны природы;

— создание нормативов состояния отдельных природных сред и окружающей природной среды в целом;

— создание нормативов организации технологических процессов по природоохранным требованиям – ПДВ, ПДС, лимиты размещения отходов и т.д. [6].

В нашей стране система экологического нормирования находится в стадии разработки, хотя мировая практика насчитывает уже несколько десятилетий. Глубокое развитие получило экологическое нормирование в Германии, где законодательно принята система стандартов DIN, направленная на регулярное оценивание состояния окружающей среды по ряду параметров ее компонентов – почвы, воды, атмосферного воздуха.

В Российской Федерации такая оценка регламентируется рядом нормативных документов [27, 28, 29, 31] и осуществляется по следующим разделам:

— состояние биотических компонентов (почв, растительного покрова и животного мира) по критерию их соответствия зональным природным условиям и традиционному, исторически устоявшемуся, природопользованию региона;

— зависимость состояния здоровья населения от состояния окружающей природной среды.

В основу установления экологической нормы положено определение допустимого предела нарушения природной среды до сохранения ее способности к самовосстановлению при данном уровне природопользования.

В последние годы начались углубленные исследования по разработке принципов экологического нормирования. Так, в работе [6] приводится схема экологической оценки состояния окружающей среды по пяти градациям, соответствующим различной степени нарушения экосистем, что подразумевает применение различных природоохранных мероприятий (табл. 7.4).

Таблица 7.4

Критериальная таблица экологической оценки состояния окружающей природной среды [6]

Особое внимание уделяется определению экологического состояния почв с учетом следующих методологических принципов:

1. Градация показателей состояния почв и их ранжирование по степени проявления признака осуществляется в соответствии с принятыми нормативами, а в случае их отсутствия – по критериальной таблице оценки состояния окружающей природной среды (табл. 7.4).

2. При разработке нормативов экологического состояния почв (фонового, допустимого содержания загрязняющих веществ, параметров физической и технологической деградации и т.д.) необходимо учитывать региональные, биоклиматические, литологические особенности территории, характер землепользования.

В настоящее время Министерством природных ресурсов РФ совместно с Московским государственным университетом им. М.В.Ломоносова на основе результатов ряда научно-практических исследований разработан проект методики определения ущерба от деградации, загрязнения и захламления почв и земель [6].

http://lektsia.com/6x3ad3.html

Комплексная оценка существующего уровня загрязнения окружающей природной среды

3.1. Критерии комплексной оценки уровня загрязнения окружающей среды

Негативные последствия техногенных воздействий на окружающую среду могут быть уменьшены за счет использования малоотходных и безотходных технологий, комплексного использования природных ресурсов, улавливания, обезвреживания и утилизации вредных выбросов и отходов производства и организационно-управленческих мероприятий, связанных с рациональной планировочной организацией селитебной территории. Управление качеством среды обитания за счет разработки и совершенствования инженерно-технических средств защиты среды обитания, создания замкнутых технологических циклов и производств относится к долговременным мероприятиям и требует больших капитальных вложений. Рациональное размещение, строительство и реконструкция объектов позволяют значительно сократить затраты на нейтрализацию техногенной нагрузки.

При разработке региональных схем рационального размещения техногенных объектов на территории и долговременном планировании промышленного развития региона необходимо обеспечить соблюдение предельно допустимых уровней (ПДУ) или предельно допустимой экологической нагрузки (ПДЭН) загрязняющих факторов на селитебных территориях. Первым этапом подобного исследования является оценка фактического состояния исследуемой территории – оценка степени экологического неблагополучия на территориях селитебного освоения.

Читайте так же:  Экологическое загрязнение окружающей среды презентация

Оценка степени экологического неблагополучия основана на определении величины экологического ранга.

Экологический ранг

рассчитывают по средней величине суммы комплексных показателей к числу учтенных факторов загрязнения окружающей среды (комплексная техногенная нагрузка) и показателей здоровья населения (состояние здоровья населения в целом, по нозологиям и различных возрастных групп).

Если величина экологического ранга ниже или равна числу учтенных факторов, то степень экологического неблагополучия считается относительно удовлетворительной, поскольку при этом отсутствует превышение гигиенических нормативов по комплексным показателям. На таких территориях относительно удовлетворительная экологическая ситуация не препятствует размещению и развитию промышленности.

Если величина экологического ранга превышаетчисло учтенных факторов в 1,1-2 раза, то это значит, что гигиенические нормативы превышены по одному-двум комплексным показателям и ситуация оценивается как напряженная. Дальнейшее освоение территорий требует разработки на стадии технико-экономического обоснования инженерно-технических решений и природоохранных программ с расчетом экологических затрат по оздоровлению территории.

При величине экологического ранга, превосходящей число учтенных факторов более чем в 2 раза, происходит превышение нормативов по нескольким факторам и ситуация классифицируется как критическая.

Если величина экологического ранга большечисла учтенных факторов свыше чем в 3 раза, происходит многократное превышение нормативов по многим действующим факторам и ситуация классифицируется как кризисная.

