Разрешение на размещение нестационарного объекта торговли

Полезное по теме: "Разрешение на размещение нестационарного объекта торговли" от специалистов простым языком. Если необходимо уточнить актуальность на 2020 год, а также задать вопрос, то обращайтесь к дежурному юристу.

Если Вы хотите разместить нестационарный объект?

Что такое нестационарный объект?

В соответствии с Федеральным законом «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» нестационарный торговый объект – торговый объект, представляющий собой временное сооружение или временную конструкцию, не связанные прочно с земельным участком вне зависимости от присоединения или неприсоединения к сетям инженерно-технического обеспечения, в том числе передвижное сооружение.

Указанный выше закон «Об организации торговой деятельности в РФ» устанавливает правила размещения объектов нестационарной торговли на территории РФ.

Так, статья 10 Закона регулирует основные правила размещения нестационарных торговых объектов:

— Размещение нестационарных торговых объектов осуществляется в соответствии со схемой размещения нестационарных торговых объектов с учетом необходимости обеспечения устойчивого развития территорий и достижения нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов.

— Порядок включения в схему размещения устанавливается Правительством Российской Федерации.

— Схема размещения разрабатывается и утверждается органом местного самоуправления.

ВАЖНО! В Схеме размещения не менее 60% нестационарных торговых объектов от общего количества нестационарных торговых объектов, должно быть отдано субъектам малого и среднего предпринимательства, осуществляющим торговую деятельность.

— Схема размещения и вносимые в нее изменения должны быть опубликованы, а также размещены на официальных сайтах органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации и органа местного самоуправления в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

ВАЖНО! Утверждение схемы размещения, а также внесение в нее изменений, не может служить основанием для пересмотра мест размещения нестационарных торговых объектов, строительство, реконструкция или эксплуатация которых были начаты до утверждения указанной схемы.

Правительством РФ утверждены Правила включения нестационарных торговых объектов, расположенных на земельных участках, в зданиях, строениях и сооружениях, находящихся в государственной собственности, в схему размещения нестационарных торговых объектов (Постановление Правительства от 29.09.2010 N 772 «Об утверждении Правил включения нестационарных торговых объектов, расположенных на земельных участках, в зданиях, строениях и сооружениях, находящихся в государственной собственности, в схему размещения нестационарных торговых объектов»).

Органы местного самоуправления самостоятельно выбирают форму включения объектов нестационарной торговли в схему размещения (конкурс или аукцион).

Как правило, желающие разместить объект нестационарной торговли, подают в уполномоченный орган местного самоуправления муниципального образования, осуществляющий управление в сфере торговли, заявление с приложением к нему следующих документов (нотариально заверенные копии либо копии с представлением оригинала):

— для юридических лиц — устав, свидетельство о государственной регистрации;

— для индивидуальных предпринимателей — свидетельство о государственной регистрации гражданина в качестве индивидуального предпринимателя;

— свидетельство о постановке на учет в налоговом органе и присвоении идентификационного номера налогоплательщика;

— справки об отсутствии задолженности по начисленным налогам, сборам и иным обязательным платежам в бюджеты любого уровня за прошедший календарный год;

— списка работников, привлекаемых к обслуживанию в мелкорозничной торговле, с указанием образования и квалификации, информации о прохождении медосмотра.

Внимание: перечень документов может варьироваться в зависимости от муниципалитета.

Заявления принимаются в течение срока, установленного главой муниципального образования или уполномоченным им должностным лицом.

При осуществлении розничной торговли (оказании услуг общественного питания, бытовых услуг) после получения разрешения на размещение нестационарных объектов мелкорозничной сети необходимо соблюдать федеральное и региональное законодательство о торговле, а также санитарные правила и нормы, утвержденные в установленном порядке. Все продаваемые товары должны отвечать требованиям безопасности и сопровождаться документами, указывающими источник их поступления, а также подтверждающими их качество и безопасность.

На объектах мелкорозничной сети должна быть вывеска с фирменным наименованием (наименованием) юридического лица (индивидуального предпринимателя), местом их нахождения (юридическим адресом), режимом работы.

Размещение и планировка объектов, их техническая оснащенность должны отвечать санитарным, противопожарным, экологическим и другим нормам и правилам, условиям приема, хранения и реализации товаров, а также обеспечивать условия труда и правила личной гигиены работников.

На каждом объекте в течение всего времени работы должны находиться и предъявляться по требованию органов государственного контроля (надзора) следующие документы:

— разрешение на размещение нестационарного объекта мелкорозничной сети (для нестационарных объектов мелкорозничной сети), которое должно быть размещено на доступном для покупателей месте;

— лицензия на право осуществления деятельности (в случае, предусмотренном законодательством);

— документы, указывающие источник поступления и подтверждающие качество и безопасность реализуемой продукции (договоры, контракты на поставку пищевых продуктов, сертификаты соответствия, декларации о соответствии, качественные удостоверения, ветеринарные свидетельства, санитарно-эпидемиологические заключения);

— договор на поставку воды и вывоз стоков (при отсутствии централизованного водоснабжения и централизованной системы канализации), график дезинфекции емкостей для хранения питьевой воды;

— заверенная копия документа о регистрации контрольно-кассовой техники (кроме случаев, когда в соответствии с федеральным законодательством контрольно-кассовая техника не применяется);

— книга отзывов и предложений, прошитая, пронумерованная и заверенная руководителем юридического лица или индивидуальным предпринимателем;

— журнал учета мероприятий по контролю;

— технологические карточки (для сезонных (летних) кафе и автокафе);

— договоры на вывоз твердых бытовых отходов, утилизацию бактерицидных ламп, санитарную обработку спецодежды персонала;

— санитарно-эпидемиологическое заключение, сертификат соответствия на объект, подтверждающие его пригодность для приготовления и реализации пищевых продуктов и блюд общественного питания.

