Привлечение к административной ответственности последует за

Полезное по теме: "Привлечение к административной ответственности последует за" от специалистов простым языком. Если необходимо уточнить актуальность на 2020 год, а также задать вопрос, то обращайтесь к дежурному юристу.

Общий порядок привлечения к административной ответственности

Законодательство, регулирующее основания и порядок привлечения к административной ответственности

Основной правовой акт, в котором детально прописаны основания и порядок привлечения к административной ответственности — это КоАП РФ. Он состоит из общей и особенной частей.

Общая часть посвящена порядку рассмотрения дел, а особенная содержит составы различных правонарушений, сгруппированные по объектам посягательства (например, против воинского учета, против порядка управления и т. д.).

Кроме того, на региональном уровне могут приниматься законы субъектов, устанавливающие свои составы нарушений. Однако содержание таких актов не может противоречить КоАП РФ. В противном случае привлечение к ответственности будет признано незаконным. При этом регионы не могут устанавливать новые виды наказаний, поскольку меры ответственности закрепляет исключительно федеральный законодатель.

Понятие административного правонарушения

Совершение запрещенного проступка влечет за собой применение мер воздействия — несение перед законом ответа за совершенные действия или допущенное бездействие. Только при совершении проступка могут последовать адекватные механизмы реагирования со стороны уполномоченных должностных лиц. К таким проступкам принято относить:
  • Совершение действий или допущение бездействия, противоречащих закону, со стороны частных лиц и организаций;
  • Совершение действий или допущение бездействия, при которых федеральными законами предусматривается назначение санкций.

Административный проступок подразумевает совершение виновником противоправных деяний или же допущение бездействия. В последнем случае необходимо понимать неосуществление возложенных обязанностей и непринятие мер по соблюдению установленных норм. Для такого проступка характерны определенные признаки:

  1. Противоправность совершенных действий или допущенного бездействия, что привело к нарушению установленной правовой нормы;
  2. Наличие виновности у обвиняемого гражданина, то есть, умысла в совершении противоправного деяния или причинения вреда своими неосторожными манипуляциями;
  3. Наличие наказания за совершенные действия в соответствии с КоАП и смежными федеральными законами.

Для такого правонарушения, как и уголовного преступления, характерно наличие специального состава — определенных элементов, позволяющих расценивать совершенное деяние как незаконный проступок.

О сроках, установленных для привлечения к ответственности

Согласно общему правилу, срок для привлечения к наказанию за совершение незаконного проступка составляет максимум 2 месяца. Срок для обращения начинает отсчитываться с того дня, когда было совершено правонарушение. Есть несколько видов правонарушений, сроки обращения по которым значительно больше. К примеру, при совершении гражданином или организацией нарушений в сфере авторских прав период для привлечения к наказанию за совершенные деяния составляет до 1 календарного года.

Рассмотрение дел по совершенным запретным проступкам происходит на территории, где было непосредственно совершено правонарушение. Сторона, которая призывается к ответу, может ходатайствовать при наличии уважительной причины о передаче материалов на рассмотрение по месту ее фактического проживания. Окончательное решение по возможности передачи материалов для рассмотрения на другую территорию принимается уполномоченными органами. При оформлении такого вердикта срок для призыва к мере наказания увеличивается на продолжительность пересылки всех необходимых материалов.

К примеру, при совершении правонарушения на авто в другом регионе водитель может еще при составлении протокола ходатайствовать о передаче материалов на рассмотрение в суд по месту своего фактического проживания. Такое заявленное ходатайство подлежит удовлетворению со стороны сотрудника ГИББД, оформляющего протокол. При удовлетворении ходатайства собранные материалы отправляются в суд по месту фактического проживания водителя. На время доставки материалов из одного региона в другой течение времени для привлечения к предусмотренному воздействию приостанавливается.

Особенности привлечения к административной ответственности должностных лиц

Несмотря на неспецифичный порядок привлечения к административной ответственности должностных лиц, особенности имеются. Формально являясь физлицами, рассматриваемые субъекты наделены особым правовым статусом, наличие которого говорит о большей общественной опасности совершенного ими нарушения и необходимости применения более строгой меры ответственности.

