Понятие административной ответственности и административного правонарушения

Полезное по теме: "Понятие административной ответственности и административного правонарушения" от специалистов простым языком. Если необходимо уточнить актуальность на 2020 год, а также задать вопрос, то обращайтесь к дежурному юристу.

Понятие административной ответственности и административного правонарушения

Автострахование

  • Жилищные споры

  • Земельные споры

  • Административное право

  • Участие в долевом строительстве

  • Семейные споры

  • Гражданское право, ГК РФ

  • Защита прав потребителей

  • Трудовые споры, пенсии

    • Главная
    • Статьи и комментарии ПЦ «Логос»
    • Административное правонарушение. Понятие, состав, признаки

    Административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность (статья 2.1 КоАП РФ).

    Признаки административного правонарушения

    Из определения административного правонарушения, данного в статье 2.1 КоАП РФ, можно выделить следующие его признаки.

    1. Противоправность действия (бездействия). Противоправное – не основанное на законе (незаконное) действие или бездействие, нарушение нормы законодательства, регулирующей те или иные отношения;

    2. Виновное действие (бездействие). Вина в совершении правонарушения характеризуется умыслом или неосторожностью (формой вины).

    Определение понятий умысла и неосторожности содержится в статье 2.2 КоАП РФ:

    Административное правонарушение признается совершенным умышленно, если лицо, его совершившее, сознавало противоправный характер своего действия (бездействия), предвидело его вредные последствия и желало наступления таких последствий или сознательно их допускало либо относилось к ним безразлично.

    Административное правонарушение признается совершенным по неосторожности, если лицо, его совершившее, предвидело возможность наступления вредных последствий своего действия (бездействия), но без достаточных к тому оснований самонадеянно рассчитывало на предотвращение таких последствий либо не предвидело возможности наступления таких последствий, хотя должно было и могло их предвидеть.

    3. Субъект правонарушения. К административной ответственности может быть привлечено как физическое, так и юридическое лицо.

    Возраст. Административной ответственности подлежит лицо, достигшее к моменту совершения административного правонарушения возраста шестнадцати лет (статья 2.3 КоАП РФ).

    Иностранные граждане. Иностранные граждане, лица без гражданства и иностранные юридические лица, совершившие на территории Российской Федерации административные правонарушения, подлежат административной ответственности на общих основаниях (статья 2.6 КоАП РФ).

    4. Наказуемость деяния: за совершенное деяние КоАП РФ или законом субъекта РФ установлена административная ответственность.

    Для привлечения лица к административной ответственности необходимо не только наличие признака, указанного в п. 1 (противоправность – не основанное на законе (незаконное) действие или бездействие), но и наличия соответствующей нормы закона, предусматривающей административное наказание.

    Из указанного следует, что недопустимо привлечение к административной ответственности за противоправное (незаконное) деяние, за которое не предусмотрена административная ответственность ни кодексом РФ об административных правонарушениях, ни законами субъектов Федерации.

    Состав административного правонарушения

    Деяние, содержащее такие признаки административного правонарушения как противоправность, виновность, наказуемость, не всегда может являться административным правонарушением, поскольку в конкретном деянии может отсутствовать состав административного правонарушения.

    Признаки административного правонарушения как понятия следует отличать от элементов и признаков состава конкретного административного правонарушения.

    Состав административного правонарушения — это совокупность признаков, при наличии которых конкретное деяние становится административным правонарушением.
    Состав административного правонарушения представляет собой совокупность нескольких элементов, заключающих в себе однотипную совокупность признаков: субъект, субъективная сторона, объект, объективная сторона.

    1) Объект административного правонарушения — это общественные отношения, охраняемые мерами административной ответственности, которым противоправным деянием наносится вред.

    Общим объектом для всех административных правонарушений является совокупность общественных отношений, урегулированных нормами административного и некоторых других отраслей российского права, которая охраняется мерами административной ответственности.

    Выделяют родовой объект административного правонарушения, который соответствует каждой из глав Особенной части КоАП РФ). Например, объектом правонарушений, сгруппированных в главе 5 КоАП РФ будут являться права граждан, в главе 7 КоАП РФ – отношения в области охраны собственности, в главе 12 КоАП РФ – отношения в области дорожного движения, и т.д.

    Выделяют непосредственный объект административного правонарушения, который определяется в каждой главе Особенной части КоАП РФ конкретным составом административного правонарушения.

    Например, непосредственным объектом посягательства, согласно статье 5.61 КоАП РФ будет являться честь и достоинство лица, родовой же объект, как указывалось выше – права граждан.

    2) Объективная сторона административного правонарушения — это совокупность признаков, характеризующих внешнее проявление данного правонарушения.

    Административное правонарушение – это, прежде всего противоправное деяние (действие или бездействие), а также наступившие вредные последствия и причинно-следственная связь между ними.

