Практическое занятие загрязнение окружающей среды

Полезное по теме: "Практическое занятие загрязнение окружающей среды" от специалистов простым языком. Если необходимо уточнить актуальность на 2020 год, а также задать вопрос, то обращайтесь к дежурному юристу.

Познание

Автор: Петрова Елена Сергеевна
Должность: преподаватель
Учебное заведение: ГКПОУ Прокопьевский горнотехнический техникум им. В.П.Романова
Населённый пункт: город Прокопьевск
Наименование материала: Методические рекомендации
Тема: Методические рекомендации по выполнению практических работ по дисциплине «Экологические основы природопользования»
Дата публикации: 27.09.2016
Раздел: среднее профессиональное

ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЕННОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ПРОКОПЬЕВСКИЙ ГОРНОТЕХНИЧЕСКИЙ ТЕХНИКУМ ИМ.В.П.РОМАНОВА УТВЕРЖДАЮ И.о. зам. директора по учебной работе _____________Т.В. Ломан «____» _______________2016 г. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ по выполнению практических работ по дисциплине «Экологические основы природопользования» Специальность: 21.02.15 Открытые горные работы Форма обучения: заочная СОГЛАСОВАНО Председатель цикловой комиссии ___________ С.В. Жигалова «___» ___________2016 г. Должность Фамилия/Подпись Дата Разработал Преподаватель Петрова Е.С.
Рассмотрено на заседании методического совета ГКПОУ ПГТТ им. В.П. Романова Старший методист _________________ Е.Л. Тимофеева «_____» __________________2016

Содержание
Введение 3 Структура заданий для практических работ 5 Список использованной литературы 14

Методические рекомендации к выполнению практической работы №1.
ПРИРОДНЫЕ УСЛОВИЯ И РЕСУРСЫ. Без природы жизнь человека невозможна. Рост популяции человека ограничен некоторыми лимитирующими факторами. Одним из важнейших лимитирующих факторов выживания человека как биологического вида является ограниченность и исчерпаемость важнейших для него природных ресурсов. Вся история человечества — это история их взаимодействия. Окружающая нас среда, создает природные условия нашего существования. В этом «принимают участие» все ее компоненты — горные породы, вода, воздух, почвы, растительность и животный мир. С природными условиями тесно связаны наша жизнь и состояние здоровья, особенности быта и хозяйственная деятельность. В зависимости от своих потребностей человек использует те или иные компоненты природы. Тогда они становятся для него природными ресурсами (Богатствами).
Природные

исчерпаемости
– экологическая классификация. Истощение природных ресурсов с экологических позиций – это несоответствие между
безопасными нормами изъятия природного ресурса из природных систем и недр, и потребностями человечества.
Классификация природных ресурсов (по степени исчерпаемости)

Тема:
«Использование и воспроизводство природных ресурсов»
Цель работы:
Закрепить знания о классификации природных ресурсов.
Материальное обеспечение:
конспект.
Задание 1.
Разделите данные источники энергии на две группы: геотермальная энергия, тепловые электростанции, приливные электростанции, механическая энергия, ветра, атомные электростанции, солнечная энергия, гидроэлектростанции. Традиционные Альтернативные
Задание 2.
Заполните схему, приведя не менее двух примеров каждого из видов ресурсов Природные ресурсы Исчерпаемые Неисчерпаемые невозобновимые Частично возобновимые возобновимые космические Климатические водные
Задание

Тема 2: Загрязнение окружающей среды.

Методические рекомендации к выполнению практической работы №2

Физическое и химическое загрязнение

загрязнителей
— действие, вызывающее мутации в организме (изменение генетической информации, химической структуры молекул ДНК). Мутации бывают соматические (возникают в клетках тела, не способны передаваться по наследству) и генеративные (возникают в половых клетках, проявляются в следующем поколении). Известны химический и радиационный мутагенез. Химический мутагенез — явление возникновения мутаций под действием химических загрязняющих веществ (полициклические ароматические углеводороды — ПАУ, нитрозосоединения, пестициды, тяжелые металлы). Радиационный мутагенез — явление возникновения мутаций под действием радиоактивных веществ. Опасность мутагенов в том, что они накапливаются в генофонде популяций.
Онкогенное

загрязнителей
— действие, приводящее к образованию злокачественных опухолей. Химические вещества, провоцирующие такие заболевания, называются канцерогенами (ПАУ, мышьяк, асбест,никель, кадмий, радон, бензол и др.).
Мероприятия, проводимые в целях борьбы с загрязнением

окружающей среды
Загрязняющие вещества в окружающей среде чаще всего образуют «коктейли». Их комбинированное (совместное) действие может оказаться синергидным, то есть приводящим к значительному усилению вредного эффекта по сравнению с раздельным эффектом каждого из них. В целях борьбы с вредным действием химических загрязнителей проводятся различные мероприятия, созданы различные научные направления.
Медико-генетическое консультирование
— консультации в специальных медицинских учреждениях для выяснения характера и последствий действия экотоксикантов на генетический аппарат человека с целью рождения здорового потомства.
Скрининг
— отбор и проверка на мутагенность и канцерогенность факторов среды (производственной, домашней, природной среды).
Гигиеническая

(нормирование)
— установление санитарно-гигиенических нормативов их содержания в воздухе, воде, почве, а также в растениях, продуктах питания, материалах. Предельно-допустимая концентрация (ПДК) — это количество вредного вещества в среде, которое практически не оказывает влияния на здоровье человека и не вызывает неблагоприятных последствий у его потомства.

