Судебная защита прав потерпевшего

Полезное по теме: "Судебная защита прав потерпевшего" от специалистов простым языком. Если необходимо уточнить актуальность на 2020 год, а также задать вопрос, то обращайтесь к дежурному юристу.

Прокуратура Московской области

Согласно пункту 1 части 1 статьи 6 УПК РФ защита прав и законных интересов лиц и организаций, потерпевших от преступления является назначением российского уголовного судопроизводства. Потерпевшим признается физическое лицо, которому преступлением причинен физический, имущественный, моральный вред, а также юридическое лицо в случае причинения преступлением вреда его имуществу и деловой репутации.

Статья 42 УПК РФ наделяет потерпевшего широким кругом прав: знать о предъявленном обвиняемому обвинении; давать показания; представлять доказательства; заявлять ходатайства и отводы; иметь представителя; участвовать в следственных действиях, производимых по его ходатайству; знакомиться с постановлением о назначении судебной экспертизы и заключением эксперта, с материалами дела по окончании предварительного расследования; получать копии процессуальных документов; участвовать в судебном разбирательстве уголовного дела в судах первой, второй, кассационной и надзорной инстанций, возражать против постановления приговора без проведения судебного разбирательства и др., а также ходатайствовать о применении мер безопасности.

В целях защиты потерпевшего, его семьи и близких, в отношении которых могут иметь место угрозы, запугивание, оказание давления со стороны лица, совершившего преступление, Уголовно-процессуальный кодекс РФ предусматривает меры, направленные на защиту прав потерпевшего в стадии исполнения приговора суда.

В соответствии с пунктом 21.1 части 2 статьи 42 и части 5 статьи 313 УПК РФ потерпевшие имеют право получать в обязательном порядке информацию о прибытии осужденного к лишению свободы к месту отбывания наказания, о выездах осужденного за пределы учреждения, исполняющего наказание в виде лишения свободы, об освобождении из мест лишения свободы, а также быть извещенным о рассмотрении судом связанных с исполнением приговора вопросов об освобождении осужденного от наказания, об отсрочке исполнения приговора или о замене осужденному неотбытой части наказания более мягким видом наказания в случае, если сделают об этом соответствующее заявление до окончания прений сторон.

Суд одновременно с постановлением обвинительного приговора выносит постановление об уведомлении потерпевшего, в котором указывается информация, которая должна быть предоставлена потерпевшему, а также данные, необходимые для его уведомления.

Копию этого постановления вместе с копией приговора суд направляет в учреждение или орган, на которые возложено исполнение наказания, а также потерпевшему.

Разрешая в соответствии со статьей 399 УПК РФ вопросы, связанные с исполнением приговора и возникающие в процессе отбывания уголовного наказания, суд обеспечивает личное либо посредством видео-конференц-связи участие потерпевшего в судебном заседании.

Органы и учреждения, на которые возложено исполнение наказания, действуя в соответствии со статьями 172.1, 175 и 177 Уголовно-исполнительного кодекса РФ, обязаны уведомлять потерпевшего о перемещении осужденного и об инициативах его освобождения, условно-досрочного освобождения, замене наказания, отсрочке отбывания наказания и др.

Предоставленное законом потерпевшему право довести до суда свою позицию по вопросу об условно-досрочном освобождении от отбывания наказания осужденного позволяет суду учесть интересы потерпевшего, связанные с обеспечением его личной безопасности, защитой его семьи и близких от угроз со стороны лица, совершившего преступление, либо с получением реального возмещения причиненного этим преступлением вреда.

Зачем потерпевшему адвокат.

Охрана законных интересов потерпевшего, уважение его достоинства, повышение доверия потерпевшего к уголовному правосудию — важная функция уголовного правосудия в соответствии с ратифицированными РФ международными декларациями и рекомендациями.

В силу УПК РФ уголовное судопроизводство имеет своим назначением защиту прав и законных интересов лиц и организаций, потерпевших от преступлений.

Потерпевшим является:

  • физическое лицо, которому преступлением причинен физический, имущественный моральный вред;
  • юридическое лицо, в случае причинения преступлением вреда его имуществу и деловой репутации.

Права потерпевшего по делам о преступлениях, последствием которых явилась смерть лица, переходят к одному из его близких родственников, а при их отсутствии или невозможности их участия в уголовном судопроизводстве — к одному из родственников. Правопреемники также вправе иметь в уголовном деле представителя потерпевшего – адвоката.

Мало кто знает, что если преступлением затрагиваются права и законные интересы сразу нескольких лиц, являющихся близкими родственниками погибшего, то они вправе настаивать на предоставлении им прав потерпевшего.

Пример из практики: по одному из уголовных дел по особо тяжкому преступлению, связанному с лишением жизни, при моем участии в суде потерпевшими были признаны два близких родственника, в пользу каждого из которых была взыскана существенная компенсация морального вреда.

Решение о признании потерпевшим оформляется постановлением или определением следователя, дознавателя или суда.

Отказ в признании потерпевшим, гражданским истцом, а также бездействие дознавателя, следователя, руководителя следственного органа, выразившееся в непризнании лица потерпевшим, гражданским истцом могут быть обжалованы в порядке ст.123 – 125 УПК РФ.

Отказ суда в возбуждении дела частного обвинения подлежит обжалованию в вышестоящий суд.

Потерпевшему обеспечивается возмещение:

  • вреда, причиненного преступлением;
  • расходов, понесенных в связи с его участием в ходе предварительного расследования и в суде, включая расходы на представителя-адвоката.