    Устанавливать причинно-следственную связь необходимо для определения обстоятельств наступления негативных последствий, т.е. для определения действительности наступления таких последствий в результате противоправного деяния, а не по иным причинам. Например, для привлечения к административной ответственности по статье 12.24 КоАП РФ («Нарушение Правил дорожного движения или правил эксплуатации транспортного средства, повлекшее причинение легкого или средней тяжести вреда здоровью потерпевшего») не достаточна констатация того обстоятельства, что после ДТП потерпевший месяц провел в больнице. Следует установить, мог ли водитель, соблюдая правила дорожного движения, избежать столкновения с пешеходом, или причинения вреда здоровью стало следствием неправомерных действий самого потерпевшего. Кроме того, необходимо установить, что кратковременное или длительное расстройство здоровья в указанный период стало последствием именно действий лица, нарушившего правила дорожного движения, а не иных событий, произошедших ранее. Указанные обстоятельства могут устанавливаться на основании заключений экспертов, медицинских заключений.

    Материальный состав правонарушения

    Вышеприведенный пример описывает материальный состав правонарушения, в объективную сторону которого всегда включается наступление негативных материальных последствий. Как в примере, указанном выше – вред здоровью лица. Последствием может быть возникновение пожара, причинение ущерба и проч. Материальный состав правонарушения предполагает, что если указанные соответствующей статье КоАП РФ последствия не наступили, то лицо к административной ответственности не привлекается.

    Формальный состав правонарушения

    Однако большинство составов правонарушений является формальным. Это означает, что для наступления административной ответственности лица не требуется наступления какого-либо вредного материального последствия. Поэтому нет нужды устанавливать и причинно-следственные связи. Вредные последствия административного правонарушения с материальным составом состоят, по мнению законодателя, по сути, в общественной опасности самого деяния. Например, в главе 12 КоАП РФ:

    • Управление транспортным средством, не зарегистрированным в установленном порядке (статья 12.1 КоАП РФ);
    • Управление транспортным средством водителем, не имеющим при себе документов на право управления им, регистрационных документов на транспортное средство (статья 12.3 КоАП);
    • Управление транспортным средством при наличии неисправностей или условий, при которых эксплуатация транспортных средств запрещена (статья 12.5 КоАП РФ);
    • Управление транспортным средством водителем, не имеющим права управления транспортным средством (статья 12.7 КоАП РФ);
    • Управление транспортным средством водителем, находящимся в состоянии опьянения (статья 12.8 КоАП РФ);
    • Превышение установленной скорости движения (статья 12.9 КоАП РФ)
    • и т.д.
    Читайте так же:  Как оспорить административный штраф на юридическое лицо

    Факультативные признаки объективной стороны состава административного правонарушения

    К факультативным признакам традиционно относятся время, способ, место, повторность, систематичность, злостность, неоднократность деяния, характер его совершения.
    Например, состав мелкого хулиганства образуют действия, именно выражающее явное неуважение к обществу (признак «характер совершения«), и именно в общественных местах (признак «место«).

    3) Субъект административного правонарушения — физическое или юридическое лицо. Физическое лицо может быть привлечено к административной ответственности, если оно достигло 16-летнего возраста на момент совершения административного правонарушения и отвечает признаку вменяемости, т.е. отсутствием признаков психического нездоровья в момент совершения правонарушения.

    Общие субъекты правонарушения — любые вменяемые лица, достигшие 16 лет.

    Специальные субъекты правонарушения — должностные лица, несовершеннолетние, водители транспортных средств и проч.

    Особые субъекты правонарушения — военнослужащие, лица, имеющие специальные звания, и иные лица.

    4) Субъективная сторона административного правонарушения — это психическое отношение субъекта к противоправному действию или бездействию и его последствиям.

    Субъективная сторона административного правонарушения характеризуется прежде всего виной, т.е. особым осознанно-волевым отношением субъекта правонарушения к совершаемому деянию и его последствиям в форме умысла или неосторожности, о чем указывалось выше.

    Факультативными признаками субъективной стороны могут являться цель совершения правонарушения (представление правонарушителя о желаемом результате, к которому он стремится) и мотив (побуждение, которое толкает его на совершение правонарушения).

    • Например, статьей 5.22 КоАП РФ предусмотрено наказание за получение в избирательной комиссии, комиссии референдума избирательного бюллетеня, бюллетеня для голосования на референдуме с целью проголосовать вместо избирателя..;
    • Статьей 7.12 КоАП РФ предусмотрено наказание за ввоз, продажу, сдачу в прокат или иное незаконное использование экземпляров произведений или фонограмм в целях извлечения дохода в случаях, если экземпляры произведений или фонограмм являются контрафактными…;
    • Статья 17.2 КоАП РФ содержит санкцию за вмешательство в деятельность Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации с целью повлиять на его решения.
    • Статья 20.3 КоАП РФ предусматривает ответственность за пропаганду и публичное демонстрирование нацистской атрибутики или символики либо публичное демонстрирование атрибутики или символики экстремистских организаций. Мотивы действий следует учитывать при оценке вины правонарушителя. Такие мотивы должны быть обусловлены именно экстремистскими направленностями в понимании Федерального закона «О противодействии экстремистской деятельности».

    Виды административных наказаний по КоАП РФ

    Статья 3.2 КоАП содержит исчерпывающий перечень наказаний за совершение административных правонарушений. Самым распространенным наказанием является штраф, размеры которого разняться в зависимости от объекта посягательства и совершившего правонарушение субъекта. Самым мягким видом наказания является предупреждение, наиболее суровым – административный арест. Неприятным для бизнеса видом наказания остается административное приостановление деятельности, а для автолюбителей — лишение специального права, предоставленного физическому лицу (т.е. лишение прав управления транспортным средством).

