Порядок разработки декларации пожарной безопасности

Полезное по теме: "Порядок разработки декларации пожарной безопасности" от специалистов простым языком. Если необходимо уточнить актуальность на 2020 год, а также задать вопрос, то обращайтесь к дежурному юристу.

Статья 64. Требования к декларации пожарной безопасности

Информация об изменениях:

Статья 64 изменена с 30 июля 2017 г. — Федеральный закон от 29 июля 2017 г. N 244-ФЗ

Статья 64. Требования к декларации пожарной безопасности

ГАРАНТ:

См. комментарии к статье 64 настоящего Федерального закона

1. Декларация пожарной безопасности составляется в отношении здания, сооружения, производственного объекта, для которых законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности предусмотрено проведение экспертизы проектной документации (за исключением зданий классов функциональной пожарной опасности Ф1.3, Ф1.4), а также в отношении зданий (частей зданий) класса функциональной пожарной опасности Ф1.1 и предусматривает:

1) оценку пожарного риска (если проводится расчет риска);

2) оценку возможного ущерба имуществу третьих лиц от пожара (может быть проведена в рамках добровольного страхования ответственности за ущерб третьим лицам от воздействия пожара).

ГАРАНТ:

См. методические рекомендации по разработке декларации пожарной безопасности

2. Для оценки соответствия требованиям пожарной безопасности объекта защиты с количеством этажей не более чем два, общая площадь которого составляет не более чем 1500 квадратных метров (за исключением зданий классов функциональной пожарной опасности Ф1.1, Ф1.3, Ф1.4, Ф4.1, Ф4.2), собственник или иной законный владелец объекта защиты может добровольно составить декларацию пожарной безопасности в отношении этого объекта защиты, которая предусматривает в том числе сведения о системе противопожарной защиты этого объекта защиты.

3. В случае изменения содержащихся в декларации пожарной безопасности сведений, в том числе в случае смены собственника или иного законного владельца объекта защиты, изменения функционального назначения либо капитального ремонта, реконструкции или технического перевооружения объекта защиты, уточненные декларации пожарной безопасности, составленные в соответствии с частями 1 и 2 настоящей статьи, представляются в течение одного года со дня изменения содержащихся в них сведений.

4. При составлении декларации пожарной безопасности в соответствии с частями 1 и 2 настоящей статьи в отношении объектов защиты, для которых установлены требования технических регламентов, принятых в соответствии с Федеральным законом «О техническом регулировании», и нормативных документов по пожарной безопасности, в декларации указывается перечень статей (частей, пунктов) указанных документов, требования которых установлены и выполнены для соответствующего объекта защиты.

5. Лицо, представившее декларацию пожарной безопасности, составленную в соответствии с частями 1 и 2 настоящей статьи, несет ответственность за полноту и достоверность содержащихся в ней сведений в соответствии с законодательством Российской Федерации.

6. Форма и порядок регистрации декларации пожарной безопасности, составленной в соответствии с частями 1 и 2 настоящей статьи, утверждаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на решение задач в области пожарной безопасности.

ГАРАНТ:

По вопросам разработки декларации пожарной безопасности см. письмо МЧС РФ от 15 марта 2010 г. N 43-814-19

http://base.garant.ru/12161584/8e5cab37391b571c12c39a49736d35f9/

Приказ МЧС РФ от 24 февраля 2009 г. N 91 «Об утверждении формы и порядка регистрации декларации пожарной безопасности» (с изменениями и дополнениями)

Приказ МЧС РФ от 24 февраля 2009 г. N 91
«Об утверждении формы и порядка регистрации декларации пожарной безопасности»

С изменениями и дополнениями от:

26 марта 2010 г., 21 июня 2012 г.

ГАРАНТ:

См. методические рекомендации по разработке декларации пожарной безопасности

По вопросам разработки декларации пожарной безопасности см. письмо МЧС РФ от 15 марта 2010 г. N 43-814-19

О декларациях пожарной безопасности см. также письмо Рособразования от 27 февраля 2010 г. N 16-486/07-03

В соответствии со статьей 64 Федерального закона от 22 июля 2008 г. N 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»* и в целях повышения уровня пожарной безопасности объектов защиты приказываю:

форму декларации пожарной безопасности (приложение N 1);

порядок регистрации декларации пожарной безопасности (приложение N 2).

2. Настоящий приказ вступает в силу с 1 мая 2009 г.

* Собрание законодательства Российской Федерации, 2008, N 30 (ч. I), ст. 3579.

Зарегистрировано в Минюсте РФ 23 марта 2009 г.
Регистрационный N 13577

Декларация пожарной безопасности разрабатывается в обязательном порядке в отношении объектов капстроительства, для которых предусмотрено проведение государственной экспертизы; зданий детских дошкольных образовательных учреждений; специализированных домов престарелых и инвалидов (не квартирные); больниц; спальных корпусов образовательных учреждений интернатного типа и детских учреждений. При этом декларация может составляться как в целом на объект, так и на отдельные, входящие в его состав здания, сооружения, строения и помещения, к которым установлены требования пожарной безопасности.

В декларации отражаются результаты оценки пожарного риска объекта, если расчет такого риска проводился. В частности, указываются расчетные и допустимые значения уровня пожарного риска, а также комплекс выполняемых инженерно-технических и организационных мероприятий для обеспечения допустимого значения уровня пожарного риска.

