Признаки субъективной стороны административного правонарушения

Полезное по теме: "Признаки субъективной стороны административного правонарушения" от специалистов простым языком. Если необходимо уточнить актуальность на 2020 год, а также задать вопрос, то обращайтесь к дежурному юристу.

Субъективные признаки административного правонарушения

Субъективная сторона правонарушения характеризует внутреннее, психическое отношение правонарушителя к противоправному деянию и его последствиям.

Обязательным признаком субъективной стороны административного правонарушения является вина – психическое отношение лица к своим деяниям и их последствиям, которое может проявляться в формах умысла или неосторожности. Эти формы вины различаются соотношением интеллектуальных и волевых моментов, характеризующих внутреннее отношение лица к содеянному и его последствиям.

Интеллектуальные критерии отражают процессы, происходящие в сфере сознания правонарушителя – понимание общественной опасности совершенного деяния и предвидение его вредных последствий.

Волевой критерий характеризует состояние воли лица – его желание наступления указанных последствий.

Административное правонарушение признается совершенным умышленно, если лицо, его совершившее, сознавало противоправный характер своего деяния, предвидело его вредные последствия и желало их или сознательно допускало наступление этих последствий.

Административное правонарушение признается совершенным по неосторожности, если лицо, его совершившее, предвидело возможность наступления вредных последствий своего действия либо бездействия, но легкомысленно рассчитывало на их предотвращение, либо не предвидело возможности наступления таких последствий, хотя должно было и могло их предвидеть.

Факультативным признаком субъективной стороны состава административного правонарушения является цель, т.е. существующее в сознании правонарушителя представление о ценности или интересе, которые он желает получить, совершая правонарушение.

Понятие субъекта административного правонарушения включает в себя совокупность указанных признаков, которые должно иметь лицо, чтобы совершенное им деяние было признано административным правонарушением.

Эти признаки подразделяются на общие и специальные.

Общие признаки являются обязательными для субъекта любого административного правонарушения. К их числу относятся возраст и вменяемость лица.

В соответствии со ст. 4.3 КоАП административной ответственности подлежат лица, достигшие к моменту совершения административного правонарушения 16-летнего возраста, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 данной статьи. Следовательно, обязательным признаком субъекта административного правонарушения является достижение лицом, совершившим деяние, возраста 16 лет.

Вменяемость лица – это его способность отдавать отчет в своих действиях и (или) руководить ими. Вменяемость лица, совершившего противоправное деяние, является необходимой предпосылкой вины. Только вменяемое лицо способно сознавать характер своих деяний, предвидеть их вредные последствия и относиться к ним сознательно (желать, допускать или рассчитывать на их предотвращение).

Статья 4.4 КоАП определяет, что лицо, которое во время совершения противоправного деяния находилось в состоянии невменяемости, не подлежит административной ответственности. Это значит, что совершенное таким лицом противоправное деяние законодателем не рассматривается как административное правонарушение.

Специальные признаки субъекта административного правонарушения присущи лишь некоторым составам, поэтому по отношению к общим признакам субъекта они могут рассматриваться как факультативные. Так, нарушение правил по стандартизации и качеству продукции является правонарушением в случае, если эти правила нарушены должностным лицом, ответственным за выпуск продукции. Совершение того же деяния рабочим, техником, инженером-конструктором предприятия не образует состава названного правонарушения.

Ответственность за ненадлежащее отношение к воспитанию детей несут родители или лица, их заменяющие (опекуны, попечители). Уклонение иных родственников от воспитания несовершеннолетних не образует состава этого правонарушения. Следовательно, субъектами некоторых правонарушений могут быть не любые вменяемые лица, достигшие 16 лет, а лишь те, кто обладает дополнительными специальными признаками.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Для студентов недели бывают четные, нечетные и зачетные. 9754 —

| 7578 — или читать все.

Лекция 8. Административная ответственность

8.3. Состав административного правонарушения

Для отграничения правонарушений друг от друга, правильной квалификации содеянного теорией права введено понятие «состав правонарушения».

Состав административного правонарушения — это совокупность юридических элементов, при наличии которых деяние квалифицируется как административное правонарушение и наступает административная ответственность.

Иными словами, только при наличии определенных юридических элементов в деянии нарушитель будет нести административную ответственность. Этими элементами выступают объект, объективная сторона, субъект и субъективная сторона административного правонарушения.

Объект административного правонарушения — это совокупность общественных отношений, охраняемых административно-деликтным правом.

Общим объектом административного правонарушения выступают общественные отношения, возникающие в области государственного управления.

Родовой объект — группа однородных общественных отношений, на которые посягает правонарушитель. Особенная часть КоАП РФ построена следующим образом: конкретные правонарушения входят в одну из глав данной части, поскольку они собраны по родовому признаку. В качестве родового объекта выступают права граждан; общественная безопасность и общественный порядок; общественные отношения в области государственного управления, в области предпринимательской деятельности, в области охраны окружающей природной среды, в области финансов, таможенного дела и др.

Видовой, или непосредственный, объект — конкретное общественное отношение, которому причиняется или может быть причинен вред. Например, ст. 20.1 КоАП РФ устанавливает наказание за мелкое хулиганство, которое может проявляться в выражении нецензурной бранью в общественных местах. В данном случае причиняется вред общественному порядку, чести, достоинству и спокойствию граждан. Каждый из перечисленных объектов является непосредственным объектом.

Необходимо подчеркнуть, что объектом посягательства административных правонарушений всегда являются общественные отношения, а не вещи материального мира (предметы, деньги, ценности, товары и т.д.).

