Срок давности по административным правонарушениям налоги

Полезное по теме: "Срок давности по административным правонарушениям налоги" от специалистов простым языком. Если необходимо уточнить актуальность на 2020 год, а также задать вопрос, то обращайтесь к дежурному юристу.

Статья 4.5. Давность привлечения к административной ответственности

Статья 4.5. Давность привлечения к административной ответственности

ГАРАНТ:

См. справку о сроках давности привлечения к административной ответственности

См. комментарии к статье 4.5 КоАП РФ

Информация об изменениях:

Часть 1 изменена с 18 марта 2019 г. — Федеральный закон от 18 марта 2019 г. N 27-ФЗ

ГАРАНТ:

О конституционно-правовом смысле части 1 статьи 4.5 настоящего Кодекса см. Постановление Конституционного Суда РФ от 15 января 2019 г. N 3-П

2. При длящемся административном правонарушении сроки, предусмотренные частью 1 настоящей статьи, начинают исчисляться со дня обнаружения административного правонарушения.

Информация об изменениях:

Часть 3 изменена с 26 июля 2019 г. — Федеральный закон от 26 июля 2019 г. N 220-ФЗ

3. Если частью 1 настоящей статьи не предусмотрен более длительный срок давности привлечения к административной ответственности, за административные правонарушения, влекущие применение административного наказания в виде дисквалификации (за исключением административных правонарушений, предусмотренных частью 6 настоящей статьи), лицо может быть привлечено к административной ответственности не позднее одного года со дня совершения административного правонарушения, за административные правонарушения, предусмотренные частью 6 настоящей статьи, — со дня вынесения решения, указанного в части 6 настоящей статьи, а при длящемся административном правонарушении — не позднее одного года со дня его обнаружения.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 30 декабря 2012 г. N 316-ФЗ часть 4 статьи 4.5 настоящего Кодекса изложена в новой редакции

4. В случае отказа в возбуждении уголовного дела или прекращения уголовного дела, но при наличии в действиях лица признаков административного правонарушения сроки, предусмотренные частью 1 настоящей статьи, начинают исчисляться со дня совершения административного правонарушения (при длящемся административном правонарушении — со дня его обнаружения).

5. В случае удовлетворения ходатайства лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, о рассмотрении дела по месту жительства данного лица срок давности привлечения к административной ответственности приостанавливается с момента удовлетворения данного ходатайства до момента поступления материалов дела судье, в орган, должностному лицу, уполномоченным рассматривать дело, по месту жительства лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 6 декабря 2011 г. N 413-ФЗ статья 4.5 настоящего Кодекса дополнена частью 5.1

5.1. Срок давности привлечения к административной ответственности за административные правонарушения, предусмотренные статьей 6.18 настоящего Кодекса, в части использования запрещенной субстанции и (или) запрещенного метода начинает исчисляться со дня получения общероссийской антидопинговой организацией заключения лаборатории, аккредитованной Всемирным антидопинговым агентством, подтверждающего факт использования спортсменом запрещенной субстанции и (или) запрещенного метода.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 13 июля 2015 г. N 250-ФЗ (в редакции Федерального закона от 5 октября 2015 г. N 275-ФЗ) в часть 6 статьи 4.5 настоящего Кодекса внесены изменения, вступающие в силу по истечении ста восьмидесяти дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

6. Срок давности привлечения к административной ответственности за административные правонарушения, предусмотренные статьями 14.9, 14.9.1, 14.31, 14.32, 14.33, 14.40 настоящего Кодекса, начинает исчисляться со дня вступления в силу решения комиссии антимонопольного органа, которым установлен факт нарушения законодательства Российской Федерации.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 3 июля 2016 г. N 264-ФЗ статья 4.5 настоящего Кодекса дополнена частью 6.1

6.1. Срок давности привлечения к административной ответственности за административные правонарушения, предусмотренные статьей 14.55.2 настоящего Кодекса, начинает исчисляться со дня вступления в силу решения комиссии федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по государственному контролю (надзору) в сфере государственного оборонного заказа, которым установлен факт нарушения законодательства Российской Федерации в сфере государственного оборонного заказа.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 5 июня 2012 г. N 51-ФЗ статья 4.5 настоящего Кодекса дополнена частью 7

7. Срок давности привлечения к административной ответственности за административные правонарушения, совершенные в Антарктике, начинает исчисляться со дня поступления материалов дела в орган, должностному лицу, которые уполномочены составлять протоколы об административных правонарушениях.

Энциклопедия решений. Срок давности привлечения к административной ответственности за совершение налогового правонарушения

Срок давности привлечения к административной ответственности за совершение налогового правонарушения

Под сроком давности привлечения к административной ответственности понимается период времени, в течение которого может быть вынесено постановление по делу об административном правонарушении. Срок давности привлечения к административной ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах составляет один год со дня совершения правонарушения (ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ).

