Практическая работа загрязнение окружающей среды

Полезное по теме: "Практическая работа загрязнение окружающей среды" от специалистов простым языком. Если необходимо уточнить актуальность на 2020 год, а также задать вопрос, то обращайтесь к дежурному юристу.

Практическая работа к теме: «Хозяйственная деятельность человека как основная причина загрязнения окружающей среды»

Разделы: Технология

Основное содержание учебной информации:

Последнее десятилетие XX века ознаменовались озабоченностью населения экологическими проблемами, которые коснулись всех слоев общества. Пришло сознание того, что нельзя безнаказанно губить природу: рубить лес, загрязнять почвы, воздух и воду. Необходимо остановиться и оценить последствия хозяйствования за все прошедшие годы.

Для Челябинской области вопросы экологии, природопользования особенно важны, так как ее территория перенасыщена горнодобывающим предприятиям, заводами черной и цветной металлургии и т.д. Именно здесь в середине столетия произошли известные катастрофы, приведшие к радиоактивному загрязнению территории и гибели людей.

Территория Челябинской области разделена на участки с различающейся экологической ситуацией.

Экологическая ситуация — это не только степень нарушенности природной среды; учитываются и медико-демографическая, и социальная, и экономическая обстановки.

На территории области выделены районы:

  • с относительно удовлетворительной экологической ситуацией;
  • с напряженной экологической ситуацией;
  • с критической экологической ситуацией;
  • с кризисной экологической ситуацией.

Относительно удовлетворительная ситуация охватывает 60% площади области, где проживает 1120000 человек.

Напряженная экологическая ситуация – это 20000 км 2 территория Челябинской области с населением 520000 человек (14%).

Площадь с критической экологической ситуацией – 7250 м 2 , 8,2 % территории области. Здесь проживает 1,9 млн. человек, 51% населения.

К районам с кризисной ситуацией отнесена площадь 3400 км 2 (4% территории). Здесь проживает около 5% всего населения – 180 тыс. человек.

Это территории, более всего пострадавшие в результате аварий на химкомбинате “Маяк”. Здесь же возникшая в силу долговременного технологического воздействия зона экологического бедствия (г. Карабаш), единственная официальная признанная в России.

Промышленное загрязнение воды

Вычислите объем воды, который за год расходуется во всем мире для выплавки чугуна и стали, если мировое производство стали составляет 700 млн. т в год, на 1 т произведенной стали расходуется 100 м 3 воды. Сравните полученные результаты с объемом годового стока Волги у Волгограда, который составляет 23 км 3 в год.

Вычислите объем загрязненной воды за 1 год в России при производстве целлюлозы, если годовое ее производство в РФ составляет около 9 млн. т, а при производстве 1 т целлюлозы расходуется 1000 м 3 воды. Сравните полученный результат с объемом годового стока Москвы-реки, который составляет около 1 км 3 в год.

Вычислите объем ежегодного потребления воды жителями России, если в среднем на 1 человека приходится 170 л/сут, а в РФ проживает около 150 млн. человек.

Сколько рек, подобно Москве-реке с годовым стоком 1 км 3 , расходуется на удовлетворение потребностей в воде жителей РФ.

Используя результаты, полученные при решении задания 3, определите, какая часть воды, употребляемой населением России, приходится на Москву, если число жителей в ней составляет около 9 млн. человек, а в среднем на одного человека в Москве приходится 350 л воды в сутки.

Подсчитайте, сколько в среднем за 1 год расходует воды ваша семья. Исходя из этого, подсчитайте, сколько воды используется жителями вашего многоквартирного дома, микрорайона, населенного пункта.

Сколько в атмосфере сгорает за 1 год кислорода и озона при трансконтинентальных перелетах гражданских и военных самолетов, если за 1 трансконтинентальный перелет реактивного самолета сгорает 35 т кислорода и озона?

На земле в течение суток совершается 10000 трансконтинентальных перелетов. Вычислите, для какого числа людей хватило бы этого кислорода на 1 год, если суточное потребление воздуха для взрослого человека в среднем составляет 25 кг из которых 21% приходится на кислород?

Подсчитайте, сколько угарного газа, диоксида азота, бензина выбросит из выхлопной трубы в атмосферу автомобиль, если он проедет за 1 день 20, 100, 300, 500 км?

Пример выполнения задания

Рассмотрим вариант с угарным газом и путем автомобиля 20 км.

m=Rco*S, где S-путь автомобиля (20 км);

Rco-средняя масса выброшенного в атмосферу вещества (30 г/км).

m=30 г/км*20 км=600 г.

Ответ: 600 г. угарного газа выбросит из выхлопной трубы 1 автомобиль за 1 день.

Подсчитайте количество автомашин, проезжающих в обе стороны по ближайшей к дому улице за 30 мин, если в среднем все автомашины едут со скоростью 60 км/ч.

Сколько они выбросят за это время в атмосферу угарного газа, диоксида азота, бензина?

Пример выполнения задания

Подсчитанное количество автомашин N=20. Каждая из них проезжает путь S:

v-скорость автомобиля (60 км/ч)

Следовательно, S=60 км/ч * 0,5 ч = 30 км.

Научно-технический прогресс и экология

Сколько сырья расходуется в России за год для удовлетворения потребностей всех жителей, если в среднем для удовлетворения потребностей в пище, одежде и жилье за 1 год расходуется 20 т различного сырья?

Сколько при этом остается отходов, если всего лишь 10% сырья переходит в конечный продукт?

Сколько сырья расходуется на всей Земле за год для удовлетворения потребностей ее жителей, если в среднем для удовлетворения потребностей жителя в пище, одежде и жилье за 1 год расходуется 20 т различного сырья.

Сколько при этом остается отходов, если всего лишь 10% сырья переходит в конечный продукт?

Посмотрите на окружающие вас дома вещи и предметы. От каких бы вы смогли отказаться, зная наверняка, что при их изготовлении или использовании приносится большой вред природе?

