Привлечение к административной ответственности налоговыми органами

Полезное по теме: "Привлечение к административной ответственности налоговыми органами" от специалистов простым языком. Если необходимо уточнить актуальность на 2020 год, а также задать вопрос, то обращайтесь к дежурному юристу.

Должностных лиц налоговых органов могут начать штрафовать за неправомерные действия

В Госдуму внесен законопроект, направленный на упорядочение вопросов, касающихся индивидуальной ответственности должностных лиц налоговых органов за убытки, причиненные налогоплательщикам вследствие своих неправомерных действий (решений) или бездействия.

Предлагается установить в КоАП РФ состав административного правонарушения и административную ответственность должностных лиц налоговых органов за неправомерные действия (решения) или бездействие, повлекшие причинение убытков налогоплательщикам, плательщикам сборов и налоговым агентам и приведшие к возмещению этих убытков средствами федерального бюджета. Так, неправомерные действия (решения) или бездействия должностных лиц налоговых органов в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей, которые привели к возмещению убытков средствами федерального бюджета налогоплательщикам, плательщикам сборов и налоговым агентам, планируется наказывать административным штрафом для должностных лиц в размере от 30 тыс. до 50 тыс. руб.

Напомним, что действующее законодательство содержит ряд норм, касающихся ответственности должностных лиц налоговых органов. В частности:

  • ст. 1069 ГК РФ предусматривает ответственность за вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления. Такой вред подлежит возмещению за счет казны РФ, казны субъекта РФ или казны муниципального образования;
  • ст. 35 НК РФ указывает, что налоговые и таможенные органы несут ответственность за убытки, причиненные налогоплательщикам, плательщикам сборов и налоговым агентам вследствие своих неправомерных действий (решений) или бездействия, а равно неправомерных действий (решений) или бездействия должностных лиц и других работников указанных органов при исполнении ими служебных обязанностей;
  • ст. 103 НК РФ устанавливает ответственность должностных лиц налоговых органов за причинение убытков в результате совершения неправомерных действий. Такие убытки подлежат возмещению в полном объеме, включая упущенную выгоду (недополученный доход), за счет федерального бюджета.

Однако разработчики законопроекта отмечают, что должностные лица налоговых органов, имея широкие полномочия, на практике не несут никакой ответственности за вред, причиненный в результате их незаконных действий (бездействия) гражданину или юридическому лицу, равно как и за вред, нанесенный бюджету РФ. «Соответственно, процент злоупотребления должностных лиц налоговых органов остается очень высоким», – констатируют они.

Анализ судебной практики показывает, что ежегодно по решению суда ущерб, причиненный налогоплательщикам, плательщикам сборов и налоговым агентам от неправомерных действий (решений) или бездействия должностных лиц, возмещается из федерального бюджета. «Очевидно, что во многих делах такого рода вполне мог ставиться вопрос о привлечении к административной ответственности виновных должностных лиц налоговых органов за вред, причиненный в результате их незаконных действий (бездействия) гражданину или юридическому лицу, равно как и за вред, нанесенный бюджету РФ», – считают авторы законодательной инициативы.

Текст законопроекта № 542742-6 «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» и материалы к нему размещены на официальном сайте Госдумы.

ФНС России разъяснила порядок привлечения к налоговой ответственности

Andrey_Popov / Shutterstock.com

Служба оценила правомерность привлечения налогоплательщиков к ответственности, за исключением правонарушений, предусмотренных ст. 120, ст. 122 и ст. 123 Налогового кодекса, в случае истечения срока для составления акта, предусмотренного п. 1 ст. 101.4 НК РФ, и срока для принудительного взыскания штрафа в соответствии со ст.ст. 46-48, 70 НК РФ.

Так, ст. 113 НК РФ установлен срок давности привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения. Согласно указанной норме, лицо не может быть привлечено к ответственности за совершение налогового правонарушения, если со дня его совершения либо со следующего дня после окончания налогового (расчетного) периода, в течение которого было совершено это правонарушение, и до момента вынесения решения о привлечении к ответственности истекли три года. При применении срока давности моментом привлечения к налоговой ответственности считается дата вынесения руководителем налогового органа (его заместителем) решения о привлечении лица к налоговой ответственности.

Исчисление срока давности со дня совершения налогового правонарушения применяется в отношении всех налоговых правонарушений, кроме предусмотренных ст. 120 НК РФ (грубое нарушение правил учета доходов и расходов и объектов налогообложения или базы для исчисления страховых взносов) и ст. 122 НК РФ (неуплата или неполная уплата сумм налога, сбора, страховых взносов).

Как следует из постановления Президиума ВАС РФ от 12 ноября 2013 г. № 7473/13, истекший срок давности привлечения к ответственности восстановлению не подлежит.

В связи с этим налоговики подчеркивают, что привлечение налогоплательщиков к ответственности, за исключением правонарушений, предусмотренных ст. 120, ст. 122 и ст. 123 НК РФ, в случае истечения срока давности применения штрафных санкций является необоснованным.

Может ли срок давности привлечения к налоговой ответственности быть прерван? Узнайте из раздела «Налоговый кодекс РФ» в «Энциклопедии судебной практики»

интернет-версии си стемы ГАРАНТ.
Получите полный доступ на 3 дня бесплатно!