Частью 2 ст. 4.5 КоАП РФ установлены особенности исчисления срока давности привлечения к административной ответственности за совершение длящегося правонарушения. Однако эта норма не применяется к правонарушениям в области налогов и сборов, предусмотренным ст. 15.3 — 15.9 и 15.11 КоАП РФ, ни одно из которых не является длящимся (см., например, Обобщение Оренбургского областного суда практики рассмотрения судами области дел об административных правонарушениях, отнесенных к категории длящихся, за 2009 год, Обзор судебной практики по рассмотрению судами Камчатской области дел об административных правонарушениях в области налогов и сборов в соответствии с главой 15 Кодекса РФ об административных правонарушениях, постановление Верховного Суда РФ от 08.02.2012 N 49-АД12-1).

Общие правила о начале течения срока давности привлечения к административной ответственности применяются и в случае отказа в возбуждении уголовного дела или его прекращения, но при наличии в действиях лица признаков административного правонарушения (см. ч. 4 ст. 4.5 КоАП РФ).

Течение срока давности привлечения к административной ответственности приостанавливается в случае, указанном в ч. 5 ст. 4.5 КоАП РФ. Возможности перерыва или восстановления этого срока законодательство не предусматривает (см. п. 18 постановления Пленума ВАС РФ от 27.01.2003 N 2 «О некоторых вопросах, связанных с введением в действие Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях», п. 14 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 N 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях»).

К сроку давности привлечения к административной ответственности применяются общие правила исчисления предусмотренных КоАП РФ сроков (см. ст. 4.8 КоАП РФ). При этом следует учитывать, что ч. 3 ст. 4.8 КоАП РФ, определяющая последствия совпадения последнего дня срока с нерабочим днем, касается только сроков, исчисляемых днями, и поэтому на срок давности привлечения к ответственности не распространяется.

Читайте так же:  Декларация пожарной безопасности образовательных учреждений

Срок давности привлечения к административной ответственности следует отличать от срока давности исполнения постановления о назначении административного наказания (ст. 31.9 КоАП РФ). Такое постановление может быть исполнено и за пределами срока давности привлечения к ответственности при условии, что оно вынесено с соблюдением этого срока.

Срок давности привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения

Возможность привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения ограничена временными рамками.

Понятие срока давности привлечения к ответственности и пределы его применения

Временные рамки устанавливаются в целях обеспечить более качественную работу налоговиков. Нормы о продолжительности этого периода, а также правила, регулирующие его исчисление и приостановление, установлены в ст. 113 НК.

Под сроком давности привлечения к налоговой ответственности следует понимать временные ограничения для наложения соответствующего взыскания на нарушителя. Он должен обладать следующими признаками:

  • указание на момент начала исчисления. Без этого параметра невозможно осуществить правильный подсчет. Как правило, он определяется наступлением определенных событий;
  • срок давности привлечения к ответственности должен иметь установленную продолжительность. Без этого элемента также не удастся применять соответствующие правила;
  • закон может содержать нормы о приостановлении течения срока. Эта особенность не является обязательной. Ее наличие, как правило, связано с недобросовестными действиями нарушителя;
  • последствием истечения этого периода является невозможность привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения;
  • в отличие от норм гражданского права, регулирующих исковую давность, применение схожих последствий, исключающих наступление ответственности за совершение налогового правонарушения, является обязанностью органа, рассматривающего дело;
  • другим отличием выступает пресекательный характер этого периода. Закон не предусматривает возможности его восстановления.

Закон устанавливает границы применения давностного срока. Он распространяется исключительно на правонарушения, предусмотренные главами 16 и 18 НК.

Если речь идет об уплате недоимки по налогам или сборам, а также начисленных процентов, то правила ст. 113 не применяются. Речь идет об обязательствах, обладающих различной правовой природой.

Как определить срок давности привлечения к налоговой ответственности?

Срок давности определяется на основании ст. 113 НК РФ. На момент вынесения решения о привлечении к ответственности этот срок не может превышать трех лет:

в отношении налоговых правонарушений, предусмотренных ст. 120, 122, 129.3 и 129.5 НК РФ, – начиная со следующего дня после окончания соответствующего налогового периода;

в отношении налоговых правонарушений, предусмотренных иными статьями НК РФ, – со дня совершения налогового правонарушения.

Напомним правила расчета сроков в целях применения Налогового кодекса. Они установлены п. 2, 3, 7 ст. 6.1 НК РФ:

течение срока начинается на следующий день после календарной даты или наступления события (совершения действия), которым определено его начало;

срок, исчисляемый годами, истекает в соответствующие месяц и число последнего года срока;

  • если последний день срока приходится на выходной или нерабочий праздничный день, окончание срока переносится на следующий за ним рабочий день.
  • Организация не представила декларацию по налогу на прибыль за 2018 год.

    Ответственность за это правонарушение предусмотрена п. 1 ст. 119 НК РФ. Значит, срок давности привлечения к налоговой ответственности начинает исчисляться со дня совершения налогового правонарушения.

    Срок подачи декларации по налогу на прибыль истек 28.03.2019.

    День совершения налогового правонарушения – 29.03.2019.

    Срок давности привлечения к ответственности истечет 29.03.2022.

    Течение срока давности привлечения к ответственности может быть приостановлено, если налогоплательщик активно противодействовал проведению выездной налоговой проверки. Течение этого срока считается приостановленным со дня составления акта, предусмотренного п. 3 ст. 91 НК РФ, и возобновляется со дня, когда прекратили действие обстоятельства, препятствующие проведению выездной налоговой проверки, и вынесено решение о возобновлении выездной налоговой проверки (п. 1.1 ст. 113 НК РФ).

