Протоколов об административных правонарушениях контрольно счетной

Полезное по теме: "Протоколов об административных правонарушениях контрольно счетной" от специалистов простым языком. Если необходимо уточнить актуальность на 2020 год, а также задать вопрос, то обращайтесь к дежурному юристу.

Актуальные вопросы составления протоколов об административных правонарушениях» Практика осуществления административного производства контрольно-счетными органами Хабаровского края

Доклад председателя Контрольно-счетной палаты Хабаровского края на «круглом столе» по теме «Актуальные вопросы составления протоколов об административных правонарушениях» Практика осуществления административного производства контрольно-счетными органами Хабаровского края»

Добрый день, уважаемые участники семинара!

Должностные лица Контрольно-счетной палаты Хабаровского края довольно активно используют право по составлению административных протоколов, к реализации которого приступили в 2014 году.

При этом хочу отметить низкий процент прекращенных судьями административных производств по отношению к общему количеству возбужденных нами дел. Что говорит о неплохом профессионализме наших сотрудников.

Так в 2017 году должностными лицами Контрольно-счетной палаты Хабаровского края было возбуждено 31 административное производство, из которых прекращено только 4, что составляет 13%. Из которых 3 административных производства прекращено в связи с истечением срока давности привлечения к административной ответственности по причине применения судами части 3 статьи 2.1 Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (ниже я подробнее остановлюсь на этом вопросе).

Поводами к возбуждению административных производств в 2017 году послужили следующие нарушения бюджетного законодательства:

нецелевое использование бюджетных средств: 16 фактов;

грубое нарушение требований к бухгалтерскому учету, в том числе к бухгалтерской (финансовой) отчетности: 7 фактов;

нарушение условий предоставления бюджетных трансфертов: 3 факта;

нарушение порядка принятия бюджетных обязательств: 3 факта;

нарушение порядка составления, утверждения и ведения бюджетных смет: 1 факт;

нарушение порядка принятию бюджетных обязательств: 1 факт.

По субъектному составу:

В отношении юридических лиц возбуждено 14 административных производств, все за нецелевое использование бюджетных средств, в отношении должностных лиц за аналогичное нарушение – составлено 2 административных протокола.

При этом согласно части 3 статьи 2.1 Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях назначение административного наказания юридическому лицу не освобождает от административной ответственности за данное правонарушение виновное физическое лицо, равно как и привлечение к административной или уголовной ответственности физического лица не освобождает от административной ответственности за данное правонарушение юридическое лицо.

Вопрос, почему только 2 должностных лица привлечены к административной ответственности, а не 14 как минимум.

Проблема в специальном годичном сроке давности привлечения к административной ответственности за совершение правонарушений, предусматривающих санкцию в виде дисквалификации, определенном частью 3 статьи 4.5 КоАП РФ. Как правило, при установлении факта нецелевого использования бюджетных средств в ходе осуществления последующего финансового контроля, годичный срок давности привлечения к административной ответственности должностного лица уже истек.

Читайте так же:  Презентация на тему загрязнение окружающей среды

Как отметил Департамент юридического обеспечения аппарата Счетной палаты Российской Федерации практика применения судами части 3 статьи 4.5 Кодекса по делам об административных правонарушениях, по которым в качестве административного наказания предусмотрена дисквалификация, получила свое недвусмысленное отражение в решениях Верховного Суда Российской Федерации по конкретным делам (от 18 июля 2016 г. № 52-АД16-1 и от 3 мая 2017 г. № 127-АД17-6) на которые и будут в дальнейшем ориентироваться все нижестоящие суды общей юрисдикции при рассмотрении дел об административных правонарушениях в схожих правовых ситуациях.

Вопрос реализации должностными лицами контрольно-счетных органов полномочий по возбуждению дел об административных правонарушениях в условиях специального срока давности привлечения к административной ответственности за совершение правонарушений, предусматривающих санкцию в виде дисквалификации, рассматривался комиссией по правовым вопросам Совета контрольно-счетных органов при Счетной палате Российской Федерации, все материалы опубликованы на портале Счетной палаты Российской Федерации и контрольно-счетных органов Российской Федерации.

Также отмечу высокий процент взыскиваемости административных штрафов по делам об административных правонарушениях, возбужденных должностными лицами Контрольно-счетной палаты Хабаровского края.

