Содержание
- 1 Административное правонарушение и административная ответственность
- 2 Глава 2. Административное правонарушение и административная ответственность (ст.ст. 2.1 — 2.10)
- 3 Административное правонарушение и административная ответственность
- 4 Административное правонарушение: понятие, признаки, юридический состав
- 5 Административная ответственность: основания, условия. Административное правонарушение
- 6 Административное правонарушение и административная ответственность
- 7 Административная ответственность
Административное правонарушение и административная ответственность
Административные наказания являются наиболее частыми мерами пресечения, назначаемыми судебными инстанциями. Однако далеко не все граждане чётко различают понятия — административное правонарушение и административная ответственность, подвергая себя опасности. Наказание часто настигает тех, кто своевременно не был ознакомлен с законодательными документами.
Что такое административное правонарушение
Под данным понятием подразумевается неправомерное действие или бездействие юридического, или физического лица, за которые установлена ответственность согласно действующему законодательству или Кодексу об административных правонарушениях (КоАП).
Основные признаки такого рода проступков приведены в таблице ниже.
Признак | Описание |
---|
Согласно действующему законодательству, данное понятие формируется при участии 4 основных элементов, которые подробно разобраны в таблице ниже.

Видеорегистрация нарушителей ПДД
Понятие, сущность и признаки административного правонарушения
В юридической науке правонарушения зависимо от степени вреда, который наносится лицу, социуму и стране, и особенностей отношений, которым они вредят, подразделяют на преступления и проступки. Проступки – это административные правонарушения, гражданские и дисциплинарные проступки. Традиционно самыми социально опасными из них считают административные правонарушения.
В правоведении правонарушение рассматривают как основание юридической ответственности. Значит, основание административной ответственности — нарушение правовой нормы либо административное правонарушение.
Из определения можно сделать вывод, что административному правонарушению, в основном присущи такие характерные черты:
- Определенное деяние физического или юрлица (выражающееся в действии или бездействии)
Административное правонарушение заключается в конкретном деянии, то есть противоправном поведении физического или юрлица. Это можно объяснить тем, что правонарушение может составить только акт поведения, который внешне выражен в определенной объективной форме.
Административное правонарушение в виде действия или бездействия является, прежде всего, нарушением запрета или невыполнением обязанности.
Правонарушение в виде действия заключается в нарушении запрета или активного неисполнения обязанностей. Нарушения норм права, которые выражаются в бездействии, проявляется в невыполнении законного требования или пассивном невыполнении обязанностей, то есть человек должен был осуществить определенные действия, которые предусмотрены нормой права, но не осуществил их.
КОНСУЛЬТАЦИЯ ЮРИСТА
8 800 350 84 37
Так, управление машиной с заведомо подложными государственными регистрационными знаками (ст. 12.2 КоАП РФ) — является действием, а неисполнение требований ПДД уступить дорогу транспортному средству, которое пользуется преимущественным правом проезда перекрестка (ст. 12.2 КоАП РФ) — бездействием.
- Противоправность
Также административное правонарушение всегда является противоправным, то есть нарушает нормы существующего административного законодательства (к примеру, нормы II раздела («Особенной части») КоАП РФ или нормы законов субъектов федерации об административных правонарушениях). Если деяние не противоправно, то оно не может быть административным правонарушением и, значит, повлечь административную ответственность.
Административное правонарушение может быть осуществлено только виновно. Виновность как признак административного правонарушения заключается в том, что это деяние — результат свободного волеизъявления правонарушителя, его виновного поведения. Виной является психическое отношение правонарушителя к осуществленному деянию.
Административная наказуемость как признак административного правонарушения заключается в том, что за осуществление противоправного деяния установлена возможность применения и реально применяется административное наказание.
Каждому виду правонарушения соответствует определенный вид санкции. Административным правонарушением признается согласно закона не любое антиобщественное, противоправное деяние, а только то, за которое предусматривается мера административной ответственности.
