Привлечение к административной ответственности управляющей организации

Полезное по теме: "Привлечение к административной ответственности управляющей организации" от специалистов простым языком. Если необходимо уточнить актуальность на 2020 год, а также задать вопрос, то обращайтесь к дежурному юристу.

Суды признали правомерным привлечение Управляющей компании ООО «Домоуправ» к административной ответственности

На основании коллективного обращения о неудовлетворительном состоянии качества литьевой воды в жилом доме №4 по ул. Филатова г. Мурома Территориальным отделом в о. Муром, Муромском, Меленковском и Селивановском районах проведена внеплановая выездная проверка. По результатам которой, выявлено несоответствие качества питьевой воды централизованного водоснабжения по санитарно-химическим показателям. В связи с выявленным нарушением Управляющая компания ООО «Домоуправ» (далее- Общество) привлечена к административной ответственное по ст. 6.5 КРФ об АП в виде административного штрафа в размере 20 000,0 руб.

Общество, считая, что вынесенное постановление по делу об АП незаконное и в данном случае отсутствует его вина, т.к. качество подаваемой холодной питьевой воды должно обеспечиваться ресурсоснабжающей организаций, обратилось в Муромский городской суд с жалобой об отмене вынесенного постановления о назначении наказания. Оценив доводы сторон, в совокупности и взаимной связи с имеющимися в материалах дела документами, проверив законность оспариваемого постановления, суд решил, что требования Общества не подлежат удовлетворению. В связи с изложенным, требования Общества об отмене постановления Территориального отдела по делу об административном правонарушении, оставлено без удовлетворения.

Не согласившись с решением Муромского городского суда. Общество обратилось во Владимирский областной суд с жалобой о его отмене. В своем решении Владимирский областной суд указал, что действия ООО «Домоуправ» правильно квалифицированы по ст. 6.5 КРФ об АП и оставил решение Муромского городского суда без изменения.

Кроме того по результатам внеплановой проверки ООО «Домоуправ» было выдано предписание об устранении выявленных нарушений обязательных требований, однако предписание исполнено не было, за что Общество было привлечено Мировым судъей к административной ответственности по ч.1 ст.19.5 КоАП РФ с назначением административного наказания в виде штрафа в размере 10 тыс. руб.

Не согласившись с данным постановлением Общество обратилось в Муромский городской суд с жалобой, в которой просило отменить постановление мирового судьи.

Решением Муромского городского суда постановление мирового суда по делу об АП в отношении ООО «Домуправ» оставило без измененияЮ а жалоба Общества без удовлетворения.

Проверки управляющей компании и ответственность по ст. 7.22 КоАП РФ

Административная ответственность по ст. 7.22 КоАП РФ возникает для управляющих компаний, если они нарушили правила содержания и ремонта жилых домов или жилых помещений. За подобное нарушение юридическим лицам могут назначить штраф от 40 000 до 50 000 рублей.

Сегодня мы расскажем, почему ГЖИ проводят проверки управляющих компаний и привлекают их к ответственности по ст. 7.22 КоАП РФ.

Расширился перечень оснований для проведения проверки

Так случилось после введения лицензирования деятельности по управлению МКД. ГЖИ провела внеплановую выездная проверку управляющей компании, в ходе которой проверила, как та соблюдает требования Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда. Эти правила утвердило Постановление Госстроя РФ от 27.09.2003 N 170.

Без нарушений не обошлось, ГЖИ обнаружила, что:

  • при входе на лестничную площадку нет плиточного покрытия ступеней и пола крыльца;
  • нарушен отделочный слой ограждений крыльца до кирпичной кладки и часть стены дома;
  • на лестницах нет поручней;
  • на лестничных клетках не проводится уборка;
  • на фасаде в зоне цокольного этажа облупилась штукатурка;
  • распределительные устройства не закрыты.

Эти нарушения стали основанием для привлечения управляющей компании к ответственности по ст. 7.22 КоАП РФ. УО попыталась опротестовать проверку, сослалась на то, что у ГЖИ её вовремя не уведомила.

Суд решил иначе. Он заметил, что ко всем отношениям, связанным с осуществлением лицензионного контроля, применяются положения Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ. Им же учтены правила проведения внеплановой проверки.

Внеплановая проверка по основаниям п. п. 1, 4, 5 ч. 10 ст. 19 N 99-ФЗ и по заявлениям граждан, информации от ОГВ, ОМС и СМИ проводится без согласования с прокуратурой и без предварительного уведомления лицензиата (ч. 3 ст. 196 ЖК РФ).

В данном случае проверка проводилась по обращению жильца дома – он заявил о нарушении правил предоставления коммунальных услуг.