Также налоговики указали на случай, когда срок давности привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения не истек, но налоговым органом пропущен срок для составления акта и срок для принудительного взыскания штрафа. В этом случае ФНС России придерживается позиции судов, выраженной в Постановлении Пленума ВАС РФ от 30 июля 2013 г. № 57 и Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 20 апреля 2017 г. № 790-О.

Суды указывают, что несоблюдение налоговым органом при совершении определенных действий в рамках осуществления мероприятий налогового контроля установленных НК РФ сроков не влечет изменения порядка исчисления сроков на принятие мер по взысканию налога, пеней, штрафа в принудительном порядке. При проверке судом соблюдения налоговым органом сроков осуществления принудительных мер сроки совершения определенных действий учитываются в той продолжительности, которая установлена нормами НК РФ.

Однако срок для обращения в суд с заявлением о взыскании штрафа, пропущенный по уважительной причине, может быть восстановлен судом.

Какая административная ответственность возникает за налоговые правонарушения в 2020 году

Какая административная ответственность возникает за налоговые правонарушения в 2020 году. Что необходимо знать об административном законодательстве.

Читайте так же:  Принудительные работы как вид административного наказания

Дорогие читатели! Статья рассказывает о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему — обращайтесь к консультанту:

+7 (812) 317-60-09 (Санкт-Петербург)

ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ.

Это быстро и БЕСПЛАТНО!

Кто является субъектом таких нарушений и как они привлекаются к ответственности. Налоговые правонарушения имеют последствия, ответственность за которые может быть административной, дисциплинарной или уголовной.

При выявлении нарушений, соответствующие органы вправе подать в суд на лицо, их совершившее. И тогда уже суд решает, какое именно наказание понесет правонарушитель.

Содержание

Чаще всего налоговые проступки регулируются Налоговым кодексом. Но есть несколько нарушений, ответственность за которые является административной.

Общие моменты ↑

Правонарушения в сфере налогообложения делятся на проступки и преступления. Обычно налоговыми преступлениями принято считать действия, за которые лицо несет уголовную ответственность.

Проступки же в свою очередь являются дисциплинарными, имущественными или административными правонарушениями.

Соответственно, устанавливать за них наказание субъекта уголовное законодательство не может. Налоговые нарушения, как и другие, могут выражаться в действии и бездействии.

Чаще всего противоправное деяние в области налогов заключается в бездействии субъекта, так как происходит невыполнение своих обязанностей, установленных налоговым законодательством.

Это может быть не предоставление в указанный срок документов и прочих сведений, а также неправильный учет доходов и расходов.

Для того чтобы осуществлять налоговый контроль, существуют так называемые налоговые органы. Должностные лица этой службы имеют право беспрепятственного доступа в помещение налогоплательщиков.

Естественно, это возможно только при соблюдении всех правил, установленных российским законодательством.

Что это такое

Налоговое правонарушение – действие, совершенное умышленно или нет, и понесшее за собой последствия в виде уменьшения налоговой базы и суммы налогов, введение налоговых органов в заблуждение, нарушения порядка подачи декларации и т. д.

За это российским законодательством предусматривается ответственность. Она может выражаться в административном или налоговом наказании субъекта.

Кроме этого, такие правонарушения имеют важный признак – антисоциальность. Другими словами, налоговый проступок посягает на установленный законом порядок налогообложения.

Таким образом, проявляется его противоправность. Это отличает их от уголовно наказуемых преступлений, где главным признаком считается общественная опасность.

Что касается административной ответственности, то она применяется в виде налоговых санкций, то есть денежных штрафов. Они используются для того, чтобы предотвратить совершения лицом повторных нарушений.

Администрaтивнaя oтвeтствeннoсть зa нaлoгoвыe прaвoнaрушeния устaнoвлeнa КоАП. А конкретнее, статьями 15.3–15.11.

Согласно этим нормам, с должностных лиц, в действиях которых было обнаружено налоговое нарушение, взыскивается штраф.

Налоговая ответственность необходима для того, чтобы к лицу были применены определенные санкции в виде взыскания денежных средств.

Но существуют обстоятельства, которое позволяют исключить или уменьшить вину за нарушение налогового законодательства (ст. 111–112 НК РФ):

  • факт налогового нарушения не установлен;
  • вина налогоплательщика не доказана;
  • правонарушитель не достиг 16-ти лет;
  • истек срок давности;
  • нарушение произошло по причине чрезвычайных обстоятельств;
  • нарушитель не контролировал свои действия или совершал их под влиянием принуждения.

Этот перечень не является полным, а потому суд может самостоятельно решать, какие еще дополнительные обстоятельства могут носить смягчающий характер.

Наличие любого из них может повлиять на снижение санкций в несколько раз и более. Но факт, что субъект вынужден был совершить противоправное деяние из-з независящих от него причин, необходимо доказать.

Помимо этого, законодатель разрешает использовать для вынесения решения обстоятельства, отягчающие наказание.

Они необходимы для того, чтобы увеличить размер налоговых штрафов. Одним из таких условий можно назвать умышленное совершение правонарушения.

