Понятие административной деятельности органов внутренних дел

Полезное по теме: "Понятие административной деятельности органов внутренних дел" от специалистов простым языком. Если необходимо уточнить актуальность на 2020 год, а также задать вопрос, то обращайтесь к дежурному юристу.

Понятие, основные черты и принципы административной деятельности органов внутренних дел

Административная деятельность полиции – это неотъемлемая часть государственного управления в области внутренних дел. Она является исполнительно-распорядительной деятельностью, направленной на организацию и практическое осуществление задач и функций органов внутренних дел в области обеспечения безопасности личности, борьбы с преступностью, охраны общественного порядка и обеспечения общественной безопасности в стране.

Административная деятельность полиции рассматривается как одно из главных направлений их правоохранительной деятельности. Она по своему содержанию может охватывать как внутриорганизационную, так и внешнюю сферу деятельности органов внутренних дел.

Внутриорганизационная деятельность направлена на формирование подразделений и служб, определение функциональных обязанностей сотрудников, на руководство подчиненными службами, аппаратами, подразделениями. Эта деятельность способствует эффективному осуществлению внешнеорганизационной деятельности (исполнительно-распорядительной), то есть деятельности по реализации задач борьбы с преступностью, охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности.

Совершенствование административной деятельности полиции, призванной обеспечивать в стране надлежащий общественный порядок, следует рассматривать как одно из важнейших направлений развития государственного управления в сфере правопорядка.

Обеспечивая общественный порядок и безопасность, органы внутренних дел (в том числе полиция) решают многочисленные задачи по организации дорожного движения, осуществлению лицензионно-разрешительной работы, оказанию помощи пострадавшим от правонарушений, содействию людям во время стихийных бедствий, при авариях и катастрофах и других чрезвычайных обстоятельствах.

Рассматривая основные черты этого вида деятельности, отметим, во-первых, что административная деятельность носит государственно-властный характер. Органы внутренних дел осуществляют свои полномочия от имени государства. Они правомочны осуществлять контроль (надзор) за соблюдением установленных правил поведения, давать юридическую оценку действиям и поступкам людей, выявлять правонарушения и реагировать на них в установленном законом порядке, а также давать в пределах своей компетенции обязательные для исполнения предписания и предъявлять столь же обязательные требования, применять в целях, на основании и в порядке меры принуждения, установленные законом.

Во-вторых, административная деятельность полиции является подзаконной. Она осуществляется на основе и во исполнение законов и других правовых актов и строится в строгом соответствии с целями и в пределах, определенных законом, а также на основе использования соответствующих законных средств. В ходе этой деятельности недопустимы неправомерные действия сотрудников полиции или противопоставление законности целесообразности. Сотрудники полиции обязаны действовать по правилу: законно все то, что предусмотрено Федеральным законом от 07.02.2011 №3-ФЗ «О полиции»[1] и соответствует его целям.

В-третьих, в отличие от других видов государственно-властной деятельности (законодательной, правосудия или предварительного следствия, оперативно-разыскной деятельности) административная деятельность носит исполнительно-распорядительный характер. Ее главной целью является исполнение действующего законодательства по вопросам, входящим в компетенцию органов внутренних дел. Вместе с тем, для успешного осуществления своих исполнительных функций органы внутренних дел наделены распорядительными полномочиями, предусматривающими возможность принятия мер административного воздействия.

В-четвертых, непременным свойством рассматриваемой деятельности является ее организующий, творческий характер и профилактическая направленность.

Таким образом, определяя сущность административной деятельности полиции, можно сказать, что она заключается в организации и практическом осуществлении охраны общественного порядка и обеспечении общественной безопасности, в оказании содействия и помощи гражданам в реализации их прав, свобод и законных интересов.

Закономерности становления правового государства определяют принципы организации и функционирования системы государственного управления, закрепленные в Конституции Российской Федерации. Они являются концентрированным итогом развития нашего государства.

В юридической литературе, посвященной этим вопросам, дается различная классификация этих принципов. В них отражаются политические, организационные и правовые аспекты всей системы управления в сфере административной деятельности органов внутренних дел. Поэтому принципыадминистративной деятельности органов внутренних дел можно подразделить следующим образом:

— общественно-политические (конституционные) или, как их классифицировал А.П. Коренев, социально-правовые[2];

Общественно-политические (конституционные) принципы

закреплены, главным образом, в Конституции Российской Федерации[3], в Федеральном законе от 07.02.2011 № 3-ФЗ «О полиции» и в других законах. Рассмотрим их содержание.

Принцип гуманизма статья 2 Конституции Российской Федерации гласит, что человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина – обязанность государства, то есть государственных органов.

Статья 5 Закона «О полиции» определяет, что сотруднику полиции запрещается прибегать к пыткам, насилию, другому жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению. Сотрудник полиции обязан пресекать действия, которыми гражданину умышленно причиняются боль, физическое или нравственное страдание.

Принцип законности статья 15 Конституции Российской Федерации. Данный принцип означает, что сотрудники органов внутренних дел:

1) во-первых, должны соблюдать Конституцию Российской Федерации, другие законы и нормативные правовые акты, не противоречащие Конституции Российской Федерации;

2) во-вторых, решения, принимаемые руководителями и сотрудниками внутренних дел при осуществлении правоохранительной и правоприменительной деятельности, должны соответствовать духу и букве закона;

3)в-третьих, государством предусмотрена ответственность за незаконные действия должностных лиц.

