Полиция составила протокол об административном правонарушении

Полезное по теме: "Полиция составила протокол об административном правонарушении" от специалистов простым языком. Если необходимо уточнить актуальность на 2020 год, а также задать вопрос, то обращайтесь к дежурному юристу.

Полиция составила протокол об административном правонарушении

Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с ЗАО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.

Лекторы – ведущие эксперты, непосредственные разработчики законов:
В. В. Витрянский, Л. Ю. Михеева, Е. А. Суханов, А. А. Маковская. Принять участие можно очно/ онлайн или в записи, в любой точке страны!

Обзор документа

Приказ МВД РФ от 5 мая 2012 г. № 403 “О полномочиях должностных лиц системы МВД России по составлению протоколов об административных правонарушениях и административному задержанию”

В соответствии с частью 2 статьи 27.3, частью 4 статьи 28.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, а также пунктом 11 части 1 статьи 12, пунктом 8 части 1 статьи 13, пунктом 5 части 2 статьи 14 Федерального закона от 7 февраля 2011 г. № 3-ФЗ «О полиции»*(1) — приказываю:

1. Утвердить Перечень должностных лиц системы Министерства внутренних дел Российской Федерации, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.

2. Должностные лица, перечисленные в Перечне, указанном в пункте 1 настоящего приказа, осуществляют административное задержание в соответствии с пунктами 1 и 2 части 1 статьи 27.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

3. Считать утратившими силу приказы МВД России от 2 июня 2005 г. № 444*(2), от 15 ноября 2006 г. № 916*(3), от 11 октября 2007 г. № 877*(4), от 16 июня 2008 г. № 516*(5), от 26 января 2010 г. № 37*(6), от 7 июля 2010 г. № 492*(7).

4. Контроль за выполнением настоящего приказа возложить на заместителей Министра, ответственных за деятельность соответствующих подразделений.

Министр
генерал армии
Р. Нургалиев

*(1) Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, № 7, ст. 900.

*(2) Зарегистрирован в Минюсте России 21 июля 2005 г., регистрационный № 6824.

*(3) Зарегистрирован в Минюсте России 16 января 2007 г., регистрационный № 8743.

*(4) Зарегистрирован в Минюсте России 8 января 2007 г., регистрационный № 10449.

*(5) Зарегистрирован в Минюсте России 1 июля 2008 г., регистрационный № 11912.

*(6) Зарегистрирован в Минюсте России 19 февраля 2010 г., регистрационный № 16463.

*(7) Зарегистрирован в Минюсте России 25 августа 2010 г., регистрационный № 18238.

Зарегистрировано в Минюсте РФ 26 июня 2012 г.
Регистрационный № 24709

Приложение
к приказу МВД РФ
от 5 мая 2012 г. № 403

Перечень
должностных лиц системы Министерства внутренних дел Российской Федерации, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях*(1)

Примечание. На сотрудников органов внутренних дел, не являющихся сотрудниками полиции, предоставляемые настоящим Перечнем права распространяются при условии выполнения ими в установленном порядке задач, возложенных законом на полицию, при реализации полномочий соответствующих должностных лиц, указанных в настоящем Перечне*(4).

*(1) Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, № 1, ст. 1; 2006, № 1, ст. 10; 201 I. № 27, ст. 3873.

*(2) Далее — «Кодекс».

*(3) Далее — «оперуполномоченный».

*(4) Порядок привлечения сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации, не являющихся сотрудниками полиции, а также стажеров к выполнению обязанностей, возложенных на полицию, утвержден приказом МВД России от 15 августа 2011 г. № 942 (зарегистрирован в Минюсте России 27 октября 2011 г., регистрационный № 22158).

Похожие материалы

Ученые, исследующие проблемы административно-деликтного права, справедливо отмечают, что выяснение правовой природы протокола об административном правонарушении (далее –АПН) имеет не только теоретическое, но и практическое значение. Связано это с тем, что протокол фактически является единственным правовым основанием для применения к лицу, виновному в совершении правонарушения, мер административной ответственности [4, с. 208]. Тем не менее, часто встречаемое в научной литературе мнение о том, что протокол об АПН является основным (а иногда и вообще единственным) доказательством по делу, не совсем верное, поскольку протокол об АПН свидетельствует не о совершении субъектом административного деликта, а только о вменении этому лицу зафиксированного в нем правонарушения [3, с. 16].

Протокол об АПН представляет собой процессуальный документ, с момента оформления которого, в соответствии с частью 4 статьи 28.1 КоАП РФ [1], дело об АПН считается возбужденным. Кроме чисто процессуальных функций, протокол об АПН с наибольшей полнотой отражает обстоятельства административного деликта, по факту которого он составляется. Все это дает нам основания именовать протокол об АПН главным процессуальным документом, находящимся в деле об АПН.

Законодатель также определил случаи, когда протокол об АПН может не оформляться. Во-первых, речь идет о выявлении противоправных деяний с использованием специальных технических средств, имеющих функции фото- и киносъемки, видеозаписи, или средств фото- и киносъемки, видеозаписи (ч. 3 ст. 28.6. КоАП РФ).

Во-вторых, протокол об АПН может не составляться, если административное наказание за совершенное субъектом – физическим лицом правонарушение назначается в виде административного штрафа или предупреждения на месте совершения противоправного деяния (часть 1 ст. 28.6. КоАП РФ).

