Принудительные работы как вид административного наказания

Полезное по теме: "Принудительные работы как вид административного наказания" от специалистов простым языком. Если необходимо уточнить актуальность на 2020 год, а также задать вопрос, то обращайтесь к дежурному юристу.

Статья 12.8. Исполнение административного наказания в виде обязательных работ

Статья 12.8. Исполнение административного наказания в виде обязательных работ

1. Административное наказание в виде обязательных работ исполняется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации об исполнительном производстве, с учетом положений настоящей статьи.

2. Виды обязательных работ и перечень организаций, в которых лица, которым назначено административное наказание в виде обязательных работ, отбывают обязательные работы, определяются органами местного самоуправления по согласованию с территориальными органами принудительного исполнения. Виды обязательных работ, для выполнения которых требуются специальные навыки или познания, не могут определяться в отношении лиц, не обладающих такими навыками или познаниями.

3. Лицо, которому назначено административное наказание в виде обязательных работ, привлекается к отбыванию обязательных работ не позднее десяти дней со дня возбуждения должностным лицом органов принудительного исполнения исполнительного производства.

4. Должностные лица органов принудительного исполнения ведут учет лиц, которым назначено административное наказание в виде обязательных работ, разъясняют таким лицам порядок и условия отбывания обязательных работ, согласовывают с органами местного самоуправления перечень организаций, в которых лица, которым назначено административное наказание в виде обязательных работ, отбывают обязательные работы, контролируют поведение таких лиц, ведут суммарный учет отработанного ими времени.

5. Лица, которым назначено административное наказание в виде обязательных работ, обязаны соблюдать правила внутреннего распорядка организаций, в которых такие лица отбывают обязательные работы, добросовестно работать на определяемых для них объектах в течение установленного судом срока обязательных работ, ставить в известность должностное лицо органов принудительного исполнения об изменении места жительства, а также являться по его вызову.

6. Предоставление лицу, которому назначено административное наказание в виде обязательных работ, ежегодного оплачиваемого отпуска по основному месту работы не приостанавливает исполнение административного наказания в виде обязательных работ.

7. Лицо, которому назначено административное наказание в виде обязательных работ, вправе обратиться в суд с письменным ходатайством об освобождении от административного наказания в виде обязательных работ в случае признания его инвалидом I или II группы, наступления беременности либо тяжелой болезни, препятствующей отбыванию обязательных работ. Вопрос об освобождении от административного наказания разрешается судом в порядке, предусмотренном статьей 11.7 настоящего Кодекса.

КОНСУЛЬТАЦИЯ ЮРИСТА


УЗНАЙТЕ, КАК РЕШИТЬ ИМЕННО ВАШУ ПРОБЛЕМУ — ПОЗВОНИТЕ ПРЯМО СЕЙЧАС

8 800 350 84 37

8. Обязательные работы выполняются лицом, которому назначено административное наказание в виде обязательных работ, на безвозмездной основе.

9. Срок обязательных работ исчисляется в часах, в течение которых лицо, которому назначено административное наказание в виде обязательных работ, отбывало обязательные работы.

10. Время обязательных работ в выходные дни и дни, когда лицо, которому назначено административное наказание в виде обязательных работ, не занято на основной работе, службе или учебе не может превышать четырех часов; в рабочие дни — двух часов после окончания работы, службы или учебы. На основании письменного ходатайства лица, которому назначено административное наказание в виде обязательных работ, максимальное время обязательных работ в выходные дни и дни, когда указанное лицо не занято на основной работе, службе или учебе, должностное лицо органов принудительного исполнения вправе увеличить до восьми часов; в рабочие дни — до четырех часов после окончания работы, службы или учебы. Время обязательных работ в течение недели, как правило, не может быть менее двенадцати часов. При наличии уважительных причин должностное лицо органов принудительного исполнения вправе разрешить лицу, которому назначено административное наказание в виде обязательных работ, отработать в течение недели меньшее количество часов.

11. На администрацию организации, в которой лицо, которому назначено административное наказание в виде обязательных работ, отбывает обязательные работы, возлагаются контроль за выполнением этим лицом определенных для него работ, уведомление должностного лица органов принудительного исполнения о количестве отработанных часов или об уклонении лица, которому назначено административное наказание в виде обязательных работ, от отбывания обязательных работ.