Гражданский иск потерпевший предъявляет:

  • после возбуждения уголовного дела;
  • в суде первой инстанции (при рассмотрении дела).

Право потерпевшего, гражданского истца и частного обвинителя на представителя — адвоката, закреплено в УПК РФ.

Адвокат потерпевшего, частного обвинителя вправе:

1) знать о предъявленном обвиняемому обвинении;

2) представлять доказательства;

3) заявлять ходатайства (в том числе об оказании содействия в сборе доказательств, исследовании имеющихся в деле и истребовании новых доказательств, о допросе свидетелей, проведении очных ставок, повторных допросах, назначении экспертиз, проведении иных следственных действий и т.д.) и отводы (следователю, дознавателю, прокурору, судье, секретарю, присяжным заседателям и т.д.);

4) участвовать в определенных следственных действиях;

5) знакомиться с протоколами следственных действий, произведенных с участием потерпевшего, и подавать на них замечания;

6) знакомиться с постановлением о назначении судебной экспертизы и заключением эксперта;

7) знакомиться по окончании предварительного расследования, в том числе в случае прекращения уголовного дела, со всеми материалами уголовного дела, выписывать из уголовного дела любые сведения и в любом объеме, снимать копии с материалов уголовного дела, в том числе с помощью технических средств. В случае, если в уголовном деле участвует несколько потерпевших, каждый из их представителей вправе знакомиться с теми материалами уголовного дела, которые касаются вреда, причиненного соответствующему потерпевшему;

8) получать копии постановлений о возбуждении уголовного дела, о признании потерпевшим, об отказе в избрании в отношении обвиняемого меры пресечения в виде заключения под стражу, о прекращении уголовного дела, о приостановлении производства по уголовному делу, о направлении уголовного дела по подсудности, о назначении предварительного слушания, судебного заседания, получать копии приговора суда первой инстанции, решений судов апелляционной и кассационной инстанций. По ходатайству вправе получать копии иных процессуальных документов, затрагивающих интересы потерпевшего;

Читайте так же:  Приказ минздрава 214н о запрете курения

9) участвовать в судебном разбирательстве уголовного дела в судах первой, второй, кассационной и надзорной инстанций, возражать против постановления приговора без проведения судебного разбирательства в общем порядке, а также в предусмотренных случаях участвовать в судебном заседании при рассмотрении судом вопросов, связанных с исполнением приговора;

10) выступать в судебных прениях;

11) поддерживать обвинение;

12) знакомиться с протоколом судебного заседания и подавать на него замечания;

13) приносить жалобы на действия (бездействие) и решения дознавателя, начальника подразделения дознания, начальника органа дознания, органа дознания, следователя, прокурора и суда;

14) обжаловать приговор, определение, постановление суда;

15) знать о принесенных по уголовному делу жалобах и представлениях и подавать на них возражения;

16) ходатайствовать о применении мер безопасности в отношении потерпевшего;

17) на основании постановления, определения суда, принятого по заявленному до окончания прений сторон ходатайству получать информацию о прибытии осужденного к лишению свободы к месту отбывания наказания, в том числе при перемещении из одного исправительного учреждения в другое, о выездах осужденного за пределы учреждения, исполняющего наказание в виде лишения свободы, о времени освобождения осужденного из мест лишения свободы, а также быть извещенным о рассмотрении судом связанных с исполнением приговора вопросов об освобождении осужденного от наказания, об отсрочке исполнения приговора или о замене осужденному неотбытой части наказания более мягким видом наказания (ходатайство о получении данной информации заявляется до окончания прений сторон в письменной форме);

18) представлять суду письменные формулировки по вопросам, указанным в п.1-6 ч.1 ст.299 УПК РФ, на рассмотрение иных вопросов, возникающих в ходе судебного разбирательства;

19) получать список кандидатов в присяжные заседатели, заявлять о неспособности коллегии присяжных вынести объективный вердикт, приносить замечания по содержанию и формулировке вопросов, подлежащих разрешению присяжными заседателями и вносить предложения о постановке новых вопросов (при рассмотрении дела в соответствии с гл.42 УПК РФ);

20) осуществлять иные полномочия.

Личное участие в уголовном деле не лишает потерпевшего права пользоваться помощью представителя — адвоката.

На привлечение к участию в уголовном деле представителя-адвоката имеет право и частный обвинитель, то есть лицо подавшее заявление о возбуждении уголовного дела (по ст.115 ч.1 УК РФ, 116.1 УК РФ, 128.1 ч.1 УК РФ) в суд в порядке ст. 318 УПК РФ и поддерживающее обвинение в суде.

Потерпевшему, гражданскому истцу, частному обвинителю целесообразно привлекать к участию в уголовном деле компетентного специалиста – представителя, каковым является адвокат, в целях:

  • своевременной реализации имеющегося объема прав;
  • контроля за ходом и качеством предварительного расследования;
  • недопущения нарушений прав потерпевшего (гражданского истца, частного обвинителя) по уголовному делу;
  • своевременного разъяснения положений УПК РФ и УК РФ (о расследовании дел, квалификации действий подозреваемого/обвиняемого/подсудимого и возможной переквалификации, наказании и порядке его назначения и исполнения, о прекращении дел, о порядке и последствиях желаемого обвиняемым вида судебного разбирательства и др.);
  • восстановления справедливости и нарушенных прав.

