Постановление об отказе в возбуждении административного правонарушения

Полезное по теме: "Постановление об отказе в возбуждении административного правонарушения" от специалистов простым языком. Если необходимо уточнить актуальность на 2020 год, а также задать вопрос, то обращайтесь к дежурному юристу.

Постановление об отказе в возбуждении административного правонарушения

Автострахование

  • Жилищные споры

  • Земельные споры

  • Административное право

  • Участие в долевом строительстве

  • Семейные споры

  • Гражданское право, ГК РФ

  • Защита прав потребителей

  • Трудовые споры, пенсии

    • Главная
    • Определение об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении

    Рекомендуем разъяснения и комментарии в публикациях:

    • Протокол об административном правонарушении (с образцами документов: протоколов об административном правонарушении; протоколов применения мер обеспечения производства по делу об административном правонарушении; определений о возвращении протокола об административном правонарушении;
    • Возвращение протокола об административном правонарушении и сроки давности привлечения
    • Обжалование постановления об административном правонарушении (с образцами жалоб на постановление об административном правонарушении);

    Приложение N 17
    к Административному регламенту
    Министерства внутренних дел
    Российской Федерации исполнения
    государственной функции по контролю
    и надзору за соблюдением
    участниками дорожного движения
    требований в области обеспечения
    безопасности дорожного движения

    ОПРЕДЕЛЕНИЕ
    об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении

    «__» ______________ 20__ г. __________________________
    (дата вынесения) (место вынесения)

    Я, ____________________________________________________________________
    (должность, специальное звание, фамилия, имя, отчество должностного
    лица, вынесшего определение)
    получив сообщение (заявление) _____________________________________________
    (от кого, содержание сообщения (заявления))
    ___________________________________________________________________________
    установил: ________________________________________________________________
    (обстоятельства, установленные при проверке сообщения
    (заявления))
    ___________________________________________________________________________
    ___________________________________________________________________________
    ___________________________________________________________________________
    ___________________________________________________________________________

    Указанные обстоятельства исключают производство по делу об
    административном правонарушении.

    На основании пункта _____ части 1 статьи 24.5, части 5 статьи 28.1 Кодекса
    Российской Федерации об административных правонарушениях

    В возбуждении дела об административном правонарушении отказать в связи
    с _________________________________________________________________________
    (основания отказа в возбуждении дела об административном правонарушении)
    ___________________________________________________________________________

    Подпись должностного лица, вынесшего определение ___________

    Определение об отказе в возбуждении дела об административном
    правонарушении обжалуется в соответствии с правилами, установленными главой
    30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

    Копию определения получил(а) ___________
    (подпись)

    Копию определения получил(а) ___________
    (подпись)

    Приложение N 8. Определение об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении (рекомендуемый образец)

    Приложение N 8
    к Административному регламенту исполнения
    Министерством внутренних дел Российской
    Федерации государственной функции
    по осуществлению федерального
    государственного надзора за соблюдением
    участниками дорожного движения требований
    законодательства Российской Федерации
    в области безопасности дорожного движения

    >
    N 9. Протокол о доставлении (рекомендуемый образец)
    Содержание
    Приказ МВД России от 23 августа 2017 г. N 664 «Об утверждении Административного регламента исполнения Министерством внутренних.

    © ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 2020. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания «Гарант» и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.

    Глава 28. Возбуждение дела об административном правонарушении (ст.ст. 28.1 — 28.9)

    Глава 28. Возбуждение дела об административном правонарушении

    >
    Возбуждение дела об административном правонарушении
    Содержание
    Кодекс об административных правонарушениях (КоАП РФ)

    © ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 2020. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания «Гарант» и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.

    Статья 42.3. Отказ в возбуждении дела об административном правонарушении

    Статья 42.3. Отказ в возбуждении дела об административном правонарушении

    1. В случае отказа в возбуждении дела об административном правонарушении при наличии материалов, сообщений, заявлений, указанных в пунктах 2 — 4 части 2 статьи 42.1 настоящего Кодекса, уполномоченным возбуждать дела об административных правонарушениях должностным лицом, рассмотревшим указанные материалы, сообщения, заявления, выносится мотивированное определение об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении.

    2. Определение об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении может быть обжаловано лицами, направившими соответствующие материалы, сообщения, заявления должностному лицу, уполномоченному возбуждать дела об административных правонарушениях, а также лицом, которому причинен вред в результате совершения административного правонарушения, либо опротестовано прокурором в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом.

    3. Определение прокурора об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении может быть отменено вышестоящим прокурором.

    >
    Должностные лица, уполномоченные составлять протоколы об административных правонарушениях
    Содержание
    Проект федерального закона N 957581-6 «Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» (внесен.

    Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

    Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

    Статья 28.1. КоАП РФ. Возбуждение дела об административном правонарушении

    Ст 28.1 КоАП РФ с комментариями и изменениями 2019-2020 года

    1. Поводами к возбуждению дела об административном правонарушении являются:

    1.1. Поводами к возбуждению дел об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 14.12, 14.13 и 14.23 настоящего Кодекса, являются поводы, указанные в пунктах 1, 2 и 3 части 1 настоящей статьи, а также заявления лиц, участвующих в деле о банкротстве, и лиц, участвующих в арбитражном процессе по делу о банкротстве, органов управления должника — юридического лица, саморегулируемой организации арбитражных управляющих, содержащие достаточные данные, указывающие на наличие события административного правонарушения.


    1.2. Поводом к возбуждению дел об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 14.9, 14.31, 14.32, 14.33, 14.40 настоящего Кодекса, является принятие комиссией антимонопольного органа решения, которым установлен факт нарушения антимонопольного законодательства Российской Федерации.

    1.2-1. Поводом к возбуждению дел об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 14.9.1 настоящего Кодекса, является принятие комиссией антимонопольного органа решения, которым установлен факт нарушения порядка осуществления федеральным органом исполнительной власти, органом государственной власти субъекта Российской Федерации, органом местного самоуправления либо иным осуществляющим функции указанных органов органом или организацией, организацией, участвующей в предоставлении государственных или муниципальных услуг, процедуры, включенной в исчерпывающий перечень процедур в соответствующей сфере строительства, утвержденный Правительством Российской Федерации.

    Читайте так же:  Обжалование административного постановления в верховный суд

    1.2-2. Поводом к возбуждению дел об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 14.55.2 настоящего Кодекса, является принятие комиссией федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по государственному контролю (надзору) в сфере государственного оборонного заказа, решения, которым установлен факт нарушения законодательства Российской Федерации в сфере государственного оборонного заказа.

    1.3. Поводом к возбуждению дел об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 8.35 и 8.37 настоящего Кодекса, является акт о наличии признаков административного правонарушения или преступления, связанных с нарушением законодательства Российской Федерации в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов, который составлен производственным охотничьим инспектором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

    2. Указанные в частях 1 и 1.1 настоящей статьи материалы, сообщения, заявления подлежат рассмотрению должностными лицами, уполномоченными составлять протоколы об административных правонарушениях.

    3. Дело об административном правонарушении может быть возбуждено должностным лицом, уполномоченным составлять протоколы об административных правонарушениях, только при наличии хотя бы одного из поводов, предусмотренных частями 1, 1.1 и 1.3 настоящей статьи, и достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения.

    4. Дело об административном правонарушении считается возбужденным с момента:

    • 1) составления протокола осмотра места совершения административного правонарушения;
    • 2) составления первого протокола о применении мер обеспечения производства по делу об административном правонарушении, предусмотренных статьей 27.1 настоящего Кодекса;
    • 3) составления протокола об административном правонарушении или вынесения прокурором постановления о возбуждении дела об административном правонарушении;
    • 4) вынесения определения о возбуждении дела об административном правонарушении при необходимости проведения административного расследования, предусмотренного статьей 28.7 настоящего Кодекса;
    • 5) утратил силу. — Федеральный закон от 09.11.2009 N 249-ФЗ;
    • 6) вынесения постановления по делу об административном правонарушении в случае, предусмотренном частью 1 или 3 статьи 28.6 настоящего Кодекса.

    5. В случае отказа в возбуждении дела об административном правонарушении при наличии материалов, сообщений, заявлений, указанных в пунктах 2 и 3 части 1 настоящей статьи, должностным лицом, рассмотревшим указанные материалы, сообщения, заявления, выносится мотивированное определение об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении.

    Комментарий к статье 28.1. КоАП РФ:

    1. Возбуждение дела об административном правонарушении является первоначальной стадией производства по делу, имеющей решающее значение в определении события административного правонарушения, фиксации обстоятельств, относящихся к этому событию, определении подведомственности (подсудности) рассмотрения дела.

    2. Комментируемой статьей (ч. ч. 1, 1.1, 1.2) установлен исчерпывающий перечень поводов к возбуждению дела об административном правонарушении, в соответствии с которым производство по делу может быть начато при наличии достаточных данных, указывающих на событие административного правонарушения, а также материалов, содержащих такие данные, обоснованных сообщений и заявлений физических и юридических лиц, средств массовой информации. По делам об административных правонарушениях, предусматривающих в качестве административного наказания дисквалификацию, в п. 3 ч. 1 данной статьи определены специальные субъекты, от которых могут быть приняты имеющие значение для возбуждения дела сообщения.