12. В случае уклонения лица, которому назначено административное наказание в виде обязательных работ, от отбывания обязательных работ, выразившегося в неоднократном отказе от выполнения работ, и (или) неоднократном невыходе такого лица на обязательные работы без уважительных причин, и (или) неоднократном нарушении трудовой дисциплины, подтвержденных документами организации, в которой лицо, которому назначено административное наказание в виде обязательных работ, отбывает обязательные работы, должностное лицо органа принудительного исполнения составляет протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 4 статьи 34.26 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

13. В случае, установленном пунктом 8 части 2 статьи 11.5 настоящего Кодекса административное наказание в виде обязательных работ может быть заменено на другой вид административного наказания в пределах альтернативной санкции соответствующей статьи Раздела II Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, предусматривающей административную ответственность за совершенное административное правонарушение.

>
Исполнение административного наказания в виде административного ареста
Содержание
Проект Федерального закона «Процессуальный кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» (подготовлен.

Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

Статья 32.13. Исполнение постановления о назначении обязательных работ

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 8 июня 2012 г. N 65-ФЗ глава 32 настоящего Кодекса дополнена статьей 32.13

Статья 32.13. Исполнение постановления о назначении обязательных работ

Читайте так же:  Административные правонарушения посягающие на административный порядок

1. Постановление судьи о назначении обязательных работ исполняется судебным приставом-исполнителем в порядке, установленном федеральным законодательством.

2. Виды обязательных работ и перечень организаций, в которых лица, которым назначено административное наказание в виде обязательных работ, отбывают обязательные работы, определяются органами местного самоуправления по согласованию с территориальными органами федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по принудительному исполнению исполнительных документов и обеспечению установленного порядка деятельности судов. Виды обязательных работ, для выполнения которых требуются специальные навыки или познания, не могут определяться в отношении лиц, не обладающих такими навыками или познаниями.

3. Лицо, которому назначено административное наказание в виде обязательных работ, привлекается к отбыванию обязательных работ не позднее десяти дней со дня возбуждения судебным приставом-исполнителем исполнительного производства.

4. Судебные приставы-исполнители ведут учет лиц, которым назначено административное наказание в виде обязательных работ, разъясняют таким лицам порядок и условия отбывания обязательных работ, согласовывают с органами местного самоуправления перечень организаций, в которых лица, которым назначено административное наказание в виде обязательных работ, отбывают обязательные работы, контролируют поведение таких лиц, ведут суммарный учет отработанного ими времени.

5. Лица, которым назначено административное наказание в виде обязательных работ, обязаны соблюдать правила внутреннего распорядка организаций, в которых такие лица отбывают обязательные работы, добросовестно работать на определяемых для них объектах в течение установленного судом срока обязательных работ, ставить в известность судебного пристава-исполнителя об изменении места жительства, а также являться по его вызову.

6. Предоставление лицу, которому назначено административное наказание в виде обязательных работ, ежегодного оплачиваемого отпуска по основному месту работы не приостанавливает исполнение административного наказания в виде обязательных работ.

7. Лицо, которому назначено административное наказание в виде обязательных работ, вправе обратиться в суд с ходатайством об освобождении от дальнейшего отбывания обязательных работ в случае признания его инвалидом I или II группы, наступления беременности либо тяжелой болезни, препятствующей отбыванию обязательных работ. Об удовлетворении данного ходатайства судья выносит постановление о прекращении исполнения постановления о назначении административного наказания в виде обязательных работ.

8. Обязательные работы выполняются лицом, которому назначено административное наказание в виде обязательных работ, на безвозмездной основе.

9. Срок обязательных работ исчисляется в часах, в течение которых лицо, которому назначено административное наказание в виде обязательных работ, отбывало обязательные работы.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 1 мая 2016 г. N 135-ФЗ часть 10 статьи 32.13 настоящего Кодекса изложена в новой редакции

10. Время обязательных работ в выходные дни и дни, когда лицо, которому назначено административное наказание в виде обязательных работ, не занято на основной работе, службе или учебе, не может превышать четырех часов; в рабочие дни — двух часов после окончания работы, службы или учебы. На основании письменного заявления лица, которому назначено административное наказание в виде обязательных работ, максимальное время обязательных работ в выходные дни и дни, когда лицо, которому назначено административное наказание в виде обязательных работ, не занято на основной работе, службе или учебе, судебный пристав-исполнитель вправе увеличить до восьми часов; в рабочие дни — до четырех часов после окончания работы, службы или учебы. Время обязательных работ в течение недели, как правило, не может быть менее двенадцати часов. При наличии уважительных причин судебный пристав-исполнитель вправе разрешить лицу, которому назначено административное наказание в виде обязательных работ, отработать в течение недели меньшее количество часов.