ВАШ АДВОКАТ — БУКЛОВА ВИКТОРИЯ АЛЕКСАНДРОВНА

Прокуратура Московской области

Статья 52 Конституции Российской Федерации, гарантируя каждому судебную защиту его прав и свобод, определяет, что государство обеспечивает потерпевшему доступ к правосудию и компенсацию причиненного ущерба.

В соответствии со ст. 22 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации (УПК РФ) потерпевший, его законный представитель, представитель вправе участвовать в уголовном преследовании обвиняемого, а по уголовным делам частного обвинения — выдвигать и поддерживать обвинение в порядке, установленном УПК РФ.

Согласно ч. 1 ст. 42 УПК РФ потерпевшим является физическое лицо, которому преступлением причинен физический, имущественный, моральный вред, а также юридическое лицо в случае причинения преступлением вреда его имуществу и деловой репутации. Часть вторая указанной статьи предусматривает широкий спектр процессуальных полномочий потерпевшего, начиная со стадии возбуждения уголовного дела до стадии исполнения наказания.

Потерпевший вправе представлять доказательства; заявлять ходатайства и отводы; знакомиться с протоколами следственных действий, заключениями экспертиз, по окончании расследования – со всеми материалами дела, выступать в судебных прениях; поддерживать обвинение, обжаловать действия и решения лиц, проводящих расследование, прокурора и суда; обжаловать приговор, определение, постановление суда; получать информацию о прибытии осужденного к лишению свободы к месту отбывания наказания, о времени освобождения осужденного из мест лишения свободы, а также быть извещенным о рассмотрении судом связанных с исполнением приговора вопросов об освобождении осужденного от наказания, об отсрочке исполнения приговора или о замене осужденному неотбытой части наказания более мягким видом наказания и др.

За время действия УПК РФ, вступившего в силу с 1 июля 2002 г., полномочия потерпевшего, связанные с обеспечением его прав, постоянно совершенствуются законодателем и расширяются.

Потерпевшему обеспечивается возмещение имущественного вреда, причиненного преступлением, а также расходов, понесенных в связи с его участием в ходе предварительного расследования и в суде, включая расходы на представителя. Эти расходы являются процессуальными издержками и возмещаются за счет средств федерального бюджета либо средств участников уголовного судопроизводства.

Кроме этого, должны быть возмещены: суммы на покрытие расходов, связанных с явкой к месту производства процессуальных действий и проживанием; суммы в возмещение недополученной заработной платы за время, затраченное в связи с вызовом в дознавателю, в орган дознания, к следователю, прокурору или в суд; суммы, выплачиваемые потерпевшему, не имеющему постоянной заработной платы, за отвлечение от обычных занятий; суммы в возмещение расходов на представителя.

В тех случаях, когда процессуальные издержки возмещаются за счет федерального бюджета, их порядок и размеры возмещения регламентируются Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.12.2012 № 1240 «О порядке и размере возмещения процессуальных издержек, связанных с производством по уголовному делу, издержек в связи с рассмотрением дела арбитражным судом, гражданского дела, административного дела, а также расходов в связи с выполнением требований Конституционного Суда Российской Федерации и о признании утратившими силу некоторых актов Совета Министров РСФСР и Правительства Российской Федерации».

В соответствии с трудовым законодательством Российской Федерации участие работника в мероприятиях по осуществлению правосудия либо его привлечение к участию в деятельности правоохранительных органов расценивается как исполнение государственных обязанностей. Согласно ст. 170 Трудового кодекса РФ на это время работодатель обязан освобождать работника от работы с сохранением за ним места работы, должности в случаях, если эти обязанности должны исполняться в рабочее время, что означает недопустимость увольнения по инициативе работодателя или перевода на другую работу без его согласия в этот период.

Читайте так же:  Положение о запрете курения в школе

Защита прав потерпевшего в уголовном праве

Защита прав потерпевшего: когда она необходима?

Согласно ст. 42 УПК РФ, потерпевшим признается физическое лицо, которому в результате совершенного преступления был причинен физический, имущественный, моральный вред, а также юридическое лицо в случае причинения преступлением вреда его имуществу или деловой репутации. Постановление о признании потерпевшим выносится сразу после возбуждения дела либо после получения сведений о пострадавшем лице.

Конституцией РФ и рядом федеральных законов провозглашается важный принцип — охрана государством прав потерпевшего, предусматривающий обеспечение государством доступа к правосудию и компенсацию причинённого ущерба. Потерпевший в уголовном праве признается фигурой, которая может рассчитывать на охрану своих интересов со стороны государства. Но на практике лицо, которому преступлением причинен ущерб, нередко сталкивается с бюрократией и нарушением своих прав в результате халатного отношения сотрудников правоохранительных органов к своей работе, что может выражаться в:

  • в отказе в принятии заявления о совершении преступления;
  • в отказе в возбуждении уголовного дела;
  • в отказе в признании потерпевшим;
  • в отказе в предоставлении мер государственной защиты по ФЗ № 119 от 20.08.2004 года;
  • в отказе в принятии гражданского иска и признании гражданским истцом;
  • в отказе наложить арест на имущество обвиняемого в целях обеспечения возмещения ущерба после вынесения приговора;
  • в затягивании сроков расследования дела.