Анализ положений КоАП РФ, указывающих на возможность назначения наказания лицу, в отношении которого протокол об АПН не составлялся, свидетельствует о том, что действующие нормы в определенной степени нарушают требования законности при производстве по делу об АПН.

Так, согласно части 3 ст. 28.2 КоАП РФ, при составлении протокола об АПН лицам, участвующим в производстве по делу, должны быть разъяснены их права и обязанности, которые предусмотрены главой 25 КоАП РФ, о чем в указанном процессуальном документе делается запись. В том случае, если административное наказание назначается без составления протокола об АПН, производство по делу происходит в соответствии с нормами, закрепленными в статьях 28.6. и 29.10. КоАП РФ, которые не содержат указаний на упомянутое выше правило.

Физическому лицу, в отношении которого возбуждено производство по делу (законному представителю юридического лица), КоАП РФ предоставлена возможность ознакомиться с протоколом об АПН. При этом привлекаемое к ответственности лицо предварительно может построить линию защиты при рассмотрении дела об АПН, что коррелирует с требованиями состязательности и беспристрастности административного процесса. При назначении же наказания без составления протокола об АПН (в первую очередь, речь идет об административных деликтах, ответственность за совершение которых предусмотрена главой 12 КоАП РФ) субъект, в большинстве случаев, узнает о факте нарушения им правил дорожного движения после назначенного наказания. Следовательно, устраняется состязательное начало производства по делам об АПН, что негативно отражается на юридическом имидже административно-деликтного права.

Читайте так же:  Рассмотрение материала об административном правонарушении

Обязательные элементы протокола об АПН описаны в статье 28.2 КоАП РФ. В частности, закон обязывает составляющее административный протокол компетентное должностное лицо отражать в нем сведения о лице, в отношении которого возбуждено дело об АПН. Вместе с тем, исчерпывающий перечень этих сведений в КоАП РФ не детализирован. Учитывая, что единообразные бланки протоколов об АПН федеральным законом не установлены, а количество органов исполнительной власти, должностные лица которых имеют право составлять административные протоколы, измеряется десятками, конкретный перечень сведений о субъекте правонарушения, фиксируемых в протоколе об АПН, зависит от позиции конкретного ведомства.

Полагаем, что указанный пробел в законодательстве об АПН должен быть устранен, так как он создает препятствия в реализации правил, закрепленных в статье 4.1. Кодекса, в соответствии с которыми при назначении физическому лицу административного наказания должны быть учтены касающиеся его личности обстоятельства. Поскольку часть 1 статьи 1.4. КоАП РФ устанавливает положение о равенстве всех лиц перед законом, содержащийся в протоколе об АПН перечень сведений о субъекте правонарушения также должен отличаться однотипностью.

К указанным сведениям необходимо отнести для физического лица: фамилию, имя, отчество, место и дату рождения, гражданство, адрес регистрации по месту жительства (пребывания) и адрес фактического проживания, место работы, размер заработной платы в рублях, семейное положение, наличие иждивенцев, данные об удостоверяющем личность документе, а также информацию о ранее назначенных административных наказаниях. Для юридического лица должны быть указаны: его организационно-правовая форма, юридический адрес, ИНН, сведения о лицензии (если лицо осуществляет подлежащий лицензированию вид деятельности).

Традиционно в бланках протоколов об АПН на оборотной стороне имеется место для фиксации объяснения лица, в отношении которого осуществляется производство по делу. Анализ практики показывает, что объяснение, принятое таким образом, из-за крайне ограниченного пространства бланка протокола об АПН не в состоянии отразить всех нюансов дела, а подчас и вовсе искажают верную картину совершенного противоправного деяния. Часто в соответствующих графах имеются лишь три-четыре слова, принадлежащие неизвестно кому (к примеру, «с протоколом согласен», «выпил сто пятьдесят грамм, больше не буду», и т.д.).

Отечественные административисты неоднократно указывали, что устранить данную проблему можно внесением изменений в часть вторую статьи 26.3. КоАП РФ, изложив ее в следующей редакции: «Объяснения лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показания свидетелей и потерпевшего подлежат записи и приобщению к делу об административном правонарушении» [2, с. 98].

Сроки составления протокола об АПН указаны в статье 28.5. КоАП РФ. По общему правилу, закрепленному в части первой указанной статьи, административный протокол должен быть составлен «немедленно после выявления совершения административного правонарушения». Однако значение слова «немедленно» законодателем не конкретизировано, а значит может трактоваться правоприменителем вариативно, в зависимости от его субъективных представлений о лексическом значении понятия, что недопустимо.

По мнению авторов настоящей статьи, исключить имеющиеся противоречия можно, определив в законе конкретный временной промежуток, в течение которого протокол об АПН (при отсутствии необходимости проведения административного расследования) должен быть составлен компетентным должностным лицом, например, не позднее трех часов с момента возбуждения дела об административном правонарушении.

Обзор документа

Заново утвержден Перечень должностных лиц системы МВД России, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях.

Перечень содержит 6 разделов: центральный аппарат; главные управления и управления на транспорте по федеральным округам; министерства внутренних дел по республикам, главные управления, управления по иным регионам; управления, отделы по муниципалитетам, по ЗАТО, на особо важных и режимных объектах, Управление на комплексе «Байконур»; линейные управления, отделы на ж/д, водном и воздушном транспорте; центры спецназначения.

Все должностные лица перечня могут проводить административное задержание.

Аналогичный приказ МВД России от 2 июня 2005 г. признан утратившим силу.