Так по результатам рассмотрения наших административных протоколов судьями наложено административных штрафов на общую сумму 348,1 тыс. рублей, взыскано – 345,3 тыс. руб. Взыскиваемость составила 99%.

Контрольно-счетная палата Хабаровского края выполняет полномочия по администрированию доходов краевого бюджета, в том числе от поступления сумм штрафов по результатам рассмотрения дел об административных правонарушениях судьями, возбужденных должностными лицами Контрольно-счетной палаты Хабаровского края.

Подробно алгоритм взаимодействия и обмен информацией между структурными подразделениями Контрольно-счетной палаты Хабаровского края при осуществлении бюджетных полномочий администратора доходов краевого бюджета определен в Порядке осуществления Контрольно-счетной палатой Хабаровского края бюджетных полномочий главного администратора (администратора) доходов краевого бюджета.

Сотрудниками Контрольно-счетной палаты Хабаровского края проводится мониторинг рассмотрения дел об административных правонарушениях и анализ вынесенных по ним процессуальных решений, в ходе которых определяются виды вынесенных по делам об административных правонарушениях процессуальных решений, сроки вступления в законную силу и наличие оснований для обжалования процессуальных решений в установленном КоАП РФ порядке.

Сроком снятия с контроля дела об административном правонарушении является дата отражения в журнале информации об исполнении постановления о назначении административного наказания (уплате административного штрафа в полном размере) либо о вступившем в законную силу постановлении о прекращении производства по делу об административном правонарушении.

Читайте так же:  Особенности привлечения к административной ответственности депутатов

Подробно процедуры контроля за процессом возбуждения административных производств, хода рассмотрения дел об административных правонарушениях и до заключительного момента – поступления платежей по административным штрафам по КБК, закрепленным за КСП края, регламентированы в Стандарте внешнего государственного финансового контроля Контрольно-счетной палаты Хабаровского края «Контроль реализации результатов контрольных и экспертно-аналитических мероприятий».

Несколько слов о практике составления протоколов об административных правонарушениях нашими коллегами муниципального уровня.

В Хабаровском крае органы внешнего муниципального финансового контроля образованы в 26-ти муниципальных образований края, в том числе: 2-х городских округов, 17-ти муниципальных районов края и 7-ми городских и сельских поселений края.

Перечень должностных лиц КСО, которые вправе составлять протоколы об административных правонарушениях, определен Законом Хабаровского края от 25 марта 2015 года № 45.

Видео (кликните для воспроизведения).

Следует отметить, что данный закон нуждается в актуализации, так как им не определены должностные лица, уполномоченные на составление протоколов по части 20.1 статьи 19.5 КоАП РФ, предусматривающей дисквалификацию сроком на два года за повторное невыполнение в установленный срок законного предписания (представления) органа государственного (муниципального) финансового контроля

К слову инспекторам Счетной палаты Российской Федерации и уполномоченным должностным лицам контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации законодатель не дал право возбуждать административные дела по части 20.1 статьи 19.5 КоАП РФ.

Сбор и анализ деятельности контрольно-счетных органов муниципальных образований, в том числе по административной практике, за прошедший год еще не завершен, поэтому немного о результатах 2016 года.

Практика реализации полномочий по возбуждению дел об административных правонарушениях отсутствовала в 17-ти контрольно-счетных органах муниципальных образований края, в том числе в 8-ми муниципальных районах, 2-х городских округах, 7-ми поселениях.

В 2016 году должностными лицами контрольно-счетных органов муниципальных образований Хабаровского края было возбуждено 29 дел об административных правонарушениях, по которым судьями наложено административных штрафов на общую сумму 271,00 тыс. рублей.

Контрольно-счетная палата Хабаровского края оказывает практическую помощь коллегам муниципальных контрольно-счетных органов как при составлении протоколов, так и при подготовке жалоб на судебные решения.

Контактная информация

Адрес:
680002, Хабаровск, ул.Фрунзе, д.72

Административная практика КСО: нужно ли расширение полномочий?

В статье представлен анализ ситуации, сложившейся по истечении почти пяти лет после расширения полномочий контрольно-счетных органов в части применения законодательства об административных правонарушениях.