    Ответственность физического и юридического лица за одно и то же правонарушение

    Назначение административного наказания юридическому лицу не освобождает от административной ответственности за данное правонарушение виновное физическое лицо, равно как и привлечение к административной или уголовной ответственности физического лица не освобождает от административной ответственности за данное правонарушение юридическое лицо (см. статью 2.1 КоАП РФ с комментариями).

    Рекомендуем по теме:

    Александр Отрохов, Правовой центр «Логос», 12.04.2015г.

    http://logos-pravo.ru/articles/administrativnoe-pravonarushenie-ponyatie-sostav-priznaki

    Понятия административного правонарушения и административной ответственности

    Административное правонарушение (проступок) — противоправное, виновное (умышленное или неосторожное) действие или бездействие, посягающее на государственный или общественный порядок, государственную или коллективную собственность, права и свободы граждан, установленный порядок управления, за которые законодательством предусмотрена административная ответственность.

    Административный проступок как вид правонарушения отличается от преступления по степени общественной опасности деяния. Его следует отличать и от такого правонарушения, как дисциплинарный проступок, который связан с трудовой или служебной дисциплиной работников, за который законодательством предусмотрена ответственность в дисциплинарном порядке.

    Юридическими признаками административного проступка являются:

    а) общественная опасность — выражается в посягательстве (причинении вреда, либо создании угрозы его причинения) на общественные отношения, охраняемые обязательными правилами, содержащими соответствующие запреты;

    б) противоправность, выражающаяся в запрещении предусмотренных законом деяний административным законодательством;

    в) виновность, т.е. совершение противоправного деяния умышленно или неосторожно;

    г) административная ответственность (наказуемость) — применение за совершенное административное правонарушение установленных законодательством мер ответственности, т.е. соответствующих административных взысканий.

    Административной ответственности подлежат граждане и должностные лица. Граждане отвечают за совершенные ими административные правонарушения по достижении 16 лет. К лицам от 16 до 18 лет, совершившим административные правонарушения, применяются меры воздействия, КоАП РБ.

    Под составом административного проступка понимается установленная правом совокупность признаков, при наличии которых антиобщественное деяние считается административным правонарушением.

    Состав административного проступка включает:

    1) Объект — общественные отношения, охраняемые административным правом;

    2) Субъект — лицо, достигшее 16-летнего возраста, вменяемое;

    3) Объективную сторону — совокупность предусмотренных законом признаков, характеризующих внешние проявления проступка — место, время, способ и обстановку, характеризующую проступок, и само действие либо бездействие;

    4) Субъективную сторону — совокупность признаков, характеризующих психическое отношение лица к содеянному (вина, цель, мотивы совершения проступка).

    Реальное деяние только тогда считается проступком, когда оно содержит все без исключения элементы, названные законом, т.к. отсутствие хотя бы одного из них означает отсутствие состава в целом.

    Виды административных правонарушений изложены в КоАП РБ.

    Административная ответственность наступает в том случае, если правонарушения по своему характеру не влекут за собой в соответствии с действующим законодательством уголовной ответственности.

    Административная ответственность

    — вид юридической ответственности, выражающийся в применении полномочными органами и должностными лицами конкретных административных взысканий к лицам, совершившим административные правонарушения (проступки). К административной ответственности привлекаются правонарушители на основании законодательства, действующего во время и по месту совершения правонарушения. Как правило, административная ответственность наступает в случае нарушения (неисполнения или не надлежащего исполнения) норм административного права.

    Для административной ответственности характерно то, что между органом (должностным лицом), налагающим административное взыскание, и лицом, совершившим административное правонарушение, отсутствуют отношения подчиненности по службе или работе.

    Основными чертами, характеризующими административную ответственность, являются:

    § административная ответственность устанавливается как законом, так и подзаконными актами, либо их нормами об административных правонарушениях, т.е. она имеет собственную нормативно-правовую основу;

    Читайте так же:  Срок исковой давности между физическими лицами

    § основанием административной ответственности является административное правонарушение;

    § субъектами административной ответственности могут быть как физические лица, так и юридические лица;

    § за административные проступки предусмотрены административные взыскания;

    § административные взыскания применяются широким кругом уполномоченных органов и должностных лиц: исполнительной власти, местного самоуправления, их должностными лицами, судами (судьями) и др.;

    § административные взыскания налагаются органами и должностными лицами на неподчиненных им по службе или работе лиц — правонарушителей;

    § применение административного взыскания не влечет судимости и увольнения с работы;

    § меры административной ответственности применяются в соответствии с административно-процессуальным законодательством, регламентирующим производство по делам об административных правонарушениях.

    За совершенное административное правонарушение законом предусмотрена ответственность в виде административного взыскания, налагаемого компетентными органами.

