Проведение мониторинга загрязнения окружающей среды

Полезное по теме: "Проведение мониторинга загрязнения окружающей среды" от специалистов простым языком. Если необходимо уточнить актуальность на 2020 год, а также задать вопрос, то обращайтесь к дежурному юристу.

Костромской центр по гидрометеорологии
и мониторингу окружающей среды

Опасные явления

Мониторинг окружающей среды

Услуги в области мониторинга поверностных вод суши

  • Выполнение работ по организации наблюдений согласно программе регулярных наблюдений (программа мониторинга для водопользователей
  • Расчет фоновых концентраций
  • Подготовка экспертных заключений по проектам НДС
  • Отбор и химический анализ поверхностных вод
  • Гидрохимические характеристики уровня загрязнения водных объектов (реки, озера,водохранилища) на сегодняшний день

Получите квалифицировнанную консультацию

  • Состояние качества воды в интересующем вас районе-в целом по бассейнам рек в различные периоды в многолетнем разрезе
  • По расчету фоновых концентраций загрязняющих веществ водных объектов, и их использованию при разработке нормативной документации

Свойства, и перечень веществ, определяемых в поверхностных, сточных, и питьевых водах:

Процент насыщения кислородом

Анионные поверхностно-активные вещества

Минерализация (сумма ионов)

Услуги в области мониторинга атмосферного воздуха:

  • Осуществление долгосрочных наблюдений за состоянием загрязнения атмосферного воздуха на 4-х постах наблюдения на территории г.Кострома, и на 1-м посту г. Волгореченск
  • Экологическое обследование района проживания (отбор проб атмосферного воздуха, лабораторный анализ,обобщение результатов анализа, выдача справки об уровне загрязнения атмосферы)
  • Проведение замеров урвня загрязнения атмосферного воздуха на санитарно-защитных зонах предприятий
  • Проведение обследований состояния атмосферного воздуха г.Костромы
  • Прогнозирование уровня загрязнения атмосферного воздуха
  • Ведение банка данных об уровне загрязнения атмосферого воздуха г. Костромы и Костромской области
  • Расчёт фоновых концентраций вредных веществ и выдача климатических справок
  • Специальные наблюдения загрязнения природной среды с целью получения данных для расчёта фоновых концентраций в районах расположения промышленных и других объектов

Загрязняющие вещества, по которым осуществляются наблюдения:

Экологический мониторинг, цели, значение и принципы его организации

Под мониторингом (от лат. «монитор» — напоминающий, надзирающий) понимают систему наблюдений, оценки и прогноза состояния окружающей среды. Основной принцип мониторинга – непрерывное слежение. Мониторинг является важнейшей частью экологического контроля, которое осуществляет государство

Главная цель мониторинга — наблюдение за состоянием окружающей природной среды и уровнем ее загрязнения:

— оценить состояние среды обитания человека, биологических сообществ;

— выявить причины отклонения показателей;

— оценить последствия изменения показателей;

— определить управляющие решения для ликвидации причин отклонения показателей.

Не менее важно своевременно оценить и последствия антропогенного воздействия на биоту, экосистемы и здоровье человека, а также эффективность природоохранных мероприятий. Но мониторинг — это не только слежение и оценка фактов, но и экспериментальное моделирование, прогноз и рекомендации по управлению состоянием окружающей природной среды.

В исследование мониторинга входят наблюдения за изменением в различных сферах содержания загрязняющих веществ, обладающих канцерогенными, мутагенными и иными неблагоприятными свойствами. Постоянным наблюдениям подвергаются следующие загрязняющие вещества, наиболее опасные для природных экосистем и человека:

— в поверхностных водах — радионуклиды, тяжелые металлы, пестициды, бенз(а)пирен, рН, минерализация, азот, нефтепродукты, фенолы, фосфор;

— в атмосферном воздухе — оксиды углерода, азота, диоксид серы, озон, пыль, аэрозоли, тяжелые металлы, радионуклиды, пестициды, бенз(а)пирен, азот, фосфор, углеводороды;

— в биоте — тяжелые металлы, радионуклиды, пестициды, бенз(а)пирен, азот, фосфор.

Также исследуют и такие вредные физические воздействия, как радиацию, шум, вибрацию, электромагнитные поля и др.

Пункты экологических наблюдений располагаются в местах концентрации населения и районах интенсивной его деятельности с таким расчетом, чтобы они контролировали основные линии связи человека. Это могут быть территории промышленно-энергетических центров, атомных электростанций, нефтепромыслов, агроэкосистем с интенсивным применением ядохимикатов и др.