Основания для освобождения от административной ответственности
На основании принципов гуманизма законодательством предусмотрено освобождение лица от административной ответственности. К таким случаям относятся, к примеру:
- причинение вреда лицом, которое действовало исходя из крайней необходимости не является основанием для открытия производства по делу об админ. нарушении;
- освобождаются от ответственности лица, совершившие противоправное деяние, находясь в невменяемом состоянии;
- правонарушитель возрастом 16 – 18 лет может быть освобожден от ответственности за проступок решением комиссии по делам несовершеннолетних. В таком случае могут применятся иные, закрепленные законодательно, меры воздействия.>
В процессе определения меры наказания за административное правонарушение принимаются во внимание срок давности, обстоятельства, способные смягчить или усугубить ответственность, а также, в отдельных случаях, причинные связи между противоправным деянием и последствиями.
Административное правонарушение в объективной части представляет собой антиобщественное вредоносное деяние, направленное на дезорганизацию системы общественных отношений. Главным его отличием от преступного деяния является то, что оно не классифицируется государством, как общественно опасное деяние. Границы, разделяющие антиобщественную вредоносность админ. нарушения и общественную опасность преступного деяния достаточно четко установлены законодателем посредством формулировок состава админ. нарушений.
Если отсутствуют признаки преступления, обозначенные в ст. ч. 2–4 ст. 158, ч. 2–4 ст. 159, ч. 2–4 ст. 159.1, ч. 2–4 ст. 159.2, ч. 2–4 ст. 159.3, ч. 2 и 3 ст. 159.4, ч. 2–4 ст. 159.5, ч. 2–4 ст. 159.6 и ч. 2 и 3 ст. 160 УК РФ в случаях, если рассматривается хищение чужого имущества (кража, мошенничество, присвоение или растрата), предполагается административный штраф до 5-ти кратного размера от стоимости похищенной собственности и не меньше 1 тыс. рублей или наказание в виде административного ареста на срок 15 суток.
Административное правонарушение: понятие, признаки
Для привлечения к административной ответственности конкретного субъекта необходимо наличие трех взаимосвязанных оснований: юридического, практического и процессуального. В случае отсутствия хотя бы одного основания из перечня невозможна даже постановка вопроса о привлечении субъектов к админ. ответственности.
Юридические основания административной ответственности подразумевают наличие соответствующей правовой нормы, которая предусматривает привлечение к ответственности за конкретное правонарушение. Фактическое основание для привлечения к административной ответственности предполагает наличие конкретного противоправного деяния со всеми признаками административного правонарушения, совершенного субъектом. Процессуальное основание – это протокол административного нарушения, совершенного субъектом, который составляется уполномоченным представителем органа исполнительной власти.>
Противоправные, виновные действия или бездействия юридического или же физического лица, за которые Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена админ. ответственность, называются административным правонарушением.
Признаки административного правонарушения
Административные правонарушения обладают совокупностью обязательных признаков:
- административное правонарушение является деянием, то есть объективно выраженным действием или бездействием;
- деяние должны посягать на родовой объект посягательства, указанный в ст.1 КоАП;
- административными правонарушениями могут быть признаны только виновные деяния. Если же вина в действиях или бездействиях субъекта отсутствует, то такое деяние не может быть классифицировано, как админ. нарушение;
Замечание 1
Юридическое лицо может быть привлечено к ответственности за административное правонарушение если будет установлен факт того, что у него были все возможности для того, чтобы соблюсти правила и нормы, нарушение которых приводит к админ. ответственности, но данное лицо не приняло необходимые меры для их соблюдения.
- деяние должно быть противоправным, и за него предусматривается ответственность согласно КоАП РФ.
Состав административных правонарушений, объекты и субъекты
Законодательно установленный комплекс признаков, определяющих противоправное деяние, как административное правонарушение, называется составом административного правонарушения.
В состав административных правонарушений должны входить 4 обязательных характеризующих его компонента: объект и объективная сторона админ. правонарушения, а также его субъект и субъективная сторона.
В качестве объектов в административных правонарушениях выступают отношения, посягательство на которые осуществлялось соответствующим деянием. Административным правом предусмотрено выделение и разделение объектов админ. правонарушений на родовые, видовые и непосредственные, являющимися частями целого. Кодекс об административных правонарушениях перечисляет 10 общих рядовых объектов. Главами особенной части кодекса сформулированы видовые объекты. Соответствующие главы составлены на основе двух основных критериев: одни составы правонарушений сгруппированы на в соответствии с содержанием общественных отношений, подвергшихся посягательствам, другие в соответствии с областью, отраслью или сферой управления государством. Непосредственный перечень объектов посягательства представлен конкретными статьями особенной части Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Под объективной стороной административных правонарушений подразумевается комплекс признаков и характеристик содержательной стороны деяний, среди которых: направленность действий, последствия и их причинная связь, а также время, орудия, средства и обстановка, в которой совершено правонарушение.