К особенностям административной ответственности должностных лиц можно отнести:

  1. Необходимость доказывания их статуса, например факта работы в компании, наличия определенных обязанностей, которые не выполнены надлежащим образом.
  2. Обязательность наличия в санкции указания на то, что к ответственности по ней может привлекаться именно должностное лицо. Например, в санкции ч. 3 ст. 12.23 КоАП РФ прямо указано, что нарушение требований к перевозке детей, установленных Правилами дорожного движения, влечет штраф для рассматриваемой категории лиц в размере 25 000 рублей.
  3. Ограниченный перечень мер наказания (подробнее этот момент осветим далее).
  4. Невозможность привлечения к ответственности, если должностное лицо надлежащим образом выполняло свои обязанности. Соответственно, правоприменителям всегда требуется проверять конкретные полномочия, должностные инструкции и т. д. и соответствие действий должностных лиц их требованиям.

Протокол об административном правонарушении как основание для дальнейшего производства по делу

Факт возбуждения дела должен быть отражен в процессуальном документе. Наиболее часто в качестве него выступает протокол, порядок составления которого определен ст. 28.2 КоАП РФ.

Протокол включает информацию о том:

  1. Когда и где совершено нарушение.
  2. Кто является составителем документа.
  3. Какие граждане признаны свидетелями, а какие — потерпевшими.
  4. По какой статье привлекается нарушитель.

Кроме того, в протоколе описывается объективная сторона нарушения, а также присутствует графа для объяснений подозреваемого в совершении нарушения. Допускается также внесение иных данных.

ВАЖНО! Протокол обязательно составляется либо в присутствии подозреваемого в совершении нарушения лица, либо с его надлежащим извещением. Если эти правила не соблюдены, это безусловное нарушение порядка привлечения к административной ответственности и основание для отмены постановления.

Читайте так же:  Нарушение сроков административного задержания

Образец жалобы на протокол об административном правонарушении, а также порядок ее составления можно найти здесь.

Порядок рассмотрения дела об административном правонарушении

Определение о назначении дела к рассмотрению принимается, когда дело полностью подготовлено. Процедура рассмотрения общая для любых субъектов, уполномоченных назначать наказания, и регламентирована ст. 29.7 КоАП РФ.

  1. Объявляется, кем будет рассмотрено дело и какое; озвучивается статья, по которой привлекается лицо.
  2. Проверяется, явилось ли привлекаемое лицо на процесс.
  3. Проверяется, могут ли защитники и законные представители представлять интересы доверителя или родственника.
  4. Выясняется, извещены ли участники процесса.
  5. Разъясняются права и обязанности прибывших лиц.
  6. Разрешаются ходатайства и отводы.
  7. Оглашается протокол о привлечении к административной ответственности.
  8. Заслушиваются объяснения явившихся лиц.
  9. Исследуются доказательства.
  10. Выносится постановление.

Особенности мер административного наказания, которые могут применяться к должностным лицам

В п. 1 ст. 3.2 КоАП РФ перечислены виды наказаний. При этом КоАП РФ не устанавливает каких-либо правил относительно того, что определенные виды наказаний не могут быть применены к должностным лицам.

Однако в КоАП РФ отсутствуют статьи, предусматривающие определенные меры ответственности для должностных лиц, а именно наказания в виде:

  • лишения прав;
  • ареста;
  • выдворения;
  • приостановления деятельности;
  • обязательных работ;
  • запрета посещать места, где проводятся соревнования.

Наиболее частые виды наказаний, которым подвергается рассматриваемая категория лиц, — предупреждение, штраф, дисквалификация. Это связано с характером совершаемых должностными лицами нарушений, а также с санкциями статей особенной части КоАП РФ.

Подробнее обо всех видах административных наказаний можно прочесть в статье «Понятие и виды административной ответственности».

Основания для освобождения от административной ответственности

Возможность освобождения от применения предусмотренных административным законодательством мер реагирования предусматривается в следующих случаях:
  1. Совершенный проступок носит малозначительный характер. При рассмотрении подобного дела должностное лицо проводит квалификацию правонарушения, обращается к анализу объективной и субъективной стороны. Поводом для освобождения от административных санкций может послужить обнаружение смягчающих обстоятельств. Так часто случается в ситуациях с мелкими нарушениями, которые не привели к вреду. По решению уполномоченного лица производство по материалам может быть прекращено, а правонарушитель может ограничиться устным замечанием. Каких-либо юридических последствий здесь не возникает;
  2. Замена одного вида наказания в процессе рассмотрения дела. Это делается, к примеру, по инициативе виновника или его адвоката и с предоставлением соответствующих доказательств, позволяющих смягчить предусмотренное наказание;
  3. Недостижение виновником происшествия возраста 16 лет. Работой с привлечением несовершеннолетних граждан к административной ответственности занимаются специальные комиссии. По решению работников этих комиссий, к примеру, один вид наказания может быть заменен на применение мер воспитательного воздействия. В этом случае дело по совершенному проступку прекращается.

