Применение установленных законом административных наказаний

Полезное по теме: "Применение установленных законом административных наказаний" от специалистов простым языком. Если необходимо уточнить актуальность на 2020 год, а также задать вопрос, то обращайтесь к дежурному юристу.

Статья 3.2. Виды административных наказаний

Статья 3.2. Виды административных наказаний

1. Анализ правил ст. 3.2 позволяет сделать ряд важных выводов:

1) они исчерпывающим образом устанавливают перечень видов административного наказания;

2) административные наказания (указанные в ч. 1 ст. 3.2) могут устанавливаться только за административные правонарушения. Совершение других проступков не может повлечь административного наказания. Так, совершение:

— дисциплинарных проступков влечет применение мер дисциплинарного взыскания (т.е. замечание, выговор, увольнение, ст. 192 ТК);

— преступлений влечет применение тех или иных видов уголовного наказания (лишение свободы, исправительные работы и т.п.), указанных в ст. 44 УК;

— налоговых правонарушений влечет применение налоговых санкций (ст. 114 НК).

Нарушение норм ГК влечет применение пеней, неустоек, штрафов, необходимость возмещения убытков и т.д. См. об этом подробнее в книгах: Гуев А.Н. Постатейный комментарий к части первой Гражданского кодекса Российской Федерации. Изд. 4-е. М.: Изд-во «Экзамен», 2006; Гуев А.Н. Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации (для предпринимателей). Изд. 4-е. М.: Изд-во «Экзамен», 2006; Гуев А.Н. Постатейный комментарий к Налоговому кодексу Российской Федерации. Т. 1. М.: Изд-во «Экзамен», 2005;

3) административные наказания применяются лишь постольку, поскольку будет установлен состав административного правонарушения (см. коммент. к ст. 2.1). Отсутствие хотя бы одного из элементов состава административного правонарушения (т.е. субъекта или объекта, субъективной или объективной стороны) исключает возможность применения административного наказания;

4) административное наказание может назначаться как физическому, так и юридическому лицу (см. об этом коммент. к ст. 2.10).

2. Видами административного наказания являются:

1) предупреждение, т.е. официальное порицание лица, которое выносится в письменной форме (см. об этом коммент. к ст. 3.4);

2) административный штраф, т.е. денежное взыскание, которое до 08.07.07 обычно выражалось в величине, кратной нескольким МРОТ, а после 08.08.07 — в определенной сумме в рублях (см. коммент. к ст. 3.5);

3) возмездное изъятие орудия совершения или предмета административного правонарушения, т.е. принудительное изъятие и последующая реализация упомянутого имущества с передачей бывшему собственнику вырученной суммы за вычетом расходов, указанных в ст. 3.6 (см. коммент. к ней);

4) конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения, т.е. принудительное и безвозмездное обращение в федеральную собственность не изъятых из оборота вещей (см. коммент. к ст. 3.7);

5) лишение специального права и документов, удостоверяющих это право (например, водительского удостоверения, охотничьего билета), т.е. прекращение возможности пользоваться ранее предоставленным правом (см. коммент. к ст. 3.8);

6) административный арест, т.е. содержание лица в изоляции от общества на определенный срок (см. коммент. к ст. 3.9);

7) административное выдворение за пределы Российской Федерации. Оно может быть применено только к иностранным гражданам и лицам без гражданства (см. коммент. к ст. 3.10);

8) дисквалификация, т.е. лишение физического лица прав занимать руководящие должности в исполнительном органе управления юридическим лицом, входить в другие руководящие его органы и т.д. (см. коммент. к ст. 3.11);

9) административное приостановление деятельности. Данный вид наказания введен Законом N 45 и применяется только к ЮЛ и ИП (см. коммент. к ст. 3.12)

3. Нормы ч. 2 ст. 3.2 предусматривают, что в отношении юридического лица могут быть применены лишь следующие виды административного наказания:

— предупреждение (в письменной форме);

— административный штраф (в более высоких размерах, чем в отношении физического лица, см. ст. 3.5);

— возмездное изъятие орудия совершения или предмета административного правонарушения;

— конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения;

— административное приостановление деятельности.

Упомянутые выше административные наказания применяются лишь с учетом правил ч. 2 ст. 2.1, ст. 2.10 (см. коммент. к ним).

4. Характеризуя правила ч. 3 ст. 3.2, нужно учесть, что они:

1) позволяют разграничить полномочия Российской Федерации и ее субъектов по вопросу об установлении административного наказания;

2) императивно предусматривают, что только Российская Федерация устанавливает следующие виды административных наказаний:

— возмездное изъятие орудия совершения или предмета совершения административного правонарушения;

— конфискацию орудия совершения или предмета совершения административного правонарушения;

— лишение специального права;

— административное выдворение за пределы Российской Федерации;

— административное приостановление деятельности;

3) исходят из того, что иные виды административного наказания (а именно предупреждение и административный штраф) могут быть установлены и законами субъектов Российской Федерации;

4) исходят из того, что Российская Федерация реализует свои полномочия в установлении видов административного наказания только путем введения соответствующих норм в КоАП.

