Привлечение к административной ответственности категории субъектов

Полезное по теме: "Привлечение к административной ответственности категории субъектов" от специалистов простым языком. Если необходимо уточнить актуальность на 2020 год, а также задать вопрос, то обращайтесь к дежурному юристу.

Статья 1.3.1. Предметы ведения субъектов Российской Федерации в области законодательства об административных правонарушениях

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 28 декабря 2009 г. N 380-ФЗ глава 1 настоящего Кодекса дополнена статьей 1.3.1, вступающей в силу по истечении 90 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Статья 1.3.1. Предметы ведения субъектов Российской Федерации в области законодательства об административных правонарушениях

ГАРАНТ:

См. комментарии к статье 1.3.1 КоАП РФ

1. К ведению субъектов Российской Федерации в области законодательства об административных правонарушениях относится:

1) установление законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях административной ответственности за нарушение законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, нормативных правовых актов органов местного самоуправления;

2) организация производства по делам об административных правонарушениях, предусмотренных законами субъектов Российской Федерации;

3) определение подведомственности дел об административных правонарушениях, предусмотренных законами субъектов Российской Федерации, в соответствии с частью 2 статьи 22.1 настоящего Кодекса;

4) создание комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав;

5) создание административных комиссий, иных коллегиальных органов в целях привлечения к административной ответственности, предусмотренной законами субъектов Российской Федерации;

6) определение перечня должностных лиц, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных законами субъектов Российской Федерации;

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 14 октября 2014 г. N 307-ФЗ часть 1 статьи 1.3.1 настоящего Кодекса дополнена пунктом 6.1, вступающим в силу по истечении тридцати дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

6.1) определение перечней должностных лиц, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных настоящим Кодексом, в случаях, предусмотренных статьей 28.3 настоящего Кодекса;

7) регулирование законами субъектов Российской Федерации иных вопросов в соответствии с настоящим Кодексом.

2. Законами субъектов Российской Федерации органы местного самоуправления могут наделяться отдельными полномочиями субъекта Российской Федерации по решению вопросов, указанных в пунктах 4 — 6 части 1 настоящей статьи, с передачей необходимых для их осуществления материальных и финансовых средств. В случае наделения органа местного самоуправления указанными полномочиями его должностные лица вправе составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных законами субъекта Российской Федерации.

3. В случаях, предусмотренных законами субъектов Российской Федерации, должностные лица органов местного самоуправления вправе составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации, при осуществлении органами местного самоуправления полномочий по контролю (надзору), делегированных Российской Федерацией или субъектами Российской Федерации, а также при осуществлении муниципального контроля.

4. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в пределах компетенции, установленной главой 23 настоящего Кодекса, уполномочены рассматривать дела об административных правонарушениях, предусмотренных настоящим Кодексом.

5. Должностные лица органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в пределах компетенции соответствующего органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации уполномочены составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных настоящим Кодексом, в случаях, указанных в статье 28.3 настоящего Кодекса.

http://base.garant.ru/12125267/337a1ae1e42dea6e40c1497f7d923f66/

newinspire

Субъекты административной ответственности

Субъектами административной ответственности чаще всего выступают субъекты административного проступка, т.е. совершившие административное правонарушение физические лица и привлекаемые за это к административной ответственности.

Личность правонарушителя индивидуальна, и все ее компоненты так или иначе накладывают свой отпечаток на правонарушение, но лишь некоторая незначительная их часть учитывается при правовой оценке содеянного.

Оцениваются лишь юридически значимые признаки личности правонарушителя, которые принято разделять на две группы:

во-первых, входящие в состав административного проступка конструктивные признаки, включенные законодателем в состав административного проступка и подлежащие обязательной оценке органом или должностным лицом административной юрисдикции при квалификации совершенного деяния;

во-вторых, особые свойства субъекта административной ответственности, подлежащие обязательному учету при определении формы, вида и размера наказания.

Поэтому среди физических лиц в науке административного права принято выделять общих, особых (особенных) и специальных субъектов административной ответственности .

Граждане России, лица без гражданства и иностранцы (не являющиеся дипломатами) относятся к категории общих субъектов административной ответственности , которая наступает в отношении вменяемых лиц с 16-летнего возраста. Это общие основные, входящие в состав любого административного проступка, признаки гражданина как субъекта административной ответственности. Предусмотренные же соответствующими составами административных правонарушений дополнительные особые и специальные признаки этих физических лиц переводят их в категории особых (особенных) и специальных субъектов административной ответственности. Их несколько.