Исследовательская работа «Загрязнение окружающей среды»

Цели:

  • развитие интеллектуальных, творческих способностей учащихся, поддержка научно-исследовательской работы в школе;
  • развитие интереса к исследованию окружающей среды;
  • привлечение внимания учащихся к глобальным экологическим проблемам, посильному участию в решении экологических проблем своего микрорайона, города.
  • Гипотеза:

    Ученики начальных классов школы могут оказывать ежедневную помощь по предотвращению глобальной экологической катастрофы и улучшению экологической ситуации в стране и мире.

    Введение

    В последние два десятилетия во всем мире обострились проблемы, связанные с состоянием окружающей среды.

    Используя природные богатства, человечество возвращает природе огромное количество отходов. Около крупных городов и промышленных предприятий скапливаются горы мусора, превращая окрестности в пустыни и свалки. Человечество, получая необходимые продукты, товары, энергию, неизбежно производит сотни тысяч тонн вредных веществ и отходов, которые попадают в атмосферу, водоёмы, почву, в живые организмы, в том числе и в организм человека.

    Экологическая проблема в России одна из важнейших проблем. Ситуация в некоторых районах очень острая. Загрязнение воды, почвы, воздуха стало причиной многих болезней людей.

    Читайте так же:  Рассмотрение административных дел апк

    Экологическое воспитание учащихся становится сейчас одной из важнейших задач общества и образования.

    Сравнительно недавно как самостоятельный предмет в школе была введена экологическая дисциплина. Вместе с этим появилась еще одна возможность – научно-практическая деятельность, позволяющая выявить и поддержать одаренных учащихся, развивать их интеллектуальные, творческие способности, поддержать научно-исследовательские интересы учеников.

    Исследовательская деятельность – это научная работа, результаты которой докладываются на конференции. Они были получены в процессе самой деятельности учащегося. Конечный творческий продукт обладает объективной новизной и общественно-значимой, практической ценностью.

    В 2009 году учащиеся начальных классов нашей школы впервые принимали участие в городской научно-практической конференции. Работы, выполненные учащимися класса, не только ценны сами по себе, они воспитывают ответственность перед другими людьми и окружающей средой, прививают ответственное отношение к своему здоровью, образованию, учат работать с источниками информации, являются важным звеном в работе по формированию экологической культуры учащихся.

    Содержание исследовательской работы

    Глобальные экологические проблемы… Сейчас эти слова можно услышать очень часто. Что они означают? Когда возникли? В чём их причины? Какие меры необходимо предпринять для их решения? Называя эти проблемы глобальными, учёные стремятся показать их значение для всей планеты, для всего человечества. Экологические проблемы возникли не сразу. Они накапливались постепенно и во второй половине двадцатого века приобрели планетарные масштабы.

    Причины их возникновения:

  • рост численности населения Земли (продовольственная, энергетическая, сырьевая проблема и как следствие — экологическая);
  • колоссальные масштабы человеческой деятельности;
  • нерациональное использование природных ресурсов;
  • идеология покорения природы, предельно высокая её эксплуатация.
  • Характер современных экологических проблем проявляется в воздействии на все оболочки Земли — твёрдую, газовую, водную.

    Загрязнение

    – это возникновение в природе новых, обычно не характерных для неё веществ. Эти вещества после их использования не поступают в природный кругооборот, и естественные системы начинают разрушаться.

    Почвенный покров

    Земли – важнейший компонент природных процессов. Огромный вред почвам наносит вырубка лесов, использование пастбищ, применение ядохимикатов.

    Водная среда

    – это воды суши, Мировой океан, ледники, подземные воды.

    За последние 40 лет водные системы многих стран оказались расстроенными. Бесконтрольное изъятие воды, осушение болот привело к гибели малых рек. Отмечается истощение источников пресной воды – подземных вод.

    Дефицит пресной воды связан с загрязнением водоёмов сточными водами предприятий. К наиболее распространённым загрязнителям относятся нефть и нефтепродукты. Опасными загрязнителями водоёмов являются соли тяжёлых металлов – свинца, железа, меди, ртути. Восстановление чистоты вод произойдёт лишь через 300-400 лет.

    Атмосферный воздух

    занимает особое положение среди других компонентов биосферы. Значение его для всего живого на Земле невозможно переоценить. Человек может находиться без пищи пять недель, без воды – пять дней, а без воздуха всего лишь пять минут. При этом воздух должен иметь определённую чистоту, и любое отклонение от нормы опасно для здоровья. Воздух – смесь газов. Основное назначение воздуха – это обеспечение дыхания живых организмов. Атмосферный воздух выполняет защитную функцию, предохраняя Землю от абсолютно холодного Космоса и потока солнечных излучений. В атмосфере формируются климат и погода, задерживается масса метеоритов. Атмосфера обладает способностью к самоочищению, но в современных условиях возможности природных систем самоочищения подорваны.

    Деятельность человека по своим масштабам превосходит природное загрязнение атмосферного воздуха.

    Выбросы вредных веществ в атмосферу делятся на:

  • газообразные (оксиды азота, серы, углерода, сероводород и др.);
  • жидкие (кислоты, щёлочи, растворы солей и др.);
  • твёрдые (радиоактивные вещества, свинец и его соединения, органическая и неорганическая пыль, сажа, смолистые вещества).
  • Источники загрязнения:

  • тепловые и атомные электростанции;
  • продукты сжигания топлива;
  • продукты сжигания бытовых отходов (мусор ,полиэтилен, пластик);
  • выхлопные газы автомобилей.
  • Большая загазованность отрицательно сказывается на экологической обстановке и влияет на самочувствие людей, флору, фауну.

