Полномочия судьи по административному делу

Полезное по теме: "Полномочия судьи по административному делу" от специалистов простым языком. Если необходимо уточнить актуальность на 2020 год, а также задать вопрос, то обращайтесь к дежурному юристу.

Статья 28 КАС РФ. Формирование состава суда (действующая редакция)

1. Состав суда для рассмотрения административного дела формируется с учетом нагрузки и специализации судей путем использования автоматизированной информационной системы. В случае невозможности использования в суде автоматизированной информационной системы допускается формирование состава суда в ином порядке, исключающем влияние на его формирование лиц, заинтересованных в исходе судебного разбирательства.

2. Административное дело, рассмотрение которого начато одним судьей или составом суда, должно быть рассмотрено этим же судьей или этим же составом суда.

3. Замена судьи или нескольких судей возможна в случае:

1) заявленного и удовлетворенного в порядке, установленном настоящим Кодексом, самоотвода или отвода судьи;

2) длительного отсутствия судьи ввиду болезни, отпуска, учебы, служебной командировки;

3) прекращения или приостановления полномочий судьи по основаниям, предусмотренным федеральным законом;

4) перехода к рассмотрению дела по правилам административного судопроизводства.

4. В случае замены судьи или нескольких судей в процессе рассмотрения административного дела судебное разбирательство производится с самого начала. Решение вопроса о принятии административного искового заявления к производству, отложение судебного разбирательства, рассмотрение заявления о применении мер предварительной защиты по административному иску и совершение иных процессуальных действий в случаях, не терпящих отлагательства, одним судьей вместо другого судьи в порядке взаимозаменяемости не являются заменой судьи.

  • URL
  • HTML
  • BB-код
  • Текст

Комментарий к ст. 28 КАС РФ

1. Согласно ст. 6 Конвенции о защите прав человека и основных свобод провозглашено право каждого на справедливый суд. Часть 1 указанной статьи звучит следующим образом: «Каждый в случае спора о его гражданских правах и обязанностях или при предъявлении ему любого уголовного обвинения имеет право на справедливое и публичное разбирательство дела в разумный срок независимым и беспристрастным судом, созданным на основании закона». Несмотря на то что в приведенной норме не указываются административные права и обязанности, тем не менее содержание данного положения охватывает все стороны процессуальной деятельности суда.

Право на рассмотрение дела справедливым и беспристрастным судом означает соблюдение предусмотренных законом требований, в том числе к формированию состава суда. Иначе говоря, как отмечено в ст. 6 Конвенции о защите прав человека и основных свобод, суд должен быть сформирован на основании закона.

КОНСУЛЬТАЦИЯ ЮРИСТА


УЗНАЙТЕ, КАК РЕШИТЬ ИМЕННО ВАШУ ПРОБЛЕМУ — ПОЗВОНИТЕ ПРЯМО СЕЙЧАС

8 800 350 84 37

Часть 1 комментируемой статьи закрепляет следующие принципы формирования состава суда для рассмотрения административных дел:

1) исключение влияния на формирование состава суда лиц, заинтересованных в исходе судебного разбирательства;

2) учет специализации судей;

3) учет нагрузки судей по рассмотрению дел.

Аналогичным образом формируются составы суда для рассмотрения гражданских и арбитражных дел.

Исключение влияния на формирование состава суда лиц, заинтересованных в исходе судебного разбирательства, предполагает такую систему распределения дел, при которой дело должно распределяться независимо от вмешательства любого субъективного фактора (просьбы заинтересованных в исходе дела лиц, а также усмотрение судей, председателей судов или судебных коллегий и составов, работников аппарата суда и пр.). Объективность в распределении дела может быть обеспечена использованием автоматизированной системы распределения дел, которая активно применяется в арбитражных судах. Такие автоматизированные системы учитывают и нагрузку, и специализацию судей. Однако во многих судах общей юрисдикции остается так называемое ручное распределение дел, производимое должностным лицом.

В судах субъектов РФ действуют президиум как кассационная инстанция и три судебные коллегии: по гражданским, административным и уголовным делам. В крупных судах постепенно вводится специализация и судебных составов в рамках судебной коллегии (например, в Свердловском областном суде и др.).

Специализация судей в районных судах долгое время подразделялась на предметную и территориальную. Предметная специализация зависела от категорий рассматриваемых дел, а территориальная — от того, дела (гражданские, уголовные, административные) какой территории рассматривает судья. Сегодня преобладает предметная специализация, если речь идет о многосоставных судах. В малосоставных районных судах, а также у мировых судей специализация отсутствует. В отличие от арбитражных судов, где давно существует детальная специализация судей, суды общей юрисдикции постепенно также вводят специализацию, особенно в судах субъектов РФ.

