При выявлении лиц подвергнутых административному задержанию прокурор

Полезное по теме: "При выявлении лиц подвергнутых административному задержанию прокурор" от специалистов простым языком. Если необходимо уточнить актуальность на 2020 год, а также задать вопрос, то обращайтесь к дежурному юристу.

Статья 22. Полномочия прокурора

Статья 22. Полномочия прокурора

ГАРАНТ:

См. комментарии к статье 22 настоящего Федерального закона

О конституционно-правовом смысле положений статьи 22 настоящего Федерального закона см. постановление Конституционного Суда РФ от 18 июля 2003 г. N 13-П

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 7 марта 2017 г. N 27-ФЗ пункт 1 статьи 22 настоящего Федерального закона внесены изменения

1. Прокурор при осуществлении возложенных на него функций вправе:

по предъявлении служебного удостоверения беспрепятственно входить на территории и в помещения органов, указанных в пункте 1 статьи 21 настоящего Федерального закона, иметь доступ к их документам и материалам, проверять исполнение законов в связи с поступившей в органы прокуратуры информацией о фактах нарушения закона;

требовать от руководителей и других должностных лиц указанных органов представления необходимых документов и материалов или их копий, статистических и иных сведений в сроки и порядке, которые установлены пунктами 2, 2.1, 2.3, 2.4, 2.5 статьи 6 настоящего Федерального закона; выделения специалистов для выяснения возникших вопросов; проведения проверок по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям, ревизий деятельности подконтрольных или подведомственных им организаций;

вызывать должностных лиц и граждан для объяснений по поводу нарушений законов.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 5 июня 2007 г. N 87-ФЗ в пункт 2 статьи 22 настоящего Федерального закона внесены изменения, вступающие в силу по истечении 90 дней после дня официального опубликования вышеназванного Федерального закона

2. Прокурор или его заместитель по основаниям, установленным законом, возбуждает производство об административном правонарушении, требует привлечения лиц, нарушивших закон, к иной установленной законом ответственности, предостерегает о недопустимости нарушения закона.

ГАРАНТ:

Постановлением Конституционного Суда РФ от 18 июля 2003 г. N 13-П норма, содержащаяся во взаимосвязанных пункте 2 статьи 1, пункте 1 статьи 21 и пункте 3 статьи 22 настоящего Федерального закона, пункте 2 части первой статьи 26, части первой статьи 251 ГПК РФ, наделяющая прокурора правом обращаться в суд общей юрисдикции с заявлением о признании положений конституций и уставов субъектов РФ противоречащими федеральному закону, признана несоответствующей Конституции РФ

3. Прокурор или его заместитель в случае установления факта нарушения закона органами и должностными лицами, указанными в пункте 1 статьи 21 настоящего Федерального закона:

освобождает своим постановлением лиц, незаконно подвергнутых административному задержанию на основании решений несудебных органов;

ГАРАНТ:

Постановлением Конституционного Суда РФ от 11 апреля 2000 г. N 6-П положение абзаца третьего пункта 3 статьи 22 настоящего Федерального закона в части, наделяющей суды общей юрисдикции полномочием признавать закон субъекта Российской Федерации, противоречащий федеральному закону, недействительным и утрачивающим юридическую силу, признано не соответствующим Конституции

опротестовывает противоречащие закону правовые акты, обращается в суд или арбитражный суд с требованием о признании таких актов недействительными;

вносит представление об устранении нарушений закона.

4. Должностные лица органов, указанных в пункте 1 статьи 21 настоящего Федерального закона, обязаны приступить к выполнению требований прокурора или его заместителя о проведении проверок и ревизий незамедлительно.

http://base.garant.ru/10164358/94f5bf092e8d98af576ee351987de4f0/

Постановление об освобождении лица, незаконно подвергнутого административному задержанию (Книга под общ. ред. Буксмана А.Э., Капинус О.С. Образцы документов прокурорской практики: практич. пособие. — «Издательство Юрайт», 2014 г.)

Постановление
об освобождении лица, незаконно подвергнутого административному задержанию

15 ноября 2012 г.

Заместитель прокурора Энского района Энской области, младший советник юстиции Иванов С.Ю., рассмотрев материалы дела об административном правонарушении, предусмотренном ст. 20.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее — КоАП РФ), в отношении Михайлова Александра Владимировича,

На основании протокола об административном задержании от 15.11.2012 N 567 гр-н Михайлов А.В. 1970 года рождения, проживающий (указывается адрес), задержан в 14 ч 30 мин. 15.11.2012 за совершение правонарушения, предусмотренного ст. 20.21 КоАП РФ, то есть появление в общественном месте в состоянии опьянения, оскорбляющем человеческое достоинство и общественную нравственность. Михайлов А.В. помещен и содержится до настоящего времени в комнате содержания административно задержанных лиц (далее — КСАЗЛ) ОВД по Энскому району.

