Срок рассмотрения дела о мелком хулиганстве

Полезное по теме: "Срок рассмотрения дела о мелком хулиганстве" от специалистов простым языком. Если необходимо уточнить актуальность на 2020 год, а также задать вопрос, то обращайтесь к дежурному юристу.

Статья 20.1. Мелкое хулиганство

1. Объектом административного правонарушения, предусмотренного в ст. 20.1, является общественный порядок. Новая редакция ст. 20.1 вступила в силу с 16.12.2003 г.

2. Объективная сторона анализируемого правонарушения состоит в том, что виновный совершает мелкое хулиганство. В ст. 20.1 дается легальное определение мелкого хулиганства. Оно существенно отличается от состава уголовного преступления, предусмотренного в ст. 213 УК, которая устанавливает, что хулиганство есть грубое нарушение общественного порядка, выражающее явное неуважение к обществу, совершенное с применением оружия или предметов используемых в качестве оружия. Строже наказывается то же деяние, если оно:

а) совершено группой лиц, группой лиц по предварительному сговору или организованной группой;

б) связано с сопротивлением представителю власти либо иному лицу (например, военнослужащему, судебному приставу и др.), исполняющему обязанности по охране общественного порядка или пресекающему нарушение общественного порядка. В отличие от этого в ч. 2 ст. 20.1 предусмотрена более строгая административная ответственность за неповиновение представителям власти. Отличия между ст. 213 УК и ст. 20.1 можно показать в виде таблицы.

1. Обычно выражается в нецензурной брани, сквернословии в общественном месте.

1. Характеризуется и другими проявлениями явного неуважения к обществу, попранию общественного порядка.

2. Виновный пристает к гражданам, но насилия при этом нет.

2. Виновный угрожает гражданам и должностным лицам насилием либо фактически его применяет.

3. Виновный демонстрирует неуважение к обществу.

3. Неуважение к обществу сопровождается реальными действиями по применению оружия и т.п.

4. Виновный нарушает спокойствие граждан именно сквернословием, бранью, приставанием к гражданам, допуская иногда неповиновение представителям власти.

4. Виновный при этом оказывает также сопротивление представителям власти, которые пресекают нарушение общественного порядка.

5. Не играет роли, что хулиганство совершается несколькими лицами.

5. Если хулиганство совершено группой лиц, оно более опасно и карается строже.

6. Налицо также уничтожение чужого имущества.

6. Может и не сопровождаться уничтожением чужого имущества.

7. Не сопровождается применением оружия либо иных предметов, используемых в качестве оружия.

7. Совершается с применением оружия либо иных предметов, используемых в качестве оружия.

КОНСУЛЬТАЦИЯ ЮРИСТА


УЗНАЙТЕ, КАК РЕШИТЬ ИМЕННО ВАШУ ПРОБЛЕМУ — ПОЗВОНИТЕ ПРЯМО СЕЙЧАС

8 800 350 84 37

Оконченным данное деяние считается с момента совершения. Оно совершается исключительно в форме действий.

3. Субъектом анализируемого правонарушения могут быть только граждане, т.е. вменяемые физические лица, достигшие 16 лет.

4. Субъективная сторона данного правонарушения характеризуется прямым умыслом (см. коммент. к ст. 2.2).

5. Анализ мер административной ответственности, предусмотренных в ст. 20.1, показывает, что:

1) виновному назначается или административный штраф, или административный арест;

2) административный штраф может быть назначен и судьей, и органом внутренних дел (см. коммент. к ст. 23.1, 23.3);

3) административный арест — только судьей. Причем судья рассматривает дело данной категории лишь в том случае, если орган внутренних дел сочтет нужным передать его судье (см. ч. 2 ст. 23.1).

Статья 20.1 КоАП РФ. Мелкое хулиганство

Новая редакция Ст. 20.1 КоАП РФ

1. Мелкое хулиганство, то есть нарушение общественного порядка, выражающее явное неуважение к обществу, сопровождающееся нецензурной бранью в общественных местах, оскорбительным приставанием к гражданам, а равно уничтожением или повреждением чужого имущества, —

влечет наложение административного штрафа в размере от пятисот до одной тысячи рублей или административный арест на срок до пятнадцати суток.

2. Те же действия, сопряженные с неповиновением законному требованию представителя власти либо иного лица, исполняющего обязанности по охране общественного порядка или пресекающего нарушение общественного порядка, —

влекут наложение административного штрафа в размере от одной тысячи до двух тысяч пятисот рублей или административный арест на срок до пятнадцати суток.

3. Распространение в информационно-телекоммуникационных сетях, в том числе в сети «Интернет», информации, выражающей в неприличной форме, которая оскорбляет человеческое достоинство и общественную нравственность, явное неуважение к обществу, государству, официальным государственным символам Российской Федерации, Конституции Российской Федерации или органам, осуществляющим государственную власть в Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных статьей 20.3.1 настоящего Кодекса, если эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния, —

влечет наложение административного штрафа в размере от тридцати тысяч до ста тысяч рублей.

4. Повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 3 настоящей статьи, —

влечет наложение административного штрафа в размере от ста тысяч до двухсот тысяч рублей или административный арест на срок до пятнадцати суток.

5. Действия, предусмотренные частью 3 настоящей статьи, совершенные лицом, ранее подвергнутым административному наказанию за аналогичное административное правонарушение более двух раз, —

влекут наложение административного штрафа в размере от двухсот тысяч до трехсот тысяч рублей или административный арест на срок до пятнадцати суток.

