Субъекты рассмотрения дел об административном правонарушении

Полезное по теме: "Субъекты рассмотрения дел об административном правонарушении" от специалистов простым языком. Если необходимо уточнить актуальность на 2020 год, а также задать вопрос, то обращайтесь к дежурному юристу.

Субъекты административной юрисдикции, уполномоченные рассматривать дела об административных правонарушениях.

КоАП РФ Статья 22.1.

1. Дела об административных правонарушениях, предусмотренных КоАП, рассматриваются в пределах компетенции, установленной главой 23 КоАП:

1) судьями (мировыми судьями);

2) комиссиями по делам несовершеннолетних и защите их прав;

3) ФОИВ, их структурными подразделениями, территориальными органами и структурными подразделениями тер-х органов, а также иными гос органами в соотв с задачами и функциями, возложенными на них ФЗ либо НПА Президента или Правительства;

3.1) Банком России в соответствии с задачами и функциями, возложенными на него ФЗ;

4) органами и учреждениями уголовно-исполнительной системы;

6) органами ИВ субъектов, осуществляющими региональный гос надзор либо переданные им полномочия в области федерального гос надзора;

7) государственными учреждениями, подведомственными федеральным органам исполнительной власти, уполномоченным в соответствии с ФЗ на осуществление федерального гос лесного надзора (лесной охраны), федерального гос пожарного надзора, гос портового контроля, гос надзора в области использования и охраны особо охраняемых природных территорий фед значения, а также гос учреждениями, подведомственными органам ИВ субъектов, уполномоченным в соответствии с ФЗ на осуществление федерального гос лесного надзора (лесной охраны), гос надзора в области использования и охраны особо охраняемых природных территорий регионального значения.

2. Дела об адм правонарушениях, предусмотренных законами субъектов, рассматриваются в пределах полномочий, установленных этими законами:

1) мировыми судьями;

2) комиссиями по делам несовершеннолетних и защите их прав;

3) уполномоченными органами и учреждениями органов исполнительной власти субъектов;

4) административными комиссиями, иными коллегиальными органами, создаваемыми в соответствии с законами субъектов;

5) государственными учреждениями, подведомственными соответственно органам исполнительной власти субъектов, уполномоченным в соответствии с ФЗ на осуществление федерального гос лесного надзора (лесной охраны), гос надзора в области использования и охраны особо охраняемых природных территорий на особо охраняемых природных территориях регионального значения.

Место рассмотрения дела об административном правонарушении. Подведомственность дел об адм правонарушениях федеральным органам адм юрисдикции и органам адм юрисдикции субъектов РФ, судьям и судебным органам. Территориальная подведомственность дел об адм правонарушениях: общая, альтернативная и специальная.

Ст. 29.5. 1. Дело об административном правонарушении рассматривается по месту его совершения. По ходатайству лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, дело может быть рассмотрено по месту жительства данного лица.

1.1. В случаях, предусмотренных международным договором, дело об административном правонарушении рассматривается по месту выявления административного правонарушения, если местом его совершения является территория другого государства, за исключением случаев, предусмотренных частью 1.3 настоящей статьи.

1.2. Дела об адм правонар, предусм ст. 19.3, 20.2 и 20.2.2 КоАП, рассматриваются по месту выявления адм правонар.

1.3. Дело об административном правонарушении, предусмотренном статьей 19.28 КоАП и совершенном за пределами РФ, рассматривается по месту нахождения органа, возбудившего указанное дело.

2. Дело об административном правонарушении, по которому было проведено административное расследование, рассматривается по месту нахождения органа, проводившего административное расследование.

3. Дела об административных правонарушениях несовершеннолетних, а также об адм правонарушениях, предусмотренных статьями 5.35, 6.10, 20.22 КоАП, рассматриваются по месту жительства лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении.

5. Дело об административном правонарушении, предусмотренном главой 12 КоАП, или административном правонарушении в области благоустройства территории, предусмотренном законом субъекта Российской Федерации, совершенном с использованием транспортного средства либо собственником или иным владельцем земельного участка либо другого объекта недвижимости, зафиксированных с применением работающих в автоматическом режиме специальных технических средств, имеющих функции фото- и киносъемки, видеозаписи, или средств фото- и киносъемки, видеозаписи, рассматривается по месту нахождения органа, в который поступили материалы, полученные с применением работающих в автоматическом режиме специальных технических средств, имеющих функции фото- и киносъемки, видеозаписи, или средств фото- и киносъемки, видеозаписи.

