Рассмотрение административных дел апк

Полезное по теме: "Рассмотрение административных дел апк" от специалистов простым языком. Если необходимо уточнить актуальность на 2020 год, а также задать вопрос, то обращайтесь к дежурному юристу.

Содержание

  • Статья 202 АПК РФ. Порядок рассмотрения дел о привлечении к административной ответственности

    1. Дела о привлечении к административной ответственности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в связи с осуществлением ими предпринимательской и иной экономической деятельности, отнесенные федеральным законом к компетенции арбитражных судов, рассматриваются по общим правилам искового производства, предусмотренным настоящим Кодексом, с особенностями, установленными в настоящей главе и федеральном законе об административных правонарушениях.

    2. Производство по делам о привлечении к административной ответственности возбуждается на основании заявлений органов и должностных лиц, уполномоченных в соответствии с федеральным законом составлять протоколы об административных правонарушениях (далее в параграфе 1 главы 25 настоящего Кодекса — административные органы) и обратившихся с требованием о привлечении к административной ответственности указанных в части 1 настоящей статьи лиц, осуществляющих предпринимательскую и иную экономическую деятельность.

    Комментарии к ст. 202 АПК РФ

    1. Дела об административных правонарушениях представлены многочисленными составами, которые кодифицированы в одном федеральном законе — Кодексе об административных правонарушениях Российской Федерации.

    Следует обращать внимание на изменения составов административных правонарушений, признаваемых законодателем своевременными. Например, в последнее время утратили актуальность составы, предусмотренные ст. 14.21 КоАП (ненадлежащее управление юридическим лицом) и ст. 14.22 КоАП (совершение сделок, выходящих за пределы предоставленных руководителю хозяйствующего субъекта полномочий).

    Если порядок рассмотрения дел об административных правонарушениях установлен гл. 25 АПК, вытекает из других его глав и разделов, имеющих иной порядок регламентации процессуальной деятельности арбитражного суда в сравнении с порядком, предусмотренном в КоАПе, то применению подлежит арбитражный процессуальный закон .

    КОНСУЛЬТАЦИЯ ЮРИСТА


    УЗНАЙТЕ, КАК РЕШИТЬ ИМЕННО ВАШУ ПРОБЛЕМУ — ПОЗВОНИТЕ ПРЯМО СЕЙЧАС

    8 800 350 84 37

    См.: п. 14 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 27 января 2003 г. N 2.

    2. Арбитражный суд возбуждает производство по делу о привлечении к административной ответственности на основании заявлений, поступивших от компетентных органов и уполномоченных на то должностных лиц.

    Предъявления в этих целях протокола о совершенном административном правонарушении недостаточно. Заявление, адресованное арбитражному суду, содержит дополнительную информацию о лицах, участвующих в деле, обстоятельствах дела, объяснения по поводу необходимости в составлении протокола об административном правонарушении, а также требование о привлечении участника экономической деятельности к административной ответственности.

    Статья 207 АПК РФ. Порядок рассмотрения дел об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности

    1. Дела об оспаривании решений государственных органов, иных органов, должностных лиц, уполномоченных в соответствии с Федеральным законом рассматривать дела об административных правонарушениях (далее в параграфе 2 главы 25, пункте 4 части 1 статьи 227 настоящего Кодекса — административные органы), о привлечении к административной ответственности лиц, осуществляющих предпринимательскую и иную экономическую деятельность, рассматриваются арбитражным судом по общим правилам искового производства, предусмотренным настоящим Кодексом, с особенностями, установленными в настоящей главе и федеральном законе об административных правонарушениях.

    2. Производство по делам об оспаривании решений административных органов возбуждается на основании заявлений юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, привлеченных к административной ответственности в связи с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности, об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности, а также на основании заявлений потерпевших.

    Комментарий к статье 207 Арбитражного Процессуального Кодекса РФ

    1. Положения комментируемой статьи корреспондируют со ст. 30.1 КоАП, в соответствии с ч. 3 которой постановление по делу об административном правонарушении, совершенном юридическим лицом или лицом, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, обжалуется в арбитражный суд в соответствии с арбитражным процессуальным законодательством. К постановлениям, которые могут быть оспорены в арбитражном суде, относятся постановления о назначении административного наказания или постановления о прекращении производства по делу об административном правонарушении. Иные акты, принимаемые в ходе производства по делу об административном правонарушении, могут оспариваться только вместе с названным постановлением по делу. Не подлежат рассмотрению в арбитражном суде заявления об оспаривании постановления прокурора о возбуждении административного производства, которое заменяет собой протокол об административном правонарушении, также не подлежащий обжалованию.

    2. Постановление по делу об административном правонарушении, согласно ч. 2 комментируемой статьи, может быть обжаловано не любыми лицами, указанными в ст. ст. 25.1 — 25.5 КоАП, в том числе лицом, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, потерпевшим, законными представителями физического лица, законными представителями юридического лица, защитником и представителем, а лишь лицом, привлеченным к административной ответственности, и потерпевшим, что не ограничивает право их представителя или защитника на подачу такого заявления в рамках своих полномочий.