Загрязнение окружающей среды как фактор риска для здоровья человека
В развитии патологических процессов в организме человека различные загрязнения окружающей среды могут играть роль факторов
риска,
т.е. не являться непосредственной причиной определенной болезни, но увеличивать вероятность ее возникновения. Влияние факторов среды на развитие поражений органов человека и их систем показано в таблице 1.1 Таблица 1.1 Ориентировочный перечень факторов окружающей среды, оказывающих влияние на распространенность некоторых классов и групп болезней

Тема:
«Физическое и химическое загрязнения»
Цель

Всероссийский педагогический журнал «ПОЗНАНИЕ». Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 — 65177.
ВЫДАНО ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБОЙ ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ СВЯЗИ, ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ И МАССОВЫХ КОММУНИКАЦИЙ.

Практическая работа к теме: «Хозяйственная деятельность человека как основная причина загрязнения окружающей среды»

Разделы: Технология

Основное содержание учебной информации:

Последнее десятилетие XX века ознаменовались озабоченностью населения экологическими проблемами, которые коснулись всех слоев общества. Пришло сознание того, что нельзя безнаказанно губить природу: рубить лес, загрязнять почвы, воздух и воду. Необходимо остановиться и оценить последствия хозяйствования за все прошедшие годы.

Для Челябинской области вопросы экологии, природопользования особенно важны, так как ее территория перенасыщена горнодобывающим предприятиям, заводами черной и цветной металлургии и т.д. Именно здесь в середине столетия произошли известные катастрофы, приведшие к радиоактивному загрязнению территории и гибели людей.

Читайте так же:  Административное дело допрос свидетель

Территория Челябинской области разделена на участки с различающейся экологической ситуацией.

Экологическая ситуация — это не только степень нарушенности природной среды; учитываются и медико-демографическая, и социальная, и экономическая обстановки.

На территории области выделены районы:

  • с относительно удовлетворительной экологической ситуацией;
  • с напряженной экологической ситуацией;
  • с критической экологической ситуацией;
  • с кризисной экологической ситуацией.

Относительно удовлетворительная ситуация охватывает 60% площади области, где проживает 1120000 человек.

Напряженная экологическая ситуация – это 20000 км 2 территория Челябинской области с населением 520000 человек (14%).

Площадь с критической экологической ситуацией – 7250 м 2 , 8,2 % территории области. Здесь проживает 1,9 млн. человек, 51% населения.

К районам с кризисной ситуацией отнесена площадь 3400 км 2 (4% территории). Здесь проживает около 5% всего населения – 180 тыс. человек.

Это территории, более всего пострадавшие в результате аварий на химкомбинате “Маяк”. Здесь же возникшая в силу долговременного технологического воздействия зона экологического бедствия (г. Карабаш), единственная официальная признанная в России.

Промышленное загрязнение воды

Вычислите объем воды, который за год расходуется во всем мире для выплавки чугуна и стали, если мировое производство стали составляет 700 млн. т в год, на 1 т произведенной стали расходуется 100 м 3 воды. Сравните полученные результаты с объемом годового стока Волги у Волгограда, который составляет 23 км 3 в год.

Вычислите объем загрязненной воды за 1 год в России при производстве целлюлозы, если годовое ее производство в РФ составляет около 9 млн. т, а при производстве 1 т целлюлозы расходуется 1000 м 3 воды. Сравните полученный результат с объемом годового стока Москвы-реки, который составляет около 1 км 3 в год.

Вычислите объем ежегодного потребления воды жителями России, если в среднем на 1 человека приходится 170 л/сут, а в РФ проживает около 150 млн. человек.

Сколько рек, подобно Москве-реке с годовым стоком 1 км 3 , расходуется на удовлетворение потребностей в воде жителей РФ.

Используя результаты, полученные при решении задания 3, определите, какая часть воды, употребляемой населением России, приходится на Москву, если число жителей в ней составляет около 9 млн. человек, а в среднем на одного человека в Москве приходится 350 л воды в сутки.

Подсчитайте, сколько в среднем за 1 год расходует воды ваша семья. Исходя из этого, подсчитайте, сколько воды используется жителями вашего многоквартирного дома, микрорайона, населенного пункта.

Сколько в атмосфере сгорает за 1 год кислорода и озона при трансконтинентальных перелетах гражданских и военных самолетов, если за 1 трансконтинентальный перелет реактивного самолета сгорает 35 т кислорода и озона?

На земле в течение суток совершается 10000 трансконтинентальных перелетов. Вычислите, для какого числа людей хватило бы этого кислорода на 1 год, если суточное потребление воздуха для взрослого человека в среднем составляет 25 кг из которых 21% приходится на кислород?

