Порядок составления дела об административном правонарушении

Полезное по теме: "Порядок составления дела об административном правонарушении" от специалистов простым языком. Если необходимо уточнить актуальность на 2020 год, а также задать вопрос, то обращайтесь к дежурному юристу.

Статья 28.5. Сроки составления протокола об административном правонарушении

Статья 28.5. Сроки составления протокола об административном правонарушении

1. Анализ правил ч. 1, 2 ст. 28.5 показывает, что:

1) по общему правилу протокол об административных правонарушениях должен быть составлен немедленно после выявления (должностным лицом, которое вправе составить протокол, см. коммент. к ст. 28.3) административного правонарушения. См. об этом также письмо ГТК от 17.05.02 N 01-06/19136;

2) в изъятие из этого правила протокол составляется в течение 2-х календарных суток (т.е. и нерабочие дни из подсчета не исключаются) с момента выявления правонарушения. Отсчет этих суток начинается не со следующей даты после дня, когда административное правонарушение было выявлено, а именно с момента выявления (например, если административное правонарушение выявлено в 13.00, то протокол должен быть составлен в течение 48 часов) в случае, если требуется дополнительно выяснить:

а) обстоятельства дела (т.е. имеющихся фактов, доказательств, обстоятельств недостаточно, чтобы решить вопрос о наличии или отсутствии события административного правонарушения);

б) данные о физическом лице (в отношении которого возбуждено дело);

в) сведения о юридическом лице (место его реального нахождения, состав учредителей, наличие у него лицензии и т.п.).

ВС разъяснил, что нарушение сроков, установленных в ст. 28.5 и 28.8 — являются несущественными недостатками составления протокола об АП (п. 4 Пост. N 5).

2. Применяя правила ч. 3 ст. 28.5, необходимо обратить внимание на следующее:

1) сроки, упомянутые в ч. 1 ст. 28.5, не применяются, если по делу об административном правонарушении проводится расследование (см. коммент. к ст. 28.7);

2) в этих случаях протокол об административном правонарушении составляется немедленно после того, как выявлен факт совершения административного правонарушения (но этот факт выявляется именно в результате расследования). Срок проведения административного расследования по общему правилу не может превышать одного месяца со дня возбуждения дела об административном правонарушении (см. коммент. к ст. 5.6 и 28.7);

3) правила о сроках составления данного протокола полностью применимы и к постановлению прокурора о возбуждении дела об административном правонарушении (см. коммент. к ст. 28.4).

Законодательная база Российской Федерации

Бесплатная горячая линия юридической помощи

Бесплатная консультация
Навигация
Федеральное законодательство

Действия

  • Главная
  • ПРИКАЗ ГТК РФ от 11.09.2002 N 975 «ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ИНСТРУКЦИИ О ПОРЯДКЕ ФОРМИРОВАНИЯ МАТЕРИАЛОВ ДЕЛ ОБ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЯХ»
Наименование документ ПРИКАЗ ГТК РФ от 11.09.2002 N 975 «ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ИНСТРУКЦИИ О ПОРЯДКЕ ФОРМИРОВАНИЯ МАТЕРИАЛОВ ДЕЛ ОБ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЯХ»
Вид документа приказ, инструкция
Принявший орган гтк рф
Номер документа 975
Дата принятия 01.01.1970
Дата редакции 11.09.2002
Дата регистрации в Минюсте 01.01.1970
Статус отменен/утратил силу
Публикация
  • На момент включения в базу документ опубликован не был
Навигатор Примечания

ИНСТРУКЦИЯ О ПОРЯДКЕ ФОРМИРОВАНИЯ МАТЕРИАЛОВ ДЕЛ ОБ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЯХ

1.1. Настоящая Инструкция устанавливает единый для таможенных органов Российской Федерации порядок формирования материалов дел об административных правонарушениях.

1.2. Материалы дел должны состоять из подлинных документов (оригиналов) либо их копий, заверенных в соответствии с установленным ГТК России порядком, которые формируются с учетом стадии административного процесса в хронологическом и логическом порядке.

2.1. Материалы дел об административных правонарушениях, по которым проводилось административное расследование, систематизируются, нумеруются (каждый лист) в верхнем правом углу пастой или чернилами одного цвета (синего либо черного) и подшиваются в тома. При этом систематизируются и располагаются следующим образом.

2.1.1. Опись документов, находящихся в деле (листы описи подшиваются в дело с отдельной нумерацией и при подсчете количества листов дела не учитываются).

2.1.2. Определение (постановление прокурора) о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования.

2.1.3. Материалы, явившиеся поводом к возбуждению дела об административном правонарушении (рапорты, заключения, акты, составленные должностными лицами таможенных органов, выявившими административное правонарушение, ГТД, товаротранспортные документы, контракты, накладные, сертификаты, свидетельства, лицензии, инвойсы, счета — фактуры, счета — проформы и др.), а также протоколы о применении мер обеспечения по делу об административном правонарушении, предусмотренных статьей 27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее по тексту — КоАП России), составленные при возбуждении дела.