МВД России изменило перечень своих сотрудников, которые вправе составлять протоколы об административных правонарушениях

Stokkete / Shutterstock.com

С ноября действует новый Перечень должностных лиц системы МВД России, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях; прежний Перечень более не применяется. Однако изучение нового Перечня не позволяет однозначно ответить на вопрос: изменилось ли, и каким образом, количество полицейских, которые вправе оформлять протоколы? (приказ МВД России от 30 августа 2017 г. № 685).

Дело в том, что структура нового Перечня кардинально отличается от структуры прежнего: раньше каждой должности или группе должностей МВД России соответствовал свой собственный «букет» из административных правонарушений, по которым они могли составлять протоколы. Например, инспектор по делам несовершеннолетних мог «запротоколировать» такие нарушения, как неисполнение родительских обязанностей, неуплату алиментов, продажу алкоголя ребенку, курение табака в неположенном месте. Но не вправе был составить протокол, например, по нарушениям при техосмотре автомобилей (хотя сама эта статья – «полицейская»). А полицейский, который охраняет общественный порядок во время массовых мероприятий, мог «оформить» создание помех голосующим избирателям, пропаганду нетрадиционных сексуальных отношений среди несовершеннолетних, вандализм в общественном транспорте или управление автомобилем без номеров. Но не смог бы «запечатлеть» в протоколе пьяное вождение, или, скажем незаконный оборот алкоголя.

Существовали, конечно, и «универсалы» – например, оперуполномоченные могли оформлять протоколы вообще по любым «полицейским» составам КоАП РФ.

Однако — во всяком случае – после изучения «корочек» любого сотрудника полиции с помощью прежнего Перечня можно было довольно быстро выяснить, каковы его полномочия по составлению протоколов об административных правонарушениях. А если таковой протокол был вдруг составлен с нарушением этих полномочий, то он терял свою доказательную силу и дело разваливалось (например, постановление ВС РФ от 7 июня 2017 г. № 11-АД17-31).

С новым же Перечнем выяснить объем полномочий конкретного сотрудника МВД России представляется довольно сложным. Дело в том, что для большинства полицейских новый Перечень априори предоставляет полный набор правонарушений, отнесенных КоАП РФ к полномочиям органов внутренних дел. Но – с одной важной оговоркой: сотрудники МВД России могут составлять протоколы «с учетом осуществляемых полномочий».

Вероятно, это значит, что все-таки инспектору по делам несовершеннолетних «не по чину» выписывать протокол за пьяное вождение. Хотя вдруг нетрезвый водитель везет в машине ребенка? А может ли инспектор по делам несовершеннолетних составить протокол за перевозку ребенка без автокресла? (прежний Перечень этого – абсолютно точно – не позволял). Наверное, однозначный ответ можно дать после досконального изучения должностной инструкции (регламента) конкретного инспектора, а может быть, – инструкции и служебного контракта, а может быть, – инструкции, контракта и еще каких-нибудь документов. Доступа к которым, конечно, ни у кого – в момент составления протокола – нет.

Очевидно, что если сами сотрудники полиции – есть надежда – способны досконально разобраться в собственных полномочиях, то это почти нереально для лиц, в отношении которых и будут составляться эти протоколы. Что – потенциально – обернется увеличением случаев судебного обжалования постановлений по делам об административных правонарушениях.

Читайте так же:  Источники загрязнения окружающей среды сообщение

Кроме того, новый Перечень вводит новую процессуальную фигуру на поле оформления протоколов: стажера полиции. С 31 октября эти лица, по мнению МВД России, вправе составлять протоколы об административных правонарушениях, посягающих на здоровье, санэпидемблагополучие и общественную нравственность, общественный порядок и общественную безопасность, порядок управления, а равно за нарушения режима пребывания иностранце на территории РФ.

Между тем, право составления протоколов принадлежит, согласно ч. 1 ст. 28.3 КоАП РФ, только должностным лицам: то есть осуществляющим функции представителя власти.

Но вот являются ли стажеры полиции должностными лицами? Напомним, что стажер – это лишь будущий сотрудник полиции, его назначают стажером по той должности, на которую он претендует, на период испытания, в целях проверки уровня подготовки. С ним заключается не контракт о прохождении службы в органах, а всего-навсего срочный трудовой договор с условием об испытательном сроке, и никакое специальное звание ему не присваивается. Правда, во время испытания стажер выполняет обязанности и пользуется правами в соответствии с замещаемой должностью. Но при этом не вправе носить оружие, участвовать в некоторых полицейских мероприятиях, особенно, когда его самостоятельные действия в силу профессиональной неподготовленности могут привести к нарушению, ущемлению прав, свобод и законных интересов граждан. И вообще, не менее 37% своего рабочего времени стажер должен не работать, а учиться: изучать иные нормативные правовые акты, ходить на физкультуру, пробовать вести служебную документацию.

Так все-таки, является ли стажер полиции полноценным должностным лицом в том смысле, который придает ему КоАП РФ?

Кажется, что еще совсем недавно сама полиция склонялась к отрицательному ответу: действующий приказ МВД России от 15 августа 2011 г. № 942 «О порядке привлечения стажеров к выполнению обязанностей, возложенных на полицию» прямо запрещает поручать стажерам самостоятельное составление протоколов об административных правонарушениях. Очевидно, что с 31 октября данное правило более не действует: lex posterior derogat priori («последующий закон отменяет предыдущие»).