Нагрузка, существующая в суде, и специализация судей — два взаимосвязанных фактора. Например, после передачи в ведение судов общей юрисдикции дел по спорам о кадастровой стоимости земельных участков, с одной стороны, появилась новая категория дел, а с другой — несколько увеличилась нагрузка в общих судах субъектов РФ. Согласно п. 1.1 ст. 6.2 Закона о статусе судей председатель районного суда в целях обеспечения равномерности нагрузки на мировых судей в случае, если нагрузка на мирового судью превышает среднюю нагрузку на мирового судью по судебному району, вправе мотивированным распоряжением передать часть уголовных, гражданских дел, дел об административных правонарушениях и исковых заявлений, поступивших к мировому судье одного судебного участка, мировому судье другого судебного участка того же судебного района.

2. Согласно ч. 2 комментируемой статьи административное дело, рассмотрение которого начато одним судьей или составом суда, должно быть рассмотрено этим же судьей или этим же составом суда. Данная норма — проявление принципа неизменности судебного состава. Принцип действует во всех отраслях процессуального права. Суд, рассматривая дело, непосредственно исследует доказательства, формирует свое внутреннее убеждение как основу оценки всей совокупности доказательств по делу. В связи с этим замена судьи или изменение судебного состава в период рассмотрения дела не только нежелательны, но и невозможны без рассмотрения дела сначала. В противном случае существует явная угроза необъективного рассмотрения дела ввиду нарушения принципов неизменности судебного состава и непосредственности исследования доказательств.

Важный вопрос при рассмотрении принципа неизменности судебного состава — момент, с которого данный принцип должен действовать: с момента возбуждения дела в суде или с начала судебного разбирательства.

В Постановлении ЕСПЧ от 9 октября 2008 г. по делу «Моисеев против Российской Федерации» обсуждался вопрос о толковании принципа неизменности судебного состава. Несмотря на то что данное дело касается жалобы по уголовному делу, во всех отраслях процессуального права действует принцип неизменности состава суда, рассматривающего дело. По мнению ЕСПЧ, законодательство требует, чтобы после распределения дела и начала судебного разбирательства дело оставалось за тем же составом суда до вынесения окончательного решения (п. 178 вышеназванного Постановления). Аналогичный подход принят в АПК (ст. 18). В уголовном процессе несколько иной подход: «Требование ст. 242 УПК РФ о неизменности состава суда относится лишь к стадии судебного разбирательства, поэтому, если судья, проводивший предварительное слушание, по какой-либо причине (в связи с временной нетрудоспособностью по болезни, нахождением в отпуске и др.) лишен возможности продолжать участие в рассмотрении уголовного дела, судебное разбирательство в суде первой инстанции может быть проведено другим судьей, а предварительное слушание повторно не проводится» (см. далее п. 4 комментария к данной статье КАС).

Читайте так же:  Проверка штрафа по административному правонарушению постановление

3. Не являются нарушением принципа неизменности судебного состава те случаи, когда необходима замена судьи или нескольких судей, рассматривающих дело, поскольку в этой ситуации рассмотрение дела должно быть начато сначала. Закон предусматривает лишь три случая, при наличии которых возможна такая замена:

1) удовлетворен самоотвод или отвод судьи (см. комментарий к ст. ст. 31 — 35 КАС);

2) судья ввиду болезни, отпуска, учебы, служебной командировки длительное время отсутствует. Закон не определяет понятие длительности отсутствия судьи. Как показывает опыт работы судов, нахождение судьи на учебе (обычно две недели) или в отпуске (30 дней) не приводит к его замене. Вопрос о необходимости замены судьи возникает при его временном отсутствии более одного месяца (болезнь и пр.).

В комментируемой норме нет ответа на вопрос, как следует поступить, если, к примеру, судья находится в отпуске, но поступило ходатайство, требующее срочного реагирования. Это может быть заявление об обеспечении иска. Согласно ч. 5 ст. 18 АПК в подобных случаях другой судья рассматривает и совершает такие срочные действия, что в силу прямого указания закона не приводит к замене судьи по рассматриваемому делу. Судебно-арбитражная практика выработала подход, согласно которому ч. 5 ст. 18 АПК применяется в исключительных ситуациях, когда для рассмотрения заявления законом установлен сокращенный срок.

В силу возможного применения аналогии процессуального права, видимо, можно предположить, что и в судах общей юрисдикции допустим указанный подход;

3) полномочия судьи прекращены или приостановлены по основаниям, предусмотренным федеральным законом. В этом случае в целях рассмотрения дела должна быть произведена замена судьи.

Данный перечень оснований для замены судьи вряд ли можно считать исчерпывающим. Например, замена судьи будет неизбежно иметь место ввиду смерти судьи.