Демонтаж и вывоз объектов производится силами и за счет предпринимателя по окончании срока действия разрешения на размещение нестационарного объекта мелкорозничной сети.

Однако конкретная процедура выдачи этих разрешений варьируется от региона к региону.

Как установить киоск или торговую палатку в Подмосковье

Киоски, ларьки, палатки и другие небольшие павильоны для продажи товаров относятся к нестационарным торговым объектам (НТО). Разместить такие в Подмосковье можно по результатам электронных аукционов. Как законно установить НТО, читайте в материале портала mosreg.ru.

Популярный формат торговли

Киоски, палатки и ярмарочные места – удобные форматы торговли для предпринимателей. Самая востребованная специализация НТО в Подмосковье – продовольственные товары. Также популярны печатная продукция, непродовольственные и смешанные товары. Традиционно развит формат сезонной торговли – в зависимости от времени года на прилавках появляются бахчевые, мороженое, квас, новогодние елки, пасхальные товары, рассада.

По словам министра потребительского рынка и услуг Московской области Владимира Посаженникова, высокий спрос на НТО у предпринимателей сохраняется благодаря несложной процедуре организации и относительно невысоким капиталовложениям.

Читайте так же:  Срок исковой давности между физическими лицами

Пять шагов для размещения НТО

©, Мытищинское информационное агентство, Вячеслав Нестеров

Решение о размещении НТО осуществляется в пять этапов:

— предприниматель обращается в администрацию муниципалитета, на территории которого он планирует вести деятельность, указывает характеристики будущего объекта (вид, специализацию, площадь, период размещения, целевую аудиторию);

— управление потребительского рынка и услуг предоставляет информацию о вакантных местах, но предприниматель может и сам предложить место;

— место размещения НТО рассматривают на заседании Московской областной межведомственной комиссии по вопросам потребительского рынка (рабочие встречи проходят не реже одного раза в месяц); комиссия принимает решение о соответствии (несоответствии) предлагаемой площадки требованиям законодательства и возможности размещения на ней конкретного объекта;

— при положительном решении место включают в схему размещения НТО и выставляют на торги; анонс аукциона публикуют в СМИ;

— предприниматель подает заявку на участие в аукционе и, если становится победителем, заключает с администрацией муниципального образования договор о размещении НТО на срок, не превышающий срок действия схемы.

Порядок проведения торгов устанавливает администрация муниципалитета. Требования к содержанию, форме и составу заявки перечислены в извещении о проведении аукциона.

Требования к НТО

Министерство потребительского рынка и услуг Московской области

Требования к НТО максимально упрощены:

— у предпринимателя должен быть договор на размещение объекта (в соглашении прописаны условия ведения деятельности, например, выполнение мероприятий по благоустройству площадки);

— павильон должен соответствовать архитектурному решению, утвержденному в муниципалитете.

Также на деятельность НТО распространяются стандартные правила торговли. Например, у продавцов должна быть товарно-сопроводительная документация на реализуемую продукцию.

Что происходит с незаконными НТО

Главное управление государственного административно-технического надзора Московской области

Специалисты министерства потребительского рынка и услуг Московской области регулярно проводят мониторинг объектов нестационарной торговли. В число нарушителей входят сезонные стихийно возникающие палатки и объекты с истекшим сроком договора на размещение.

Информацию о незаконных объектах передают в администрации муниципалитетов. Такие торговые точки подлежат демонтажу. Причем площадку после сноса объекта следует привести в первоначальное состояние и благоустроить.

Кроме того, местные власти ведут работу по легализации торговых точек. Если место, на котором стоял незаконный объект, соответствует требованиям законодательства, его включают в схему и разыгрывают на аукционе.

Приложение N 2. Порядок выдачи разрешений на размещение нестационарных объектов мелкорозничной торговли

к постановлению главы администрации МО г. Красноармейск

Красноармейского муниципального района

от 27 июля 2009 г. N 11

Порядок
выдачи разрешений на размещение нестационарных объектов мелкорозничной торговли

1. Нестационарные объекты мелкорозничной торговли размещаются на территории муниципального образования город Красноармейск в соответствии с утвержденной Единой схемой, определяющей места для размещения нестационарных объектов мелкорозничной торговли на территории муниципального образования город Красноармейск. Основанием для размещения нестационарных объектов мелкорозничной торговли на территории муниципального образования город Красноармейск является разрешение, выдаваемое администрацией муниципального образования город Красноармейск.

