Стадии возбуждения административного правонарушения

Полезное по теме: "Стадии возбуждения административного правонарушения" от специалистов простым языком. Если необходимо уточнить актуальность на 2020 год, а также задать вопрос, то обращайтесь к дежурному юристу.

Возбуждение дела об административном правонарушении

Процесс привлечения к ответственности неотделим от такой стадии, как возбуждение дела об административном правонарушении. Именно она является началом процедуры производства по административному делу. А значит, уже на этой стадии и потенциальный правонарушитель, и потерпевший должны знать и понимать свои права.

Административная ответственность в большинстве случаев влечет назначение административного наказания. Но до вынесения какого-либо решения (постановления) органы власти должны обеспечить законность каждой стадии дела об административном правонарушении.

С чего начинается привлечение к административной ответственности

Фактически поводов для начала производства по делу об административном правонарушении достаточно много.

Самый очевидный – непосредственное выявление правонарушения. Например, человек курит в неположенном месте и этот факт обнаружили полицейские. В этом случае те лица, которые уполномочены составлять протоколы об административном правонарушении (а иметь такие полномочия – необходимость) и обнаружили противоправный факт.

Поводом станет и выявление неуполномоченными на составление протокола лицами факта совершение правонарушения. Правда, для возбуждения дела потребуется обратиться к уполномоченному лицу. А последний должен еще доказать событие (факт) правонарушения.

Начать производство по делу уполномоченный сотрудник может и по заявлению третьих лиц. Причем как информации от государственных и муниципальных органов власти. Так и от граждан, организаций, общественных объединений и публикаций в СМИ. Часто жалоба в государственный орган инициирует процедуру привлечения к административной ответственности. Конечно, она должна быть обоснованной и подкреплена материалами и подробными сведениями.

Ну и безусловно, возбуждение дела об административном правонарушении в сфере ПДД и в сфере благоустройства территории может начаться с поступления сведений с видеокамер. Конечно, это специальные камеры. Но и процесс рассмотрения дела тоже имеет свои особенности.

Основания

Основания для возбуждения административного дела могут быть следующие:

  • если должностное лицо обнаружило правонарушение,
  • если поступили материалы от правоохранительных органов или общественности о правонарушении,
  • если было сообщение от юридических или физических лиц или средств массовой информации о правонарушении,
  • если было зафиксировано ДТП или были нарушения в области благоустройства территории;
  • если комиссия антимонопольного органа зафиксировала факт нарушения антимонопольного законодательства;
  • если составлен акт о наличии признаков правонарушения в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов.

КОНСУЛЬТАЦИЯ ЮРИСТА


УЗНАЙТЕ, КАК РЕШИТЬ ИМЕННО ВАШУ ПРОБЛЕМУ — ПОЗВОНИТЕ ПРЯМО СЕЙЧАС

8 800 350 84 37

Датой возбуждения дела об административном правонарушении считается день, когда:

  • был составлен протокол осмотра места совершения административного правонарушения;
  • был составлен протокол об административном правонарушении или было вынесено прокурором постановление о возбуждении дела об административном правонарушении;
  • было вынесено определение о возбуждении дела об административном правонарушении при необходимости проведения административного расследования, предусмотренного статьей 28.7 настоящего Кодекса;
  • было вынесено постановление по делу об административном правонарушении в случае, предусмотренном частью 1 или 3 статьи 28.6 настоящего Кодекса.

Должностное лицо не вправе возбудить административное дела, если:

  1. Не выявлены признаки состава административного правонарушения.
  2. Нет события административного правонарушения.
  3. Правонарушитель не достиг шестнадцатилетнего возраста.
  4. Лицо, совершившее правонарушение, невменяемо.
  5. Правонарушитель умер.

3) Стадия пересмотра постановления (решения) по делу об административном правонарушении (гл. 30 КоАп рф);

Данная стадия производства по делам об административных правонарушениях является факультативной. Ее появление может быть инициировано отдельной категорией участников производства по делу об административном правонарушении. В их числе субъекты, полномочные обжаловать решение по делу (лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении; потерпевший; их законные представители, законные представители юридического лица; защитник и представитель), а также прокурор, обладающий правом опротестования принятого решения.

Решения должностных лиц органов внутренних дел могут быть обжалованы в вышестоящий орган или в районный суд. Право выбора инстанции, куда адресуется жалоба, принадлежит автору жалобы. В случае поступления жалобы в вышестоящий орган и в суд, жалобу рассматривает суд.

Данная стадия включает в себя следующие этапы:

1) обжалование или опротестование постановления по делу;

2) проверка законности и обоснованности вынесенного по делу постановления;

3) вынесение решения по жалобе или протесту;

4) доведение принятого решения до сведения заинтересованных лиц.