    По делам об административных правонарушениях в области дорожного движения в п. п. 4, 5 ч. 1 настоящей статьи в качестве повода для возбуждения дела об административном правонарушении указаны положения о фиксации административного правонарушения в области дорожного движения работающими в автоматическом режиме специальными техническими средствами, имеющими функции фото- и киносъемки, видеозаписи, или средствами фото- и киносъемки, видеозаписи. Это обусловлено нормами ч. 3 ст. 1.5 настоящего Кодекса, в соответствии с которыми общее правило презумпции невиновности не распространяется на административные правонарушения, предусмотренные главой 12 настоящего Кодекса, в случае их фиксации работающими в автоматическом режиме специальными техническими средствами, имеющими вышеуказанные функции.

    3. Положения ч. ч. 2 и 3 данной статьи, напрямую связанные с содержанием ст. 28.3 Кодекса, устанавливают, что дело об определенном административном правонарушении, предусмотренном Кодексом, могут возбуждать только уполномоченные на это должностные лица. В связи с этим, а также с учетом специфики производства по делам об административных правонарушениях по сравнению с уголовным процессом решение о возбуждении дела об административном правонарушении принимается уполномоченным должностным лицом самостоятельно без согласования с прокурором (о полномочиях прокурора см. комментарий к ст. 28.4).

    При принятии решения о возбуждении дела об административном правонарушении весьма важна его правильная первоначальная квалификация. Ряд статей Кодекса содержат составы административных правонарушений, пограничные с преступлениями. Следует учитывать, что отграничение указанных противоправных действий от уголовно наказуемых деяний осуществляется по соответствующим статьям УК РФ, содержащим квалифицирующие признаки преступлений (например, размер причиненного ущерба). При оценке отличий административных правонарушений от дисциплинарных проступков необходимо учитывать положения ст. 2.5 Кодекса.

    4. Частью 4 комментируемой статьи определены процессуальные действия, с момента совершения которых дело об административном правонарушении считается возбужденным. К ним относятся действия, связанные с оформлением указанных в данной статье Кодекса протоколов, определений, постановлений, относящихся к производству по делу об административном правонарушении.

    5. Положения об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренные ч. 5 комментируемой статьи, напрямую связаны с п. п. 2 и 3 ч. 1 данной статьи, относящими поступившие к уполномоченному должностному лицу материалы, сообщения и заявления к поводам для возбуждения дела об административном правонарушении.

    В ч. 4 ст. 30.1 Кодекса предусмотрено, что определение об отказе в возбуждении дела обжалуется в соответствии с правилами, установленными в главе 30 Кодекса.

    Образец постановления об отказе в возбуждении административного правонарушения

    На странице доступна бесплатная загрузка образца постановления об отказе в возбуждении административного правонарушения. Материал составлен профессиональными юристами с учетом всех нововведений, норм и законов Российской Федерации.

    Чтобы составить постановление с учетом особенностей Вашей ситуации обратитесь к юристам на нашем сайте (заполните форму ниже): они проведут бесплатную консультацию и помогут подготовить документы

    Статья 28.1. Возбуждение дела об административном правонарушении

    СТ 28.1 КоАП РФ

    Читайте так же:  Порядок применения административного наказания

    1. Поводами к возбуждению дела об административном правонарушении являются:

    1) непосредственное обнаружение должностными лицами, уполномоченными составлять протоколы об административных правонарушениях, достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения;

    2) поступившие из правоохранительных органов, а также из других государственных органов, органов местного самоуправления, от общественных объединений материалы, содержащие данные, указывающие на наличие события административного правонарушения;

    3) сообщения и заявления физических и юридических лиц, а также сообщения в средствах массовой информации, содержащие данные, указывающие на наличие события административного правонарушения (за исключением административных правонарушений, предусмотренных частью 2 статьи 5.27 и статьей 14.52 настоящего Кодекса);

    4) фиксация административного правонарушения в области дорожного движения или административного правонарушения в области благоустройства территории, предусмотренного законом субъекта Российской Федерации, совершенного с использованием транспортного средства либо собственником или иным владельцем земельного участка либо другого объекта недвижимости, работающими в автоматическом режиме специальными техническими средствами, имеющими функции фото- и киносъемки, видеозаписи, или средствами фото- и киносъемки, видеозаписи;

    5) подтверждение содержащихся в сообщении или заявлении собственника (владельца) транспортного средства данных о том, что в случаях, предусмотренных пунктом 4 настоящей части, транспортное средство находилось во владении или в пользовании другого лица.

    1.1. Поводами к возбуждению дел об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 14.12, 14.13 и 14.23 настоящего Кодекса, являются поводы, указанные в пунктах 1, 2 и 3 части 1 настоящей статьи, а также заявления лиц, участвующих в деле о банкротстве, и лиц, участвующих в арбитражном процессе по делу о банкротстве, органов управления должника — юридического лица, саморегулируемой организации арбитражных управляющих, содержащие достаточные данные, указывающие на наличие события административного правонарушения.