2.1.4. Распоряжение(я) о передаче дела для проведения административного расследования.

2.1.5. Постановление(я) о принятии дела об административном правонарушении к своему производству.

2.1.6. Материалы производства по делу:

— протоколы опросов лица, в отношении которого ведется производство по делу (или его законного представителя), в хронологическом порядке;

— протоколы опросов свидетелей (подшиваются в дело в соответствии с фамилиями свидетелей в алфавитном порядке; при наличии нескольких протоколов опроса одного и того же лица — еще и в хронологическом порядке);

— протоколы и определения о производстве других процессуальных действий (в т.ч. акты экспертизы) в хронологическом порядке;

— запросы (в т.ч. международные) в другие таможенные и иные органы с ответами на них;

— другие доказательства, собранные в ходе расследования (акты, справки, квитанции, учредительные документы юридических лиц, прочие документы);

— постановления о продлении сроков административного расследования с сопроводительными письмами вышестоящих таможенных органов (если письмо вышестоящего таможенного органа составлено по нескольким делам, то оно подшивается в материалы дела с меньшим порядковым номером, а в другие дела подшиваются копии сопроводительного письма).

2.1.7. Ходатайства лица, привлекаемого к ответственности, иные ходатайства и отводы, поступившие в ходе административного расследования, постановления об удовлетворении ходатайств.

2.1.8. Справка о фактах административных правонарушений, ранее совершенных лицом, в отношении которого осуществлялось административное расследование.

2.1.9. Справка об издержках по делу об административном правонарушении с подтверждающими сумму издержек документами.

2.1.10. Протокол об административном правонарушении либо постановление о прекращении дела об административном правонарушении до передачи его на рассмотрение (в этом случае дальнейшее формирование дела не осуществляется).

2.1.11. Рапорт об окончании административного расследования и передаче дела на рассмотрение, а в случае передачи дела на рассмотрение в суд и определение о передаче судье дела об административном правонарушении для рассмотрения.

2.1.12. Документы, составленные в ходе рассмотрения дела (в хронологическом порядке).

2.1.13. Определение о возвращении протокола об административном правонарушении (в случае неправильного составления протокола и оформления других материалов дела либо неполноты представленных материалов, которая не может быть восполнена при рассмотрении дела).

Читайте так же:  Составление административного дела

2.1.14. Постановление по делу об административном правонарушении (о назначении административного наказания или о прекращении дела об административном правонарушении) либо определение о передаче дела на рассмотрение в суд, по подведомственности и т.п.

2.1.15. Материалы обжалования постановления об административном правонарушении (подшиваются в хронологическом порядке с обязательным внесением их в опись документов, находящихся в деле).

2.2. При необходимости дело об административном правонарушении может состоять из нескольких томов, в каждом из которых должно быть не более 250 листов. Дела помещаются в скоросшиватели либо скрепляются иным образом с использованием твердых (картонных) обложек, на лицевой стороне каждой из которых делается надпись следующего содержания:

Наименование таможенного органа
Дело об АП рег. N
в отношении
Том N ___ Количество листов ___
Количество томов ____
дата возбуждения _________ 200_
дата рассмотрения ________ 200_
по ч. __ ст. __ КоАП России
Срок хранения 5 лет.

2.3. Перед сдачей в архив дело об административном правонарушении (каждый том дела) должно быть прошнуровано, на узел шнуровки листов на последней странице делается наклейка с оттиском печати таможенного органа. На отдельном последнем листе дела (томе дела) сверху должна быть сделана заверительная надпись. В заверительной надписи указывают количество пронумерованных листов дела и отдельно, через знак «+» (плюс), количество листов описи, а также оговариваются особенности нумерации документов дела (пропущенных номеров и др.). Заверительную надпись подписывает ее составитель с указанием расшифровки подписи, должности и даты составления.

3.1. Материалы дел об административных правонарушениях, по которым административное расследование не проводилось, систематизируются и подшиваются с использованием скоросшивателей в порядке, аналогичном приведенному в разделе 2, за тем исключением, что после описи документов, находящихся в деле, подшивается протокол об административном правонарушении (постановление прокурора о возбуждении дела об административном правонарушении).

4.1. В случае применения в соответствии со ст. 28.6 и 32.3 КоАП России постановления — предупреждения или постановления — квитанции при взимании штрафа на месте совершения административного правонарушения физическим лицом дело об административном правонарушении формируется из постановления — предупреждения (постановления — квитанции), к которому прикладываются документы, подтверждающие административное правонарушение (объяснение лица, привлекаемого к административной ответственности, декларация, товаротранспортные документы и др.).

4.2. Постановления — предупреждения и постановления — квитанции перед сдачей в соответствии с установленным порядком в архив таможенного органа пронумеровываются, подшиваются и формируются в архивные дела, в каждом из которых должно быть не более 250 листов. Внутренняя опись документов, находящихся в деле, не составляется. На обложке дела указывают: наименование таможенного органа, вид документов, находящихся в деле, регистрационные номера и даты вынесения (оформления) постановлений, количество листов в деле, срок хранения (5 лет).