В силу ч. 1 ст. 22 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на свободу и личную неприкосновенность. В соответствии со ст. 27.3 КоАП РФ административное задержание, то есть кратковременное ограничение свободы физического лица, может быть применено в исключительных случаях, если это необходимо для обеспечения правильного и своевременного рассмотрения дела об административном правонарушении, исполнения постановления по делу об административном правонарушении.

Изучение материалов дела об административных правонарушениях показало, что данных, подтверждающих факт совершения Михайловым А.В. данного административного правонарушения, не имеется, медицинское освидетельствование задержанного не производилось.

В нарушение требований закона в ходе производства по делу об административном правонарушении исключительных обстоятельств, свидетельствующих о необходимости административного задержания указанного гражданина на срок более трех часов, не установлено, что свидетельствует о неправомерном превышении срока административного задержания.

Оснований полагать, что освобождение задержанного Михайлова А.В. воспрепятствует обеспечению правильного и своевременного рассмотрения данного дела об административном правонарушении, исполнению постановления по делу об административном правонарушении, не имеется.

Читайте так же:  Административная ответственность за земельные правонарушения

При таких обстоятельствах задержание гр-на Михайлова А.В. и содержание в настоящее время в КСАЗЛ ОВД по Энскому району является незаконным.

В соответствии с п. 2 ст. 1, п. 1 ст. 21 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» (далее — Закон о прокуратуре) прокуратура Российской Федерации в целях обеспечения верховенства закона, единства и укрепления законности, защиты прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства осуществляет надзор за исполнением законов федеральными органами исполнительной власти и их должностными лицами.

Согласно п. 3 ст. 22 Закона о прокуратуре прокурор или его заместитель освобождает своим постановлением лиц, незаконно подвергнутых административному задержанию на основании решений несудебных органов.

В соответствии со ст. 6 Закона о прокуратуре требования прокурора, вытекающие из его полномочий, перечисленных в ст. 22 указанного законодательного акта, подлежат безусловному исполнению в установленный срок.

На основании изложенного и руководствуясь п. 3 ст. 22 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации»,

1. Освободить из КСАЗЛ ОВД по Энскому району Михайлова Александра Владимировича 1970 года рождения.

2. Копию настоящего постановления направить начальнику ОВД по Энскому району Энской области.

Заместитель прокурора
района младший советник юстиции

Постановление мне вручено

«__» _______ 20 ___ г.

Должностное лицо органа, осуществившего
административное задержание

Копия настоящего постановления
мне вручена

«__» _______ 20 __ г.

Актуальная версия заинтересовавшего Вас документа доступна только в коммерческой версии системы ГАРАНТ. Вы можете приобрести документ за 75 рублей или получить полный доступ к системе ГАРАНТ бесплатно на 3 дня.

Купить документ Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

Постановление об освобождении лица, незаконно подвергнутого административному задержанию (Книга под общ. ред. Буксмана А.Э., Капинус О.С. Образцы документов прокурорской практики: практич. пособие. — «Издательство Юрайт», 2014 г.)

Извлечение из книги под общ. ред. Буксмана А.Э., Капинус О.С. Образцы документов прокурорской практики: практич. пособие. — «Издательство Юрайт», 2014 г.

http://base.garant.ru/57570402/

При выявлении лиц подвергнутых административному задержанию прокурор

106. Прокурорский надзор.
надзор за точным и единообразным исполнением действующего законодательства

107. Прокуроры вправе предъявить иски в порядке гражданского судопроизводства в защиту:
только физических лиц

108. Протест прокурора на незаконное судебное решение по гражданскому делу подлежит обязательному рассмотрению:
в сроки, установленные соответствующим процессуальным кодексом

109. Протест прокурора на принятие незаконного правового акта означает _______ о приведении его в соответствие с законом.
требование

110. Работников научных и образовательных учреждений Генеральной прокуратуры РФ, имеющих классные чины, относят к:
прокурорским работникам

111. Расследованием преступлений в прокуратуре непосредственно занимаются:
следователи прокуратуры

112. Реализуя пресечение фактов незаконного применения к гражданам административного задержания, штрафов и иных мер административной ответственности, прокурор вправе.
освобождать своим постановлением лиц, необоснованно подвергнутых административному задержанию на основании решений несудебных органов

