Производство по делам административно правовых отношений

Полезное по теме: "Производство по делам административно правовых отношений" от специалистов простым языком. Если необходимо уточнить актуальность на 2020 год, а также задать вопрос, то обращайтесь к дежурному юристу.

Понятие и сущность производства по делам, возникающим из административно-правовых отношений.

Суд рассматривает дела:

1) по жалобам на действия избирательных комиссий в случаях, предусмотренных законом;

3) по жалобам на отказ органов, регистрирующих акты гражданского состояния, внести исправления или изменения в записи актов гражданского состояния;

4) по жалобам на нотариальные действия или на отказ в их совершении;

5) по жалобам на действия (бездействие) государственных органов и иных юридических лиц, а также организаций, не являющихся юридическими лицами, и должностных лиц, ущемляющих права граждан, а в случаях, предусмотренных актами законодательства, – и права юридических лиц;

6) по жалобам на решения Апелляционного совета при патентном органе;

7) иные дела, возникающие из административно-правовых отношений, в случаях, предусмотренных законом.

Дела возбуждаются по жалобам на действия или бездействия должностных лиц с целью проверки законности и обоснованности этих актов.

Сторонам являются: 1. жалобщик; 2. должностное лицо или государственный орган, действия или бездействия которого обжалуются.

Предметом судебной деятельности является непосредственный судебный контроль за актами административного правоприменения по жалобам граждан.

Не допускается рассмотрение административных дел при возникновении спора о праве.

При возбуждении административных дел можно выбрать один из двух порядков обжалования:

1) до обращения в суд обязательна подача жалобы в административный орган (когда ущемляются действия граждан должностными лицами п. 3, 4,5;

2) заинтересованное лицо или прокурор вправе сам выбрать адресат жалобы.

Дела в административном порядке рассматриваются по общим правилам искового производства за некоторым исключением:

1. отличается объем распорядительных прав;

2. срок рассмотрения дел равен 1 месяцу (дела по жалобам на действия избирательных комиссий рассматриваются в течение 5 дней);

3. не взыскиваются судебные расходы по жалобам на избирательные комиссии;

4. сущность зашиты состоит в признании незаконности и необоснованности действия должностных лиц и государственных органов;

5. применяются следующие способы (средства) обеспечения жалоб:

? запрет исполнения действий государственного органа или должностного лица до истечения срока на судебное обжалование или опротестование;

? обязательное приостановление исполнения обжалованного действия в случае, предусмотренном в законе.

Суд вправе и в иных случаях по собственной инициативе или ходатайству заявителя приостановить исполнение обжалованного действия в любом положении дела.

Рассмотрение судами жалоб на нотариальные действия или отказ в их совершении.

Такую жалобу могут подать следующие лица:

1. лицо, обратившееся за совершением нотариального действия;

2. лица, интересы которых ущемлены в связи с совершением нотариального действия.

Жалоба подается в суд по месту нахождения государственной нотариальной конторы, нотариального бюро или государственного органа, юридических лиц, иных организаций, должностные лица которых в силу закона вправе совершать нотариальные действия.

Такая жалоба подается в 10дневный срок со дня, когда заявителю стало известно о совершенном нотариальном действии либо в отказе его совершения.

Жалоба рассматривается с участием заявителя и нотариуса, однако их неявка не является препятствием для рассмотрения дела.

По итогам рассмотрения жалобы судья выносит мотивированное решение, которым может признать:

1. действия, совершенные нотариусом, правильными и отклонить жалобу;

2. признать жалобу обоснованной и обязать нотариуса выполнить определенные действия;

3. признать жалобу обоснованной и обязать нотариуса внести исправления за совершенное нотариальное действие;

4. признать жалобу обоснованной и отменить совершенное нотариальное действие.

Ст. 76 Нотариальные действия совершают не только нотариусы, но и должностные лица, которым законодательством предоставлено такое право совершать нотариальные действия.

Рассмотрение судами жалоб на действия (бездействие) государственных органов, иных юридических лиц, а также организаций, не являющихся юридическими лицами, и должностных лиц, ущемляющих права граждан.

Действия, бездействия, ущемляющие права гражданина – это такие действия или бездействия, в результате которых гражданин незаконно лишен возможности полностью или частично осуществить права, предоставленные ему нормативными актами, либо если на гражданина возложена какая-либо обязанность.

Для этой категории дел обязателен досудебный порядок обжалования в вышестоящий орган.

Если иное не предусмотрено Кодексом, жалоба подается в суд по месту нахождения государственного органа, иного юридического лица, другой организации или по месту работы должностного лица, чьи действия обжалуются.

Такая жалоба должна быть рассмотрена вышестоящим органом в течение 1 месяца и о результатах рассмотрения должно быть сообщено гражданину.

В суд жалоба подается в месячный срок, который исчисляется со дня получения гражданином отказа вышестоящего органа или со дня истечения месячного срока после подачи жалобы или на нее не был получен ответ.

