Правовое регулирование административных правонарушений

Полезное по теме: "Правовое регулирование административных правонарушений" от специалистов простым языком. Если необходимо уточнить актуальность на 2020 год, а также задать вопрос, то обращайтесь к дежурному юристу.

Правовые основы регулирования административных правонарушений

Сущность административного правонарушения, значение термина. Понятие правовых основ регулирования административных правонарушений. Анализ развития законодательства Российской Федерации в сфере административных правонарушений и ответственности за них.

Рубрика Государство и право
Вид контрольная работа
Язык русский
Дата добавления 07.09.2010
Размер файла 40,1 K

Соглашение об использовании материалов сайта

Просим использовать работы, опубликованные на сайте, исключительно в личных целях. Публикация материалов на других сайтах запрещена.
Данная работа (и все другие) доступна для скачивания совершенно бесплатно. Мысленно можете поблагодарить ее автора и коллектив сайта.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Подобные документы

Нормативно-правовая характеристика правонарушений в области связи и информации. Анализ административных правонарушений в области связи и информации, судебная практика, основные предложения по совершенствованию административного законодательства.

курсовая работа [111,1 K], добавлен 06.01.2017

Описание и анализ правовых, организационных и тактических основ предупреждения органами внутренних дел преступлений и административных правонарушений в сфере охраны окружающей среды. Приоритеты государства, сформированные в Экологической доктрине РФ.

реферат [38,1 K], добавлен 10.06.2011

Классификация административных правонарушений в сфере оборота оружия. Понятие и содержание административных наказаний и ответственности за нарушение правил оборота оружия. Производство по делам об административных правонарушениях в сфере оборота оружия.

дипломная работа [101,6 K], добавлен 09.02.2011

Основания административной ответственности. Признаки административного правонарушения. Процессуальные основания административной ответственности. Субъекты административных правонарушений. Законодательство об административных правонарушениях.

контрольная работа [28,8 K], добавлен 26.11.2006

Определение административного правонарушения. Способы совершения правонарушения. Принцип вменяемости виновного субъекта административного правонарушения. Основа классификации административных правонарушений. Условия привлечения к ответственности.

курсовая работа [53,0 K], добавлен 06.03.2014

Отличия административных правонарушений от сходных правовых явлений. Классификация административных наказаний и их применение. Виды юридической ответственности. Понятие и порядок применения основных и дополнительных наказаний. Основная цель санкций.

КОНСУЛЬТАЦИЯ ЮРИСТА


УЗНАЙТЕ, КАК РЕШИТЬ ИМЕННО ВАШУ ПРОБЛЕМУ — ПОЗВОНИТЕ ПРЯМО СЕЙЧАС

8 800 350 84 37

курсовая работа [59,9 K], добавлен 17.10.2014

Понятие и основные признаки административного правонарушения и административной ответственности. Понятие административных взысканий и их наложение. Производство по отдельным видам административных правонарушений.

дипломная работа [47,6 K], добавлен 03.12.2003

Общая характеристика, понятия и анализ административных правонарушений в области дорожного движения. Предложения и рекомендации по совершенствованию законодательства об административной ответственности за нарушения безопасности дорожного движения.

курсовая работа [56,1 K], добавлен 06.01.2017

Характеристика выявления административных правонарушений при проведении таможенного контроля. Основные черты таможенного контроля. Обнаружение достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения. Порядок возбуждения дела.

дипломная работа [256,8 K], добавлен 06.09.2015

Изучение вопросов организации деятельности органов внутренних дел Российской Федерации по предупреждению преступлений и административных правонарушений несовершеннолетних. Составление плана виктимологических мероприятий по предупреждению преступлений.

контрольная работа [105,0 K], добавлен 04.11.2015

Административно-процессуальное право

Производство по делам об административных правонарушениях: понятие, виды, правовое регулирование

Понятие, виды и правовое регулирование производства по делам об административных правонарушениях

Производство по делам об административных правонарушениях — это процесс, который состоит из последовательности процедур по рассмотрению административных дел, вынесению и исполнению решений по ним.

Задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.