6. Дело об административном правонарушении, совершенном в Антарктике, рассматривается по месту жительства лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении.

В соотв с КоАП определяются 3 основных вида органов, уполномоч-х рассматривать дела об адм правонарушениях:

— судьи (мировые судьи);

— комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав;

— ФОИВ, их учреждения, структурные подразделения и территориальные органы, а также иные гос органы в соответствии с их полномочиями, задачами и функциями, возложенными на них ФЗ либо НПА Президента или Правительства РФ.

Судьи и органы, уполномоченные рассматривать дела об адм правонарушениях, относятся к субъектам адм юрисдикции; согласно КоАП РФ последние вправе определять противоправность деяния, квалифицировать признаки проступка и применять к нарушителю административные санкции.

К ОГВ, наделенным административно-юрисдикционными полномочиями, относятся ФОИВ — министерства и ведомства РФ, их учреждения, структурные подразделения, территориальные органы, иные государственные органы, а также органы судебной власти, представленные судьями районных судов, судьями гарнизонных военных судов, судьями арбитражных судов, мировыми судьями.

Мировые судьи, комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав уполномочены рассматривать дела об административных правонарушениях, предусмотренных КоАП РФ и законами субъектов Федерации.

Дела об административных правонарушениях, предусмотренных законами субъектов Федерации, от имени органов, указанных в ст. 22.1 КоАП РФ, рассматривают уполномоченные должностные лица органов исполнительной власти субъектов Федерации.

Должностные лица, уполномоченные рассматривать дела об административных правонарушениях, обладают этими полномочиями в полном объеме, если КоАП РФ или законом субъекта РФ не установлено иное.

Читайте так же:  Исполнение постановления о назначении административного штрафа

Объем (содержание) полномочий должностных лиц хар-ся видами и размером адм наказаний, которые они могут применять к правонарушителям. Так, адм арест и конфискацию могут применять только судьи, а начальник органа внутренних дел, например, за мелкое хулиганство вправе лишь наложить адм штраф; размер штрафных санкций, налагаемых на правонарушителей, зависит от должностного положения лица, рассм-го дела об адм правонарушении.

Территориальная подведомственность разделяется на общую, специальную, альтернативную и исключительную. По общему правилу дело об административном правонарушении рассматривается по месту его совершения.

По ходатайству лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, дело может быть рассмотрено по месту жительства данного лица. Дело об административном правонарушении, влекущем лишение права управления транспортным средством, может быть рассмотрено по месту учета транспортного средства (правило альтернативной подведомственности).

Альтернативная подведомственность выражается в возможности рассмотрения дела по месту жительства лица, привлекаемого к административной ответственности. При этом данный вопрос может быть решен только на основании ходатайства этого лица (ч. 1 ст. 29.5 КоАП РФ).

Правило специальной территориальной подведомственности выражается в том, что дело об административном правонарушении, по которому было проведено административное расследование, рассматривается по месту нахождения органа, проводившего административное расследование.

Специальная территориальная подведомственность предусмотрена в трех случаях:

1) по делам об адм правонарушениях несовершеннолетних, которые всегда рассматриваются по месту их жительства;

2) по делам об административных правонарушениях, по которым производство осуществлялось в форме административного расследования. Такие дела рассматриваются по месту нахождения органа, проводившего расследование. При этом если место нахождения должностного лица, проводившего расследование, не совпадает с местом нахождения органа, от имени которого оно проводилось (например, расследование проводилось должностным лицом структурного подразделения территориального органа ФОИВ, который находится в одном районе населенного пункта, а сам тер орган – в другом районе этого населенного пункта или в другом населенном пункте), то дело подлежит рассмотрению по месту фактического нахождения соотв должностного лица;

3) по делам об адм правонарушениях, предусмотренных гл. 12 КоАП РФ, и адм правонарушениях в области благоустройства территории, предусмотренных законами субъектов РФ, совершенных с использованием транспортного средства либо собственником или иным владельцем земельного участка либо другого объекта недвижимости, выявленных и зафиксированных с применением работающих в автоматическом режиме спец технических средств, имеющих функции фото- и киносъемки, видеозаписи, или средств фото- и киносъемки, видеозаписи. Данная категория дел рассматривается по месту нахождения органа, в который поступили материалы, полученные с помощью таких средств. Как правило, это специализированные центры обработки информации, создаваемые в адм центрах субъектов РФ.