Какие категории граждан считаются должностными лицами

Содержание рассматриваемого термина определено в примечании к ст. 2.4 КоАП РФ. Во-первых, это представитель власти, который наделен правом давать распоряжения людям, не находящимся в служебной зависимости от него. Можно сделать вывод, что законодатель имел в виду лиц, работающих в гос. органах, имеющих определенный объем полномочий.

Во-вторых, должностное лицо — это гражданин, имеющий организационные и распорядительные, административные и хозяйственные полномочия в различных гос. органах, муниципалитетах, армии.

В правовой практике не возникало бы сомнений относительно того, какие категории граждан подпадают под рассматриваемую категорию, если бы законодатель в примечании к ст. 2.4 КоАП РФ не приравнял определенных субъектов к должностным лицам. Перечислим их далее.

Граждане, которые не являются должностными лицами, но несут такую же административную ответственность

К гражданам, несущим аналогичную ответственность, относятся:

  1. Руководители и работники компаний, совершившие нарушения при осуществлении организационных и распорядительных, административных и хозяйственных полномочий.
  2. Арбитражные управляющие.
  3. Члены советов директоров организаций, коллегиальных органов, счетных и ревизионных комиссий, комиссий по упразднению юрлиц, а также учредители компаний (только по некоторым составам правонарушений, например по ст. 19.7.12 КоАП РФ).
  4. Члены комиссий при осуществлении госзакупок, контрактные управляющие (только по некоторым составам КоАП РФ, например по ст. 19.7.2).
  5. Организаторы госзакупок, лица, их проводящие, а также члены комиссий по закупкам (только по некоторым статьям, например ст. 7.32.3 КоАП РФ).
  6. Члены комиссий по лицензированию деятельности (только по ст. 19.6.2 КоАП РФ).
  7. ИП, если специальными законодательными нормами не установлены иные правила.
  8. Работники ИП, допустившие наказуемые деяния в связи с невыполнением или ненадлежащим выполнением должностных обязанностей (п. 14 постановления Пленума ВС РФ «О некоторых вопросах…» от 24.10.2006 № 18).
  9. Организаторы торгов, а также лица, проводящие торги (только по ст. 7.32.4 КоАП РФ).

Могут ли привлечь к административной ответственности беременных женщин, военнослужащих, пенсионеров, инвалидов

Правила привлечения перечисленных категорий лиц к ответственности общие. Такие лица могут привлекаться к административной ответственности, однако не ко всем видам наказания.

  1. Административный арест не может применяться к беременным женщинам, женщинам с детьми до 14 лет, инвалидам групп I и II, военнослужащим и призванным на военные сборы.
  2. Обязательные работы не могут быть назначены беременным, женщинам с детьми до 3 лет, инвалидам групп I и II, военнослужащим и призванным на военные сборы.
  3. Наказание в виде лишения водительского удостоверения не может назначаться инвалидам групп I и II (существуют статьи-исключения, например, если водитель ездит пьяным, его могут лишить прав).

Пенсионный возраст не является основанием для освобождения от наказания. Дополнительно следует отметить, что несовершеннолетие, беременность, наличие малолетнего ребенка — смягчающие административную ответственность обстоятельства.

Таким образом, порядок привлечения к ответственности подробно регламентирован в положениях КоАП РФ. Привлекать имеют право как должностные лица гос. органов, так и комиссии по делам несовершеннолетних и судьи.

Читайте так же:  Доверенность на представление интересов по административному делу

Вам будет интересно также ознакомиться с материалами, которые мы написали специально для нашего канала Дзен.

После года как гасится административный штраф, это правонарушение убирают с базы

Здраствуйте! После года как гасится административный штраф, это правонарушение убирают с базы даных. А точнее человек остается чистым?

Через год после окончания исполнения наказания (уплаты штрафа, например). Согласно ст.4.6 КоАП РФ

Лицо, которому назначено административное наказание за совершение административного правонарушения, считается подвергнутым данному наказанию со дня вступления в законную силу постановления о назначении административного наказания до истечения одного года со дня окончания исполнения данного постановления.