11. На администрацию организации, в которой лицо, которому назначено административное наказание в виде обязательных работ, отбывает обязательные работы, возлагаются контроль за выполнением этим лицом определенных для него работ, уведомление судебного пристава-исполнителя о количестве отработанных часов или об уклонении лица, которому назначено административное наказание в виде обязательных работ, от отбывания обязательных работ.

12. В случае уклонения лица, которому назначено административное наказание в виде обязательных работ, от отбывания обязательных работ, выразившегося в неоднократном отказе от выполнения работ, и (или) неоднократном невыходе такого лица на обязательные работы без уважительных причин, и (или) неоднократном нарушении трудовой дисциплины, подтвержденных документами организации, в которой лицо, которому назначено административное наказание в виде обязательных работ, отбывает обязательные работы, судебный пристав-исполнитель составляет протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 4 статьи 20.25 настоящего Кодекса.

Применение наказания в виде обязательных работ

Обязательные работы, как вид административного наказания, назначаются по судебному акту за совершение проступка по КоАП РФ. Данная санкция заключается в принудительном выполнении работ по перечню, утвержденному местными органами власти. В этом материале рассмотрим, какую продолжительность работ может указать суд в постановлении, и как происходит исполнение наказания.

Что это такое

Норма о привлечении правонарушителя к обязательным работам появилась в КоАП РФ с 2012 года. Данная мера воздействия назначается в качестве основной санкции и характеризуется следующими особенностями:

  • дела, связанные с назначением работ, может рассматривать только суд – иные уполномоченные ведомства не имеют полномочий по установлению такой санкции;
  • обязательный характер работ подразумевает их выполнение под контролем сотрудников ФССП, которые ведут учет правонарушителей и условия исполнения наказания;
  • состав работ, которые будет выполнять нарушитель, утверждается муниципальными властями по согласованию со службой ФССП;
  • работы обязательного характера выполняются за пределами рабочего дня по месту официального трудоустройства нарушителя;
  • вне зависимости от характера выполняемых работ, гражданин не получит денежного вознаграждения – это правило прямо указано в ст. 32.13 КоАП РФ.

Практика применения указанного вида санкций сложилась только в последние годы. В частности, были сформированы требования к выполнению работ, требующим специальных навыков и познаний, установлены ограничения по максимальной продолжительности отработки в пределах рабочего дня и недели.

Читайте так же:  Исполнение постановления о назначении административного ареста

Основные отличия

Несмотря на кажущиеся сходства, рассмотренные способы наказать преступников существенно различаются между собой. Остановимся поподробнее на этих отличиях.

Отличия обязательных и исправительных работ заключаются во времени, а также месте осуществления наказания. В случае, когда человек изначально был трудоустроен, то его деятельность не сильно изменится при применении исправительных действий. А вот обязательные работы уже существенно сокращают количество свободного времени гражданина.

Различия касаются и материальной стороны вопроса. Обязательные работы полностью бесплатны. А при исправительных после вычета положенного процента осужденному остается часть заработанных денег.

Отличие принудительных работ от исправительных еще более значительно. При принудительных действиях кардинально меняется место жительства гражданина. Он отправляется в специальный центр. И вообще, это наказание самое строгое из рассматриваемых. А вот в материальном вопросе различий нет. Оплата труда производится, но с вычетом части дохода.

А тут речь идет об ответственности за хищение государственного имущества по статье 89 УК РФ.

К кому не может применяться санкция

В статье КоАП РФ может содержаться несколько видов основных санкций, которые может применять суд к правонарушителю. Работы обязательного характера не могут устанавливаться для следующих категорий граждан:

  • беременным женщинам, чей статус официально подтвержден справкой из женской консультации или иного медучреждения;
  • женщинам, имеющим детей в возрасте до 3 лет, поскольку их трудоспособность временно ограничена;
  • гражданам, имеющим справку об инвалидности I или II групп (этот документ выдают учреждения МСЭК по итогам медосвидетельствования);
  • лицам, проходящим службу в рядах ВС РФ, либо призванным на военные сборы;
  • субъектам, имеющим спецзвания в учреждениях Нацгвардии РФ, ФТС, противопожарной службы, МВД или следственного комитета РФ.

