Порядок задержания лица за административное правонарушение

Полезное по теме: "Порядок задержания лица за административное правонарушение" от специалистов простым языком. Если необходимо уточнить актуальность на 2020 год, а также задать вопрос, то обращайтесь к дежурному юристу.

Статья 27.5. Сроки административного задержания

1. Срок административного задержания не должен превышать три часа, за исключением случаев, предусмотренных частями 2 и 3 настоящей статьи.

2. Лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, посягающем на установленный режим Государственной границы Российской Федерации и порядок пребывания на территории Российской Федерации, об административном правонарушении, совершенном во внутренних морских водах, в территориальном море, на континентальном шельфе, в исключительной экономической зоне Российской Федерации, или о нарушении таможенных правил, в случае необходимости для установления личности или для выяснения обстоятельств административного правонарушения может быть подвергнуто административному задержанию на срок не более 48 часов.

3. Лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, влекущем в качестве одной из мер административного наказания административный арест или административное выдворение за пределы Российской Федерации, может быть подвергнуто административному задержанию на срок не более 48 часов.

4. Срок административного задержания лица исчисляется с момента его доставления в соответствии со статьей 27.2 настоящего Кодекса. Срок административного задержания лица, находящегося в состоянии опьянения, исчисляется с момента его вытрезвления. При этом общий срок времени вытрезвления лица, находящегося в состоянии опьянения, с момента его доставления в соответствии со статьей 27.2 настоящего Кодекса и административного задержания такого лица на основании части 2 или 3 настоящей статьи не может превышать 48 часов.

Комментарий к Ст. 27.5 КоАП РФ

1. Срок административного задержания по общему правилу не должен превышать 3 часа. Он исчисляется с момента доставления лица в служебное помещение для составления протокола об административном правонарушении.

При разбирательстве с доставленными, находящимися в состоянии опьянения, если в их действиях имеются признаки административного правонарушения, оперативный дежурный органа внутренних дел или иное уполномоченное лицо обязаны поместить нарушителя в помещение для административно задержанных и после его вытрезвления провести разбирательство в установленном порядке.

2. Срок административного задержания может быть менее 3 часов, если достигнуты цели административного задержания (составлен протокол об административном правонарушении, установлена личность задержанного, назначено административное наказание), либо выявлены обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении (статья 24.5 КоАП РФ).

3. В исключительных случаях срок административного задержания может составлять более трех часов. При этом нормы КоАП РФ в полной мере соответствуют ст. 22 Конституции РФ, согласно которой до судебного решения лицо не может быть подвергнуто задержанию на срок более 48 часов. Административное задержание сроком не более 48 часов допускается только в двух случаях:

— при совершении нарушения таможенных правил, режима Государственной границы РФ и некоторых других правонарушений;

— при совершении правонарушения, влекущего в качестве одной из мер административного наказания административный арест.

Целями такого задержания может быть установление личности либо выяснение обстоятельств дела, а в случаях, если санкцией статьи за совершение правонарушения предусмотрено наказание в виде административного ареста — обеспечение неотвратимости назначения и исполнения наказания.

4. Решение о продлении срока административного задержания должностное лицо принимает в пределах своих полномочий самостоятельно, без письменного сообщения прокурору либо получения его санкции.

Статья 27.3. Административное задержание

1. Административное задержание, то есть кратковременное ограничение свободы физического лица, может быть применено в исключительных случаях, если это необходимо для обеспечения правильного и своевременного рассмотрения дела об административном правонарушении, исполнения постановления по делу об административном правонарушении. Административное задержание вправе осуществлять:

1) должностные лица органов внутренних дел (полиции) — при выявлении административных правонарушений, дела о которых в соответствии со статьей 23.3 настоящего Кодекса рассматривают органы внутренних дел (полиции), либо административных правонарушений, по делам о которых в соответствии со статьей 28.3 настоящего Кодекса органы внутренних дел (полиция) составляют протоколы об административных правонарушениях, а также при выявлении любых административных правонарушений в случае обращения к ним должностных лиц, уполномоченных составлять протоколы о соответствующих административных правонарушениях;

2) старшее в месте расположения охраняемого объекта должностное лицо федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции в сфере деятельности войск национальной гвардии Российской Федерации, ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти и организаций, военизированных и сторожевых подразделений организации, подведомственной федеральному органу исполнительной власти, осуществляющему функции в сфере деятельности войск национальной гвардии Российской Федерации, военнослужащие войск национальной гвардии Российской Федерации — при выявлении административных правонарушений, связанных с причинением ущерба охраняемым ими объекту или вещам либо с посягательством на такие объект или вещи, а равно с проникновением в охраняемую ими зону;