Потерпевшим, выступающим в роли частных обвинителей, тоже приходится нелегко: фактически на них возлагаются функции следователя и прокурора, включающие сбор доказательной базы и поддержание обвинения в суде. Отсутствие опыта и соответствующих юридических знаний могут привести к оправданию подсудимого и возложению на потерпевшего всех судебных расходов.

Защита прав потерпевшего в уголовном процессе — это необходимость, вызванная реалиями отечественного судопроизводства. Поэтому потерпевшему гражданину просто не обойтись без квалифицированной юридической поддержки.

Защита прав потерпевшего: помощь адвоката Саркисова

Одно из моих приоритетных направлений деятельности — защита прав потерпевшего. Я готов оказать следующие услуги:

  1. Консультирование потерпевшего лица;
  2. Помощь в подготовке и подаче заявления о совершении преступления.
  3. Защита прав потерпевшего на стадии доследственной проверки.
  4. Защита прав гражданина на стадии предварительного расследования.
  5. Отстаивание интересов и прав потерпевшего гражданина на судебной стадии.
  6. Всесторонняя защита прав несовершеннолетнего потерпевшего.
  7. Представление интересов частного обвинителя.
  8. Представление интересов гражданского истца.

Все перечисленные услуги оказываются путем сбора доказательной базы, составления процессуальной документации, взаимодействия с органами следствия и прокуратуры, активной защиты позиции Доверителя в суде.

Участие на Вашей стороне адвоката, в зависимости от ситуации, позволяет добиться видимых результатов:

  • привлечение совершивших преступление лиц к уголовной ответственности;
  • взыскание в пользу потерпевшего всех понесенных им убытков;
  • примирение с виновной стороной.

Куда обратиться потерпевшему?

Я предлагаю свои квалифицированные услуги по защите прав потерпевших на любой стадии уголовного процесса. Каждому Доверителю гарантируется:

  • индивидуальный подход;
  • конфиденциальность и надежность;
  • четкое соблюдение условий договора;
  • доступность для связи 24 часа в сутки 7 дней в неделю.

Мой богатый опыт позволяет успешно решать задачи любой сложности в максимально короткие сроки. Поэтому если Вы хотите добиться положительных результатов — я готов Вам помочь.

Защита прав потерпевших в уголовном процессе

В Российской Федерации права потерпевших от преступлений охраняются законом, что установлено статьёй 52 Конституцией РФ. Государство обеспечивает потерпевшим доступ к правосудию и компенсацию причиненного материального ущерба и морального вреда.

В соответствии со ст.ст. 22, 42 УПК РФ потерпевший, как самостоятельная фигура уголовного процесса обладает целым рядом прав: участвовать в уголовном преследовании обвиняемого, выдвигать и поддерживать обвинение в порядке частного обвинения, знать о предъявленном обвинении, давать показания, представлять доказательства, заявлять ходатайства и отводы, иметь представителя, участвовать с разрешения следователя или дознавателя в следственных действиях, производимых по его ходатайству либо ходатайству его представителя, знакомиться с протоколами следственных действий, произведенных с его участием и подавать на них замечания, знакомиться с постановлением о назначением судебной экспертизы и заключением эксперта, знакомиться по окончании предварительного расследования со всеми материалами дела и получать копии материалов дела (в случаях предусмотренных законом на всех стадиях уголовного процесса).

Однако, необходимо признать тот факт, что приведенная уголовно-процессуальная норма не является в полной мере эффективной. Поскольку все эти права возникают у потерпевшего слишком поздно, только с того момента, когда дознаватель, следователь или суд вынесут постановление о признании его потерпевшим.

Видео (кликните для воспроизведения).

Признание лица потерпевшим должно осуществляться одновременно с возбуждением уголовного дела, если нет затруднений, в установлении потерпевшего.

Вот почему в таком случае стоит обратиться к адвокату. В соответствии с ч.1 ст. 45 УПК РФ представителями потерпевшего, гражданского истца и частного обвинителя могут быть адвокаты, так же в качестве представителя потерпевшего или гражданского истца могут быть допущены один из близких родственников потерпевшего или гражданского истца либо иное лицо, о допуске которого ходатайствует потерпевший или гражданский истец. Адвокат, как и практикующий юрист – представитель потерпевшего, не обладающий специальным статусом, но имеющий доверенность со всеми полномочиями в уголовном процессе наделены законом с одной стороны правами, с другой обязанностями.

Адвокат – представитель потерпевшего имеет определённые права и в соответствии со своим статусом требует от других участников процесса исполнения своих обязанностей. Потерпевший, пользуясь услугами адвоката, как своего представителя вместе с ним решает проблемы, возникшие с государственными чиновниками, в то время, как адвокат подозреваемого или обвиняемого защищает от произвола «правосудия». В этом и состоит специальное положение адвоката-представителя потерпевшего в уголовном судопроизводстве.

Адвокат-представитель потерпевшего, вступая в уголовное дело и пользуясь своим правовым статусом, обязывает других участников уголовного процесса (дознавателя, следователя, прокурора) выполнять свои должностные обязанности в строгом соответствии с законом.

В случае выявления нарушения закона должностными лицами при расследовании уголовного дела и «попирание» прав потерпевшего, адвокат в таких случаях может даже вынести вопрос о привлечении «чиновника» к ответственности в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации. Порядок обжалования принятых решений должностных лиц при расследовании уголовного дела, предусмотрен ст.125 УПК РФ.