4.3. Архивное дело должно быть прошнуровано, на узел шнуровки листов на последней странице делается наклейка с оттиском печати таможенного органа. На отдельном последнем листе дела сверху должна быть сделана заверительная надпись, в которой указывается количество пронумерованных листов дела, а также оговариваются особенности нумерации документов дела (пропущенных номеров и др.). Заверительную надпись подписывает ее составитель с указанием расшифровки подписи, должности и даты составления.

Начальник Управления
таможенных расследований
и дознания,
генерал — майор
таможенной службы
А.В.КОНСТАНТИНОВ

Административно-процессуальное право

Возбуждение дела об административном правонарушении. Порядок и сроки составления протокола об административном правонарушении, требования к его содержанию

Поводы к возбуждению дела об административном правонарушении. Статья 28.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях относит к числу поводов следующие обстоятельства:

Дело об административном правонарушении считается возбужденным с момента:

  • составления протокола осмотра места совершения административного правонарушения;
  • составления первого протокола о применении мер обеспечения производства по делу об административном правонарушении, предусмотренных ст. 27.1 Кодекса Российской Федерации об административном правонарушении («Меры обеспечения производства по делу об административном правонарушении»);
  • составления протокола об административном правонарушении или вынесения прокурором постановления о возбуждении дела об административном правонарушении;
  • вынесения определения о возбуждении дела об административном правонарушении при необходимости проведения административного расследования, предусмотренного ст. 28.7 Кодекса Российской Федерации об административном правонарушении («Административное расследование»);
  • вынесения постановления по делу об административном правонарушении в случае, предусмотренном ч. 1 или 3 ст. 28.6. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях («Назначение административного наказания без составления протокола»).

В случае отказа в возбуждении дела об административном правонарушении при наличии материалов, сообщений, заявлений, указанных в п. 2 и 3 ч. 1 ст. 28.1 Кодекса Российской Федерации об административном правонарушении (подтверждающих событие административного правонарушения), должностным лицом, рассмотревшим указанные материалы, сообщения, заявления, выносится мотивированное определение об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении.

Составление протокола осмотра места совершения административного правонарушения согласно ст. 28.1.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

1. В случае совершения административного правонарушения, предусмотренного ст. 12.24 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях («Нарушение Правил дорожного движения или правил эксплуатации транспортного средства, повлекшее причинение легкого или средней тяжести вреда здоровью потерпевшего») или ч. 2 ст. 12.30 данного Кодекса («Нарушение Правил дорожного движения пешеходом, пассажиром транспортного средства или иным участником дорожного движения (за исключением водителя транспортного средства), повлекшее по неосторожности причинение легкого или средней тяжести вреда здоровью потерпевшего»), составляется протокол осмотра места совершения административного правонарушения.

2. Протокол осмотра места совершения административного правонарушения составляется немедленно после выявления совершения административного правонарушения.

3. Осмотр места совершения административного правонарушения осуществляется лицами, уполномоченными составлять протоколы об административных правонарушениях, в присутствии двух понятых.

4. В протоколе осмотра места совершения административного правонарушения указываются дата и место его составления, должность, фамилия и инициалы лица, составившего протокол, сведения о лице, непосредственно управлявшем транспортным средством в момент совершения административного правонарушения, о типе, марке, модели, государственном регистрационном знаке транспортного средства, а также фамилии, имена, отчества, адреса места жительства понятых, свидетелей и потерпевших, если имеются свидетели и потерпевшие, место, время совершения и событие административного правонарушения, статья настоящего Кодекса, предусматривающая административную ответственность за данное административное правонарушение, иные сведения, необходимые для разрешения дела.

5. В протоколе осмотра места совершения административного правонарушения описываются:

  1. действия должностных лиц, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях, в том порядке, в каком они производились;
  2. состояние и качество дорожного полотна, наличие или отсутствие дорожной разметки, степень освещенности участка дороги, на котором совершено административное правонарушение;
  3. тип перекрестка (регулируемый или нерегулируемый), на котором совершено административное правонарушение, исправность или неисправность светофора, наличие или отсутствие знаков приоритета;
  4. другие существенные для данного дела обстоятельства.
Читайте так же:  Основание прекращения административного правонарушения

6. В протоколе осмотра места совершения административного правонарушения излагаются также заявления лиц, участвовавших в производстве осмотра.

7. При составлении протокола осмотра места совершения административного правонарушения лицам, участвующим в осмотре места совершения административного правонарушения, разъясняются их права и обязанности, предусмотренные настоящим Кодексом, о чем делается запись в протоколе.

8. В протоколе осмотра места совершения административного правонарушения делается запись о применении фото- и киносъемки, видеозаписи, иных установленных способов фиксации вещественных доказательств. Материалы, полученные при производстве осмотра с применением фото- и киносъемки, видеозаписи, иных установленных способов фиксации вещественных доказательств, прилагаются к соответствующему протоколу.

