Совокупность административных правонарушений

Полезное по теме: "Совокупность административных правонарушений" от специалистов простым языком. Если необходимо уточнить актуальность на 2020 год, а также задать вопрос, то обращайтесь к дежурному юристу.

Статья 4.4. Назначение административных наказаний за совершение нескольких административных правонарушений

СТ 4.4 КоАП РФ

1. При совершении лицом двух и более административных правонарушений административное наказание назначается за каждое совершенное административное правонарушение.

2. При совершении лицом одного действия (бездействия), содержащего составы административных правонарушений, ответственность за которые предусмотрена двумя и более статьями (частями статей) настоящего Кодекса и рассмотрение дел о которых подведомственно одному и тому же судье, органу, должностному лицу, административное наказание назначается в пределах санкции, предусматривающей назначение лицу, совершившему указанное действие (бездействие), более строгого административного наказания.

3. В случае, предусмотренном частью 2 настоящей статьи, административное наказание назначается:

1) в пределах санкции, не предусматривающей назначение административного наказания в виде предупреждения, если одной из указанных санкций предусматривается назначение административного наказания в виде предупреждения;

2) в пределах санкции, при применении которой может быть назначен наибольший административный штраф в денежном выражении, если указанными санкциями предусматривается назначение административного наказания в виде административного штрафа.

4. При назначении административного наказания в соответствии с частями 2 и 3 настоящей статьи могут быть назначены дополнительные административные наказания, предусмотренные каждой из соответствующих санкций.

Комментарий к Ст. 4.4 Кодекса об Административных Правонарушениях РФ

1. Правила назначения административных наказаний за совершение нескольких административных правонарушений применяются только в том случае, когда:

— лицо совершило два или более административных правонарушений;

— каждое из совершенных административных правонарушений квалифицируется по отдельной статье Особенной части КоАП РФ или закона субъекта РФ об административных правонарушениях;

— ни за одно из совершенных административных правонарушений лицо не подвергалось административному наказанию;

— по каждому из совершенных административных правонарушений не истекли сроки давности привлечения к административной ответственности, предусмотренные ст. 4.5 КоАП РФ (см. комментарий к ст. 4.5 КоАП РФ).

2. Совершение одним лицом нескольких административных правонарушений охватывается понятием множественности правонарушений.

Множественность административных правонарушений образует две формы: повторность и совокупность.

Повторность совершения однородного административного правонарушения превращает простой вид административного правонарушения в квалифицированный и относится к обстоятельствам, отягчающим административную ответственность (см. комментарий к ст. 4.3 КоАП РФ).

Совокупность административных правонарушений означает совершение лицом двух или более административных правонарушений, ни за одно из которых лицу не было назначено административное наказание. Совокупность административных правонарушений может быть идеальной и реальной.

3. Идеальная совокупность представляет собой одно действие (бездействие), содержащее признаки административных правонарушений, предусмотренных двумя или более статьями (частями статей). Например, управление транспортным средством, не зарегистрированным в установленном порядке, водителем, находящимся в состоянии опьянения, содержит признаки административных правонарушений, предусмотренных одновременно ст. 12.1 и ч. 1 ст. 12.8 КоАП РФ.

В тех случаях, когда административное правонарушение предусмотрено общей и специальной нормами, совокупность административных правонарушений отсутствует и административная ответственность наступает по специальной норме. Например, в действиях, связанных с размещением рекламодателем, рекламопроизводителем или рекламораспространителем незаконной рекламы наркотических средств, психотропных веществ или их прекурсоров, содержатся признаки административных правонарушений, предусмотренных двумя статьями КоАП РФ (ст. 6.13 «Пропаганда наркотических средств, психотропных веществ или их прекурсоров, растений, содержащих наркотические средства или психотропные вещества либо их прекурсоры, и их частей, содержащих наркотические средства или психотропные вещества либо их прекурсоры» и ст. 14.3 «Нарушение законодательства о рекламе»), однако административное наказание должно быть назначено по ст. 6.13 КоАП РФ.

4. При реальной совокупности каждое из административных правонарушений совершается отдельным действием (бездействием). Например, проживание гражданина РФ без удостоверения личности гражданина (паспорта) и предоставление ложных сведений для получения удостоверения личности гражданина (паспорта) либо других документов, удостоверяющих личность или гражданство (действие), предусматривают административную ответственность соответственно по ч. 1 ст. 19.15 и ст. 19.18 КоАП РФ.

5. При реальной совокупности, т.е. при совершении двух или более административных правонарушений, каждое из которых совершается отдельным действием (бездействием), административное наказание назначается за каждое совершенное административное правонарушение.

6. При идеальной совокупности, т.е. при совершении лицом одного действия (бездействия), содержащего составы административных правонарушений, ответственность за которые предусмотрена двумя и более статьями (частями статей) КоАП РФ и рассмотрение дел о которых подведомственно одному и тому же судье, органу, должностному лицу, административное наказание назначается в пределах санкции той статьи, которой предусмотрено более строгое административное наказание.

При этом при решении вопроса о назначении административного наказания надлежит руководствоваться двумя правилами:

1) если санкцией одной статьи предусмотрена возможность назначения административного наказания в виде предупреждения, а санкцией другой статьи такая возможность не предусмотрена, то административное наказание назначается в пределах санкции, не предусматривающей назначение административного наказания в виде предупреждения;

2) если санкции двух или более статей предусматривают возможность назначения административного штрафа, административное наказание назначается в пределах санкции той статьи, которой предусмотрен наибольший размер административного штрафа, исчисляемый в денежном выражении.