Подсчитайте, сколько угарного газа, диоксида азота, бензина выбросит из выхлопной трубы в атмосферу автомобиль, если он проедет за 1 день 20, 100, 300, 500 км?

Пример выполнения задания

Рассмотрим вариант с угарным газом и путем автомобиля 20 км.

m=Rco*S, где S-путь автомобиля (20 км);

Rco-средняя масса выброшенного в атмосферу вещества (30 г/км).

m=30 г/км*20 км=600 г.

Ответ: 600 г. угарного газа выбросит из выхлопной трубы 1 автомобиль за 1 день.

Подсчитайте количество автомашин, проезжающих в обе стороны по ближайшей к дому улице за 30 мин, если в среднем все автомашины едут со скоростью 60 км/ч.

Сколько они выбросят за это время в атмосферу угарного газа, диоксида азота, бензина?

Пример выполнения задания

Подсчитанное количество автомашин N=20. Каждая из них проезжает путь S:

v-скорость автомобиля (60 км/ч)

Следовательно, S=60 км/ч * 0,5 ч = 30 км.

Научно-технический прогресс и экология

Сколько сырья расходуется в России за год для удовлетворения потребностей всех жителей, если в среднем для удовлетворения потребностей в пище, одежде и жилье за 1 год расходуется 20 т различного сырья?

Сколько при этом остается отходов, если всего лишь 10% сырья переходит в конечный продукт?

Сколько сырья расходуется на всей Земле за год для удовлетворения потребностей ее жителей, если в среднем для удовлетворения потребностей жителя в пище, одежде и жилье за 1 год расходуется 20 т различного сырья.

Сколько при этом остается отходов, если всего лишь 10% сырья переходит в конечный продукт?

Посмотрите на окружающие вас дома вещи и предметы. От каких бы вы смогли отказаться, зная наверняка, что при их изготовлении или использовании приносится большой вред природе?

Урок №8.1. Практическая работа № 4. Оценка экологического состояния воздушной среды

Тип урока — комбинированный

Методы: частично-поисковый, про­блемного изложения, репродуктивный, объясни­тельно-иллюстративный.

— осознание учащимися значимости всех обсуждаемых вопросов, умение строить свои отношения с природой и обществом на основе уважения к жизни, ко всему живому как уникальной и бесценной части биосферы;

Образовательные: показать множественность факторов, действующих на организмы в природе, относительность понятия «вредные и полезные факторы», многообразие жизни на планете Земля и варианты адаптаций живых существ ко всему спектру условий среды обитания.

Развивающие: развивать коммуникативные навыки, умения самостоятельно добывать знания и стимулировать свою познавательную активность; умения анализировать информацию, выделять главное в изучаемом материале.

Воспитывать культуру поведения в природе, качества толерантной личности, прививать интерес и любовь к живой природе, формировать устойчивое положительное отношение к каждому живому организму на Земле, формировать умение видеть прекрасное.

Личностные: познавательный интерес к экологии.. Понимание не­обходимости получения знаний о многообразии биотических связей в природных со­обществах для сохранения естественных биоценозов. Способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе. Потребность в справедливом оценивании своей работы и работы одноклассников

Читайте так же:  Загрязнение окружающей среды пенами

Познавательные: умение работать с различными источниками информации, пре­образовывать её из одной формы в другую, сравнивать и анализировать информацию, делать выводы, готовить сообщения и презентации.

Регулятивные: умение организовать самостоятельно выполнение заданий, оценивать правильность выполнения работы, рефлексию своей деятельности.

Коммуникативные: участвовать в диалоге на уроке; отвечать на вопросы учителя, товари­щей по классу, выступать перед аудиторией, используя мультимедийное оборудование или другие средства демонстрации

Предметные: знать — понятия «среда обитания», «экология», «экологические факторы» их влияние на живые организмы, «связи живого и неживого»;. Уметь — определять понятие «биотические факторы»; характеризовать биотические факторы, приводить примеры.

Личностные: высказывать суждения, осуществлять поиск и отбор информации; анализировать связи, сопоставлять, находить ответ на проблемный вопрос

Метапредметные: связи с такими учебными дисциплинами как биология, химия, физика, география. Планировать действия с поставленной целью; находить необходимую информацию в учебнике и справочной литературе; осуществлять анализ объектов природы; делать выводы; сформулировать собственное мнение.

Форма организации учебной деятельности – индивидуальная, групповая

Методы обучения: наглядно-иллюстративный, объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый, самостоятельная работа с дополнительной литературой и учебником, с ЦОР.

Приемы: анализ, синтез, умозаключение, перевод информации с одного вида в другой, обобщение.

Воздушная среда и оценка ее экологического состояния.

Автотранспорт является одним из основных загрязнителей атмосферы оксидами азота NOx (смесью выхлопных газов NO и NO2) и угарным газом (оксид углерода (II), СО), содержащихся в выхлопных газах. Доля транспортного загрязнения воздуха составляет более 60% по СО и более 50% по NOx от общего загрязнения атмосферы этими газами. Повышенное содержание СО и NOx можно обнаружить в выхлопных газах неотрегулированного двигателя, а так же от двигателя в режиме прогрева.