Стадии возбуждения административного производства

Уважаемые посетители!
Статьи размещенные на нашем сайте носят информационный характер о решении тех или иных юридических вопросов.
Вместе с тем каждая ситуация индивидуальна.
Для решения конкретной задачи вам необходимо заполнить форму на сайте, либо задать вопрос онлайн консультанту справа.

Ну а лучше, позвоните нам по телефонам!
Это быстрее и бесплатно !

Возбуждение по делу об административном правонарушении является начальной стадией административного производства. Должностные лица уполномоченные возбуждать административное производство должны иметь на это повод и основания.

Стадия рассмотрения дела

Судья, должностное лицо или орган, который имеет право это делать, при получении дела для рассмотрения должен прежде всего определить, в его ли компетенции находится дело, нет ли ошибок в составленном протоколе, в других материалах, собраны ли дополнительные материалы, если такие имеются.

На рассмотрение отводится 15 дней, но возможно продление до 1 месяца, если есть для этого серьезный повод (например, для дополнительного выяснения обстоятельств дела).

Если совершено административное правонарушение, которое влечет за собой арест, то дело должно быть рассмотрено в день получения протокола.

Если нарушителя задержали, то не позднее 48 часов с момента его задержания

Лицам, которые должны участвовать в рассмотрении дела, заранее сообщается время и место, где это будет проходить. Обычно открытое рассмотрение дела происходит по месту его совершения.

Вынесение постановления

После этого выносится постановление (стадия разрешения) с указанием того, когда и как оно может быть обжаловано.

Если дело рассматривал коллегиальный орган, то постановление принимается с помощью голосования и его подписывают председатель и секретарь.
Читайте так же:  Виды загрязнения окружающей среды общая классификация

Если же было вынесено постановление о наложении административного взыскания, то оно объявляется немедленно после окончания рассмотрения дела.

Копия постановления в течение трех дней вручается под расписку или высылается лицу, в отношении которого оно вынесено. В тот же срок копия вручается или высылается потерпевшему по его просьбе.

В случае если она высылается, в деле обязательно делается запись об этом.

Исключением являются случаи, когда выносится предупреждение, налагается штраф (который взимается на месте правонарушения) или проводится арест.

Вам наверняка будет интересно посмотреть ментальную карту «Действия при утрате паспорта», где подробно объясняется за что берется штраф

Или ТУТ вы узнаете о сроках давности по административным правонарушениям

Как происходит регистрация временного пребывания иностранных граждан:

2) Стадия рассмотрения дела об административном правонарушении (гл. 29 КоАп рф);

Рассмотрение дела об административном правонарушении включает в себя следующие этапы:

1) подготовка дела к рассмотрению;

2) непосредственное рассмотрение дела;

3) принятие решения по делу (вынесение постановления (определения));

4) оглашение принятого по делу постановления и доведение его до сведения заинтересованных лиц.

Сроки рассмотрения дела об административном правонарушении (ст.29.6 КоАП РФ).

Стадия обжалования и опротестования

Если нарушитель или потерпевший не согласен с принятым по их делу решением, то последнее можно обжаловать.

Для этого необходимо написать заявление в суд или вышестоящий орган, который принимал решение.

Если были допущены ошибки в процессе, то опротестовать постановление по делу может прокурор.

Стадия возбуждения дела по административным правонарушениям

На стадии возбуждения в первую очередь должен быть установлен факт правонарушения, затем должны быть приняты меры по прекращению действий, нарушающих закон.

Следующий шаг — установление личности нарушителя, после этого составляется протокол об административном правонарушении.

Протокол может быть составлен только должностными лицами, которые определены законодательством.

Если протокол составлен по форме, с соблюдением всех требований, дело может быть открыто.

Если протокол не был составлен или составлен с нарушениями, дело не может быть возбуждено.

В протоколе должны быть зафиксированы даты, фамилии (того, кто составлял, нарушителя, свидетелей), место и время, когда было совершено правонарушение, в чем оно заключалось, правовой акт, устанавливающий наказание за данное правонарушение, а также все сведения, которые могут помочь в разрешении дела.

Протокол подписывает тот, кто его составлял, и тот, кто совершил административное правонарушение.

Если были свидетели и потерпевшие, то они тоже могут подписать протокол.

Если тот, кто совершил правонарушение, отказывается подписывать протокол, то это вносят в протокол и указывают мотивы отказа.

Если у нарушителя возникли замечания по содержанию протокола, то их прилагают к протоколу.