7. Правило, предусмотренное ч. 2 комментируемой статьи, не распространяется на порядок назначения дополнительных административных наказаний.

При назначении административного наказания за совершение лицом нескольких административных правонарушений, образуемых путем одного действия (бездействия), рассмотрение дел о которых подведомственно одному и тому же судье, органу, должностному лицу, наряду с одним основным административным наказанием могут быть назначены дополнительные административные наказания, предусмотренные каждой из соответствующих санкций.

Комментарии к СТ 4.4 КоАП РФ

Статья 4.4 КоАП РФ. Назначение административных наказаний за совершение нескольких административных правонарушений

Комментарий к статье 4.4 КоАП РФ:

1. Статья предусматривает два порядка назначения административного наказания в зависимости от того, какую совокупность составляют совершенные административные правонарушения — реальную или идеальную.

2. Реальная совокупность представляет собой совершение двух или более административных правонарушений, ни за одно из которых лицо не подвергалось административному наказанию. В соответствии с комментируемой статьей в таких случаях административное наказание назначается за каждое совершенное правонарушение (ч. 1). Назначение административных наказаний за совершение нескольких административных правонарушений производится при наличии следующих общих условий:

а) совершение лицом двух или более административных правонарушений;

б) каждое из совершенных административных правонарушений квалифицируется по отдельной статье (части статьи) Особенной части комментируемого Кодекса или закона субъекта РФ об административных правонарушениях;

в) по каждому правонарушению не истекли сроки давности привлечения к административной ответственности (см. комментарий к ст. 4.5);

г) ни за одно из них лицо не подвергалось административному наказанию.

Читайте так же:  Прекращение производства по административному правонарушению

3. При назначении административного наказания по реальной совокупности административных правонарушений, прежде всего, следует выяснить, является ли содеянное одним правонарушением либо имеет место несколько самостоятельных административных правонарушений. Признаком реальной совокупности является совершение административных правонарушений различными действиями (актами бездействия). При этом важно установить, образуют ли ряд последовательных противоправных действий отдельные составы административных правонарушений или они составляют единое продолжаемое или длящееся правонарушение, либо налицо повторность однородного правонарушения. Поэтому реальную совокупность следует отличать от повторности, от продолжаемых или длящихся административных правонарушений.

4. Повторность — это совершение лицом двух или более административных правонарушений, превращающих простой вид данного правонарушения в квалифицированный, за совершение которого может быть установлена повышенная административная ответственность.

5. Продолжаемое административное правонарушение состоит из ряда сходных по их направленности и содержанию действий, которые в совокупности образуют единое правонарушение. К продолжаемым административным правонарушениям относится, например, нарушение правил пользования топливом и энергией (ст. 9.11).

6. Длящееся правонарушение выражается в длительном невыполнении обязанностей, за несоблюдение которых установлена административная ответственность. Например, уклонение от исполнения требований к обеспечению условий для доступа инвалидов к объектам инженерной, транспортной и социальной структур (ст. 9.13 Кодекса).

7. По правилам ч. 1 комментируемой статьи назначаются административные наказания за совокупность административных правонарушений, по каждому из которых не истекли сроки давности привлечения к административной ответственности, установленные ст. 4.5 Кодекса (см. комментарий к этой статье). Необходимо также выяснить, не подвергалось ли лицо административному наказанию за одно из совершенных правонарушений.

8. В отличие от уголовного законодательства Кодекс не предусматривает возможности сложения административных наказаний (полного или частичного), назначенных за совершение нескольких административных правонарушений. Административное наказание согласно ч. 1 комментируемой статьи назначается за каждое правонарушение в отдельности.

9. Иной порядок назначения административных наказаний установлен ч. 2 ст. 4.4 Кодекса. Он связывается с двумя условиями:

а) наличие идеальной совокупности административных правонарушений, т.е. совершением лицом одного действия (бездействия), содержащего составы административных правонарушений, ответственность за которые предусмотрена двумя или более статьями Кодекса;

б) рассмотрение дел о совершенных правонарушениях подведомственно одному и тому же судье, органу, должностному лицу.

10. В соответствии с ч. 2 комментируемой статьи административное наказание назначается в пределах санкции, предусматривающей назначение лицу, совершившему указанное действие (бездействие), более строгого административного наказания. Закон содержит уточнение данного правила применительно к отдельным видам административных наказаний (ч. 3 комментируемой статьи). Во-первых, исключается возможность назначения административного наказания в виде предупреждения. Наказание назначается в пределах санкции, не предусматривающей назначение административного наказания в виде предупреждения, если одной из санкций предусматривается назначение административного наказания в виде предупреждения. Во-вторых, при наличии штрафных санкций избирается та, которая предусматривает наибольший размер административного штрафа в денежном выражении.

11. При назначении административного наказания в соответствии с ч. ч. 2 и 3 комментируемой статьи могут быть назначены дополнительные административные наказания, предусмотренные каждой из соответствующих санкций статей, по которым квалифицируется содеянное.

Статья 4.4 КоАП РФ. Назначение административных наказаний за совершение нескольких административных правонарушений

Новая редакция Ст. 4.4 КоАП РФ

1. При совершении лицом двух и более административных правонарушений административное наказание назначается за каждое совершенное административное правонарушение.

2. При совершении лицом одного действия (бездействия), содержащего составы административных правонарушений, ответственность за которые предусмотрена двумя и более статьями (частями статей) настоящего Кодекса и рассмотрение дел о которых подведомственно одному и тому же судье, органу, должностному лицу, административное наказание назначается в пределах санкции, предусматривающей назначение лицу, совершившему указанное действие (бездействие), более строгого административного наказания.