Экологический мониторинг— информационная система наблюдений, оценки и прогноза изменений в состоянии окружающей среды, созданная с целью выделения антропогенной составляющей этих изменений на фоне природных процессов.

Система экологического мониторинга должна накапливать, систематизировать и анализировать информацию: о состоянии окружающей среды; о причинах наблюдаемых и вероятных изменений состояния (т.e., об источниках и факторах воздействия); о допустимости изменений и нагрузок на среду в целом; о существующих резервах биосферы.

Такой системой признана система мониторинга антропогенных изменений состояния окружающей природной среды, способная представить необходимую информацию для принятия решений соответствующими службами, ведомствами, организациями.

Осознание во многих странах неэффективности усилий по финансированию сбора и переработки информации о состоянии окружающей среды потребовало новых подходов и координации действий как на национальном, так и на международном, глобальном, уровнях. Первым шагом в этом направлении стала конференция ООН по охране окружающей среды в Стокгольме в 1972 году. Одним из важных решений Стокгольмской конференции была рекомендация по созданию глобальной системы мониторинга окружающей среды.

Рис. Блок-схема системы мониторинга

В последующем вопросы мониторинга окружающей среды неоднократно обсуждались на различных уровнях, как национальных, так и международных правительственных и общественных организаций, что находило отражение в многочисленных печатных изданиях (сборники, труды и т. д.), посвященных проблемам мониторинга окружающей среды. Так, например, исключительный интерес представляют труды Международных симпозиумов «Комплексный глобальный мониторинг загрязнения окружающей природной среды», состоявшихся в 1978 и 1982 гг., пять томов сборника «Проблемы экологического мониторинга и моделирования экосистем», изданных Институтом прикладной геофизики в 1978-1982 гг.

Таким образом, в систему экологического мониторинга входят наблюдения за состоянием элементов биосферы и наблюдения за источниками и факторами антропогенного воздействия. Важнейшим вопросом стратегии регулирования качества окружающей природной среды (ОПС) является вопрос создания системы, способной определять наиболее критические источники и факторы антропогенного воздействия на здоровье населения и ОПС, выделять наиболее уязвимые элементы и звенья биосферы, подверженные такому воздействию.

Читайте так же:  Иск о применении срока исковой давности

В зависимости от конкретных целей, задач, объектов наблюдения различают несколько видов мониторинга. Так, например, существует понятие общего мониторинга,объектом исследования которого является, по мнению академика И.П. Герасимова (1975), «многокомпонентная совокупность природных явлений, подверженная многообразным естественным динамическим изменениям и испытывающая разнообразное воздействие и преобразование ее человеком».

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Да какие ж вы математики, если запаролиться нормально не можете. 8628 —

| 7458 — или читать все.

Проведение мониторинга загрязнения окружающей среды

ГОСТ Р 56060-2014

НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПРОИЗВОДСТВЕННЫЙ ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ МОНИТОРИНГ

Мониторинг состояния и загрязнения окружающей среды на территориях объектов размещения отходов

Industrial environmental monitoring. Monitoring of the state and pollution of the environment on the territories of waste disposal facilities

Дата введения 2015-01-01

Предисловие

1 РАЗРАБОТАН Открытым акционерным обществом «Федеральный центр геоэкологических систем»

2 ВНЕСЕН техническим комитетом по стандартизации ТК 409 «Охрана окружающей природной среды»

5 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ

6 ПЕРЕИЗДАНИЕ. Июнь 2019 г.

Правила применения настоящего стандарта установлены в статье 26 Федерального закона от 29 июня 2015 г. N 162-ФЗ «О стандартизации в Российской Федерации» . Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется в ежегодном (по состоянию на 1 января текущего года) информационном указателе «Национальные стандарты», а официальный текст изменений и поправок — в ежемесячном информационном указателе «Национальные стандарты». В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего стандарта соответствующее уведомление будет опубликовано в ближайшем выпуске ежемесячного информационного указателя «Национальные стандарты». Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования — на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет (www.gost.ru)

Оформление и представление результатов мониторинга

Порядок проведения собственниками объектов размещения отходов, а также лицами, во владении или в пользовании которых находятся объекты размещения отходов, мониторинга состояния и загрязнения окружающей среды на территориях объектов размещения отходов и в пределах их воздействия на окружающую среду (далее — Порядок) утвержден Приказом Минприроды России от 04.03.2016 № 66.

Извлечение
из Порядка

И здесь следует отметить, что:

проведение мониторинга состояния и загрязнения окружающей среды на территориях ОРО и в пределах их воздействия на окружающую среду;

представление отчета о результатах мониторинга в территориальный орган Росприроднадзора по месту нахождения ОРО ежегодно до 15 января года, следующего за отчетным периодом,

являются безусловными обязанностями лиц, во владении или в пользовании которых находятся ОРО.