    Основные экологические проблемы атмосферы:

  • образование озоновых дыр;
  • парниковый эффект;
  • выпадение кислотных дождей;
  • увеличение выбросов ионов тяжёлых металлов.
  • Изменяя свой мир, человек существенно вмешивается и в жизнь своих соседей по планете. За последние 300 лет человечество уничтожило 2/3 лесов, и с ними вместе исчезают многие виды животных и растений. На планете каждый день исчезает 70 видов. Мы тратим бесценные природные ресурсы и мало используем неистощимые источники энергии: ветер и солнце. Растут горы мусора. Мы всё больше используем пластмассу, а срок разложения пластиковой бутылки более 100 лет.

    Возможно ли исправить ситуацию?

    Да. Надо, чтобы всё, что мы делаем, не наносило непоправимый вред природе. Это наше природное наследие. Без природы не было бы нас и нашей культуры. Вот и наш президент Дмитрий Анатольевич Медведев говорит о важности заботы о природе: “Решение экологических проблем становиться одним из приоритетов развития России…”.

    Что же надо делать, чтобы вести себя правильно? Правила просты:

  • срубили лес, надо посадить новый;
  • вредные сбросы надо очистить;
  • использовать лучшие технологии и исправить то, что уже нарушено;
  • разработать новые экологически чистые материалы.
  • Ребята нашего класса готовы уже сегодня сажать деревья и растения, очищающие воздух. Выключать воду и свет, когда они нам не нужны. Ведь через струйку толщиной в иголку вытекает 840 литров воды в день. Не выбрасывать мусор куда попало, готовы собирать его раздельно. Готовы сдавать для переработки бумагу, стекло, металл. Во второй четверти ученики нашей школы сдали более 400 кг макулатуры. Из них 70 кг сдал наш 4 “а” класс. Все учащиеся младших классов нашей школы — члены “Всероссийского общества охраны природы” и школьной детской экологической организации “Журавлики”. Мы помним, что от нас тоже многое зависит.

    Данная работа заинтересовала моих одноклассников. Вместе мы составили план дальнейшей работы 4 “а” класса:

    1. Организовать в апреле 2009 года еще один сбор макулатуры в нашей школе.

    2. Вырастить рассаду однолетних цветочных растений и в мае высадить её на пришкольном участке.

    3. После таяния снега принять участие в уборке мусора в парке поселка Солнечный.

    4. Провести опрос (анкета) в семьях учащихся нашей школы на тему:

    — Готовы ли вы сортировать бытовой мусор?

    — Чем вы можете помочь природе поселка Солнечный?

    Цель опроса —

    обращение к руководству ТСЖ “Солнечный” с просьбой оборудовать площадки с контейнерами для раздельного приема бытового мусора.

    Вывод:

    Данное исследование установило, что учащиеся начальных классов школы могут оказывать ежедневную помощь по предотвращению глобальной экологической катастрофы и улучшению экологической ситуации в стране и мире. Каждый ребенок может уже сегодня сажать деревья и растения, очищающие воздух, выключать воду и свет, когда они не нужны, не выбрасывать мусор куда попало, а собирать его раздельно. Дети также могут и готовы сдавать для переработки бумагу, пластик, металл, участвовать в работах по озеленению города и очистке окружающей среды от мусора.

    Читайте так же:  Издержки по делу об административном правонарушении

    Лабораторная работа №1 определение количества антропогенных загрязнений, попадающих в окружающую среду в результате работы автотранспорта

    Автомобильный транспорт относится к основным источникам загрязнения окружающей среды. В крупных городах на долю автотранспорта приходится более половины объема вредных выбросов в атмосферу. В мегаполисах эта величина еще больше: Санкт-Петербург – 71%, Москва – 88 %. Уровни загрязнения воздуха оксидами азота и углерода, углеводородами и другими вредными веществами на большинстве автомагистралей в 5-10 раз превышают предельно допустимые концентрации.

    Большинство сортов применяемого ныне бензина содержит в качества антидетонационной присадки тетраэтилсвинец (0,41 – 0,82 г/л). Бензин с такой присадкой называют этилированным. Применение этой присадки позволяет сократить потребление топлива, но загрязняет атмосферу соединениями свинца.

    Низкий технический уровень отечественных автомобилей и эксплуатацию, не соответствующую требованиям национальных стандартов, подтвердили результаты операции «Чистый воздух», проведенной в 1997 году. Практически во всех субъектах РФ отмечено, что доля автомобилей, эксплуатируемых с превышением действующих нормативов по токсичности и дымности, в среднем составляет 20 – 25 % и в отдельных регионах страны достигает 40 %.

    Влияние на человека отработавших газов автомобилей

    Во многих странах, и в первую очередь индустриально развитых и густонаселенных, нарастает загрязнение поверхности Земли механическими примесями в виде золы, пыли, шлаков. Такое загрязнение особенно велико в районах размещения крупных транспортных узлов.

    При сжигании в автотранспортных установках топлива, в воздух выбрасывается с продуктами сгорания и сернистый ангидрид, который, соединяясь с атмосферной влагой, образует сернистую и серную кислоты, попадающие, в конечном счете и в почву, и в воду. Подобные агрессивные вещества оказывают сильное вредное влияние, прежде всего, на растительный мир, угнетая леса на больших территориях. Скапливаясь в воздухе, они угрожают также животному миру и человеку, интенсивно разрушают металлические конструкции, лакокрасочные покрытия, бетонные и каменные сооружения. Большой вред наносится зданиям, мостам, архитектурным памятникам и другим сооружениям.

    Доля отработавших газов автомобилей в загрязнении атмосферного возду­ха больших городов изменяется в зависимости от времени и пропорциональна интенсивности движения транспортных средств. Минимальная концентрация вредных веществ наблюдается в ночные часы, когда их содержание в воздухе в несколько раз меньше, чем днем. Максимальная концентрация отмечается в часы пик. Атмосфера улиц самоочищается в результате проветривания. При одной и той же интенсивности движения большее загрязнение воздуха отмечается в районах плотно застроенных высокими зданиями, и вдоль дорог с узкой проезжей частью.