В качестве субъекта при административных правонарушениях выступают физические и юридические лица, совершившие данное противоправное деяние.
Непосредственно нарушитель не выступает элементом в составе административного правонарушения, такими элементами являются характеристики его административной правосубъектности, например возраст и должность.
Стоит различать понятия «субъект админ. правонарушения» и «субъект админ. ответственности». В качестве субъекта действий (бездействия) всегда выступает конкретное физ. лицо, а в качестве субъекта админ. ответственности могут выступать юридические лица.
Субъективная сторона административного правонарушения выражает вину субъекта правонарушения и, в отдельных случаях, мотивы и цели деяний. Вина бывает умышленная и неосторожная.
Умышленным считается правонарушение, совершенное лицом, осознававщим противоправность своих действий или бездействия, предвидевшим все вредные последствия такого деяния и при этом желающим и /или допускающим наступления последних, или же относящимся к последствия с безразличием. Неосторожным считается правонарушение, совершенное лицом, предвидевшим возможность наступления вредоносных последствий деяния, и при этом без достаточных на то оснований, рассчитывавшем предотвратить их наступление, либо же не предвидевшем таких последствий, хотя имело возможность и обязано было их предотвратить.>
Глава 2. Административное правонарушение и административная ответственность (ст.ст. 2.1 — 2.10)
Глава 2. Административное правонарушение и административная ответственность
> Административное правонарушение |
Содержание Кодекс об административных правонарушениях (КоАП РФ) |
© ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 2020. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания «Гарант» и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.
Административное правонарушение и административная ответственность
Административное правонарушение — это противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Административная ответственность – это юридическая ответственность, заключающаяся в применении к лицу, совершившему административное правонарушение, мер административного взыскания.
Признаками административного правонарушения (проступка) являются:
1) общественная опасность;
Общественная опасность административных проступков заключаются в том , что они посягают на нормальный ход общественных отношений в сфере государственного и общественного порядка, прав и свобод граждан.
Например, в нарушении общественного порядка и безопасности при совершении хулиганских действий, в возникновении угрозы жизни и здоровью человека при управлении автомобилем в нетрезвом состоянии и др.
Противоправность административного проступка состоит в том , что он представляет собой деяние, запрещенное законом или иным нормативным актом.
Например, нарушение правил охоты, продажи продовольственных и непродовольственных товаров и т. п.
Виновность при совершении административного проступка состоит в том , что ответственность за его совершение наступает только при наличии вины лица, то есть умысла или неосторожности .
Некоторые административные правонарушения могут быть совершены с умышленной формой вины, то есть, когда лицо сознавало противоправный характерсвоего действия (бездействия ), предвидело его вредные последствия и желало наступления таких последствий или сознательно их допускало либо относилось к нимбезразлично (ст. 2.2. КоАП РФ от 30.12.2001 N 195-ФЗ (ред. от 07.02.2011)).
К таким правонарушениям относятся — умышленное создание помех для дорожного движения, умышленное невыполнение требований прокурора, злостное неповиновение требованию работника полиции, мелкое хулиганство и т. п.
Неосторожность как форма вины предполагает, что лицо , совершившее административное правонарушение предвидело возможность наступления вредных последствий , своего действия (бездействия) , но без достаточных к тому оснований самонадеянно рассчитывало на предотвращение таких последствий либо не предвидело возможности наступления таких последствий, хотя должно было и могло их предвидеть .
Примером административного проступка, совершенного с неосторожной формой вины может послужить передача управления транспортным средством лицу, не имеющему права управления им, при которой водитель может рассчитывать на предотвращение аварийной ситуации на дороге, самонадеянно полагаясь на свой большой опыт и малую интенсивность движения.
Наказуемость административного проступка означает , что привлечь к ответственности за правонарушения возможно лишь в том случае, если за это действие предусмотрено наказание статьей Кодекса об административных правонарушениях или наказание установлено иным нормативным актом.