Поскольку для перечисленных лиц установлен и запрет на административный арест, суд обязан использовать альтернативную меру наказания – денежный штраф. Иные категории граждан могут привлекать к выполнению обязательных работ без ограничений.

Как назначается наказание

По факту выявленного правонарушения составляется процессуальный протокол. На этой стадии должностное лицо или уполномоченный орган не вправе определять меру наказания для нарушителя, поэтому административный материал направляется для рассмотрения в суд. Процедура рассмотрения дела проходит по следующим правилам:

  • вынесение судебного акта допускается даже при отсутствии правонарушителя, если он был уведомлен о месте и времени заседания;
  • при установлении личных данных нарушителя суд обязан выяснить, можно ли применять к гражданину меру ответственности в виде обязательных работ;
  • конкретная продолжительность наказания определяется исходя из общественной опасности проступка, смягчающих и отягчающих факторов, иных обстоятельств дела.

Постановление вступает в силу после истечения сроков на обжалование, либо сразу после рассмотрения жалобы в вышестоящей инстанции. Судебный акт, вступивший в силу, направляется для принудительного исполнения в службу ФССП – контроль надлежащего выполнения обязательных работ будут осуществлять приставы.

Что такое исправительные, обязательные и принудительные работы

Итак, разберемся с определениями данных разновидностей наказаний. Исправительные работы означают, что наказанный гражданин отбывает назначенный срок, посещая свое основное место трудоустройства.

При этом за период назначения исправительного наказания из зарплаты этого сотрудника удерживается некоторая часть в пользу государства. Сумма удержания может быть разной, но она должна быть не меньше пяти и не больше двадцати процентов от зарплаты.

Если у наказанного нет постоянного трудоустройства, то ему предоставляется временное трудоустройство. Учреждение, в котором будет трудиться гражданин, выбирают органы местного самоуправления. Оно должно находиться по месту жительства осужденного.

Обязательные работы сводятся к тому, что гражданин выполняет какую-либо общественно-полезную деятельность. Проводятся такие мероприятия во время, не занятое трудом или учебой. И деятельность эта абсолютно бесплатная, зарплату за нее не начисляют. Место отработки также определяют органы местного самоуправления по согласованию с уголовно-исполнительными инспекциями.

Принудительные работы в определенных обстоятельствах могут заменять наказание в виде лишения свободы. Осужденные отправляются в специальные учреждения, где и отбывают свое наказание. Предпочтения отдают тем учреждениям, которые находятся в том же регионе, где проживает наказанный человек.

При этом человеку в таких учреждениях также начисляется зарплата, но из нее высчитывают от пяти до двадцати процентов в государственный бюджет.

Замена наказания

Что будет, если осужденный всячески уклоняется от выполнения своих обязанностей? Судья вполне может замещать одно наказание другим, более строгим.

Например, исправительные меры можно поменять на принудительные либо на лишение свободы. При этом проводят следующий расчет длительности наказания.

Каждый день не отработанных исправительных работ будет равен одному дню принудительных. Либо каждые трое суток исправительного наказания заменяют одним днем лишения свободы.

Такая же замена будет и для обязательных работ. Меняется только соотношение сроков. На один день лишат свободы или приговорят к принудительным работам за каждые не отработанные восемь часов. А за невыполненные дни принудительных работ лишат свободы на такое же количество дней.

И еще важный момент. Каждый из рассмотренных видов работ не назначается инвалидам, пенсионерам, несовершеннолетним гражданам и женщинам, ждущим ребенка.

Сроки исполнения

Также важным отличием между рассматриваемыми мерами будут разные сроки их выполнения. Возможные временные рамки определены законом. Диапазон достаточно широк. И конечное решение принимает суд.

Итак, минимальная длительность исправительных работ равна двум месяцам, максимальная равняется двум годам. Длительность обязательных работ рассчитывается часами. Их могут назначить на период от 60 часов и до 480 часов. Но в сутки можно трудиться не больше четырех часов.

Что касается принудительных работ, то они могут быть самыми длительными. Их минимальный размер также составляет два месяца, а вот максимум может равняться пяти годам.

Читайте так же:  Проверка наличия административных штрафов

Срок наказания

Минимальная и максимальная продолжительность данной меры воздействия регламентирована статьей 3.13 КоАП РФ. Обязательные работы устанавливаются на срок от 20 до 200 часов. Также действует ограничение по количеству часов отработки в пределах одного дня – не более 4 часов.