Примечание. Обо всех случаях возбуждения дел об административных правонарушениях, предусмотренных частями 3 — 5 настоящей статьи, в течение двадцати четырех часов уведомляются органы прокуратуры Российской Федерации.

Комментарий к Статье 20.1 КоАП РФ

1. Объектом административного правонарушения, предусмотренного комментируемой статьей, являются общественные отношения, складывающиеся в процессе обеспечения порядка в общественных местах.

2. Объективная сторона части первой статьи 20.1 выражается в явном неуважении к обществу, сопровождающемся нецензурной бранью в общественных местах, оскорбительным приставанием к гражданам, а равно уничтожением или повреждением чужого имущества.

Мелкое хулиганство характеризуется как нарушение общественного порядка. Под общественным порядком следует понимать сложившуюся в обществе систему отношений между людьми, правил взаимного поведения и общежития, предусмотренных правом, традициями и моралью общества. К хулиганству следует относить действия, совершаемые в общественных местах в отношении незнакомых или малознакомых людей. Не являются мелким хулиганством действия, основанные на личных неприязненных отношениях и совершаемые в отношении знакомых лиц. От мелкого хулиганства как административного правонарушения следует отличать хулиганство, предусмотренное статьей 213 УК, — грубое нарушение общественного порядка, выражающее явное неуважение к обществу, сопровождающееся применением насилия к гражданам либо угрозой его применения, а равно уничтожением или повреждением чужого имущества.

3. Объективную сторону части второй комментируемой статьи составляют те же действия, сопряженные с неповиновением законному требованию представителя власти либо иного лица, исполняющего обязанности по охране общественного порядка или пресекающего нарушение общественного порядка

К представителям власти относится любое лицо, наделенное законодательством правом принимать решения, обязательные для исполнения организационно неподчиненными субъектами. Квалификация по части 2 статьи 20.1 КоАП возможна лишь в том случае, если представитель власти или иное лицо исполняли в данный момент обязанности по охране общественного порядка или пресекали нарушение общественного порядка. Неповиновение следует отличать от сопротивления представителям власти, осуществляющим охрану общественного порядка. Сопротивление выражается в очевидном и активном противодействии, в создании препятствий для исполнения представителями власти своих обязанностей. Такие действия квалифицируются по статье 318 Уголовного кодекса РФ.

Читайте так же:  Надзорная инстанция по административным делам

4. Субъектом правонарушения выступают граждане.

5. С субъективной стороны правонарушение является умышленным.

6. Протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных данной статьей, составляют должностные лица органов внутренних дел.

7. Дела об административных правонарушениях рассматриваются должностными лицами органов внутренних дел или судьями в том случае, если орган внутренних дел передает его на рассмотрение судье.

Другой комментарий к Ст. 20.1 Кодекса Российской Федерации об Административных Правонарушениях

1. Объектом правонарушения, ответственность за которое предусмотрена данной статьей, являются общественный порядок и общественная безопасность.

Под общественным порядком подразумевается система сложившихся отношений между членами общества, включающая в себя правила взаимного поведения, общения и проживания, которые установлены нормами действующего законодательства, основаны на нормах нравственности и возникают под воздействием обычаев и традиций. Общественная безопасность предполагает состояние, при котором сохраняются общественное спокойствие, неприкосновенность личности, целостность собственности, т.е. нормально функционируют все общественные институты.

2. С объективной стороны правонарушение представляет собой противоправное действие, демонстративно нарушающее общественный порядок и общественную безопасность.

Перечень действий, при помощи которых можно совершить мелкое хулиганство, не исчерпывается сформулированными в ее диспозиции — нецензурной бранью и оскорбительном приставании к гражданам, что подчеркивается словами «или другие действия».

Мелкое хулиганство может совершаться в любой сфере общественной жизни: в быту, на работе; в любом месте, где находятся люди (общественное место): в квартире, на улице, в учреждении, на предприятии, в транспорте и т.д.

Мелкое хулиганство будет иметь место и в том случае, если лицо сделало нецензурные или непристойные надписи в отсутствие людей или демонстративно нарушает своими действиями покой граждан в ночное время.

3. Субъектом мелкого хулиганства может быть лицо, достигшее к моменту совершения правонарушения возраста шестнадцати лет, вменяемое (см. ст.2.3 и 2.8. КоАП РФ).

4. С субъективной стороны мелкое хулиганство обычно характеризуется прямым умыслом. Лицо осознает противоправность своих действий, предвидит, что наступит в результате их совершения, и желает этого. Бывает также, что нарушитель не желает такого результата, но сознательно его допускает. В таком случае имеет место мелкое хулиганство, совершенное с косвенным умыслом.

Находясь в общественных местах, в окружении незнакомых людей, правонарушитель может усмотреть в их поведении причину для совершения своих действий или даже спровоцировать ее. Однако следует отметить несоразмерность такой причины действиям, совершаемым правонарушителем.

В этих случаях мотивом является удовлетворение индивидуалистической потребности в самоутверждении за счет умаления и игнорирования достоинств других людей.

5. Теория административного права относит к обязательным признакам, характеризующим правонарушение, признак общественной опасности (о признаке общественной опасности см. комментарий к ст. 2.1 КоАП России). Присутствие этого признака может означать, что деяние причиняет или создает предпосылку причинения вреда общественным отношениям.