Состав административного проступка образуют четыре элемента.
1) объект правонарушения — охраняемые законом общественные отношения в той или иной области, на нормальный ход которых посягает противоправное действие.
Например, объектом правонарушения , предусмотренного ст. 115 КоАП РФ — нарушение водителями транспортных средств правил дорожного движения, является безопасность дорожного движения ;
2) объективная сторона — все противоправные действия или бездействия, которыми нарушаются установленные правила поведения.
Например, объективной стороной указанного выше административного правонарушения являются следующие действия:
— превышение водителями транспортных средств установленной скорости движения;
— несоблюдение требований дорожных знаков и разметки проезжей части;
— пользования внешними световыми приборами;
— ремнями безопасности и др.
Совершение противоправного бездействия может выражаться, например, в не включении на транспортном средстве фар ближнего света в условиях недостаточной видимости, в темное время суток, а также в дневное время.
3) субъект правонарушения — вменяемое лицо, достигшее 16-летнего возраста.
Несовершеннолетние в возрасте от 16 до 18 лет могут быть привлечены к административной ответственности (ст. 2.3. КоАП РФ) за определенную категорию правонарушений, к которым, в частности, относятся:
— нарушение правил дорожного движения;
— нарушение режима государственной границы Российской Федерации.
Законодательство устанавливает ряд дополнительных гарантий прав несовершеннолетних, предусматривая возможность рассмотрения дел об административных нарушениях комиссиями по делам несовершеннолетних, (ч.2 ст.2.3. КоАП РФ);
— в отношении несовершеннолетнего не может быть применен административный арест в качестве меры наказания (ч.2 3.9 КоАП РФ);
— смягчающим вину обстоятельством рассматривается недостижение таким лицом совершеннолетия.
В полной мере ответственность за совершенное административное правонарушение наступает в отношении лиц, достигших 18-летнего возраста и обладающих в соответствии с законодательными актами РФ административной дееспособностью в полной мере;
4) субъективная сторона административного правонарушения — психическое отношение виновного к своим поступкам, выражающимся в двух формах вины: умысла или неосторожности.
Все вышеперечисленные признаки в совокупности определяют состав административного правонарушения и являются основанием возникновения административной ответственности.
В зависимости от объекта административного правонарушения их можно разграничить на следующие виды:
![]() |
Видео (кликните для воспроизведения). |
1) Административные правонарушения, посягающие на права граждан и здоровье населения (нарушение законодательства о труде и законодательства об охране труда, нарушение санитарно-гигиенических и санитарно-противоэпидемиологических правил и норм).
2) Административные правонарушения, посягающие на собственность (мелкое хищение имущества, нарушение права государственной собственности на леса, воды).
3) Административные правонарушения в области охраны окружающей среды, памятников истории и культуры (незаконная вырубка деревьев, выброс загрязняющих веществ в атмосферу, нарушение пожарной безопасности в лесу).
4) Административные правонарушения в области промышленности (нарушения, связанные с использованием газа, повреждение электрической сети, осквернение, разрушение памятников истории и культуры).
5) Административные правонарушения в сельском хозяйстве, на транспорте, в области дорожного движения, связи и жилищно-коммунального хозяйства (нарушение правил безопасности полетов, повреждение телефонов-автоматов, нарушение правил пользования жилыми помещениями).
6) Административные правонарушения в области торговли и финансов (нарушение правил торговли, уклонение от подачи декларации о доходах).
7) Административные правонарушения, посягающие на общественный порядок управления (неповиновение работнику полиции, нарушение таможенных правил, мелкое хулиганство, распитие спиртных напитков в общественных местах).
Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:
Лучшие изречения: Увлечёшься девушкой-вырастут хвосты, займёшься учебой-вырастут рога 10095 —


185.189.13.12 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.
Отключите adBlock!
и обновите страницу (F5)
очень нужно
Административное правонарушение: понятие, признаки, юридический состав
Что такое административная ответственность
Под данным правовым понятием принимается применение административных взысканий. Она проявляется в применении госорганами и их должностными лицами мер воздействия к гражданам или организациям, которые в разной степени нарушают действующее законодательство.