Если умысла в действиях лица обнаружено не было, он не заплатит более 20 % от всей суммы налога. Но если факт умысла был установлен, то эта сумма может возрасти до 40%.

В случае, если повторное действие совершается уже после вынесения решения, то штрафные санкции увеличиваются до 100%. В налоговом законодательстве существует и свой срок давности.

Что это — налоговая ответственность, читайте здесь.

Учитывая это, можно утверждать, что лицо невозможно привлечь к определенной ответственности, если этот срок истек. Для налоговых нарушений он составляет 3 года.

Виды админответственности

Административное правонарушение – действие, совершаемое лицом, за которое КоАП РФ устанавливается административная ответственность.

Она состоит из следующих санкций, применяемых за совершение налогового правонарушения к нарушителям:

  • предупреждение;
  • штраф;
  • изъятие и конфискация предмета, являющегося орудием совершения нарушения;
  • лишение субъекта специального права;
  • исправительные работы;
  • арест.

Что касается административной ответственности именно в налоговом законодательстве, то к нарушителям применяется только один ее вид.

А именно штрафы, размер которых установлен законодательством. Другие виды админответственности для налоговых нарушений не предусмотрены.

Правовая база

Санкции, применяемые к налоговым проступкам, определены в Налоговом кодексе и Кодексе об административных правонарушениях.

Видео: налоговая новость об уголовной ответственности юридических лиц

Если административная ответственность устанавливается в судебном порядке, то эту процедуру регулирует Гражданский процессуальный кодекс РФ.

Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации от 24 июля 2002 г. N 95-ФЗ необходимо для обжалования решения суда.

Налоговые правонарушения — понятие и сущность

В частности, к ним относятся:

  • несоблюдение порядка регистрации в ФНС в качестве налогоплательщика;
  • непредставление документов, содержащих расчет размера обязательных платежей, или несоблюдение способа их передачи на проверку;
  • ненадлежащее осуществление учета понесенных расходов и полученных доходов, ставшее причиной изменения размера облагаемой налогом базы;
  • неуплата (полная или частичная) налогов;
  • отказ от представления в ФНС отчетности и иной документации, необходимой налоговикам для исполнения контролирующих функций.

ВАЖНО! Нарушитель не может быть наказан, если прошло более 3 лет с момента совершения противоправного поступка (в случаях, зафиксированных ст. 120 и 122 НК РФ, — с момента завершения налогового периода).

  1. Наличие законодательной нормы, квалифицирующей такое деяние как правонарушение.
  2. Факт совершения такого деяния.
  3. Наличие документально зафиксированного решения уполномоченной инстанции о наказании нарушителя.

По какой статье УК РФ возникает ответственность налогового агента

Положения ст. 199.1 УК РФ устанавливают меру ответственности налогового агента, не исполняющего возложенные на него обязательства с целью удовлетворения личных интересов. В том случае, если ущерб, причиненный государству, имеет крупный размер, суд может взыскать с нарушителя штраф в сумме от 100 до 300 тыс. руб. или в виде дохода за промежуток времени от 1 года до 2 лет. Кроме того, суд вправе направить осужденного на принудительные работы сроком до 2 лет или лишить свободы на тот же срок.

Читайте так же:  Проблемы отходов и загрязнения окружающей среды

Если размер недоимки соответствует статусу особо крупного, осужденному придется выплатить штраф в размере от 200 тыс. до 0,5 млн руб. или в размере дохода за промежуток времени от 1 до 2 лет. В качестве альтернативного наказания суд может вменить обязанность по исполнению принудительных работ (не более чем на 5 лет) или лишить нарушителя свободы на срок до 6 лет. Дополнительным наказанием может стать наложение запрета работать на определенной должности продолжительностью до 3 лет.

Меры ответственности за совершение налоговых правонарушений

В зависимости от вида нарушения штрафы могут иметь следующий размер:

  1. За несоблюдение порядка регистрации в ФНС — до 10 тыс. руб. (п. 1 ст. 116 НК РФ).
  2. За ведение деятельности без регистрации — 10% полученного дохода, но не меньше 40 тыс. руб. (п. 2 ст. 116 НК РФ).
  3. За непредставление отчетных документов — 5% налога, который должен был быть включен в декларацию, за каждый месяц просрочки, но не более 30% и не менее 1 тыс. руб. (п. 1 ст. 119 НК).
  4. За несоблюдение способа передачи декларации в контролирующий орган — 200 руб. (ст. 119.1 НК РФ).
  5. За несоблюдение правил ведения учета:
  6. однократное — 10 тыс. руб.;
  7. совершенное на протяжении более чем одного налогового периода — 30 тыс. руб.;
  8. ставшее причиной изменения налоговой базы в сторону уменьшения — 20% суммы недоимки, но не меньше 40 тыс. руб. (ст. 120 НК РФ).
  9. За неуплату (полную или частичную) налога:
  10. неумышленную — 20% суммы недоимки;
  11. умышленную — 40%.
  12. За неисполнение обязанностей налогового агента — 20% суммы не удержанного с налогоплательщика налога.

Административная ответственность за нарушение налогового законодательства ↑

Основанием для применения этого вида ответственности является административный проступок. В налоговом законодательстве предусмотрено использование этого вида ответственности за некоторые нарушения.