С момента отправления протокола, а также сопроводительных материалов (показания свидетелей, вещи и т.п.) уполномоченному органу или должностному лицу заканчивается первая стадия производства по делам об административных правонарушениях.

Как проходит возбуждение дела об административном правонарушении

  • протокола осмотра места совершения нарушения
  • применения мер обеспечения (задержание, досмотр и т.п.)
  • постановления о возбуждении дела (составляет прокурор)
  • определения о возбуждении дела (при необходимости административного расследования)

Повод к возбуждению административного производства

Начать производство по делу можно только в случаях допускаемых законом.

Поэтому поводами могут послужить следующие события:

  • Выявление правонарушения должностными лицами на месте его совершения
  • В результате полученных запросов, материалов или данных о правонарушении из других административных органов
  • По представленному заявлению граждан или организации, свидетельствующих или располагающих информацией о фактах административного проступка
  • При помощи фиксации технических средств и устройств, например, уличной или дорожной видеосъемки, свидетельствующей о правонарушении на транспорте или в общественном месте
  • Также поводом может послужить решение административного органа в ходе проверки, например, антимонопольной комиссии по фактам нарушения антимонопольного закона

По каждому факту обнаружения или поступления информации должностные лица, уполномоченные на рассмотрения данного рода дел, обязаны отреагировать и если есть основания, возбудить дело производством.

Как вести себя правильно при возбуждении дела

Во-первых, не стоит нервничать. Если человек согласен с правонарушением и не готов обжаловать привлечение к административной ответственности, достаточно подписать все документы и исполнить наказание.

Если же нет, то с момента возбуждения дела об административном правонарушении человек может привлечь защитника, заявлять ходатайства и предоставлять доказательства. Он вправе заявить о наличии обстоятельств, при которых дело прекращается. А также оспаривать порядок привлечения к административной ответственности. Существенное нарушение такого порядка (когда не разъясняют права, отсутствуют понятые, не уведомили о месте и времени составления протоколов), станет для суда (или вышестоящего органа) основанием отменить наказание.

Обратите внимание: перечень должностных лиц, которые могут начать производство по делу и рассмотрение самого дела утверждают сами органы власти (ст. 28.3 КоАП). Убедитесь, что возбуждение дела начато неуполномоченным лицом, и шанс “выйти сухим из воды” существенно увеличится.

Статья 28.1. Возбуждение дела об административном правонарушении

Статья 28.1. Возбуждение дела об административном правонарушении

1. Анализ правил ч. 1 ст. 28.1 показывает, что они посвящены поводам к возбуждению дел об административном правонарушении. Упомянутые поводы указаны в ст. 28.1 исчерпывающим образом: невозможно возбудить дело об административном правонарушении по другим поводам (это будет нарушением закона). Поводами к возбуждению дела об административном правонарушении являются:

1) непосредственное обнаружение должностными лицами, указанными в ст. 28.3 (см. коммент. к ней), достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения (например, если должностное лицо ГИБДД обнаружило, что транспортное средство эксплуатируется без государственного регистрационного знака);

2) материалы (например, проверок, ревизий, рассмотрения жалоб и заявлений), поступившие из правоохранительных органов (прокуратуры, милиции и т.д.), других госорганов, органов местного самоуправления, содержащие данные, указывающие на наличие события административного правонарушения;

3) сообщения (в т.ч. устные, письменные, по телефону и т.п.) и заявления физических и юридических лиц органам и должностным лицам, наделенным правом возбуждать дела об административных правонарушениях данной категории (см. ст. 28.3). В практике возникает вопрос: являются ли анонимные сообщения и заявления граждан поводами для возбуждения дела? Нет, не являются, ибо сообщения и заявления должны быть подписаны лицами, которые их делают. Однако это может послужить основанием к тому, чтобы была проведена проверка фактов, изложенных в сообщении (заявлении). В случае если эти факты подтвердятся, поводом для возбуждения дела является непосредственное обнаружение должностными лицами достаточных данных, указывающих на событие административного правонарушения;

Читайте так же:  Ненадлежащее уведомление по административному делу

4) фиксация административного правонарушения в области дорожного движения (см. об этом коммент. к ст. 2.6.1, 12.1-12.37) работающими в автономном режиме СТС, имеющими функции фото- киносъемки, видеозаписи, или средствами фото- и киносъемки, видеозаписи (данное положение введено в ч. 1 ст. 28.1 Законом N 210 от 24.07.07 и вступило в силу с 01.07.08);

5) заявления и сообщения собственника (владельца) ТС о том, что не он управлял ТС в момент совершения правонарушения, зафиксированного указанным выше способом (если эти заявление и сообщение в ходе проверки — подтвердились). И данное положение вступило в силу с 01.07.08. В этом случае дело об административном правонарушении должно быть возбуждено в отношении другого лица.