В то же время, если в соответствии с нормами международного договора или международного права (действующих для Российской Федерации) предусмотрены другие виды административного наказания, то они подлежат применению (см. коммент. к ст. 1.1).

Статья 3.2 КоАП РФ. Виды административных наказаний

Новая редакция Ст. 3.2 КоАП РФ

1. За совершение административных правонарушений могут устанавливаться и применяться следующие административные наказания:

2) административный штраф;

3) утратил силу с 1 июля 2011 г.;

4) конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения;

5) лишение специального права, предоставленного физическому лицу;

6) административный арест;

7) административное выдворение за пределы Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства;

9) административное приостановление деятельности;

10) обязательные работы;

11) административный запрет на посещение мест проведения официальных спортивных соревнований в дни их проведения.

2. В отношении юридического лица могут применяться административные наказания, перечисленные в пунктах 1 — 4, 9 части 1 настоящей статьи.

3. Административные наказания, перечисленные в пунктах 3 — 11 части 1 настоящей статьи, устанавливаются только настоящим Кодексом.

Комментарий к Статье 3.2 КоАП РФ

1. В настоящий период времени перечень видов административных наказаний значительно изменен (см. комментарий к ст. 3.12) и расширен (см. комментарий к ст. 3.12).

КоАП устанавливается исчерпывающий перечень видов административных наказаний, которые могут быть применены к субъектам административной ответственности за совершение административного правонарушения.

При этом ряд наказаний, например административный штраф, имеет множественность санкций, предусмотренных действующим законодательством Российской Федерации: за совершение преступлений (ст. 46 УК), налоговых проступков (п. 2 ст. 114 НК), правонарушений, определенных Гражданского кодекса (п. 1 ст. 330), а также нарушений бюджетного законодательства (ст. 282 БК).

Читайте так же:  Как писать протокол административного правонарушения

Необходимо учитывать различия между установлением и применением административного наказания. Если установление подразумевает определение, утверждение и введение в действие какого-либо правила, порядка, в данном случае девять видов административных наказаний. То применение — это осуществление на деле, которое имеет целый ряд особенностей в зависимости от тех или иных обстоятельств: специфики административно-правового статуса (см. комментарий к ч. 2 ст. 2.3), фактических обстоятельств (см. комментарий к ст. 2.7), исключений из общего правила (см. комментарий к ст. 2.8) и т.д.

2. В отношении юридического лица в силу невозможности не применяются такие административные наказания, которые изначально имеют индивидуальный характер: лишение специального права, предоставленного физическому лицу; административный арест; административное выдворение за пределы Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства; дисквалификация.

3. Важным моментом является положение части 3 настоящей статьи о том, что административные наказания в виде предупреждения и административного штрафа могут быть установлены законами субъектов РФ, все иные административные наказания устанавливаются только КоАП.

Данное положение согласовано с пунктом «к» статьи 72 Конституции РФ, который утверждает, что административное законодательство находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов РФ.

В этой связи представляется необходимым учитывать положения статьи 1.3 КоАП, где определяется, что к ведению Российской Федерации в области законодательства об административных правонарушениях относится установление:

1) общих положений и принципов законодательства об административных правонарушениях;

2) перечня видов административных наказаний и правил их применения;

3) административной ответственности по вопросам, имеющим федеральное значение, в том числе административной ответственности за нарушение правил и норм, предусмотренных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации;

4) порядка производства по делам об административных правонарушениях, в том числе установление мер обеспечения производства по делам об административных правонарушениях;

5) порядка исполнения постановлений о назначении административных наказаний.

Вследствие вышеизложенного расширяются права субъектов Российской Федерации в области установления административной ответственности за правонарушения, ответственность за которые не предусмотрена федеральным законодательством. Однако это возможно только в соответствии с задачами законодательства об административных правонарушениях (ст. 1.2 КоАП).

Установлением данных задач исключается возможность принятия субъектами РФ закона, выходящего за рамки законодательства России об административных правонарушениях, что, в свою очередь, является важной гарантией административной ответственности.

Основные положения

Основу такой базы составляют положения, установленные частью 1 ст. 1.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП РФ), в соответствии с которыми совершившее административное правонарушение лицо подлежит ответственности на основании закона, действовавшего во время совершения правонарушения. При этом в части 2 указанной статьи определено, что закон, смягчающий административную ответственность либо иным образом улучшающий положение лица, привлекаемого к ответственности, имеет обратную силу, т. е. распространяется и на лицо, которое совершило административное правонарушение до вступления такого закона в силу и в отношении которого постановление о назначении административного наказания не исполнено.