    1.2. Поводом к возбуждению дел об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 14.9, 14.31, 14.32, 14.33, 14.40 настоящего Кодекса, является принятие комиссией антимонопольного органа решения, которым установлен факт нарушения антимонопольного законодательства Российской Федерации.

    1.2-1. Поводом к возбуждению дел об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 14.9.1 настоящего Кодекса, является принятие комиссией антимонопольного органа решения, которым установлен факт нарушения порядка осуществления федеральным органом исполнительной власти, органом государственной власти субъекта Российской Федерации, органом местного самоуправления либо иным осуществляющим функции указанных органов органом или организацией, организацией, участвующей в предоставлении государственных или муниципальных услуг, процедуры, включенной в исчерпывающий перечень процедур в соответствующей сфере строительства, утвержденный Правительством Российской Федерации.

    1.2-2. Поводом к возбуждению дел об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 14.55.2 настоящего Кодекса, является принятие комиссией федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по государственному контролю (надзору) в сфере государственного оборонного заказа, решения, которым установлен факт нарушения законодательства Российской Федерации в сфере государственного оборонного заказа.

    1.3. Поводом к возбуждению дел об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 8.35 и 8.37 настоящего Кодекса, является акт о наличии признаков административного правонарушения или преступления, связанных с нарушением законодательства Российской Федерации в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов, который составлен производственным охотничьим инспектором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

    2. Указанные в частях 1 и 1.1 настоящей статьи материалы, сообщения, заявления подлежат рассмотрению должностными лицами, уполномоченными составлять протоколы об административных правонарушениях.

    3. Дело об административном правонарушении может быть возбуждено должностным лицом, уполномоченным составлять протоколы об административных правонарушениях, только при наличии хотя бы одного из поводов, предусмотренных частями 1, 1.1 и 1.3 настоящей статьи, и достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения.

    4. Дело об административном правонарушении считается возбужденным с момента:

    1) составления протокола осмотра места совершения административного правонарушения;

    2) составления первого протокола о применении мер обеспечения производства по делу об административном правонарушении, предусмотренных статьей 27.1 настоящего Кодекса;

    3) составления протокола об административном правонарушении или вынесения прокурором постановления о возбуждении дела об административном правонарушении;

    4) вынесения определения о возбуждении дела об административном правонарушении при необходимости проведения административного расследования, предусмотренного статьей 28.7 настоящего Кодекса;

    6) вынесения постановления по делу об административном правонарушении в случае, предусмотренном частью 1 или 3 статьи 28.6 настоящего Кодекса.

    5. В случае отказа в возбуждении дела об административном правонарушении при наличии материалов, сообщений, заявлений, указанных в пунктах 2 и 3 части 1 настоящей статьи, должностным лицом, рассмотревшим указанные материалы, сообщения, заявления, выносится мотивированное определение об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении.

    Признаки административной ответственности

    Административные нарушения — это проступки, не повлекшие серьезных последствий для граждан и государства. Они связаны не только с противоправными действиями, но с бездействием гражданина или юрлица. Административная ответственность наступает для граждан в случае совершения незначительных проступков, которые противоречат закону.

    1. Порождается действием или бездействием гражданина или должностного лица.
    2. Нарушение правовой нормы, вызванное деянием лица.
    3. Наличие вины лица, совершившего проступок, т. е. умысла или действий по неосторожности.
    4. Наступление ответственности.
    Видео (кликните для воспроизведения).

    Реализуется она в виде предусмотренного законом наказания. Это особая мера ответственности, которая применяется для таких дел. В лучшем случае удается отделаться предупреждением уполномоченного лица, который отвечает за соблюдение административных норм.

    В зависимости от тяжести содеянного нарушения могут применяться следующие виды наказания:

    • штраф;
    • остановка деятельности организации;
    • предупреждение;
    • административный арест;
    • ограничение или лишение права и т. д.

    Таким образом, административная ответственность — это мера наказания, которую несет виновник за совершение административных правонарушений. Она имеет обязательную правовую базу, содержащеюся в КоАП РФ.

    Общее понятие административных нарушений

    Данное определение юридически закреплено в Кодексе об Административных правонарушениях РФ. Статья 2.1 КоАП РФ относит к данному понятию виновные действия и бездействия физического или юридического лица, которые нарушают положения кодекса.

    Выделяют две формы вины, признаваемые КоАП за правонарушения:

    • умышленное противоправное действие (виновник осознавал, что нарушает закон);
    • действие по неосторожности.
    Читайте так же:  Участие производства об административных правонарушениях

    Обратите внимание! За эти нарушения граждан привлекают с 16 лет. В кодексе содержатся нормы, регулирующие правовое поведение личности в обществе. В отношении несовершеннолетних чаще применяют меры воздействия, административную ответственность к юным нарушителям на практике стараются не применять.