Территории, степень экологического неблагополучия которых оценивается как критическая и кризисная, должны быть исключены для дальнейшего освоения при вариантном выборе территорий для размещения промышленных объектов с одновременной разработкой планов эколого-гигиенического оздоровления территории, как правило, требующих значительных капиталовложений.

Индекс комплексной техногенной нагрузки (КН), требуемый для расчета экологического ранга, количественно определяется как сумма комплексных показателей, отнесенная к числу учитываемых факторов загрязнения.

Следовательно, для расчета индекса КН необходим учет комплекса факторов окружающей среды, негативно влияющих на среду и человека. Перечень загрязняющих факторов (химическое и биологическое загрязнение воздушной и водной среды, почвенного покрова, уровни шума, электромагнитные и ионизирующие излучения и т.д.) очень широк и в настоящее время не представляется возможным учесть влияние всего набора факторов.

Из общего числа загрязняющих факторов в первую очередь необходимо оценить уровни загрязнения атмосферного воздуха, питьевых вод, почвенного покрова с помощью комплексных показателей, рассчитываемых путем нахождения суммы отношений концентраций примесей и гигиенического норматива, если величина отношения больше единицы.

3.1.1. Комплексная оценка качества атмосферного воздуха

Уровень химического загрязнения атмосферного воздуха должен определяться по результатам систематических наблюдений, что зачастую не выполняется на практике по следующим причинам

§ наблюдения за качеством природных объектов проводятся в ограниченном числе населенных пунктов;

§ данные, получаемые различными ведомствами, разнородны и далеко неполно характеризуют загрязнение окружающей среды;

§ функционирование в крупных городах 5-10 постов наблюдения за загрязнением атмосферного воздуха не дает полной картины пространственно-временного распределения характеристик загрязнения атмосферного воздуха;

§ наблюдения проводятся по небольшому перечню ингредиентов, причем общий перечень токсикантов, вносящих наибольший вклад в общий уровень загрязнения, как правило, систематически не контролируется.

Если в силу перечисленных выше причин не представляется возможным осуществить комплексную оценку качества атмосферного воздуха на основании данных, полученных экспериментальным путем, концентрации примесей должны определяться расчетным путем с использованием методов математического моделирования природных процессов – расчетного мониторинга.

При расчете должны учитываться масса выбрасываемого ингредиента, условия выбросов, метеорологические параметры, определяющие рассеивание загрязняющих веществ, природно-климатические особенности местности. Модель, используемая для расчета, должна быть проверена путем сопоставления результатов, полученных расчетным путем и экспериментально на территории, где функционирует сеть систематических наблюдений.

Существенным преимуществом использования при обобщении результатов расчетного мониторинга, в отличие от данных экспериментального мониторинга, является принципиальная возможность детальной, а при необходимости и вариантной характеристики уровней загрязнения атмосферного воздуха на перспективу с комплексным учетом намечаемых атмосфероохранных мероприятий.

Источником информации для расчета приземных концентраций примесей служат данные инвентаризации, а также томов предельно допустимых выбросов (ПДВ).

На формирование загрязнения в приземном слое атмосферы влияет комплекс метеорологических параметров, для учета влияния которых необходимо использовать комплексный показатель.

Расчет комплексного показателя загрязнения атмосферы ПКатм проводится по следующей формуле:

,

где ПДКiс.с. – среднесуточная предельно допустимая концентрация i-го ингредиента;

gi – безразмерная константа, учитывающая класс опасности ингредиента; для веществ 1-го, 2-го, 3-го, 4-го классов опасности gi составляет соответственно 1,7; 1,3; 1,0; 0,9.

t – повторяемость направлений ветров за год, рассчитываемая по формуле:

,

где р – наибольшая среднегодовая повторяемость направлений ветра по румбу от источника загрязнения, %;

р – равен 12,5 % (процент повторяемости направлений ветров одного румба при круговой розе ветров: р=100%:8 = 12,5 %).

Показатель ПЗА выражается через отношение средних концентраций примесей при одинаковых выбросах в конкретном qi, г/м 3 , и условном q, г/м 3 , районах (ПЗА ≈ 1), различающихся по метеорологическим условиям распространения примеси

.

Потенциал загрязнения атмосферы (ПЗА) показывает, во сколько раз средний уровень загрязнения приземного слоя в конкретном районе выше, чем в условном при реальной повторяемости в данных районах метеорологических условий, неблагоприятных для рассеивания.

Следовательно, при расчете ПЗА учитываются основные характеристики условий вертикального и горизонтального перемешивания атмосферного воздуха.

Районирование территории нашей страны по метеорологическим условиям, определяющим рассеивающую способность атмосферного воздуха от низких источников выбросов, приведено в табл. 3.1.

studopedia.org — Студопедия.Орг — 2014-2020 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.003 с) .

Видео (кликните для воспроизведения).

http://studopedia.org/1-86122.html

Уровни оценки загрязнения окружающей среды
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here