    Однако вышеназванная норма должна применяться с учетом ч. 1 ст. 4 АПК РФ, в связи с чем лицо, признанное потерпевшим в соответствии со ст. ст. 25.2, 28.2 КоАП, вправе обратиться в суд с заявлением об оспаривании постановления административного органа по делу об административном правонарушении, совершенном юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем, в порядке, предусмотренном нормами § 2 гл. 25, п. 4 ч. 1 ст. 227 АПК РФ, поскольку указанное постановление затрагивает его права и законные интересы.

    При рассмотрении дел об административных правонарушениях потерпевший извещается о времени и месте судебного заседания. Процессуальное положение и права потерпевшего определены КоАП.

    3. Комментируемая статья не регулирует отношения по обжалованию решений о привлечении к административной ответственности, принятых арбитражными судами и судами общей юрисдикции. Решения судов подлежат обжалованию в вышестоящий суд апелляционной, кассационной или надзорной инстанции.

    4. Если жалоба на постановление по делу об административном правонарушении поступила в арбитражный суд и в вышестоящий орган, вышестоящему должностному лицу, то жалобу рассматривает суд.

    5. В случае противоречия норм КоАП и АПК РФ, регламентирующих рассматриваемую категорию дел, приоритет имеют нормы АПК РФ (см. комментарий к ст. 202 АПК РФ).

    Комментарий к ст. 207 АПК РФ

    1. Согласно ч. 3 ст. 30.1 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении, совершенном юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем, обжалуется в арбитражный суд по правилам, предусмотренным АПК РФ.

    2. Судам следует учитывать, что, поскольку согласно ч. 1 ст. 29.9 КоАП РФ постановлением по делу об административном правонарушении именуется как постановление о назначении административного наказания, так и постановление о прекращении производства по делу об административном правонарушении, постановления обоих указанных видов могут быть обжалованы в арбитражный суд.

    Читайте так же:  Обжалование постановления о прекращении административного производства

    3. Кроме того, поскольку в силу ч. 4 ст. 30.1 КоАП РФ определение об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении обжалуется в том же порядке, что и постановление по делу об административном правонарушении, такое определение также может быть обжаловано в арбитражный суд.

    4. Порядок рассмотрения дел об оспаривании постановлений о прекращении производства по делу об административном правонарушении, определений об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении определяется, как и для дел об оспаривании постановлений о назначении административного наказания, исходя из положений коммент. статьи.

    5. Данные дела рассматриваются арбитражным судом субъекта Российской Федерации.

    6. Учитывая положения ч. 1 коммент. статьи и ч. 3 ст. 30.1 КоАП РФ, дела об оспаривании решений административных органов о привлечении юридического лица к административной ответственности в связи с нарушениями, связанными с деятельностью его филиала (представительства), расположенного вне места нахождения юридического лица, на основании ст. 35 АПК РФ рассматриваются по месту нахождения соответствующего административного органа.

    7. При этом при рассмотрении дел об административных правонарушениях, связанных с деятельностью филиала (представительства), расположенного вне места нахождения юридического лица, извещение о времени и месте судебного заседания суду необходимо направить не только по месту нахождения самого юридического лица, но и по месту нахождения соответствующего филиала (представительства).

    8. Арбитражные суды субъектов Российской Федерации не вправе рассмотреть дело об оспаривании решения другого или этого же арбитражного суда субъекта Российской Федерации о привлечении лица к административной ответственности. Решение арбитражного суда о привлечении лица к административной ответственности подлежит апелляционному обжалованию в вышестоящий арбитражный суд.

    9. Производство по делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности возбуждается на основании заявлений не только юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, привлеченных к административной ответственности в связи с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности, но и лица, признанного потерпевшим в соответствии со ст. ст. 25.2, 28.2 КоАП РФ, поскольку указанное решение затрагивает его права и законные интересы.

    10. Изменения, внесенные в ч. 1 коммент. статьи, никоим образом не отразились на содержании положений, закрепленных в главе 25 АПК РФ. Данным дополнением законодатель обращает внимание правоприменителя на то обстоятельство, что употребленный им в п. 4 ч. 1 ст. 227 АПК термин «административные органы» также объединяет в себе государственные органы, иные органы, а равно должностных лиц, уполномоченных в соответствии с федеральным законом рассматривать дела об административных правонарушениях

    11. См. также комментарий к ст. ст. 202, 206 АПК РФ.

    Статья 207. Порядок рассмотрения дел об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности

    1. Дела об оспаривании решений государственных органов, иных органов, должностных лиц, уполномоченных в соответствии с федеральным законом рассматривать дела об административных правонарушениях (далее в параграфе 2 главы 25, пункте 4 части 1 статьи 227 настоящего Кодекса — административные органы), о привлечении к административной ответственности лиц, осуществляющих предпринимательскую и иную экономическую деятельность, рассматриваются арбитражным судом по общим правилам искового производства, предусмотренным настоящим Кодексом, с особенностями, установленными в настоящей главе и федеральном законе об административных правонарушениях.
    2. Производство по делам об оспаривании решений административных органов возбуждается на основании заявлений юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, привлеченных к административной ответственности в связи с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности, об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности, а также на основании заявлений потерпевших .

    Комментарии к ст. 207 АПК РФ

    1. Дела об оспаривании решений административных органов о привлечении субъектов предпринимательской, иной экономической деятельности к административной ответственности рассматриваются по общим правилам искового производства с особенностями, предусмотренными законом.

    В этих делах, безусловно, нет ни истца, ни ответчика, а имеется заявитель и административный орган.