    Также освобождаются от ответственности граждане и должностные лица, которые совершили мелкие и незначительные проступки. Уполномоченные органы в этом случае обходятся устным замечанием.

    Воспитательная беседа с подростками

    Помимо этого, в КоАП РФ закреплены обстоятельства, в связи с которыми не может быть начато административное дело; а если производство находится на стадии рассмотрения, то оно подлежит немедленному прекращению.

    Отказ в возбуждении административного дела

    Статья 24. 5 КоАП поясняет уполномоченным органам и гражданам, при наличии каких обстоятельств необходимо прекратить производство или вынести определение об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении.

    Причины отказа:

    Если незаконное происшествие совершенно военнослужащим, гражданином, который призван на военные сборы или имеет специальное звание, то после выяснения обстоятельств содеянного уполномоченный орган выносит определение о прекращении производства. Гражданин подлежит дисциплинарной ответственности по месту несения службы.

    Если правонарушение, связанное с управлением транспортным средством, совершил несовершеннолетний, то производство будет возбуждаться, но после применения обеспечительных мер для пресечения дальнейших нарушений оно подлежит прекращению. Правонарушитель подвергается строгому предупреждению сотрудниками ГИБДД.

    Вышеперечисленные обстоятельства и являются причиной отказа, которая указывается при вынесении мотивированного определения.
    Для вынесения данного решения предусмотрен специальный бланк. Образец заполненного документа приведен ниже.

    Воспитательная беседа с подростками

    Документ оформляет должностное лицо, которое приняло решение об отказе начать производство. Определение содержит следующие сведения:

    • дата вынесения решения;
    • адрес места рассмотрения дела и вынесения определения;
    • Ф. И. О., должность лица, принявшего решение об отказе;
    • Ф. И. О., должность лица, передавшего сведения о правонарушении;
    • краткий обзор обстоятельств, установленных в ходе проверки, а также имеющихся сведений и материалов по заявлению, которые исключают начало производства;
    • основания для отказа в возбуждении со ссылкой на законодательную норму;
    • текст мотивированного решения;
    • подпись должностного лица, вынесшего определение;
    • подписи сторон, получивших копии оформленного бланка.

    Важно! Наличие собственноручной или электронной подписи должностного лица — обязательное условие оформления юридических документов. Без нее определение недействительно.

    Определение об отказе выносит должностное лицо, которое рассматривает дело. Если данный сотрудник отсутствует долгое время, например, по причине болезни, то руководство ведомства принимает решение о передаче дела другому должностному лицу, о чем также выносится определение.

    Обжалование определения

    Обжаловать определение имеет право несогласное или потерпевшее лицо, в отношении которого оно выписано, или законный представитель этого гражданина. Также жалобу могут подать органы, которые передали сведения о правонарушении.

    Для административных дел, рассматриваемых в государственных ведомствах, жалоба на несогласие с отказом в возбуждении производства подается вышестоящему лицу или непосредственно руководителю ведомства. Если отказ вынес суд первой инстанции, то подавать апелляционное обжалование необходимо в этот же суд. В течение трех дней суд, вынесший обжалуемое определение, должен передать дело в вышестоящую судебную инстанцию.

    Для обжалования решения законом установлен срок в 10 дней. Поэтому в случае несогласия нужно как можно скорее получить копию определения. Если последний 10 день выпадает на выходной, то он переносится на следующий рабочий день.

    Важно! В случае пропуска срока обжалования при наличии уважительных причин (например, нахождение в стационаре медицинского учреждения) его можно восстановить по решению суда.

    Рассмотрев заявление потерпевшей стороны и изучив материалы дела, суд принимает решение:

    • оставить решение суда первой инстанции или должностного лица без изменений;
    • изменить решение и удовлетворить жалобу потерпевшей стороны;
    • отменить решения и отправить дело на новое рассмотрение;
    • отменить решение и прекратить производство.

    Если принято последнее решение, то гражданину не запрещено при этом подать жалобу в высшую судебную инстанцию.

    При несогласии с решением об отказе в возбуждении производства есть возможность восстановить справедливость через высшие органы руководства или суд. Если дело «замято», а права гражданина при этом ущемлены, то он может смело обращаться в высшие судебные инстанции и наказывать взяточников по всем статьям закона.

    Конечно, практика последних лет показывает, что должностные лица могут неоднократно и безнаказанно нарушать административные нормы, но в этих случаях помогает внимание общественности, а честные и добросовестные сотрудники государственных ведомств всеми силами содействую пресечению «насмешек» над законом.

    Возбуждение дела об административном правонарушении

    Административная ответственность — это действенный инструмент в борьбе с нарушениями со стороны физических или юридических лиц. Часто безответственный подход к должностным и гражданским обязанностям, а иногда и преднамеренная деятельность, провоцируют серьезные последствия данных нарушений. Чтобы вовремя пресекать неправомерное поведение в обществе, предусмотрена административная ответственность.