    Положения ст. 113 НК РФ, устанавливающие сроки давности привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения, не применяются в отношении недоимки и пеней (как компенсационных мер, направленных на восстановление потерь бюджета в связи с несвоевременным поступлением налогов). К такому выводу часто приходят арбитры (см. постановления АС МО от 15.08.2019 № Ф05-12692/2019 по делу № А40-92593/2018, АС УО от 21.12.2017 № Ф09-7380/17 по делу № А07-1853/2017). То есть, если срок давности привлечения к ответственности истек, налоговый орган, освободив налогоплательщика от уплаты штрафа, в то же время вправе доначислить ему налог и пени.

    Ответственность за неуплату налога (ст.120, ст.122 НК РФ)

    Глава 16 Налогового кодекса РФ определяет два вида налоговых нарушений за неуплату или неполную уплату налога, предусмотренные ст.120 и ст.122 НК РФ, а также ответственность за их совершение:

    Ответственность

    Грубое нарушение организацией правил учета доходов и (или) расходов и (или) объектов налогообложения

    (ст. 120 Налогового кодекса РФ)

    Под грубым нарушением подразумевается отсутствие у налогоплательщика первички, или счетов-фактур, регистров бухгалтерского либо налогового учета, систематическое (два раза и более в течение календарного года) несвоевременное или неправильное отражение в отчетности хозяйственных операций, денежных средств, ТМЦ, нематериальных активов и финансовых вложений налогоплательщика (см. поправки и дополнения в Налоговый кодекс РФ, вступившие в силу с 02.09.2010, внесенные Федеральным законом от 27. 07.2010г. № 229-ФЗ «О внесении изменений в часть первую и вторую Налогового кодекса РФ»).

    Влечет взыскание штрафа с налогоплательщика в размере:

    · 20% от суммы неуплаченного налога, но не менее 40 000 руб.

    Неуплата или неполная уплата сумм налога (сбора) (ст. 122 Налогового кодекса РФ).

    Неуплата или неполная уплата сумм налога (сбора) в результате занижения налоговой базы, иного неправильного исчисления налога (сбора) или других неправомерных действий (бездействия)

    Влечет взыскание штрафа в размере 20% от неуплаченной суммы налога (сбора), а те же деяния, совершенные умышленно, — взыскание штрафа в размере 40% от неуплаченной суммы налога (сбора).

    Исчисление срока давности

    Правила, регламентирующие порядок исчисления, изложены в ч.1 ст. 113 НК.

    Чтобы осуществить верный расчет сроков, нужно верно определить момент начала их течения. Законом устанавливается общее правило, согласно которому моментом начала выступает дата, когда имело место совершение налогового правонарушения.

    Такой выбор объясняется особенностями правоотношений в ходе налоговых проверок. Примером выступает непредставление запрошенных в ходе контрольных мероприятий документов. Срок начинает исчисляться с первого дня после истечения периода на передачу бумаг.

    Из базового правила существуют следующие исключения:

    • ст. 120 НК, предусматривающая меры ответственности в результате грубого нарушения действующих норм по вопросам учета расходов и доходов, а также объектов налогообложения;
    • ст. 122 НК, устанавливающая наказание за невнесение обязательного платежа в бюджет в полном объеме или частично.
    Читайте так же:  Назначение наказания при административном надзоре

    В указанных случаях применяются иные правила начала течения срока давности привлечения. Он исчисляется с первого дня, следующего за окончившимся налоговым периодом, к которому относится невнесенный платеж или нарушение в сфере учета.

    На первый взгляд, такой порядок ничем не отличается от общих норм. Однако есть существенная разница. Ошибка, недоплата или неуплата может иметь место в рамках отчетного периода. В качестве таковых признаются временные отрезки, по истечению которых налогоплательщик подает промежуточные данные о том или ином обязательном платеже. Как правило, он не совпадает с налоговым периодом.

    Примером выступает налог на прибыль, расчеты по которому представляются ежеквартально.

    Однако налоговый период по нему соответствует календарному году. Если ошибка и недоплата произошли в первом квартале, то срок давности по этим нарушениям начнет исчисляться с первого дня следующего года.

    Отсутствие в законе указаний на момент обнаружения нарушения как на основание начинать исчисление срока давности говорит о том, что действующие налоговые нормы не предусматривают их длящийся характер.

    Порядок взыскания налоговой санкции

    Налоговая санкция является мерой ответственности за совершение налогового правонарушения. Такое определение дано в п. 1 ст. 114 НК РФ. Названной статьей регламентирован и порядок ее взыскания.

    Налоговые санкции устанавливаются и применяются в виде денежных взысканий (штрафов) в размерах, предусмотренных гл. 16 и 18 НК РФ.

    К сведению: размеры штрафов за совершение налогового правонарушения установлены в зависимости от тяжести содеянного, размера и характера причиненного ущерба и иных существенных обстоятельств.

    Например, за правонарушения, предусмотренные п. 1 ст. 119, п. 3 ст. 120, ст. 122, 122.1, 123, 129.3, 129.5 НК РФ, размеры штрафов установлены в процентном отношении от суммы неуплаченного (неудержанного или неперечисленного) налога.