    Все особенности, связанные с рассмотрением дел об оспаривании решений административных органов, которыми субъекты экономической деятельности привлечены к административной ответственности, закреплены в гл. 25 АПК и Федеральном законе об административных правонарушениях.

    Процессуальные особенности, регламентированные в последнем, применяются только в той части, в которой они не противоречат арбитражному процессуальному закону, имеющему приоритет и статус специального закона применительно к делам, рассматриваемым в арбитражном суде.

    2. Возбуждение судопроизводства по делам об оспаривании решений административных органов по поводу привлечения хозяйствующих субъектов к административной ответственности производится на основании заявления привлеченного к ответственности субъекта либо на основании заявления потерпевшего лица.

    Потерпевшим лицом в деле об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности является заинтересованное юридическое или физическое лицо, которому в результате совершения административного правонарушения причинен имущественный, физический или моральный вред (ст. 25.2 КоАП).

    Административное судопроизводство (КАС РФ, КоАП РФ, АПК РФ)

    для руководителей, юристов, специалистов, представителей государственных органов власти и органов местного самоуправления.

    Удостоверение о повышении квалификации в объеме 24 часов ( лицензия № 3053 от 03.07.2017).

    Для оформления удостоверения необходимо предоставить:

    • копию диплома о высшем или среднем профессиональном образовании (в случае получения диплома не в РФ, просим уточнить необходимость процедуры признания иностранного диплома в РФ по телефону, указанному на сайте)
    • копию документа, подтверждающего изменение фамилии (если менялась).

    В пакет участника входит:

    • обучение по программе с выдачей Удостоверения;
    • комплект информационно-справочных материалов;
    • экскурсионная программа;
    • ежедневные обеды и кофе-брейки.

    Посмотреть полную программу семинара и зарегистрироваться на него Вы можете на сайте .

    Возможно корпоративное обучение (для сотрудников только Вашей компании) или специальные предложения для корпоративных клиентов.

    Статья 207 АПК РФ. Порядок рассмотрения дел об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности (действующая редакция)

    1. Дела об оспаривании решений государственных органов, иных органов, должностных лиц, уполномоченных в соответствии с Федеральным законом рассматривать дела об административных правонарушениях (далее в параграфе 2 главы 25, пункте 4 части 1 статьи 227 настоящего Кодекса — административные органы), о привлечении к административной ответственности лиц, осуществляющих предпринимательскую и иную экономическую деятельность, рассматриваются арбитражным судом по общим правилам искового производства, предусмотренным настоящим Кодексом, с особенностями, установленными в настоящей главе и федеральном законе об административных правонарушениях.

    2. Производство по делам об оспаривании решений административных органов возбуждается на основании заявлений юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, привлеченных к административной ответственности в связи с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности, об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности, а также на основании заявлений потерпевших.

    • URL
    • HTML
    • BB-код
    • Текст

    Комментарий к ст. 202 АПК РФ

    1. В случаях, когда в главе 25 АПК РФ содержатся конкретные правила, именно они подлежат применению при рассмотрении арбитражным судом дел о привлечении к административной ответственности (в частности, по результатам рассмотрения дела о привлечении к административной ответственности арбитражный суд принимает решение, а не постановление, как это предусмотрено в статье 29.9 КоАП РФ).

    Читайте так же:  Нарушение режима тишины коап

    3. Исходя из содержания ч. 2 ст. 28.3 и ст. 28.4 КоАП РФ, с требованием о привлечении юридического лица или индивидуального предпринимателя к административной ответственности в арбитражный суд вправе обратиться:

    1) должностные лица органов внутренних дел (полиции) в связи с совершением административного правонарушения, предусмотренного ст. ст. 14.1, 14.10, 14.14, ч. ч. 1 и 2 ст. 14.16, 14.18, ст. ст. 14.23, 14.37, 14.43 (в части транспортных средств, находящихся в эксплуатации на территории Российской Федерации), ч. ч. 6 и 15 ст. 19.5, ст. 19.33 КоАП РФ;

    2) должностные лица органов, осуществляющих государственную регистрацию юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, — административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 14.1 КоАП РФ;

    3) должностные лица федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по контролю (надзору) за деятельностью арбитражных управляющих и саморегулируемых организаций арбитражных управляющих, — административного правонарушения, предусмотренного ст. ст. 14.12, 14.13 КоАП РФ, в случае если данные правонарушения совершены арбитражными управляющими, а также об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 14.23 КоАП РФ;

    4) должностные лица таможенных органов — административного правонарушения, предусмотренного ст. ст. 14.10, 14.50 КоАП РФ;

    5) должностные лица органов, осуществляющих функции по контролю и надзору в сфере здравоохранения, — об административных правонарушениях, предусмотренных ст. ст. 14.43, 14.44, 14.46, ч. 15 ст. 19.5, ст. 19.33 КоАП РФ;

    6) должностные лица органов, осуществляющих функции по контролю и надзору в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, — об административных правонарушениях, предусмотренных ст. ст. 14.43 — 14.46, ч. 15 ст. 19.5, ст. 19.33 КоАП РФ;

    7) должностные лица органов, осуществляющих государственный ветеринарный надзор, — об административных правонарушениях, предусмотренных ст. ст. 14.43 — 14.46, ч. 15 ст. 19.5, ст. 19.33 КоАП РФ;