3) должностные лица военной автомобильной инспекции — при выявлении нарушений Правил дорожного движения водителем транспортного средства Вооруженных Сил Российской Федерации, войск национальной гвардии Российской Федерации, спасательных воинских формирований федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на решение задач в области гражданской обороны;

4) должностные лица пограничных органов, должностные лица органов внутренних дел (полиции) — при выявлении административных правонарушений в области защиты и охраны Государственной границы Российской Федерации, а также при выявлении административных правонарушений во внутренних морских водах, в территориальном море, на континентальном шельфе, в исключительной экономической зоне Российской Федерации;

5) утратил силу с 1 июля 2003 г.;

6) должностные лица таможенных органов — при выявлении нарушений таможенных правил;

Читайте так же:  Образец ходатайства об уменьшении административного штрафа

7) военнослужащие и должностные лица органов и учреждений уголовно-исполнительной системы — при выявлении административных правонарушений, предусмотренных статьями 19.3, 19.12 настоящего Кодекса, а также административных правонарушений, связанных с причинением ущерба охраняемым ими объекту или вещам либо с посягательством на такие объект или вещи, а равно с проникновением в охраняемую ими зону;

9) должностные лица, осуществляющие контртеррористическую операцию, — при выявлении административных правонарушений, предусмотренных статьей 20.27 настоящего Кодекса;

10) должностные лица органа, уполномоченного на осуществление функций по принудительному исполнению исполнительных документов и обеспечению установленного порядка деятельности судов, — при выявлении административных правонарушений, предусмотренных статьями 5.35.1, 13.26, 17.3, 17.8, 17.8.1, 17.9, 17.14, 17.15, частями 1 и 4 статьи 20.25 настоящего Кодекса, а также при выявлении любых административных правонарушений, совершенных в здании суда (помещении суда);

11) должностные лица военной полиции Вооруженных Сил Российской Федерации — при выявлении административных правонарушений, дела о которых в соответствии со статьей 23.88 настоящего Кодекса рассматривают органы военной полиции Вооруженных Сил Российской Федерации, либо административных правонарушений, по делам о которых в соответствии с пунктом 109 части 2 статьи 28.3 настоящего Кодекса должностные лица военной полиции Вооруженных Сил Российской Федерации составляют протоколы об административных правонарушениях, а также при выявлении любых административных правонарушений, совершенных лицами гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации, указанными в части 1 статьи 23.88 настоящего Кодекса, в случае обращения к ним должностных лиц, уполномоченных составлять протоколы о соответствующих административных правонарушениях.

2. Перечень лиц, уполномоченных осуществлять административное задержание в соответствии с частью 1 настоящей статьи, устанавливается соответствующим федеральным органом исполнительной власти.

3. По просьбе задержанного лица о месте его нахождения в кратчайший срок уведомляются родственники, администрация по месту его работы (учебы), а также защитник.

4. Об административном задержании несовершеннолетнего в обязательном порядке уведомляются его родители или иные законные представители.

4.1. Об административном задержании военнослужащего или гражданина, призванного на военные сборы, незамедлительно уведомляется военная полиция Вооруженных Сил Российской Федерации или воинская часть, в которой задержанный проходит военную службу (военные сборы), а об административном задержании иного лица, указанного в части 1 статьи 2.5 настоящего Кодекса, — орган или учреждение, в котором задержанный проходит службу.

4.2. Об административном задержании члена общественной наблюдательной комиссии, образованной в соответствии с законодательством Российской Федерации, незамедлительно уведомляются секретарь Общественной палаты Российской Федерации и соответствующая общественная наблюдательная комиссия.

5. Задержанному лицу разъясняются его права и обязанности, предусмотренные настоящим Кодексом, о чем делается соответствующая запись в протоколе об административном задержании.

Административное задержание, суть

Что это такое?

Административным задержанием называется мера непродолжительного ограничения свободы человека в целях выяснения обстоятельств случившегося административного правонарушения, а также тогда, когда того требует постановление по данному делу.

Также административное задержание может проводиться в случаях, когда делопроизводство не подразумевает такой необходимости. Это применимо к ситуациям, когда необходимо задерживать людей, представляющих угрозу для себя и/или окружающих (психически нездоровые люди, нетрезвые, малолетние).