О некоторых проблемах, возникающих в практической деятельности сотрудников органов внутренних дел (полиции) при составлении протокола об административном правонарушении

юридические науки

  • Быстрянцев Александр Федорович , старший преподаватель
  • Быстрянцев Дмитрий Александрович , другая должность
  • Воронежский институт Министерства внутренних дел Российской Федерации
  • СРОК СОСТАВЛЕНИЯ ПРОТОКОЛА
  • ПРОТОКОЛ
  • АДМИНИСТРАТИВНОЕ ПРАВОНАРУШЕНИЕ
  • СОДЕРЖАНИЕ ПРОТОКОЛА
  • ПРОИЗВОДСТВО ПО ДЕЛАМ

Список литературы

  1. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 №195-ФЗ (ред. от 06.07.2016) // Собрание законодательства РФ, 07.01.2002, N 1 (ч. 1), ст. 1.
  2. Долгих И.П. К вопросу о содержании протокола об административном правонарушении и процессуальных сроках его составления // Фундаментальные и прикладные исследования в современном мире. 2013. Т. 3. №4(04). С. 96-99.
  3. Куценко Т.М. Протокол об административном правонарушении, как документ, имеющий доказательственное значение // Законность и правопорядок в современном обществе. 2013. №16. С. 14-18.
  4. Телегин А.С. Юридическая природа протокола об административном правонарушении // Актуальные теоретические и практические вопросы развития юридической науки: общегосударственный и региональный аспекты. 2014. №1. С. 207-212.

Электронное периодическое издание зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор), свидетельство о регистрации СМИ — ЭЛ № ФС77-41429 от 23.07.2010 г.

Соучредители СМИ: Долганов А.А., Майоров Е.В.

Имеют ли право сотрудники патрульно-постовой службы полиции (ППСП) останавливать и досматривать автомобиль, а также составлять протокол об административном правонарушении?

В соответствии с пунктом 20 статьи 13 Федерального закона Российской Федерации от 07.02.2011 № 3-ФЗ «О полиции» сотрудники полиции в целях обеспечения безопасности дорожного движения имеют право: «останавливать транспортные средства, если это необходимо для выполнения возложенных на полицию обязанностей по обеспечению безопасности дорожного движения, проверять документы на право пользования и управления ими, документы на транспортные средства и перевозимые грузы, наличие страхового полиса обязательного страхования гражданской ответственности владельца транспортного средства».

Уставом ППСП, утвержденным приказом МВД России от 29.01.2008 № 80, определены полномочия нарядов ППСП по обеспечению безопасности дорожного движения. Так наряды ППСП обязаны предотвращать факты управления транспортными средствами лицами, находящимися в состоянии опьянения, или лицами, не достигшими возраста, дающего право управления транспортным средством (когда возраст очевиден или известен сотруднику), и в установленном порядке пресекать эти и другие правонарушения, влекущие очевидную угрозу жизни и здоровью граждан, а также, в пределах компетенции, нарушения Правил дорожного движения пешеходами.

Приказом МВД России от 05.05.2012 № 403 «О полномочиях должностных лиц системы МВД России по составлению протоколов об административных правонарушениях и административному задержанию» утвержден перечень должностных лиц системы МВД России, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных Кодексом РФ об административных правонарушениях. Составление протоколов об административных правонарушениях, предусмотренных Главой 12 КоАП РФ «Административные правонарушения в области дорожного движения», не входит в компетенцию сотрудников ППСП, а отнесены к компетенции:

должностных лиц управлений (отделов, отделений) ГИБДД;

должностных лиц межрайонных подразделений ГИБДД: регистрационно-экзаменационных, технического надзора;

должностных лиц строевых подразделений ДПС ГИБДД;

должностных лиц подразделений автоматизированной фиксации административных правонарушений в области дорожного движения ГИБДД.

Протокол в полиции

  • Скажи пожалуйста может ли полиция вызывать человека и писать один и тотже протокол.
  • Может ли сотрудник полиции, показывать мой протокол другим людям?
  • По статье 7.27 КоАП на сотрудника полиции могут составить протокол?
  • Имеют ли право составить протокол по стоимости. 19.3 на сотрудника полиции.
  • Что будет если не подписать протокол в полиции?
  • Протокол сотрудника полиции
  • Протокол заявления в полицию
  • Сотрудники полиции составили протокол
  • Составление протоколов сотрудниками полиции
  • Административный протокол на сотрудника полиции

Советы юристов:

4.1. По какой стоимости? На сотрудника полиции можно составить протокол по ст. 19. КоАП РФ;
Статья 19.3 КоАП РФ. Неповиновение законному распоряжению сотрудника полиции, военнослужащего, сотрудника органов федеральной службы безопасности, сотрудника органов государственной охраны, сотрудника органов, осуществляющих федеральный государственный контроль (надзор) в сфере миграции, либо сотрудника органа или учреждения уголовно-исполнительной системы либо сотрудника войск национальной гвардии Российской Федерации (действующая редакция)
Кодекс РФ об административных правонарушениях
Глава 19
Статья 19.3

1. Неповиновение законному распоряжению или требованию сотрудника полиции, военнослужащего либо сотрудника органа или учреждения уголовно-исполнительной системы либо сотрудника войск национальной гвардии Российской Федерации в связи с исполнением ими обязанностей по охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности, а равно воспрепятствование исполнению ими служебных обязанностей —

влечет наложение административного штрафа в размере от пятисот до одной тысячи рублей или административный арест на срок до пятнадцати суток.