2. Разрешение на размещение нестационарных объектов мелкорозничной торговли на территории муниципального образования город Красноармейск (далее — Разрешение) выдается на основании Единой схемы размещения нестационарных объектов мелкорозничной торговли (далее — Единая схема размещения).

Разрешение выдается на каждый нестационарный объект мелкорозничной сети (далее — Объект).

Информация о выдаче, а также о прекращении разрешений вносится в Реестр нестационарных объектов мелкорозничной торговли муниципального образования город Красноармейск в день выдачи или прекращения действия Разрешения.

3. Юридические лица и индивидуальные предприниматели (далее — заявители), желающие осуществлять мелкорозничную торговлю в местах, определенных Единой схемой разрешения, представляют в администрацию муниципального образования город Красноармейск копии учредительских документов и свидетельств о государственной регистрации заявителя, а также заявления с указанием:

— наименования и организационно-правовой формы заявителя, места его нахождения;

— типа и специализации объекта;

— предполагаемого адреса размещения объекта в соответствии с утвержденной в установленном порядке Единой схемой размещения и режима его работы;

— срока, на который заявитель желает получить Разрешение;

4. Заявление с приложением всех необходимых документов рассматривается, и принимается решение главы администрации муниципального образования город Красноармейск о размещении объекта по указанному адресу в соответствии с утвержденной Единой схемой размещения или об отказе в размещении объекта в течение 5 рабочих дней с момента его получения.

5. Администрация муниципального образования город Красноармейск письменно уведомляет заявителя о принятом решении размещения объекта в течение 3 (трех) рабочих дней после его принятия.

6. Заявитель в течение не более одного месяца дополнительно представляет оригинал и копии следующих документов:

6.1. Договор аренды земельного участка на размещение нестационарного объекта мелкорозничной торговли, заключенный с администрацией Красноармейского муниципального района.

6.2. Для размещения тележки, лотка, корзины, изометрической емкости, цистерны — заключение территориального отдела управления Роспотребнадзора по Саратовской области в Петровском районе с приложением перечня.

6.3. Для размещения автомагазина (автолавки, автоприцепа):

— согласование территориального отдела управления Роспотребнадзора по Саратовской области в Петровском районе с приложением ассортиментного перечня;

— санитарный паспорт на транспортное средство, выданный филиалом ФГУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии» Саратовской области в Петровском районе.

6.4. Для размещения бахчевого развала и овощной площадки:

— согласование территориального отдела управления Роспотребнадзора Саратовской области в Петровском районе с приложением ассортиментного перечня;

— договор с Филиалом ФГУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии» Саратовской области в Петровском районе на определение содержания нитратов в бахчевых и плодоовощных культурах;

— документы о поверке весоизмерительных приборов.

7. После представления всех необходимых документов в течение 3-х дней выдается Разрешение на размещение нестационарного объекта мелкорозничной торговли.

8. В выдаче Разрешения заявителю отказывается в следующих случаях:

— заявителем не представляются все необходимые документы более 1 (одного) месяца после письменного уведомления о принятом решении о размещении объекта;

— указанный в заявлении адрес размещения объекта не входит в утвержденную Единую схему размещения.

9. Разрешение выдается на срок, указанный заявителем, но не более 7 месяцев, с 1 апреля по 1 ноября.

10. Разрешение не подлежит передаче другим юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям.

11. Действие Разрешения может быть прекращено до истечения срока, на который оно выдано, по просьбе заявителя или решению администрации муниципального образования город Красноармейск.

11.1. Основанием для досрочного прекращения разрешения является:

— наличие зафиксированных в установленном порядке грубых или систематических (более 2 раз) нарушений в работе объекта;

Читайте так же:  Апелляционная жалоба на решение по административному делу

— утвержденные главой администрации муниципального образования город Красноармейск изменения Единой схемы размещения, исключающие дальнейшее размещение объекта по данному адресу.

В случае принятия решения, исключающего дальнейшее размещение объекта по данному адресу, юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю должны быть предложены адреса (не менее двух) для размещения объекта. При этом разрешение переоформляется на основании соответствующего заявителя на неистекший срок предыдущего Разрешения.

11.2. В случае утраты (повреждения) Разрешения юридическое лицо или индивидуальный предприниматель обязан в течение 3 (трех) рабочих дней подать заявление о выдаче дубликата. На переоформленном Разрешении делается пометка «Дубликат».

Видео (кликните для воспроизведения).

12. Плата за рассмотрение представленных заявителем документов, а также выдачу переоформления Разрешения, дубликата не взимается.

13. Разрешение на размещение нестационарного объекта мелкорозничной торговли должно находиться на каждом нестационарном объекте мелкорозничной сети в течение всего времени работы и предъявляется по требованию органов контроля (надзора).

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

Правила размещения в городе Москве нестационарных торговых объектов при стационарных торговых объектах

Начинающие бизнесмены или те, которые хотят расширить свое дело, устанавливая в пределах своей деятельности нестационарные торговые объекты в черте города Москва, часто сталкиваются с рядом трудностей, касающихся правил и норм существующих законов. Имея информацию о требованиях к размещению таких объектов и механизме получения разрешения, можно сэкономить большое количество времени и избежать лишних финансовых затрат.

