Смягчающие обстоятельства при административном правонарушении

Полезное по теме: "Смягчающие обстоятельства при административном правонарушении" от специалистов простым языком. Если необходимо уточнить актуальность на 2020 год, а также задать вопрос, то обращайтесь к дежурному юристу.

Статья 4.2. Обстоятельства, смягчающие административную ответственность

Статья 4.2. Обстоятельства, смягчающие административную ответственность

ГАРАНТ:

См. комментарии к статье 4.2 КоАП РФ

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 6 декабря 2011 г. N 404-ФЗ часть 1 статьи 4.2 настоящего Кодекса изложена в новой редакции, вступающей в силу по истечении тридцати дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

1. Обстоятельствами, смягчающими административную ответственность, признаются:

1) раскаяние лица, совершившего административное правонарушение;

2) добровольное прекращение противоправного поведения лицом, совершившим административное правонарушение;

3) добровольное сообщение лицом, совершившим административное правонарушение, в орган, уполномоченный осуществлять производство по делу об административном правонарушении, о совершенном административном правонарушении;

4) оказание лицом, совершившим административное правонарушение, содействия органу, уполномоченному осуществлять производство по делу об административном правонарушении, в установлении обстоятельств, подлежащих установлению по делу об административном правонарушении;

5) предотвращение лицом, совершившим административное правонарушение, вредных последствий административного правонарушения;

6) добровольное возмещение лицом, совершившим административное правонарушение, причиненного ущерба или добровольное устранение причиненного вреда;

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 29 декабря 2015 г. N 408-ФЗ в пункт 7 статьи 4.2 настоящего Кодекса внесены изменения

7) добровольное исполнение до вынесения постановления по делу об административном правонарушении лицом, совершившим административное правонарушение, предписания об устранении допущенного нарушения, выданного ему органом, осуществляющим государственный контроль (надзор) и муниципальный контроль;

8) совершение административного правонарушения в состоянии сильного душевного волнения (аффекта) либо при стечении тяжелых личных или семейных обстоятельств;

9) совершение административного правонарушения несовершеннолетним;

10) совершение административного правонарушения беременной женщиной или женщиной, имеющей малолетнего ребенка.

2. Судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дело об административном правонарушении, могут признать смягчающими обстоятельства, не указанные в настоящем Кодексе или в законах субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях.

КОНСУЛЬТАЦИЯ ЮРИСТА


УЗНАЙТЕ, КАК РЕШИТЬ ИМЕННО ВАШУ ПРОБЛЕМУ — ПОЗВОНИТЕ ПРЯМО СЕЙЧАС

8 800 350 84 37

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 6 декабря 2011 г. N 404-ФЗ статья 4.2 настоящего Кодекса дополнена частью 3, вступающей в силу по истечении тридцати дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

3. Настоящим Кодексом могут быть предусмотрены иные обстоятельства, смягчающие административную ответственность за совершение отдельных административных правонарушений, а также особенности учета обстоятельств, смягчающих административную ответственность, при назначении административного наказания за совершение отдельных административных правонарушений.

Глава 4. Назначение административного наказания (ст.ст. 4.1 — 4.8)

Глава 4. Назначение административного наказания

ГАРАНТ:

См. схему «Назначение административного наказания»

>
Общие правила назначения административного наказания
Содержание
Кодекс об административных правонарушениях (КоАП РФ)

© ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 2020. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания «Гарант» и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.

Статья 4.2. КоАП РФ. Обстоятельства, смягчающие административную ответственность

Ст 4.2 КоАП РФ с комментариями и изменениями 2019-2020 года

1. Обстоятельствами, смягчающими административную ответственность, признаются:

2. Судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дело об административном правонарушении, могут признать смягчающими обстоятельства, не указанные в настоящем Кодексе или в законах субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях.

3. Настоящим Кодексом могут быть предусмотрены иные обстоятельства, смягчающие административную ответственность за совершение отдельных административных правонарушений, а также особенности учета обстоятельств, смягчающих административную ответственность, при назначении административного наказания за совершение отдельных административных правонарушений.

Комментарий к статье 4.2. КоАП РФ:

1. Кодекс наряду с другими обстоятельствами (см. комментарий к ст. 4.1) требует от судьи, органа, должностного лица, рассматривающих дело об административном правонарушении, учитывать и обстоятельства, которые дают основание для смягчения административной ответственности в рамках санкции нормы, предусматривающей административное наказание. По смыслу данной статьи смягчающими могут быть обстоятельства, которые не включены в качестве элементов состава административного правонарушения.

2. Комментируемая статья признает смягчающими ответственность шесть видов обстоятельств, которые должен учитывать субъект юрисдикции при назначении административного наказания.