Важная норма заложена в части 4 статьи 6 Федерального закона «О полиции», о том, что сотрудник полиции не может в оправдание своих действий (бездействия) при выполнении служебных обязанностей ссылаться на интересы службы, экономическую целесообразность, незаконные требования, приказы и распоряжения вышестоящих должностных лиц или какие-либо иные обстоятельства.

Принцип уважение прав и свобод человека и гражданина – статья 19 Конституции Российской Федерации. Государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, а также других обстоятельств.

Данная норма Конституции Российской Федерации нашла отражение в статье 7 Закона «О полиции» и закреплена в принципе беспристрастности и означает, что полиция защищает права, свободы и законные интересы человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств.

Принцип гласности – статья 24 Конституции Российской Федерации. Этот принцип означает, что сбор, хранение, использование и распространение информации о частной жизни лица без его согласия не допускаются. Вместе с тем, органы внутренних дел и их должностные лица обязаны обеспечить каждому возможность ознакомиться с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы, если иное не предусмотрено законом.

Принцип взаимодействия и сотрудничества – статья 10 Федерального закона «О полиции». Этот принцип делает акцент на то, что полиция при осуществлении своей деятельности взаимодействует с другими правоохранительными органами, государственными и муниципальными органами, общественными объединениями, организациями и гражданами.

Принцип общественного доверия и поддержки граждан – в соответствии с которым, полиция при осуществлении своей деятельности стремится обеспечивать общественное доверие к себе и поддержку граждан.При этом действия сотрудников полиции должны быть обоснованными и понятными для граждан, а в случае нарушения сотрудником полиции прав и свобод граждан или прав организаций полиция обязана в пределах своих полномочий принять меры по восстановлению нарушенных прав и свобод. В порядке, определяемом федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел, полиция приносит извинения гражданину, права и свободы которого были нарушены сотрудником полиции, по месту нахождения (жительства), работы или учебы гражданина в соответствии с его пожеланиями.

Читайте так же:  Административными наказаниями признаются

В качестве еще одного принципа в указанном законе закреплено, что полиция в своей деятельности обязана использовать достижения науки и техники, информационные системы, сети связи, а также современную информационно-телекоммуникационную инфраструктуру.

Полиция в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, применяет электронные формы приема и регистрации документов, уведомления о ходе предоставления государственных услуг, взаимодействия с другими правоохранительными органами, государственными и муниципальными органами, общественными объединениями и организациями.

Организационные принципы.

Здесь сразу же следует оговориться, что мы рассматриваем организационные принципы только по отношению к охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности, а не ко всей административной деятельности органов внутренних дел. Перечислим их.

Комплексный подход к охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности. Данный принцип является основополагающим для деятельности сил и средств полиции, в соответствии с которым наряды патрульно-постовой службы полиции, дорожно-патрульной службы Государственной автоинспекции безопасности дорожного движения, вневедомственной охраны и других подразделений расставляются и действуют на основе комплексного плана (единой дислокации).

Сочетание территориального и линейного принципов. План комплексного использования сил и средств органов внутренних дел четко определяет границы патрульных участков, границы маршрутов патрулей и постов для каждого наряда полиции. Вместе с тем, действуя в границах патрульного участка, наряды разных служб, выполняют, прежде всего, свои линейные задачи: охрану общественного порядка (патрульно-постовая служба) и имущества собственников (полиция вневедомственной охраны), обеспечение безопасности дорожного движения (дорожно-патрульная служба Государственной автоинспекции безопасности дорожного движения).

Единоначалие и персональная ответственность. В органах внутренних дел этот принцип проявляется в том, что решения, принимаемые начальником органа внутренних дел об организации охраны общественного порядка на соответствующий период времени (на два года – план комплексного использования сил и средств, на сутки – постовая ведомость и др.), утверждаются лично им. Следовательно, за обеспечение общественного порядка на территории обслуживания вверенного ему подразделения начальник несет персональную ответственность. Это требование относится к начальникам патрульных участков, а также к любому постовому или патрульному полицейскому, непосредственно обеспечивающему общественный порядок на отведенной ему территории.

Профилактическая направленность охраны общественного порядка и обеспечения общественной безопасности. Наиболее ярко проявляется этот принцип в работе таких представителей полиции, как участковые уполномоченные, инспектора подразделений по делам несовершеннолетних, инспектора дорожно-патрульной службы Государственной автоинспекции безопасности дорожного движения, патрульно-постовой службы, которые ежедневно вступают в отношения с гражданами, убеждая их точно соблюдать установленные правила поведения.

http://megaobuchalka.ru/10/9658.html

Виды административной деятельности органов внутренних дел

В начале следует уяснить, что под видами административной деятельности милиции понимаются ее составные части, различающиеся между собой по конкретным задачам, характеру охраняемых общественных отношений, специфике правового регулирования, осуществляемые специально созданными структурными подразделениями органов внутренних дел.

Уже из определения понятия административной деятельности органов внутренних дел (милиции) видно, что прежде всего данная деятельность подразделяется на два вида: внутриорганизационную и внешнюю.

В процессе осуществления внутриорганизационной административной деятельности милиции определяются структура конкретных службы или подразделения, расстановка, а также порядок отбора кадров, принимаются управленческие решения, происходит планирование работы, осуществляется контроль и проверка исполнения, изучается, обобщается, распространяется и внедряется положительный опыт работы. К внутриорганизационной деятельности милиции относится поощрение сотрудников, использование дисциплинарной практики, аттестование и т. д.

