Порядок осуществления административного задержания

Полезное по теме: "Порядок осуществления административного задержания" от специалистов простым языком. Если необходимо уточнить актуальность на 2020 год, а также задать вопрос, то обращайтесь к дежурному юристу.

Порядок применения административного задержания

Административное задержание – это мера процессуального обеспечения, которая направлена на содействие расследованию административного правонарушения. О порядке применения задержания узнаете из статьи.

Что такое административное задержание

Под административным задержанием КоАП РФ понимает временное ограничение свободы гражданина.

Кто может осуществлять административное задержание?

Должностные лица ВАИ.

Сотрудники вневедомственной охраны МВД.

Должностные лица, которые осуществляют контртеррористическую операцию.

Сотрудники органов, отвечающие за контроль за оборотом наркотиков и психотропных веществ.

Список должностных лиц установлен в статье 27.3 КоАП и не может толковаться расширительно. Служащие иных органов таким правом не обладают.

По просьбе гражданина о мере пресечения уведомляются его родственники и защитник. Но если гражданин не достиг 18 лет, родителям должны сообщить о его задержании обязательно.

Если гражданин является сотрудником органов внутренних дел, УИС и иных государственных служб, о применении к нему административного задержания докладывается по месту работы.

Обращаем ваше внимание на то, что разъяснение задержанному его прав – это обязанность должностного лица. В случае ее неисполнения административное задержание может быть признано незаконным.

Гражданину должны быть разъяснены следующие права:

воспользоваться помощью защитника;

знать, почему его задержали;

давать показания по факту задержания или отказаться от дачи пояснений и т. д.

Срок административного задержания

Срок административного задержания не должен длиться более 3 часов подряд.

Однако законодатель предусмотрел несколько случаев, когда данная мера пресечения может осуществляться на 48 часов. К таковым относятся ситуации, когда дело об административном проступке возбуждено по следующим фактам:

посягательство на границу РФ или нарушение порядка пребывания в РФ;

совершение правонарушения во внутренних водах или территориальном море и иных особых международных зонах;

нарушение таможенных правил;

применение к лицу наказания в виде административного ареста.

Срок административного задержания начинает течь с момента привода лица в уполномоченный на задержание орган; а если гражданин находится в состоянии алкогольного опьянения – с момента его вытрезвления.

Административное задержание: основания и порядок применения

Задержание может быть использовано с целью обеспечить расследование в рамках возбужденного административного производства или исполнение уже вынесенного постановления по делу.

То есть административное задержание может быть применено только к лицу, в отношении которого возбуждено административное производство, то есть к тому, которое совершило проступок. Никакие иные доводы основаниями для этой меры быть не могут.

После того как лицо, подвергшееся административному задержанию, доставляется в уполномоченный орган, в течение не более 3 часов должен быть составлен протокол, который заполняется должностным лицом и подписывается задержанным.

В документе указываются:

данные о должностном лице, которое заполняет документ;

информация о гражданине;

данные об административном задержании;

Если гражданин отказывается ставить подпись в протоколе, об этом должна быть сделана запись.

По просьбе задержанного ему может быть выдан экземпляр документа.

Задержание в уголовном праве

Административное задержание отличается от задержания лица при подозрении в совершении преступления.

Последнее возможно при следующих обстоятельствах:

лицо застигнуто на месте правонарушения;

на личных вещах обнаружены следы преступления;

на гражданина указали свидетели, видевшие, как он совершил преступление;

при наличии иных сведений, которые позволяют подозревать лицо в совершении преступления.

Такое задержание допускается на срок до 2 суток с возможностью дальнейшего продления на 72 часа по решению суда.

Как защитить свои права при административном задержании

Одной из самых распространенных ситуаций, связанных с превышением полномочий должностными лицами при осуществлении административного задержания, является нанесение телесных повреждений гражданину.

В этом случае задержанному после того, как его отпустили, необходимо обратиться в учреждение здравоохранения и снять побои.

Составляется акт медицинского освидетельствования, в котором отражается информация о наличии телесных повреждений и предполагаемых способах их получения.

Желательно, чтобы физическое состояние до административного задержания смогли подтвердить свидетели. Это необходимо для доказательства факта нанесения побоев непосредственно в ходе осуществления процессуальных действий.