Часть 1.1 введена в ст. 23.1 Законом N 210 от 24.07.07 и вступила в силу с 11.08.07: наряду с поводами, указанными в п. 1, 2 ч. 1 ст. 28.1, такими поводами — при возбуждении дел об административных правонарушениях, связанных с фиктивным банкротством, преднамеренным банкротством, неправомерными действиями при банкротстве, с ненадлежащим управлением юридических лиц, совершением сделок, действий, выходящих за рамки полномочий, действий дисквалификационного лица по управлению организацией (см. коммент. к ст. 14.12, 14.13, 14.23) — являются также сообщения и заявления собственника имущества унитарного предприятия (государственного унитарного предприятия, муниципального унитарного предприятия), от органов управления юридическими лицами (например, от совета директоров ОАО, ревизора ООО), от арбитражного управляющего, а также от собрания (комитета) кредиторов (по делам о банкротстве).

Отметим, что в ч. 1 ст. 28.1 не содержится ответа на вопрос, почему в п. 3 ч. 1 ст. 28.1 говорится о ст. 5.27, 14.12, 14.13, а в последнем абзаце этой же части — и о ст. 14.23? Систематический анализ ст. 5.27, 14.23 (см. коммент. к ним) и ст. 28.1 показывает, что в этих случаях речь идет о новом административном правонарушении лица, ранее совершившего административное правонарушение, когда это новое правонарушение обнаруживается должностными лицами, указанными в ст. 28.3;

6) часть 1.2 была введена в ст. 28.1 Законом N 160 от 17.07.09 и вступила в силу с 22.08.09. Установлено, что поводом к возбуждению дел об АП направленных на ограничение конкуренции и злоупотребление доминирующим положением (см. об этом комментарий к ст. 14.9, 14.31-14.33) является вступление в силу решения антимонопольного органа (которым установлен факт совершения АП).

2. Применяя правила ч. 2, 3 ст. 28.1, нужно учесть, что:

1) указанные выше материалы, заявления и иные поводы к возбуждению дела об административном правонарушении подлежат обязательному рассмотрению (т.е. игнорировать их недопустимо);

2) эти материалы (иные поводы) рассматриваются должностными лицами, указанными в ст. 28.3 (см. коммент. к ней), т.е. наделенными полномочиями составлять протоколы об административных правонарушениях;

3) дело об административном правонарушении подлежит возбуждению лишь при наличии:

а) хотя бы одного из поводов;

б) достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения (ясно, например, что в случае, когда лицо, управляющее транспортным средством, не имеет при себе водительского удостоверения, то этого вполне достаточно, чтобы сделать вывод о наличии события административного правонарушения). В практике возникает вопрос: допускается ли проведение проверки (до возбуждения дела об административном правонарушении) фактов, изложенных, например, в заявлении физического лица о том, что совершено административное правонарушение? Безусловно, правила ст. 28.1 не препятствуют такой проверке: иначе невозможно ответить на вопрос, достаточно ли данных для возбуждения дела об административном правонарушении (вывод основан на систематическом толковании ст. 28.1, 28.2, 28.5, 28.7, см. коммент. к ним).

3. Характеризуя правила ч. 4 ст. 28.1, нужно иметь в виду, что в них, во-первых, легально определены моменты, с которых дело об административном правонарушении считается возбужденным (все действия должностных лиц до этого нельзя считать совершенными в рамках производства по делу об административных правонарушениях); во-вторых, дан исчерпывающий перечень таких моментов. Даже в законах субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях этот перечень не может быть дополнен. К упомянутым относятся моменты, когда:

1) был составлен протокол осмотра места совершения административного правонарушения (данное положение введено в ч. 4 ст 28.1 Законом N 210 от 24.07.07 и вступило в силу с 01.01.08) или с момента когда был составлен первый протокол о применении мер обеспечения производства по делу об административном правонарушении, если такие меры применялись (см. об этом коммент. к ст. 27.1 и 28.11);

2) составлен протокол об административном правонарушении (см. коммент. к ст. 28.2, 28.5) либо вынесено постановление прокурора о возбуждении дела об административном правонарушении (в случаях и в порядке, предусмотренных в ст. 28.4, см. коммент. к ней);

3) вынесено определение о возбуждении дела, проведено (при необходимости) административное расследование (например, об административном правонарушении в области антимонопольного законодательства, законодательства о рекламе, о защите прав потребителей, дорожном движении и т.п., см. о порядке вынесения такого определения коммент. к ст. 28.7);

4) оформлено назначение такого вида административного наказания, как предупреждение (см. коммент. к ст. 3.4) либо взимание административного штрафа на месте совершения административного правонарушения, если при этом размер административного штрафа не превышает 100 рублей (а при нарушении таможенных правил — 1000 рублей) и не составляется протокол об административном правонарушении (см. об этом коммент. к ст. 28.6). Данное положение утратило силу с 24.11.09 (см. об этом ниже);

Читайте так же:  Административное задержание может быть применено для
Видео (кликните для воспроизведения).