    В автомобильных двигателях химическая энергия топлива преобразуется в тепловую, а затем в механическую работу. Процесс высвобождения химической энергии реализуется посредством горения, при котором реагенты энергоносителя соединяются с кислородом. В продуктах окислительных реакций содержатся: оксид углерода, оксиды азота, оксиды серы, углеводороды, альдегиды, соединения свинца, бенз(а)пирен, оксиды серы, углеводороды и другие побочные продукты горения.

    В транспортном машиностроении в той или иной степени используется ртуть. Заражение среды обитания ртутью представляет большую опасность. Установлено, что ртуть, не только расстраивает здоровье, но и нарушает генетический аппарат, оказывая отрицательное воздействие на последующие поколения.

    Транспорт — один из крупнейших потребителей пресной воды. Большое количество воды используется всеми видами транспорта для различных технологических и технических целей (охлаждение двигателя, жидкости для мойки и пр.).

    По воздействию на организм человека компоненты отработавших газов подразделяются на:

    Токсичные – оксид углерода, оксиды азота, оксиды серы, углеводороды, альдегиды, соединения свинца;

    Раздражающего действия – оксиды серы, углеводороды.

    Влияние перечисленных компонентов отработанных газов на организм человека зависит от их концентрации в атмосфере и продолжительности действия.

    Оксид углерода при вдыхании попадает в кровь и образует комплексное соединение с гемоглобином – карбоксигемоглобин. Оксид углерода реагирует с гемоглобином в 210 раз быстрее, чем кислород, что приводит к развитию кислородной недостаточности. Признаками кислородной недостаточности являются нарушения в ЦНС, поражения дыхательной системы, снижение остроты зрения. Увеличенные среднесуточные концентрации оксида углерода способствуют возрастанию смертности лиц с сердечно – сосудистыми заболеваниями.

    Оксид углерода в воздухе в зависимости от степени концентрации вызывает слабое отравление через 1 ч (концентрация С=0,05 об.%), потерю сознания через несколько вдохов (С=1 об.%).

    Из оксидов азота наибольшую опасность представляет диоксид азота NO2. Воздействие оксидов азота на человека приводит к нарушению функций легких и бронхов. Воздействию оксидов азота в большей степени подвержены дети и люди, страдающие сердечно – сосудистыми заболеваниями.

    Оксиды азота в воздухе в зависимости от концентрации вызывают раздражение слизистых оболочек носа и глаз (С=0,001 об.%), начало кислородного голодания (С=0,001 об.%), отек легких (С=0,008 об.%).

    Сернистый ангидрид в воздухе даже в относительно низких концентрациях увеличивает смертность от сердечно – сосудистых заболеваний, способствует возникновению бронхитов, астмы и других респираторных заболеваний.

    Углеводороды в результате фотохимических реакций с оксидами азота образуют смог. Бенз(а)пирен, попадая в организм человека, постепенно накапливается до критических концентраций и стимулирует образование злокачественных опухолей.

    Сажа не представляет непосредственной опасности для человека. Сажа является адсорбентом канцерогенных веществ и способствует усилению влияния других токсических компонентов, например сернистого ангидрида.

    Свинец способен накапливаться в организме, попадая в него через дыхательные пути, с пищей и через кожу. Поражает ЦНС и кроветворные органы.

    В первую очередь воздействию токсических составляющих отработавших газов подвергается водитель автомобиля. Анализ воздуха в кабинах транспортных средств показал, что концентрация оксида углерода (особенно в кабинах грузовых автомобилей) может превышать предельно допустимые нормы.

    Выбросы SO2 являются причиной выпадения сернокислотных осадков, способствующих закислению почвы, воды и разрушению облицовки зданий. Возрастание концентрации оксида углерода опасно возникновением парникового эффекта, который приводит к возрастанию температуры воздуха у поверхности Земли.

    Б1.Б.14 Экология

    Практическая работа 9. Глобальные проблемы экологии

    содержит видеоролики для просмотра и обсуждения

    Скачать:

    Вложение Размер
    sbornik_prakticheskih_rabot_po_distsipline_ekologicheskie_osnovy_prirodopolzovaniya.docx 655.86 КБ

    Навигация

    Инженерная экология и рациональное природопользование

    ОЦЕНОЧНО-ДИАГНОСТИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА ПО ДИСЦИПЛИНЕ

    УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ Д.

    ЗАДАНИЯ НА ДОБОР БАЛЛОВ

    Вопросы к зачету

    Релейная защита и автоматизация элекроэнергетическ.

    Светотехника и медико-биологическая электроника

    Приборостроение и автоматизированный электропривод

    Электроснабжение промышленных предприятий

    Электрооборудование и электрохозяйство предприятий.

    Автоматизация технологических процессов и производств

    Водные биоресурсы и аквакультура

    Котельные установки и парогенераторы

    Промышленная теплоэнергетика и системы теплоснабжения

    Технология воды и топлива

    Теоретические основы теплотехники

    Энергообеспечение предприятий и энергоресурсосбере.

    Политология и право

    Педагогика и психология профессионального образования

    Социология, политология и право

    Экономика и организация производства

    Читайте так же:  Служба административного наказания

    Информатика и информационно-управляющие системы

    Практическая работа. Определение степени воздействия автомобильного транспорта на окружающую среду микрорайона школы.

    Практическая работа. Определение степени воздействия автомобильного транспорта на окружающую среду микрорайона школы.

    Проблема загрязнения атмосферного воздуха вредными веществами, содержащимися в отработанных газах автомобилей, является одной из глобальных.

    Определите степень воздействия автомобильного транспорта на окружающую среду. Вам необходимо оценить вклад движущегося транспорта в загрязнение воздуха по магистрали внутри микрорайона школы.

    Для этого необходимо определить интенсивность движения. С этой целью подсчитывается количество движущегося транспорта по соответствующим типам за единицу времени (час). Тип автомобиля определяется в зависимости от типа двигателя, используемого вида топлива (бензин, газ, дизельное топливо), а также от объема двигателя и габаритных размеров (автобусы). Для данной практической работы допустимо условное предположение, что все легковые автомобили и автобусы имеют карбюраторные двигатели, а грузовые – дизельные.