В ряде случаев, допускается увеличение ежедневной нормы до 8 часов по заявлению правонарушителя (например, если у гражданина отсутствует официальное место работы, и он может исполнять наказание по другому графику). Продление сроков обязательных работ не допускается – после отработки установленного количества часов гражданин не может привлекаться к безвозмездной трудовой деятельности.

Как происходит исполнение

Видео (кликните для воспроизведения).

Правила исполнения санкции в виде обязательных работ зафиксированы в ст. 32.13 КоАП РФ. Выделим наиболее важные правила, которые должен соблюдать правонарушитель:

  • состав работ и перечень организаций, где может проходить исполнение наказания, утверждается муниципальным актом;
  • нарушитель обязан приступать к работам ежедневно, после завершения рабочего дня по месту постоянного трудоустройства;
  • норма отработки в рабочие дни не может превышать двух часов, а по выходным дням – не более 4 часов (возможность увеличения ежедневной нормы была указана выше);
  • сотрудники ФССП ведут почасовой учет отработанного времени на основании документов, поступивших от организации, где происходит исполнение наказания.

Отдельные виды работ и функций, требующие специальных навыков, квалификации или познаний, могут поручаться только гражданам, отвечающим указанным требованиям. Отказ от выполнения такой работы не может рассматриваться как уклонение от исполнения наказания, а приставы обязаны направить нарушителя в другую организацию.

Порядок отбывания наказания предусматривает следующие действия:

  • после получения судебного акта, сотрудник ФССП издает постановление о возбуждении исполнительного производства;
  • постановление должно содержать указание на место отбывания наказания, а также на срок начала обязательных работ – он не может превышать 10 дней с момента возбуждения производства;
  • постановление направляется в организацию, где нарушителю будут поручены обязательные работы;
  • по факту отработки всего срока санкции, либо при уклонении от работ, организация обязана направить уведомление в адрес службы ФССП.

Если правонарушитель отказывается выполнять обязательные работы без уважительных причин, либо не явился к месту отбывания наказания, соответствующее уведомление направляется в адрес службы ФССП. Неоднократные факты нарушения правил отбывания наказания в виде обязательных работ повлекут составления административного протокола, а гражданин будет привлечен к дополнительной ответственности по ст. 20.25 КоАП РФ.

Коап обязательные работы

  • Виды деяния по КоАп, за которые предусмотрены обязательные работы.

Советы юристов:

А смысл обжалования постановления мирового судьи? Доказательством по статья 127 часть 2 КоАП РФ является вступившее в законную силу постановление суда о лишении Ва права управления. Вы же этого не отрицаете? А что касается срока административного задержания Вас, то этот срок то административное задержание является обеспечением своевременного рассмотрения административного материала по статья 12.7 часть 2 КоАП РФ.

Всего Вам доброго.

5.1. Добрый вечер! Могут, если привлекут к ответственности по этой статье. Обязательные работы, это один из видов наказаний по этой статье.
2 тысячи это намного меньше прожиточного минимума на ребенка.

Статья 5.35.1. Неуплата средств на содержание детей или нетрудоспособных родителей
(введена Федеральным законом от 03.07.2016 N 326-ФЗ)

1. Неуплата родителем без уважительных причин в нарушение решения суда или нотариально удостоверенного соглашения средств на содержание несовершеннолетних детей либо нетрудоспособных детей, достигших восемнадцатилетнего возраста, в течение двух и более месяцев со дня возбуждения исполнительного производства, если такие действия не содержат уголовно наказуемого деяния, —
влечет обязательные работы на срок до ста пятидесяти часов либо административный арест на срок от десяти до пятнадцати суток или наложение административного штрафа на лиц, в отношении которых в соответствии с настоящим Кодексом не могут применяться обязательные работы либо административный арест, в размере двадцати тысяч рублей.