5) было вынесено постановление по делу об административном правонарушении в случае, если правонарушение в области дорожного движения было выявлено и зафиксировано с помощью СТО или средств фото- и киносъемки, видеозаписи. При этом протокол об административном правонарушении не составляется, а постановление по делу об административном правонарушении выносится без участия лица в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении (оно оформляется в соответствии с ст. 29.10, см. коммент. к ней и к ст. 28.3). Следует учитывать, что п. 6 был введен в ч. 4 ст. 28.1 Законом N 210 от 24.07.07 и вступил в сиду с 01.07.08.

4. До вступления в силу (с 24.11.09) Федерального закона от 09.11.09 «О внесении изменений в КоАП РФ» часть 4 анализируемой статьи содержала п. 5 (о порядке отсчета момента возбуждения дела об АП при вынесении и оформлении таких административных наказаний, как предупреждение или штрафа на месте совершения АП, см. об этом выше). Кроме того, установлено, что с 24.11.09 правила п. 6 части 4 ст. 28.1 подлежат применению и для определения момента возбуждения дела об АП в случаях вынесения постановления о назначении предупреждения или штрафа в соответствии с правилами ч. 1 ст. 28.6 (см. комментарий к ней). Об особенностях оформления после 24.11.09 вынесения таких наказаний как предупреждение или штраф см. также комментарий к ст. 29.10.

.5. Специфика правил ч. 5 ст. 28.1 состоит в том, что:

1) они подлежат применению лишь постольку, поскольку должностное лицо (рассмотревшее материалы, сообщения, заявления, упомянутые в ч. 1 ст. 28.1) пришло к выводу о необходимости отказа в возбуждении дела об административном правонарушении;

2) об отказе в возбуждении административного правонарушения должностное лицо выносит определение (а не постановление). Упомянутое определение:

а) должно соответствовать требованиям ст. 29.12 (см. коммент. к ней);

б) может быть обжаловано в таком же порядке, что и постановление по делу об административном правонарушении (см. коммент. к ст. 30.1);

Характеристика стадии возбуждения дела об административном правонарушении и составляющих ее этапов

Возбуждение административного дела – первоначальная стадия административного производства. Следует различать его поводы и основания.

Поводами к возбуждению дела являются: непосредственное обнаружение уполномоченным должностным лицом факта совершения административного правонарушения; материалы, поступающие из правоохранительных органов, а также от других государственных органов, органов местного самоуправления, общественных объединений; сообщения и заявления физических и юридических лиц; сообщения в средствах массовой информации.

Основанием для возбуждения дела является наличие достаточных данных, указывающих на признаки административного правонарушения.

Дело об административном правонарушении считается возбужденным с момента составления протокола о его совершении или вынесении прокурором постановления о возбуждении административного производства.

Протокол об административном правонарушении – процессуальный документ, свидетельствующий о совершении данного противоправного деяния (конечно, предположительно). Его составляют уполномоченные должностные лица – представители тех органов, которые правомочны рассматривать дела об административных правонарушениях (например, должностные лица милиции, контрольно-надзорных органов и т.п.).

Установлены реквизиты протокола: дата и место составления; данные о его составителе; сведения о личности нарушителя; место, время совершения и его существо; нормативный акт, предусматривающий административную ответственность за данное правонарушение; данные о потерпевших и свидетелях; объяснения нарушителя и иные сведения, необходимые для разрешения дела. При составлении протокола физическому лицу или законному представителю юридического лица должны быть разъяснены их права и обязанности. К протоколу прилагаются их объяснения и замечания, если таковые имеются. В случае отказа этих лиц от подписания протокола в нем делается соответствующая запись. Копия протокола вручается под расписку лицам, в отношении которых возбуждено дело.

Протокол составляется сразу же после выявления факта совершения административного правонарушения. Если же требуется дополнительное выяснение обстоятельств дела, в том числе данных о. личности или сведений о юридическом лице, протокол составляется в течение суток с момента выявления правонарушения.

Затем протокол направляется органу (должностному лицу), уполномоченному рассматривать дело, в течение суток с момента его составления. Если правонарушение влечет за собой административный арест, протокол передается судье немедленно после его составления.