    1. Определить зону активного загрязнения.

    Зона активного загрязнения (ЗАЗ) имеет объем параллелепипеда с длиной (L, м), равной длине трассы; шириной – (n), равной ширине транспортной магистрали, увеличенной на размер ширины полосы отвода (обочина дороги- 100м); высота распространения загрязнителя (h) – 5 м. Зона активного загрязнения увеличивается на коэффициент равный 10, при расчете на длительный период, на пример при сопоставлении с ПДК суточными. Зона активного загрязнения рассчитывается по формуле:

    VЗАЗ = L (n + 200) h, куб.м

    2. Определить концентрацию веществ, вырабатываемых автомобильным транспортом.

    Для расчета произведенной массы выброса (х) загрязнителя от транспортных средств используется формула:

    Где – L – длина трассы, м;

    Мх – масса токсичных выбросов (х) вещества, выбрасываемого одним автомобилем в зону активного загрязнения, мгкуб. м;

    mх – пробеговый выброс (х) вещества;

    krор — коэффициент, учитывающий изменения выбросов загрязняющих веществ при движении по территории населенных пунктов;

    kхтс — коэффициент, учитывающий влияние технического состояния автомобиля на массовый выброс (х) загрязняющего вещества;

    Видео (кликните для воспроизведения).

    VЗАЗ – зона активного загрязнения, куб.м.

    СПРАВОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ.

    Выбросы загрязняющих веществ от подвижного состава при движении в населенных пунктах (пробеговый выброс (mх), гкм)

    Познание

    Автор: Петрова Елена Сергеевна
    Должность: преподаватель
    Учебное заведение: ГКПОУ Прокопьевский горнотехнический техникум им. В.П.Романова
    Населённый пункт: город Прокопьевск
    Наименование материала: Методические рекомендации
    Тема: Методические рекомендации по выполнению практических работ по дисциплине «Экологические основы природопользования»
    Дата публикации: 27.09.2016
    Раздел: среднее профессиональное

    ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЕННОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ПРОКОПЬЕВСКИЙ ГОРНОТЕХНИЧЕСКИЙ ТЕХНИКУМ ИМ.В.П.РОМАНОВА УТВЕРЖДАЮ И.о. зам. директора по учебной работе _____________Т.В. Ломан «____» _______________2016 г. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ по выполнению практических работ по дисциплине «Экологические основы природопользования» Специальность: 21.02.15 Открытые горные работы Форма обучения: заочная СОГЛАСОВАНО Председатель цикловой комиссии ___________ С.В. Жигалова «___» ___________2016 г. Должность Фамилия/Подпись Дата Разработал Преподаватель Петрова Е.С.
    Рассмотрено на заседании методического совета ГКПОУ ПГТТ им. В.П. Романова Старший методист _________________ Е.Л. Тимофеева «_____» __________________2016

    Содержание
    Введение 3 Структура заданий для практических работ 5 Список использованной литературы 14

    Методические рекомендации к выполнению практической работы №1.
    ПРИРОДНЫЕ УСЛОВИЯ И РЕСУРСЫ. Без природы жизнь человека невозможна. Рост популяции человека ограничен некоторыми лимитирующими факторами. Одним из важнейших лимитирующих факторов выживания человека как биологического вида является ограниченность и исчерпаемость важнейших для него природных ресурсов. Вся история человечества — это история их взаимодействия. Окружающая нас среда, создает природные условия нашего существования. В этом «принимают участие» все ее компоненты — горные породы, вода, воздух, почвы, растительность и животный мир. С природными условиями тесно связаны наша жизнь и состояние здоровья, особенности быта и хозяйственная деятельность. В зависимости от своих потребностей человек использует те или иные компоненты природы. Тогда они становятся для него природными ресурсами (Богатствами).
    Природные

    исчерпаемости
    – экологическая классификация. Истощение природных ресурсов с экологических позиций – это несоответствие между
    безопасными нормами изъятия природного ресурса из природных систем и недр, и потребностями человечества.
    Классификация природных ресурсов (по степени исчерпаемости)

    Тема:
    «Использование и воспроизводство природных ресурсов»
    Цель работы:
    Закрепить знания о классификации природных ресурсов.
    Материальное обеспечение:
    конспект.
    Задание 1.
    Разделите данные источники энергии на две группы: геотермальная энергия, тепловые электростанции, приливные электростанции, механическая энергия, ветра, атомные электростанции, солнечная энергия, гидроэлектростанции. Традиционные Альтернативные
    Задание 2.
    Заполните схему, приведя не менее двух примеров каждого из видов ресурсов Природные ресурсы Исчерпаемые Неисчерпаемые невозобновимые Частично возобновимые возобновимые космические Климатические водные
    Задание

    Тема 2: Загрязнение окружающей среды.

    Методические рекомендации к выполнению практической работы №2

    Физическое и химическое загрязнение

    загрязнителей
    — действие, вызывающее мутации в организме (изменение генетической информации, химической структуры молекул ДНК). Мутации бывают соматические (возникают в клетках тела, не способны передаваться по наследству) и генеративные (возникают в половых клетках, проявляются в следующем поколении). Известны химический и радиационный мутагенез. Химический мутагенез — явление возникновения мутаций под действием химических загрязняющих веществ (полициклические ароматические углеводороды — ПАУ, нитрозосоединения, пестициды, тяжелые металлы). Радиационный мутагенез — явление возникновения мутаций под действием радиоактивных веществ. Опасность мутагенов в том, что они накапливаются в генофонде популяций.
    Онкогенное

    загрязнителей
    — действие, приводящее к образованию злокачественных опухолей. Химические вещества, провоцирующие такие заболевания, называются канцерогенами (ПАУ, мышьяк, асбест,никель, кадмий, радон, бензол и др.).
    Мероприятия, проводимые в целях борьбы с загрязнением