Иными словами, если не прошел год с окончания исполнения постановления по предыдущему административному правонарушению до повторного правонарушения, то лицо считается привлеченным. Если год прошел, то нет.

Из базы факт привлечения к административной или к уголовной ответственности не убирается никогда.

КОАП РФ Статья 4.6. Срок, в течение которого лицо считается подвергнутым административному наказанию

Лицо, которому назначено административное наказание за совершение административного правонарушения, считается подвергнутым данному наказанию со дня вступления в законную силу постановления о назначении административного наказания до истечения одного года со дня окончания исполнения данного постановления.

Здравствуйте, лицо считается подвергнутым административному наказанию в течение года с момента исполнения постановления, то есть отчитывайте год с момента уплаты штрафа или отбытия иного наказания. Как правило, сразу из базы иц умвд данная информация не убирается, поскольку сведения поступают с задержкой. Сведения об административном наказание убирают из базы, а вот относительно уголовной ответственности хранятся бессрочно.

Статья 4.6. Срок, в течение которого лицо считается подвергнутым административному наказанию

(в ред. Федерального закона от 23.07.2013 N 196-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

Лицо, которому назначено административное наказание за совершение административного правонарушения, считается подвергнутым данному наказанию со дня вступления в законную силу постановления о назначении административного наказания до истечения одного года со дня окончания исполнения данного постановления.

Удачи вам и всего.

На то и база, чтобы собирать правонарушения.

Ст. 4.6 КоАП РФ убирает только повторность, если ещё раз поймают.

Лицо, которому назначено административное наказание за совершение административного правонарушения, считается подвергнутым данному наказанию со дня вступления в законную силу постановления о назначении административного наказания до истечения одного года со дня окончания исполнения данного постановления.

В силу статьи 4.6 КоАП РФ лицо считается подвергнутым административному наказанию со дня вступления в законную силу постановления о назначении административного наказания до истечения одного года со дня окончания исполнения данного постановления.

Видео (кликните для воспроизведения).

Смысл статьи 4.6 КОАП РФ не в том что по истечению одного года человек считается не подвергавшимся административному наказанию. А в том, что если в течение года будет совершено еще одно административное правонарушение то это образует повторность

В соответствии со статьями 4.3 и 4.6 КоАП РФ повторным является административное правонарушение, совершенное в период, когда лицо считается подвергнутым административному наказанию (со дня вступления в законную силу постановления о назначении административного наказания до истечения одного года со дня окончания исполнения данного постановления) за совершение однородного административного правонарушения.

А данные о привлечении человека к административной ответственности к сожалению не убирают из базы даных В ней до конца вашей жизни будут храниться сведения о всех случаях привлечения вас к административной ответственности.

Статья 31.9. Давность исполнения постановления о назначении административного наказания

1. Постановление о назначении административного наказания не подлежит исполнению в случае, если это постановление не было приведено в исполнение в течение двух лет со дня его вступления в законную силу.

(в ред. Федерального закона от 21.04.2011 N 71-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

2. Течение срока давности, предусмотренного частью 1 настоящей статьи, прерывается в случае, если лицо, привлеченное к административной ответственности, уклоняется от исполнения постановления о назначении административного наказания. Исчисление срока давности в этом случае возобновляется со дня обнаружения указанного лица либо его вещей, доходов, на которые в соответствии с постановлением о назначении административного наказания может быть обращено административное взыскание.

3. В случае отсрочки или приостановления исполнения постановления о назначении административного наказания в соответствии со статьями 31.5, 31.6, 31.8 настоящего Кодекса течение срока давности приостанавливается до истечения срока отсрочки или срока приостановления.

4. В случае рассрочки исполнения постановления о назначении административного наказания течение срока давности продлевается на срок рассрочки.

Обратите внимание, что срок давности применяется только в случае, если правонарушитель не уклонялся от исполнения наказания.

Что касается базы, то данные в базе остаются в любом случае независимо от того, было исполнено наказание или нет. Это пятно на всю оставшуюся жизнь, также как и судимость.