Дела об адм правонарушениях несовершеннолетних, а также об адм правонарушениях, предусмотренных статьями 5.35, 6.10, 20.22 КоАП РФ, рассматриваются по месту жительства лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении (исключительная подведомственность).

http://poisk-ru.ru/s6779t12.html

Субъекты административной юрисдикции

Общепринятый термин «административная юрисдикция» можно сформулировать следующим образом: «это рассмотрение дел об административных правонарушениях и принятия решений по ним в установленный срок»

Субъект административной юрисдикции— это определенное нормативным правовым актом лицо, наделенной полномочиями по рассмотрению дел об административных правонарушениях и принятию решений по ним в установленных порядке и формах

круг субъектов административной юрисдикции:

· компетентные органы и должностные лица, наделенные правом издавать властные акты, составлять правовые документы определяющие последствия применения административных санкций — с одной стороны;

· государственные органы и их должностные лица, общественные организации и их представители, граждане — с другой стороны.

В настоящее время в России сложились и закреплены законом следующие виды административно-юрисдикционных органов:

· судьи (судьи районных судов, судьи арбитражных судов, судьи военных судов и мировые судьи);

· комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав состоят из нечетного количества членов комиссии (один из которых председатель) и секретаря;

· коллегиальные органы органов местного самоуправления (административные комиссии, комиссии по борьбе с пьянством);

Коллегиальные органы органов местного самоуправления (административные комиссии) создаются по решению органов местного самоуправления для рассмотрения дел об административных правонарушениях, ответственность за которые установлена законами соответствующего субъекта Российской Федерации.

· органы внутренних дел, государственные инспекции и другие органы (должностные лица), уполномоченные на то законодательными актами.

Классификация субъектов административной юрисдикции:

1. По способу принятия решения:

а) Коллегиальные (административные комиссии, комиссии по делам несовершеннолетних);

б) индивидуальные (руководители контрольно-надзорных органов, другие уполномоченные лица);

3. По компетенции рассмотрения дел:

а) общей компетенции (судья);

б) специальной компетенции (комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав);

в) отраслевой компетенции (должностные лица государственной противопожарной службы);

4. По порядку образования:

а) выбираемые (административные комиссии);

б) назначаемые (должностные лица контрольно-надзорных органов).

Вторую группу субъектов административной юрисдикциисоставляют лица, привлекаемые к административной ответственности.

К этой группе относятся социальные организации, имеющие статус юридического лица, а также физические лица, обладающие административной деликтоспособностью, которые совершили административное правонарушение.

Третья группа субъектов административной юрисдикциивключает в себя иных участников административных правоотношений, складывающихся по поводу привлечения физического или юридического лица, совершившего административное правонарушение, к административной ответственности.

В указанную группу входят представители лица, привлекаемого к административной ответственности, свидетели, понятые, эксперты, специалисты, адвокаты, привлекаемые по делу об административном правонарушении.

Лица, участвующие в производстве по делам об административных правонарушений

Участники производства по делу.

1) Лицо, в отношении которого ведётся производство по делу (правонарушитель).

1) знакомится с обстоятельствами дела

2) представлять свои материалы по данному делу

3) заявлять на кассацию и ходатайство

4) пользоваться юр консультациями и юр литературой

Читайте так же:  Под административным правонарушением понимается

2) Потерпевший — физ или юр лицо, которому админ правонарушением причинён

физический, моральный или имущественный вред.

Потерпевший имеет те же права, что и правонарушитель.

3) Законные представители физ лица. Ими являются родители, усыновители, опекуны или попечители, что должно быть утверждено соответствующими документами.

4) Законные представители юр лица — защиту законных прав и интересов юр лица, осуществляют его законные представители, иные лица, признанные в соответствии с законом или учредительными документами органом юр лица. Их полномочия подтверждаются документами.

5) Защитники представителя.

Правонарушитель может участвовать в защите, а у потерпевшего защиту предоставляет представитель, но у каждого из них может быть адвокат.

Свидетель.

В качестве свидетеля по делу может быть вызвано лицо, которому могут быть известны обстоятельства дела, подлежащие установлению. Свидетель обязан явиться на рассмотрение дела и ответить на поставленные вопросы.

1) не свидетельствовать против себя, своего супруга и близких родственников

2) вправе дать показания на своём родном языке

3) если в качестве свидетеля выступает гражданин до 14 лет, то обязательно присутствие при допросе психолога либо педагога, либо родителей.

Понятой.

В качестве понятого может быть привлечено любое незаинтересованное в исходе дела совершеннолетнее лицо.

Специалист

совершеннолетнее лицо, обладающее познаниями, необходимыми для оказания содействия в обнаружение, закрепление, и изъятию доказательств, а так же в применении технических средств.