Обратная сила закона, смягчающего или отменяющего ответственность за административные правонарушения, соответствует норме части 2 ст. 54 Конституции РФ, согласно которой «если после совершения правонарушения ответственность за него устранена или смягчена, применяется новый закон». В указанной конституционной норме подразумевается вступление в силу нового акта, устраняющего или смягчающего ответственность, принятого только в форме федерального закона, что соответствует положению части 2 ст. 54 и части 3 ст. 55 Конституции РФ.

Необходимо отметить, что «придать нормативному правовому акту обратную силу» означает распространить его действие на отношения, возникшие до вступления этого акта в силу. Установить административную и любую другую юридическую ответственность возможно только в федеральном законе, следовательно, и отмена норм об ответственности или их смягчение допускается в акте, принятом в форме указанного закона. При этом следует иметь в виду, что обратная сила закона применяется преимущественно к правоотношениям, которые возникают между индивидом и государством в целом, и делается это в интересах индивида (административное или уголовное законодательство). К отношениям, в которых обеими сторонами являются лица как физические, так и юридические (например, трудовые отношения, где юридические лица выступают в качестве работодателя), обратная сила не применяется, поскольку в противном случае интересы одной стороны могли бы быть принесены в жертву интересам другой стороны, не нарушившей закон.

Изменения в КоАП РФ

Отметим, что вступление в силу ст. 4.1.1 КоАП РФ не повлекло уклонения правоприменительных органов от применения требований части 2 ст. 54 Конституции РФ, а, напротив, при назначении административного наказания, принимая во внимание характер и общественную опасность правонарушения, финансовое положение юридического и физического лица или предпринимателя, причины и условия совершения правонарушения, позволило правоприменителю использовать возможность замены штрафа на предупреждение. В случаях использования такой возможности правоприменитель — орган или должностное лицо, участвующее в производстве по делу, обязаны оценивать обстоятельства, которые смягчают ответственность за административное правонарушение или отягчают указанную ответственность, и исходить из того, что ст. 4.1.1 содержит не процессуальные нормы, касающиеся порядка назначения административных наказаний (их регулируют главы 24–30 КоАП РФ), а нормы материально-правового характера, определяющие концептуальные положения для назначения мер административной ответственности, которые исходят из принципов законности, справедливости и индивидуализации наказаний.

Реализация принципа законности при назначении административного наказания заключается прежде всего в следующем:

выбор наказания ограничен исчерпывающим перечнем мер административной ответственности, содержащимся в ст. 3.2 КоАП РФ; наказание должно назначаться в точном соответствии со всеми другими положениями Общей части КоАП РФ; административное наказание возможно только в тех пределах, которые определены статьями Особенной части КоАП РФ или закона субъекта РФ, формулирующими конкретные составы административных правонарушений.

Обратите внимание! В соответствии с нормами части 2 ст. 3.4 КоАП РФ предупреждение устанавливается за впервые совершенные административные правонарушения при отсутствии причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при отсутствии имущественного ущерба.

Таким образом, предупреждение может быть применено только за правонарушение, характеризуемое совокупностью изложенных условий.

Если совершено несколько незначительных правонарушений

В ст. 28.2 КоАП РФ установлено, что любое должностное лицо, в том числе и прокурор, обязаны составлять протокол о совершении административного правонарушения, за исключением случаев, предусмотренных ст. 28.4, частями 1, 3 и 4 ст. 28.6 КоАП РФ.

Читайте так же:  Протокол об административном правонарушении несовершеннолетнего

Вместе с тем частью 1 ст. 28.6 КоАП РФ определено, что допускается назначение административного наказания в виде предупреждения без составления протокола об административном правонарушении, но с вынесением уполномоченным на то лицом постановления по делу об административном правонарушении при условии, что лицо, в отношении которого возбуждено названное дело, не оспаривает наличия события административного правонарушения и (или) назначенное ему административное наказание.

Нормами части 2 ст. 46 Конституции РФ предусмотрено право граждан на судебное обжалование постановления по делу об административном правонарушении, в соответствии с которыми решения и действия (или бездействие) органов государственной власти и должностных лиц могут быть обжалованы в суде. Возможно обжаловать любое постановление по делу об административном правонарушении, а также определение об отказе в возбуждении такого дела независимо от того, каким органом или должностным лицом они вынесены.

Как следует из части 1 ст. 30.1 КоАП РФ, постановление по делу об административном правонарушении, вынесенное должностным лицом налогового органа, также может быть обжаловано вышестоящим налоговым органом или судом.

По результатам рассмотрения жалобы вышестоящий налоговый орган вправе вынести решение об изменении постановления, если при этом не усиливается административное наказание или иным образом не ухудшается положение лица, в отношении которого вынесено постановление (п. 2 части 1 ст. 30.7 КоАП РФ).