3. В случае, предусмотренном частью 2 настоящей статьи, административное наказание назначается:

1) в пределах санкции, не предусматривающей назначение административного наказания в виде предупреждения, если одной из указанных санкций предусматривается назначение административного наказания в виде предупреждения;

2) в пределах санкции, при применении которой может быть назначен наибольший административный штраф в денежном выражении, если указанными санкциями предусматривается назначение административного наказания в виде административного штрафа.

4. При назначении административного наказания в соответствии с частями 2 и 3 настоящей статьи могут быть назначены дополнительные административные наказания, предусмотренные каждой из соответствующих санкций.

Комментарий к Статье 4.4 КоАП РФ

1. По правилам статьи 4.4 КоАП при совершении нескольких самостоятельных административных правонарушений административное наказание назначается за каждое в отдельности, если же совершено несколько административных правонарушений, дела о которых рассматриваются одним и тем же органом, должностным лицом, наказание назначается в пределах только одной санкции.

При назначении административного наказания за каждое совершенное лицом правонарушение необходимо руководствоваться сроками давности привлечения к административной ответственности, где при истечении указанных сроков исключается возможность назначения административного наказания (см. комментарий к статье 4.5 КоАП).

Необходимо обратить внимание на четкое разграничение определений продолжаемого, длящегося и повторно совершенного административного правонарушения (см. комментарии к статьям 4.3, 4.5 КоАП).

2. Назначение административных наказаний осуществляется с учетом сопоставимости санкции и предусмотренных возможностей назначения наказаний одного вида, предупреждений или денежных взысканий в виде административного штрафа.

3. При этом учитываются положения о применении основных и дополнительных видов административных наказаний (см. комментарий к ст. 3.3 КоАП).

Другой комментарий к Ст. 4.4 Кодекса Российской Федерации об Административных Правонарушениях

1. В данной статье закреплен один из основополагающих принципов назначения административных наказаний за совершение нескольких административных правонарушений (совокупность правонарушений).

3. Следует заметить, что данное правило распространяется на назначение как основных, так и дополнительных наказаний. Если нормами Особенной части за любое из совершенных правонарушений предусмотрено дополнительное наказание, в этом случае к основному наказанию может быть присоединено одно из дополнительных наказаний.

4. При назначении административного наказания по совокупности правонарушений следует отличать их от правонарушений, совершенных повторно (неоднократно). Такие административные правонарушения являются сложными по юридической конструкции состава, но всегда единичными в отличие от совокупности, когда лицо совершает несколько административных правонарушений.

Повторность в качестве квалифицирующего признака закрепляется в диспозиции конкретных юридических составов Особенной части КоАП РФ. Однако законодатель не формулирует понятие повторности, что является существенным пробелом.

Анализ административных правонарушений приводит к следующим выводам.

Повторность (неоднократность) характеризуется совершением двух и более однородных административных правонарушений, за которые лицо ранее привлекалось к административной ответственности, но при этом срок, в течение которого лицо считается подвергнутым административному наказанию, не истек. Как видно, для повторных (неоднократных) административных правонарушений характерна их однородность.

Однородность означает, что вновь совершенное правонарушение и прежнее правонарушение предусмотрены одной и той же статьей или частью статьи, а следовательно, им присущи одинаковые или сходные непосредственные объекты административного правонарушения, мотивы и условия их совершения. Если за ранее совершенное административное правонарушение лицо было освобождено от административной ответственности, вновь совершенное однородное правонарушение нельзя признавать повторным.

Читайте так же:  Административная комиссия нарушение тишины

Совокупность административных правонарушений

Совокупность административных правонарушений это совершение одним лицо двух и более административных правонарушений (причем как однородных, так и нет) до привлечения его за это к административной ответственности. При этом в отличие от уголовного законодательства законодательство об административной ответственности не предусматривает за это возможности сложения соответствующих наказаний. Исключение составляют лишь случаи, когда лицо совершило несколько административных правонарушений, дела о которых рассматриваются одним и тем же органом или должностным лицом, когда наказание назначается в пределах только одной санкции, предусматривающей более строгое административное наказание.

Административно-процессуальное право: словарь терминов и понятий . В. В. Степанюк . 2010 .

Смотреть что такое «Совокупность административных правонарушений» в других словарях:

Полномочия войск и органов ПС РФ — совокупность официальных прав и обязанностей, делегированных им государством для осуществления деятельности по защите и охране ГГ РФ, охране внутренних морских вод, территориального моря, исключительной экономической зоны, континентального шельфа … Пограничный словарь

Деятельность противоправная в пограничном пространстве РФ — совокупность разведывательно подрывной деятельности иностранных спецслужб и организаций против России, осуществляемой через ГГ (с нарушением режима ГГ) и (или) в отношении объектов на приграничной территории РФ; преступлений и административных… … Пограничный словарь

Уголовное право — Особенности, характерные для уголовного права Российской Федерации, рассматриваются в статье Уголовное право России Уголовное право это отрасль права, регулирующая общественные отношения, связанные с совершением преступных деяний,… … Википедия

Милиция — У этого термина существуют и другие значения, см. Милиция (значения). Милиция (от лат. militia − «войско») название органов правопорядка (эквивалент полиции) в России (в т. ч., в Советской России, СССР, а потом и в Российской… … Википедия