Во втором разделе декларации приводятся результаты оценки возможного ущерба имуществу третьих лиц от пожара. При наличии документов страхования объекта вместо результатов оценки могут быть указаны их реквизиты.

В последней части декларации указывается перечень техрегламентов и нормативных документов по пожарной безопасности, выполнение которых обеспечивается на объекте.

Декларация разрабатывается собственником объекта или лицом, владеющим им на законном основании. Декларация на проектируемый объект составляется застройщиком либо лицом, осуществляющим подготовку проектной документации.

Декларация подлежит регистрации в территориальном отделе (отделении, инспекции) структурного подразделения территориального органа МЧС России, в сферу ведения которого входят вопросы организации и осуществления государственного пожарного надзора.

Приказ вступает в силу с 1 мая 2009 г.

Приказ МЧС РФ от 24 февраля 2009 г. N 91 «Об утверждении формы и порядка регистрации декларации пожарной безопасности»

Зарегистрировано в Минюсте РФ 23 марта 2009 г.

Регистрационный N 13577

Настоящий приказ вступает в силу с 1 мая 2009 г.

Текст приказа опубликован в Бюллетене нормативных актов федеральных органов исполнительной власти от 13 апреля 2009 г. N 15

В настоящий документ внесены изменения следующими документами:

Приказ МЧС РФ от 21 июня 2012 г. N 350

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного приказа

Приказ МЧС РФ от 26 марта 2010 г. N 135

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного приказа

http://base.garant.ru/12166055/

Приложение N 2. Порядок регистрации декларации пожарной безопасности

Приложение N 2
к приказу МЧС РФ
от 24 февраля 2009 г. N 91

Читайте так же:  Оспаривание акта о безучетном потреблении электроэнергии

Порядок регистрации декларации пожарной безопасности

С изменениями и дополнениями от:

26 марта 2010 г., 21 июня 2012 г.

1. Декларация пожарной безопасности разрабатывается в соответствии со статьей 64 Федерального закона от 22 июля 2008 г. N 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»* и статьей 49 Градостроительного кодекса Российской Федерации** и составляется в отношении:

1.1. Объектов капитального строительства, для которых законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности предусмотрено проведение государственной экспертизы, за исключением:

отдельно стоящих жилых домов высотой не более трех этажей, предназначенных для проживания одной семьи (объекты индивидуального жилищного строительства);

жилых домов высотой не более трех этажей, состоящих из нескольких блоков, количество которых не превышает десяти и каждый из которых предназначен для проживания одной семьи, имеет общую стену (общие стены) без проемов с соседним блоком или соседними блоками, расположен на отдельном земельном участке и имеет выход на территорию общего пользования (жилые дома блокированной застройки);

многоквартирных домов высотой не более трех этажей, состоящих из одной или нескольких блок-секций, количество которых не превышает четыре, в каждой из которых находятся несколько квартир и помещения общего пользования и каждая из которых имеет отдельный подъезд с выходом на территорию общего пользования;

отдельно стоящих объектов капитального строительства высотой не более двух этажей, общая площадь которых составляет не более чем 1500 квадратных метров и которые не предназначены для проживания граждан и осуществления производственной деятельности, за исключением объектов, которые являются особо опасными, технически сложными или уникальными объектами;

отдельно стоящих объектов капитального строительства высотой не более двух этажей, общая площадь которых составляет не более чем 1500 квадратных метров, которые предназначены для осуществления производственной деятельности и для которых не требуется установление санитарно-защитных зон или для которых в пределах границ земельных участков, на которых расположены такие объекты, установлены санитарно-защитные зоны или требуется установление таких зон, за исключением объектов, которые являются особо опасными, технически сложными или уникальными объектами.

1.2. Зданий детских дошкольных образовательных учреждений.

1.3. Специализированных домов престарелых и инвалидов (не квартирные).

1.5. Спальных корпусов образовательных учреждений интернатного типа и детских учреждений.

Информация об изменениях:

Приказом МЧС РФ от 26 марта 2010 г. N 135 в пункт 2 внесены изменения

2. Декларация пожарной безопасности (далее — декларация) может составляться как в целом на объект защиты, так и на отдельные входящие в его состав здания, сооружения, строения, к которым установлены требования пожарной безопасности.

3. Декларация разрабатывается и представляется собственником объекта защиты или лицом, владеющим им на праве пожизненного наследуемого владения, хозяйственного ведения, оперативного управления либо на ином законном основании (далее — декларант).

4. Декларация на проектируемый объект защиты составляется застройщиком либо лицом, осуществляющим подготовку проектной документации.

5. Для проектируемых объектов защиты декларация представляется до ввода их в эксплуатацию.

6. Для объектов защиты, эксплуатирующихся на день вступления в силу Федерального закона от 22 июля 2008 г. N 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» (далее — Технический регламент), декларация предоставляется не позднее одного года после вступления в силу Технического регламента.

7. Декларация пожарной безопасности уточняется или разрабатывается вновь в случае изменения содержащихся в ней сведений или в случае изменения требований пожарной безопасности.