    окружающей среды
    Загрязняющие вещества в окружающей среде чаще всего образуют «коктейли». Их комбинированное (совместное) действие может оказаться синергидным, то есть приводящим к значительному усилению вредного эффекта по сравнению с раздельным эффектом каждого из них. В целях борьбы с вредным действием химических загрязнителей проводятся различные мероприятия, созданы различные научные направления.
    Медико-генетическое консультирование
    — консультации в специальных медицинских учреждениях для выяснения характера и последствий действия экотоксикантов на генетический аппарат человека с целью рождения здорового потомства.
    Скрининг
    — отбор и проверка на мутагенность и канцерогенность факторов среды (производственной, домашней, природной среды).
    Гигиеническая

    (нормирование)
    — установление санитарно-гигиенических нормативов их содержания в воздухе, воде, почве, а также в растениях, продуктах питания, материалах. Предельно-допустимая концентрация (ПДК) — это количество вредного вещества в среде, которое практически не оказывает влияния на здоровье человека и не вызывает неблагоприятных последствий у его потомства.

    Загрязнение окружающей среды как фактор риска для здоровья человека
    В развитии патологических процессов в организме человека различные загрязнения окружающей среды могут играть роль факторов
    риска,
    т.е. не являться непосредственной причиной определенной болезни, но увеличивать вероятность ее возникновения. Влияние факторов среды на развитие поражений органов человека и их систем показано в таблице 1.1 Таблица 1.1 Ориентировочный перечень факторов окружающей среды, оказывающих влияние на распространенность некоторых классов и групп болезней

    Читайте так же:  Страны с запретом на курение

    Тема:
    «Физическое и химическое загрязнения»
    Цель

    Всероссийский педагогический журнал «ПОЗНАНИЕ». Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 — 65177.
    ВЫДАНО ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБОЙ ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ СВЯЗИ, ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ И МАССОВЫХ КОММУНИКАЦИЙ.

    Урок №8.1. Практическая работа № 4. Оценка экологического состояния воздушной среды

    Тип урока — комбинированный

    Методы: частично-поисковый, про­блемного изложения, репродуктивный, объясни­тельно-иллюстративный.

    — осознание учащимися значимости всех обсуждаемых вопросов, умение строить свои отношения с природой и обществом на основе уважения к жизни, ко всему живому как уникальной и бесценной части биосферы;

    Образовательные: показать множественность факторов, действующих на организмы в природе, относительность понятия «вредные и полезные факторы», многообразие жизни на планете Земля и варианты адаптаций живых существ ко всему спектру условий среды обитания.

    Развивающие: развивать коммуникативные навыки, умения самостоятельно добывать знания и стимулировать свою познавательную активность; умения анализировать информацию, выделять главное в изучаемом материале.

    Воспитывать культуру поведения в природе, качества толерантной личности, прививать интерес и любовь к живой природе, формировать устойчивое положительное отношение к каждому живому организму на Земле, формировать умение видеть прекрасное.

    Личностные: познавательный интерес к экологии.. Понимание не­обходимости получения знаний о многообразии биотических связей в природных со­обществах для сохранения естественных биоценозов. Способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе. Потребность в справедливом оценивании своей работы и работы одноклассников

    Познавательные: умение работать с различными источниками информации, пре­образовывать её из одной формы в другую, сравнивать и анализировать информацию, делать выводы, готовить сообщения и презентации.

    Регулятивные: умение организовать самостоятельно выполнение заданий, оценивать правильность выполнения работы, рефлексию своей деятельности.

    Коммуникативные: участвовать в диалоге на уроке; отвечать на вопросы учителя, товари­щей по классу, выступать перед аудиторией, используя мультимедийное оборудование или другие средства демонстрации

    Предметные: знать — понятия «среда обитания», «экология», «экологические факторы» их влияние на живые организмы, «связи живого и неживого»;. Уметь — определять понятие «биотические факторы»; характеризовать биотические факторы, приводить примеры.

    Личностные: высказывать суждения, осуществлять поиск и отбор информации; анализировать связи, сопоставлять, находить ответ на проблемный вопрос

    Метапредметные: связи с такими учебными дисциплинами как биология, химия, физика, география. Планировать действия с поставленной целью; находить необходимую информацию в учебнике и справочной литературе; осуществлять анализ объектов природы; делать выводы; сформулировать собственное мнение.

    Форма организации учебной деятельности – индивидуальная, групповая

    Методы обучения: наглядно-иллюстративный, объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый, самостоятельная работа с дополнительной литературой и учебником, с ЦОР.

    Приемы: анализ, синтез, умозаключение, перевод информации с одного вида в другой, обобщение.

    Воздушная среда и оценка ее экологического состояния.

    Автотранспорт является одним из основных загрязнителей атмосферы оксидами азота NOx (смесью выхлопных газов NO и NO2) и угарным газом (оксид углерода (II), СО), содержащихся в выхлопных газах. Доля транспортного загрязнения воздуха составляет более 60% по СО и более 50% по NOx от общего загрязнения атмосферы этими газами. Повышенное содержание СО и NOx можно обнаружить в выхлопных газах неотрегулированного двигателя, а так же от двигателя в режиме прогрева.

    Выбросы вредных веществ от автотранспорта характеризуются количеством основных загрязнителей воздуха, попадающих в атмосферу из выхлопных (отработанных) газов за определенный промежуток времени.

    К основным выбрасываемым вредным веществам относятся угарный газ (концентрация в выхлопных газах 0,3-10%), углеводороды – несгоревшее топливо (до 3%), оксиды азота (до 0,8%), сажа.

    Количество выбросов вредных веществ, поступающих от автотранспорта, может быть определено расчетным методом.

    Исходными данными для расчета количества выбросов являются:

    Количество единиц автотранспорта разных типов, проезжающих по определенному участку автотрассы в единицу времени;

    Нормы расхода топлива автотранспортом (таблица 1);

    Значения эмпирических коэффициентов, определяющих выброс вредных веществ в зависимости от вида горючего (таблица 2).