Эксперт

совершеннолетнее лицо, обладающее специальными познаниями в технике, искусстве и т.д., достаточными для проведения экспертизы и дачи экспертного заключения.

Переводчик.

совершеннолетние лицо, владеющие языками и навыками судоперевода

Прокурор

Может выносить протест и знакомится с материалами дела. Обязательно присутствуют при рассмотрении дел несовершеннолетних.

http://poisk-ru.ru/s1261t1.html

Виды субъектов производства по делам об административных правонарушениях

Субъект производства по делам об административных правонарушениях – участник производства по делам об административных правонарушениях, обладающий необходимой административно-процессуальной правосубъектностью, решающий процессуальные задачи.

Виды субъектов производства по делам об административных правонарушениях:

1) управомоченные органы и должностные лица, наделенные правом принимать юридические акты, документы, разрешающие процессуальные задачи и определяющие движение дела об административном правонарушении;

2) субъекты, имеющие личный интерес в деле об административном правонарушении;

3) субъекты, содействующие отправлению производства по делам об административных правонарушениях;

4) иные субъекты производства по делам об административных правонарушениях.

Управомоченные органы и должностные лица, наделенные правом принимать юридические акты, документы, разрешающие процессуальные задачи и определяющие движение дела об административном правонарушении:

1) субъекты, правомочные в пределах компетенции, установленной КоАП, рассматривать дела об административных правонарушениях:

а) судьи (мировые судьи);

б) комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав;

в) федеральные органы исполнительной власти, их учреждения, структурные подразделения и территориальные органы;

г) уполномоченные органы и учреждения органов исполнительной власти субъектов РФ;

д) административные комиссии, иные коллегиальные органы, создаваемые в соответствии с законами субъектов РФ (глава 23 КоАП);

2) должностные лица, уполномоченные составлять протоколы об административных правонарушениях (ст. 28.3 КоАП);

3) должностные лица и иные субъекты, полномочные применять меры обеспечения производства по делам об административных правонарушениях;

4) субъекты, полномочные пересматривать постановления и решения по делам об административных правонарушениях:

а) районные судьи по месту рассмотрения дела;

б) районные суды по месту нахождения коллегиального органа, чье постановление (решение) обжалуется;

в) вышестоящий орган (должностное лицо);

г) вышестоящий суд (ст. 30.1 КОАП);

5) прокурор вправе: возбуждать производство по делу об административном правонарушении; участвовать в рассмотрении дела об административном правонарушении, представлять доказательства, заявлять ходатайства, давать заключения по вопросам, возникающим во время рассмотрения дела; приносить протест на постановление по делу об административном правонарушении независимо от участия в деле, а также совершать иные предусмотренные федеральным законом действия (ст. 25.11 КоАП);

6) субъекты, контролирующие и обеспечивающие исполнение постановлений по делам об административных правонарушениях (глава 32 КоАП).

Субъекты, имеющие личный интерес в деле об административном правонарушении: лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, потерпевший, законный представитель физического лица, законный представитель юридического лица, защитник, представитель.

Лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, вправе:

1) знакомиться со всеми материалами дела;

2) давать объяснения;

3) представлять доказательства;

4) заявлять ходатайства и отводы;

5) пользоваться юридической помощью защитника;

6) присутствовать при рассмотрении дела;

7) обжаловать постановления (решения) по делу.

Потерпевший – физическое или юридическое лицо, которым административным правонарушением причинен физический, имущественный или моральный вред.

Видео (кликните для воспроизведения).

1) знакомиться со всеми материалами дела;

2) давать объяснения;

3) представлять доказательства;

4) заявлять ходатайства и отводы;

5) пользоваться юридической помощью представителя;

6) обжаловать постановления по делу и др.

Законные представители физического лица– субъекты (родители, усыновители, опекуны или попечители), осуществляющие защиту прав и законных интересов физического лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, или потерпевшего, являющегося несовершеннолетним либо по своему физическому или психическому состоянию лишенного возможности самостоятельно реализовывать свои права.

Законные представители юридического лица – субъекты (руководитель, иное лицо в соответствии с законом или учредительными документами юридического лица), осуществляющие защиту прав и законных интересов юридического лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном производстве, или юридического лица, являющегося потерпевшим.

Защитником выступает адвокат или иное лицо, оказывающее юридическую помощь лицу, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении.

Представителем выступает адвокат или иное лицо, оказывающее юридическую помощь потерпевшему.