Обязанности управляющих компаний многоквартирных домов

Обязанности управляющих компаний содержатся как в нормативных правовых актах (в Жилищном кодексе РФ, Постановлении Правительства РФ от 6 мая 2011 г. № 354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов», Постановлении Госстроя РФ от 27 сентября 2003 г. № 170 «Об утверждении Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда» и т.п.), так и в соответствующих договорах с жильцами многоквартирных домов. Так, в первую очередь, управляющая компания обязана осуществлять работы по эксплуатации и ремонту здания, включая:

а) оказание услуг и выполнение работ по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в рамках договора управления по заданию собственников и за определенную плату (ч. 2 ст. 162 Жилищного кодекса РФ).

Следует уделить особое внимание последнему понятию. Что входит в состав общего имущества дома? Нормативное определение установлено в Постановлении Правительства РФ от 13 августа 2006 г. № 491: помещения общего пользования, в том числе лестницы, лифты, лифтовые и иные шахты, коридоры, колясочные, чердаки, технические этажи и другое, крыши, ограждающие несущие конструкции многоквартирного дома, земельный участок, на котором расположен дом, внутридомовые инженерные системы холодного и горячего водоснабжения, водоотведения, газоснабжения, отопления, электроснабжения и другое;

б) осуществление мер противопожарной безопасности;

в) контроль общедомовых счетчиков;

Во-вторых, убирать и вывозить мусор, в-третьих, исполнять обязанности финансово-правового характера (например, производить работу, например, с должниками; перечислять необходимые средства поставщикам услуг). Помимо этого она должна предоставлять гражданину необходимую информацию о своей деятельности (например, сведения об основных показателях финансово-хозяйственной деятельности, об оказываемых услугах и о выполняемых работах по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, о порядке и об условиях их оказания и выполнения, об их стоимости, о ценах (тарифах) на ресурсы), а также выполнять иные обязанности.

Читайте так же:  Компенсация за незаконное привлечение к административной ответственности

Что делать собственникам, если их права нарушают?

Законодательство предусматривает два основных варианта:

  • обращение с заявлением в суд за защитой своих прав;
  • разрешение имеющегося конфликта без обращения в судебные инстанции. В этом случае лучше всего написать жалобу в государственную жилищную инспекцию или в прокуратуру субъекта федерации.

Предписание по итогам проверки

ГЖИ сможет привлечь управляющую организацию к административной ответственности, даже при отсутствии предписания по итогам проверки. Её не остановит даже плачевное финансовое состояние управляющей компании.

Инспекция провела проверку многоквартирного дома и выявила нарушения Правил N 170. Управляющую компанию привлекли к ответственности по ст. 7.22 КоАП РФ.

УО постановление обжаловала, потому что, по её мнению, ГЖИ должна была предоставить управляющей организации возможность устранить выявленные нарушения. К тому же штраф назначили непомерно большой.

Суд не удовлетворил требования. Он объяснил, что не выдача предписания для устранения выявленных нарушений не является основанием освобождения от административной ответственности.

Суд пояснил, административный штраф не зависит напрямую от платёжеспособности управляющей компании. Что касается расходов, связанных с выполнением обязательств по договору управления МКД по содержанию и текущему ремонту дома с учётом его естественного износа, – они считаются предпринимательским риском УО.

За грубые нарушения лицензионных требований УО могут привлечь к ответственности по ч. 3 ст. 14.1.3 КоАП РФ

В сентябре 2018 года был утверждён список грубых нарушений лицензионных требований в сфере управлениями многоквартирными домами, а в конце марта 2019 года уже были внесены соответствующие изменения в КоАП РФ.

Федеральный закон от 18.03.2019 № 26-ФЗ установил административную ответственность УО за управление МКД с такими нарушениями. Согласно ч. 3 ст. 14.1.3 КоАП РФ:

  • для должностных лиц предусмотрен штраф в размере от 100 000 до 250 000 рублей или дисквалификация на срок до трёх лет;
  • для юридических лиц – штраф от 300 000 до 350 000 рублей.

За повторное в течение 12 месяцев грубое нарушение лицензионных требований управляющая организация лишается лицензии, если эти нарушения касались незаключения договоров по обслуживанию ВДГО и лифтов, отказа от передачи техдокументации или непрекращения управления домом после его исключения из реестра лицензий.

При повторном совершении остальных грубых нарушений УО лишится права управлять многоквартирным домом, в отношении которого такие нарушения были выявлены.

За нарушение лицензионного требования – ответственность по ст. 14.1.3

Некоторые нарушения Правил N 170 суды расценивают как нарушение лицензионных требований.

Например, нарушение правил содержания и ремонта МКД, которое допустила УО, суды квалифицируют по ч. 2 ст. 14.1.3, а не по статье 7.22 КоАП РФ. Ответственность, конечно, серьёзнее. Административный штраф для юридических лиц – от 250 000 до 300 000 рублей.