    Нормы расхода топлива автотранспортом при движении в условиях города

    Сборник практических работ по дисциплине «Экологические основы природопользования»
    учебно-методическое пособие на тему

    В сборнике представлены методические рекомендации по выполнению практических работ по дисциплине «Экологические основы природопользования». Задания в сборнике соответствуют требованиям стандарта и призваны обеспечить формирование у студентов навыков практического применения.

    Предварительный просмотр:

    МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ ХАБАРОВСКОГО КРАЯ

    КГБОУ СПО «КОМСОМОЛЬСКИЙ-НА-АМУРЕ

    СБОРНИК ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ

    ПО ДИСЦИПЛИНЕ «ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ»

    для студентов дневного отделения

    Комсомольск-на-Амуре 2015 г.

    Сборник практических работ по дисциплине «Экологические основы природопользования» для студентов дневного отделения / Сост. А.Н. Даренских – Комсомольск-на-Амуре: Комсомольский-на-Амуре авиационно-технический техникум, 2015. – 18 с.

    Сборник для самостоятельной работы предназначен для студентов дневного отделения

    Рассмотрено и рекомендовано предметной (цикловой) комиссией «Естественно-научных дисциплин и математики»

    Протокол № от «__»______ 2015 г.

    Председатель ПЦК ___________________/И.В. Синишина/

    Тема. Глобальные проблемы экологии

    Тема. Природные ресурсы и рациональное природопользование

    Тема. Охрана воздушной среды

    Тема. Принципы охраны водной среды

    Тема. Охрана недр и ландшафтов

    Тема. Государственные и общественные мероприятия по предотвращению разрушающих воздействий на природу. Природоохранный надзор.

    Список использованных источников

    Тема: Глобальные проблемы экологии.

    Цель: выяснить сущность демографической проблемы.

    Оборудование: Трушина Т.П. Экологические основы природопользования, 2009.

    Задание 1. Выясните динамику численности населения мира.

    Таблица 1. Динамика численности населения мира, млрд. чел

    Численность населения мира

    Алгоритм выполнения задания:

    1. Постройте ось координат. На оси ОХ отложите года, на оси ОУ численность населения мира.
    2. На оси координат отложите точки, соедините их в график.
    3. Сделайте вывод о динамике численности населения мира, какие экологические проблемы вызывает данная тенденция?

    Задание 2. Выясните различия в рождаемости развитых и развивающихся стран.

    Алгоритм выполнения задания:

    1. Перечертите таблицу «Естественный прирост стран» в тетрадь

    Уровень экономического развития страны

    2. Посчитайте естественный прирост по формуле:

    Естественный прирост = рождаемости — смертность

    Данные запишите в таблицу.

    3. Определите уровень экономического развития стран.

    4. Сделайте вывод о зависимости рождаемости и уровня экономического развития стран и проблемах, которые создает высокая рождаемость.

    Задание 3. Выясните причины рождаемости стран разного уровня

    Алгоритм выполнения задания:

    1. Перечертите таблицу «Причины рождаемости» в тетрадь

    Развитые страны (индустриальные)

    1. Используя текст учебника на стр. 60-61 заполните таблицу.
    2. В колонке «Уровень рождаемости» запишите слова «Увеличивается» или «Уменьшается»

    Тема: Природные ресурсы и рациональное природопользование.

    Цель: выяснить ресурсообеспеченность природными ресурсами, научиться сопоставлять потенциальный запас лесных ресурсов и реальную интенсивность их потребления.

    Задание 1. Выясните ресурсообеспеченность стран мира отдельными видами минеральных ресурсов

    Алгоритм выполнения задания:

    1. Используя данные таблицы 1, заполните таблицу, рассчитав ресурсообеспеченность в годах отдельных стран важнейшими видами минеральных ресурсов, вычисления сделать по формуле:

    Р – ресурсообеспеченность (в годах), З – запасы, Д – добыча;

    1. Заполните таблицу «Ресурсообеспеченность природными ресурсами»
    Читайте так же:  Иностранные граждане совершившие административное правонарушение

    1. Выявите отдельные страны с максимальными и минимальными показателями ресурсообеспеченности каждым видом минерального сырья;
    2. Сделайте вывод о ресурсообеспеченности стран мира отдельными видами минеральных ресурсов.

    Таблица 1. Ресурсообеспеченность некоторыми видами природных ресурсов

    Нефть (млрд. тонн)

    Уголь (млрд. Тонн)

    Железные руды (млрд. тонн)

    Железные руды (млн. тонн)

    Задание 2. Выясните мировое потребление энергии.

    Алгоритм выполнения задания:

    1. Используя данные таблицы 2 постройте график «Мировое потребление энергии», на оси ОХ отложите года, на оси ОУ мировое потребление энергии.

    Таблица 2. Мировое потребление энергии

    1. Сделайте вывод о мировом потреблении энергии.

    Задание 3. Выясните обеспеченность регионов России лесными ресурсами.

    Алгоритм выполнения задания:

    1. Определите наиболее и наименее обеспеченные лесными ресурсами регионы страны (карта №1). Результаты оформите в виде таблицы.

    1. Наиболее обеспечены

    2. Наименее обеспечены

    1. Определите регионы страны, в которых производится наибольшая и наименьшая интенсивность использования лесных ресурсов (карта 2). Результаты оформите в виде таблицы.

    Интенсивность использования ресурсов

    1. Наибольшая интенсивность

    2. Наименьшая интенсивность

    1. Используя данные заполненных таблиц, выявите соотношение: «обеспеченность-интенсивность использования» на территории Российской Федерации. Сделайте вывод о предполагаемых последствиях.

    Тема. Охрана воздушной среды.

    Цель: закрепить знания об основных загрязнителях атмосферы и их источниках; определять возможные антропогенные изменения в атмосфере.

    Известно, что загрязнение атмосферы происходит в основном в результате работы промышленности, транспорта и т. п., которые в совокупности выбрасывают ежегодно «на ветер» более миллиарда твердых и газообразных частиц.