Бывают жизненные ситуации, что никто не может застраховать себя от посягательств уголовных преступлений. Вот почему, если возникает ситуация, в результате которой Вы можете стать потерпевшим, адвокат, обладающий большим практическим опытом и всеми необходимыми знаниями, может надёжно защитить Ваши права и интересы и решить создавшуюся проблему. Адвокат делает всё возможное, чтобы обеспечить максимальный положительный результат для каждого без исключения, обратившегося к нему гражданина.

Читайте так же:  Попытка мелкого хищения

Механизм судебной защиты прав потерпевшего в уголовном судопроизводстве РФ: проблемы функционирования

Кукель Владислав Валентинович — аспирант ИЗиСП.

Само понятие механизма судебной защиты можно определить как:

а) систему средств, при помощи которых осуществляется реализация права заинтересованного лица на судебную защиту своих законных интересов в случае их ущемления;

б) порядок действий органов судебной власти по осуществлению правосудия.

В Российской Федерации исторически сформировался такой порядок осуществления правосудия, при котором инициатива по осуществлению уголовного преследования и защите потерпевшего принадлежит исключительно государственным органам, а активность самого пострадавшего минимизирована . Лицо, заинтересованное в защите (потерпевший), является инициатором только начала работы механизма правосудия, однако дальнейшее его функционирование поддерживают и контролируют органы, ответственные за производство по уголовному делу. В.А. Лазарева не без основания пишет, что судебная защита потерпевшего заключается лишь в праве на рассмотрение его жалобы . Правоприменительная практика свидетельствует о незащищенности процессуальной фигуры потерпевшего, причем его процессуальная пассивность является, на наш взгляд, основным блокирующим фактором функционирования механизма судебной защиты. Поэтому процессуальную активность потерпевшего необходимо расширить путем:

См.: Коленцова В.В. Реализация принципа обеспечения законных интересов личности в досудебном производстве. М., 2002. С. 19.
См.: Лазарева В.А. Судебная власть и ее реализация в уголовном процессе. Самара, 1999. С. 34.

  • обеспечения потерпевшему знания и понимания своих процессуальных прав посредством не только оглашения ему их под расписку, но и путем подробного разъяснения следователем (дознавателем) механизма их использования;
  • расширения круга дел частного обвинения, где потерпевший, преследуя частный интерес, имеет возможность наиболее полно реализовать его, обладая правами частного обвинителя в полном объеме;
  • создания института посредничества для примирения сторон по делам частного обвинения до поступления дела в суд, используя при его создании позитивный опыт ФРГ, Австрии, Великобритании .

См.: Бойков А.Д. Защита прав потерпевшего в уголовном процессе. М., 1993. С. 44.

Вместе с тем расширение активности процессуальной фигуры потерпевшего разрешит лишь материально-правовой аспект проблемы судебной защиты, поскольку закрепление в законодательстве дополнительных возможностей потерпевшего по участию в процессе защиты еще не гарантирует успешную реализацию его субъективного интереса в процессе производства по уголовному делу. Без создания реально действующего механизма применения права на судебную защиту нельзя говорить об эффективности этого института.

Механизм реализации права потерпевшего на судебную защиту заключается в создании условий для потерпевшего и предоставлении ему специальных средств, используя которые, он получит реальную возможность осуществлять свое право на судебную защиту. Теоретический смысл такого механизма состоит в создании определенного вида правоотношений между потерпевшим, с одной стороны, и дознавателем, следователем, прокурором и судом — с другой. В этих отношениях потерпевший представлял и отстаивал бы свой субъективный интерес, а государственные органы и должностные лица кроме реализации своих публичных интересов обеспечивали бы эффективность деятельности потерпевшего по защите своих прав. Задачами функционирования механизма судебной защиты являются:

  • предупреждение нарушения прав потерпевшего;
  • восстановление нарушенных прав лица;
  • возмещение причиненного нарушением вреда заинтересованному лицу;
  • привлечение к ответственности правонарушителей.

Успешное выполнение этих задач, на наш взгляд, напрямую зависит от обеспечения условий для наиболее быстрого, глубокого и квалифицированного рассмотрения обращения потерпевшего за судебной защитой; повышения ответственности лиц, виновных в нарушении его прав.

При рассмотрении вопроса об обеспечении условий для своевременного и эффективного рассмотрения заявления или жалобы потерпевшего, обратившегося в суд за защитой своих прав, мы сталкиваемся с проблемой предельной нагрузки на судебные органы. Постоянно возрастающий объем рассматриваемых дел и максимальная занятость судей не позволяют уделять рассмотрению жалоб и заявлений участников уголовного судопроизводства достаточно времени. Естественно, что в таких условиях рассмотреть дело по существу, руководствуясь внутренним убеждением и законом, и вынести справедливое решение представляется весьма затруднительным. Кроме того, своевременное рассмотрение и разрешение жалоб и заявлений граждан в суде затруднено субъективными причинами, такими как: волокита, зависимость судей, корыстный интерес и судейский произвол.

Ранее для соблюдения своевременности рассмотрения обращений граждан предлагалось создавать дежурные камеры районного суда, основной функцией которых являлось бы своевременное принятие и рассмотрение жалоб. Причем, на наш взгляд, было бы целесообразно использовать позитивный опыт функционирования дежурных судов, урегулированный УПК РСФСР 1923 г. При создании таких специализированных судов потерпевший мог бы получить дополнительную гарантию своей защиты и твердую уверенность в эффективности деятельности органов правосудия, что в целом послужило бы постепенному увеличению правовой культуры общества в целом.