Кто может задерживать граждан

Субъектами административного задержания, само собой, являются исполняющие служебные обязанности лица. Полномочия задерживать людей в интересах расследования правонарушения имеются у:

  • сотрудников полиции;
  • работников ВАИ (в отношении нарушающих ПДД лиц, исполняющих обязанности водителей ТС некоторых государственных структур);
  • сотрудников пограничных служб (в ситуациях, касающихся проступков административного характера в отношении государственной границы, территориальном море, внутренних водах);
  • таможенников;
  • представителей ведомственной охраны либо вневедомственной охраны при органах ВД России (в отношении лиц, совершающих правонарушения в отношении охраняемых территорий, объектов);
  • военнослужащих;
  • судебных приставов (в случаях, подразумевающих нарушения судебных решений);
  • лиц, отслеживающих оборот нелегальных веществ (в предписанных законодательством ситуациях)

Комментарий к статье 27.5. КоАП РФ:

1. При применении комментируемой статьи необходимо учитывать положения ст. 22 Конституции РФ, согласно которой до судебного решения лицо не может быть подвергнуто задержанию на срок более 48 часов. В Постановлении Конституционного Суда РФ от 17 февраля 1998 г. (СЗ РФ. 1998. N 9. Ст. 1142) отмечено, что по смыслу упомянутой статьи Конституции РФ установленный ею порядок применения соответствующих мер принуждения распространяется и на административное задержание.

В ч. 1 комментируемой статьи указан общий предельный срок административного задержания лица, совершившего административное правонарушение, — 3 часа. В срок административного задержания лица надлежит включать время фактического нахождения в качестве задержанного с момента доставления для составления протокола и до момента освобождения, но не более 3 часов.

2. Лица, совершившие мелкое хулиганство и ряд других правонарушений, влекущих в качестве одной из мер административного наказания административный арест, могут быть задержаны начальником органа внутренних дел (его заместителем), начальником дежурной части (дежурной смены дежурной части), уполномоченными должностными лицами иных государственных органов, осуществляющими административное задержание в соответствии со ст. 27.3 Кодекса, на срок, необходимый для рассмотрения дела судьей, но не более 48 часов. При отсутствии в указанных в ст. 27.3 Кодекса органах специально отведенных для содержания задержанных лиц помещений либо специальных учреждений, создаваемых в установленном порядке органами исполнительной власти субъектов РФ, содержание административно задержанных по основаниям, указанным в ч. ч. 2 и 3 ст. 27.5 Кодекса, не допускается.

3. В условиях чрезвычайного положения граждане, нарушившие правила комендантского часа, задерживаются силами охраны правопорядка до окончания комендантского часа, а лица, не имеющие при себе документов, удостоверяющих личность, — до установления их личности, но не более чем на трое суток по решению начальника органа внутренних дел или его заместителя.

В соответствии с Постановлением Конституционного Суда РФ от 14 марта 2002 г. срок административного задержания с 1 июля 2002 г. без судебного решения не может превышать 48 часов. По решению суда в определенных условиях указанный срок может быть продлен не более чем на 10 суток (ст. 31 Федерального конституционного закона от 30 мая 2001 г. N 3-ФКЗ «О чрезвычайном положении»).

Читайте так же:  Какой срок давности коап

4. В условиях военного положения в соответствии со ст. 7 Федерального конституционного закона от 30 января 2002 г. N 1-ФКЗ «О военном положении» федеральным органам исполнительной власти, органам исполнительной власти субъектов РФ и органам военного управления предоставлено право при необходимости осуществлять задержание граждан на срок до 30 суток.

6. Иностранные граждане и лица без гражданства, совершившие незаконное пересечение Государственной границы РФ, в отношении которых приняты решения о передаче властям сопредельных государств или депортации из Российской Федерации либо приняты постановления о назначении административного наказания в виде административного выдворения за пределы Российской Федерации, по решению суда задерживаются органами внутренних дел или безопасности на время, необходимое для исполнения решения, постановления (см. ст. ст. 31 и 34 Федерального закона от 25 июля 2002 г. N 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» с изм. и доп.).