    Основными загрязнителями атмосферы на сегодняшний день являются угарный газ (окись углерода) и сернистый газ. Нельзя забывать и о фреонах, или хлорфторуглеродах. Именно их большинство ученых считают причиной образования так называемых озоновых дыр в атмосфере. Фреоны широко используются в производстве и в быту в качестве хладореагентов, пенообразователей, растворителей, а также в аэрозольных упаковках. А именно с понижением содержания в верхних слоях атмосферы медики связывают рост количества раковых заболеваний. Промышленные предприятия загрязняют как наружную, так и внутреннюю воздушную среду.

    Для поддержания требуемых параметров воздуха как в помещении, так на прилегающей промышленной территории используют специальные системы очистки воздуха.

    2. Практическая часть

    Задание 1. Постройте график «Изменение среднегодовой температуры в атмосфере» по следующим данным:

    Алгоритм выполнения задания:

    1. Постройте ось координат, на оси ОХ отложите года, на оси ОУ – температуру.
    2. Отложите на графике точки координат, постройте график.
    3. Сделайте вывод, ответив на вопросы: Что вы наблюдаете на графике. С чем это связано? Укажите конкретные причины.

    Задание 2. Заполнить таблицу (отметить знаком + загрязнители усиливающие изменения).

    Основные примеси в атмосфере

    Разрушение озонового слоя

    Пониженная видимость атмосферы

    Задание 3. Построить столбиковую диаграмму «Показатели загрязнения атмосферы в России» по следующим данным:

    Загрязнение всего – 11169 тыс. т

    Промышленное загрязнение – 9526 тыс. т

    Загрязнение всего – 10856 тыс. т

    Промышленное загрязнение – 9260 тыс. т

    Загрязнение всего – 9966 тыс. т

    Промышленное загрязнение – 8454 тыс. т

    Сделайте вывод, ответив на вопросы: Что вы наблюдаете на диаграмме? Почему?

    Задание 4. Постройте столбчатую диаграмму «Доля загрязнения атмосферы транспортом» используя данные таблицы 1, сделайте вывод

    Таблица 1. Загрязнение атмосферы транспортом

    Доля в загрязнении атмосферы, %

    Автомобили на бензине

    Автомобиле с дизельными двигателями

    Железнодорожный и водный транспорт

    Задание 5. Постройте графики «Концентрация в атмосфере парниковых газов».

    Алгоритм выполнения задания:

    1. Постройте ось координат, на оси ОХ отложите года, на оси ОУ отложите концентрацию парниковых газов, используя данные таблицы 2.
    2. Сделайте вывод, в котором укажите, что происходит с концентрацией газов и какие экологические последствия загрязнения атмосферы они вызывают.

    Таблица 2. Концентрация в атмосфере парниковых газов

    Концентрация в атмосфере

    Тема: Принципы охраны водной среды.

    Цель: выяснить основные причины истощения водных ресурсов, основные виды загрязнения гидросферы.

    Оборудование: раздаточный материал.

    1. Нефть и нефтепродукты — Попавшая в морскую среду нефть начинает растекаться, стремясь попасть в мономолекулярный слой. Нефтяная пленка приводит к повышению температуры поверхностного слоя воды. Оказавшись в водной среде, подвергается интенсивному фотохимическому и биологическому окислению (при этом для окисления 1 л нефти требуется столько кислорода, сколько его содержится в 400 ООО л воды). Нетрудно сделать вывод, что это приводит к обеднению морской фауны прибрежной зоны (главным образом из-за потери кислорода). Наиболее легко растворимой в водной среде частью нефти являются ароматические углеводороды, которые, кстати, считаются и наиболее токсичными. Именно они представляют смертельную опасность для рыб, особенно мальков. Чрезвычайно токсично также дизельное топливо, загрязняющее в первую очередь портовые акватории вследствие халатности (а нередко — и преступных действий) команд судов.

    2. Тепловое загрязнение — связано с повышением температуры вод в результате их смешивания с более нагретыми поверхностными или технологическими водами. Так, например, известно, что на площадке Кольской атомной станции, расположенной за Полярным кругом, через 7 лет после начала эксплуатации температура подземных вод повысилась с 6 до 19 °С вблизи главного корпуса. Это приводит к уменьшению содержания кислорода в водной среде, увеличению токсичности имеющихся в ней загрязнителей, уменьшению доступа света к водной растительности, стимулированию роста вредных синезеленых водорослей и т. п.

    3. Пестициды и удобрения — Нитраты и фосфаты служат своеобразными удобрениями для водных растений. В результате водоемы пышно «цветут», резко увеличиваются кормовые ресурсы (фитопланктон, микроводоросли поверхностного слоя), затем возрастает количество рыбы, ракообразных и других организмов. Однако со временем огромные толщи фитомассы отмирают, расходуя при этом все запасы кислорода. В водоеме интенсивно накапливается сероводород, а сам он, агонизируя, постепенно «умирает». Пестициды составляют группу веществ, используемых для борьбы с вредителями и болезнями растений. Пестициды оказывают токсичное воздействие на все организмы. С повышением температуры токсическое воздействие практически всех ядохимикатов усиливается.

    4. СПАВ – входя в состав синтетических моющих средств. СПАВ часто образуют в водоемах слои пены, толщина которых на шлюзах и порогах достигает 1 м и более, что приводит к нарушению газообмена на границе воздух – вода. СМС содержат ряд токсичных для водных организмов веществ.

    Задание 1. Используя данные таблицы 1 определите долю каждой отрасли в общем загрязнении гидросферы в России, постройте столбчатую диаграмму «Главные источники загрязнения гидросферы России», сделайте вывод.

    Видео (кликните для воспроизведения).

    Таблица 1. Характеристика загрязнений гидросферы в России в 2006 г.

    Источники

    Практическая работа загрязнение окружающей среды
    Оценка 5 проголосовавших: 1

    ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

    Please enter your comment!
    Please enter your name here