Иностранные граждане, лица без гражданства и иностранные юридические лица, совершившие административные правонарушения на территории Российской Федерации, на континентальном шельфе, в исключительной экономической зоне Российской Федерации, предусмотренные ч. 2 ст. 8.16, ст. 8.17-8.20, ч. 2 ст. 19.4 КоАП РФ, подлежат административной ответственности на общих основаниях.

Вопрос же об административной ответственности иностранного гражданина, пользующегося иммунитетом от административной юрисдикции Российской Федерации в соответствии с ее федеральными законами и международными договорами и совершившего на территории Российской Федерации административное правонарушение, решается в соответствии с нормами международного права (ст. 2.6 КоАП РФ).

Несовершеннолетние от 16 до 18-летнего возраста привлекаются к административной ответственности с некоторыми особенностями в соответствии с ч. 2 ст. 2.3 КоАП РФ. С учетом конкретных обстоятельств дела и данных о лице, совершившем административное правонарушение в возрасте от 16 до 18 лет, комиссией по делам несовершеннолетних и защите их прав оно может быть освобождено от административной ответственности с применением к нему меры воздействия, предусмотренной федеральным законодательством о защите прав несовершеннолетних.

При совершении же ими серьезных, прямо перечисленных в КоАП РФ относительно немногочисленных административных правонарушений (мелкое хулиганство, стрельба из огнестрельного оружия в населенных пунктах, злостное неповиновение законному распоряжению работника полиции и некоторые другие), они подлежат административной ответственности и на общих основаниях, но опять же с определенными изъятиями:

Читайте так же:  Штраф юридическому лицу за нарушение тишины

во-первых, и по этим составам административных правонарушений дела могут (а по всем остальным — должны) передаваться на рассмотрение комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав, которые могут применять меры воздействия, предусмотренные Положением об этих комиссиях;

во-вторых, к ним не применяется административный арест в качестве меры административного наказания.

Военнослужащие и иные лица, на которых распространяется действие дисциплинарных уставов, также относятся к категории особых субъектов административной ответственности . В соответствии со ст. 2.5 КоАП РФ они, как правило, не подлежат административной ответственности, а за совершенные ими административные правонарушения привлекаются к дисциплинарной ответственности как за позорящие проступки в соответствии с дисциплинарными уставами.

Административной ответственности на общих основаниях они подлежат лишь за некоторые прямо указанные в законе административные правонарушения, связанные исключительно с реализацией их гражданской правосубъектности (нарушение правил охоты, рыбной ловли, водительских правил движения по улицам и дорогам, таможенных и некоторых других правил, исчерпывающий перечень которых содержится в ст. 2.5 КоАП РФ).

Но и за эти административные правонарушения к военнослужащим и приравненным к ним лицам не может применяться в качестве меры административного наказания административный арест, а к военнослужащим, проходящим военную службу по призыву, также и административный штраф.

Должностные лица также выступают в качестве особенных субъектов административной ответственности.

В соответствии с примечанием к ст. 2.4 КоАП РФ под должностным лицом как особым субъектом административной ответственности следует понимать лицо, постоянно, временно или в соответствии со специальными полномочиями осуществляющее функции представителя власти, то есть наделенное в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся в служебной зависимости от него, а равно лицо, выполняющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных организациях, а также в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках и воинских формированиях Российской Федерации.

Совершившие административные правонарушения в связи с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций руководители и другие работники иных организаций, а также лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, несут административную ответственность как должностные лица, если законом не установлено иное.

Административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.

Особенностями административной ответственности должностных лиц как особых ее субъектов является то, что:

во-первых, фактическим основанием административной ответственности должностных лиц является административно-дисциплинарное правонарушение, отличающееся от обычного административного проступка определенной спецификой;

во-вторых, в целом и даже в пределах одного и того же административного проступка законодательство устанавливает для должностных лиц более строгие административные взыскания, чем для граждан;

в-третьих, к должностным лицам могут применяться специфические административные наказания, в частности, дисквалификация.

Кроме перечисленных разновидностей физических лиц как особенных субъектов административной ответственности, имеются и специальные субъекты административной ответственности — продавцы, водители, капитаны морских и речных судов и другие, которые по своему статусу, с одной стороны, не являются должностными лицами, а с другой — не относятся законодательством и к обычным гражданам.

К ним могут применяться специальные административные наказания (санкции), не применяемые к другим гражданам и должностным лицам, например, лишение специального права (ст. 3.8 КоАП РФ), административное выдворение за пределы Российской Федерации иностранцев и апотридов (ст. 3.10 КоАП РФ).