Потребление (распитие) алкогольной продукции в местах, запрещенных федеральным законом, —
влечет наложение административного штрафа в размере от пятисот до одной тысячи пятисот рублей.

К ответственности может быть привлечен любой гражданин, достигший 16-летнего возраста.

11.2. Добрый вечер.

Читайте так же:  После административного наказания идет уголовное

Написать могут. Но нужно доказать факт хищения, в том числе умысел на хищение.

13.1. Может.
Статья 59. Доказательства

Видео (кликните для воспроизведения).

1. Доказательствами по административному делу являются полученные в предусмотренном настоящим Кодексом и другими федеральными законами порядке сведения о фактах, на основании которых суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения лиц, участвующих в деле, а также иных обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения административного дела.
2. В качестве доказательств допускаются объяснения лиц, участвующих в деле, и показания свидетелей, полученные в том числе путем использования систем видеоконференц-связи, а также письменные и вещественные доказательства, аудио-и видеозаписи, заключения экспертов.
(в ред. Федерального закона от 23.06.2016 N 220-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
3. Доказательства, полученные с нарушением федерального закона, не имеют юридической силы и не могут быть положены в основу решения суда.

Административная деятельность полиции

Услуги по санации полости рта, ортопантомограмма — в клинике «ГелиоДент».

Основания и порядок действий сотрудников полиции при возбуждении дел об административных правонарушениях

Привлечение к установленной ответственности лица, виновного в совершении административного правонарушения, осуществляется в процессе производства по делу об административном правонарушении, включающего в себя по общему правилу несколько стадий, первой и обязательной из которых является стадия возбуждения дела об административном правонарушении .

Процедура возбуждения дела об административном правонарушении в отличие от процедуры возбуждения уголовного дела относительно простая. Рассмотрим некоторые отличительные черты как самих уголовно наказуемого деяния (преступления) и административного правонарушения, так и процедур привлечения виновных к уголовной или административной ответственности.

Возбуждение дела об административном правонарушении. Поводами для возбуждения дела об административном правонарушении сотрудниками полиции (ч. 1 ст. 28.1 КоАП РФ) являются:

Дело об административном правонарушении может быть возбуждено сотрудником полиции при наличии хотя бы одного из указанных поводов и достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения. Наиболее часто дела об административных правонарушениях, выявляемых сотрудниками полиции, возбуждаются посредством составления протокола об административном правонарушении или иного процессуального документа, обеспечивающего производство по делу об административном правонарушении.

В ряде случаев в практической деятельности сотрудников полиции, в особенности сотрудников подразделений ГИБДД, применяется упрощенная форма производства по делу об административном правонарушении, когда дело возбуждается в порядке, предусмотренном ст. 28.6 КоАП РФ, посредством составления постановления по делу об административном правонарушении без составления протокола.

КоАП РФ предусматривает также возбуждение дел об административных правонарушениях, указанных в его отдельных главах, посредством вынесения определения о возбуждении дела об административном правонарушении . Такой порядок возбуждения дела об административном правонарушении применяется при необходимости проведения административного расследования, когда при наличии события правонарушения для принятия решения по делу необходимо установление и исследование всех обстоятельств правонарушения.

Следует отметить еще один способ возбуждения дела об административном правонарушении, который заключается в составлении протокола осмотра места происшествия при наличии признаков административных правонарушений, предусмотренных ст. 12.24 КоАП РФ (нарушение правил дорожного движения или правил эксплуатации транспортного средства, повлекшее причинение легкого или средней тяжести вреда здоровью потерпевшего) и ч. 2 ст. 12.30 КоАП РФ (нарушение правил дорожного движения пешеходом, пассажиром транспортного средства или иным участником дорожного движения (за исключением водителя транспортного средства), повлекшее по неосторожности причинение легкого или средней тяжести вреда здоровью потерпевшего), что связано с неочевидностью вины участников дорожного движения, которая должна быть установлена в ходе последующих проверочных мероприятий, в результате которых будет установлено лицо, совершившее данное административное правонарушение, в отношении которого и будет составлен протокол об административном правонарушении.

Первая обязанность сотрудника при выявлении какого-либо правонарушения — пресечь его, потребовав сначала от правонарушителя его прекращения, а затем при необходимости применить к нему другие меры административно-процессуального пресечения, например доставить правонарушителя в дежурную часть территориального органа МВД России, а уже затем сотрудник в пределах своей компетенции принимает меры административно-процессуального обеспечения производства по делу об административном правонарушении, и его дальнейшие действия зависят от имеющихся административно- юрисдикционных полномочий.

Так, участковый уполномоченный полиции, обнаружив лицо, распивающее спиртные напитки в общественном месте, если в действиях этого лица содержатся признаки административного правонарушения, предусмотренного нормами ст. 20.20 КоАП РФ, сначала требует от лица прекращения правонарушения, а затем фиксирует обстоятельства этого правонарушения в протоколе об административном правонарушении. При этом само составление протокола об административном правонарушении означает не только прекращение правонарушения, но и возбуждение дела об административном правонарушении.

Однако в этой же ситуации сотрудники, входящие в состав наряда ППСП, будут действовать несколько иначе. Как и участковый уполномоченный полиции, они будут обязаны пресечь правонарушение, только это пресечение будет осуществляться путем доставления правонарушителя в дежурную часть ОВД с последующей его передачей оперативному дежурному или дежурному по разбору с доставленными и написанием рапорта об обстоятельствах выявленного правонарушения и доставления правонарушителя. Дело же об административном правонарушении в отношении доставленного лица будет возбуждено уполномоченным должностным лицом дежурной части путем составления соответствующих процессуальных документов.