    8) должностные лица органов, осуществляющих государственный карантинный фитосанитарный контроль, государственный надзор и контроль за безопасным обращением с пестицидами и агрохимикатами, за качеством и безопасностью зерна и продуктов его переработки и государственный контроль за использованием и охраной земель сельскохозяйственного назначения, — об административных правонарушениях, предусмотренных ст. ст. 14.43 — 14.46, ч. 15 ст. 19.5, ст. 19.33 КоАП РФ;

    9) должностные лица органов, осуществляющих федеральный государственный надзор за использованием и охраной водных объектов, — об административных правонарушениях, предусмотренных ст. ст. 14.43, 14.44, ч. 15 ст. 19.5, ст. 19.33 КоАП РФ;

    10) должностные лица органов, осуществляющих государственный экологический контроль, — об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 14.43, ч. 15 ст. 19.5, ст. 19.33 КоАП РФ;

    11) должностные лица органов, осуществляющих государственный контроль и надзор в сфере безопасного ведения работ, связанных с пользованием недрами, промышленной безопасности и безопасности гидротехнических сооружений, — административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 9.5, ч. ч. 2, 3 и 4 ст. 14.1, ст. ст. 14.43, 14.44, ч. 15 ст. 19.5, ст. 19.33 КоАП РФ;

    12) должностные лица органов, осуществляющих функции по контролю и надзору в сфере безопасности при использовании атомной энергии, — об административных правонарушениях, предусмотренных ст. ст. 14.43 и 14.49 (в части объектов, для которых устанавливаются требования, связанные с обеспечением ядерной и радиационной безопасности в области использования атомной энергии), ч. 15 ст. 19.5, ст. 19.33 КоАП РФ;

    13) должностные лица органов, осуществляющих государственный пожарный надзор, — административного правонарушения, предусмотренного ст. ст. 14.44, 14.46, ч. 15 ст. 19.5, ст. 19.33 КоАП РФ;

    14) должностные лица органов, осуществляющих государственный надзор за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники, — об административных правонарушениях, предусмотренных ст. ст. 14.43, 14.44, ч. 15 ст. 19.5, ст. 19.33 КоАП РФ;

    15) должностные лица органов, осуществляющих функции по контролю и надзору в сфере транспорта, — административного правонарушения, предусмотренного ст. ст. 14.43, 14.44, ч. 15 ст. 19.5, ст. 19.33 КоАП РФ;

    16) должностные лица органов, уполномоченных в области финансовых рынков, — административного правонарушения, предусмотренного ст. 14.36 КоАП РФ;

    17) должностные лица органов, осуществляющих функции по контролю и надзору в сфере защиты прав потребителей и потребительского рынка, — административного правонарушения, предусмотренного ст. ст. 14.1, 14.10, 14.43 — 14.46 (в части нарушений при производстве и обороте (кроме розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции) этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции), ч. 15 ст. 19.5, ст. 19.33 КоАП РФ;

    18) должностные лица органов, осуществляющих государственный контроль за производством и оборотом этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, — административного правонарушения, предусмотренного ч. ч. 1 и 2 ст. 14.16, ч. ч. 1, 3 и 4 ст. 14.17, ст. ст. 14.18, 14.43 — 14.46 (в части нарушений при производстве и обороте (кроме розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции) этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции), ч. 15 ст. 19.5, ст. 19.33 КоАП РФ;

    19) должностные лица органов, осуществляющих государственный контроль и надзор за соблюдением обязательных требований к продукции и государственный метрологический надзор, — административного правонарушения, предусмотренного ст. ст. 14.43 — 14.46, ч. 15 ст. 19.5, ст. 19.33 КоАП РФ;

    20) должностные лица, уполномоченные на осуществление государственного строительного надзора, федерального органа исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации — административного правонарушения, предусмотренного ст. 14.44, ч. ч. 6 и 15 ст. 19.5, ст. 19.33 КоАП РФ;

    21) должностные лица органов, уполномоченных на осуществление функций по принудительному исполнению исполнительных документов и обеспечению установленного порядка деятельности судов, — административного правонарушения, предусмотренного ч. ч. 2 и 2.1 ст. 17.14 КоАП РФ;

    22) должностные лица органов, регулирующих отношения в области организации и проведения лотерей, — административного правонарушения, предусмотренного ст. 14.27 КоАП РФ;

    Видео (кликните для воспроизведения).

    23) должностные лица органов исполнительной власти, уполномоченных на осуществление государственного строительного надзора, — административного правонарушения, предусмотренного ст. 9.5.1 КоАП РФ;

    24) должностные лица федеральных органов исполнительной власти, их структурных подразделений и территориальных органов, а также иных государственных органов, осуществляющих лицензирование отдельных видов деятельности и контроль за соблюдением условий лицензий, в пределах компетенции соответствующего органа — административного правонарушения, предусмотренного ч. ч. 2, 3 и 4 ст. 14.1 КоАП РФ;

    25) должностные лица федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по контролю и надзору в сфере государственного оборонного заказа, — об административных правонарушениях, предусмотренных ст. ст. 14.43, 14.44, 14.49, ч. 15 ст. 19.5, ст. 19.33 КоАП РФ;

    26) должностные лица федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции национального органа Российской Федерации по аккредитации, — об административных правонарушениях, предусмотренных ст. ст. 14.47 и 14.48 КоАП РФ;

    27) прокурор — административного правонарушения, предусмотренного ст. 7.24, ч. 1 ст. 15.10 КоАП РФ.

