Составление двух протоколов об административном правонарушении

Полезное по теме: "Составление двух протоколов об административном правонарушении" от специалистов простым языком. Если необходимо уточнить актуальность на 2020 год, а также задать вопрос, то обращайтесь к дежурному юристу.

Статья 28.2. КоАП РФ. Протокол об административном правонарушении

Ст 28.2 КоАП РФ с комментариями и изменениями 2019-2020 года

1. О совершении административного правонарушения составляется протокол, за исключением случаев, предусмотренных статьей 28.4, частями 1, 3 и 4 статьи 28.6 настоящего Кодекса.

2. В протоколе об административном правонарушении указываются дата и место его составления, должность, фамилия и инициалы лица, составившего протокол, сведения о лице, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, фамилии, имена, отчества, адреса места жительства свидетелей и потерпевших, если имеются свидетели и потерпевшие, место, время совершения и событие административного правонарушения, статья настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации, предусматривающая административную ответственность за данное административное правонарушение, объяснение физического лица или законного представителя юридического лица, в отношении которых возбуждено дело, иные сведения, необходимые для разрешения дела.

3. При составлении протокола об административном правонарушении физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, а также иным участникам производства по делу разъясняются их права и обязанности, предусмотренные настоящим Кодексом, о чем делается запись в протоколе.

4. Физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, должна быть предоставлена возможность ознакомления с протоколом об административном правонарушении. Указанные лица вправе представить объяснения и замечания по содержанию протокола, которые прилагаются к протоколу.

4.1. В случае неявки физического лица, или законного представителя физического лица, или законного представителя юридического лица, в отношении которых ведется производство по делу об административном правонарушении, если они извещены в установленном порядке, протокол об административном правонарушении составляется в их отсутствие. Копия протокола об административном правонарушении направляется лицу, в отношении которого он составлен, в течение трех дней со дня составления указанного протокола.

5. Протокол об административном правонарушении подписывается должностным лицом, его составившим, физическим лицом или законным представителем юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении. В случае отказа указанных лиц от подписания протокола, а также в случае, предусмотренном частью 4.1 настоящей статьи, в нем делается соответствующая запись.

6. Физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, а также потерпевшему вручается под расписку копия протокола об административном правонарушении.

Комментарий к статье 28.2. КоАП РФ:

1. Протокол об административном правонарушении является процессуальным документом, служащим основанием для возбуждения производства по делу об административном правонарушении, поскольку в данном документе фиксируется факт совершения соответствующего нарушения.

В целях составления протокола об административном правонарушении при невозможности его составления на месте выявления нарушения уполномоченное лицо вправе применить соответствующие меры обеспечения производства по делу (см. комментарий к ст. 27.1).

Протокол составляется в большинстве случаев совершения правонарушений. Кодексом установлены исключения из этого общего правила. Во-первых, дела о некоторых категориях административных правонарушений возбуждаются только прокурором, который выносит соответствующие постановления (см. комментарий к ст. 28.4). Во-вторых, предусмотрены случаи, когда административное наказание в виде предупреждения или штрафа назначается на месте совершения правонарушения, где и происходит процессуальное оформление соответствующих действий, не требующих составления протокола (см. комментарий к ст. 28.6). В-третьих, с 1 июля 2008 г. вступили в силу положения, устанавливающие, что протокол не составляется при выявлении правонарушения в области дорожного движения (гл. 12 Кодекса), зафиксированного с применением работающих в автоматическом режиме специальных технических средств или средств фото- и киносъемки, видеозаписи (см. комментарий к ст. 28.6). Отметим также, что согласно ч. 1.1 ст. 28.6 протокол не составляется при применении судебными приставами-исполнителями ст. ст. 17.14 (ч. ч. 1 и 3) и 17.15 Кодекса.

2. В протоколе об административном правонарушении указываются данные о том, когда, где и кем он составлен. Важное значение имеет указание должности лица, составившего протокол об административном правонарушении (см. комментарий к ст. 28.3). В случае составления протокола неправомочным лицом он признается ничтожным и должен быть возвращен в орган, где был составлен.

3. В протокол заносятся сведения о лице, в отношении которого возбуждено дело. Применительно к физическому лицу помимо его фамилии, имени и отчества необходимо фиксировать дату его рождения, поскольку административная ответственность наступает с 16-летнего возраста, а к лицам в возрасте от 16 до 18 лет применяются меры воздействия, предусмотренные федеральным законодательством о защите прав несовершеннолетних (см. комментарий к ст. 2.3). В протоколе указываются и иные необходимые сведения (см. комментарий к ст. ст. 2.4, 2.5, 2.6, 2.8, 3.6 — 3.11, 4.1 — 4.3).