8. Декларация уточняется путем внесения в нее изменений, которые прилагаются к декларации и регистрируются в порядке, установленном для регистрации декларации.

9. Декларант, разработавший декларацию, несет ответственность за полноту и достоверность содержащихся в ней сведений в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Информация об изменениях:

Приказом МЧС РФ от 21 июня 2012 г. N 350 в пункт 10 внесены изменения

10. Декларация составляется в соответствии с установленной формой и представляется (направляется) декларантом на бумажном носителе в двух экземплярах или в электронном виде (по выбору декларанта) непосредственно, либо по почте, либо с использованием сети Интернет, в том числе через федеральную государственную информационную систему «Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)» или в отсканированном варианте через официальные сайты МЧС России и его территориальных органов в сети Интернет, включая возможность поэтапного (пошагового) ее заполнения:

при расположении объекта защиты, принадлежащего одному собственнику, на территории двух и более федеральных округов, за исключением объектов защиты, принадлежащих организациям, государственный пожарный надзор в которых осуществляют структурные подразделения специальных и воинских подразделений федеральной противопожарной службы, созданных в целях организации профилактики и тушения пожаров в закрытых административно-территориальных образованиях, особо важных и режимных организациях, в сферу ведения которых входят вопросы организации и осуществления государственного пожарного надзора (далее — органы ГПН специальных и воинских подразделений), — в структурное подразделение центрального аппарата Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, в сферу ведения которого входят вопросы организации и осуществления государственного пожарного надзора (далее — орган ГПН МЧС России);

при расположении объекта защиты, принадлежащего одному собственнику, на территориях двух и более субъектов Российской Федерации, находящихся в пределах одного федерального округа, за исключением объектов защиты, принадлежащих организациям, государственный пожарный надзор в которых осуществляют органы ГПН специальных и воинских подразделений, — в структурное подразделение соответствующего территориального органа Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий — регионального центра по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, в сферу ведения которого входят вопросы организации и осуществления государственного пожарного надзора (далее — орган ГПН регионального центра МЧС России);

при расположении объекта защиты, принадлежащего одному собственнику, на территории двух и более муниципальных образований, находящихся в пределах одного субъекта Российской Федерации, а также на объекты, критически важные для национальной безопасности страны, и особо важные пожароопасные объекты защиты, за исключением объектов защиты, принадлежащих организациям, государственный пожарный надзор в которых осуществляют органы ГПН специальных и воинских подразделений, — в структурное подразделение соответствующего территориального органа Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий — органа, специально уполномоченного решать задачи гражданской обороны и задачи по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций по субъекту Российской Федерации, в сферу ведения которого входят вопросы организации и осуществления государственного пожарного надзора (далее — орган ГПН ГУ МЧС России по субъекту Российской Федерации);

Читайте так же:  Административное наказание погашено

при расположении объекта защиты, принадлежащего одному собственнику, в пределах территории одного муниципального образования — в территориальный отдел (отделение, инспекцию) структурного подразделения соответствующего территориального органа Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий — органа, специально уполномоченного решать задачи гражданской обороны и задачи по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций по субъекту Российской Федерации, в сферу ведения которого входят вопросы организации и осуществления государственного пожарного надзора (далее — территориальный орган ГПН ГУ МЧС России по субъекту Российской Федерации);

при расположении объектов защиты в пределах территорий закрытых административно-территориальных образований, особо важных и режимных организаций — в соответствующий орган ГПН специального и воинского подразделения.

Информация об изменениях:

Приказом МЧС РФ от 26 марта 2010 г. N 135 пункт 11 изложен в новой редакции

11. Орган ГПН МЧС России, орган ГПН регионального центра МЧС России, орган ГПН ГУ МЧС России по субъекту Российской Федерации, территориальный орган ГПН ГУ МЧС России по субъекту Российской Федерации, орган ГПН специального и воинского подразделения (далее — орган МЧС России) ведут перечни деклараций пожарной безопасности в электронном виде и на бумажном носителе и вносят в них необходимые сведения о декларации в течение одного рабочего дня с момента присвоения ей регистрационного номера.

В перечне ведется сквозная нумерация.

Допускается ведение перечня в электронном виде при условии ежедневного сохранения дубликата информации на магнитном носителе (с нарастающим итогом с начала календарного года в течение пяти лет) и ежемесячной архивации на бумажном носителе (с нарастающим итогом с начала календарного года в течение одного года).

Информация об изменениях:

Приказом МЧС РФ от 26 марта 2010 г. N 135 в пункт 12 внесены изменения

12. Должностные лица органа МЧС России проверяют соответствие заполнения поступившей декларации установленной форме в течение пяти рабочих дней и в случае соответствия заполнения декларации установленным к ней требованиям осуществляют ее регистрацию путем внесения необходимых сведений в перечень деклараций пожарной безопасности.

Полнота и достоверность сведений, содержащихся в декларации пожарной безопасности, проверяются должностными лицами органа МЧС России при проведении мероприятий по контролю.

Информация об изменениях:

Приказом МЧС РФ от 26 марта 2010 г. N 135 в пункт 13 внесены изменения

13. При несоответствии заполнения декларации установленной форме должностные лица органа МЧС России возвращают декларацию декларанту с письменным указанием мотивированных причин отказа в ее регистрации.

