Срок обжалования ненормативного правового акта налогового органа

Полезное по теме: "Срок обжалования ненормативного правового акта налогового органа" от специалистов простым языком. Если необходимо уточнить актуальность на 2020 год, а также задать вопрос, то обращайтесь к дежурному юристу.

Последствия пропуска срока обжалования ненормативных актов органов государственной власти

Статьей 46 Конституции Российской Федерации гарантировано право каждого на судебную защиту его прав и законных интересов.

Подпунктом 12 пункта 1 статьи 12 НК РФ налогоплательщикам предоставлено право обжаловать в установленном законом порядке акты налоговых органов и действия (бездействие) их должностных лиц.

Практическая реализация указанных прав налогоплательщиками возможна, в частности, путем подачи соответствующего заявления о признании недействительными ненормативных правовых актов налоговых органов, а также путем обжалования незаконных действий (бездействия) должностных лиц налоговых органов в порядке, предусмотренном главой 24 АПК РФ, вступившего в силу с 1 сентября 2002 года.

Глава 24 АПК РФ содержит ряд новых арбитражно-процессуальных норм по сравнению с АПК РФ 1995 года.

Одна из таких новелл изложена в пункте 4 статьи 198 АПК РФ, устанавливающем право заинтересованных лиц обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов или незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, их должностных лиц. Обращение возможно в течение трех месяцев со дня, когда заинтересованным лицам стало известно о нарушении их прав и законных интересов.

В АПК РФ также установлено, что пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом.

Однако в судебной практике и среди ученых-юристов возник вопрос, как быть в том случае, если отсутствуют какие-либо уважительные причины, позволяющие суду восстановить срок подачи заявления. К сожалению, судебная практика не дает единого ответа на этот вопрос.

Некоторые кассационные инстанции (например, ФАС СЗО) считают, что в случае пропуска срока подачи заявления о признании ненормативного акта органа государственной власти незаконным и при отсутствии уважительных причин для его восстановления производство по делу следует прекращать.

При этом они руководствуются следующими положениями.

В соответствии с пунктом 1 статьи 115 АПК РФ лица, участвующие в деле, утрачивают право на совершение процессуальных действий с истечением процессуальных сроков, установленных АПК РФ или иным федеральным законом либо арбитражным судом.

Согласно пункту 2 статьи заявления, жалобы и другие документы, поданные по истечении процессуальных сроков, если отсутствует ходатайство о их восстановлении или продлении, не рассматриваются арбитражным судом и возвращаются лицам, которыми были поданы.

В силу подпункта 1 статьи 150 АПК РФ арбитражный суд прекращает производство по делу, если установит, что дело не подлежит рассмотрению в арбитражном суде.

Следовательно, поскольку заинтересованным лицом, обратившимся в арбитражный суд в соответствии с нормами главы 23 АПК РФ, пропущен срок такого обращения, его требования не могут быть рассмотрены арбитражным судом, а значит, само дело подлежит прекращению.

Примером такой позиции может быть Постановление ФАС СЗО от 04.11.2003 по делу № А66-2958-03. Суд кассационной инстанции указал, что «поскольку заявление Общества не содержит ходатайства о восстановлении пропущенного процессуального срока, кассационная инстанция считает, что дело подлежит прекращению в связи с пропуском заявителем процессуального срока, предусмотренного п. 4 ст. 198 АПК РФ».

Другой пример — Постановление ФАС СЗО от 11.11.2003 по делу № А66-2962-03. Суд кассационной инстанции пришел к выводу, что «поскольку на момент подачи заявления о признании недействительным требования налоговой инспекции и рассмотрения дела в суде у Общества отсутствовало процессуальное право на обращение в арбитражный суд с заявлением, производство по данному делу в соответствии с подп. 1 п. 1 ст. 150 АПК РФ подлежит прекращению».

По нашему мнению, такой подход неправилен. Пропуск срока обращения в суд с заявлением о признании ненормативного акта государственного органа незаконным должен скорее быть основанием для отказа в иске, чем основанием для прекращения производства по делу, что подтверждается следующими обстоятельствами.

Отказ в иске или прекращение производства по делу

1. Как мы уже отмечали, в соответствии с пунктом 2 статьи 115 АПК РФ заявления, жалобы и другие поданные по истечении процессуальных сроков документы, если отсутствует ходатайство о восстановлении или продлении пропущенных сроков, не рассматриваются арбитражным судом и возвращаются лицам, которыми были поданы. Поэтому в случае подачи заявления о признании ненормативных правовых актов недействительными, решений и действий (бездействия) государственных органов незаконными с пропуском установленного срока и отказа в восстановлении такого срока, заявление подлежит возврату заявителю в соответствии со статьями 115 и 117 АПК РФ.

Однако в том случае, если суд уже возбудил арбитражное производство на основании поданного заявления, возврат заявления невозможен, поскольку в силу статьи 39 АПК РФ дело, принятое арбитражным судом к производству с соблюдением правил подсудности, должно быть рассмотрено им по существу.

2. Прекращение производства по делу на основании пропуска срока подачи заявления также неправомерно, поскольку статья 150 АПК РФ не содержит такого основания, как пропуск заявителем срока обращения в суд.