Можно видеть, что внутриорганизационная административная деятельность состоит в организации работы не только административных, но и оперативно-разыскных аппаратов органов внутренних дел, а также дознания, предварительного следствия, других служб и подразделений органов внутренних дел.

Внутриорганизационная административная деятельность милиции носит вспомогательный по отношению к внешней характер. Она призвана обеспечить ее достаточную эффективность.

Внешняя административная деятельность милиции выражается, прежде всего, в повседневном направлении поведения людей в рамки, предписанные правовыми нормами. В наиболее широком объеме внешнюю административную деятельность осуществляют подразделения обеспечения общественного порядка и Государственной инспекции безопасности дорожного движения МВД России. Именно для них в наибольшей мере характерно наличие и применение государственно-властных полномочий административного характера.

Внешняя административная деятельность может быть подразделена на следующие виды:

1. Охрана правопорядка в общественных местах (охрана общественного порядка или, согласно старой терминологии, наружная служба милиции).

2. Административно-правовая профилактика правонарушений (борьба с пьянством, включая деятельность медицинских вытрезвителей; предупреждение правонарушений несовершеннолетних и др.).

3. Охрана собственности на основе договоров.

4. Обеспечение безопасности дорожного движения.

5. Осуществление паспортно-регистрационной системы.

6. Осуществление паспортно-визовой системы.

7. Контроль за соблюдением правил пребывания (проживания) в Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства.

8. Производство по делам о гражданстве Российской Федерации.

9. Осуществление лицензионно-разрешительной работы.

10. Охрана, содержание и конвоирование подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений.

Все названные составные части административной деятельности, составляющие предмет изучения дисциплины и рассматриваемые в ее особенной части, отличаются друг от друга конкретными задачами, характером охраняемых общественных отношений, спецификой правового регулирования, обособленными структурами органов внутренних дел. В то же время в реализации практически каждого из перечисленных видов участвуют такие «универсальные» службы органов внутренних дел, как служба участковых уполномоченных милиции, патрульно-постовая, служба дежурных частей органов внутренних дел.

§ 4. Соотношение административной деятельности
органов внутренних дел с уголовно-процессуальной
и оперативно-разыскной деятельностью

В соответствии с Федеральным законом «Об оперативно-разыскной деятельности» указанная деятельность осуществляется гласно и негласно (что является ее наиболее характерной чертой) путем проведения оперативно-разыскных мероприятий, а также при конфиденциальном содействии граждан в целях защиты жизни, здоровья, прав и свобод человека и гражданина, собственности, обеспечения безопасности общества и государства от преступных посягательств.

Главное назначение оперативно-разыскной деятельности состоит в том, чтобы преимущественно негласными методами обнаружить и собрать предметы и документы, несущие сведения о преступлении, найти лиц, могущих сообщить эти сведения.

Уголовно-процессуальная деятельность милиции – это деятельность органов дознания, осуществляемая в надлежащем процессуальном порядке для защиты граждан, общества от общественно опасных деяний путем проверки сведений о преступлениях, расследования уголовных дел.

Оперативно-разыскная деятельность предшествует уголовно-процессуальной, как бы сопровождает ее и имеет важное значение для обеспечения процессуальных действий. Она носит вспомогательный характер и играет обслуживающую роль по отношению к уголовному процессу. Согласованное применение оперативно-разыскной деятельности милиции и процессуальных действий позволяет успешно раскрывать преступления.

Указанные виды деятельности органов внутренних дел тесно взаимосвязаны с административной деятельностью. К примеру, при осуществлении оперативно-разыскной деятельности сотрудники ОВД могут применять в установленных законом случаях меры административного принуждения; а охрана и конвоирование лиц, задержанных по подозрению в совершении преступления, или взятых под стражу в ходе осуществления уголовно-процессуальной деятельности, обеспечивается в рамках административной деятельности специализированными подразделениями милиции.

Читайте так же:  Применение уполномоченным органом административного наказания

Административная деятельность милиции, так же как и оперативно-разыскная, часто предшествует уголовно-процессуальной, материалы административного производства выступают в качестве источников доказательств по уголовному делу, а сотрудники милиции, осуществляющие административную деятельность, являются свидетелями.

РАЗДЕЛ II
ПРАВОВОЕ ПОЛОЖЕНИЕ И ОРГАНИЗАЦИОННОЕ
ПОСТРОЕНИЕ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ

Глава 4. ЗАДАЧИ, ФУНКЦИИ И СИСТЕМА
ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ

Папиллярные узоры пальцев рук — маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни.

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций.

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ — конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой.

http://cyberpedia.su/4x2f3e.html

Виды административной деятельности органов внутренних дел

Прежде всего, следует уяснить, что под видами административной деятельности органов внутренних дел (милиции) понимаются ее составные части, различающиеся между собой по конкретным задачам, характеру охраняемых общественных отношений, специфике правового регулирования, осуществляемые специально созданными структурными подразделениями органов внутренних дел.

Уже из определения понятия административной деятельности органов внутренних дел (милиции) видно, что, прежде всего, данная деятельность подразделяется на два вида: внутриорганизационную и внешнюю.

В процессе осуществления внутриорганизационной административной деятельности милиции определяются структура конкретных служб или подразделений, расстановка, а также порядок отбора кадров, принимаются управленческие решения, происходит планирование работы, осуществляется контроль и проверка исполнения, изучается, обобщается, распространяется и внедряется положительный опыт работы. К внутриорганизационной деятельности милиции относятся: поощрение сотрудников, использование дисциплинарной практики, аттестование и т. д.