На данный момент за одинаковый состав правонарушения предусмотрено два вида наказания – административное и налоговое.

Это ставит под вопрос возможность нескольких взысканий с субъекта или недопустимость этой процедуры.

Меры административной ответственности за налоговые правонарушения в налоговой сфере – это денежные штрафы, размер которых за каждое противоправное деяние установлен КоАП.

Они могут применяться не только к гражданам Российской Федерации, но и гражданам других государств.

Административная ответственность может быть применена к правонарушителю, как в судебном порядке, так и в досудебном. Это предусмотрено Гражданско-процессуальным кодексом.

Кто является субъектами

В налоговом законодательстве, как и в любом другом, у правонарушения есть субъект. Административная ответственность может применяться исключительно к должностным лицам.

Законодательство допускает, что субъектом в редких случаях может выступать также гражданин, выступающий как третье лицо. Чаще всего им выступает руководитель организации или главный бухгалтер, то есть должностное лицо.

Должностное лицо – это лицо, которое наделено определенными полномочиями и вследствие этого осуществляющее распорядительные функции.

Такие лица, совершившие административное правонарушение в связи с выполнением своих прямых обязанностей, несут административную ответственность (ст. 2.4 КоАП РФ).

Исключением может служить факт установления другого состава преступления.

Налоговые правонарушения, влекущие за собой последствия

Согласно Кодексу об административных правонарушениях РФ существует несколько видов нарушений, совершаемых в области налогов.

Это нарушение сроков при подаче декларации о доходах, непредставление необходимых налоговой службе сведений и грубые ошибки при ведении бухгалтерского учета (Гл. 15 КоАП).

Видео (кликните для воспроизведения).

К примеру, за нарушение срока постановления на учет, должностное лицо обязано выплатить штраф в размере от 500 рублей до 1 тыс. рублей.

То же самое деяние в совокупности с тем, что при этом ведется определенная деятельность, влияет на сумму штрафа. Он будет равен 1-2 тыс. рублей (ст. 15.3 КоАП).

Порядок привлечения граждан

Существуют условия привлечения за налоговые правонарушения:

  • при привлечении юридического лица, должностные лица не освобождаются от административной ответственности;
  • невозможно привлечь лицо к ответственности за одно правонарушение несколько раз;
  • виновное лицо обязано выплатить все суммы налога;
  • вина нарушителя должна быть доказана в судебном порядке;
  • в случае если вина не доказана, применение санкций недопустимо;
  • налогоплательщик не должен сам доказывать свою невиновность.

Правонарушитель может быть притянут к административной ответственности налоговой службой, которая при поведении проверки обнаружила соответствующие нарушения.

Административная ответственность считается разновидностью налоговой ответственности. Во время проверки налоговый орган составляет специальный акт, в котором указывается все правонарушения.

В течение 2-х недель эти материалы рассматриваются руководителем налоговой службы, который впоследствии выносит определенное решение. Налогоплательщику предлагают уплатить все штрафы.

В случае отказа или недобросовестной оплаты (нарушение сроков или наличие новых задолженностей), налоговый орган вправе обратиться в суд.

Если нарушителем выступает физическое лицо, иск подается в суд общей юрисдикции. После этого обе стороны выясняют спор в судебном порядке.

Существует возможность обжалования судебного решения в вышестоящей инстанции. Эту процедуру регулирует АПП и КоАП.

Все о налоговых льготах инвалидам 3 группы в 2020 году, читайте здесь.

Предоставляются ли налоговые льготы при покупке жилья в ипотеку, смотрите здесь.

Административная ответственность за неуплату налогов или за нарушение установленных сроков представляет собой различные штрафы.

Кроме этого, к должностному лицу может быть применена дисциплинарная ответственность. Для соответствующей налоговой службы главное, чтобы в действиях нарушителя не было умысла.

Но лучше не допускать проблем с налогами, чтобы потом не переплачивать и судится с налоговыми органами.

  • В связи с частыми изменениями в законодательстве информация порой устаревает быстрее, чем мы успеваем ее обновлять на сайте.
  • Все случаи очень индивидуальны и зависят от множества факторов. Базовая информация не гарантирует решение именно Ваших проблем.

Поэтому для вас круглосуточно работают БЕСПЛАТНЫЕ эксперты-консультанты!

  1. Задайте вопрос через форму (внизу), либо через онлайн-чат
  2. Позвоните на горячую линию:
    • Москва и Область — +7 (499) 110-43-85
    • Санкт-Петербург и область — +7 (812) 317-60-09
    • Регионы — 8 (800) 222-69-48

ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ.

О штрафах от налоговой

Ответственность по ст. 198 и 199 УК РФ

Если размер ущерба является крупным, нарушителю придется заплатить штраф в размере от 100 до 300 тыс. руб. В качестве альтернативы суд может вынести решение о взыскании средств, заработанных виновником за время от года до 2 лет, или приговорить его к принудительным работам (не более чем на год). В качестве крайней меры суд может лишить свободы на срок до года.

За уклонение, размер которого является особо крупным, нарушителя могут оштрафовать на сумму от 200 тыс. до 0,5 млн руб. или эквивалент его дохода за период от полутора до 3 лет. Кроме того, суд может привлечь виновного к принудительным работам продолжительностью до 3 лет или лишить свободы на такой же срок.