Содержание производства по делам об административных правонарушениях . Как институт административно-процессуального права производство по делам об административных правонарушениях включает в себя следующие нормы:

Таким образом, производство по делам об административных правонарушениях делится на:

  • процедурную стадию, т.е. совокупность процессуальных действий, предшествующих наложению административного наказания на правонарушителя уполномоченным органом и
  • исполнительную стадию, которая представляет собой производство по наложению того или иного вида административного наказания и производство по исполнению постановления суда в части возмещения имущественного ущерба.

Правонарушитель несет административную ответственность имущественного характера.

  • в соответствии со ст. 3.5 Кодекса об административных правонарушениях, которой предусмотрена материальная ответственность в виде выплаты штрафа (денежного взыскания);
  • в соответствии со ст. 4.7 Кодекса об административных правонарушениях, которой предусмотрено возмещение имущественного ущерба и морального вреда, причиненных административным правонарушением.

Статья 4.7. Возмещение имущественного ущерба и морального вреда, причиненных административным правонарушением.

1. Судья, рассматривая дело об административном правонарушении, вправе при отсутствии спора о возмещении имущественного ущерба одновременно с назначением административного наказания решить вопрос о возмещении имущественного ущерба.

Споры о возмещении имущественного ущерба разрешаются судом в порядке гражданского судопроизводства.

2. По делу об административном правонарушении, рассматриваемому иным и уполномоченными органом или должностным лицом, спор о возмещении имущественного ущерба разрешается судом в порядке гражданского судопроизводства.

Читайте так же:  Что грозит должнику за неисполнение решения суда

3. Споры о возмещении морального вреда, причиненного административным правонарушением, рассматриваются судом в порядке гражданского судопроизводства.

Административное производство и гражданский процесс . Административное производство связано с отношениями, регулируемыми публично-правовыми нормами, но затрагивает и гражданско-правовые отношения, если имеет место:

  • спор о возмещении морального вреда, причиненного административным правонарушением, так как он рассматривается судом в порядке гражданского судопроизводства;
  • разрешение имущественного спора, стороной которого является орган исполнительной власти. Так, отношения по поводу распоряжения имуществом государственного или муниципального унитарного предприятия регулируются административным правом, так как собственником имущества такого предприятия является государство;
  • оспаривание административного наказания, обращенного на имущество правонарушителя. При рассмотрении жалобы и принятию по ней решения имеет место гражданское производство по делу, которое возникло из административно-правовых отношений.

Виды производства по делам об административных правонарушениях.

Обычное производство — производство, включающее в полном объеме основные обязательные стадии производства: возбуждение дела, рассмотрение дела, исполнение постановления по делу.

Ускоренное производство — производство без составления протокола об административном правонарушении (ст. 28.6 КоАП).

Статья 28.6. Назначение административного наказания без составления протокола.

4. В случае если при совершении физическим лицом административного правонарушения назначается административное наказание в виде предупреждения или административного штрафа, протокол об административном правонарушении не составляется, а уполномоченным на то должностным лицом на месте совершения административного правонарушения выносится постановление по делу об административном правонарушении о назначении административного наказания в виде предупреждения или административного штрафа в порядке, предусмотренном ст. 29.10 Кодекса (в ней, в частности, говорится, что если при решении вопроса о назначении судьей административного наказания за административное правонарушение одновременно решается вопрос о возмещении имущественного ущерба, то в постановлении по делу об административном правонарушении указываются размер ущерба, подлежащего возмещению, сроки и порядок его возмещения). Копия постановления по делу об административном правонарушении вручается под расписку лицу, в отношении которого оно вынесено, а также потерпевшему по его просьбе.

5. В случае если лицо, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, оспаривает наличие события административного правонарушения и (или) назначенное ему административное наказание, составляется протокол об административном правонарушении.

Особое производство — производство, которое возникает в связи с возбуждением дела прокурором (ст. 28.4 КоАП), либо возбуждения дела в отношении специальных субъектов (ст. 1.4 ч. 2; ст. 2.10 КоАП и др.), либо имеющие факультативные стадии производства по делу: (а) административное расследование (ст. 28.7 КоАП); (б) обжалование или опротестование постановления и решения по делу (гл. 30 КоАП).