3. Раскаяние лица, совершившего административное правонарушение, предполагает осознание им противоправности содеянного, его отрицательное отношение к правонарушению, активное участие в способствовании раскрытию обстоятельств совершенного деяния, объяснение причин, мотивов совершения правонарушения.

4. Добровольное сообщение лицом о совершенном им административном правонарушении введено в качестве обстоятельства, смягчающего административную ответственность, Федеральным законом от 20 августа 2004 г. N 118-ФЗ (п. 1.1 ч. 1 комментируемой статьи). Такое сообщение свидетельствует о положительном после совершения административного правонарушения поведении виновного. Добровольное сообщение — это личное заявление виновного, как устное, так и письменное, органам, должностным лицам, осуществляющим производство по делам об административных правонарушениях, о совершенном им административном правонарушении. Добровольность сообщения предполагает сообщение о совершенном правонарушении, во-первых, до начала производства по делу и, во-вторых, не под давлением улик. Если виновный сообщает о каких-либо обстоятельствах совершенного правонарушения, способствует его раскрытию во время производства по делу, то речь должна идти не о добровольном сообщении, а о деятельном раскаянии.

5. Предотвращение лицом, совершившим административное правонарушение, вредных последствий административного правонарушения, добровольное возмещение причиненного ущерба или устранение причиненного ущерба означает его реальные действия по устранению или уменьшению таких последствий. Предотвращение вредных последствий, как правило, имеет место сразу же после совершения административного правонарушения. Добровольное возмещение причиненного ущерба или устранение причиненного вреда означает, что виновный по собственной инициативе выплачивает стоимость поврежденного имущества потерпевшему или передает ему равноценное имущество и т.п. Добровольное возмещение причиненного ущерба или устранение причиненного вреда могут быть полными и частичными, что необходимо учитывать при назначении вида и размера административного наказания.

Читайте так же:  Какой штраф за оскорбление сотрудника полиции

6. Совершение административного правонарушения в состоянии сильного душевного волнения (аффекта) признается смягчающим обстоятельством, если лицо является вменяемым. В случаях, когда сильное душевное волнение носит болезненный характер, вследствие которого лицо не может отдавать отчет в своих действиях или руководить ими, оно является обстоятельством, исключающим административную ответственность (см. комментарий к ст. 2.8).

7. Совершение административного правонарушения несовершеннолетним является смягчающим ответственность обстоятельством, поскольку такие лица могут совершить правонарушение из-за недостатка жизненного опыта, неправильной оценки сложившейся правовой ситуации, под влиянием других лиц и т.д.

8. Совершение административного правонарушения беременной женщиной признается смягчающим ответственность обстоятельством, поскольку такое состояние сопровождается повышенной чувствительностью, вспыльчивостью, может отражаться на поведении женщины. Закон признает также смягчающим обстоятельством совершение административного правонарушения женщиной, имеющей малолетнего ребенка. Малолетними в соответствии со статьей 28 ГК РФ признаются несовершеннолетние, не достигшие четырнадцати лет.

9. Комментируемая статья содержит не исчерпывающий перечень обстоятельств, смягчающих административную ответственность, предоставляя судье, органу, должностному лицу, рассматривающим дело об административном правонарушении, право признать смягчающими обстоятельства, не указанные в настоящем Кодексе или законе субъекта РФ об административных правонарушениях. Это одно из проявлений гуманизма в административно-юрисдикционном процессе. На практике субъекты административной юрисдикции относят к таким обстоятельствам возраст, состояние здоровья, инвалидность, положительное поведение в быту, наличие на попечении виновного больных, престарелых членов семьи и др.

10. Кодекс, в отличие от уголовного закона, не устанавливает порядок назначения наказания при наличии смягчающих обстоятельств. По общему смыслу комментируемой статьи установление таких обстоятельств должно смягчать административную ответственность, т.е. субъект административной юрисдикции должен избирать менее строгий вид административного наказания (при альтернативных санкциях) или снижать верхний предел административного наказания (при относительно-определенных санкциях).

Какие смягчающие обстоятельства при административном правонарушении приняты в КоАП РФ?

Назначение наказания происходит с учётом всех обстоятельств дела. Мера ответственности избирается, исходя из многих факторов: отношения лица к деянию, тяжесть последствий, размер ущерба, личностные качества виновного и т.д. Смягчающие обстоятельства при административном правонарушении снижают степень общественной опасности деяния, что позволяет применить к лицу более мягкое наказание.

Несовершеннолетие виновного

Гражданин, не достигший 18 лет, не способен в полной мере понимать вред, который может быть причинён общественным отношениям его поведением. Часто противоправные действия связаны с негативным влиянием взрослых. Из-за недостатка опыта молодые люди недостаточно критично относятся к советам и доводам старших.

Даже если очевидно, что поведение виновного не обусловлено возрастом. Например, гражданин ранее совершал мелкие хищения, и был вновь привлечён к ответственности за подобное деяние.