Информация об изменениях:

Приказом МЧС РФ от 21 июня 2012 г. N 350 пункт 14 изложен в новой редакции

14. В течение трех рабочих дней с момента присвоения декларации регистрационного номера один ее экземпляр представляется (направляется) органом МЧС России декларанту непосредственно, либо по почте, либо с использованием сети Интернет. Второй экземпляр хранится в органе МЧС России.

Информация об изменениях:

Приказом МЧС РФ от 26 марта 2010 г. N 135 пункт 15 изложен в новой редакции

15. Для регистрации в перечне деклараций пожарной безопасности органом МЧС России декларации присваивается регистрационный номер.

Структура регистрационного номера декларации состоит из трех частей.

Первая часть номера декларации состоит из кода(ов) населенного(ных) пункта(ов) и кода(ов) субъекта(ов) Российской Федерации, на территории которого расположен объект декларирования, в соответствии с Общероссийским классификатором объектов административно-территориального деления ОК 019-95 на момент регистрации.

При расположении объекта защиты на территории двух и более муниципальных образований, находящихся в пределах одного субъекта Российской Федерации, или на территории двух и более субъектов Российской Федерации первая часть номера декларации содержит перечень кодов населенных пунктов и субъекта (субъектов) Российской Федерации, располагаемых в номере в колонку, где расположен объект защиты.

Вторая часть номера декларации является буквенным индексом органа МЧС России, в котором зарегистрирована декларация.

Третья часть номера является порядковым номером в перечне деклараций органа МЧС России.

Код населенного пункта и код субъекта Российской Федерации в соответствии с Общероссийским классификатором объектов административно-территориального деления ОК 019-95 состоит из восьми цифр. Между второй и третьей, пятой и шестой цифрами кода населенного пункта ставятся пробелы.

16. Решение об отмене регистрации декларации принимается органом МЧС России в случае:

представления декларантом недостоверной информации;

изменения собственника объекта или лица, владеющего объектом на праве пожизненного наследуемого владения, хозяйственного ведения, оперативного управления либо на ином законном основании;

изменения характеристик объекта защиты, влияющих на сведения, содержащиеся в декларации, и непредоставления информации об этом по месту регистрации декларации.

17. В перечне деклараций пожарной безопасности регистрируются следующие сведения:

регистрационный номер декларации и дата его присвоения;

полное и сокращенное наименование эксплуатирующей организации (или заказчика проекта), проектной организации (для проектируемых объектов защиты), собственника или другого лица, владеющего объектом защиты на законных основаниях;

функциональное назначение объекта защиты;

фамилия, инициалы и должность разработчика декларации;

полный почтовый и электронный адреса, телефон, факс юридического лица и объекта защиты;

наличие дополнений к декларации;

информация о состоянии декларации (действует/отменена регистрация).

18. Предоставление сведений, содержащихся в перечне деклараций пожарной безопасности, по запросам заинтересованных организаций осуществляется органом МЧС России бесплатно в виде выписок из указанного перечня.

Видео (кликните для воспроизведения).

* Собрание законодательства Российской Федерации, 2008, N 30 (ч. I), ст. 3579.

** Собрание законодательства Российской Федерации, 2005, N 1 (ч. II), ст. 16; 2007, N 50, ст. 6237.

http://base.garant.ru/12166055/f7ee959fd36b5699076b35abf4f52c5c/

ФОРМА И ПОРЯДОК ПОДАЧИ ДЕКЛАРАЦИИ ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

Согласно ч. 5 ст. 6 Закона № 123-ФЗ собственник (владелец) объекта защиты должен разработать и представить в уведомительном порядке в орган государственного пожарного надзора декларацию пожарной безопасности — документ, содержащий сведения о мерах пожарной безопасности, направленных на обеспечение на объекте защиты нормативного значения пожарного риска.

Декларацию пожарной безопасности на многоквартирный жилой дом со встроенными помещениями общественного назначения разрабатывает орган управления таким многоквартирным домом, на общественное или административное здание, принадлежащее нескольким собственникам, — орган управления соответствующим зданием.

Подавая в орган государственного пожарного надзора декларацию пожарной безопасности, собственник (владелец) объекта защиты принимает на себя ответственность за обеспечение пожарной безопасности последнего

Собственникам (владельцам) объектов защиты следует учитывать два принципиально важных момента:

  1. декларирование пожарной безопасности носит обязательный характер;
  2. подача декларации пожарной безопасности не является основанием для отмены надзорных мероприятий на соответствующем объекте защиты.
Читайте так же:  Законы субъектов рф об административных правонарушениях

Подавая декларацию пожарной безопасности в уведомительном порядке, собственник (владелец) объекта защиты, минуя какие-либо согласования с государственными органами, самостоятельно определяет требования, которые ему необходимо выполнить на подведомственном объекте защиты для обеспечения его пожарной безопасности, т. е., иными словами, готовит своего рода инструкцию о мерах пожарной безопасности в отношении конкретной организации.