    При наличии хотя бы одного смягчающего ответственность обстоятельства размер штрафа подлежит уменьшению не меньше чем в два раза по сравнению с размером, закрепленным в соответствующей статье НК РФ (п. 3 ст. 114 НК РФ).

    К сведению: смягчающие обстоятельства перечислены в п. 1 ст. 112 НК РФ, однако те, что прямо поименованы в этом пункте, касаются физических лиц.

    При этом пп. 3 указанной нормы установлено, что суд или налоговый орган, рассматривающие дело, могут принять к сведению иные обстоятельства, смягчающие ответственность.

    Учитывая тот факт, что в п. 3 ст. 114 НК РФ обозначен лишь минимальный предел снижения налоговой санкции, суд по результатам оценки соответствующих обстоятельств вправе уменьшить размер взыскания и более чем в два раза.

    Однако уменьшение суммы штрафа более чем в два раза не свидетельствует о возможности снижения штрафа до нуля рублей, поскольку это будет означать освобождение лица от ответственности за совершение налогового правонарушения (см. Определение ВС РФ от 05.02.2019 № 309-КГ18-14683 по делу № А76-5261/2017).

    При наличии отягчающего обстоятельства, предусмотренного п. 2 ст. 112 НК РФ (совершение налогового правонарушения лицом, ранее привлекаемым к ответственности за аналогичное правонарушение), размер штрафа увеличивается на 100% (п. 4 ст. 114 НК РФ).

    Видео (кликните для воспроизведения).

    При совершении одним лицом двух и более налоговых правонарушений налоговые санкции взыскиваются за каждое правонарушение в отдельности без поглощения менее строгой санкции более строгой (п. 5 ст. 114 НК РФ).

    Сумма штрафа, взыскиваемого за налоговое правонарушение, повлекшее задолженность по налогу, подлежит перечислению со счетов налогоплательщиков только после перечисления в полном объеме этой суммы задолженности и соответствующих пеней в очередности, установленной гражданским законодательством РФ (п. 6 ст. 114 НК РФ).

    Обратите внимание! Статьей 109 НК РФ определен перечень обстоятельств, исключающих привлечение лица к ответственности за совершение налогового правонарушения. Одним из таких обстоятельств согласно п. 4 указанной нормы является истечение сроков давности привлечения к ответственности.

    Приостановление течения срока давности привлечения к ответственности

    Ч. 1.1. ст. 113 НК устанавливают условия для приостановления течения давностного периода. Они носят исключительный характер и связаны с действиями налогоплательщика, чинящего препятствия. Возможность приостановить срок наступает при следующих условиях:

    • в отношении налогоплательщика проводится выездная проверка. Она предполагает принятие соответствующего решения руководителем инспекции или его заместителем. В тексте должны быть указаны ответственные за это контрольное мероприятие служащие;
    • действия проверяемого субъекта должны быть активными. Это относится не ко всякому препятствованию Такой характеристике явно не соответствует игнорирование требований о представлении документов;
    • действия налогоплательщика должны создавать непреодолимые препятствия, обусловливающие невозможность определения возможных недоимок. Совершение необходимых действий невозможно.

    Указанные обстоятельства должны обладать всеми этими признаками одновременно.

    Примером выступает противодействие доступу инспекторов на территорию налогоплательщика. Если проверяющие имеют надлежаще оформленные документы, а проверяемое лицо не впускает их, то составляется акт, фиксирующий это.

    Моментом начала приостановления выступает создание препятствий. После этого срок перестает исчисляться, давая возможность привлечь налогоплательщика к ответственности, если имеет место нарушение. Этот режим длится до тех пор, пока не будут устранены препятствия для должностных лиц, осуществляющих контрольное мероприятие.

    Момент их снятия подтверждается решением инспекции о возобновлении выездной проверки. С этой даты срок продолжает исчисляться.

    «Золотая эра» налоговиков: ВС РФ отменяет сроки давности

    Здравствуйте, уважаемые коллеги.

    Новость, которая буквально взорвала интернет. ВС РФ предлагает считать уклонение от уплаты налогов преступлением, которое продолжается до тех пор, пока должник окончательно не рассчитается с государством. Т.е. ВС РФ предлагает отменить сроки исковой давности.

    Пленум ВС РФ готовит дополнение к своему предыдущему решению. И я очень надеюсь, что Верховные судьи, услышав тот шум, который они наделали, одумаются, и это Постановление не пройдет.

    В предыдущем постановлении по налоговым преступлениям написано: «Уклонением от уплаты налога следует понимать умышленные деяния, направленные на их неуплату» (ст. 198-199 УК РФ). Эти деяния должны повлечь полное или частичное непоступление налогов в бюджет. А теперь они собираются к этому добавить, что «Преступление следует считать оконченным с момента неуплаты налогов в установленный срок, но такие преступления являются длящимися, поэтому срок давности уголовного преследования по ним исчисляется с фактического прекращения преступной деятельности, т.е. со дня добровольного погашения либо взыскания недоимки».

    Раньше сроки давности длились с окончания налогового периода, в котором налоги не были заплачены. Т.е. если кто-то не заплатил налоги за 2018 год, и срок уплаты закончился, допустим, 25 марта 2019 года, то с 25 марта 2019 года начинает исчисляться срок давности.