Добровольное сообщение о правонарушении

Гражданин или должностное лицо компании информирует государственный орган о совершённом противоправном деянии. Решение добровольно, если правонарушение не было выявлено до этого.

Информация может быть направлена как в орган, уполномоченный вести производство, так и в любое правоохранительное ведомство, например, в прокуратуру. Виновный может не знать тонкостей административного процесса, но его поведение свидетельствует о желании понести наказание за проступок.

Добровольное прекращение нарушения закона

Лицо осознаёт, что может продолжать действовать (или бездействовать) вразрез с установленными требованиями закона, но принимает решение вернуться в рамки правового поля. Обычно обстоятельство фиксируется при длящихся правонарушениях. Например, гражданин оказывал услуги на возмездной основе, получал за это вознаграждение, но зарегистрировался как индивидуальный предприниматель только через некоторое время.

Назначение административного наказания: общие положения

Порядок назначения административного наказания урегулирован главой 4 КоАП РФ. В данном разделе содержатся правила, которыми должны руководствоваться суды и должностные лица административных органов, применяя меры ответственности.

Каждая статья или часть статьи особенной части КоАП РФ определяют минимальный и максимальный размеры наказания за то или иное нарушение закона. Правоприменители должны выбрать, какую конкретно ответственность понесет привлекаемое лицо (вид и размер наказания).

Для того, чтобы назначить наказание, должны учитываться:

  • характер допущенного нарушения, то есть должно быть определено, насколько деяние общественно опасно;
  • личность нарушителя, то есть характеризующие его обстоятельства;
  • материальное положение. Данная характеристика учитывается в большей мере для того, чтобы определить, может ли нарушитель оплатить штраф или нет, имеет ли смысл назначать альтернативное наказание;
  • перечень смягчающих административную ответственность обстоятельств, то есть определенных законом условий, которые позволяют уменьшить назначаемое наказание или изменить его вид;
  • отягчающие обстоятельства, то есть условия, которые не позволяют назначить минимальное наказание.

Важно! При рассмотрении дела правоприменители обязаны установить все изложенные выше обстоятельства. Без этого, объективное наказание назначено быть не может. Если данные факторы не выяснялись – это нарушение прав привлекаемого лица.

Раскаяние лица

Гражданин осознаёт вред, причинённый его поведением, сожалеет о случившемся и прямо заявляет об этом. Человек обязуется в будущем не совершать правонарушений, так как осознаёт их негативное влияние на общественные отношения. Обстоятельство свидетельствует, что гражданин исправился, изменил своё поведение и не нуждается в дополнительном порицании.

В каждом конкретном случае раскаяние устанавливает, исходя из обстоятельств дела. Простого заявление о том, что человек осознаёт неправомерность своего поведения, в дальнейшем не будет поступать подобным образом, может быть мало.

Нарушение закона беременной женщиной или матерью малолетнего ребёнка

Обстоятельство учитывается, даже если противоправное поведение виновной никак не связано с её беременностью или статусом матери.

Комментарии к СТ 4.2 КоАП РФ

Статья 4.2 КоАП РФ. Обстоятельства, смягчающие административную ответственность

Комментарий к статье 4.2 КоАП РФ:

1. Кодекс наряду с другими обстоятельствами (см. комментарий к ст. 4.1) требует от судьи, органа, должностного лица, рассматривающих дело об административном правонарушении, учитывать и обстоятельства, которые дают основание для смягчения административной ответственности в рамках санкции нормы, предусматривающей административное наказание. По смыслу данной статьи смягчающими могут быть обстоятельства, которые не включены в качестве элементов состава административного правонарушения.

Читайте так же:  Момент совершения административного правонарушения

2. Комментируемая статья признает смягчающими ответственность шесть видов обстоятельств, которые должен учитывать субъект юрисдикции при назначении административного наказания.

3. Раскаяние лица, совершившего административное правонарушение, предполагает осознание им противоправности содеянного, его отрицательное отношение к правонарушению, активное участие в способствовании раскрытию обстоятельств совершенного деяния, объяснение причин, мотивов совершения правонарушения.

4. Добровольное сообщение лицом о совершенном им административном правонарушении введено в качестве обстоятельства, смягчающего административную ответственность, Федеральным законом от 20 августа 2004 г. N 118-ФЗ (п. 1.1 ч. 1 комментируемой статьи). Такое сообщение свидетельствует о положительном после совершения административного правонарушения поведении виновного. Добровольное сообщение — это личное заявление виновного, как устное, так и письменное, органам, должностным лицам, осуществляющим производство по делам об административных правонарушениях, о совершенном им административном правонарушении. Добровольность сообщения предполагает сообщение о совершенном правонарушении, во-первых, до начала производства по делу и, во-вторых, не под давлением улик. Если виновный сообщает о каких-либо обстоятельствах совершенного правонарушения, способствует его раскрытию во время производства по делу, то речь должна идти не о добровольном сообщении, а о деятельном раскаянии.