Далее с заявлением можно обратиться в прокуратуру или в суд.

Что еще нужно знать?

Административное задержание ни в коем случае не может применяться, если за данный состав правонарушения можно применить в качестве наказания штраф или предупреждение.

Кроме того, в случае когда личность гражданина можно установить на месте (например, он предоставил паспорт), задержание также применять нецелесообразно.

Если сотрудник полиции, например, просит пройти вас в отделение, не соглашайтесь сразу. Сначала выясните причины и основания задержания и сообщите об этом родственникам.

Обращаем ваше внимание на то, что при административном задержании лицо может быть подвергнуто досмотру. Данные следственные действия проводятся с участием понятых. О результатах составляется протокол или информация вписывается в протокол о задержании.

А вот снимать отпечатки пальцев и регистрировать задержанных сотрудники полиции не имеют права. Такая процедура в административном законодательстве предусмотрена только для случаев ареста или при установлении личности.

И, наконец, лицо, подвергшееся административному задержанию, вправе обжаловать действия уполномоченных лиц в прокуратуру или суд.

http://www.webohrannik.ru/sovetnik/administrativnye-pravonarusheniya/poryadok-primeneniya-administrativnogo-zaderzhaniya.html

Статья 27.3. Административное задержание

Статья 27.3. Административное задержание

Читайте так же:  Если два административных штрафа

ГАРАНТ:

См. комментарии к статье 27.3 КоАП РФ

ГАРАНТ:

О конституционно-правовом смысле положений части 1 статьи 27.3 см. Постановление Конституционного Суда РФ от 16 июня 2009 г. N 9-П

1. Административное задержание, то есть кратковременное ограничение свободы физического лица, может быть применено в исключительных случаях, если это необходимо для обеспечения правильного и своевременного рассмотрения дела об административном правонарушении, исполнения постановления по делу об административном правонарушении. Административное задержание вправе осуществлять:

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 14 октября 2014 г. N 307-ФЗ в пункт 1 части 1 статьи 27.3 настоящего Кодекса внесены изменения, вступающие в силу по истечении тридцати дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

1) должностные лица органов внутренних дел (полиции) — при выявлении административных правонарушений, дела о которых в соответствии со статьей 23.3 настоящего Кодекса рассматривают органы внутренних дел (полиции), либо административных правонарушений, по делам о которых в соответствии со статьей 28.3 настоящего Кодекса органы внутренних дел (полиция) составляют протоколы об административных правонарушениях, а также при выявлении любых административных правонарушений в случае обращения к ним должностных лиц, уполномоченных составлять протоколы о соответствующих административных правонарушениях;

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 3 июля 2016 г. N 227-ФЗ пункт 2 части 1 статьи 27.3 настоящего Кодекса изложен в новой редакции

2) старшее в месте расположения охраняемого объекта должностное лицо федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции в сфере деятельности войск национальной гвардии Российской Федерации, ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти и организаций, военизированных и сторожевых подразделений организации, подведомственной федеральному органу исполнительной власти, осуществляющему функции в сфере деятельности войск национальной гвардии Российской Федерации, военнослужащие войск национальной гвардии Российской Федерации — при выявлении административных правонарушений, связанных с причинением ущерба охраняемым ими объекту или вещам либо с посягательством на такие объект или вещи, а равно с проникновением в охраняемую ими зону;

Информация об изменениях:

Пункт 3 изменен с 4 мая 2018 г. — Федеральный закон от 23 апреля 2018 г. N 92-ФЗ

3) должностные лица военной автомобильной инспекции — при выявлении нарушений Правил дорожного движения водителем транспортного средства Вооруженных Сил Российской Федерации, войск национальной гвардии Российской Федерации, спасательных воинских формирований федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на решение задач в области гражданской обороны;

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 11 июля 2011 г. N 198-ФЗ в пункт 4 части 1 статьи 27.3 настоящего Кодекса внесены изменения

4) должностные лица пограничных органов, должностные лица органов внутренних дел (полиции) — при выявлении административных правонарушений в области защиты и охраны Государственной границы Российской Федерации, а также при выявлении административных правонарушений во внутренних морских водах, в территориальном море, на континентальном шельфе, в исключительной экономической зоне Российской Федерации;