Предпринимательская деятельность по управлению МКД подлежит лицензированию (п. 51 ст. 12 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ). Эта же норма отражены в ст. 192 ЖК РФ: для деятельности УО по управлению МКД нужна лицензия.

Лицензию нужно было получить до 1 мая 2015 года, сейчас без неё работать нельзя. Лицензия не требуется ТСЖ, ЖК и иным специализированным потребительским кооперативам (ч. 1.3 ст. 161 ЖК РФ). Не нужна лицензия ещё в случае, предусмотренном ч. 3 ст. 200 ЖК РФ случая.

Управляющая домом организация обеспечивает благоприятные и безопасные условия проживания граждан, содержит общее имущество в надлежащем виде и предоставляет коммунальные услуги жителям дома (ч. 1 ст. 161 ЖК РФ).

Постановление Правительства РФ от 28.10.2014 года N 1110 утвердило Положение о лицензировании предпринимательской деятельности по управлению МКД. П. 3 этого постановления говорит, какие существуют лицензионные требования:

  • соблюдение требований, предусмотренных ч. 2.3 ст. 161 ЖК РФ;
  • исполнение обязанностей по договору управления, предусмотренных ч. 2 ст. 162 ЖК РФ;
  • соблюдение требований, предусмотренных ч. 1 ст. 193 ЖК РФ.

После того, как управляющая организация получила лицензию, в её отношении осуществляется лицензионный контроль. Он нужен чтобы проверить, хорошо ли УО соблюдает лицензионные требования.

Государственный жилищный надзор не проводится в отношении управляющих организаций, управляющих домами по лицензии (ч. 7 ст. 20 ЖК РФ). Если лицензии нет, но организация управляет домами, тогда в её отношении осуществляется государственный жилищный надзор, а не лицензионный контроль.

Нарушения Правил N 170 суды сочли ненадлежащим содержанием общего имущества и неисполнением обязанностей по договору управления. Соответственно, квалифицировали это как нарушения лицензионных требований.

Когда бездействует управляющая компания…

Старший преподаватель кафедры правовых и гуманитарных дисциплин ЧОУ ВО «Московский университет имени С.Ю. Витте», член Ассоциации юристов России

специально для ГАРАНТ.РУ

Российский рынок жилищно-коммунальных услуг, к сожалению, имеет ряд недостатков, вызванных как несовершенством нормативной правовой базы, так и недостаточной правовой грамотностью населения. Все это приводит к тому, что некоторые управляющие компании полностью не исполняют свои обязанности (при этом сайт управляющей компании обычно не содержит практически никакой полезной информации), а жильцы, не зная своих прав, получают ответы-отписки из различных инстанций и не могут ничего сделать.

Попробуем разобраться: что должна делать управляющая компания и как ее можно заставить работать, если она не исполняют свои обязанности в соответствии с буквой закона.

В деятельности УО могут найти 8 разных грубых нарушений лицензионных требований

Перечень грубых нарушений лицензионных требований был внесён в ПП РФ № 1110 в сентябре 2018 года, когда вступило в силу постановление Правительства РФ от 13.09.2018 № 1090.

Ответственность управляющих компаний

За неисполнение или ненадлежащее исполнение имеющихся обязанностей управляющие компании несут ответственность (Постановление Правительства РФ от 6 мая 2011 г. № 354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов»).

Читайте так же:  Как исчисляется срок обжалования постановления

Административная ответственность наступает при совершении следующих нарушений:

Возможно привлечение и к уголовной ответственности, например, по ст. 215.1 Уголовного кодекса РФ «Прекращение или ограничение подачи электрической энергии либо отключение от других источников жизнеобеспечения» и гражданско-правовой ответственности (чаще всего выражается в необходимости возместить убытки пострадавшей стороне).

Новое в блогах

Административная и уголовная ответственность управляющих организаций

Ответственность управляющей компании, так же как ее права и обязанности, обозначена в «Правилах предоставления коммунальных услуг», в соответствии с которыми управляющая компания несет ответственность перед собственниками жилья в случае невыполнения или некачественного выполнения своих обязанностей по договору управления, а именно — за не предоставление коммунальных услуг или предоставление их не в полном объеме и ненадлежащего качества.

Ответственность управляющей компании распространяется также на случаи, когда вследствие вышеприведенных ситуаций был нанесен вред здоровью и жизни потребителей этих услуг и их имуществу.

В случае неисполнения управляющей компанией обязательств по договору управления, связанных с другими аспектами деятельности по эксплуатации и управлению многоквартирным домом, ответственность управляющей компании определяется в соответствии с действующим законодательством РФ.