В ст. 28.4 указаны дела об административных правонарушениях, возбуждение которых осуществляется прокурором. Это дела, предусмотренные статьями:

5.1. Нарушение права гражданина на ознакомление со списком избирателей, участников референдума;

5.7. Отказ в предоставлении отпуска для участия в выборах, референдуме;

5.21. Несвоевременное перечисление средств избирательным комиссиям, комиссиям референдума, кандидатам, избирательным объединениям, инициативным группам по проведению референдума, иным группам участников референдума;

5.23—5.25. Сокрытие остатков тиражей избирательных бюллетеней, бюллетеней для голосования на референдуме. Нарушение установленного законом порядка подсчета голосов, определения результатов выборов, референдума, порядка составления протокола об итогах голосования с отметкой «Повторный» или «Повторный подсчет голосов». Не предоставление сведений об итогах голосования или о результатах выборов;

5.39. Отказ в предоставлении информации;

5.45. Использование преимуществ должностного или служебного положения в период избирательной кампании, кампании референдума;

5.46. Подделка подписей избирателей, участников референдума;

5.48. Нарушение прав зарегистрированных кандидатов, избирательных объединений, инициативных групп по проведению референдума при выделении площадей для размещения агитационных материалов;

5.52. Невыполнение уполномоченным лицом требований законодательства о выборах об обеспечении кандидатам, избирательным объединениям равных условий для проведения агитационных публичных мероприятий;

5.58—5.63. Нарушение установленного законодательством о выборах и референдумах порядка выдачи открепительного удостоверения и невыполнение требования о его изъятии. Использование заведомо поддельного открепительного удостоверения. Нарушение порядка рассмотрения обращений граждан. Оскорбление. Дискриминация. Нарушение законодательства об организации предоставления государственных и муниципальных услуг;

6.19. Создание юридическим лицом условий для торговли детьми и (или) эксплуатации детей;

6.20. Изготовление юридическим лицом материалов или предметов с порнографическими изображениями несовершеннолетних и оборот таких материалов или предметов;

7.24. Нарушение порядка распоряжения объектом нежилого фонда, находящимся в федеральной собственности;

7.31. Внесение должностным лицом федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление контроля в сфере размещения заказов на поставки товаров. заведомо недостоверных сведений в реестр контрактов, заключенных по итогам размещения заказов, или реестр недобросовестных поставщиков;

12.35. Незаконное ограничение прав на управление транспортным средством и его эксплуатацию;

13.11. Распространение информации о свободных рабочих местах или вакантных должностях, содержащей ограничения дискриминационного характера;

13.14. Разглашение информации с ограниченным доступом;

13.27. Нарушение требований к организации доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления и ее размещению в сети Интернет;

13.28. Нарушение порядка предоставления информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления;

частями 1 и 2 ст. 14.25. Несвоевременное или неточное внесение записей о юридическом лице в Единый государственный реестр юридических лиц или об индивидуальном предпринимателе в Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей. Незаконный отказ в предоставлении или несвоевременное предоставление содержащихся в Едином государственном реестре юридических лиц или индивидуальных предпринимателей сведений и документов лицам, заинтересованным в получении таких сведений и документов;

Читайте так же:  Истечение срока давности совершения преступления

14.35. Нарушение законодательства о государственном кадастровом учете недвижимого имущества и кадастровой деятельности;

частью 1 ст. 15.10. Неисполнение банком или иной кредитной организацией поручения органа государственного внебюджетного фонда о зачислении во вклады граждан сумм государственных пенсий и других выплат;

частью 4 ст. 15.27. Неисполнение организацией, осуществляющей операции с денежными средствами иным имуществом, или ее должностным лицом законодательства о противодействии легализации доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, повлекшее установленные вступившим в законную силу приговором суда легализацию доходов, полученных преступным путем, или финансирование терроризма, если эти действия (бездействие) не содержат уголовно наказуемого деяния;

частью 3 ст. 19.4. Воспрепятствование доступу членов международной инспекционной группы, осуществляющей свою деятельность в соответствии с международным договором Российской Федерации, на объект, подлежащий международному контролю;

19.6.1. Несоблюдение должностными лицами органов государственного контроля (надзора) требований законодательства о государственном контроле (надзоре);

19.9. Нарушение сроков рассмотрения заявлений (ходатайств) о предоставлении земельных участков или водных объектов;

Видео (кликните для воспроизведения).