    Раньше как было? 2 года прошло и все, ты свободен. А теперь 5-7-10 лет прошло, не важно. Тебя поймали, а ты, чтобы освободиться от уголовной ответственности, внес первую копейку. И только с этого момента стартует срок давности. Но, если мы так будем идти по этому пути, каков смысл тогда в этих сроках давности? Ну, объявите, что их не существует ни по каким преступлениям, связанным с государством.

    С другой стороны, почему только связанным с государством? Давайте так же сделаем: если человек у кого-то что-то украл, сроки давности будем исчислять с того момента, когда человека поймали. Вы скажете, что это бред?

    Или другая ситуация: арендатор задолжал арендодателю денег. Они расторгли договор, но арендатор по-прежнему должен арендодателю. 1-2-3 года, и все, сроки прошли. Давайте и здесь сделаем бесконечным срок давности, пусть он стартует, когда арендатор заплатит первую копейку арендодателю. Чтобы можно было арендатора подтянуть и через 10-15-30 лет. Это поможет, между прочим, рейдерским захватам. Это просто реабилитирует волну рейдерских захватов, поднимет ее на небывало высокие уровни.

    Читайте так же:  Ответственность за оскорбление сотрудника полиции

    Что это означает? Правильно: отмену срока давности, да еще и с обратной силой. Представитель «Пепеляев Групп» объясняет, что последует за новым постановлением по ст. 198 ч. 1 и 199 УК РФ. «Чтобы освободиться от уголовного преследования, надо будет самому заплатить налог, пеню в размере налога и штраф, на который налоговая и не рассчитывала по истечению срока давности по НК, а также потому что выездную проверку за этот период не проводила». Так оно и есть, я полностью согласен с коллегой из «Пепеляев Групп». Налоговики потеряли всякую надежду, все нормально, все сроки прошли, 7-10 лет прошло. Но так как срок давности планируется сделать бесконечным, придут правоохранители и возбудят дело. Чтобы от дел освободиться необходимо заплатить.

    Наступает «золотая эра» для налоговиков и правоохранителей. Если это перейдет из разряда проекта в разряд уже выпущенного постановления Пленума ВС РФ, это внесет хаос во всю судебную систему, во всю применительную практику. Это очень плохой прецедент. Так быть не должно.

    Скажите, пожалуйста, коллеги. А вы верите, что здравый смысл возобладает? Напишите в комментариях. Мне просто интересно понять степень вашей веры или недоверия к государственному институту.

    Жду ваши комментарии, а пока удачи в делах.

    Сроки давности по налоговым правонарушениям

    Налоговое правонарушение – это виновно совершенное противоправное деяние (действие или бездействие) налогоплательщика, налогового агента и иных лиц, за которое Налоговым кодексом РФ установлена ответственность (см. ст. 106 Налогового кодекса РФ) (подробнее о налоговых правонарушениях читайте в статье: «Порядок рассмотрения дел о налоговых правонарушениях»). Налоговым законодательством определены обстоятельства, при которых налогоплательщик не может быть привлечен к ответственности за совершение налогового правонарушения (см. ст. 109 Налогового кодекса РФ).

    Одним из таковых является истечение сроков давности привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения. Данная статья расскажет об особенностях и порядке исчисления срока давности для правонарушений, предусмотренных ст.120 и ст.122 Налогового кодекса РФ (неуплата или неполная уплата налога).

    Продолжительность давностного периода

    Законом установлена стандартная продолжительность этого временного отрезка. Она составляет 3 года с момента совершения или завершения налогового периода. Этот период, как правило, соответствует частоте проводимых налоговых проверок и позволяет обнаружить правонарушения в ходе контрольных мероприятий различных видов.

    Существуют предложения об установлении дифференцированной продолжительности этого временного отрезка. Их авторы приводят такие аргументы, как меньшая тяжесть тех или иных нарушений, процессуальные особенности выявления и другие доводы.

    Не исключено, что в будущем законодатель применит такой подход и ст. 113 НК дополнится новыми правилами, касающимися привлечения к ответственности.

    В завершение еще раз отметим:

    — Срок давности для тех видов платежей, которые необходимо внести в течение определенного времени после завершения налогового периода, начинает течь на следующий день после окончания налогового периода.

    — Исчисление срока может быть приостановлено в том случае, если налогоплательщик активно препятствовал работе налоговой инспекции, осуществляющей в отношении него выездную проверку (например, не допускал их на территорию своей организации, офиса).

    Срок налоговой давности

    Автор: Елькина Наталья Владимировна, налоговый адвокат

    В практике налогового консультирования довольно часто приходится сталкиваться с вопросами налогоплательщиков о сроках давности по налогам, пеням, штрафам (далее– налоги или налоговые долги). В ситуациях, когда налоговые органы доначисляют и взыскивают налоги за давно прошедшие периоды, налогоплательщиков, как правило, интересует установлен ли в законодательстве предельный срок, в течение которого инспекция имеет право взыскать долг с налогоплательщика.