5. Предотвращение лицом, совершившим административное правонарушение, вредных последствий административного правонарушения, добровольное возмещение причиненного ущерба или устранение причиненного ущерба означает его реальные действия по устранению или уменьшению таких последствий. Предотвращение вредных последствий, как правило, имеет место сразу же после совершения административного правонарушения. Добровольное возмещение причиненного ущерба или устранение причиненного вреда означает, что виновный по собственной инициативе выплачивает стоимость поврежденного имущества потерпевшему или передает ему равноценное имущество и т.п. Добровольное возмещение причиненного ущерба или устранение причиненного вреда могут быть полными и частичными, что необходимо учитывать при назначении вида и размера административного наказания.

6. Совершение административного правонарушения в состоянии сильного душевного волнения (аффекта) признается смягчающим обстоятельством, если лицо является вменяемым. В случаях, когда сильное душевное волнение носит болезненный характер, вследствие которого лицо не может отдавать отчет в своих действиях или руководить ими, оно является обстоятельством, исключающим административную ответственность (см. комментарий к ст. 2.8).

7. Совершение административного правонарушения несовершеннолетним является смягчающим ответственность обстоятельством, поскольку такие лица могут совершить правонарушение из-за недостатка жизненного опыта, неправильной оценки сложившейся правовой ситуации, под влиянием других лиц и т.д.

8. Совершение административного правонарушения беременной женщиной признается смягчающим ответственность обстоятельством, поскольку такое состояние сопровождается повышенной чувствительностью, вспыльчивостью, может отражаться на поведении женщины. Закон признает также смягчающим обстоятельством совершение административного правонарушения женщиной, имеющей малолетнего ребенка. Малолетними в соответствии со ст. 28 ГК РФ признаются несовершеннолетние, не достигшие четырнадцати лет.

9. Комментируемая статья содержит не исчерпывающий перечень обстоятельств, смягчающих административную ответственность, предоставляя судье, органу, должностному лицу, рассматривающим дело об административном правонарушении, право признать смягчающими обстоятельства, не указанные в настоящем Кодексе или законе субъекта РФ об административных правонарушениях. Это одно из проявлений гуманизма в административно-юрисдикционном процессе. На практике субъекты административной юрисдикции относят к таким обстоятельствам возраст, состояние здоровья, инвалидность, положительное поведение в быту, наличие на попечении виновного больных, престарелых членов семьи и др.

10. Кодекс, в отличие от уголовного закона, не устанавливает порядок назначения наказания при наличии смягчающих обстоятельств. По общему смыслу комментируемой статьи установление таких обстоятельств должно смягчать административную ответственность, т.е. субъект административной юрисдикции должен избирать менее строгий вид административного наказания (при альтернативных санкциях) или снижать верхний предел административного наказания (при относительно-определенных санкциях).

Статья 4.2. Обстоятельства, смягчающие административную ответственность

Статья 4.2. Обстоятельства, смягчающие административную ответственность

1. Анализ правил ст. 4.2 позволяет сделать ряд выводов:

1) обстоятельства, указанные в п. 1-5 ч. 1 ст. 4.2 как смягчающие административную ответственность:

а) перечислены в ст. 4.2 неисчерпывающим образом: закон допускает признание в качестве смягчающих и другие обстоятельства;

б) судья, орган, должностное лицо обязаны в любом случае учитывать;

2) любые другие обстоятельства судья, орган, должностное лицо могут признать в качестве смягчающих с учетом:

а) специфики рассматриваемого ими административного правонарушения, состава его участников, времени, места, обстановки его совершения и т.п.;

б) того, что необходимо (в постановлении о назначении административного наказания) указать мотивы признания таких обстоятельств в качестве смягчающих административную ответственность;

3) при назначении административного наказания судья, орган, должностное лицо должны руководствоваться также общими началами назначения административного наказания (см. о них коммент. к ст. 4.1);

4) комментируемая статья устанавливает, что обстоятельства, смягчающие административную ответственность, могут быть предусмотрены не только в нормах КоАП, но и в законах субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях.

2. К обстоятельствам, смягчающим административную ответственность, относятся, в частности:

1) раскаяние лица, совершившего административное правонарушение. Речь идет о том, что такое лицо осудило свое деяние, заверило остальных в том, что в дальнейшем не совершит административного правонарушения. Имеется в виду любая форма раскаяния, в т.ч. и деятельное раскаяние (например, заглаживание вреда каким-либо образом). Самостоятельным видом обстоятельства смягчающего ответственность является добровольное сообщение лицом о совершенном им административном правонарушении (оно введено Законом N 118 и вступило в силу с 01.10.04). Сообщение может быть письменным, устным, по факсу и т.п. при личной явке виновного, по телефону и т.д. главное чтобы оно было именно добровольным (а не под давлением, например, сотрудников милиции, таможенного органа и т.д.). Не важно, в какой орган лицо сообщит о совершенном деянии (например, он сообщил в милицию, хотя нужно было сообщать в антимонопольный орган) — важен сам факт того, что лицо добровольно решило сообщить о совершенном правонарушении.