Следовательно, в случае обращения в вышестоящий налоговый орган с жалобой о замене административного наказания в виде штрафа на предупреждение на основании части 1 ст. 4.1.1 КоАП РФ указанный налоговый орган вправе заменить штраф на предупреждение при соблюдении условий, предусмотренных частью 2 ст. 3.4 КоАП РФ.

Необходимо отметить, что согласно части 1 ст. 30.3 КоАП РФ жалоба на постановление по делу об административном правонарушении может быть подана в течение 10 суток со дня вручения или получения копии постановления. Законодательно сохраняется возможность восстановления указанного срока, пропущенного по уважительным причинам.

Статья 1.6 КоАП РФ. Обеспечение законности при применении мер административного принуждения в связи с административным правонарушением

Новая редакция Ст. 1.6 КоАП РФ

1. Лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.

2. Применение уполномоченными на то органом или должностным лицом административного наказания и мер обеспечения производства по делу об административном правонарушении в связи с административным правонарушением осуществляется в пределах компетенции указанных органа или должностного лица в соответствии с законом.

3. При применении мер административного принуждения не допускаются решения и действия (бездействие), унижающие человеческое достоинство.

Комментарий к Статье 1.6 КоАП РФ

1. Законодательство об административном правонарушении предусматривает два вида мер административного принуждения, применение которых возможно в связи с административным правонарушением. Во-первых, это меры административного наказания и, во-вторых, меры обеспечения производства по делу об административном правонарушении. Применение данных мер связано с ограничением прав и свобод физических и юридических лиц, в отношении которых ведется производство по делу об административном правонарушении. Поэтому подобное применение должно осуществляться только на основе и в рамках закона.

2. Важнейшим проявлением принципа законности при применении мер административного принуждения является наличие оснований применения административного принуждения. Таким основанием является совершение административного правонарушения, то есть совершение такого деяния, которое предусмотрено законодательством об административном правонарушении в качестве такового.

3. Принцип законности выражается также в строжайшем соблюдении особого, регламентированного законом порядка применения мер обеспечения производства по делу об административном правонарушении и применения мер административного наказания. Оба вышеуказанных порядка можно охарактеризовать как процедуру привлечения к административной ответственности.

4. Важной гарантией обеспечения законности выступает строгое следование собственной компетенции органов и должностных лиц, уполномоченных на применение мер административного принуждения.

5. Еще одним условием соблюдения законности является требование недопустимости при применении административного принуждения действий (бездействия) и решений, унижающих человеческое достоинство.

Другой комментарий к Ст. 3.2 Кодекса Российской Федерации об Административных Правонарушениях

1. Данная статья содержит перечень наказаний, которые могут применяться уполномоченными органами и должностными лицами. Как видно, административные наказания различны по своему характеру, содержанию и правовым последствиям.

Перечень составлен с учетом того, что в процессе происходящих изменений в российской государственности некоторые административные взыскания утратили свое значение. Это касается исправительных работ, которые в настоящее время не применяются, поскольку их реализация предполагает принудительный труд, что противоречит ст.37 Конституции РФ и общепринятым международным стандартам. Исключение исправительных работ из перечня административных наказаний, очевидно, обусловлено также их сходством с уплатой штрафов в рассрочку.

Утратили свое значение в качестве мер административной ответственности взыскание стоимости товаров и транспортных средств, выражающееся в принудительном изъятии денежной суммы, составляющей свободную (рыночную) цену таких товаров и транспортных средств на день обнаружения правонарушения, а также отзыв лицензии или квалификационного аттестата, которые были предусмотрены в ТК РФ.

Статья дополнена новым видом административного наказания — дисквалификацией.

2. Административные наказания, перечисленные в рассматриваемой статье, образуют систему. По расположению административных наказаний в системе нельзя сделать вывод относительно оценки законодателем тяжести каждого из наказаний в соотношении между собой.

3. Впервые законодателем фиксируются виды административных наказаний, которые могут применяться в отношении юридического лица. К ним относятся: предупреждение, административный штраф, возмездное изъятие орудия совершения или предмета административного правонарушения, конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения, перечисленные в п.1-4 ч.1 данной статьи.

4. Статья по существу не содержит запрет на установление предупреждения и штрафа в отраслевом законодательстве или законодательстве субъектов РФ. Однако административные наказания, перечисленные в п.3-8 ч.1, могут быть установлены только настоящим Кодексом.

5. Статья не содержит указания и на возможность установления иных видов административных наказаний, предусмотренных другим законодательством. Это означает, что указанный перечень является исчерпывающим, и новые виды могут быть введены только КоАП РФ.

О замене штрафа на предупреждение. Порядок применения новой статьи КоАП РФ

Дважды за одно и то же не наказывают

Видео (кликните для воспроизведения).