Так, за нарушение санитарно-эпидемиологических требований к эксплуатации жилых помещений наступает ответственность, предусмотренная ст.6.4. КоАП РФ (нарушение санитарно-эпидемиологических требований к эксплуатации жилых помещений и общественных помещений), в виде штрафа для юридических лиц от 10000 руб. до 20000 руб.

Нарушение правил содержания и ремонта жилых домов и (или) жилых помещений (ст.7.22 КоАП РФ) влечет наложение административного штрафа для юридических лиц от 40000 руб. до 50000 руб.

За несоблюдение нормативов обеспечения населения коммунальными услугами управляющая организация или должностные лица управляющей организации могут быть подвергнуты административному наказанию по ст. 7.23 КоАП РФ в виде штрафа для юридических лиц от 5000 руб. до 10000 руб.

С 18 декабря 2011 года вступил в силу Федеральный закон от 06.12.2011 № 403-ФЗ «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях».

Указанным Федеральным законом Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях дополнен статьей 7.23.1 «Нарушение требований законодательства о раскрытии информации организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами», согласно которой за нарушение организациями и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами на основании договоров управления, порядка, способов или сроков раскрытия информации, установленных стандартом раскрытия информации, либо раскрытие информации не в полном объеме, либо предоставление недостоверной информации должностные лица управляющих компаний могут быть привлечены к административной ответственности в виде административного штрафа в размере от 30 тысяч до 50 тысяч рублей, на управляющие компании, как на юридических лиц, а также индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность в сфере управления многоквартирными домами, административный штраф может быть наложен в размере от 250 тысяч до 300 тысяч рублей.

При этом установлено, что за повторное в течение года совершение аналогичного административного правонарушения должностное лицо может быть подвергнуто административному наказанию в виде дисквалификации на срок от одного года до трех лет.

Дела об административных правонарушениях указанной категории возбуждаются и рассматриваются должностными лицами жилищных инспекций. Вопрос о дисквалификации должностного лица решается судом.

Прекращение или ограничение подачи электрической энергии либо отключение от других источников жизнеобеспечения может повлечь уголовную ответственность по ст. 215.1 УК РФ при условии неосторожного причинения крупного ущерба, тяжкого вреда здоровью или иных тяжких последствий (наказываются штрафом в размере до двухсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до восемнадцати месяцев, либо ограничением свободы на срок до трех лет, либо лишением свободы на срок до двух лет).

Сложилась практика наказания УО по ч. 3 ст. 14.1.3 КоАП РФ за долги перед поставщиками ресурсов

С момента вступления в силу ПП РФ № 1190 прошёл год, а изменения в КоАП РФ внесены уже полгода назад. Однако примеров того, как орган ГЖН привлекает управляющие организации к административной ответственности за грубые нарушения, пока не так много.

Чаще всего надзорное ведомство штрафует УО и даже лишает их лицензий за задолженность перед ресурсоснабжающими организациями. Это объясняется активностью самих поставщиков коммунальных ресурсов, которые обращаются в орган ГЖН и суды с исками о взыскании долгов. Приведём несколько примеров.

Управляющая организация из Курска получила штраф по ч. 3 ст. 14.1.3 КоАП РФ в 250 тыс. рублей за долг в 7 млн рублей перед поставщиком тепловой энергии. ВИжевске управляющую компанию оштрафовали на 150 тыс. рублей по ч. 3 ст. 14.1.3 КоАП РФ: прокуратура установила, что УО не перечисляла средства собственников в адрес РСО. Долг составил более 9 млн рублей.

Такой же штраф назначил мировой суд в отношении одной из УО Хакасии: она не оплачивала счета поставщика электроэнергии. В то же время за аналогичное грубое нарушение были оштрафованы 15 управляющих компаний региона. Энергосбыт, которому они все задолжали плату за электроэнергию, готовит новые жалобы в надзорные органы, поскольку договоры на поставку коммунального ресурса заключены почти с 70 УК, и почти каждая имеет долги перед РСО.

Орган ГЖН в Ненецком автономном округе весной исключил из реестра лицензий 27 многоквартирных домов, находившихся в управлении одной из компаний в Нарьян-Маре. УО дважды была привлечена к ответственности за долги перед РСО и в итоге лишилась права управлять почти тремя десятками многоквартирных домов.

Надзорные органы штрафуют УО за грубые нарушения как за просто нарушения лицензионных требований

За другие нарушения, которые были отнесены к грубым, орган Госжилнадзора пока продолжает штрафовать управляющие организации по ч. 2 ст. 14.1.3 КоАП РФ.