Кроме того, имеющая место практика применения в указанном случае подпункта 1 статьи 150 АПК РФ порочна и свидетельствует о расширительном толковании указанной нормы. Законодатель, по нашему мнению, имел в виду невозможность рассмотрения дела в арбитражном суде в связи с неподведомственностью дела арбитражному суду или в связи с отсутствием процессуальной правосубъектности у лица, участвующего в деле [ сноска 1 ] .

Иное означало бы возможность и обязанность суда прекратить производство по делу по указанному основанию при любых обстоятельствах, когда дело не может быть рассмотрено арбитражным судом. Например, при отсутствии нарушенного субъективного права у лица, обратившегося за судебной защитой (ведь только заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своего нарушенного права), и т. п.

Названная правовая позиция нашла отражение, в частности, в Постановлении ФАС УО от 04.08.2003 по делу № Ф09-2275/03-АК. Кассационная инстанция указала, что «пропуск срока на обжалование действий (бездействия) должностных лиц налогового органа не может являться основанием для прекращения производства по делу, поскольку ст. 150 АПК РФ такого основания не содержит».

3. Наиболее обоснованной представляется позиция председателя судебного состава ФАС МО Э.Н. Нагорной, которую она изложила в статье «О реализации части 4 статьи 198 АПК РФ» [ сноска 2 ] : «…предусмотренный п. 4 ст. 198 АПК РФ трехмесячный срок имеет материально-правовой характер, который диктует необходимость отклонить требования заявителя, не обосновавшего, почему им пропущен установленный законом трехмесячный срок».

О материально-правовом характере срока, указанного в пункте 4 статьи 198 АПК РФ, говорит и его сравнительный анализ со сроком исковой давности, определение которого содержится в статье 195 ГК РФ.

Читайте так же:  Административный штраф умвд

В соответствии со статьей 195 ГК РФ исковой давностью признается срок защиты права по иску лица, право которого нарушено.

Согласно пункту 4 статьи 198 АПК РФ заявление может быть подано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину или организации стало известно о нарушении их прав и законных интересов, если иное не установлено федеральным законом.

Следовательно, и срок исковой давности, и срок, установленный пунктом 4 статьи 198 АПК РФ, — это срок защиты нарушенных прав.

Пункт 1 статьи 200 ГК РФ определяет, что течение срока исковой давности начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права.

Учитывая упомянутую нами норму пункта 4 статьи 198 АПК РФ, отметим, что закон связывает возможность подачи соответствующего иска или заявления не с конкретной датой наступления того или иного события (что характерно для процессуальных сроков), а с моментом, когда заинтересованное лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права.

В то же время не следует отождествлять два указанных понятия, поскольку аналогия закона (ст. 6 ГК РФ) в данном случае неприменима. Правовая природа оспаривания ненормативных правовых актов, а также незаконных решений и действий (бездействия) государственных органов, лежит в плоскости административно-публичных правоотношений, к которым в силу пункта 3 статьи 2 ГК РФ нормы гражданского права неприменимы.

В нашем случае можно лишь говорить о сходной правовой природе срока исковой давности и срока, установленного пунктом 4 статьи 198 АПК РФ, а значит, и о возможном сходстве тех правовых последствий, которые должны наступать в случае пропуска срока исковой давности и срока для подачи заявления о признании недействительными ненормативных правовых актов или незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, их должностных лиц.

4. В пользу приведенного довода о материально-правовой природе срока, установленного пунктом 4 статьи 198 АПК РФ, говорит и складывающаяся практика большинства судов федеральных округов.

Так, в Постановлении ФАС СЗО от 15.12.2003 по делу № А-56-15370/03 суд кассационной инстанции указал, что «отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд правомерно исходил из того, что Обществом пропущен срок подачи заявления, установленный п. 4 ст. 198 АПК РФ, а ходатайство о восстановлении указанного срока отклонено судом».

Аналогичная правовая позиция содержится и в Постановлении ФАС УО от 28.01.2004 по делу № Ф09-5064/03-АК. Суд оставил без изменения решение суда первой инстанции об отказе в удовлетворении исковых требований заявителя о признании ненормативного акта государственного органа незаконным в связи с пропуском истцом трехмесячного срока обращения в арбитражный суд.

С учетом изложенного можно считать, что рассмотренный вопрос должен быть разрешен если не на законодательном уровне, то хотя бы в информационном письме Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации.

Арбитражный процесс: Учебник/Под ред. В.В. Яркова. Изд. 2-е, перераб. и доп. — М.: Волтерс Клувер, 2003. — С. 364.

Арбитражная практика, 2003, № 10 (31).

Ключевые слова: termination of proceedings, tax office’s decision, protection of rights, filing of appeals, deadline, arbitration proceedings, прекращение производства по делу, решение налогового органа, обжалование, срок, арбитражный процесс, защита прав

Обжалование актов налоговых органов

Нормой пп. 12 п. 1 ст. 21 НК РФ закреплено право налогоплательщиков обжаловать в установленном порядке акты налоговых органов, иных уполномоченных органов и действия (бездействие) их должностных лиц.