См.: Советский уголовный процесс / Под ред. Л.М. Карнеевой, Л.А. Лупинской, И.В. Тыричева. М., 1980. С. 78.

См.: Кашепов В.П. Институт судебной защиты прав и свобод граждан и средства ее реализации // Государство и право. 1998. N 2.
См.: Шалумов М. Судебный контроль и прокурорский надзор: не междоусобица, а взаимодействие // Российская юстиция. 2001. N 4.

Представляется, что прокуратура, осуществляя функцию прокурорского надзора, является основным, но нижестоящим по сравнению с судом органом контроля за законностью. Однако, будучи инициативным органом, прокурор имеет право обращения в суд с представлениями о нарушениях, дополняя тем самым надзорную работу суда по осуществлению режима законности. В связи с этим считаем, что образование специализированных судебных органов, функцией которых станет судебный контроль и разумное взаимодействие их с органами прокуратуры, будет способствовать оптимизации и дифференциации всего процесса соблюдения режима законности, что, в свою очередь, повысит эффективность функционирования механизма судебной защиты потерпевшего.

При рассмотрении проблемы ответственности виновных лиц за нарушение прав и ущемление интересов потерпевшего возможно выделить две группы лиц, чьи действия (бездействие) послужили основанием обращения за защитой в суд:

а) собственно подозреваемые (обвиняемые);

б) представители правоохранительных органов, ответственные за производство по уголовному делу (дознаватель, следователь, прокурор, суд).

Если в первом случае интерес уголовного преследования и функционирование механизма защиты потерпевшего поддерживают и потерпевший, и государственные органы, и должностные лица, поскольку частный и публичный интересы здесь по смыслу самого уголовного преследования максимально совпадают, то при рассмотрении второго варианта, где права и интересы потерпевшего ущемлены должностным лицом (например, при производстве следственного действия), мы сталкиваемся с противоречием между частным интересом потерпевшего и нежеланием дознавателей, следователей, прокуроров и судей признавать свою вину в ущемлении прав потерпевшего. Должностное лицо, с одной стороны, обязано гарантировать потерпевшему полную реализацию его прав, с другой стороны, привлекать к ответственности виновное лицо, которым в ряде случаев является оно само. Вышестоящие органы и лица, ответственные за контроль над законностью при производстве по уголовному делу и способные привлечь к ответственности нарушителя в подобной ситуации, как показывает практика, делают это не слишком активно, назначая символическое наказание другому должностному лицу.

Читайте так же:  Какое административное наказание предусмотрено за невыполнение

Практика свидетельствует, что наиболее часто встречающимися нарушениями со стороны должностных лиц являются: нарушение дознавателем, следователем, прокурором срока по принятию и проверке сообщения о совершенном или готовящемся преступлении; нарушение судьей срока рассмотрения жалоб на законность, обоснованность действий (бездействия) дознавателя, следователя и прокурора; нарушение дознавателем или следователем срока направления копии постановления об отказе в возбуждении уголовного дела; неуказание в повестке о вызове потерпевшего места, времени, качества вызываемого лица и др. Чаще всего такие нарушения служат поводом для обжалования потерпевшим действий (бездействия) и решений должностных лиц.

Так, например, количество жалоб, поданных на действия (бездействие) следователей, дознавателей, в 2004 году по Бежицкому району г. Брянска составило 215, из них было удовлетворено всего 69. В целом по Брянской области было подано 3198 жалоб на действия и бездействие вышеуказанных лиц, ответственных за производство по уголовным делам, удовлетворено — 1114. Прокурорских представлений по факту выявления нарушений уголовно-процессуального законодательства было заявлено 786 по Брянской области, по Бежицкому району г. Брянска — 52. Дисциплинарному взысканию были подвергнуты 574 следователя и дознавателя, причем в большинстве случаев (около 76%) основным видом применяемого взыскания являлся выговор. В 43% случаев заявителями жалоб были потерпевшие. В целом существенные нарушения прав потерпевшего, гражданского истца и их представителей составляют 20,3% от общего ежегодного числа нарушений уголовно-процессуального закона .

См.: Ширванов А.А. Нарушения закона в уголовном судопроизводстве России. М., 2004. С. 111.

Из приведенных данных очевидно, что потерпевший в этом случае находится не в лучшем положении, поскольку не происходит возмещения ему вреда, «ограждения» его прав и интересов от нарушения. Зачастую потерпевший может реально надеяться только на восстановление своих процессуальных прав. Стоит отметить, что привлечение дознавателей, следователей и других должностных лиц к «символической» ответственности не удерживает этих лиц от совершения новых нарушений. Поэтому о предупреждении подобных правонарушений не может быть и речи. Считаем возможным ужесточить ответственность должностных лиц путем введения в УК РФ такого состава преступления, как «Грубое нарушение прав и законных интересов участников уголовного судопроизводства должностным лицом, ответственным за производство по уголовному делу». Кроме того, внести изменения в ст. 20 УПК РФ, отнеся этот состав преступления к делам частно-публичного обвинения, поскольку, нарушая права отдельного участника судопроизводства, виновное лицо ущемляет не только частный интерес конкретного лица, но и приносит вред другим участникам правоотношений путем снижения темпа и эффективности осуществления правосудия.

Механизм судебной защиты прав потерпевшего в уголовном судопроизводстве РФ: проблемы функционирования (В.В. Кукель, «Журнал российского права», N 8, август 2005 г.)

