Специальный субъект административного правонарушения

Полезное по теме: "Специальный субъект административного правонарушения" от специалистов простым языком. Если необходимо уточнить актуальность на 2020 год, а также задать вопрос, то обращайтесь к дежурному юристу.

Статья 1.3.1. Предметы ведения субъектов Российской Федерации в области законодательства об административных правонарушениях

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 28 декабря 2009 г. N 380-ФЗ глава 1 настоящего Кодекса дополнена статьей 1.3.1, вступающей в силу по истечении 90 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Статья 1.3.1. Предметы ведения субъектов Российской Федерации в области законодательства об административных правонарушениях

ГАРАНТ:

См. комментарии к статье 1.3.1 КоАП РФ

1. К ведению субъектов Российской Федерации в области законодательства об административных правонарушениях относится:

1) установление законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях административной ответственности за нарушение законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, нормативных правовых актов органов местного самоуправления;

2) организация производства по делам об административных правонарушениях, предусмотренных законами субъектов Российской Федерации;

3) определение подведомственности дел об административных правонарушениях, предусмотренных законами субъектов Российской Федерации, в соответствии с частью 2 статьи 22.1 настоящего Кодекса;

4) создание комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав;

5) создание административных комиссий, иных коллегиальных органов в целях привлечения к административной ответственности, предусмотренной законами субъектов Российской Федерации;

6) определение перечня должностных лиц, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных законами субъектов Российской Федерации;

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 14 октября 2014 г. N 307-ФЗ часть 1 статьи 1.3.1 настоящего Кодекса дополнена пунктом 6.1, вступающим в силу по истечении тридцати дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

6.1) определение перечней должностных лиц, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных настоящим Кодексом, в случаях, предусмотренных статьей 28.3 настоящего Кодекса;

7) регулирование законами субъектов Российской Федерации иных вопросов в соответствии с настоящим Кодексом.

КОНСУЛЬТАЦИЯ ЮРИСТА


УЗНАЙТЕ, КАК РЕШИТЬ ИМЕННО ВАШУ ПРОБЛЕМУ — ПОЗВОНИТЕ ПРЯМО СЕЙЧАС

8 800 350 84 37

2. Законами субъектов Российской Федерации органы местного самоуправления могут наделяться отдельными полномочиями субъекта Российской Федерации по решению вопросов, указанных в пунктах 4 — 6 части 1 настоящей статьи, с передачей необходимых для их осуществления материальных и финансовых средств. В случае наделения органа местного самоуправления указанными полномочиями его должностные лица вправе составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных законами субъекта Российской Федерации.

3. В случаях, предусмотренных законами субъектов Российской Федерации, должностные лица органов местного самоуправления вправе составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации, при осуществлении органами местного самоуправления полномочий по контролю (надзору), делегированных Российской Федерацией или субъектами Российской Федерации, а также при осуществлении муниципального контроля.

4. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в пределах компетенции, установленной главой 23 настоящего Кодекса, уполномочены рассматривать дела об административных правонарушениях, предусмотренных настоящим Кодексом.

5. Должностные лица органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в пределах компетенции соответствующего органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации уполномочены составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных настоящим Кодексом, в случаях, указанных в статье 28.3 настоящего Кодекса.

Субъект административного правонарушения: понятия, виды

Субъектом административного правонарушения является лицо, совершившее общественно-опасное деяние, обладающее административной деликтоспособностью, то есть способное нести за это деяние ответственность.

Субъектом АП может быть как индивидуальный субъект, так и юр. лицо.

Индивидуальный субъект административных правонарушений

Индивидуальный субъект – лицо, достигшее 16-летнего возраста, обладающее вменяемостью, то есть способностью осознавать характер своего деяния, его общественную опасность.

Индивидуальные субъекты подразделяются на общие и специальные. К специальным субъектам относятся люди, которые отражают особенности своего труда, службы, имеющие в прошлом противоправное поведение и пр.

Должностное лицо относится ко второй категории субъектов.

Должностное лицо – лицо, которое на постоянной основе, временно или в соответствии с определенными полномочиями осуществляет властные функции, наделено полномочиями распорядительного характера в отношении лиц, которые в служебной зависимости от него не находятся.

Должностное лицо может выполнять административно-хозяйственные, организационно-распорядительные функции в гос. органах, в местных органах, в ВС РФ.

Если АП совершено в связи с выполнением этих функций руководители и другие работники организаций, предприниматели, которые работают без создания юр. лица, несут административную ответственность как должностные лица.