5) утратил силу с 1 июля 2003 г.;

Информация об изменениях:

6) должностные лица таможенных органов — при выявлении нарушений таможенных правил;

7) военнослужащие и должностные лица органов и учреждений уголовно-исполнительной системы — при выявлении административных правонарушений, предусмотренных статьями 19.3, 19.12 настоящего Кодекса, а также административных правонарушений, связанных с причинением ущерба охраняемым ими объекту или вещам либо с посягательством на такие объект или вещи, а равно с проникновением в охраняемую ими зону;

Информация об изменениях:

9) должностные лица, осуществляющие контртеррористическую операцию, — при выявлении административных правонарушений, предусмотренных статьей 20.27 настоящего Кодекса;

Информация об изменениях:

Пункт 10 изменен с 10 ноября 2017 г. — Федеральный закон от 30 октября 2017 г. N 309-ФЗ

10) должностные лица органа, уполномоченного на осуществление функций по принудительному исполнению исполнительных документов и обеспечению установленного порядка деятельности судов, — при выявлении административных правонарушений, предусмотренных статьями 5.35.1, 13.26, 17.3, 17.8, 17.8.1, 17.9, 17.14, 17.15, частями 1 и 4 статьи 20.25 настоящего Кодекса, а также при выявлении любых административных правонарушений, совершенных в здании суда (помещении суда);

Информация об изменениях:

Часть 1 дополнена пунктом 11 с 29 октября 2018 г. — Федеральный закон от 29 июля 2018 г. N 235-ФЗ

11) должностные лица военной полиции Вооруженных Сил Российской Федерации — при выявлении административных правонарушений, дела о которых в соответствии со статьей 23.88 настоящего Кодекса рассматривают органы военной полиции Вооруженных Сил Российской Федерации, либо административных правонарушений, по делам о которых в соответствии с пунктом 109 части 2 статьи 28.3 настоящего Кодекса должностные лица военной полиции Вооруженных Сил Российской Федерации составляют протоколы об административных правонарушениях, а также при выявлении любых административных правонарушений, совершенных лицами гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации, указанными в части 1 статьи 23.88 настоящего Кодекса, в случае обращения к ним должностных лиц, уполномоченных составлять протоколы о соответствующих административных правонарушениях.

2. Перечень лиц, уполномоченных осуществлять административное задержание в соответствии с частью 1 настоящей статьи, устанавливается соответствующим федеральным органом исполнительной власти.

3. По просьбе задержанного лица о месте его нахождения в кратчайший срок уведомляются родственники, администрация по месту его работы (учебы), а также защитник.

4. Об административном задержании несовершеннолетнего в обязательном порядке уведомляются его родители или иные законные представители.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 3 февраля 2014 г. N 7-ФЗ в часть 4.1 статьи 27.3 настоящего Кодекса внесены изменения

Читайте так же:  Тактика действий при нарушении общественного порядка

4.1. Об административном задержании военнослужащего или гражданина, призванного на военные сборы, незамедлительно уведомляется военная полиция Вооруженных Сил Российской Федерации или воинская часть, в которой задержанный проходит военную службу (военные сборы), а об административном задержании иного лица, указанного в части 1 статьи 2.5 настоящего Кодекса, — орган или учреждение, в котором задержанный проходит службу.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 1 июля 2010 г. N 132-ФЗ статья 27.3 настоящего Кодекса дополнена частью 4.2, вступающей в силу по истечении тридцати дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

4.2. Об административном задержании члена общественной наблюдательной комиссии, образованной в соответствии с законодательством Российской Федерации, незамедлительно уведомляются секретарь Общественной палаты Российской Федерации и соответствующая общественная наблюдательная комиссия.

Видео (кликните для воспроизведения).