Очевидно, что внутриорганизационная административная деятельность милиции состоит в организации работы не только административных, но и оперативно-розыскных аппаратов органов внутренних дел, а также дознания, следствия, других служб и подразделений органов внутренних дел.

Внутриорганизационная административная деятельность милиции носит вспомогательный характер относительно внешней.

Внешняя административная деятельность милиции выражается, прежде всего, в повседневном направлении поведения людей в рамки, предписанные правовыми нормами. В наиболее широком объеме внешнюю административную деятельность осуществляют подразделения обеспечения общественного порядка и Государственной инспекции безопасности дорожного движения МВД России. Именно для них в наибольшей мере характерно наличие и применение государственно-властных полномочий административного характера.

Внешняя административная деятельность может быть подразделена на следующие виды:

1. Охрана правопорядка в общественных местах (охрана общественного порядка или, согласно старой терминологии, наружная служба милиции).

2. Административно-правовая профилактика правонарушений (предупреждение преступлений со стороны ранее судимых лиц; борьба с пьянством, включая деятельность медицинских вытрезвителей; предупреждение правонарушений несовершеннолетних; предупреждение проституции; деятельность милиции в качестве субъекта государственной многоуровневой системы профилактики правонарушений и др.).

3. Охрана собственности на основе договоров.

4. Обеспечение безопасности дорожного движения.

5. Участие в осуществлении паспортно-регистрационной и паспортно-визовой систем.

6. Осуществление контроля за соблюдением гражданами и должностными лицами установленных правил регистрационного учета граждан Российской Федерации, а также за соблюдением иностранными гражданами и лицами без гражданства установленных для них правил въезда, выезда, пребывания и транзитного проезда через территорию Российской Федерации во взаимодействии с подразделениями территориальных органов Федеральной миграционной службы.

7. Осуществление лицензионно-разрешительной работы.

8. Охрана, содержание и конвоирование подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений.

Все названные составные части административной деятельности, составляющие предмет изучения дисциплины и рассматриваемые в ее Особенной части, отличаются друг от друга конкретными задачами, характером охраняемых общественных отношений, спецификой правового регулирования, обособленными структурами органов внутренних дел. В то же время в реализации практически каждого из перечисленных видов участвуют такие универсальные службы органов внутренних дел, как служба участковых уполномоченных милиции, патрульно-постовая служба, служба дежурных частей органов внутренних дел.

Дата добавления: 2014-12-17 ; Просмотров: 984 ; Нарушение авторских прав? ;

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

http://studopedia.su/13_173171_vidi-administrativnoy-deyatelnosti-organov-vnutrennih-del.html

Глава 3. ПОНЯТИЕ И ПРАВОВАЯ ОСНОВА АДМИНИСТРАТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ

§1. Понятие и правовое регулирование административной
деятельности органов внутренних дел

Вопрос о понятии и сущности административной деятельности органов внутренних дел на протяжении многих лет является дискуссионным. От того, как в дальнейшем будет истолкована юридическая природа административной деятельности, ее цели, зависит и содержание этой деятельности.

Согласно традиционной точке зрения административная деятельность органов внутренних дел, наряду с оперативно-разыскной (или, что одно и то же, сыскной) и уголовно-процессуальной (дознавательской, следственной) деятельностью, представляет собой самостоятельную функцию данных органов[25].

Наиболее распространенное в юридической и специальной литературе определение понятия административной деятельности органов внутренних дел сформулированно следующим образом.

Административная деятельность органов внутренних дел (милиции) представляет собой исполнительно-распорядительную деятельность по организации работы служб и подразделений указанных органов и практическому осуществлению административно-правовыми способами охраны общественного порядка, обеспечения общественной безопасности и борьбы с преступностью.

Это определение профессора М.И. Еропкина в несколько модернизированном виде[26].

Преимущество данного определения понятия состоит в том, что оно сформулировано и существует в научной и учебной литературе уже около сорока лет, является общепризнанным и за время существования претерпело лишь незначительные изменения.

Недостатки же проявились в 90-е годы прошлого века, когда стали предприниматься теоретические и практические усилия, с одной стороны, по развенчанию и слому административно-командной системы, с другой – по проведению в жизнь судебно-правовой реформы, имеющей целью приблизить нас к правовому государству.

Дело в том, что термин «административный» имеет своим первоначальным источником латинский язык (administrare – управленческий). Поэтому административная деятельность в отличие от оперативно-разыскной и процессуальной как милицейская функция подчас никак не связывается со специфическим социальным назначением милиции, ведь ее осуществляет любой орган исполнительной власти[27].

Подобный чисто «управленческий» подход, опирающийся на многие ленинские указания, явился в свое время основополагающим для уяснения сущности административной деятельности органов внутренних дел (милиции).

Видео (кликните для воспроизведения).

Его недостатки проявились в следующем.

1. Как в практической работе, так и при изучении дисциплины акценты смещались именно на деятельностный аспект, а не на закон, не на правовую основу деятельности милиции. Отсюда проистекали элементы правового нигилизма в работе ее сотрудников. В настоящее время курс административной деятельности органов внутренних дел нацелен на изучение не просто деятельности, а правоприменительной деятельности милиции.

2. Гипертрофированно понимался и административный аспект деятельности органов внутренних дел, что на практике вело к увлечению администрированием (т. е. управлению только лишь с помощью приказов и командования), а при изучении курса чрезмерное внимание уделялось вопросам кадрового, хозяйственного, финансово-экономического обеспечения и т. п. за счет сужения тем, связанных с правовым положением милиции. Предлагалось включить в предмет курса изучение делопроизводства в органах внутренних дел. Кроме того, непонятно было (да и сейчас нет достаточной ясности в этом вопросе), как должны соотноситься курсы административной деятельности и основ управления в органах внутренних дел.