Протокол об административном правонарушении составляется не во всех случаях (ст. 237). Так, при совершении правонарушения, влекущего наложение административного взыскания в виде предупреждения или административного штрафа, не превышающего одного минимального размера оплаты труда, протокол не со­ставляется. Штраф взимается уполномоченным должностным лицом на месте совершения правонарушения. Если лицо оспаривает взыскание, налагаемое на месте, протокол составляется на общих основаниях. Протокол не составляется также в случаях, когда административное производство возбуждено постановлением прокурора.

При невозможности составить протокол на месте совершения административного правонарушения, хотя его составление обязательно, нарушитель может быть доставлен в милицию.

82. Протокол об административном правонарушении: порядок и сроки составления, содержание, значение.

Протокол об административном правонарушении. Положения о данном виде протокола содержатся в ст. 28.2 КоАП РФ. Он составляется в случае совершения лицом административного правонарушения. В протоколе об административном правонарушении обязательно указываются:

— дата и место его составления;

— должность, фамилия и инициалы лица, составившего протокол;

— сведения о лице, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении;

— фамилии, имена, отчества, адреса места жительства свидетелей и потерпевших, если имеются свидетели и потерпевшие;

— место, время совершения и событие административного правонарушения;

— статья КоАП РФ или закона субъекта РФ, предусматривающая административную ответственность за данное административное правонарушение;

— объяснение физического лица или законного представителя юридического лица, в отношении которых возбуждено дело;

— иные сведения, необходимые для разрешения дела.

Следует знать, что при составлении протокола об административном правонарушении вам обязательно должны быть разъяснены права и обязанности, предусмотренные КоАП РФ. В протокол об этом заносится соответствующая запись. В том случае, если права и обязанности вам не разъяснены, то вы вправе отказаться от подписания протокола и внести в него соответствующую запись о данном факте. Однако вам необходимо проследить только за фактом разъяснения прав и обязанностей, запись в протоколе о разъяснении — забота сотрудника милиции. В определенной графе должна стоять ваша подпись, которая будет свидетельствовать о том, что права все-таки разъяснены. Если ее не будет — это вам только на руку.

Читайте так же:  Жалоба прокурору на действия судебного пристава

Неотъемлемым правом лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, является право знакомиться с протоколом об административном правонарушении. Если при прочтении протокола вы заметили какую-либо неточность, вы имеете право дать объяснения и внести замечания по содержанию протокола. Все дополнения и коррективы прилагаются к протоколу. Протокол обязательно подписывается сотрудником милиции, а также лицом, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении.

Необходимо знать, что после составления протокола об административном правонарушении его копия вручается лицу, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении под расписку. Поэтому если вам копия протокола не вручена под расписку и в протоколе отсутствует ваша подпись, то эти факты будут доказательством неправомерного поведения сотрудника милиции. Привлечь вас в этом случае к ответственности нельзя — протокол об административном правонарушении признается недопустимым доказательством и не принимается как доказательство.

Иногда составление протокола об административном правонарушении не является обязательным. Это происходит в следующих случаях:

1) если дело об административном правонарушении возбуждает прокурор по делам, указанным в ст. 28.6 КоАП РФ;

2) если при совершении административного правонарушения назначается административное наказание в виде предупреждения или административного штрафа. Должностное лицо вместо составления протокола оформляет предупреждение или постановление-квитанцию о наложении административного штрафа. В постановлении-квитанции указываются:

— должность, фамилия, инициалы должностного лица, назначившего административное наказание;

— сведения о лице, привлеченном к административной ответственности;

— статья КоАП РФ либо соответствующего закона субъекта РФ, предусматривающая административную ответственность за данное правонарушение;

— время и место совершения административного правонарушения;

— сумма взыскиваемого административного штрафа;

— информация о получателе штрафа, необходимая в соответствии с правилами заполнения расчетных документов на перечисление суммы административного штрафа, и адрес органа, должностное лицо которого выдало постановление-квитанцию;

3) в случае выявления административного правонарушения, предусмотренного главой 12 КоАП РФ и зафиксированного с применением работающих в автоматическом режиме специальных технических средств, имеющих функции фото- и киносъемки, видеозаписи, или средств фото- и киносъемки, видеозаписи. В этом случае постановление по делу об административном правонарушении выносится без участия лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, и оформляется в порядке, предусмотренном ст. 29.10 КоАП РФ. Копии постановления по делу об административном правонарушении и материалов, полученных с применением работающих в автоматическом режиме специальных технических средств, имеющих функции фото- и киносъемки, видеозаписи, или средств фото- и киносъемки, видеозаписи, направляются лицу, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, в течение трех дней со дня вынесения указанного постановления.