    Мерой административной ответственности является административное взыскание. В КоАП РБ закреплены следующие виды административных взысканий:

    — предупреждение — официальное осуждение правонарушителя, оформленное письменно или зафиксированное другим образом;

    — штраф — взыскание с нарушителя определенной денежной суммы в доход государства;

    — конфискация предмета, явившегося орудием совершения или непосредственным объектом административного правонарушения — принудительное, безвозмездное обращение этого предмета в доход государства;

    — лишение специального права,предоставленного данному гражданину (управление транспортным средством, право охоты);

    — лишение права заниматься определенной деятельностью применяется с учетом характера совершенного административного правонарушения, связанного с занятием видом деятельности, на осуществление которой требуется специальное разрешение (лицензия), если будет признано невозможным сохранение за физическим или юридическим лицом права заниматься таким видом деятельности;

    — исправительные работы сроком до 2-х месяцев с отбыванием их по месту постоянной работы правонарушителя и с удержанием до 20% его заработка в доход государства. Этот вид наказания применяется лишь в судебном порядке;

    — административный арест до 15 суток с использованием на физических работах без их оплаты. Назначается лишь в судебном порядке. Не применяется: к беременным женщинам, женщинам, имеющим детей до 12 лет, несовершеннолетним, инвалидам I и II групп;

    — депортация — административное выдворение за пределы Республики Беларусь — применяется в отношении иностранного гражданина и лица без гражданства;

    — взыскание стоимости предмета административного правонарушения — состоит в принудительном изъятии и обращении в собственность государства денежной суммы, составляющей стоимость предметов, товаров и (или) транспортных средств.

    Система органов, которые рассматривают дела об административных проступках, определена Кодексом об административных правонарушениях. К ним относятся:

    Видео (кликните для воспроизведения).

    § административные комиссии при исполнительных комитетах, районных, городских, районных в городах Советов, которые рассматривают все дела об административных правонарушениях, за исключением тех, которые относятся к компетенции других органов;

    § исполнительные комитеты сельских и поселковых Советов;

    § районные (городские) суды (судьи);

    § органы внутренних дел, органы государственных инспекций и другие уполномоченные органы, которые рассматривают дела, отнесенные к их компетенции законодательством.

    Основанием для производства по делу об административном правонарушении является протокол об административном правонарушении, который составляется уполномоченным должностным лицом.

    Дело об административном правонарушении рассматривается открыто. Постановление по делу оглашается сразу после окончания рассмотрения последнего. Его копия в течение 3-х дней выдается или высылается лицу, в отношении которого вынесено постановление.

    Постановление по делу об административном правонарушении может быть обжаловано лицом, в отношении которого оно было вынесено, а также потерпевшим. Действия и решения должностного лица органа, ведущего административный процесс, могут быть обжалованы вышестоящему должностному лицу, в вышестоящий государственный орган, прокурору или в суд. Жалоба, поступившая после направления дела об административном правонарушении в суд, орган, ведущий административный процесс, уполномоченные его рассматривать, рассматривается вместе с делом об административном правонарушении.

    Действия и решения судьи могут быть обжалованы председателю суда. Действия и решения председателя суда могут быть обжалованы председателю вышестоящего суда.

    Жалоба подается в течение 10-ти дней со дня вынесения постановления по административному делу. Постановление по делу об административном правонарушении и решение по жалобе могут быть опротестованы прокурором.

    Основания освобождения физического лица от административной ответственности

    1. Совершение малозначительного деяния.
    2. Предотвращение физическим лицом, совершившим административное правонарушение, вредных последствий такого правонарушения.
    3. Добровольное возмещение или устранение причиненного вреда.
    4. Совершение административного правонарушения под влиянием угрозы или принуждения, либо в силу материальной, служебной или иной зависимости.
    5. Примирение с потерпевшим.
    6. Психическая или иная тяжелая болезнь.

    Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

    Лучшие изречения: Только сон приблежает студента к концу лекции. А чужой храп его отдаляет. 9060 —

    | 7682 — или читать все.

    http://studopedia.ru/3_165786_ponyatiya-administrativnogo-pravonarusheniya-i-administrativnoy-otvetstvennosti.html

    14.3. Понятие административной ответственности и административного правонарушения. Признаки административного правонарушения. Виды административных взысканий.

    Административная ответственность наступает при наличии административного проступка. Административный проступок – это посягающие на общественный порядок противоправные, виновные (умышленные или неосторожные) действия или бездействия, которые запрещены административным законодательством (например, Кодексом об административных правонарушениях).

    Административная ответственность в Российской Федерации наступает для граждан, достигших шестнадцатилетнего возраста. За лиц в возрасте до 16 лет ответственность несут родители или опекуны правонарушителя. К лицам от 16 до 18 лет административные взыскания применяются в соответствии с Законом РФ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» от 26 июня 1999 года №120-ФЗ (в ред. от 13 января 2001 года).

    Военнослужащие и сотрудники ОВД в ряде случаев за административный проступок несут дисциплинарную, а не административную ответственность. Например, если гражданин задержан в нетрезвом состоянии, к нему будет применено административное взыскание, а военнослужащий за аналогичный проступок может получить только дисциплинарное взыскание. В других случаях военнослужащие несут административную ответственность наряду с гражданскими лицами (например, за нарушение правил дорожного движения, правил охоты и рыболовства, таможенных правил и т.д.).

    Административное право предусматривает такое понятие, как вина без вины. Например, руководитель автопредприятия несет административную ответственность, если водитель этого предприятия будет признан виновным в совершении дорожно-транспортного происшествия.