Сведения о личности нарушителя устанавливаются по имеющимся у него документам. В случае отсутствия документов, удостоверяющих личность, необходимые сведения могут быть проверены в адресном бюро, а также по месту жительства и работы (учебы) нарушителя с помощью телефонной связи. В целях установления личности нарушителя допускаются доставление и административное задержание лица, личный досмотр, досмотр вещей, транспортного средства и изъятие вещей и документов (см. комментарий к ст. ст. 27.2 — 27.7, 27.9, 27.10).

Аналогичная ситуация характерна и для юридического лица, в отношении которого возбуждено дело. Сведения о наименовании и месте нахождения юридического лица при необходимости дополняются иными сведениями в соответствии со ст. ст. 51 — 58 ГК РФ. Это вытекает из положений Кодекса, определяющих особенности привлечения к административной ответственности юридических лиц (см. комментарий к ст. ст. 2.6, 2.10 и 4.1). В целях установления данных о нарушителе применяется осмотр принадлежащих юридическому лицу помещений, территорий, находящихся там вещей и документов (см. комментарий к ст. 27.8).

4. В протоколе об административном правонарушении указываются фамилии, имена, отчества, адреса потерпевших и свидетелей (см. комментарий к ст. ст. 25.2 и 25.6) в случае, если таковые имеются. Важно обратить внимание на то, что наличие свидетелей не является обязательным условием при составлении протокола, как иногда полагают отдельные лица, осуществляющие рассмотрение дел об административных правонарушениях.

5. В протоколе об административном правонарушении фиксируются место, время совершения и событие административного правонарушения.

Фиксация места совершения правонарушения необходима, поскольку по общему правилу дело об административном правонарушении рассматривается по месту его совершения (см. комментарий к ст. 29.5).

Читайте так же:  Коап обжалование вступивших в силу постановлений

Указание на время совершения правонарушения имеет важное значение в силу того, что постановление по делу об административном правонарушении может быть вынесено не позднее двух месяцев (в отдельных случаях — не позднее одного года) со дня совершения правонарушения (см. комментарий к ст. 4.5).

Подробное описание события совершенного правонарушения необходимо для его правильной квалификации, т.е. определения статьи Особенной части Кодекса или статьи закона субъекта РФ, которой предусмотрена административная ответственность за подобные действия (бездействие).

6. В протоколе указывается статья Особенной части Кодекса или статья закона субъекта РФ, устанавливающая ответственность за совершенное нарушение.

7. В протоколе об административном правонарушении фиксируется объяснение физического лица или законного представителя юридического лица, в отношении которых возбуждено дело. Законным представителем юридического лица является его руководитель, а также иное лицо, признанное в соответствии с законом или учредительными документами органом юридического лица (см. комментарий к ст. 25.4).

Наличие данных объяснений является одним из источников доказательств по делу (см. комментарий к ст. 26.2). Они отражаются в протоколе, а в случае необходимости записываются и приобщаются к делу (см. комментарий к ст. 26.3). Именно исходя из объяснений нарушителя можно сделать вывод о наличии его вины в содеянном (см. комментарий к ст. 2.2) и выявить обстоятельства, смягчающие ответственность, например чистосердечное раскаяние или способствовавшее совершению нарушения сильное душевное волнение (см. комментарий к ст. 4.2).

8. В протоколе фиксируются и иные сведения, необходимые для разрешения дела. Это касается, например, описания нанесенного ущерба, который является одним из обстоятельств, подлежащих выяснению по делу (см. комментарий к ст. 26.1).

9. Необходимо отметить, что при составлении протокола об административном правонарушении предусмотренные Кодексом процессуальные права и обязанности должны разъясняться не только физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело (см. комментарий к ст. ст. 25.1 и 25.4), но и иным участникам производства (см. комментарий к ст. ст. 25.2, 25.3, 25.5 — 25.10). О разъяснении соответствующих прав и обязанностей в протоколе об административном правонарушении делается запись.

10. Важной гарантией полноты и достоверности сведений, содержащихся в протоколе об административном правонарушении, является то, что физическому лицу и законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело, должна быть предоставлена возможность ознакомления с протоколом. При этом указанные лица наделены правом представить свои объяснения и замечания по содержанию протокола, которые затем прилагаются к протоколу в качестве материалов дела.

11. Если же физическое лицо или его законный представитель либо законный представитель юридического лица, в отношении которых ведется производство по делу, будучи извещенными в установленном порядке, не явились, то протокол об административном правонарушении составляется в их отсутствие. При этом копия протокола направляется лицу, в отношении которого он составлен, в течение трех дней со дня составления.

12. Оформление протокола об административном правонарушении завершается его подписанием лицом, составившим протокол, а также лицом, в отношении которого возбуждено дело (имеется в виду физическое лицо или законный представитель юридического лица). Лицо, совершившее правонарушение, имеет право отказаться от подписания протокола. В таком случае в указанном процессуальном документе делается запись об этом. При неявке извещенных в установленном порядке участников производства по делу, которые определены в ч. 4.1 комментируемой статьи, в протоколе также делается соответствующая запись.