Необходимо запомнить, что постановление-квитанция составляется в двух экземплярах, каждый из которых должен быть подписан сотрудником милиции и лицом, привлеченным к административной ответственности.

Если лицо не уплачивает штраф на месте (сто рублей, а при нарушении таможенных правил — одну тысячу рублей), то в этом случае производство по делу об административном правонарушении осуществляется в общем порядке, а следовательно, сотрудник милиции составляет протокол об административном правонарушении. Поэтому если вы не согласны с назначением наказания, то вы имеете право не уплачивать штраф на месте (даже в том случае, когда при вас есть деньги), а потребовать составления протокола. Протокол в данном случае выступит доказательством и может предотвратить необоснованное привлечение вас к административной ответственности.

Также законом вам предоставлено право оспорить наличие события административного правонарушения и (или) назначенное вам административное наказание. В этом случае сотрудник милиции также будет обязан составить протокол об административном правонарушении.

Следует помнить, что протокол об административном правонарушении составляется немедленно после выявления совершения административного правонарушения. Однако такая возможность существует не всегда. Есть объективные причины, когда сотрудник милиции не может составить протокол немедленно. Например, необходимо дополнительно установить свидетелей события административного правонарушения, данные о физическом лице, в отношении которого возбуждается дело об административном правонарушении, и др. Однако законом установлено, что протокол в этом случае составляется не позднее двух суток с момента выявления административного правонарушения (ч. 2 ст. 28.5 КоАП РФ).

Также существует категория дел, для которых предусмотрено административное расследование. В этом случае протокол об административном правонарушении составляется по окончании такого расследования. Напомним, что срок проведения административного расследования не может превышать один месяц с момента возбуждения дела об административном правонарушении. В исключительных случаях указанный срок по письменному ходатайству должностного лица, в производстве которого находится дело, может быть продлен вышестоящим должностным лицом на срок не более одного месяца, а по делам о нарушении таможенных правил, а равно Правил дорожного движения или правил эксплуатации транспортного средства, повлекшем причинение легкого или средней тяжести вреда здоровью потерпевшего, — начальником вышестоящего органа на срок до шести месяцев (ст. 28.7 КоАП РФ)

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

1) Стадия возбуждения дела об административном правонарушении (гл. 28 КоАп рф);

Согласно ст. 28.1 КоАП РФ поводами к возбуждению дела об административном правонарушении являются:

1) непосредственное обнаружение должностными лицами, уполномоченными составлять протоколы об административных правонарушениях, достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения;

2) поступившие из правоохранительных органов, а также из других государственных органов, органов местного самоуправления, от общественных объединений материалы, содержащие данные, указывающие на наличие события административного правонарушения;

3) сообщения и заявления физических и юридических лиц, а также сообщения в средствах массовой информации, содержащие данные, указывающие на наличие события административного правонарушения (за исключением административных правонарушений, предусмотренных частью 2 статьи 5.27,статьями 14.12,14.13);

Читайте так же:  Срок исковой давности по наследственным делам

4) фиксация административного правонарушения в области дорожного движения или административного правонарушения в области благоустройства территории, предусмотренного законом субъекта Российской Федерации, совершенного с использованием транспортного средства либо собственником или иным владельцем земельного участка либо другого объекта недвижимости, работающими в автоматическом режиме специальными техническими средствами, имеющими функции фото- и киносъемки, видеозаписи, или средствами фото- и киносъемки, видеозаписи;

5) подтверждение содержащихся в сообщении или заявлении собственника (владельца) транспортного средства данных о том, что в случаях, указанных выше, транспортное средство находилось во владении или в пользовании другого лица.

Дело об административном правонарушении считается возбужденным с момента:

1) составления протокола о применении мер обеспечения производства по делу об административном правонарушении, предусмотренных статьей 27.1 КоАП РФ.

2) составления протокола об административном правонарушении;

3) вынесения прокурором постановления о возбуждении дела об административном правонарушении;

4) вынесения определения о возбуждении дела об административном правонарушении при необходимости проведения административного расследования, предусмотренного статьей 28.7 КоАП РФ;

5) оформления предупреждения как меры наказания или с момента наложения (взимания) административного штрафа на месте совершения административного правонарушения, если протокол об административном правонарушении не составляется.

Случаи отказа в возбуждении административного производства

Административное производство может не получить своего продолжения на стадии выявления правонарушения или поступивших сведений и материалов, если в ходе расследования обнаружены обстоятельства исключающие производство по делу.