КАС не урегулировал процедуру замены судьи, хотя это очень важный вопрос, влияющий на определение законности судебного состава.

В Постановлении ЕСПЧ по делу «Моисеев против Российской Федерации» было отмечено, что исполняющий обязанности председателя Московского городского суда дал указание об изменении состава суда со ссылкой на длительное отсутствие по болезни судьи и передал дело другому судье и новым народным заседателям (в тот период институт народных заседателей действовал). В ответ на доводы стороны вновь назначенный для рассмотрения дела судья пояснил, что никаких процессуальных решений по замене судьи не должно выноситься (п. п. 26, 27 названного Постановления). По мнению ЕСПЧ, анализ дела «Моисеев против Российской Федерации» позволяет сказать, что «отсутствие предсказуемости в применении ст. 241 УПК выразилось в том, что председатель Московского городского суда пользовался неограниченным усмотрением в вопросе замены судьи и передачи дела» (п. 182 упомянутого Постановления).

Практика судов демонстрирует, что замена судьи производится по распоряжению председателя суда и в настоящее время. При этом нет прямого требования о письменной форме такого распоряжения. Наверное, правильнее было бы оформлять замену судьи процессуально, отражая в определении, ч. 1 ст. 16 КАС не называет распоряжение председателя суда в качестве судебного акта. Кроме того, должны быть приведены основания для замены судьи, как это следует из содержания комментируемой статьи. Неважно, что определение о замене судьи не подлежит самостоятельному обжалованию. Однако наличие в материалах дела определения о замене судьи с обоснованием наличия на то оснований доказывает законность состава суда, рассмотревшего и разрешившего данное дело.

4. После замены судьи рассмотрение дела начинается сначала. В судебной практике не всегда однозначно толкуется положение закона о рассмотрении дела сначала: началом следует считать то ли начало судебного разбирательства, то ли подготовку дела к судебному разбирательству. В законе нет ответа на данный вопрос. Традиционно считается, что принцип действует с момента принятия судьей заявления к производству и до вынесения судебного акта, завершающего соответствующую стадию процесса (рассмотрение дела по первой инстанции, в апелляционном, кассационном порядке, по новым или вновь открывшимся обстоятельствам, в порядке надзора). При этом если вышестоящая инстанция отменила судебный акт и направила дело на новое рассмотрение, то это совсем не означает, что именно тот же самый состав судей или судья должен рассматривать дело, так как принцип неизменности судебного состава заканчивает свое действие вынесением судебного решения. Впрочем, в силу ст. 32 КАС не запрещено рассмотрение такого дела и тем же составом судей или тем же судьей.

Во многих судах общей юрисдикции новый судья, приступивший к рассмотрению дела в результате произведенной замены, выносит определение о подготовке дела к судебному разбирательству. Видится, что такой подход не всегда оправдан, так как нередко замена судьи может состояться даже после исследования всех доказательств в судебном заседании. В связи с этим, полагаем, правильнее было бы считать, что рассмотрение дела сначала — это отложение судебного разбирательства и возобновление его с самого начала, чтобы обеспечить принцип непосредственности судебного разбирательства.

Рассмотрение дела незаконным составом судей является безусловным основанием для отмены судебного решения (п. 1 ч. 1 ст. 310 КАС).

Доверенность по административным делам

Особым образом участвующее в деле лицо оформляет доверенность по административным делам. Ниже речь пойдет именно о привлечении к административной ответственности. О генеральной доверенности, доверенности на представление интересов в суде и на полномочия в порядке административного судопроизводства (КАС РФ) информацию на сайте мы опубликовали отдельно. Кодекс РФ об административных правонарушениях предусматривает специальные нормы о представлении интересов участников дела.
Читайте так же:  Привлечение к административной ответственности за нарушение компартментализации

Доверенность по административному делу

Законные представители – доверенность по КоАП РФ не требуется

Ряд граждан выступают в качестве представителя или защитника в соответствии с законом. Соответственно, оформление доверенности таким гражданам не требуется.

Законные представители гражданина: родители, усыновители, опекуны и попечители в отношении несовершеннолетних граждан, а также граждан, которые по своему физическому или психическому состоянию не могут реализовать права самостоятельно. Это может быть решение о признании недееспособным, ограниченно дееспособным, инвалидность и т.п. Законные представители пользуются правами и несут обязанности лица, чьи интересы представляют. На основании документов, которые подтверждают родственные связи (свидетельство о рождении, об усыновлении), постановление об установлении опеки или попечительства (удостоверение, если есть). Но суд или орган, которые рассматривают дело, могут признать обязательным присутствие при рассмотрении несовершеннолетнего.