Вещи материального мира выступают предметами и орудиями административного правонарушения.

Объективная сторона административного правонарушения — это видимая сторона административного правонарушения (его внешнее проявление), отвечающая на вопросы: как? каким способом? когда ? где ? с помощью каких средств совершено правонарушение ?

Объективная сторона характеризуется противоправным действием (активным волевым поведением) или бездействием (волевым пассивным поведением).

Кроме этих элементов, при квалификации могут играть роль место, время, способ и другие обстоятельства.

В зависимости от оконченности правонарушения различают формальный состав, который сконструирован так, что для квалификации деяния достаточно установить факт противоправного деяния (при этом обязательность наступления вреда (ущерба) не требуется), и материальный состав.

Для квалификации деяния, имеющего материальный состав, необходимо установить, помимо действия или бездействия, наступление вредных последствий и причинную связь между ними.

Указание на последствия в некоторых случаях может быть основанием, усиливающим административную ответственность, или основанием для привлечения к уголовной ответственности.

Большинство административных правонарушений имеют формальный состав.

Субъект административного правонарушения — это индивид или организация (коллектив людей), совершившие административное правонарушение.

Индивид—это физическое лицо, вменяемое, достигшее возраста наступления административной ответственности и совершившее административное правонарушение. При этом под вменяемостью понимается психическое состояние физического лица, в котором он способен отдавать отчет в своих действиях и руководить ими в момент совершения административного правонарушения.

Административную ответственность несет нарушитель, который к моменту совершения административного правонарушения достиг 16-летнего возраста (общее правило).

Организация приобретает административную деликтоспособность с момента государственной регистрации в качестве юридического лица.

Помимо общего субъекта определяются:

специальный субъект — правонарушитель, обладающий специальными признаками (должностное лицо, несовершеннолетний, родители несовершеннолетних детей, иностранный гражданин или лицо без гражданства, иностранное юридическое лицо и т. д.);

Читайте так же:  Мелкое хулиганство вид ответственности

особый субъект — лицо, совершившее административный проступок, но который, как правило, несет не административную, а дисциплинарную ответственность, устанавливаемую дисциплинарными уставами.

В соответствии со ст. 2.5 КоАП РФ к такому роду субъектов можно отнести военнослужащих и призванных на военные сборы граждан, которые несут ответственность в соответствии с дисциплинарными уставами. Сотрудники ОВД, органов уголовно-исполнительной системы, федеральных органов налоговой полиции и таможенных органов на общих основаниях несут административную ответственность лишь за некоторые административные правонарушения, установленные КоАП. В остальных случаях их ответственность регламентирована нормативными актами, устанавливающими порядок прохождения службы в указанных органах. В то же время к указанным лицам, согласно КоАП, не может быть применен такой вид административного наказания, как административный арест, а к военнослужащим, проходящим военную службу по призыву, кроме того, административный штраф.

Субъективная сторона административного правонарушения — внутренняя сторона противоправного посягательства, основными характеристиками которой выступают вина, мотивы цель:

вина — это психическое отношение лица к совершаемому им деянию и его последствиям.

Формы вины — умысел и неосторожность.

Умысел — заранее обдуманное намерение, когда лицо осознает противоправный характер деяния, предвидит наступление его вредных последствий, желает их наступления (прямой умысел) либо не желает, но сознательно допускает их наступление (косвенный умысел).

Неосторожность в свою очередь может проявляться как:

— небрежность. Правонарушитель не осознавал, не предвидел возможности наступления вредных последствий, хотя должен был и мог их предвидеть и осознавать по обстоятельствам дела;

— самонадеянность. Правонарушитель осознавал, предвидел, но легкомысленно рассчитывал на предотвращение вредных последствий.

Кроме вины как основного признака, в субъективную сторону правонарушения включаются также:

мотив — внутреннее побуждение к совершению правонарушения (то, что «толкает» совершить правонарушение);

цель — конечный результат, которого хочет достичь правонарушитель (то, к чему он стремится, совершая правонарушение).

Таким образом, если в деянии лица усматривается совокупность четырех юридических элементов, то оно подвергается административному наказанию. Отсутствие хотя бы одного из указанных элементов не дает основания для привлечения нарушителя к административной ответственности.

Знание вопросов юридического состава административного правонарушения имеет практическое значение, поскольку, с одной стороны, оно позволяет отличить и правильно квалифицировать административный проступок, приводит к реализации принципа неотвратимости наказания и, с другой стороны, позволяет избежать необоснованного привлечения лица к административной ответственности.

Субъективная сторона правонарушения

Правонарушением является общественно опасное и совершенное виновно деяние, которое противоречит нормам права и при этом наносит вред обществу и человеку.

В составе правонарушения выделяется ряд признаков, которые позволяют квалифицировать деяние именно как правонарушение. Сюда относятся, в том числе:

  • объект,
  • субъект,
  • объективная,
  • субъективная сторона правонарушения.

Субъективные признаки состава правонарушения раскрываются через такие его элементы, как субъект и субъективная сторона.

Признаки административного правонарушения

Из определения административного правонарушения, данного в статье 2.1 КоАП РФ, можно выделить следующие его признаки.

1. Противоправность действия (бездействия). Противоправное – не основанное на законе (незаконное) действие или бездействие, нарушение нормы законодательства, регулирующей те или иные отношения;

2. Виновное действие (бездействие). Вина в совершении правонарушения характеризуется умыслом или неосторожностью (формой вины).