    Комментарий к Ст. 28.1 Кодекса об Административных Правонарушениях РФ

    1. Глава 28 КоАП РФ регламентирует порядок производства по делам об административных правонарушениях на первой стадии — стадии возбуждения дела об административном правонарушении. Именно на первой стадии устанавливается факт совершения административного правонарушения. В ч. ч. 1 — 2 комментируемой статьи закреплены поводы к возбуждению дела об административном правонарушении. Этот перечень является исчерпывающим и не может быть дополнен законами субъектов РФ об административных правонарушениях, поскольку порядок производства по делам об административных правонарушениях находится в ведении Российской Федерации (ст. 1.3 КоАП РФ). Такими поводами являются:

    1) непосредственное обнаружение должностными лицами, уполномоченными составлять протоколы об административных правонарушениях (ст. 28.3 КоАП РФ), достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения (например, обнаружение должностным лицом Роспотребнадзора нарушений санитарно-эпидемиологических требований к организации питания населения; должностным лицом ГИБДД — нарушений требований Правил дорожного движения);

    2) материалы, поступившие из правоохранительных органов, а также из других государственных органов, органов местного самоуправления, от общественных объединений (например, материалы проверок, в том числе по обращениям граждан);

    Читайте так же:  Оплата штрафа за безбилетный проезд в автобусе

    4) фиксация административного правонарушения в области дорожного движения или административного правонарушения в области благоустройства территории, предусмотренного законом субъекта РФ, совершенного с использованием транспортного средства либо собственником или иным владельцем земельного участка либо другого объекта недвижимости, работающими в автоматическом режиме, специальными техническими средствами, имеющими функции фото- и киносъемки, видеозаписи, или средствами фото- и киносъемки, видеозаписи. Такой повод к возбуждению дела стал возможен в связи с введением примечания к ст. 1.5 КоАП РФ, согласно которому общие правила презумпции невиновности не распространяются на собственников (владельцев) транспортных средств, земельных участков, объектов недвижимости при выявлении в автоматическом режиме указанных выше правонарушений;

    5) подтверждение содержащихся в сообщении или заявлении собственника (владельца) транспортного средства данных о том, что транспортное средство во время фиксации административного правонарушения в автоматическом режиме находилось во владении или в пользовании другого лица. В этом случае собственник (владелец) транспортного средства освобождается от административной ответственности (ч. 2 ст. 2.6.1 КоАП РФ).

    Специальными поводами к возбуждению дел об административных правонарушениях, предусмотренных ст. ст. 14.12, 14.13 и 14.23 КоАП РФ, помимо указанных в п. п. 1 — 3 ч. 1 комментируемой статьи, могут быть содержащие достаточные данные, указывающие на наличие события административного правонарушения, заявления лиц, участвующих в деле о банкротстве, и лиц, участвующих в арбитражном процессе по делу о банкротстве, органов управления должника — юридического лица, саморегулируемой организации арбитражных управляющих.

    Принятие комиссией антимонопольного органа решения, которым установлен факт нарушения антимонопольного законодательства РФ, также является особенным поводом к возбуждению дел об административных правонарушениях, предусмотренных ст. ст. 14.9, 14.31, 14.31.1 — 14.33 КоАП РФ.

    Еще один повод к возбуждению дела установлен в ч. 1.3 комментируемой статьи. Дела об административных правонарушениях, связанных с нарушением законодательства РФ в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов и предусмотренных ст. ст. 8.35 и 8.37 КоАП РФ, возбуждаются на основании составленного производственным охотничьим инспектором в соответствии с законодательством РФ акта о наличии признаков административного правонарушения или преступления.

    2. В соответствии с ч. ч. 2 и 3 комментируемой статьи материалы, сообщения, заявления рассматриваются должностными лицами, уполномоченными составлять протоколы об административных правонарушениях (ст. 28.3 КоАП РФ). В случае выявления достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения, эти должностные лица возбуждают дело об административном правонарушении.

    3. В ч. 4 комментируемой статьи законодатель определил моменты, с наступлением которых дело об административном правонарушении считается возбужденным, а именно:

    — составления протокола осмотра места совершения административного правонарушения (ст. 28.1.1 КоАП РФ);

    — составления первого протокола о применении мер обеспечения производства по делу об административном правонарушении (ст. 27.1 КоАП РФ);

    — составления протокола об административном правонарушении (ст. 28.2 КоАП РФ), а равно с момента вынесения прокурором постановления о возбуждении дела об административном правонарушении (ст. 28.4 КоАП РФ);

    — вынесения определения о возбуждении дела об административном правонарушении при необходимости проведения административного расследования (ст. 28.7 КоАП РФ);

    — вынесения постановления по делу об административном правонарушении без составления протокола об административном правонарушении (ч. ч. 1 и 3 ст. 28.6 КоАП РФ).