13. После составления протокола об административном правонарушении его копия вручается под расписку физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело, а также потерпевшему.

14. В Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 24 марта 2005 г. N 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» (РГ. 2005. 19 апр.) разъясняется, какие недостатки протокола следует считать существенными или несущественными. К существенным недостаткам относятся отсутствие данных, прямо перечисленных в ч. 2 комментируемой статьи, а также отсутствие иных сведений в зависимости от их значимости для данного конкретного дела (например, данных о том, владеет ли лицо, в отношении которого возбуждено дело, языком, на котором ведется производство).

К несущественным недостаткам протокола относятся те, которые могут быть восполнены при рассмотрении дела по существу, а также составление протокола в отсутствие лица, в отношении которого возбуждено дело, если ему было надлежащим образом сообщено о времени и месте составления протокола, но оно не явилось в назначенный срок и не уведомило о причинах неявки или эти причины были признаны неуважительными.

Как составить протокол об административном правонарушении согласно ст. 28.2 КоАП?

Когда лицо совершило административный проступок, уполномоченные лица обязаны составить протокол, который содержит детальную характеристику совершенного противоправного деяния. КоАП содержит требования к содержанию протокола и базовые условия его составления.

  • 8 (800) 600-36-17 – Регионы
  • +7 (499) 110-33-98 –Москва
  • +7 (812) 407-22-74 –Санкт-Петербург
  • Комментарий к Статье 28.2 КоАП РФ

    1. Под протоколом об административном правонарушении понимается такой документ, в котором отражаются сведения, связанные с фактом деяния и характеризующие личность нарушителя. Протокол о совершении административного правонарушения составляется во всех случаях, за исключением тех, когда дела об административных правонарушениях возбуждаются прокурором, а также когда административное наказание налагается без составления протокола.

    2. Частью 2 ст. 28.2 КоАП законодательно определяется содержание протокола об административном правонарушении, он должен содержать сведения, необходимые для квалификации административного правонарушения и привлечения виновного лица к ответственности.

    В протоколе об административном правонарушении указываются: дата и место его составления, должность, фамилия, имя, отчество лица, составившего протокол, фамилии, адреса свидетелей и потерпевших, место, время совершения правонарушения и т.д. Существенное значение имеет указание должности лица, составившего протокол об административном правонарушении, поскольку в случае составления протокола неуполномоченным лицом он признается ничтожным .
    ———————————
    См., например: Приказ ФТС РФ от 15 марта 2005 г. N 198 (с изм. от 6 мая 2006 г.) «О должностных лицах таможенных органов РФ, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях и осуществлять административное задержание» и др.

    3. В целях составления протокола для установления личности нарушителя допускаются такие меры, как: доставление, административное задержание, личный досмотр, досмотр вещей, транспортных средств, осмотр помещений, изъятие вещей и документов.

    4. Комментируемая статья была дополнена частью 4.1, согласно которой в случае неявки физического лица, или законного представителя физического лица, или законного представителя юридического лица, в отношении которых ведется производство по делу об административном правонарушении, если они извещены в установленном порядке, протокол об административном правонарушении составляется в их отсутствие, а копия протокола об административном правонарушении направляется лицу, в отношении которого он составлен, в течение трех дней со дня составления указанного протокола.

    Читайте так же:  Порядок ликвидации несанкционированных свалок

    Порядок составления протокола

    Если основания для вынесения постановления у сотрудника правоохранительных органов нет, то он должен назначить время и место рассмотрения дела и уведомить об этом правонарушителя и потерпевшего. Это необходимо сделать в течение 15 суток после составления протокола. Если нарушитель не явится в обозначенное время, то протокол будет составлен в его отсутствие, а в его адрес будет направлена копия документа.

    Документ подписывается сотрудником, который его составил, и правонарушителем. Если указанное лицо отказывается от подписания протокола (это его законное право), то об этом делается соответствующая отметка в протоколе.

    Если с ходатайством обратился сам нарушитель, то этот факт может найти отражение в протоколе об административном правонарушении. Нарушитель также может прописать причины несогласия с обстоятельствами, изложенными в протоколе.

    Правонарушителю и потерпевшему под расписку вручаются копии протокола. Отказ в выдаче копии документа является незаконным. В любом случае их должны ознакомить с содержанием протокола.

    В случае необходимости к протоколу прилагается рапорт составителя и схема происшествия.

    Форма протокола утверждена соответствующим Приказом МВД и является приложением к регламенту.

    Стоит отметить, что в некоторых ситуациях допускается не оформлять протокол. Например, если правонарушение не несет серьезной общественной опасности, и за него предусмотрено наказание в виде штрафа или простого предупреждения. В такой ситуации, согласно ст. 28.6 КоАП, составлять протокол не требуется, вместо этого выносится постановление, которое вручается нарушителю. Если тот отказывается от получения, то оно направляется ему письмом по почте.