Декларации пожарной безопасности посвящена ст. 64 Закона № 123-ФЗ, согласно которой она составляется в отношении следующих объектов защиты:

  • здания (части зданий) класса функциональной пожарной опасности Ф1.1:
    – дошкольные образовательные организации;
    – специализированные дома престарелых и инвалидов (неквартирные);
    – больницы;
    – спальные корпуса образовательных организаций с наличием интерната и детских организаций;
  • здания, сооружения, в т. ч. производственные объекты, для которых законодательством РФ о градостроительной деятельности предусмотрено проведение экспертизы проектной документации (за исключением зданий классов функциональной пожарной опасности Ф1.3 (многоквартирные жилые дома), Ф1.4 (одноквартирные жилые дома, в т. ч. блокированные)).

При этом необходимо напомнить, что ст. 49 Градостроительного кодекса РФ (далее — ГрК РФ) предусматривает проведение государственной экспертизы проектной документации в отношении любых объектов капитального строительства ( т. е. зданий, строений, сооружений, объектов, строительство которых не завершено, за исключением временных построек, киосков, навесов и т. п.), кроме нескольких особых категорий таких объектов, включая:

  • отдельно стоящие объекты капитального строительства с количеством этажей не более чем два, общая площадь которых составляет не более чем 1500 м² и которые не предназначены для проживания граждан и осуществления производственной деятельности (за исключением объектов, которые в соответствии со ст. 48.1 ГрК РФ являются особо опасными, технически сложными или уникальными объектами);
  • отдельно стоящие объекты капитального строительства с количеством этажей не более чем два, общая площадь которых составляет не более чем 1500 м², которые предназначены для осуществления производственной деятельности и для которых не требуется установление санитарно-защитных зон или для которых в пределах границ земельных участков, где расположены такие объекты, установлены санитарно-защитные зоны или требуется установление таких зон (за исключением объектов, которые в соответствии со ст. 48.1 ГрК РФ являются особо опасными, технически сложными или уникальными объектами).

Собственникам (владельцам) таких объектов защиты заполнять декларацию пожарной безопасности нет необходимости.

Декларация пожарной безопасности может составляться как в целом на объект защиты, так и на отдельные, входящие в его состав здания, сооружения, строения, к которым установлены требования пожарной безопасности

На практике также часто возникает вопрос о необходимости представления декларации пожарной безопасности в отношении объектов защиты, встроенно-пристроенных к многоквартирным жилым домам.

В свое время Департамент надзорной деятельности МЧС России рассмотрел соответствующее обращение, касавшееся аптек, встроенно-пристроенных к многоквартирным жилым домам, и пришел к выводу о том, что в соответствии с ч. 1 ст. 64 Закона № 123-ФЗ декларация пожарной безопасности на подобные объекты защиты не составляется.

В отношении сроков представления декларации пожарной безопасности необходимо отметить следующее.

Для объектов защиты, введенных в эксплуатацию после вступления в силу Закона № 123-ФЗ, декларация пожарной безопасности представляется в течение одного года со дня их ввода в эксплуатацию.

В отношении объектов защиты, уже находившихся в эксплуатации на дату вступления в силу Закона № 123-ФЗ, декларация пожарной безопасности должна быть представлена не позднее одного года после дня его вступления в силу.

Декларация пожарной безопасности составляется на объект защиты только один раз, однако в случае изменения содержащихся в ней сведений или требований пожарной безопасности декларация пожарной безопасности уточняется (путем внесения в нее изменений, которые прилагаются к декларации пожарной безопасности и регистрируются в порядке, установленном для ее регистрации) или разрабатывается вновь.

При этом на практике нередко возникает вопрос о том, при какого рода изменениях, произошедших с объектом защиты, его собственник (владелец) обязан разработать новую декларацию пожарной безопасности, а в каких случаях достаточно внести уточнения в действующую.

Форма и порядок регистрации декларации пожарной безопасности установлены приказом МЧС России от 24.02.2009 № 91 (далее — Приказ № 91), в соответствии с которым она разрабатывается и представляется в орган государственного пожарного надзора собственником (владельцем) объекта защиты.

Декларация пожарной безопасности на проектируемый объект защиты составляется застройщиком либо лицом, осуществляющим подготовку проектной документации. При этом в последнем случае она должна быть подана до момента ввода соответствующего объекта защиты в эксплуатацию.

Приказ № 91 предусматривает несколько способов подачи декларации пожарной безопасности, учитывающих в т. ч. современные технические возможности, предоставляемые Интернетом.

В частности, декларацию пожарной безопасности можно подать через раздел «Подача декларации пожарной безопасности» официального сайта МЧС России.

Процесс состоит из восьми шагов, включающих, помимо прочего, последовательный выбор типа объекта защиты для подачи декларации пожарной безопасности, субъекта РФ, на территории которого тот расположен, принадлежности объекта защиты (индивидуальный предприниматель или юридическое лицо) и указание индивидуальных сведений об объекте защиты и его собственнике (владельце).

  • организационно-правовую форму;
  • основной государственный регистрационный номер записи о государственной регистрации юридического лица;
  • фирменное наименование объекта защиты;
  • полное наименование объекта защиты;
  • сокращенное наименование объекта защиты (при наличии);
  • идентификационный номер налогоплательщика;
  • функциональное назначение объекта защиты;
  • контактные данные (электронный адрес, телефон, факс);
  • сведения о лице, которому принадлежит объект защиты (адрес местонахождения);
  • сведения о разработчике декларации пожарной безопасности (фамилия, инициалы и должность, а также дата разработки декларации пожарной безопасности).