Выбросы вредных веществ от автотранспорта характеризуются количеством основных загрязнителей воздуха, попадающих в атмосферу из выхлопных (отработанных) газов за определенный промежуток времени.

К основным выбрасываемым вредным веществам относятся угарный газ (концентрация в выхлопных газах 0,3-10%), углеводороды – несгоревшее топливо (до 3%), оксиды азота (до 0,8%), сажа.

Количество выбросов вредных веществ, поступающих от автотранспорта, может быть определено расчетным методом.

Исходными данными для расчета количества выбросов являются:

Количество единиц автотранспорта разных типов, проезжающих по определенному участку автотрассы в единицу времени;

Нормы расхода топлива автотранспортом (таблица 1);

Значения эмпирических коэффициентов, определяющих выброс вредных веществ в зависимости от вида горючего (таблица 2).

Нормы расхода топлива автотранспортом при движении в условиях города

Урок №29. Загрязнение окружающей среды

Тип урока- комбинированный

Методы: личностно-ориентированного подхода, частично-поисковый, про­блемного изложения, репродуктивный, объясни­тельно-иллюстративный

Цель: формирование у человека системы практико-ориентированных знаний и умений и на их основе развития природосообразного поведения в окружающем мире.

Образовательные: освоение содержания экологического образования, смысл которого заключается в понимании естественных законов природы и их соотнесение с «искусственными законами» развития социума.

Развивающие: развитие ключевых компетентностей учащихся на примере содержания экологического образования;развитие исследовательских умений учащихся по оценке состояния различных компонентов окружающей среды.

Воспитательные:.формирование экологически грамотного поведения человека в окружающей среде, перевод знаний человека об окружающей среде в стиль его жизни (уклад жизни, образ жизни).

Регулятивные: организовывать своё рабочее место под руководством учителя; определять план выполнения заданий на уроке, оценивать результат своей деятельности.

Коммуникативные: участвовать в диалоге на уроке; отвечать на вопросы учителя, товари­щей по классу; слушать и понимать речь других; работать в малой группе.

Познавательные: осмысление учащимися ценностей феномена жизни, ценности каждой формы существования жизни; ценности существования человека, его здоровья, социо-космической значимости ;

влияние человека на отдельные компоненты природы и влияние природы на все стороны человеческой деятельности;

подготовку школьников к практической деятельности в области биологии, экологии и медицины;

— установление гармоничных отношений с природой, со всем живым, как главной ценностью на Земле.

формирование ключевых компетентностей на содержании экологического образования;

-создание таких педагогических условий, которые обеспечат право каждого школьника на индивидуальное развитие, которое соответствует его психологическому статусу, склонностям, потребностям, интересам, возможностям.

Метапредметные: связи с такими учебными дисциплинами как биология, химия, физика, география — будут способствовать более высокому уровню владения навыками по данному курсу и реализации задач предпрофильной подготовки школьников.

Форма организации учебной деятельности – индивидуальная, групповая

Методы обучения: наглядно-иллюстративный, объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый, самостоятельная работа с дополнительной литературой и учебником, с ЦОР.

Приемы: анализ, синтез, умозаключение, перевод информации с одного вида в другой, обобщение

Развития таких ключевых понятий как «качество человека» (ценности, мировоззрение, сознание, мышление), «качество жизни» (уровень жизни, стиль жизни, уклад жизни), «качество окружающей среды» (состояние атмосферы, гидросферы, литосферы (педосферы), животного и растительного мира, вида Homo sapiens sapiens, культуры, образования).

Загрязнение окружающей среды

По определению одного из ведущих экологов России Н. Ф. Рей- мерса, «загрязнение окружающей среды» — это «привнесение в среду или возникновение в ней новых, обычно не характерных для нее физических, химических, информационных или биологи­ческих факторов, или превышение естественного уровня содер­жания данных факторов в среде, приводящих к негативным по­следствиям». Иначе говоря, это все то, что не в том месте, не в то время и не в том количестве, что естественно для природы, выводит ее из состояния равновесия

Основные загрязнители окружающей среды

Методические рекомендации к практическим работам по дисциплине «Экологические основы природопользования»
методическая разработка на тему

Методическое пособие предназначено для студентов технических специальностей для выполнения практических работ по дисциплине «Экологические основы природопользования». В пособии имеется информационный материал, необходимый для выполнения заданий.

