Субъективная сторона состава административного правонарушения

Полезное по теме: "Субъективная сторона состава административного правонарушения" от специалистов простым языком. Если необходимо уточнить актуальность на 2020 год, а также задать вопрос, то обращайтесь к дежурному юристу.

Лекция 8. Административная ответственность

8.3. Состав административного правонарушения

Для отграничения правонарушений друг от друга, правильной квалификации содеянного теорией права введено понятие «состав правонарушения».

Состав административного правонарушения — это совокупность юридических элементов, при наличии которых деяние квалифицируется как административное правонарушение и наступает административная ответственность.

Иными словами, только при наличии определенных юридических элементов в деянии нарушитель будет нести административную ответственность. Этими элементами выступают объект, объективная сторона, субъект и субъективная сторона административного правонарушения.

Объект административного правонарушения — это совокупность общественных отношений, охраняемых административно-деликтным правом.

Общим объектом административного правонарушения выступают общественные отношения, возникающие в области государственного управления.

Родовой объект — группа однородных общественных отношений, на которые посягает правонарушитель. Особенная часть КоАП РФ построена следующим образом: конкретные правонарушения входят в одну из глав данной части, поскольку они собраны по родовому признаку. В качестве родового объекта выступают права граждан; общественная безопасность и общественный порядок; общественные отношения в области государственного управления, в области предпринимательской деятельности, в области охраны окружающей природной среды, в области финансов, таможенного дела и др.

Видовой, или непосредственный, объект — конкретное общественное отношение, которому причиняется или может быть причинен вред. Например, ст. 20.1 КоАП РФ устанавливает наказание за мелкое хулиганство, которое может проявляться в выражении нецензурной бранью в общественных местах. В данном случае причиняется вред общественному порядку, чести, достоинству и спокойствию граждан. Каждый из перечисленных объектов является непосредственным объектом.

Необходимо подчеркнуть, что объектом посягательства административных правонарушений всегда являются общественные отношения, а не вещи материального мира (предметы, деньги, ценности, товары и т.д.).

Вещи материального мира выступают предметами и орудиями административного правонарушения.

Объективная сторона административного правонарушения — это видимая сторона административного правонарушения (его внешнее проявление), отвечающая на вопросы: как? каким способом? когда ? где ? с помощью каких средств совершено правонарушение ?

КОНСУЛЬТАЦИЯ ЮРИСТА


УЗНАЙТЕ, КАК РЕШИТЬ ИМЕННО ВАШУ ПРОБЛЕМУ — ПОЗВОНИТЕ ПРЯМО СЕЙЧАС

8 800 350 84 37

Объективная сторона характеризуется противоправным действием (активным волевым поведением) или бездействием (волевым пассивным поведением).

Кроме этих элементов, при квалификации могут играть роль место, время, способ и другие обстоятельства.

В зависимости от оконченности правонарушения различают формальный состав, который сконструирован так, что для квалификации деяния достаточно установить факт противоправного деяния (при этом обязательность наступления вреда (ущерба) не требуется), и материальный состав.

Для квалификации деяния, имеющего материальный состав, необходимо установить, помимо действия или бездействия, наступление вредных последствий и причинную связь между ними.

Указание на последствия в некоторых случаях может быть основанием, усиливающим административную ответственность, или основанием для привлечения к уголовной ответственности.

Большинство административных правонарушений имеют формальный состав.

Субъект административного правонарушения — это индивид или организация (коллектив людей), совершившие административное правонарушение.

Индивид—это физическое лицо, вменяемое, достигшее возраста наступления административной ответственности и совершившее административное правонарушение. При этом под вменяемостью понимается психическое состояние физического лица, в котором он способен отдавать отчет в своих действиях и руководить ими в момент совершения административного правонарушения.

Административную ответственность несет нарушитель, который к моменту совершения административного правонарушения достиг 16-летнего возраста (общее правило).

Организация приобретает административную деликтоспособность с момента государственной регистрации в качестве юридического лица.

Помимо общего субъекта определяются:

специальный субъект — правонарушитель, обладающий специальными признаками (должностное лицо, несовершеннолетний, родители несовершеннолетних детей, иностранный гражданин или лицо без гражданства, иностранное юридическое лицо и т. д.);

особый субъект — лицо, совершившее административный проступок, но который, как правило, несет не административную, а дисциплинарную ответственность, устанавливаемую дисциплинарными уставами.