    4. Прокурор не составляет протокола об административном правонарушении. По общему правилу он возбуждает дело об административном правонарушении путем вынесения соответствующего постановления. Данное решение принимается в случае обнаружения им (получения сообщения и т.п.) признаков объективной стороны административного правонарушения, предусмотренного ст. 7.24 либо ч. 1 ст. 15.10 КоАП РФ. При осуществлении надзора за соблюдением Конституции РФ и исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации, прокурор также вправе возбудить дело о любом другом административном правонарушении. После возбуждения в отношении юридического лица и индивидуального предпринимателя дела об административном правонарушении (в связи с осуществлением им предпринимательской и иной экономической деятельности) прокурор вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о привлечении правонарушителя к административной ответственности.

    Читайте так же:  Исполнение постановления об административном штрафе

    5. Установив при принятии заявления о привлечении к административной ответственности факт составления протокола и оформления других материалов дела неправомочными лицами, неправильное составление протокола и оформление других материалов дела либо неполноту представленных материалов, которая не может быть восполнена при рассмотрении дела, суд, руководствуясь п. 4 ч. 1 ст. 29.4 КоАП РФ, выносит определение о возвращении заявления вместе с протоколом об административном правонарушении и прилагаемыми к нему документами административному органу. При выявлении указанных обстоятельств в судебном заседании суд, руководствуясь ч. 6 ст. 205 и ч. 2 ст. 206 АПК РФ, принимает решение об отказе в удовлетворении требования административного органа о привлечении к административной ответственности.

    6. Учитывая особенности рассмотрения дел о привлечении к административной ответственности, установленные главой 25 АПК РФ, в том числе сокращенные сроки их рассмотрения, предварительное судебное заседание по таким делам может не проводиться.

    7. См. также содержание и комментарий к ст. ст. 4, 52, 203, 206 АПК РФ.

    Статья 189. Порядок рассмотрения дел, возникающих из административных и иных публичных правоотношений

    СТ 189 АПК РФ

    1. Дела, возникающие из административных и иных публичных правоотношений, рассматриваются по общим правилам искового производства, предусмотренным настоящим Кодексом, с особенностями, установленными в настоящем разделе, если иные правила административного судопроизводства не предусмотрены федеральным законом.

    2. Заявления по делам, возникающим из административных и иных публичных правоотношений, подаются в арбитражный суд после соблюдения досудебного порядка, если он установлен федеральным законом, по общим правилам подсудности, предусмотренным настоящим Кодексом, если в настоящем разделе не установлено иное.

    3. Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, законности оспариваемых решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделенных федеральным законом отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц, возлагается на органы и лиц, которые приняли оспариваемый акт, решение, совершили оспариваемые действия (бездействие).

    Другой комментарий к статье 207 АПК РФ

    1. В силу ч. 1 ст. 207 АПК РФ дела об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности рассматриваются по общим правилам искового производства, предусмотренным названным Кодексом, с особенностями, установленными в его гл. 25 и федеральном законе об административных правонарушениях.

    Судам при рассмотрении дел, отнесенных Кодексом к их подведомственности, необходимо учитывать, что в тех случаях, когда положения гл. 25 и иные нормы АПК РФ прямо устанавливают конкретные правила осуществления судопроизводства, именно они должны применяться судами.

    Это касается наименования категорий дел (§ 1 и 2 гл. 25 АПК РФ), оснований возбуждения производства по делам (ч. 2 ст. 202 и ч. 2 ст. 207 АПК РФ), наименования и содержания судебных актов суда первой инстанции (ст. ст. 206 и 211 АПК РФ), составления протокола судебного заседания (ст. 155 АПК РФ), сроков направления лицам, участвующим в деле, копий судебных актов (ч. 5 ст. 206 и ч. 6 ст. 211 АПК РФ).

    В то же время при определении в соответствии с п. 7 ч. 1 ст. 320 АПК РФ в исполнительном листе срока предъявления его к исполнению судам необходимо учитывать положения ч. 1 ст. 31.9 КоАП, согласно которым постановление о назначении административного наказания (в данном случае таковым является судебный акт арбитражного суда о привлечении к административной ответственности) может быть приведено в исполнение лишь в течение двух лет со дня его вступления в законную силу.

    См.: п. 14 Постановления Пленума ВАС РФ от 27.01.2003 N 2 «О некоторых вопросах, связанных с введением в действие Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» (ред. от 10.11.2011 N 71).

    Часть 3 ст. 30.1 КоАП РФ не предполагает возможность рассмотрения арбитражным судом дела об оспаривании решения административного органа о привлечении юридического лица или индивидуального предпринимателя к административной ответственности, если совершенное этим лицом административное правонарушение не связано с осуществлением им предпринимательской и иной экономической деятельности.

    См.: Определение Конституционного Суда РФ от 11.07.2006 N 262-О.

    2. В силу ч. 1 ст. 4 АПК РФ лицо, признанное потерпевшим в соответствии со ст. ст. 25.2, 28.2 КоАП РФ, вправе обратиться в суд с заявлением об оспаривании постановления административного органа по делу об административном правонарушении, совершенном юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем, в порядке, предусмотренном нормами § 2 гл. 25 АПК РФ, поскольку указанное постановление затрагивает его права и законные интересы.