Постановление Правительства РФ от 15 октября 2003 г. N 627 «Об утверждении Положения об условиях содержания лиц, задержанных за административное правонарушение, нормах питания и порядке медицинского обслуживания таких лиц» (с изменениями и дополнениями)

Постановление Правительства РФ от 15 октября 2003 г. N 627
«Об утверждении Положения об условиях содержания лиц, задержанных за административное правонарушение, нормах питания и порядке медицинского обслуживания таких лиц»

С изменениями и дополнениями от:

1 февраля 2005 г., 26 января 2011 г., 4 сентября 2012 г., 26 ноября 2013 г.

В соответствии со статьей 27.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях Правительство Российской Федерации постановляет:

1. Утвердить прилагаемое Положение об условиях содержания лиц, задержанных за административное правонарушение, нормах питания и порядке медицинского обслуживания таких лиц.

2. Федеральным органам исполнительной власти, имеющим право осуществлять административное задержание, обеспечить выполнение мероприятий, предусмотренных утвержденным настоящим постановлением Положением, за счет средств, выделяемых на текущее содержание указанных органов в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Председатель Правительства
Российской Федерации

15 октября 2003 г.

Положение
об условиях содержания лиц, задержанных за административное правонарушение, нормах питания и порядке медицинского обслуживания таких лиц
(утв. постановлением Правительства РФ от 15 октября 2003 г. N 627)

С изменениями и дополнениями от:

1 февраля 2005 г., 26 января 2011 г., 4 сентября 2012 г.

1. Настоящее Положение определяет порядок содержания лиц, задержанных за административное правонарушение в соответствии с положениями Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее — задержанные лица).

2. Задержанные лица содержатся в специально отведенных для этого помещениях органов, указанных в статье 27.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, либо в специальных учреждениях, создаваемых в установленном порядке органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации (далее — специальные помещения).

3. Специальные помещения оборудуются в соответствии с требованиями, установленными нормативными документами федеральных органов исполнительной власти.

ГАРАНТ:

См. Правила оборудования специально отведенных помещений пограничных органов для содержания лиц, задержанных за административное правонарушение, утвержденные приказом ФСБ РФ от 19 января 2009 г. N 8

Информация об изменениях:

Постановлением Правительства РФ от 26 ноября 2013 г. N 1069 в пункт 4 внесены изменения

4. Задержанные на срок более 3 часов лица обеспечиваются питанием по норме питания для подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, находящихся в следственных изоляторах Федеральной службы исполнения наказаний, в изоляторах временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел Российской Федерации и пограничных органов федеральной службы безопасности, лиц, подвергнутых административному аресту, на мирное время, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 11 апреля 2005 г. N 205.

В случае если предоставление горячей пищи невозможно, задержанные на срок более 3 часов лица обеспечиваются питанием по рационам, установленным в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 11 апреля 2005 г. N 205.

Указанные лица также имеют право получать предметы первой необходимости (гигиенические наборы) и продукты питания от родственников и других лиц.

5. Медицинское обслуживание задержанных лиц осуществляется в соответствии с Основами законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации специалистами государственных или муниципальных учреждений здравоохранения, находящихся в районе расположения органа, осуществившего задержание таких лиц.

Информация об изменениях:

Постановлением Правительства РФ от 4 сентября 2012 г. N 882 в пункт 6 внесены изменения

6. Перед отправлением задержанного лица в специальное помещение должностное лицо, уполномоченное осуществлять административное задержание, организует (проводит) личный досмотр (обыск) и досмотр вещей задержанного лица.

Об осуществлении указанных действий составляется протокол либо делается соответствующая запись в протоколе административного задержания.

Одновременно производятся опрос и осмотр задержанного лица в целях выявления у него психических, инфекционных и угрожающих жизни заболеваний.

Должностное лицо, уполномоченное осуществлять административное задержание, а также иное специально уполномоченное лицо, находящееся в месте содержания задержанного лица, при необходимости приглашает для консультации и оказания медицинской помощи бригаду скорой помощи или иных специалистов государственных или муниципальных учреждений здравоохранения.

Старший медицинский работник бригады скорой помощи или иной специалист, осуществляющий осмотр задержанного лица и оказание ему медицинской помощи, заполняют «Карту вызова», форма которой утверждается в установленном порядке Министерством здравоохранения Российской Федерации.

7. В специальном помещении раздельно размещаются:

а) лица мужского пола и женского пола;

б) несовершеннолетние лица и совершеннолетние лица;

в) лица, имеющие признаки инфекционных заболеваний или признаки, указывающие на наличие у них таких заболеваний.