КоАП предусматривает ответственность предпринимателя как юр. лица, если правонарушение подпадает под состав статьи 7.34 гл. 16,18.

Ответственность, которая предусмотрена статьями 15.3-15.9 КоАП и наступающая в отношении должностных лиц, не может быть применена к предпринимателям, работающим без образования юр. лица.

В КоАП существуют статьи, где ответственность предусмотрена только для предпринимателей, осуществляющих свою деятельность без образования юр. лица (ст.15.26).

Юридическое лицо – субъект административных правонарушений

Юридическое лицо – организация, имеющая в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество, отвечающая по своим обязательствам этим имуществом, способная приобретать и осуществлять права и обязанности имущественного и неимущественного характера, быть истцом и ответчиком в суде.

Юр. лица признаются совершившими АП и привлекаются к ответственности в соответствии с КоАП, законами субъектов.

Если в статье КоАП отдельно не оговорено, что данные нормы применяются только к физическому лицу или только к юр. лицу, значит нормы имеют общее действия и могут применяться к организациям, имеющим статус юридического лица в том числе.

При слиянии нескольких юр. лиц к ответственности за совершенное АП привлекается юр. лицо, которое вновь создано.

Если одно юр. лицо присоединяет к себе другое, при совершении АП к ответственности должно быть привлечено лицо, которое присоединило.

Если юр. лицо разделяется на два, в этом случае к ответственности должно быть привлечено то лицо, которое получило права на сделку, в отношении которой совершено АП.

Читайте так же:  Фальсификация административного дела

Если юр.лицо преобразуется из одного вида в другой к ответственности привлекается вновь возникшее юр. лицо.

При реорганизации юр. лица ответственность наступает, если правонарушение совершено до завершения реорганизационных мероприятий.

Состав административного правонарушения

Состав административного правонарушения — это совокупность его главных, определяющих признаков, выделенных административным законодательством как типичные и в то же время достаточные для возложения административной ответственности.

Он включает четыре элемента: субъект, субъективная сторона, объект и объективная сторона. Рассмотрим их по порядку.

1. Субъект — это физическое или юридическое лицо, совершившее административное правонарушение (понятия физического и юридического лица изучены в разделе «Гражданское право»). Субъект может быть общим или специальным.

Общий субъект. В соответствии с п. 2) ст. 24.5 КоАП состав административного правонарушения отсутствует в случаях:

а) недостижения физическим лицом на момент совершения противоправных действий (бездействия) возраста, предусмотренного КоАП РФ для привлечения к административной ответственности (согласно п. 1 ст. 2.3 КоАП — 16 лет);

б) невменяемости физического лица, совершившего противоправные действия (бездействие); в соответствии со ст. 2.8 КоАП лицо считается находившимся в состоянии невменяемости, если оно:

— не могло осознавать фактический характер и противоправность своих действий (бездействия) либо руководить ими (психологический или юридический критерий невменямости);

— вследствие хронического психического расстройства, временного психического расстройства, слабоумия или иного болезненного состояния психики (медицинский или биологический критерий невменяемости).

Таким образом, общим субъектом административного правонарушения физическое лицо будет только при наличии вменяемости и достижении определенного возраста.

Особенностям административной ответственности юридических лиц посвящена ст. 2.10 КоАП.

2. Субъективная сторона — это внутреннее, психическое отношение субъекта к противоправному деянию и его вредным последствиям. Единственный обязательный признак субъективной стороны административного правонарушения — это вина в форме умысла или неосторожности. Формы вины определены в ст. 2.2 КоАП:

1) умышленная — когда лицо сознавало противоправный характер своего деяния, предвидело его вредные последствия и желало либо сознательно их допускало, либо относилось к ним безразлично;

2) неосторожная вина — когда лицо предвидело возможность наступления вредных последствий своего деяния, но без достаточных к тому оснований самонадеянно рассчитывало на предотвращение таких последствий либо не предвидело возможности их наступления, хотя должно было и могло их предвидеть.

Некоторые статьи Особенной части предусматривают только умышленную (например, ст. 7.17, 19.16, 21.7 КоАП) либо только неосторожную (например, ст. 7.26 КоАП) вину. Для большинства административных правонарушений форма вины не указана, т. е. она может быть любой.

Согласно п. 2 ст. 2.1 КоАП для признания виновным юридического лица необходимо установить 2 факта:

а) у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность,

б) им не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Некоторые составы административных правонарушений выделяют и другие признаки субъективной стороны, например, ст. 20.3 КоАП Демонстрирование фашистской атрибутики или символики — цель, которой может быть только пропаганда такой атрибутики или символики.