9. Протокол осмотра места совершения административного правонарушения подписывается составившим его должностным лицом, а также лицами, участвовавшими в производстве осмотра. Копии протокола осмотра места совершения административного правонарушения вручаются лицам, непосредственно управлявшим транспортными средствами в момент совершения административного правонарушения.

Составление протокола об административном правонарушении. Статья 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях устанавливает порядок составления протокола об административном правонарушении:

«1. О совершении административного правонарушения составляется протокол, за исключением случаев, предусмотренных ст. 28.4, ч. 1 и 3 ст. 28.6 настоящего Кодекса.

2. В протоколе об административном правонарушении указываются дата и место его составления, должность, фамилия и инициалы лица, составившего протокол, сведения о лице, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, фамилии, имена, отчества, адреса места жительства свидетелей и потерпевших, если имеются свидетели и потерпевшие, место, время совершения и событие административного правонарушения, статья настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации, предусматривающая административную ответственность за данное административное правонарушение, объяснение физического лица или законного представителя юридического лица, в отношении которых возбуждено дело, иные сведения, необходимые для разрешения дела.

3. При составлении протокола об административном правонарушении физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, а также иным участникам производства по делу разъясняются их права и обязанности, предусмотренные настоящим Кодексом, о чем делается запись в протоколе.

4. Физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, должна быть предоставлена возможность ознакомления с протоколом об административном правонарушении. Указанные лица вправе представить объяснения и замечания по содержанию протокола, которые прилагаются к протоколу.

4.1. В случае неявки физического лица, или законного представителя физического лица, или законного представителя юридического лица, в отношении которых ведется производство по делу об административном правонарушении, если они извещены в установленном порядке, протокол об административном правонарушении составляется в их отсутствие. Копия протокола об административном правонарушении направляется лицу, в отношении которого он составлен, в течение трех дней со дня составления указанного протокола.

5. Протокол об административном правонарушении подписывается должностным лицом, его составившим, физическим лицом или законным представителем юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении. В случае отказа указанных лиц от подписания протокола, а также в случае, предусмотренном частью 4.1 настоящей статьи, в нем делается соответствующая запись.

6. Физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, а также потерпевшему вручается под расписку копия протокола об административном правонарушении».

В постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 г. № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» говорится в порядке разъяснения, что протокол может иметь существенные и несущественные недостатки.

« Существенным недостатком протокола является отсутствие данных, прямо перечисленных в ч. 2 ст. 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и иных сведений в зависимости от их значимости для данного конкретного дела об административном правонарушении (например, отсутствие данных о том, владеет ли лицо, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, языком, на котором ведется производство по делу, а также данных о предоставлении переводчика при составлении протокола и т.п.).

Несущественными являются такие недостатки протокола, которые могут быть восполнены при рассмотрении дела по существу, а также нарушение установленных ст. 28.5 и 28.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях сроков составления протокола об административном правонарушении и направления протокола для рассмотрения судье, поскольку эти сроки не являются пресекательными, либо составление протокола в отсутствие лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, если этому лицу было надлежащим образом сообщено о времени и месте его составления, но оно не явилось в назначенный срок и не уведомило о причинах неявки или причины неявки были признаны неуважительными» (п. 4, абз. 2 и 3 постановления).

Должностные лица, уполномоченные составлять протоколы об административных правонарушениях (ст. 28.3 КоАП РФ):

«1. Протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных настоящим Кодексом, составляются должностными лицами органов, уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях в пределах компетенции соответствующего органа.

3. Помимо них протоколы об административных правонарушениях вправе составлять должностные лица федеральных органов исполнительной власти, их структурных подразделений и территориальных органов, должностные лица иных государственных органов в соответствии с задачами и функциями, возложенными на них федеральными законами либо нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации кии Правительства Российской Федерации, должностные лица органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в случае передачи им полномочий Российской Федерации на осуществление государственного контроля и надзора, указанные в настоящей статье:

Возбуждение дел об административных правонарушениях прокурором.

1. Дела об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 5.1, 5.7, 5.21, 5.23-5.25, 5.39, 5.45, 5.46, 5.48, 5.52, 5.58- 5.63, 6.19, 6.20, 7.24, ч. 2 ст. 7.31, ст. 12.35, 13.11, 13.14, 13.27, 13.28, ч. I и 2 ст. 14.25, ст. 14.35, ч. 1 ст. 15.10., ч. 4 ст. 15.27, ч. 3 ст. 19.4, ст. 19.6.1, 19.9, 19.28, 19.29, 19.32, 20.26, 20.28, 20.29 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, возбуждаются прокурором. При осуществлении надзора за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации, прокурор также вправе возбудить дело о любом другом административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена данным Кодексом или законом субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях.

2. О возбуждении дела об административном правонарушении прокурором выносится постановление, которое должно содержать сведения, предусмотренные ст. 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Указанное постановление выносится в сроки, установленные статьей 28.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Читайте так же:  Обжалование постановления верховного суда республики

Сроки составления протокола об административном правонарушении .