Закон о порядке размещения в городе Москва нестационарных торговых объектов при стационарных торговых объектах

Касательно норм размещения существует специальный закон, однако, перед ознакомлением с ним необходимо убедиться, что располагаемый вами объект относится к такой категории.

Нестационарным торговым объектом называются объекты временного размещения, прочно не связываемые с землей, на которой устанавливаются и примыкают к постройке с расположенным торговым объектом либо же находятся на территории в непосредственной близи со зданием.

Существующий закон, регламентирующий расположение, оснащение и монтаж таких объектов, содержит информацию такого рода:

  • формулировку об установлении норм закона;
  • утверждение определенного регламента оказания государственными органами услуг по включению места установки точки в общегородскую схему, содержащую такие сведения;
  • ограничения по территориальному месту действия данного закона (исключаются определенные в нем административные округа);
  • обозначение органа, ответственного за составление проектов размещения подобных торговых точек (Комитет по архитектуре и градостроительству).

Порядок размещения кроме конкретных требований к их установке также содержит сведения, касающиеся его работы и разрешенные периоды монтажа в зависимости от востребованности реализуемой продукции (реализация напитков, елочные базары и пр.).

Как быстро будет готово решение

Вынесение решения по разрешению включения точки в общую схему размещения типовых и возможность осуществления ее установки подготавливается более тридцати дней (в расчет не принимаются выходные и праздничные дни).

Дополнительные требования к летним кафе

Основными изменениями закона, касающимися таких объектов, являются:

Способы получения

Существуют следующие способы получения вынесенного разрешения (или отказа в нем):

  • лично, при предъявлении паспорта;
  • посредством почты на юридический адрес зарегистрированного лица;
  • через представителя (имеющего соответствующую доверенность);
  • посредством электронной почты, о чем необходимо указать при подаче заявления.

Правила размещения нестационарных точек торговли постоянно претерпевают изменения и подавая документы на вынесение разрешения обязательно следует ознакомиться к действующими на настоящий момент положениями для правильного составления всех документов и монтажа точки в разрешенном виде и форме.

Упростить процедуру оформления размещения в городе Москва нестационарных торговых объектов при стационарных торговых объектах вы можете, обратившись в компанию Селен Гранд. Наши юристы помогут вам получить все разрешительные документы оперативно. Звоните нам по тел.: + 7 (499 ) 788-16-17

Разрешение на размещение нестационарного объекта торговли

Ситуация: Клиент, являясь собственником земельного участка, принял решение разместить на нем торговый павильон. Вид разрешенного использования участка — «под организацию торговли», позволял ему использовать участок для размещения объектов торговли.

Начав возведение фундамента, он получил от местной администрации предписание остановить строительные работы до получения разрешения на строительство. Параллельно началась прокурорская проверка.

Вопрос: Требуется ли для возведения торгового павильона разрешение на строительство?

Ответ: В описанной ситуации для строительства торгового павильона Клиента получение разрешения на строительство не требовалось. Т.к. по своим техническим характеристикам указанный объект является объектом нестационарной торговли.

Обоснование ответа: Право застройщика на возведение объекта капитального строительства удостоверяется разрешением на строительство. Такой документ застройщик может получить в порядке, установленном статьей 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации.

Однако не во всех случаях законодательство требует получение разрешения на строительство. Например, часть 17 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации говорит о том, что не требуется получать разрешение на строительство для возведения киосков, навесов и других объектов, которые капительными не являются.

Правила размещения в городе Москве нестационарных торговых объектов при стационарных торговых объектах

Текущие положения имеют такие основные понятия:

Внесены изменения в положение о размещении нестационарных объектов

К существующему закону внесены изменения, касающиеся некоторых пунктов как общего характера, так и касающиеся отдельно определяемых точек:

  • запрещено осуществлять монтаж на тротуарах или участках площадей, если сам объект либо его отдельные составляющие части препятствуют движению пешеходов;
  • сделаны изменения в полномочиях и правах территориальных органов исполнительной власти Москвы, касающиеся выдачи разрешений и проектирования схем;
  • в права комитета добавлено право инициировать исключение из общей схемы при условии нарушения каких-либо указанных в законе норм и требований;
  • включены изменения в порядок по освобождению участков земли от незаконно расположенных на них конструкций, или тех, которые не отвечают общим требованиям;
  • внесены уточнения по отдельным видам объектов, в частности, летних кафе.

Кто имеет право обратиться за услугой

Для предоставления услуги включения точки в общую схему могут обращаться:

  • физические или юридические лица, являющиеся собственниками зданий, сооружений, помещений нежилого характера с размещением стационарного объекта, к которому будет примыкать нестационарный;
  • другие лица, не являющиеся собственниками конструкций, но уполномоченные владельцами на совершение данной процедуры.

Так что же отличает капитальный объект от некапитального?

Согласно позиции Верховного Суда Российской Федерации, отраженной в Определении от 03.12.2008 г. № 9-Г08-19, правовые понятия объект капитального строительства и объект недвижимости тождественны. Это означает, что некапитальные объекты недвижимостью не являются.

Читайте так же:  Иностранные граждане совершившие административное правонарушение

Понятие недвижимого имущества содержится в статье 130 Гражданского кодекса Российской Федерации (Далее — «ГК РФ»), согласно которой к недвижимым вещам относятся все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно.