Обратите внимание

Необходимость исполнения указанных обязанностей не зависит от намерения (желания) лица, во владении или в пользовании которого находится ОРО, подтвердить исключение негативного воздействия ОРО на окружающую среду.

Следовательно, мониторинг должен быть проведен, а отчет о результатах мониторинга представлен в территориальный орган Росприроднадзора даже в том случае, если лицо, во владении или в пользовании которого находится ОРО:

убеждено в том, что эксплуатируемый ОРО оказывает негативное воздействие на окружающую среду и по этой причине получить решение территориального органа Росприроднадзора о подтверждении исключения негативного воздействия ОРО на окружающую среду не удастся;

не желает получить решение территориального органа Росприроднадзора о подтверждении исключения негативного воздействия ОРО на окружающую среду.

При этом в законодательстве не разделены процедуры представления в территориальный орган Росприроднадзора отчета о результатах мониторинга в целях исполнения:

Порядка;

Положения о подтверждении исключения негативного воздействия на окружающую среду объектов размещения отходов, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 26.05.2016 № 467 (далее — Положение).

Отчет о результатах мониторинга может представляться в территориальный орган Росприроднадзора однократно и без особых уточнений в сопроводительном письме, во исполнение какого из двух указанных выше нормативных правовых актов данный отчет представляется.

3 Термины и определения. Обозначения и сокращения

В настоящем стандарте применены термины и определения по ГОСТ Р 56059, а также следующие термины с соответствующими определениями:

3.1 отходы производства и потребления (далее — отходы): Остатки сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, которые образовались в процессе производства или потребления, а также товары (продукция), утратившие свои потребительские свойства.

[Федеральный закон от 24 июня 1998 г. N 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», статья 1]

3.2 объект размещения отходов: Специально оборудованное сооружение, предназначенное для размещения отходов (полигон, шламохранилище, хвостохранилище, отвал горных пород и другое).

[Федеральный закон от 24 июня 1998 г. N 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», статья 1]

3.3 норматив образования отходов: Установленное количество отходов конкретного вида при производстве единицы продукции.

[Федеральный закон от 24 июня 1998 г. N 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», статья 1]

3.4 лимит на размещение отходов: Предельно допустимое количество отходов конкретного вида, которые разрешается размещать определенным способом на установленный срок в объектах размещения отходов с учетом экологической обстановки на данной территории.

[Федеральный закон от 24 июня 1998 г. N 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», статья 1]

2 Нормативные ссылки

Экологический мониторинг

В систему экологического контроля входит также государственная служба наблюдения — экологический мониторинг.

Под мониторингом (от лат. «monitor» — напоминающий, надзирающий) понимают систему наблюдений, оценки и прогноза состояния окружающей среды. Основной принцип мониторинга — непрерывное слежение.

Читайте так же:  Доклад антропогенное загрязнение окружающей среды

Мониторинг является важнейшей частью экологического контроля, которое осуществляет государство. Главная цель мониторинга — наблюдение за состоянием окружающей природной среды и уровнем ее загрязнения. Не менее важно своевременно оценить и последствия антропогенного воздействия на биоту, экосистемы и здоровье человека, а также эффективность природоохранных мероприятий. Но мониторинг — это не только слежение и оценка фактов, но и экспериментальное моделирование, прогноз и рекомендации по управлению состоянием окружающей природной среды.

По территориальному охвату различают три ступени или блока современного мониторинга — локальный (биоэкологический, санитарно-гигиенический), региональный (геосистемный, природно-хозяйственный) и глобальный (биосферный, фоновый).

В программу биоэкологического (санитарно-гигиенического) мониторинга, проводимого на локальном уровне входят наблюдения за изменением в различных сферах содержания загрязняющих веществ, обладающих канцерогенными, мутагенными и иными неблагоприятными свойствами. Постоянным наблюдениям подвергаются следующие загрязняющие вещества, наиболее опасные для природных экосистем и человека:

  • в поверхностных водах — радионуклиды, тяжелые металлы, пестициды, бенз(а)пирен, рН, минерализация, азот, нефтепродукты, фенолы, фосфор;
  • в атмосферном воздухе — оксиды углерода, азота, диоксид серы, озон, пыль, аэрозоли, тяжелые металлы, радионуклиды, пестициды, бенз(а)пирен, азот, фосфор, углеводороды;
  • в биоте — тяжелые металлы, радионуклиды, пестициды, бенз(а)пирен, азот, фосфор.