Механизм судебной защиты прав потерпевшего в уголовном
судопроизводстве РФ: проблемы функционирования

Само понятие механизма судебной защиты можно определить как:

а) систему средств, при помощи которых осуществляется реализация права заинтересованного лица на судебную защиту своих законных интересов в случае их ущемления;

б) порядок действий органов судебной власти по осуществлению правосудия.

В Российской Федерации исторически сформировался такой порядок осуществления правосудия, при котором инициатива по осуществлению уголовного преследования и защите потерпевшего принадлежит исключительно государственным органам, а активность самого пострадавшего минимизирована*(1). Лицо, заинтересованное в защите (потерпевший), является инициатором только начала работы механизма правосудия, однако дальнейшее его функционирование поддерживают и контролируют органы, ответственные за производство по уголовному делу. В.А. Лазарева не без основания пишет, что судебная защита потерпевшего заключается лишь в праве на рассмотрение его жалобы*(2). Правоприменительная практика свидетельствует о незащищенности процессуальной фигуры потерпевшего, причем его процессуальная пассивность является, на наш взгляд, основным блокирующим фактором функционирования механизма судебной защиты. Поэтому процессуальную активность потерпевшего необходимо расширить путем:

— обеспечения потерпевшему знания и понимания своих процессуальных прав посредством не только оглашения ему их под расписку, но и путем подробного разъяснения следователем (дознавателем) механизма их использования;

— расширения круга дел частного обвинения, где потерпевший, преследуя частный интерес, имеет возможность наиболее полно реализовать его, обладая правами частного обвинителя в полном объеме;

— создания института посредничества для примирения сторон по делам частного обвинения до поступления дела в суд, используя при его создании позитивный опыт ФРГ, Австрии, Великобритании*(3).

Вместе с тем расширение активности процессуальной фигуры потерпевшего разрешит лишь материально-правовой аспект проблемы судебной защиты, поскольку закрепление в законодательстве дополнительных возможностей потерпевшего по участию в процессе защиты еще не гарантирует успешную реализацию его субъективного интереса в процессе производства по уголовному делу. Без создания реально действующего механизма применения права на судебную защиту нельзя говорить об эффективности этого института.

Механизм реализации права потерпевшего на судебную защиту заключается в создании условий для потерпевшего и предоставлении ему специальных средств, используя которые, он получит реальную возможность осуществлять свое право на судебную защиту. Теоретический смысл такого механизма состоит в создании определенного вида правоотношений между потерпевшим, с одной стороны, и дознавателем, следователем, прокурором и судом — с другой. В этих отношениях потерпевший представлял и отстаивал бы свой субъективный интерес, а государственные органы и должностные лица, кроме реализации своих публичных интересов, обеспечивали бы эффективность деятельности потерпевшего по защите своих прав. Задачами функционирования механизма судебной защиты являются:

— предупреждение нарушенных прав потерпевшего;

— восстановление нарушенных прав лица;

— возмещение причиненного нарушением вреда заинтересованному лицу;

— привлечение к ответственности правонарушителей.

Успешное выполнение этих задач, на наш взгляд, напрямую зависит от обеспечения условий для наиболее быстрого, глубокого и квалифицированного рассмотрения обращения потерпевшего за судебной защитой; повышения ответственности лиц, виновных в нарушении его прав.

При рассмотрении вопроса об обеспечении условий для своевременного и эффективного рассмотрения заявления или жалобы потерпевшего, обратившегося в суд за защитой своих прав, мы сталкиваемся с проблемой предельной нагрузки на судебные органы. Постоянно возрастающий объем рассматриваемых дел и максимальная занятость судей не позволяют уделять рассмотрению жалоб и заявлений участников уголовного судопроизводства достаточно времени. Естественно, что в таких условиях рассмотреть дело по существу, руководствуясь внутренним убеждением и законом, и вынести справедливое решение представляется весьма затруднительным. Кроме того, своевременное рассмотрение и разрешение жалоб и заявлений граждан в суде затруднено субъективными причинами, такими как: волокита, зависимость судей, корыстный интерес и судейский произвол.

Читайте так же:  Нарушения законодательства об административных правонарушениях

Ранее для соблюдения своевременности рассмотрения обращений граждан предлагалось создавать дежурные камеры районного суда, основной функцией которых являлось бы своевременное принятие и рассмотрение жалоб. Причем, на наш взгляд, было бы целесообразно использовать позитивный опыт функционирования дежурных судов, урегулированный УПК РСФСР 1923 г.*(4) При создании таких специализированных судов потерпевший мог бы получить дополнительную гарантию своей защиты и твердую уверенность в эффективности деятельности органов правосудия, что в целом послужило бы постепенному увеличению правовой культуры общества в целом.

Представляется, что прокуратура, осуществляя функцию прокурорского надзора, является основным, но нижестоящим по сравнению с судом органом контроля за законностью. Однако, будучи инициативным органом, прокурор имеет право обращения в суд с представлениями о нарушениях, дополняя тем самым надзорную работу суда по осуществлению режима законности. В связи с этим считаем, что образование специализированных судебных органов, функцией которых станет судебный контроль и разумное взаимодействие их с органами прокуратуры, будет способствовать оптимизации и дифференциации всего процесса соблюдения режима законности, что, в свою очередь, повысит эффективность функционирования механизма судебной защиты потерпевшего.