Организации как субъекты административной ответственности тоже нужно рассматривать в ряду особых субъектов. Выступая субъектами административной ответственности (но не субъектами административного проступка), организации в установленном законом порядке и случаях отвечают за противоправную деятельность своих членов и здесь понятие субъекта ответственности расходится с понятием субъекта административного правонарушения.

Административная ответственность юридических лиц предусмотрена ст. 2.10 КоАП РФ, согласно которой юридические лица подлежат административной ответственности за совершение административных правонарушений в случаях, предусмотренных статьями особенной части КоАП РФ или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях.

В административном порядке в качестве административных наказаний к организациям могут быть применены: предупреждение, административный штраф, возмездное изъятие орудия совершения или предмета административного правонарушения и их конфискация. Могут применяться также и некоторые другие административные меры, например, различные экономические санкции (лишение налоговых и некоторых иных финансовых льгот, лицензий, установленных ранее квот и т.д.), не являющиеся однако административными наказаниями.

http://newinspire.ru/l/3/33/765-sub-ekty-administrativnoj-otvetstvennosti.html

Административная ответственность специальных субъектов

Административная ответственность судей.Судья, задержанный по подозрению в совершении преступления или иному основанию либо принудительно доставленный в любой государственный орган, если личность этого судьи не могла быть известна в момент задержания, после установления его личности подлежит немедленному освобождению. Личный досмотр судьи не допускается за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом в целях обеспечения безопасности других людей. Решение по вопросу о привлечении судьи к административной ответственности принимается по представлению Генерального прокурора РФ судебной коллегией в составе трех судей в десятидневный срок после поступления представления Генерального прокурора РФ.

Привлечение к административной ответственности сотрудников прокуратуры. В соответствии со ст. 42 Федерального закона «О прокуратуре РФ» проверка сообщения о факте правонарушения, совершенного прокурором, является исключительной компетенцией органов прокуратуры.

Не допускаются задержание, привод, личный досмотр прокурора, досмотр его вещей и используемого им транспорта, за исключением случаев, когда это предусмотрено федеральным законом для обеспечения безопасности других лиц и задержания при совершении преступления.

Особенности привлечения к административной ответственности депутатов и должностных лиц представительных органов государственной и муниципальной власти, выборных должностных лиц органов местного самоуправления. Особенности административно-юрисдикционной деятельности в отношении членов Совета Федерации, депутатов Государственной Думы Федерального Собрания РФ регламентируются Конституцией РФ и ст. 19 Федерального закона от 8 мая 1994 г. № 3-ФЗ (в ред. ФЗ от 5 июля 1999 г. № 133-Ф3) «О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации». Названные лица обладают неприкосновенностью в течение всего срока своих полномочий. Без согласия соответствующей палаты Федерального Собрания они не могут быть привлечены к уголовной или административной ответственности, налагаемой в судебном порядке, задержаны, арестованы, подвергнуты обыску (кроме случаев задержания на месте преступления) или допросу, а также подвергнуты личному досмотру за исключением случаев, когда это предусмотрено федеральным законом для обеспечения безопасности других людей.

Читайте так же:  Обнаружение признаков административного правонарушения

Неприкосновенность этих лиц распространяется и на занимаемые ими жилые и служебные помещения, используемые ими личные и служебные транспортные средства, средства связи, принадлежащие им документы и багаж, их переписку.

В случае возбуждения уголовного дела или начала производства по делу об административном правонарушении, предусматривающем административную ответственность, налагаемую в судебном порядке в отношении этих лиц, орган дознания ли следователь в 3-дневный срок сообщает об этом Генеральному прокурору РФ. Если уголовное дело возбуждено или производство по делу об административном правонарушении, предусматривающем административную ответственность, налагаемую в судебном порядке, начато в отношении действий этих лиц, связанных с осуществлением ими своих полномочий, Генеральный прокурор в недельный срок обязан внести в соответствующую палату представление о лишении лица неприкосновенности.

В соответствии со ст. 13 Федерального закона от 6 октября 1999 г. № 184- ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ» гарантии депутатской деятельности депутатов законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта РФ устанавливаются Конституцией (Уставом) и законом субъекта РФ. В случае привлечения депутата к уголовной или административной ответственности, его задержания, ареста, обыска, допроса, совершения иных уголовно-процессуальных или административно-процессуальных действий, проведения оперативно- розыскных мероприятий в отношении депутата, его багажа, личных и служебных транспортных средств, переписки, используемых им средств связи и принадлежащих ему документов, а также при проведении оперативно-розыскных мероприятий в занимаемых им жилом и служебном помещении применяется особый порядок производства по уголовным или административным делам, установленный федеральными законами.