Юридическое лицо не оформляет доверенность по административным делам, когда действует через руководителя. Или через иное лицо в соответствии с учредительными документами (уставом). Эти сведения отражаются в выписке из Единого государственного реестра юридических лиц. Актуальная информация размещается на сайте Федеральной налоговой службы. Подтверждает полномочия приказ о назначении директора (генерального директора, иного руководителя). И, соответственно, выписка из ЕГРЮЛ.

Пример доверенности по административным делам

Доверенность на представление интересов в суде

Поселок городского типа Лесной Рязанской области Российской Федерации.

Одиннадцатое октября две тысячи двадцатого года

Я, Артемов Павел Игнатьевич, 25 февраля 1987 года рождения, паспорт гражданина Российской Федерации серии 7958 номер 1698356, выдан ТОМ МВД Центрального района города Рязань 10.03.2001 года, адрес регистрации по месту жительства: Рязанская область, пгт. Лесной, ул. Серова, дом 4, квартира 124,

уполномачиваю Никитину Алену Юрьевну, 20 мая 1979 года рождения, паспорт гражданина Российской Федерации серии 9785 номер 69835853, выдан Отделом УФМС России по Пензенской области в Железнодорожном районе г. Пенза 15.07.2019 года, адрес регистрации по месту жительства: г. Рязань, ул. Сучкова, дом 17, квартира 192,

представлять интересы Доверителя во всех органах государственной власти и местного самоуправления, всех судах судебной системы Российской Федерации при возбуждении, рассмотрении дел об административных правонарушениях, со всеми правами, предоставленными лицу, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, потерпевшему, со всеми процессуальными правами в соответствии с КоАП РФ, для чего ей предоставляется право на:

участие при составлении протокола об административном правонарушении, протокола осмотра территории и находящихся нам вещей и документов, дачу объяснений, замечаний, представление доказательств, получение копии протокола об административном правонарушении, протоколов о применении мер обеспечения производства по делам об административных правонарушениях, правом участия при рассмотрении дела об административном правонарушении, в том числе с правом подачи заявлений, ходатайств, получения копий определений, постановлений и других документов, право подписания протокола об административном правонарушении, иных протоколов и процессуальных документов, которые составляются в ходе производства по делу об административном правонарушении, подписание и подачу жалоб на постановление по делу об административном правонарушении, решение суда по жалобе на постановление по дделу об административном правонарушении.

Доверенность выдача сроком на один год. Полномочия по настоящей доверенности не могут быть переданы другим лицам.

Подпись: Разумовский А.П.

Удостоверено в порядке ч. 2 ст. 53 ГПК РФ генеральным директором Общества с ограниченной ответственностью «ПогонСервис» Полищук Мариной Викторовной.

Когда и кому нужна доверенность по административным делам

Право воспользоваться помощью другого человека, оформив доверенность по административным делам, предоставлено:

  • потерпевшему (лицу, которому причинен вред административным правонарушением)
  • лицу, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении. Причем как физическому лицу (гражданину), так и юридическому, индивидуальному предпринимателю. Назовем их предполагаемыми нарушителями. Ведь правонарушителем они могут называться только после вступления в силу постановления по делу об административном правонарушении.

Юридическую помощь потерпевшему оказывает представитель. А предполагаемому нарушителю – защитник. Именно так называет их КоАП РФ. В отличие от Кодекса об административном судопроизводстве (КАС РФ), производство по делу об административном правонарушении не требует подтверждения наличия юридического образования. Поэтому защитником и представителем могут быть не только адвокат, но и иное лицо. Подтверждают полномочия они по-разному.

Адвокату доверенность на административные дела не нужна. Такое лицо подтверждает свои полномочия ордером. А вот иные лицо – исключительно доверенностью. Оформляется она по общим правилам, но полномочия по КоАП должны быть указаны специально.

Не нужна доверенность на административные дела законным представителям физического и юридического лица.

Доверенность по административным делам – полномочия защитника

Ходатайство о привлечении защитника или представителя заявляет соответствующий участник дела. На любой стадии – применения мер обеспечения (административное задержание, личный досмотр). Составления протокола об административном правонарушении. Рассмотрения или обжалования вынесенного постановления.

Орган, рассматривающий дело (судья, должностное лицо), допускают защитника или представителя. И проверяют его полномочия.

Статья 25.5. КоАП РФ говорит о том, что защитник и представитель имеют право:

  • знакомиться со всеми материалами дела,
  • представлять доказательства,
  • заявлять ходатайства и отводы,
  • участвовать в рассмотрении дела,
  • обжаловать применение мер обеспечения производства по делу,
  • подать жалобу на постановление по делу,
  • пользоваться иными процессуальными правами.