Защитник и представитель допускаются к участию в производстве по делу об административном правонарушении с момента составления протокола об административном правонарушении. В случае административного задержания физического лица в связи с административным правонарушением защитник допускается к участию в производстве по делу об административном правонарушении с момента административного задержания.

Читайте так же:  По административному делу защитник или представитель

Свидетель – лицо, которому могут быть известны обстоятельствадела об административном правонарушении, подлежащие установлению.

1) не свидетельствовать против себя самого, своего супруга и близких родственников;

2) давать показания на родном языке или на языке, которым владеет;

3) пользоваться бесплатной помощью переводчика;

4) делать замечания по поводу правильности занесения его показаний в протокол.

• явиться по вызову судьи, органа, должностного лица, в производстве которых находится дело об административном правонарушении;

• дать правдивые показания, сообщить все известное ему по делу, ответить на поставленные вопросы и удостоверить своей подписью в соответствующем протоколе правильность занесения его показаний.

Понятой – любое не заинтересованное в исходе дела об административном правонарушении лицо, которое выполняет удостовери-тельную функцию при применении мер обеспечения производства по делу.

Специалист – любое совершеннолетнее лицо, привлекаемое к участию в производстве по делу об административном правонарушении, не заинтересованное в исходе дела, обладающее познаниями, необходимыми для оказания содействия в обнаружении, закреплении и изъятии доказательств, а также в применении технических средств.

1) знакомиться с материалами дела об административном правонарушении, относящимися к предмету действий с его участием;

2) с разрешения судьи, должностного лица, лица, председательствующего в заседании коллегиального органа, в производстве которых находится дело об административном правонарушении, задавать вопросы, относящиеся к предмету соответствующих действий, лицу, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, потерпевшему и свидетелям.

• явиться по вызову судьи, органа, должностного лица, в производстве которых находится дело об административном правонарушении;

• участвовать в проведении действий, требующих специальных познаний в целях обнаружения, закрепления и изъятия доказательств, давать пояснения по поводу совершаемых им действий;

• удостоверить своей подписью факт совершения указанных действий, их содержание и результаты.

Эксперт – любое не заинтересованное в исходе дела лицо, обладающее специальными познаниями в науке, технике, искусстве или ремесле, достаточными для проведения экспертизы и дачи экспертного заключения.

1) знакомиться с материалами дела об административном правонарушении, относящимися к предмету экспертизы, заявлять ходатайства о представлении ему дополнительных материалов, необходимых для дачи заключения;

2) с разрешения судьи, должностного лица, председательствующего в заседании коллегиального органа, в производстве которых находится производство по делу об административном правонарушении, задавать вопросы, относящиеся к предмету экспертизы, лицу, в отношении которого ведется производство по делу, потерпевшему и свидетелям;

3) указывать в своем заключении имеющие значения для дела обстоятельства, которые установлены при проведении экспертизы и по поводу которых ему не были поставлены вопросы.

• явиться по вызову судьи, органа, должностного лица, в производстве которых находится дело об административном правонарушении;

• дать объективное заключение по поставленным перед ним вопросам, а также требуемые объяснения в связи с содержанием заключения.

Переводчик – любое не заинтересованное в исходе дела совершеннолетнее лицо, владеющее языками или навыками сурдоперевода (понимающее знаки немого или глухого), необходимыми для перевода или сурдоперевода при производстве по делу об административном правонарушении.

• явиться по вызову судьи, органа, должностного лица, в производстве которых находится дело об административном правонарушении;

• выполнить полно и точно порученный ему перевод;

• удостоверить верность перевода своей подписью.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Увлечёшься девушкой-вырастут хвосты, займёшься учебой-вырастут рога 10098 —

| 7838 — или читать все.

185.189.13.12 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.

Отключите adBlock!
и обновите страницу (F5)

очень нужно

http://studopedia.ru/3_169301_vidi-sub-ektov-proizvodstva-po-delam-ob-administrativnih-pravonarusheniyah.html

50. Органы и должностные лица, уполномоченные рассматривать дела об административных правонарушениях

Дела об административных правонарушениях рассматриваются в пределах компетенции:

1) судьями (мировыми судьями);

2) комиссиями по делам несовершеннолетних и защите их прав;

3) федеральными органами исполнительной власти, их учреждениями, структурными подразделениями и территориальными органами, а также иными государственными органами, уполномоченными исходя из задач и функций.