Согласно ст. 137 НК РФ каждое лицо имеет право обжаловать акты налоговых органов ненормативного характера, нормативные акты налоговых органов, действия или бездействие их должностных лиц, если, по мнению этого лица, такие акты, действия или бездействие нарушают его права.

Таким образом, в Налоговом Кодексе РФ акты налоговых органов подразделяются на «акты налоговых органов ненормативного характера» и «нормативные правовые акты налоговых органов».

Следует отметить, что российское законодательство не содержит определения нормативного и ненормативного акта. Данные пробелы восполнены высшими судебными органами Российской Федерации.

Так, существенные признаки, характеризующие нормативный правовой акт определены в п. 9 Постановления Пленума Верховного Ссуда РФ от 29 ноября 2007 г. N 48 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части»: издание акта в установленном порядке управомоченным органом государственной власти, органом местного самоуправления или должностным лицом, наличие в нем правовых норм (правил поведения), обязательных для неопределенного круга лиц, рассчитанных на неоднократное применение, направленных на урегулирование общественных отношений либо на изменение или прекращение существующих правоотношений.

Высший Арбитражный Суд Российской Федерации в п.48 Постановления Пленума от 28.02.2001 N 5 «О некоторых вопросах применения части первой Налогового кодекса Российской Федерации» разъяснил, что под актом ненормативного характера следует понимать документ любого наименования (требование, решение, постановление, письмо и др.), подписанный руководителем (заместителем руководителя) налогового органа и касающийся конкретного налогоплательщика.

Действующее законодательство не содержит конкретного перечня актов, которые могут обжаловаться, как в вышестоящий налоговый орган, так и в суд. Однако при рассмотрении данной категории дел орган, рассматривающий жалобу, в первую очередь проверяет соответствие того или иного оспариваемого акта признакам ненормативного правового акта.

В соответствии с ч. 1 ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Таким образом, ненормативным актом налогового органа является любой документ, подписанный руководителем (заместителем руководителя) налогового органа, в соответствии с которым в отношении конкретного налогоплательщика возлагаются или устанавливаются те или иные права или обязанности.

В процессе осуществления своей деятельности налоговый орган издает в отношении налогоплательщика множество документов: требования, акты проверок, решения, постановления, уведомления, письма и т.д.

Для того, чтобы определить, обладает ли изданный налоговым органом акт, признаками ненормативности, необходимо, в первую очередь выяснить наличие положений в данном акте об установлении, отмене тех или иных прав или обязанностей конкретного налогоплательщика.
Так, например, обжаловать акт, составленный по результатам проверки, нельзя. Обжалованию подлежит решение, принятое на основании указанного акта.

В акте, составляемом по результатам проверки, указываются обстоятельства, установленные в ходе проверки. Акт проверки не обладает признаками, присущими ненормативному акту, носит информационный характер и не порождает обязанность общества по безусловному исполнению содержащихся в нем положений. Он не содержит обязательных предписаний, распоряжений, влекущих юридические последствия, не устанавливает права и не возлагает на налогоплательщика какие-либо обязанности.

Читайте так же:  Штраф за отсутствие регистрации в паспорте рф

Данная позиция сложилась в арбитражной правоприменительной практике России, а также нашла свое подтверждение в судебных актах Конституционного Суда РФ. В Определении от 27.05.2010 N 766-О-О Конституционный Суд РФ указал, что акт выездной налоговой проверки предназначен для оформления результатов такой проверки и сам по себе не порождает изменений в правах и обязанностях налогоплательщиков. По итогам рассмотрения данного акта налоговым органом принимается решение (как это имело место в деле заявителя), которое может быть обжаловано налогоплательщиком в вышестоящий налоговый орган или в суд.

Аналогичные выводы распространяются на письма налоговых органов информационно-разъяснительного характера.

Пунктом 1 ст. 138 НК РФ предусмотрен административный и судебный порядок обжалования ненормативных актов налоговых органов. При этом административный порядок обжалования предусматривает две процедуры: апелляционный порядок обжалования и общий порядок обжалования.

Апелляционный порядок обжалования применяется в отношении решений о привлечении к ответственности (отказе в привлечении к ответственности) за совершение налогового правонарушения, не вступивших в законную силу (ст.101.2 НК РФ). Если к моменту обжалования такое решение уже введено в действие, то на основании п. 3 ст. 101.2 НК РФ оно может быть обжаловано в вышестоящем налоговом органе, но уже не в апелляционном порядке, а по общим правилам, предусмотренным ст. ст. 139 — 141 НК РФ.

В судебном порядке можно оспорить любые ненормативные акты налогового органа. Особый порядок судебного обжалования установлен в отношении решений о привлечении к ответственности (отказе в привлечении к ответственности) за совершение налогового правонарушения, обжалование которых в судебном порядке допускается только после обжалования в вышестоящий налоговый орган (па.5 ст. 101.2 НК РФ). В соответствии с позицией ВАС РФ, изложенной в постановлении Президиума ВАС РФ от 24.05.2011 №18421/10, указанный порядок действует и в отношении решений о полном или частичном отказе в возмещении заявленной налогоплательщиком суммы налога и о частичном возмещении суммы налога.