    Как таковые, понятия «срок давности по налогам» или «срок налоговой давности» в Налоговом кодексе РФ (далее – НК) не определены. В НК также не упоминается и срок исковой давности, который знаком нам из норм гражданского законодательства. В тоже время, нормы Гражданского кодекса к налоговым правоотношениям не применяются (п.3 ст. 2 Гражданского кодекса).

    Хотя срок налоговой давности в НК не установлен, из совокупности статей 46-48, 69, 70, 89, 100 НК следует, что налоговые органы все же ограничены в сроках выявления и взыскания налоговых долгов. Это подтверждает и судебная практика.

    Так, согласно п. 37, п.60 Постановления Пленума ВАС РФ №57 Постановления Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 № 57 «О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части первой Налогового кодекса Российской Федерации» пропуск инспекцией сроков выявления долгов, в том числе нарушение инспекцией сроков проведения контрольных мероприятий, а также сроков взыскания налогов — является основанием для отказа судом в иске налогового органа о взыскании долга с налогоплательщика.

    Сумма налогового долга, во взыскании которой судом отказано, должна быть признана безнадежной ко взысканию и списана налоговым органом по этому основанию (пп. 4 п. 1 ст. 59 НК).

    Таким образом, в отсутствие законодательного определения в НК, срок налоговой давности можно определить как установленный в НК период времени для выявления и взыскания налогового долга с налогоплательщика, по истечению которого, налоговый орган теряет возможность долг взыскать.

    Если говорить о длительности срока налоговой давности, то в ст. 46-48, 69, 70, 89, 100 НК определены:

    сроки, для выявления или обнаружения долга налоговым органом: инспекция может проверить период не старше трех лет – п.4 ст. 89 НК; также установлены предельные сроки проведения налоговой проверки – в совокупности не более двенадцати месяцев для выездных налоговых проверок, не более 7 месяцев для камеральных проверок – п.2 ст. 88, п.6 ст.89 НК, ст. 100 НК;

    срок, для направления налогоплательщику требования о добровольной уплате долга: 20 дней с момента вступления в силу решения по налоговой проверке либо три месяца со дня выявления инспекцией налогового долга в результате иных мероприятий налогового контроля – п.1 ст. 70 НК;

    Читайте так же:  Кодекс об административных правонарушениях является

    срок для исполнения налогоплательщиком требования об уплате долга в добровольном порядке: не менее восьми рабочих дней, с момента получения требования налогоплательщиком (п.4 ст. 69 НК);

    срок на судебное взыскание добровольно не погашенного налогоплательщиком долга: шесть месяцев с момента окончания срока на добровольное исполнение требования об уплате налогового долга (при взыскании за счет денежных средств налогоплательщика), либо два года с момента окончания срока на добровольное исполнение требования об уплате налогового долга (при взыскании за счет имущества) – ст. 46-48 НК.

    В совокупности, если сложить все перечисленные сроки на выявление и взыскание долга, срок налоговой давности составит от четырех до шести лет с момента окончания налогового периода, в котором долг образовался.

    Фактическая длительность срока зависит от вида контрольного мероприятия, в ходе которого долг был выявлен (поводилась камеральная/выездная налоговая проверка или иные мероприятия налогового контроля). Также на длительность срока налоговой давности влияет способ взыскания долга с налогоплательщика – взыскивается долг за счет денежных средств либо за счет имущества.

    В настоящее время, в связи с отсутствием в НК прямой и понятной нормы о сроке налоговой давности, суды неоднозначно решают подобные вопросы. В практике судов встречаются решения, где суды не принимают во внимание наличие в НК специальных сроков выявления и взыскания налоговых долгов (по сути норм о сроке давности), но применяют нормы гражданского законодательства о сроках исковой давности либо даже статьи Гражданского кодекса о неосновательном обогащении (см. например: Апелляционное определение Ростовского областного суда от 04.07.2016 по делу № 33а-10966/2016).

    Представляется, что исправить ситуацию помогло бы включение в НК, по аналогии с Гражданским кодексом, отдельной нормы о сроке налоговой давности. Это позволило бы всем участникам налоговых правоотношений, а также судам без труда определять потенциальную безнадежность взыскания конкретного налогового долга.

    В текущей ситуации, при получении требования налогового органа об уплате налога за давно прошедший период, налогоплательщикам можно порекомендовать обязательно проверить соблюдение инспекцией сроков налоговой давности.

    Ориентироваться следует на срок налоговой давности от четырех до шести лет с момента образования налоговой задолженности. Фактическая длительность срока в конкретной ситуации определяется по совокупности сроков, установленных НК для выявления и взыскания налогов (ст. 46-48, 69, 70, 89, 100 НК РФ). Если возможность принудительного взыскания долга утрачена, можно указать на это налоговому органу, предъявившему требование об уплате давнего долга. О пропуске сроков нужно заявить и в суде, если налоговый орган все же решит взыскивать потенциально безнадежный ко взысканию долг.

    Налог на прибыль: налоговые санкции и срок давности привлечения к налоговой ответственности

    Автор: Егорова С. И., эксперт информационно-справочной системы «Аюдар Инфо»

    Каков порядок взыскания налоговой санкции? Как определяется срок давности привлечения к налоговой ответственности? Когда истекает срок давности при занижении облагаемой базы по налогу на прибыль?