Определение понятий умысла и неосторожности содержится в статье 2.2 КоАП РФ:

Административное правонарушение признается совершенным умышленно, если лицо, его совершившее, сознавало противоправный характер своего действия (бездействия), предвидело его вредные последствия и желало наступления таких последствий или сознательно их допускало либо относилось к ним безразлично.

Административное правонарушение признается совершенным по неосторожности, если лицо, его совершившее, предвидело возможность наступления вредных последствий своего действия (бездействия), но без достаточных к тому оснований самонадеянно рассчитывало на предотвращение таких последствий либо не предвидело возможности наступления таких последствий, хотя должно было и могло их предвидеть.

3. Субъект правонарушения. К административной ответственности может быть привлечено как физическое, так и юридическое лицо.

Возраст. Административной ответственности подлежит лицо, достигшее к моменту совершения административного правонарушения возраста шестнадцати лет (статья 2.3 КоАП РФ).

Иностранные граждане. Иностранные граждане, лица без гражданства и иностранные юридические лица, совершившие на территории Российской Федерации административные правонарушения, подлежат административной ответственности на общих основаниях (статья 2.6 КоАП РФ).

4. Наказуемость деяния: за совершенное деяние КоАП РФ или законом субъекта РФ установлена административная ответственность.

Для привлечения лица к административной ответственности необходимо не только наличие признака, указанного в п. 1 (противоправность – не основанное на законе (незаконное) действие или бездействие), но и наличия соответствующей нормы закона, предусматривающей административное наказание.

Из указанного следует, что недопустимо привлечение к административной ответственности за противоправное (незаконное) деяние, за которое не предусмотрена административная ответственность ни кодексом РФ об административных правонарушениях, ни законами субъектов Федерации.

Субъект правонарушения

Субъектом административного правонарушения выступают отдельные лица либо организации, нарушающие предписания норм права.

Физическое лица для признания его субъектом административного правонарушения должен обладать деликтоспособностью, то есть достигнуть возраста, определенного КоАП РФ (как правило, это шестнадцать лет), и в то же время быть вменяемыми, то есть способными в силу собственных интеллектуально-волевых возможностей понимать характер действий и осуществлять руководство ими.

Попробуй обратиться за помощью к преподавателям

Лица, которые не достигли установленного КоАП РФ возраста или же находившиеся в момент совершения правонарушения в состоянии невменяемости, не могут быть признаны субъектами правонарушения и административной ответственности не несут. Факультативным признаком субъекта административного правонарушения может являться специальный субъект. Сюда относятся, например, должностные лица или военные. Стоит отметить, что административную ответственность могут нести и адвокаты, определяемые в КоАП РФ как «должностные лица».

Организация может нести административную ответственность в случаях, если у нее возникла полная правоспособность. Считается, что организация обладает правоспособностью от момента ее регистрации в едином реестре юридических лиц (или индивидуальных предпринимателей, в случае с ИП) и до момента ликвидации, то есть исключения данных об организации или ИП из соответствующего реестра.

Субъективная сторона

Под субъективной стороной административного правонарушения понимают психическое и интеллектуальное (сознательно-волевое) отношение субъекта правонарушения к совершаемому им деянию, а также его последствия.

Задай вопрос специалистам и получи
ответ уже через 15 минут!

Обязательный элемент в субъективной стороне состава административного правонарушения — это вина, то есть направленность воли лица, совершающего противоправное деяние.

В теории юридической науки выделяют две основные формы вины:

  • Умысел — означает, что субъект правонарушения полностью сознательно занимается противоправным поведением и стремится достичь общественно опасных последствий. При этом умысел может быть прямым и косвенным. Косвенный умысел имеет место когда лицо заранее зная о возможности наступления неблагоприятных последствий не принимает никаких действий к их предотвращению, а наоборот способствует достижению негативного результата. Осознавая общественную опасность деяния и предвидя наступление общественно опасных последствий сознательно допускает эти последствия. Например, лицо умышленно допускает нарушение правил техники безопасности, не страхует потерпевшего и т.д., вследствие чего потерпевшему причиняется вред.
  • Неосторожность — если субъект не желает для потерпевшего наступления общественно опасных последствий, однако такие последствия наступают. Неосторожность может иметь две формы: легкомыслие и небрежность. Легкомыслие — это когда лицо знает о возможных опасных последствиях, но не принимает мер к их предотвращению. Небрежность — когда лицо не знает о неблагоприятных последствиях своих действий, но должно было знать в силу закона, локальных нормативно-правовых актов либо простой осмотрительности.
Читайте так же:  Рассмотрение должностных административных правонарушениях

Так и не нашли ответ
на свой вопрос?

Просто напиши с чем тебе
нужна помощь

Субъективная сторона административного правонарушения.

Признаки:

Вина– психическое отношение правонарушителя к совершенному им противоправному деянию и общественно опасным последствиям.

Мотив — субъективное побуждение к совершению противоправного деяния.

Цель – субъективное представление о результатах противоправного деяния.

Формы вины:

1. Умысел –осознание противоправного характера совершенного деяния, предвидение его вредных последствий и желание наступления таких последствий, их сознательное допущение либо безразличное отношение к ним.

2. Неосторожность — административное правонарушение признается совершенным по неосторожности, если лицо, его совершившее, предвидело возможность наступления вредных последствий своего действия (бездействия), но без достаточных к тому оснований самонадеянно рассчитывало на предотвращение таких последствий либо не предвидело возможности наступления таких последствий, хотя должно было и могло их предвидеть.