113. Реализуя свои полномочия по надзору за исполнением законов, прокурор вправе без каких-либо ограничений знакомиться с материалами, имеющими гриф:
«для служебного пользования»

114. Регламентированная законом деятельность прокуратуры, направленная на выявление нарушений нормативных предписаний и принятие мер по их устранению, именуется:
прокурорским надзором

115. Режим особых условий в исправительных учреждениях вводится по:
согласованию с прокурором субъекта Федерации

116. Самостоятельной функцией деятельности прокуратуры является координация деятельности правоохранительных органов по борьбе:
с преступностью

117. Систему прокуратуры Российской Федерации составляют:
Генеральная прокуратура РФ, прокуратуры субъектов РФ, приравненные к ним военные и другие специализированные прокуратуры, научные и образовательные учреждения, редакции печатных изданий, являющиеся юридическими лицами, а также прокуратуры городов и районов, другие территориальные, военные и иные специализированные прокуратуры

118. Следователь и дознаватель _______ обязаны направлять прокурору копию постановления об отказе в возбуждении уголовного дела.
в течение 24 часов

119. Создание и деятельность на территории РФ органов прокуратуры, не входящих в единую систему прокуратуры РФ:
не допускаются

120. Средства прокурорского реагирования на нарушения законов подразделяются на:
общие и специальные

http://oltest.ru/tests/gosudarstvo_i_pravo/prokurorskiy_nadzor/voprosy/8/

Методика проведения проверок законности содержания лиц, арестованных в административном порядке. Меры, применяемые прокурором по выявленным нарушениям закона

Конкретной методики (по пунктам) не нашел, т.к.:

«Методика охватывает комплекс (систему) методов и при­емов, которые прокурор может применить в целях достиже­ния той или иной задачи. При этом следует иметь в виду, что методы и приемы носят, как правило, не обязательный, а ре­комендательный характер. Поэтому их нередко называют рекомендациями.

Методика в значительной мере носит индивидуальный, творческий характер. Здесь в полную меру проявляются способности прокурора (умственные, профессиональные), черты его характера. Иными словами, здесь проявляется творческий поиск прокурора. Очень многое зависит от опы­та работы прокурорского работника, от его инициативности и активности» (Прокурорский надзор: Учебник / Винокуров Ю.Е. и др.; Под общ. ред. Ю.Е. Винокурова. — 6-е изд., перераб. и доп. — М.: Высшее образование, 2005. — 460 с. — (Основы наук). С. 113-115).

Выкладываю то, на что необходимо обратить внимание.

Ст. 3.9 КоАП определяет, что административный арест заключается в содержании нарушителя в условиях изоляции от общества и устанавливается на срок

Административный арест назначается судьей.

Читайте так же:  Как обжаловать административный арест

Административный арест устанавливается и назначается лишь в исключительных случаях за отдельные виды административных правонарушений и не может применяться

    1. к беременным женщинам,
    2. женщинам, имеющим детей в возрасте до четырнадцати лет,
    3. лицам, не достигшим возраста восемнадцати лет,
    4. инвалидам I и II групп,
    5. военнослужащим, гражданам, призванным на военные сборы, а также
    6. имеющим специальные звания сотрудникам органов внутренних дел, органов и учреждений уголовно-исполнительной системы, Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органов.

Срок административного задержания включается в срок административного ареста.

Надзор за исполнением законов администрациями орга­нов и учреждений, исполняющих наказание и применяющих назначаемые судом меры принудительного характера, адми­нистрациями мест содержания задержанных и заключенных под стражу выделен в ст. 1ФЗ «О прокуратуре РФ» в качестве самостоятельного направления деятельности прокуратуры. Лица, задержан­ные, арестованные, ограниченные и лишенные свободы, имеют меньше возможности предпринимать доступные всем гражданам меры для защиты своих прав и интересов, поэтому надзорная деятельность прокурора выступает в ка­честве гарантии их охраны.

Видео (кликните для воспроизведения).

Администрации органов и учреждений, исполняющих наказание, и назначаемые судом меры принудительного ха­рактера, администрации мест содержания задержанных и заключенных под стражу обязаны выполнять постановле­ния и требования прокурора относительно соблюдения правил отбывания наказания и порядка содержания под стражей, предусмотренных уголовно-исполнительным за­конодательством, Федеральным законом от 15 июля 1995 г. № 103-ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» и иными зако­нодательными актами. Нарушения законности устраняют­ся сразу после их обнаружения.