    При рассмотрении дел об административных правонарушениях потерпевший извещается о времени и месте судебного заседания. Процессуальное положение и права потерпевшего определены КоАП РФ.

    См.: п. 4 Постановления Пленума ВАС РФ от 02.06.2004 N 10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях» (ред. от 10.11.2011).

    Согласно п. 3 ч. 1 ст. 25.11 КоАП РФ прокурор в пределах своих полномочий вправе приносить протест на постановление по делу об административном правонарушении независимо от участия в деле, а также совершать иные предусмотренные федеральным законом действия.

    При таких обстоятельствах доводы о том, что действующим законодательством не предусмотрено право прокурора на обжалование постановлений административных органов в отношении юридических лиц, являются необоснованными. Процессуальные действия судов по принятию к производству и рассмотрению заявления прокурора об оспаривании постановления таможенного органа о привлечении общества к административной ответственности являются правильными.

    См.: Постановление Президиума ВАС РФ от 20.07.2004 N 2343/04.

    Прокурор района (заместитель прокурора района) не вправе обращаться в арбитражный суд с заявлением об оспаривании постановления административного органа о привлечении к административной ответственности юридического лица, поскольку ч. 2 ст. 207 АПК РФ устанавливает, что производство по делам об оспаривании решений административных органов возбуждается на основании заявлений юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, привлеченных к административной ответственности в связи с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности, об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности.

    Таким образом, производство по делу об отмене постановления государственного органа по делу об административном правонарушении о привлечении общества к административной ответственности по ст. 14.3 КоАП РФ прекращено в соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 150 АПК РФ, так как у заявителя отсутствует процессуальное право на обращение в арбитражный суд.

    См.: Постановление Президиума ВАС РФ от 08.05.2007 N 45/07.

    Представления административных органов (должностных лиц), осуществляющих государственный надзор (контроль), об устранении нарушений законодательства (ответственность за невыполнение которых предусмотрена ч. 1 ст. 19.5 КоАП РФ) могут быть оспорены в арбитражном суде в случаях и в порядке, определенных гл. 24 АПК РФ.

    Читайте так же:  Если два административных штрафа

    Предусмотренные ст. 29.13 КоАП РФ представления об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения (ответственность за невыполнение которых установлена ст. 19.6 КоАП РФ), в случае, если они вынесены на основании обстоятельств, отраженных в постановлении по делу об административном правонарушении, могут быть обжалованы вместе с таким постановлением по правилам, определенным § 2 гл. 25 АПК РФ.

    Отдельное обжалование представлений об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения, осуществляется в случаях и в порядке, определенных гл. 24 АПК РФ.

    См.: п. 20.1 Постановления Пленума ВАС РФ от 02.06.2004 N 10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях» (ред. от 10.11.2011).

    В том случае, когда орган (должностное лицо), вынесший постановление, сам не пересматривает его и не направляет материалы для пересмотра в суд, уполномоченный рассматривать дела в соответствии с КоАП РФ, пересмотр может быть осуществлен полномочным судом по заявлению лица, совершившего административное правонарушение. При этом необходимо иметь в виду, что арбитражный суд не вправе пересмотреть судебный акт, вынесенный судом общей юрисдикции, поскольку такой пересмотр осуществляется по правилам гражданского процессуального законодательства.

    См.: п. 6.3 Постановления Пленума ВАС РФ от 27.01.2003 N 2 «О некоторых вопросах, связанных с введением в действие Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» (ред. от 10.11.2011).

    Остались вопросы по ст 207 АПК РФ?

    Получите консультации и комментарии юристов по статье 207 АПК РФ бесплатно.

    Вопросы можно задать как по телефону так и с помощью формы на сайте. Сервис доустпен с 9:00 до 21:00 ежедневно по Московскому времени. Вопросы, полученные в другое время, будут обработаны на следующий день. Бесплатно оказываются только первичные консультации.

    Статья 202 АПК РФ. Порядок рассмотрения дел о привлечении к административной ответственности (действующая редакция)

    1. Дела о привлечении к административной ответственности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в связи с осуществлением ими предпринимательской и иной экономической деятельности, отнесенные федеральным законом к компетенции арбитражных судов, рассматриваются по общим правилам искового производства, предусмотренным настоящим Кодексом, с особенностями, установленными в настоящей главе и федеральном законе об административных правонарушениях.

    2. Производство по делам о привлечении к административной ответственности возбуждается на основании заявлений органов и должностных лиц, уполномоченных в соответствии с федеральным законом составлять протоколы об административных правонарушениях (далее в параграфе 1 главы 25 настоящего Кодекса — административные органы) и обратившихся с требованием о привлечении к административной ответственности указанных в части 1 настоящей статьи лиц, осуществляющих предпринимательскую и иную экономическую деятельность.

    • URL
    • HTML
    • BB-код
    • Текст

    Комментарий к Ст. 189 Арбитражного процессуального кодекса РФ

    1. В разделе III Кодекса устанавливаются правила административного судопроизводства, которые должны применяться арбитражными судами при рассмотрении дел, возникающих из административных и иных публичных правоотношений, отнесенных к подведомственности арбитражных судов в соответствии со ст. 29 АПК РФ.