В соответствии со ст. 2.5 КоАП РФ к такому роду субъектов можно отнести военнослужащих и призванных на военные сборы граждан, которые несут ответственность в соответствии с дисциплинарными уставами. Сотрудники ОВД, органов уголовно-исполнительной системы, федеральных органов налоговой полиции и таможенных органов на общих основаниях несут административную ответственность лишь за некоторые административные правонарушения, установленные КоАП. В остальных случаях их ответственность регламентирована нормативными актами, устанавливающими порядок прохождения службы в указанных органах. В то же время к указанным лицам, согласно КоАП, не может быть применен такой вид административного наказания, как административный арест, а к военнослужащим, проходящим военную службу по призыву, кроме того, административный штраф.

Субъективная сторона административного правонарушения — внутренняя сторона противоправного посягательства, основными характеристиками которой выступают вина, мотивы цель:

вина — это психическое отношение лица к совершаемому им деянию и его последствиям.

Формы вины — умысел и неосторожность.

Умысел — заранее обдуманное намерение, когда лицо осознает противоправный характер деяния, предвидит наступление его вредных последствий, желает их наступления (прямой умысел) либо не желает, но сознательно допускает их наступление (косвенный умысел).

Неосторожность в свою очередь может проявляться как:

— небрежность. Правонарушитель не осознавал, не предвидел возможности наступления вредных последствий, хотя должен был и мог их предвидеть и осознавать по обстоятельствам дела;

— самонадеянность. Правонарушитель осознавал, предвидел, но легкомысленно рассчитывал на предотвращение вредных последствий.

Читайте так же:  Общий срок давности привлечения к административной ответственности

Кроме вины как основного признака, в субъективную сторону правонарушения включаются также:

мотив — внутреннее побуждение к совершению правонарушения (то, что «толкает» совершить правонарушение);

цель — конечный результат, которого хочет достичь правонарушитель (то, к чему он стремится, совершая правонарушение).

Таким образом, если в деянии лица усматривается совокупность четырех юридических элементов, то оно подвергается административному наказанию. Отсутствие хотя бы одного из указанных элементов не дает основания для привлечения нарушителя к административной ответственности.

Знание вопросов юридического состава административного правонарушения имеет практическое значение, поскольку, с одной стороны, оно позволяет отличить и правильно квалифицировать административный проступок, приводит к реализации принципа неотвратимости наказания и, с другой стороны, позволяет избежать необоснованного привлечения лица к административной ответственности.

Как выиграть дело по отсутствию состава правонарушения

Здравствуйте!

Сегодня мы подошли к главному во всем КоАП — состав административного правонарушения и доказательство его отсутствия для прекращения производства по делу.

Мне эта тема очень близка. В молодые годы, обучаясь в университете, долго не мог понять основополагающих принципов уголовного права. Пока не разобрался с составом уголовного преступления. Сразу всё встало на свои места.

Да, уголовной практикой я не занимаюсь, но те же принципы мне помогают в работе с лицами, привлекаемыми к административной ответственности.

Пример

Предлагаю остановиться на части второй статьи 12.27 КоАП РФ — оставление водителем в нарушение Правил дорожного движения места дорожно-транспортного происшествия, участником которого он являлся, при отсутствии признаков уголовно наказуемого деяния. Данное правонарушения встречается часто и у него очень серьезная ответственность в виде административного ареста либо лишение права управления транспортными средствами на срок от одного года до полутора лет.

Составом данного правонарушения по субъективной стороне является умысел на сокрытие с места ДТП с целью избежать ответственности за его совершение.

Повторю – умысел на сокрытие с целью избежать ответственности!

Если вы сдавали назад и задели другую машину, но не заметив этого уехали – состава нет. У меня два таких выигранных дела.

Если вы в потоке задели и не заметили – состава нет. Было дело – на ГАЗели не заметил и поцарапал соседнюю машину. Но там зима и накатанная колея, куда его свезло.

У меня был случай, когда человек просто бросил автомобиль на месте ДТП, так как торопился на работу. Переквалифицировали на первую часть данной статьи, то есть штраф.

Был случай, когда девушка врезалась в столб и сбежала, оставив машину. Дело закрыли, так как никто не заявил о причинении ущерба.