Жалоба рассматривается судом с участием гражданина, подавшего жалобу, и руководителя государственного органа, юридического лица, другой организации или должностного лица, действия которых обжалуются, либо их представителей. Неявка в судебное заседание по неуважительной причине лиц, указанных в части первой настоящей статьи, не служит препятствием к рассмотрению жалобы. Суд может признать явку названных лиц обязательной, на что указывает в извещении о вызове в судебное заседание.

По результатам рассмотрения жалобы суд выносит решение.

Суд, признав обжалуемые действия (бездействие) неправомерными, ущемляющими права гражданина, выносит решение об обоснованности жалобы и обязанности устранить допущенное нарушение.

Суд, установив, что обжалуемые действия были совершены в соответствии с законом, в пределах полномочий государственного органа, юридического лица, организации либо должностного лица, органа военного управления, выносит решение об отказе в удовлетворении жалобы.

Решение суда по жалобе направляется руководителю государственного органа либо в вышестоящий по подчиненности государственный орган или юридическое лицо в течение трех дней со дня вступления решения в законную силу. Об исполнении решения суда по жалобе должно быть сообщено суду и заявителю не позднее чем в месячный срок со дня получения решения суда.

Юридические лица, считающие, что неправомерными действиями (бездействием) государственных органов, юридических лиц, а также организаций, не являющихся юридическими лицами, и должностных лиц ущемлены их права, вправе обратиться в суд с жалобой в порядке, предусмотренном настоящим параграфом, и в случаях, прямо предусмотренных законодательством РБ.

Дата добавления: 2019-03-09 ; просмотров: 114 ; ЗАКАЗАТЬ РАБОТУ

Читайте так же:  Оспаривание ненормативного правового акта реорганизован ликвидирован орган

http://studopedia.net/13_79139_ponyatie-i-sushchnost-proizvodstva-po-delam-voznikayushchim-iz-administrativno-pravovih-otnosheniy.html

53. Процессуальный порядок рассмотрения дел, возникающих из административных правоотношений

Производство по делам, возникающим из административно-правовых отношений– вид гражданского судопроизводства по рассмотрению и разрешению дел, возникающих из административных правоотношений.

В делах, возникающих из административно-правовых отношений, спор возникает между органами власти (должностными лицами) и гражданами.

Суды при рассмотрении дел данной категории осуществляют проверку законности действий административных органов. Рассмотрение таких дел производится по общим правилам гражданского судопроизводства с учетом изъятий и дополнений, установленных законодательством.

К данному судопроизводству отнесены дела:

1) о защите избирательного права граждан;

2) об обжаловании действий должностных лиц, о применении административного взыскания;

3) об оспаривании законности нормативных правовых актов, за исключением актов, проверка конституционности которых отнесена к компетенции Конституционного Суда;

4) об обжаловании решений и действий (бездействия) органов государственной власти, общественных объединений, должностных лиц государственных органов.

Особенности рассмотрения дел, возникающих из административно-правовых отношений:

1) дела, возникающие из административно-правовых отношений, рассматриваются судьей единолично. Коллегиальное рассмотрение дел этой категории может быть предусмотрено федеральным законом;

2) дела данной категории не могут быть рассмотрены в отсутствие ответчика;

3) при рассмотрении и разрешении дел суд не связан основаниями и доводами заявленных требований;

4) при рассмотрении и разрешении дел суд может признать обязательной явку в судебное заседание представителя органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица;

5) суд приступает к рассмотрению дела на основании заявления заинтересованного лица, в котором должно быть указано, какие решения, действия (бездействие) должны быть признаны незаконными, какие права и свободы лица нарушены этими решениями, действиями (бездействием);

6) обращение заинтересованного лица в вышестоящий в порядке подчиненности орган или к должностному лицу не является обязательным условием для подачи заявления в суд;

7) обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия нормативного правового акта, его законности или законности оспариваемых решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих, возлагается на орган, принявший нормативный правовой акт или, соответственно, органы и лиц, принявших оспариваемое решение или совершивших оспариваемое действие (бездействие).

Жалоба подлежит рассмотрению судом в 10-дневный срок. Заявитель и административный орган или должностное лицо надлежащим образом извещаются о времени и месте судебного разбирательства.

Решение суда по делу, возникшему из административно-правовых отношений, должно быть законным и обоснованным и отвечать требованиям закона.

54. Понятие и сущность особого производства. Виды дел особого производства

Особое производство– урегулированный нормами гражданского процессуального законодательства порядок рассмотрения и разрешения предусмотренных федеральными законами дел, характеризующихся отсутствием спора о праве и сторон с взаимоисключающими имущественными или личными неимущественными интересами.

Данное производство применяется, когда спор о праве отсутствует, но заявитель юридически заинтересован в судебном подтверждении факта, устранении неопределенности правового положения гражданина или имущества, восстановлении прав по утраченным документам и т. д.