Нормативные акты налогового органа обжалуются в судебном порядке.

Налоговые органы издают нормативные правовые акты в виде постановлений, приказов, инструкций, положений. Письма, телеграммы, телефонограммы, методические разъяснения, указания, рекомендации к нормативным правовым актам не относятся.

В зависимости от оснований устанавливается и порядок судебного обжалования.

— суды общей юрисдикции рассматривают дела о признании нормативных актов незаконными по искам физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями, в соответствии с главой 24 «Производство по делам о признании недействующими нормативных правовых актов полностью или в части» ГПК РФ

— Конституционный Суд РФ рассматривает жалобы, которые содержат указания о том, что нормативный акт налогового органа не соответствует Конституции РФ, нарушает конституционные права и свободы налогоплательщиков и иных обязанных лиц (ст. 3 Федерального конституционного закона N 1-ФКЗ);

— арбитражный суд рассматривает дела об обжаловании нормативных актов налоговых органов по искам юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в соответствии с главой 23 «Рассмотрение дел об оспаривании нормативных правовых актов» АПК РФ.

Как обжаловать решение налогового органа

Оспаривание решения налогового органа в суде возможно только после прохождения процедуры досудебного урегулирования спора. Такое правило с 1 января 2014 года действует практически для всех решений. Исключения – решения ФНС РФ (центрального аппарата), которые обжалуются сразу в суде, а также нормативные решения налоговых органов, которые обжалуются в порядке, предусмотренном Главой 21 КАС РФ.

Исходя из характера спора, жалобы на решения налогового органа принято разделять на следующие категории:

  • Жалобы на ненормативные акты налогового органа, действия и бездействие его должностных лиц.
  • Жалобы на решения, вынесенные по результатам налоговой проверки, о привлечении к ответственности.
  • Жалобы на нормативные акты налогового органа – такие акты, которые содержат правовые нормы, обязательные для неограниченного круга лиц, и рассчитанные на неоднократное применение.
  • Жалобы на решения, принятые в рамках осуществления налоговым органом полномочий по госрегистрации юридических лиц, ИП и других категорий налогоплательщиков.

Подчиняясь общим правилам досудебного и судебного урегулирования спора, вышеуказанные категории жалоб имеют некоторую специфику подготовки, подачи и рассмотрения. Обжалование решения налогового органа в судебном порядке может осуществляться по правилам АПК РФ или КАС РФ.

Какие правовые акты относятся к ненормативным

Правильное определение, относится ли конкретный акт к ненормативному правовому акту – очень важный момент. Если будет допущена ошибка, изначально будет неправильно выбрана процедура обжалования. Уже на этом основании жалоба или заявление о признании недействительным ненормативного правового акта могут остаться без рассмотрения.

Признаки ненормативного правового акта:

  1. Содержание властного предписания (указания, распоряжения и т.п.), которое носит односторонний, персональный характер и обязательно для выполнения лицом, которому оно адресовано.
  2. Отсутствие в акте установления правовых норм.
  3. Наличие определенной ответственности либо других негативных последствий, которые могут наступить в случае неисполнения акта.
  4. Изложенное в акте предписание урегулирует определенные правоотношения, причем конкретные.
  5. Акт рассчитан на однократное исполнение, и как только он исполнен, его действие прекращается.

Под актом понимается только документ. Причем утвержденной формы (формализованный документ). Таким образом, некое устное предписание ненормативным правовым актом не является. Однако если речь идет об определенном письменном решении, то оно может быть признано ненормативным правовым актом, если отвечает всем другим признакам.

Видео (кликните для воспроизведения).

Кроме того, следует различать ненормативные правовые акты и локальные акты. Первые принимаются органами или должностными лицами, которые наделены публичными полномочиями. Здесь нет отношений «начальник-подчиненный», как в случае с локальными актами. Поэтому, как правило, дела об оспаривании ненормативных правовых актов – это жалобы и заявления физических, юридических лиц или ИП, которые не согласны с предписаниями, указаниями, распоряжениями, решениями, уведомлениями и т.д. органов власти, обычно контрольного и надзорного профилей работы.

Обжалование решения налогового органа в судебном порядке

В судебном порядке обжалуются:

  • ненормативные решения налогового органа, прошедшие досудебный порядок обжалования;
  • нормативные решения налогового органа;
  • ненормативные и нормативные решения центрального аппарата ФНС РФ.

Порядок обжалования:

  1. Обжалование ненормативных решений налогового органа осуществляется в порядке, предусмотренном Главой 24 АПК РФ. Заявление в суд по этим правилам подают юрлица и ИП, а также другие лица, в том числе граждане, если обжалуемое решение затрагивает их права в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
  2. Обжалование решений о привлечении организации или ИП к административной ответственности также осуществляется в арбитражном суде, но в порядке, предусмотренном § 2 Главы 25 АПК РФ.
  3. Обжалование нормативных решений налогового органа осуществляется в порядке, предусмотренном Главой 21 КАС РФ, путем подачи административного иска.
Читайте так же:  Коап обжалование судебного постановления

В суд подается не жалоба, а иск (административный иск). Основное требование – признать недействительным решение налогового органа в полном объеме или в какой-то части. Как правило, обжалуются не одно, а два или три решения налогового органа: самое первое и решения, принятые в рамках досудебного рассмотрения жалобы. Но здесь нужно смотреть по ситуации. Если, например, жалоба была частично удовлетворена и обжалуемое решение, соответственно, частично отменено, то иск в суд должен касаться только того, что осталось в силе.