Аналогичные гарантии прав депутатов, членов выборного органа местного самоуправления, выборных должностных лиц местного самоуправления установлены в ст. 40 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ».

Административная ответственность военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, и лиц, имеющих специальные звания. В соответствии со ст. 2.5. КоАП РФ военнослужащие, граждане, призванные на военные сборы, и лица, имеющие специальные звания сотрудники органов внутренних дел, органов и учреждений уголовно-исполнительной системы, Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органов в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, регламентирующими прохождение военной службы (службы) указанными лицами и их статус, в случаях совершения ими административных правонарушений несут дисциплинарную ответственность.

За административные правонарушения, предусмотренные статьями 5.15.26, 5.455.52, 5.56, 6.3, 7.297.32, 7.32.1, главой 8, статьей 11.16 (в части нарушения требований пожарной безопасности вне места военной службы (службы) или прохождения военных сборов), главой 12, статьей 14.9, частью 3 статьи 14.32, главами 15 и 16, статьями 17.3, 17.717.9, частями 1 и 3 статьи 17.14, статьями 17.15, 18.118.4, частями 2.1, 2.6 статьи 19.5, статьями 19.5.7, 19.7.2, частью 5 статьи 19.8 и статьей 20.4 (в части нарушения требований пожарной безопасности вне места военной службы (службы) или прохождения военных сборов) КоАП РФ указанные лица несут административную ответственность на общих основаниях.

В случае привлечения к административной ответственности сотрудников правоохранительной службы, военнослужащих и лиц, проходящих военные сборы, к ним не может быть применено наказание в виде административного ареста (ч. 2 ст. 3.9 КоАП РФ), а к военнослужащим — сержантам, старшинам, солдатам и матросам, проходящим военную службу по призыву, и к курсантам военных образовательных учреждений профессионального образования до заключения с ними контракта о прохождении военной службы не может применяться административный штраф (ч. 6 ст. 3.5 КоАП РФ). Кроме того, административное выдворение за пределы РФ не может применяться к военнослужащим — иностранным гражданам (ч. 3 ст. 3.10 КоАП РФ).

Административная ответственность иностранных граждан, лиц без гражданства и иностранных юридических лиц. Иностранные граждане, лица без гражданства и иностранные юридические лица, совершившие на территории Российской Федерации административные правонарушения, подлежат административной ответственности на общих основаниях.

Вопрос об административной ответственности иностранного гражданина, пользующегося иммунитетом от административной юрисдикции Российской Федерации в соответствии с федеральными законами и международными договорами Российской Федерации и совершившего на территории Российской Федерации административное правонарушение, разрешается в соответствии с нормами международного права.

Видео (кликните для воспроизведения).

Особенности юрисдикционной деятельности в отношении несовершеннолетних лиц. Законодательство предусматривает множество особенностей юрисдикционной деятельности в отношении несовершеннолетних (не достигших 18 лет до момента совершения правонарушения.).

Часть 1 ст. 23.2 КоАП РФ закрепляет общее правило: дела об административных правонарушениях, совершенных несовершеннолетними в возрасте от 16 до 18 лет, рассматриваются городскими, районными в городах комиссиями по делам несовершеннолетних и защите их прав по месту их жительства (ч. 3 ст. 29.5 КоАП РФ). Такой подход обусловлен необходимостью учета несовершеннолетних правонарушителей, их родителей для организации профилактической, воспитательной работы с ними. Применение таких мер предусмотрено Федеральным законом от 26 июня 1999 г. № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних».

Из общего правила есть исключение, предусмотренное ч. 2 ст. 23.2 КоАП РФ: дела о нарушениях ст. 11.18 КоАП РФ (безбилетный проезд), а также дела о нарушениях в области дорожного движения рассматриваются комиссиями по делам несовершеннолетних и защите их прав в случаях, если орган или должностное лицо, к которым поступило дело о правонарушении, передает его комиссии. Следовательно, дела об указанных правонарушениях могут быть рассмотрены в соответствующих органах юрисдикции, в том числе и в органах внутренних дел, органах ГИБДД.

Читайте так же:  Срок давности судебного решения о взыскании

Особенность ответственности несовершеннолетних предусмотрена и ч. 2 ст. 23.2 КоАП РФ: с учетом конкретных обстоятельств дела и данных о лице, совершившем правонарушение в возрасте от 16 до 18 лет, комиссией по делам несовершеннолетних и защите их прав это лицо может быть освобождено от административной ответственности с применением к нему мер воздействия, предусмотренной федеральным законодательством о защите прав несовершеннолетних (объявление замечания, обязанность принести извинение потерпевшему, направление в специальное учебно-воспитательное учреждение открытого типа или иное реабилитационное учреждение).