5. Задержанному лицу разъясняются его права и обязанности, предусмотренные настоящим Кодексом, о чем делается соответствующая запись в протоколе об административном задержании.

http://base.garant.ru/12125267/6c61e286c98a931f79b98c1776b54fd1/

Статья 27.5. Сроки административного задержания

Статья 27.5. Сроки административного задержания

1. Анализ правил ч. 1 и 4 ст. 27.5 позволяет сделать ряд выводов:

1) по общему правилу срок административного задержания не должен превышать 3 часа. Это означает, что он может быть и меньшим, но никак не большим;

2) упомянутый срок исчисляется с момента доставления в место (помещение), указанное в ст. 27.2 (см. коммент. к ней), а не с момента, например, когда лицо было остановлено милицейским патрулем на улице;

3) срок административного задержания лиц, находящихся в состоянии опьянения (в т.ч. алкогольного, наркотического), исчисляется не с момента доставления, а с момента, когда наступило вытрезвление (он устанавливается в порядке, предусмотренном соответствующими правовыми актами Минздравсоцразвития России и МВД России, например, действующими в медвытрезвителях). Степень опьянения в данном случае роли не играет.

2. Из указанного общего правила есть ряд изъятий (предусмотренных в ч. 2, 3 ст. 27.5), когда срок административного задержания может превышать 3 часа:

1) если в отношении лица ведется дело об административном правонарушении, которое может повлечь такое административное наказание, как административный арест, срок административного задержания не может превышать 48 часов (например, если лицо совершило мелкое хулиганство, см. коммент. к ст. 20.1);

2) если лицо совершило административное правонарушение, направленное на установленный режим Государственной границы РФ (в иных случаях, прямо указанных в ч. 2 ст. 27.3), срок административного задержания также не может превышать 48 часов.

И в данных случаях срок административного задержания исчисляется с момента доставления (вытрезвления). Срок административного задержания включается в срок административного ареста (см. коммент. к ст. 3.9). О том, что ч. 3 ст. 27.5 не противоречит Конституции РФ см. постановление КС от 16.06.09 N 9-П.

http://base.garant.ru/5872064/27a12ddeb9841cd9ea909a23e9f4e539/

Как происходит административное задержание физического лица?

В административном законодательстве содержится определение задержания, в котором отражены его основные

отличительные черты.

Во-первых, это незначительное по времени ограничение личной свободы человека. Иногда срок задержания может составлять до двух суток, но, как правило, он не превышает трёх часов.

Во-вторых, для осуществления задержания уполномоченным на это лицам не требуется разрешения судебных органов. В зависимости от ситуации они могут действовать по собственному усмотрению, и на это им не требуется дополнительных разрешений. Любое другое лишение или ограничение свободы может быть осуществлено только по решению суда.

С какими целями может быть осуществлено задержание физического лица?

Несмотря на упрощённость процедуры задержания нельзя допустить, чтобы правоохранительные органы применяли её без разбору и относительно любого физического лица. Именно поэтому в КоАП указаны конкретные причины, по которым эта административная мера может применяться.

Примечательной чертой задержания является то, что оно может применяться, только если присутствуют признаки административного правонарушения. Если административного нарушения нет, то и задерживать физическое лицо никто не вправе.

Эта административная мера может применяться:

  • Для идентификации личности физического лица при нарушении им требований КоАП.
  • Для того, чтобы были созданы необходимые условия расследования административного дела и производства по нему.
  • Для оформления необходимых документов (в частности протокола) по правонарушению, если на месте его совершения такое оформление затруднено или невозможно.

При отсутствии этих условий любое временное ограничение свободы будет классифицироваться, как арест, помещение под стражу, но не как задержание.

Кто, по закону, может осуществлять задержание?

Перечень должностных лиц, имеющих право осуществлять эту меру временного ограничения свободы в отношении физических лиц, довольно обширен.

  • Сотрудники полиции при выявлении, рассмотрении и оформлении дел по административным правонарушениям.
  • Сотрудники охранных структур (как ведомственного, так и вневедомственного подчинения) при причинении ущерба охраняемым ими объектам.
  • Судебные приставы при осуществлении мероприятий по обеспечению нормального функционирования судов различного уровня.
  • Сотрудники силовых структур (Министерства Обороны, Госнаркоконтроля, Внутренних Дел) при осуществлении специальных операций.

Понятно, что наиболее часто административное задержание осуществляют работники полиции. Это объясняется тем, что именно они, по роду своей деятельности, наиболее часто сталкиваются с административными правонарушениями.