    Административная ответственность не может применяться:

    1) при крайней необходимости (в данном случае лицо не несет административной ответственности, но не освобождается от материальной ответственности перед третьими лицами);

    2) в случае состояния невменяемости лица в момент совершения правонарушения;

    3) если правонарушение имело незначительные вредные последствия или вовсе не имело их;

    Административная ответственность иностранцев и лиц без гражданства наступает на общих основаниях, кроме случаев, когда правонарушитель пользуется дипломатической неприкосновенностью. Вопрос об административной ответственности иностранного гражданина, пользующегося иммунитетом от административной юрисдикции Российской Федерации в соответствии с федеральными законами и международными договорами Российской Федерации и совершившего на территории Российской Федерации административное правонарушение, разрешается в соответствии с нормами международного права.

    Читайте так же:  Права адвоката потерпевшего

    Субъектами административной ответственности могут быть как физические лица, так и коллективные образования. Актом, устанавливающим административную ответственность физических лиц, является Кодекс об административных правонарушениях (КоАП). Законодательство об административных правонарушениях коллективных субъектов не кодифицировано.

    Мерой ответственности за административное правонарушение является административное наказание.

    Виды административных наказаний:

    1. Предупреждение мера административного наказания, выраженная в официальном порицании физического или юридического лица. Предупреждение выносится в письменной форме.

    2. Административный штраф является денежным взысканием и может выражаться в величине, кратной:

    1) минимальному размеру оплаты труда (без учета районных коэффициентов), установленному федеральным законом на момент окончания или пресечения административного правонарушения (далее минимальный размер оплаты труда);

    2) стоимости предмета административного правонарушения на момент окончания или пресечения административного правонарушения;

    3) сумме неуплаченных налогов, сборов, подлежащих уплате на момент окончания или пресечения административного правонарушения, либо сумме незаконной валютной операции.

    Размер административного штрафа не может быть менее одной десятой минимального размера оплаты труда и не может превышать двадцать пять минимальных размеров оплаты труда для граждан, для должностных лиц пятьдесят минимальных размеров оплаты труда, для юридических лиц одну тысячу минимальных размеров оплаты труда.

    Административный штраф за нарушение законодательства Российской Федерации о внутренних морских водах, территориальном море, континентальном шельфе, об исключительной экономической зоне Российской Федерации, антимонопольного, таможенного, валютного законодательства Российской Федерации, а также законодательства Российской Федерации о естественных монополиях, о рекламе, об охране окружающей природной среды, о государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, налагаемый на должностных лиц и юридических лиц, может быть установлен с превышением размеров, указанных в предыдущем абзаце, но не может превышать для должностных лиц двести минимальных размеров оплаты труда, для юридических лиц пять тысяч минимальных размеров оплаты труда.

    Размер административного штрафа, исчисляемого исходя из стоимости предмета административного правонарушения, а также исходя из суммы неуплаченных налогов, сборов, не может превышать трехкратный размер стоимости соответствующего предмета, суммы неуплаченных налогов, сборов. Сумма административного штрафа подлежит зачислению в бюджет в полном объеме в соответствии с законодательством Российской Федерации.

    3. Возмездное изъятие мера административного нарушения, состоящая в принудительном изъятии предмета, который являлся орудием правонарушения. Изъятый предмет реализуется с передачей вырученной суммы бывшему собственнику за вычетом расходов по реализации изъятого предмета. Возмездное изъятие охотничьего оружия, боевых припасов и других дозволенных орудий охоты или рыболовства не применяется к лицам, для которых охота или рыболовство является основным законным источником средств к существованию.

    4. Конфискация принудительное безвозмездное изъятие предмета, явившегося орудием совершения административного правонарушения. Например, ст.14.10 КоАП за незаконное использование чужого товарного знака предусматривает конфискацию предметов, содержащих незаконное воспроизведение товарного знака. Конфискация должна осуществляться в соответствии с п.3 ст.35 Конституции РФ, согласно которому никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда.

    5. Лишение специальных прав (права управления транспортным средством, права охоты и т.д.) — применяется за грубое или систематическое нарушение порядка пользования этих прав. Срок лишения специального права не может быть менее одного месяца и более двух лет. Лишение права управления транспортными средствами не применяется к инвалидам, за исключением случаев управления в состоянии опьянения.

    Лишение специального права в виде права управления транспортным средством не может применяться к лицу, которое пользуется транспортным средством в связи с инвалидностью, за исключением случаев управления транспортным средством в состоянии опьянения, уклонения от прохождения в установленном порядке медицинского освидетельствования на состояние опьянения, а также оставления указанным лицом в нарушение установленных правил места дорожно-транспортного происшествия, участником которого он являлся.

    Лишение специального права в виде права охоты не может применяться к лицам, для которых охота является основным законным источником средств к существованию.

    6. Административный арест применяется за правонарушения, близкие к преступлениям, либо за повторные грубые административные правонарушения. Административный арест заключается в содержании нарушителя в условиях изоляции от общества и устанавливается на срок до пятнадцати суток, а за нарушение требований режима чрезвычайного положения или режима в зоне проведения контртеррористической операции до тридцати суток (ст.3.9 КоАП).