Цель проверки законности содержания лиц, арестованных в административном порядке, — обеспечение гуманных усло­вий содержания, соответствующих минимальным стандарт­ным правилам обращения с заключенными, достигается путем выявления фактов:

    • унижения человеческого достоинства,
    • произ­вола, жестокого обращения по отношению к осужденным и заключенным со стороны работников учреждений и органов, исполняющих уголовные наказания,
    • необоснованного водво­рения в штрафные помещения, .

К предмету надзо­ра относятся:

    1. законность нахождения лиц в местах содержания задержанных (только по решению суда);
    2. соблюдение уста­новленных законодательством Российской Федерации прав и обязанностей задержанных, заключенных под стражу, лиц, подвергнутых мерам принудительного характера, порядка и условий их содержания.

Под законностью нахождения лиц в местах содержа­ния задержанных, предварительного заключения, исправительных, иных органах и учреждениях, исполня­ющих наказание, и меры принудительного характера, назна­чаемые судом, в более широком смысле следует понимать:

    • законность помещения в эти места, учреждения и органы;
    • законность содержания в них;
    • соблюдение сроков содержа­ния;
    • законность освобождения.

Проверяя соблюдение сроков нахождения лиц в исправи­тельных и иных органах и учреждениях, исполняющих на­казание, и меры принудительного характера, назначаемые судом, прокурор учитывает сроки, указанные в приговорах и определениях судов.

При решении вопроса о законности освобождения от от­бывания наказания прокурор проверяет наличие предусмот­ренных законом оснований для освобождения (ст. 172 УИК РФ).

Отнесение к предмету прокурорского надзора соблюде­ния прав и обязанностей задержанных, заключенных под стражу, осужденных лиц, подвергнутых мерам прину­дительного характера, свидетельствует об усилении в совре­менных условиях правозащитной функции прокуратуры. Эти лица остаются гражданами РФ и наделены правами и обязанностями, предусмотренными Конституцией РФ, с от­дельными ограничениями, строго регламентированными за­конодательством.

Иностранные граждане и лица без гражданства пользу­ются правами и несут обязанности, которые установлены международными договорами, подписанными Российской Федерацией, законодательством РФ о правовом положении иностранных граждан и лиц без гражданства с изъятиями и ограничениями, предусмотренными уголовным, уголовно-исполнительным и иным законодательством РФ.

Наделение прокурора полномочием требовать от адми­нистрации органов и учреждений, исполняющих наказание, и назначаемые судом меры принудительного характера, ад­министрации мест содержания задержанных и заключен­ных под стражу, создания условий, обеспечивающих права задержанных, заключенных под стражу, осужденных и лиц, подвергнутых мерам принудительного характера — одна из характерных особенностей надзора на рассматриваемом на­правлении прокурорской деятельности. Сущность этих требований прокурора заключается в следующем:

    1. прокурор может требовать от администра­ции указанных органов и учреждений соблюдения правил режима и условий содержания и других условий, исходя из тех вопросов, которые входят в предмет прокурорского надзора;
    2. прокурор может, исходя из конкретной ситу­ации, установить время для исполнения своих требований;
    3. эти требования подлежат обязательному ис­полнению администрацией;
    4. обжалование администрацией требова­ний прокурора не приостанавливает их исполнение;
    5. хотя законом и не установлена форма требо­ваний прокурора (они могут быть выражены как в устной, так и письменной форме), целесообразно в целях возможно­сти контролирования облекать их в письменную форму.

Прокурор вправе проверять соответствие законода­тельству РФ правовых актов — приказов, распоряжений, постановлений администрации органов и учреждений.

Прокурор проверяет соответствие закону правовых ак­тов, относящихся к деятельности учреждений и органов, вопросы которой входят в предмет прокурорского надзора. Это прежде всего приказы, распоряжения и постановления, в которых регламентируется порядок и условия содержания задержанных, арестованных, осужденных и лиц, подвергну­тых мерам принудительного характера, привлечение осуж­денных к общественно полезному труду, получение общего образования, профессиональной подготовки и другие.

Прокурор вправе, как и по другим направлениям надзор­ной деятельности, требовать объяснения от должностных лиц. Он может требовать объяснения по любому проверя­емому вопросу о нарушениях законности в деятельности ад­министрации. Форма объяснения в законе не предусмотрена, а поэтому прокурор вправе сам определить, исходя из конкретной ситуации, какую форму (устную или письмен­ную) следует использовать. Получение объяснений позволя­ет прокурору выяснить причины и условия, способству­ющие нарушениям закона, а следовательно, использовать более эффективные средства по их устранению.