При этом возможность представления декларации пожарной безопасности традиционным способом — на бумажном носителе (в этом случае необходимо оформление двух экземпляров) посредством ее передачи из рук в руки либо направления по почте также сохраняется.

http://primtrud.ru/content/forma-i-poryadok-podachi-deklaratsii-pozharnoy-bezopasnosti.html

Составляем декларацию пожарной безопасности

Декларация пожарной безопасности – это документ, который подтверждает соблюдение норм пожарной безопасности на объекте. Ее составляют как на предприятие в целом, так и на его отдельные части: здания, сооружения, помещения.

Декларация обязательно нужна для ввода в эксплуатацию всех объектов капитального строительства, кроме:

  • зданий детских дошкольных образовательных учреждений и их спальных корпусов;
  • больниц, домов престарелых и инвалидов;
  • жилых домов высотой до трех этажей;
  • нежилых объектов высотой до трех этажей и площадью до 1500кв. метров, которые не относятся к особо опасным, технически сложным или уникальным объектам.

Объект капитального строительства
Это любое недостроенное здание, сооружение, объект, за исключением временных построек, киосков, навесов и т. п.

Из чего состоит декларация пожарной безопасности?

Декларация состоит из титульного листа, на котором указывают информацию о декларируемой организации, и трех разделов:

Читайте так же:  Участковый составил протокол об административном правонарушении

Раздел 1. Оценка пожарного риска, обеспеченного на объекте защиты.

Здесь указывают значения пожарного риска и перечисляют фактические мероприятия по пожарной безопасности. Оценка пожарного риска достаточно сложный процесс, при котором необходимо:

  • рассчитать вероятность пожара;
  • рассчитать вероятность успешной эвакуации людей из здания;
  • оценить воздействие на людей поражающих факторов пожара;
  • оценить меры, которые приняты для снижения частоты пожаров и их последствий.

Индивидуальный пожарный риск для человека, который находится в наиболее удаленной от выхода части здания, не должен быть больше одной миллионной в год

Заполнять раздел 1 не всегда необходимо. Рассчитывать пожарный риск не нужно, если:

  • объект введен в эксплуатацию до вступления в силу Федерального закона от 22 июля 2008 г. № 123-ФЗ;
  • на объекте выполнены требования пожарной безопасности, установленные техническими регламентами и другими нормативными документами

Раздел 2. Оценка возможного ущерба имуществу третьих лиц от пожара.

Ответственность от возможного ущерба имуществу третьих лиц от пожара можно застраховать. Тогда в разделе 2 указывают реквизиты документов страхования. Когда ответственность не застрахована, то предполагаемый ущерб оценивают самостоятельно и указывают его размер в рублях. Если на вашем объекте нет арендаторов, чужого имущества и соблюдены нормативные противопожарные расстояния между зданиями, смело пишите, что возможный ущерб исключен. В противном случае поставьте примерную стоимость такого имущества.

Раздел 3. Перечень федеральных законов о технических регламентах и нормативных документов по пожарной безопасности, выполнение которых должно обеспечиваться на объекте защиты.

Это самый объемный и самый полезный раздел, в котором собраны все требования по пожарной безопасности к конкретному объекту. Их выбирают из следующих нормативных документов:

Окончательный перечень документов будет зависеть от многих факторов, таких как характер деятельности декларируемой организации, количество людей на территории, архитектурные и территориальные особенности объекта.

В разделе 3 декларации перечисляют не только те требования по пожарной безопасности, которые выполнены в вашей организации, но и те, которые должны выполняться согласно нормативным документам. Здесь указывают также мероприятия, обеспечивающие безопасность людей: пути эвакуации, наличие систем обнаружения и оповещения о пожаре и т. д. Консультацию по этим вопросам можно получить в отделениях Государственного пожарного надзора.

Как самостоятельно оформить декларацию?

Если оценивать пожарные риски не требуется, то декларацию вполне можно разработать самостоятельно. В организации этим может заняться специалист по пожарной безопасности или сотрудник, ответственный за пожарную безопасность. Для этого не нужно никаких лицензий или аккредитаций. Главное – соблюдать форму документа, которая установлена приказом МЧС России от 24 февраля 2009 г. № 91.

Что будет, если не оформить декларацию?

Если не оформить декларацию или вписать в нее недостоверные сведения, то можно получитьштраф:

  • для индивидуальных предпринимателей – от 1000до 1500 рублей;
  • для должностных лиц – от 6000до 15 000 рублей;
  • для организаций – от 150 000до 200 000 рублей (ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ).

В некоторых случаях декларанта могут привлечь к уголовной ответственности за нарушение требований пожарной безопасности. Если из-за этого человек получит тяжелое повреждение здоровья, нарушителю грозит:

  • штрафдо 80 000 рублей или в размере заработной платы или иного дохода за шесть месяцев;
  • либо ограничение свободына срок до трех лет;
  • либо лишение свободына срок до трех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью (ч. 1 ст. 219 УК РФ).
  • Если человек погибнет, нарушителю грозит:
  • ограничение свободына срок до пяти лет;
  • или лишение свободына срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью (ч. 2 ст. 219 УК РФ).