19.28. Незаконное вознаграждение от имени юридического лица;

19.29. Незаконное привлечение к трудовой деятельности либо к выполнению работ или оказанию услуг государственного или муниципального служащего либо бывшего государственного или муниципального служащего;

19.32. Нарушение законодательства об общественном контроле за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания;

20.26. Самовольное прекращение работы как средство разрешения коллективного или индивидуального трудового спора;

20.28. Организация деятельности общественного или религиозного объединения, в отношении которого принято решение о приостановлении его деятельности;

20.29. Производство и распространение экстремистских материалов

При осуществлении надзора за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации, прокурор также вправе возбудить дело о любом другом административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена настоящим Кодексом или законом субъекта Российской Федерации.

Административное правонарушение: понятие, признаки, состав

Административное правонарушение является фактическим основанием административной ответственности. Определение административное правонарушение дано в ст. 2.1 КоАП РФ. — Это противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое Кодексом РФ об административных правонарушениях или законами субъектов РФ об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Признаки (черты) административного правонарушения – антиобщественная направленность, противоправность, виновность и наказуемость деяния.

1. Деяние это акт волевого поведения, проявляющийся в форме действия либо бездействия.

2. Действие это активное невыполнение правового предписания в виде обязанности или законного требования, нарушение установленного запрета, правила, нормы, стандарта.

3. Бездействие — это пассивное поведение, выражающееся в несовершении лицом тех действий, которые оно должно было и могло совершить в силу лежащих на нем обязанностей.

4. Противоправность. Противоправность деяния заключается в том, что оно нарушает конкретную норму права

5. Виновность. Противоправное деяние для признания его административным правонарушением должно быть совершено виновно, т.е. в форме умысла или неосторожности (ст. 2.2 КоАП РФ) как к самому совершаемому деянию, так и к его последствиям.

6. Наказуемость. Любая ответственность бессмысленна без реакции со стороны государства на противоправное поведение. Административное наказание представляет собой публично-правовую, государственную оценку деяния в качестве административного правонарушения, а лица, его совершившего, как обязанного претерпеть возлагаемые на него ограничения. Наказуемость служит средством, обеспечивающим реализацию административно-правового запрета.

7. Общественная вредность. Безусловно, что каждое административное правонарушение причиняет вред конкретному объекту или создает угрозу причинения такого вреда. Подавляющее большинство юристов именно в этом видят общественную вредность или опасность правонарушения.

Административные правонарушения могут наносить вред тем интересам и объектам, которые закреплены в ст. 1.2 КоАП РФ, т.е. личности, правам и свободам человека и гражданина, здоровью граждан, санитарно-эпидемиологическому благополучию населения, общественной нравственности, окружающей среде, установленному порядку осуществления государственной власти, общественному порядку и общественной безопасности, собственности, законным экономическим интересам физических и юридических лиц, общества и государства.

Под составом административного правонарушения — это установленная правом совокупность признаков, при наличии которых антиобщественное деяние считается административным правонарушением.

Состав административного правонарушения:

— объект правонарушения (общественные отношения, урегулированные нормами права, охраняемые и защищаемые мерами административной ответственности);

— объективная сторона (конкретные действия или бездействие, выразившиеся в нарушении установленных нормами права правил, обладающие антиобщественной направленностью, противоправностью, а также их последствия и причинная связь между совершенным деянием и наступившим результатом);

— субъект правонарушения (физические и юридические лица, способные нести ответственность за совершенные деяния, т.е. обладающие административной деликтоспособностью);

— субъективная сторона (психическое отношение субъекта, являющегося физическим лицом, или субъективное отношение субъекта, являющегося юридическим лицом, к противоправному деянию и его последствиям, то есть вина субъекта.

Только наличие в совокупности всех указанных элементов, закрепленных правовыми нормами, может повлечь административную ответственность.