Дела об административных правонарушениях, предусмотренных законами субъектов Российской Федерации, рассматриваются в пределах полномочий, установленных этими законами:

1) мировыми судьями;

2) комиссиями по делам несовершеннолетних и защите их прав;

3) уполномоченными органами и учреждениями органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации;

4) административными комиссиями, иными коллегиальными органами, создаваемыми в соответствии с законами субъектов Российской Федерации.

Дела об административных правонарушениях от имени соответствующих органов уполномочены рассматривать:

1) руководители соответствующих федеральных органов исполнительной власти, их учреждений, их заместители;

2) руководители структурных подразделений и территориальных органов соответствующих федеральных органов исполнительной власти, их заместители;

3) иные должностные лица, осуществляющие в соответствии с федеральными законами либо нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации или Правительства Российской Федерации надзорные или контрольные функции.

К учреждениям, уполномоченным рассматривать дела об административных правонарушениях, относятся учреждения уголовно-исполнительной системы (ст. 23.4), учреждения, осуществляющие государственный пробирный надзор (ст. 23.54).

К иным государственным органам, уполномоченным рассматривать дела об административных правонарушениях, следует отнести, в частности, пограничные органы (ст. 23.10), а также военных комиссаров (ст. 23.11).

Наряду с определением компетенции органов исполнительной власти субъектов РФ и учреждений этих органов субъекты РФ могут создавать для рассмотрения дел об административных правонарушениях, предусмотренных законодательством субъектов РФ, также административные комиссии и иные коллегиальные органы.

Налоговые органы, Государственные семенные инспекции, Органы, осуществляющие государственный ветеринарный надзор, Таможенные органы и т.д. также рассматривают дела об административных правонарушениях.

Читайте так же:  Справка является ли лицо подвергнутым административному наказанию

51. Рассмотрение дела об административном правонарушении

Судья, орган, должностное лицо при подготовке к рассмотрению дела об административном правонарушении выясняют следующие вопросы:

1) относится ли к их компетенции рассмотрение данного дела;

2) имеются ли обстоятельства, исключающие возможность рассмотрения данного дела судьей, членом коллегиального органа, должностным лицом;

3) правильно ли составлены протокол об административном правонарушении и другие протоколы, предусмотренные настоящим Кодексом, а также правильно ли оформлены иные материалы дела;

4) имеются ли обстоятельства, исключающие производство по делу;

5) достаточно ли имеющихся по делу материалов для его рассмотрения по существу;

6) имеются ли ходатайства и отводы.

Судья, член коллегиального органа, должностное лицо, на рассмотрение которых передано дело об административном правонарушении, не могут рассматривать данное дело в случае, если это лицо:

1) является родственником лица, участвующего в деле;

2) лично, прямо или косвенно заинтересовано в разрешении дела.

При подготовке к рассмотрению дела об административном правонарушении разрешаются следующие вопросы, по которым в случае необходимости выносится определение:

1) о назначении времени и места рассмотрения дела;

2) о вызове необходимых лиц, об истребовании необходимых дополнительных материалов по делу, о назначении экспертизы;

3) об отложении рассмотрения дела;

4) о возвращении протокола об административном правонарушении и других материалов дела в орган, должностному лицу, которые составили протокол;

5) о передаче протокола об административном правонарушении и других материалов дела на рассмотрение по подведомственности.

Дело об административном правонарушении рассматривается по месту его совершения. По ходатайству лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, дело может быть рассмотрено по месту жительства данного лица.

Дело об административном правонарушении рассматривается в пятнадцатидневный срок со дня получения протокола.

При рассмотрении дела об административном правонарушении:

1) объявляется, кто рассматривает дело, какое дело подлежит рассмотрению, кто и на основании какого закона привлекается к административной ответственности;

2) устанавливается факт явки физического лица, или законного представителя физического лица или юридического лица;

3) проверяются полномочия законных представителей физического или юридического лица, защитника и представителя;

4) выясняется, извещены ли участники производства по делу в установленном порядке, выясняются причины неявки участников производства по делу и принимается решение о рассмотрении дела в отсутствие указанных лиц либо об отложении рассмотрения дела;

5) разъясняются лицам, участвующим в рассмотрении дела, их права и обязанности;

6) рассматриваются заявленные отводы и ходатайства;

7) выносится определение об отложении рассмотрения дела в случае:

а) поступления заявления о самоотводе или об отводе судьи, члена коллегиального органа, должностного лица, рассматривающих дело, если их отвод препятствует рассмотрению дела по существу;

б) отвода специалиста, эксперта или переводчика, если указанный отвод препятствует рассмотрению дела по существу;

в) необходимости явки лица, участвующего в рассмотрении дела, истребования дополнительных материалов по делу или назначения экспертизы;

8) выносится определение о приводе лица, участие которого признается обязательным при рассмотрении дела;

9) выносится определение о передаче дела на рассмотрение по подведомственности.