    Административный арест устанавливается и назначается лишь в исключительных случаях за отдельные виды административных правонарушений и не может применяться к: а) беременным женщинам; б) женщинам, имеющим детей в возрасте до четырнадцати лет; в) лицам, не достигшим возраста восемнадцати лет; д) инвалидам 1 и II групп.

    Административный арест назначается судьей.

    7. Выдворение за пределы Российской Федерации иностранных лиц и лиц без гражданства.

    8. Дисквалификация заключается в лишении физического лица права занимать руководящие должности в исполнительном органе управления юридического лица, входить в совет директоров (наблюдательный совет), осуществлять предпринимательскую деятельность по управлению юридическим лицом, а также осуществлять управление юридическим лицом в иных случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации. Устанавливается на срок от шести месяцев до трех лет.

    Дисквалификация может быть применена к лицам, осуществляющим организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в органе юридического лица, к членам совета директоров, а также к лицам, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, в том числе к арбитражным управляющим.

    Административное наказание в виде дисквалификации назначается судьей.

    Административные взыскания подразделяются на основные и дополнительные. Возмездное изъятие и конфискация предмета может применяться в качестве как основных, так и дополнительных административных взысканий, остальные только в качестве основных (ст. 3.3 КоАП).

    Административные взыскания следует отличать от мер административного пресечения, которые предшествуют применению административного взыскания и направлены на прекращение правонарушения.

    В административном праве предусмотрена также такая процедура, как административное задержание. Это не взыскание, и применяется оно лишь в целях выяснения обстоятельств дела и выяснения личности задержанного. Обычно административному задержанию подвергаются лица, подозреваемые в совершении преступления или в силу обстоятельств замешанные в тех или иных противоправных деяниях. Срок административного задержания может длиться не более трех часов либо до рассмотрения дела о правонарушении народным судьей или начальником органа внутренних дел. Задержанию сопутствуют личный досмотр и досмотр вещей задержанного с обязательным составлением протокола в присутствии не менее двух понятых.

    Читайте так же:  Приказ о запрете курения на предприятии образец

    Применение административного взыскания не влечет судимости и увольнения с работы. Лицо, к которому оно применено, считается имеющим взыскание в течение установленного срока. Применять административные взыскания могут должностные лица органов государственной власти и местного самоуправления. Однако в законодательстве еще не решен вопрос о компетентности лиц, применяющих взыскание.

    Особую область представляет административная ответственность организаций. Организации признаются субъектами нарушений, влекущих административную ответственность, если ими не соблюдаются нормы земельного, налогового законодательства, законодательства об охране окружающей среды, нарушаются требования государственных стандартов в области строительства, санитарных норм и т.д. Основной мерой административной ответственности, применяемой к организациям, является штраф. Кроме штрафа, возможно приостановление действия лицензии на осуществление строительной деятельности или на право торговли сроком до трех месяцев.

    Общие выводы. Административное право занимает особое место в системе права Российской Федерации. Если конституционное право за­кладывает основные принципы деятельности государственного механизма, то административное право приводит этот механизм в действие, непосредственно закрепляет существующую систему органов исполнительной власти, регулирует государственную деятельность в области внутреннего управления и вытекающие из этой деятельности юридические отношения между властью и гражданами. Административное право закрепляет права личности, дает гражданам гарантии защиты от произвола должностных лиц, устанавливает контроль за деятельностью государственной администрации.

    Без управления не может существовать ни одно государство. Анархия и произвол прямой путь к самоуничтожению общества и государства. История показывает: чем сильнее государственная власть, чем спокойнее и целеустремленнее действуют исполнительные органы, доводя свою волю до законопослушных граждан, обязанных непременно исполнять все законы, тем сильнее, могущественнее держава. Такие государства могут гордиться не только своим внутренним порядком, но и определять мировой порядок в целом, так как они не на словах, а на деле являются великими державами.

    http://studfile.net/preview/3620581/page:46/

    Административные правонарушения Понятие и основные черты административной ответственности.

    Чтобы нормы права имели шанс на реализацию, необходимо их подкрепить угрозой применения государственного принуждения. Административно-правовые нормы в этом смысле не являются исключением. Однако административное принуждение не сводится к мерам административной ответственности. Помимо мер юридичес­кой ответственности, выделяют административно-предупредительные меры, основной целью которых является предупреждение возможных правонарушений и которые носят принудительно-профилакти­ческий характер (досмотр вещей, личный досмотр, проверка доку­ментов, введение карантина и др.), а также административно-пресекательные меры, которые направлены на прекращение противоправных деяний, предотвращение их последствий (требо­вание прекратить противоправное поведение, применение физичес­кой силы, специальных средств, оружия, административное задержание и др.). Выделяются также меры, связанные, с одной стороны, с пресечением противоправного поведения, а с другой — с привлечением к административной ответственности, которые на­зываются «мерами обеспечения производства по делам об административных правонарушениях».

    Ключевую роль в системе мер административного принуждения играют меры административной ответственности. Административная ответственность — вид юридической ответственности, которая выра­жается в применении уполномоченным органом или должностным лицом административного взыскания к лицу, совершившему правона­рушение.

    Административная ответственность устанавливается законом и подзаконными актами. Некоторые общие положения содержит Конституция РФ. Так, она относит административное и административно-процессуальное законодательство к совместному ведению Федерации и субъектов РФ, устанавливает правила действия законодательства во времени: закон, устанавливающий или отягчающий ответственность, обратной силы не имеет.