Читайте так же:  Штраф за лишение прав срок давности

2) предотвращение лицом, совершившим административное правонарушение, его вредных последствий. То есть после того, как деяние было совершено, лицо:

а) стало предпринимать меры, чтобы его вредные последствия не наступили или наступили в меньшем объеме;

б) предупредило лицо (против интересов которого было направлено административное правонарушение) о возможных вредных последствиях административного правонарушения, помогло ему избежать таких последствий;

Видео (кликните для воспроизведения).

в) добровольно возместило причиненный вред;

г) устранило причиненный административным правонарушением вред;

3) совершение административного проступка:

а) в состоянии сильного душевного волнения (аффекта). Сам по себе аффект не освобождает лицо от административной ответственности, не свидетельствует о том, что вина отсутствует, но смягчает ответственность. Причем конструкция анализируемой нормы такова, что она охватывает и случаи, когда аффект был вызван поведением самого пострадавшего, и случаи, когда подобная связь отсутствовала;

б) при тяжелых личных обстоятельствах. Они могут быть самыми разнообразными (например, человек совершил мелкую кражу продуктов, поскольку не ел 3 дня). Закон заранее не связывает руки судье, органу, должностному лицу, не оговаривая причины и конкретные виды упомянутых личных обстоятельств: важно, чтобы характер этих обстоятельств был именно неблагоприятным (тяжелым) и чтобы они были неразрывно связаны с личностью правонарушителя (боль, страдание, переживание, чувство голода и т.д.);

в) при стечении тяжелых семейных обстоятельств (например, человек превысил установленную предельную скорость движения автомобиля, т.к. спешил к больной супруге).

В практике возникает вопрос: должно ли иметь место одно тяжелое личное или семейное обстоятельство или их должно быть несколько (учитывая, что в ст. 4.2 говорится о стечении таких обстоятельств)? Логическое и грамматическое толкование п. 3 ч. 1 ст. 4.2 показывает, что даже если такое обстоятельство одно, игнорировать его судья, орган, должностное лицо не вправе;

4) совершение административного проступка лицом, не достигшим 18 лет. Речь идет о несовершеннолетних в возрасте от 16 до 18 лет (см. ч. 1 ст. 2.3).

В практике возникает вопрос: если лицо было признано полностью дееспособным до достижения 18-летнего возраста (например, в порядке эмансипации, ст. 27 ГК), то распространяются ли на него правила п. 4 ч. 1 ст. 4.2? Да, распространяются: дело в том, что в ст. 4.2 исключений для каких-либо категорий несовершеннолетних не делается;

5) совершение административного проступка женщиной:

а) находящейся в состоянии беременности. Речь идет о том, что беременность женщины имела место именно в момент совершения противоправного действия или бездействия (а не в момент назначения административного наказания);

б) имеющей малолетнего ребенка. В практике возникает вопрос: какой ребенок признается малолетним? Систематическое толкование ст. 4.2 и ст. 28 ГК и ст. 3.9 (см. коммент. к ней) показывает, что малолетним считается ребенок, не достигший 14 лет.

3. В практике также возникает вопрос: является ли смягчающим административную ответственность обстоятельством примирение правонарушителя с потерпевшим? Отвечая на этот вопрос, нужно учесть, что:

1) в КоАП нет нормы, аналогичной ст. 76 УК (о том, что может быть освобождено от уголовной ответственности лицо, совершившее преступление небольшой тяжести, если оно примирилось с пострадавшим и загладило причиненный пострадавшему вред);

2) судья, орган, должностное лицо (учитывая открытый характер перечня смягчающих административную ответственность обстоятельств, указанных в ч. 1 ст. 4.2) вправе признать в качестве такового и примирение правонарушителя с потерпевшим.

На том же основании можно отнести к обстоятельствам, смягчающим административную ответственность, изменение обстановки (уже после содеянного), а также то, что лицо совершило административное правонарушение впервые.

4. Анализ судебной практики показывает, что:

1) при применении ст. 4.2 и определении конкретного размера штрафа, судам необходимо исходить из того, что в силу ст. 4.1 размер штрафа не может быть ниже предела, предусмотренного соответствующей статьей КоАП (п. 21 Пост. N 2);

2) при назначении наказания судья (с учетом смягчающих вину обстоятельств) не вправе назначить наказание ниже низшего предела, установленного санкцией соответствующей статьи (п. 21 пост. N 5).