8.2. Здравствуйте, да, поскольку это обчзательные работы.
КоАП РФ, Статья 3.13. Обязательные работы
(введена Федеральным законом от 08.06.2012 N 65-ФЗ)

1. Обязательные работы заключаются в выполнении физическим лицом, совершившим административное правонарушение, в свободное от основной работы, службы или учебы время бесплатных общественно полезных работ. Обязательные работы назначаются судьей.
2. Обязательные работы устанавливаются на срок от двадцати до двухсот часов и отбываются не более четырех часов в день. Максимальное время обязательных работ может быть увеличено до восьми часов в день в порядке, предусмотренном частью 10 статьи 32.13 настоящего Кодекса.
(в ред. Федерального закона от 01.05.2016 N 135-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
3. Обязательные работы не применяются к беременным женщинам, женщинам, имеющим детей в возрасте до трех лет, инвалидам I и II групп, военнослужащим, гражданам, призванным на военные сборы, а также к имеющим специальные звания сотрудникам Следственного комитета Российской Федерации, органов внутренних дел, войск национальной гвардии Российской Федерации, органов и учреждений уголовно-исполнительной системы, Государственной противопожарной службы и таможенных органов.
(в ред. Федеральных законов от 22.12.2014 N 439-ФЗ, от 03.07.2016 N 227-ФЗ, от 03.07.2016 N 305-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)

12.1. В соответствии со ст.32.13 КоАП РФ-3. Лицо, которому назначено административное наказание в виде обязательных работ, привлекается к отбыванию обязательных работ не позднее десяти дней со дня возбуждения судебным приставом-исполнителем исполнительного производства.

Но этот срок не является пресекательным. Пресекательный срок, т.е. срок давности исполнения наказания-2 года со дня вступления постановления в законную силу
Также мы не знаем-на каком этапе возникла волокита, была ли направлена в ОССП копия постановления суда.
Так что вам пока остаётся 2 варианта
1. ждать истечения 2 лет, либо-вызова в ОССП
2.либо лично выяснить судьбу постановления и причину волокиты.

Читайте так же:  Загадки про загрязнение окружающей среды

13.1. Здравствуйте, Михаил
Ничего такого не будет. Штраф могут удвоить, если не оплатите в двух месячный срок. Потом приставы будут арестовывать счета и имущество

Обязательные работы как новый вид административного наказания

Петров Александр Викторович, прокурор г. Астрахани Астраханской области, старший советник юстиции.

Минашкин Геннадий Геннадьевич, прокурор отдела по надзору за исполнением законов в сфере экономики управления по надзору за соблюдением федерального законодательства прокуратуры Рязанской области, соискатель кафедры административного и финансового права Академии права и управления ФСИН России (г. Рязань).

В статье исследуются особенности исполнения постановлений судей о назначении обязательных работ, проблемы применения этого вида наказания, предлагается усовершенствовать процедуры принудительного исполнения обязательных работ.

Ключевые слова: обязательные работы, административное наказание, производство, постановление, исполнение.

Compulsory works as a new type of administrative punishment

A.V. Petrov, G.G. Minashkin

Petrov Alexander Viktorovich, Public Prosecutor of Astrakhan, Astrakhan Region, Senior Counselor of Justice.

Minashkin Gennady Gennadyevich, Public Prosecutor, Division for Supervision over Implementation of Laws in the Sphere of Economics, Department for Supervision over Implementation of Federal Legislation, Public Prosecutor’s Office of the Ryazan Region, PhD Candidate, Department of Administrative and Financial Law, Academy of Law and Administration, Federal Drug Control Service (Ryazan City).

The article examines the peculiarities of execution of judgments ordering compulsory works, problems of application of this types of punishment, proposes to improve the procedures of enforcement of compulsory works.

Key words: compulsory works, administrative punishment, proceedings, resolution, execution.

Федеральным законом от 8 июня 2012 г. N 65-ФЗ в КоАП РФ введен новый вид административного наказания в виде обязательных работ, который может устанавливаться и применяться только в качестве основного административного наказания.

Полномочия по исполнению постановлений судей о назначении административного наказания в виде обязательных работ возложены на Федеральную службу судебных приставов.

Понятие «обязательные работы» для современного российского права не является новым. Это одно из наказаний, предусмотренных в УК РФ, однако для административного законодательства России это наказание новое, не имеющее аналогов в рамках этой отрасли.

Законодательные условия применения обязательных работ и ограничения их применения схожи как в уголовном, так и административном праве.

Обязательные работы, согласно КоАП, заключаются в выполнении физическим лицом, совершившим административное правонарушение, в свободное от основной работы, службы или учебы время бесплатных общественно полезных работ. Такое наказание может быть назначено только судьей, устанавливается на срок от 20 до 200 час. и отбывается не более 4 час. в день.