Тщательно исследуют и такие вредные физические воздействия, как радиацию, шум, вибрацию, электромагнитные воля и др. Пункты экологических наблюдений располагают в местах концентрации населения и районах интенсивной его деятельности с таким расчетом, чтобы они контролировали основные линии связи человека (трофические и др.) с естественными и искусственными компонентами окружающей среды. Это могут быть территории промышленно-энергетических центров, атомных электростанций, нефтепромыслов, агроэкосистем с интенсивным применением ядохимикатов и др.

В составе биоэкологического (санитарно-гигиенического) мониторинга большое внимание уделяют наблюдениям за ростом врожденных дефектов в популяциях человека и динамикой генетических последствий загрязнения биосферы, в первую очередь мутагенами.

На региональном (геосистемном) уровне наблюдения ведут за состоянием экосистем крупных природно-территориальных комплексов (бассейнов рек, лесных экосистем, агроэкосистем и т.д.), где имеются отличия параметров от базового фона ввиду антропогенных воздействий. Изучают трофические связи (биологические круговороты) и их нарушения, оценивают возможность использования ресурсов природных экосистем в конкретных видах деятельности, анализируют характер и количественные показатели антропогенных воздействий на окружающую природную среду в этих регионах. Например, ведут контроль за популяционным состоянием исчезающих видов животных в пределах какого-либо региона и т.д.

Обеспечить наблюдение, контроль и прогноз возможных изменений в биосфере в целом — задача глобального мониторинга. Его называют еще фоновым или биосферным. Объектами глобального мониторинга являются атмосфера, гидросфера, растительный и животный мир и биосфера в целом как среда жизни всего человечества. Разработка и координация глобального мониторинга окружающей природной среды осуществляется в рамках ЮНЕП (орган ООН) и Всемирной метеорологической организации (ВМО).

Основными целями этой программы являются:

  • организация расширенной системы предупреждения об угрозе здоровью человека;
  • оценка влияния глобального загрязнения атмосферы на климат;
  • оценка количества и распределения загрязнений в биологических системах, особенно в пищевых цепочках;
  • оценка критических проблем, возникающих в результате сельскохозяйственной деятельности и землепользования;
  • оценка реакции наземных экосистем на воздействие окружающей среды;
  • оценка загрязнения океана и влияния загрязнения на морские экосистемы;
  • создание системы предупреждений о стихийных бедствиях в международном масштабе.

При выполнении работ по программе глобального мониторинга особое внимание уделяют наблюдениям за состоянием природной среды из Космоса. Космический мониторинг позволяет получить уникальную информацию о функционировании экосистем как на региональном, так и на глобальном уровнях

В России функционирует разветвленная общегосударственная служба наблюдения по всем ступеням мониторинга – локальном, региональном и глобальном. Обобщая результаты наблюдения на всех трех уровнях мониторинга, получают объективную картину антропогенных и природных процессов в различных регионах страны. С этой целью на многочисленных станциях, створах контроля, стационарных постах, в химических лабораториях, на самолетах, вертолетах и космических аппаратах наблюдают за загрязнением атмосферы, вод, почв, донных отложений, околоземного пространства, организуют слежение за состоянием земель, минерально-сырьевых ресурсов недр, сохранностью животного и растительного мира и т.д.

Государственный экологический мониторинг в России ведется по следующим объектам: атмосферный воздух; водные объекты; объекты животного мира; леса; геологическая среда; земли; особо охраняемые природные территории; источники антропогенного воздействия.

Наблюдение, оценка и прогноз состояния отдельных компонентов природной среды и источников антропогенного воздействия осуществляются в рамках соответствующей функциональной подсистемы экологического мониторинга. Функциональные подсистемы мониторинга состояния атмосферного воздуха, загрязнения почв, поверхностных вод суши и морской среды объединены в Государственную службу наблюдения за загрязнением окружающей природной среды (ГСН).

С 1995 г. в России с целью радикального повышения эффективности службы наблюдения введена Единая государственная система экологического мониторинга (ЕГСЭМ). К основным ее задачам, в частности, относятся ведение специальных банков данных, характеризующих экологическую обстановку и гармонизация их с международными эколого-информационными системами, а также оценка и прогноз состояния объектов и антропогенных воздействий на них, откликов экосистем и здоровья населения на изменение состояния окружающей природной среды.

Представление отчета о результатах мониторинга на территории ОРО и в пределах его воздействия на окружающую среду: убить одним выстрелом двух зайцев

Ключевые вопросы

Оформление и представление результатов мониторинга

Подтверждение исключения негативного воздействия ОРО на окружающую среду

Предельная дата представления отчета о результатах мониторинга состояния и загрязнения окружающей среды на территории объекта размещения отходов и в пределах его воздействия на окружающую среду (далее — отчет о результатах мониторинга) — 15 января года, следующего за отчетным периодом.