3. Объект — то, на что посягает нарушитель своим противоправным деянием. Некоторые из глав Особенной части (разд. II КоАП) объединяют составы административных правонарушений по родовому объекту, которым могут быть: права граждан (гл. 5), здоровье, санитарно-эпидемиологическое благополучие населения и общественная нравственность (гл. 6), институты государственной власти (гл. 17), порядок управления (гл. 19), общественный порядок и общественная безопасность (гл. 20 КоАП).

4. Объективная сторона — это внешнее проявление административного правонарушения в объективной действительности. Она включает:

1) само деяние в форме действия (активная форма деяния), бездействия (пассивная форма деяния), либо смешанного бездействия (ненадлежащее исполнение, например, по ст. 15.14 КоАП Нецелевое использование бюджетных средств);

2) вред, причиненный деянием, и причинная связь между деянием и вредом являются квалифицирующими признаками материальных составов административных правонарушений (например, по ст. 14.21 КоАП Ненадлежащее управление юридическим лицом должно быть уменьшение собственного капитала и (или) возникновение убытков);

3) иные признаки объективной стороны предусматриваются отдельными статьями Особенной части (например, место — ст. 20.20 КоАП Распитие алкогольной и спиртсодержащей продукции либо потребление наркотических средств или психотропных веществ в общественных местах).

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Вопрос №56. Субъект административного правонарушения

Способы.

Продолжаемое правонарушение.

Длящиеся правонарушения.

Длящимся правонарушением признается АПН, которое выражается в длительном, непрекращающемся невыполнении или ненадлежащем выполнении предусмотренных законом обязанностей. При этом с практической т.зр. значение имеет не столько фактическое длительное невыполнение, сколько формулировка состава, предусматривает ли она отв-ть за длительное непрекращающееся невыполнение, или состав связан с выявлением конкретного обст-ва, которому могло предшествовать длительное невыполнение.

1 состав – проживание по недействительному паспорту или без паспорта. Все время, пока без паспорта – длящееся правонарушение

2 состав – утрата документа воинского учета. Нет документа, но отв-ть связывается с конкретным обст-вом, т.е. состав длящимся не является.

При этом если для выполнения определенных требований установлен конкретный срок (устранить допущенные нарушения), то неисполнение таких требований никогда не будет длящимся правонарушением.

Длящееся правонарушение для порядка исчисления срока давности привлечения к административной отв-ти.

Прямого закрепления продолжаемого правонарушения нет, но судебная практика фактически признает одним правонарушением совершение тождественным действий, если они охватываются единым умыслом и направлены к единой цели.

Факультативные элементы объективной стороны – время, если оно прямо указано в составе. (Нарушение покоя в ночное время).

В качестве места могут выступать ЗАТО, таможенная граница, в качестве специфического места может выступать общественное место.

Мелкое хищение – путем мошенничества, путем кражи и т.д.

Административное право не знает конструкции покушения на совершение правонарушения. Исключений нет.

Только физические лица. О юридических лицах – позже.

В АП есть 3 группы субъектов:

Общими субъектами являются вменяемые физические лица, достигшие возраста 18 лет. Субъектом является лицо, действием которого совершено противоправное и виновное деяние, возраст, когда он важен, устанавливается на момент совершения. В длящемся правонарушении – на момент его обнаружения. Для материальных составов – на момент наступления последствий.

Читайте так же:  Административными наказаниями признаются

Невменяемость образуют: медицинский – хроническое/временное психическое расстройство и т.д. и юридический, который включает в себя отсутствие интеллектуального и волевого моментов.

Видео (кликните для воспроизведения).

Специальный субъект: конструкция призвана дифференцировать ответственность и индивидуализировать наказание. Закрепление в диспозиции специальных признаков, которыми должен обладать субъект, чтобы быть привлеченным к ответственности означает, что лицо, которое данными признаками не обладает, субъектами данного правонарушения являться не будет. Пример: неисполнение обязанности по применения контрольно-кассовой машины (14.5 КоАП) если кассир поставила за кассу свою дочь. Дочь – не субъект. Предприятие может привлечь к отв-ти кассира за отсутствие. А по 14.5 дочь привлечь нельзя.

Специальные признаки могут содержаться как в диспозиции, так и в санкции статьи:

1. лица, выполняющие профессиональные функции. Продавцы, лица, контролирующие состояние водителей перед выпуском на маршрут, арбитражные управляющие и т.д.

2. лица, которым предоставлено специальное право, разрешение или лицензия. Водители, лица, которые получили лицензию на владение оружием. Совершить АПН может только то лицо, у которого есть спец.право.