В особом производстве рассматриваются следующие дела:

1) об установлении фактов, имеющих юридическое значение:

2) об усыновлении (удочерении) ребенка;

3) о признании гражданина безвестно отсутствующим или об объявлении гражданина умершим;

4) об ограничении дееспособности гражданина, о признании гражданина недееспособным, об ограничении или о лишении несовершеннолетнего в возрасте от 14 до 18 лет права самостоятельно распоряжаться своими доходами;

5) об объявлении несовершеннолетнего полностью дееспособным (эмансипации);

6) о признании движимой вещи бесхозяйной и признании права муниципальной собственности на бесхозяйную недвижимую вещь;

7) о восстановлении прав по утраченным ценным бумагам на предъявителя или ордерным ценным бумагам (вызывное производство);

8) о принудительной госпитализации гражданина в психиатрический стационар и принудительном психиатрическом освидетельствовании;

9) о внесении исправлений или изменений в записи актов гражданского состояния:

а) по заявлениям о совершенных нотариальных действиях или об отказе в их совершении;

б) по заявлениям о восстановлении утраченного судебного производства.

Данный перечень не является исчерпывающим. В основу порядка рассмотрения и разрешения дел особого производства положены общие правила искового производства, но из-за специфики дел данный вид производства имеет ряд особенностей:1)процессуальным средством возбуждения дел особого производства является не иск, а заявление, так как у заявителя нет материально-правовых притязаний к другим лицам;

2) в особом производстве нет таких институтов, как отказ от иска, признание иска, заключение мирового соглашения, изменение предмета или основания иска, увеличение или уменьшение размера искового требования, выход за пределы заявленного требования; исключаются совершение процессуальных действий, имеющих целью обеспечение иска, предъявление встречного иска и др.;

3) к лицам, участвующим в делах особого производства, относятся заявитель и заинтересованные лица;

4) правом обращения в суд по указанным делам обладает ограниченный круг лиц;

5) возникновение спора о праве, подведомственного судам, препятствует рассмотрению дела в порядке особого производства и служит основанием для оставления заявления без рассмотрения. После оставления заявления без рассмотрения заинтересованное лицо вправе обратиться в суд за разрешением возникшего спора в порядке искового производства.

http://studfile.net/preview/2967766/page:31/

dvorkin

Личный блог и сайт обо всем на свете

Понятие и сущность производства по делам, возникающим из административно — правовых отношений

Дела, возникающие из административно-правовых отношений, рассматриваются общими судами по правилам искового производства за отдельными изъятиями и дополнениями, установленными законодательством (гл. 29 ГПК).

Процессуальные особенности административного судопроизводства:

а) административные дела в гражданском процессе возбуждаются не путем предъявления иска, а посредством подачи в суд жалобы или заявления;

б) по делам данного вида судопроизводства суд разрешает спор не о праве гражданском, а об административном праве (в широком смысле слова);

в) в силу специфики административно-правовых отношений здесь не используются такие процессуальные действия, как встречный иск, заключение мирового соглашения. Кроме того, административные дела не могут быть переданы на разрешение третейского суда, по ним не применяются правила договорной подсудности;

г) по административным делам в гражданском процессе с одной стороны выступает гражданин (заявитель), а с другой стороны – государственный орган, организация, должностное лицо, чьи действия (бездействие) являются предметом судебного рассмотрения;

д) материально-правовые отношения между сторонами, участвующими в административных делах, строятся по принципу власти и подчинения;

е) по административным делам суд проверяет законность и обоснованность действий (бездействия) государственных органов, организаций и должностных лиц, а в случаях, предусмотренных законом, – лишь их законность;

ж) по общему правилу административные дела рассматриваются судом не позднее месячного срока со дня поступления жалобы или заявления в суд.

Читайте так же:  Штраф за безбилетный проезд в берлине

Производство по делам, возникающим из административно-правовых отношений, – это самостоятельный вид гражданского судопроизводства, в котором судом рассматривается спор, возникший в сфере административного управления, и осуществляется контроль за законностью и обоснованностью действий (бездействия) государственных органов, организаций и должностных лиц, затрагивающих права и охраняемые законом интересы граждан.

Судам подведомственны следующие категории дел, возникающих из административно-правовых отношений:

Указанный в ст. 335 ГПК перечень подведомственных суду административных дел не является исчерпывающим. Суды вправе рассматривать и иные дела, возникающие из административно-правовых отношений, в случаях, предусмотренных законом.

http://dvorkin.by/gpp28/

Производство по делам, возникающим из административно-правовых отношений

Процессуальные особенности административного судопро­изводства:

а) административные дела в гражданском процессе воз­буждаются не путем предъявления иска, а посредством подачи в суд жалобы или заявления;

б) по делам данного вида судопроизводства суд разре­шает спор не о праве гражданском, а об административ­ном праве;

в) в силу специфики административно-правовых от­ношений здесь не используются такие процессуальные дей­ствия, как встречный иск, заключение мирового соглашения. Кроме того, административные дела не могут быть пере­даны на разрешение третейского суда, по ним не применя­ются правила договорной подсудности;

г) по административным делам в гражданском про­цессе с одной стороны выступает гражданин (заявитель), а с другой стороны — государственный орган, организа­ция, должностное лицо, чьи действия (бездействие) яв­ляются предметом судебного рассмотрения;

д) материально-правовые отношения между сторона­ми, участвующими в административных делах, строятся по принципу власти и подчинения,

е) по административным делам суд проверяет закон­ность и обоснованность действий (бездействия) государственных органов, организаций и должностных лиц, а в слу­чаях, предусмотренных законом, лишь их законность;

ж) по общему правилу административные дела рассмат­риваются судом не позднее месячного срока со дня поступ­ления жалобы или заявления в суд.