Читайте так же:  Куда зачисляются административные штрафы

Представление отчета о результатах мониторинга преследует сразу две цели:

Видео (кликните для воспроизведения).

1) выполнение обязанности по представлению отчета;

2) подтверждение исключения негативного воздействия объекта размещения отходов (далее — ОРО) на окружающую среду для цели освобождения от обязанности по внесению платы за размещение отходов на таком объекте.

Так, исключение негативного воздействия ОРО на окружающую среду подтверждается результатами мониторинга состояния окружающей среды в порядке, установленном Правительством Российской Федерации[1].

При этом на территориях ОРО и в пределах их воздействия на окружающую среду собственники ОРО, а также лица, во владении или в пользовании которых находятся ОРО, обязаны проводить мониторинг состояния и загрязнения окружающей среды в порядке, установленном федеральными органами исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией[2].

1 Область применения

Настоящий стандарт предназначен для организации и осуществления мониторинга состояния и загрязнения окружающей среды на территориях объектов размещения отходов (за исключением радиоактивных).

4 Общие положения

4.1 Мониторинг состояния и загрязнения окружающей среды на территориях объектов размещения отходов (далее — мониторинг) осуществляют в соответствии с ГОСТ Р 56059 и ГОСТ Р 56063.

4.2 Мониторинг проводят владельцы объектов размещения отходов, а также лица, во владении или в пользовании которых находятся объекты размещения отходов (далее — объекты), на основании утвержденной ими программы за счет собственных средств и иных источников финансирования, не запрещенных законодательством [1].

4.3 Мониторинг проводят на протяжении всего периода эксплуатации объекта размещения отходов и в течение установленного срока после его закрытия для обеспечения принятия своевременных и адекватных мер по обеспечению их экологической безопасности.

4.4 Программу мониторинга разрабатывают и утверждают как отдельный документ, входящий в документацию ПЭМ, или включают разделом в программу ПЭМ (при необходимости).

4.5 Мониторинг включает, в т.ч. [2], [3], [4]:

— мониторинг состояния и загрязнения грунтовых вод;

— мониторинг состояния и загрязнения поверхностных вод;

— мониторинг состояния и загрязнения атмосферного воздуха;

— мониторинг состояния и загрязнения почвенного покрова;

— мониторинг состояния и загрязнения растительного покрова.

4.6 Для полигонов твердых бытовых отходов характерно образование фильтрата и биогаза, не имеющих определенного химического состава.

Изменения объема и состава фильтрата и биогаза могут служить индикаторами химических и физических процессов, происходящих на объекте, а также эффективности проводимых природоохранных мероприятий.

4.6.1 Мониторинг должен обеспечивать сбор полной информации о процессе образования фильтрата внутри полигона и под полигоном.

Отбор проб и анализ (объем и состав) фильтрата должны осуществляться отдельно в каждой точке сброса с участка объекта.

Мониторинг поверхностных вод, при их наличии, осуществляется, не менее чем в двух точках: выше и ниже полигона.

4.6.2 В ходе мониторинга биогаза проводят измерения:

— основных веществ и соединений в колодцах и коллекторах;

— расхода биогаза в каждой точке замеров.

4.6.3 Мониторинг за загрязнением грунтовых вод осуществляют с помощью отбора проб из контрольных колодцев, скважин или шурфов, заложенных по периметру объекта.

Состав проб вод из контрольных шурфов, колодцев и скважин, заложенных выше объекта по течению грунтовых вод, характеризует их исходное состояние. Ниже объекта по течению грунтовых вод (на расстоянии 50-100 м, если нет опасности загрязнения грунтовых вод за счет других источников) закладывают 1-2 колодца (шурфа, скважины) для отбора проб воды, с целью выявления влияния на них стоков полигона.

При более глубоком залегании грунтовых вод их контроль осуществляют с помощью скважин.

4.6.4 В отобранных пробах грунтовых вод обычно определяют содержание аммиака, нитритов, нитратов, гидрокарбонатов, хлоридов, сульфатов, цианидов, кальция, железа, лития, магния, кадмия, хрома, свинца, ртути, мышьяка, меди, бария, органического углерода, ХПК, БПК, рН, сухого остатка [2] и другие показатели в соответствии с составом отходов.

4.6.5 Выше и ниже объекта проводят отбор проб поверхностных вод. Отобранные пробы исследуют на гельминтологические, бактериологические и санитарно-химические показатели [2].