Милиция (служба) — Запрос «Милиция» перенаправляется сюда; см. также другие значения. Бойцы украинского спецподразделения милиции «Беркут» во время футбольного матча Милиция (от лат … Википедия

Правовое регулирование — Не следует путать с Социальным регулированием. Правовое регулирование процесс целенаправленного воздействия государства на общественные отношения при помощи специальных юридических средств и методов, которые направлены на их стабилизацию и… … Википедия

Юридическое лицо — (Legal entity) Понятие и признаки юридического лица, виды юридических лиц Понятие и признаки юридического лица, виды юридических лиц, регистрация юридического лица Содержание Содержание . Теория возникновения . Понятие и признаки юрлица. Виды… … Энциклопедия инвестора

Объективная сторона преступления — это один из элементов состава преступления, включающий в себя признаки, характеризующие внешнее проявление преступления в реальной действительности, доступное для наблюдения и изучения. Объективная сторона преступления может также определяться… … Википедия

Место совершения преступления — Объективная сторона преступления это один из элементов состава преступления, включающий в себя признаки, характеризующие внешнее проявление преступления в реальной действительности, доступное для наблюдения и изучения. Объективная сторона… … Википедия

Обстановка совершения преступления — Объективная сторона преступления это один из элементов состава преступления, включающий в себя признаки, характеризующие внешнее проявление преступления в реальной действительности, доступное для наблюдения и изучения. Объективная сторона… … Википедия

Особенности назначения административного наказания по совокупности совершенных административных проступков

Кодексом об административных правонарушениях РФ, в отличие от уголовного законодательства, не предусмотрена возможность сложения административных наказаний (полного или частичного). Наказание назначается за каждое правонарушение в отдельности. Однако ч. 2 ст. 4.4 Кодекса допускает назначение наказания в пределах одной санкции более строгого административного наказания при совершении лицом одного действия (бездействия), содержащего составы административных правонарушений.

Вышеназванная статья 4.4 предусматривает два порядка назначения административного наказания в зависимости от совокупности совершенных административных правонарушений – реальной или идеальной. Реальная совокупность заключается в совершении двух или более административных правонарушений, не за одно из которых лицо не подвергалось административному наказанию. Признаком реальной совокупности является совершение административных правонарушений различными действиями (бездействиями). При наличии реальной совокупности наказание назначается по правилам ч. 1 ст. 4.4 КоАП, а именно за каждое совершенное правонарушение. В случае назначения наказания по реальной совокупности административных правонарушений, необходимо установить, является ли содеянное одним правонарушением или несколькими самостоятельными административными правонарушениями.

При идеальной совокупности лицо совершает одно действие (бездействие), которое содержит составы административных правонарушений, ответственность за которые предусмотрена двумя или более статьями Кодекса. Если при этом дело будет рассмотрено одним и тем же судом, органом, должностным лицом, то наказание назначается в пределах санкции, предусматривающей назначение более строгого административного наказания.

На практике мнения в отношении применения положений ст. 4.4 КоАП РФ разделились, особенно в случаях ее применения при назначении наказания по ст. 20.4 КоАП РФ. При проведении проверок и выявлении нарушений по нескольким частям данной статьи административный орган применяет положения ч. 2 ст. 4.4 КоАП РФ и назначает наказание в пределах более строгого наказания. Но с таким решением не согласны органы прокуратуры, выносящие протест, требуя назначать наказания по ч. 1 ст. 4.4 Кодекса, т.е. за каждое правонарушение.

В Постановлении ВС РФ от 29.10.2012 г. № 5-АД12-12 5 было установлено, что должностным лицом были допущены следующие нарушения в области пожарной безопасности:

В соответствии с положениями ч. 2 ст. 4.4 КоАП РФ и Постановлением Пленума ВС РФ от 24.03.2005 г. № 5 суд пришел к выводу, что в данном случае было совершено одно бездействие, содержащее составы нескольких административных правонарушений, и на основании этого наказание в виде административного штрафа должно назначаться в пределах одной санкции, а не за каждое нарушение отдельно. В силу этого им были внесены изменения в постановления и судебные акты, а именно размер штрафа с 27 000 рублей в сумме за три постановления был изменен на сумму в 15 000 рублей, т.е. в пределах санкции, предусматривающей более строгое наказание.

В Постановлении ФАС Западно-Сибирского округа от 26.12.2012 г. по делу № А46-18959/2012, оставляя без изменения судебные акты о привлечении учреждения к административной ответственности, предусмотренной частями 1 и 4 статьи 20.4 КоАП РФ в виде штрафа в размере 150 000 рублей (с учетом положений ч. 2 ст. 4.4 КоАП РФ), судом было отмечено, что судами первой и апелляционной инстанций не установлено процессуальных нарушений требований КоАП РФ при привлечении учреждения к административной ответственности.

В Постановлении ФАС Московского округа от 22.11.2012 г. по делу № А40-38264/12-139-362 суд отказал в удовлетворении заявления о применении положений ч. 2 ст. 4.4 КоАП РФ. Как следует из материалов дела, в ходе проверки, проведенной пожарным органом, были выявлены следующие нарушения пожарной безопасности:

  • не пронумерованы огнетушители путем нанесения номера на корпус белой краской (ППБ 01-03 п. 108, прил. 3 п. 16);
  • допущена эксплуатация электросветильников со снятыми колпаками (рассеивателями), предусмотренными конструкцией светильника (ППБ 01-03 п. 60);
  • допущена эксплуатация в помещении склада электроустановочных приборов (электровыключателей, и т.д.) (ППБ 01-03 п. 507);
  • допущена установка на путях эвакуации ворот, препятствующих свободной эвакуации людей (ППБ 01-03 п. 53);
  • допущена эксплуатация двери на путях эвакуации (металлическая решетчатая дверь), открывающейся не по направлению выхода из здания (ППБ 01-03 п. 52).
Читайте так же:  Запрет на курение в туалетах
Видео (кликните для воспроизведения).