Процедура задержания физического лица

  1. Физическое лицо задерживается на месте совершения правонарушения сотрудниками правоохранительных органов или других структур, в компетенции которых есть такое право. Если существует возможность, то протокол об административном нарушении составляется на месте.
  2. Задержанный доставляется в помещение, где будут выполнены необходимые процессуальные действия, и где он будет находиться в течение всего срока задержания. К числу обязательных процессуальных действий относятся: оформление протокола, ознакомление задержанного с протоколом и предоставление ему информации о его правах в данной ситуации, оповещение родных задержанного. Физическое лицо имеет право на адвокатскую помощь при применении к нему этой административной меры.
  3. Физическое лицо помещается в место, где будет содержаться в течение всего времени. Такое помещение, как правило, расположено в районных отделениях полиции. К нему предъявляются следующие требования: оно должно соответствовать санитарным нормативам и не допускать ситуации, при которой задержанное физическое лицо будет в состоянии его покинуть по собственной воле.
Читайте так же:  Незаконный административный арест

Период времени, в течение которого действует эта административная мера

Характерной чертой задержания является его кратковременность. В связи с этим в большинстве случаев его продолжительность ограничена тремя часами. За это время должностные лица должны успеть выполнить все необходимые процедуры.

В отдельных случаях вместо трёх часов задержание может длиться сорок восемь. Это происходит, если по вменяемому административному делу задержанному физическому лицу грозит арест. Также срок задержания увеличивается при необходимости идентификации личности физического лица, рассмотрении дел, связанных с нарушением государственной границы, нарушении таможенных процедур и в некоторых других случаях.

При несогласии физического лица с осуществлённой по отношению к нему процедурой задержания или при наличии в этой процедуре нарушений действующего законодательства можно подать соответствующую жалобу в прокуратуру. В заявлении следует подробно описать, как было осуществлено задержание и в какой именно момент было, по мнению заявителя, допущено нарушение требований законодательства или ущемление его гражданских прав.

http://bukva-zakona.com/grazhdanskoe-pravo/administrativnoe-zaderzhanie-fizlitsa

Административное задержание: основания, порядок применения

Административное задержание — кратковременное ограничение свободы физического лица, которое может быть применено в исключительных случаях, если это необходимо для обеспечения правильного и своевременного рассмотрения дела об административном правонарушении, исполнения постановления по делу об административном правонарушении (ст. 27.1 КоАП).

Конституция РФ, провозгласив и закрепив основные права и свободы граждан, большое внимание уделяет гарантиям неприкосновенности личности (ст. 22). В Российской Федерации никто не может быть подвергнут задержанию, кроме как в случаях, прямо предусмотренных законом.

Административное задержание применяется в целях пресечения административного правонарушения, установления личности нарушит теля, составления протокола об административном правонарушении при невозможности его составления на месте выявления административного правонарушения, обеспечения своевременного и правильного рассмотрения дела об административном правонарушении и исполнения принятого по делу постановления в качестве процессуальной принудительной меры обеспечения производства по делам об административных правонарушениях. Процессуальный характер нормы об административном задержании подтверждается положениями ч. 4 ст. 27.5 КоАП о том, что срок административного задержания лица исчисляется с момента его доставления, а лица, находящегося в состоянии опьянения, — со времени его вытрезвления.

Административное задержание не допускается при наличии возможности на месте совершения правонарушения установить личность нарушителя и обстоятельства происшествия, составить протокол об административном правонарушении, а также при наличии основания для назначения административного наказания в виде предупреждения или штрафа на месте совершения административного правонарушения:

Административному задержанию не подлежат совершившие правонарушение иностранные граждане, пользующиеся дипломатической неприкосновенностью и предъявившие в подтверждение этого дипломатический паспорт, дипломатическую или консульскую карточку или служебное удостоверение личности.

Как правило, не подвергаются административному задержанию военнослужащие. Однако при отсутствии военных патрулей военнослужащие могут быть задержаны для немедленной передачи их и материалов о правонарушениях военным комендантам, командирам воинских частей или военным комиссарам.