3. лица, обладающие специальным статусом: беженцы, переселенцы.

4. должностные лица. Понятие должностного лица – в примечание к ст. 2.4 КоАП. =>

— представители власти, которые обладают исполнительно-распорядительными полномочиями в отношении организационно не подчиненных к ним лиц.

— лица, выполняющие орг-распорядит. или админ.-хоз.функции в предприятии или учреждении.

Организационно-распорядительные – управление людьми и коллективом.

Административно–хозяйственные — по распоряжению имуществом, в т.ч. финансовыми ср-вами. Должностное лицо несет ответственность строго в пределах должностной инструкции. Т.е. всегда можно привлечь директора, если в долж.инструкциях других работников нет соотв. обязанностей.

— ИП. В КоАП ИП несут отв-ть как физ.лица.

5. юридические лица. Если прямо в статье не указан конкретный субъект, то отв-ть может нести любой субъект, и физ. и юр.лицо. Если правонарушение м.б. совершено юр.лицом.

Допускается одновременное привлечение к отв-ти юр.лица и должностного лица. Объективная сторона у каждого будет своя. При неиспользовании ККТ: у физ.лица – не применило, у должностного лица – не проконтролировало, у юр.лица – не предприняло мер для выполнения обязанностей работника.

Если совершение АПН должностным лицом явл-ся следствием решения коллегиального органа юр.лица (Совет Директоров сказал), то при установлении вины д.л.надо установить, предпринимались ли им действия, чтобы обратить внимание коллегиального органа на последствия исполнения его указаний. Если его вины нет – м.б. привлечено к отв-ть только юр.лицо, а д.л. не привлекается.

Привлечение к уголовной отв-ти должностного или физического лица (если наступили предусмотренные УК последствия), есть возможность привлечь к административной отв-ти юр.лица.

Особый субъект. Категория особых субъектов выделяется по признакам, влияющим на размер, вид, и порядок назначения административного наказания.

1. возраст – с 16 до 18. Дела в отношении несовершеннолетних подведомственны КПДН Несовершеннолетнему не м.б. назначено наказание в виде административного ареста. Порядок исполнения штрафа – если нет своих доходов, то взыскивается с родителей или законных представителей.

2. физические недостатки. Инвалидам 1-2 группы не м.б. назначен административный арест, не м.б. лишен правом управления ТС, если оно явл-ся единственным ср-вом передвижения.

3. наличие у женщин детей в возрасте до 14 лет не м.б. назначен административный арест.

4. беременность женщин – нельзя назначить административный арест.

5. наличие статуса депутата, судьи, прокурора, военнослужащего. Отв-ть несут в соотв. с дисциплинарными уставами и кодексами.

6. коренные малочисленные народы севера. Не м.б. применено наказание в виде возмездного изъятия или конфискации орудия правонарушения, если охота или рыболовство явл-ся осн.видом деятельности.

В паспорте у коренных малоч.народов указывается место жительства – ямальская тундра. хД

Дата добавления: 2015-05-10 ; Просмотров: 224 ; Нарушение авторских прав? ;

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

Вопрос 85. Субъект административного правонарушения. Физические и юридические лица. Общий и специальный субъект административного правонарушения.

Субъектом административного правонарушения являются физические и юридические лица. При этом., как уже отмечалось, физические лица подлежат административной ответственности, если они достигли к моменту совершения правонарушения 16-летнего возраста.

Кроме того, субъектом административного правонарушения может быть только вменяемое физическое лицо. Лицо, которое во время совершения противоправных действий (бездействия) находилось в состоянии невменяемости, т. е. не могло осознавать фактический характер и противоправность своих действий (бездействия) либо руководить ими вследствие хронического психического расстройства, временного психического расстройства, слабоумия или иного болезненного состояния психики, не подлежит административной ответственности.

В законодательстве различаются также общие субъекты — любые вменяемые лица, достигшие 16 лет, специальные субъекты — должностные лица, водители, несовершеннолетние и др., а также особые субъекты — военнослужащие и иные лица, на которых распространяется действие дисциплинарных уставов или специальных положений о службе. Для одних из этих категорий субъектов законом установлены дополнительные основания для административной ответственности или ее повышенный размер, для других — ограничение применения мер административной ответственности. Так, согласно ч. 3 ст. 11.14 КоАП РФ за нарушение правил перевозки опасных веществ, крупногабаритных или тяжеловесных грузов на железнодорожном транспорте граждане (общие субъекты) несут ответственность меньшую, чем должностные лица (специальные субъекты). Вместе с тем в соответствии со ст. 2.5 этого Кодекса военнослужащие (особые субъекты) либо не несут административной ответственности на общих основаниях, либо к ним не могут применяться некоторые виды административных наказаний.

