Срок оспаривания ненормативного правового акта

Полезное по теме: "Срок оспаривания ненормативного правового акта" от специалистов простым языком. Если необходимо уточнить актуальность на 2020 год, а также задать вопрос, то обращайтесь к дежурному юристу.

Содержание

  • Глава 24. Рассмотрение дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделенных федеральным законом отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц (ст.ст. 197 — 201)

    Информация об изменениях:

    Федеральным законом от 27 июля 2010 г. N 228-ФЗ в наименование главы 24 настоящего Кодекса внесены изменения, вступающие в силу по истечении девяноста дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

    Глава 24. Рассмотрение дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделенных федеральным законом отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц

    Статья 198. Право на обращение в арбитражный суд с заявлением о признании ненормативных правовых актов недействительными, решений и действий (бездействия) незаконными

    Статья 198. Право на обращение в арбитражный суд с заявлением о признании ненормативных правовых актов недействительными, решений и действий (бездействия) незаконными

    ГАРАНТ:

    См. комментарии к статье 198 АПК РФ

    Информация об изменениях:

    Федеральным законом от 27 июля 2010 г. N 228-ФЗ в часть 1 статьи 198 настоящего Кодекса внесены изменения, вступающие в силу по истечении девяноста дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

    1. Граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

    КОНСУЛЬТАЦИЯ ЮРИСТА


    УЗНАЙТЕ, КАК РЕШИТЬ ИМЕННО ВАШУ ПРОБЛЕМУ — ПОЗВОНИТЕ ПРЯМО СЕЙЧАС

    8 800 350 84 37

    Информация об изменениях:

    Федеральным законом от 27 июля 2010 г. N 228-ФЗ в часть 2 статьи 198 настоящего Кодекса внесены изменения, вступающие в силу по истечении девяноста дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

    2. Прокурор, а также органы, осуществляющие публичные полномочия, вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если они полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы граждан, организаций, иных лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

    3. Заявления о признании ненормативных правовых актов недействительными, решений и действий (бездействия) незаконными рассматриваются в арбитражном суде, если их рассмотрение в соответствии с федеральным законом не отнесено к компетенции других судов.

    4. Заявление может быть подано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации стало известно о нарушении их прав и законных интересов, если иное не установлено федеральным законом. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом.

    Порядок обжалования ненормативных правовых актов и иных решений, принятых Управлением Роспотребнадзора по Калининградской области

    1. Пересмотр постановлений и решений по делам об административных правонарушениях осуществляется в порядке установленном главой 30 КоАП РФ.

    В соответствии со ст. 30.1 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении, вынесенное должностным лицом может быть обжаловано в вышестоящий орган, вышестоящему должностному лицу либо в районный суд по месту рассмотрения дела.

    Жалоба может быть подана должностному лицу, вынесшему постановление либо непосредственно в суд, вышестоящий орган, вышестоящему должностному лицу, уполномоченным ее рассматривать.

    Жалоба на постановление по делу об административном правонарушении государственной пошлиной не облагается.

    Жалоба на постановление по делу об административном правонарушении может быть подана в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления. Пропущенный срок может быть восстановлен по ходатайству.

    2. Постановление по делу об административном правонарушении, связанном с осуществлением предпринимательской или иной экономической деятельности юридическим лицом или лицом, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, обжалуется в арбитражный суд в соответствии с арбитражным процессуальным законодательством (§ 2 Главы 25 АПК РФ).

    Заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности подается в арбитражный суд по месту нахождения или месту жительства заявителя либо по месту нахождения административного органа, которым принято оспариваемое решение о привлечении к административной ответственности.

    Заявление может быть подано в арбитражный суд в течение десяти дней со дня получения копии оспариваемого решения, если иной срок не установлен федеральным законом. В случае пропуска указанного срока он может быть восстановлен судом по ходатайству заявителя.

    Заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается.

    К заявлению об оспаривании решения административного органа прилагаются текст оспариваемого решения, а также уведомление о вручении или иной документ, подтверждающие направление копии заявления об оспаривании решения в административный орган, его принявший.