Для решения вопроса о возможности принятия решения об оформлении процессуальных документов, обеспечивающих производство по делу, на месте обнаружения правонарушения (без доставления правонарушителя в служебное помещение ОВД) имеют значение следующие обстоятельства:

  1. прекращено правонарушение или нет; если правонарушение не прекращается, то для его пресечения необходимо доставление правонарушителя в служебное помещение и при необходимости его задержание;
  2. установлена личность правонарушителя или не установлена; если личность правонарушителя не установлена, например отсутствуют документы, удостоверяющие личность, то доставление необходимо;
  3. препятствует ли правонарушитель составлению материала по делу или не препятствует.

Оценка сотрудником полиции указанных факторов и условий при реализации имеющихся административно-юрисдикционных полномочий после выявления события административного правонарушения осуществляется должностными лицами полиции незамедлительно и определяет последовательность конкретных действий, направленных, во-первых, на прекращение правонарушения и, во-вторых, на обеспечение привлечения правонарушителя к установленной ответственности.

Участковый составил протокол об административном правонарушении «задним» числом. Что мне делать? Могу я на него пожаловаться?

Если участковый уполномоченный полиции при составлении протокола об административном правонарушении нарушил требования закона в отношении сроков его составления, а также требования, предъявляемые к форме и содержанию протокола, вы вправе обратиться с жалобой к руководителю отдела полиции, в органы прокуратуры либо обжаловать незаконные действия полицейского в суд.

Согласно требованиям КоАП РФ протокол об административном правонарушении составляется немедленно после выявления совершения административного правонарушения.

В случае, если требуется дополнительное выяснение обстоятельств дела либо данных о физическом лице или сведений о юридическом лице, в отношении которых возбуждается дело об административном правонарушении, протокол составляется в течение двух суток.

В том случае, если для выяснения обстоятельств дела необходимо проведение административного расследования, то протокол об административном правонарушении составляется по окончании расследования в установленные законом сроки.

В протоколе об административном правонарушении указываются:
— дата и место его составления,
— должность, фамилия и инициалы лица, составившего протокол,
— сведения о лице, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении,
— фамилии, имена, отчества, адреса места жительства свидетелей и потерпевших, если имеются свидетели и потерпевшие,
— место, время совершения и событие административного правонарушения,
— статья настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации, предусматривающая административную ответственность за данное административное правонарушение,
— объяснение физического лица или законного представителя юридического лица, в отношении которых возбуждено дело,
— иные сведения, необходимые для разрешения дела.

Читайте так же:  Ознакомление с протоколом об административном правонарушении

При составлении протокола об административном правонарушении, а также иным участникам производства по делу разъясняются их права и обязанности, предусмотренные настоящим Кодексом, о чем делается запись в протоколе. Протокол подписывается должностным лицом, его составившим, и гражданином, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении.

Копии протокола вручаются правонарушителю и потерпевшему. Сам протокол в течение трех суток направляется судье либо в орган или должностному лицу, уполномоченным рассматривать административные дела.

Статьей 53 Федерального закона «О полиции» установлено, что действия (бездействие) сотрудника полиции, нарушающие права и законные интересы гражданина, государственного и муниципального органа, общественного объединения, религиозной и иной организации, могут быть обжалованы в вышестоящий орган или вышестоящему должностному лицу, в органы прокуратуры Российской Федерации либо в суд.

Как вести себя при задержании и оформлении административного правонарушения

Вас останавливает на улице полицейский. Это самый обычный случай контакта с полицией. Наша памятка перечисляет законные причины, по которым полицейский может вас остановить. На основе практического опыта гражданских активистов мы расскажем, что именно вы можете предпринять в такой ситуации или в случае, если по итогам встречи с полицией вас намереваются привлечь к административной ответственности.

Помните, что ваши активные действия по защите прав и стойкая позиция, основанная на законе, могут возыметь как положительный эффект, так и отрицательный. В любой ситуации нужно действовать исходя из конкретных обстоятельств, чтобы не навредить себе.

Оглавление

Общие положения

Закон «О полиции» обязывает полицейского соблюдать права и свободы гражданина и человека. Полиция предназначена для защиты жизни, здоровья, прав и свобод граждан Российской Федерации и должна незамедлительно приходить на помощь каждому, кто нуждается в ее защите. На полицию возложены такие функции как противодействие преступности, охрана общественного порядка и обеспечение общественной безопасности.

Исполнение этих функций невозможно без постоянного взаимодействия с гражданами, именно поэтому полиция наделена рядом властных полномочий, в том числе правом на проверку документов и задержание. При этом закон требует от полицейских соблюдать определенную процедуру, начиная с момента обращения к гражданину и заканчивая задержанием последнего в случае необходимости.

Права полиции: когда полицейский может остановить гражданина

Закон предусматривает четыре причины, по которым полицейский может обратиться к гражданину:

1. имеются основания подозревать его в совершении преступления;

2. есть данные о том, что гражданин находится в розыске;

3. есть повод для возбуждения против гражданина дела об административном правонарушении;

4. у полицейского есть основания задержать гражданина (т. е. он совершил правонарушение, к примеру, проник на охраняемый объект или нарушил правила комендантского часа).