Оглашается протокол об административном правонарушении, а при необходимости и иные материалы дела. Заслушиваются объяснения физического лица или законного представителя юридического лица, в отношении которых ведется производство по делу об административном правонарушении, показания других лиц, участвующих в производстве по делу, пояснения специалиста и заключение эксперта, исследуются иные доказательства, а в случае участия прокурора в рассмотрении дела заслушивается его заключение.

http://studfile.net/preview/6196310/page:39/

Субъекты административной юрисдикции, распределение компетенции между ними

Административная юрисдикция определяется как установленная нормами административного права совокупность правомочий органов исполнительной власти и их должностных лиц разрешать во внесудебном порядке споры в административно-правовой сфере и привлекать лиц к юридической ответственности.

Одной из основных составляющих административной юрисдикции является совокупность правомочий органов исполнительной власти и их должностных лиц по рассмотрению споров в административно-правовой сфере. Эти споры могут возникать между гражданами и органами исполнительной власти, например по вопросам актов управления, а также между органами исполнительной власти, как федеральными, так и субъектов Российской Федерации. Основаниями возникновения данных споров являются обращения граждан и иных участников административно-правовых отношений в органы исполнительной власти, в компетенцию которых входит разрешение этих споров.

Производство по делам об административных правонарушениях является административно-процессуальной, юрисдикционной деятельностью, осуществляемой органами исполнительной власти, а также их должностными лицами. Вместе с тем субъектами такой деятельности являются и судьи, которые рассматривают ряд дел об административных правонарушениях. Процессуальный характер производства свое основное выражение получает в реализации санкций правовых норм, устанавливающих административную ответственность физических и юридических лиц за совершаемые ими административные правонарушения, предусмотренные Особенной частью КоАП. Разрешение дела находит выражение в принятии по итогам его рассмотрения мотивированного постановления о назначении административного наказания (либо в отказе от его назначения) и его исполнении. В рамках юрисдикции органов исполнительной власти (должностных лиц) осуществляется и привлечение к дисциплинарной ответственности государственных служащих.

Глава 23 КоАП РФ содержит перечень органов, уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях. Это:

а) руководители соответствующих федеральных органов исполнительной власти, их учреждений, их заместители;

б) руководители структурных подразделений и территориальных органов соответствующих федеральных органов исполнительной власти, их заместители;

в) иные должностные лица, осуществляющие в соответствии с федеральными законами либо нормативными правовыми актами Президента РФ или Правительства РФ надзорные или контрольные функции.

Дела об административных правонарушениях, предусмотренных законами субъектов РФ, рассматриваются в пределах полномочий, установленных этими законами:

1) мировыми судьями;

2) комиссиями по делам несовершеннолетних и защите их прав;

3) уполномоченными органами и учреждениями органов исполнительной власти субъектов РФ (от имени этих органов и учреждений такие дела рассматривают наделенные соответствующей компетенцией должностные лица органов исполнительной власти субъектов РФ);

Читайте так же:  Административное наказание организационного характера

4) административными комиссиями, иными коллегиальными органами, создаваемыми в соответствии с законами субъектов РФ.

В случае упразднения указанных в гл. 23 КоАП РФ или в законе субъекта РФ органа, учреждения, их структурных подразделений или территориальных органов, должности должностного лица до внесения в Кодекс или в закон субъекта РФ соответствующих изменений и дополнений подведомственные им дела об административных правонарушениях рассматривают судьи. В случае преобразования, иной реорганизации либо переподчинения указанных в гл. 23 КоАП РФ или в законе субъекта РФ органа, учреждения, их структурных подразделений или территориальных органов до внесения в Кодекс или в закон субъекта РФ соответствующих изменений и дополнений подведомственные им дела об административных правонарушениях рассматривают орган, учреждение, их структурные подразделения или территориальные органы, которым переданы указанные функции.

В случае изменения наименований указанных в гл. 23 КоАП РФ или в законе субъекта РФ органа, учреждения, их структурных подразделений или территориальных органов, должности должностного лица должностные лица этого органа, учреждения, их структурных подразделений или территориальных органов продолжают осуществлять полномочия, связанные с рассмотрением дел об административных правонарушениях, до внесения в КоАП РФ или в закон субъекта РФ соответствующих изменений.