Составы административных правонарушений могут быть классифицированы по любому из признаков, входящих в них, а также в зависимости от особенностей юридических средств, использованных при их конструировании (составы описательные и бланкетные, однозначные и альтернативные, казуистические и обобщенные).

Читайте так же:  Штрафы по паспортным данным административные

По особенностям конструкции различаются:

1. Материальные составы административных правонарушений, в которых содержится признак наступления вредных материальных последствий противоправного деяния (например, ст. 12.24 КоАП РФ) или описывается действие, обязательно влекущее вредные последствия, хотя последние законом четко не обозначаются (например, ст. 8.6 КоАП РФ);

2. Формальные составы административных правонарушений, в которых нет признака наступления вредных материальных последствий (например, ст. 19.3, 20.4 КоАП РФ); для правонарушений с формальным составом наступление имущественного ущерба не является конструктивным признаком, но учитывается при назначении административного наказания.

В зависимости от степени обобщенияпризнаков административных правонарушений их составы подразделяются следующим образом: казуистичные — как правило, охватывают сравнительно узкую группу деяний (например, ст. 9.7 КоАП РФ); обобщенные — охватывают широкую группу деяний (например, ст. 6.3, ст. 20.1 КоАП РФ).

По признаку субъективной стороны административные правонарушения могут быть поделены на умышленные и неосторожные, а по признаку мотива поведения — на корыстные, совершаемые с целью извлечения доходов, и некорыстные.

Административная ответственность в РФ: понятие, признаки, принципы

Понятие. Административная ответственность — это вид юридической ответственности, который выражается в назначении органом или должностным лицом, наделенным соответствующими полномочиями, административного наказания лицу, совершившему правонарушение.

Признаки:

1. Административная ответственность в большинстве случаев является внесудебной ответственностью. Административные наказания назначаются должностными лицами значительного числа государственных органов системы исполнительной власти или определенными коллегиальными органами во внесудебном порядке, хотя и судьи рассматривают значительное количество таких правонарушений. Все эти органы являются субъектами административной юрисдикции;

2. Административные наказания назначаются должностными лицами правонарушителям, не подчиненным им по службе. По этому признаку административная ответственность отличается от дисциплинарной ответственности, при которой меры взыскания применяются в основном в порядке подчиненности вышестоящим органом или должностным лицом;

3. Поскольку административная ответственность наступает за деяния, менее опасные, чем преступления, то и административные наказания, как правило, менее суровы, чем уголовные наказания;

4. Применение административной ответственности не влечет судимости лица, совершившего правонарушение. Это лицо считается подвергнутым административному наказанию в течение одного года со дня окончания исполнения наказания;

5. Существенной особенностью административной ответственности является то обстоятельство, что субъектом ответственности могут быть не только физические, но и юридические лица. Юридические лица подлежат административной ответственности независимо от места нахождения, организационно-правовых форм, подчиненности, а также других обстоятельств;

6. В отличие от уголовной ответственности, которая устанавливается только федеральным законом (УК РФ), административная ответственность устанавливается КоАП РФ и принимаемыми в соответствии с ним законами субъектов РФ об административных правонарушениях.

Принципы:

1. Принцип законности (лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом. Применение уполномоченными на то органом или должностным лицом административного наказания и мер обеспечения производства по делу об административном правонарушении в связи с административным правонарушением осуществляется в пределах компетенции указанных органа или должностного лица в соответствии с законом);

2. Индивидуализация ответственности (в процессе привлечения к административной ответственности необходимо исследовать весь комплекс факторов, определенных законодательством, избегая шаблонов и стереотипов);

3. Ответственность субъекта права лишь за свои проступки (к административной ответственности привлекается субъект, совершивший административное правонарушение);

4. Ответственность только за виновные деяния (субъект подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, по которым будет доказана его вина, ответственность без вины недопустима);

5. Принцип справедливости (состоит в том, что наказание должно быть соразмерно содеянному);

6. Принцип целесообразности (предполагает соответствие избираемой меры административно-правового воздействия целям административной ответственности);

7. Принцип гуманизма (применение мер ответственности не должно унижать человеческое достоинство, честь и другие естественные права и свободы граждан);

8. Принцип презумпции невиновности (лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, считается невиновным, пока его вина не будет доказана в порядке, предусмотренном КоАП, и установлена вступившим в законную силу постановлением судьи, органа, должностного лица, рассмотревших дело. Лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица;

9. Принцип своевременности (состоит в том, что ответственность за административное правонарушение должна наступать максимально быстро).