До обращения в суд важно внимательно проанализировать ситуацию. Дело в том, что если в удовлетворении жалобы было отказано на всех инстанциях ФНС, суды редко встают на сторону заявителя. Нет, проблема – не в судебной системе. Просто на сегодняшний день ФНС достаточно эффективно разрешает жалобы на досудебном уровне, принимая во внимание не столько свою практику, сколько судебные решения по аналогичным жалобам. Поэтому если суды и удовлетворяют жалобу истца по налоговому спору, то в большинстве случаев это означает, что появился новый судебный прецедент, и подобных дел ранее в практике ФНС и судов не было.

О нюансах обжалования актов налоговых органов рассказали финансисты

AndreyPopov / Depositphotos.com

Регулированию процедур обжалования актов налоговых органов и действий или бездействия их должностных лиц посвящен раздел VII Налогового кодекса. В частности, ст. 138 НК РФ предусматривает возможность обжалования актов налоговых органов ненормативного характера, принятых по итогам рассмотрения жалоб (апелляционных жалоб), в вышестоящий налоговый орган и (или) в судебном порядке. При этом обжалование актов ненормативного характера ФНС России, действий или бездействия ее должностных лиц допускается только в судебном порядке.

Напомним, законодательство не содержит понятия ненормативного правового акта. Однако в соответствии с определением Конституционного суда Российской Федерации от 4 декабря 2003 г. № 418-О под таким актом понимается документ любого наименования (требование, решение, постановление, письмо и др.), подписанный любым должностным лицом налогового органа, касающийся конкретного налогоплательщика и нарушающий его права.

Может ли налогоплательщик обратиться в суд в случае отмены оспариваемого решения инспекции вышестоящим налоговым органом? С правовой позицией судов по данному вопросу ознакомьтесь в разделе «Налоговый кодекс РФ» «Энциклопедии судебной практики» интернет-версии системы ГАРАНТ. Получите полный доступ на 3 дня бесплатно!

Порядок и сроки обжалования в вышестоящий налоговый орган и особенности рассмотрения жалоб и принятия решения по ним вышестоящим налоговым органом определены в ст.ст. 138-140 НК РФ. В частности, в п. 3 ст. 140 НК РФ перечислены возможные решения вышестоящего органа по итогам рассмотрения жалобы (апелляционной жалобы) – последний может оставить жалобу без удовлетворения, отменить акт налогового органа ненормативного характера, отменить решение налогового органа полностью или в части или отменить его полностью и принять по делу новое решение, а также признать действия или бездействие должностных лиц налоговых органов незаконными и вынести решение по существу.

Финансисты напоминают, что в соответствии с п. 5 ст. 140 НК РФ нарушение существенных условий процедуры рассмотрения материалов налоговой проверки может служить основанием для отмены вышестоящим налоговым органом или судом решения налогового органа о привлечении или об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.

Также подчеркивается, что обращение к исполнению решения о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения или решения об отказе в привлечении к такой ответственности возлагается на тот налоговый орган, который вынес соответствующее решение. Вступившее в силу решение вышестоящего налогового органа при рассмотрении им жалобы в апелляционном порядке направляется в налоговый орган, вынесший первоначальное решение, в течение трех дней со дня вступления решения в силу (п. 2 ст. 101.3 НК РФ).

Как обжаловать ненормативный правовой акт

​Оспаривание ненормативного правового акта осуществляется в порядке арбитражного (АПК РФ) или административного судопроизводства (КАС РФ). До обращения в суд, возможно, необходимо будет пройти процедуру урегулирования спора на уровне вышестоящего ведомства (органа власти), которое вправе отменить оспариваемый акт или внести в него изменения. Такой порядок будет обязателен, если предусмотрен законом. По поводу нарушения прав и интересов можно обратиться с заявлением в прокуратуру – ведомство проведет проверку и вынесет представление об устранении выявленных нарушений.

Обжалование в прокуратуру

Прокуратура надзирает за соблюдением законов. Если ненормативный правовой акт нарушает закон, после проведения проверки прокуратура вправе вынести представление об устранении нарушений. Однако конечное решение все равно будет принимать тот орган, акт которого обжалуется, поэтому меры прокурорского реагирования могут не дать нужного результата. Кроме того, пока идет проверка и переписка, оспариваемый акт может вступить в силу, а значит, его неисполнение уже повлечет негативные последствия. Бывает, что прокуратура сама обращается в суд с заявлением о признании акта недействительным, но для этого нужно, чтобы обстоятельства дела были достаточно серьезными.

Обжалование в досудебном порядке

Первично жалоба на решение налогового органа подается в вышестоящий налоговый орган через ту налоговую инспекцию (управление), решение которой обжалуется.