Например, согласно ст. 23.3 КоАП РФ ряд дел об административных правонарушениях, подведомственных органам внутренних дел (милиции), вправе рассматривать старшие участковые инспекторы и участковые инспекторы (милиции). Однако в Закон РФ «О милиции» были внесены изменения, в соответствии с которыми эти должности стали именоваться: «старшие участковые уполномоченные милиции», «участковые уполномоченные милиции»[3]. Естественно, до внесения в КоАП РФ необходимых изменений полномочия, связанные с рассмотрением дел об административных правонарушениях, осуществляют старшие участковые уполномоченные милиции и участковые уполномоченные милиции.

Дела, отнесенные к юрисдикции судей, распределяются между:

• гарнизонными военными судьями;

Исключительная компетенция судей

• рассмотрение наиболее сложных дел об административных правонарушениях. Например, дела об административных правонарушениях, связанных с нарушением порядка патентования объектов промышленной собственности в иностранных государствах, нарушением порядка представления обязательного экземпляра документов, письменных уведомлений, уставов и договоров, осуществлением предпринимательской деятельности без государственной регистрации или без специального разрешения (лицензии);

• рассмотрение дел, в которых предусматривается возможность применения к виновному административного ареста, возмездного изъятия и конфискации орудия совершения или предмета административного правонарушения, конфискации, лишения специального права, административного выдворения за пределы Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства и дисквалификации;

• рассмотрение дел об административных правонарушениях, которые орган или должностное лицо передают им на рассмотрение, если, по их мнению, необходимо назначить более строгое наказание, на назначение которого уполномочен только судья.

Рассматривают основную массу дел об административных правонарушениях, которые не относятся к подсудности других судов.

Судьи арбитражных судов

Рассматривают дела об административных правонарушениях, совершенных юридическими лицами, а также индивидуальными предпринимателями.

Судьи гарнизонных военных судов

Рассматривают дела об административных правонарушениях, совершенных военнослужащими и гражданами, призванными на военные сборы.

Судьи районных судов

Рассматривают дела, по которым производство осуществляется в форме административного расследования, и дела, за которые следуют более строгие виды административного наказания (например, административный арест).

Комиссии по делам несовершеннолетних

• рассматривают дела об административных правонарушениях, совершенных несовершеннолетними (лицами от 16 до 18 лет);

• рассматривают дела об административных правонарушениях по ст. 5.35 Кодекса РФ об административных правонарушениях (неисполнение родителями и иными законными представителями несовершеннолетних обязанностей по содержанию и воспитанию несовершеннолетних);

• рассматривают дела по ст. 5.36 Кодекса (нарушение порядка или сроков предоставления сведений о несовершеннолетних, нуждающихся в передаче на воспитание в семью либо в учреждение для детей-сирот или для детей, оставшихся без попечения родителей);

• рассматривают дела по ст. 20.22 Кодекса (появление в состоянии опьянения несовершеннолетних, а равно распитие ими алкогольной и спиртосодержащей продукции, потребление ими наркотических средств и психотропных веществ в общественных местах);

• дела об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 11.18 Кодекса (безбилетный проезд), а также об административных правонарушениях в области дорожного движения комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав рассматривают только в случае, если орган или должностное лицо передают его в комиссию.

• образуются органами местного самоуправления районов и городов;

• вправе применить к несовершеннолетним административные наказания или меры воздействия принудительно-воспитательного характера (например, замечание, устное предупреждение).

Должностные лица федеральных органов исполнительной власти

• вправе составлять протоколы об административных правонарушениях по рассматриваемым ими делам;

• могут составлять протоколы об административных правонарушениях и по делам, которые ими не рассматриваются, на основании ч. 1 ст. 28.3 Кодекса РФ об административных правонарушениях. Так, органы внутренних дел вправе составлять протоколы об административных правонарушениях, рассмотрение которых отнесено к компетенции судей, а также к компетенции других федеральных органов исполнительной власти, например органов, уполномоченных в области использования, охраны и защиты лесного фонда.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: При сдаче лабораторной работы, студент делает вид, что все знает; преподаватель делает вид, что верит ему. 9655 —

| 7397 — или читать все.

185.189.13.12 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.

Отключите adBlock!
и обновите страницу (F5)

очень нужно

Видео (кликните для воспроизведения).

http://studopedia.ru/5_96585_sub-ekti-administrativnoy-yurisdiktsii-raspredelenie-kompetentsii-mezhdu-nimi.html

Субъекты рассмотрения дел об административном правонарушении
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here