В ст. 199 УК РФ устанавливается ответственность за аналогичное нарушение закона, совершенное организацией. Санкция для руководителя в этом случае более жесткая: за ущерб в крупном размере нарушителя оштрафуют на сумму от 100 тыс. до 0,5 млн руб. или лишат дохода за период от года до 2 лет. Кроме того, суд может принять решение о его привлечении к принудительным работам (не более чем на 2 года), арестовать его (до полугода) или лишить свободы на срок до 2 лет.

Лица, которые несут ответственность за налоговые правонарушения

Санкции к нарушителю, в соответствии со ст. 107 НК РФ, применяются вне зависимости от того, умышленно было совершено правонарушение или по неосторожности. Однако при этом очевидно, что наказание за умышленное несоблюдение требований законодателя будет более жестким, чем за нарушение, совершенное случайно.

Читайте так же:  Куда приходит административный штраф

Условия, которые должны выполняться при вынесении решения о применении санкций к гражданину или организации определяет ст. 108 НК РФ:

  1. Привлечь нарушителя к ответственности можно только в том порядке, который определен законом.
  2. Повторное привлечение лица к ответственности за одно и то же нарушение не допускается.

«РОСТЮРИСТ» на страже вашего покоя

Наша компания предлагает правовую помощь в сфере оспаривания факта совершения налогового правонарушения. Опытные юристы:

  1. проанализируют заключение налоговой о привлечении налогоплательщика к ответственности;
  2. подготовят и подадут заявление об оспаривании такого решения;
  3. соберут и обработают доказательства;
  4. примут участие в досудебном разбирательстве;
  5. сопроводят дело в судах любой инстанции;
  6. составят замечания на протокол заседания.

Мы ценим каждого клиента и работаем на принципах юридической чистоты, высокого профессионализма и безупречной честности.

Административная ответственность юридических лиц за налоговые правонарушения

«Налоги» (журнал), 2011, N 6

Привлечение к административной ответственности юридических лиц за совершенные налоговые правонарушения сопряжено с решением комплекса юридических вопросов, в связи с чем предмет исследования, выбранный автором статьи, представляется весьма актуальным. В статье исследуются административно-правовые нормы, обеспечивающие привлечение юридического лица к ответственности за совершение налогового правонарушения.

Помимо юридических лиц субъектами административной ответственности за совершение налоговых правонарушений могут быть и иные лица, приравненные к ним отраслевыми или специальными законодательными актами. Например, филиалы юридических лиц (не являющиеся юридическими лицами) могут быть привлечены к административной ответственности за некоторые нарушения налогового законодательства РФ.

Налоговые санкции, установленные Налоговым кодексом РФ (далее — НК РФ), взыскиваются в судебном порядке как с юридических лиц, так и с физических лиц — предпринимателей, обладающих этим публичным статусом.

Основной мерой административной ответственности, применяемой к организациям, является штраф. Его размеры за определенные виды правонарушений подлежат индексации в установленном порядке. Предусматриваются также другие меры ответственности. Так, за правонарушения в области строительства, кроме штрафа, возможно приостановление действия лицензии на осуществление строительной деятельности сроком до трех месяцев. Штрафы за нарушения в сфере налогов с должностных лиц, установленные Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях (далее — КоАП РФ), уплачиваются добровольно, в случаях отказа либо невозможности добровольной уплаты штрафа — в порядке исполнительного производства.

К должностным лицам организации относятся:

  1. руководитель организации. Согласно ст. 273 Трудового кодекса РФ руководитель организации — физическое лицо, которое в соответствии с ТК РФ, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ, законами и иными нормативно-правовыми актами субъектов РФ, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, учредительными документами юридического лица и локальными нормативными актами осуществляет руководство этой организацией, в т.ч. выполняет функции ее единоличного исполнительного органа;
  2. члены коллегиального органа управления организацией (совета директоров, правления);
  3. заместители руководителя организации;
  4. иные лица, выполняющие в организации организационно-распорядительные функции (главный бухгалтер, руководители отделов и т.д.).

Особенность указанных субъектов определяется в соответствии с их правовым статусом.

Главный бухгалтер организации является особым должностным лицом любой организации, т.к. через него осуществляется вся хозяйственная деятельность организации. Кроме того, главный бухгалтер, как правило, является представителем организации во взаимоотношениях с налоговыми органами.

В соответствии со ст. 7 Федерального закона от 21 ноября 1996 г. N 129-ФЗ «О бухгалтерском учете» главный бухгалтер (бухгалтер — при отсутствии в штате должности главного бухгалтера) назначается на должность и освобождается от должности руководителем организации. Ответственность за организацию бухгалтерского учета в организациях, соблюдение законодательства при выполнении хозяйственных операций несут руководители организаций.

Главный бухгалтер подчиняется непосредственно руководителю организации и также несет ответственность за формирование учетной политики, ведение бухгалтерского учета, своевременное представление полной и достоверной бухгалтерской отчетности.

В случае разногласий между руководителем организации и главным бухгалтером по осуществлению отдельных хозяйственных операций документы по ним могут быть приняты к исполнению с письменного распоряжения руководителя организации, который несет всю полноту ответственности за последствия осуществления таких операций.