Например, прокуратура в Северной Осетии привлекла к административной ответственности две работающие в регионе УО за нарушения требований законодательства к эксплуатации ВДГО и незаключение соответствующих договоров. Компании были наказаны по ч. 2 ст. 14.1.3 КоАП РФ, хотя надзорное ведомство отметило, что УО совершили грубые нарушения лицензионных требований.

В Томске рассматривается вопрос об аннуляции лицензии управляющей компании, из-за ненадлежащего исполнения обязанностей которой погибла женщина. На неё с крыши многоквартирного дома упала глыба льда. После проверки деятельности УО орган Госжилнадзора исключил из реестра лицензий 35% жилого фонда, который был в управлении компании. Теперь УО лишится лицензии на управление МКД.

Читайте так же:  Виды административного наказания военнослужащих

Статья 140. Отказ в предоставлении гражданину информации

Неправомерный отказ должностного лица в предоставлении собранных в установленном порядке документов и материалов, непосредственно затрагивающих права и свободы гражданина, либо предоставление гражданину неполной или заведомо ложной информации, если эти деяния причинили вред правам и законным интересам граждан, —

наказываются штрафом в размере до двухсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до восемнадцати месяцев либо лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок от двух до пяти лет.

Привлечение к административной ответственности управляющей организации

Как правило на семинара в интернете говорят нам в основном об административных наказаниях управляющих компаний, ТСЖ, ЖСК и руководителей этих организаций за нарушения при осуществлении управления МКД. Но мало кто напоминает руководителям и Управляющим Организациям о том, что при выявлении различных правонарушений могут применять не только административные меры наказания, но и уголовные!

Сегодня мы хотим подробно разъяснить тему ответственности руководителей Управляющих Организация сферы ЖКХ с точки зрения уголовного наказаний: за что могут привлечь руководителя УО и УК, ТСЖ, ЖСК к уголовному наказанию?

Административные правонарушения в России строго регламентируются КоАП РФ и ЖК РФ и ,наверняка, все руководители и председатели, знакомы как с перечнем правонарушений, так и с соответствующими штрафными санкциями. Уголовная ответственность в сфере ЖКХ при осуществлении деятельности по управлению МКД наступает реже.

Видео (кликните для воспроизведения).

Юристы ЖКХ-Проф подготовили для вас перечень деяний, за которые УК, ТСЖ и ЖСК, в том числе и их руководители, могут быть привлечены к уголовной ответственности в 2019-2020 гг..

В соответствии с нормами УК РФ уголовная ответственность может наступить как по общим основаниям для всех физических лиц в РФ, так и при совершении действий (или бездействий), связанных конкретно с деятельностью по управлению жилыми домами. Мы рассмотрим подробнее ответственность и наказания, связанные именно с профессиональным управлением многоквартирных домов:

1. Подделка протоколов и решений общих собраний собственников

Большинство руководителей и председателей знают о том, что подделка протоколов и/или решений собственников на общем собрании подлежит уголовной ответственности, – ч.ч. 1 ст. 327 УК РФ.

Ответственность руководителя УО:

Подделка, изготовление или оборот поддельных документов в соответствии с действующим законодательством карается принудительными работами или лишением свободны на срок от нескольких месяцев до 4 лет. А также мерой пресечения может быть штраф в размере до 80 тыс.рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до 6 месяцев.

2. Ненадлежащее исполнение обязанностей и причинение крупного ущерба или вреда здоровью в связи с этим

Нередко наказывают руководителей УК, ТСЖ и ЖСК за причинения тяжкого вреда здоровью или смерти физ.лицам по причине того, что УО ненадлежащим образом выполняла обязанности по содержанию и ремонту МКД.

Примеры знакомы всем: гибель людей из-за неисправности лифта, обрушения балконной плиты, сход льда или снега с крыш (что особо часто случается в Санкт-Петербурге).

Ответственность руководителя УО:

Если был причинен тяжкий вред здоровью по неосторожности (ст. 118 УК РФ) руководителю или председателю грозит штраф в размере до 80 тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода за период до 6 месяцев, либо обязательные работы на срок до 48 часов, исправительные работы на срок до 2 лет, либо ограничением свободы на срок до 3 лет.

Если из-за ненадлежащего выполнения обязанностей по содержанию и ремонту МКД кто-то погиб, то судить руководителя УО будут по ч. 2 ст. 109 или ч. 3 ст. 238 УК РФ. Наказываются данные преступления по разному в зависимости от степени ущерба и количества пострадавших лиц.

Ответственность руководителя УО:

исправительные или принудительными работы на срок до 4 лет, либо ограничение или лишение свободы на срок до 4 лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью как на определенный срок, так и без такового.