Согласно правовой позиции Верховного суда Российской Федерации, отраженной в п. 38 Постановления Пленума от 23.06.2015 года № 25, при разрешении вопроса о признании объекта недвижимой вещью необходимо установить, что на нем по крайней мере полностью завершены работы по сооружению фундамента или аналогичные им работы.

Таким образом, наиболее существенной технической характеристикой объекта, позволяющей квалифицировать его в качестве недвижимости, является наличие фундамента и невозможность перемещения объекта без несоразмерного ущерба его назначению.

С другой стороны, законодатель ввел в оборот понятие нестационарного торгового объекта. Примечание к пункту 3.14. «ГОСТ Р 51773-2009. Национальный стандарт Российской Федерации. Услуги торговли. Классификация предприятий торговли» (утв. и введен в действие Приказом Ростехрегулирования от 15.12.2009 № 771-ст), раскрывая понятие нестационарный торговый объект, относит к ним павильоны, киоски, палатки, торговые автоматы и иные временные торговые объекты. При этом указанный ГОСТ Р, не раскрывает ответа на другой интересный вопрос.

Чем же стационарный павильон отличается от нестационарного?

«Нестационарный торговый объект — торговый объект, представляющий собой временное сооружение или временную конструкцию, не связанные прочно с земельным участком вне зависимости от наличия или отсутствия подключения (технологического присоединения) к сетям инженерно-технического обеспечения, в том числе передвижное сооружение…».

пп. 6) ст. 2 Федерального закона от 28.12.2009 г. № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации»

Аналогичным образом данный термин раскрывается в «ГОСТ Р 51303-2013. Национальный стандарт Российской Федерации. Торговля. Термины и определения» (утв. Приказом Росстандарта от 28.08.2013 № 582-ст).

Местное законодательство, дополняя терминологию, уточняет какими техническими характеристиками должны обладать нестационарные торговые объекты. Например, Правила благоустройства территории Истринского муниципального района Московской области (утв. Распоряжением Министерства ЖКХ МО от 20.07.2015 г. № 158-РВ) содержат следующее определение:

«Объекты, не являющиеся объектами капитального строительства (некапитальные объекты), — объекты, для размещения которых не требуется оформление разрешения на строительство, выполненные из легковозводимых конструкций без заглубленных фундаментов, коммуникаций и подземных сооружений, сезонного или вспомогательного назначения, в том числе летние павильоны, небольшие склады, а также торговые киоски, павильоны и иные объекты мелкорозничной торговли, теплицы, парники, беседки, остановочные павильоны, наземные туалетные кабины, боксовые гаражи, другие подобные сооружения».

Какие документы понадобятся для оформления

Для оформления разрешения необходимо предоставить следующие документы:

  • запрос, оформленный в установленной положением форме;
  • документ, подтверждающий личность заявителя;
  • в случае представления интереса собственника другим лицом, оформленная доверенность;
  • документы, которые подтверждают право собственности заявляющего лица;
  • план стационарного здания с экспликацией помещений (при наличии нескольких этажей план каждого из них);
  • цветные фотографии здания без заявляемой точки;
  • графически врисованный в фотографию объект, выполненный путем фотомонтажа с указанием основных размеров конструкции;
  • выписку из единого реестра юридических или физических лиц.

Таким образом, нестационарный торговый павильон должен обладать следующими признаками:

  1. Не должен быть прочно связан с землей (отсутствие заглубленного фундамента);
  2. Возведено из легковозводимых конструкций (возможность переноса без несоразмерного ущерба назначению объекта);
  3. Отсутствие подземных технологических присоединений к сетям инженерно-технического обеспечения (воздушные присоединения разрешены).

Нужна консультация? Оставьте заявку

Разработанные Минпромторгом России требования к размещению нестационарных и мобильных торговых объектов необходимо существенно скорректировать

aleoks / Depositphotos.com

Уже в феврале Госдума планирует рассмотреть подготовленный министерством законопроект, предусматривающий закрепление в Федеральном законе от 28 декабря 2009 г. № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» (далее – Закон № 381-ФЗ) общих требований к организации розничной торговли с использованием нестационарных торговых объектов и развозной торговли (далее – законопроект) 1 . Проектом предполагается, во-первых, уточнение терминологии в данной сфере, определение перечня видов нестационарных торговых объектов, законодательное закрепление таких понятий, как развозная торговля (розничная торговля с использованием мобильных торговых объектов), мобильный торговый объект (оборудованное для продажи товаров транспортное средство, в том числе автолавка, мототранспорт, велосипед и др.). Во-вторых, предлагается определенным образом унифицировать на федеральном уровне правила включения мест размещения нестационарных и мобильных торговых объектов – речь идет именно о длительном размещении уличных объектов – в соответствующую схему и основания исключения из нее, порядок заключения и расторжения договоров на размещение торговых объектов, предусмотреть гарантии для сохранения бизнеса при необходимости перемещения торговой точки в случае, когда место ее размещения требуется для государственных или муниципальных нужд и т. д.