Отягчающие обстоятельства административного правонарушения

При рассмотрении административного материала суд, или иной уполномоченный орган, обязаны учесть все обстоятельства нарушения, установить наличие факторов, влияющих на вид и размер санкции. В действиях правонарушителя могут устанавливаться обстоятельства, отягчающие административную ответственность – их перечень зафиксирован в статье 4.3 КоАП РФ. В этой статье разберем, что входит в состав указанных обстоятельств, и как их наличие влияет на размер наказания.

Что признается отягчающим обстоятельством

Как указывалось выше, полный перечень отягчающих критериев, регламентирован в статье 4.3 КоАП РФ. На увеличение размера санкций могут повлиять:

  • повторность совершения аналогичного нарушения, если оно совершено в период действия санкции по предыдущему постановлению;
  • продолжение противоправной деятельности после законного требования прекратить нарушение закона;
  • умышленное вовлечение в совершение нарушения несовершеннолетних граждан (совершеннолетие наступает с возраста 18 лет);
  • если проступок совершен группой лиц – для этого нужно доказать участие двух и более граждан;
  • если правонарушение совершено в период действия режима ЧС, стихийных бедствий или при иных аналогичных обстоятельствах (режим ЧС должен быть введен официальным актов властных органов или должностных лиц);
  • если в момент нарушения субъект находился в состоянии алкогольного или наркотического опьянения, либо отказался выполнить законное требование о прохождении медосвидетельствования.

Иные отягчающие признаки могут устанавливаться в содержании конкретных статей Особенной части КоАП РФ.

Читайте так же:  Особенности привлечения к административной ответственности депутатов

Такое правило указано в статье 4.3 КоАП РФ и может применяться в зависимости от характера выявленного нарушения. На практике, такие случаи происходят крайне редко, поскольку при малозначительном характере проступка может объявляться замечание или выноситься предупреждение.

Общая информация

Административно-правовые санкции за такого рода проступки весьма разнообразны: от взыскания или штрафа до ареста. Но в КоАП РФ существует статья, смягчающая наказания при административном правонарушении, которая помогает получить минимальное наказание, или вовсе избежать такового.

Смягчающие обстоятельства при административном правонарушении регламентируются статьей 4.2., гл. 4 КоАП и являются совокупностью признаков, которые дают возможность квалифицировать степень общественной опасности нарушения и применить к правонарушителю менее суровое наказание.

Согласно КоАП, данные факты рассматриваются перед определением суровости правовой санкции, когда факт административного правонарушения уже доказан.

Признаки, позволяющие снизить степень ответственности, можно условно разделить на три категории:

  • действия нарушителя, направленные на содействие с органами правосудия и искреннее раскаяние;
  • деяния по предотвращению последствий проступка;
  • физиологические особенности, связанные с состоянием организма правонарушителя на момент инцидента, или семейно-бытовые обстоятельства.

Комментарий к Ст. 4.2 КоАП РФ

1. К обстоятельствам, смягчающим административную ответственность, относятся:

1) раскаяние лица — означает, что лицо, совершившее административное правонарушение, осознало противоправный характер своего деяния, понимает, какие последствия оно повлекло, и примет все меры для того, чтобы не совершать подобные деяния в будущем. Раскаяние может быть как деятельным, т.е. совершение действий по устранению последствия деяния (например, возмещение материального ущерба), так и в виде принесения извинений потерпевшему;

2) добровольные действия лица, совершившего административное правонарушение, направленные на предотвращение или снижение вредных последствий:

— прекращение противоправного поведения;

— сообщение о совершении административного правонарушения;

— содействие в установлении обстоятельств, подлежащих установлению по делу об административном правонарушении;

— предотвращение вредных последствий административного правонарушения;

— возмещение причиненного ущерба или устранение причиненного вреда;

— исполнение до вынесения постановления по делу об административном правонарушении лицом, совершившим административное правонарушение, предписания об устранении допущенного нарушения, выданного ему органом, осуществляющим государственный контроль (надзор);

3) совершение административного правонарушения в состоянии сильного душевного волнения (аффекта) либо при стечении тяжелых личных или семейных обстоятельств.

Как происходит назначение наказания при отягчающих обстоятельствах

Все обстоятельства нарушения должны фиксировать непосредственно при его выявлении – с этой целью составляется протокол, либо иной процессуальный документ. Например, при совершении ДТП автовладелец может быть направлен на медосвидетельствование на предмет опьянения. Отказ пройти эту процедуру фиксируется в процессуальном акте с участием понятых. Этот документ будет входить в состав доказательств по административному делу.