Если УО отключила в квартире электроэнергию и это стало причиной крупного ущерба имуществу собственников или всего дома, причинило тяжкий вред здоровью или, что еще хуже, привело к смерти человека, то руководителя или председателя будут судить по ч.ч. 1, 2 ст. 215.1 УК РФ. Важное условие: судом должно быть установлено, что действия УО по отключению/ограничению КУ были незаконными и именно они привели к ущербу.

3. Присвоение имущества собственников или платежей за ЖКУ

Руководители и/или сотрудники управляющих организаций, в том числе ТСЖ и ЖСК также могут быть привлечены уголовной ответственности в соответствии с действующим законодательством по статье мошенничество.

Самыми частыми преступлениями оказываются махинации, связанные с ОИ собственников, его ремонтом, а также расходованием средств, оплаченных собственниками за КУ и капремонт. Данные преступления попадают под статью мошенничество с использованием служебного положения – ч. 3 ст. 159 УК РФ.

Если преднамеренное неисполнение договоров стало причиной ущерба дому в крупном (от 3 млн рублей) или особо крупном (от 12 млн руб.) размере, то ответственность судом будет определена по ч.ч. 5, 6, 7 ст. 159 УК РФ.

Также УО могут попасть под уголовную ответственность при управлении многоквартирными домами за присвоение или растрату имущества собственников, их денежных средств с использованием служебного положения. Это может быть как присвоение платежей собственников за ЖКУ, так и продажа каких-либо элементов или объектов, входящих в состав общего имущества собственников, заключение заведомо невыгодных сделок. Пример: На УО завели уголовное дело за хищение денежных средств собственников. Виновного осудят по ч.ч. 3, 4 ст. 160 УК РФ.

Читайте так же:  Замена просроченного паспорта штраф получение нового

Ответственность руководителя УО:

Штраф до 120 тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до 1 года, либо обязательными или исправительными работами на срок от 360 часов до 1 года, ограничением свободы до 2 лет, принудительными работами до 2 лет лет, либо арестом до 4 месяцев или лишением свободы до 2лет.

4. Деятельность УО без лицензии и уклонение от уплаты долгов

Руководителей или председателей управляющих организаций могут осудить, если УО, возглавляемая им, занималась управлением МКД без лицензии. Если УК, ТСЖ или ЖСК собирала с собственников платежи и получила от своей незаконной деятельности доход или причинила ущерб свыше 2,25 млн рублей, то ответственность попадает под ч. 1 ст. 171 УК РФ в случае. Если сумма ущерба в итоге превысила 9 млн рублей, то обвинители будут апеллировать к ч. 2 ст. 171 УК РФ.

Ответственность руководителя УО:

штраф от 100 до 500 тыс руб или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период 1-3 лет, принудительными работами или лишением свободы до 5 лет со штрафом в размере до 80 тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до 6 мес.

Не стоит забывать, что руководителя УК или председателя ТСЖ/ЖСК могут наказать по этим статьям за иную деятельность без получения лицензии на определенный вид деятельности, принесшую большую прибыль: на вывоз ТБО, обслуживание лифтового оборудования или оборудования пожарной безопасности и пр.

Также все вы хорошо знаете, что за УО могут лишить лицензии за непогашение долгов перед РСО . Однако мало кто помнит, что уклонение от уплаты долга в сумме более 2,25 млн рублей после того, как задолженность был уже подтверждена в судебном порядке, руководителя организации могут привлечь к уголовной ответственности по ст. 177 УК РФ.

Ответственность руководителя УО:

штраф до 200 тыс.рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до 18 месяцев, обязательными работами на срок до 480 часов или принудительными работами до 2 лет, арестом или лишением свободы на срок до 2 лет .

5. Проникновение в квартиру без разрешения проживающих

Сотрудникам УК, ЖСК или ТСЖ в некоторых ситуациях необходимо попасть в квартиры собственников: например, для осмотра общедомовых коммуникаций, которые проходят через квартиры, для проверки приборов учёта. Они имеют на это право согласно пп. «б» п. 32, «е» п. 34 ПП РФ № 354. Однако УО не имеют право врываться в квартиры без разрешения их собственников.

Если сотрудники УО проникли в квартиру без разрешения собственника, то законодательство расценивает действия сотрудников как незаконное проникновение в жилое помещение против воли проживающих с использованием служебного положения – ч. 3 ст. 139 УК РФ.

штраф до 40 тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до 3 мес, либо обязательными работами на срок до 360 часов, исправительными работами на срок до 1 года или арестом на срок до 3 месяцев.

6. Нарушение требований безопасного проживания в доме из-за действий или бездействия УО

Как мы все помним, УК, ЖСК и ТСЖ отвечают за содержание и ремонт ОИ в МКД, а также за создание условий для безопасного проживания люде. Если же из-за ненадлежащего исполнения УО своих обязанностей произошёл несчастный случай, в результате которого сильно пострадали или даже погибли жители дома, руководитель и сотрудники УО будут наказаны по УК РФ.