    3. Ненормативно-правовые акты, решения и действия (бездействия)государственных органов, должностных лиц могут быть обжалованы в вышестоящий орган, вышестоящему должностному лицу или в суд.

    Читайте так же:  Срок обжалования постановления об административной ответственности

    3.1 Оспаривание затрагивающих права и законные интересы лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, должностных лицосуществляется в порядке, установленном главой 24 АПК РФ.

    Граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

    Заявление может быть подано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации стало известно о нарушении их прав и законных интересов, если иное не установлено федеральным законом. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом.

    3.2 Оспаривание решений, действий (бездействия) органов государственной власти, должностных лиц, государственных служащих, не связанных с осуществлениемпредпринимательской и иной экономической деятельности осуществляется в порядке, установленном главой 22 КАС РФ.

    Гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, должностного лица, государственного служащего если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

    Административное исковое заявление об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, должностных лиц государственных служащих может подаваться в суд по месту жительства гражданина, месту нахождения организации, являющихся административным истцом либо по мету нахождения органа, чьи действия (бездействия) оспариваются.

    Административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.

    Пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления может быть восстановлен судом

    4. Вышестоящий орган – Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (127994, г. Москва, Вадковский переулок, 18 стр. 5 и 7)

    Вышестоящее должностное лицо – Главный государственный санитарный врач Российской Федерации, руководитель Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека Попова Анна Юрьевна (127994, г. Москва, Вадковский переулок, 18 стр. 5 и 7)

    Судебные органы по месту нахождения Управления:

    — Арбитражный суд Калининградской области (236040, г. Калининград, ул. Рокоссовского, 2-4)

    — Ленинградский районный суд г. Калининграда (236016, г. Калининград, ул. Александра Невского, д. 29).

    Рассмотрение дел об оспаривании ненормативных правовых актов в арбитражном суде

    Дела об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов и должностных лиц, в том числе судебных приставов-исполнителей, нарушающих права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, рассматриваются арбитражным судом по общим правилам искового производства, предусмотренным АПК РФ, с особенностями, установленными в гл. 24 АПК РФ.

    Ненормативный правовой акт — это строго формализованный документ, который составляется по утвержденной форме (например, решение налогового органа о привлечении к ответственности; предписание антимонопольного органа; уведомление органа федерального казначейства и т.д.).

    Если характеризовать понятие «решение», то в этом случае ненормативный акт может быть выражен не только в виде отдельного документа. Он может заключаться в резолюции на документе, в письме или выражаться в иной форме.

    Характерные черты ненормативного правового акта:

      1. адресован конкретному лицу;
      2. одержит обязательные для этого лица правила поведения.

    Например, требование уплатить налог, пени, штраф; предписание о прекращении нарушений требования закона; решение о предоставлении земельного участка и т.п.

    Ненормативный правовой акт может быть оспорен не только лицом, которому он адресован, но и лицом, чьи права нарушены принятием этого акта. Ненормативный правовой акт может незаконно возлагать какие-либо обязанности либо создавать препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

    Для более полного уяснения сложившихся подходов интересны следующие документы:

      • Постановление Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 18.12.2007 г. N 65 «О некоторых процессуальных вопросах, возникших при рассмотрении арбитражным судами заявлений налогоплательщиков, связанных с защитой права на возмещение НДС по операциям, облагаемым названным налогом по ставке 0 процентов»;
      • Информационное письмо Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.12.2005 г. N 99 «Об отдельных вопросах практики применения Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации» (п. 18, 19);
      • Информационное письмо Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 13.08.2004 г. N 83 «О некоторых вопросах, связанных с применением части 3 статьи 199 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации»;
      • Информационное письмо Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24.07.2003 г. N 73 «О некоторых вопросах, связанных с применением частей 1 и 2 статей 182 и части 7 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации».

    Законодательством может быть введено правило об обязательном предварительном внесудебном обжаловании ненормативного акта (например, обжалование ненормативного акта налогового органа по результатам проверки с 01.01.2009 г. — п. 5 ст. 101.2 НК РФ).