    Важнейшим актом, устанавливающим административную ответ­ственность и регулирующим порядок ее применения, является Кодекс об административных правонарушениях (КоАП) РСФСР, состоящий из общей и особенной частей.

    В общей части формулируется сам институт административной ответственности, порядок привлечения к административной ответ­ственности и исполнения взысканий. В особенной части дан пере­чень составов административных правонарушений, за которые устанавливается определенное административное взыскание. Право принимать решения, предусматривающие за их нарушение административную ответственность, имеют кроме центральных органов государственной власти и управления, представительные и исполнительные органы власти субъектов РФ, органы местного самоуправления в пределах компетенции, определенной ст. 6 КоАП, например, по вопросам борьбы со стихийными бедствиями и эпидемиями. Кроме того, административная ответственность может предусматриваться в актах, регулирующих какую-либо специальную сферу общественных отношений, например в законе об основах налоговой системы РФ.

    Основанием любой ответственности, в том числе и адми­нистративной, является правонарушение.

    Меры административной ответственности налагаются в основ­ном в административном порядке и на неподчиненных субъектов (физических и юридических лиц).

    Понятие административного правонарушения. Основанием административной ответственности признаются административные правонарушения, преступления, не представляющие большой общественной опасности, от уголовной ответственности за которые преступник освобожден судом, а также административно-дисциплинарные проступки. Однако не будет преувеличением ска­зать, что в подавляющем большинстве случаев административная ответственность применяется за совершение административного правонарушения.

    Административным правонарушением (проступком) признает­ся посягающее на государственный или общественный порядок, собственность, права и свободы граждан, на установленный поря­док управления противоправное, виновное (умышленное или не­осторожное) действие или бездействие, за которое законода­тельством предусмотрена административная ответственность.

    Укажем на основные признаки административного правонару­шения.

    Административное правонарушение — это деяние, выраженное вовне в виде действия (активное поведение) или бездействия (пассивное поведение). Мысли, убеждения, психические процессы не составляют правонарушения. Кроме того, у лица должен быть хоть какой-то выбор между антисоциальным и правомерным поведением, иначе говорить о наличии деяния нельзя. Не образует деяния также и неконтролируемое телодвижение.

    Административное правонарушение —это антисоциальное деяние. В науке существует спор по поводу природы администра­тивных правонарушений: являются ли они общественно вредными или общественно опасными. По существу административный прос­тупок есть общественно опасное деяние, которое отличается от преступления лишь характером и степенью общественной опас­ности, о чем свидетельствует постоянный обмен составами между административным и уголовным правом в форме криминализации и декриминализации деяний. Об этом же свидетельствует привле­чение к уголовной ответственности за некоторые повторные деяния, за которые ранее применялась административная ответственность.

    Антисоциальность административных проступков проявляется в том, что они наносят вред правоохранительным общественным отношениям. Характер и степень антисоциальности деяний опреде­ляются объектом посягательства, качественным содержанием и величиной ущерба, особенностями способа посягательства, формой и степенью вины, местом, временем совершения правонарушения и др. Личность правонарушителя не влияет на степень общественной опасности правонарушения, однако является основанием для индивидуализации наказания.

    По признаку антисоциальности деяние, совершенное в состо­янии необходимой обороны и крайней необходимости, не подпадает под состав конкретного административного правонарушения.

    Необходимой обороной признается защита личности или прав обороняющегося или другого лица, интересов общества или госу­дарства от общественно опасного посягательства путем причинения вреда посягающему, если при этом не было допущено превышения пределов необходимой обороны.

    Читайте так же:  Как оплатить административный штраф со скидкой

    Институт необходимой обороны в административном праве в основном идентичен уголовно-правовому. Однако в данном случае необходимая оборона может применяться как против преступных посягательств, так и против посягательств, являющихся адми­нистративным правонарушением. Другое дело, что круг таких пося­гательств достаточно невелик, так как необходимая оборона возможна лишь против тех посягательств, которые можно предотв­ратить путем физического воздействия на посягающего.

    Деянием, совершенным в состоянии крайней необходимости, признается действие, формально хотя и подпадающее под признаки деяний, предусмотренных КоАП РСФСР и другими нормативными актами, устанавливающими административную ответственность, но совершенное для предотвращения большего вреда, если эта опас­ность при данных обстоятельствах не могла быть устранена другими средствами и если причиненный вред является менее значительным, чем предотвращенный вред. Данные деяния являются общественно полезными, а потому не являются административным правонару­шением.

    Административное правонарушение —противоправное деяние. Это означает, что данное деяние нарушает нормы права, причем не только административного, но и любой другой отрасли, за нару­шение которых предусмотрена административная ответственность.

    Административное правонарушение —это виновное (умышленное или неосторожное) деяние.

    Состав административного правонарушения. Признаки административного правонарушения нужно отличать от состава правонарушения. Только при наличии состава правонарушения может быть положительно решен вопрос о привлечении лица к административной ответственности. Например, безбилетный проезд в общественном транспорте двенадцатилетним мальчиком не может повлечь наложение административной санкции, поскольку отсутст­вует состав правонарушения (субъект), хотя административное пра­вонарушение налицо. Поэтому перед тем, как привлекать лицо к административной ответственности, необходимо убедиться в наличии всех элементов состава административного правонару­шения.