Меры, применяемые прокурором по выявленным нарушениям закона

Одним из основных средств реагирования прокурора на выявленные нарушения законов является протест . Протест приносится во всех случаях выявления противоречащих за­кону приказов, распоряжений, постановлений администра­ции органов и учреждений, указанных в ст. 32 Закона о про­куратуре. В протесте заключается требование о приведении в соответствие с действующим законодательством приказов, распоряжений и постановлений либо их отмене. Отличи­тельной особенностью принесения протеста на правовые акты администрации указанных учреждений и органов от принесения протеста при осуществлении надзора за испол­нением законов федеральными министерствами и ведом­ствами, представительными (законодательными) и исполни­тельными органами субъектов РФ, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, а также за соответ­ствием законам издаваемых ими правовых актов является приостановление действия опротестованного акта админис­трацией учреждения.

Читайте так же:  Нарушение тишины кто составляет протокол

Важным средством реагирования прокурора на устране­ние выявленных нарушений законов является представле­ние прокурора . В представлении указываются также причи­ны выявленных нарушений законности и условия, им способствующие, и высказывается требование прокурора об их устранении. В представлении прокурор может поста­вить вопрос о необходимости привлечения к дисциплинар­ной, материальной ответственности конкретных лиц, чья деятельность привела к нарушениям законов (при отсут­ствии признаков преступления или административного про­ступка).

Согласно ст. 22 ФЗ «О прокуратуре РФ» прокурор или его заместитель при осуществлении возложенных на него функций по надзору за исполнением законов в случае установления факта нарушения закона органами и должностными лицами, указанными в п. 1 ст. 21 ФЗ, вправе освободить своим постановлением лиц, незаконно подвергнутых административному задержанию на основании решений несудебных органов.

При обнаружении в ходе проверок лиц, незаконно подверг­нутых административному задержанию или аресту несудеб­ными органами, прокурор принимает незамедлительные меры к их освобождению путем вынесения мотивированного постановления об освобождении из-под стражи лица, аре­стованного в административном порядке.

Без законных оснований административное задержание или арест будет в случаях

    1. отсутствия оформленных в соответствии с установленными правилами документов (постановлений, приговоров, определений) либо
    2. истечения сроков задержания, ареста, наказания или применения меры принудительного характера.

Порядок освобождения осужден­ных к ограничению свободы, аресту и лишению свободы определен в ст. 173 УИК РФ.

http://jurkom74.ru/ucheba/metodika-provedeniya-proverok-zakonnosti-soderzhaniya-lits-arestovannich-v-administrativnom-poryadke-meri-primenyaemie-prokurorom-po-viyavlennim-narusheniyam-zakona

Статья 27.3. КоАП РФ. Административное задержание

Ст 27.3 КоАП РФ с комментариями и изменениями 2019-2020 года

1. Административное задержание, то есть кратковременное ограничение свободы физического лица, может быть применено в исключительных случаях, если это необходимо для обеспечения правильного и своевременного рассмотрения дела об административном правонарушении, исполнения постановления по делу об административном правонарушении. Административное задержание вправе осуществлять:

2. Перечень лиц, уполномоченных осуществлять административное задержание в соответствии с частью 1 настоящей статьи, устанавливается соответствующим федеральным органом исполнительной власти.

3. По просьбе задержанного лица о месте его нахождения в кратчайший срок уведомляются родственники, администрация по месту его работы (учебы), а также защитник.

4. Об административном задержании несовершеннолетнего в обязательном порядке уведомляются его родители или иные законные представители.

4.1. Об административном задержании военнослужащего или гражданина, призванного на военные сборы, незамедлительно уведомляется военная полиция Вооруженных Сил Российской Федерации или воинская часть, в которой задержанный проходит военную службу (военные сборы), а об административном задержании иного лица, указанного в части 1 статьи 2.5 настоящего Кодекса, — орган или учреждение, в котором задержанный проходит службу.

4.2. Об административном задержании члена общественной наблюдательной комиссии, образованной в соответствии с законодательством Российской Федерации, незамедлительно уведомляются секретарь Общественной палаты Российской Федерации и соответствующая общественная наблюдательная комиссия.

5. Задержанному лицу разъясняются его права и обязанности, предусмотренные настоящим Кодексом, о чем делается соответствующая запись в протоколе об административном задержании.