22.02.2018 г. Как избежать административной ответственности — основные ошибки контролирующих органов

Нарушение проверяющим органом при производстве по делу об административном правонарушении установленных законом требований, является основанием для признания указанного постановления незаконным, которое подлежит отмене (ч. 2 ст. 211 АПК РФ; п. 10 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 г. №10). Нарушения административным органом процесса привлечения к административной ответственности – именно в этом вся сила построения линии защиты в суде юридическим лицом (индивидуальным предпринимателем).

Итак, к наиболее основным ошибкам контрольных органов относятся:

Читайте так же:  Взыскание ущерба срок исковой давности

1. Одной из самых распространенных ошибок контрольных органов является привлечение к административной ответственности при условии наличия самого события правонарушения, но отсутствия вины правонарушителя. Ведь в соответствии со статьей 2.1. КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению. Таким образом, если у организации (ИП) не было возможности для соблюдения норм КоАП РФ, то организация (ИП) не виновны. В качестве примера см. Постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 24.06.2014 г. по делу N А41-14189/14.

4. Основным принципом, которым должен руководствоваться проверяющий – соблюдение прав и законных интересов проверяемого лица. Несоблюдение указанной нормы является прямым основанием для отмены постановления о привлечении к административной ответственности. Согласно пункту 1 статьи 25.1 КоАП РФ лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, вправе знакомиться со всеми материалами дела, давать объяснения, представлять доказательства, заявлять ходатайства и отводы, пользоваться юридической помощью защитника, а также иными процессуальными правами в соответствии с настоящим Кодексом. Очень часто проверяющие органы не знакомят проверяемого с его правами. Факт ознакомления с правами должен обязательно отражаться подписью в протоколе в соответствующем разделе. Доказанный в суде факт отсутствия подписи представителя в графе «С правами ознакомлен» уже бывает достаточным, чтобы отменить оспариваемое постановление.

5. Самой распространенной ошибкой контрольных органов является нарушение проверяющими процедуры проведения проверки. Пункт 2 статьи 20 Федерального закона от 26.12.2008 г. N 294-ФЗ (ред. от 03.07.2016) «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» указывает на перечень грубых нарушений, допускаемых указанными органами. См. дополнительно: http://iskivsem.ru/faq/193

7. Следующей ошибкой при привлечении к административной ответственности является несоблюдение сроков давности. Сроки давности привлечения к административной ответственности предусмотрены в статье 4.5. КоАП РФ. При длящемся административном правонарушении сроки, предусмотренные частью 1 настоящей статьи, начинают исчисляться со дня обнаружения административного правонарушения (пункт 2 статьи). Истечение сроков давности привлечения к административной ответственности, установленных ст. 4.5 КоАП РФ, является безусловным основанием, исключающим производство по делу об административном правонарушении.

8. Другой такой ошибкой административного органа является неправильная квалификации административного правонарушения. Зачастую государственные органы привлекают к административной ответственности, но при этом неправильно квалифицируют совершенное административное деяние. В соответствии с пунктом 9 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 г. N 10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях» в случае, если при рассмотрении заявления об оспаривании постановления административного органа о привлечении к административной ответственности суд установит, что оспариваемое постановление содержит неправильную квалификацию правонарушения либо принято неправомочным органом, суд в соответствии с частью 2 статьи 211 АПК РФ принимает решение о признании незаконным оспариваемого постановления и о его отмене. В качестве примера см. Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 29.09.2015 г. N Ф04-17629/2015 по делу N А70-10178/2014.

9. Пожалуй, к ошибкам контрольных органов можно также отнести наличие противоречащих данных. То есть, например, данные, занесенные в сам протокол, не соответствуют занесенным данным, указанным в постановлениях (даты, фамилии, подписи, объекты проверки и т.д.).

На основании вышеизложенного, следует отметить, что выше указан далеко не исчерпывающий перечень ошибок, допускаемых контролирующими органами при привлечении к административной ответственности. Нарушение проверяющим органом в ходе проведения проверки и в ходе привлечения организации к административной ответственности вышеуказанных положений, также как нарушение им требований статей 28.1.1, 28.2. КоАП РФ, направленных на защиту прав и интересов проверяемого, носят существенный характер и являются самостоятельным основанием для признания незаконным и отмены оспариваемых постановлений.

Внимание: По делам об оспаривании решений административных органов обязанность доказывания обстоятельств возложена на административный орган (в соответствии с ч. 4 ст. 210 АПК РФ).