Административная ответственность для отдельных видов субъектов

Для отдельных видов субъектов предусмотрена ответственность особого порядка. Например, военные, граждане, призванные на военные сборы, сотрудники полиции, имеющие специальную подготовку, сотрудники уголовно-исполнительной системы и др за совершение административного правонарушения несут дисциплинарную ответственность за исключением нескольких статей в КоАП, которые касаются нарушения требований пожарной безопасности вне места несения военной службы, проведения военных сборов.

Депутаты судьи прокуроры, иностранные граждане, имеющие иммунитет от административной юрисдикции, имеют особые условия привлечения к административной ответственности, которые установлены Конституцией и ФЗ.

Читайте так же:  Административный штраф зачисляется в бюджет

Вопрос 86. Субъективная сторона административного правонарушения.

Субъективная сторона административного правонарушения — это психическое отношение субъекта (физического лица) к противоправному действию или бездействию и его последствиям. Обязательный признак субъективной стороны — вина субъекта административного правонарушения. Вина бывает в двух формах: в форме умысла и в форме неосторожности. Виновность деяния свидетельствует, что оно совершено либо умышленно, либо по неосторожности.

Административное правонарушение признается совершенным умышленно, если лицо, его совершившее, сознавало противоправный характер своего действия (бездействия), предвидело его вредные последствия и желало наступления таких последствий или сознательно их допускало, либо относилось к ним безразлично. В первом случае умысел является прямым — лицо желало наступления вредных последствий. Во втором и третьем случаях умысел — косвенный, так как лицо прямо не желало наступления вредных последствий, но сознательно допускало их наступление либо относилось к этим последствиям безразлично.

Умышленным правонарушением, совершенным с прямым умыслом, считается, например, проезд водителя на запрещающий сигнал светофора, когда он видел этот сигнал, но очень торопился и не стал останавливать транспортное средство. Примером умышленного правонарушения, совершенного с косвенным умыслом, может служить случай, когда водитель не разобрался, какой сигнал светофора горит (положим, из-за яркого солнца, светившего в глаза), и, сознательно допуская, что едет на запрещающий сигнал светофора, или вообще относясь к этому факту безразлично, проехал на красный свет, хотя прямо наступления подобных вредных последствий не желал.

Административное правонарушение признается совершенным по неосторожности, если лицо, его совершившее, предвидело возможность наступления вредных последствий своего действия (бездействия), но без достаточных к тому оснований самонадеянно рассчитывало на предотвращение таких последствий либо не предвидело возможности наступления таких последствий, хотя должно было и могло их предвидеть. В первом случае неосторожность проявляется в форме легкомыслия (самонадеянности), так как лицо предвидело возможность наступления вредных последствий, но самонадеянно рассчитывало их предотвратить; во втором — в форме небрежности.

Случай, когда водитель подъехал к перекрестку на большой скорости, рассчитывая успеть остановить автомобиль при сигнале, запрещающем движение, но не сумел этого сделать и выехал на перекресток на красный свет, является типичным примером неосторожного правонарушения, совершенного по легкомыслию (самонадеянности). Если же, отвлекшись от дороги, водитель проехал на красный свет (хотя не предвидел возможности такой ситуации, ибо не знал участка дороги, не знал, что там установлен светофор), то он совершил неосторожное правонарушение в форме небрежности. Водитель должен был и мог предвидеть вредные последствия своей невнимательности и не имел права притуплять внимание.

Неосторожную вину необходимо отличать от невиновного причинения вреда, т. е. казуса — случая, при котором административная ответственность лица не наступает. В таких случаях лицо либо не должно было или не могло предвидеть общественно опасные, вредные последствия своего действия или бездействия, либо не было способно управлять своим поведением в силу чрезвычайных обстоятельств. Так, из практики выяснения причин проезда водителей на красный сигнал светофора, совершения ими соответствующих дорожно-транспортных происшествий известны случаи, когда у водителей, ранее не подозревавших о своем заболевании, перед перекрестком внезапно происходил инфаркт, появлялись судороги ног, они теряли сознание и др., и водители не были способны управлять транспортным средством.

Юридическое лицо, согласно ст. 2.1 КоАП РФ, признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта РФ предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

В статьях КоАП РФ и в законах субъектов РФ, устанавливающих административную ответственность, форма вины чаще всего не обозначается. По данным статьям административная ответственность наступает вне зависимости от формы вины. Например, не важно, умышленно нарушил водитель требование дорожного знака или по неосторожности, допустим, не заметил данного знака (ст. 12.16 КоАП РФ).