Полицейский не вправе проверять ваши документы, если вы, к примеру, показались ему «подозрительным». Если же сотрудник ссылается на наличие ориентировки – попросите ее представить либо описать. В ориентировке должна содержаться информация, которая позволяет идентифицировать преступника: черты лица, особые приметы, а не просто общие описания, под которые подойдет каждый второй.

Ваши действия в случае, если к вам подошел полицейский:

1. попросите сотрудника назвать свои должность, звание, фамилию, а также предъявить служебное удостоверение (п.1 ч.4 ст.5 № 3-ФЗ «О полиции»);

2. перепишите в блокнот или в телефон его фамилию, имя, звание и должность, после чего внимательно выслушайте причину и цель обращения к вам;

3. если сотрудник полиции по каким-либо причинам отказывается выполнить ваши законные требования и не предъявляет служебное удостоверение, вежливо поясните, что полицейский этим нарушает закон. Перепишите номер нагрудного знака сотрудника полиции. Помните, любой полицейский, несущий службу в общественном месте, независимо от должности или звания, обязан носить на форменной одежде нагрудный знак, позволяющий идентифицировать его (ч. 5 ст. 25 ФЗ «О полиции»);

4. если вы предполагаете, что требования полицейского носят незаконный характер, позвоните по телефону вашим родным или близким, а также адвокату и сообщите о том, что к вам подошел полицейский, кратко изложите суть его претензий, продиктуйте сведения, идентифицирующие сотрудника, а также сообщите, где вы находитесь. Вы также можете сразу позвонить по телефону 112 и оставить жалобу на действия полицейского;

5. помните, что ваши активные действия по защите прав и стойкая позиция, основанная на законе, могут возыметь как положительный эффект, так и отрицательный. В любой ситуации нужно действовать исходя из конкретных обстоятельств, чтобы не навредить себе.

6. кроме того, полезно спросить у сотрудника полиции, задержаны ли вы и узнать законные причины и основания для этого действия. Если ваши аргументы не помогают, не стоит усугублять положение и продолжать требовать от полицейского соблюдения закона;

7. в случае если законный повод для обращения к вам все же нашелся, полицейский обязан разъяснить вам причину и основания задержания, а также возникающие в связи с этим права и обязанности гражданина (п.2 ч.4 ст.5 № 3-ФЗ «О полиции»).

Проверка документов

Закон не предусматривает за полицейским права на произвольную проверку документов у граждан. Это означает, что полицейский не может без наличия на то весомых оснований попросить вас предъявить паспорт. Зачастую сотрудники полиции ссылаются на то, что вы якобы могли нарушить регистрационный учет (проживаете без условной «прописки») или, к примеру, объявлены в розыск военкоматом. Среди незаконных аргументов также существует «профилактика» или вы похожи на «ориентировку».

Ситуация №1. Полицейский подошел к вам и просит предъявить паспорт. После вашей просьбы представиться и предъявить удостоверение, а также разъяснить, что такое «профилактика» и каковы всё же законные основания для обращения, полицейский говорит, что вы похожи на разыскиваемое лицо и у него якобы есть ориентировка. Попросите полицейского описать ориентировку и уточните, почему он первоначально обратился к вам с другой целью, ничего не упомянув про наличие ориентировки. Если полицейский начинает выдумывать причины – сообщите ему о неправомерных действиях. Действуйте также согласно нашей инструкции.

Ситуация №2. Полицейский просит вас предъявить документы, ссылаясь на то, что вы можете разыскиваться военным комиссариатом или якобы проживаете в городе без регистрации. В такой ситуации важно уточить у полицейского, в связи с какими обстоятельствами он пришел к подобным выводам. Сообщите сотруднику, что вы являетесь добропорядочным гражданином. Поясните, что законом предусмотрены четко сформулированные основания для обращения к гражданину и необоснованные подозрения в нарушении регистрационного учета позволяют вам сделать вывод о неправомерности действий сотрудника, которые вы будете вынуждены обжаловать в прокуратуре. Действуйте согласно нашей инструкции.

Читайте так же:  Куда жаловаться на курение в общественном месте

Важно: ни при каких обстоятельствах не отдавайте паспорт сотруднику полиции – демонстрируйте из своих рук, чтобы не стать «заложником» документа. Если полицейский требует отдать ему документ, откройте последнюю страницу паспорта и зачитайте положение, которое обязывает вас бережно хранить документ и запрещает его изъятие. Также вы можете напомнить полицейскому о том, что вы не трогали его служебное удостоверение, а паспорт – это ваше удостоверение.

Как вести себя при административном задержании

Административное задержание – это кратковременное ограничение свободы физического лица, которое может быть применено в исключительных случаях, если это необходимо для обеспечения правильного и своевременного рассмотрения дела об административном правонарушении или исполнения постановления по делу об административном правонарушении (ч.1 ст.27.3 КоАП РФ). Однако в действительности почти в 100% случаях сотрудники полиции задерживают граждан для составления протокола.

Если есть возможность – включите диктофон или видеосъёмку на телефоне.

Полезный совет: если вас задерживают с целью составления протокола об административном правонарушении – спросите у полицейского, почему он не может составить протокол на месте, как это делают сотрудники ГИБДД. В дальнейшем это может помочь обжаловать незаконное задержание.

1. Ведите себя вежливо и тактично. После того, как вам разъяснили основание и причины задержания, в первую очередь вам необходимо уточнить у сотрудника полиции, в какой отдел полиции вы будете доставлены. По возможности сразу же сообщите об этом своим близким или родственникам, позвоните вашему юристу или адвокату.