Привлечение к административной ответственности

За совершение административного проступка уполномоченное должностное лицо или местный орган власти имеет право привлечения виновника к несению ответственности. Для нее, как и для любого другого вида санкций, характерны определенные признаки. Как правило, решение по призыву гражданина или организации к ответу выносится уполномоченным на это должностным лицом. Отличительная черта такой меры воздействия заключается в том, что правонарушитель не сталкивается с судимостью, которая могла бы повлечь за собой определенные ограничения и лишения. Российское законодательство предусматривает возможность применения мер воздействия по отношению к частным лицам и организациям. Эти варианты воздействия носят более мягкий характер по причине того, что совершенные проступки не влекут за собой причинение существенного ущерба обществу или угрозы его жизни. Перечень конкретных мелких правонарушений и санкций за них приводится в КоАП и других федеральных законах.

Основания для возбуждения производства по делу об административном правонарушении

Процедура привлечения к административной ответственности начинается с возбуждения дела. Процесс производства детально прописан в разделе IV КоАП РФ, а процедура возбуждения дел — в главе 28 (одна из глав данного раздела).

Производство может быть начато в одном из следующих случаев:

  1. Обнаружение лицом, которое имеет право привлекать к ответственности, данных, указывающих на то, что правонарушение совершено.
  2. Поступление в адрес уполномоченного привлекать к ответственности лица информации от гос. органов и общественных организаций, указывающей на то, что было совершено нарушение.
  3. Поступление в адрес лица, которое обладает правом возбудить дело, сообщений от граждан или организаций о совершенном кем-либо деянии.
  4. Фиксация нарушения на автоматическую камеру.
  5. Подтверждение заявления собственника машины о том, что он не совершал нарушение, снятое на автоматическую камеру, поскольку не управлял авто.
Читайте так же:  Новое полож по курению в подъездах

Особенности привлечения к административной ответственности несовершеннолетних

Несовершеннолетние могут быть привлечены к ответственности с учетом некоторых особенностей:

  1. Привлекаются только в том случае, если им исполнилось 16 лет (подробнее — в статье «С какого возраста могут привлечь к административной ответственности»).
  2. Дела рассматривает специальный орган — комиссия по делам несовершеннолетних.
  3. Наказание в виде административного ареста не назначается.
  4. Наказание в виде штрафа с несовершеннолетних назначается, только если у них есть заработок. В противном случае штраф уплачивают родители.
  5. Несовершеннолетие — это обстоятельство, смягчающее административную ответственность.
  6. Дело рассматривается с участием законных представителей и прокурора.

Процедура подготовки к рассмотрению дела

После того как протокол составлен, тот, кто будет рассматривать дело, должен разрешить следующие вопросы:

  1. Имеет ли право конкретный субъект рассмотреть дело (или оно будет передано по подведомственности).
  2. Существуют ли причины, по которым дело не может быть рассмотрено (например, когда судья — родственник нарушителя).
  3. Насколько верно с точки зрения закона составлен протокол.
  4. Есть ли основания прекратить производство по делу (весь список таких обстоятельств можно найти в ст. 24.5 КоАП РФ).
  5. Хватает ли собранных материалов, чтобы рассмотреть дело.
  6. Заявлены ли ходатайства, требующие разрешения; имеются ли отводы, требующие рассмотрения.

Как только все эти вопросы разрешены, правоприменитель переходит к рассмотрению дела.

Порядок привлечения должностных лиц к ответственности, предусмотренной КоАП РФ

Процессуальный порядок и сроки привлечения должностных лиц к административной ответственности общие, каких-либо специальных процедур административный закон не предусматривает. Аналогичны и сроки давности для назначения наказаний (ст. 4.5 КоАП РФ).

Пошаговая процедура выглядит следующим образом:

  1. Возбуждение производства. Перечень поводов для этого перечислен в ст. 28.1 КоАП РФ. По общему правилу, предусмотренному п. 1 ст. 28.2 КоАП РФ, при возбуждении процедуры оформляется протокол (исключения составляют случаи, когда дело возбуждает прокурор, осуществляется автоматическая съемка нарушения и в некоторых других случаях).
  2. Протокол передается на рассмотрение.
  3. Дело рассматривается, по результатам выносится постановление о привлечении к ответственности либо о прекращении производства.

Об общем порядке привлечения к административной ответственности, применяемом ко всем нарушителям вне зависимости от их статуса, можно прочесть здесь.