Назначение административной ответственности (АО) имеет характерные особенности, которые заключаются в следующем:
- вердикт о назначении АО может быть выдан только законодательными и исполнительными органами власти, которые имеют на это компетенцию;
- установить АО могут только на основании совершенного административного правонарушения, которое перечит действующему законодательству;
- основное отличие такой ответственности от дисциплинарной в том, что вторая применяется, если наказание назначается начальником для своего сотрудника, тогда как административная может наступить только после назначения исполнительными органами власти;
- нести ответственность придётся вне зависимости от того, возникли ли какие-либо последствия или нет. Назначение административного взыскания происходит по факту нарушения закона.
Действующими законодательными документами определены разновидности административной ответственности, которые прописаны в таблице ниже.
Вид АО | Краткое описание |
---|

Терминал для оплаты административных взысканий
Каждому гражданину, пребывающему на территории Российской Федерации, требуется знать КоАП. Понимание того, за какие правонарушения наступает административная ответственность, необходимо во избежание правонарушений и возникновения проблем с законом. Действующее законодательство строго определяет перечень действий, которые являются нарушениями и разновидности административной ответственности, которая за ними последует.
Административная ответственность: основания, условия. Административное правонарушение
Какие виды административного правонарушения существуют?
Действующими законодательными документами установлено несколько видов административных нарушений, зависимо от объекта. Разновидности такого рода правонарушений приведены в таблице ниже.
Вид АП | Описание |
---|
Состав административного правонарушения
Составом административного правонарушения является совокупность закрепленных в нормативно-правовых актах признаков, наличие которых может повлечь административную ответственность. Признаки состава административного правонарушения:
Объект
Первую группу объектов административных правонарушений составляют общественные отношения, которые непосредственно урегулированы нормами различных отраслей права, в частности, земельного, финансового, экологического, трудового, гражданского и иных. Данные общественные отношения образуют только общий объект административного правонарушения.
Второй разновидностью объекта административного правонарушения выступает родовой объект. В качестве родового объекта действующее административное законодательство предусматривает административную ответственность за совершение конкретного посягательства в рамках какой -либо конкретной главы КоАП РФ.
Примером родового объекта административного правонарушения может служить
- правонарушения в сфере реализации прав граждан;
- правонарушения в сфере охраны окружающей среды;
- правонарушения в сфере предпринимательской деятельности ;
- иные.
Видовые объекты есть третья разновидность объектов административных посягательств.
Видовые объекты стоит признавать в качестве специфичных групп общественных отношений, которые располагаются в рамках конкретной главы административного законодательства. Например, глава 8 КоАП РФ предусматривает наступление административной ответственности за правонарушения в сфере охраны окружающей среды и природопользования. Именно с помощью видового объекта административного правонарушения возможно разграничить и детализировать общественные отношения между собой.
Непосредственный объект – это четвертая группа общественных отношений. Непосредственным объектом выступают общественные отношения, которым причиняется ущерб. Например, право пользования, владения и распоряжения каким-либо имуществом. Кроме того, в качестве непосредственного объекта выступают правила, запреты, требования, предписания.
Объективная сторона
Объективной стороной административного правонарушения является система установленных нормами права признаков, которые характеризуют внешнее проявление этого правонарушения.
Объективная сторона состава характеризует правонарушение как акт внешнего поведения правонарушителей и включает, в частности, такие признаки состава административного правонарушения, как противоправное действие или бездействие и наступившие вредные последствия.
Нарушение водителем транспортного средства ПДД выражается в различных противоправных действиях: превышении установленной скорости движения, несоблюдении требований дорожных знаков, проезде на запрещающий сигнал светофора, пересечении сплошной линии разметки и других. Вредными последствиями данных действий могут быть: формирование опасности в дорожном движении, помехи иным участникам движения, аварийной ситуации, осуществлении ДТП.
Кроме противоправного деяния и причиненных вредных последствий 3-й составной частью объективной стороны правонарушения является и такой признак, как причинно-следственная связь между таким деянием и наступившими в итоге него вредными последствиями.
Установить данную причинно-следственную связь — значит выявить обстоятельства возникновения вредных последствий, определить, наступили они в итоге противоправного деяния или по иным причинам, как это деяние повлияло на величину таких последствий и другое
Субъект
Субъектом административного правонарушения является лицо, которое совершило общественно опасное деяние и способно нести административную ответственность (обладает административной деликтоспособностью). Согласно действующего законодательства, субъектами административных правонарушений являются индивидуальные субъекты и юрлица.