    Но если нарушитель не согласен с тем, что он совершил противоправное деяние, то протокол об административном правонарушении нужно оформить и приложить к постановлению.

    Таким образом, протокол представляет собой составленный документ, в котором фиксируется факт нарушения закона, и приводится краткая характеристика данного деяния. Правила составления и требования к содержанию указанного документа прописаны в 28.2 ст. КоАП.

    Статья 28.2. Протокол об административном правонарушении

    Информация об изменениях:

    Федеральным законом от 24 июля 2007 г. N 210-ФЗ в статью 28.2 настоящего Кодекса внесены изменения

    Статья 28.2. Протокол об административном правонарушении

    ГАРАНТ:

    См. комментарии к статье 28.2 КоАП РФ

    Информация об изменениях:

    Федеральным законом от 3 июля 2016 г. N 290-ФЗ в часть 1 статьи 28.2 настоящего Кодекса внесены изменения

    1. О совершении административного правонарушения составляется протокол, за исключением случаев, предусмотренных статьей 28.4, частями 1, 3 и 4 статьи 28.6 настоящего Кодекса.

    2. В протоколе об административном правонарушении указываются дата и место его составления, должность, фамилия и инициалы лица, составившего протокол, сведения о лице, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, фамилии, имена, отчества, адреса места жительства свидетелей и потерпевших, если имеются свидетели и потерпевшие, место, время совершения и событие административного правонарушения, статья настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации, предусматривающая административную ответственность за данное административное правонарушение, объяснение физического лица или законного представителя юридического лица, в отношении которых возбуждено дело, иные сведения, необходимые для разрешения дела.

    3. При составлении протокола об административном правонарушении физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, а также иным участникам производства по делу разъясняются их права и обязанности, предусмотренные настоящим Кодексом, о чем делается запись в протоколе.

    4. Физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, должна быть предоставлена возможность ознакомления с протоколом об административном правонарушении. Указанные лица вправе представить объяснения и замечания по содержанию протокола, которые прилагаются к протоколу.

    4.1. В случае неявки физического лица, или законного представителя физического лица, или законного представителя юридического лица, в отношении которых ведется производство по делу об административном правонарушении, если они извещены в установленном порядке, протокол об административном правонарушении составляется в их отсутствие. Копия протокола об административном правонарушении направляется лицу, в отношении которого он составлен, в течение трех дней со дня составления указанного протокола.

    5. Протокол об административном правонарушении подписывается должностным лицом, его составившим, физическим лицом или законным представителем юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении. В случае отказа указанных лиц от подписания протокола, а также в случае, предусмотренном частью 4.1 настоящей статьи, в нем делается соответствующая запись.

    6. Физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, а также потерпевшему вручается под расписку копия протокола об административном правонарушении.

    Статья 28.2 КоАП РФ. Протокол об административном правонарушении

    Новая редакция Ст. 28.2 КоАП РФ

    1. О совершении административного правонарушения составляется протокол, за исключением случаев, предусмотренных статьей 28.4, частями 1, 3 и 4 статьи 28.6 настоящего Кодекса.

    2. В протоколе об административном правонарушении указываются дата и место его составления, должность, фамилия и инициалы лица, составившего протокол, сведения о лице, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, фамилии, имена, отчества, адреса места жительства свидетелей и потерпевших, если имеются свидетели и потерпевшие, место, время совершения и событие административного правонарушения, статья настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации, предусматривающая административную ответственность за данное административное правонарушение, объяснение физического лица или законного представителя юридического лица, в отношении которых возбуждено дело, иные сведения, необходимые для разрешения дела.

    3. При составлении протокола об административном правонарушении физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, а также иным участникам производства по делу разъясняются их права и обязанности, предусмотренные настоящим Кодексом, о чем делается запись в протоколе.

    4. Физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, должна быть предоставлена возможность ознакомления с протоколом об административном правонарушении. Указанные лица вправе представить объяснения и замечания по содержанию протокола, которые прилагаются к протоколу.

    4.1. В случае неявки физического лица, или законного представителя физического лица, или законного представителя юридического лица, в отношении которых ведется производство по делу об административном правонарушении, если они извещены в установленном порядке, протокол об административном правонарушении составляется в их отсутствие. Копия протокола об административном правонарушении направляется лицу, в отношении которого он составлен, в течение трех дней со дня составления указанного протокола.

    Читайте так же:  Административные штрафы за распитие
    Видео (кликните для воспроизведения).

    5. Протокол об административном правонарушении подписывается должностным лицом, его составившим, физическим лицом или законным представителем юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении. В случае отказа указанных лиц от подписания протокола, а также в случае, предусмотренном частью 4.1 настоящей статьи, в нем делается соответствующая запись.

    6. Физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, а также потерпевшему вручается под расписку копия протокола об административном правонарушении.