    Согласно ст. 197 АПК РФ дела об оспаривании затрагивающих права и законные интересы лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделенных федеральным законом отдельными государственными или иными публичными полномочиями (далее — органы, осуществляющие публичные полномочия), должностных лиц, в том числе судебных приставов-исполнителей, рассматриваются арбитражным судом по общим правилам искового производства , предусмотренным настоящим Кодексом, с особенностями, установленными в главе 24 АПК РФ.

    Подача заявления о признании ненормативных правовых актов недействительными

    Производство по этим делам возбуждается на основании заявления заинтересованного лица, обратившегося в арбитражный суд с требованием о признании недействительными ненормативных правовых актов или о признании незаконными решений и действий (бездействия) указанных органов и лиц.

    Читайте так же:  Срок исковой давности по претензиям

    Ст. 198 АПК РФ устанавливает, что правом на обращение в арбитражный суд с заявлением о признании ненормативных правовых актов недействительными, решений и действий (бездействия) незаконными обладают:

      • граждане, организации и иные лица;
      • прокурор;
      • органы, осуществляющие публичные полномочия.

    Заявления о признании ненормативных правовых актов недействительными, решений и действий (бездействия) незаконными рассматриваются в арбитражном суде, если их рассмотрение в соответствии с федеральным законом не отнесено к компетенции других судов.

    Заявление может быть подано в арбитражный суд в течение 3 месяцев со дня, когда гражданину, организации стало известно о нарушении их прав и законных интересов, если иное не установлено федеральным законом. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом.

    Согласно ст. 199 АПК РФ заявление о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными должно соответствовать требованиям, предусмотренным ст. 125 Кодекса, а также содержать указание на:

      1. наименование органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение, совершили оспариваемые действия (бездействие);
      2. название, номер, дату принятия оспариваемого акта, решения, время совершения действий;
      3. права и законные интересы, которые, по мнению заявителя, нарушаются оспариваемым актом, решением и действием (бездействием);
      4. законы и иные нормативные правовые акты, которым, по мнению заявителя, не соответствуют оспариваемый акт, решение и действие (бездействие);
      5. требование заявителя о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.

    Требования об оспаривании постановлений, действий (бездействия) судебных приставов-исполнителей и иных должностных лиц Федеральной службы судебных приставов рассматриваются в порядке, предусмотренном главой 22 КАС РФ, и в порядке, предусмотренном главой 24 АПК РФ. Вместе с тем, если от разрешения данных требований зависит определение гражданских прав и обязанностей сторон исполнительного производства, а также иных заинтересованных лиц, указанные требования рассматриваются в порядке искового производства (См. Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17 ноября 2015 года № 50 | «О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства»).

    В заявлении об оспаривании решений и действий (бездействия) должностного лица службы судебных приставов должны быть также указаны сведения об исполнительном документе, в связи с исполнением которого оспариваются решения и действия (бездействие) указанного должностного лица.

    К заявлению прилагаются документы, указанные в статье 126 Кодекса, а также текст оспариваемого акта, решения.

    К заявлению должны быть приложены:

      • текст оспариваемого ненормативного правового акта;
      • доказательства направления копий заявления другим лицам, участвующим в деле (по делам об оспаривании решений, действий (бездействия) судебного пристава-исполнителя — доказательства направления копий заявления и других документов судебномуприставу-исполнителю и другой стороне исполнительного производства);
      • доказательства уплаты государственной пошлины, если заявитель не освобожден от ее уплаты;
      • документы, подтверждающие обстоятельства, на которых заявитель основывает свои требования;
      • копия свидетельства о государственной регистрации в качестве юридического лица или индивидуального предпринимателя;
      • доверенность или иные документы, подтверждающие полномочия на подписание искового заявления.

    По ходатайству заявителя арбитражный суд может приостановить действие оспариваемого акта, решения в порядке, предусмотренном гл. 8 АПК РФ.

    Заявление, поданное с соблюдением всех требований, принимается арбитражным судом к производству, о чем выносится соответствующее определение.

    Копии определения направляются лицам, участвующим в деле. Нарушение порядка подачи заявления влечет оставление заявления без движения или его возвращение (ст. 128, 129 АПК РФ). После принятия заявления к производству судьей производятся действия по подготовке дела к рассмотрению (гл. 14 АПК РФ).