Необходимо отграничивать мелкое хулиганство от хулиганских действий, наказуемых по ч.1 ст.213 УК, где сказано, что состав преступления образует грубое нарушение общественного порядка, выражающее явное неуважение к обществу, сопровождающееся применением насилия к гражданам либо угрозой его применения, а равно уничтожением или повреждением чужого имущества. Здесь очевидны более значительная степень нарушения общественного порядка, чем при совершении мелкого хулиганства, а также непосредственное влияние на квалификацию деяния характеризующих факторов и последствий хулиганства. Степень общественной опасности можно определить, оценивая совокупность обстоятельств дела: место, время, способ, интенсивность, продолжительность, условия совершения и т.д.

Сам себе адвокат

Объективная сторона мелкого хулиганства

Объективную сторону мелкого хулиганства образуют неправомерные действия, нарушающие общественный порядок. Законодательного определения понятия общественного порядка нет. В судебной практике под нарушением общественного порядка понимается нецензурная брань в общественном месте, поведение свидетельствующее о явном неуважение к окружающим, циничные, аморальные поступки.

Под общественным местом понимаются улицы, общественный транспорт, вокзалы, аэропорты и другие места массового посещения, транспорт общего пользования, аэропорты, вокзалы, парки и другие места общественного пользования. Однако, общественным местом могут являться и другие места с ограниченным доступом если там присутствуют люди. Например, если гражданин в ночное время в своей квартире выкрикивает непристойные слова и тем самым нарушает сон и нормальное течение жизни других жильцов, то и в этом случае будет иметь место нарушение общественного порядка.

Под оскорбительным приставанием понимается приставание с неприличными разговорами, навязчивыми действиями, несмотря на противодействие со стороны другого лица. Приставания характеризуются тем, что они повторяются неоднократно, характеризуются непристойностью и злостностью, несовместимостью с понятиями о мораль и нравственности, унижают честь и достоинство граждан.

Из сказанного вытекает важный признак объективной стороны публичность, т.е. совершение противоправных действий в присутствии посторонних лиц.
Под уничтожение понимается приведение вещи в полную негодность и ее невозможность использования по назначению.
Под повреждением понимается причинение вреда вещи, при котором ее использование невозможно без восстановительного ремонта.

При этом, следует учитывать, что размер причиненного вреда должен быть несущественный, т.е. на сумму не более 2500 рублей. В противном случае действия правонарушителя образуют состав преступления, предусмотренный ст.167 УК РФ.

Если действия по умышленному уничтожению или повреждению имущества не носили публичный характер и не нарушили общественный порядок, то действия виновного следует квалифицировать по ст.7.17 КоАП РФ.

Под неповиновением законному распоряжению или требованию работника полиции или дружинника при исполнении ими своих обязанностей по охране общественного порядка следует понимать отказ от исполнения законных, неоднократно повторенных распоряжений или требований работника полиции или дружинника, либо отказ выполнить распоряжение в дерзкой форме, который свидетельствует о явном неуважении гражданина к органам правопорядка.

Действия виновного совершенные из личных неприязненных отношений совершенные в быту или на производстве, не повлекшие нарушение общественного порядка не образуют состав мелкого хулиганства.

Наказание за мелкое хулиганство

За совершение мелкого хулиганства предусмотрено два вида наказания: штраф ( по ч. 1 от 500 до 100 руб. по ч. 2 от 1000 до 2500 руб.) или административный арест сроком до 15 суток по обеим частям ст.20.1)

Административные дела о мелком хулиганстве рассматриваются должностными органами полиции и мировыми судьями. Мировые судьи рассматривают дела о мелком хулиганстве в случаях, если должностное лицо органов полиции сочтет необходимым в назначении наказания в виде административного ареста.

Читайте так же:  Делу об административном правонарушении предусмотренного частью

Дела данной категории рассматриваются мировым судьей в день получения административного протокола с приложенными к нему материалами, а если лицо было, подвергнуто административному задержанию, то не в течение 48 часов с момента задержания.

Критерии, которыми должны руководствоваться должностные лица полиции при определении вида наказания, в законе не определены. На практике органы полиции направляют мировым судьям протоколы с учетом тяжести совершенного правонарушения, неоднократности привлечения к административной ответственности, сложившегося собственного мнения о личности правонарушителя.

Если для выяснения обстоятельств дела потребуется время, срок рассмотрения дела может быть продлен должностным лицом полиции , но не более чем на 1 месяц. Мировой судья связан вышеуказанными сроками и на практике не может продлевать срок рассмотрения дела, а потому должен вынести решение по имеющимся в материалах доказательствам.

На практике сотрудники полиции используют описываемое административное правонарушение в своих служебных, а порой и личностных целях, упрашивают мировых судей подвергнуть аресту того или иного лица. Мировые судьи не все и не всегда объективно рассматривают дела о мелком хулиганстве и назначают административное наказание, несмотря на недостаточность допустимых доказательств.

Что такое мелкое хулиганство по ст. 20.1 КоАП РФ

Статья 20.1 КоАП РФ называет мелких хулиганством нарушение общественного порядка, которое выражает явное неуважением к обществу, сопровождается нецензурной бранью в общественных местах, оскорбительным приставанием к гражданам, а равно уничтожением или повреждением чужого имущества. Есть и специальные составы:

  • действия сопровождались неповиновением законному требованию представителя власти или лица, обеспечивающего охрану общественного порядка
  • распространение в сети Интернет сведений в неприличной форме, выражающих неуважение к обществу, государству, государственным символам, органам власти, оскорбляющих человеческое достоинство и общественную нравственность
  • повторное совершение действий, образующих состав административного правонарушения “мелкое хулиганство”
  • совершение правонарушения в сети Интернет более 2 раз.