Назначение этого наказания содержит законодательные ограничения. В КоАП предусмотрено, что обязательные работы не применяются к беременным женщинам, женщинам, имеющим детей в возрасте до 3 лет, инвалидам I и II групп, военнослужащим, гражданам, призванным на военные сборы, а также к имеющим специальные звания сотрудникам органов внутренних дел, органов и учреждений уголовно-исполнительной системы, Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органов.

Введение этого вида наказания в законодательство об административных правонарушениях, конечно, не случайно.

Идея об использовании обязательных работ в качестве административного наказания неоднократно высказывалась многими отечественными учеными. В частности, Н. Васильев предлагал установить обязательные общественные работы в качестве административного наказания в случае неуплаты административного штрафа . Схожее предложение выдвигал и А. Жильцов . Административное наказание в виде обязательных работ за некоторые правонарушения в отношении несовершеннолетних предложила ввести в КоАП Т. Смагина . К числу мер административной ответственности относил обязательные работы, заключающиеся в выполнении лицом, признанным виновным в совершении административного проступка, бесплатных общественно полезных работ в свободное от основной работы или учебы время, и А. Стуканов .

См.: Васильев В.Н. Административный арест как мера административного наказания: Автореф. дис. . канд. юрид. наук. Саратов, 2005.
См.: Вторая Всероссийская научно-практическая конференция «Актуальные проблемы административной ответственности» // Административное право и процесс. 2009. N 3.
См.: Смагина Т.А. Административно-правовое регулирование прав и законных интересов несовершеннолетних: Автореф. дис. . канд. юрид. наук. Саратов, 2012.
См.: Стуканов А.П. Прокурорский надзор за исполнением законов органами административной юрисдикции Российской Федерации. СПб., 2000. С. 74.

Возбуждение исполнительного производства на основании постановления судьи о назначении административного наказания в виде обязательных работ производится в общем порядке, предусмотренном Федеральным законом от 2 октября 2007 г. N 229-ФЗ «Об исполнительном производстве», без установления срока на добровольное исполнение.

Одновременно с возбуждением исполнительного производства лицу, которому назначено административное наказание в виде обязательных работ, разъясняется право обратиться к судебному приставу с мотивированным ходатайством об изменении вида обязательных работ и (или) объекта, определенного для их отбывания, а также об уменьшении количества часов, которые необходимо отработать в течение недели.

Анализ исполнительных производств рассматриваемой категории свидетельствует о том, что случаев замены вида работ, уменьшения срока отбывания наказания, а также освобождения судами от отбывания обязательных работ не было .

Справка о результатах исполнения территориальными органами ФССП России постановлений судей о назначении административного наказания в виде обязательных работ по итогам 2013 года // Архив ФССП России.

Вместе с тем в Карачаевском районном отделе судебных приставов управления ФССП России по Брянской области при исполнении исполнительного производства в отношении Ш. была произведена замена организации, в которую должник направлялся для отбывания наказания. Это стало возможным в связи с отсутствием вакансии согласно штатному расписанию организации. Во взаимодействии с администрацией Карачаевского района Брянской области судебный пристав-исполнитель направил должника в другую организацию .

Читайте так же:  Обжалование судебных постановлений в гражданском процессе

Справка о результатах исполнения Управлением ФССП России по Брянской области постановлений судей о назначении административного наказания в виде обязательных работ по итогам 2013 года // Архив ФССП России.

Предусмотренный ч. 3 ст. 32.13 КоАП 10-дневный срок, в течение которого виновное лицо привлекается к отбыванию обязательных работ, на наш взгляд, следует рассматривать в качестве подготовительного этапа, в ходе которого судебный пристав-исполнитель решает организационные вопросы, связанные с исполнением наказания.

Совершение указанных действий позволит выявить объективные причины, по которым исполнение рассматриваемого наказания станет невозможным.

К примеру, мировым судьей по Серышевскому районному судебному участку N 2 Амурской области при рассмотрении протокола об административном правонарушении по ч. 1 ст. 20.25 КоАП, составленного должностным лицом органа полиции того же района, вынесено постановление о назначении обязательных работ К., на основании которого судебный пристав-исполнитель возбудил исполнительное производство. При опросе должника установлено, что в судебном заседании по делу об административном правонарушении он не участвовал, кроме того, является инвалидом II группы, что не было предварительно выяснено и препятствовало применению к нему наказания в виде обязательных работ согласно законодательному запрету, предусмотренному ч. 3 ст. 3.13 КоАП РФ .