На практике: уделите внимание формулировке права на обжалование. Так, “наделен полномочиями по ведению дел об административных правонарушениях во всех судах и у должностных лиц, а также правом обжалования, со всеми процессуальными правами в соответствии с КоАП РФ” суды признают является достаточным подтверждением права на обжалование решения суда по постановлению об административном правонарушении. Но, к примеру, формулировка “вправе пользоваться всеми правами, предоставленными действующим законодательством РФ сторонам и участникам судебного процесса” – по мнению многих судей не дает защитнику полномочия подавать жалобу на решение суда по жалобе и дальнейшие акты.

Так как КоАП РФ специальных правил по оформлению доверенности не содержит, применяются общие требования. Право представителя (защитника) на подписание и подачу жалоб на постановление по делу, на решение по такой жалобе должно быть специально оговорено в доверенности по административным делам.

Читайте так же:  Совершенствование административного правонарушения

Уточняющие вопросы по теме

Здравствуйте. В организации введена процедура банкротства, назначен управляющий. Кто подписывает доверенность для участия в суде в деле об административном правонарушении?

Такую доверенность от имени организации имеет право подписать конкурсный управляющий.

Здравствуйте! Доверенность от физического лица на представление интересов в арбитраже и по административным делам другому физческому лицу, нужно нотариально заверять?

В общем случае такие доверенности оформляются нотариально.

Где можно посмотреть образец доверенности на захоронение урны с прахом?? В нотариальной конторе попросили дать им образец. С

Вам нужно обратиться в администрацию кладбища, где собираетесь делать захоронение. У них могут быть свои требования, поэтому нотариальная контора и подстраховывается.

Нужна ли мне, физ.лицу, нотариальная доверенность защитнику на представление моих интересов по административному делу, если я сама участвую в административном процессе.Ходатайство на участие в суде в устной форме возможно?.

Статья 25.5 КоАП РФ: Полномочия адвоката удостоверяются ордером, выданным соответствующим адвокатским образованием. Полномочия иного лица, оказывающего юридическую помощь, удостоверяются доверенностью, оформленной в соответствии с законом.
Устного ходатайства не предусмотрено в законе.

Здравствуйте. Организация, в отношении которой ведется производство по делу об административном правонарушениинии заключила договор оказания юридических услуг с другой организацией. Выдала доверенность на работника Исполнителя. Общее содержание полномочий похоже на приведенный Вами образец. Суд не допустил представителя (защитника) для участия в деле, указав, что представитель юр.лица может быть только работником организации, в отн. которой ведется производство. Или доверенность должна быть обязательно нотариально удостоверенной.
Читаю КоАП, разъяснения ВС, таких требований не вижу.
Прошу разъяснить. А также, возможно ли обжалование суд.акта по данному вопросу

Согласно статье 25.5 КоАП РФ 3. Полномочия адвоката удостоверяются ордером, выданным соответствующим адвокатским образованием. Полномочия иного лица, оказывающего юридическую помощь, удостоверяются доверенностью, оформленной в соответствии с законом.
Как разъяснил ВС РФ в Постановлении Пленума от 24.03.2005 N 5: При применении части 3 статьи 25.5 КоАП РФ необходимо учитывать, что, поскольку КоАП РФ не регулирует вопрос о том, каким образом должны быть оформлены полномочия защитника и представителя на участие в деле об административном правонарушении, данный вопрос должен быть решен применительно к общим положениям частей 2 и 3 статьи 53 ГПК РФ, в которых закреплен порядок оформления полномочий представителя.
Согласно части 3 статьи 53 ГПК РФ: Доверенность от имени организации выдается за подписью ее руководителя или иного уполномоченного на это ее учредительными документами лица, скрепленной печатью этой организации (при наличии печати).

Как оформить полномочия от ООО на защитника в ЦентроБанке на участие в административном производстве

Используйте бланк доверенности от юридического лица (на сайте размещен образец), соединив его с доверенностью по административным делам.

Статья 21 КАС РФ. Административные дела, подсудные Верховному Суду Российской Федерации (действующая редакция)

Верховный Суд Российской Федерации рассматривает в качестве суда первой инстанции административные дела:

1) об оспаривании нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти, Генеральной прокуратуры Российской Федерации, Следственного комитета Российской Федерации, Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации, Центрального банка Российской Федерации, Центральной избирательной комиссии Российской Федерации, государственных внебюджетных фондов, в том числе Пенсионного фонда Российской Федерации, Фонда социального страхования Российской Федерации, Федерального фонда обязательного медицинского страхования, а также государственных корпораций;

1.1) об оспаривании актов федеральных органов исполнительной власти, иных федеральных государственных органов, Центрального банка Российской Федерации, государственных внебюджетных фондов, в том числе Пенсионного фонда Российской Федерации, Фонда социального страхования Российской Федерации, Федерального фонда обязательного медицинского страхования, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами;

2) об оспаривании ненормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, Правительственной комиссии по контролю за осуществлением иностранных инвестиций в Российской Федерации;

3) об оспаривании решений Высшей квалификационной коллегии судей Российской Федерации и решений квалификационных коллегий судей субъектов Российской Федерации о приостановлении или прекращении полномочий судей либо о приостановлении или прекращении их отставки, а также других решений квалификационных коллегий судей, обжалование которых в Верховный Суд Российской Федерации предусмотрено федеральным законом;

Видео (кликните для воспроизведения).