    Дифференциация правил судопроизводства в зависимости от предмета спора или требования и характера правоотношений, из которых данный спор возник, позволяет учесть особенности различных категорий дел в судебном разбирательстве, устанавливая для них «свою» процедуру рассмотрения. Такая дифференциация направлена на обеспечение процессуальных гарантий доступности правосудия, на более эффективную судебную защиту предпринимателей.

    Положения комментируемого раздела АПК определяют процессуальную форму производства по делам, возникающим из административных и иных публичных правоотношений. Она и составляет суть административного судопроизводства — одной из форм судопроизводства, посредством которого арбитражные суды осуществляют правосудие в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

    Выделение в АПК РФ административного судопроизводства обусловлено особенностями материальных правоотношений, их природой и содержанием. Споры, разрешаемые в порядке административного судопроизводства, возникают из административных, налоговых, бюджетных, таможенных, валютных и иных публичных правоотношений. В этих правоотношениях всегда присутствует субъект, который предопределяет административный или иной публичный характер спора. Таким субъектом является государственно — властный орган, предписывающий другому субъекту правоотношений обязательные для исполнения действия либо устанавливающий запреты.

    Однако надо иметь в виду, что государственный орган действует не только в качестве органа государственной власти как субъекта административного правоотношения. В случаях, предусмотренных, например, гражданским законодательством, государственные органы могут выступать в качестве участников гражданского оборота как обычные хозяйствующие субъекты или субъекты предпринимательской или иной экономической деятельности (ст. 2, 48, 124, 125 ГК РФ). В этих случаях государственные органы являются участниками гражданских, а не административных правоотношений.

    Таким образом, особенности производства по делам, возникающим из административных и иных публичных правоотношений (раздел III АПК РФ), обусловлены не столько участием в споре государственного органа, сколько характером правоотношений между органом государственной власти и лицом, осуществляющим предпринимательскую и другую экономическую деятельность, административной сущностью этих отношений, основанной на властном подчинении одной стороны другой.

    Эти особенности и предопределили выделение в АПК административного судопроизводства, по правилам которого арбитражные суды должны рассматривать экономические споры и иные дела, возникающие из административных и иных публичных правоотношений.

    2. В главе 22 Кодекса определяются особенности рассмотрения дел, возникающих из административных и иных публичных правоотношений.

    Отношения между органами власти и юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями существенно отличаются от отношений между равноправными субъектами спора — юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями.

    Специфика этих правоотношений влияет на характер возникающих между сторонами споров и требует особой процедуры его разрешения. Эта процедура должна обеспечить «выравнивание» в положении сторон через процессуальные гарантии, которые включают в себя некоторые изъятия и исключения из общих правил гражданского (искового) судопроизводства.

    3. В ст. 189 АПК РФ определяются общие правила рассмотрения дел, возникающих из административных и иных публичных правоотношений.

    В ч. 1 ст. 189 Кодекса предусмотрено, что указанные дела рассматриваются по общим правилам искового производства с особенностями, которые установлены в разделе III, если иные правила административного судопроизводства не предусмотрены федеральным законом.

    Тем самым допускается применение арбитражными судами общих правил искового производства при рассмотрении возникающих из административных и иных публичных правоотношений дел в части, не урегулированной в разделе III Кодекса, если иные правила административного судопроизводства не предусмотрены федеральным законом.

    При этом следует иметь в виду, что предусмотренные в разделе III правила должны применяться арбитражными судами при рассмотрении всех отнесенных в соответствии со ст. 29 АПК РФ к подведомственности арбитражных судов экономических споров и иных дел, возникающих из административных и иных публичных правоотношений.

    Круг этих дел определен в ст. 29 АПК: об оспаривании нормативных правовых актов, если федеральным законом их рассмотрение отнесено к компетенции арбитражного суда, об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов и должностных лиц; об административных правонарушениях, если федеральным законом их рассмотрение отнесено к компетенции арбитражного суда; о взыскании обязательных платежей и санкций, если федеральным законом не предусмотрен иной порядок их взыскания; другие дела в случаях, предусмотренных федеральным законом.

    Читайте так же:  Загрязнение окружающей среды мутагенами повышение уровня радиации

    Общим признаком, объединяющим все эти дела, является наличие публичного спора о праве, особенность которого — юридическое неравенство спорящих сторон, находящихся между собой в отношениях власти и подчинения.

    Характер указанных дел и требование об их рассмотрении в порядке административного судопроизводства предопределяют специфическую процессуальную форму осуществления судом полномочий органа государственной власти. При рассмотрении дела в порядке административного судопроизводства арбитражный суд выполняет две функции: 1) защиты прав и законных интересов лиц, осуществляющих предпринимательскую и иную экономическую деятельность в споре с органом, наделенным властными полномочиями по отношению к этим лицам и 2) судебного контроля за действиями государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов и должностных лиц, в процессе реализации правомочий которых затрагивается сфера предпринимательской и иной экономической деятельности. При этом именно судебная защита предопределяет в данном случае и судебный контроль за действиями государственных и иных органов. В этом смысле в сферу этого контроля вовлекается предприниматель (гражданин, юридическое лицо), который дает повод для судебного контроля, для работы суда в виде подачи заявления в суд с требованием о проверке оспариваемого акта или действия (гл. 23, 24, § 2 гл. 25 АПК РФ).