Скачать:

Вложение Размер
методическое пособие 249.17 КБ
Читайте так же:  Управление загрязнением окружающей среды

Предварительный просмотр:

Министерство образования и науки Республики Татарстан

государственное автономное профессиональное образовательное учреждение

«Нурлатский аграрный техникум»

Методические рекомендации для проведения практических работ по дисциплине

«Экологические основы природопользования»

для студентов специальностей

23.02.03 Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта

35.02.07 Механизация сельского хозяйства

19.02.10 Технология продукции общественного питания

Разработчик: Зайцева Ирина Римовна –преподаватель

  1. Введение
  2. Практическая работа № 1 «Механизм образования кислотных дождей
  3. Практическая работа № 2 «Редкие растения и животные нашего региона »
  4. Практическая работа № 3 « Реклама и экология»
  5. Практическая работа № 4 « Определение химического состава атмосферы»
  6. Практическая работа № 5 «Определение качества воды»
  7. Практическая работа № 6 «Решение экологических ситуаций»
  8. Практическая работа № 7 «Международное сотрудничество в решении проблем природопользования»
  9. Практическая работа № 8 «Изучение Федеральных законов «Об охране окружающей среды», «О санитарно – эпидемиологическом благополучии населения»
  10. Список литературы

Важное место в системе естественнонаучной подготовки отводится лабораторным и практическим работам. Они служат источником знаний, основой для выдвижения и проверки гипотез, средством закрепления знаний и умений, являются методом контроля усвоения знаний и сформированности умений и навыков.

Практикум представляет собой перечень практических занятий по дисциплине: «Экологические основы природопользования»; разработан в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом и на основе примерной программы учебной дисциплины по специальностям. В процессе выполнения практических работ по предмету студенты продолжают знакомство с реальными, живыми объектами природы, учатся самостоятельно познавать явления и процессы, происходящие в природе, делать заключения, выводы;

анализируют и прогнозируют экологические последствия различных видов деятельности в своём регионе; изучают взаимосвязи живых и неживых компонентов природы, влияние человеческой деятельности на естественные экосистемы, а также знакомятся с правовыми законодательствами, международными взаимоотношениями по вопросам охраны окружающей среды;

Цель и задачи практикума.

Главной целью данного практикума является внедрение практических форм и методик преподавания естественнонаучных дисциплин, пропаганда «натуралистического» (проектного) подхода в экологическом образовании и воспитании студентов;

В задачи данного практикума входит:

Видео (кликните для воспроизведения).

1) разработка содержания образования студентов на примере объектов, существующих в естественных условиях нашего региона;

2) разработка и адаптация современных методов описания и исследования объектов природы и естественных экосистем применительно к практике экологического образования;

3) разработка непосредственных приемов (способов) активизации механизмов саморазвития и самообразования молодёжи посредством их вовлечения в практическую учебную и исследовательскую деятельность;

Практическая работа № 1

Механизм образования кислотных дождей

Основной причиной повышения кислотности являются выбросы оксида серы (4), который превращается в оксид серы (6) благодаря окислению за счёт кислорода воздуха, озона, пероксида водорода в воздухе, присутствию оксидов металлов, выполняющих роль катализаторов, и атмосферной влаге. 60% кислотности в осадках получается за счёт серной кислоты, 30% — за счёт азотной и 5% — соляной.

Кислотным называют дождь (снег), рН которого ниже 5,6.

Загрязнение атмосферы соединениями серы. Соединения серы попадают в атмосферу естественным путем (вулканическая деятельность) и в результате антропогенной деятельности человека (сжигание ископаемого топлива, которое содержит серу). В процессе горения часть серы окисляется до SO 2 . Среди используемых видов топлива первое место по поставке диоксида серы занимает каменный уголь, второе — нефть, третье — природный газ. Наиболее распространенными соединениями серы, поступающими в атмосферу, являются диоксид серы (SO 2 ),сульфиты (S0 4 ), сероуглерод (CS 2 ) и сероводород (Н 2 S). Содержание серы в угле достаточно велико. В процессе горения сера превращается в сернистый газ, а часть серы остается в золе в твердом состоянии.

Источниками образования SO 2 является также металлургическая промышленность (переработка сульфидных руд меди, свинца и цинка), а также предприятия по производству серной кислоты и переработке нефти.

Основной вред окружающей среде наносит продукт окисления диоксида серы — S0 3 . Процесс окисления осуществляется под действием кислорода на пылеобразных частицах оксидов металлов в качестве катализаторов, в атмосферной влаге или под действием солнечного света. Газообразный SОз растворяется в капельках влаги с образованием серной кислоты: SОз(газ) +Н 2 0(ж) = Н 2 S0 4 (водн)

Загрязнение атмосферы соединениями азота . Оксиды азота образуются в атмосфере естественным и антропогенным путем (сжигание всех видов природного топлива (12 млн.т./год), транспорт (8 млн.т./год) и промышленность (1 млн.т./год)). Загрязнение оксидами азота в целом невелико (искл. — районы с развитой химической промышленностью).