Читайте так же:  Судебное постановление по административному делу

Приведенное определение понятия административной деятельности органов внутренних дел можно назвать положительным. Ю.П. Соловей значительно уточняет смысл рассматриваемого термина путем его «отрицательной» характеристики: это та деятельность милиции, которая не является сыскной (оперативно-разыскной) или уголовно-процессуальной[28].

Во всяком случае, по содержанию данная дисциплина изучает основы административно-правового положения российской милиции. В будущем, возможно, на базе этой дисциплины сформируется курс, который условно можно назвать полицейским правом. Ю.П. Соловей отмечает, что в настоящее время в учебных заведениях МВД России полицейское право де-факто изучается в основном в рамках объемного курса «Административная деятельность органов внутренних дел». Прежним его наименованием было «Административное право (Специальная часть)»[29].

§ 2. Характерные черты административной деятельности
органов внутренних дел

Характерные черты – это то, что отличает административную деятельность от других основных направлений работы органов внутренних дел, в частности, от уголовно-процессуальной и оперативно-разыскной деятельности.

Традиционно выделяются следующие характерные черты административной деятельности органов внутренних дел.

http://cyberpedia.su/4x2f3c.html

Административная деятельность полиции

Формы административной деятельности полиции: понятие, виды и характеристика

Сотрудники полиции как субъекты административно-правовых отношений выполняют исполнительные и распорядительные функции, при этом их деятельность по осуществлению этих функций регулируется преимущественно нормами административного права. Специфика административной деятельности полиции состоит, прежде всего, в ее цели — исполнении действующего административного законодательства по вопросам, отнесенным государством к компетенции полиции.

Многообразие функций и задач, решаемых в процессе административной деятельности полиции, обстановки и условий, в которых она протекает, обусловливает применение различных ее форм.

Под формой административной деятельности полиции понимаются однородные по своему характеру и правовой природе внешне выраженные группы действий либо их результат, посредством которых осуществляются функции. Функции полиции — это составные части (направления) внешней деятельности, а формы показывают, путем каких действий они практически осуществляются. Форма — это то или иное управленческое действие, имеющее внешнее проявление или внешневыраженный результат управленческой деятельности (например, принятое управленческое решение).

Административную деятельность полиции подразделяют:

  1. по характеру разрешаемых дел — регулятивная и правоохранительная;
  2. по целенаправленности — внутренняя (внутриорганизационная) и внешняя (внешневластная);
  3. по способу выражения — словесная и конклюдентная 1 Конклюдентные действия (от лат. concludere — заключать, делать выводы) — это поведение лица, которое свидетельствует о его намерении вступить в правоотношение, совершить сделку. Это косвенный способ выражения воли не в форме устного или письменного волеизъявления, а поведением, по которому можно сделать заключение о таком намерении (например, жесты). .

В первых двух случаях административная деятельность представлена правовыми формами, поскольку в рамках данных видов деятельности принимаются решения, которые непосредственно влекут установление правовых норм, возникновение, изменение или прекращение административно-правовых отношений. Они находят свое выражение в правовых актах управления — нормативных и индивидуальных.

В административной деятельности полиции используется также устная словесная форма — устные приказы, указания, распоряжения, команды, наложение взыскания. Эта форма наиболее часто применяется при решении вопросов повседневного оперативного характера.

Административная деятельность полиции может выражаться и в конклюдентной форме, т.е. при помощи определенных жестов, условных сигналов, движений, знаков, разметки и других действий, ясно выражающих решение субъекта административной деятельности. Это, например, жесты инспектора ДПС ГИБДД, регулирующего движение транспорта и пешеходов, сигналы светофора, сигналы свистком, подаваемые сотрудником патрульно-постовой службы, и т.п.

Таким образом, в зависимости от юридических последствий можно выделить следующие формы административной деятельности полиции:

Правовая форма административной деятельности полиции. По содержанию она подразделяется на правоустановительную и правоприменительную. При этом следует иметь в виду, что установление норм права как специфическая правовая форма деятельности органов управления характерна для органов внутренних дел в целом, а не только для полиции.

Правоустановительная деятельность ОВД имеет в большей степени внутриведомственную направленность. Принимаемые ими нормативные акты адресуются преимущественно подчиненным органам, подразделениям, сотрудникам и являются основным средством реализации положений ФЗ «О полиции» с учетом особенностей решаемых задач.

Правоустановительная административная деятельность ОВД (полиции) заключается в издании нормативных актов управления.

В контексте административной деятельности ОВД под нормативным правовым актом понимается письменный документ, изданный в соответствии с установленными требованиями правомочным на то должностным лицом МВД России, устанавливающий, изменяющий или отменяющий правовые нормы, рассчитанный на многократное применение и относительно неопределенный круг лиц (концепция, директива, административный регламент, приказ, в том числе утверждающий положение, устав, инструкцию, правила, наставление).

Следует отметить, что нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, устанавливающие правовой статус организаций или имеющие межведомственный характер, должны пройти государственную регистрацию в Минюсте России, после чего подлежат обязательному официальному опубликованию.