В силу своего правового статуса не подлежат административному задержанию: члены Совета Федерации и депутаты Государственной Думы (ст. 19 Федерального закона от 08.05.1994 № 3-ФЗ «О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации»); депутаты законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта РФ, неприкосновенность которых, однако, не распространяется на действия депутата, не связанные с осуществлением им своих полномочий (ст. 13 Федерального закона от 06.10.1999 № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации»); без согласия прокурора субъекта РФ — депутаты, члены выборных органов местного самоуправления, выборные должностные лица местного самоуправления на территории муниципального образования (ст. 18 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации») и некоторые другие категории граждан Российской Федерации в случаях, прямо предусмотренных федеральными законами.

Иностранные граждане, не пользующиеся дипломатическим иммунитетом, лица без гражданства в случае совершения ими правонарушения могут быть подвергнуты административному задержанию на общих основаниях.

По просьбе задержанного лица о месте его нахождения в кратчайший! срок уведомляются родственники, администрация по месту его работы (учебы), а также защитник. При задержании несовершеннолетнего в обязательном порядке уведомляются его родители или иные законные представители.

Об административном задержании военнослужащего или гражданина, призванного на военные сборы, незамедлительно уведомляется военная комендатура или воинская часть, в которой задержанный проходит военную службу (военные сборы), а об административном задержании члена общественной наблюдательной комиссии, образованной в соответствии с законодательством РФ, незамедлительно уведомляются секретарь Общественной палаты РФ и соответствующая общественная наблюдательная комиссия.

Читайте так же:  Начислен административный штраф проводки

Задержанному лицу разъясняются его права и обязанности, предусмотренные КоАП,. о чем делается соответствующая запись в протоколе об административном задержании, в котором указываются дата и место его составления, должность, фамилия и инициалы лица, составившего протокол, сведения о задержанном лице, время, место и мотивы задержания.

Протокол об административном задержании подписывается должностным лицом, его составившим, и задержанным лицом. В случае если задержанное лицо отказывается подписать протокол, в протоколе об административном задержании делается соответствующая запись. Копия протокола об административном задержании вручается задержанному лицу по его просьбе.

По общему правилу срок административного задержания не должен превышать три часа. Административному задержанию на срок не более 48 часов может быть подвергнуто лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, посягающем на установленный режим Государственной границы РФ и порядок пребывания на территории РФ, об административном правонарушении, совершенном во внутренних морских водах, в территориальном море, на континентальном шельфе, в исключительной экономической зоне РФ, или о нарушении таможенных правил, в случае необходимости для установления личности или для выяснения обстоятельств административного правонарушения. Также на указанный срок может быть задержано лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, влекущее в качестве одной из мер административного наказания административный арест.

Согласно позиции КС РФ, изложенной в Постановлении от 16.06.2009 № 9-П, административное задержание на срок не более 48 часов может применяться лишь в случае, если имеются достаточные основания считать его необходимым и соразмерным для обеспечения производства по конкретному делу об административном правонарушении, за совершение которого может быть назначено наказание в виде административного ареста, а последующее прекращение производства по делу об административном правонарушении в связи с отсутствием события административного правонарушения или отсутствием состава административного правонарушения не может служить основанием для отказа в обжаловании незаконного применения административного задержания как принудительной меры обеспечения производства по данному делу.

Задержанные лица содержатся в специально отведенных для этого помещениях либо в специальных учреждениях, создаваемых в установленном порядке органами исполнительной власти субъектов РФ. Указанные помещения должны отвечать санитарным требованиям и исключать возможность их самовольного оставления, причем несовершеннолетние должны содержатся отдельно от взрослых лиц. Условия содержания задержанных лиц, нормы питания и порядок медицинского обслуживания таких лиц определяются постановлением Правительства РФ от 15.10.2003 № 627 «Об утверждении Положения об условиях содержания лиц, задержанных за административное правонарушение, нормах питания и порядке медицинского обслуживания таких лиц».

В соответствии со ст. 22 Федерального закона от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» прокурор или его заместитель в случае установления факта нарушения закона органами и должностными лицами освобождает своим постановлением лиц, незаконно подвергнутых административному задержанию на основании решений несудебных органов. Неправомерное административное задержание обжалуется физическим лицом в порядке, предусмотренном гл. 25 ГПК.

http://lexguide.ru/administrativnyj-process/administrativnoe-zaderzhanie-osnovaniya-poryadok-primeneniya.html

Порядок и основания для административного задержания

Сутью административного задержания и его основным отличием от ареста считается кратковременность ограничения свободы. Как правило, задержание предшествует аресту, но в некоторых случаях до ареста дело не доходит. Вся процедура задержания регламентируется КоАП.