N0 — образуется в малых количествах в цилиндрах двигателей внутреннего сгорания при прямом взаимодействии кислорода с азотом. В среднем выделение N0 автомобилем — 1-2 г на 1 км. Вступает в реакцию кислородом: 2NО (г) + О2 = 2 N02 , поэтому некоторое количество диоксида азота присутствует в выхлопных газах двигателей внутреннего сгорания. Газообразный диоксид азота растворяется в капельках влаги с образованием азотной кислоты: ЗN02 + Н20 = 2НN03 + N0

Вымывая из атмосферы Н2S04 и НNО3, осадки становятся кислотными. Их рН зависит от количества кислот и воды, в которой они растворены. Кислоты могут выпадать из атмосферы и без воды, сами по себе или с частицами пыли. Сухие кислотные отложения могут накапливаться на поверхности растений и при смачивании небольшим количеством влаги, например, при выпадении росы, давать сильные кислоты. Т.е., к кислотным осадкам можно отнести и кислотную росу. Чистая дождевая вода имеет слабокислую реакция (рН=5,6), поскольку в ней легко растворяется углекислый газ из воздуха с образованием слабой угольной кислоты: СО2 + Н2О = Н2СО3

  1. По предложенному тексту составить схему «Механизм образования кислотных осадков»;
  2. Изучить и представить графически кислотность осадков в вашем районе на протяжении 2 недель, собирая дождь (снег) в чистые стеклянные ёмкости непосредственно при выпадении осадков.

Чтобы измерения были достоверными, необходимо правильно отобрать пробы снега:

1) Выбрать площадку для отбора проб, на которой можно построить треугольник со сторонами не менее 10 м (10 – 30 м).

Читайте так же:  Закон 608 кз об административных правонарушениях

2) В вершинах треугольника разметить квадраты со сторонами 1 м. Получится 3 таких квадрата.

3) Пробы берут по углам квадрата (4 штуки) и в центре. Всего собирают 5 проб с квадрата. Три квадрата дают 15 проб.

4) Снег берут почти на всю глубину снежной толщи. Это позволяет суммировать все загрязнения. Все 15 проб складывают в один целлофановый пакет, ёмкость. Отбирать снег лучше стаканом, ложкой, стараясь не касаться руками (предварительно вымытыми) снега и внутренней поверхности пакета. Собранный снег хранить в холодильнике, на балконе, за окном. Пробы целесообразно отбирать около заводов, у дорог, в парках, скверах, в жилых массивах города.

Перед анализом снег растопить и довести до комнатной температуры (20 0 С). После этого в воду опустить индикаторную бумажку на некоторое время и сравнить цвет с цветной шкалой, определить значение рН. Данные записать, отметить место отбора пробы, время отбора.

  1. Пронаблюдать за состоянием деревьев в районе, где вы живёте, близ заводов, у дорог. Если у деревьев начинают уродливо расти ветви, а корни высыхают, это является признаком отравления сернистым газом в сочетании с озоном.
  2. Спрогнозируйте все последствия загрязнения экосистем сернистым газом.
  3. Оформите свои наблюдения, сделайте выводы.

Практическая работа № 2

Редкие животные и растения нашего региона.

Красная книга – свод описаний редких и находящихся под угрозой исчезновения видов животных и растений.

Если численность и площадь распространения вида имеют постоянную тенденцию к сокращению, его относят к редким.

Если численность и ареал вида резко сократился в результате прямого истребления, разрушений мест обитания, резкого возрастания числа любителей собирания букетов полевых цветов, лекарственных трав и декоративных диких растений, вид относят к находящемуся под угрозой исчезновения.

Эти виды животных и растений не могут выжить без помощи человека.

Познакомьтесь с некоторыми видами животных и растений занесенными в Красную книгу, находящихся в нашем ареале. Опишите условия их проживания и меры, которые необходимо принять для их защиты.

Практическая работа № 3

Реклама и экология

Цель : Проанализировать не менее 5 реклам товаров, результаты записать в таблицу. Ответить на вопросы.

Сборник практических работ по дисциплине «Экологические основы природопользования»
учебно-методическое пособие на тему

В сборнике представлены методические рекомендации по выполнению практических работ по дисциплине «Экологические основы природопользования». Задания в сборнике соответствуют требованиям стандарта и призваны обеспечить формирование у студентов навыков практического применения.

Скачать:

Вложение Размер
sbornik_prakticheskih_rabot_po_distsipline_ekologicheskie_osnovy_prirodopolzovaniya.docx 655.86 КБ

Предварительный просмотр:

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ ХАБАРОВСКОГО КРАЯ

КГБОУ СПО «КОМСОМОЛЬСКИЙ-НА-АМУРЕ

СБОРНИК ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ

ПО ДИСЦИПЛИНЕ «ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ»

для студентов дневного отделения

Комсомольск-на-Амуре 2015 г.

Сборник практических работ по дисциплине «Экологические основы природопользования» для студентов дневного отделения / Сост. А.Н. Даренских – Комсомольск-на-Амуре: Комсомольский-на-Амуре авиационно-технический техникум, 2015. – 18 с.

Сборник для самостоятельной работы предназначен для студентов дневного отделения

Рассмотрено и рекомендовано предметной (цикловой) комиссией «Естественно-научных дисциплин и математики»

Протокол № от «__»______ 2015 г.

Председатель ПЦК ___________________/И.В. Синишина/

Тема. Глобальные проблемы экологии

Тема. Природные ресурсы и рациональное природопользование

Тема. Охрана воздушной среды

Тема. Принципы охраны водной среды

Тема. Охрана недр и ландшафтов

Тема. Государственные и общественные мероприятия по предотвращению разрушающих воздействий на природу. Природоохранный надзор.