Процедуры, которые проходят при привлечении к административной ответственности

Установленные законодательством процессуальные сроки влияют на возможность призыва физического или юридического лица к ответу. Отечественное законодательство предусматривает возможность призыва к ответу при достижении виновником возраста 16 лет. Исключается прецеденты с привлечением дважды за одно и то же нарушение. Порядок назначения для гражданина или юридического лица схем ответственности таков:

  1. По факту обнаружения признаков правонарушения должностным лицом или уполномоченным на это органом оформляется протокол, что предусматривается ст. 28.2 КоАП;
  2. После оформления протокола он передается на рассмотрение должностному лицу или в специальный уполномоченный орган в течение 3 дней с целью изучения и принятия процессуального решения;
  3. На основании рассмотренных материалов принимается решение по существу, к примеру, постановление о возбуждении административного производства. На изучение дела отводится 2 месяца, если оно ведется должностным лицом. На рассмотрение дела, поступившего судье, отводится 3 месяца;
  4. По результатам анализа дела оформляется постановления с указанием меры воздействия или повода, послужившего для отказа в призыве к ответственности. На отправку оформленного постановления с решением отводится 3 дня;

Если с момента вынесения вердикта о привлечении к ответственности прошло 2 года и за это время виновное лицо так и не было привлечено к наказанию в связи с непринятием соответствующих мер, то назначенные меры исполнению не подлежат. Если процессуальные сроки для привлечения к воздействию истекли, все дальнейшие попытки по взыскания или применения иных форм наказания будут незаконными. С истечением периода для обращения наказания выносится соответствующее решение — постановление о прекращении инициированного производства.

Наказание, которое может быть назначено за административное нарушение

За такие виды правонарушений предусматривается назначение санкций — определенного наказания, предусмотренного КоАП или другими федеральными законами. Его назначение носит превентивный характер. За совершение запрещенных деяний может быть предусмотрена санкция:

По статистике, чаще всего за совершение незначительных проступков судами и уполномоченными на это должностными лицами налагается штраф. Практически все из приведенных выше мер воздействия назначаются по вердикту суда.

Кто может возбудить дело

В России существует огромное количество гос. органов: различные подразделения полиции, антимонопольная служба, пожарная служба, госинспекция труда и т. д. Каждый орган может начать производство только по отдельным статьям КоАП РФ, ему подведомственным. Это логично, что пожарный не может остановить водителя и привлечь его за нарушение правил дорожного движения.

По общему правилу, которое отражено в ч. 1 ст. 28.3 КоАП РФ, кто рассматривает дела, тот их и возбуждает. Информация о том, кто рассматривает дела, содержится в гл. 23 КоАП РФ. Поскольку видов государственных органов, рассматривающих дела, и статей КоАП РФ очень много, перечислять их нецелесообразно — достаточно ознакомиться с указанной главой.

Судьи вправе лишь рассматривать, но не возбуждать дела.

В различных частях ст. 28.3 КоАП РФ законодатель дополнительно перечислил гос. органы, которые могут возбуждать дела, но не всегда наделены правом рассматривать их. Это обусловлено, в частности, тем, что по некоторым статьям КоАП РФ дела может рассматривать исключительно судья, в то время как возбуждаются они другими органами.

Читайте так же:  Момент совершения административного правонарушения

Обжалование постановления о привлечении к ответственности

Если виновник не согласен с вынесенным решением по назначению наказания, он может обжаловать вынесенный вердикт судьей в установленные сроки. Для этого оформляется жалоба и направляется для рассмотрения вышестоящей судебной инстанцией. Когда решение по привлечению к ответственности было оформлено должностным лицом, оспаривание решения осуществляется посредством оформления жалобы вышестоящему начальству.

К жалобе могут быть приложены дополнительные доказательства, в документе могут быть приведены ссылки на положения законодательства. Направленный документ подлежит рассмотрению в течение 10 дней.

Таким образом, ответственность по административным проступкам является способом для восстановления справедливости и карательной мерой одновременно. Большая часть мер реагирования, которая приводится в административном законодательстве, носит воспитательно-показательный характер. Отличие административного проступка от других видов преступлений заключается в том, что он не влечет за собой серьезную общественную опасность. Реагирование возникает только при наличии состава правонарушения. Основным документом, фиксирующим обстоятельства совершения нарушения, является протокол. Он подлежит оформлению при непосредственном задержании на месте совершения правонарушения сотрудниками правопорядка, при получении заявления и сообщения о совершении правонарушения от частных лиц, общественных организаций и других органов, которые подлежат регистрации и проверке с целью выявления признаков, указывающих на совершение преступления.