Например, в п. 7 ст. 14 Международного пакта о гражданских и политических правах указанный важнейший правовой принцип определен так: «Никто не должен быть вторично судим или наказан, или оправдан в соответствии с законом и уголовно-процессуальным правом каждой страны».

Читайте так же:  Срок исковой давности по кредитной задолженности

При решении вопроса о квалификации действий лица необходимо руководствоваться определением повторности, которое содержится в п. 2 части 1 ст. 4.3 КоАП РФ: повторным совершением административного правонарушения признается совершение данного правонарушения в период, когда лицо считается подвергнутым административному наказанию в соответствии со ст. 4.6 КоАП РФ.

Согласно ст. 4.6 КоАП РФ лицо считается подвергнутым административному наказанию со дня вступления в законную силу постановления о назначении такого наказания и до истечения одного года со дня исполнения данного постановления.

Приведенные правовые нормы относятся к назначению любого вида административного наказания, в том числе и предупреждения. В связи с этим правоприменителю необходимо выяснять, исполнено ли постановление о назначении лицу административного наказания по статье КоАП РФ, и дату окончания исполнения указанного постановления, не прекращалось ли его исполнение, не истек ли годичный срок, в течение которого лицо считается подвергнутым административному наказанию, не пересматривалось ли постановление о назначении лицу административного наказания и последующие постановления, связанные с его исполнением, в предусмотренном главой 30 КоАП РФ порядке.

Другой комментарий к Ст. 1.6 Кодекса Российской Федерации об Административных Правонарушениях

2. Главные условия обеспечения законности при рассмотрении дел об административных правонарушениях и применении административных наказаний связаны со строгим соблюдением оснований и порядка привлечения к административной ответственности, которые установлены законом. Иное исключает возможность применить к лицу, привлекаемому к административной ответственности, одну из предусмотренных КоАП РФ мер, именуемых административными наказаниями. Основаниями привлечения к административной ответственности служат все основные признаки, характеризующие административное правонарушение (ст.2.1), а также иные установленные законодательством правовые условия, в соответствии с которыми физическому или юридическому лицу могут быть предъявлены уполномоченными на это органами или должностными лицами обвинения в совершении виновного антиобщественного деяния в виде административного правонарушения.

3. Важное значение имеет обеспечение законности при совершении уполномоченными органами и должностными лицами административно-процессуальных действий, т.е. производства по делам об административных правонарушениях. Во-первых, в силу того, что именно при рассмотрении подобных дел фактически решается дальнейшая судьба лица, привлеченного к административной ответственности (будет оно подвергнуто административному наказанию или нет). Во-вторых, в силу того, что в процессе рассмотрения дел об административных правонарушениях полномочные органы и должностные лица вправе при необходимости применять предусмотренные КоАП РФ особые меры обеспечения производства, не носящие характер мер административной ответственности (т.е. наказания), эти меры (гл.27 КоАП РФ), тем не менее, являются мерами административного принуждения (например, изъятие вещей и документов, личный досмотр, доставление и т.п.), оказывающими помимо прочего определенное негативное воздействие на привлеченного к административной ответственности. Естественно, что основания и порядок применения подобных мер должны базироваться на соблюдении законности и компетентности.

4. В принципе содержание КоАП РФ, весь регулируемый им процесс реализации административной ответственности, от возбуждения дела об административном правонарушении до исполнения постановлений о назначении административного наказания, подчинены началам законности. При этом действия полномочных органов и должностных лиц, формально соответствующие требованиям законности, не должны унижать человеческое достоинство (см. ст.21 Конституции РФ).

5. Законность при применении мер административного принуждения в связи с административным правонарушением гарантируется прокурорским надзором, правом обжалования принимаемых постановлений, а также контролем за деятельностью по применению мер административной ответственности со стороны вышестоящих органов и должностных лиц.

Статья 3.2. Виды административных наказаний

Статья 3.2. Виды административных наказаний

ГАРАНТ:

См. комментарии к статье 3.2 КоАП РФ

1. За совершение административных правонарушений могут устанавливаться и применяться следующие административные наказания:

3) утратил силу с 1 июля 2011 г.;

Информация об изменениях:

4) конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения;

5) лишение специального права, предоставленного физическому лицу;

7) административное выдворение за пределы Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства;

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 8 июня 2012 г. N 65-ФЗ часть 1 статьи 3.2 настоящего Кодекса дополнена пунктом 10

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 23 июля 2013 г. N 192-ФЗ часть 1 статьи 3.2 настоящего Кодекса дополнена пунктом 11, вступающим в силу по истечении ста восьмидесяти дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

11) административный запрет на посещение мест проведения официальных спортивных соревнований в дни их проведения.

2. В отношении юридического лица могут применяться административные наказания, перечисленные в пунктах 1 — 4, 9 части 1 настоящей статьи.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 23 июля 2013 г. N 192-ФЗ в часть 3 статьи 3.2 настоящего Кодекса внесены изменения, вступающие в силу по истечении ста восьмидесяти дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

3. Административные наказания, перечисленные в пунктах 3 — 11 части 1 настоящей статьи, устанавливаются только настоящим Кодексом.