Ещё — моего клиента пытались обвинить в оставлении места ДТП. Повздорили во дворе с вредной теткой и она бегом в полицию. Сделали экспертизу – а у машин совпадающих повреждений нет. Дело закрыто по недоказанности.

Последние два примера больше относятся к отсутствию самого события ДТП, но до кучи)))

Конечно, главный вопрос – как всё это доказывать?

Тут всё очень индивидуально. Могу только дать один козырь – наличие полиса ОСАГО уже говорит о том, что материальной выгоды от сокрытия водитель не имел.

Юридический состав административного правонарушения: субъект и субъективная сторона

Состав АП – это совокупность обязательных признаков необходимых и достаточных для привлечения к АО.

Субъекты – физические и юридические лица.

Под должностным лицом следует понимать лицо постоянно временно или в соответствии со своими специальными полномочиями осуществляет функции представителя власти.

Они несут административную ответственность на общих основаниях за правонарушение в области: избирательных прав, режима границы, дорожного движения, таможенных правил, финансов, налогов и сборов, пожарной безопасности на транспорте, охраны окружающей среды, санитарно-эпидемиологического благополучия населения.

Умышленно, если лицо, совершившее сознавало противоправный характер своего действия (бездействия).

Предвидело его вредные последствия и желало наступления таких последствий или сознательно их допускало либо относилось к ним безразлично (косвенный умысел).

Если лицо, его совершившее предвидело возможность наступления вредных последствий своего действия (бездействия), но без достаточных к тому оснований самонадеянно рассчитывало на предотвращение таких последствий (легкомыслие)

Либо не предвидело возможности наступления таких последствий хотя должно было и могло быть

Специальный субъект – это лицо, наделенное специальными признаками имеющее юридическое значение для квалификации дела.

Субъект административного правонарушения — это индивид или организация (коллектив людей), совершившие административное правонарушение.

Индивид—это физическое лицо, вменяемое, достигшее возраста наступления административной ответственности и совершившее административное правонарушение. При этом под вменяемостью понимается психическое состояние физического лица, в котором он способен отдавать отчет в своих действиях и руководить ими в момент совершения административного правонарушения.

Административную ответственность несет нарушитель, который к моменту совершения административного правонарушения достиг 16-летнего возраста (общее правило).

Организация приобретает административную деликтоспособность с момента государственной регистрации в качестве юридического лица.

Помимо общего субъекта определяются:

специальный субъект — правонарушитель, обладающий специальными признаками (должностное лицо, несовершеннолетний, родители несовершеннолетних детей, иностранный гражданин или лицо без гражданства, иностранное юридическое лицо и т. д.);

особый субъект — лицо, совершившее административный проступок, но который, как правило, несет не административную, а дисциплинарную ответственность, устанавливаемую дисциплинарными уставами.

В соответствии со ст. 2.5 КоАП РФ к такому роду субъектов можно отнести военнослужащих и призванных на военные сборы граждан, которые несут ответственность в соответствии с дисциплинарными уставами. Сотрудники ОВД, органов уголовно-исполнительной системы, федеральных органов налоговой полиции и таможенных органов на общих основаниях несут административную ответственность лишь за некоторые административные правонарушения, установленные КоАП. В остальных случаях их ответственность регламентирована нормативными актами, устанавливающими порядок прохождения службы в указанных органах. В то же время к указанным лицам, согласно КоАП, не может быть применен такой вид административного наказания, как административный арест, а к военнослужащим, проходящим военную службу по призыву, кроме того, административный штраф.

Читайте так же:  Оплата штрафа за безбилетный проезд в автобусе

Субъективная сторона административного правонарушения — внутренняя сторона противоправного посягательства, основными характеристиками которой выступают вина, мотивы цель:

ВИНА — это психическое отношение лица к совершаемому им деянию и его последствиям.

Формы вины — умысел и неосторожность.

Умысел — заранее обдуманное намерение, когда лицо осознает противоправный характер деяния, предвидит наступление его вредных последствий, желает их наступления (прямой умысел) либо не желает, но сознательно допускает их наступление (косвенный умысел).

Неосторожность в свою очередь может проявляться как:

небрежность. Правонарушитель не осознавал, не предвидел возможности наступления вредных последствий, хотя должен был и мог их предвидеть и осознавать по обстоятельствам дела;

самонадеянность. Правонарушитель осознавал, предвидел, но легкомысленно рассчитывал на предотвращение вредных последствий.