Справка о результатах исполнения Управлением ФССП России по Амурской области постановлений судей о назначении административного наказания в виде обязательных работ по итогам 2013 года // Архив ФССП России.

В назначенный день (но не позднее 10 суток с момента возбуждения исполнительного производства) лицо, которому назначено административное наказание в виде обязательных работ, должно явиться в организацию, указанную в направлении, выданном судебным приставом-исполнителем.

Как правило, это муниципальные учреждения и предприятия: медицинские учреждения, образовательные организации, предприятия жилищно-коммунального хозяйства, коммерческие организации. Администрации сельских поселений в большинстве случаев устанавливают, что привлеченные к административной ответственности граждане будут отбывать наказание, работая непосредственно при самих администрациях, что объясняется малым количеством организаций и предприятий, расположенных в районах. Основные виды обязательных работ — как правило, благоустройство и озеленение территорий, производство ремонтных работ, уборка и т.п.

Контроль за поведением лица, отбывающего обязательные работы, соблюдением им условий отбывания обязательных работ осуществляет судебный пристав-исполнитель.

Следует отметить, что организация, где лицо фактически выполняет обязательные работы, не наделена правом вести суммарный учет отработанного времени в целях исполнения наказания.

При выявлении факта уклонения должника от отбывания обязательных работ судебный пристав-исполнитель составляет протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч. 4 ст. 20.25 КоАП.

По общему правилу судебный пристав-исполнитель обязан окончить исполнительное производство после полной отработки лицом, привлеченным к административной ответственности, часов, определенных исполнительным документом.

В некоторых случаях лицо, привлеченное к указанному виду административной ответственности, имеет право обратиться в суд с ходатайством об освобождении от дальнейшего отбывания обязательных работ, к примеру, в случае признания его инвалидом I или II группы, при наступлении беременности, а также в случае тяжелой болезни, что препятствует отбыванию наказания в виде обязательных работ.

Анализ результатов деятельности территориальных органов ФССП России показал, что в 2013 г. случаев освобождения судами привлеченных к административной ответственности лиц от отбывания обязательных работ не было .

Справка о результатах исполнения территориальными органами ФССП России постановлений судей о назначении административного наказания в виде обязательных работ по итогам 2013 года // Архив ФССП России.

Стоит отметить, что право на освобождение лица от дальнейшего отбывания обязательных работ не предоставляется судебному приставу-исполнителю. При решении указанного вопроса судья выносит постановление о прекращении исполнения постановления о назначении обязательных работ, что служит основанием для прекращения исполнительного производства по п. 6 ч. 2 ст. 43 Закона об исполнительном производстве.

Представляется, что вопрос о правомерности введения в КоАП рассматриваемого наказания будет выноситься на обсуждение еще не раз, однако можно однозначно заключить, что применение обязательных работ как вида административного наказания позволяет избежать проблемы, связанной с невозможностью взыскания административных штрафов с должников, у которых нет имущества, либо с должников, ведущих аморальный образ жизни.

Предметом прокурорского надзора здесь должна быть законность привлечения лица к административной ответственности, назначения наказания и его исполнения, для чего необходимо принятие своевременных и эффективных мер. Не должны оставаться вне поля зрения прокурора деятельность судебных приставов-исполнителей по исполнению решения суда, обоснованность и своевременность окончания исполнительного производства.

Отличие исправительных работ от обязательных и принудительных

В законодательстве можно встретить самые разнообразные виды наказаний за совершенные преступные деяния. Есть достаточно строгие, суровые меры, а есть и более мягкие. Выбранная мера пресечения зависит от того, насколько тяжелое преступление совершил человек.

Часто можно услышать об обязательных, исправительных и принудительных работах. Что означают эти понятия и различаются ли они между собой, разберем далее.

Дорогие читатели! Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер.

Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему — обращайтесь в форму онлайн-консультанта справа или звоните по телефону
+7 (499) 450-39-61
8 (800) 302-33-28

Это быстро и бесплатно !

Заключение

Итак, все-таки описанные виды наказания имеют больше отличий, чем сходства. Важно не путать все эти понятия. Ведь и преступления, за которые они назначаются, также различаются между собой.

Видео (кликните для воспроизведения).

Не нашли ответа на свой вопрос?
Узнайте, как решить именно Вашу проблему — позвоните прямо сейчас:

+7 (499) 450-39-61
8 (800) 302-33-28

Источники

Принудительные работы как вид административного наказания
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here