Производство по делам, возникающим из административ­но-правовых отношений, – это самостоятельный вид граж­данского судопроизводства, в котором судом рассматри­вается спор, возникший в сфере административного управ­ления, и осуществляется контроль за законностью и обос­нованностью действий (бездействия) государственных ор­ганов, организаций и должностных лиц, затрагивающих права и охраняемые законом интересы граждан.

Судам подведомственны следующие категории дел, возникающих из административно-правовых отношений:

– по жалобам на действия избирательных комиссий в случаях, предусмотренных законом;

– по жалобам на отказ органов, регистрирующих акты гражданского состояния, внести исправления или изме­нения в записи актов гражданского состояния;

– по жалобам на нотариальные действия или на отказ в их совершении;

– по жалобам на действия (бездействие) государствен­ных органов и иных юридических лиц, а также организа­ций, не являющихся юридическими лицами, и должност­ных лиц, ущемляющих права граждан, а в случаях, преду­смотренных актами законодательства,и права юридиче­ских лиц;

– по жалобам на решения Апелляционного совета при патентном органе и др.

Жалобы на действия избирательных комиссий. Закон предоставляет каждому гражданину право обжа­ловать неправильности в списках избирателей. Заявление о неправильностях в списках избирателей рассматривается участковой комиссией, которая обязана не позднее чем в 2-дневный срок рассмотреть заявление.

Дела данной категории рассматриваются судом с обяза­тельным участием прокурора.

Жалобы на отказ органов, регистрирующих акты гражданского состояния, внести исправления или изменения в записи актов гражданского состояния. Заявление о внесении изменений и исправлений в за­пись актов гражданского состояния подается в орган, регистрирующий акт гражданского состояния по месту жительства заявителя и должно быть рассмотрено в течение 3 месяцев. Суд возбуждает дело при следующих двух условиях:

во-первых, должен существовать документ (свидетель­ство), содержащий оспариваемую запись актов граждан­ского состояния;

во-вторых, должно быть представлено заключение органа, регистрирующего акты гражданского состояния, об отказе внести исправления или изменения в произве­денную запись.

Жалобы на нотариальные действия или на отказ в их совершении. Заинтересованное лицо вправе в порядке администра­тивного судопроизводства подать в суд жалобу на нотари­альные действия или на отказ в их совершении.

Законом определен круг заинтересованных лиц по де­лам данной категории. Согласно части первой ст. 351 ГПК ими могут быть:

во-первых, лица, обратившиеся за совершением но­тариального действия и считающие неправильным совер­шенное нотариальное действие или неправомерным отказ в совершении нотариального действия;

Видео (кликните для воспроизведения).

во-вторых, лица, интересы которых ущемлены в связи с совершением нотариального действия.

Жалоба подается в суд в 10-дневный срок

Жалобы на действия (бездействие) государственных органов, организаций и должностных лиц, ущемляющие права граждан. Гражданин вправе в установленном законом порядке обратиться в суд с жалобой, если считает, что неправо­мерными действиями (бездействием) государственных ор­ганов, организаций и должностных лиц ущемлены его нрава.

Обжаловать в суд можно коллегиальные и единолич­ные действия, в результате которых:

– гражданин незаконно лишен возможности полностью или частично осуществить право, предоставленное ему нормативным правовым актом;

– на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность.

Согласно ст. 355 ГПК жалоба может быть подана в суд в месячный срок.

Судья, приняв жалобу к производству суда, по прось­бе заявителя или по своей инициативе вправе приостано­вить исполнение обжалуемого действия.

Жалобы на решения Апелляционного совета при патентном органе.

Заинтересованное лицо, не согласное с решением Апел­ляционного совета при патентном органе, вправе обжало­вать его в суд.

Для разрешения указанных выше споров создан в сис­теме общих судов специализированный патентный суд – судебная коллегия по делам интеллектуальной собственно­сти Верховного Суда РБ.

Дела данной категории рассматриваются Верховным Судом РБ в месячный срок со дня по­ступления жалобы в суд (часть первая ст. 337 ГПК).

Дата добавления: 2018-04-04 ; просмотров: 315 ; ЗАКАЗАТЬ РАБОТУ

http://studopedia.net/3_1550_proizvodstvo-po-delam-voznikayushchim-iz-administrativno-pravovih-otnosheniy.html

Глава 16. ПРОИЗВОДСТВО ПО ДЕЛАМ, ВОЗНИКАЮЩИМ ИЗ АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВЫХ ОТНОШЕНИЙ (ПУБЛИЧНО-ПРАВОВЫХ ОТНОШЕНИЙ)

Понятие и сущность производства по делам, возникающим из административно-правовых отношений

Судебная форма защиты прав и охраняемых законом интересов граждан и организаций предусмотрена для разрешения не только гражданских, но и административных споров.