Действующее законодательство запрещает применение к несовершеннолетним административного наказания в виде административного ареста (ст. 3.9 КоАП РФ).

Согласно ст. 25.3 КоАП РФ защиту прав и законных интересов несовершеннолетнего лица осуществляют их законные представители, которыми являются его родители, усыновители, опекуны или попечители. При рассмотрении дела о правонарушении, совершенном лицом в возрасте до 18 лет, судья, орган, должностное лицо, рассматривающее дело, вправе признать обязательным присутствие законного представителя несовершеннолетнего. О месте и времени рассмотрения дела о правонарушении, совершенным несовершеннолетним уведомляется прокурор (ч. 2 ст. 25.11 КоАП РФ).

Часть 4 ст. 25.1 КоАП РФ устанавливает, что несовершеннолетний, в отношении которого ведется дело, может быть удален на время рассмотрения обстоятельств, обсуждение которых может оказать отрицательное влияние на него.

Особенности административного задержания несовершеннолетнего лица, совершившего административное правонарушение, состоят в том, что, во-первых, при задержании незамедлительно уведомляются родители или иные законных представители; во-вторых, при доставлении и регистрации в книге доставленных в дежурной части ОВД такое лицо передается для разбирательства сотруднику подразделения по делам несовершеннолетних. В-третьих, задержанные несовершеннолетние размещаются в специальном помещении отдельно от других лиц.

Действующий КоАП РФ впервые ввел норму, согласно которой при отсутствии самостоятельного заработка у несовершеннолетнего, административный штраф взыскивается с его родителей или иных законных представителей (ч. 2 ст. 32.2).

Особенности административной ответственности беременных женщин и женщин, имеющих детей. Согласно ч. 2 ст. 3.9 КоАП РФ к беременным женщинам и женщинам, имеющим ребенка в возрасте до 14 лет, не может быть применен административный арест. В соответствии с Положением об условиях содержания лиц, задержанных за административное правонарушение, нормах питания и порядке медицинского обслуживания таких лиц, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 15 октября 2003 г. № 627, беременные женщины не могут помещаться в специальные помещения для административно задержанных.

Особенности привлечения к административной ответственности инвалидов.В административно-юрисдикционной деятельности состояние здоровья иногда имеет юридическое значение. Так, ст. 3.9 КоАП РФ запрещает применение административного ареста к инвалидам I и II групп. Статья 3.8 КоАП РФ запрещает применение наказания в виде лишения права управления транспортным средством к лицу, пользующемуся этим средством в связи с инвалидностью, за исключением случаев управления им в состоянии опьянения, невыполнение законного требования сотрудника милиции о прохождении медицинского освидетельствования на состояние опьянения, а также оставление водителем в нарушение Правил дорожного движения места дорожно-транспортного происшествия, участником которого он являлся.

В случаях, когда лицо, являющееся инвалидом I или II группы, не имеет права управления транспортным средством (или лишено такого права) и управляет транспортным средством в состоянии опьянения в нарушение ч. 3 ст. 12.8 КоАП РФ, то к нему не применяется административный арест, а налагается административный штраф.

http://megaobuchalka.ru/2/34577.html

2. Субъекты административной ответственности

Субъектами административной ответственности являются:

физические лица (граждане РФ, лица без гражданства, иностранные граждане);

Общий субъект административной ответственности — физическое лицо, вменяемое, достигшее 16-летнего возраста (или юридическое лицо), совершившее административное правонарушение, за которое оно несет административную ответственность.

Специальный субъект административной ответственности — физическое лицо, вменяемое, достигшее установленного законом возраста и совершившее административное правонарушение, в состав которого включены какие-либо специальные признаки субъекта, дополняющие общие (при условии, если лицо несет за совершение данного правонарушения административную ответственность). Это может быть также и юридическое лицо, совершившее административное правонарушение, в состав которого включены какие-либо специальные признаки субъекта, дополняющие общие (например, по организационно-правовой форме юридического лица как в ст.6.6 Кодекса РФ об административных правонарушениях (далее — КоАП РФ), устанавливающей ответственность за нарушение санитарно-эпидемиологических требований к организации питания населения не где угодно, а только в специально оборудованных местах — столовых, ресторанах, кафе, барах и других местах).

Особый субъект административной ответственности — только физическое лицо, вменяемое, достигшее установленного законом возраста и совершившее административное правонарушение, но в силу особенностей своего специального административно-правового статуса подпадающее под действие исключений из общих положений производства по делам об административных правонарушениях.