От того, как уполномоченный орган власти (подведомственность административных дел) квалифицирует действия, зависит вид административного наказания и его размер. Санкция статьи предусматривает ответственность в виде административного штрафа и административного ареста.

Состав правонарушения “мелкое хулиганство”

Объектом мелкого хулиганства выступает общественный порядок. То есть система отношений между людьми, правила поведения, в том числе установленные моралью, обычаями и традициями, обеспечивающие нормальное функционирование общества и государства.

Объективная сторона – это только действия. Причем совершенные в определенных местах, именуемых – общественные места. Что это такое, закон не расшифровывает. Судебная практика идет по тому пути, что это такие участки местности, сооружения, здания и т.п., предназначенные для свободного (или за плату) посещения гражданами. Поэтому жилье, индивидуальная застройка не будет общественным местом. А офисное здание, где гражданам оказываются услуги, – будет.

Такие действия связаны с явным неуважением к обществу. То есть нарушение установленных в обществе правил носит демонстративный характер. “Разборки” с соседом, основанные на личных неприязненных отношениях, не будет мелким хулиганством. А вот если правонарушитель преследовал цель нарушить общественный порядок, это уже мелкое хулиганство.

Субъект – гражданин РФ, иностранный гражданин или лицо без гражданства, достигшие 16 лет.

Субъективная сторона правонарушения имеет свои отличительные особенности. Мотив совершения таких действий, как мелкое хулиганство, имеет первостепенное значение. И такие действия могут быть только умышленными (явное неуважение к обществу).

Отличия правонарушения от преступления

Статья 213 Уголовного кодекса РФ устанавливает уголовную ответственность за грубое нарушение общественного порядка, выражающее явное неуважение к обществу. Но при этом такие действия сопряжены с применением оружия или угрозой его применения. Либо на транспорте общего пользования. Или по мотивам расовой, национальной и иной вражды или ненависти. Либо по предварительному сговору, с сопротивлением представителю власти, с применением или угрозой применения взрывчатых веществ.

Как видно из состава преступления, хулиганство несет несет больший потенциальный вред охраняемым законам отношениям. Здесь имеет значение и умысел (применить оружие, взрывчатые вещества и т.п.). Именно по степени угрозы и различаются мелкое хулиганство и хулиганство.

защита прав в суде без адвоката

МЕЛКОЕ ХУЛИГАНСТВО

Мелкое хулиганство

Мелкое хулиганство одно из самых распространённых административных правонарушений в полицейской практике. Мелкое хулиганство – это нарушение общественного порядка, выражающее явное неуважение к обществу, сопровождающееся нецензурной бранью в общественных местах, оскорбительным приставанием к гражданам, а равно уничтожением или повреждением чужого имущества ( ст.20.1 КоАП РФ)

Видео (кликните для воспроизведения).

Из вышеуказанного определения мелкого хулиганства вытекает следующий административный состав этого правонарушения.

Субъективная сторона мелкого хулиганства

Отсюда следует, что субъективную сторону мелкого хулиганства образует прямой умысел на нарушение общественного порядка и совершения противоправных, хулиганских действий. Мелкое хулиганство совершается без какого-либо повода или по незначительному поводу.

Комментарий к Ст. 20.1 Кодекса об Административных Правонарушениях РФ

1. Объектом правонарушения являются общественные отношения в области общественного порядка. Основным признаком этого правонарушения является нарушение общественного порядка, которое выражается в явном неуважении к обществу.

Совершение данного правонарушения свидетельствует о низкой культуре нарушителя, его эгоизме, пренебрежении интересами общества, других людей, об игнорировании правил приличия и благопристойности.

2. Объективная сторона правонарушения (ч. 1) представляет собой действие, нарушающее общественный порядок и спокойствие граждан. Такими действиями являются нецензурная брань в общественных местах, оскорбительное приставание к гражданам, уничтожение или повреждение чужого имущества. В иных случаях совершение указанных действий влечет административную ответственность, когда это является самостоятельным правонарушением (см. комментарий к ст. 7.17 КоАП РФ).

Хулиганством может быть нарушен общественный порядок в любой сфере жизни и деятельности граждан: на производстве, в быту, в культурно-просветительных учреждениях; в любом месте нахождения людей — на улице, в лесу и т.д.

Обычно мелкое хулиганство совершается при непосредственном присутствии людей, поскольку именно в такой обстановке нарушителю удается в большей мере продемонстрировать свое неуважение к обществу. Однако для состава данного правонарушения наличие признака публичности в момент совершения правонарушения не обязательно. Например, мелкое хулиганство будет иметь место в том случае, когда лицо сделало непристойные надписи на заборе в отсутствие людей.

3. Часть 2 комментируемой статьи 20.1 КоАП РФ предусматривает ответственность за хулиганство, сопряженное с неповиновением законному требованию представителя власти либо иного лица, исполняющего обязанности по охране общественного порядка или пресекающего нарушение общественного порядка (характеристику данных лиц см. в комментариях к ст. 19.3 и 19.4 КоАП). При наличии хулиганства, сопряженного с указанными правонарушениями, дополнительной квалификации по ст. ст. 19.3, 19.4 КоАП РФ не требуется.