В подобных случаях должностное лицо обязано вынести новое определение, свидетельствующее об отказе в возбуждении дела. К случаям об отказе в возбуждении дела могут послужить такие обстоятельства, как: отсутствие события проступка, например, поступила жалоба со стороны граждан и в ходе проверки факт правонарушения не подтвердился.

Также если гражданин совершает действия, не содержащие признаков состава проступка. Действия не считаются правонарушением, например, в результате крайней необходимости, совершения малозначительного проступка. Отказ в возбуждении дела последует и в случае, когда истечет срок давности для привлечения виновного к ответственности.

Обязательно поделитесь с друзьями!

Стадии административного процесса

Дела об административных правонарушениях несовершеннолетних, а также об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 5.35. («Неисполнение родителями или иными законными
представителями несовершеннолетних обязанностей по содержанию и воспитанию несовершеннолетних»), 6.10. («Вовлечение несовершеннолетнего в употребление пива и напитков, изготавливаемых на его основе, спиртных напитков или одурманивающих веществ»), 20.22. («Появление в состоянии опьянения несовершеннолетних, а равно распитие ими пива и напитков, изготавливаемых на его основе, алкогольной и спиртосодержащей продукции,

Порядок возбуждения дела об административном правонарушении

Возбуждение дел об административных нарушениях необходимо для пресечения административных проступков.

В ходе производства устанавливается личность нарушителя, составляется протокол обеспечивается своевременное рассмотрение дела и исполнение постановления.

Делами об административных правонарушениях могут заниматься уполномоченные органы или должностные лица, иногда иные субъекты, которые имеют право привлекать к ответственности.

Они же должны проследить, было ли исполнено вынесенное решение.

При любых обстоятельствах необходимо строго придерживаться принципа, что человек, которого привлекают к административной ответственности, считается невиновным, пока не будет доказана по закону его вина.

Обычно определяют несколько стадий производства по делам об административных правонарушениях: возбуждение, рассмотрение, разрешение, обжалование, опротестование.

Понятие и сущность возбуждения административного производства

Административное производство заводится на гражданина или иное лицо в случаях, прямо предусмотренных законом. Стадия возбуждения административного дела является началом для привлечения виновного к ответственности и вынесения ему административного наказания.

Основанием всегда служит совершение административного проступка. Возбуждать административное производство имеют право должностные лица правоохранительных органов, список которых достаточно объемный.

При этом каждое должностное лицо может только возбуждать те дела, которые относятся к их компетенции. Например, на практике встречаются злоупотребления со стороны полиции, когда они привлекают виновных за нарушение регистрационного режима, дела по которым могут возбуждать только сотрудники ФМС.

Начало действия стадии возбуждения административного производства

В административном производстве важен момент, характеризующий его начало.

К таким моментам закон относит:

  • Действия должностного лица, составившего протокол по административному проступку
  • Применение обеспечительных мер производства по делу, сопряженное с составлением протокола о принятых мерах в отношении правонарушителя
  • Принятие решения прокурором о возбуждении административного производства, путем вынесения постановления
  • Составление должностным лицом определения о возбуждении дела, влекущее проведения административного расследования по факту правонарушения
  • Действия сотрудника правоохранительных органов, выраженное в составлении постановления по делу, свидетельствующее о совершенном правонарушении и наложении соответствующего вида административного наказания

Кто уполномочен на возбуждение дела об административном правонарушении

Определение о возбуждении дела

Определение об отказе в возбуждении дела

Стадия исполнения постановления

Завершающей стадией производства по делам об административных правонарушениях является исполнение постановления о наложении административного взыскания.

В процессе исполнения постановления лица, виновные в совершении административного проступка, испытывают соответствующие ограничения личного, морального или материального характера.
Видео (кликните для воспроизведения).

От того, как последовательно реализовано постановление об административном взыскании, доведено ли дело до конца, во многом зависит эффективность борьбы с административными правонарушениями, а также их предупреждение.

Таким образом, процесс возбуждения дела об административном правонарушении проходит в несколько этапов:

  1. Возбуждение дела возможно, если был совершен проступок.
  2. Грамотно составленный протокол позволяет перейти к рассмотрению дела, которое не может продолжаться более 15 дней, за исключением случаев, когда необходимо дополнительное время для выяснения обстоятельств, но не более чем на 1 месяц.
  3. После этого назначается слушание, в ходе которого принимается постановление, т. е. дело разрешается.
  4. Если обнаружены нарушения в ходе рассмотрения, то прокурор может опротестовать решение, или, если виновный не согласен с мерой наказания, он может подать заявление в суд для обжалования.

Источники

Стадии возбуждения административного правонарушения
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here