Комментарий к статье 27.3. КоАП РФ:

1. Под административным задержанием понимается принудительное кратковременное ограничение свободы физического лица, совершившего административное правонарушение. Административное задержание — неотложное действие компетентного должностного лица, обеспечивающее борьбу с административными правонарушениями. Оно применяется в исключительных случаях в целях, предусмотренных настоящим Кодексом.

2. Юридическая природа административного задержания, как и любой иной принудительной меры, определяется целями, достижению которых служит данный правовой институт.

Административное задержание применяется с целью пресечения административного правонарушения, установления личности нарушителя, составления протокола об административном правонарушении при невозможности его составления на месте выявления административного правонарушения, обеспечения своевременного и правильного рассмотрения дела об административном правонарушении и исполнения принятого по делу постановления (ст. 27.1 Кодекса) в качестве принудительной меры обеспечения производства по делам об административных правонарушениях. Срок административного задержания лица исчисляется с момента его доставления, а лица, находящегося в состоянии опьянения, — со времени его вытрезвления (ч. 4 ст. 27.5).

3. Конституция РФ, провозгласив и закрепив основные права и свободы граждан, большое внимание уделяет гарантиям неприкосновенности личности (ст. 22). В Российской Федерации никто не может быть подвергнут задержанию, кроме как в случаях, прямо предусмотренных законом.

4. Административное задержание может иметь место только при наличии достаточных данных, указывающих на событие административного правонарушения.

5. Административное задержание также не допускается:

  • а) при наличии возможности на месте совершения правонарушения установить личность нарушителя и обстоятельства происшествия, составить протокол об административном правонарушении;
  • б) при наличии основания для назначения административного наказания в виде предупреждения или штрафа на месте совершения административного правонарушения (см. ст. 28.6).

6. Административному задержанию не подлежат совершившие правонарушение иностранные граждане, пользующиеся дипломатической неприкосновенностью и предъявившие в подтверждение этого дипломатический паспорт, дипломатическую или консульскую карточку или служебное удостоверение личности.

Как правило, не подвергаются административному задержанию военнослужащие. Однако при отсутствии военных патрулей военнослужащие могут быть задержаны для немедленной передачи их и материалов о правонарушениях военным комендантам, командирам воинских частей или военным комиссарам.

Читайте так же:  Виды административного наказания военнослужащих

В силу своего правового статуса не подлежат административному задержанию: члены Совета Федерации и депутаты Государственной Думы (ст. 19 Федерального закона от 8 мая 1994 г. N 3-ФЗ «О статусе члена Совета Федерации и депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» (с изм. и доп.)); депутаты законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации, неприкосновенность которых, однако, не распространяется на действия депутата, не связанные с осуществлением им своих полномочий (ст. 13 Федерального закона от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» (с изм. и доп.); без согласия прокурора субъекта РФ — депутаты, члены выборных органов местного самоуправления, выборные должностные лица местного самоуправления на территории муниципального образования (ст. 18 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (с изм. и доп.)) и некоторые другие категории граждан РФ в случаях, прямо предусмотренных федеральными законами.

7. Иностранные граждане, не пользующиеся дипломатическим иммунитетом, лица без гражданства в случае совершения ими правонарушения могут быть подвергнуты административному задержанию на общих основаниях.

8. Задержанное лицо имеет право потребовать у должностных лиц, задержавших его, сообщить в кратчайший срок о месте своего нахождения родственникам, администрации по месту работы или учебы, а также защитнику. Административное задержание несовершеннолетних, за исключением случаев, не терпящих отлагательства, осуществляется в дневное время. Если при административном задержании несовершеннолетнего отсутствуют родители или иные законные представители, они в обязательном порядке уведомляются о местонахождении несовершеннолетнего органом, в производстве которого находится дело.

Кроме того, установлено правило, согласно которому об административном задержании военнослужащего или гражданина, призванного на военные сборы, незамедлительно уведомляется военная комендатура или соответствующая воинская часть. Об административном задержании члена общественной наблюдательной комиссии незамедлительно уведомляются секретарь Общественной палаты РФ и соответствующая комиссия (ч. ч. 4.1 и 4.2 комментируемой статьи).

9. Задержанному лицу разъясняются его права и обязанности в соответствии со ст. 25.1 Кодекса, о чем производится запись в протоколе об административном задержании.

Порядок деятельности соответствующих должностных лиц по оформлению административного задержания лица, доставленного в дежурную часть органа внутренних дел, определен Наставлением, утвержденным Приказом МВД России от 1 апреля 2009 г. N 248 (п. п. 18 и 19 Наставления).