Суд признал, что данные нарушения являются результатом ряда деяний, нарушающих различные требования пожарной безопасности, а не одним деянием, содержащим составы административных правонарушений.

Как следует из вышесказанного, позиция судов о применении положений ст. 4.4 КоАП РФ при назначении наказания по нескольким частям ст. 20.4 КоАП РФ зависит от фактических обстоятельств дела, от наличия в одном действии (бездействии) нескольких составов правонарушения или же имеет место совершение двух и более разных неправомерных действий. Следовательно, при совершении лицом двух и более правонарушений назначение наказания по правилам ч. 1 ст. 4.4 КоАП РФ будет правомерным. Для установления данного факта необходимо ознакомиться с Правилами противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденными Постановлением Правительства от 25.04.2012 г. № 390 и установить, какие нарушения были совершены в результате действия, а какие в результате бездействия.

При этом, в случае назначения наказания по нескольким частям, сумма штрафа может быть отнюдь не маленькой, и его выплата может привести к банкротству юридического лица. Принцип соразмерности наказания по отношению к совершенному деянию явно нарушается. Даже сумма в 150 000 рублей (минимальный размер штрафа по ст. 20.4 КоАП РФ) порой непосильна для предприятия.

В данном случае стоит обратить внимание на правовою позицию, изложенную Конституционным Судом РФ. В Постановлении от 15.07.1999 г. № 11-П был сделан вывод, что меры, устанавливаемые в уголовном законе в целях защиты конституционно значимых ценностей, должны определяться исходя из требования адекватности порождаемых последствий тому вреду, который причинен в результате преступного деяния, с целью обеспечения соразмерности уголовного наказания и совершенного деяния. Постановлением от 17.01.2013 г. № 1-П этот же суд допустил распространение данной правовой позиции и на административную ответственность.

На наш взгляд, в случае, когда применяются положения ч. 1 ст. 4.4 КоАП РФ, нужно не забывать о принципе соразмерности наказания совершенному противоправному деянию, о котором говорится в Постановлении КС РФ от 17.01.2013 г. № 1-П. Возможно, в ближайшее время законодателю стоит уделить внимание данному вопросу, так как постоянно увеличивающиеся размеры штрафов КоАПа РФ и назначение наказания по правилам ч. 1 ст. 4.4 КоАП РФ могут из меры воздействия, направленной на предупреждение административных правонарушений, превратиться в инструмент подавления экономической самостоятельности и инициативы, чрезмерного ограничения свободы предпринимательства и права собственности, что недопустимо в силу статей 17, 19 (часть 1), 34 (часть 1), 35 (части 1 – 3) и 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации, а также противоречит общеправовому принципу справедливости.

СОСТАВ АДМИНИСТРАТИВНОГО ПРАВОНАРУШЕНИЯ. Состав административного правонарушения – совокупность закрепленных нормативно‑правовыми актами признаков

Состав административного правонарушения – совокупность закрепленных нормативно‑правовыми актами признаков, наличие которых может повлечь административную ответственность.

Содержание объекта административного правонарушения – специфические общественные отношения, урегулированные нормами права и охраняемые мерами административной ответственности. Формы выражения объекта могут быть различны. В КоАП РФ они перечислены в ст. 1.2: напр., объектом мелкого хулиганства являются нормы, охраняющие общественный порядок или общественную нравственность.

Содержание объективной стороны правонарушения – характер действия или бездействия, которые законодательством квалифицируются как административное правонарушение.

Субъектами административного правонарушения являются как физические лица, так и юридические лица.

Для отдельных категорий физических лиц эти факторы обусловливают дополнительные основания при привлечении их к административной ответственности, для других – ограничение мер применения административной ответственности.

К первой категории физических лиц применимы дополнительные основания, усиливающие меру административной ответственности. К ним можно отнести должностных лиц, водителей транспортных средств, работников торговли и др.

Вторая категория физических лиц включает военнослужащих и призванных на военные сборы граждан, беременных женщин, женщин, имеющих малолетнего ребенка, инвалидов I и II групп, несовершеннолетних (не достигших 18 лет). Для этой группы существует законодательное ограничение мер применения административной ответственности.

Субъект административного правонарушения не всегда подлежит административной ответственности. Военнослужащие срочной службы за ряд административных правонарушений привлекаются к дисциплинарной ответственности (ст. 2.5 КоАП). Следовательно, круг субъектов административного правонарушения и круг субъектов административной ответственности не совпадают.

Субъективная сторона административного правонарушения – психическое отношение субъекта к противоправному действию или бездействию и его последствиям. Оно выражается в форме умысла или неосторожности.

Вина – психическое отношение лица к совершаемому им противоправному действию или бездействию и возможным последствиям. Вина проявляется в форме умысла или по неосторожности.

В отношении вины юридического лица подразумевается неиспользованная возможность соблюдения нормы или правила, т. е. не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению. Назначение административного наказания юридическому лицу не освобождает от административной ответственности за данное правонарушение виновное физическое лицо, равно как и привлечение к административной или уголовной ответственности физического лица не освобождает от административной ответственности за данное правонарушение юридическое лицо.

42. АДМИНИСТРАТИВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ: ПОНЯТИЕ И ОБЩИЕ ЧЕРТЫ

Административная ответственность – один из видов юридической ответственности, которая применяется судьей, органом, уполномоченным должностным лицом в качестве административного наказания к лицу, совершившему административное правонарушение.

Административная ответственность имеет все признаки (черты), присущие юридической ответственности.

Административная ответственность – это применение судьей, уполномоченным органом или должностным лицом установленных государством мер административного наказания на основании закона и в порядке, определяемом законом, к физическим и юридическим лицам за административные правонарушения, предусмотренные законодательством РФ и законами субъектов РФ, а также осознанная готовность виновного лица понести это наказание. Последнее важно тем, что формирует правосознание граждан и должностных лиц о справедливости наказания и профилактическом воздействии на лиц, совершивших административное правонарушение и не совершивших.

Нормы административного права предусматривают различные виды юридической ответственности: уголовную, дисциплинарную, административную и материальную. Решение вопросов уголовной и частично материальной ответственности находится в компетенции судебной юрисдикции, остальные же виды юридической ответственности, и в первую очередь административной, дисциплинарной и частично материальной, – в компетенции административной юрисдикции.

Кроме того, на основе норм административного права могут применяться меры общественного воздействия в том случае, когда к нарушителю норм административного права, по мнению уполномоченного должностного лица, рассматривающего дело об административном правонарушении, целесообразно применить меры общественного воздействия (см. п. 2 ст. 4.2 и ст. 2.9 КоАП РФ).

Административная ответственность имеет общие черты с другими видами юридической ответственности – уголовной, дисциплинарной, материальной, что выражается прежде всего в общей цели, которую преследуют все виды юридической ответственности по воспитанию правонарушителей, профилактике правонарушений, а иногда в принудительном характере мер воздействия на правонарушителей.

Читайте так же:  Цели административного наказания коап рф

Дата добавления: 2015-05-08 ; просмотров: 372 | Нарушение авторских прав

Совокупность административных правонарушений

В КоАП определение совокупности дано в статье 2.7: совокуп­ностью административных правонарушений признается соверше­ние двух или более административных правонарушений, предус­мотренных различными статьями Особенной части КоАП, ни за одно из которых физическое или юридическое лицо не было привлечено к административной ответственности.

ный срок, предусмотренный статьей 2.8, или не истек. Например, индивидуальный предприниматель 15 января 2003 г. нарушил срок подачи заявления о постановке на учет в налоговом органе, установленный частью 3 статьи 65 Налогового кодекса Респуб­лики Беларусь, т.е. совершил правонарушение, предусмотренное статьей 13.1 КоАП. Оно было обнаружено 16 июля того же года. 20 марта 2004 г. он же самовольно занял земельный участок, тем самым совершив новое правонарушение; предусмотренное стать­ей 23.41, о чем стало известно органу, компетентному привлечь индивидуального предпринимателя к ответственности. Есть ли здесь совокупность? Согласно статье 2.7, совокупность имеется, потому что первое правонарушение сохраняет юридическую зна­чимость.

Истечение сроков давности для привлечения к администра­тивной ответственности за предшествующие правонарушения, названных в статье 7.6, влияет на наличие совокупности. Такие деяния по существу утрачивают юридическую значимость, и их нельзя уже считать административными правонарушениями. Даже в уголовном праве истечение сроков давности привлечения к уголовной ответственности за предшествующее правонарушение при совершении нового не входит в понятие множественности. Следовательно, давностные сроки, указанные в статье 7.6, влияют на сущность совокупности, несмотря на то, что они не оговорены в статье 2.7, а положения статьи 2.8 не влияют.

Второй специальный признак совокупности состоит в том, что совершенные правонарушения должны быть предусмотрены различными статьями Особенной части КоАП. Такие правонару­шения могут быть совершены одновременно, одним действием, или разновременно, разными действиями. Одновременное совер­шение одним лицом нескольких правонарушений называетсяиде­альной совокупностью, а разновременное —реальной совокуп­ностью. Например, водитель, управляя автомобилем в нетрезвом состоянии, повредил техническое средство регулирования дорож­ного движения, т.е. одновременно выполнением одного и того же действия совершил два вида разных правонарушений, предусмот­ренных частью 1 статьи 18.16 и статьей 18.36 КоАП. Или лицо управляло транспортным средством, не имея при себе документа, подтверждающего право на управление транспортным средством этой категории (ст. 18.18), и не выполнило требования работника

милиции об остановке транспортного средства (ст. 18.21). В этом примере также присутствует идеальная совокупность.

Идеальная совокупность отличается от сложного совокупного правонарушения тем, что при идеальной совокупности одним дей­ствием совершается два или более различных по составу правона­рушения. При сложном совокупном правонарушении одним дея­нием совершается два или более правонарушения, предусмотрен­ных одной администрагивно-деликтной нормой, и все содеянное рассматривается как единичное правонарушение. Здесь отсутству­ют иные правонарушения, т.е. деяния, предусмотренные другими нормами (статьями). Например, устройство и эксплуатация без регистрации или разрешения радиотрансляционного узла незави­симо от его мощности либо радиотрансляционной точки незави­симо от принадлежности радиотрансляционного узла, от которого она установлена, является сложным единичным правонарушени­ем, несмотря на то, что одним действием совершается несколько правонарушений (ст. 22.1).