4. Субъектом мелкого хулиганства может быть любой вменяемый гражданин, достигший 16-летнего возраста.

5. С субъективной стороны мелкое хулиганство характеризуется прямым умыслом. Элементом субъективной стороны мелкого хулиганства является также мотив удовлетворения потребности в самоутверждении путем игнорирования достоинства других граждан.

Читайте так же:  Проверка административных штрафов по паспорту

6. Протоколы об административных правонарушениях составляют должностные лица органов внутренних дел (полиции) (ч. 1 ст. 28.3 КоАП РФ).

7. Дела о мелком хулиганстве рассматривают должностные лица органов внутренних дел (полиции) (ст. 23.3 КоАП РФ), а в случае передачи дела на рассмотрение судьи в связи с возможностью применения административного ареста — мировые судьи (ч. ч. 2 и 3 ст. 23.1 КоАП РФ).

8. Грубое нарушение общественного порядка, выражающееся в явном неуважении к обществу, совершенное с применением оружия или предметов, используемых в качестве оружия, по мотивам политической, идеологической, расовой, национальной или религиозной ненависти или вражды либо по мотивам ненависти или вражды в отношении какой-либо социальной группы, влечет уголовную ответственность по ч. 1 ст. 213 УК РФ, а совершение того же деяния группой лиц по предварительному сговору или организованной группой либо если совершение этого деяния связано с сопротивлением представителю власти либо иному лицу, исполняющему обязанности по охране общественного порядка или пресекающему нарушение общественного порядка, — по ч. 2 ст. 213 УК РФ.

Рассмотрения судами административных дел о мелком хулиганстве

Пожалуйста каков срок рассмотрения мировым судом административного дела о мелком хулиганстве? Если я уехал после совершения хулиганства к себе на Родину, то когда закроют дело. Спасибо.

КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ОБ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЯХ

Статья 4.5. Давность привлечения к административной ответственности

1. Постановление по делу об административном правонарушении не может быть вынесено по истечении двух месяцев (по делу об административном правонарушении, рассматриваемому судьей, — по истечении трех месяцев) со дня совершения административного правонарушения

Мелкое хулиганство

Ответственность за мелкое хулиганство устанавливает Кодекс РФ об административных правонарушениях. И Уголовный кодекс РФ содержит статью, предусматривающую уже уголовную ответственность за хулиганство. Соответственно, одни и те же действия при наличии определенных признаков влекут разный уровень ответственности. Что же такое мелкое хулиганство и в чем отличие от такого преступления, как хулиганство? Об этом речь пойдет ниже. Если требуется уточнить какие-то нюансы, можно воспользоваться помощью дежурного юриста.

Обжалование постановления вынесенное за мелкое хулиганство

Постановление мирового судьи по административному делу может быть обжаловано лицом, которому назначено административное наказание в течение 10 дней со дня его вынесения. Жалоба на постановление мирового судьи подается в районный суд через мирового судью. Однако, закон не запрещает подавать ее и непосредственно в районный суд.
Постановление вынесенное органом полиции обжалуется непосредственно в районный суд в тот же срок.

Отличие мелкого хулиганства от уголовно наказуемого хулиганства

Мелкое хулиганство следует отличать от уголовно наказуемого хулиганства. Уголовно наказуемое хулиганство – это по существу квалифицированные виды хулиганства, а именно хулиганство с применением оружия ли предметов используемых в качестве такового, хулиганство на почве политической, идеологической, религиозной или национальной ненависти, хулиганство группы лиц и организованной группы, предварительно договорившейся о совершении хулиганских действий, хулиганство с сопротивлением представителю власти или лицу наделенному полномочиями по охране общественного порядка.

Образцы жалобы на постановления по делу об административном правонарушении вы можете посмотреть здесь и здесь

Статья 20.1. Мелкое хулиганство

СТ 20.1 КоАП РФ

1. Мелкое хулиганство, то есть нарушение общественного порядка, выражающее явное неуважение к обществу, сопровождающееся нецензурной бранью в общественных местах, оскорбительным приставанием к гражданам, а равно уничтожением или повреждением чужого имущества, —

влечет наложение административного штрафа в размере от пятисот до одной тысячи рублей или административный арест на срок до пятнадцати суток.

2. Те же действия, сопряженные с неповиновением законному требованию представителя власти либо иного лица, исполняющего обязанности по охране общественного порядка или пресекающего нарушение общественного порядка, —

влекут наложение административного штрафа в размере от одной тысячи до двух тысяч пятисот рублей или административный арест на срок до пятнадцати суток.

3. Распространение в информационно-телекоммуникационных сетях, в том числе в сети «Интернет», информации, выражающей в неприличной форме, которая оскорбляет человеческое достоинство и общественную нравственность, явное неуважение к обществу, государству, официальным государственным символам Российской Федерации, Конституции Российской Федерации или органам, осуществляющим государственную власть в Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных статьей 20.3.1 настоящего Кодекса, если эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния, —

влечет наложение административного штрафа в размере от тридцати тысяч до ста тысяч рублей.

4. Повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 3 настоящей статьи, —

влечет наложение административного штрафа в размере от ста тысяч до двухсот тысяч рублей или административный арест на срок до пятнадцати суток.