1. Протокол об административном правонарушении составляется немедленно после выявления совершения административного правонарушения.

2. В случае если требуется дополнительное выяснение обстоятельств дела либо данных о физическом лице или сведений о юридическом лице, в отношении которых возбуждается дело об административном правонарушении, протокол об административном правонарушении составляется в течение двух суток с момента выявления административного правонарушения.

3. В случае проведения административного расследования протокол об административном правонарушении составляется по окончании расследования в сроки, предусмотренные ст. 28.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Приложение N 1. Порядок оформления материалов дела об административном правонарушении

Порядок
оформления материалов дела об административном правонарушении
(утв. постановлением администрации Кировградского городского округа от 18 июля 2012 г. N 961)

1. Общие положения

1.1. Настоящий Порядок устанавливает единый подход к оформлению документов, определяет порядок регистрации и оформления протоколов об административных правонарушениях, предписаний об устранении нарушений, разработан в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 N 195-ФЗ, Законом Свердловской области от 14.06.2005 N 52-ОЗ «Об административных правонарушениях на территории Свердловской области» (с изменениями и дополнениями) и предназначен для использования в органах местного самоуправления Кировградского городского округа при составлении протоколов об административных правонарушениях и других материалов дела.

2. Порядок составления протоколов

2.1. В соответствии со статьей 28.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях поводами к возбуждению дела об административном правонарушении являются:

— непосредственное обнаружение должностными лицами, уполномоченными составлять протоколы об административных правонарушениях, достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения;

— поступившие из правоохранительных органов, а также из других государственных органов, от общественных объединений, содержащие данные, указывающие на наличие события административного правонарушения;

— сообщения и заявления физических и юридических лиц, а также сообщения в средствах массовой информации, содержащие данные, указывающие на наличие события административного правонарушения.

2.2. Указанные поводы подлежат рассмотрению должностными лицами, уполномоченными составлять протоколы об административных правонарушениях.

Видео (кликните для воспроизведения).

Перечень должностных лиц органов местного самоуправления Кировградского городского округа, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях, утвержден постановлением администрации Кировградского городского округа.

2.3. Дело об административном правонарушении может быть возбуждено должностным лицом, уполномоченным составлять протоколы об административных правонарушениях, только при наличии хотя бы одного из поводов, указанных выше, и достаточных данных, указывающих на наличие административного правонарушения.

2.4. Дело об административном правонарушении считается возбужденным с момента составления протокола об административном правонарушении.

2.5. При составлении протокола указываются дата, место составления протокола, полное наименование должности, места работы, фамилия и инициалы лица, составившего протокол.

2.6. В протоколе обязательными для указания сведения о лице, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, являются:

для физического лица — фамилия, имя, отчество, дата рождения, место рождения, место регистрации (местожительства), документ, удостоверяющий личность;

для юридического лица — полное наименование и место нахождения;

для должностного лица — фамилия, имя, отчество, полное наименование должности и место работы;

для индивидуального предпринимателя — фамилия, имя, отчество, место регистрации (место жительства), дата и номер свидетельства о государственной регистрации и наименование зарегистрировавшего органа.

2.7. В протоколе необходимо указать обстоятельства обнаружения достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения, в том числе обнаружение, при рассмотрении поступивших материалов, сообщений, заявлений, материалов административного расследования.

2.8. В протоколе при описании административного правонарушения указываются:

— место, время совершения и событие административного правонарушения;

— нарушенные статьи Областного закона, предусматривающие ответственность за данное правонарушение;

— фамилии, имена, отчества, адреса (места жительства) свидетелей и потерпевших (если имеются свидетели и потерпевшие);

— иные необходимые для разрешения дела сведения;

— документы (сообщения, заявления, материалы и иное), подтверждающие правонарушение.

2.9. При составлении протокола об административном правонарушении физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело, а также иным участникам производства по делу разъясняются их права и обязанности, предусмотренные Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, о чем делается запись в протоколе.

2.10. Протокол подписывается правонарушителем и лицом, составившим его. Если правонарушитель отказывается подписывать протокол, необходимо сделать запись в протоколе: «От подписи отказался» и заверить двумя свидетелями.

2.11. Копия протокола об административном правонарушении вручается под расписку физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, а также потерпевшему по их просьбе. В случае неявки физического лица или законного представителя физического лица или законного представителя юридического лица, в отношении которых ведется производство по делу об административном правонарушении, если они извещены в установленном порядке, Протокол составляется в их отсутствии. Копия протокола направляется лицу, в отношении которого он составлен, в течение трех дней со дня составления указанного протокола.

2.12. В протоколах об административных правонарушениях не допускаются исправления, помарки, описки и другие технические ошибки. В случае их допущения такие протоколы считаются испорченными.

2.13. В случае невозможности составить протокол об административном правонарушении на месте должностным лицом, уполномоченным на составление протокола, выписывается извещение, в котором указывается, кому (Ф.И.О.), когда, с какими документами необходимо подойти, куда, с указанием наименования организации, адреса, номера кабинета, телефона, времени и даты, а также Ф.И.О. должностного лица, выписавшего извещение, дата и время, подпись.