4.6.6. При анализе проб атмосферного воздуха обычно определяют содержание метана, сероводорода, аммиака, оксида углерода, бензола, трихлорметана, тетрахлорида углерода, хлорбензола [2] и другие показатели в соответствии с составом отходов.

4.7. Для объектов размещения промышленных отходов программы мониторинга разрабатывают с учетом свойств размещаемых отходов.

4.8 Результаты мониторинга используют для обоснования и оценки эффективности мер по снижению негативного воздействия объектов размещения отходов на окружающую среду, нормативов образования и лимитов на размещение отходов.

Мониторинг загрязнения окружающей среды

Статью подготовила доцент кафедры социально-гуманитарных дисциплин Волгушева Алла Александровна. Связаться с автором

Вернуться назад на Загрязнение окружающей среды

Государственная сеть мониторинга окружающей среды, основу которой составляют наблюдательные органы Федеральной службы по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды (Росгидромет), предназначена для решения следующих задач:

– наблюдений за уровнем загрязнения атмосферы, почв, вод и донных отложений рек, озер, водохранилищ и морей по физическим, химическим и гидробиологическим (для водных объектов) показателям с целью изучения распределения загрязняющих веществ во времени и пространстве, оценки и прогноза состояния окружающей среды, определения эффективности мероприятий по ее защите;
– обеспечения органов государственного управления, хозяйственных организаций и населения систематической и экстренной информацией об изменениях уровней загрязнения (в том числе и радиоактивного) атмосферного воздуха, почв, водных объектов под влиянием хозяйственной деятельности и гидрометеорологических условий, прогнозами и предупреждениями о возможных изменениях уровней загрязненности;
– обеспечения заинтересованных организаций материалами для составления рекомендаций в области охраны окружающей среды и рационального использования природных ресурсов, планирования развития экономики с учетом состояния окружающей среды.

Читайте так же:  Образец заполнения жалобы на судебного пристава

В настоящее время на Государственной сети мониторинга окружающей среды, базовую основу которой составляют наблюдательные органы Росгидромета, проводятся следующие основные виды наблюдений:

– за загрязнением воздуха в городах и промышленных центрах;
– за загрязнением почв пестицидами и тяжелыми металлами;
– за загрязнением поверхностных вод суши и морей;
– за трансграничным переносом веществ, загрязняющих атмосферу;
– комплексные наблюдения за загрязнением природной среды и состоянием растительности;
– за химическим составом и кислотностью атмосферных осадков и снежного покрова;
– за фоновым загрязнением атмосферы;
– за радиоактивным загрязнением окружающей среды.

В основе организации и проведения режимных наблюдений лежат следующие принципы: комплексность и систематичность наблюдений, согласованность сроков их проведения с характерными гидрологическими ситуациями и изменением метеорологических условий, определение показателей едиными методиками на всей территории страны. Система базируется на сети пунктов режимных наблюдений, которые устанавливаются в городах, на водоемах и водотоках как в районах с повышенным антропогенным воздействием, так и на незагрязненных участках.

Количественный состав службы следующий.

Наблюдения за загрязнением атмосферы проводились регулярно в 229 городах и населенных пунктах Российской Федерации. В большинстве городов измеряются концентрации от 4 до 38 веществ.

Наблюдениями за загрязнением поверхностных вод суши по гидрохимическим показателям охвачены 1187 водных объектов (из них 1037 водотоков и 150 водоемов), на которых находится 1815 пунктов (2489 створов, 2826 вертикалей, 3260 горизонтов). Отбор проб по физическим и химическим показателям с одновременным определением гидрологических показателей проводился на 1716 пунктах (2390 створов).

Наблюдения за загрязнением поверхностных вод суши по гидробиологическим показателям производятся в шести гидрографических районах на 133 водных объектах по 323 створам. Программа наблюдений включает от 2 до 6 показателей.

Наблюдения за загрязнением морской среды по гидрохимическим показателям проводятся на 320 станциях в прибрежных районах 11 морей, омывающих территорию Российской Федерации. В отобранных пробах определяются до 24 ингредиентов.

Сеть станций наблюдения трансграничного переноса веществ ориентирована на западную границу Российской Федерации. В настоящее время работают 4 станции. На станциях наблюдений производится отбор и анализ атмосферных аэрозолей, газов (диоксидов азота и серы) и атмосферных осадков.

Пунктами сети наблюдений за загрязнением почв являются сельскохозяйственные угодья (поля), отдельные лесные массивы зон отдыха (парки, санатории, дома отдыха и т. д.) и прибрежных зон. Отбор почв производился в хозяйствах, расположенных на территориях 38 субъектов Российской Федерации. В пробах определяли пестициды 21 наименования.