В ряде случаев, хотя форма вины не установлена законодателем прямо, она косвенно ясна из самого характера деяния. Например, ч. 3 ст. 11.17 КоАП РФ предусматривает ответственность за курение в вагонах (в том числе в тамбурах) пригородного поезда. Понятно, что такое действие может быть совершено только умышленно. Однако иногда формулировка состава административного правонарушения прямо говорит, что оно может быть совершено только в форме умысла или только в форме неосторожности. Например, ст. 19.2 КоАП РФ предусматривает ответственность лишь за умышленное повреждение или срыв печати (пломбы), а согласно ст. 7.26 этого Кодекса установлена санкция за утрату материалов и данных государственного картографо-геодезического фонда Российской Федерации в результате их небрежного хранения пользователем. Очевидно, что такое правонарушение может быть только неосторожным, совершенным в форме небрежности.

Отдельные составы административного правонарушения предусматривают и такие факультативные признаки субъективной стороны состава, как мотив и цель. Например, ст. 20.3 КоАП РФ устанавливает ответственность за демонстрацию фашистской атрибутики или символики в целях пропаганды такой атрибутики или символики. Отсутствие указанной цели исключает возможность квалификации деяния в качестве административного правонарушения, предусмотренного данной статьей. И наоборот, ст. 6.8 КоАП РФ предусматривает ответственность за незаконное приобретение либо хранение без цели сбыта наркотических средств или психотропных веществ, а также оборот их аналогов. Если деяние совершено именно с этой целью, возможность его квалификации по данной статьей исключается. Еще раз подчеркнем, что только при наличии всех предусмотренных законом признаков состава административного правонарушения лицо, его совершившее, может быть привлечено к административной ответственности.

Вопрос 85. Субъект административного правонарушения. Физические и юридические лица. Общий и специальный субъект административного правонарушения.

Субъектом административного правонарушения являются физические и юридические лица. При этом., как уже отмечалось, физические лица подлежат административной ответственности, если они достигли к моменту совершения правонарушения 16-летнего возраста.

Кроме того, субъектом административного правонарушения может быть только вменяемое физическое лицо. Лицо, которое во время совершения противоправных действий (бездействия) находилось в состоянии невменяемости, т. е. не могло осознавать фактический характер и противоправность своих действий (бездействия) либо руководить ими вследствие хронического психического расстройства, временного психического расстройства, слабоумия или иного болезненного состояния психики, не подлежит административной ответственности.

Читайте так же:  Срок давности ответственности за административное правонарушение

В законодательстве различаются также общие субъекты — любые вменяемые лица, достигшие 16 лет, специальные субъекты — должностные лица, водители, несовершеннолетние и др., а также особые субъекты — военнослужащие и иные лица, на которых распространяется действие дисциплинарных уставов или специальных положений о службе. Для одних из этих категорий субъектов законом установлены дополнительные основания для административной ответственности или ее повышенный размер, для других — ограничение применения мер административной ответственности. Так, согласно ч. 3 ст. 11.14 КоАП РФ за нарушение правил перевозки опасных веществ, крупногабаритных или тяжеловесных грузов на железнодорожном транспорте граждане (общие субъекты) несут ответственность меньшую, чем должностные лица (специальные субъекты). Вместе с тем в соответствии со ст. 2.5 этого Кодекса военнослужащие (особые субъекты) либо не несут административной ответственности на общих основаниях, либо к ним не могут применяться некоторые виды административных наказаний.

Вопрос 86. Субъективная сторона административного правонарушения.

Субъективная сторона административного правонарушения — это психическое отношение субъекта (физического лица) к противоправному действию или бездействию и его последствиям. Обязательный признак субъективной стороны — вина субъекта административного правонарушения. Вина бывает в двух формах: в форме умысла и в форме неосторожности. Виновность деяния свидетельствует, что оно совершено либо умышленно, либо по неосторожности.

Административное правонарушение признается совершенным умышленно, если лицо, его совершившее, сознавало противоправный характер своего действия (бездействия), предвидело его вредные последствия и желало наступления таких последствий или сознательно их допускало, либо относилось к ним безразлично. В первом случае умысел является прямым — лицо желало наступления вредных последствий. Во втором и третьем случаях умысел — косвенный, так как лицо прямо не желало наступления вредных последствий, но сознательно допускало их наступление либо относилось к этим последствиям безразлично.