4) об оспаривании решений и действий (бездействия) Высшей экзаменационной комиссии по приему квалификационного экзамена на должность судьи по основаниям нарушения процедуры проведения квалификационного экзамена и ее решений об отказе в допуске к сдаче квалификационного экзамена на должность судьи, а также об оспаривании действий (бездействия) указанной экзаменационной комиссии, в результате которых кандидат на должность судьи не был допущен к сдаче квалификационного экзамена;

5) о приостановлении деятельности политических партий, общероссийских и международных общественных объединений, о ликвидации политических партий, общероссийских и международных общественных объединений, о ликвидации централизованных религиозных организаций, имеющих местные религиозные организации на территориях двух и более субъектов Российской Федерации;

6) о прекращении деятельности средств массовой информации, продукция которых предназначена для распространения на территориях двух и более субъектов Российской Федерации;

7) об оспаривании решений (уклонения от принятия решений) Центральной избирательной комиссии Российской Федерации (независимо от уровня выборов, референдума), за исключением решений, оставляющих в силе решения нижестоящих избирательных комиссий, комиссий референдума;

8) об отмене регистрации кандидата на должность Президента Российской Федерации, регистрации федерального списка кандидатов, регистрации кандидата, включенного в зарегистрированный федеральный список кандидатов, а также об исключении региональной группы кандидатов из федерального списка кандидатов при проведении выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации;

9) о прекращении деятельности инициативной группы по проведению референдума Российской Федерации, инициативной агитационной группы;

10) о расформировании Центральной избирательной комиссии Российской Федерации;

11) о разрешении споров между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, между органами государственной власти субъектов Российской Федерации, переданных на рассмотрение в Верховный Суд Российской Федерации Президентом Российской Федерации в соответствии со статьей 85 Конституции Российской Федерации;

Читайте так же:  Кто выносит административный штраф

12) о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок по делам, подсудным федеральным судам общей юрисдикции, за исключением районных судов и гарнизонных военных судов;

13) об оспаривании ненормативных правовых актов Министерства обороны Российской Федерации, иных федеральных органов исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, касающихся прав, свобод и охраняемых законом интересов военнослужащих, граждан, проходящих военные сборы;

14) об оспаривании ненормативных правовых актов Генеральной прокуратуры Российской Федерации и Следственного комитета Российской Федерации, касающихся прав, свобод и охраняемых законом интересов военнослужащих органов военной прокуратуры и военнослужащих военных следственных органов Следственного комитета Российской Федерации.

Глава 3. Компетенция судов по рассмотрению административных дел

Глава 3. Компетенция судов по рассмотрению административных дел

Статья 17. Осуществление административного судопроизводства мировым судьей

1. Мировой судья рассматривает дела:

а) об обжаловании постановлений о наложении административных штрафов, вынесенных комиссиями по делам несовершеннолетних и защите их прав, и органами внутренних дел (милиции);

б) об оспаривании решений и действий (бездействия) органов территориального общественного самоуправления, а также решений, принятых на собраниях (сходах) граждан;

в) по жалобам о неправильностях в списках избирателей (участников референдумов).

2. Мировой судья рассматривает дела по вновь открывшимся обстоятельствам в отношении постановлений и определений, вынесенных им и вступивших в законную силу.

3. Мировой судья рассматривает административные дела в порядке, установленном настоящим Кодексом, а также законом субъекта Российской Федерации.

Статья 18. Подсудность дел межрайонному суду

1. Межрайонный суд рассматривает в качестве суда первой инстанции административные дела:

а) об обжаловании постановлений по делам об административных правонарушениях, вынесенных несудебными органами (кроме дел, предусмотренных пунктом «а» части 1 статьи 16 настоящего Кодекса);

б) об обжаловании протоколов о применении мер обеспечения производства по делам об административных правонарушениях;

в) об обжаловании решений и действий (бездействия) органов местного самоуправления, их должностных лиц и муниципальных служащих;

г) об обжаловании решений избирательных комиссий по выборам в органы государственной власти субъектов Российской Федерации, местного и территориального общественного самоуправления и соответствующих комиссий по проведению референдума;

д) об обжаловании решений и действий, вытекающих из налоговых правоотношений с участием физических лиц и некоммерческих организаций;