Реальная совокупность присутствует тогда, когда совершается не одно, как при идеальной совокупности, а несколько разрознен­ных последовательных деяний, каждое из которых образует са­мостоятельное административное правонарушение. Последова­тельность деяний подчеркивает совершение их одно за другим не одновременно, а в разное время, растянуто во времени. Времен­ные рамки между совершаемыми правонарушениями могут быть минимальными; максимальные не должны превышать давностные сроки, в течение которых возможно привлечение к администра­тивной ответственности (ст. 7.6).

Кроме того, для наличия реальной совокупности требуется, чтобы хотя бы по двум из всей системы совершенных админис­тративных правонарушений не было принято постановление по результатам рассмотрения дела об административном правонару­шении. Иные действия и документы, осуществленные, составлен­ные в начале административного процесса и при подготовке дела об административном правонарушении, не влияют на наличие ре­альной совокупности.

Постановления могут быть:

1. о наложении административного взыскания;

2. о прекращении дела об административном правонаруше­нии;

3) о передаче материалов дела об административном правона­рушении по месту работы лица в связи с освобождением его от административной ответственности для привлечения к дисципли­нарной ответственности.

Таким образом, для реальной совокупности специфичным является то, что она образуется при совершении нескольких разновременных самостоятельных деяний, а для идеальной — со­вершение одним действием, т.е. одновременно, нескольких право­нарушений. Для идеальной совокупности не присуще повторное совершение правонарушений в отличие от реальной совокупнос­ти. Однако и для идеальной, и для реальной совокупностей общим является совершение одним и тем же лицом двух или бо­лее административных правонарушений, квалифицируемых по различным статьям КоАП. Совокупность административных пра­вонарушений является разновидностью повторности совершения правонарушений.

Дата добавления: 2015-11-05 ; просмотров: 3248 | Нарушение авторских прав

Повторность административных правонарушений

Повторность административных правонарушений является особым видом множественности по КоАП только в том случае, если совершено два или более административных правонаруше­ния, предусмотренных одной и той же статьей Особенной части КоАП (ч. 1 ст. 2.5). В части 2 статьи 2.5 подчеркивается: «Со­вершение правонарушения не признается повторным, если за ранее совершенное административное правонарушение физи­ческое лицо, его совершившее, или юридическое лицо были освобождены от административной ответственности по основа­ниям, предусмотренным настоящим Кодексом, либо в связи с истечением срока, по окончании которого физическое или юри­дическое лицо считается не подвергавшимся административно­му взысканию».

Следовательно, для наличия подобной повторности требуется:

3) совершение двух или более административных правонару­шений;

3) совершение правонарушений, предусмотренных одной и той же статьей Особенной части КоАП;

3) совершение всех правонарушений одним лицом;

4) отсутствие обстоятельств, препятствующих признанию по- вторности.

Названная повторность бывает двух видов:

Тождественной повторностью признается совершение одним лицом двух или более административных правонарушений в тече­ние года после наложения административного взыскания за такое же правонарушение, если это повторное совершение правонару­шения является квалифицирующим его признаком.

Из этого определения вытекают следующие признаки тождест­венной повторности:

3) лицо совершает правонарушение повторно;

3) правонарушения являются тождественными;

3) повторное правонарушение совершается в течение года по­сле наложения административного взыскания за такое же право­нарушение;

3) повторность является квалифицирующим признаком пра­вонарушения.

Повторностью совершения административного правонаруше­ния признается совершение другого, вторичного правонарушения. Повторность предполагает наличие ранее совершенного не како­го-либо иного, а именно административного правонарушения.

Повторное правонарушение должно быть не просто предус­мотрено одной статьей Особенной части КоАП, а тождественно с первым. Этот признак четко обозначен, как правило, во второй части статьи словами: «те же деяния», «то же деяние», «то же дей­ствие». В случае, когда требуется обобщить несколько правонару­шений, предусмотренных не в одной, а в разных частях статьи, то употребляется, например, такая запись: «Деяния, предусмотрен­ные частями первой и второй настоящей статьи» (ч. 3 ст. 18.16 КоАП). При этом обратим внимание, что тождественная повтор­ность в соответствии со статьей 18.16 будет присутствовать тогда, когда повторное правонарушение соответствует правонарушению, предусмотренному одной частью статьи.

Читайте так же:  Административный штраф оплачивает организация

Так, согласно той же статье 18.16, для тождественной повтор­ности требуется, чтобы повторное правонарушение соответствова­ло части 1, если первое совершено с нарушением этой же части, и

если первое совершено с нарушением части 2, то и второе должно нарушать эту часть.

Понятно, что сказанное относится лишь к тем статьям Осо­бенной части, в которых повторность выступает в качестве обобщения разных видов правонарушений, находящихся в одной статье, подобно статье 18.16. К таким статьям относятся, напри­мер, статьи 11.2, 23.45, 23.55.

Не может быть тождественной повторности, если первое пра­вонарушение совершено с нарушением части 1 статьи 18.16, а вто­рое — после привлечения к административной ответственности с нарушением части 2 названной статьи. В этом случае отсутствует тождественность административных правонарушений, несмотря на то, что они находятся в одной статье Особенной части. Отсут­ствие рассматриваемой тождественности, конечно же, имеет зна­чение и для решения вопроса о привлечении к административной ответственности.

Специфическим, присущим только тождественной повторнос­ти, является третий признак — это совершение повторного право­нарушения в течение года после наложения административного взыскания за такое же правонарушение. Наложение администра­тивного взыскания за первое правонарушение означает, что компетентным органом, должностным лицом вынесено постанов­ление с указанием конкретной меры ответственности и оно дове­дено предусмотренным законом образом до виновного лица. Повторным будет считаться правонарушение, совершенное при­влеченным к ответственности лицом в любое время после получе­ния им указанной информации: в этот же час, день, на следующий день и т.д.