    Таким образом, в отличие от уголовно-процессуального законодательства законодательство об административных правонарушениях не предусматривает вынесения специального процессуального акта (единой формы) о возбуждении дела об административном правонарушении, оно возбуждается автоматически, одновременно с составлением протокола или вынесением соответствующего определения или постановления.

    4. Если должностные лица, уполномоченные составлять протоколы об административных правонарушениях (ст. 28.3 КоАП РФ), при наличии материалов, сообщений, заявлений придут к выводу об отсутствии оснований для возбуждения дела об административном правонарушении, они должны вынести мотивированное определение об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении, которое должно отвечать требованиям ст. 29.12 КоАП РФ. Такое определение может быть обжаловано в соответствии с правилами, установленными гл. 30 КоАП РФ (ч. 4 ст. 30.1 КоАП РФ).

    5. В примечании к комментируемой статье предусматриваются особенности возбуждения дела об административном правонарушении:

    — при обнаружении достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения, уполномоченным должностным лицом в ходе проведения проверки при осуществлении государственного контроля (надзора) или муниципального контроля дело об административном правонарушении может быть возбуждено после оформления акта о проведении такой проверки;

    — до оформления акта о проведении указанной проверки дело может быть возбуждено только в случае необходимости применения меры обеспечения производства по делу об административном правонарушении в виде временного запрета деятельности. При этом должностное лицо, составившее протокол о временном запрете деятельности, обо всех таких случаях в течение 24 часов уведомляет прокурора.

    Определение об отказе в возбуждении административного правонарушения

    Статья 28. 1 КоАП РФ содержит исчерпывающий перечень причин, по которым возможно возбуждение административного производства. Но не всегда такие нарушения заканчиваются вынесением постановления о привлечении к ответственности нарушителя. Иногда, изучив доказательства, уполномоченное лицо приходит к выводу, что состава административного правонарушения в деянии гражданина не просматривается. В этом случае выносится мотивированное определение об отказе в возбуждении административного правонарушения.

    Возбуждение дела

    Возбуждать производство по делу могут уполномоченные лица. Если сотрудник неправомочен вести такие дела, то при обнаружении нарушения он составляет рапорт о противоправных действиях и передает его в компетентный орган, который по факту проверки выносит определение о возбуждении дела об административном правонарушении.

    • возбуждение дела об административном правонарушении;
    • рассмотрение дела, проверка фактов наличия вины;
    • пересмотр постановления, вынесенного в первом чтении;
    • исполнение постановления.

    Возбудить дело можно только при наличии определенных причин и фактов, предусмотренных статьей 28.1, пунктом 1 КоАП РФ. Статья содержит исчерпывающий перечень поводов, по которым граждан и должностных лиц можно привлечь к ответственности.

    Читайте так же:  Соседи каждый день громко слушают музыку

    Причины возбуждения административных производств:

    • Обнаружение должностным лицом, которое уполномочено составлять протокол о нарушении, данных, подтверждающих факт правонарушения.
    • Материалы, переданные правоохранительными и другими компетентными органами, указывающие на факт противоправных действий.
    • Заявления граждан, сообщения СМИ (например, видео, на котором заснят момент нарушения).
    • Нарушения, снятые автоматизированными техническими средствами, с функциями видео- и фотосъемки, в сфере местного благоустройства или дорожного движения (например, фиксация с камеры ГИБДД). А также деяния, зафиксированные на частные автоматические фото- и видеокамеры (например, съемка автомобильной камерой переднего вида ДТП или проезда через сплошную разделительную полосу, предоставленная очевидцем в отдел ГИБДД, будет поводом для возбуждения дела).
    • Подтверждающие показания владельца транспортного средства, что на момент нарушения оно находилось во владении иного лица.

    Камера автоматической фиксации ГИБДД

    Административная ответственность охватывает большую область правонарушений. Помимо несоблюдения ПДД и прочих мелких проступков, под нее попадают также лица, участвующие в делах о банкротстве. Согласно ст. 14.12., пункту 1 и 2 юрлица, которые организовали фиктивное или преднамеренное банкротство, скрыли имущество, несут наказание в виде уплаты административного штрафа, если нарушения не повлекли особо тяжких последствий и не содержат уголовного состава.

    Важно! Граница между уголовной и административной ответственностью очень размыта. Квалификация правонарушения во многом зависит от суммы ущерба, принесенного обществу и государству.