е) об обжаловании отказов в разрешении на въезд в Российскую Федерацию и выезд из Российской Федерации, а также постановлений о выдворении за пределы Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства;

ж) об обжаловании решений о предоставлении или отказе в предоставлении статуса вынужденного переселенца или беженца;

з) об обжаловании решений, связанных с государственной регистрацией местных общественных объединений, местных религиозных организаций и иных некоммерческих организаций;

и) об обжаловании решений, связанных с выдачей разрешений на занятие определенными видами деятельности или на совершение определенных действий;

к) об обжаловании решений и действий (бездействия) таможенных органов и их должностных лиц;

л) по спорам о компетенции и иным спорам между органами местного самоуправления и территориального общественного самоуправления;

м) о приостановлении деятельности или ликвидации общественных объединений иных некоммерческих организаций (кроме дел, отнесенных к компетенции иных судов);

н) по жалобам военнослужащих на действия (бездействие) органа военного управления, командира воинской части, кроме дел, отнесенных к компетенции иных судов;

о) об оспаривании нормативных и ненормативных правовых актов органов государственной власти и должностных лиц субъектов Российской Федерации (за исключением дел, отнесенных к подсудности окружных судов);

п) все иные дела об обжаловании решений и действий (бездействия) органов государственной власти Российской Федерации и /или органов государственной власти субъектов Российской Федерации, их должностных лиц, государственных служащих, кроме дел, отнесенных к компетенции иных судов;

р) о назначении физическим и юридическим лицам наказаний за административные правонарушения, отнесенные к компетенции федеральных судов, кроме дел, по которым в качестве меры административного наказания может быть назначен административный арест;

с) по обращениям государственных органов об обязании физических лиц и некоммерческих организаций выполнить требования в тех случаях, когда такие обязанности в соответствии с законом возлагаются в судебном порядке;

т) по спорам о нарушениях прав на благоприятную окружающую среду, связанных со строительством и эксплуатацией природных, хозяйственных и жилищно-коммунальных объектов стоимостью до одного миллиарда рублей;

у) по спорам о сохранении и использовании объектов культурного наследия;

ф) по спорам о прохождении службы служащими государственных и муниципальных учреждений, которым присвоены классные чины, включая споры о карьере.

2. Межрайонный суд рассматривает в качестве суда второй инстанции дела по жалобам и представлениям на постановления и определения, принятые по административным делам и делам об административных правонарушениях мировыми судьями, действующими на территории, на которую распространяется его юрисдикция, кроме дел, по которым в качестве меры административного наказания назначен арест.

3. Межрайонный суд рассматривает дела по вновь открывшимся обстоятельствам в отношении принятых им постановлений и определений, вступивших в законную силу.

Статья 19. Подсудность дел окружному суду

1. Окружной суд рассматривает в качестве суда первой инстанции дела:

а) об оспаривании законов субъектов Российской Федерации, нормативных правовых актов законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации, нормативных правовых актов высших должностных лиц субъектов Российской Федерации, нормативных правовых актов высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации, входящих в судебный округ;

б) об оспаривании нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, а также Центрального банка Российской Федерации, Генеральной прокуратуры Российской Федерации, Счетной палаты Российской Федерации, Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации, Пенсионного Фонда Российской Федерации и должностных лиц, назначенных Президентом Российской Федерации в соответствии с пунктом «к» статьи 83 Конституции Российской Федерации, кроме дел, подсудных Верховному Суду Российской Федерации;

в) об оспаривании решений и действий (бездействия) избирательной комиссии республики, края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа, окружной избирательной комиссии по выборам в федеральные органы государственной власти Российской Федерации, соответствующих комиссий общероссийского референдума, за исключением решений, принимаемых по жалобам на решения, действия (бездействие) нижестоящих избирательных комиссий, комиссий референдума;

Читайте так же:  Уголовный кодекс неисполнение решения суда

г) об обжаловании решений о государственной регистрации, приостановлении, прекращении деятельности централизованных религиозных организаций, межрегиональных и региональных общественных объединений, а также государственной регистрации общероссийских общественных объединений;

д) по спорам между органами государственной власти субъектов Российской Федерации, расположенных на территории судебного округа, между органами государственной власти субъекта Российской Федерации и местного самоуправления. В случае возникновения спора между органами государственной власти субъектов Российской Федерации, расположенных на территории различных судебных округов, подсудность дела определяется Судебной коллегией по административным делам Верховного Суда Российской Федерации;

е) по жалобам военнослужащих на действия (бездействие) командующих округами, флотами, должностных лиц Министерства обороны Российской Федерации, Министра обороны Российской Федерации, а также органов военного управления: округов, флотов, Министерства обороны и приравненных к ним должностных лиц и органов управления министерств и ведомств, в составе которых проходят службу военнослужащие;

ж) по спорам, связанным с предоставлением гражданства Российской Федерации или выходом из него.