Если вам необходима профессиональная онлайн-помощь юристов, обращайтесь к нам. Вы можете воспользоваться чатом, где Вам ответят наши специалисты

Административная ответственность должностных лиц

Когда лицо считается привлеченным к административной ответственности

Человек считается привлеченным к ответственности не в момент оглашения ему постановления, а лишь после вступления данного постановления в законную силу.

У привлеченного лица есть 10 суток с момента получения копии постановления на его обжалование. В этот период постановление считается не вступившим в законную силу, то есть не исполняется и не порождает юридических последствий для привлеченного лица (если наказание не исполняется немедленно, например, арест).

После того как постановление вступило в силу, оно подлежит исполнению. Порядок исполнения зависит от вида наказания. Например, штраф должен быть уплачен в течение 60 суток с момента вступления в силу постановления. В противном случае неплательщик может быть привлечен к ответственности, предусмотренной ст. 20.25 КоАП РФ.

Кто имеет право рассматривать административное дело

После того как протокол подписан, дело назначается к рассмотрению, а лица, указанные в ст. 25.1-25.5 КоАП РФ извещаются об этом. Рассмотрение дела без извещения — основание для отмены постановления (что подтверждается судебной практикой, например постановлением ВС РФ от 22.12.2016 № 19-АД16-16).

Перечень органов, которые могут рассмотреть дело, как уже упоминалось, содержится в гл. 23 КоАП РФ. Их можно условно разделить на следующие категории:

  1. Судьи. Рассматривают дела о наиболее общественно опасных нарушениях.
  2. Комиссии по делам несовершеннолетних. Привлекают к ответственности не достигших 18-летнего возраста (подробнее об ответственности несовершеннолетних можно прочесть здесь и здесь).
  3. Сотрудники различных государственных органов. Например, сотрудники полиции, которые рассматривают большинство дел по гл. 12 КоАП РФ (в сфере безопасности дорожного движения).

Самый простой способ понять, кто имеет право рассматривать дело, — посмотреть наказание за нарушение.

Если могут назначить арест, приостановление деятельности, выдворение или дисквалификацию, дело всегда рассматривают судьи. Они же рассматривают дела в случае, если проводилось административное расследование либо когда нарушение совершено не в России. Если признаков, которые свидетельствуют о том, что дело рассматривает только судья, нет, необходимо открыть гл. 23 КоАП РФ и найти в ней информацию о том, кто конкретно имеет право вынести постановление.

Виды решений, которые выносятся по результатам рассмотрения дела

Предусмотрено два вида постановлений, которые могут быть приняты после разрешения дел (ст. 29.9 КоАП РФ). Один из самых распространенных исходов — привлекаемое лицо признается виновным и ему назначается наказание. Основание для привлечения к административной ответственности — наличие состава административного правонарушения (объект, субъект, объективная сторона, субъективная сторона).

В случае если имеется хотя бы одно основание, прописанное в ст. 24.5 КоАП РФ, производство по делу должно быть прекращено. В частности, производство прекращается, если нет состава нарушения либо истек срок давности. Прекращение производства по делу предполагает полное завершение процедуры. Наказание в этом случае не назначается.

Могут ли привлечь к административной ответственности должностное лицо после увольнения со службы (уволенное на момент рассмотрения дела)

Любой человек может уволиться или перейти на другую должность. Возможно ли привлечение к административной ответственности уволенного должностного лица, если во время рассмотрения дела оно уже утратило соответствующий статус?

Ответ на этот вопрос дан в Обзоре практики ВС РФ от 27.09.2006 (вопрос 10). Верховным судом сделан вывод о том, что увольнение не освобождает от ответственности, так как нарушение было допущено в период исполнения обязанностей. На момент совершения деяния имелись все признаки состава нарушения, соответственно, должностное лицо должно нести ответственность.

Таким образом, должностные лица — специальные субъекты административной ответственности, которые привлекаются к ней в общем порядке, однако с некоторыми особенностями, предусмотренными КоАП РФ.

Видео (кликните для воспроизведения).

Вам будет интересно также ознакомиться с материалами, которые мы написали специально для нашего канала Дзен.

Источники

Привлечение к административной ответственности последует за
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here