№4. Предмет административного права (области административно-правового регулирования).

№39.Административно-правовое регулирование в агропромышленном комплексе

Агропромышленный комплекс (АПК) страны включает в себя много отраслей сельскохозяйственного и связанного с ним иного производства: основные отрасли сх производства (земледелие, растениеводство и животноводство) и специальные отрасли сельского хозяйства (лесное хозяйство, охотничье дело, рыбное хозяйство, мелиорация и водное хозяйство, заготовки, хранение и промышленную переработку сельскохозяйственной продукции).

Гос. регулирование агропромышленного производства осуществляется посредством экономического воздействия государства на производство, переработку и реализацию сх продукции, сырья и продовольствия. Государственное регулирование агропромышленного производства осуществляется по следующим основным направлениям:формирование и функционирование рынка сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия; финансирование, кредитование, страхование, льготное налогообложение; защита интересов отечественных товаропроизводителей при осуществлении внешнеэкономической деятельности; развитие науки и осуществление научной деятельности в сфере агропромышленного производства; развитие социальной сферы села; иные направления,

Контроль, надзор и административная ответственность в агропромышленном комплексе имеет своей целью и социальным предназначением сохранение и преумножение богатств природы, обеспечение правильного целесообразного использования и сохранности материальных ценностей, предупреждение эпидемических и иных небезопасных для человека заболеваний среди животных и растений, обеспечение высокого качества заготавливаемой для промышленной переработки и длительного хранения сельскохозяйственной продукции.

Правом привлечения к административной ответственности виновных физических и юридических лиц пользуются действующие в системе Министерства сельского хозяйства РФ:

· органы государственного ветеринарного надзора и их должностные лица

· органы государственного карантинного фитосанитарного контроля и их должностные лица

· органы государственного контроля и надзора в области защиты растений и их должностные лица

· государственные семенные инспекции и их должностные лица

· Органы Росгосхлебинспекции при Правительстве РФ,

· Много органов исполнительной власти, наделенных правом применения административных наказаний, действует в системе Министерства природных ресурсов РФ:

· органы, осуществляющие государственный контроль за использованием и охраной земель, и их должностные лица

· органы, осуществляющие государственный контроль за использованием и охраной водных объектов, и их должностные лица

· органы, уполномоченные в области использования, охраны и защиты лесного фонда, и их должностные лица

· органы, уполномоченные в области охраны, контроля и регулирования объектов животного мира, отнесенных к объектам охоты и среды их обитания, и их должностные лица

· органы государственного экологического контроля и их должностные лица

Органы рыбоохраны и их должностные лица

№74. Условия привлечения к административной ответственности по КоАП РФ (гл.2).

Критерии административной деликтоспособности физических лиц:

1. Административной ответственности подлежит лицо, достигшее к моменту совершения административного правонарушения возраста шестнадцати лет.

2. Не подлежит административной ответственности физическое лицо, которое во время совершения противоправных действий (бездействия) находилось в состоянии невменяемости, то есть не могло осознавать фактический характер и противоправность своих действий (бездействия) либо руководить ими вследствие хронического психического расстройства, временного психического расстройства, слабоумия или иного болезненного состояния психики.

· Административная ответственность должностных лиц.

Административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.

Под должностным лицом следует понимать лицо, постоянно, временно или в соответствии со специальными полномочиями осуществляющее функции представителя власти

· Административная ответственность военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, и лиц, имеющих специальные звания.

За административные правонарушения военнослужащие, граждане, призванные на военные сборы, и имеющие специальные звания несут дисциплинарную ответственность, кроме правонарушений перечисленных КоАП, например правонарушения, посягающие на права граждан (гл.5)

Видео (кликните для воспроизведения).

· Административная ответственность иностранных граждан, лиц без гражданства и иностранных юридических лиц

Иностранные граждане, лица без гражданства и иностранные юридические лица, совершившие на территории Российской Федерации административные правонарушения, подлежат административной ответственности на общих основаниях.

· Административная ответственность собственников (владельцев) транспортных средств

К административной ответственности за административные правонарушения в области дорожного движения и административные правонарушения в области благоустройства территории, привлекаются собственники (владельцы) транспортных средств.

Не является административным правонарушением причинение лицом вреда охраняемым законом интересам в состоянии крайней необходимости, то есть для устранения опасности, непосредственно угрожающей личности и правам данного лица или других лиц,

· Административная ответственность юридических лиц

Юридические лица подлежат административной ответственности за совершение административных правонарушений в случаях, предусмотренных КоАП или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях.

№5. Понятие, особенности и виды АП норм.

№40.Административно-правовое регулирование в хозяйственно-обслуживающем комплексе.

В хозяйственно-обслуживающий комплекс входит группа организационно самостоятельных отраслей экономики, объединяемых общностью, осуществляемой предприятиями этих отраслей, хозяйственно-обслуживающей деятельности, являющейся специфической разновидностью производственно-хозяйственной деятельности. Деятельность всех отраслей хозяйственно-обслуживающего комплекса связана с оказанием хозяйственных услуг (транспортных, торговых, информационных, связи и других), представляющих собой полезное действие той или иной потребительной стоимости, не обладающей физической формой товара, но имеющей финансовый эквивалент своей рыночной стоимости.