Кроме вины как основного признака, в субъективную сторону правонарушения включаются также:

МОТИВ — внутреннее побуждение к совершению правонарушения (то, что «толкает» совершить правонарушение);

ЦЕЛЬ — конечный результат, которого хочет достичь правонарушитель (то, к чему он стремится, совершая правонарушение).

Таким образом, если в деянии лица усматривается совокупность четырех юридических элементов, то оно подвергается административному наказанию. Отсутствие хотя бы одного из указанных элементов не дает основания для привлечения нарушителя к административной ответственности.

Отсутствие состава административного правонарушения

Кодекс РФ об административных правонарушениях закрепляет, что отсутствие состава административного правонарушения означает прекращение дела. Не всегда лицо, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, добивается прекращения дела до его рассмотрения. Дело может дойти и до Верховного суда РФ. То есть когда обжалование постановления по делу об административном правонарушении уже находится в последней инстанции. Поэтому юристы рекомендуют не отчаиваться. И доказывать в судах свою правовую позицию.

Отсутствие состава административного правонарушения и малозначительность

Установить, что состав административного правонарушения отсутствует, уполномоченное должностное лицо может только в отношении конкретного лица. То есть после установления личности лица, которому вменяется нарушение. И это обстоятельство – безусловное основание для прекращения дела.

Малозначительность административного правонарушения означает, что все элементы состава правонарушения установлены. Но по той причине, что вред (угроза) вреда оказалась незначительной, ответственность не возлагается.

Как показывает практика рассмотрения дел по административным нарушениям, отсутствие состава административного правонарушения нередко приходится доказывать в суде.

newinspire

Доказательство отсутствия состава АПН

Как правило, все доказательства отсутствия состава правонарушения исходят из доказывания отсутствия по субъективной стороне. То есть отсутствия вины, мотивов и целей на совершение правонарушения.

Универсального совета по всем статьям КоАП я вам не дам, так как у каждой статьи свой состав и разбирать его нужно отдельно.

Практическое применение

Отсутствие объекта административного правонарушения, как правило, само по себе не встречается. Потому что каждая статья Особенной части КоАП РФ сгруппирована именно по видам объектов. На которые посягает то или иное нарушение. Поэтому это основание встречается вместе с отсутствием объективной стороны.

Норма статьи КоАП РФ содержит описание и объективной стороны. К примеру, мелкое хулиганство. Для него важно, чтобы человек действовал в общественном месте. А он, к примеру, “хулиганил” в чужой квартире, пусть и с причинением ущерба. Такие действия не свидетельствуют о наличии состава правонарушения мелкое хулиганство и т.п.

Отсутствие субъекта в КоАП РФ означает, что по каким-то причинам он не подлежит ответственности. Это недостижение возраста (16 лет), невменяемость физического лица. Причем не обязательно недееспособность, установленная приговором суда. А именно невозможность на момент совершения правонарушения отдавать отчет своим действиям и руководить ими.

Самое популярное, безусловно, средство прекратить дело – доказать отсутствие субъективной стороны. Все сомнения трактуются в пользу лица, которое привлекается к административной ответственности (ч. 4 ст. 1.5. КоАП РФ). Установить вину должен тот, кто составляет протокол об административном правонарушении.

Состав административного правонарушения (далее — АПН)

Объект

Объектом являются общественные правоотношения, которым наносится вред совершенным правонарушением.

Объективная сторона

Объективная сторона АПН – это совокупность признаков, характеризующих внешнее проявление правонарушения.

АПН — это всегда противоправное деяние (действие или бездействие) а также наступившие негативные последствия и причинно-следственная связь между ними.

Субъект

Субъект – это правонарушитель.

Субъективная сторона АПН

Субъективная сторона АПН — это внутренняя составляющая противоправного действия, основные характеристики, которой — вина, мотивы и цель.

Что такое отсутствие состава административного правонарушения в КоАП РФ

Среди оснований прекращения административного производства есть отсутствие события административного правонарушения и отсутствие состава правонарушения. И эти понятия не идентичны. Состав административного правонарушения – совокупность обязательных элементов. И отсутствие (недоказанность) хотя бы одного из них позволяет лицу, в отношении которого начато производство, требовать освобождения от административной ответственности.