Умышленным правонарушением, совершенным с прямым умыслом, считается, например, проезд водителя на запрещающий сигнал светофора, когда он видел этот сигнал, но очень торопился и не стал останавливать транспортное средство. Примером умышленного правонарушения, совершенного с косвенным умыслом, может служить случай, когда водитель не разобрался, какой сигнал светофора горит (положим, из-за яркого солнца, светившего в глаза), и, сознательно допуская, что едет на запрещающий сигнал светофора, или вообще относясь к этому факту безразлично, проехал на красный свет, хотя прямо наступления подобных вредных последствий не желал.

Административное правонарушение признается совершенным по неосторожности, если лицо, его совершившее, предвидело возможность наступления вредных последствий своего действия (бездействия), но без достаточных к тому оснований самонадеянно рассчитывало на предотвращение таких последствий либо не предвидело возможности наступления таких последствий, хотя должно было и могло их предвидеть. В первом случае неосторожность проявляется в форме легкомыслия (самонадеянности), так как лицо предвидело возможность наступления вредных последствий, но самонадеянно рассчитывало их предотвратить; во втором — в форме небрежности.

Случай, когда водитель подъехал к перекрестку на большой скорости, рассчитывая успеть остановить автомобиль при сигнале, запрещающем движение, но не сумел этого сделать и выехал на перекресток на красный свет, является типичным примером неосторожного правонарушения, совершенного по легкомыслию (самонадеянности). Если же, отвлекшись от дороги, водитель проехал на красный свет (хотя не предвидел возможности такой ситуации, ибо не знал участка дороги, не знал, что там установлен светофор), то он совершил неосторожное правонарушение в форме небрежности. Водитель должен был и мог предвидеть вредные последствия своей невнимательности и не имел права притуплять внимание.

Неосторожную вину необходимо отличать от невиновного причинения вреда, т. е. казуса — случая, при котором административная ответственность лица не наступает. В таких случаях лицо либо не должно было или не могло предвидеть общественно опасные, вредные последствия своего действия или бездействия, либо не было способно управлять своим поведением в силу чрезвычайных обстоятельств. Так, из практики выяснения причин проезда водителей на красный сигнал светофора, совершения ими соответствующих дорожно-транспортных происшествий известны случаи, когда у водителей, ранее не подозревавших о своем заболевании, перед перекрестком внезапно происходил инфаркт, появлялись судороги ног, они теряли сознание и др., и водители не были способны управлять транспортным средством.

Юридическое лицо, согласно ст. 2.1 КоАП РФ, признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта РФ предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

В статьях КоАП РФ и в законах субъектов РФ, устанавливающих административную ответственность, форма вины чаще всего не обозначается. По данным статьям административная ответственность наступает вне зависимости от формы вины. Например, не важно, умышленно нарушил водитель требование дорожного знака или по неосторожности, допустим, не заметил данного знака (ст. 12.16 КоАП РФ).

В ряде случаев, хотя форма вины не установлена законодателем прямо, она косвенно ясна из самого характера деяния. Например, ч. 3 ст. 11.17 КоАП РФ предусматривает ответственность за курение в вагонах (в том числе в тамбурах) пригородного поезда. Понятно, что такое действие может быть совершено только умышленно. Однако иногда формулировка состава административного правонарушения прямо говорит, что оно может быть совершено только в форме умысла или только в форме неосторожности. Например, ст. 19.2 КоАП РФ предусматривает ответственность лишь за умышленное повреждение или срыв печати (пломбы), а согласно ст. 7.26 этого Кодекса установлена санкция за утрату материалов и данных государственного картографо-геодезического фонда Российской Федерации в результате их небрежного хранения пользователем. Очевидно, что такое правонарушение может быть только неосторожным, совершенным в форме небрежности.

Читайте так же:  Права адвоката потерпевшего

Отдельные составы административного правонарушения предусматривают и такие факультативные признаки субъективной стороны состава, как мотив и цель. Например, ст. 20.3 КоАП РФ устанавливает ответственность за демонстрацию фашистской атрибутики или символики в целях пропаганды такой атрибутики или символики. Отсутствие указанной цели исключает возможность квалификации деяния в качестве административного правонарушения, предусмотренного данной статьей. И наоборот, ст. 6.8 КоАП РФ предусматривает ответственность за незаконное приобретение либо хранение без цели сбыта наркотических средств или психотропных веществ, а также оборот их аналогов. Если деяние совершено именно с этой целью, возможность его квалификации по данной статьей исключается. Еще раз подчеркнем, что только при наличии всех предусмотренных законом признаков состава административного правонарушения лицо, его совершившее, может быть привлечено к административной ответственности.

Субъекты административного правонарушения

Субъектом административного правонарушения признается лицо, совершившее общественно опасное деяние и способное нести административную ответственность (обладающее административной деликто-способностью).