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Томилин О.О. Правовое регулирование административной ответственности в субъектах Российской Федерации (Книга «Законодательство субъектов Российской Федерации (теория и практика). Сборник статей/ответственный редактор Дудко И.Г. — Саранск: Типография «Красный Октябрь» 2002 г.)

Правовое регулирование административной ответственности в субъектах
Российской Федерации

Российское законодательство об административной ответственности претерпело значительные изменения за последнее десятилетие. Среди тенденций его развития можно выделить: во-первых, обособление законодательства об административной ответственности юридических лиц (организаций) и законодательства, устанавливающего административную ответственность физических лиц. Принятие нового Кодекса об административных правонарушениях должно устранить это положение. Во-вторых, интенсивно развивается законодательство субъектов Российской Федерации, предусматривающее административную ответственность за совершение правонарушений на их территории. Прежде чем приступить к рассмотрению этих законодательных актов необходимо определить, вправе ли субъекты принимать законы в этой сфере, как соотносятся нормы федеральных актов и актов субъектов, какие из них и в каких случаях обладают приоритетом.

Читайте так же:  Где размещается знак о запрете курения

Субъектами Российской Федерации за последнее десятилетие было принято значительное число законов, в том числе и кодексов, предусматривающих ответственность за совершение административных правонарушений. Активное правотворчество субъектов в этой сфере воспринимается представителями административной науки и практиками неоднозначно. Так, Д.Н. Бахрах, В.Д. Сорокин называют этот процесс одной из причин декодификации отечественного законодательства об административной ответственности, рассматривают его как дестабилизирующий фактор. Другие, в основном представители органов государственной власти субъектов, видят в такой правотворческой деятельности реализацию конституционных положений о разграничении предметов ведения между Федерацией и ее субъектами, самостоятельном осуществлении субъектами государственной власти и правового регулирования.

Обратимся к законодательным актам республик Мордовия, Чувашия, а также Волгоградской, Саратовской и Ульяновской областей, устанавливающим административную ответственность. Необходимо отметить, что уставы ряда субъектов Российской Федерации содержат исходные положения для установления административной ответственности на территории соответствующего субъекта. Так, Устав (Основной Закон) Волгоградской области к компетенции областной Думы относит «установление мер административной ответственности за нарушение законов и иных нормативных актов области» (п.»н» ч.1 ст.27). Схожая норма есть и в Уставе (Основном Законе) Саратовской области — согласно ст. 22 «областная Дума принимает законы и устанавливает правила, предусматривающие административную ответственность». Представляется, что регламентация вопросов административной ответственности на таком высоком уровне правомерна и оправданна, так как определяет ориентиры для регионального законодателя в данной сфере. Конституции Республики Мордовия и Чувашской Республики, а также Устав Ульяновской области лишь повторяют положения Конституции Российской Федерации, относя административное и административно-процессуальное законодательство к совместному ведению Федерации и ее субъектов.

ГАРАНТ:

По-видимому, в тексте настоящего абзаца допущена опечатка: Закон Ульяновской области от 5 марта 1996 г. «Об административной ответственности за некоторые правонарушения на территории Ульяновской области» имеет дату «5 марта 1998 г.»

В качестве другого примера можно привести такое деяние, как «нарушение спокойствия граждан в ночное время». Это правонарушение предусмотрено в Законе Республики Мордовия от 30 апреля 1997 г. (ст.2), Законе Саратовской области от 30 декабря 1998 г. (ст.2), Законе Ульяновской области от 5 марта 1996 г. (ст.7). Интересен тот факт, что ночное время понимается в этих субъектах по-разному. В Саратовской, Ульяновской областях это период с 23.00. до 7.00 часов, в Мордовии — с 23.00. до 6.00 часов.