    Рассмотрение заявлений по делам об оспаривании ненормативных правовых актов

    Установлены следующие правила рассмотрения заявления по делам об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов и должностных лиц:

    Ст. 201 АПК РФ р ешение по делу об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц принимается арбитражным судом по правилам, установленным в гл. 20 Кодекса.

    По результатам рассмотрения арбитражный суд принимает следующие решения:

      • о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными;
      • об отказе в удовлетворении заявленного требования.

    В резолютивной части решения арбитражный суд подробно излагает все сведения, касающиеся оспоренных ненормативного правового акта, решения, действия (бездействия). При признании оспариваемых действий (бездействия) незаконными в резолютивной части решения арбитражный суд обязывает государственный орган, орган местного самоуправления, иной орган или должностное лицо в определенный срок совершить определенное действие, принять решение или иным образом устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя. Кроме того, в резолютивной части решения арбитражный суд может указать на необходимость сообщения суду соответствующим органом или лицом об исполнении решения суда.

    Решения арбитражного суда по делам об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц подлежат немедленному исполнению , если иные сроки не установлены в решении суда.

    Видео (кликните для воспроизведения).

    Со дня принятия решения арбитражного суда о признании недействительным ненормативного правового акта полностью или в части указанный акт или отдельные его положения не подлежат применению .

    О некоторых вопросах применения части 7 статьи 201 Кодекса см. информационное письмо Президиума ВАС РФ от 24 июля 2003 г. N 73

    Как обжаловать ненормативный правовой акт

    ​Оспаривание ненормативного правового акта осуществляется в порядке арбитражного (АПК РФ) или административного судопроизводства (КАС РФ). До обращения в суд, возможно, необходимо будет пройти процедуру урегулирования спора на уровне вышестоящего ведомства (органа власти), которое вправе отменить оспариваемый акт или внести в него изменения. Такой порядок будет обязателен, если предусмотрен законом. По поводу нарушения прав и интересов можно обратиться с заявлением в прокуратуру – ведомство проведет проверку и вынесет представление об устранении выявленных нарушений.
    Читайте так же:  Какое наказание бывает за оскорбление личности

    Обжалование в вышестоящий орган

    На сегодняшний день на уровне практически всех органов власти реализован механизм досудебного урегулирования споров. Если такой порядок предусмотрен законом, он обязателен в преддверии обращения в суд.

    Как это работает:

    1. Если лицо, которому адресован ненормативный правовой акт, не согласно с ним, считает предписание незаконным, нарушающим права и интересы, оно вправе подать жалобу в вышестоящий орган или руководителю должностного лица.
    2. Перед подготовкой жалобы нужно изучить порядок ее подачи и рассмотрения. Обжалование ненормативного правового акта регулируется законом (для примера – ст. 138 Налогового кодекса). Нужно заранее уточнять, в каком порядке следует действовать. Иначе есть риск пропустить срок обжалования или ошибиться с инстанцией для подачи жалобы.
    3. Жалоба подается в письменной форме. В установленный срок она будет рассмотрена. Вышестоящий орган (должностное лицо) вправе отменить оспариваемый акт или внести в него изменения.
    4. Если результаты обжалования не удовлетворяют, появляется возможность обратиться в суд.

    Какие правовые акты относятся к ненормативным

    Правильное определение, относится ли конкретный акт к ненормативному правовому акту – очень важный момент. Если будет допущена ошибка, изначально будет неправильно выбрана процедура обжалования. Уже на этом основании жалоба или заявление о признании недействительным ненормативного правового акта могут остаться без рассмотрения.

    Признаки ненормативного правового акта:

    1. Содержание властного предписания (указания, распоряжения и т.п.), которое носит односторонний, персональный характер и обязательно для выполнения лицом, которому оно адресовано.
    2. Отсутствие в акте установления правовых норм.
    3. Наличие определенной ответственности либо других негативных последствий, которые могут наступить в случае неисполнения акта.
    4. Изложенное в акте предписание урегулирует определенные правоотношения, причем конкретные.
    5. Акт рассчитан на однократное исполнение, и как только он исполнен, его действие прекращается.