Особые формы нормативных актов управления полиции: планы комплексного использования сил и средств ОВД РФ по обеспечению правопорядка в общественных местах (единая дислокация), типовые планы охраны общественного порядка и обеспечения общественной безопасности при проведении массовых мероприятий, планы проведения рейдов (операций), план работы территориального органа внутренних дел и др. В данных документах на определенный период могут ставиться задачи всему или части личного состава территориального органа внутренних дел по месту и времени, излагаться формы взаимодействия между нарядами и службами, предписываться тактические приемы (общие) несения службы и т.п.

Правоприменительная деятельность полиции включает в себя принятие индивидуальных актов управления. Индивидуальные акты управления — основной вид актов управления полиции. К ним относятся официальные документы, в которых закрепляются односторонние властные решения уполномоченных должностных лиц органов внутренних дел, адресованные конкретному субъекту и рассчитанные на однократное применение. Их назначение — в применении норм права к конкретному случаю, лицу (выдача лицензий, регистрация автотранспортных средств, вынесение постановления о наложении административного наказания, издание приказов о назначении на должность, присвоении специальных званий и т.п.).

Соответственно по юридическим свойствам акты управления органов внутренних дел (полиции) подразделяются на нормативные и индивидуальные.

В правоприменительную деятельность полиции включается также осуществление иных юридически значимых действий , которые заключаются в применении правовых норм к конкретным обстоятельствам или лицам, но без издания индивидуальных актов, непосредственно влекущих юридические последствия. К подобным действиям относятся такие, которые в силу указания в законе выступают в качестве необходимого условия для принятия правового акта управления и наступления указанных правовых последствий. Примеры таких действий, ежедневно совершаемых сотрудниками полиции, — документирование определенных фактов, выявленных и установленных в процессе контрольно-надзорной и административно-юрисдикционной деятельности (составление протокола об административном правонарушении, подготовка актов и заключений по окончании проведения проверки деятельности подконтрольных объектов или конкретной информации, заключения по материалам служебной проверки, аттестации и др.).

Читайте так же:  Дело об административном правонарушении предусмотренном статьей

Как правило, эти документы фиксируют юридически значимые действия, факты или акты правоприменения и могут повлечь за собой уже принятие управленческих решений в форме издания индивидуальных актов управления (например, постановления о назначении административного наказания, приказа о поощрении или привлечении к дисциплинарной ответственности).

Неправовые формы. Этот вид административной деятельности полиции, выделяемый по способу выражения, — необходимый элемент управленческой деятельности. Однако правовых последствий сам по себе он не влечет, в связи с чем выражается в неправовых формах, к которым относятся (1) организационные действия и (2) материально-технические действия.

В отличие от правовых форм административной деятельности полиции неправовые формы сами по себе не влекут за собой возникновения, изменения или прекращения административно-правовых отношений для лиц, к которым они обращены. Юридический результат этих форм — сам факт их осуществления.

Организационные действия выражаются в подготовке и проведении служебных совещаний, собраний, инструктажей, в организации взаимодействия между сотрудниками, подразделениями в целом между собой и гражданами (объединениями граждан), в обучении исполнителей, оказании практической помощи исполнителям на местах, разработке методических рекомендаций и др. Данные действия направлены на работу с личным составом подразделений и гражданами. В ходе этих организационных действий до адресата доводится необходимая управленческая информация, осуществляется непосредственное взаимодействие субъекта и объекта управления.

К материально-техническим действиям относятся такие операции, совершение которых является обязательной предпосылкой для принятия того или иного управленческого решения при осуществлении правоприменительной и правоустановительной деятельности (сбор и обработка информации, учет выполненной работы, составление справок, подготовка отчетов, ведение делопроизводства, выдача табельного оружия, специальных средств и т.п.).

В большинстве случаев порядок осуществления перечисленных действий и операций урегулирован нормами права 2 См., например, приказ МВД России от 20 июня 2012 г. № 615 (в ред. приказа МВД России от 28 мая 2013 г. № 296) «Об утверждении Инструкции по делопроизводству в органах внутренних дел Российской Федерации». , а сами они входят в число служебных обязанностей сотрудников полиции. Поэтому за уклонение от совершения этих действий и операций, нарушение установленного порядка и правил их осуществления виновные могут быть привлечены к установленной законом ответственности (например, дисциплинарной).

http://isfic.info/poladm/demud13.htm

Формы административной деятельности органов внутренних дел.

Под формой административной деятельности органов внутренних дел понимаются однородные по своему характеру и правовой природе внешне выраженные группы действий либо их результат, посредством которых осуществляются функции.

Разнообразие функций и задач, решаемых в процессе администра­тивной деятельности органов внутренних дел, обстановки и условий, в которых она про­текает, обусловливает применение различных форм.

Административная деятельность органов внутренних дел может быть:

Регулятивной и правоохранительной — по характеру разрешаемых дел;

внутренней и внешней — по целенаправленности;

словесной (письменной или устной) и конклюдентной — по спосо­бу выражения.

Первые две классификационные группы отражают содержательную сторону административной деятельности и принимаемых в ходе ее осуще­ствления управленческих решений. Способ выражения характеризует ее формальную сторону, то есть внешнее проявление управленческой дея­тельности.

Первые две формы являются правовыми, поскольку в рамках данных форм принимаются решения, которые непосредственно влекут установле­ние правовых норм, возникновение, изменение или прекращение админи­стративно-правовых отношений. Они находят свое выражение в правовых актах управления.

Третья и четвертая формы являются необходимыми элементами управленческой деятельности, однако, правовых последствий сами по себе не влекут.

В свою очередь, правовая форма административной деятельности органов внутренних дел по содержанию подразделяется на правоустановительную, в рамках которой принимаются нормативные акты управления, и правоприменительную, в рамках которой принимаются индивидуальные акты управления.