Порядок привлечения должностных лиц за нарушение в области налогов установлен КоАП РФ. Так, из анализа гл. 28 КоАП РФ следует, что, для того чтобы привлечь должностное лицо за совершение налогового правонарушения, должностному лицу налогового органа необходимо возбудить дело об административном правонарушении путем составления протокола по собственной инициативе, по сообщению правоохранительных и иных государственных органов местного самоуправления и заявлениям физических лиц. Кроме того, должностному лицу налогового органа следует провести при необходимости административное расследование с вынесением соответствующего определения. Далее заявление о привлечении должностного лица к ответственности, протокол и материалы административного правонарушения направляются должностными лицами налоговых органов в суды (арбитражные и общей юрисдикции) для рассмотрения дела об административном правонарушении. Суд в пятнадцатидневный срок со дня получения материалов при соблюдении всех процессуальных норм, предусмотренных гл. 29 КоАП РФ, выносит постановление о назначении административного взыскания либо о прекращении производства по делу об административном правонарушении.

Процессуальные нормы по рассмотрению дел об административных правонарушениях детально проработаны законодателем в КоАП РФ. Однако при рассмотрении дел об административных правонарушениях суды также руководствуются нормами Арбитражного процессуального кодекса РФ (далее — АПК РФ), Гражданского процессуального кодекса РФ (далее — ГПК РФ), которые предусматривают свой, отличный порядок рассмотрения дел. Таким образом, правовые нормы приходят в противоречие в рамках административного, арбитражного и гражданского процессов.

В случае обжалования решений суда о взыскании налоговых санкций по Налоговому кодексу РФ действуют правила арбитражно-процессуального и гражданско-процессуального законодательства, а обжалуемый судебный акт носит название «решение». В случае обжалования постановлений о наложении штрафов на должностных лиц за нарушение законодательства в области налогов действует правило, предусмотренное положениями гл. 30 КоАП РФ.

Читайте так же:  Прекращение судом дела об административном правонарушении

В соответствии с Налоговым кодексом РФ правонарушения выявляются в результате проведения выездных и камеральных налоговых проверок. По результатам выездной налоговой проверки не позднее двух месяцев после составления справки о проведенной проверке должностными лицами налоговых органов должен быть составлен акт налоговой проверки по установленной форме. Необходимые реквизиты акта налоговой проверки закреплены ст. 100 НК РФ. По результатам камеральных проверок в случае обнаружения налогового правонарушения налоговый орган сообщает налогоплательщику об этом с требованием внести соответствующие изменения в декларацию в установленный срок либо уплатить суммы доплат по налогам и пени.

В соответствии со ст. 119 НК РФ налогоплательщик-предприниматель может быть привлечен к ответственности в виде штрафа, предусмотренного содержанием вышеуказанной статьи, за нарушение срока представления налоговой декларации или иных документов. Одновременно с этим административная ответственность должностных лиц организаций за такие нарушения, как сокрытие (занижение) дохода, нарушение правил учета, непредставление декларации о доходах, включение в декларацию искаженных данных, неисполнение законных требований налоговых органов, предусматривается, как уже отмечалось выше, в нормах КоАП РФ.

Субъектами публичной ответственности являются и должностные лица предприятий (учреждений, организаций), которые могут быть привлечены к административной ответственности за налоговые правонарушения, — это руководитель и главный бухгалтер. Согласно ст. 2.4 КоАП РФ должностные лица подлежат административной ответственности за административные правонарушения, связанные с несоблюдением ими правил, обеспечение выполнения которых входит в их служебные обязанности. Следует отметить, что привлечение организации к ответственности за совершение налоговых правонарушений не освобождает ее должностных лиц при наличии соответствующих оснований от административной, уголовной или иной разновидности публичной ответственности в соответствии с п. 4 ст. 108 Налогового кодекса РФ.

К административной ответственности могут быть привлечены как граждане Российской Федерации, так и иностранные граждане и лица без гражданства. Иностранные граждане и лица без гражданства привлекаются к административной ответственности, в т.ч. и за совершение налоговых правонарушений, на общих основаниях. Вопрос об ответственности за административные правонарушения иностранных граждан, которые согласно действующим законам и международным договорам пользуются иммунитетом в административной юрисдикции, разрешается дипломатическим путем. Действующее налоговое законодательство и административное законодательство не содержат запрета на прекращение административных дел производством за малозначительностью (ст. 2.9 КоАП РФ) совершенного правонарушения должностными лицами предприятий (учреждений, организаций). В связи с этим при малозначительности совершенного административного правонарушения суд может освободить нарушителя от административной ответственности и ограничиться устным замечанием. В налоговом законодательстве отсутствует перечень малозначительных правонарушений.

Следует отметить, что к административной ответственности могут быть привлечены иностранные граждане, находящиеся на территории Российской Федерации.

Таким образом, субъектами налоговой ответственности наряду с юридическими лицами являются также должностные лица предприятий, учреждений, организаций (руководитель и главный бухгалтер), которые могут быть одновременно привлечены к административной ответственности за налоговые правонарушения. Административные штрафы за нарушение налогового законодательства могут быть применены и по отношению к иностранным гражданам, руководителям представительств иностранных юридических лиц и полностью принадлежащих иностранным инвесторам предприятий, действующих на территории РФ.