2. Если сотрудник полиции, который вас задерживает, не представился – перепишите номер его нагрудного знака. Попробуйте запомнить особые приметы, а также номер служебного автомобиля.

3. Не сопротивляйтесь требованиям сотрудника полиции, за исключением случаев, когда они являются явно незаконными – но и в этом случае постарайтесь максимально зафиксировать происходящее или сообщить кому-то. Сопротивление даже незаконным действиям на практике может привести к возбуждению уголовного дела против вас. По возможности позвоните по телефону 112 и оставьте жалобу.

4. Запомните время, когда вас доставят в отдел полиции – с этого момента отсчитывается срок задержания равный 3 часам (ч. 1 ст.27.5 КоАП РФ). В исключительных случая, четко определенных законом (ч.ч.2, 3 ст.27.5 КоАП РФ) этот срок может быть продлен до 48 часов. Сразу же по прибытии в отдел полиции обратитесь к сотруднику с просьбой сделать отметку о вашем задержании в журнал задержанных, а также уведомить ваших родственников, администрацию по месту работы/учебы или защитника о факте задержания (ч.3 ст.27.3 КоАП РФ). Отдельно вам должно быть предоставлено право на телефонный разговор не позднее трех часов с момента задержания (ч.7 ст.14 ФЗ «О полиции»).

5. С момента задержания вы имеет право на помощь защитника (ч.2 ст. 48 Конституции РФ).

6. Если вам требуется медицинская помощь – уведомите об этом дежурного. С момента задержания охрана здоровья гражданина становится обязанностью полиции.

7. Помните, полиция обязана уважать ваше достоинство (ст.21 Конституции РФ).

Привлечение к административной ответственности

Если вас обвиняют в совершении административного правонарушения, сотрудник полиции обязан составить протокол об административном правонарушении. Протокол, как правило, – это основное доказательство вашей вины, на основании которого будет рассматриваться само дело об административном правонарушении (вынесение постановления по делу об АП). Именно поэтому важно наиболее эффективно пользоваться своими правами на этапе составления протокола.

При составлении протокола об административном правонарушении вы вправе:

1. Давать объяснения, излагать свое видение версии произошедшего. Эти сведения должны быть занесены в протокол, в том числе вами лично (ст.26.3 КоАП РФ). Это значит, что вы можете сами написать в протоколе – как минимум в разделе «объяснение» – всё, что считаете нужным. После вашей записи поставьте прочерк буквой « Z ». Подпишите перед прочерком.

2. Помните, объяснения – это ваше право, а не обязанность. Вы вправе отказаться от дачи любых объяснений (ст.51 Конституции РФ).

3. При составлении протокола об административном правонарушении вы имеете право пользоваться юридической помощью защитника [i] (ч.1 ст.25.1 КоАП РФ). Это означает, что вы можете согласиться давать объяснения только в его присутствии.

4. Кроме того, за вами сохраняется право давать показания и объясняться на родном языке, а также бесплатно пользоваться помощью переводчика (ч. 2 ст. 24.4 КоАП РФ).

5. Если вам необходим защитник, но полицейский отказывается предоставить возможность его вызова – напишите об этом в протоколе («мною заявлено о вызове адвоката, в приглашении адвоката отказано»).

6. При составлении протокола вы также имеете право на ознакомление со всеми материалами дела (ч.1 ст.25.1 КоАП РФ) – посчитайте документы, перепишите их названия, впишите в протокол «мне дали ознакомиться с таким-то документами/не дали». Это не позволит дополнить материал после.

7. Попросите как копию протокола об административном правонарушении (ч. 6 ст.28.2 КоАП РФ), так и копию протокола о задержании (ч.2 ст.27.4 КоАП РФ). При необходимости вы можете внести в протокол необходимые объяснения и уточнения, а также отказаться от подписи (ч.ч.4,5 ст.28.2 КоАП РФ).

8. Вы всегда можете получить разъяснение своих прав при составлении протокола сотрудником полиции (ч.5 ст.27.3 КоАП РФ). Если ваши права не были разъяснены – напишите «мне не были разъяснены мои права» в протоколе.

Уже после составления протокола будет решаться вопрос о привлечении вас к административной ответственности: начальник отдела МВД самостоятельно вынесет постановление и привлечет вас к ответственности или все материалы передадут в суд, который будет принимать решение по существу. О дате и месте рассмотрении дела вас должны уведомить в письменном виде – обычно такого рода отметка имеется в протоколе.

Если же начальник отдела МВД начинает рассматривать дело сразу же – сделайте отметку в протоколе о необходимости переноса даты рассмотрения дела в связи с необходимостью консультации и получения помощи вашего защитника.

После того как сотрудник полиции составит протокол об административном правонарушении, протокол со всеми материалами дела передается для разрешения вопроса о привлечении вас к административной ответственности уполномоченному должностному лицу либо в суд. О времени и месте рассмотрения дела вас должны уведомить надлежащим образом.

Защитник и представитель допускаются к участию в производстве по делу об административном правонарушении с момента возбуждения дела об административном правонарушении.

Видео (кликните для воспроизведения).

Иными словами, защитником может быть любой гражданин, однако его полномочия должны быть удостоверены доверенностью, оформленной в соответствии с законом (ст.185–189 ГК РФ).

Источники

Полиция составила протокол об административном правонарушении
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here