2.14. Извещение составляется в двух экземплярах, один экземпляр выдается лицу, в отношении которого возбуждается дело об административном правонарушении, один экземпляр с отметкой в получении остается у должностного лица. Извещение может быть направлено лицу, в отношении которого ведется производство по делу, по почте или другими средствами связи, позволяющими получить извещение своевременно.

2.15. В извещении, хранящемся у должностного лица, должно быть четко прописано Ф.И.О. лица, которому было вручено извещение.

2.16. При наличии по делу потерпевшего и (или) свидетелей и необходимости получения его показаний соответствующее процессуальное действие оформляется должностным лицом, в производстве которого находится дело об административном правонарушении, путем составления соответствующего объяснения.

2.17. При наличии объяснений и замечаний физического лица или законного представителя юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, по содержанию протокола об административном правонарушении они излагаются в письменной форме, подписываются соответствующим физическим лицом или законным представителем юридического лица и прилагаются к протоколу об административном правонарушении.

Читайте так же:  Статья за хамство и оскорбление личности

2.18. Протокол об административном правонарушении составляется немедленно после выявления совершения административного правонарушения.

2.19. В случае если требуется дополнительное выяснение обстоятельств дела либо данных о физическом лице или сведений о юридическом лице, в отношении которых возбуждается дело об административном правонарушении, протокол об административном правонарушении составляется в течение двух суток с момента выявления административного правонарушения.

2.20. При длящемся административном правонарушении сроки, указанные выше, начинают исчисляться со дня обнаружения административного правонарушения (длящиеся правонарушения характеризуются непрерывным осуществлением состава определенного противоправного деяния).

2.21. В месте выявления длящегося административного правонарушения проводится обследование, о чем составляется акт.

2.22. При составлении протокола необходимо учитывать сроки давности привлечения к административной ответственности, возраст субъекта (правонарушителя) и иные требования действующего законодательства.

При составлении протокола необходимо помнить, что к административной ответственности подлежит лицо, достигшее к моменту совершения административного правонарушения возраста 16 лет.

2.23. Бланки протоколов об административных правонарушениях изготавливаются при помощи компьютера лицом, уполномоченным на составление протокола об административном правонарушении.

2.24. Составленный Протокол и материалы к нему регистрируются в книге регистрации «Протоколы об административных правонарушениях», которая ведется должностными лицами, уполномоченными составлять протоколы об административном правонарушении.

2.25. К протоколу об административной ответственности прилагаются копии документов, материалов, заявлений, обнаруженные (составленные) в процессе административного расследования (фотоматериалы).

3. Порядок выдачи предписаний об устранении нарушений

3.1. В случае обнаружения нарушений, которые могут быть устранены лицами, их совершившими, должностные лица, уполномоченные составлять протоколы, вправе выдавать предписания об устранении нарушений.

3.2. Предписание об устранении нарушений составляется в двух экземплярах. Один экземпляр передается правонарушителю, а второй экземпляр с подписью в получении остается у должностного лица.

3.3. В предписании в обязательном порядке указывается дата, время выдачи предписания, сроки на устранение нарушений, наименование органа местного самоуправления, фамилия и инициалы, подпись должностного лица, выдавшего предписание. К предписанию может прилагаться фотоматериал, на котором зафиксировано административное правонарушение, о чем делается соответствующая запись в предписании, на фотоматериале и в предписании указываются время, дата проведения фотосъемки, Ф.И.О. специалиста, осуществившего фотосъемку.

3.4. В случае неисполнения предписания в установленные сроки должностное лицо, уполномоченное на составление протокола об административном правонарушении, составляет протокол с соблюдением норм ст. 28.2 КоАП РФ и настоящего Порядка.

4. Порядок направления протокола об административном правонарушении и других материалов дела в административную комиссию Кировградского городского округа на их рассмотрение

4.1. Материалы дела об административном правонарушении (протокол и иное) не позднее суток с даты составления Протокола направляются в административную комиссию Кировградского городского округа.

4.2. В случае если Протокол составлен неправомочным лицом, а также в случаях неправильного составления Протокола и оформления других материалов дела либо неполноты представленных материалов, которая не может быть восполнена при рассмотрении дела, выносится определение о возвращении протокола и иных материалов дела об административном правонарушении должностному лицу, их составившему, для устранения недостатков. Недостатки Протокола и других материалов дела об административном правонарушении устраняются в срок не более трех суток со дня их поступления (получения) от административной комиссии Кировградского городского округа, рассматривающей дела об административных правонарушениях. Материалы дела об административном правонарушении с внесенными в них изменениями и дополнениями возвращаются в административную комиссию Кировградского городского округа в течение суток со дня устранения соответствующих недостатков.