Читайте так же:  Надзор жалоба административному делу

Таким образом, отсутствие хотя бы одного из элементов (объект, объективная сторона, субъект или субъективная сторона) и есть отсутствие состава административного правонарушения. Каждый элемент конкретного административного правонарушения характеризуют свои особенности. Поэтому при наличии затруднений мы рекомендуем обратиться к дежурному юристу сайта.

Состав административного правонарушения от события отличается следующим. В первом случае (состав) – противоправное деяние было. Но один из обязательных элементов отсутствует. А во втором (событие) – это когда отсутствует сам противоправное деяние. Или факт его наличия уполномоченный орган не доказал.

Состав административного правонарушения

Под составом административного правонарушения понимается установленная законодателем совокупность признаков, при наличии которых соответствующее деяние считается административным правонарушением.

Состав административного правонарушения включает в себя четыре обязательных элемента его характеристики: объект, объективная сторона, субъект, субъективная сторона административного правонарушения.

Объект административного правонарушения — те общественные отношения, на которые посягает соответствующее деяние (действие или бездействие).

В науке административного права принято выделять и различать общие родовые, видовые и непосредственные объекты административных правонарушений, каждый из которых соотносится с предыдущим как часть с целым. Десять общих родовых объектов административных правонарушений, как уже указывалось, перечислены в ст. 1.2 КоАП РФ.

Видовые объекты сформулированы в главах особенной части КоАП РФ, которые составлены с учетом двух критериев: одна часть составов административных правонарушений сгруппирована в них в зависимости от содержания подвергающихся посягательствам общественных отношений, а другая часть — обозначением области, отрасли или сферы государственного управления. Непосредственные же объекты посягательства представлены в соответствующих конкретных статьях особенной части КоАП РФ.

Объективная сторона административного правонарушения представляет собой систему признаков, характеризующих содержательную сторону соответствующего деяния: направленность действия (бездействия), его вредоносные последствия и причинную связь между ними (в материальных составах), время, способ, орудия, средства, обстановку совершения административного правонарушения.

Субъектом административного правонарушения выступает физическое или юридическое лицо, его совершившее. Но элементом состава административного проступка является не сам правонарушитель, а характеризующие его административную правосубъектность признаки (возрастные, должностные, профессиональные и другие).

Видео (кликните для воспроизведения).

Понятие субъекта административного правонарушения не равнозначно понятию субъекта административной ответственности. Субъектами любого действия (бездействия) всегда являются какие-то конкретные физические лица, тогда как субъектами административной ответственности могут быть и организации (юридические лица).

Субъективная сторона административного правонарушения характеризует вину правонарушителя, а иногда также мотив и цель деяния. Вина может быть умышленной и неосторожной.

Административное правонарушение признается совершенным умышленно, если совершившее его лицо сознавало противоправный характер своего действия или бездействия, предвидело его вредные последствия и желало их или сознательно допускало наступление этих последствий либо относилось к ним безразлично.

Совершенным по неосторожности признается такое административное правонарушение, где совершившее его лицо предвидело возможность наступления вредных последствий своего действия либо бездействия, но без достаточных к тому оснований самонадеянно рассчитывало на их предотвращение, либо не предвидело наступления таких последствий, хотя должно было и могло их предвидеть (ст. 2.2 КоАП РФ).

Субъективная сторона административного правонарушения.

Признаки:

Вина– психическое отношение правонарушителя к совершенному им противоправному деянию и общественно опасным последствиям.

Мотив — субъективное побуждение к совершению противоправного деяния.

Цель – субъективное представление о результатах противоправного деяния.

Формы вины:

1. Умысел –осознание противоправного характера совершенного деяния, предвидение его вредных последствий и желание наступления таких последствий, их сознательное допущение либо безразличное отношение к ним.

2. Неосторожность — административное правонарушение признается совершенным по неосторожности, если лицо, его совершившее, предвидело возможность наступления вредных последствий своего действия (бездействия), но без достаточных к тому оснований самонадеянно рассчитывало на предотвращение таких последствий либо не предвидело возможности наступления таких последствий, хотя должно было и могло их предвидеть.

№4. Предмет административного права (области административно-правового регулирования).