10. Перечень должностных лиц, уполномоченных осуществлять административное задержание в соответствии с ч. 1 комментируемой статьи, устанавливается соответствующим федеральным органом исполнительной власти. Вместе с тем следует учитывать, что полиции в соответствии со ст. 13 Федерального закона от 7 февраля 2011 г. N 3-ФЗ «О полиции» предоставлено право осуществлять административное задержание.

11. Полномочия должностных лиц органов внутренних дел (полиции) по осуществлению административного задержания при выявлении любых административных правонарушений в случае обращения к ним должностных лиц иных государственных органов, уполномоченных составлять протоколы о соответствующих административных правонарушениях, корреспондируют таким же их полномочиям по доставлению физического лица (см. комментарий к ст. 27.2 Кодекса).

12. Следует иметь в виду, что в соответствии со ст. 22 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» прокурор или его заместитель в случае установления факта нарушения закона органами и должностными лицами освобождает своим постановлением лиц, незаконно подвергнутых административному задержанию на основании решений несудебных органов. Неправомерное административное задержание обжалуется физическим лицом в порядке, предусмотренном законодательством (см. гл. 25 ГПК РФ).

13. В Постановлении Конституционного Суда РФ от 16 июня 2009 г. N 9-П по делу о проверке конституционности ряда положений ст. ст. 24.5, 27.1, 27.3, 27.5 и 30.1 КоАП РФ в связи с жалобами граждан (РГ. 2009. 3 июля) определены критерии административного задержания и подчеркнуто право гражданина обжаловать соответствующие действия должностного лица, в том числе и тогда, когда производство по делу прекращено по основаниям, предусмотренным ст. 24.5, в частности, в связи с истечением срока давности привлечения лица к административной ответственности.

http://koap-kodeks.ru/st-27.3-koap-rf

Полномочия прокурора, направленные на устранение выявленных нарушений.

Полномочия прокурора по устранению нарушений закона представляют собой систему правовых средств, используемых прокурором для пресечения правонарушений, восстановления законности, ликвидации вызванных нарушениями закона негативных последствий.

Эффективными средствами устранения нарушений закона являются возбуждение уголовного дела и возбуждение производства об административном правонарушении. Уголовное дело возбуждается прокурором при наличии данных, указывающих на присутствие в имеющихся у него материалах признаков преступления. Решение о возбуждении уголовного дела оформляется постановлением прокурора. Уголовное дело, возбужденное прокурором, направляется по подследственности органу расследования преступлений для производства дознания или предварительного следствия либо принимается к производству самим прокурором.

Дело об административном правонарушении прокурором возбуждается при наличии достаточных данных, подтверждающих совершение административного проступка. При этом в обязательном порядке проверяется отсутствие обстоятельств, препятствующих привлечению к административной ответственности таких как: недостижение лицом шестнадцатилетнего возраста, истечение сроков давности привлечения к административной ответственности и др.. О возбуждении производства об административном правонарушении прокурор выносит постановление которое направляется судье, в орган, должностному лицу, уполномоченным рассматривать дело об административном правонарушении в течении суток с момента вынесения постановления об административном правонарушении. По делам о правонарушениях, совершение которых влечет административный арест, постановление передается на рассмотрение судье немедленно после его вынесения. Прокурор в праве участвовать в рассмотрении дела об административном правонарушении, приносить протест на постановление по делу об административном правонарушении независимо от участия в деле, а также совершать иные предусмотренные законом действия.

Читайте так же:  Заявление на обжалование постановления судебного пристава образец

Следующим полномочием является требование прокурора привлечения лиц, нарушивших закон, к иной установленной законом ответственности. Это полномочие прокурора применяется в случаях выявления правонарушений менее опасных, нежели преступления или административные правонарушения. Обычно это дисциплинарные проступки или нарушения гражданского законодательства, повлекшие материальный ущерб.

В таких случаях прокурор может потребовать принятия соответствующих мер от должностных лиц, в чью компетенцию входит наложение на виновных мер дисциплинарного взыскания, либо принятия мер к возмещению материального ущерба, предусмотренных соответствующими нормами трудового или гражданского законодательства.

Особым видом полномочий, является освобождение лиц незаконно подвергнутых административному задержанию на основании решения несудебных органов. Применение административного задержания является важной мерой обеспечения производства по делам об административных нарушениях. Вместе с тем применение этой меры ограничивает важнейшее конституционное право человека и гражданина — право на свободу и личную неприкосновенность. В связи с этим данное полномочие прокурора, имеет чрезвычайно важное не только правовое, но и политическое значение.