Индивидуальными субъектами являются физлица, которые достигли 16-летнего возраста и обладают вменяемостью.
Вменяемостью является способность физлица, которое достигло 16-летнего возраста, осознавать фактический характер своего деяния, его общественную опасность и руководить им.
Индивидуальные субъекты административных правонарушений делятся на общие (которые достигли 16-летнего возраста, вменяемые) и специальные (которые отражают особенности трудового, служебного положения; прошлое противоправное поведение, другие особенности правового статуса граждан).
Одним из специальных субъектов являются должностные лица.
Субъективная сторона
Вина выступает в качестве главного признака субъективной стороны. Вина может выражаться в двух формах, в виде умысла и в виде неосторожности.
Умышленная форма вины подразделяется на две разновидности, а именно, прямой умысел и косвенный умысел. При совершении правонарушения с прямым умыслом лицо сознает общественно опасный характер своего деяния, предвидит неизбежность или реальную возможность наступления общественно опасных последствий и желает их наступления.
При косвенном умысле лицо, совершая правонарушение, осознает общественно опасный характер совершенного деяния, предвидит возможность (вероятность) наступления его общественно опасных последствий хотя и не желает, но сознательно допускает их наступление.
Второй формой вины в совершении административного правонарушения признается неосторожность, при которым лицо, совершившее правонарушение, предвидело возможность наступления общественных последствий, но сознательно рассчитывало на предотвращение таких последствий, либо не предвидело возможности наступления таких последствий.
Административное правонарушение и административная ответственность
Основанием административной ответственности является административное правонарушение. В ст. 2.1 КоАП определено, что административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП РФ или законами субъектов Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Признаки административного правонарушения:
• противоправность, т.е. когда действиями (бездействием) нарушаются установленные нормами права специальные правила, нормы, стандарты, защищаемые нормами административного права;
• виновность, так как нарушение (умышленное или неосторожное) субъектом установленных правил влечет административную ответственность; административное правонарушение признается совершенным умышленно, если лицо, его совершившее, сознавало противоправный характер своего действия (бездействия), предвидело его вредные последствия и желало наступления таких последствий или сознательно их допускало либо относилось к ним безразлично, а совершенным по неосторожности, если лицо, его совершившее, предвидело возможность наступления вредных последствий своего действия (бездействия), но без достаточных к тому оснований самонадеянно рассчитывало на предотвращение таких последствий либо не предвидело возможности наступления таких последствий, хотя должно было и могло их предвидеть (ст. 2.2 КоАП);
• наказуемость, потому что административным правонарушением может быть признано только конкретное противоправное, виновное действие (бездействие), за которое КоАП или законами субъектов Федерации установлена административная ответственность, т.е. предусматривается применение к нарушителю законодательно закрепленных мер административных наказаний.
Согласно ст. 1.5 КоАП в рамках административных правоотношений действует презумпция невиновности. Это положение соответствует ст. 49 Конституции РФ и имеет большое практическое значение. Сущность презумпции невиновности состоит в следующем:
• лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина;
• лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, считается невиновным, пока его вина не будет доказана и установлена вступившим в законную силу постановлением судьи, органа, должностного лица, рассмотревших дело;
• лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность;
• неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.
Административной ответственностью является назначение судьями, уполномоченными органами и должностными лицами предусмотренного КоАП наказания за административное правонарушение.
Исследователи считают, что для административной ответственности характерно, что она наступает не за любое правонарушение, совершенное в сфере реализации исполнительной власти или государственно-управленческой деятельности. Одновременно с ней действуют иные виды юридической ответственности (дисциплинарная, уголовная, гражданско-правовая). Являясь одним из элементов общего правового регулирования, она используется в случае нарушения или ненадлежащего исполнения общеобязательных правил поведения, устанавливаемых законодательством и подзаконными административно-правовыми нормами.
Правила административной ответственности обладают особенностью правового регулирования управленческих отношений, которые в силу тех или иных причин приобретают большое значение для обеспечения государственной и общественной безопасности и, соответственно, нуждаются в установлении специальных правовых режимов (таможенные правила, правила, действующие на транспорте и в дорожном движении, санитарно-эпидемиологические, экологические правила и т.п.).