Читайте так же:  Применить меры административного наказания

8. Запрещается размещать в специальных помещениях:

Видео (кликните для воспроизведения).

а) лиц с заболеваниями (травмами), состояние которых определяется как «состояние средней тяжести» или «тяжелое»;

б) лиц, страдающих сахарным диабетом (в средней или тяжелой степени);

в) беременных женщин;

г) взрослых, имеющих при себе детей в возрасте до 14 лет, при невозможности передачи их родственникам или иным законным представителям.

9. Задержанные лица, указанные в подпунктах «а-в» пункта 8 настоящего Положения, не размещаются в специальном помещении при наличии документов, свидетельствующих о болезни или беременности, либо соответствующего подтверждения, полученного (по телефону или письменно) из государственного или муниципального учреждения здравоохранения, а также на основании заключения, выданного старшим медицинским работником бригады скорой помощи либо специалистом государственного или муниципального учреждения здравоохранения по результатам осмотра задержанного лица.

10. За поведением задержанных лиц, находящихся в специальных помещениях, устанавливается наблюдение должностными лицами органа, в ведении которого находится специальное помещение.

11. Задержанные лица, находящиеся в специальных помещениях, располагаются на скамьях (диванах).

Норма площади, устанавливаемая для одного задержанного лица, составляет не менее 2 кв. метров.

Задержанные на срок более 3 часов лица обеспечиваются в ночное время местом для сна.

12. Выведение задержанных лиц из специального помещения для отправления естественных надобностей производится по их просьбе поочередно в сопровождении одного или более лиц из числа дежурного наряда органа, в ведении которого находится специальное помещение.

13. В отопительный сезон в специальных помещениях поддерживается температура не ниже +18 градусов по Цельсию. Специальные помещения освещаются с наступлением темного времени суток до рассвета.

14. Задержанным лицам разрешается иметь при себе одежду, головной убор, обувь по сезону (в одном комплекте), носовые платки, а инвалидам — в том числе протезы или костыли.

15. Задержанные лица при наличии медицинских показаний могут пользоваться лекарственными средствами, порядок хранения и выдачи которых определяется в установленном порядке федеральными органами исполнительной власти, имеющими право осуществлять административное задержание.

16. Передаваемые задержанным лицам предметы первой необходимости (гигиенические наборы) и продукты питания проверяются и принимаются должностным лицом органа, в ведении которого находится специальное помещение, а также предъявляются задержанному лицу в присутствии передающего. Запрещается прием и передача задержанным лицам предметов, веществ и продуктов питания, которые представляют опасность для жизни и здоровья людей или могут быть использованы в качестве орудия преступления.

Использование предметов первой необходимости (гигиенических наборов) задержанными лицами допускается только под наблюдением должностных лиц органа, в ведении которого находится специальное помещение. После использования указанные предметы хранятся вместе с другими предметами, изъятыми у задержанного лица, либо возвращаются передающему.

17. Задержанному лицу по истечении срока задержания возвращаются изъятые у него предметы (вещи, документы, ценности и деньги), за исключением предметов, являющихся орудием или непосредственным объектом правонарушения (до решения вопроса по существу) либо находящихся в розыске или изъятых из гражданского оборота, а также поддельных документов.

18. При наличии у задержанного лица к моменту освобождения жалоб на состояние здоровья, а также при выявлении у него инфекционного заболевания он направляется в установленном порядке в государственное или муниципальное учреждение здравоохранения.

19. При убытии задержанных лиц с инфекционными заболеваниями (в том числе туберкулезом) производится заключительная дезинфекция специальных помещений, где они содержались.

Задержанные лица содержатся в специально отведенных для этого помещениях, либо в специальных учреждениях. Задержанные на срок более 3 часов лица обеспечиваются питанием по норме N 3 суточного довольствия, а также имеют право получать предметы первой необходимости (гигиенические наборы) и продукты питания от родственников и других лиц.

В специальных помещениях запрещается размещать лиц с заболеваниями (травмами), состояние которых определяется как «состояние средней тяжести» или «тяжелое», лиц, страдающих сахарным диабетом, беременных женщин, а также взрослых, имеющих при себе детей в возрасте до 14 лет, при невозможности передачи их родственникам или иным законным представителям. Однако такой запрет действует только при наличии документов, свидетельствующих о болезни или беременности, либо соответствующего подтверждения, полученного (по телефону или письменно) из учреждения здравоохранения, а также на основании заключения, выданного по результатам осмотра задержанного лица.