При применении данного полномочия прокурор обязательно проверяет правомочность органа, осуществившего задержание. Каждый из указанных в законе органов при осуществлении административного задержания действует в пределах, определенных законом подведомственности и компетенции.

Важно подчеркнуть, что применение этого полномочия распространяется только на решения об административном задержании несудебных органов.

Необходимым условием законности административного задержания является соблюдение сроков задержания. Его продолжительность по общему правилу не может превышать 3-х часов. В исключительных случаях, срок может быть более продолжительным, в этом случае прокурор должен быть уведомлен в течение 24 часов.

При установлении нарушений прокурор выносит постановление об освобождении незаконно задержанных, которое подлежит незамедлительному исполнению. В случае необходимости прокурор может принять должные меры к наказанию виновных в незаконном задержании.

Одним из основных полномочий по устранению нарушений закона является право опротестования противоречащих закону правовых актов. Примечательно, что данное полномочие было свойственно прокуратуре с момента её возникновения. Прямое указание на наличие данного полномочия прокурор, а содержится еще в Указе Петра 1 «О должности генерал-прокурора» от 27 апреля 1722 г Прокурорский надзор в Российской Федерации: Учебник / Под ред. А.А. Чувилева. М.: «Юристъ» 2000. С. 137..

Принесение протеста следует рассматривать не только как право, но и как обязанность прокурора. Во всех случаях выявления противоречащих закону правовых актов прокурор не должен уклоняться от реагирования на них.

Данное полномочие прокурора применяется в тех случаях, когда в процессе осуществления надзора за соответствием законам правовых актов, издаваемых органами или должностными лицами, выявляются приказы, распоряжения, постановления и иные акты, полностью или частично не соответствующие Конституции РФ, конституциям и уставам субъектов РФ, федеральным законам или законам субъектов РФ.

Рассматриваемое полномочие состоит в требовании прокурора полностью или частично отменить противоречащие закону акты.

Это требование обращается, как правило, к должностному лицу или органу издавшему (принявшему) незаконный акт. В зависимости от конкретных обстоятельств, например, неисполнения требований, прокурор может обратиться с этим требованием к вышестоящему органу или должностному лицу, в чью компетенцию входит отмена такого акта.

В необходимых случаях прокурор, реализуя данное полномочие, может обратиться в суд общей юрисдикции или арбитражный суд с требованием о признании не соответствующих закону актов недействительными. Такая форма реализации рассматриваемого полномочия прокурора появилась сравнительно недавно и служит наглядным подтверждением укрепления судебной власти в Российской Федерации.

Исключением из этого правила является ограничение права прокурора на обращение, в суд общей юрисдикции с требованием о признании законов субъектов Российской Федерации недействительными. Применение рассматриваемого полномочия прокурора возможно только относительно актов, издаваемых органами и должностными лицами являющимися объектами надзора за исполнением законов в соответствии с Законом о прокуратуре Становление правового государства и функции прокуратуры («круглый стол») // Государство и право . 1996. №5. С.2-29..

Прокурор может опротестовывать правовые акты, издаваемые и другими органами, например, судебными, исполняющими наказания и др. Однако эти полномочия относятся к другим отраслям прокурорского надзора.

Полномочие по внесению представлений об устранении нарушений закона, означает право и обязанность прокурора требовать устранения выявленных в процессе осуществления надзора фактов нарушения закона. Под нарушениями закона в этом случае понимается неисполнение или ненадлежащее исполнение требований закона органами, организациями или их должностными лицами, перечисленными в п. 1 ст.21 Закона о прокуратуре. Характер нарушения закона каждый раз определяется содержанием требований конкретного закона (нормы гражданского, финансового, налогового законодательства, законодательства о приватизации, экологического и т.д.). Эти требования могут быть изложены непосредственно в Конституции РФ, конституциях или уставах субъектов РФ, федеральных законах или законах субъектов РФ. Однако каждый раз эти нарушения закона должны иметь достаточно существенный характер, то есть причинять или создавать реальную угрозу, интересам граждан, общества или государства.

С требованием об устранении нарушений закона прокурор может обратиться к тем органам, организациям, учреждениям или должностным лицам, которые имеют право и возможность устранить выявленные нарушения закона. В их числе могут быть только те объекты, исполнение законов которыми входит в предмет прокурорского надзора.

Видео (кликните для воспроизведения).

http://vuzlit.ru/1395375/polnomochiya_prokurora_napravlennye_ustranenie_vyyavlennyh_narusheniy

При выявлении лиц подвергнутых административному задержанию прокурор
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here