Список использованных источников

Тема: Глобальные проблемы экологии.

Цель: выяснить сущность демографической проблемы.

Оборудование: Трушина Т.П. Экологические основы природопользования, 2009.

Задание 1. Выясните динамику численности населения мира.

Таблица 1. Динамика численности населения мира, млрд. чел

Численность населения мира

Алгоритм выполнения задания:

  1. Постройте ось координат. На оси ОХ отложите года, на оси ОУ численность населения мира.
  2. На оси координат отложите точки, соедините их в график.
  3. Сделайте вывод о динамике численности населения мира, какие экологические проблемы вызывает данная тенденция?

Задание 2. Выясните различия в рождаемости развитых и развивающихся стран.

Алгоритм выполнения задания:

1. Перечертите таблицу «Естественный прирост стран» в тетрадь

Уровень экономического развития страны

2. Посчитайте естественный прирост по формуле:

Естественный прирост = рождаемости — смертность

Данные запишите в таблицу.

3. Определите уровень экономического развития стран.

4. Сделайте вывод о зависимости рождаемости и уровня экономического развития стран и проблемах, которые создает высокая рождаемость.

Задание 3. Выясните причины рождаемости стран разного уровня

Алгоритм выполнения задания:

  1. Перечертите таблицу «Причины рождаемости» в тетрадь

Развитые страны (индустриальные)

  1. Используя текст учебника на стр. 60-61 заполните таблицу.
  2. В колонке «Уровень рождаемости» запишите слова «Увеличивается» или «Уменьшается»

Тема: Природные ресурсы и рациональное природопользование.

Цель: выяснить ресурсообеспеченность природными ресурсами, научиться сопоставлять потенциальный запас лесных ресурсов и реальную интенсивность их потребления.

Задание 1. Выясните ресурсообеспеченность стран мира отдельными видами минеральных ресурсов

Алгоритм выполнения задания:

  1. Используя данные таблицы 1, заполните таблицу, рассчитав ресурсообеспеченность в годах отдельных стран важнейшими видами минеральных ресурсов, вычисления сделать по формуле:

Р – ресурсообеспеченность (в годах), З – запасы, Д – добыча;

  1. Заполните таблицу «Ресурсообеспеченность природными ресурсами»
  1. Выявите отдельные страны с максимальными и минимальными показателями ресурсообеспеченности каждым видом минерального сырья;
  2. Сделайте вывод о ресурсообеспеченности стран мира отдельными видами минеральных ресурсов.

Таблица 1. Ресурсообеспеченность некоторыми видами природных ресурсов

Нефть (млрд. тонн)

Уголь (млрд. Тонн)

Железные руды (млрд. тонн)

Железные руды (млн. тонн)

Задание 2. Выясните мировое потребление энергии.

Алгоритм выполнения задания:

  1. Используя данные таблицы 2 постройте график «Мировое потребление энергии», на оси ОХ отложите года, на оси ОУ мировое потребление энергии.

Таблица 2. Мировое потребление энергии

  1. Сделайте вывод о мировом потреблении энергии.

Задание 3. Выясните обеспеченность регионов России лесными ресурсами.

Алгоритм выполнения задания:

  1. Определите наиболее и наименее обеспеченные лесными ресурсами регионы страны (карта №1). Результаты оформите в виде таблицы.

1. Наиболее обеспечены

2. Наименее обеспечены

  1. Определите регионы страны, в которых производится наибольшая и наименьшая интенсивность использования лесных ресурсов (карта 2). Результаты оформите в виде таблицы.
Читайте так же:  Право на обжалование постановления об административном правонарушении

Интенсивность использования ресурсов

1. Наибольшая интенсивность

2. Наименьшая интенсивность

  1. Используя данные заполненных таблиц, выявите соотношение: «обеспеченность-интенсивность использования» на территории Российской Федерации. Сделайте вывод о предполагаемых последствиях.

Тема. Охрана воздушной среды.

Цель: закрепить знания об основных загрязнителях атмосферы и их источниках; определять возможные антропогенные изменения в атмосфере.

Известно, что загрязнение атмосферы происходит в основном в результате работы промышленности, транспорта и т. п., которые в совокупности выбрасывают ежегодно «на ветер» более миллиарда твердых и газообразных частиц.

Основными загрязнителями атмосферы на сегодняшний день являются угарный газ (окись углерода) и сернистый газ. Нельзя забывать и о фреонах, или хлорфторуглеродах. Именно их большинство ученых считают причиной образования так называемых озоновых дыр в атмосфере. Фреоны широко используются в производстве и в быту в качестве хладореагентов, пенообразователей, растворителей, а также в аэрозольных упаковках. А именно с понижением содержания в верхних слоях атмосферы медики связывают рост количества раковых заболеваний. Промышленные предприятия загрязняют как наружную, так и внутреннюю воздушную среду.

Для поддержания требуемых параметров воздуха как в помещении, так на прилегающей промышленной территории используют специальные системы очистки воздуха.