Норма площади, устанавливаемая для одного задержанного лица, составляет не менее 2 кв. метров. Задержанные на срок более 3 часов лица обеспечиваются в ночное время местом для сна.

Постановление Правительства РФ от 15 октября 2003 г. N 627 «Об утверждении Положения об условиях содержания лиц, задержанных за административное правонарушение, нормах питания и порядке медицинского обслуживания таких лиц»

Настоящее постановление вступает в силу по истечении 7 дней после дня его официального опубликования

Текст постановления опубликован в «Российской газете» от 21 октября 2003 г. N 211, в Собрании законодательства Российской Федерации от 20 октября 2003 г. N 42 ст. 4077

В настоящий документ внесены изменения следующими документами:

Постановление Правительства РФ от 26 ноября 2013 г. N 1069

Изменения вступают в силу по истечении 7 дней после дня официального опубликования названного постановления

Постановление Правительства РФ от 4 сентября 2012 г. N 882

Изменения вступают в силу по истечении 7 дней после дня официального опубликования названного постановления

Постановление Правительства РФ от 26 января 2011 г. N 24

Изменения вступают в силу по истечении 7 дней после дня официального опубликования названного постановления

Постановление Правительства РФ от 1 февраля 2005 г. N 49

Изменения вступают в силу по истечении 7 дней после дня официального опубликования названного постановления

Максимальный срок административного задержания

Наши постоянные читатели — люди юридически и экономически грамотные, способные в любой несправедливой ситуации защитить собственные законные права. Если вы впервые на grazhdaninu.com, присоединяйтесь! Сегодня мы рассмотрим вопрос об административных задержаниях, а именно о том, как долго представители порядка имеют право ограничивать свободу граждан вследствие административных правонарушений.

Читайте так же:  Справка об отсутствии привлечения к административной ответственности

Комментарий к Ст. 27.3 КоАП РФ

1. Под задержанием понимается принудительное кратковременное ограничение свободы физического лица, не связанное с применением наказания и выражающееся в содержании его в специально отведенном для этого помещении в течение времени, установленного законом.

Помимо административного, еще одним основным видом задержания является уголовно-процессуальное задержание, которое применяется на основаниях и в порядке, которые закреплены нормами УПК РФ, в отношении лиц, совершивших преступления.

2. Основанием применения административного задержания как меры обеспечения производства по делам об административных правонарушениях является совершение физическим лицом деяния, содержащего признаки административного правонарушения, установление всех признаков состава правонарушения при этом не требуется.

Вместе с тем административное задержание может быть применено только в исключительных случаях, т.к. затрагивает честь и достоинство лица, ограничивает его свободу. Исключительность предполагает, что без использования этой принудительной меры невозможно установить обстоятельства совершенного деяния, личность лица, его совершившего, обеспечить правильное и своевременное рассмотрение дела, исполнение постановления по делу об административном правонарушении. Так, административное задержание применяется, если лицо, совершившее правонарушение, не имеет документов, удостоверяющих личность, и отказывается сообщить сведения о себе, игнорирует законное требование уполномоченного должностного лица о прекращении правонарушения, совершило правонарушение, за которое предусмотрено наказание в виде административного ареста, и есть достаточные основания полагать, что оно будет уклоняться от его исполнения.

Административное задержание не допускается, если существует возможность пресечения правонарушения другими способами (нарушитель позитивно реагирует на требование должностного лица о прекращении правонарушения и другие его распоряжения), установления на месте личности правонарушителя и составления протокола об административном правонарушении, а также в случаях назначения административного наказания без составления протокола.

3. Началом срока административного задержания следует считать составление уполномоченным должностным лицом протокола об административном задержании и помещение лица в специальное охраняемое помещение. В соответствии с п. 2 ч. 4 ст. 28.1 КоАП РФ с момента составления первого протокола о применении мер обеспечения производства по делам об административных правонарушениях (в том числе и протокола об административном задержании) дело об административном правонарушении считается возбужденным. В связи с этим задержанное лицо приобретает права (знакомиться со всеми материалами дела, давать объяснения, представлять доказательства, заявлять ходатайства и отводы, пользоваться юридической помощью защитника, выступать на родном языке и пользоваться услугами переводчика, если не владеет языком, на котором ведется производство, обжаловать в установленном порядке действия должностных лиц, просить уведомить о месте своего нахождения родственников, администрацию по месту работы или учебы) и обязанности (соблюдать установленные правила содержания в комнатах для задержанных). При этом следует отметить, что КоАП РФ не содержит нормы, определяющей обязанности лиц, подвергнутых административному задержанию.