    Приостановление срока давности по налоговым правонарушениям

    Течение срока давности привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения может быть приостановлено (см. п. 1.1 ст. 113 Налогового кодекса РФ). Такая приостановка возможна лишь в том случае, если лицо, привлекаемое к ответственности за налоговое правонарушение, активно противодействовало налоговым инспекторам в проведении выездной налоговой проверки, что послужило неустранимым препятствием для ее проведения и определения инспекторами сумм налогов, подлежащих уплате проверяемым налогоплательщиком в бюджет. Течение срока давности привлечения к ответственности за неуплату налогов считается приостановленным со дня составления акта, предусмотренного пунктом 3 статьи 91 Налогового кодекса РФ. В этом случае течение срока давности привлечения к ответственности возобновляется со дня, когда прекратили действие обстоятельства, препятствующие проведению выездной налоговой проверки, и вынесено решение о ее возобновлении.

    Согласно п.2 ст.113 Налогового кодекса РФ «течение срока давности прерывается, если до его истечения лицо совершит новое налоговое правонарушение или иное нарушение законодательства о налогах и сборах. Исчисление срока давности в этом случае начинается со дня совершения нового нарушения законодательства о налогах и сборах либо со следующего дня после окончания налогового периода, в течение которого было совершено новое нарушение законодательства о налогах и сборах». Указанная норма разъясняет, что основанием для перерыва срока давности за совершение налогового правонарушения является совершение любого деяния, нарушающего налоговое законодательство РФ. Причем, это деяние не обязательно должно быть налоговым правонарушением, то есть ответственность за его совершение может быть, и не установлена Налоговым кодексом РФ.

    С какого момента исчисляется срок давности привлечения к ответственности за неуплату или неполную уплату налога (ст. ст. 113, 122 НК РФ)?

    Как уже отмечалось в настоящей статье, согласно пункта 1 статьи 113 Налогового кодекса РФ лицо не может быть привлечено к ответственности за правонарушение, предусмотренное статьями 120 и 122 Налогового кодекса РФ, если со следующего дня после окончания налогового периода, в течение которого было совершено это правонарушение, и до момента вынесения решения о привлечении к ответственности истекли 3 года. Налоговый кодекс РФ четко не разъясняет, что следует считать налоговым периодом, в течение которого было совершено правонарушение, ответственность за которое предусмотрена ст. 122 Налогового кодекса РФ. Официальной позиции по данному вопросу нет.

    Если налоговым периодом по первому виду налога признается один календарный год, следовательно, расчет размера такого платежа должен быть отражен в отчетности, составленной по его итогам. Налоговым периодом по второму виду налога является, в соответствии со ст. 163 Налогового кодекса РФ, квартал, а это значит, что информацию о нем необходимо вносить в квартальную отчетность.

    Так, в качестве примера, если выручка в отчетности налогоплательщика не отражена, но была им получена, скажем, в августе 2017 года, привлечь такого налогоплательщика к ответственности налоговый орган будет вправе:

    • в части уплаты налога на прибыль — с 01.01.2018г. по 31.12.2021г.;
    • в части уплаты НДС — с 01.10.2017г. по 30.09.2020г.

    Поскольку налоговая база и сумма налога рассчитываются после окончания налогового периода, по итогам которого осуществляется уплата, срок давности для привлечения к ответственности по ст. 122 НК РФ за неуплату налога исчисляется со следующего дня после окончания налогового периода, в котором должен был быть уплачен налог. Отметим, что ранее эта точка зрения уже была высказана в Постановлении Президиума ВАС РФ от 27.09.2011г. № 4134/11. Суд указал, что срок исковой давности для привлечения к ответственности за неуплату НДС за июнь со сроком уплаты 20 июля начинает течь с 01 августа.

    Читайте так же:  Приказ о запрете курения в образовательном учреждении

    Привлечение к ответственности за неуплату налога (ст.120, ст.122 НК РФ)

    За неуплату или неполную уплату налога (ст.120 НК РФ), а также за грубое нарушение правил учета доходов, расходов и объектов налогообложения (ст. 122 НК РФ) налогоплательщик может быть привлечен к ответственности.

    На практике зачастую возникает много споров по привлечению к ответственности по указанным статьям НК РФ. Данной ситуации следует учитывать выводы Конституционного Суда РФ в Определении от 18.01.2001г. № 6-О «По запросу Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа о проверке конституционности п.1 и п.3 ст.120 НК РФ и п.1 ст.122 НК РФ». Составы правонарушений, предусмотренных п.1 и п.3 ст.120 НК РФ и п.1 ст.122 НК РФ, не имеют четкого разграничения:

    в п.1 ст.122 НК РФ под неуплатой или неполной уплатой налога помимо занижения налоговой базы и какого-либо неправильного исчисления налога и других неправомерных действий (бездействия) прежде всего, имеется ввиду занижение или сокрытие налогоплательщиком доходов, сокрытие объектов налогообложения, отсутствие учета доходов, расходов и объектов налогообложения, то есть нарушение правил учета доходов и расходов налогооблагаемой базы, ответственность за которое установлена п.1 и 3 ст.120 НК РФ.