По действующему законодательству субъектами административных правонарушений признаются индивидуальные субъекты и юридические лица.

Индивидуальные субъекты – физические лица, достигшие 16-летнего возраста и обладающие вменяемостью.

Вменяемость – способность физического лица, достигшего 16-летнего возраста, осознавать фактический характер своего деяния, его общественную опасность и руководить им.

Индивидуальные субъекты административных правонарушений делятся на общие (достигшие 16-летнего возраста, вменяемые) и специальные (отражающие особенности трудового, служебного положения; прошлое противоправное поведение, иные особенности правового статуса граждан).

Одним из специальных субъектов выступают должностные лица. В соответствии с примечанием к ст. 2.4 КоАП под должностным лицом следует понимать лицо, постоянно, временно или в соответствии со специальными полномочиями осуществляющее функции представителя власти, т. е. наделенное в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся в служебной зависимости от него, а равно лицо, выполняющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных организациях, а также в Вооруженных Силах РФ, других войсках и воинских формированиях Российской Федерации. Совершившие административные правонарушения в связи с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций руководители и другие работники иных организаций, а также лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, несут административную ответственность как должностные лица, если законом не установлено иное.

Законодательством установлены особенности ответственности для отдельных видов субъектов. Так, за исключением отдельных правонарушений военнослужащие, граждане, призванные на военные сборы, и имеющие специальные звания сотрудники органов внутренних дел, органов и учреждений уголовно-исполнительной системы, Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органов в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ, регламентирующими прохождение военной службы (службы) указанными лицами и их статус, несут дисциплинарную ответственность. Исключение составляют административные правонарушения, предусмотренные ст. 5.1 – 5.26, 5.45 – 5.52, 5.56, 6.3, главой 8, ст. 11.16 (в части нарушения правил пожарной безопасности вне места военной службы (службы) или прохождения военных сборов), главами 12, 15 и 16, ст. 17.7, ст. 18.1 – 18.4 и ст. 20.4 (в части нарушения требований пожарной безопасности вне места военной службы (службы) или прохождения военных сборов) КоАП.

Особые условия привлечения к административной ответственности должностных лиц, выполняющих определенные государственные функции (депутатов, судей, прокуроров и иных лиц), устанавливаются Конституцией и федеральными законами.

Юридические лица – организации, которые имеют в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество и отвечают по своим обязательствам этим имуществом, могут от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, обязанности, быть истцом или ответчиком в суде.

16.6. Субъективная сторона административного правонарушения

Субъективная сторона административного правонарушения это психическая сфера деятельности лица, совершившего административное правонарушение в связи с совершением им общественно опасного деяния.

Элементы субъективной стороны административного правонарушения могут быть обязательными (вина) или факультативными (мотив, цель).

Вина – это сознательное, волевое отношение субъекта к совершенному им общественно опасному деянию и к наступившим последствиям, выраженное в форме умысла или неосторожности.

Деление вины на умышленную и неосторожную в административном праве применяется только в отношении юридических лиц.

Умышленная вина (лицо, совершившее административное правонарушение, сознавало противоправный характер своего действия (бездействия), предвидело его вредные последствия или сознательно их допускало либо относилось к ним безразлично).

Неосторожная вина (лицо, совершившее административное правонарушение, предвидело возможность наступления вредных последствий своего действия (бездействия), но без достаточных к тому оснований самонадеянно рассчитывало на предотвращение таких последствий либо не предвидело возможности наступления таких последствий, хотя должно было и могло их предвидеть).

Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП или законами субъекта РФ предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению. Назначение административного наказания юридическому лицу не освобождает от административной ответственности за данное правонарушение виновное физическое лицо, равно как и привлечение к административной или уголовной ответственности физического лица не освобождает от административной ответственности за данное правонарушение юридическое лицо.

Цель – предполагаемый результат, к которому стремится виновный; желаемые последствия, которые должны наступить в результате совершения административных правонарушений.

Мотив – осознаваемая причина, побуждающая виновного к совершению правонарушения, связанная с удовлетворением его потребностей.

Цели и мотивы могут выступать в качестве обязательного признака основного состава правонарушения, квалифицированного признака отдельных составов правонарушений, обязательств, отягчающих или смягчающих административную ответственность.

Цели и мотивы правонарушений подлежат:

• доказыванию по делу об административном правонарушении;

• учету при определении меры и вида административной ответственности;

Видео (кликните для воспроизведения).

• анализу при изучении причин совершения правонарушения.

Источники

Специальный субъект административного правонарушения
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here