Отбор проб проводится для оценки загрязнения почв токсикантами промышленного происхождения в районах 66 городов ежегодно и 101 городе раз в 5 лет (около 2000 проб). В отобранных пробах определяются до 24 ингредиентов промышленного происхождения.

Сеть комплексного мониторинга загрязнения природной среды и состояния растительности (СМЗР) насчитывает 30 постов, которые располагаются на территории 11 УГМС.

Посты наблюдения организованы: вокруг крупных промышленных предприятий, где отмечаются серьезные повреждения лесов на достаточно больших площадях; в ценных лесах, отнесенных к памятникам природы; в районах ввода в действие новых крупных промышленных предприятий, выбросы которых в ближайшее время могут привести к ослаблению и повреждению лесонасаждений. Наблюдения проводятся на постоянных пробных площадях.

Сеть станций, осуществляющих наблюдения за химическим составом и кислотностью осадков, состоит из 130 станций федерального уровня, отбирающих на химический анализ суммарные пробы, и 133 пунктов, на которых в оперативном порядке измеряется только величина рН. Пробы осадков на содержание от 11 до 20 компонентов анализируются в 12 кустовых лабораториях.

Система контроля загрязнения снежного покрова на территории России осуществляется на 544 пунктах. В пробах определяются ионы сульфата, нитрата аммония, значения рН, а также бензапирен, тяжелые металлы.

Система фонового мониторинга ориентирована на получение информации о состоянии окружающей среды на территории Российской Федерации, на основании которой проводятся оценки и прогноз изменения этого состояния под влиянием антропогенных факторов. На территории России находятся 5 станций комплексного фонового мониторинга (СКФМ), которые расположены в биосферных заповедниках: Воронежском, Приокско-Террасном, Астраханском, Кавказском, Алтайском.

Наблюдения за радиационной обстановкой окружающей среды на стационарной сети осуществляется на 1312 пунктах. Гамма-спектрометрический и радиохимический анализ проб объектов окружающей среды проводится в специализированных радиометрических лабораториях и группах РМЛ и РМГ.

Кроме того, в системе Росгидромета ведется работа по оперативному выявлению и расследованию опасных эколого-токсикологических ситуаций, связанных с аварийным загрязнением природной среды и другими причинами.

В системе Федерального агентства водных ресурсов (в структуре МПР России) государственный мониторинг водных объектов осуществляется в целях: своевременного выявления и прогнозирования развития негативных процессов, влияющих на качество вод и состояние водных объектов, разработки и реализации мер по предотвращению вредных последствий этих процессов; оценки эффективности водоохранных мероприятий; информационного обеспечения управления и контроля в области использования и охраны водных объектов.

Государственный мониторинг водных объектов включает: регулярные наблюдения за состоянием водных объектов, количественными и качественными показателями поверхностных и подземных вод; сбор, хранение, пополнение и обработку данных наблюдений; создание и ведение банков данных; оценку и прогнозирование изменений состояния водных объектов, количественных и качественных показателей поверхностных и подземных вод.

Государственный мониторинг водных объектов состоит из: мониторинга поверхностных водных объектов (ГМПВО); мониторинга подземных водных объектов; мониторинга водохозяйственных систем и сооружений (ГМВХСиС). Наблюдения за качеством воды в водных объектах осуществлялись на 1216 створах (на водохранилищах, трансграничных и межсубъектовых створах), в том числе подведомственными организациями Росводресурсов (на 900 створах) и подрядными организациями (на 316 створах). Наблюдения выполнены на 1558 створах гидрохимических наблюдений, находящихся в зоне деятельности бассейновых водных управлений (БВУ), в том числе на трансграничных водных объектах в рамках межправительственных соглашений (60 створов); на водохранилищах (272 створа).

Читайте так же:  Рассмотрение административных дел апк

Гидрохимические наблюдения проводились на участках интенсивного водопользования в районах водозаборов (питьевых, технических), устьев рек основных притоков, влияния выпусков сточных вод наиболее крупных водопользователей-загрязнителей, на малых реках с целью изучения эффективности ранее проведенных работ по восстановлению экологического состояния водотоков. Перечень определяемых показателей загрязнения воды устанавливался с учетом обязательной программы при проведении режимных наблюдений за загрязнением поверхностных вод суши (РД 52. 24. 309-(92)) и характерных специфических загрязнений на отдельных участках водотоков (по достоверной информации формы 2-тп (водхоз) о сбросах загрязняющих веществ в водные объекты).