4. В отличие от ранее действовавших норм КоАП РФ предоставляет административно задержанному лицу право требовать от соответствующих должностных лиц уведомления об административном задержании не только родственников и администрации по месту учебы (работы), но и защитника. Невыполнение просьбы задержанного о предоставлении защитника является нарушением его конституционного права на защиту, в результате которого дальнейшее производство по делу приобретает незаконный характер.

В качестве защитника допускается адвокат или иное лицо. Полномочия адвоката удостоверяются ордером, выданным адвокатским образованием, а полномочия иного лица, оказывающего юридическую помощь, — доверенностью, оформленной в соответствии с законом (ч. ч. 2, 3 ст. 25.5 КоАП РФ).

К участию в производстве по делу в качестве защитника не допускается лицо, если оно является сотрудником государственных органов, осуществляющих контроль и надзор за соблюдением правил, нарушение которых явилось основанием для возбуждения данного дела, или если оно ранее выступало в качестве иного участника производства по данному делу (ч. 1 ст. 25.12 КоАП РФ).

5. Особый порядок административного задержания предусмотрен для несовершеннолетних: об их задержании в обязательном порядке уведомляются родители или иные законные представители; задержанные несовершеннолетние содержатся отдельно от взрослых лиц.

Законодатель установил также обязанность должностных лиц, осуществивших административное задержание специальных субъектов (лиц, в силу статуса привлекаемых за совершение административных правонарушений к дисциплинарной ответственности — военнослужащих, сотрудников органов внутренних дел и др. (ч. 1 ст. 2.5 КоАП РФ) и членов общественных наблюдательных комиссий, незамедлительно уведомить о факте их задержания соответствующих лиц (орган или учреждение, в котором задержанный проходит службу и секретаря Общественной палаты РФ и общественную наблюдательную комиссию соответственно).

6. Перечень органов, должностные лица которых уполномочены осуществлять административное задержание, является исчерпывающим (часть 1 комментируемой статьи). Только в помещениях этих органов могут быть оборудованы комнаты для административных задержанных.

7. Перечень категорий должностных лиц и объем их полномочий на производство административного задержания устанавливается соответствующим федеральным органом исполнительной власти.

Так, компетенция сотрудников органов внутренних дел (полиции) по административному задержанию определена Приказом МВД России от 05.05.2012 N 403 «О полномочиях должностных лиц системы МВД России по составлению протоколов об административных правонарушениях и административному задержанию», полномочия должностных лиц таможенных органов — Приказом ФТС РФ от 01.03.2012 N 368 «О должностных лицах таможенных органов Российской Федерации, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях и осуществлять административное задержание».

8. Законодательством РФ установлен перечень лиц, которые не могут быть подвергнуты административному задержанию:

— Президент РФ, прекративший исполнение своих полномочий (ст. 3 Федерального закона от 12.02.2001 N 12-ФЗ «О гарантиях Президенту Российской Федерации, прекратившему исполнение своих полномочий, и членам его семьи»);

— члены Совета Федерации и депутаты Государственной Думы Федерального Собрания РФ (ст. 19 Федерального закона от 08.05.1994 N 3-ФЗ);

Читайте так же:  Подвергнутым административному наказанию коап рф

— депутаты законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов РФ (ст. 13 Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ);

— судьи (ст. 16 Закона РФ от 26.06.1992 N 3132-1, ст. 15 Федерального конституционного закона от 21.07.1994 N 1-ФКЗ) и др.

В случае доставления таких лиц, если их личность не могла быть установлена до доставления, они подлежат немедленному освобождению.

9. Административное задержание как меру обеспечения производства по делам об административных правонарушениях следует отличать от административного ареста — меры административного наказания, которая назначается лишь в исключительных случаях за отдельные виды административных правонарушений и заключается в содержании нарушителя в условиях изоляции от общества сроком до 15, а в исключительных случаях — до 30 суток (статья 3.9 КоАП РФ).