В систему хозяйственно-обслуживающего комплекса входят следующие отрасли экономики:транспорт , связь , внутренняя торговля и бытовое обслуживание, ЖКХ.. Весь смысл деятельности обслуживающих отраслей состоит в организации обслуживания физических и юридических лиц (клиентуры) за пределами данной обслуживающей отрасли. Это обусловливает существование двух групп организационных отношений: 1) отношений внутриотраслевого масштаба и характера между организациями данной отрасли и(организация прогнозирования развития отрасли, финансирования и материально-технического оснащения, научно-техническое нормирование, работа с кадрами и т.д.). 2) отношений, выходящих за пределы собственно отрасли, складывающихся между предприятиями обслуживающих отраслей и клиентурой. (правила перевозок, торговли, правила предоставления услуг бытового характера, правила пользования жилым помещением и другие)

Читайте так же:  Протокол об административном правонарушении административное право

Важнейшим элементом государственной организации любых видов хозяйственного обслуживания физических и юридических лиц является защита их интересов как потребителей. восемь основополагающих прав потребителей: 1) право на выбор; 2) право на возмещение вреда; 3) право быть выслушанным; 4) право на информацию; 5) право на потребительское образование; 6) право на удовлетворение базовых потребностей; 7) право на качество; 8) право на безопасность.

Административная ответственность в отраслях хозяйственно-обслуживающего комплекса применяется к физическим и юридическим лицам многими контрольно-надзорными органами и их должностными лицами:

· Органы российской транспортной инспекции и их должностные лица

· Органы автомобильного транспорта и их должностные лица

· Органы морского транспорта и их должностные лица

· Органы внутреннего водного транспорта и их должностные лица

· Органы государственной инспекции по маломерным судам и их должностные лица

· Органы железнодорожного транспорта и их должностные лица

· Органы, осуществляющие государственное регулирование в области авиации

· Органы единой системы организации воздушного движения в РФ

· Органы, осуществляющие государственный надзор за связью и информатизацией,

· Органы государственной инспекции по торговле, качеству товаров и защите прав потребителей и их должностные лица

№75. Цели и система административных наказаний (гл.3 КоАП): общая характеристика.

Последнее изменение этой страницы: 2017-02-05; Нарушение авторского права страницы

Состав административного правонарушения

Состав административного правонарушения — это совокупность его главных, определяющих признаков, выделенных административным законодательством как типичные и в то же время достаточные для возложения административной ответственности.

Он включает четыре элемента: субъект, субъективная сторона, объект и объективная сторона. Рассмотрим их по порядку.

1. Субъект — это физическое или юридическое лицо, совершившее административное правонарушение (понятия физического и юридического лица изучены в разделе «Гражданское право»). Субъект может быть общим или специальным.

Общий субъект. В соответствии с п. 2) ст. 24.5 КоАП состав административного правонарушения отсутствует в случаях:

а) недостижения физическим лицом на момент совершения противоправных действий (бездействия) возраста, предусмотренного КоАП РФ для привлечения к административной ответственности (согласно п. 1 ст. 2.3 КоАП — 16 лет);

б) невменяемости физического лица, совершившего противоправные действия (бездействие); в соответствии со ст. 2.8 КоАП лицо считается находившимся в состоянии невменяемости, если оно:

— не могло осознавать фактический характер и противоправность своих действий (бездействия) либо руководить ими (психологический или юридический критерий невменямости);

— вследствие хронического психического расстройства, временного психического расстройства, слабоумия или иного болезненного состояния психики (медицинский или биологический критерий невменяемости).

Таким образом, общим субъектом административного правонарушения физическое лицо будет только при наличии вменяемости и достижении определенного возраста.

Особенностям административной ответственности юридических лиц посвящена ст. 2.10 КоАП.

2. Субъективная сторона — это внутреннее, психическое отношение субъекта к противоправному деянию и его вредным последствиям. Единственный обязательный признак субъективной стороны административного правонарушения — это вина в форме умысла или неосторожности. Формы вины определены в ст. 2.2 КоАП:

1) умышленная — когда лицо сознавало противоправный характер своего деяния, предвидело его вредные последствия и желало либо сознательно их допускало, либо относилось к ним безразлично;

2) неосторожная вина — когда лицо предвидело возможность наступления вредных последствий своего деяния, но без достаточных к тому оснований самонадеянно рассчитывало на предотвращение таких последствий либо не предвидело возможности их наступления, хотя должно было и могло их предвидеть.

Некоторые статьи Особенной части предусматривают только умышленную (например, ст. 7.17, 19.16, 21.7 КоАП) либо только неосторожную (например, ст. 7.26 КоАП) вину. Для большинства административных правонарушений форма вины не указана, т. е. она может быть любой.

Согласно п. 2 ст. 2.1 КоАП для признания виновным юридического лица необходимо установить 2 факта:

а) у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность,

б) им не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Некоторые составы административных правонарушений выделяют и другие признаки субъективной стороны, например, ст. 20.3 КоАП Демонстрирование фашистской атрибутики или символики — цель, которой может быть только пропаганда такой атрибутики или символики.

3. Объект — то, на что посягает нарушитель своим противоправным деянием. Некоторые из глав Особенной части (разд. II КоАП) объединяют составы административных правонарушений по родовому объекту, которым могут быть: права граждан (гл. 5), здоровье, санитарно-эпидемиологическое благополучие населения и общественная нравственность (гл. 6), институты государственной власти (гл. 17), порядок управления (гл. 19), общественный порядок и общественная безопасность (гл. 20 КоАП).