Нарушение требований безопасности при проведении строительных работ: При проведении ремонтных работ в доме на человека/людей обрушились строительные леса, возведённые для ремонта фасада дома, или он/они отравились газом, парами красок, что причинило тяжкий вред здоровью. К негативным последствиям относят потерю слуха, зрения, психические расстройства, утрату трудоспособности и пр. Судить ответственных будут по ч.ч. 1–3 ст. 216 УК РФ.

Требований пожарной безопасности: В соответствии с договором управления УО отвечает за пожарную безопасность в доме, в том числе следит за тем, чтобы не были захламлены коридоры, пожарные выходы, открывались входные двери, в надлежащем состоянии содержалась электропроводка в доме и пр. Если в доме случится пожар, огонь причинит значительный ущерб имуществу/здоровью людей, кто-то погибнет, и вина УО в этом будет доказана, то судить виновных будут по ч.ч. 1–3 ст. 219 УК РФ

Нарушение санитарно-эпидемиологических правил: Руководителя и сотрудников УО будут судить по УК РФ за нарушение санитарно-эпидемиологических правил в случае распространение в доме или на придомовой территории крыс, которые являются переносчиками опасных заболеваний. Если это станет причиной массового заболевания или отравления людей, то УО, не принявшую вовремя мер по дератизации, ждёт наказание по ч.ч. 1, 2 ст. 236 УК РФ.

Штраф до 80 тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до 6 месяцев, ограничением свободы до 3 лет, принудительными работами или лишением свободы до 7 лет с лишением права занимать определенные должности.

Уголовная ответственность в отношении руководителей УО предусмотрена дополнительно в том случае, если они не исполнили требования вступившего в силу судебного акта или препятствовали их исполнению (ст. 315 УК РФ).

Главной особенностью почти всех ситуаций, когда руководителям УК, ТСЖ и ЖСК грозит уголовная ответственность за их действие/бездействие при управлении УО и МКД, является причинение ущерба в крупном и особо крупном размере,причинение вреда здоровью или же смерть одного или более лиц. При этом использование сотрудниками своего служебного положения при совершении противоправных действий отягчает их вину и делает наказание за них более строгим. УК РФ по указанным выше преступлениям предусмотрены разные виды наказаний.

Специалисты ЖКХ-Проф помогают руководителям управляющих организаций как Санкт-Петербурга, так и др.городов России избежать уголовной ответственности с помощью предварительных и своевременных консультаций.

О случаях наказания УО за грубые нарушения лицензионных требований

В сентябре 2018 года был утверждён перечень грубых нарушений лицензионных требований при управлении домами, а затем в КоАП РФ появилась специальная мера наказания за них. Рассказываем, как часто и за какие грубые нарушения надзорные органы привлекают УО к ответственности по ч .3 ст. 14.1.3 КоАП РФ.

Читайте так же:  Срок рассмотрения ходатайства по административному делу

На заметку

Практика привлечения управляющих организаций к административной ответственности по ч. 3 ст. 14.1.3 КоАП РФ и лишения их права управлять одним или всеми многоквартирными домами на данный момент не стала ещё массовой. Зачастую за грубое нарушение УО наказывают как за простое:

  • В Подмосковье управляющая организация погасила задолженность за коммунальные ресурсы в размере более 12 млн. рублей.
  • Управ­ля­ю­щая ком­па­ния ООО «ЖК Сер­вис 1» оштра­фо­ва­на за дол­ги пе­ред энер­ге­ти­ка­ми.

Однако как показали разобранные выше примеры, в некоторых регионах органы надзора начали не только штрафовать УО за грубые нарушения по ч. 3 ст. 14.1.3 КоАП РФ, но и лишать их права управлять многоквартирными домами и даже аннулировать лицензии.

Будьте внимательны и не допускайте нарушений, в том числе при организации работы АДС. Мы предлагаем вам воспользоваться сервисом «АДС на 100%», который гарантирует УО, что их АДС будет полностью соответствовать всем лицензионным требованиям.

Заполните форму, если хотите принять участие в 30-дневном бесплатном тестировании и использовании сервиса «АДС на 100%». При оплате полного доступа после окончания тестового периода мы предоставим вам бесплатный доступ к курсу «Деловое общение для сотрудников управляющих компаний».

Привлечение ресурсоснабжающих организаций к административной ответственности

Для просмотра отчета о привлечении РСО к ответственности нажмите на пункт горизонтального навигационного меню Аналитика и отчёты и выберите пункт Привлечение ресурсоснабжающих организаций к административной ответственности (см. Пункты раздела «Аналитика и отчёты»).