№39.Административно-правовое регулирование в агропромышленном комплексе

Агропромышленный комплекс (АПК) страны включает в себя много отраслей сельскохозяйственного и связанного с ним иного производства: основные отрасли сх производства (земледелие, растениеводство и животноводство) и специальные отрасли сельского хозяйства (лесное хозяйство, охотничье дело, рыбное хозяйство, мелиорация и водное хозяйство, заготовки, хранение и промышленную переработку сельскохозяйственной продукции).

Гос. регулирование агропромышленного производства осуществляется посредством экономического воздействия государства на производство, переработку и реализацию сх продукции, сырья и продовольствия. Государственное регулирование агропромышленного производства осуществляется по следующим основным направлениям:формирование и функционирование рынка сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия; финансирование, кредитование, страхование, льготное налогообложение; защита интересов отечественных товаропроизводителей при осуществлении внешнеэкономической деятельности; развитие науки и осуществление научной деятельности в сфере агропромышленного производства; развитие социальной сферы села; иные направления,

Контроль, надзор и административная ответственность в агропромышленном комплексе имеет своей целью и социальным предназначением сохранение и преумножение богатств природы, обеспечение правильного целесообразного использования и сохранности материальных ценностей, предупреждение эпидемических и иных небезопасных для человека заболеваний среди животных и растений, обеспечение высокого качества заготавливаемой для промышленной переработки и длительного хранения сельскохозяйственной продукции.

Правом привлечения к административной ответственности виновных физических и юридических лиц пользуются действующие в системе Министерства сельского хозяйства РФ:

· органы государственного ветеринарного надзора и их должностные лица

· органы государственного карантинного фитосанитарного контроля и их должностные лица

· органы государственного контроля и надзора в области защиты растений и их должностные лица

Читайте так же:  Объяснение потерпевшего по делу о мелком хулиганстве

· государственные семенные инспекции и их должностные лица

· Органы Росгосхлебинспекции при Правительстве РФ,

· Много органов исполнительной власти, наделенных правом применения административных наказаний, действует в системе Министерства природных ресурсов РФ:

· органы, осуществляющие государственный контроль за использованием и охраной земель, и их должностные лица

· органы, осуществляющие государственный контроль за использованием и охраной водных объектов, и их должностные лица

· органы, уполномоченные в области использования, охраны и защиты лесного фонда, и их должностные лица

· органы, уполномоченные в области охраны, контроля и регулирования объектов животного мира, отнесенных к объектам охоты и среды их обитания, и их должностные лица

· органы государственного экологического контроля и их должностные лица

Органы рыбоохраны и их должностные лица

№74. Условия привлечения к административной ответственности по КоАП РФ (гл.2).

Критерии административной деликтоспособности физических лиц:

1. Административной ответственности подлежит лицо, достигшее к моменту совершения административного правонарушения возраста шестнадцати лет.

2. Не подлежит административной ответственности физическое лицо, которое во время совершения противоправных действий (бездействия) находилось в состоянии невменяемости, то есть не могло осознавать фактический характер и противоправность своих действий (бездействия) либо руководить ими вследствие хронического психического расстройства, временного психического расстройства, слабоумия или иного болезненного состояния психики.

· Административная ответственность должностных лиц.

Административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.

Под должностным лицом следует понимать лицо, постоянно, временно или в соответствии со специальными полномочиями осуществляющее функции представителя власти

· Административная ответственность военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, и лиц, имеющих специальные звания.

За административные правонарушения военнослужащие, граждане, призванные на военные сборы, и имеющие специальные звания несут дисциплинарную ответственность, кроме правонарушений перечисленных КоАП, например правонарушения, посягающие на права граждан (гл.5)

· Административная ответственность иностранных граждан, лиц без гражданства и иностранных юридических лиц

Иностранные граждане, лица без гражданства и иностранные юридические лица, совершившие на территории Российской Федерации административные правонарушения, подлежат административной ответственности на общих основаниях.

· Административная ответственность собственников (владельцев) транспортных средств

К административной ответственности за административные правонарушения в области дорожного движения и административные правонарушения в области благоустройства территории, привлекаются собственники (владельцы) транспортных средств.

Не является административным правонарушением причинение лицом вреда охраняемым законом интересам в состоянии крайней необходимости, то есть для устранения опасности, непосредственно угрожающей личности и правам данного лица или других лиц,

· Административная ответственность юридических лиц

Юридические лица подлежат административной ответственности за совершение административных правонарушений в случаях, предусмотренных КоАП или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях.