    Необходимо принять во внимание, что выполнение арбитражным судом обеих функций следует из ст. 46 Конституции РФ, которая наряду с судебной защитой называет и самостоятельную форму деятельности суда по осуществлению судебного контроля за решениями, действиями (бездействием) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, что дает основания говорить о разных формах судопроизводства, в рамках которых арбитражный суд осуществляет свою деятельность.

    Так, первую функцию арбитражный суд реализует, как правило, в порядке искового производства, вторую — административного судопроизводства. Причем для каждой категории дел, названных в ст. 29, в разделе III АПК РФ устанавливаются особенности рассмотрения, свойственные именно этой категории дел, что находит отражение в гл. 23 — 26 АПК РФ.

    При этом ч. 1 ст. 189 не исключает возможности на уровне федерального закона предусмотреть иные правила административного судопроизводства, которые должны будут иметь приоритет в части установления особенностей рассмотрения арбитражными судами дел, возникающих из административных и иных публичных правоотношений.

    4. Часть 2 ст. 189 АПК РФ устанавливает правила определения подсудности дел, возникающих из административных и иных публичных правоотношений. Названная норма предусматривает, что общие правила подсудности дел, установленные в § 2 гл. 4 Кодекса, применяются, если иное не установлено в разд. III.

    Такие особенности, в частности, установлены в ст. 203, ч. 1 ст. 208 АПК РФ.

    5. В ч. 3 ст. 189 АПК РФ предусмотрены особенности распределения бремени доказывания по делам, возникающим из административных и иных публичных правоотношений.

    Если в соответствии с ч. 1 ст. 65 Кодекса обязанность доказывания по общему правилу возлагается на лиц, участвующих в деле, имея в виду, что каждое лицо должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений, то по делам об оспаривании актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов и должностных лиц обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемых актов и совершения действий (бездействия), возлагается на соответствующие органы или лицо.

    Предусмотренное в данной норме правило отражает особенности реализации принципа состязательности в административном судопроизводстве.

    Понимая под состязательностью активную деятельность лиц, участвующих в деле, по сбору и раскрытию доказательств, АПК РФ обязывает суд осуществлять руководство состязательным процессом, содействовать участвующим в деле лицам в реализации их прав (ст. 9 АПК РФ). При этом предпосылки состязательности содержатся в равноправии сторон, которые пользуются равными правами на представление доказательств, участие в их исследовании, в представлении суду своих доводов и объяснений. Арбитражный суд не может в связи с этим нарушать или ограничивать эти принципы судопроизводства, не вправе своими действиями ставить какую-либо сторону в преимущественное положение или умалять права одной из сторон (ст. 9 АПК РФ). И при рассмотрении экономических споров, возникающих из гражданских правоотношений, в которых участвуют равные в материально — правовом смысле стороны, такое понимание равноправия и состязательности обеспечивает сторонам одинаковые возможности для защиты их прав.

    Другое дело, когда речь идет о спорах и других делах, возникающих из административных и иных публичных правоотношений, в которых одна сторона всегда более «сильная», потому что обладает властными полномочиями по отношению к другой стороне. Такой субъектный состав спора, стороны в котором находятся между собой в отношениях административного характера, в отношениях власти и подчинения, требует процессуальных гарантий обеспечения состязательного судопроизводства. Обязанность обеспечения этих гарантий возлагается на арбитражный суд, который должен создать равные условия для защиты прав лиц, участвующих в деле. Поскольку при возникновении спора из административных правоотношений заявителем выступает, как правило, лицо, чьи права нарушены государственными органами или органами местного самоуправления, и это лицо находится в административной зависимости от этого органа, то такому заявителю практически невозможно представить доказательства противоправности действий органов, чьи акты или решения оспариваются.

    В связи с этим представляется оправданным перенос бремени доказывания на более «сильную» сторону, на государственные и муниципальные органы, которые, как справедливо указывает Д.Н. Бахрах, в своей деятельности опираются «на государственный аппарат, юридические нормы, материальные ресурсы, механизм убеждения и принуждения» .
    ———————————
    Бахрах Д.Н. Административное право. М., 1993. С. 57.

    В силу этого у суда и возникают обязанности по «выравниванию» положения сторон в административном споре, по обеспечению процессуальных гарантий «слабой» стороне в защите своих прав. Соответствующие обязанности суда предусмотрены, в частности, в ч. 5 ст. 66 АПК РФ, когда суд истребует по своей инициативе доказательства от государственных органов, органов местного самоуправления и должностных лиц, чьи акты и действия оспариваются, в случае непредставления ими доказательств по делам, возникающим из административных и иных публичных правоотношений.

    Такое требование суда в соответствии с ч. 1 ст. 16 Кодекса является обязательным, и за его нарушение налагается судебный штраф (ч. 9 ст. 66 АПК РФ).

    Видео (кликните для воспроизведения).

    Таким образом, в делах, рассматриваемых в порядке административного судопроизводства, у арбитражного суда более активная позиция, чем в делах искового производства, поскольку разрешая спор, возникший из административных или иных публичных правоотношений, суд не только реализует задачу обеспечения судебной защиты нарушенных или оспариваемых прав предпринимателей, но и выполняет функцию нормоконтроля через судебную проверку законности и правомерности актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов и должностных лиц.

    Источники

    Рассмотрение административных дел апк
    Оценка 5 проголосовавших: 1

    ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

    Please enter your comment!
    Please enter your name here