Ответственность особых субъектов. Статья 2.5 Кодекса устанавливает ответственность за административные правонарушения, совершенные военнослужащими и иными лицами, на которых распространяется действие дисциплинарных уставов.

За совершение административных правонарушений названные особые субъекты несут ответственность в соответствии с дисциплинарными уставами. За нарушение законодательства о выборах и референдумах, в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, правил дорожного движения, требований пожарной безопасности вне места службы, законодательства об охране окружающей природной среды, таможенных правил и правил режима Государственной границы Российской Федерации, пограничного режима, режима в пунктах пропуска через Государственную границу Российской Федерации, а также за административные правонарушения в области налогов, сборов и финансов, невыполнение законных требований прокурора, следователя, лица, производящего дознание, или должностного лица, осуществляющего производство по делу об административном правонарушении, лица, на которых распространяется действие дисциплинарных уставов или специальных положений о дисциплине, несут ответственность на общих основаниях. Однако к указанным лицам не могут быть применены административные наказания в виде административного ареста, а к военнослужащим, проходящим военную службу по призыву — также в виде административного штрафа.

Читайте так же:  Обжалование постановления мирового судьи по административному делу

Такая особенность административной ответственности указанных особых субъектов была закреплена еще в Кодексе РСФСР об административных правонарушениях 1984 г. Общее правило, согласно которому отдельные категории государственных служащих за совершение административных правонарушений несут не административную, а дисциплинарную ответственность, обусловливалось наличием широкого круга дисциплинарных взысканий (в том числе материального характера), которые могли налагаться на указанную категорию лиц.

Необходимость привлечения этих лиц к административной ответственности за ряд правонарушений на общих основаниях в ранее действовавшем Кодексе обусловливалась специфичностью данных правонарушений и предусмотренными специфичными мерами государственного принуждения за их совершение: лишение специального права (управления транспортным средством, охоты), возмездное изъятие и конфискация предметов, явившихся орудиями совершения правонарушений (ружей, других орудий охоты или добывания животных, предметов контрабанды) и т.д. Наложение данных административных взысканий по смыслу совершенных правонарушений было необходимо, а дисциплинарная ответственность таких специальных мер не предусматривала. В настоящее время на указанные категории государственных служащих возможно наложить любое административное наказание (кроме административного ареста). Этим нарушается логика права, определяющая принцип административной ответственности данной категории лиц. Невозможность наложения административного штрафа на военнослужащих, проходящих военную службу по призыву, объясняется лишь отсутствием у последних самостоятельных источников доходов, с которых его можно было бы удержать.

Законодательство РФ предусматривает еще ряд случаев особенностей административной ответственности отдельных категорий лиц (депутатов, судей, работников прокуратуры и т.д.). Эти особенности закрепляются в различных законах РФ и не содержатся в Кодексе РФ об административных правонарушениях. Указанное обстоятельство создает определенные трудности для правоприменителя.

Ответственность несовершеннолетних. Статья 2.3 КоАП РФ устанавливает общее правило, согласно которому административной ответственности подлежат лица, достигшие к моменту совершения административного правонарушения 16-летнего возраста.

С учетом конкретных обстоятельств дела и данных о лице, совершившем административное правонарушение в возрасте от шестнадцати до восемнадцати лет, комиссией по делам несовершеннолетних и защите их прав указанное лицо может быть освобождено от административной ответственности с применением к нему меры воздействия, предусмотренной федеральным законодательством о защите прав несовершеннолетних.

В ряде случаев Кодекс предусматривает возможность привлечения к административной ответственности родителей несовершеннолетних:

за неисполнение родителями или иными законными представителями несовершеннолетних обязанностей по содержанию и воспитанию несовершеннолетних (ст.5.35 Кодекса);

за вовлечение несовершеннолетнего родителями или иными законными представителями несовершеннолетних, а также лицами, на которых возложены обязанности по обучению и воспитанию несовершеннолетних, в употребление спиртных напитков или одурманивающих веществ (ч.3 ст.6.10 Кодекса);

за появление в состоянии опьянения несовершеннолетних, а равно распитие ими алкогольной и спиртосодержащей продукции, потребление ими наркотических средств или психотропных веществ в общественных местах (ст. 20.22 Кодекса).

Ответственность должностных лиц. Одним из специальных субъектов административной ответственности являются должностные лица. Административной ответственности подлежит должностное лицо в качестве специального субъекта ответственности лишь в случаях совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей (ст.2.4 Кодекса). Соответственно, во всех остальных случаях физические лица, являющиеся должностными лицами, несут административную ответственность как общие субъекты. Названная норма Кодекса в примечании к статье дает определение должностного лица для привлечения его к ответственности в качестве специального субъекта административной ответственности. Следует отметить, что это определение шире, чем определение должностного лица в административном праве в целом, поскольку охватывает не только государственных служащих.