№5. Понятие, особенности и виды АП норм.

№40.Административно-правовое регулирование в хозяйственно-обслуживающем комплексе.

В хозяйственно-обслуживающий комплекс входит группа организационно самостоятельных отраслей экономики, объединяемых общностью, осуществляемой предприятиями этих отраслей, хозяйственно-обслуживающей деятельности, являющейся специфической разновидностью производственно-хозяйственной деятельности. Деятельность всех отраслей хозяйственно-обслуживающего комплекса связана с оказанием хозяйственных услуг (транспортных, торговых, информационных, связи и других), представляющих собой полезное действие той или иной потребительной стоимости, не обладающей физической формой товара, но имеющей финансовый эквивалент своей рыночной стоимости.

В систему хозяйственно-обслуживающего комплекса входят следующие отрасли экономики:транспорт , связь , внутренняя торговля и бытовое обслуживание, ЖКХ.. Весь смысл деятельности обслуживающих отраслей состоит в организации обслуживания физических и юридических лиц (клиентуры) за пределами данной обслуживающей отрасли. Это обусловливает существование двух групп организационных отношений: 1) отношений внутриотраслевого масштаба и характера между организациями данной отрасли и(организация прогнозирования развития отрасли, финансирования и материально-технического оснащения, научно-техническое нормирование, работа с кадрами и т.д.). 2) отношений, выходящих за пределы собственно отрасли, складывающихся между предприятиями обслуживающих отраслей и клиентурой. (правила перевозок, торговли, правила предоставления услуг бытового характера, правила пользования жилым помещением и другие)

Важнейшим элементом государственной организации любых видов хозяйственного обслуживания физических и юридических лиц является защита их интересов как потребителей. восемь основополагающих прав потребителей: 1) право на выбор; 2) право на возмещение вреда; 3) право быть выслушанным; 4) право на информацию; 5) право на потребительское образование; 6) право на удовлетворение базовых потребностей; 7) право на качество; 8) право на безопасность.

Административная ответственность в отраслях хозяйственно-обслуживающего комплекса применяется к физическим и юридическим лицам многими контрольно-надзорными органами и их должностными лицами:

· Органы российской транспортной инспекции и их должностные лица

· Органы автомобильного транспорта и их должностные лица

· Органы морского транспорта и их должностные лица

· Органы внутреннего водного транспорта и их должностные лица

· Органы государственной инспекции по маломерным судам и их должностные лица

· Органы железнодорожного транспорта и их должностные лица

· Органы, осуществляющие государственное регулирование в области авиации

· Органы единой системы организации воздушного движения в РФ

· Органы, осуществляющие государственный надзор за связью и информатизацией,

· Органы государственной инспекции по торговле, качеству товаров и защите прав потребителей и их должностные лица

№75. Цели и система административных наказаний (гл.3 КоАП): общая характеристика.

Юридический состав административного правонарушения.

Юридический состав – это совокупность условий, необходимых и достаточных для привлечения лица к административной ответственности.

Читайте так же:  Признание сделки оспоримой срок исковой давности

Существует 4 элемента состава административного правонарушения:

1. объект административного правонарушения;

2. объективная сторона;

4. субъективная сторона административного правонарушения.

Существуют правонарушения с формальными составами и материальными составами.

I. Объект административного правонарушения – это те общественные отношения, на которые посягает административное правонарушение.

Объект состоит из нескольких уровней:

1. общий объект – все охраняемые государством общественные отношения;

2. родовой объект – это определённая однородная группа общественных отношений;

3. видовой объект – часть общественных отношений, которые имеют качественное сходство;

4. непосредственный объект – это конкретные общественные отношения, на которые посягает конкретное административное правонарушения.

II. Объективная сторона – это внешнее выражение административного правонарушения; признаки правонарушения.

Объективная сторона состоит из двух групп элементов: обязательные элементы и факультативные элементы.

2) негативные последствия;

3) причинно-следственная связь между деянием и негативными последствиями.

Противоправное деяние – это некий внешне выраженный волевой акт, направленный на нарушение норм права (нарушение запретов, неисполнение обязанностей, превышение прав). по характеру проявления противоправное деяние может образовываться в форме действия (активное волевое поведение) или бездействия (пассивное волевое поведение). Бездействие только тогда будет противоправным, когда обязанность действовать прямо предусмотрена законом.