Кратковременное лишение свободы применяется:

  • Для предотвращения совершения правонарушения, предусмотренного КоАП.
  • Для проведения мероприятий по установлению личности задержанного.
  • Для оформления протокола о нарушении, если подобное оформление на месте совершения нарушения невозможно.
  • Для помощи в рассмотрении дела по административному производству или исполнения уже вынесенного решения по такому делу.

Кто вправе производить задержание?

Перечень лиц, имеющих право производить задержание, оговорён в КоАП и не может быть самовольно изменён. К таким

лицам относятся:
  • Сотрудники полиции, во всех случаях, когда необходимо предотвратить административное нарушение или оформить протокол об уже совершённом нарушении.
  • Сотрудники вневедомственной охраны и охранных структур при предотвращении проникновения на охраняемую территорию или причинении любого вида ущерба охраняемому имуществу.
  • Сотрудники военной автоинспекции при нарушении военнослужащими требований ПДД, которые в качестве наказания подразумевают меры воздействия административного характера.
  • Сотрудники пограничной службы при попытках незаконного проникновения на территорию России или предотвращения незаконного покидания территории РФ.
  • Сотрудники таможни при выявлении отступлений от таможенных правил.
  • Сотрудники Госнаркоконтроля при пресечении незаконного оборота веществ с наркотическим или психотропным воздействием.
  • Судебные приставы.

Задержанное лицо доставляется в место, исключающее возможность его самовольного покидания. Как правило, в качестве таких мест выступают районные отделения полиции, где имеются оборудованные помещения для содержания задержанных. Там же происходит оформление протокола о задержании.

Протокол служит обязательным атрибутом этого вида ограничения свободы гражданина и его оформление вменено в обязанность того, кто непосредственно производил эту процедуру.

В протоколе указывается:

  • Пространственно-временные параметры.
  • Информация о задерживаемом.
  • Основания задержания.

Обязательной для такого протокола является подпись ответственного лица, проводившего процедуру задержания. Задерживаемому лицу должно быть предложено подписать протокол, но при его нежелании это сделать достаточно будет соответствующей записи об отказе. По просьбе лица, в отношении которого проводилась процедура задержания, ему должна быть предоставлена копия протокола.

Задержанному должно быть объяснена причина подобного действия и разъяснены его основные права в данной ситуации. По просьбе задерживаемого сотрудники, осуществлявшие процедуру временного ограничения свободы, должны немедленно известить об этом его родных и близких, администрацию того предприятия, на котором работает гражданин.
Читайте так же:  Административное дело допрос свидетель

Содержание задерживаемых лиц происходит в предназначенных для этого помещениях. Такие помещения должны соответствовать нормативам санитарного надзора и не допускать их покидания по собственной воле.

По действующему законодательству при наличии оснований гражданин может задерживаться не более чем на три часа. За это время ответственные сотрудники должны либо оформить постановление об правонарушении, предусмотренном КоАП, либо отпустить задержанного.

В некоторых ситуациях срок ограничения свободы увеличивается до двух суток:

  • При осуществлении административного делопроизводства, мерой наказания по которому является арест.
  • При отступлениях от таможенных правил.
  • При нарушении границы России или правил пребывания на её территории.

Срок временного ограничения свободы отсчитывается с момента доставки задержанного в место, где будет происходить оформление протокола и его дальнейшее содержание. В случае с задержанием нетрезвых граждан исчисление срока ведётся по другим правилам. Началом срока в этом случае будет не момент доставки гражданина для составления протокола, а момент его отрезвления.

При задержании лиц, которым не исполнилось 18 лет, обязательно должно осуществляться информирование их родителей. По их требованию присутствие родителей должно быть обеспечено и при составлении протокола о задержании.