Административная ответственность распространяется на всех физических и юридических лиц, действующих в регулируемой правилами области. При этом не имеет значения форма собственности, ведомственная или иная форма подчиненности субъектов правонарушения. Меры административной ответственности применяются не только к физическим, но и к юридическим лицам.
Свое непосредственное выражение административная ответственность получает в применении к лицам, совершающим административное правонарушение, особых мер административного принуждения — административных наказаний. Основанием административной ответственности является особый вид правонарушения — административное правонарушение.
Меры административной ответственности применяются в случаях правонарушений специальными субъектами применения административной ответственности (суды, контрольно-надзорные органы и их должностные лица). Целью административной ответственности является защита и административно-правовых норм, и норм иных отраслей права.
Статья 2.9 КоАП допускает возможность освобождения от административной ответственности при малозначительности административного правонарушения. В этом случае орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
Административная ответственность
Административная ответственность — это вид юридической ответственности, которая выражается в применении государственными органами, должностными лицами и представителями власти установленных государством мер административного воздействия к физическим лицам — гражданам, включая государственных, муниципальных служащих, должностных лиц, а в соответствующих случаях и к юридическим лицам за нарушение законности и государственной дисциплины.
Административная ответственность для физических лиц наступает с 16 лет. При этом к лицам в возрасте от 16 до 18 лет применяются, как правило, меры воздействия, предусмотренные Положением о комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав. Основанием административной ответственности являются совершение административного проступка и наличие соответствующей нормы, предусматривающей эту административную ответственность. Административное правонарушение (проступок) представляет собой посягающее на государственный или общественный порядок, государственную, муниципальную, кооперативную, частную или общественную собственность, права и свободы граждан, на установленный порядок управления противоправное, виновное (умышленное или неосторожное) действие либо бездействие, за которое законодательством предусмотрена административная ответственность.
Административная ответственность наступает, если правонарушение не влечет по своему характеру за собой в соответствии с действующим законодательством уголовной ответственности. К специфическим признакам административного правонарушения относятся его антиобщественный характер, противоправность, виновность и наказуемость деяния. Признаки административного правонарушения необходимо отличать от его юридического состава. При наличии административного правонарушения может отсутствовать состав административного правонарушения, что исключает привлечение к административной ответственности. Признаками состава административного правонарушения являются объект, субъект, объективная сторона и субъективная сторона. Объектом правонарушения являются общественные отношения, урегулированные нормами права и охраняемые мерами административной ответственности. Субъектами административного правонарушения являются физические и юридические лица. Объективная сторона административного правонарушения — это запрещенное деяние. Субъективная сторона — это психическое отношение субъекта к противоправному действию или бездействию и его последствиям.
Конкретные административные проступки, за совершение которых предусмотрена административная ответственность, указаны в Кодексе РФ об административных правонарушениях (КоАП РФ) и других нормативно-правовых актах. Следует учесть, что от преступлений административные правонарушения отличаются лишь меньшей степенью общественной опасности.
Некоторые составы административных правонарушений можно назвать формальными, так как административная ответственность наступает независимо от того, наступили отрицательные последствия от данного нарушения или нет. Достаточно самого факта нарушения правил, охраняемых нормами административно-правовых актов (например, нарушение правил дорожного движения, санитарно-эпидемиологического надзора, пожарной безопасности).
За совершение административного проступка налагается административное наказание. Административное наказание — это мера юридической ответственности, налагаемая государством или от имени государства за совершенное административное правонарушение. Эта мера применяется, прежде всего, в духе соблюдения законов, уважения прав других лиц и правопорядка в целом для воспитания лица, совершившего административное правонарушение. Она также выполняет функцию предупреждения совершения правонарушения как лицом, привлекающимся к административной ответственности, так и другими лицами.
Видами административных наказаний являются: предупреждение, административный штраф, конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения, лишение специального права, предоставленного гражданину (например, права охоты), административный арест, административное выдворение за пределы РФ иностранного гражданина или лица без гражданства, дисквалификация, административное приостановление деятельности, запрет на посещение спортивных мероприятий.