4.3. К протоколу, направляемому в административную комиссию на рассмотрение дела, прикладываются все документы — оригиналы, имеющие значение для разрешения дела (предписание, акты, извещение, почтовые извещения, телефонограммы, договоры, фото, видеосъемка и другие), в случае невозможности направление оригиналов документов допускается направление копий документов, заверенных подписью должностного лица, составившего протокол. Направление копии протокола об административном правонарушении не допускается.

4.4. Сопроводительное письмо при направлении материалов в административную комиссию Кировградского городского округа, предусмотренных Законом Свердловской области от 14.06.2005 N 52-ОЗ «Об административных правонарушениях на территории Свердловской области», подписывается должностным лицом, уполномоченным составлять Протокол, и регистрируется как исходящая корреспонденция каждого подразделения, работники которого уполномочены составлять данный Протокол.

>
N 2. Акт обследования
Содержание
Постановление администрации Кировградского городского округа Свердловской области от 18 июля 2012 г. N 961 «Об утверждении.

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

Порядок составления протокола об административном правонарушении

Процедура подписания и вручение

В протоколе должны содержаться подписи двух лиц: составителя и виновного.

После этого копия документа под расписку передается нарушителю и пострадавшему.

Реализовать право на получение экземпляра не могут ни адвокаты, ни юристы, ни представители стороны, которая проигнорировала нормы закона.

Возбуждение дела

Дело признается открытым, если:

  • оформлен протокол на месте происшествия;
  • составлен акт о необходимости применения дел по данному правонарушению;
  • прокуратурой вынесено постановление о возбуждение дела по факту несоблюдения норм закона;
  • уточнено определение об открытии с учетом необходимости проведения дополнительных мероприятий по расследованию.

Если после предоставления всех подтверждающих материалов в возбуждении дела было отказано, уполномоченное лицо должно мотивировать свое решение в письменной форме, направив его подателю заявления.

Регламент привлечения к ответственности

Не все лица обеспечивают соблюдение установленных норм, поэтому гражданину важно знать их – лишь это поможет в полной мере защитить собственные права и интересы.

В отсутствии лица

В случае отсутствия лица, по которому был выявлен факт совершения административного правонарушения, законом допускается оформление протокола.

Копия документа должна быть направлена нарушителю в течение трех дней с даты оформления.

Сейчас это особенно актуально, учитывая все большее распространение средств автоматической фото- и видеофиксации.

Что дальше после выявления проступка

При установлении факта правонарушения может быть несколько вариантов дальнейших событий:

  • у нарушителя нет претензий к содержанию, он несет положенную ответственность;
  • у нарушителя имеются претензии, проводятся дополнительные мероприятия, вопрос решается либо специальной комиссией, либо в суде;
  • суд принял решение о назначении наказания, но нарушитель не согласен с постановлением, происходит обжалование в вышестоящих инстанциях с проведением дополнительных мероприятий.

Во многом развитие ситуации зависит от индивидуальных обстоятельств – наличие отягчающих или облегчающих позиций может стать элементом, существенно влияющим на итоговый результат рассмотрения дела.

Читайте так же:  Источники экологического загрязнения окружающей среды

Время давности

В случае с нарушением ПДД временной промежуток увеличивается до 12 месяцев.

Образец документа

Содержание протокола об административно правонарушении:

  • дата и место составления;
  • персональные сведения уполномоченного лица, ответственного за оформление;
  • личные сведения виновного гражданина;
  • персональные сведения свидетелей;
  • краткая, но информативная характеристика административного правонарушения;
  • статьи закона, по которым виновный может быть привлечен к ответственности;
  • объяснения виновного;
  • опись материалов;
  • отметка о разъяснении прав и выдаче копий;
  • подписи сторон.

Стандартно каждый уполномоченный сотрудник имеет бланк с соответствующими позициями, поэтому проблем с оформлением возникнуть не должно.

Ошибки

К примеру, если произошло оформление в отсутствии виновного, то данный момент признается явным нарушением законных прав гражданина.

В расчет не берутся ошибки, которые не препятствуют дальнейшему рассмотрению дела. То есть орфографические недочеты не могут быть признаны существенными.

Исключения: написание фамилии и имени гражданина.

Требования

При оформлении должны быть соблюдены все критерии КоАП РФ. Основные требования:

  • соблюдение процессуальных норм (разъяснение прав, следование срокам, допущение свидетелей и понятых);
  • отсутствие помарок, делающих невозможным прочесть содержание документа;
  • отсутствие ошибок в персональных сведениях сторон и свидетелей.

Каждый уполномоченный сотрудник обязан знать их. Не будет лишним иметь актуальную информацию и простым гражданам.

Порядок и правила оформления в 2020 году

Каждый год привносит новые корректировки в процессуальные нормы, поэтому важно знать актуальные в 2020 году требования к порядку и правилам оформления.

Основания

В качестве причин, принятых законом достаточными, выделяют:

  • выявление уполномоченными лицами фактов несоблюдения норм закона;
  • поступление от правоохранительных структур, государственных служб и общественных учреждений сведений, подтверждающих совершение правонарушения;
  • регистрация ситуации с игнорированием положений законодательной системы на участках дорожного движения с применением средств фото- и видеофиксации.