Порядок обжалования:

Требования к жалобе, в том числе апелляционной, установлены ст. 139.2 НК РФ. Жалоба готовится в письменном виде и должна содержать следующие данные:

  1. ФИО, наименование организации и адрес заявителя.
  2. Когда, кем и по какому вопросу принято обжалуемое решение.
  3. Основания, по которым заявитель считает, что решение нарушает его права и интересы, а также доводы в пользу позиции заявителя.
  4. Требования заявителя.
  5. Дата составления жалобы и подпись заявителя.

В жалобе рекомендуется более подробно останавливаться на основаниях обращения и приводить доказательства своей правоты. Необходимые документы (в копиях) следует приложить к жалобе. Для обеспечения быстрого взаимодействия рекомендуется указывать, помимо адреса, номер телефона и адрес электронной почты, другие контактные данные, по которым можно оперативно связаться с заявителем и (или) его представителем.

Если необходимо полностью или частично приостановить действие вступившего в силу решения, нужно вместе с жалобой или в ее тексте подготовить соответствующее ходатайство. Вопрос рассматривается самостоятельно, до рассмотрения жалобы по существу. Просьбу нужно убедительно обосновать.

В течение 3 дней с момента получения жалобы налоговый орган обязан направить документы по инстанции. Далее:

  1. В течение 5 дней решается вопрос о дальнейшем движении обращения – будет оно рассматриваться или должно быть оставлено без рассмотрения (если есть основания, указанные в ст. 139.3 НК РФ).
  2. В течение 1 месяца рассматривается апелляционная жалоба. Срок может быть продлен еще на 1 месяц. Если ситуация спорная, есть противоречия между сведениями и документами, представленными заявителем, и материалами налогового органа, заявитель может быть вызван для личного участия в рассмотрении жалобы. Кроме того, у него могут быть затребованы дополнительные сведения и документы.
  3. В течение 15 дней рассматриваются другие жалобы. Срок может быть продлен еще на 15 дней.
Читайте так же:  В случаях совершения административных правонарушений

По итогам рассмотрения жалобы возможно принятие одного из следующих решений:

  • жалоба признается не подлежащей удовлетворению;
  • оспариваемое решение отменяется полностью или в какой-то части;
  • оспариваемое решение отменяется с принятием нового решения.

Принятое вышестоящим налоговым органом решение может быть обжаловано в центральном аппарате ФНС РФ. Однако вынесение этого решения – уже достаточное условие для обращения в суд.

Жалобы на решения, принятые в рамках осуществления налоговым органом полномочий по госрегистрации юридических лиц, ИП и других категорий налогоплательщиков, подаются в несколько ином порядке. Срок для обжалования – 3 месяца. Если вышестоящий налоговый орган отказал в удовлетворении жалобы, можно обратиться в центральный аппарат ФНС или в арбитражный суд в течение 3 месяцев.

Обжалование в вышестоящий орган

На сегодняшний день на уровне практически всех органов власти реализован механизм досудебного урегулирования споров. Если такой порядок предусмотрен законом, он обязателен в преддверии обращения в суд.

Как это работает:

  1. Если лицо, которому адресован ненормативный правовой акт, не согласно с ним, считает предписание незаконным, нарушающим права и интересы, оно вправе подать жалобу в вышестоящий орган или руководителю должностного лица.
  2. Перед подготовкой жалобы нужно изучить порядок ее подачи и рассмотрения. Обжалование ненормативного правового акта регулируется законом (для примера – ст. 138 Налогового кодекса). Нужно заранее уточнять, в каком порядке следует действовать. Иначе есть риск пропустить срок обжалования или ошибиться с инстанцией для подачи жалобы.
  3. Жалоба подается в письменной форме. В установленный срок она будет рассмотрена. Вышестоящий орган (должностное лицо) вправе отменить оспариваемый акт или внести в него изменения.
  4. Если результаты обжалования не удовлетворяют, появляется возможность обратиться в суд.

Судебное обжалование

При обращении в суд ставится вопрос признания ненормативного правового акта недействительным. В этом случае подается заявление, а не жалоба. Перед подготовкой документов важно правильно определить подсудность дела – здесь есть некоторая специфика.

Ненормативные правовые акты, которые ущемляют права и интересы в сфере экономической деятельности, в том числе предпринимательской, оспариваются в арбитражном суде. Заявление подает заинтересованное лицо.

Основания для оспаривания – акт незаконен и нарушает права и интересы заявителя, а равно неправомерно возлагает обязанности или создает препятствия для ведения экономической деятельности.

Дела рассматриваются в порядке искового производства. Таким образом, нужно готовить заявление точно так же, как иск, но с учетом требований ст. 199 АПК РФ. К заявлению прикладываются документы в подтверждение позиции, а также текст оспариваемого акта (копия документа).

КАС РФ не предусматривает специальный порядок оспаривания ненормативных правовых актов. При обращении необходимо руководствоваться правилами оспаривания решений органов власти и их должностных лиц. Обращение в суд оформляется административным исковым заявлением. Требования к нему установлены ст. 220 КАС РФ. При необходимости заявитель вправе попросить суд приостановить действие оспариваемого акта.