Приведенная классификация может быть использована для анализа форм административной деятельности органов внутренних дел.

Наиболее распространенная форма выражения результата админист­ративной деятельности органов внутренних дел — индивидуальный письменный акт-документ. Он используется при решении вопросов (дел), требующих фик­сации правоприменения, точности, определенности и т. п.

Вместе с тем весьма широко в административной деятельности органов внутренних дел используется устная словесная форма: устные приказы, указания, распоряжения, команды, наложение взыскания. Эта форма наиболее часто применяется при решении вопросов повседневного оперативного характера.

Административная деятельность выражается также в конклюдентной форме при помощи определенных жестов, условных сигналов, движений, знаков, разметки и других действий, ясно выражающих решение субъекта административной деятельности. Таковыми являются, например, жесты инспектора ДПС ГИБДД, регулирующего движение транспорта и пешеходов, сигналы светофора, сигналы свистком, подаваемые сотрудниками патрульно-постовой службы и т. п.

С учетом сказанного, в зависимости от юридических последствий формы административной деятельности органов внутренних дел можно разделить на пра­вовые, иные юридически значимые действия и неправовые.

Правовые формы.Правовой формой правоустановительной адми­нистративной деятельности органов внутренних дел является издание нормативных актов управления, правоприменительной — издание индивидуальных актов управления. Соответственно по юридическим свой­ствам акты управления органов внутренних дел подразделяются на норма­тивные и индивидуальные.

Нормативный правовой акт

— это письменный документ, изданный в соответствии с установленными требованиями правомочным на то долж­ностным лицом Министерства внутренних дел Российской Федерации, ус­танавливающий, изменяющий или отменяющий правовые нормы, рассчи­танный на многократное применение и относительно неопределенный круг лиц.

Нормативный правовой акт может быть также издан совместно или по согласованию с иными федеральными органами исполнительной вла­сти.

Министерством внутренних дел Российской Федерации издаются нормативные правовые акты в виде приказов, директив, положений, уста­вов, инструкций, правил, наставлений и иных нормативных правовых ак­тов. Издаваемые Министерством положения, уставы, инструкции, настав­ления, правила и иные нормативные акты (кроме директив) утверждаются приказами МВД России.

Приказ

издается по наиболее важным вопросам функционирования органов внутренних дел Российской Федерации, внутренних войск МВД России, включая определение их задач и функций, правовое регулирование различных направлений оперативно-служебной и служебно-боевой дея­тельности, прохождения службы в органах внутренних дел и военной службы во внутренних войсках.

Директива

содержит нормативные предписания, определяющие пер­спективы развития органов внутренних дел и внутренних войск, основные направления их деятельности на конкретный период времени.

Статусные документы органов внутренних дел, их структурных под­разделений, предприятий, учреждений и организаций издаются в виде по­ложений и уставов.

Положение

определяет задачи и функции, права, органа внутренних дел или его структурного подразделения, органа управления, соединения и воинской части внутренних войск.

Устав

определяет статус, цели, порядок и характер деятельности предприятия, учреждения и организации.

Положение издается также в целях нормативного регулирования конкретных видов деятельности, осуществляемых органами внутренних дел и внутренними войсками.

Инструкции и правила регулируют основные виды (формы) опера­тивно-служебной деятельности и порядок ее осуществления конкретными категориями сотрудников (военнослужащих).

Инструкция

содержит нормы, устанавливающие кем, в каком поряд­ке, какими способами и методами должен осуществляться тот или иной вид деятельности.

Читайте так же:  Какое наказание является административным санминимум

Правила

устанавливают порядок осуществления отдельного вида деятельности.

В наставлении излагаются нормы о порядке действия конкретных подсистем (органов) в той или иной ситуации, а также определяется поря­док реализации и исполнения соответствующих прав и обязанностей.

Исходя из особенностей целей и предмета правового регулирования в МВД России могут издаваться и иные виды нормативных правовых ак­тов.

По сфере применения акты управления подразделяются на: а) внутриорганизационные и б) внешневластные.

Путем издания внутриорганизационных актов управления выше­стоящие органы и должностные лица органов внутренних дел руководят подчиненными аппаратами и сотрудниками, осуществляют расстановку кадров, конкрети­зируют функциональные обязанности сотрудников, применяют меры по­ощрения, налагают дисциплинарные взыскания и т. п.

Индивидуальные акты управления

— основной вид актов управле­ния органов внутренних дел. К ним относятся такие, в которых содержатся указания, ад­ресованные конкретному субъекту, и рассчитанные на однократное при­менение. Их назначение состоит в применении норм права к конкретному случаю, лицу.

К примеру, к таким актам относится выдача разрешений (лицензий) гражданам и организациям, которая влечет возникновение новых прав и обязанностей. Так, органы внутренних дел в соответствии с законодательством выдают лицензии на приобретение, разрешения на хранение, ношение и перевозку огнестрельного оружия, боеприпасов к нему, взрывчатых материалов, а также на открытие и функционирование объектов, где они обращаются. С этими актами управления органов внутренних дел связывается также осуществление надзора (контроля) за соблюдением установленных правил обращения и функционирования указанных предметов и объектов.

В качестве самостоятельной правовой формы административной деятельности рассматривают также заключение административных дого­воров. К числу таких административных договоров можно отнести: кон­тракт о службе в органах внутренних дел, договор на охрану объекта сила­ми подразделений вневедомственной охраны при органах внутренних дел.