Подтверждения отягчающих обстоятельств происходит по следующему перечню доказательств:

  • письменные документы, составленные на месте выявления проступка – акты, протоколы, схемы и т.д.;
  • справки, полученные по запросам уполномоченных органов – о возрасте участников правонарушения, о наличии неснятых санкций и т.д.;
  • заключение по итогам медосвидетельствования о состоянии наркотического или алкогольного опьянения;
  • показаниями свидетелей – например, в отношении группы лиц;
  • фото, аудио- и видеозаписи, в том числе с камер фиксации;
  • иные письменные и вещественные доказательства.

При рассмотрении дела по существу происходит исследование обстоятельств, изложенных в протоколе и ином процессуальном акте. При этом суд, должностное лицо или уполномоченный орган могут установить отсутствие в действия нарушителя отягчающих обстоятельств. Например, признак повторности применяется только при совершении аналогичного проступка. Если в протоколе было зафиксировано наличие непогашенных санкций по предыдущим проступкам, при рассмотрении дела нужно проверить аналогичность составов.

Выбор и назначение санкции при подтверждении отягчающих обстоятельств происходит по следующим правилам:

  • если в статье Особенной части КоАП РФ указано несколько видов наказания, суд может выбрать наиболее строгую санкцию;
  • при указанном выборе нужно учитывать невозможность применения некоторых санкций к отдельным категориям граждан – например, запрещено применять арест к беременным женщинам;
  • если выбранная санкция предусматривает минимальный и максимальный размер наказания, уполномоченный орган не вправе выходить за их пределы даже при выявлении нескольких отягчающих обстоятельств (если в статье КоАП РФ указан единственный возможный размер санкции, превышать его нельзя).

Если определенный фактор уже указан в статье Особенной части КоАП РФ в качестве квалифицирующего признака, он не может считаться дополнительным отягчающим обстоятельством. Типичным примером является нарушение ПДД в состоянии опьянения. Если статья Особенной части наказывает непосредственно за нарушение ПДД в состоянии опьянения, этот фактор не будет учитываться как отягчающее обстоятельство.

Назначение наказания происходит путем вынесения постановления. Обосновывая размер назначенной санкции, суд, или иное лицо, обязаны сослаться на доказанные смягчающие и отягчающие обстоятельства. Постановление об административном нарушении может быть оспорено в вышестоящих инстанциях. Если при рассмотрении жалобы один или несколько отягчающих факторов будут исключены, размер наказания подлежит снижению. На исполнение назначенного наказания отягчающие обстоятельства не повлияют.

Смягчающие обстоятельства в коап рф

Компенсация виновным лицом ущерба, устранение вреда

Гражданин без постороннего принуждения решает восстановить повреждённое имущество, передать деньги потерпевшему в счёт компенсации материального ущерба или морального вреда, передаёт равноценные вещи и т.д. Возможно принесение публичных извинений. Виновный и потерпевшее лицо самостоятельно оговаривают порядок и размеры компенсации.

Что это такое

Сам факт совершения административного проступка неизбежно влечет наказания. Вид и размер санкции будут определять суд, должностное лицо или уполномоченный орган (в зависимости от характера нарушения). Для вынесения справедливого и правильного решения по административному делу, устанавливается наличие смягчающих или отягчающих обстоятельств.

Цель и способы применения отягчающих обстоятельств заключается в следующем:

  • так как указанные факторы существенно повышают общественную опасность проступка, суд или иной орган могут увеличить размер наказания, либо выбрать наиболее серьезную санкцию из состава КоАП РФ;
  • отягчающие обстоятельства дают возможность назначить максимально возможный штраф или наиболее серьезный иной вид наказания, однако их размер все равно не может превысить предел, зафиксированный в статье Особенной части КоАП РФ;
  • перечень отягчающих факторов не может устанавливаться произвольно – все указанные обстоятельства перечислены в ст. 4.3 КоАП РФ, либо в содержании статьи Особенной части кодекса.
Читайте так же:  Какое наказание предусмотрено за оскорбление личности

Обязанность доказать наличие таких обстоятельств возложена на уполномоченные органы, составляющие протокол и рассматривающие дело. Нарушитель, а также его адвокат, вправе не только возражать относительно предъявленных обвинений в совершении проступка, но и представлять доказательства об отсутствии отягчающих признаков, требовать их исключения из материалов дела.

Влияние душевного волнения, личных обстоятельств на поведение лица

Аффект – это особое эмоциональное состояние, когда определённое чувство доминирует в сознании. Человек не может полностью контролировать свою волю, руководить поступками. Действия лица вызваны событиями, произошедшими только что.

Часто эмоция обусловлена действиями потерпевшего. Например, гражданин оскорбил виновного, в результате чего тот нанёс побои.

Состояние аффекта устанавливается в ходе экспертизы. Только специалист может ответить, были ли гражданин способен полностью руководить своим поведением в момент совершения правонарушения.