В законе предусмотрены как основные, так и дополнительные меры административных взысканий. Предупреждение, административный штраф, лишение специального права, административный арест, дисквалификация, административное приостановление деятельности и обязательные работы могут применяться только в качестве основных административных наказаний и дополнительных административных взысканий, остальные — только в качестве основных.
Предупреждение — мера наказания морального характера. Оно применяется только в письменной форме. Устное предупреждение не является административным наказанием. Штраф является денежным взысканием, налагаемым от имени государства в пределах, предусмотренных законодательством. Штраф устанавливается в величине, кратной либо минимальному размеру оплаты труда, либо стоимости предмета административного правонарушения, либо сумме неуплаченных налогов, сборов, подлежащих уплате на момент окончания или пресечения административного правонарушения, либо сумме незаконной валютной операции. Размер штрафа для граждан не может превышать пять тысяч рублей.
Возмездное изъятие назначается только судьей и состоит в принудительном изъятии только того предмета, который является орудием совершения или непосредственным объектом совершенного правонарушения. Изъятый предмет реализуется с передачей вырученной суммы бывшему собственнику за вычетом суммы расходов на реализацию.
Конфискация — принудительное безвозмездное обращение в федеральную собственность или в собственность субъекта Федерации не изъятых из оборота вещей, также назначается судьей. Следует различать конфискацию и изъятие у правонарушителя орудия совершения правонарушения, которое принадлежат иным лицам (законному собственнику). Также конфискуются изъятые из оборота орудия совершения правонарушения либо вещи, находившиеся в противоправном владении нарушителя.
Лишение специальных прав, предоставленных гражданину, не может быть менее одного месяца и более трех лет. Оно применяется за грубое или систематическое нарушение порядка пользования этими правами.
Административный арест устанавливается и применяется в исключительных случаях за отдельные виды административных правонарушений на срок до пятнадцати суток. Однако за нарушение режима чрезвычайного положения или режима в зоне проведения контртеррористической операции срок административного ареста может достигать тридцати суток. Назначается арест только судьей.
Административный арест не может применяться к беременным женщинам, женщинам, имеющим детей в возрасте до 14 лет, к лицам, не достигшим 16 лет, к инвалидам I и II групп.
Мера наказания в виде выдворения за пределы РФ заключается в принудительном и контролируемом перемещении через государственную границу, а в случаях, предусмотренных законодательством, — контролируемом самостоятельном выезде выдворяемых из России иностранных граждан и лиц без гражданства.
За одно и то же правонарушение к лицу, его совершившему, можно применить только одно административное взыскание или основное и дополнительное вместе. Однако это не препятствует сочетанию мер административной, дисциплинарной и материальной ответственности, если такое предусмотрено законодательством. При совершении нескольких административных правонарушений, совершенных одним лицом, взыскание налагается за каждое правонарушение в отдельности, за исключением случаев, когда эти дела рассматриваются одним и тем же органом (должностным лицом), в этом случае взыскание налагается в пределах санкции, установленной за более серьезное правонарушение.
![]() |
Видео (кликните для воспроизведения). |
Административное наказание может быть наложено за правонарушение не позднее двух месяцев со дня его совершения, а при длящемся правонарушении (в случае, когда лицо продолжает совершать правонарушение после его обнаружения) — сроки начинают исчисляться со дня обнаружения административного правонарушения.
Источники
- http://zaochnik.com/spravochnik/pravo/administrativnoe-pravo/administrativnaja-otvetstvennost-osnovanija/
- http://base.garant.ru/12125267/9e3305d0d08ff111955ebd93afd10878/
- http://studopedia.ru/7_13271_administrativnoe-pravonarushenie-i-administrativnaya-otvetstvennost.html
- http://shtrafsud.ru/zhkx/administrativnoe-pravonarusenie-2.html
- http://zaochnik.com/spravochnik/pravo/administrativnoe-pravo/administrativnoe-pravonarushenie/
- http://lawbook.online/prava-respubliki-osnovyi/administrativnoe-pravonarushenie-administrativn-43025.html
- http://lawbook.online/prava-pravovedenie-osnovyi/administrativnaya-otvetstvennost-30678.html

Буду рада поделиться с Вами своим 8 летним юридическим опытом.