При рассмотрении проблемы ответственности виновных лиц за нарушение прав и ущемление интересов потерпевшего возможно выделить две группы лиц, чьи действия (бездействие) послужили основанием обращения за защитой в суд:

а) собственно подозреваемые (обвиняемые);

б) представители правоохранительных органов, ответственные за производство по уголовному делу (дознаватель, следователь, прокурор, суд).

Если в первом случае интерес уголовного преследования и функционирование механизма защиты потерпевшего поддерживают и потерпевший, и государственные органы, и должностные лица, поскольку частный и публичный интересы здесь по смыслу самого уголовного преследования максимально совпадают, то при рассмотрении второго варианта, где права и интересы потерпевшего ущемлены должностным лицом (например, при производстве следственного действия), мы сталкиваемся с противоречием между частным интересом потерпевшего и нежеланием дознавателей, следователей, прокуроров и судей признавать свою вину в ущемлении прав потерпевшего. Должностное лицо, с одной стороны, обязано гарантировать потерпевшему полную реализацию его прав, с другой стороны, привлекать к ответственности виновное лицо, которым в ряде случаев является оно само. Вышестоящие органы и лица, ответственные за контроль над законностью при производстве по уголовному делу и способные привлечь к ответственности нарушителя в подобной ситуации, как показывает практика, делают это не слишком активно, назначая символическое наказание другому должностному лицу.

Практика свидетельствует, что наиболее часто встречающимися нарушениями со стороны должностных лиц являются: нарушение дознавателем, следователем, прокурором срока по принятию и проверке сообщения о совершенном или готовящемся преступлении; нарушение судьей срока рассмотрения жалоб на законность, обоснованность действий (бездействия) дознавателя, следователя и прокурора; нарушение дознавателем или следователем срока направления копии постановления об отказе в возбуждении уголовного дела; неуказание в повестке о вызове потерпевшего места, времени, качества вызываемого лица и др. Чаще всего такие нарушения служат поводом для обжалования потерпевшим действий (бездействия) и решений должностных лиц.

Так, например, количество жалоб, поданных на действия (бездействие) следователей, дознавателей, в 2004 году по Бежицкому району г. Брянска составило 215, из них было удовлетворено всего 69. В целом по Брянской области было подано 3198 жалоб на действия и бездействие вышеуказанных лиц, ответственных за производство по уголовным делам, удовлетворено — 1114. Прокурорских представлений по факту выявления нарушений уголовно-процессуального законодательства было заявлено 786 по Брянской области, по Бежицкому району г. Брянска — 52. Дисциплинарному взысканию были подвергнуты 574 следователя и дознавателя, причем в большинстве случаев (около 76%) основным видом применяемого взыскания являлся выговор. В 43% случаев заявителями жалоб были потерпевшие. В целом, существенные нарушения прав потерпевшего, гражданского истца и их представителей составляют 20,3% от общего ежегодного числа нарушений уголовно-процессуального закона*(7).

Из приведенных данных очевидно, что потерпевший в этом случае находится не в лучшем положении, поскольку не происходит возмещения ему вреда, «ограждения» его прав и интересов от нарушения. Зачастую потерпевший может реально надеяться только на восстановление своих процессуальных прав. Стоит отметить, что привлечение дознавателей, следователей и других должностных лиц к «символической» ответственности не удерживает этих лиц от совершения новых нарушений. Поэтому о предупреждении подобных правонарушений не может быть и речи. Считаем возможным ужесточить ответственность должностных лиц путем введения в УК РФ такого состава преступления, как «Грубое нарушение прав и законных интересов участников уголовного судопроизводства должностным лицом, ответственным за производство по уголовному делу». Кроме того, внести изменения в ст. 20 УПК РФ, отнеся этот состав преступления к делам частно-публичного обвинения, поскольку, нарушая права отдельного участника судопроизводства, виновное лицо ущемляет не только частный интерес конкретного лица, но и приносит вред другим участникам правоотношений путем снижения темпа и эффективности осуществления правосудия.

«Журнал российского права», N 8, август 2005 г.

*(1) См.: Коленцова В.В. Реализация принципа обеспечения законных интересов личности в досудебном производстве. М., 2002. С. 19.

*(2) См.: Лазарева В.А. Судебная власть и ее реализация в уголовном процессе. Самара, 1999. С. 34.

*(3) См.: Бойков А.Д. Защита прав потерпевшего в уголовном процессе. М., 1993. С. 44.

*(4) См.: Советский уголовный процесс / Под ред. Л.М. Карнеевой, Л.А. Лупинской, И.В. Тыричева. М., 1980. С. 78.

*(5) См.: Кашепов В.П. Институт судебной защиты прав и свобод граждан и средства ее реализации // Государство и право. 1998. N 2.

*(6) См.: Шалумов М. Судебный контроль и прокурорский надзор: не междоусобица, а взаимодействие // Российская юстиция. 2001. N 4.

*(7) См.: Ширванов А.А. Нарушения закона в уголовном судопроизводстве России. М., 2004. С. 111.

Актуальная версия заинтересовавшего Вас документа доступна только в коммерческой версии системы ГАРАНТ. Вы можете приобрести документ за 75 рублей или получить полный доступ к системе ГАРАНТ бесплатно на 3 дня.

Купить документ Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

Видео (кликните для воспроизведения).

Механизм судебной защиты прав потерпевшего в уголовном Механизм судебной защиты прав потерпевшего в уголовном судопроизводстве РФ: проблемы функционирования

Источники

Судебная защита прав потерпевшего
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here