В отличие от искового производства, где спор идет о праве гражданском между равноправными субъектами, в делах, возникающих из административно-правовых отношений – между органами власти (должностными лицами) и гражданами.

Суды при рассмотрении дел данной категории осуществляют проверку законности действий административных органов. Рассмотрение таких дел производится по общим правилам гражданского судопроизводства с учетом изъятий и дополнений, установленных законодательством.

К данному судопроизводству отнесены дела о защите избирательного права граждан; об обжаловании действий должностных лиц, о применении административного взыскания; об оспаривании законности нормативных правовых актов, за исключением актов, проверка конституционности которых отнесена к компетенции Конституционного Суда; об обжаловании решений и действий (бездействия) органов государственной власти, общественных объединений, должностных лиц государственных органов.

Читайте так же:  Образец обжалования постановления мади

Рассмотрение и разрешение судами дел о защите избирательных прав граждан

Судебная защита избирательных прав граждан, вытекающих из конституционных (публичных) правоотношений, направлена на охрану как активного (права избирать), так и пассивного избирательного права (права быть избранным).

Составление списков избирателей и включение в них граждан определены Федеральным законом «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» и Федеральным законом «О выборах Президента Российской Федерации».

Списки представляются для всеобщего ознакомления не позднее чем за 30 дней до дня выборов. Каждому гражданину предоставляется право заявлять в участковую избирательную комиссию о невключении его в список избирателей либо о любой ошибке или неточности в нем. Участковая избирательная комиссия обязана проверить заявление и устранить ошибку или неточность либо не позднее чем через 24 часа выдать заявителю ответ в письменной форме с изложением мотивов отклонении заявления. Решение участковой комиссии может быть обжаловано в вышестоящую избирательную комиссию или в суд, которые обязаны рассмотреть жалобу в трехдневный срок, а поданную за три дня до выборов и в день выборов – немедленно. При положительном для заявителя решении исправление в списке избирателей производится немедленно. Вносить изменения в списки избирателей после начала подсчета голосов избирателей запрещается.

В целях защиты любых избирательных прав гражданин в соответствии с Федеральным законом «06 основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» вправе обратиться с жалобой как в избирательную комиссию, так и в суд.

В случае несогласия гражданина с решением избирательной комиссии (должностных лиц) он может подать аналогичную жалобу в вышестоящую избирательную комиссию или непосредственно в суд. Подчеркнем, что предварительное обращение и какое-либо решение, принятое избирательными комиссиями, не являются обязательным условием для обращения гражданина в суд. Решения по жалобам, поступившим в ходе выборов, принимаются в пятидневный срок, а по поступившим в день выборов – немедленно. В случае, если факты, содержащиеся в жалобах, требуют дополнительной проверки, решения по ним принимаются не позднее чем в десятидневный срок. При этом вышестоящая избирательная комиссия вправе принять самостоятельное решение по существу жалобы.

Решение же суда по существу жалобы является окончательным.

Жалобы на действия административных органов и должностных лиц

Суды рассматривают дела по жалобам, поданным гражданами на действия административных органов или должностных лиц, которым законом предоставлено право производить взыскания с граждан в административном порядке (ст. 236 ПК). К числу таких действий относятся постановления административной комиссии, комиссии по делам несовершеннолетних районной администрации, решения сельской, поселковой администрации, постановления иного органа (должностного лица) о наложении административных взысканий и др.

http://lawbook.online/grajdanskiy-protsess-rossii/16proizvodstvo-delam-voznikayuschim-16084.html

Рассмотрение дел, вытекающих из административных правоотношений, об административных правонарушениях и о привлечении к административной ответственности

Дела, возникающие из административных и иных публичных правоотношений, рассматриваются по общим правилам искового производства, предусмотренным АПК РФ, с особенностями, установленными в разд. III АПК РФ, если иные правила административного судопроизводства не предусмотрены федеральным законом (ст.

Важной особенностью арбитражного законодательства является то, что вышеуказанная категория дел должна вытекать из экономических правоотношений или иной предпринимательской деятельности.

Заявления по делам, возникающим из административных и иных публичных правоотношений, подаются в арбитражный суд по общим правилам подсудности, предусмотренным АПК РФ, если иное не установлено законом.

Необходимо отметить, что при рассмотрении данной категории дел немаловажным моментом является субъект, обязанный доказывать обстоятельства, послужившие основанием для принятия оспариваемого акта, законности оспариваемых решений и действий (бездействий) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделенных федеральным законом отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц. Такая обязанность возлагается на органы и лица, которые приняли оспариваемый акт, решение, совершили оспариваемые действия (бездействие).

Несмотря на публичный и централизованный характер административных правоотношений, законодатель допускает урегулирование спора, возникающего в подобных отношениях, путем заключения мирового соглашения или с использованием других примирительных процедур (ст. 190 АПК РФ).