>
Основные и дополнительные административные наказания
Содержание
Кодекс об административных правонарушениях (КоАП РФ)

© ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 2020. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания «Гарант» и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.

Административная ответственность

Административная ответственность выступает как разновидность юридической ответственности и административного принуждения.

Административная ответственность –это вид юридической ответственности, который определяет обязанности лица претерпевать определенные лишения государственного – властного характера за совершенное административное правонарушение.

Законодательство Российской Федерации об административной ответственности состоит из Кодекса РФ об административных правонарушениях и принимаемых в соответствии с ними законов субъектов РФ об административных правонарушениях.

В Общей части Кодекса определенны субъекты административной ответственности, предусмотрены условия привлечения к административной ответственности, виды административных наказаний и правила их назначения и т.д. Особенная часть Кодекса содержит конкретные составы административных правонарушений применительно к объектам посягательства и к сферам деятельности государства. Статьями особенной части определены санкции за каждый из составов правонарушений, урегулировано производство по делам об административных правонарушениях.

Наряду с общими признаками юридической ответственности административная ответственность характеризуется следующими особенностями:

· основанием административной ответственности является административное правонарушение;

· субъектами административной ответственности могут быть физические и юридические лица;

· административное наказание является мерой административной ответственности и применяется за совершение административных правонарушений.

Согласно ст. 3.2 КоАП РФ за совершение административных правонарушений могут устанавливаться и применяться следующие административные наказания:

Читайте так же:  Тепловое загрязнение окружающей среды

2) административный штраф;

3) возмездное изъятие орудия или предмета административного правонарушения;

4) конфискация орудия или предмета административного правонарушения;

5) лишение специального право, предоставленного физическому лицу;

6) административный арест;

7) административное выдворение за пределы РФ иностранного гражданина или лица без гражданства;

· административные наказания применяются широким кругом полномочных органов и должностных лиц: судьями; комиссиями по делам несовершенно летних и защите их структурными подразделениями и территориальными органами; административными комиссиями; иными государственными органами.

Привлечение к административной ответственности, применение некоторых видов административных наказаний может происходить во внесудебном порядке, что отличает этот вид ответственности от гражданской и уголовной;

· административные взыскания налагаются полномочными субъектами на не подчиненных им правонарушителей;

· применение административного взыскания не влечет судимости и увольнения с работы;

· меры административной ответственности применяются в соответствии с законодательством, регламентирующим производство по делам об административных правонарушениях.

Таким образом, юридическая ответственность предполагает, что нарушитель претерпевает неблагоприятные для себя последствия, т.е. происходит осуждение его поведения со стороны государства. Это относится и к административной ответственности, наиболее характерными особенностями которой являются: основание – административное правонарушение и мера – административное наказание.

Виды административных наказаний:

1. Предупреждение – меры административного наказания, выраженная в официальном порицании физического или юридического лица. Предупреждение выносятся в письменной форме.

2. Административный штраф является денежным взысканием и может выражаться в величине, кратной:

1) минимальному размеру оплаты труда (без учета районных коэффициентов), установленному федеральным законом на момент окончания или пресечения административного правонарушения (далее – минимальный размер оплаты труда);

2) стоимости предмета административного правонарушения на момент окончания или пресечения административного правонарушения;

3) сумме неуплаченных налогов, сборов, подлежащих уплате на момент окончания или пресечения административного правонарушения, либо сумме незаконной валютной операции.

Размер административного штрафа не может быть менее одной десятой минимального размера оплаты труда и не может превышать двадцать пять минимальных размеров оплаты труда – для граждан, для должностных лиц – пятьдесят минимальных размеров оплаты труда, для юридических лиц – одну тысячу минимальных размеров оплаты труда.

1. Возмездное изъятие – мера административного нарушения, состоящая в принудительном изъятии предмета. который являлся орудием правонарушения. Изъятый предмет реализуется с передачей вырученной суммы бывшему собственнику за вычетом расходов по реализации изъятого предмета. Возмездное изъятие охотничьего оружия. боевых припасов и других дозволенных орудий охоты или рыболовства не применяется к лицам, для которых охота или рыболовство является основным законным источником средств к существованию.

2. Конфискация – принудительное безвозмездное изъятие предмета, явившегося орудием совершения административного правонарушения. Например, ст. 14.10 КоАП за незаконное использование чужого товарного знака предусматривает конфискацию предметов, содержащих незаконное воспроизведение товарного знака. Конфискация РФ, согласно которому никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда.