4. Объективная сторона — это внешнее проявление административного правонарушения в объективной действительности. Она включает:

1) само деяние в форме действия (активная форма деяния), бездействия (пассивная форма деяния), либо смешанного бездействия (ненадлежащее исполнение, например, по ст. 15.14 КоАП Нецелевое использование бюджетных средств);

2) вред, причиненный деянием, и причинная связь между деянием и вредом являются квалифицирующими признаками материальных составов административных правонарушений (например, по ст. 14.21 КоАП Ненадлежащее управление юридическим лицом должно быть уменьшение собственного капитала и (или) возникновение убытков);

3) иные признаки объективной стороны предусматриваются отдельными статьями Особенной части (например, место — ст. 20.20 КоАП Распитие алкогольной и спиртсодержащей продукции либо потребление наркотических средств или психотропных веществ в общественных местах).

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: При сдаче лабораторной работы, студент делает вид, что все знает; преподаватель делает вид, что верит ему. 9653 —

| 7397 — или читать все.

185.189.13.12 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.

Отключите adBlock!
и обновите страницу (F5)

очень нужно

Признаки субъективной стороны состава административного правонарушения

Субъективная сторона проступка – это совокупность признаков, характеризующих психическое отношение лица к содеянному.

Ядром субъективной стороны проступка является вина , которая может существовать в форме умысла или неосторожности . Чаще всего иных признаков субъективной стороны состава проступка законодатель не называет.

В ряде статей называется и форма вины (например, ст. 19.2 КоАП РФ «Умышленная порча… пломбы», ст. 19.16 КоАП РФ «Умышленная порча… паспорта»). Хотя признак формы вины редко включается прямо в составы, очевидно, что некоторые деяния могут быть совершены лишь умышленно. Например, мелкое хищение, сокрытие от таможенного контроля товаров, проституция.

В ряде случаев для определения формы вины законодатель использует такие слова, характеризующие умысел: «заведомо ложное», «преднамеренное», «сокрытие», «с использованием тайников».

Конструктивным признаком составов является цель (ст. 13.10 КоАП РФ «Изготовление в целях сбыта…»). Следовательно, косвенно законодатель ввел в составы такой признак, как умысел, преднамеренность действий, направленных на достижение названных в статьях целей.

Читайте так же:  Как исчисляется срок обжалования постановления

Сравнение содержания ст. 25, 26 УК РФ и ст. 2.2 КоАП РФ, которые определяют умысел и неосторожность, позволяет выявить особенности административно‑правовой вины. Это вина в совершении проступка, а не преступления. Она предполагает осознание противоправности действий, а не их общественной опасности и связана с отношением к вредным, а не к общественно опасным последствиям. Кстати, в ст. 110 НК РФ разновидность административной вины – налоговая вина – тоже определяется как осознание противоправности, вредных последствий правонарушения.

Особенности административной ответственности юридических лиц

КоАП РФ четко закрепил ряд особенностей привлечения к административной ответственности юридических лиц. Необходимо выделить главные из них.

Так, ч. 1 ст. 2.10 КоАП РФ установлено, что юридические лица подлежат привлечению к административной ответственности лишь в случаях, когда такой признак субъекта правонарушения прямо назван в статье Особенной части КоАП РФ, закона субъекта Федерации, предусматривающей ответственность за соответствующие деяния.

Например, ст. 15.5 КоАП РФ устанавливает: «Нарушение установленных законодательством о налогах и сборах сроков представления налоговой декларации в налоговый орган по месту учета – влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от трехсот до пятисот рублей».

Поскольку в тексте этой статьи юридическое лицо не названо, то оно не может быть субъектом административной ответственности за такие деяния.

Круг родовых объектов, за посягательства на которые юридические лица несут административную ответственность, уже, чем круг родовых объектов, за посягательства на которые могут быть наказаны граждане . Например, ответственность юридических лиц не предусмотрена гл. 17 «Посягательства на институты государственной власти», гл. 21 «Нарушения правил в области воинского учета».

Признаки вины юридического лица, закрепленные в ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ, значительно отличаются от признаков вины физического лица , которые определяются в ст. 2.2 КоАП РФ: «Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых… предусматривается ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению».

В соответствии со ст. 53 ГК РФ юридическое лицо приобретает и реализует права и обязанности через свои органы (администрацию), а в предусмотренных специальными законами случаях – через своих участников. Администрация (орган) юридического лица обязана непосредственно выполнить или обеспечить выполнение обязанностей, в том числе и тех, за неисполнение которых законом предусмотрена административная ответственность. Вина администрации в том, что ею не были приняты все зависящие от нее меры по соблюдению обязанностей юридического лица, в том, что она плохо руководит или сама плохо работает.

Вина юридического лица может быть виной только его руководителя или коллективной виной работников (должностных и недолжностных лиц) и руководящего органа.

Форма вины юридического лица, как правило, не является признаком соответствующего состава, но при наличии альтернативных санкций может повлиять на размер наказания.

В соответствии с ч. 3 ст. 2.1 КоАП РФ назначение административного наказания юридическому лицу не освобождает от административной ответственности за данное правонарушение виновное физическое лицо, равно как и привлечение к административной или уголовной ответственности физического лица не освобождает от административной ответственности за данное правонарушение юридическое лицо.

К юридическим лицам в основном применяются наказания, связанные с правами на имущество: штраф, конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения, а также административное приостановление деятельности. Это наказание заключается во временном прекращении деятельности лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, юридических лиц, их филиалов, представительств, структурных подразделений, производственных участков, а также эксплуатации агрегатов, объектов, зданий или сооружений, осуществления отдельных видов деятельности (работ), оказания услуг.