5. Действия, предусмотренные частью 3 настоящей статьи, совершенные лицом, ранее подвергнутым административному наказанию за аналогичное административное правонарушение более двух раз, —

влекут наложение административного штрафа в размере от двухсот тысяч до трехсот тысяч рублей или административный арест на срок до пятнадцати суток.

Примечание. Обо всех случаях возбуждения дел об административных правонарушениях, предусмотренных частями 3 — 5 настоящей статьи, в течение двадцати четырех часов уведомляются органы прокуратуры Российской Федерации.

Статья 20.1 КоАП РФ в действующей редакции

1. Мелкое хулиганство, то есть нарушение общественного порядка, выражающее явное неуважение к обществу, сопровождающееся нецензурной бранью в общественных местах, оскорбительным приставанием к гражданам, а равно уничтожением или повреждением чужого имущества, –
влечет наложение административного штрафа в размере от пятисот до одной тысячи рублей или административный арест на срок до пятнадцати суток.

2. Те же действия, сопряженные с неповиновением законному требованию представителя власти либо иного лица, исполняющего обязанности по охране общественного порядка или пресекающего нарушение общественного порядка, –
влекут наложение административного штрафа в размере от одной тысячи до двух тысяч пятисот рублей или административный арест на срок до пятнадцати суток.

3. Распространение в информационно-телекоммуникационных сетях, в том числе в сети “Интернет”, информации, выражающей в неприличной форме, которая оскорбляет человеческое достоинство и общественную нравственность, явное неуважение к обществу, государству, официальным государственным символам Российской Федерации, Конституции Российской Федерации или органам, осуществляющим государственную власть в Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных статьей 20.3.1 настоящего Кодекса, если эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния, –
влечет наложение административного штрафа в размере от тридцати тысяч до ста тысяч рублей.

4. Повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 3 настоящей статьи, –
влечет наложение административного штрафа в размере от ста тысяч до двухсот тысяч рублей или административный арест на срок до пятнадцати суток.

5. Действия, предусмотренные частью 3 настоящей статьи, совершенные лицом, ранее подвергнутым административному наказанию за аналогичное административное правонарушение более двух раз, –
влекут наложение административного штрафа в размере от двухсот тысяч до трехсот тысяч рублей или административный арест на срок до пятнадцати суток.

Читайте так же:  Образец заявление на возмещение судебных расходов свидетелям

Примечание. Обо всех случаях возбуждения дел об административных правонарушениях, предусмотренных частями 3 – 5 настоящей статьи, в течение двадцати четырех часов уведомляются органы прокуратуры Российской Федерации.

Привлечение к административной ответственности по статье

Возбуждение дела об административном правонарушении начинают органы полиции. При этом в случае повторного нарушения, а также совершения действий в сети Интернет, в течение 24 часов они уведомляют органы прокуратуры РФ. Как раз изучить действия на предмет степени угрозы общественной опасности.

Практически всегда органы полиции применяют обеспечительные меры. Доставление, личный досмотр, административное задержание и т.п. Все потому, что действия правонарушителя необходимо в первую очередь пресечь.

Порядок привлечения к административной ответственности за совершение правонарушения – общий. Срок давности – общий. Но по ч. 3, ч. 4 и ч. 5 ст. 20.1 КоАП РФ дело рассматривает суд. По части 1 и 2 статьи материалы рассматривает полиция.

Полиция разъясняет гражданам об административной ответственности за мелкое хулиганство

Мелкое хулиганство относится к числу распространенных посягательств на общественный порядок. Его особенность которого в многообразии форм. Порядок и покой граждан может быть нарушен в любой сфере их жизни и деятельности (на улице, на работе, в магазинах, в общественном транспорте и т.д.).

Ответственность за мелкое хулиганство установлена статьей 20.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Данный вид противоправного деяния характеризуется активными действиями, демонстративно нарушающими спокойствие горожан. Так, мелким хулиганством признается нарушение общественного порядка, выражающее явное неуважение к обществу, сопровождающееся нецензурной бранью в общественных местах, оскорбительным приставанием к гражданам, а равно уничтожением или повреждением чужого имущества.

Особенностью объективной стороны мелкого хулиганства является обязательная совокупность двух признаков — основного (нарушение общественного порядка, выражающее явное неуважение к обществу) и одного из трех факультативных — названное нарушение должно сопровождаться либо нецензурной бранью, либо оскорбительным приставанием к гражданам, либо уничтожением или повреждением чужого имущества. Таким образом, просто высказываемая нецензурная брань, еще не образует состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 20.1 КоАП Российской Федерации. Также не образуют состава мелкого хулиганства ссоры и драки, сопровождающиеся нецензурной бранью и повреждением имущества, совершенные из личных неприязненных отношений в квартире, другом жилом помещении, в отношении родственников, либо знакомых, если отсутствует умысел лица на нарушение общественного порядка и выражение явного неуважения к обществу.

В качестве примера мелкого хулиганства можно привести следующие: гражданин, находясь в магазине, выражается нецензурной бранью, на замечание персонала магазина не реагирует, тем самым проявляет явное неуважение к обществу, чем нарушает общественный порядок. Или гражданин, находясь на остановке общественного транспорта, нарушает общественный порядок, проявляет явное неуважение к обществу, выражается нецензурной бранью в адрес прохожих, показывает им непристойные жесты, размахивает руками, на замечания окружающих не реагирует и т.д.

За совершение указанного правонарушения предусмотрено наложение административного штрафа в размере от 500 до 1000 рублей или административный арест на срок до 15 суток.