Налоговые правонарушения и ответственность за их совершение

Налоговые правонарушения и ответственность за их совершение регламентированы НК и КоАП РФ, хотя возможно привлечение и по УК (за существенные нарушения, которые признаются преступлениями). В статье найдете информацию о видах ответственности, к которой может быть привлечен нарушитель, и зависимости избираемого уполномоченным органом наказания от различных факторов.

Как известно, к административной ответственности привлекаются как физические, так и юридические лица. Налоговые органы наделены правом привлекать к административной ответственности налогоплательщиков как по Налоговому кодексу, так и по КоАП.

Причем у налогоплательщиков-организаций к административной ответственности налоговые органы могут привлекать как саму организацию в качестве юридического лица, так и ее должностных лиц — руководителя организации и других ответственных работники, т.е. физических лиц.

Более того, штраф на организацию вовсе не исключает одновременного наложения административного взыскания на должностных лиц этой организации и наоборот.

Штрафы от налоговой на нарушения налогового законодательства

За нарушения налогового законодательства штрафы применяются налоговым органом в отношение налогоплательщика/налогового агента/страхователя, в роли которых могут выступать как организации, так и физлица-ИП и физлица, не зарегистрированные в качестве ИП.

Но если за нарушение налогового законодательства привлекается организация, то штраф назначается именно на саму организацию, а не на ее должностных лиц.

    Основанием для привлечения к ответственности в этом случае служат следующие статьи Налогового кодекса РФ, многим из нас они, кстати, хорошо известны:
  • статья 119 НК РФ — непредставление налоговой декларации (расчета финансового результата инвестиционного товарищества, расчета по страховым взносам);
  • статья 119.1 НК РФ — нарушение установленного способа представления налоговой декларации (расчета)
  • статья 120 НК РФ — грубое нарушение правил учета доходов и расходов и объектов налогообложения (базы для исчисления страховых взносов);
  • статья 122 НК РФ — неуплата или неполная уплата сумм налога (сбора, страховых взносов);
  • статья 123 НК РФ — невыполнение налоговым агентом обязанности по удержанию и (или) перечислению налогов
  • статья 126 НК РФ — непредставление налоговому органу сведений, необходимых для осуществления налогового контроля
  • статья 126.1 НК РФ — представление налоговым агентом налоговому органу документов, содержащих недостоверные сведения
  • статья 129.1 НК РФ — неправомерное несообщение сведений налоговому органу
  • Штрафы от налоговой по КоАП

    По статьям КоАП РФ возможно назначение штрафных санкций одновременно как на организацию, так и на ее должностных лиц.

      Кстати, налоговая служба «администрирует» больше десятка статей КоАП, но мы перечислим здесь наиболее «ходовые» статьи, которые могут иметь отношение ко всем субъектам малого и микробизнеса:
  • статья 13.25 КоАП РФ — нарушение требований законодательства о хранении документов и информации, содержащейся в информационных системах
  • статья 14.5 КоАП РФ — продажа товаров, выполнение работ либо оказание услуг при отсутствии установленной информации либо неприменение в установленных федеральными законами случаях контрольно-кассовой техники
  • статья 15.11 КоАП РФ — грубое нарушение требований к бухгалтерскому учету, в том числе к бухгалтерской (финансовой) отчетности
  • статья 15.23.1 КоАП РФ — нарушение требований законодательства о порядке подготовки и проведения общих собраний акционеров, участников обществ с ограниченной (дополнительной) ответственностью и владельцев инвестиционных паев закрытых паевых инвестиционных фондов
  • статья 19.5 КоАП РФ — невыполнение в срок законного предписания (постановления, представления, решения) органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль), организации, уполномоченной в соответствии с федеральными законами на осуществление государственного надзора (должностного лица), органа (должностного лица), осуществляющего муниципальный контроль
  • Читайте так же:  Наложение административного штрафа на юридическое лицо

    Последняя из перечисленных статей вообще может иметь «универсальное» применение ко многим случаям.

    ФНС России направила в свои территориальные органы письмо от 06.09.2018 № ЕД-18-15/[email protected], в котором разъясняет и напоминает порядок привлечения к ответственности за нарушение налогового и административного законодательства, в том числе за какие правонарушения следует наказать не только саму организацию-нарушителя, но и ее должностных лиц.

    Оспаривание факта привлечения к налоговой административной ответственности налогоплательщика

    Налоговая ответственность не может наступать без установления факта правонарушения. При этом в налоговом праве существует презумпция невиновности – физическое или юридическое лицо считается невиновным до тех пор, пока его вина не будет доказана. Бремя доказательства вины налогоплательщика лежит на плечах налоговых органов. Лицо, которое обвиняется в нарушении норм налогового права, имеет возможность оспорить принятое налоговиками решение.

    Смягчающие и отягчающие обстоятельства при привлечении к ответственности налогоплательщика за налоговые правонарушения

    К таковым, согласно п. 1 ст. 112 НК РФ, относятся:

    1. Тяжелое семейное или личное положение.
    2. Наличие угрозы или принуждения со стороны третьих лиц.
    3. Наличие зависимости от третьих лиц, в силу которой нарушитель не мог не допустить несоблюдения требований законодателя.