Дела о привлечении к административной ответственности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в связи с осуществлением ими предпринимательской и иной экономической деятельности, отнесенные федеральным законом к подведомственности арбитражных судов, также рассматриваются по общим правилам искового производства, предусмотренным АПК РФ, с особенностями, установленными в гл. 25 АПК РФ и федеральном законе об административных правонарушениях.

Производство по делам о привлечении к административной ответственности возбуждается на основании заявлений органов и должностных лиц, уполномоченных в соответствии с федеральным законом составлять протоколы об административных правонарушениях и обратившихся с требованием о привлечении к административной ответственности лиц, осуществляющих предпринимательскую и иную экономическую деятельность. По общему правилу данные заявления подаются в арбитражный суд по месту нахождения или месту жительства лица, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении. В случае, если лицо, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, привлекается за административное правонарушение, совершенное вне места его нахождения или места его жительства, указанные заявления могут быть поданы в арбитражный суд по месту совершения административного правонарушения. Помимо общих требований, установленным в ст. 125, 126 АПК РФ, предъявляемых к заявлениям, законодатель устанавливает дополнительные требования к заявлениям о привлечении к административной ответственности. В заявлении должны быть также указаны сведения, перечисленные в ст.

Кроме того, к заявлению прилагаются протокол об административном правонарушении и прилагаемые к протоколу документы, а также уведомление о вручении или иной документ, подтверждающие направление копии заявления лицу, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении.

Срок рассмотрения дела о привлечении к административной ответственности лиц, осуществляющих предпринимательскую и иную экономическую деятельность, составляет не более двух месяцев со дня поступления в арбитражный суд заявления о привлечении к административной ответственности, включая срок на подготовку дела к судебному разбирательству и принятие решения по делу, если иной срок рассмотрения не установлен федеральным законом об административных правонарушениях. Однако по ходатайству лиц, участвующих в деле, или в случае необходимости в дополнительном выяснении обстоятельств дела срок может быть продлен не более чем на один месяц. Подобные дела рассматриваются судьей единолично.

При рассмотрении дела о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имелось ли событие административного правонарушения и имелся ли факт его совершения лицом, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, имелись ли основания для составления протокола об административном правонарушении и полномочия административного органа, составившего протокол, предусмотрена ли законом административная ответственность за совершение данного правонарушения и имеются ли основания для привлечения к административной ответственности лица, в отношении которого составлен протокол, а также определяет меры административной ответственности (ст. 205 АПК РФ).

Читайте так же:  Жалоба на бездействие судебного пристава исполнителя образец

По результатам рассмотрения заявления о привлечении к административной ответственности арбитражный суд принимает решение о привлечении к административной ответственности или об отказе в удовлетворении требования административного органа о привлечении к административной ответственности.

В резолютивной части решения о привлечении к административной ответственности должны содержаться:

1) наименование лица, привлеченного к административной ответственности, его место нахождения или место жительства, сведения о его государственной регистрации в качестве юридического лица или индивидуального предпринимателя;

2) нормы закона, на основании которых данное лицо привлекается к административной ответственности;

3) вид административного наказания и санкции, возложенные на лицо, привлеченное к административной ответственности (ст. 206 АПК РФ).

Решение по делу о привлечении к административной ответственности вступает в законную силу по истечении десяти дней со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба.

Еще одной особенностью рассмотрения данной категории дел является то, что исполнительный лист на основании судебного акта арбитражного суда по делу о привлечении к административной ответственности не выдается, принудительное исполнение производится непосредственно на основании этого судебного акта (ч. 4.2 ст. 206 АПК РФ).

Кроме того, арбитражному суду подведомственны дела об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности, которые также рассматриваются по общим правилам искового производства (ст. 207 АПК РФ).

Возбуждается данное производство на основании заявлений юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, привлеченных к административной ответственности в связи с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности, об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности, а также на основании заявлений потерпевших.

Заявление по общему правилу может быть подано в арбитражный суд в течение десяти дней со дня получения копии оспариваемого решения в арбитражный суд по месту нахождения или месту жительства заявителя либо по месту нахождения административного органа, которым принято оспариваемое решение о привлечении к административной ответственности (ст. 208 АПК РФ).

Характерной чертой данной категории заявлений является то, что они не облагаются госпошлиной.

К заявлению об оспаривании решения административного органа прилагаются текст оспариваемого решения, а также уведомление о вручении или иной документ, подтверждающие направление копии заявления об оспаривании решения в административный орган, его принявший.

Срок рассмотрения дела об оспаривании решений административных органов составляет не более двух месяцев со дня поступления в арбитражный суд заявления; рассматривается судьей единолично (ст. 210 АПК РФ).

При рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое решение в полном объеме, его законность и обоснованность.

Порядок принятия решения и выдачи исполнительного при рассмотрении дел об оспаривании решений административных органов схож с порядком рассмотрения дел о привлечении к административной ответственности.

http://lawbook.online/protsess-rossii-hozyaystvennyiy/rassmotrenie-del-vyitekayuschih-54150.html

Тема 19 ПРОИЗВОДСТВО ПО ДЕЛАМ, ВОЗНИКАЮЩИМ ИЗ АДМИНИСТРАТИВНО- ПРАВОВЫХ (ПУБЛИЧНО-ПРАВОВЫХ) ОТНОШЕНИЙ

Суды при рассмотрении дел данной категории осуществляют проверку законности действий административных органов и должностных лиц. Рассмотрение таких дел производится по общим правилам гражданского судопроизводства (см. Схему 2). Однако их рассмотрение производится с теми изъятиями и дополнениями, которые установлены законодательством (см. Схему 3).