Частью 2 статьи 20.1 КоАП Российской Федерации предусмотрена административная ответственность за мелкое хулиганство, сопряженное с неповиновением законному требованию представителя власти, либо иного лица, исполняющего обязанности по охране общественного порядка или пресекающего нарушение общественного порядка. Совершение данного правонарушения влечет наложение административного штрафа в размере от 1000 до 2500 рублей или административный арест на срок до 15 суток.

С учетом того, что санкциями статьи 20.1 КоАП Российской Федерации предусмотрены альтернативные виды наказания — штраф или административный арест, а назначение административного ареста относится к исключительной компетенции судей согласно части 1 статьи 3.9 КоАП Российской Федерации, законодателем установлена альтернативная подведомственность рассмотрения дел об административных правонарушениях данной категории. Дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 20.1 КоАП Российской Федерации рассматривают как судьи на основании статьи 23.1 КоАП Российской Федерации, так и должностные лица органов внутренних дел, что закреплено частью 1 статьи 23.3 КоАП Российской Федерации.

УОООП ГУ МВД России по Свердловской области

Некоторые вопросы производства по делам о мелком хулиганстве

Баглай О.Г., помощник председателя Кировского районного суда г. Омска.

За совершение мелкого хулиганства (ст. 20.1 КоАП РФ) закон предусматривает два вида альтернативных наказаний: административный штраф и административный арест.

В соответствии с ч. 4 ст. 29.6 КоАП РФ дело об административном правонарушении, совершение которого влечет административный арест, рассматривается в день получения протокола об административном правонарушении и других материалов дела, а в отношении лица, подвергнутого административному задержанию, — не позднее 48 часов с момента задержания.

Дела о мелком хулиганстве рассматривают должностные лица органов внутренних дел и мировые судьи в случае, если должностное лицо органа внутренних дел, которому поступило такое дело, передало его на рассмотрение судье.

Здесь следует подчеркнуть, что в ч. 2 ст. 23.1 КоАП РФ не указывается, какие обстоятельства могут побудить должностное лицо передать дело на рассмотрение судье. По мнению некоторых авторов, к данному шагу должностное лицо органа внутренних дел должно привести всестороннее изучение материалов дела и учет особенностей лица, привлекаемого к административной ответственности . Анализ 500 изученных дел о мелком хулиганстве, рассмотренных мировыми судьями и должностными лицами органов внутренних дел Омской и Новосибирской областей, Красноярского и Алтайского краев, показал, что должностными лицами органов внутренних дел к административной ответственности по ст. 20.1 КоАП РФ в 82% случаев привлекаются лица, впервые совершившие административное правонарушение.

Дугенец А.С., Цветков Р.В. О некоторых проблемах административной практики органов внутренних дел // Административное право и процесс. 2007. N 1. С. 36.

Результаты экспертного опроса 30 начальников милиции общественной безопасности органов внутренних дел УВД по Омской области, ГУВД по Алтайскому краю и ГУВД по Красноярскому краю и их заместителей показали, что критериями передачи дел о мелком хулиганстве мировым судьям, когда указанные должностные лица выносят определения о передаче дела в соответствии с п. 1 ч. 2 ст. 29.9 КоАП РФ, выступают:

  • их мнение о необходимости назначения лицу, совершившему мелкое хулиганство, наказания в виде административного ареста (62,5%);
  • степень тяжести правонарушения, свидетельствующая о необходимости рассмотрения дела органом правосудия (62,5%);
  • неоднократность совершения административных правонарушений (25,0%).

При этом 62,5% респондентов высказали мнение об отсутствии необходимости закрепления в законе критериев передачи дел о мелком хулиганстве должностными лицами органов внутренних дел на рассмотрение мировым судьям, поскольку в практике не возникает сложностей при решении вопроса: кто будет рассматривать такое дело? Оставшиеся 37,5% респондентов считают, что такие критерии должны быть указаны в законе, и предлагают указать в качестве таковых неоднократное совершение административных правонарушений и степень тяжести совершенного административного правонарушения. Мы считаем закрепление критериев излишним, поскольку, например, предлагаемый критерий «степень тяжести административного правонарушения» является оценочным и не вносит ясности в разрешение вопроса: в каком именно случае дело следует передать мировому судье?

Читайте так же:  Направление дела об административном правонарушении в суд

Приняв решение о передаче дела судье, должностное лицо органа внутренних дел направляет протокол о мелком хулиганстве судье немедленно, поскольку совершение данного административного правонарушения влечет административный арест.

Поскольку в силу ч. 1 ст. 3.9 КоАП РФ административный арест назначается только судьей, последний при рассмотрении дела о мелком хулиганстве связан сокращенным сроком его рассмотрения, закрепленным в ч. 4 ст. 29.6 КоАП РФ.

Представляется, что сокращенный срок рассмотрения дела связан с тем, что административный арест влечет лишение виновного свободы, изоляцию его от общества. Это требует от мирового судьи более оперативного решения вопросов, связанных с рассмотрением дела о мелком хулиганстве.

Анализ изученных дел о мелком хулиганстве, рассмотренных мировыми судьями г. Омска, показал, что дела о мелком хулиганстве рассматриваются в установленный законом срок.

В то же время существуют проблемы, связанные с невозможностью продления данного срока.