Несмотря на то что и ОП РФ, и уполномоченные по защите прав предпринимателей, и представители бизнес-объединений, как показало состоявшееся вчера в палате нулевое чтение законопроекта, поддерживают идею о более четком и детальном регулировании малого торгового бизнеса (сейчас особенностям размещения нестационарных торговых объектах посвящена лишь одна статья – ст. 10 Закона № 381-ФЗ), тем более что развитие именно таких форматов торговли является очень перспективным для местных производителей и может повысить доступность – по цене и близости размещения торговых точек – качественной продукции для потребителей, ряд положений проекта, по их мнению, требует дополнительного обсуждения и доработки. К наиболее значимым можно отнести следующие.

Применяется ли ЕНВД в отношении розничной торговли с использованием нестационарных торговых объектов? Ответ – в Энциклопедии решений интернет-версии системы ГАРАНТ. Получите бесплатный доступ на 3 дня!

Предъявляемые к торговым объектам требования. Предусмотренная законопроектом возможность утверждения конкретных требований к внешнему виду, предельным габаритам и площади нестационарных торговых объектов у экспертов вопросов не вызывает. А вот закрепление необходимости их соответствия правилам землепользования и застройки, благоустройства территории, пожарной безопасности, экологическим нормативам – без какой-либо конкретизации – и принципиальной возможности сноса в ряде случаев по правилам, установленным для самовольных построек (ст. 222 Гражданского кодекса) фактически приравнивает нестационарные торговые объекты к объектам капитального строительства, что, по мнению участников обсуждения, недопустимо.

Пока нет единой позиции экспертного сообщества по поводу обязательного определения специализации нестационарных и мобильных торговых объектов. Согласно законопроекту она должна указываться в схемах и договорах на размещение и предполагает, что товары соответствующей группы составляют в ассортименте данной торговой точки не менее 80%. Если данное требование все же будет введено, хотя оно противоречит действующему правилу о самостоятельном выборе предпринимателем универсальной или специализированной торговли (п. 4 ч. 2 ст. 8 Закона № 381-ФЗ), необходимо хотя бы снизить минимальную долю специализированного товара до 50%, полагают эксперты.

Читайте так же:  Компетенция административных дел судам общей юрисдикции

Реализация прав на размещение торговых объектов. Согласно законопроекту договор на размещение объекта будет заключаться по результатам торгов на срок от пяти до семи лет с возможностью однократного продления на такой же срок (уже без проведения торгов). По мнению представителей бизнес-объединений, такое ограничение неоправданно, продление должно быть многократным, поскольку только в этом случае предпринимателям будет выгодно вкладывать средства в реконструкцию объекта для нахождения наилучшего архитектурного решения и его переоборудование (утепление и т. п.).

Кроме того, эксперты выступают категорически против введения запрета на уступку прав по договору на размещение нестационарного или мобильного торгового объекта и на предоставление третьим лицам возможности использовать соответствующие объекты, поскольку возведенные павильоны являются частной собственностью заключившего договор лица, и оно вправе распоряжаться ею по своему усмотрению. Тем не менее для искоренения существующей практики получения права на размещение торгового объекта с целью последующей сдачи его в аренду по завышенной цене следует предусмотреть в законе конкретные случаи, когда такая переуступка возможна, подчеркнул советник Уполномоченного при Президенте РФ по защите прав предпринимателей Антон Свириденко.

Очень важная норма касается предоставления предпринимателю гарантии получения компенсационного места для размещения торгового объекта в случае, когда участок, на котором он расположен, резервируется для государственных или муниципальных нужд или в его отношении заключается договор об освоении территории и т. д. Но порядок реализации этой гарантии должным образом не определен, в связи с чем предлагается по крайней мере обязательно включать такие места в схему при ее утверждении (сейчас в законопроекте указано, что они предоставляются, только если предусмотрены схемой), причем в определенном процентном соотношении к общему количеству мест размещения.

Регулирование развозной торговли. Поскольку данный вид торговли имеет важнейшее значение для удаленных и труднодоступных местностей, его регулирование, по мнению участников обсуждения, должно быть максимально простым. Законопроектом же не просто предусматривается утверждение требований к оформлению мобильных торговых объектов, типу и категории используемых транспортных средств, но и необходимость получения свидетельства об осуществлении развозной торговли, то есть фактически разрешения на торговлю, что, надо полагать, точно не приведет к увеличению количества таких объектов. Тем не менее определенный учет ведущих такую торговлю предпринимателей необходим, в том числе для недопущения реализации некачественных или просроченных товаров, но максимально упрощенный, полагают эксперты. Один из вариантов – использование уведомительного порядка о начале осуществления деятельности.

***
Учитывая количество замечаний к законопроекту – а выше представлены лишь наиболее существенные (помимо них, обсуждения требуют терминологическая база, в частности понятие общедоступного места размещения, особенности применения предусмотренного проектом регулирования к ряду объектов общественного питания и объектов по оказанию бытовых услуг), можно с большой вероятностью предположить, что его ждет существенная переработка. Тем не менее эксперты сошлись во мнении о том, что дорабатывать проект лучше в рамках подготовки поправок ко второму чтению, поскольку при отложении рассмотрения проекта в первом чтении принятие закона снова может отодвинуться на неопределенный срок (аналогичный законопроект был разработан еще в марте 2015 года, но в ходе обсуждения его положений так и не была выработана единая позиция). А в случае оперативной корректировки проекта с учетом мнения всех заинтересованных сторон соответствующий закон, по оценке Минпромторга России, может быть принят уже в апреле текущего года.