Воздействие на окружающую среду
Охрана окружающей среды
Экологический мониторинг
Экологический мониторинг
Экологическая экспертиза
Экологический кризис
Экологические проблемы

Экология природных ресурсов

Подтверждение исключения негативного воздействия ОРО на окружающую среду

В соответствии с п. 2 Положения исключение негативного воздействия ОРО на окружающую среду подтверждается результатами мониторинга, проводимого собственниками ОРО, а также лицами, во владении или в пользовании которых находятся ОРО, в порядке, предусмотренном ст. 12 Федерального закона № 89-ФЗ.

Извлечение
из Положения

Таким образом, порядок подтверждения исключения негативного воздействия ОРО на окружающую среду предусматривает следующий алгоритм действий владельца ОРО:

1. Предварительное проведение мониторинга состояния окружающей среды на территориях ОРО и в пределах их воздействия на окружающую среду.

2. Формирование результатов мониторинга, подтвержденных данными инструментальных измерений, выполненных для определения качества:

• атмосферного воздуха — на границе земельного участка, на котором расположен ОРО;

• почв — на границе земельного участка, на котором расположен ОРО;

• воды поверхностных водных объектов — в месте выпуска сточных вод, поступающих с ОРО в водный объект;

• воды подземных водных объектов — на границе земельного участка, на котором расположен ОРО, по направлению течения подземных вод.

3. Подготовка в двух экземплярах на бумажном носителе и одной электронной версии отчета о результатах мониторинга, содержащего данные, подтверждающие исключение негативного воздействия ОРО на окружающую среду.

4. Ежегодное представление (до 15 января года, следующего за отчетным периодом) с сопроводительным письмом одного бумажного экземпляра и одной электронной копии отчета о результатах мониторинга в территориальный орган Росприроднадзора по месту нахождения ОРО.

Обратите внимание: Положение предусматривает возможность представления отчета в виде электронного документа, подписанного простой электронной подписью.

Следует подчеркнуть, что инициировать процедуру подтверждения исключения негативного воздействия ОРО на окружающую среду невозможно без участия лица, эксплуатирующего ОРО. Именно данное лицо подготавливает отчет о результатах мониторинга, содержащий данные, подтверждающие исключение негативного воздействия ОРО на окружающую среду.

Поступление в территориальный орган Росприроднадзора до 15 января года, следующего за отчетным периодом, отчета о результатах мониторинга, содержащего данные, подтверждающие исключение негативного воздействия ОРО на окружающую среду, с сопроводительным письмом возлагает на территориальный орган Росприроднадзор обязанности по:

1) сопоставлению изложенной в отчете информации с имеющимися данными о состоянии и загрязнении окружающей среды на территории ОРО и в пределах его воздействия на окружающую среду, полученными от территориального органа Росгидромета или путем проведения необходимых инструментальных измерений, выполненных федеральным государственным бюджетным учреждением, находящимся в ведении Росприроднадзора;

2) принятию решения о подтверждении (неподтверждении) исключения негативного воздействия ОРО на окружающую среду;

3) информированию о принятом решении лицо, представившее отчет, в электронном виде или по почте.

В результате о факте подтверждения исключения негативного воздействия ОРО на окружающую среду должно быть известно двум субъектам правоотношений:

1) территориальному органу Росприроднадзора, принявшему решение о подтверждении исключения негативного воздействия ОРО на окружающую среду;

2) лицу, во владении или в пользовании которого находится ОРО:

• направившему в адрес территориального органа Росприроднадзора отчет о результатах мониторинга;

• получившему от территориального органа Росприроднадзора информацию о принятии решения о подтверждении исключения негативного воздействия ОРО на окружающую среду.

Обратите внимание

Законодательство не связывает освобождение от обязанности по внесению платы за размещение отходов с владением ОРО, на котором отходы размещены.

Иными словами, образователь отходов (за исключением твердых коммунальных отходов) может передать отходы на размещение на любой ОРО, а для цели освобождения от платы за размещение отходов необходимо, чтобы в отношении такого ОРО было подтверждено исключение (отсутствие) НВОС.

Принадлежность ОРО тому или иному лицу не имеет никакого значения для цели освобождения образователя отходов от платы за НВОС при размещении отходов на объекте, исключающем НВОС.

[1] См. п. 7 ст. 23 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (в ред. от 25.12.2018; далее — Федеральный закон № 89-ФЗ).

[2] Пункт 3 ст. 12 Федерального закона № 89-ФЗ.

[3] Здесь и далее выделено автором.

[4] Здесь и далее выделено автором.

Видео (кликните для воспроизведения).

В.А. Алымова, ведущий юрист ООО «Центр правовой экологии»

Источники

Проведение мониторинга загрязнения окружающей среды
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here