Отображается страница Привлечение ресурсоснабжающих организаций к административной ответственности .

Страница «Привлечение ресурсоснабжающих организаций к административной ответственности»

В блоке Параметры фильтрации последовательно заполните поля, начиная с поля Субъект РФ, в котором РСО осуществляет деятельность и выбирая значения из выпадающих списков.

При наведении на определенный параметр диаграммы отображается дополнительная информация.

Диаграмма с постановлениями о назначении административного наказания РСО в разрезе органов, принявших решение о применении мер административного воздействия

Под круговыми диаграммами формируется гистограмма с информацией о РСО, привлеченных к административной ответственности, по видам административных наказаний.

При наведении на сегмент диаграммы отображается дополнительная информация.

Гистограмма «РСО, привлеченные к административной ответственности, по видам административных наказаний»

Сегменты диаграммы Постановления о назначении административного наказания в разрезе органов, принявших решение о применении мер административного воздействия являются фильтром по органам, принявшим решение о применении мер административного наказания, для круговой диаграммы Административные правонарушения, совершенные РСО, по статьям КоАП РФ , гистограммы РСО, привлеченные к административной ответственности, по видам административных наказаний и таблиц Случаи привлечения РСО к административной ответственности и Административные наказания .

Сегменты диаграммы Административные правонарушения, совершенные РСО, по статьям КоАП являются фильтром по статьям КоАП РФ для круговой диаграммы Административные правонарушения, совершенные РСО, по статьям КоАП РФ , гистограммы РСО, привлеченные к административной ответственности, по видам административных наказаний и таблиц Случаи привлечения РСО к административной ответственности и Административные наказания .

Чтобы отфильтровать данные посредством сегментов диаграмм необходимо нажать на сегмент левой кнопкой мыши. При повторном нажатии на сегмент диаграммы выбранное значение сбрасывается.

При фильтрации данных посредством диаграммы Постановления о назначении административного наказания в разрезе органов, принявших решение о применении мер административного воздействия значения, выбранные на диаграмме Административные правонарушения, совершенные РСО сбрасываются, если они были выбраны ранее.

Для фильтрации информации в таблицах Случаи привлечения РСО к административной ответственности и Административные наказания по конкретным параметрам нажмите на кнопку Настройка параметров фильтрации . Если на диаграммах уже были выбраны какие-либо сегменты, то отображается диалоговое окно, запрашивающее подтверждение на переход к режиму фильтрации. При подтверждении перехода значения сбрасываются.

Кнопка «Настройка параметров фильтрации»

Отображаются дополнительные поля для поиска случаев привлечения РСО к административной ответственности. Заполните необходимые поля и нажмите на кнопку Применить .

Параметры фильтрации. Кнопка «Применить»

Для перехода обратно к диаграмме нажмите на кнопку Вернуться к фильтрации параметров по диаграмме . Подтвердите действие. При этом значения фильтра Статья КоАП сбрасываются.

Случаи привлечения РСО к административной ответственности отображаются в нижней части страницы в табличной форме.

Страница «Привлечение ресурсоснабжающих организаций к административной ответственности»

Для отображения информации об организации в таблице в поле «Отобразить информацию по РСО» введите фрагмент названия, ОГРН, НЗА, КПП, ИНН, ФИО или ОГРНИП . Поисковый запрос должен содержать не менее пяти символов. Данный фильтр ищет информацию как в таблице Случаи привлечения РСО к административной ответственности , так и в таблице Административные наказания .

Вкладка «Случаи привлечения РСО к административной ответственности». Поиск информации по РСО

Чтобы в таблице отображалась информация по субъектам РФ, необходимо в заголовке первого столбца таблицы нажать на гиперссылку Субъекты РФ . Для отображения информации по федеральным округам нажмите на гиперссылку Федеральные округа .

Для просмотра информации по субъектам РФ, входящим в федеральный округ, нажмите на наименование федерального округа в первом столбце.

Для просмотра информации по ресурсоснабжающим организациям по субъектам РФ нажмите на кнопку Просмотреть .

Вкладка «Случаи привлечения РСО к административной ответственности». Кнопка «Просмотреть»

Отображаются ресурсоснабжающие организации по выбранной территории. Для просмотра сведений об организации нажмите на гиперссылку с названием организации.

Вкладка «Случаи привлечения РСО к административной ответственности»

Для возврата к просмотру сведений о случаях привлечения РСО к административной ответственности на родительской территории нажмите на гиперссылку с наименованием родительской территории над таблицей.

Видео (кликните для воспроизведения).

Для просмотра административных наказаний перейдите на вкладку Административные наказания . Принципы работы с ней не отличаются от описанных выше.

Источники

Привлечение к административной ответственности управляющей организации
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here