Иные юридически значимые действия.Содержанием иных юри­дически значимых административных действий органов внутренних дел является приме­нение правовых норм к конкретным обстоятельствам или лицам, но без из­дания индивидуальных актов, непосредственно влекущих юридические последствия. К подобным действиям относятся такие, которые в силу ука­зания в законе выступают в качестве необходимого условия для наступле­ния указанных правовых последствий независимо от того, были они на­правлены на эти последствия или нет. Примерами таких действий, еже­дневно совершаемых службами органов внутренних дел и их сотрудниками, являются: документирование (выдача служебных удостоверений личности сотрудни­кам, составление протокола об административном правонаруше­нии, об административном задержании, протокола личного досмотра), служебное аттестование, принятие присяги и др.

Документирование

— официальное удостоверение надлежащим об­разом оформленных в документах органов внутренних дел определенных фактов, собы­тий и состояний, имеющих юридическое значение, в целях их доказатель­ства (подтверждения). В административной деятельности это выражается в выдаче гражданам удостоверений на право управления автомототранспортом, различных официальных справок, фиксации противоправных дейст­вий, фиксации применения мер обеспечения производства по делам об ад­министративных правонарушениях и др.

Служебное

аттестование — это персональная характеристика прак­тической деятельности лиц начальствующего состава органов внутренних дел за определенный период с соответствующими выводами. Аттестование само по себе не изменяет служебно-правового положения аттестуемого, но в соответствии с действующими ведомственными инст­рукциями вывод по аттестации (к примеру, рекомендации для перемеще­ния на вышестоящие или равнозначные должности, направления на учебу, о понижении в должности и увольнении) может служить основанием для издания актов о перемещении по службе, изменении размера должностно­го оклада.

Неправовые формы.К неправовым формам административной дея­тельности органов внутренних дел относятся:

1) организационные действия;

2) материально-технические действия.

Организационные действия выражаются в подготовке и проведении служебных совещаний, собраний, инструктажей, в организации взаимо­действия между сотрудниками, подразделениями в целом между собой и гражданами (объединениями граждан), проведении совместных мероприя­тий, в изучении, обобщении и распространении положительного опыта, в обучении исполнителей, оказании практической помощи исполнителям на местах, разработке научно обоснованных рекомендаций. Данные действия направлены на работу с личным составом подразделений и гражданами. В ходе этих организационных действий до адресата доводится необходи­мая управленческая информация, осуществляется непосредственное взаи­модействие субъекта и объекта управления. В частности, сущность внешне организационных действий состоит в привлечении граждан и обществен­ных объединений к охране общественного порядка и обеспечению обще­ственной безопасности путем разъяснения сущности и значения правовых актов, проведения отчетов сотрудников перед населением, участия в соб­раниях трудовых коллективов.

К материально-техническим действиям относятся такие операции, совершение которых, несмотря на их неюридический характер, является обязательной предпосылкой для принятия того или иного управленческого решения при осуществлении правоприменительной и правоустановительной деятельности (сбор и обработка информации, учет выполненной работы, составление справок, подготовка отчетов, ведение делопроизводства, адресно-справочная работа и т. п.).

Эти действия играют важную роль в получении, передаче и хранении информации, ведении статистического и оперативного учета. Посредством их производится подготовка всевозможных справок, обзоров, ориентиро­вок, размножение различных материалов, хранение и оформление доку­ментов, ведутся картотеки на определенные категории лиц, осуществляет­ся хозяйственное и техническое обслуживание подразделений и служб, выдача, прием табельного оружия, специальных средств принуждения и специальных технических средств.

Заключение

Администра­тивная деятельность органов внутренних дел представляет собой, осуществляемую в административно-правовых формах, с использованием административно-правовых методов, подзаконную, исполнительно-распорядительную дея­тельность, направленную на организацию слаженной работы служб и подразделений, их личного состава и непосредственное обеспечение безо­пасности личности, общественной безопасности, охрану общественного порядка, выявление и пресечение преступлений и административных пра­вонарушений, принятие мер по привлечению нарушителей к ответствен­ности.

Список использованной литературы:

1. Конституция Российской Федерации. Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. // Текст опубликован в новой редакции в Собрании законодательства Российской Федерации. 2009. № 4. Ст. 445.

2. О полиции: Федеральный Закон от 07 февраля 2011 г. №3-ФЗ

3. Вопросы Министерства внутренних дел Российской Федерации : Указ Президента РФ от 1.01.2011 года №248

4. Об утверждении Типового положения о территориальном органе Министерства внутренних дел Российской Федерации по субъекту Российской Федерации : Указ Президента РФ от 1.01.2011 года №249

5. Вопросы организации полиции : Указ Президента РФ от 1.01.2011 года №250

6. Об утверждении Кодекса профессиональной этики сотрудника органов внутренних дел Российской Федерации : Приказ МВД РФ от 24 декабря 2008 г. №1138

7. Административная деятельность органов внутренних дел: Учебник. – М.: ЦОКР МВД России, 2009.

8. Кваша, Л.Ф. Структурно-организационное обеспечение милицией охранительных функций государства в условиях переходного периода // Российский следователь. – 2006 №4. СПС КонсультантПлюс.

Видео (кликните для воспроизведения).

9. Агафонов С.И. Административные процедуры в деятельности органов внутренних дел: понятие, классификация и сущность // Административное и муниципальное право. – 2008. -№1 СПС КонсультантПлюс.

Дата добавления: 2017-01-28 ; просмотров: 651 | Нарушение авторских прав


http://lektsii.org/14-13212.html
Понятие административной деятельности органов внутренних дел
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here