3. Лишение специальных прав (права управления транспортным средством, права охоты и т.д.) – применяется за грубое или систематическое нарушение порядка пользования этих прав. Срок лишения специального права не может быть менее одного месяца и более двух лет. Лишение права управления транспортными средствами не применяется к инвалидам, за исключением случаев управления в состоянии опьянения.

Лишение специального права в виде управления транспортным средством не может применяться к лицу, которое пользуется транспортным средством в связи с инвалидностью, за исключением случаев управления транспортным средством в состоянии опьянения, уклонения от прохождения в уставном порядке медицинского освидетельствования на состояние опьянения, а также оставления указанным лицом в нарушение установленных правил места дорожно-транспортного происшествия, участником которого он являлся.

Лишение специального права в виде охоты не может применяться к лицам, для которых охота является основным законным источником средств к существованию.

4. Административный арест – применяется за правонарушение, близкие к преступлениям, либо за повторные грубые административные правонарушения. Административный арест заключается в содержании нарушителя в условиях изоляции от общества и устанавливается на срок до пятнадцати суток, а за нарушение требований режима чрезвычайного положения или режима в зоне проведения контртеррористической операции до тридцати суток (ст. 3.9 КоАП).

Административный арест устанавливается и назначается лишь в исключительных случаях за отдельные виды административных правонарушений и не может применяться к а) беременным женщинам; б) женщинам, имеющим детей в возрасте до четырнадцати лет; в) лицам, не достигшим возраста восемнадцати лет; д) инвалидам I и II групп.

Административный арест назначается судьей.

5. Выдворение за пределы Российской Федерации иностранных лиц и лиц без гражданства.

6. Дисквалификация – заключается в лишении физического лица права занимать руководящие должности в исполнительном органе управления юридического лица, входить в совет директоров (наблюдательный совет), осуществлять предпринимательскую деятельность по управлению юридическим лицом, а также осуществлять управление юридическим лицом в иных случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации. Устанавливается на срок от шести месяцев до трех лет.

Дисквалификация может быть применена к лицам, осуществляющим организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в органе юридического лица, к членам совета директоров, а также к лицам, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, в том числе к арбитражным управляющим.

Административное наказание в виде дисквалификации назначается судьей.

Особую область представляет административная ответственность организаций.Организации признаются субъектами нарушений, влекущих административную ответственность, если ими не соблюдаются нормы земельного, налогового законодательства, законодательства об охране окружающей среды, нарушаются требования государственных стандартов в области строительства, санитарных норм и т.д. основной мерой административной ответственности, применяемой к организациям, является штраф. Кроме штрафа, возможно приостановление действия лицензии на осуществление строительной деятельности или на право торговли сроком до трех месяцев.

Административная правоспособность – это признаваемая за личностью возможность быть субъектом административного права, способность вступать в административно-правовые отношения, т.е. иметь права и обязанности административно-правового характера. Основные права и свободы человека принадлежат ему от рождения (ст. 17 Конституции РФ), но некоторые, особенно в сфере управления, лицо может приобрести и позже, а прекращаются они иногда еще до его смерти.

Административная дееспособность – это способность лица своими личными действиями осуществлять права, выполнять обязанности, предусмотренные административно-правовыми нормами, и нести в соответствии с ними ответственность.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Ответственность и наказание в административном праве

Административная ответственность– это применение государственными органами, должностными лицами и представителями власти установленных законом административных наказаний за совершение административных правонарушений.

Читайте так же:  Оплата административного штрафа через сбербанк

Основанием для возникновения административной ответственности служит совершение лицом административного правонарушения.

Административным правонарушением (проступком) признается посягающее на общественный или государственный порядок, государственную или личную собственность, права и свободы граждан, противоправное, виновное (умышленное или неосторожное) действие или бездействие, за которое законодательством предусмотрена административная ответственность.

Административное правонарушение отличается от уголовного преступления меньшей степенью общественной опасности.

Привлечение к административной ответственности состоит в применении к субъектам, совершившим административное правонарушение, административных наказаний.

Законодательством установлены следующие виды административных наказаний:

1) Предупреждение – применяется за совершение незначительных административных нарушений и по отношению к лицам, хорошо зарекомендовавшим себя на работе и в быту. Данное взыскание налагается путем вынесения письменного постановления компетентным государственным органом или в иной установленной законодательством форме. Устное предупреждение не считается мерой административной ответственности (это мера чисто морального характера), выраженная в официальном порицании физического или юридического лица.

2) Штраф– денежное взыскание, назначаемое в определенной сумме, которая может быть установлена или в рублях, или в кратном по отношению к минимальному размеру оплаты труда размере (второе установлено с учетом инфляции). Штраф – наиболее типичная мера административного взыскания.

3) Возмездное изъятие предмета, явившегося орудием совершения или непосредственным объектом административного правонарушения.Состоит в его принудительном изъятии, реализации и последующей передаче вырученной суммы бывшему собственнику за вычетом соответствующих расходов по реализации изъятого предмета (н-р, нарушение правил перевозки огнестрельного оружия гражданами имеющими разрешение органов милиции на хранение оружия, может повлечь за собой такую меру воздействия).

4) Конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения как мера административной ответственности – это принудительное безвозмездное отчуждение непосредственно в пользу государства вещи, явившейся орудием или предметом совершения административного проступка. Конфискация назначается только судьей.

5) Лишение специального права,предоставленного конкретному гражданину (права управления транспортными средствами) применяется на срок от 1 месяца до 2 лет за грубое (н-р, управление а/м в состоянии опьянения) или систематическое нарушение порядка пользования этим правом.

6) Административный арест предусматривается в исключительных случаях за отдельные виды административных правонарушений (н-р, мелкое хулиганство) на срок до 15 суток, а за нарушение требований режима Чрезвычайного Положения или режима в зоне проведения контртеррористических операций до 30 суток. Арест накладывается судом. Административный арест не может применяться к беременным женщинам, женщинам имеющим детей в возрасте до 14 лет, к лицам, моложе 18 лет, к инвалидам 1 и 2 групп.

7) Административное выдворение за пределы РФ иностранного гражданина или лица без гражданства, заключается в принудительном и контролируемом перемещении их через Государственную границу РФ за пределы России, а в случаях предусмотренных законодательством РФ – в контролируемом самостоятельном выезде выдворяемых из РФ.

8) Дисквалификация –заключается в лишении физического лица права занимать руководящие должности в исполнительном органе управления юридического лица, входить в совет директоров (наблюдательный совет), осуществлять предпринимательскую деятельность по управлению юридическим лицом в иных случаях, предусмотренных законодательством РФ.

Дисквалификация назначается судьей на срок от 6 месяцев до 3-х лет.

Административное взыскание может быть наложено не позднее 2-х месяцев со дня совершения правонарушения, а при его длящемся характере – двух месяцев со дня его обнаружения. По некоторым проступкам (н-р, нарушение антимонопольного законодательства о рекламе, финансирование терроризма, о внутренних морских водах и т.д.) по истечении 1 года со дня совершения правонарушения.

За административные правонарушения, влекущие применение административного наказания в виде дисквалификации, лицо может быть привлечено к административной ответственности не позднее одного года со дня совершения административного правонарушения, а при длящемся административном правонарушении – одного года со дня его обнаружения.

Лицо, которому назначено административное наказание за совершение административного правонарушения, считается подвергнутым данному наказанию в течение одного года со дня окончания исполнения постановления о назначении административного наказания.

Административная ответственность применяется независимо от наступления вредных последствий совершенного правонарушения.

Применение мер административного наказания не влечет судимости и, как правило, не является основанием для увольнения с работы.

Субъектами административной ответственности могут быть:

а) граждане, достигшие 16 летнего возраста;

б) должностные лица (т.е. руководители, полномочные принимать юридически властные решения), подлежащие административной ответственности за ненадлежащее выполнение своих служебных обязанностей.

в) предусматривается административная ответственность юридических лиц.

Дела об административных правонарушениях рассматриваются в пределах своей компетенции и полномочия органами государственного управления (должностными лицами) в отношении граждан и организаций не подчиненных им по службе.

К этим органам относятся:

1) судьи (мировые судьи);

2) комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав; административные комиссии;

3) различные органы надзора и инспекции (н-р, органы пожарного надзора, Госавтоинспекция и т.д.)

Отнесение части дел об административных правонарушениях к подведомственности внесудебных органов административной юрисдикции не означает снижения уровня гарантий прав лиц, привлекаемых к ответственности. Лицам, привлекаемым к административной ответственности по решению внесудебных органов, предоставлены дополнительные гарантии соблюдения прав и свобод человека и гражданина. Дополнительно к общему судебному порядку обжалования возможна подача жалобы в вышестоящий орган, вышестоящему должностному лицу. При этом решение вышестоящего органа, должностного лица не является препятствием для обращения в суд. В суд может быть обжаловано постановление любого органа, вынесшего его, а в случае, если жалоба подана одновременно и в суд, и в вышестоящий орган (вышестоящему должностному лицу), жалобу рассматривает суд.

Установлен десятидневный срок для обжалования постановления по делу об административном правонарушении. Отсчет срока начинается со следующего дня после даты вручения или получения копии постановления лицом, правомочным его обжаловать. Момент окончания срока определяется по общим правилам — срок истекает в 24 часа последнего десятого дня. Если окончание срока приходится на нерабочий день, то последним днем срока считается первый следующий за ним рабочий день. Если жалоба отправлена по почте, момент ее подачи определяется по почтовому штемпелю дня сдачи на почту.

Тема 9: Экологическое право.

Видео (кликните для воспроизведения).

1. Понятие и источники экологического права.

Источники

Применение установленных законом административных наказаний
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here