    Содержание и структура протокола об административном правонарушении

    Порядок составления протокола об административном правонарушении содержится в ст. 28.2 КоАП РФ. Этот важнейший документ для привлечения лица к административной ответственности составляется немедленно после совершения противоправного деяния, но он также может быть составлен в течение 2 суток после него, если требуется дополнительно прояснить обстоятельства происшедшего. Если было вынесено определение о возбуждении административного дела, то протокол составляется по окончании расследования.

    Расследование имеет смысл в том случае, если информацию можно получить только экспертным путем или после проведения определенных процессуальных действий, которые занимают определенное время. Такое расследование не может длиться более месяца. В исключительных обстоятельствах этот срок допускается продлить, но не более чем на 6 месяцев.

    Основания для составления протокола об административном правонарушении:

    • выявление административного правонарушения;
    • оспаривание правонарушителем административного наказания;
    • выявление правонарушения, совершенного несовершеннолетним (в возрасте от 16 лет).

    Протокол об административном правонарушении приобщается к постановлению, которое может быть обжаловано в порядке, прописанном в 30 Главе КоАП.

    Протокол об административном правонарушении должен содержать такие сведения:

    1. Дата и место его составления.
    2. Должность составителя, его звание, ФИО сотрудника.
    3. Сведения о лице, совершившем противоправное деяние.
    4. Сведения о потерпевших и свидетелях (если таковые имеются): ФИО, адреса проживания, телефоны.
    5. Место и время совершения деяния, которое противоречит законодательству.
    6. Описание совершенного правонарушения со ссылкой на КоАП, пункты правил дорожного движения, иные правила, нарушение которых имело место.
    7. Иные важные для разрешения дела сведения.

    При участии понятых в производстве об административном правонарушении запись об этом делается в протоколе. Здесь прописываются их ФИО, адрес проживания, телефон и паспортные данные (или сведения об ином документе, удостоверяющем личность).

    Понятым может являться любое совершеннолетнее лицо, которое не входит в перечень заинтересованных лиц. Число понятых не должно быть менее двух, замечания каждого из них заносятся в протокол. Если были применены спецсредства, то их показания отражаются в документе с указанием наименования техсредства и его номера.

    Другой комментарий к Ст. 28.2 Кодекса Российской Федерации об Административных Правонарушениях

    1. Особое значение на стадии возбуждения дела об административном правонарушении отводится протоколу. Под протоколом об административном правонарушении понимается такой процессуальный документ, в котором отражаются сведения, связанные с фактом противоправного деяния и характеризующие личность нарушителя.

    В связи с тем что протоколом не только осуществляется фиксация стадии возбуждения дела об административном правонарушении, но и определяется принятие решения по делу, действующим законодательством предъявляются определенные требования к его составлению и содержанию.

    2. В соответствии с КоАП РФ протокол о совершении административного правонарушения составляется во всех случаях, за исключением тех, когда дела об административных правонарушениях возбуждаются прокурором (ч.1 ст.28.4); а также в рамках упрощенного производства, т.е. когда административное наказание назначается без составления протокола (ст.28.6).

    3. В протоколе об административном правонарушении указываются: дата и место его составления, должность, фамилия, имя, отчество лица, составившего протокол (постановление); сведения о лице, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении; фамилии, адреса свидетелей и потерпевших, если они имеются; место, время совершения и событие административного правонарушения; статья КоАП РФ или закона субъекта РФ, нормативный акт, предусматривающий ответственность за данное правонарушение; объяснение физического лица или законного представителя юридического лица, в отношении которых возбуждено дело, иные сведения, необходимые для разрешения дела.

    4. При составлении протокола фиксация времени совершения административного правонарушения предполагает точное указание числа, месяца, года.

    5. Необходимость фиксации в протоколе места совершения административного правонарушения обусловлена определением подведомственности дела об административном правонарушении.

    6. Важное значение имеет указание должности лица, составившего протокол об административном правонарушении. В случае, если протокол об административном правонарушении составлен неправомочным лицом, а также в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, недостатки протокола и других материалов дела об административном правонарушении устраняются в срок не более трех суток со дня их поступления (получения) от судьи, органа, должностного лица, рассматривающих дело об административном правонарушении. Материалы дела об административном правонарушении с внесенными изменениями возвращаются указанным судье, органу, должностному лицу в течение суток со дня устранения соответствующих недостатков (ст.28.8).

    7. Сведения о личности нарушителя (фамилия, имя, отчество, год рождения, гражданство, место жительства, место работы) заносятся в протокол на основании документа, удостоверяющего личность. В целях составления протокола об административном правонарушении при невозможности составить его на месте, а также для установления личности нарушителя допускаются доставление, административное задержание лица, личный досмотр, досмотр вещей, транспортных средств и изъятие вещей и документов, осмотр помещений юридического лица, в порядке предусмотренном настоящим Кодексом.