    Под актом понимается только документ. Причем утвержденной формы (формализованный документ). Таким образом, некое устное предписание ненормативным правовым актом не является. Однако если речь идет об определенном письменном решении, то оно может быть признано ненормативным правовым актом, если отвечает всем другим признакам.

    Кроме того, следует различать ненормативные правовые акты и локальные акты. Первые принимаются органами или должностными лицами, которые наделены публичными полномочиями. Здесь нет отношений «начальник-подчиненный», как в случае с локальными актами. Поэтому, как правило, дела об оспаривании ненормативных правовых актов – это жалобы и заявления физических, юридических лиц или ИП, которые не согласны с предписаниями, указаниями, распоряжениями, решениями, уведомлениями и т.д. органов власти, обычно контрольного и надзорного профилей работы.

    Обжалование в прокуратуру

    Прокуратура надзирает за соблюдением законов. Если ненормативный правовой акт нарушает закон, после проведения проверки прокуратура вправе вынести представление об устранении нарушений. Однако конечное решение все равно будет принимать тот орган, акт которого обжалуется, поэтому меры прокурорского реагирования могут не дать нужного результата. Кроме того, пока идет проверка и переписка, оспариваемый акт может вступить в силу, а значит, его неисполнение уже повлечет негативные последствия. Бывает, что прокуратура сама обращается в суд с заявлением о признании акта недействительным, но для этого нужно, чтобы обстоятельства дела были достаточно серьезными.

    Судебное обжалование

    При обращении в суд ставится вопрос признания ненормативного правового акта недействительным. В этом случае подается заявление, а не жалоба. Перед подготовкой документов важно правильно определить подсудность дела – здесь есть некоторая специфика.

    Ненормативные правовые акты, которые ущемляют права и интересы в сфере экономической деятельности, в том числе предпринимательской, оспариваются в арбитражном суде. Заявление подает заинтересованное лицо.

    Основания для оспаривания – акт незаконен и нарушает права и интересы заявителя, а равно неправомерно возлагает обязанности или создает препятствия для ведения экономической деятельности.

    Дела рассматриваются в порядке искового производства. Таким образом, нужно готовить заявление точно так же, как иск, но с учетом требований ст. 199 АПК РФ. К заявлению прикладываются документы в подтверждение позиции, а также текст оспариваемого акта (копия документа).

    КАС РФ не предусматривает специальный порядок оспаривания ненормативных правовых актов. При обращении необходимо руководствоваться правилами оспаривания решений органов власти и их должностных лиц. Обращение в суд оформляется административным исковым заявлением. Требования к нему установлены ст. 220 КАС РФ. При необходимости заявитель вправе попросить суд приостановить действие оспариваемого акта.

    Срок обращения в арбитражный суд и суд общий юрисдикции одинаковый – 3 месяца с момента, когда заявителю стало известно о нарушении его прав и интересов. Срок можно восстановить, но для этого должны быть уважительные причины.

    Срок оспаривания ненормативного правового акта

    Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации

    Статья 197. Порядок рассмотрения дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделенных федеральным законом отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц

    1. Дела об оспаривании затрагивающих права и законные интересы лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделенных федеральным законом отдельными государственными или иными публичными полномочиями (далее — органы, осуществляющие публичные полномочия), должностных лиц, в том числе судебных приставов — исполнителей, рассматриваются арбитражным судом по общим правилам искового производства, предусмотренным настоящим Кодексом, с особенностями, установленными в настоящей главе.
    (в ред. Федерального закона от 27.07.2010 N 228-ФЗ)
    2. Производство по делам об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц возбуждается на основании заявления заинтересованного лица, обратившегося в арбитражный суд с требованием о признании недействительными ненормативных правовых актов или о признании незаконными решений и действий (бездействия) указанных органов и лиц.
    (в ред. Федерального закона от 27.07.2010 N 228-ФЗ)

    Статья 198. Право на обращение в арбитражный суд с заявлением о признании ненормативных правовых актов недействительными, решений и действий (бездействия) незаконными

    Читайте так же:  Образец протокола административного дела

    Статья 199. Требования к заявлению о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными

    Статья 200. Судебное разбирательство по делам об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц (в ред. Федерального закона от 27.07.2010 N 228-ФЗ)

    Статья 201. Решение арбитражного суда по делу об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц (в ред. Федерального закона от 27.07.2010 N 228-ФЗ)

    Федеральное казначейство

    официальный сайт Казначейства России
    www.roskazna.ru

    Судебный порядок оспаривания нормативных правовых актов и иных решений, действий (бездействия) федерального органа исполнительной власти и его должностных лиц

    Гражданин, организация, считающие, что принятым и опубликованным в установленном порядке нормативным правовым актом органа государственной власти, или должностного лица нарушаются их права и свободы.

    Согласно п. 1 ч. 2 ст. 1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ) суды в порядке, предусмотренном КАС РФ, рассматривают и разрешают подведомственные им административные дела о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций, возникающие из административных и иных публичных правоотношений, в том числе административные дела об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части.

    В силу положений ч. 1 ст. 208 КАС РФ с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта недействующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.

    Административное исковое заявление об оспаривании нормативных правовых актов подаются по подсудности, установленной статьями 17.1 — 21 КАС РФ.

    В районный суд подаются заявления об оспаривании нормативных правовых актов, не указанных в статьях 17.1, 18, 20, 21 КАС РФ.

    Административное исковое заявление к органу государственной власти, иному государственному органу, органу местного самоуправления, избирательной комиссии, комиссии референдума, организации, наделенной отдельными государственными или иными публичными полномочиями, подается в суд по месту их нахождения, к должностному лицу, государственному или муниципальному служащему — по месту нахождения органа, в котором указанные лица исполняют свои обязанности.

    В случае, если место нахождения органа государственной власти, иного государственного органа, органа местного самоуправления, организации, наделенной отдельными государственными или иными публичными полномочиями, не совпадает с территорией, на которую распространяются их полномочия или на которой исполняет свои обязанности должностное лицо, государственный или муниципальный служащий, административное исковое заявление подается в суд того района, на территорию которого распространяются полномочия указанных органов, организации или на территории которого исполняет свои обязанности соответствующее должностное лицо, государственный или муниципальный служащий.

    Сроков давности для подачи административного искового заявления в суд об обжаловании нормативных правовых актов действующее законодательство не устанавливает, таким образом, эти акты могут быть обжалованы в любое время в период их действия. Не могут быть обжалованы недействующие нормативные правовые акты.

    Подача административного искового заявления об оспаривании нормативного правового акта в суд не приостанавливает действие оспариваемого нормативного правового акта.

    Суд отказывает в принятии административного искового заявления об оспаривании нормативных правовых актов, решений, действий (бездействия), нарушающих права, свободы и законные интересы неопределенного круга лиц, если имеется вступившее в законную силу решение суда, принятое по административному иску о том же предмете.

    Административные дела рассматриваются и разрешаются Верховным Судом Российской Федерации до истечения трех месяцев, а другими судами до истечения двух месяцев со дня поступления административного искового заявления в суд, включая срок на подготовку административного дела к судебному разбирательству, если иные сроки рассмотрения и разрешения административных дел не установлены настоящим Кодексом.

    Суды разрешают административные дела на основании Конституции Российской Федерации, международных договоров Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти, конституций (уставов), законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, нормативных правовых актов органов местного самоуправления, должностных лиц, а также нормативных правовых актов организаций, которые в установленном порядке наделены полномочиями на принятие таких актов.

    Если при разрешении административного дела суд установит несоответствие подлежащего применению нормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, он принимает решение в соответствии с законом или иным нормативным правовым актом, имеющим большую юридическую силу.

    В силу п. 2 ч. 2 ст. 1 КАС РФ суды в порядке, предусмотренном данным кодексом, рассматривают и разрешают подведомственные им административные дела о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, возникающие из административных и иных публичных правоотношений, в том числе административные дела об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, иных государственных органов, должностных лиц, порядок производства по которым предусмотрен гл. 22 названного кодекса.

    Положения ч. 1 ст. 218 КАС РФ предоставляют гражданину право обратиться в суд с требованиями об оспаривании действий (бездействия) органа государственной власти, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, если он полагает, что нарушены его права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов.