Хотя в ч. 2 ст. 3.2 КоАП РФ предусмотрено, что к юридическим лицам возможно применение и такого наказания, как возмездное изъятие орудия совершения или предмета административного правонарушения, ни одна статья Особенной части КоАП РФ не предусматривает применения его к юридическим лицам. Иными словами, к ним возмездное изъятие не применяется.

Около десяти статей КоАП РФ предусматривают применение к юридическим лицам такой морально‑правовой санкции, как предупреждение.

В основном юридические лица за административные правонарушения подвергаются штрафу.

Размеры штрафов, которыми могут быть наказаны юридические лица, намного больше, чем штрафы, которым могут быть подвергнуты должностные лица и тем более граждане. По общему правилу с 2007 года размер штрафа на граждан не может превышать 5 тыс. руб., на должностных лиц – 50 тыс., а на юридических лиц – 1 млн руб., т. е. во много раз больше!

И вина, и ответственность юридического лица не связаны с конкретным физическим (должностным) лицом, поэтому ст. 2.10 КоАП РФ допускает переход обязанностей и обременений, связанный с административной ответственностью, к другому юридическому лицу при слиянии, присоединении, разделении, преобразовании юридических лиц. А ответственность гражданина, должностного лица всегда носит личностный характер, смерть лица прекращает все отношения, связанные с его административной ответственностью.

Юридическое лицо не может быть участником производства по делам об административных правонарушениях (знакомиться с делом, давать объяснения и т. д.). Защиту прав и законных интересов юридического лица в производстве по делам об административных правонарушениях осуществляет его законный представитель, полномочия которого подтверждаются документами, удостоверяющими его служебное положение. И даже при исполнении наказаний – штрафа, конфискации – от имени юридического лица действуют его представители.

В соответствии с ч. 3 ст. 24.7 КоАП РФ издержки по делу об административном правонарушении, совершенном юридическим лицом, относятся на счет указанного юридического лица, за исключением сумм, выплаченных переводчику. С физических лиц такие издержки не взыскиваются.

Дата добавления: 2018-10-25 ; просмотров: 74 ; ЗАКАЗАТЬ РАБОТУ

Признаки субъективной стороны административного правонарушения

Автострахование

  • Жилищные споры

  • Земельные споры

  • Административное право

  • Участие в долевом строительстве

  • Семейные споры

  • Гражданское право, ГК РФ

  • Защита прав потребителей

  • Трудовые споры, пенсии

    • Главная
    • Статьи и комментарии ПЦ «Логос»
    • Административное правонарушение. Понятие, состав, признаки

    Административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность (статья 2.1 КоАП РФ).

    Состав административного правонарушения

    Деяние, содержащее такие признаки административного правонарушения как противоправность, виновность, наказуемость, не всегда может являться административным правонарушением, поскольку в конкретном деянии может отсутствовать состав административного правонарушения.

    Признаки административного правонарушения как понятия следует отличать от элементов и признаков состава конкретного административного правонарушения.

    Состав административного правонарушения — это совокупность признаков, при наличии которых конкретное деяние становится административным правонарушением.
    Состав административного правонарушения представляет собой совокупность нескольких элементов, заключающих в себе однотипную совокупность признаков: субъект, субъективная сторона, объект, объективная сторона.

    1) Объект административного правонарушения — это общественные отношения, охраняемые мерами административной ответственности, которым противоправным деянием наносится вред.

    Читайте так же:  Административном правонарушении составляется в течении какого времени

    Общим объектом для всех административных правонарушений является совокупность общественных отношений, урегулированных нормами административного и некоторых других отраслей российского права, которая охраняется мерами административной ответственности.

    Выделяют родовой объект административного правонарушения, который соответствует каждой из глав Особенной части КоАП РФ). Например, объектом правонарушений, сгруппированных в главе 5 КоАП РФ будут являться права граждан, в главе 7 КоАП РФ – отношения в области охраны собственности, в главе 12 КоАП РФ – отношения в области дорожного движения, и т.д.

    Выделяют непосредственный объект административного правонарушения, который определяется в каждой главе Особенной части КоАП РФ конкретным составом административного правонарушения.

    Например, непосредственным объектом посягательства, согласно статье 5.61 КоАП РФ будет являться честь и достоинство лица, родовой же объект, как указывалось выше – права граждан.

    2) Объективная сторона административного правонарушения — это совокупность признаков, характеризующих внешнее проявление данного правонарушения.

    Административное правонарушение – это, прежде всего противоправное деяние (действие или бездействие), а также наступившие вредные последствия и причинно-следственная связь между ними.

    Устанавливать причинно-следственную связь необходимо для определения обстоятельств наступления негативных последствий, т.е. для определения действительности наступления таких последствий в результате противоправного деяния, а не по иным причинам. Например, для привлечения к административной ответственности по статье 12.24 КоАП РФ («Нарушение Правил дорожного движения или правил эксплуатации транспортного средства, повлекшее причинение легкого или средней тяжести вреда здоровью потерпевшего») не достаточна констатация того обстоятельства, что после ДТП потерпевший месяц провел в больнице. Следует установить, мог ли водитель, соблюдая правила дорожного движения, избежать столкновения с пешеходом, или причинения вреда здоровью стало следствием неправомерных действий самого потерпевшего. Кроме того, необходимо установить, что кратковременное или длительное расстройство здоровья в указанный период стало последствием именно действий лица, нарушившего правила дорожного движения, а не иных событий, произошедших ранее. Указанные обстоятельства могут устанавливаться на основании заключений экспертов, медицинских заключений.