    8. Реквизиты протокола предусматривают также фамилии, адреса как свидетелей, так и потерпевших, если они имеются, что имеет важное значение для выяснения всех вопросов, связанных с обстоятельствами, подлежащими установлению по конкретному делу об административном правонарушении.

    9. Подробное описание существа совершенного правонарушения заключается в определении его юридической квалификации в точном соответствии с нормами Особенной части КоАП РФ или закона субъекта РФ, иного нормативного акта, которым предусмотрена административная ответственность за совершение противоправного деяния.

    10. В протоколе об административном правонарушении фиксируются и объяснения нарушителя, которые учитываются при установлении формы вины.

    Содержание протокола об административном правонарушении предполагает и иные сведения, необходимые для разрешения дела.

    11. Одним из обязательных требований при составлении протокола, установленных комментируемой статьей, является разъяснение физическому лицу или законному представителю юридического лица, индивидуальному предпринимателю, иным участникам производства по делу их процессуальных прав и обязанностей, предусмотренных настоящим Кодексом, например, право знакомиться с материалами дела; давать в устной или письменной форме объяснения, имеющие отношение к делу; представлять доказательства, заявлять ходатайства, а также право обжаловать любое действие лица, уполномоченного составлять протокол, что существенно влияет на укрепление гарантий прав и свобод граждан, вовлеченных в административный процесс. О разъяснении процессуальных прав и обязанностей делается отметка в протоколе. Поэтому образцы протоколов, разработанные правомочными органами, должны содержать такой реквизит, как «разъяснение прав и обязанностей».

    Читайте так же:  Образец заявления о сроке давности по кредиту

    12. Разъяснить процессуальные права и обеспечить возможность их осуществления участникам производства есть обязанность уполномоченного должностного лица, составляющего протокол. В частности, физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, должна быть предоставлена возможность ознакомления с протоколом об административном правонарушении. Указанные лица вправе представить объяснения и замечания по содержанию протокола, которые прилагаются к протоколу.

    13. Протокол подписывается лицом, его составившим, и лицом, совершившим данное правонарушение, а также свидетелями и потерпевшими, если таковые имеются. При этом подпись протокола лицом, привлекаемым к административной ответственности, является его правом, но не обязанностью, что вытекает из его правового статуса как лица, участвующего в производстве по делу об административном правонарушении. Лицо, совершившее правонарушение, вправе представить прилагаемые к протоколу объяснения и замечания по содержанию, а также изложить мотивы своего отказа от его подписания. В случае отказа лица, совершившего правонарушение, от подписания протокола в нем делается запись об этом.

    14. Протокол о совершении административного правонарушения не является единственным процессуальным документом, фиксирующим возбуждение производства по делу об административном правонарушении. Так, юридическую силу протокола имеет постановление прокурора о возбуждении дела об административном правонарушении (см. комментарий к ст.28.4); определение о возбуждении дела об административном правонарушении, вынесенное уполномоченным органом, в случаях, когда необходимо административное расследование (см. комментарий к ст.28.7).

    Юридическую силу протокола о совершении административного правонарушения имеют составленные в установленной форме акты проверки в тех случаях, когда протокол не составляется, например акты налоговых проверок в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. Однако вопрос о данном процессуальном документе в КоАП РФ остался открытым. Требования, предъявляемые к акту налоговой проверки, содержащиему данные о правонарушении, регламентируются в НК РФ (ст.100).

    О правомерности составления одного административного протокола в отношении нескольких лиц совершивших административное правонарушение

    к. ю.н., доцент кафедры административного и муниципального права ГОУ ВПО «Саратовская государственная академия права»

    О правомерности составления одного административного протокола в отношении нескольких лиц совершивших административное правонарушение

    При рассмотрении вопроса о правомерности составления одного административного протокола в отношении нескольких лиц совершивших административное правонарушение, нами были изучены и проанализированы не только положения КоАП РФ, материалы практики Верховного Суда Российской Федерации, Высшего Арбитражного суда Российской Федерации, уголовное и уголовно-процессуальное законодательство, а также особое внимание было уделено письму Министерства юстиции Российской Федерации /9904- ВЯ.

    В ходе проведенного исследования, считаем невозможным согласиться с выводом, изложенным в письме Министерства юстиции Российской Федерации /9904- ВЯ о том, что так как «составление нескольких протоколов в случае, если административное правонарушение совершено несколькими лицами, Кодексом не предусмотрено», следовательно «в случае совершения административного правонарушения группой лиц об этом правонарушении должен составляться один протокол, в котором следует указать сведения о каждом лице, в отношение которого возбуждено дело об административном правонарушении».

    Данное заключение обосновывается рядом положений. Во-первых, в отличие от Уголовного законодательства в законодательстве об административной ответственности институт «соучастие в административном правонарушении» отсутствует.