ВНИМАНИЕ! Декларация должна быть зарегистрирована в государственном пожарном надзоре МЧС России.

http://primtrud.ru/content/sostavlyaem-deklaratsiyu-pozharnoy-bezopasnosti.html

Порядок разработки декларации пожарной безопасности

Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ВСЕРОССИЙСКИЙ ОРДЕНА «ЗНАК ПОЧЕТА» НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ИНСТИТУТ ПРОТИВОПОЖАРНОЙ ОБОРОНЫ МИНИСТЕРСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО ДЕЛАМ ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЫ, ЧРЕЗВЫЧАЙНЫМ СИТУАЦИЯМ И ЛИКВИДАЦИИ ПОСЛЕДСТВИЙ СТИХИЙНЫХ БЕДСТВИЙ»

от 1 января 2013 года

Методические рекомендации по разработке декларации пожарной безопасности

Введение

1. Требования нормативных документов к разработке декларации пожарной безопасности

2. Оценка пожарного риска

3. Порядок разработки Декларации пожарной безопасности

Раздел I: Оценка пожарного риска, обеспеченного на объекте защиты

В данном разделе следует указывать, производился ли расчет пожарного риска. На действовавшие до дня вступления в силу Технического регламента [1] объекты защиты расчет пожарного риска не требуется.

Расчет пожарного риска не требуется при выполнении обязательных требований пожарной безопасности, установленные техническими регламентами, принятыми в соответствии с Федеральным законом «О техническом регулировании» [2], и нормативными документами по пожарной безопасности.

В случае проведения расчета пожарного риска в данном разделе указываются расчетные значения уровня пожарного риска и допустимые значения уровня пожарного риска, а также комплекс выполняемых инженерно-технических и организационных мероприятий для обеспечения допустимого значения уровня пожарного риска. В данном случае расчеты по оценке пожарного риска необходимо в виде отчета приложить к Декларации.

Расчеты по оценке пожарных рисков проводятся по утвержденным МЧС России методикам.

Раздел II: Оценка возможного ущерба имуществу третьих лиц от пожара

Данный раздел заполняется исходя из собственной оценки возможного ущерба имуществу третьих лиц от пожара, либо приводятся реквизиты документов страхования (с приложением к Декларации копии страхового полиса, если оценка проведена в рамках добровольного страхования ответственности за ущерб третьим лицам от воздействия пожара).

По усмотрению Декларанта может указываться стоимостная и (или) количественная характеристики имущества третьих лиц, которому может быть нанесен ущерб от пожара. К третьим лицам могут относиться как физические, так и юридические лица (арендаторы, посетители, соседи и т.п.).

В случае выполнения обязательных требований пожарной безопасности, установленных федеральными законами о технических регламентах, и требований нормативных документов по пожарной безопасности в данном разделе допускается указывать, что возможный ущерб имуществу третьих лиц от пожара практически исключен.

Раздел III: Перечень федеральных законов о технических регламентах и нормативных документов по пожарной безопасности, выполнение которых должно обеспечиваться на объекте защиты

В данном разделе указывается только перечень статей (частей, пунктов) технических регламентов, принятых в соответствии с Федеральным законом «О техническом регулировании» [2], и нормативных документов по пожарной безопасности, требования которых установлены для соответствующего объекта защиты.

Читайте так же:  Краткая апелляционная жалоба по административному делу
Требования пожарной безопасности
Проходы, проезды и подъезды к объекту. Источники противопожарного водоснабжения. Противопожарные расстояния

При оценке достаточности проходов, проездов и подъездов к объекту необходимо руководствоваться требованиями нормативных документов по пожарной безопасности.

Требования к размещению пожарных депо, дорогам, въездам (выездам) и проездам, источникам водоснабжения на территории производственного объекта содержатся в главе 22 Технического регламента.

При анализе источников противопожарного водоснабжения и расхода воды на наружное пожаротушение следует руководствоваться требованиями статей 62 и 68 Технического регламента, а также СП [15].

При оценке противопожарных расстояний между рассматриваемым объектом и соседними зданиями и сооружениями необходимо руководствоваться требованиями главы 16 Технического регламента и СП [11].

Кроме того, в данном разделе следует оценить удаленность размещения подразделений пожарной охраны согласно статье 76 Технического регламента [1].

Степень огнестойкости и функциональная пожарная опасность

Классы функциональной пожарной опасности зданий являются их классификационной характеристикой и зависят от назначения, а также от возраста, физического состояния и количества людей, находящихся в здании, возможности их пребывания в состоянии сна.

При заполнении данного раздела следует руководствоваться требованиями главы 9 и статьи 87 Технического регламента [1], а также СП [9].

Классификация по пожарной и взрывопожарной опасности

Классификация распространяется на помещения производственного и складского назначения независимо от того, в зданиях какого функционального назначения они расположены.

Классификация по пожарной и взрывопожарной опасности распространяется на здания производственного и складского назначения.

При проверке правильности отнесения помещений и зданий к той или иной категории следует руководствоваться критериями, изложенными в статье 27 Технического регламента [1] и СП [18]. При этом следует учитывать необходимость категорирования помещений производственного и складского назначения, расположенных в зданиях иного назначения.