Помимо административного задержания как меры обеспечения производства по делам об административных правонарушениях законодательством предусмотрены иные меры административно-правового принуждения, содержание и порядок применения которых сходны с административным задержанием. В отличие от указанной меры они носят предупредительный характер, могут применяться и в связи с преступлением, а также в отношении неделиктоспособных лиц. К их числу относится, например, задержание граждан, нарушивших режим комендантского часа в условиях чрезвычайного положения. Указанные лица задерживаются силами, обеспечивающими режим чрезвычайного положения, до окончания комендантского часа, а граждане, не имеющие при себе документов, удостоверяющих личность, — до выяснения их личности, но не более чем на 3 суток по решению начальника органа внутренних дел или его заместителя. По решению суда этот срок может быть продлен не более чем на 10 суток (ч. 1 ст. 31 Федерального конституционного закона от 30.05.2001 N 3-ФКЗ).

Статья 27.5. КоАП РФ. Сроки административного задержания

Ст 27.5 КоАП РФ с комментариями и изменениями 2019-2020 года

1. Срок административного задержания не должен превышать три часа, за исключением случаев, предусмотренных частями 2 и 3 настоящей статьи.

2. Лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, посягающем на установленный режим Государственной границы Российской Федерации и порядок пребывания на территории Российской Федерации, об административном правонарушении, совершенном во внутренних морских водах, в территориальном море, на континентальном шельфе, в исключительной экономической зоне Российской Федерации, или о нарушении таможенных правил, в случае необходимости для установления личности или для выяснения обстоятельств административного правонарушения может быть подвергнуто административному задержанию на срок не более 48 часов.

3. Лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, влекущем в качестве одной из мер административного наказания административный арест или административное выдворение за пределы Российской Федерации, может быть подвергнуто административному задержанию на срок не более 48 часов.

4. Срок административного задержания лица исчисляется с момента его доставления в соответствии со статьей 27.2 настоящего Кодекса. Срок административного задержания лица, находящегося в состоянии опьянения, исчисляется с момента его вытрезвления. При этом общий срок времени вытрезвления лица, находящегося в состоянии опьянения, с момента его доставления в соответствии со статьей 27.2 настоящего Кодекса и административного задержания такого лица на основании части 2 или 3 настоящей статьи не может превышать 48 часов.

Продолжительность административного задержания

В самом общем случае задержание гражданина не может производиться дольше, чем на 3 часа. В некоторых ситуациях максимальное время задержания увеличивается до двух суток. К таким относятся:

  1. Случаи задержания лиц, совершивших административное правонарушение в отношении Государственной границы России.
  2. Случаи задержания лиц, нарушающих таможенные правила нашего государства. Подобные задержания производятся в целях установления личности человека, в целях выяснения и уточнения обстоятельств случившегося.
  3. Задержания лиц, в отношении которых уже ведется административное дело, а одна из возможных мер наказания — административный арест либо выдворение за пределы страны.

Задержанный имеет право потребовать уведомить о своем задержании родных, коллег, адвоката.

Если задержание проводится дольше, чем установлено законодательством, права задержанного нарушаются.

Граждане, задержание которых производилось с нарушением их прав, могут обжаловать незаконные действия правоохранительных органов. Требуется обращаться в прокуратуру или суд. В обращении необходимо как можно подробнее указать обстоятельства задержания (номера машин, фамилии сотрудников, предшествующие обстоятельства), а также всю информацию о себе. Объясните, почему и в чем заключается нарушение ваших прав.

Если инстанции вашего государства не выносят решений в вашу пользу либо отказывают в разбирательствах, наверняка вашу позицию примет ЕСПЧ. В Европейском суде неправомерным может оказаться даже сам факт административного задержания, если серьезные основания для такового не будут доказаны. Даже если правонарушение административного характера было совершено, для задержания необходимы веские причины.

Нарушением прав человека также считается грубое отношение, оскорбления, физическое насилие со стороны сотрудников, причем не только в течение задержания, но и во время транспортировки до места задержания. Если вы выиграете дело (что наиболее вероятно), вам будет присуждена компенсация от 1 до 3 тысяч евро.

С какого момента начинается отсчет времени задержания?

Видео (кликните для воспроизведения).

Исчисление времени задержания начинается с того момента, как правонарушитель окажется в месте проведения следственных процедур (ближайшем отделении полиции, например). Это общее положение для всех случаев, кроме тех, когда нарушитель пьян. В такой ситуации время задержания начинает отсчет после вытрезвления человека, причем общая продолжительность вытрезвления не должна быть более двух суток.

Доставлять нарушителя порядка в отделение представители порядка обязаны в минимально возможные сроки.

Источники

Порядок задержания лица за административное правонарушение
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here