    КоАП РФ[1] не содержит норм регулирующих и закрепляющих понятия соучастия, тогда как УК РФ[2] в ст. 32 говорит, что соучастием признается умышленное совместное участие двух и более лиц в совершении умышленного преступления, также КоАП РФ не содержит видов соучастия (в отличие от ст. 33 УК РФ), что не позволяет, в случае совершения административного правонарушения несколькими лицами, определить степень фактического участия каждого в совершении административного правонарушения.

    В случае совершения административного правонарушения несколькими лицами в соответствии с положениями п. 4, ч. 1 ст. 4.3. КоАП РФ необходимо учитывать данное обстоятельство в качестве обстоятельства отягчающего административную ответственность. Данное обстоятельство подлежит доказыванию в соответствии с п. 4 ст. 26.1. КоАП РФ информация об этом отражается в материалах дела об административном правонарушении в обязательном порядке, так как согласно ч.2 ст. 4.1. КоАП РФ при назначении административного наказания физическому лицу учитываются, в том числе обстоятельства отягчающие административную ответственность.

    Во-вторых, также, законодательство об административных правонарушениях не содержит норм позволяющих объединять административные дела в случае если административное правонарушение совершено несколькими лицами, в то время как ст. 153 УПК РФ закрепляет возможность в одном производстве соединить уголовные дела в отношении нескольких лиц, совершивших одно или несколько преступлений в соучастии.

    Таким образом, отсутствие в законодательстве об административных правонарушениях института «соучастие», как следствие обуславливает отсутствие норм регламентирующих основания и порядок объединения нескольких административных дел в одно производство.

    В-третьих, согласно положениям КоАП РФ дело об административном правонарушении всегда персонифицировано и возбуждается только в отношении одного лица. На это указывают положения п.1 ч. 4 ст. 28.1 КоАП РФ и ч. 1 ст. 27.2 КоАП РФ, а именно, когда дело возбуждается на основании протокола о применении доставления, то есть «принудительного препровождения физического лица в целях составления протокола об административном правонарушении…». Положения вышеуказанных норм четко и однозначно закрепляют единичность субъекта, в отношении которого возбуждается административное производство (ведется дело об административном правонарушении), это — «физическое лицо», а не «физические лица».

    Изложенное выше утверждение находит свое отражение так же в следующих нормах КоАП РФ:

    — ч. 3 ст. 27.3 КоАП РФ – «Копия протокола о доставлении вручается доставленному лицу по его просьбе»;

    — ч. 1 ст. 27.4 КоАП РФ – «Об административном задержании составляется протокол, в котором указываются …. сведения о задержанном лице….»;

    — ч. 2. ст. 27.4 КоАП РФ – «Протокол об административном задержании подписывается …. задержанным лицом. …. Копия протокола об административном задержании вручается задержанному лицу…..»;

    — ч. 2 ст. 28.2 КоАП РФ – «В протоколе об административном правонарушении указываются ….. сведения о лице, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении…»;

    — ч. 3 ст. 28.2 КоАП РФ – «…физическому лицу…. в отношении которого возбуждено дело … разъясняются права и обязанности…..»;

    — ч. 4 ст. 28.2 КоАП РФ – «Физическому лицу …. в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, должна быть предоставлена возможность ознакомления с протоколом об административном правонарушении»;

    Читайте так же:  Как написать жалобу старшему судебному приставу образец

    — ч. 5 ст. 28.2 КоАП РФ – «Протокол об административном правонарушении подписывается ….. физическим лицом…в отношении, которого возбуждено дело об административном правонарушении»;

    — ч. 6 ст. 28.2 КоАП РФ – «Физическому лицу…. в отношении, которого возбуждено дело об административном правонарушении …. вручается под расписку копия протокола об административном правонарушении» и т. д.

    Тот факт, что дело об административном правонарушении может быть возбуждено только в отношении одного лица подтверждает так же перечень вопросов подлежащих выяснению (доказыванию) закрепленный в ст. 26.1 КоАП РФ. Так, в соответствии с п. 2 ст. 26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении выяснению подлежит «лицо, совершившее противоправные действия (бездействия)…». Именно «лицо», а не «лица» совершившие административное правонарушение.

    Соответственно, так как одно дело об административном правонарушении не может быть возбуждено одновременно в отношении двух лиц, а составление протокола об административном правонарушении является одним из оснований и моментом возбуждения дела об административном правонарушении, то один прокол об административном правонарушении также не может составляться в отношении двух субъектов совершивших административное правонарушение.

    В-четвертых, еще одним доводом в обосновании нашей позиции о невозможности составления одного протокола об административном правонарушении в отношении двух лиц, является особенность административной ответственности, отличающая ее от уголовной ответственности, а именно возможность рассмотрения дела об административном правонарушении, как в судебном, так и во внесудебном порядке согласно главе 23 КоАП РФ.

    В случае если мы допустим составление одного протокола об административном правонарушении в отношении нескольких лиц, то это в дальнейшем может сделать невозможным рассмотрение дела, а соответственно может позволить субъектам, совершившим административное правонарушение, даже при наличии необходимой доказательственной базы остаться безнаказанными.