Негативные последствия могут быть личного, имущественного, либо организационного характера.

Факультативные элементы объективной стороны: время, место, способ совершения правонарушения, повторность, систематичность, группа лиц и другие факторы. Факультативные элементы могут являться отягчающими обстоятельствами.

III. Субъект административного правонарушения – это лицо, совершившее административное правонарушение.

Субъекты делятся на 2 группы: индивидуальный субъект и коллективный субъект. Индивидуальные субъекты – это физические лица. Коллективные субъект – это юридические лица.

Индивидуальные субъекты делятся на 3 группы:

Чтобы быть субъектом необходимо достижение определённого возраста и вменяемость. КоАП РФ установил минимальный порог возраста административной ответственности в 16 лет. В отношении отдельных видов правонарушений минимальный порог составляет 18 лет (напр., воинские правонарушения). Вменяемость – это не правовая категория, а медицинская. В законе дано понятие только невменяемости. Невменяемость – это неспособность лица осознавать противоправный или фактический характер своих действий, либо неспособность руководить такими действиями.

Общим индивидуальным субъектом является гражданин РФ, достигший 16-летнего возраста и являющийся вменяем.

Индивидуальный специальный субъект – это те лица, которые обладают некими особенностями при привлечении к ответственности:

3. несовершеннолетние граждане;

4. иностранные граждане и лица без гражданства;

5. депутаты, судьи, прокуроры и др.

Особый индивидуальный субъект (см. примеч. к ст. 2.4. КоАП РФ) – это должностные лица.

Под должностным лицом следует понимать лицо, постоянно, временно или в соответствии со специальными полномочиями осуществляющее функции представителя власти, т.е. наделенное в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся в служебной зависимости от него, а равно лицо, выполняющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных организациях, а также в Вооруженных Силах РФ, других войсках воинских формированиях РФ.

Совершившие административные правонарушения в связи с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций руководители и другие работники иных организаций, лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, а также совершившие административные правонарушения, предусмотренные ст.ст. 13.25, 14.24, 15.17-15.22, 15.23.1, 15.24.1, 15.29-15.31, ч.9 ст.19.5, ст. 19.7.3 настоящего Кодекса, члены советов директоров (наблюдательных советов), коллегиальных исполнительных органов (правлений, дирекций), счетных комиссий, ревизионных комиссий (ревизоры), ликвидационных комиссий юридических лиц и руководители организаций, осуществляющих полномочия единоличных исполнительных органов других организаций, несут административную ответственность как должностные лица.

Значительная группа субъектов представлена юридическими лицами.

IV. Субъективная сторона административного правонарушения – это та совокупность элементов, которая характеризует определенную психическую составляющую административного правонарушения.

Субъективная сторона состоит из 3х элементов: вины, мотива и цели. Вина – определяющий элемент, мотив и цель – факультативные элементы.

Вина – это психическое отношение лица к своему противоправному деянию и его отрицат. Последствиям. Выделяют 2 формы вины – умысел (прямой и косвенной) и неосторожность (небрежность и самонадеянность (легкомыслие)).

При прямом умысле лицо осознаёт противоправный характер своего поведения, предвидит наступление последствий и хочет их наступления. При косвенном умысле лицо осознаёт противоправный характер своего поведения, предвидит наступление последствий, может не желать их наступления.

Небрежность – лицо не осознает характер своего поведения.

Легкомыслие – лицо осознает противоправный характер своего поведения, предвидит наступление вредных последствий, но рассчитывает самонадеянно на их предотвращение.

Понятие вины юридического лица (ч.2 ст.1 КоАПа), отличается от понятия физ. лица.

Юридическое лицо считается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у юридического лица имелась возможность для соблюдения норм законодательства, но данным лицом не были предприняты все меры по их соблюдению.

Мотив – это определённая характеристика поведения, которая указывает на причины совершения правонарушения. Выяснение мотива позволяет предотвращать последующие аналогичные правонарушения.

Цель – это то, к чему стремится лицо, совершая правонарушение.

Панова И.В//Ещё раз о двух тенденциях, разрушающих ценность административного права. Вестник ВАС.

Видео (кликните для воспроизведения).

Диссертация Морозова Н.А. Административная ответственность юридических лиц. Г.Красноярск.

Источники

Субъективная сторона состава административного правонарушения
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here