Для наличия тождественной повторности не играют роли та­кие факторы, как намерение лица обжаловать постановление и обжалование постановления. Другое дело, если постановление о наложении административного взыскания отменено.

Признак «наложение административного взыскания за такое же правонарушение» отличает тождественную повторность от иных видов повторности административного правонарушения и от совокупности правонарушений.

Повторность как квалифицирующий признак состоит в том, что она специально оговаривается, преимущественно во второй части статьи Особенной части КоАП с записью таких слов: «со­

вершенное повторно». Эти слова имеют место после указанных выше слов «те же деяния». Примером могут служить части 2 ста­тей 10.8, 11.1 и др.

Тождественная повторность не относится к обстоятельству, отягчающему административную ответственность, так как адми­нистративная ответственность за повторное правонарушение уста­новлена в самой статье. За повторное правонарушение админист­ративное взыскание предусмотрено в виде штрафа, и оно всегда суровее, чем за первое правонарушение. Размер его увеличен, как правило, в два раза.

В КоАП немного статей с тождественной повторностью — 47. Это, например, статьи 9.4, 9.9, 10.8, 11.1, 11.2, 11.4, 12.4, 12.29, 13.4, 13.12 и др.

Потребность в тождественной повторности объясняется в первую очередь необходимостью повышения административной ответственности за повторное совершение правонарушения в те­чение года после наложения административного взыскание за первое.

Однородная повторность схожа с совокупностью администра­тивных правонарушений в том, что:

1. одним лицом совершается два и более административных правонарушения;

2. ни за одно из совершенных правонарушений физическое или юридическое лицо не привлечено к административной ответ­ственности;

3. положения статьи 2.8 КоАП не влияют на наличие или отсутствие повторности;

4. на присутствие повторности влияние оказывают сроки, установленные в статье 7.6. Например, повторное мелкое хулиган­ство (17.1), совершенное после истечения двух месяцев со дня со­вершения первого аналогичного деяния.

Основным отличием между ними является то, что повторное однородное правонарушение предусмотрено одной и той же стать­ей или частью Особенной части КоАП, что и первое. При сово­купности требуется, чтобы не менее двух правонарушений предус­матривались различными статьями.

Под однородной повторностью понимается совершение одним лицом двух и более административных правонарушений, предус­мотренных одной статьей Особенной части закона, если не менее

чем два из них совершены в течение одного года и ни за одно из них лицо не было привлечено к административной ответственности.

Однородная повторность отличается от тождественной повтор­ности тем, что она:

1) не является квалифицирующим признаком административ­ного правонарушения;

2) не оговаривается в статье Особенной части КоАП;

3) не предусмотрена повышенная административная ответст­венность за повторное совершение правонарушения;

4) выступает в качестве обстоятельства, отягчающего адми­нистративную ответственность.

отражают в полной мере фактическое положение дел. Первую за­пись следовало бы изложить словами «или ее частью», вторую — «или различными частями одной статьи».

Без дополнения части 1 статьи 2.5 названными словами может сложиться превратное понимание ее содержания и включение в понятие «однородная повторность» разных видов правонаруше­ний, предусмотренных одной статьей с несколькими частями.

Повторное совершение однородного правонарушения высту­пает в качестве обстоятельства, отягчающего административную ответственность. В пункте 2 части 1 статьи 7.3 повторность опре­деляется как совершение административного правонарушения повторно. Несомненно, здесь должны учитываться положения статьи 2.8 КоАП. Не может считаться повторным то правонаруше­ние, которое совершено по истечении года со дня окончания исполнения административного взыскания, наложенного за пред­шествующее правонарушение, поскольку физическое или юриди­ческое лицо уже не считается подвергавшимся административно­му взысканию.

При совершении административного правонарушения повтор­но административное взыскание может быть наложено в пределах санкции нарушенной нормы. Действие обстоятельства, отягчаю­щего ответственность, не обязывает компетентный орган (должностное лицо) налагать самое суровое взыскание.

Можно выделить и еще один вид повторности, условно назвав егообщей (простой) повторностью. Суть ее состоит в соверше­нии одним лицом повторного правонарушения, предусмотренного другой статьей или ее частью, в течение года после наложения административного взыскания за первое правонарушение. По за­кону такой вид повторности относится к обстоятельствам, отягча­ющим административную ответственность. Ответственность наступает в соответствии с санкцией нарушенной нормы и может применятся с учетом пункта 2 части 1 статьи 7.3. Конечно, винов­ное лицо может быть привлечено и без использования части 2 статьи 7.1.

Н. Бахрах все виды повторности не без оснований рассматри­вает как рецидив административных правонарушений. В УК Рес­публики Беларусь (ст. 43) рецидив преступлений выделен в отдельный вид множественности. В административно-деликтном праве можно говорить о рецидиве как разновидности множествен­-

ности, хотя юридического значения при привлечении к админист­ративной ответственности он не имеет.

Для наличия рецидива требуются следующие условия:

1.умысел в совершенных правонарушениях;

2.совершение третьего неоднородного правонарушения после привлечения к административной ответственности за два преды­дущие;

Видео (кликните для воспроизведения).

3.неистечение срока, в течение которого лицо считается привлеченным к административной ответственности.

Источники

Совокупность административных правонарушений
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here