    Например, если группа лиц (несовершеннолетний гражданин 15 лет, несовершеннолетний гражданин 17 лет, гражданин 20 лет, военнослужащий срочной службы) совершала действия, закрепленные в ч.2 ст. 20.20 КоАП РФ (распитие алкогольной и спиртосодержащей продукции …… в общественных местах…). В данной ситуации составление одного протокола об административном правонарушении на всех вышеперечисленных лиц, будет свидетельствовать о том, что в отношении них возбуждено одно дело об административном правонарушении, так как процессуальное основание для возбуждения одно.

    Каким же образом рассмотреть материалы данного дела? Ответ один – это невозможно. Невозможно, так как:

    — дела об административном правонарушении несовершеннолетнего должна рассматривать КДНиЗП, по месту жительства несовершеннолетнего (ст. 23.2, ч. 3 ст. 29.5.);

    — дела в отношении совершеннолетних граждан, рассматриваются по месту совершения административного правонарушения должностными лицами органов внутренних дел (ст. 23.3, ч.1 ст. 29.5.);

    — военнослужащие несут ответственность в данном случае дисциплинарную (ст.2.5) и административные материалы в отношении них должны направляться командованию воинских частей и иных воинских формирований;

    — в отношении несовершеннолетнего гражданина в возрасте 15 лет административное производство вообще согласно ст. 2.3. и ст. 24.5 КоАП РФ подлежит прекращению.

    В приведенном нами примере отчетливо видно, что особенности предметной и территориальной подведомственности рассмотрения дел об административных правонарушения не позволяют возбуждать одно дело об административном правонарушении сразу в отношении нескольких лиц.

    Опять же в отличие от Уголовного законодательства (ст. 154 УК РФ), законодательство об административных правонарушениях не закрепляет возможности выделения административного дела в отношении отдельных лиц, например, в отношении несовершеннолетних, совершивших правонарушение совместно с совершеннолетними лицами.

    В-пятых, составление одного протокола на двух и более лиц не позволяет осуществлять целый ряд процессуальных действий закрепленных КоАП РФ, например, прекратить производство по делу об административном правонарушении, в случае наличия обстоятельств закрепленных в ст. 24.5 КоАП РФ, только в отношении одно лица указанного в протоколе. Так как возможности выделения административного производства КоАП РФ не закрепляет (не допускает), то, следовательно, чтобы прекратить производство по делу необходимо, чтобы в отношении каждого лица указанного в протоколе имело место быть одно из обстоятельств указанных в ст. 24.5 КоАП РФ.

    В-шестых, определяя понятие административного правонарушения, законодатель закрепил, что это – противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица ….. Соответственно, из положений ст. 2.1 КоАП РФ следует, что административное правонарушение представляет собой действие (бездействие) одного лица, а не нескольких. Также положения ст. 2.2. КоАП РФ закрепляющие понятия форм вины, дают нам право сделать выводы, о том, что составление протокола в отношении нескольких лиц недопустимо, в том числе и с точки зрения доказывания вины каждого.

    В-седьмых, также позиция, согласно которой, возможно составления одного протокола на нескольких лиц, противоречит разъяснениям, изложенным в Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 01.01.01 г. № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применение Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях»[3], где в п. п. 4, 13, 21 указывается на необходимость рассмотрения материалов дела об административном правонарушении только в отношении одного лица.

    В-восьмых, необходимо учитывать и практику применения КоАП РФ в судах. Так, в Можайском районе имел место следующий прецедент. 19 сентября 2005 года Можайский городской суд принял решение по жалобе на постановление по делу об административном правонарушении (по факту столкновения двух автомобилей – производство № 7а-06/05). Однако определением Московского областного суда (дело № 22А-668/05) данное решение Можайского городского суда было отменено, дело направлено на новое рассмотрение в тот же суд. Московский областной суд в своем определении указал: «При рассмотрении жалобы на постановле7ие по делу об административном правонарушении в отношении него самого и в отношении , городским судом не принято во внимание, что КоАП РФ не предусмотрено объединение нескольких дел об административных правонарушениях в отношении разных лиц в одно производство».

    Таким образом, составление протокола об административном правонарушении в отношении двух и более лиц, а также возбуждение одного дела об административном правонарушении в отношении двух и более лиц, или объединение нескольких дел об административных правонарушениях в отношении разных лиц в одно производство противоречит действующему законодательству Российской Федерации и потому является недопустимым.

    [1] СЗ РФ.2002, № 1 (ч. 1), ст. 1.

    [2] СЗ РФ.1996, № 25, ст. 2954.

    Видео (кликните для воспроизведения).

    [3] Бюллетень Верховного Суда РФ, № 6, 2005.

    Источники

    Составление двух протоколов об административном правонарушении
    Оценка 5 проголосовавших: 1

    ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

    Please enter your comment!
    Please enter your name here