    Однако суд может скорректировать наказание, налагаемое на нарушителя, не только уменьшив, но и увеличив его. Такое право суда закреплено в п. 4 ст. 114 НК РФ, в соответствии с которым размер штрафа увеличивается вдвое в том случае, если нарушение было совершено при отягчающем обстоятельстве. Им же, в соответствии с п. 2 ст. 112 НК РФ, признается факт повторного привлечения к ответственности за аналогичное противоправное деяние.

    Виды ответственности за налоговые правонарушения

    Разделение противоправных деяний на разные категории и применение к ним разных видов ответственности обусловлено их разнообразным характером и различным размером ущерба, который влечет за собой их совершение. Именно поэтому помимо налоговой ответственности за налоговые правонарушения может возникать административная и уголовная.

    К любому из перечисленных видов ответственности нарушитель может быть привлечен только в судебном порядке, причем вид судебной инстанции, в которую обращается налоговый орган, зависит от того, к какой категории относится налогоплательщик.

    • в арбитражный суд, если нарушитель имеет статус ИП или является организацией;
    • в суд общей юрисдикции, если закон был нарушен физлицом, не являющимся предпринимателем.

    Административная ответственность за налоговые правонарушения

    К числу наиболее часто совершаемых правонарушений, за которые законом предусмотрена административная ответственность, относятся:

    1. Несоблюдение сроков сдачи отчетности (ст. 15.5 КоАП РФ). За это ответственному лицу придется заплатить в бюджет государства от 300 до 500 руб. (в некоторых случаях вместо штрафа может быть вынесено предупреждение).
    2. Непредставление в ФНС документов, необходимых для осуществления контроля (ст. 15.6 КоАП РФ). В этом случае законному представителю организации придется заплатить от 300 до 500 руб., должностному лицу госоргана — от 500 до 1 тыс. руб.
    3. Ненадлежащее ведение бухучета (ст. 15.11 КоАП РФ). За такое нарушение на ответственное лицо налагается штраф в размере от 5 до 10 тыс. руб. Такое же нарушение, совершенное повторно, наказывается денежным взысканием в размере от 10 до 20 тыс. руб. или лишением права на осуществление трудовой деятельности в занимаемой должности на срок от 1 года до 2 лет.

    Привлечение к ответственности за налоговые правонарушения

    Существует всего два основания для привлечения нарушителя к ответственности:

    • установление факта нарушения;
    • решение налоговой по такому нарушению, которое уже вступило в силу.

    Под фактом нарушения понимается событие налогового правонарушения, которое обязательно должно иметь место. Факт не имеет никакого значения, если решение по нему со стороны налогового органа не вступило в силу. Именно налоговая является первым звеном в цепочке инстанций, которые рассматривают дела о налоговых нарушениях. Если налогоплательщик не согласен с принятым решением, он имеет право обратиться в суд.

    В случае юридических лиц ответственность наступает не только для предприятия, учреждения или организации, но также для их должностных лиц, которые допустили нарушение. При этом юридическое лицо несет налоговую ответственность, а ответственные лица – административную и/или уголовную.

    Оспаривание факта привлечения к налоговой ответственности лучше доверить профессионалам в области налогового права.

    Уголовная ответственность за налоговые правонарушения

    Критерием для определения тяжести преступления (и, как следствие, установления наказания) является размер причиненного ущерба. Во всех перечисленных ниже статьях он подразделяется на 2 категории: крупный и особо крупный. При этом для разных видов правонарушений значение, которому ущерб должен соответствовать для отнесения его к определенной категории, будет различным. Узнать точную сумму недоимки, при которой ущерб может быть признан крупным или особо крупным, можно в тексте статьи, устанавливающей санкцию за определенное правонарушение.

    Факт неуплаты налогов в меньшем, чем установлено законодателем для крупного, размере не позволяет квалифицировать правонарушение как уголовное преступление. Однако это вовсе не означает, что нарушитель не будет привлечен к ответственности, т. к. обязанность по уплате штрафов, установленных административным законодательством, у него сохранится (в случае привлечения к административной ответственности).

    Ответственность по ст. 199.2 УК РФ

    В случае если размер активов предпринимателя, утаенных им от налоговиков, является крупным, суд может вынести решение о наложении на него штрафа в размере от 200 тыс. до 0,5 млн руб. или дохода, который он может получить в течение промежутка времени от полутора до 3 лет. Кроме того, суд вправе привлечь виновника к принудительным работам продолжительностью до 3 лет или лишить его свободы на тот же срок. В качестве дополнительной меры воздействия возможно принятие решения о запрете на выполнение осужденным определенных трудовых функций на срок до 3 лет.

    Видео (кликните для воспроизведения).

    Итак, ответственность, к которой привлекается лицо, допустившее нарушение налогового законодательства, может быть налоговой, административной и даже уголовной. Вид санкции и порядок ее применения зависит от того, какое именно действие (или бездействие) было совершено нарушителем, а также от размера ущерба, который он причинил государству.

    Источники

    Привлечение к административной ответственности налоговыми органами
    Оценка 5 проголосовавших: 1

    ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

    Please enter your comment!
    Please enter your name here