2. Окружной административный суд рассматривает в качестве суда второй инстанции административные дела по жалобам на не вступившие в законную силу постановления и определения межрайонных административных судов, входящих в судебный округ.

3. Президиум окружного административного суда рассматривает дела по жалобам и представлениям на кассационные определения этих судов, на вступившие в законную силу постановления и определения межрайонных судов, входящих в судебный округ.

4. Окружной административный суд рассматривает дела по вновь открывшимся обстоятельствам в отношении вынесенных им постановлений и определений, вступивших в законную силу.

Статья 20. Подсудность дел Верховному Суду Российской Федерации

1. Президиум Верховного Суда Российской Федерации рассматривает дела по жалобам и представлениям на определения Кассационной коллегии Верховного Суда Российской Федерации и вступившие в законную силу постановления и определения Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Российской Федерации.

2. Кассационная коллегия Верховного Суда Российской Федерации рассматривает дела по жалобам на постановления и определения Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Российской Федерации, вынесенные ею в первой инстанции и не вступившие в законную силу.

3. Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации рассматривает в качестве суда второй инстанции дела по жалобам на постановления и определения федеральных окружных административных судов, вынесенные ими в первой инстанции и не вступившие в законную силу.

4. Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации рассматривает дела по жалобам и представлениям на вступившие в законную силу постановления и определения окружных и межрайонных административных судов.

5. Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации рассматривает в качестве суда первой инстанции дела:

а) об оспаривании нормативных правовых актов и ненормативных правовых актов Президента Российской Федерации, палат Федерального Собрания Российской Федерации и Правительства Российской Федерации;

б) об оспаривании постановлений о прекращении полномочий судей;

в) о приостановлении и прекращении деятельности общероссийских и международных общественных объединений;

г) об оспаривании решений и действий (бездействия) Центральной избирательной комиссии Российской Федерации (за исключением решений, принимаемых по жалобам на решения и действия (бездействие) нижестоящих избирательных комиссий, комиссий по проведению референдума, а также на решения избирательных комиссий субъектов Российской Федерации в случаях, предусмотренных федеральным законодательством);

д) по разрешению споров, переданных ему Президентом Российской Федерации в соответствии со статьей 85 Конституции Российской Федерации, между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, а также между органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

6. Верховный Суд Российской Федерации рассматривает по вновь открывшимся обстоятельствам дела о пересмотре вынесенных им постановлений и определений, вступивших в законную силу.

Статья 21. Дела, подсудные военным судам

Военные суды рассматривают в пределах свой компетенции дела по жалобам военнослужащих на действия (бездействие) командования по вопросам прекращения воинской службы, переводов на другую службу и в другую местность, наложения взысканий.

Статья 22. Определение подсудности

1. В случаях, когда рассмотрение дела в суде невозможно, вопрос о передаче дела в другой суд решается вышестоящим судом.

2. Если спор одновременно подсуден вышестоящему и нижестоящему административным судам, то дело рассматривается вышестоящим судом.

3. Если дело подсудно двум судам одного уровня либо если дела по одному и тому же основанию имеются в разных судах, дело рассматривается тем судом, в который заявление поступило раньше.

Статья 23. Передача дела из одного суда в другой

1. В случае, когда жалоба заявителя подана с нарушением правил о подсудности, установленных статьями 17-21 настоящего Кодекса, суд, в который подана жалоба, не позднее семи дней со дня ее поступления направляет жалобу по подсудности, о чем выносит определение и уведомляет заявителя.

2. Решение суда о направлении дела по подсудности в другой административный суд того же уровня является обязательным для суда, в который направлено дело. Споры о подсудности не допускаются.

  • Статья 17. Осуществление административного судопроизводства мировым судьей
  • Статья 18. Подсудность дел межрайонному суду
  • Статья 19. Подсудность дел окружному суду
  • Статья 20. Подсудность дел Верховному Суду Российской Федерации
  • Статья 21. Дела, подсудные военным судам
  • Статья 22. Определение подсудности
  • Статья 23. Передача дела из одного суда в другой
>
Лица, участвующие в деле
Содержание
Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации (проект) («Российская юстиция», N 3, март 2004 г.)

Актуальная версия заинтересовавшего Вас документа доступна только в коммерческой версии системы ГАРАНТ. Вы можете приобрести документ за 75 рублей или получить полный доступ к системе ГАРАНТ бесплатно на 3 дня.

Купить документ Получить доступ к системе ГАРАНТ

Видео (кликните для воспроизведения).

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

Источники

Полномочия судьи по административному делу
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here