    Состав административного правонарушения —это совокуп­ность закрепленных нормативно-правовыми актами признаков (элементов), наличие которых может повлечь применение мер административной ответственности.

    1. Объект административного правонарушения —это обществен­ные отношения, урегулированные нормами права и охраняемые мерами административной ответственности, на которые посягает административный проступок. Причинение ущерба общественным отношениям возможно путем: |

    причинения вреда субъекту общественных отношений (например, доведение несовершеннолетних до состояния опьянения);

    путем воздействия на вещь, по поводу которой возникло общественное отношение (уничтожение полезной для леса фауны);

    путем устранения себя из общественного отношения, что влечет неисполнение обязанностей (уклонение от подачи декларации о доходах).

    2. Объективная сторона административного правонарушения — это действие или бездействие, запрещенное нормами административного или иных отраслей права и за которое установ­лена административная ответственность. Действие предполагает активное поведение, в основе которого лежит сознательное те­лодвижение. Рефлекторные движения свидетельствуют об отсутствии состава административного правонарушения. Без­действие — это пассивное поведение, в основе которого лежит неисполнение какой-либо обязанности, вытекающей из закона, из других нормативно-правовых актов. Необходимо отметить, что в КоАП предусмотрено много правонарушений, основанных на»| неисполнении обязательных правил.

    О наличии объективной стороны административного правонарушения можно говорить только в том случае, если в основе действия или бездействия лежало осознанное поведение. Таким образом, отсутствует деяние в том случае, если вред причинен под влиянием непреодолимой силы, физического или психического принуждения, так что у нарушителя не было выбора между неправомерным и правомерным поведением.

    Иногда законодательство связывает наступление администра­тивной ответственности с такими признаками, как неоднократность, повторность. Неоднократность—это совершение однородного деяния несколько раз. Важно понимать, что неоднократные деяния в данном случае составляют не несколько, а одно административное правонарушение. В том случае, если совершается несколько одно­родных деяний, каждое из которых в отдельности образует состав административного проступка, принято говорить о повторности. Повторность — это совершение одним и тем же лицом в течение года однородного правонарушения, за которое оно уже подвергалось административному взысканию.

    3.Субъект административного правонарушения. Субъектом административного правонарушения могут быть как физические, так и юридические лица.

    Ответственность физических лиц. Меры административной ответственности могут быть применены как к гражданам Российской Федерации, так и к иностранным гражданам и лицам без гражданства. Возраст административной ответствен­ности установлен в 16 лет.

    Не подлежит административной ответственности лицо, которое во время совершения противоправного действия либо бездействия находилось в состоянии невменяемости, т. е. не могло отдавать отчет в своих действиях или руководить ими вследствие хронической душевной болезни, временного расстройства душевной деятель­ности, слабоумия или иного болезненного состояния.

    Законодательство об административных правонарушениях иногда выделяет другие категории лиц (специальных субъектов) по особенностям правового положения, профессиональным, социаль­ным функциям, состоянию здоровья, принадлежности к религиозным объединениям. Для некоторых категорий лиц (долж­ностных лиц, водителей, работников торговли и др.) предусмотрены дополнительные основания административной ответственности, составы, которые могут совершаться только этими лицами.

    Законодательство определяет категории лиц, для которых пре­дусмотрено ограничение административной ответственности:

    а) ограничения, касающиеся административного ареста: эта санкция не может быть применена к беременным женщинам, женщинам, имеющим детей в возрасте до двенадцати лет, к лицам, не достигшим восемнадцати лет, к инвалидам первой и второй групп. К лицам, для которых охота является основным источником сущес­твования, не может применяться возмездное изъятие и конфискация огнестрельного оружия и боевых припасов, а также лишение права охоты. За редким исключением не может применяться к лицам, которые пользуются транспортным средством в связи с инвалидностью, такая санкция, как лишение права управления транспортным средством;

    б) военнослужащие и призванные на сборы военнообязанные за Редким исключением несут ответственность за административные правонарушения по дисциплинарным уставам. К указанным лицам не могут быть применены исправительные работы и администра­тивный арест, а к военнослужащим, кроме того, штраф и лишение права управления транспортными средствами;

    в) ограничения административной ответственности устанавлива­ются для судей, прокуроров, депутатов представительных органов власти и др.;

    г) административная ответственность не может применяться к иностранным гражданам, обладающим дипломатическим иммунитетом.

    Административная ответственность юри­дических лиц. Возможность привлечения юридических лиц к административной ответственности является серьезной проблемой. Нигде, за исключением Земельного кодекса РСФСР, прямо об административной ответственности юридических лиц не говорится, а указывается, что они несут ответственность в административном порядке, что не одно и то же.

    Законодательство об административной ответственности юридических лиц в единую систему пока не сложилось, поэтому данная проблема еще требует серьезной научной и законодательной проработки.

    Видео (кликните для воспроизведения).

    http://studfile.net/preview/6204100/page:6/

    Понятие административной ответственности и административного правонарушения
    Оценка 5 проголосовавших: 1

    ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

    Please enter your comment!
    Please enter your name here