Тяжёлые личные или семейные обстоятельства снижают способность человека адекватно воспринимать окружающую обстановку. Отсутствие стабильной работы, голод, болезнь близких родственников могут вызвать чувство отчаяния, безысходности.

Предотвращение вредных последствий виновным

В ходе правонарушения разрушаются сложившиеся общественные отношения. Лицо, которое действует в соответствии с законом, не может добиться желаемого результата. Если виновный восстанавливает нарушенный его деянием порядок, то в отношении его избирается более мягкое наказание.

Например, государственная организация нарушила порядок проведения торгов для приобретения товаров для государственных нужд. Заинтересованное лицо обратилось с жалобой в компетентные органы с требованием привлечь организацию к ответственности по статье 7.30 КоАП РФ.

Когда должностные лица государственной организации узнали о нарушении, было принято решение о проведении новых торгов с теми же участниками. Вредные последствия не наступили.

Оказание помощи органу, ведущему производство по делу

Виновное лицо сообщает важную информацию об обстоятельствах правонарушения, соучастниках, использованных средствах, размерах ущерба.

Сведения, полученные от виновного, должны реально помочь установлению истины в ходе административного процесса. Простое перечисление фактов, не влияющих на квалификацию деяния, не может быть расценено как смягчающее обстоятельство.

Общая характеристика

Санкции статей КоАП предусматривают диапазон взысканий. Орган, рассматривающий дела, имеет право выбрать наказание в установленных пределах. Чем ниже общественная опасность деяния, тем меньше должно быть взыскание.

Перечень обстоятельств, снижающих опасность правонарушения, установлен в статье 4.2 КоАП РФ. Список неполный – суд или иной орган, могут учесть иные обстоятельства в качестве смягчающих ответственность. Например, более мягкие взыскания назначаются инвалидам и людям, имеющим государственные награды за участие в боевых действиях.

Часто смягчающие обстоятельства учитываются в совокупности. Например, сообщение гражданином о собственном правонарушении свидетельствует также о его раскаянии.

Закон не устанавливает, какое именно наказание должно быть избрано при наличии определённого смягчающего обстоятельства. Например, в судебных документах обычно указывается, что при вынесении решения подобные факты были учтены. Но не фиксируется, в какой степени они повлияли на вердикт.

Добровольное исполнение предписания контролирующего органа до завершения административного процесса

Обстоятельство характерно для случаев, когда гражданин или работник организации из-за невнимательности или отсутствия необходимых знаний допускают нарушения закона.

Например, в ходе внеплановой проверки ООО было выявлено нарушение порядка начисления оплаты труда. Материалы были переданы в трудовую инспекцию для правовой оценки.

Для ООО выгодно признать нарушение и погасить задолженность перед работниками, чтобы не провоцировать сотрудников на обращения в суд. Поэтому руководство принимает решение исполнить требование контролирующего органа.

Условия смягчения административного наказания

Статья 4.2 КоАП РФ называет 10 видов обстоятельств, смягчающих административную ответственность.

Раскаяние виновного

Для того чтобы раскаяние было зачтено в качестве смягчающего обстоятельства, необходимо одновременное присутствие 2 факторов:

  • полное признание вины в инкриминируемом проступке;
  • негативная оценка виновным своих действий.

Важно: осознание недопустимости такого поведения, отрицательное отношение правонарушителя к совершенному деянию должны быть следствием личной оценки виновного. Раскаяние под воздействием принуждения или из страха наказания обстоятельством, смягчающим административную ответственность, не признается.

Прекращение противоправных действий

Отказ от продолжения правонарушения позволит смягчить наказание только при соблюдении условия добровольности. То есть если виновный по доброй воле прекратил свои действия, осознавая их противоправность. Например, при совершении мелкого хищения нарушитель добровольно вернул на место украденную вещь.

Подписывайтесь на наш канал в Яндекс.Дзен!

Подписаться на канал

Важно: в случае невозможности завершения противоправных действий по причинам, не зависящим от воли виновного (задержание сотрудниками охраны, правоохранительных органов и т. д.), незавершенность этих действий основанием для смягчения наказания не является.

Сообщение о совершенном правонарушении

Добровольное сообщение виновным о совершенном им проступке в правоохранительные органы безоговорочно признается обстоятельством, смягчающим административную ответственность.

Важно: сообщение должно иметь место до того, как о правонарушении стало известно представителям компетентных структур.

Содействие «следствию»

Это обстоятельство, смягчающее административную ответственность, имеет второе, неофициальное название – деятельное раскаяние. Иными словами, чтобы заслужить снисхождение, виновному необходимо оказать содействие правоохранительным органам в установлении обстоятельств и деталей совершенного проступка.

Видео (кликните для воспроизведения).

Пример: добровольное предоставление доказательств, в том числе и вещественных, указание на очевидцев правонарушения и т. д.

Источники

Смягчающие обстоятельства при административном правонарушении
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here