Так, согласно ч. 2 ст. 29.6 КоАП РФ в случае поступления ходатайств от участников производства по делу об административном правонарушении либо в случае необходимости в дополнительном выяснении обстоятельств дела срок рассмотрения дела может быть продлен судьей, должностным лицом органа внутренних дел, рассматривающими дело, но не более чем на один месяц.

Однако воспользоваться правом продлить срок рассмотрения дела о мелком хулиганстве мировой судья не может в силу разъяснения, содержащегося в п. 13 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27 декабря 2007 г. N 52 «О сроках рассмотрения судами Российской Федерации уголовных, гражданских дел и дел об административных правонарушениях» , согласно которому исходя из ст. 29.6 КоАП РФ при наличии названных в ч. 2 этой статьи оснований возможно продление пятнадцатидневного срока рассмотрения дел об административных правонарушениях; продление сокращенных сроков рассмотрения дел недопустимо.

Российская газета. 12.01.2008. N 4561.

Исходя из данного запрета, мировой судья должен отказать в удовлетворении ходатайства участника производства по делу о мелком хулиганстве, для разрешения которого требуется затрата определенного времени (например, о вызове в судебное заседание свидетеля), независимо от его обоснованности либо необоснованности, поскольку он не вправе продлить срок рассмотрения дела.

Считаем, что такое положение нарушает закрепленное в ст. 24.4 КоАП РФ право лиц, участвующих в производстве по делу об административном правонарушении, заявлять ходатайства, подлежащие в соответствии с указанной статьей обязательному рассмотрению судьей, органом, должностным лицом, в производстве которых находится данное дело.

Кроме того, в случае неявки в судебное заседание лица, в отношении которого ведется производство по делу о мелком хулиганстве, мировой судья не вправе рассмотреть дело. Это следует из ч. 3 ст. 25.1 КоАП РФ, согласно которой при рассмотрении дела об административном правонарушении, влекущем административный арест, присутствие лица, в отношении которого ведется производство по делу, является обязательным.

Таким образом, соблюдение сокращенного срока рассмотрения дела о мелком хулиганстве возможно только в случае явки лица, в отношении которого ведется производство по делу, к мировому судье в день получения им протокола об административном правонарушении и других материалов дела. Однако нельзя быть уверенным, что такое лицо добровольно явится в судебное заседание в указанный срок. Зато его явку можно обеспечить, применив к нему административное задержание, когда оно будет доставлено сотрудниками органов внутренних дел из мест, где содержалось. В соответствии с ч. 1 ст. 27.3 КоАП РФ данная мера обеспечения производства по делу об административном правонарушении применяется лишь в исключительных случаях, если это необходимо, в том числе для своевременного рассмотрения дела. Исходя из этого, можно сделать вывод, что своевременное рассмотрение дела о мелком хулиганстве может быть обеспечено путем применения к каждому лицу, совершившему мелкое хулиганство, административного задержания. Вряд ли такой подход решения проблемы обеспечения явки к мировому судье лица, в отношении которого ведется производство по делу, для рассмотрения дела о мелком хулиганстве можно считать законным.

Со стороны Верховного Суда Российской Федерации нашла поддержку точка зрения, согласно которой положения ч. 4 ст. 29.6 КоАП РФ о рассмотрении судом дела в день получения протокола об административном правонарушении должны применяться, если санкция нормы КоАП РФ содержит наказание в виде административного ареста независимо от наличия или отсутствия других видов наказаний .

Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за 4-й квартал 2006 г. // Бюллетень Верховного Суда Российской Федерации. 2007. N 8.

По другой точке зрения, если санкция нормы КоАП РФ, помимо административного ареста, содержит альтернативное наказание, то положения ч. 4 ст. 29.6 КоАП РФ о сокращенном сроке рассмотрения дел не должны применяться судами, поскольку дела о таких правонарушениях влекут, как правило, назначение более мягкого наказания и лишь в исключительных случаях возможно назначение административного ареста .

Фетисов В.А. О некоторых проблемах, связанных с назначением наказания в виде административного ареста // Актуальные проблемы административной ответственности: Мат-лы Всерос. науч.-практ. конф. / Под ред. Ю.П. Соловья. Омск: Омский юридический институт, 2009. С. 174.

На наш взгляд, более приемлемой является вторая точка зрения. В соответствии с этим позволяется рассматривать дела о мелком хулиганстве, санкция которого, кроме административного ареста, предусматривает наказание в виде административного штрафа, в пятнадцатидневный срок (ч. 1 ст. 29.6 КоАП РФ), который может быть продлен, но не более чем на один месяц (ч. 2 ст. 29.6 КоАП РФ). В этом случае можно избежать указанных выше проблем, связанных с сокращенным сроком рассмотрения дел о мелком хулиганстве.

Видео (кликните для воспроизведения).

Кроме того, мы предлагаем еще один вариант решения данных проблем: при сокращенном сроке рассмотрения дел, закрепленном в ч. 4 ст. 29.6 КоАП РФ, предоставить мировому судье право продлять срок рассмотрения дела об административном правонарушении, совершение которого влечет административный арест, на общих основаниях, в соответствии с ч. 2 ст. 29.6 КоАП РФ. Поскольку ч. 4 ст. 29.6 КоАП РФ не содержит прямого запрета на продление такого срока, а указание на невозможность его продления содержится в упомянутом Постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27 декабря 2007 г. N 52, в последнее следует внести соответствующее изменение.

Источники

Срок рассмотрения дела о мелком хулиганстве
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here