Содержаться такие лица должны раздельно со взрослыми. В остальном задержание несовершеннолетних осуществляется по общим правилам.

http://bukva-zakona.com/grazhdanskoe-pravo/administrativnoe-zaderzhanie

Максимальный срок административного задержания

Наши постоянные читатели — люди юридически и экономически грамотные, способные в любой несправедливой ситуации защитить собственные законные права. Если вы впервые на grazhdaninu.com, присоединяйтесь! Сегодня мы рассмотрим вопрос об административных задержаниях, а именно о том, как долго представители порядка имеют право ограничивать свободу граждан вследствие административных правонарушений.

Административное задержание, суть

Что это такое?

Административным задержанием называется мера непродолжительного ограничения свободы человека в целях выяснения обстоятельств случившегося административного правонарушения, а также тогда, когда того требует постановление по данному делу.

Также административное задержание может проводиться в случаях, когда делопроизводство не подразумевает такой необходимости. Это применимо к ситуациям, когда необходимо задерживать людей, представляющих угрозу для себя и/или окружающих (психически нездоровые люди, нетрезвые, малолетние).

Кто может задерживать граждан

Субъектами административного задержания, само собой, являются исполняющие служебные обязанности лица. Полномочия задерживать людей в интересах расследования правонарушения имеются у:

  • сотрудников полиции;
  • работников ВАИ (в отношении нарушающих ПДД лиц, исполняющих обязанности водителей ТС некоторых государственных структур);
  • сотрудников пограничных служб (в ситуациях, касающихся проступков административного характера в отношении государственной границы, территориальном море, внутренних водах);
  • таможенников;
  • представителей ведомственной охраны либо вневедомственной охраны при органах ВД России (в отношении лиц, совершающих правонарушения в отношении охраняемых территорий, объектов);
  • военнослужащих;
  • судебных приставов (в случаях, подразумевающих нарушения судебных решений);
  • лиц, отслеживающих оборот нелегальных веществ (в предписанных законодательством ситуациях)

Продолжительность административного задержания

В самом общем случае задержание гражданина не может производиться дольше, чем на 3 часа. В некоторых ситуациях максимальное время задержания увеличивается до двух суток. К таким относятся:

  1. Случаи задержания лиц, совершивших административное правонарушение в отношении Государственной границы России.
  2. Случаи задержания лиц, нарушающих таможенные правила нашего государства. Подобные задержания производятся в целях установления личности человека, в целях выяснения и уточнения обстоятельств случившегося.
  3. Задержания лиц, в отношении которых уже ведется административное дело, а одна из возможных мер наказания — административный арест либо выдворение за пределы страны.

Задержанный имеет право потребовать уведомить о своем задержании родных, коллег, адвоката.

Если задержание проводится дольше, чем установлено законодательством, права задержанного нарушаются.

Граждане, задержание которых производилось с нарушением их прав, могут обжаловать незаконные действия правоохранительных органов. Требуется обращаться в прокуратуру или суд. В обращении необходимо как можно подробнее указать обстоятельства задержания (номера машин, фамилии сотрудников, предшествующие обстоятельства), а также всю информацию о себе. Объясните, почему и в чем заключается нарушение ваших прав.

Если инстанции вашего государства не выносят решений в вашу пользу либо отказывают в разбирательствах, наверняка вашу позицию примет ЕСПЧ. В Европейском суде неправомерным может оказаться даже сам факт административного задержания, если серьезные основания для такового не будут доказаны. Даже если правонарушение административного характера было совершено, для задержания необходимы веские причины.

Нарушением прав человека также считается грубое отношение, оскорбления, физическое насилие со стороны сотрудников, причем не только в течение задержания, но и во время транспортировки до места задержания. Если вы выиграете дело (что наиболее вероятно), вам будет присуждена компенсация от 1 до 3 тысяч евро.

С какого момента начинается отсчет времени задержания?

Исчисление времени задержания начинается с того момента, как правонарушитель окажется в месте проведения следственных процедур (ближайшем отделении полиции, например). Это общее положение для всех случаев, кроме тех, когда нарушитель пьян. В такой ситуации время задержания начинает отсчет после вытрезвления человека, причем общая продолжительность вытрезвления не должна быть более двух суток.

Доставлять нарушителя порядка в отделение представители порядка обязаны в минимально возможные сроки.

Видео (кликните для воспроизведения).

http://grazhdaninu.com/ugolovnoe-pravo/srok-zaderzhaniya.html

Порядок осуществления административного задержания
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here