Могут быть использованы в качестве основания соответствующие сообщения от обычных граждан, в которых содержится указание на нарушение.

Место

Не редкость, когда владельцы транспортных средств получают уведомление об оформлении протокола по совершенному правонарушению в регионе, отличающимся от региона проживания.

Не имея возможности задерживаться на долгий период в субъекте РФ, где был составлен документ, нарушитель может ходатайствовать о переносе рассмотрения дела по месту жительства – отказать ему в этом уполномоченные лица не имеют права.

Понятые

Присутствие понятых при составлении протокола не является обязательным. Но нарушитель может настоять на этом.

В таком случае количество свидетелей должно быть не менее двух. В документе указываются их персональные сведения и замечания (при наличии).

В качестве понятого может выступать любое совершеннолетнее лицо, не заинтересованное в результате дела.

Уведомление (извещение)

Порядок извещения уточнен в ст. 25.15. КоАП РФ.

Согласно данной статье, уведомление должно быть направлено лицам, принимающим участие в деле об административном правонарушении, в установленные сроки с использованием:

  • повестки с уведомлением о вручении;
  • заказного письма с уведомлением о вручении;
  • телеграммы;
  • телефонограммы;
  • иных вариантов, обеспечивающих возможность фиксации факта получения нарушителем извещения.

Если участником процесса будет доказан факт об отсутствии уведомления, все претензии со стороны ответственных структур в отношении гражданина могут быть сняты.

Сроки

Время является ключевым фактором в обеспечении соблюдения норм закона – игнорирование установленных периодов предоставляет нарушителю право избежать наказания.

Статья 28.5

Ст. 28.5 КоАП РФ уточняет сроки составления:

Незамедлительно После установления факта правонарушения
В течение 2 суток При возникновении необходимости уточнения отдельных обстоятельств
В течение нескольких месяцев При возникновении необходимости проведения административного расследования

Последняя позиция дополнительно рассматривается в ст. 27.7 КоАП РФ.

Незамедлительное

Протокол должен быть составлен незамедлительно, если должностное лицо обладает всеми сведениями и материалами, которые подтверждают факт совершения правонарушения и могут быть использованы для доказательства реальной ситуации.

Когда требуется время

Оформление документа может быть оттянуто по времени на срок до 2 суток, если возникла необходимость в уточнении информации такого характера:

  • смягчающие, отягчающие обстоятельства или позиции, подтверждающие малую значимость нарушения;
  • персональные сведения о правонарушителе (физическом лице): паспортные реквизиты, ФИО, место работы, должность, место прописки и фактического проживания, семейное положение, наличие иждивенцев и т.п.;
  • персональная информация о нарушителе (юридическом лице): ИНН, ОКПО, наименование учреждения, фактический и юридический адрес.

Установленный период обусловлен временными затратами на направление запросов в уполномоченные структуры для выяснения вышеперечисленных позиций.

Предварительное расследование обстоятельств

Срок составления может быть растянут до 6 месяцев, если возникла необходимость в реализации процедуры предварительного расследования.

Для этого подается ходатайство о продлении стандартного периода.

Нарушения

При оформлении важное значение имеют сроки составления.

Если уполномоченными лицами они не были соблюдены, гражданин может избежать назначения наказания, так как произошло нарушение установленного законом процессуального порядка.

Обращение с жалобой

Ключевая обязанность прокуратуры – обеспечение надзора за деятельностью правоохранительных структур, в том числе ГИБДД, суда и полиции.

Обращение с жалобой о неправильном составлении протокола об административном нарушении необходимо направить в данный орган в максимально краткие сроки – до того, как материалы дела будут переданы в суд.

Если ответа не последовало, а повестка уже была получена, то на заседании потребуется повторно выразить свою претензию, уточнив момент с отсутствием реакции со стороны прокуратуры.

В расчет принимаются исключительно письменные заявления – устные просьбы никакого результата не принесут.

Кто имеет полномочия

Если протокол был составлен лицом, не имеющим достаточных полномочий для этого, то документ попросту признается недействительным – данный момент рекомендуется отслеживать самому нарушителю, так как в дальнейшем он может стать решающим при вынесении решения суда.

Но, любой сотрудник правоохранительных структур при выяснении факта правонарушения может зафиксировать его в рапорте, который впоследствии будет передан лицам, обладающим достаточными полномочиями.

Кто именно будет заниматься делом – во многом зависит от характеристики ситуации.

При несоблюдении правил дорожного движения за составление документа отвечает инспектор ГИБДД, который обычно имеется на каждом посту.

Обжалование решения постановления суда

В случае несогласия с результатами рассмотрения судом факта о нарушении положений административного кодекса, можно подать претензию в вышестоящую инстанцию.

Видео (кликните для воспроизведения).

Чтобы зря не терять время, следует жалобу подкрепить достаточными основаниями. Запросить образец можно в любой судебной инстанции.

Источники

Порядок составления дела об административном правонарушении
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here