    Согласно пп.1 п.1 ст.101 НК РФ привлечение к ответственности за неуплату налога начинается с момента принятия руководителем налогового органа решения (постановления) «О привлечении к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения». Решение о привлечении к ответственности за неуплату налога может быть принято в течение 3-х лет (см. ст.113 НК РФ). Если налоговый орган не вынесет такое решение в установленный законом срок, после истечения этого срока, такое решение исполнению не подлежит, а суд, рассматривающий иск о взыскании санкций по решению, принятому после истечения срока давности, должен отказать налоговому органу в иске.

    Статья 115 Налогового кодекса РФ устанавливает сроки для обращения налоговых органов в суд с иском о взыскании налоговой санкции (штрафа) – он составляет три месяца со дня обнаружения налогового правонарушения и составления соответствующего акта. Таким образом, исковая давность по взысканию санкций (штрафов) за совершение налогового правонарушения составляет 3 месяца.

    Во избежание привлечения к налоговой ответственности и налоговых споров бухгалтеру следует уделять внимание на наличие и оформление оправдательных документов.

    Понятие сроков давности по налоговым правонарушениям (Ст.113 НК РФ)

    Понятие срока давности по налоговым правонарушениям приводится в Налоговом кодексе РФ. Сразу хочется отметить, что не стоит путать срок давности привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения статьи 113 Налогового кодекса РФ со сроком давности взыскания штрафов, установленным статьей 115 Налогового кодекса РФ.

    Итак, что такое срок давности привлечения к ответственности за неуплату налогов? Согласно п. 1 ст. 113 Налогового кодекса РФ лицо не может быть привлечено к ответственности за совершение налогового правонарушения, если до момента вынесения решения о привлечении к ответственности истекли 3 (Три) года (срок давности) начиная со следующего дня после окончания соответствующего налогового периода, в течение которого было совершено правонарушение.

    Исчисление срока давности со дня совершения налогового правонарушения применяется в отношении всех налоговых правонарушений, кроме предусмотренных статьями 120 и 122 Налогового кодекса РФ.

    Важно! В отношении налоговых правонарушений, предусмотренных ст. 120 и 122 Налогового кодекса РФ, исчисление срока давности производится со следующего дня после окончания соответствующего налогового периода (это выдели в песок строку – будет красиво очень)

    Налоговым периодом по налогам признается один календарный год (см. п. 1 ст. 285 Налогового кодекса РФ). Следует помнить, что налоговые периоды по разным налогам неодинаковы (см. п. 1 ст. 55 Налогового кодекса РФ). Соответственно, если в одном месяце, к примеру, произошло нарушение по налогу на прибыль и НДС, то начало течения срока давности в этих двух случаях будет разным. Также необходимо учитывать, что по одному налоговому правонарушению, которое привело к занижению базы по разным налогам, сроки давности также будут исчисляться по-разному.

    Как исчисляется срок давности при занижении базы по налогу на прибыль?

    Неуплата или неполная уплата сумм налога в результате занижения налоговой базы, иного неправильного его исчисления или других неправомерных действий (бездействия) налогоплательщика влечет взыскание штрафа в размере 20% от неуплаченной суммы налога. Эта санкция предусмотрена п. 1 ст. 122 НК РФ.

    Как было указано выше, согласно п. 1 ст. 113 НК РФ срок давности привлечения к ответственности (три года) в отношении налоговых правонарушений, предусмотренных ст. 122 НК РФ, исчисляется со следующего дня после окончания налогового периода, в течение которого было совершено указанное правонарушение, до момента вынесения решения о привлечении к ответственности.

    Толкование этой нормы дано в п. 15 Постановления Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 № 57: поскольку исчисление налоговой базы и суммы налога осуществляется налогоплательщиком после окончания того налогового периода, по итогам которого уплачивается налог, срок давности, определенный ст. 113 НК РФ, исчисляется в таком случае со следующего дня после окончания налогового периода, в течение которого было совершено правонарушение в виде неуплаты или неполной уплаты налога.

    В Письме ФНС России от 22.08.2014 № СА-4-7/16692 отмечено, что правовая позиция, изложенная в п. 15 Постановления № 57, применима в том числе к тем налогам, для которых налоговый период составляет год.

    Организация занизила облагаемую базу по налогу на прибыль за 2018 год. Исчислим срок давности привлечения к налоговой ответственности.

    Ответственность за неуплату или неполную уплату сумм налога в результате занижения налоговой базы предусмотрена п. 1 ст. 122 НК РФ.

    Срок давности привлечения к ответственности (три года) в отношении налоговых правонарушений по ст. 122 НК РФ исчисляется со следующего дня после окончания налогового периода, в течение которого было совершено правонарушение.

    Налоговый период по налогу на прибыль составляет год (п. 1 ст. 285 НК РФ).

    Видео (кликните для воспроизведения).

    Согласно п. 1 ст. 287, п. 4 ст. 289 НК РФ налог на прибыль за 2018 год должен быть уплачен налогоплательщиком не позднее 28.03.2019. Соответственно, налоговый период, в котором проверяемым лицом допущена задолженность по налогу, – 2019 год. Отсчет трехлетнего срока для привлечения к ответственности начнется с 01.01.2020. Срок исковой давности истечет 01.01.2023.

    Источники

    Срок давности по административным правонарушениям налоги
    Оценка 5 проголосовавших: 1

    ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

    Please enter your comment!
    Please enter your name here