    Согласно ст. 28.1, пункту 1.2 КоАП со ссылкой на статьи 14.9, 14.31, 14.32, 14.33, 14.40 кодекса, привлекаются к ответственности должностные лица, поддерживающие ограничение конкуренции свободного перемещения товаров на рынке. Содействующие доминирующему положению на рынке определенных организаций и их недобросовестной конкуренции. И ответственные сотрудники, бездействующие при фактических нарушениях антимонопольного законодательства. Отдельной статьей прописаны виды ответственности, предусмотренные за нарушение установленных законом правил проведения процедур в области строительства, в том числе и при нарушении антимонопольных норм.

    Также сюда попадают нарушения в сфере государственного оборонного заказа, которые не сопоставимы по тяжкости с уголовным преступлением.

    Дополнительная информация! Как ни странно, но статья 14.55.2 введена Федеральным законом от 29.06.2015 N 159-ФЗ, то есть только тогда, когда нашумевшее дело «Оборонсервиса» было донесено до общественности.

    К данной ответственности привлекаются и лица, совершившие проступок в сфере охоты и сохранения охотничьих ресурсов.

    Дело по вышеперечисленным нарушениям будет считаться возбужденным с момента:

    • выписки протокола, по результатам осмотра места правонарушения;
    • выписки первого протокола, по принятым обеспечительным мерам производства (ст. 27.1 КоАП РФ);
    • выписки определения о возбуждении дела об административном правонарушении, если есть хотя бы одно основание, требующее провести предварительное расследование;
    • предупреждения или вынесения постановления уполномоченным лицом непосредственно на месте правонарушения (ст. 28.6 КоАП РФ, когда не требуется составление протокола).

    Не требуют дополнительных доказательств и составления протокола такие фактические нарушения, которые зафиксированы на фото или видео, где на лицо факты нарушения. Копию постановления вручают нарушителю под расписку, в случае неоплаты штрафа или устранения нарушения дело передают судебным приставам. Если нарушитель не согласен с вынесенным постановлением, то тогда должен быть составлен протокол (он прикладывается к делу).

    Бланк постановления содержит следующую информацию:

    1. Данные должностного лица, вынесшего постановление.
    2. Дата и место, где оно вынесено.
    3. Данные лица, в отношении которого будет рассматриваться дело.
    4. Обстоятельства, которые установлены в ходе рассмотрения дела.
    5. Статья нормативного акта, в соответствии с которой предстоит рассмотреть дело.
    6. Решение по делу.
    7. Срок для подачи жалобы на вынесенное постановление.

    В постановлениях ГИБДД о нарушениях ПДД обязательно указывается универсальный номер, по которому легко оплатить назначенный штраф.

    Протокол об административном нарушении содержит данные о лице, составившего его, дату и адрес места подписания, данные нарушителя, свидетелей и потерпевших, статью, положение которой нарушил виновник, и его объяснения. Копия данного документа вручается нарушителю под расписку.

    Обратите внимание! Не всегда по заявлению физических лиц или очевидцев нарушения, может быть возбуждено дело. Иногда выносится отказ о принятии дела к производству. Основанием может являться отсутствие состава правонарушения. В этом случае прокурор или иное уполномоченное лицо в соответствии с должностной инструкцией должен вынести мотивированное определение, изложив в нем непосредственный, краткий повод для отказа.

    Чем грозит повторное административное нарушение

    Согласно ст. 4.6 КоАП РФ лицо, совершившее проступок в течение года с момента исполнения постановления по административному правонарушении, считается подвергнутым соответствующему наказанию. Поэтому повторные нарушения при рассмотрении дела в соответствии со ст. 4.3 пункта 2 КоАП РФ будут расцениваться, как отягчающие обстоятельства.

    Важно! Еще год со дня исполнения постановления граждане и юридические лица несут административную ответственность. В этот период любое административное деяние расценивается как повторное правонарушение.

    Не стоит надеяться, что, отделавшись в первый раз незначительным штрафом, можно и впредь продолжать нарушать законы. Напротив, попав один раз под штраф, нужно избегать повторять проступок. Если взять систему ГИБДД, в которой отражаются все штрафы, станет понятно, что на постоянные правонарушения ответственные лица закрывать глаза не будут. Что касается системы контроля МВД, здесь к нарушителям порядка отношение еще строже — административная ответственность может запросто перерасти в уголовную. Например, ст. 264.1 УК РФ предусматривает уголовное наказание для нарушителя, подвергшегося административной ответственности.

    Видео (кликните для воспроизведения).

    К административной ответственности могут привлекаться не только физические, но и юридические лиц. Эта мера наказания, которая позволяет держать общество в необходимой для развития государства правовой установке. Боязнь ответственности заставляет воздерживаться от посягательств на такие ценные вещи, как здоровье, личность, общественный порядок, собственность и др.

    Источники

    Постановление об отказе в возбуждении административного правонарушения
    Оценка 5 проголосовавших: 1

    ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

    Please enter your comment!
    Please enter your name here