Пределы огнестойкости и пожарная опасность строительных конструкций

Огнестойкость, как способность строительных объектов сопротивляться воздействию пожара, является одним из базовых элементов системы противопожарной защиты зданий и сооружений.

Классификация строительных конструкций по огнестойкости приведена в статье 35 Технического регламента [1].

Требуемые пределы огнестойкости строительных конструкций, выбираемые в зависимости от степени огнестойкости зданий, определены в статье 58 Технического регламента.

Ограничение распространения пожара за пределы очага

Ограничение распространения пожара за пределы очага является одним из эффективных способов обеспечения пожарной безопасности.

Устройство противопожарных преград, устройство противопожарных отсеков и секций, применение устройств защитного отключения, применение средств, предотвращающих или ограничивающих растекание жидкостей при пожаре, применение огнепреграждающих устройств в оборудовании — способы ограничения пожара, применяемые в современных зданиях.

При подготовке настоящего раздела декларации пожарной безопасности необходимо проанализировать требования статьи 88 Технического регламента [1] к рассматриваемому зданию и оценить соответствие принятых решений этим требованиям, а также требованиям СП [11].

Пути эвакуации людей при пожаре

Пути эвакуации людей при пожаре являются важнейшим элементом системы противопожарной защиты. Способы организации путей эвакуации изложены в статье 53 Технического регламента [1], требования пожарной безопасности — в статье 89 того же закона. Способы устройства путей эвакуации изложены в СП [8].

Основной задачей при подготовке данного раздела Декларации является сопоставление реального устройства путей эвакуации с требованиями закона.

При этом внимание следует обращать на состояние выходов из здания, на материалы, использованные для отделки стен, полов и потолков путей эвакуации, их протяженность.

Система обнаружения пожара, оповещения и управления эвакуацией

Система обнаружения пожара, оповещения и управления эвакуацией является важным элементом системы противопожарной защиты здания (статья 54 Технического регламента [1]).

Требования пожарной безопасности к этим системам изложены в статье 84 Технического регламента [1], СП [10] и СП [12].

При подготовке настоящего раздела декларации пожарной безопасности необходимо учитывать:

соответствие существующей на объекте системы нормативным требованиям;

осуществление надлежащего технического обслуживания;

ведение журнала технического обслуживания.

Система коллективной защиты и средства индивидуальной защиты

Системы коллективной защиты и средства индивидуальной защиты людей от воздействия опасных факторов пожара должны обеспечивать безопасность людей в течение всего времени воздействия на них опасных факторов пожара.

Требования к этим системам и средствам индивидуальной защиты изложены в статьях 55 и 123 Технического регламента [1].

Отопление, вентиляция, кондиционирование

Система противодымной защиты является одним из элементов пожарной защиты здания. Требования к системам противодымной защиты и к оборудованию этих систем содержатся в статьях 56 и 138 Технического регламента [1].

Требования к устройству систем отопления, вентиляции и кондиционирования изложены в СП [14].

Огнезащита строительных материалов и конструкций

Средства огнезащиты применяются для снижения пожарной опасности строительных материалов и повышения пределов огнестойкости строительных конструкций.

При подготовке данного раздела Декларации необходимо изучить техническую документацию на примененные на объекте средства огнезащиты, визуально оценить состояние огнезащиты, по технической документации проверить сроки сохранения огнезащитной эффективности.

Общие требования к огнезащитным средствам содержатся в Национальных стандартах [19] и [20].

Система автоматического пожаротушения

Требования к системам автоматического пожаротушения изложены в статье 83 Технического регламента [1], нормы и правила их проектирования — в СП [12].

При подготовке данного раздела декларации пожарной безопасности необходимо установить назначение установки пожаротушения: локализация или ликвидация пожара.

В Декларации нужно отметить следующее:

тип установки;

способ тушения;

обоснованность выбранного средства тушения;

наличие документации, подтверждающей надлежащую эксплуатацию установки.

Внутренний противопожарный водопровод

Общие требования к оборудованию внутреннего противопожарного водопровода содержатся в статье 86 Технического регламента [1], требования пожарной безопасности — в СП [17].

Электрооборудование

Электрооборудование, используемое на объекте, должно соответствовать требованиям пожарной безопасности, изложенным в статье 143 Технического регламента [1], требования пожарной безопасности — в СП [13].

Первичные средства пожаротушения

Здания всех типов должны быть оснащены огнетушителями. Расчет необходимого количества огнетушителей определен Правилами противопожарного режима в Российской Федерации [4], правила выбора, размещения и технического обслуживания — СП [16].

При подготовке данного раздела необходимого обратить внимание на ведение документации по перезарядке и техническому обслуживанию огнетушителей.

Организационно-технические мероприятия

В данном разделе Декларации необходимо отразить состояние дел с организационно-техническими мероприятиями:

обучению мерам пожарной безопасности;

проведению противопожарных инструктажей;

проведению учений по эвакуации;

наличию организационно-распорядительных документов в области обеспечения пожарной безопасности.

При заполнении данного раздела следует учитывать Правила противопожарного режима в Российской Федерации [4].

Видео (кликните для воспроизведения).

http://docs.cntd.ru/document/420246165

Порядок разработки декларации пожарной безопасности
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here