Ответственность иностранных граждан, лиц без гражданства и иностранных юридических лиц. Статья 2.6 Кодекса определяет общее правило, согласно которому иностранные граждане, лица без гражданства и иностранные юридические лица, совершившие на территории Российской Федерации административные правонарушения, подлежат административной ответственности на общих основаниях.

Вопрос об административной ответственности иностранного гражданина, пользующегося иммунитетом от административной юрисдикции Российской Федерации в соответствии с федеральными законами и международными договорами Российской Федерации и совершившего на территории Российской Федерации административное правонарушение, разрешается в соответствии с нормами международного права. В этих случаях названные лица субъектами административной ответственности не являются.

http://studfile.net/preview/6323624/page:2/

Особенности административной ответственности специальных субъектов

Как уже отмечалось в ракурсе изложения состава административного правонарушения, к специальным субъектам административных правонарушений принадлежат должностные лица, несовершеннолетние, иностранцы и лица без гражданства, военнослужащие, другие лица. Заметная особенность специальных субъектов — наличие определенных дополнительных признаков по сравнению с общими субъектами административных правонарушений.

1. Несовершеннолетние.

Говоря о несовершеннолетних в возрасте от шестнадцати до восемнадцати лет, следует отметить, что действующее законодательство (статье 12, 24-1 КУоАП) определяет реакцию государства относительно правонарушителей указанной вековой категории. При совершении административных правонарушений к несовершеннолетним в возрасте от шестнадцати до восемнадцати лет могут быть применены такие меры воздействия:

1) обязательство публично или в другой форме попросить извинения у потерпевшего;

3) выговор или строгий выговор;

4) передача несовершеннолетнего под присмотр родителям или лицам, которые их замещают, под присмотр педагогическому или трудовому коллективу по их согласию, а также отдельным гражданам по их просьбе.

В целом же все правонарушения, за совершение которых несовершеннолетние могут быть привлечены к административной ответственности, можно разделить на три группы:

правонарушения, за совершение которых к несовершеннолетним применяются специальные меры воздействия (подавляющее большинство правонарушений, определенных действующим КУоАП);

правонарушения, за совершение которых несовершеннолетние подлежат административной ответственности на общих основаниях, или (с учетом характера совершенного правонарушения и лица правонарушителя) к отмеченным лицам могут быть применены меры воздействия. К этой категории правонарушений принадлежат:

а) незаконные производство, приобретение, хранение, перевозка, пересылка наркотических средств или психотропных веществ без цели сбыта в небольших размерах (ст. 44 КУоАП);

б) мелкое похищение чужого имущества (ст. 51 КУоАП);

в) административные правонарушения в сфере транспорта (статье 121-127 КУоАП);

г) управление транспортными средствами или судами лицами, которые находятся в состоянии опьянения (ст. 130 КУоАП);

Читайте так же:  Административное наказание за оскорбление личности

д) мелкое хулиганство (ст. 173 КУоАП);

є) стрельба из огнестрельного, холодного метательного или пневматического оружия в населенных пунктах и в не отведенных для этого местах или с нарушением установленного порядка (ст. 174 КУоАП);

є) административные правонарушения, связанные с огнестрельным, холодным или пневматической оружием (статье 190-195 КУоАП);

правонарушения, за совершение которых несовершеннолетние подлежат административной ответственности исключительно на общих основаниях. К этой группе принадлежит единственное правонарушение — злостное неповиновение законному распоряжению или требованию работника милиции, члена общественного формирования по охране общественного порядка и государственной границы, военнослужащего (ст. 185 КУоАП). Исходя из этого обстоятельства можно сделать вывод, что, согласно с требованиями действующего законодательства, само указанное правонарушение может считаться в наибольшей степени общественно опасным (из тех, которые совершают несовершеннолетние в возрасте от шестнадцати до восемнадцати лет).

Последнее, на что целесообразно обратить внимание в характеристике административной ответственности несовершеннолетних, — роль родителей и лиц, которые их заменяют в случае совершения несовершеннолетним в возрасте от четырнадцати до шестнадцати лет административного правонарушения. В соответствии со ст. 184 КУоАП, совершение несовершеннолетними в возрасте от четырнадцати до шестнадцати лет административного правонарушения тянет за собой наложение штрафа на родителей или лиц, которые их заменяют, от трех до пяти необлагаемых минимумов доходов граждан. В свою очередь, совершение несовершеннолетними деяний, которые содержат признаки преступления, ответственность за которые предусмотрена Уголовным кодексом Украины, если они не достигли возраста, с которого наступает уголовная ответственность, влечет за собой наложение штрафа на родителей, или лиц, которые их заменяют, от десяти до двадцати необлагаемых минимумов доходов граждан.