Елена Станиславовна ЛИТВИНЧУК, председатель Контрольно-счетной палаты городского округа Воронеж

Ксения Георгиевна ИВАНОВА, начальник отдела анализа, мониторинга и экономической экспертизы Контрольно-счетной палаты городского округа Воронеж

Читайте так же:  Уклонение от административного ареста

Вопросы полноты и эффективности реализации полномочий контрольно-счетных органов (КСО) в части применения законодательства об административных правонарушениях стали актуальными сравнительно недавно — после вступления в силу Федерального закона от 23 июля 2013 года № 252‑ФЗ «О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации». С принятием данных изменений значительно увеличен перечень статей Кодекса об административных правонарушениях, устанавливающих ответственность за совершение противоправных действий в бюджетной сфере, а должностные лица Счетной палаты РФ и контрольно-счетных органов субъектов наделены полномочиями по составлению протоколов о соответствующих административных правонарушениях. КСО муниципалитетов были наделены аналогичными полномочиями в 2015 году с принятием Федерального закона от 27 октября 2015 года № 291‑ФЗ «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях и Федеральный закон „О Счетной палате Российской Федерации“». Но их реализация требовала дополнительного закрепления перечня должностных лиц, наделенных правом составлять протоколы, в областных (краевых, республиканских) законах.

Практика, сложившаяся в этой сфере деятельности спустя без малого пять лет с момента расширения полномочий КСО, весьма неоднозначна.

Административная практика КСО

Прежде всего следует отметить, что абсолютное большинство КСО муниципальных образований (88%) в 2016 году не имели административной практики. Об этом говорится в аналитической информации Комиссии Совета КСО при Счетной палате РФ по совершенствованию внешнего финансового контроля на муниципальном уровне (далее — Комиссия), обобщившей опыт ведения административных производств на уровне органов внешнего муниципального финансового контроля.

Причины сложившейся ситуации, безусловно, являются объективными и значимыми. Однако в качестве оправдания отсутствия у КСО административной практики целесообразно также отметить следующее. Согласно сводной информации Комиссии наибольшее количество правонарушений в 2016 году квалифицировано как «Грубое нарушение требований к бухгалтерскому учету, в том числе к бухгалтерской (финансовой) отчетности» (статья 15.11 КоАП РФ) — 306 случаев, а также «Нецелевое использование бюджетных средств» (статья 15.14) — 263 случая. В общей сложности на долю этих двух составов пришлось более 40% всех протоколов. При этом половина определенных КоАП статей использовалась муниципальными контролерами в единичных случаях. Например, статья 15.15.16 «Нарушение исполнения платежных документов и представления органа Федерального казначейства» — один протокол, статья 15.15.14 «Нарушение срока направления информации о результатах рассмотрения дела в суде» — два протокола, статья 15.15.11 «Нарушение сроков распределения, отзыва либо доведения бюджетных ассигнований и (или) лимитов бюджетных обязательств» — один протокол и др.

Читайте так же:  Жалоба на действия пристава исполнителя начальнику образец

Невысокая востребованность отдельных составов помимо очевидно незначительного количества совершенных нарушений объясняется также современной спецификой деятельности контрольно-счетных органов. Аудит (контроль) законности и результативности использования бюджетных средств, пришедший на смену финансовой ревизии, подразумевает под собой в большей степени оценку конечных результатов произведенных затрат бюджетных средств (принцип эффективности, заложенный в статье 34 Бюджетного кодекса) и анализ совокупности действий проверяемого объекта по достижению поставленных целей, нежели, к примеру, скрупулезную проверку сроков перечисления кредитными организациями средств на счета бюджетов разных уровней или сроков уведомления главным распорядителем бюджетных средств финансового органа об итогах рассмотрения дела в суде.

При выявлении отдельных бюджетных правонарушений возможно как квалифицировать их в соответствии с КоАП РФ, так и применить в отношении участников бюджетного процесса, их допустивших, бюджетные меры принуждения, установленные в БК РФ (статьи 15.14, КоАП РФ, статьи РФ). В соответствии со статьей 306.2 БК РФ «наряду с применением бюджетных мер принуждения применяются меры ответственности в случаях, предусмотренных законодательством РФ». Несомненно, что при классификации таких нарушений органы государственного (муниципального) финансового контроля зачастую применяют положения только одного из кодексов, что также влечет за собой сокращение количества составленных протоколов об административных правонарушениях. Кроме того, в рамках действующего административного поля большинство установленных нарушений могут быть только квалифицированы сотрудниками КСО в соответствии с КоАП РФ, а решение о необходимости возбуждения административного производства будет принято в другой инстанции.