Если Вы хотите разместить нестационарный объект?

Что такое нестационарный объект?

Что такое нестационарный объект

В действующем зако нодательстве понятие «нестационарный» объект, как правило, используется применительно к мелкорозничной торговле, осуществляемой через киоски, палатки и пр.

Согласно статье 2 (часть 6) Федерального закона от 28.12.2009 г. № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» нестационарный ТОРГОВЫЙ объект — это торговый объект, представляющий собой временное сооружение или временную конструкцию, не связанные прочно с земельным участком вне зависимости от присоединения или неприсоединения к сетям инженерно-технического обеспечения, в том числе передвижное сооружение.

Правила размещения нестационарных торговых объектов, законодательная база

Федеральным законом «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» (ст. 10) определено, что размещение нестационарных торговых объектов на земельных участках, в зданиях, строениях, сооружениях, находящихся в государственной собственности или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии со схемой размещения нестационарных торговых объектов, утверждаемой органом местного самоуправления.

Соответственно порядок размещения и использования нестационарных торговых объектов в стационарном торговом объекте, в ином здании, строении, сооружении или на земельном участке, находящихся в частной собственности, устанавливается собственником помещения с учетом требований законодательства РФ.

Основные моменты, на которые следует обратить внимание:

— при разработке схемы размещения должны учитываться нормативы минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов (нормативы разрабатываются уполномоченными органами исполнительной власти субъектов РФ в соответствии с методикой, утвержденной Правительством РФ);

— в схеме размещения не менее 60 % нестационарных торговых объектов должно использоваться субъектами МСП;

— схема размещения (изменения в нее) публикуется и размещается на официальных сайтах региональных и местных органов власти.

Каждый субъект федерации самостоятельно конкретизирует правила размещения на уровне региональных нормативно-правовых актов.

Лица, желающие разместить объект мелкорозничной торговой сети, подают в уполномоченный орган местного самоуправления муниципального образования, осуществляющий управление в сфере торговли, заявление с приложением к нему следующих документов (нотариально заверенные копии либо копии с представлением оригинала):

— для юридических лиц — устав, свидетельство о государственной регистрации;

— для индивидуальных предпринимателей без образования юридического лица — свидетельство о государственной регистрации гражданина в качестве индивидуального предпринимателя;

— свидетельство о постановке на учет в налоговом органе и присвоении идентификационного номера налогоплательщика;

— проект (описание) объекта мелкорозничной торговой сети.

Заявления принимаются в течение срока, установленного главой муниципального образования или уполномоченным им должностным лицом.

При осуществлении розничной торговли (оказании услуг общественного питания, бытовых услуг) после получения разрешения на размещение нестационарных объектов мелкорозничной сети необходимо соблюдать федеральное и региональное законодательство о торговле, а также санитарные правила и нормы, утвержденные в установленном порядке. Все продаваемые товары должны отвечать требованиям безопасности и сопровождаться документами, указывающими источник их поступления, а также подтверждающими их качество и безопасность.

На объектах мелкорозничной сети должна быть вывеска с фирменным наименованием (наименованием) юридического лица (индивидуального предпринимателя), местом их нахождения (юридическим адресом), режимом работы.

Читайте так же:  Срок давности рассмотрения административного дела

Размещение и планировка объектов, их техническая оснащенность должны отвечать санитарным, противопожарным, экологическим и другим нормам и правилам, условиям приема, хранения и реализации товаров, а также обеспечивать условия труда и правила личной гигиены работников.

На каждом объекте в течение всего времени работы должны находиться и предъявляться по требованию органов государственного контроля (надзора) следующие документы:

— разрешение на размещение нестационарного объекта мелкорозничной сети (для нестационарных объектов мелкорозничной сети), которое должно быть размещено на доступном для покупателей месте;

— лицензия на право осуществления деятельности (в случае, предусмотренном законодательством);

— документы, указывающие источник поступления и подтверждающие качество и безопасность реализуемой продукции (договоры, контракты на поставку пищевых продуктов, сертификаты соответствия, декларации о соответствии, качественные удостоверения, ветеринарные свидетельства, санитарно-эпидемиологические заключения);

— договор на поставку воды и вывоз стоков (при отсутствии централизованного водоснабжения и централизованной системы канализации), график дезинфекции емкостей для хранения питьевой воды;

— заверенная копия документа о регистрации контрольно-кассовой техники (кроме случаев, когда в соответствии с федеральным законодательством контрольно-кассовая техника не применяется);

— книга отзывов и предложений, прошитая, пронумерованная и заверенная руководителем юридического лица или индивидуальным предпринимателем;

— журнал учета мероприятий по контролю;

— технологические карточки (для сезонных (летних) кафе и автокафе);

— договоры на вывоз твердых бытовых отходов, утилизацию бактерицидных ламп, санитарную обработку спецодежды персонала;

— санитарно-эпидемиологическое заключение, сертификат соответствия на объект, подтверждающие его пригодность для приготовления и реализации пищевых продуктов и блюд общественного питания.