2. Практическая часть

Задание 1. Постройте график «Изменение среднегодовой температуры в атмосфере» по следующим данным:

Алгоритм выполнения задания:

  1. Постройте ось координат, на оси ОХ отложите года, на оси ОУ – температуру.
  2. Отложите на графике точки координат, постройте график.
  3. Сделайте вывод, ответив на вопросы: Что вы наблюдаете на графике. С чем это связано? Укажите конкретные причины.

Задание 2. Заполнить таблицу (отметить знаком + загрязнители усиливающие изменения).

Основные примеси в атмосфере

Разрушение озонового слоя

Пониженная видимость атмосферы

Задание 3. Построить столбиковую диаграмму «Показатели загрязнения атмосферы в России» по следующим данным:

Загрязнение всего – 11169 тыс. т

Промышленное загрязнение – 9526 тыс. т

Загрязнение всего – 10856 тыс. т

Промышленное загрязнение – 9260 тыс. т

Загрязнение всего – 9966 тыс. т

Промышленное загрязнение – 8454 тыс. т

Сделайте вывод, ответив на вопросы: Что вы наблюдаете на диаграмме? Почему?

Задание 4. Постройте столбчатую диаграмму «Доля загрязнения атмосферы транспортом» используя данные таблицы 1, сделайте вывод

Таблица 1. Загрязнение атмосферы транспортом

Доля в загрязнении атмосферы, %

Автомобили на бензине

Автомобиле с дизельными двигателями

Железнодорожный и водный транспорт

Задание 5. Постройте графики «Концентрация в атмосфере парниковых газов».

Алгоритм выполнения задания:

  1. Постройте ось координат, на оси ОХ отложите года, на оси ОУ отложите концентрацию парниковых газов, используя данные таблицы 2.
  2. Сделайте вывод, в котором укажите, что происходит с концентрацией газов и какие экологические последствия загрязнения атмосферы они вызывают.

Таблица 2. Концентрация в атмосфере парниковых газов

Концентрация в атмосфере

Тема: Принципы охраны водной среды.

Цель: выяснить основные причины истощения водных ресурсов, основные виды загрязнения гидросферы.

Оборудование: раздаточный материал.

1. Нефть и нефтепродукты — Попавшая в морскую среду нефть начинает растекаться, стремясь попасть в мономолекулярный слой. Нефтяная пленка приводит к повышению температуры поверхностного слоя воды. Оказавшись в водной среде, подвергается интенсивному фотохимическому и биологическому окислению (при этом для окисления 1 л нефти требуется столько кислорода, сколько его содержится в 400 ООО л воды). Нетрудно сделать вывод, что это приводит к обеднению морской фауны прибрежной зоны (главным образом из-за потери кислорода). Наиболее легко растворимой в водной среде частью нефти являются ароматические углеводороды, которые, кстати, считаются и наиболее токсичными. Именно они представляют смертельную опасность для рыб, особенно мальков. Чрезвычайно токсично также дизельное топливо, загрязняющее в первую очередь портовые акватории вследствие халатности (а нередко — и преступных действий) команд судов.

2. Тепловое загрязнение — связано с повышением температуры вод в результате их смешивания с более нагретыми поверхностными или технологическими водами. Так, например, известно, что на площадке Кольской атомной станции, расположенной за Полярным кругом, через 7 лет после начала эксплуатации температура подземных вод повысилась с 6 до 19 °С вблизи главного корпуса. Это приводит к уменьшению содержания кислорода в водной среде, увеличению токсичности имеющихся в ней загрязнителей, уменьшению доступа света к водной растительности, стимулированию роста вредных синезеленых водорослей и т. п.

3. Пестициды и удобрения — Нитраты и фосфаты служат своеобразными удобрениями для водных растений. В результате водоемы пышно «цветут», резко увеличиваются кормовые ресурсы (фитопланктон, микроводоросли поверхностного слоя), затем возрастает количество рыбы, ракообразных и других организмов. Однако со временем огромные толщи фитомассы отмирают, расходуя при этом все запасы кислорода. В водоеме интенсивно накапливается сероводород, а сам он, агонизируя, постепенно «умирает». Пестициды составляют группу веществ, используемых для борьбы с вредителями и болезнями растений. Пестициды оказывают токсичное воздействие на все организмы. С повышением температуры токсическое воздействие практически всех ядохимикатов усиливается.

4. СПАВ – входя в состав синтетических моющих средств. СПАВ часто образуют в водоемах слои пены, толщина которых на шлюзах и порогах достигает 1 м и более, что приводит к нарушению газообмена на границе воздух – вода. СМС содержат ряд токсичных для водных организмов веществ.

Задание 1. Используя данные таблицы 1 определите долю каждой отрасли в общем загрязнении гидросферы в России, постройте столбчатую диаграмму «Главные источники загрязнения гидросферы России», сделайте вывод.

Видео (кликните для воспроизведения).

Таблица 1. Характеристика загрязнений гидросферы в России в 2006 г.

Источники

Практическое занятие загрязнение окружающей среды
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here