Законодательство Республики Мордовия и Чувашской Республики устанавливает административную ответственность за «мойку транспортных средств в не предназначенных для этого местах» (ст.4 Закона Республики Мордовия и ст.10 Закона Чувашской Республики от 5 августа 1996 г. «Об административной ответственности за нарушение правил благоустройства территорий городов, других населенных пунктов Чувашской Республики» (с изменениями и дополнениями на 25 сентября 2000 г.). Очевидно, что данные деяния получили широкое распространение, и региональные законодатели вынуждены устанавливать ответственность за их совершение. Резюмируя, можно предположить, что все рассмотренные правонарушения следовало бы предусмотреть в федеральном законе, однако в проекте Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях они не нашли отражения.

Представляет интерес такое административное правонарушение, как «семейно-бытовое дебоширство», за совершение которого ответственность предусматривается в законодательстве Республики Чувашия и Ульяновской области (ст.6 Закона Чувашской Республики «Об ответственности за административные правонарушения» и ст.7-1 Закона Ульяновской области «Об административной ответственности за некоторые правонарушения на территории Ульяновской области»). Данное деяние определяется законами одинаково — «как скандал, буйство, нарушающее покой семьи, если эти действия не влекут уголовной ответственности», при условии «официального обращения в правоохранительные органы одного из совершеннолетних членов семьи». Однако такие действия совершаются достаточно часто, и не только на территории этих субъектов Российской Федерации. Сотрудники органов внутренних дел квалифицируют такие действия в большинстве случаев как «мелкое хулиганство» (ст.158 Кодекса РСФСР об административных правонарушениях), а зачастую вообще ограничиваются устными замечаниями, разъяснительными беседами и т.д. Поэтому выделение этих действий в качестве самостоятельного административного правонарушения представляется излишним.

Особое внимание необходимо уделить такому правонарушению, как «изготовление, распространение, демонстрацию фашистской символики», за совершение которого установлена административная ответственность в Законе Ульяновской области от 5 марта 1996 г. «Об административной ответственности за некоторые правонарушения на территории Ульяновской области» (ст.16-1). В примечании к данной статье разъясняется, что следует понимать под «фашистской символикой», а также в чем выражается ее «изготовление, распространение и демонстрация». Думается, что ответственность за подобные действия должна быть установлена федеральным законодательством, так как они получают все более широкое распространение по всей стране. Об этом, в частности, говорилось в Указе Президента Российской Федерации от 23 марта 1995 г. «О мерах по обеспечению согласованных действий органов государственной власти в борьбе с проявлениями фашизма и иных форм политического экстремизма в Российской Федерации».

Читайте так же:  Субъективная сторона состава административного правонарушения

Положения некоторых региональных законов об административной ответственности противоречат федеральному законодательству. Так, Закон Ульяновской области от 5 марта 1996 г. «Об административной ответственности за некоторые правонарушения на территории Ульяновской области» содержит дефиницию понятия «административное правонарушение» (ст.1), несколько отличную от положений п.1 ст.10 Кодекса РСФСР об административных правонарушениях, определяет субъектов административной ответственности (ст.2), устанавливает систему административных взысканий (ст.4-6). Представляется, что такие вопросы должны решаться только федеральными законами, и повторение их, а тем более изменение, в законодательстве субъектов недопустимо. Согласно ст.3 Закона Ульяновской области «в случае совершения административного правонарушения, предусмотренного настоящим Законом, лицом, не достигшим 16 летнего возраста, к ответственности привлекаются его родители или лица их заменяющие». Очевидно имеется в виду гражданско-правовая ответственность. Однако в данном случае следует руководствоваться положениями Гражданского кодекса Российской Федерации, в частности ст.1074, так как гражданское законодательство относится к исключительному ведению Федерации и законом субъекта такие вопросы решаться не могут.