    Административное исковое заявление подается в суд по подсудности, установленной статьями статьями 17.1 — 21 КАС РФ.

    Административное исковое заявление к органу государственной власти, иному государственному органу, организации, наделенной отдельными государственными или иными публичными полномочиями, подается в суд по месту их нахождения, к должностному лицу, государственному или муниципальному служащему — по месту нахождения органа, в котором указанные лица исполняют свои обязанности.

    В случае, если место нахождения органа государственной власти, иного государственного органа, органа местного самоуправления, организации, наделенной отдельными государственными или иными публичными полномочиями, не совпадает с территорией, на которую распространяются их полномочия или на которой исполняет свои обязанности должностное лицо, государственный или муниципальный служащий, административное исковое заявление подается в суд того района, на территорию которого распространяются полномочия указанных органов, организации или на территории которого исполняет свои обязанности соответствующее должностное лицо, государственный или муниципальный служащий.

    Читайте так же:  Гражданского дела в административном суде

    При рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет:

    1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление;

    2) соблюдены ли сроки обращения в суд;

    3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:

    а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия);

    б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен;

    в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;

    4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения. Суд отказывает в удовлетворении заявления, если установит, что оспариваемое решение или действие принято либо совершено в соответствии с законом в пределах полномочий органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего и права либо свободы гражданина не были нарушены.

    Гражданин вправе обратиться в суд с заявлением в течение трех месяцев со дня, когда ему стало известно о нарушении его прав и свобод. Пропуск трехмесячного срока обращения в суд с заявлением не является для суда основанием для отказа в принятии заявления. Причины пропуска срока выясняются в предварительном судебном заседании или судебном заседании и могут являться основанием для отказа в удовлетворении заявления.

    Административные дела рассматриваются и разрешаются Верховным Судом Российской Федерации до истечения трех месяцев, а другими судами до истечения двух месяцев со дня поступления административного искового заявления в суд, включая срок на подготовку административного дела к судебному разбирательству, если иные сроки рассмотрения и разрешения административных дел не установлены настоящим Кодексом.

    Суд, признав заявление обоснованным, принимает решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление

    В день вступления в законную силу решения суда, которым удовлетворены заявленные требования, или в день обращения данного решения к немедленному исполнению его копии направляются с использованием способов, позволяющих обеспечить скорейшую доставку таких копий, руководителям органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, председателям квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии по приему экзамена на должность судьи, должностному лицу, государственному или муниципальному служащему, решения, действия (бездействие) которых были оспорены.

    Судебный порядок обжалования по заявлениям граждан, организаций и иных лиц, затрагивающих права и законные интересы этих лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, регламентирован главами 23, 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК).

    Граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействующим нормативного правового акта, принятого государственным органом, должностным лицом, если полагают, что оспариваемый нормативный правовой акт или отдельные его положения не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности или создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

    Заявления об оспаривании нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти рассматриваются Высшим Арбитражным Судом Российской Федерации.

    Сроков давности для подачи заявления в суд об обжаловании нормативных правовых актов действующее законодательство не устанавливает, таким образом, эти акты могут быть обжалованы в любое время в период их действия. Не могут быть обжалованы недействующие нормативные правовые акты.

    Граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

    Заявления о признании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, должностного лица, государственного служащего незаконными рассматриваются арбитражными судами по месту нахождения федерального органа исполнительной власти.

    Срок обращения с заявлением в арбитражный суд о признании решений и действий (бездействия) незаконными согласно статье 198 АПК составляет три месяца со дня, когда гражданину, организации стало известно о нарушении их прав и законных интересов.

    Видео (кликните для воспроизведения).

    Необходимым условием для признания ненормативного правового акта, действий (бездействия) недействительными является одновременно несоответствие оспариваемого акта, действия (бездействия) закону или иному нормативному акту и нарушение прав и законных интересов организации в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

    Источники

    Срок оспаривания ненормативного правового акта
    Оценка 5 проголосовавших: 1

    ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

    Please enter your comment!
    Please enter your name here