    Материальный состав правонарушения

    Вышеприведенный пример описывает материальный состав правонарушения, в объективную сторону которого всегда включается наступление негативных материальных последствий. Как в примере, указанном выше – вред здоровью лица. Последствием может быть возникновение пожара, причинение ущерба и проч. Материальный состав правонарушения предполагает, что если указанные соответствующей статье КоАП РФ последствия не наступили, то лицо к административной ответственности не привлекается.

    Формальный состав правонарушения

    Однако большинство составов правонарушений является формальным. Это означает, что для наступления административной ответственности лица не требуется наступления какого-либо вредного материального последствия. Поэтому нет нужды устанавливать и причинно-следственные связи. Вредные последствия административного правонарушения с материальным составом состоят, по мнению законодателя, по сути, в общественной опасности самого деяния. Например, в главе 12 КоАП РФ:

    • Управление транспортным средством, не зарегистрированным в установленном порядке (статья 12.1 КоАП РФ);
    • Управление транспортным средством водителем, не имеющим при себе документов на право управления им, регистрационных документов на транспортное средство (статья 12.3 КоАП);
    • Управление транспортным средством при наличии неисправностей или условий, при которых эксплуатация транспортных средств запрещена (статья 12.5 КоАП РФ);
    • Управление транспортным средством водителем, не имеющим права управления транспортным средством (статья 12.7 КоАП РФ);
    • Управление транспортным средством водителем, находящимся в состоянии опьянения (статья 12.8 КоАП РФ);
    • Превышение установленной скорости движения (статья 12.9 КоАП РФ)
    • и т.д.

    Факультативные признаки объективной стороны состава административного правонарушения

    К факультативным признакам традиционно относятся время, способ, место, повторность, систематичность, злостность, неоднократность деяния, характер его совершения.
    Например, состав мелкого хулиганства образуют действия, именно выражающее явное неуважение к обществу (признак «характер совершения«), и именно в общественных местах (признак «место«).

    3) Субъект административного правонарушения — физическое или юридическое лицо. Физическое лицо может быть привлечено к административной ответственности, если оно достигло 16-летнего возраста на момент совершения административного правонарушения и отвечает признаку вменяемости, т.е. отсутствием признаков психического нездоровья в момент совершения правонарушения.

    Общие субъекты правонарушения — любые вменяемые лица, достигшие 16 лет.

    Специальные субъекты правонарушения — должностные лица, несовершеннолетние, водители транспортных средств и проч.

    Особые субъекты правонарушения — военнослужащие, лица, имеющие специальные звания, и иные лица.

    4) Субъективная сторона административного правонарушения — это психическое отношение субъекта к противоправному действию или бездействию и его последствиям.

    Субъективная сторона административного правонарушения характеризуется прежде всего виной, т.е. особым осознанно-волевым отношением субъекта правонарушения к совершаемому деянию и его последствиям в форме умысла или неосторожности, о чем указывалось выше.

    Факультативными признаками субъективной стороны могут являться цель совершения правонарушения (представление правонарушителя о желаемом результате, к которому он стремится) и мотив (побуждение, которое толкает его на совершение правонарушения).

    • Например, статьей 5.22 КоАП РФ предусмотрено наказание за получение в избирательной комиссии, комиссии референдума избирательного бюллетеня, бюллетеня для голосования на референдуме с целью проголосовать вместо избирателя..;
    • Статьей 7.12 КоАП РФ предусмотрено наказание за ввоз, продажу, сдачу в прокат или иное незаконное использование экземпляров произведений или фонограмм в целях извлечения дохода в случаях, если экземпляры произведений или фонограмм являются контрафактными…;
    • Статья 17.2 КоАП РФ содержит санкцию за вмешательство в деятельность Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации с целью повлиять на его решения.
    • Статья 20.3 КоАП РФ предусматривает ответственность за пропаганду и публичное демонстрирование нацистской атрибутики или символики либо публичное демонстрирование атрибутики или символики экстремистских организаций. Мотивы действий следует учитывать при оценке вины правонарушителя. Такие мотивы должны быть обусловлены именно экстремистскими направленностями в понимании Федерального закона «О противодействии экстремистской деятельности».

    Виды административных наказаний по КоАП РФ

    Статья 3.2 КоАП содержит исчерпывающий перечень наказаний за совершение административных правонарушений. Самым распространенным наказанием является штраф, размеры которого разняться в зависимости от объекта посягательства и совершившего правонарушение субъекта. Самым мягким видом наказания является предупреждение, наиболее суровым – административный арест. Неприятным для бизнеса видом наказания остается административное приостановление деятельности, а для автолюбителей — лишение специального права, предоставленного физическому лицу (т.е. лишение прав управления транспортным средством).

    Ответственность физического и юридического лица за одно и то же правонарушение

    Назначение административного наказания юридическому лицу не освобождает от административной ответственности за данное правонарушение виновное физическое лицо, равно как и привлечение к административной или уголовной ответственности физического лица не освобождает от административной ответственности за данное правонарушение юридическое лицо (см. статью 2.1 КоАП РФ с комментариями).

    Рекомендуем по теме:

    Видео (кликните для воспроизведения).

    Александр Отрохов, Правовой центр «Логос», 12.04.2015г.

    Источники

    Признаки субъективной стороны административного правонарушения
    Оценка 5 проголосовавших: 1

    ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

    Please enter your comment!
    Please enter your name here