Закон Чувашской Республики от 14 июня 1995 г. «Об ответственности за административные правонарушения» предусматривает ответственность за «отказ или уклонение граждан от явки в органы внутренних дел прокуратуры, дознания и предварительного следствия» (ст.1). Однако Кодекс РСФСР об административных правонарушениях квалифицирует неявку по вызову прокурора в качестве самостоятельного состава (ст.165). Поэтому установление административной ответственности за подобное правонарушение законом субъекта неправомерно, и следует руководствоваться положениями Кодекса. В ст.5 Закона Чувашской Республики устанавливается ответственность за «умышленное распитие спиртных напитков взрослого с несовершеннолетним», хотя ответственность за такое деяние предусмотрена в ст.163 Кодекса РСФСР об административных правонарушениях, которая называется «доведение несовершеннолетнего до состояния опьянения». Понятия «доведение» и «распитие» в данном случае можно рассматривать как синонимичные, так как на практике для правоприменителя (комиссия по делам несовершеннолетних) не имеет значения, в какой стадии опьянения находился подросток. Следует отметить, что аналогичное правонарушение было исключено из Закона Республики Мордовия «Об административной ответственности за нарушения общественного порядка» Законом от 14 июля 1998 г.

ГАРАНТ:

По-видимому, в тексте настоящего абзаца допущена опечатка: Закон Саратовской области от 8 октября 1996 г. «Об административной ответственности в отраслях жилищно-коммунального хозяйства городов, поселков и сел Саратовской области», скорее всего, имеет дату «8 апреля 1997 г.»

Закон Чувашской Республики от 14 июня 1995 г. «Об ответственности за административные правонарушения» предусматривает применение такой меры, как административное задержание. Ст.11 Закона определяет цели ее применения (установление обстоятельств совершения правонарушения, составление протокола) и сроки (до трех часов). Лицо, совершившее такое правонарушение, как семейно-бытовое дебоширство (ст.6 Закона), в соответствие с п.2 ст.11 может быть задержано до рассмотрения дела судом. Максимальный срок административного задержания при этом — сутки (п.2 ст.12). Однако данная мера, будучи разновидностью административного принуждения, влечет существенные правоограничения для задержанного. Основания, цели, сроки и порядок применения этих мер должны регламентироваться федеральным законом. Применительно к административному задержанию это ст.240-242 Кодекса РСФСР об административных правонарушениях. Срок административного задержания согласно п.1 ст.242 Кодекса не может превышать трех часов. Продление срока возможно при нарушениях режима Государственной границы Российской Федерации, а также в случае совершения деяний, предусмотренных в п.3 ст.242 Кодекса. Семейно-бытовое дебоширство среди этих правонарушений не называется. Поэтому установление и применение этой меры неправомерно.

Можно сделать следующие выводы. Во-первых, законодательство субъектов Российской Федерации (на примере рассмотренных) предусматривает административную ответственность за совершение самых разнообразных правонарушений, хотя полномочия Федерации и ее субъектов в этой сфере не достаточно четко разграничены. Во-вторых, законы субъектов устанавливают административную ответственность за совершение деяний не предусмотренных федеральными актами, которые, тем не менее представляют угрозу для охраняемых правом интересов. В-третьих, ответственность за многие из предусмотренных региональным законодательством административных правонарушений уже установлена федеральным актом — Кодексом РСФСР об административных правонарушениях, который обладает приоритетом. В-четвертых, законодательство субъектов зачастую устанавливает несколько иные правила производства по делам об административных правонарушениях, нежели те, которые предусмотрены федеральным законодательством. Представляется, что процедура привлечения к административной ответственности должна устанавливаться исключительно на федеральном уровне.

Преподаватель кафедры
государственного и административного права
юридического факультета МГУ им. Н.П. Огарева

Актуальная версия заинтересовавшего Вас документа доступна только в коммерческой версии системы ГАРАНТ. Вы можете приобрести документ за 75 рублей или получить полный доступ к системе ГАРАНТ бесплатно на 3 дня.

Купить документ Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

Томилин О.О. Правовое регулирование административной ответственности в субъектах Российской Федерации

Видео (кликните для воспроизведения).

Извлечение из книги «Законодательство субъектов Российской Федерации (теория и практика).» Сборник статей/ответственный редактор Дудко И.Г. — Саранск: Типография «Красный Октябрь» 2002 г.)

Источники

Правовое регулирование административных правонарушений
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here