Срок обращения в арбитражный суд и суд общий юрисдикции одинаковый – 3 месяца с момента, когда заявителю стало известно о нарушении его прав и интересов. Срок можно восстановить, но для этого должны быть уважительные причины.

Сроки для обжалования в арбитраже ненормативных актов по налогам

Сроки для обжалования в арбитраже ненормативных актов по налогам

О.И. Долгополов,
помощник судьи Арбитражного суда Тамбовской области,
государственный советник юстиции Российской Федерации
3 класса

В данной статье рассмотрен порядок применения сроков, установленных п. 4 ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса РФ (далее — АПК РФ), при рассмотрении заявлений налогоплательщиков.

Конституционные гарантии и их ограничения

Согласно ч. 1 ст. 46, ч. 1 ст. 47 Конституции РФ каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод.

Однако данное право не может быть безграничным. Законодатель вправе и обязан устанавливать порядок его реализации, а также сроки (определенный нормативным актом отрезок времени, исчисляемый по заранее установленным правилам).

Как следует из определения Конституционного Суда РФ от 18.11.2004 N 367-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы общества с ограниченной ответственностью «ВЛАДИМИР И ОЛЬГА» на нарушение конституционных прав и свобод частью 1 статьи 52 и частью 4 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса РФ», само по себе установление в законе сроков для обращения в суд с заявлениями о признании ненормативных правовых актов недействительными, а решений, действий (бездействия) — незаконными обусловлено необходимостью обеспечить стабильность и определенность административных и иных публичных правоотношений и не может рассматриваться как нарушение права на судебную защиту.

Если в течение определенного законом времени участники спорных правоотношений не совершили никаких действий — значит, истек, пропущен срок.

Установление в законодательстве, в том числе налоговом, сроков обусловлено необходимостью обеспечить стабильность и определенность административных и иных публичных (в том числе налоговых) правоотношений.

Обжалование актов, действий или бездействия в налоговом праве

Жалобы (исковые заявления) на акты налоговых органов, действия или бездействие их должностных лиц, поданные в суд, рассматриваются и разрешаются в порядке, установленном гражданским процессуальным, арбитражным процессуальным законодательством и федеральными законами (ст. 142 Налогового кодекса РФ, далее — НК РФ). А срок на подачу заявления (жалобы) определен ч. 4 ст. 198 АПК РФ.

Практика применения положений ч. 4 ст. 198 АПК РФ показывает: нередко основанием для отказа налогоплательщику в удовлетворении его заявления является истечение срока на подачу его в суд.

Не вдаваясь в исследование вопросов о правовой природе сроков (имеют ли они процессуальное либо материально-правовое значение), ограничимся рассмотрением порядка их применения на примере анализа судебной арбитражной практики.

Порядок исчисления срока по АПК РФ

Законодатель не только закрепил срок обжалования актов налоговых органов, действий или бездействия их должностных лиц, но и установил правила его исчисления в зависимости от тех или иных факторов. В свою очередь, судебной практикой внесены уточнения в порядок применения этих сроков.

Поэтому следует разобраться в существующих правилах расчетов (размер срока, начало его течения и окончание, возможность его восстановления).

Согласно ч. 4 ст. 198 АПК РФ заявление о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) налоговых органов (их должностных лиц) может быть подано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня, когда организации или индивидуальному предпринимателю стало известно о нарушении их прав и законных интересов, если иное не установлено федеральным законом.

Читайте так же:  Отличие административного правонарушения от дисциплинарного проступка

Порядок исчисления сроков установлен гл. 10 АПК РФ. Процессуальный срок, исчисляемый месяцами, начинается на следующий день после календарной даты или дня наступления события, которыми определено его начало (ч. 4 ст. 113 АПК РФ), т.е. на следующий день после дня, когда организации или индивидуальному предпринимателю стало известно о нарушении их прав и законных интересов.

Процессуальный срок, исчисляемый месяцами, истекает в соответствующее число последнего месяца установленного срока. Если его окончание приходится на месяц, который соответствующего числа не имеет, он истекает в последний день этого месяца (ч. 2 ст. 114 АПК РФ).

Так, если 1 марта организации или индивидуальному предпринимателю стало известно о нарушении их прав и законных интересов, срок на подачу заявления в суд начинает течь со 2 марта и заканчивается 2 июня.

В случае если последний день процессуального срока приходится на нерабочий день, днем его окончания считается первый следующий за ним рабочий день.

Если заявление, жалоба, другие документы либо денежные суммы были сданы на почту, переданы или заявлены в орган либо уполномоченному их принять лицу до двадцати четырех часов последнего дня процессуального срока, он не считается пропущенным (см., на пример, постановление ФАС Московского округа от 30.07.2004 N КА А40/6396 04).

Определение дня, когда налогоплательщику стало известно о нарушении его прав и законных интересов

Ограничительный перечень событий и фактов, посредством которых налогоплательщик узнает о нарушении его прав и законных интересов, не установлен. Поэтому суды определяют этот день на основе анализа представленных доказательств. Арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Доказательства оцениваются на предмет относимости, допустимости и достоверности каждого из них в отдельности, рассматриваются также их достаточность и взаимная связь в совокупности (ст. 71 АПК РФ).