Демонтаж и вывоз объектов производится силами и за счет предпринимателя по окончании срока действия разрешения на размещение нестационарного объекта мелкорозничной сети. Конкретная процедура выдачи этих разрешений варьируется от региона к региону.

Налогообложение торговой деятельности, осуществляемой через нестационарные объекты торговли.

Если на территории муниципального образования, в котором осуществляется предпринимательская деятельность через нестационарные торговые объекты, введен Единый налог на вмененный доход, то при соблюдении прочих ограничений, установленных Главой 26.3. НК РФ, данный специальный налоговый режим обязателен к применению.

Согласно подпункту 7 пункта 2 статьи 346.26 НК РФ специальный налоговый режим в виде ЕНВД применяется налогоплательщиками в отношении розничной торговли, осуществляемой через киоски, палатки, лотки и другие объекты стационарной торговой сети, не имеющей торговых залов, а также объекты нестационарной торговой сети.

Согласно письму Минфина России от 16 декабря 2004 года № 03-06-05-05/39 «О порядке применения положений главы 26.3 «Система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности» НК РФ» в качестве объекта нестационарной торговой сети следует рассматривать любое помещение, используемое для осуществления розничной торговли, но не соответствующее установленному главой 26.3 НК РФ понятию магазина (специально оборудованное здание либо его часть, предназначенное для продажи товаров и оказания услуг покупателям и обеспеченное торговыми, подсобными, административно-бытовыми помещениями, а также помещениями для приема, хранения товаров и подготовки их к продаже).

В статье 346.27 НК РФ даются следующие определения объектов торговой сети, которыми надо руководствоваться в целях налогообложения:

1) киоск — строение, которое не имеет торгового зала и рассчитано на одно рабочее место продавца;

2) палатка — сборно-разборная конструкция, оснащенная прилавком, не имеющая торгового зала;

3) открытая площадка — специально оборудованное для торговли место, расположенное на земельном участке;

4) стационарная торговая сеть, не имеющая торговых залов, — торговая сеть, расположенная в предназначенных для ведения торговли зданиях, строениях и сооружениях (их частях), не имеющих обособленных и специально оснащенных для этих целей помещений, а также в зданиях, строениях и сооружениях (их частях), используемых для заключения договоров розничной купли-продажи, а также для проведения торгов. К данной категории торговых объектов относятся крытые рынки (ярмарки), торговые комплексы, киоски, торговые автоматы и другие аналогичные объекты;

5) нестационарная торговая сеть — торговая сеть, функционирующая на принципах развозной и разносной торговли, а также объекты организации торговли, не относимые к стационарной торговой сети.

При этом под развозной торговлей понимают розничную торговлю, осуществляемую вне стационарной розничной сети с использованием специализированных или специально оборудованных для торговли транспортных средств, а также мобильного оборудования, применяемого только с транспортным средством. К данному виду торговли относится торговля с использованием автомобиля, автолавки, автомагазина, тонара, автоприцепа, передвижного торгового автомата. Под разносной торговлей понимают розничную торговлю, осуществляемую вне стационарной розничной сети путем непосредственного контакта продавца с покупателем в организациях, на транспорте, на дому или на улице. К данному виду торговли относится торговля с рук, лотка, из корзин и ручных тележек.

Таким образом, если вы сдали в аренду земельный участок для того, чтобы арендатор использовал его как торговое место, то ваша деятельность подпадает под ЕНВД (например, см. письмо Минфина России от 24.06.2009 г. № 03-11-06/3/170).

ВАЖНО! ЕСЛИ ВЫ ХОТИТЕ ВЕСТИ БИЗНЕС, используя НЕСТАЦИОНАРНЫЙ ОБЪЕКТ! (бытовые услуги, производство, общепит и пр.).

В рамках федеральной финансовой программы поддержки малого и среднего предпринимательства (куратор – Минэкономразвития России) в 2011 году предусмотрено выделение из федерального бюджета субсидий регионам на комплекс мероприятий по развитию и поддержке малого и среднего бизнеса (Приказ Минэкономразвития России от 20.05.2011 г. № 227).

Одно из НОВЫХ направлений поддержки – предоставление предпринимателям в лизинг так называемых универсальных мобильных платформ: мобильный пункт быстрого питания, мобильный ремонт обуви, мобильный салон красоты, мобильный центр реализации продукции сельхозтоваропроизводителей и др.

За получением более подробной информации о реализации этой меры поддержки в Вашем регионе Вы можете обратиться в уполномоченный орган исполнительной власти субъекта РФ (Министерство /Управление по развитию малого предпринимательства/Комитет по поддержке малого и среднего бизнеса и т.п.). Все необходимые контакты Вы сможете найти на Федеральном портале в разделе «Региональные программы».

Видео (кликните для воспроизведения).

Готовые бизнес-решения (по реализации овощей и фруктов, ремонту обуви и одежды или изготовлению ключей и др.) – одно из ключевых направлений развития начинающего бизнеса в рамках совместного проекта ОПОРЫ РОССИИ и Сбербанка (материалы Правительственной комиссии по развитию малого и среднего предпринимательства, 2 марта 2012 г.)

Источники

Разрешение на размещение нестационарного объекта торговли
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here