Рассмотрение и разрешение судами дел о защите избирательных прав граждан, вытекающих из конституционных (публичных) правоотношений, направлены на охрану как активного избирательного права (права избирать), так и пассивного (права быть избранным).

Схема 1. Дела, возникающие из административно-правовых (публично-правовых) отношений, рассматриваемые судом

СУДЫ РАССМАТРИВАЮТ ДЕЛА

о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ

по жалобам на действия государственных органов и должностных лиц в связи с наложением административных взысканий

по жалобам на действия государственных органов, общественных организаций и должностных лиц, нарушающих права и свободы граждан

об оспаривании нормативных правовых актов

другие дела, возникающие из административно-правовых отношений, отнесенные законом к компетенции судов

Схема 2. Порядок рассмотренияд ел, возникающих из административно-правовых отношений

судом в коллегиальном составе о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ по жалобам на отказ в разрешении на выезд из РФ за границу или на въезд в РФ из-за границы об оспаривании нормативных правовых актов

жалобы на действия должностных лиц, совершенные с нарушением закона, с превышением

полномочиИ, ущемляющие пра- другие дела, отнесенные законом

ва граждан к подведомственности судьи

Схема 3. Правила искового производства, неприменяемые судом при рассмотрении дел, возникающих из административно- правовых отношений

ПРИ РАССМОТРЕНИИ ТАКИХ ДЕЛ НЕДОПУСТИМО заключение мирового предъявление встреч- увеличение или уменьше соглашения ной жалобы ние требований

С заявлением в суд вправе обратиться лица, чьи избирательные права и нрава на участие в референдуме были нарушены (см. Схему 4).

Схема 4. Лица, участвующие в делах о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ

В целях защиты любых избирательных прав гражданин в соответствии с Федеральным законом «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» вправе обратиться с жалобой как в избирательную комиссию, так и в суд (см. Схему 5). Сроки обращения в суд с заявлением или жалобой и их рассмотрение зависит от того, решение какого органа обжалуется (см. Схему 6).

Схема 5. Подсудность дел о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ

ЗАЯВЛЕНИЯ ИЛИ ЖАЛОБЫ МОГУТ БЫТЬ ПОДАНЫ И ДОЛЖНЫ БЫТЬ РАССМОТРЕНЫ СУДОМ в течение трех месяцев со дня, когда заявителю стало известно или должно было стать известно о нарушении избирательного законодательства, законодательства о референдуме или избирательных прав и права на участие в референдуме

на решение избирательной комиссии референдума о регистрации, об отказе в регистрации кандидата (списка кандидатов), инициативной группы по проведению референдума, отмене регистрации кандидата (списка кандидатов) — в течение десяти дней с момента принятия соответствующего решения избирательной комиссией, комиссией референдума

на неправильности в списках избирателей (участников референдума) — рассмотрены в трехдневный срок со дня их подачи, но не позднее дня голосования, а в день голосования — немедленно

поданные в суд в ходе избирательной кампании или подготовки референдума, — в пятидневный срок со дня их подачи, но не позднее дня, предшествующего дню голосования, а поступившие в день голосования или в день, следующий за днем голосования — немедленно. В случае, если факты, содержащиеся в заявлении или жалобе, требуют дополнительной проверки, решение по заявлению или жалобе принимаются не позднее чем в десятидневный срок

Читайте так же:  Статья о сроке давности по кредиту

на решение избирательной комиссии, комиссии референдума об итогах голосования, о результатах выборов, референдума — в течение двух месяцев со дня их подачи

решение по делу о расформировании избирательной комиссии, комиссии референдума выносится в течение четырнадцати дней со дня поступления жалобы или заявления Суды рассматривают дела по жалобам, поданным гражданами на действия административных органов или должностных лиц, которым законом предоставлено право производить взыскания с граждан в административном порядке (см. Схему 7). Жалоба на такие действия рассматривается судом при ее подаче как непосредственно самим потерпевшим, так и его представителем (см. Схему 8). С аналогичным требованием в суд может обратиться прокурор. В целях быстрого и правильного разрешения дела поданная жалоба должна отвечать требованиям о форме и содержании искового заявления (см. Схему 9).

Схема 7. Жалобы на действия государственных органов власти и должностных лиц в связи с наложением административных взысканий

Схема 8. Лица, имеющие право обратиться в суд с жалобой

к ИХ ЧИСЛУ относятся

— лица, привлеченные к административной ответственности

потерпевшие лица, которым административным правонарушением причинен

моральный, физический или имущественный вред

законные представители лица, привлекаемого к административной ответственности, и потерпевшего, которые в силу своих физических или психических недостатков не могут сами осуществлять свои права по делам об административных правонарушениях

адвокаты, выступающие в качестве представителей лиц, привлекаемых к ад— министративной ответственности при наличии полномочий, удостоверенных ордером, выданным юридической консультацией

другие представители лиц, привлеченных к административной ответственности при наличии доверенности

Схема 9. Содержание жалобы, подаваемой на постановление по делу об административном правонарушении

Жалоба подлежит рассмотрению судом в 10-дневный срок. Заявитель и административный орган или должностное лицо надлежащим образом извещаются о времени и месте судебного разбирательства (см. Схему 10).