Первоначально устанавливается дата принятия оспариваемого акта налогового органа, совершения действия (бездействия) должностными лицами.

Далее определяется день, когда организации или индивидуальному предпринимателю стало известно о нарушении их прав и законных интересов. Применение в ч. 4 ст. 198 АПК РФ формулировки «стало известно» — существенный момент (на пример, при исчислении исковой давности (п. 1 ст. 200 ГК РФ) в аналогичном случае используется юридическая конструкция «узнало или должно было узнать»). По нашему мнению, она свидетельствует о том, что налогоплательщик не обязан узнавать о нарушении своих прав. В свою очередь, налоговый орган должен довести до налогоплательщика предусмотренным законом способом сведения о принятии в отношении него акта или совершении действия.

В то же время обязанность по доказыванию обращения в установленный законом срок и момента, когда заявителю стало известно о нарушении его прав и законных интересов, в суде возложена на заявителя (постановление ФАС Восточно Сибирского округа от 09.01.2008 N А10 1349/07 Ф02 9527/2007).

Так, ФАС Волго-Вятского округа (постановление от 11.06.2008 N А43-18255/2007- 35-664) посчитал правомерными выводы нижестоящих судов о пропуске заявителем сроков, установленных ч. 4 ст. 198 АПК РФ, и отклонил доводы организации о том, что, по ее мнению, налоговый орган не доказал факт получения ненормативного акта, т.к. реестры заказных писем подтверждают лишь передачу последних в почтовое отделение, но не свидетельствуют об их получении.

Таким образом, соблюдение срока на подачу заявления в суд оценивается судом на основе анализа доказательств, представленных участниками спорных правоотношений. При этом устанавливается как дата принятия ненормативного правового акта (решения), совершения действий (бездействия) налоговым органом (должностным лицом), так и день, когда налогоплательщику стало известно о нарушении его прав и законных интересов.

Восстановление срока и последствия отказа в этом

Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления в суд может быть восстановлен судом (ч. 4 ст. 198 АПК РФ).

В определении от 18.11.2004 N 367-О Конституционный Суд РФ указал: вопрос о причинах пропуска срока решается судом после возбуждения дела, т.е. в судебном заседании. Налогоплательщик вправе ходатайствовать о восстановлении пропущенного срока, и если пропуск был обусловлен уважительными причинами, ходатайства подлежат удовлетворению судом.

Отсутствие причин к восстановлению срока — самостоятельное основание для отказа в удовлетворении заявления (постановление ФАС Центрального округа от 04.08.2008 N А36-3054/2007).

Нормы АПК РФ не содержат перечень уважительных причин, при наличии которых суд может восстановить срок. Поэтому право их установления и оценки принадлежит суду (определение Высшего Арбитражного Суда РФ от 17.10.2007 N 12454/07, постановление ФАС Центрального округа от 05.08.2008 N А64 5003/06-13).

Возможности обжалования судебного акта о восстановлении пропущенного процессуального срока АПК РФ не предусматривает (постановление ФАС Московского округа от 10.07.2007, 13.07.2007 N КА А40/6702 07, постановление ФАС Западно Сибирского округа от 13.03.2006 N Ф04 1019/2006(20528 А67 35)).

В то же время если суд первой инстанции оставил без внимания заявление представителя налогового органа о пропуске срока, предусмотренного ч. 4 ст. 198 АПК РФ для обращения в арбитражный суд с заявлением о признании незаконными действий (бездействия), а ходатайства налогоплательщика о его восстановлении в материалах дела нет, такое решение может быть отменено вышестоящей судебной инстанцией и дело будет направлено на новое рассмотрение (по становление ФАС Дальневосточного округа от 12.09.2008 N Ф03 А73/08 2/3760).

Однако имеется и иная судебная практика.

Постановлением ФАС Центрального округа от 05.08.2008 N А64 5003/06 13 судебные акты нижестоящих судов были оставлены без изменения. При этом суд кассационной инстанции посчитал, что ссылка ответчика на ч. 2 ст. 199 ГК РФ обоснованно отклонена судом апелляционной инстанции, т.к. в силу п. 3 ст. 2 ГК РФ гражданское законодательство не применяется к публичным правовым отношениям, если иное не предусмотрено законодательством. То, что суд первой ин станции не указал основания, по которым он признал причины пропуска срока уважительными, и восстановление срока само по себе не являются основанием для отмены судебного акта, поскольку указанное нарушение не повлияло на принятие правильного решения по существу.

Видео (кликните для воспроизведения).

Таким образом, от правильного определения предельного срока на обращение в суд и от того, насколько своевременно участники спорных правоотношений воспользуются правами, предоставленными им действующим законодательством, во многом будет зависеть и исход дела в суде. Причины пропуска срока исследуются в судебном (а не в предварительном) заседании. Отсутствие причин к восстановлению срока — самостоятельное основание для отказа в удовлетворении заявления.

Источники

Срок обжалования ненормативного правового акта налогового органа
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here