2. Должностные лица.

Когда речь идет об указанной категории специальных субъектов административных правонарушений, необходимо осознавать, что речь идет об особенных правонарушениях. Должностные лица подлежат административной ответственности за административные правонарушения, связанные с несоблюдением установленных правил в сфере охраны порядка управления, государственного и общественного порядка, природы, здоровья населения и других правил обеспечение выполнения которых относится к их служебным обязанностям. Степень общественной опасности таких нарушений является выше.

Давая определение должностным лицам, целесообразно указать, что это -граждане, которые осуществляют организационно предписывающие и административно-хозяйственные функции в государственных и коммунальных органах и организациях. Ключевым признаком должностного лица может считаться наличие властных полномочий. Именно это обстоятельство характеризует негативный аспект административных правонарушений со стороны должностных лиц.

Важным обстоятельством, на которое необходимо указать в контексте административной ответственности должностных лиц, является коррупция и корупционное деяние. Под коррупцией понимается деятельность лиц, уполномоченных на выполнение функций государства, направленная на противоправное использование предоставленных им полномочий для получения материальных благ, услуг, льгот или других преимуществ (Закон Украины от 5 октября в 1995 г. «О борьбе с коррупцией»). В соответствии с указанным нормативно-правовым актом лица, уполномоченные на выполнение функций государства (к ним принадлежат государственные служащие, Премьер-министр Украины, Первый вице-премьер-министр, вице-премьер-министры, министры, народные депутаты Украины, депутаты Верховной Рады Автономной Республики Крым, депутаты сельских, поселковых, городских, районных в городах, районных, областных советов, должностные лица местного самоуправления, военные должностные лица Вооруженных Сил Украины и других военных формирований). В виде взысканий применяются штрафы или отказы в назначении на должность и лишение права баллотироваться в депутаты или на выборные должности в государственные органы.

4. Иностранцы и лица без

гражданства.Указанные категории лиц, которые находятся на территории Украины, подлежат административной ответственности на общих основаниях с гражданами Украины. Вопросы об ответственности за административные правонарушения, совершенные на территории Украины иностранцами, которые по закону действующими и международными договорами Украины пользуются иммунитетом от административной юрисдикции Украины, решаются дипломатическим способом (ст. 16 КУоАП).

Относительно иностранцев и лиц без гражданства может использоваться выдворение за пределы Украины. Иностранец и лицо без гражданства, который совершил преступление или административное правонарушение, после отбывания назначенного ему наказания или выполнения административного взыскания может быть выдворен за пределы Украины. Решение о выдворении его за пределы Украины после отбывания им наказания или выполнения административного взыскания принимается органом внутренних дел по месту его пребывания с последующим извещением на протяжении 24 часов прокурора об основаниях для принятия такого решения. Также основаниями для выдворения могут стать ситуации, по которым действия иностранца и лица без гражданства грубо нарушают законодательство о статусе иностранцев и лиц без гражданства, или противоречат интересам обеспечения безопасности Украины или охраны общественного порядка, или когда это необходимо для здравоохранения, защиты прав и законных интересов граждан Украины (Закон Украины от 4 февраля в 1994 г. «О правовом статусе иностранцев и лиц без гражданства»).

Следует указать, что относительно выдворения иностранцев и лиц без гражданства имеет место практическая деятельность административных судов, которые действуют в нашей стране с недавних пор. Так, орган внутренних дел или орган охраны государственной границы могут задержать и принудительно выдворить из Украины иностранца или лицо без гражданства только на основании постановления административного суда. Такое постановление принимается судом по обращению органа внутренних дел, органа охраны государственной границы или Службы безопасности Украины, если иностранец или лицо без гражданства уклоняются от выезда после принятия решения о выдворении или есть обоснованные основания считать, что они будут уклоняться от выезда.

| следующая лекция ==>
Правила наложения административных взысканий | Особенности административной ответственности юридических лиц

Дата добавления: 2014-01-07 ; Просмотров: 1285 ; Нарушение авторских прав? ;

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

Видео (кликните для воспроизведения).

http://studopedia.su/9_87784_osobennosti-administrativnoy-otvetstvennosti-spetsialnih-sub-ektov.html

Привлечение к административной ответственности категории субъектов
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here