Регион дает полномочия

Следует отметить, что региональным законодательством могут быть определены случаи составления должностными лицами контрольно-счетных органов протоколов об административных правонарушениях по иным составам, отличным от уже закрепленных в КоАП РФ. Однако эта возможность реализована лишь в отдельных субъектах РФ в отношении случаев нарушения нормативных правовых актов регионального и муниципального уровней. К примеру, законом Воронежской области от 31 декабря 2003 года № предусмотрено составление должностными лицами КСО административных протоколов только в случаях нарушения порядка управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности. В Законе Московской области от 4 мая 2016 года № 37/2016-ОЗ предусмотрено составление протоколов в части нарушений, связанных с охраной имущества, находящегося в собственности Московской области, а также при выявлении несоблюдения критериев отбора муниципальных образований для предоставления субсидий из бюджета Московской области бюджетам муниципальных образований Московской области.

Интересен пример нормативной практики Республики Башкортостан: в региональном Кодексе об административных правонарушениях (утвержденный Законом РБ от 23 июня 2011 года № для должностных лиц КСО определены полномочия по составлению протоколов об административных правонарушениях не только в области охраны собственности, но и при нарушениях:

Читайте так же:  Наложен административный штраф в размере

  • порядка принятия на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма (статья 2.8);
  • порядка определения общей площади жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма (статья 2.9);
  • должностными лицами порядка определения размера и внесения арендной платы за земли, находящиеся в муниципальной собственности, и земли, государственная собственность на которые не разграничена (статья 4.8), и др.

Методические материалы по составлению протоколов об административных правонарушениях должностными лицами Контрольно-счетной палаты города

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
ГОРОДСКОЙ ОКРУГ ГОРОД СУРГУТ
ПРЕДСЕДАТЕЛЬ
КОНТРОЛЬНО-СЧЕТНОЙ ПАЛАТЫ ГОРОДА
РАСПОРЯЖЕНИЕ

«23» ноября 2017 г. № 01-06-279/КСП

О внесении изменения в распоряжение
Председателя Контрольно-счетной палаты
города Сургута от 22.12.2015 № 01-06-
162/КСП «Об утверждении методических
рекомендаций по составлению протоколов
об административных правонарушениях
должностными лицами Контрольно-
счетной палаты города»

На основании Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, Федерального закона от 07.02.2011 № 6-ФЗ «Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований», Закона Ханты-Мансийского автономного округа — Югры от 11.06.2010 № 102-оз «Об административных правонарушениях, Положения о Контрольно-счетной палате города Сургута, утверждённого решением Думы города Сургута от 27.02.2007 № 170-IV ДГ:

1. Внести в распоряжение Председателя Контрольно-счетной палаты города Сургута от 22.12.2015 № 01-06-162/КСП «Об утверждении методических рекомендаций по составлению протоколов об административных правонарушениях должностными лицами Контрольно-счетной палаты города» изменение, изложив приложение к распоряжению в новой редакции согласно приложению к настоящему распоряжению.
2. Начальнику организационно-правового отдела (А.П. Ромаданова) организовать ознакомление с настоящим распоряжением муниципальных служащих и размещение его на официальном Интернет-сайте Контрольно-счетной палаты города.
3. Контроль за исполнением настоящего распоряжения оставляю за собой.

И.о. Председателя В.И. Жуков

Приложение к распоряжению
Председателя Контрольно-счетной
палаты города Сургута
«23» ноября 2017 г. № 01-06-279/КСП

Приложение к распоряжению
Председателя Контрольно-счетной
палаты города Сургута
от 22.12.2015 № 01-06-162/КСП

Методические рекомендации
по составлению протоколов об административных правонарушениях должностными лицами Контрольно-счетной палаты города

Приложение 1
к методическим рекомендациям по
составлению протоколов
об административных правонарушениях
должностными лицами
Контрольно-счетной палаты города

Видео (кликните для воспроизведения).

Содержание отдельных норм Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях

Источники

Протоколов об административных правонарушениях контрольно счетной
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here