Схема 10. Рассмотрение жалобы

ПРИ РАССМОТРЕНИИ ЖАЛОБЫ СУД ОБЯЗАН ПРОВЕРИТЬ И УСТАНОВИТЬ

правильность действии административного органа или должностного лица

производилось ли взыскание на основании закона и управомоченным на то органом или должностным лицом, был ли соблюден установленный законом порядок привлечения лица к ответственности, к выполнению возложенной на него обязанности

совершил ли оштрафованный нарушение, за которое законодательством ус тановлена ответственность в виде штрафа, и виновен ли он в совершении

не превышает ли наложенный штраф установленный предельный размер

учтены ли при определении размера штрафа тяжесть совершенного проступка, личность виновного и его имущественное положение

не истекли ли сроки давности для наложения и взыскания штрафа

Производство по делам об обжаловании решений и действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, государственных служащих и должностных лиц возбуждается в судах посредством подачи жалобы (см. Схему 11). Она подается, если гражданин считает, что ими нарушены его права и свободы (см. Схему 12). Для того чтобы суд мог возбудить производство по делу и рассмотреть жалобу, она должна быть подана в установленный законом срок (см. Схему 13).

Жалоба рассматривается в коллегиальном составе или единолично судьей в десятидневный срок. Неявка в судебное заседание как гражданина, подавшего жалобу, так и руководителя (представителя) государственного органа, общественной организации или должностного лица, действия которых обжалуются, не является препятствием к рассмотрению ее по существу (см.Схему № 14).

Схема 11. Подача в суд жалобы

Схема 12. Действия государственных органов, общественных организаций и должностных лиц, подлежащие судебному обжалованию СУДЕБНОМУ ОБЖАЛОВАНИЮ ДЕЙСТВИЯ, В РЕЗУЛЬТАТЕ ПОДЛЕЖАТ КОТОРЫХ нарушены права или свободы гражданина созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод на гражданина незаконно наложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен кответственности

Схема 13. Сроки обращения в суд с жалобой

ЖАЛОБА МОЖЕТ БЫТЬ ПОДАНА В СУД В СЛЕДУЮЩИЕ СРОКИ

три месяца со дня, когда гражданину стало известно о нарушении его прав и свобод

один месяц со дня получения гражданином уведомления об отказе вышестоящих в порядке подчиненности государственного органа, общественной организации, должностного лица в удовлетворении жалобы или со дня истечения месячного срока после подачи жалобы, если гражданином не был получен на нее ответ

Схема 14. Рассмотрение жалобы

СУДОМ ДОЛЖНЫ БЫТЬ ИССЛЕДОВАНЫ

материалы, представленные вышестоящими в порядке подчиненности государственным органом, общественной организацией или должностным лицом, признавшими обжалуемые действия законными

объяснения других лиц

Если суд признает жалобу обоснованной, то он выносит решение об ее удовлетворении, в противном случае — отказывает в удовлетворении.

После вынесения решения суд обязан его копию направить соответствующему органу или должностному лицу не позднее десяти дней после вступления решения в законную силу. Если же решение подлежит немедленному исполнению — сразу после его вынесения.

Производства по делам об оспаривании законности нормативных правовых актов возникают по протестам прокурора или его заместителя а также по заявлению организации или гражданина в случае, если они считают, что акт, изданный государственным органом или должностным лицом, противоречит законодательству (см. Схему 15).

Схема 15. Возникновение производств по делам об оспаривании законности нормативных актов

Подсудность таких дел тому или иному судебному органу определена гражданским процессуальным законодательством (см. Схему 16).

Протест подлежит обязательному рассмотрению не позднее чем в десятидневный срок с момента его поступления. Если же протест принесен на решение представительного (законодательного) органа субъекта РФ или органа местного самоуправления — на ближайшем заседании.

Рассмотрение таких дел производится судьей единолично. При рассмотрении заявления суд не устанавливает фактических обстоятельств дела, а только исследует свойства нормативного акта, полномочия органа, издавшего акт, выясняет соответствия закрепленных в акте норм Конституции РФ и федеральным законам (см. Схему 17).

В случае положительного решения суда нормативный правовой акт или его часть считаются недействительными с момента принятия данного нормативного акта.

Схема 16. Подсудность дел об оспаривании законности нормативных актов

Схема 17. Признание судом нормативного акта, противоречащего закону

Видео (кликните для воспроизведения).

http://lawbook.online/grajdanskiy-protsess-rf/tema-proizvodstvo-delam-voznikayuschim-16153.html

Производство по делам административно правовых отношений
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here